Функциональный подход как методологическое основание модернизации уголовно-правовых средств противодействия коррупции

Аватар пользователя Борков Виктор Николаевич
  • Текст
  • Кратко
  • Справка
  • Рецензии*

Важнейшей научной и политической задачей является правильное определение направления реализации охранительной функции уголовного закона.Особенно сложно установить сферы, методы, границы и меру уголовно правового воздействия, если речь идет об отношениях между гражданином, властью и государством.Дело в том, что данные категории сами по себе не до конца осмыслены учеными, содержание и предназначение характеризуемых ими явлений вызывают дискуссии, в том числе, и в области идеологии.
«В широком смысле слова, – пишет А.И.Марцев, – социальные условия жизни человека представляют собой определенный порядок функционирования, во-первых, человека как биологической единицы; во-вторых, различных общественных формирований; в-третьих, всевозможных институтов государства, интересы которого, как правило, совпадают с общественными интересами и интересами людей» .Достичь реального единства ориентации индивида и государства позволяет идеология.Государственническая идеология способствует полной реализации социальной природы государства, состоящей в обеспечении представительства интересов всех слоев населения и создании условий для всестороннего развития личности.Служение всему обществу придает легитимность нормативным предписаниям государства, деятельности власти.«Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях» , поэтому обращение к ним имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Функциональный подход позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его разностороннюю деятельность, общественную ценность, способность к решению стоящих пред ним задач.«Сущность функционального метода познания правовых явлений заключается в выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение» .
Функциональная характеристика государства одна из самых емких по содержанию.Любой аспект теории и практики управленческих отношений, реализации власти связан с вопросом о функциях государства.Через функции и при помощи функций в многогранной деятельности государства конкретизируется и реализуется его сущность.«Существенным признаком функций является их связь с деятельностью государства» .Уголовно-правовой интерес состоит в обеспечении нормальных отношений между людьми и деятельной заботы государства в лице его представителей о гражданах, т.е.эффективной реализации государством своих функций.
Большой энциклопедический словарь разъясняет: «функция (от лат.functio – исполнение, осуществление),..1) деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (напр., функция органов чувств, функция денег)...2) функция в социологии – роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т.

д.в обществе)...» .Философский энциклопедический словарь уточняет понятие «функции в социологии», характеризуя ее как роль, которую определенный социальный институт «выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов» .Приведенные определения свидетельствуют об отражении в социологическом представлении о функции связи между деятельностью социального института, его предназначением и интересами общества или отдельных его представителей, которые он выражает.
Подобное представление развивает, сформулированное в Юридической энциклопедии, определение функций государства как основных направлений внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение .Методологическая роль присуща лишь тем понятиям правовой науки, которые отражают классово-политическую суть правовых явлений и указывают путь к достижению новых результатов.Общие описательные понятия типа «норма права», «правоспособность», «дееспособность» и др., «схватывающие внешние признаки, свойства в исторически преходящих по своему внутреннему социально-политическому смыслу правовых явлениях… в методологическом отношении недостаточны» .
В советской правовой науке проблема функций государства стала особым предметом исследований после выступления И.В.Сталина на XVIII съезде партии, где данный вопрос он признал одним из главных в теории государства.В выступлении, с точки зрения классового подхода, были сформулированы основные функции буржуазного и социалистического государств. И.В.Сталин определил, что функции характеризуют деятельность государства сообразно тем задачам, которые стоят перед ним на различных этапах его развития .В последующие годы понятие функций государства особенно широко использовалось для определения деятельности социалистического государства, его роли как главного орудия построения социализма и коммунизма, организации народного хозяйства, коммунистического воспитания.
Функции государства как направление, содержание и обеспечение публичной деятельности выступают в качестве общей категории по отношению к функциям государственных органов и конкретных должностных лиц.Такое соотношение обосновывает применение функционального метода, где все государственно-правовые явления имеют внутреннюю структуру и в то же время сами входят в качестве составного элемента в другую, более обширную структуру .«Взаимодействию категорий “общее” и “конкретное” (единичное) применительно к проблеме функций государства уделено заслужено большое внимание в работе М.Манели.Он пишет: “В теории государства и права понятие функций государства является одной из наиболее абстрактных категорий”.

Однако понятие функций существует только в конкретной деятельности государства в лице его органов.И далее: “Каждый единичный акт государственной деятельности существует в союзе, который ведет к общему…, а то, что общее, является именно функцией государства” .Правильность приведенных положений не вызывает сомнений, – считает Н.В.Черноголовкин» .Подчеркивая связь между деятельностью государственных органов и функциями государства, Т.Я.Хабриева отмечает: «…в каждой функции государственного управления презюмируются элементы политики, и именно поэтому подобные функции отнесены к числу государственных» .
Функции выражают сущность государства как социального явления.В функциях осуществляющих государственную власть органов раскрывается их компетенция.Функции органов государства, – пишет Н.В.Черноголовкин, – представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности, права и обязанности, т.е.правовое установление их объема и границ… можно сказать, что функции государственных органов являются юридическим понятием.В отличие от них функции государства выступают как понятие политико-философское, – делает вывод ученый .Действительно, деятельность органов власти зависит от волевых установлений государства, функции по своему характеру объективны и не зависят от воли законодателя.Но получается, что они зависят от воли тех, кто «формирует» волю законодателя.Функции «…всегда выражают и отражают социально-классовую сущность…» .
Считаем, что существенной чертой функций государства, на которой не акцентируют внимание исследователи, должна выступить их направленность на обеспечение интересов большинства граждан.Если власть не защищает интересы россиян, следовательно, она не выполняет функций государства.«Русский государственный чин есть звание честное и ответственное, милостивое и строгое.Творящий кривду разрушает отечество и позорит себя.Российское чиновничество обязуется помнить, что оно призвано строить и укреплять свою родину» .
О недостаточной социальной направленности осуществляемых в России государством функций свидетельствует одно из самых высоких в мире имущественное расслоение общества.Такой вывод следует из доклада Global Wealth Report, подготовленного швейцарским банком Credit Suisse.Результаты исследования указывают на то, что когда на планете на долю миллиардеров приходится менее 2% совокупного всемирного богатства, в России около 100 миллиардеров контролируют треть всех активов страны.А по числу долларовых миллиардеров Россия занимает четвертое место в мире после США, Германии и Великобритании .
Действительно, реализуемые сегодня Российским государством функции не в полной мере обеспечивают социальную справедливость.Вместе с тем, при формулировании уголовно-правовых мер охраны публичной сферы игнорировать изменение сущности государства и смену парадигмы государственного управления нельзя.

«Субъектность государства в политике, – пишет А.Г.Хабибулин, – определяется его регулятивными потенциями – способностью мобилизовать материальные, финансовые, людские ресурсы, использовать этот потенциал в социально значимых целях, обеспечить наиболее сущностные права и свободы своих граждан» .Поэтому функции государства не могут быть идеологически нейтральными и социально выхолощенными, а при их определении нельзя ограничиваться «стоящими перед государством задачами».Важно коротко, но емко определить задачи и цели государственного воздействия, таким образом, определив и сами функции.«Уход государства от выполнения сплачивающей функции, ценностный конфликт с большинством населения разрывают узы «горизонтального товарищества» и раскалывают ту моральную общность, которая только и может создать «умную экономику».Это – фундаментальная угроза для России» .
Например, в отчетном докладе XVIII съезду партии И.В.Сталин сделал вывод о том, что в эксплуататорском государстве имеется одна внутренняя функция, которая сводится к удержанию в повиновении эксплуатируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшинства .Основной функцией современной России, напротив, следовало бы признать обеспечение социальной справедливости, развитие общества в интересах всех граждан и процветание государства.Размышляя об основных законах будущей России, известный правовед и философ И.А.Ильин писал: «Российское Государство связывает людей в братский союз.Русский русскому брат и помощник всегда, везде и во всем.Всякая взаимная неправда возбраняется.Всякое взаимное притеснение преступно.Всякая злостная эксплуатация наказуема по закону.Всякое оставление в беде предосудительно и позорно.Все за одного – один за всех» .И.А.Ильин использует метод идеализации.Она «…опирается на представление объекта в совершенном виде...Идеализация предполагает освобождение предметности от несущественных или негативных черт и признаков» .В подавлении негативных влияний на общество состоит задача государства.
Развернутое определение функций государства дал С.А.Комаров.Он охарактеризовал их как «…основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства.В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи.Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения» .Представляется, что одной из актуальнейших задач является четкое определение функций нашего государства.Эта проблема очень тесно связана с формулированием государственной идеологии России.

Если идеология – это формируемая система взглядов, выражающая отношение людей к государству, то в функциях проявляется отношение государства к человеку.
Необходимо установить место функций государства в системе понятий «государство» и «государственная власть».Власть выступает одним из признаков государства.Без власти не может быть государства, но и сама государственная власть может осуществляться только через государство, его органы.Представление о действительных, а не декларируемых функциях, осуществляемых государством, мы можем получить из законов, которые принимает власть в лице ее представителей.Получается, что власть формирует функции государства.При этом законы должны не отражать произвол законодателя, а трансформировать «ценностные ориентации, пропагандируемые морально-этические доминанты, представления о путях и конечных целях развития общества и государства» .Поэтому в качестве предтечи права и функций государства можно рассматривать государственную идеологию.Государственная власть призвана реализовывать идеологемы, которые в концентрированном виде выражаются в функциях государства.
Таким образом, функции государства выражают его сущность и характеризуют деятельность государственных органов.Функции государства – это категория политическая, идеологическая и правовая.Основными направлениями деятельности Российского государства не могут быть как защита интересов эксплуататорского меньшинства, так и его подавление.Функциями должны стать обеспечение социальной справедливости, развитие общества в интересах всех граждан и процветание государства.При этом подавлять следует не те или иные классы, а внутренние и внешние угрозы России.Приоритет и масштаб реализации функций обуславливается важностью задач и характером угроз.
Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или государственных организаций.Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером .Следует признать, что функции государства в различных сферах реализуются конкретной деятельностью органов власти, государственных организаций и отдельных должностных лиц.Материализуясь в государственном воздействии на различные сферы отношений между людьми и организациями, деятельность по осуществлению функций государства сама выступает в качестве публичных общественных отношений и требует уголовно-правовой охраны.
Изменение экономических и социально-политических условий функционирования государства приводит к отмиранию одних функций и появлению других.Советское государство занималось подавлением эксплуататоров, ликвидацией остатков капиталистических элементов, охраняло социалистическую собственность от воров и расхитителей народного добра, осуществляло контроль за мерой труда и мерой потребления, хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функции.

В современной России в условиях рыночных отношениях и свободы предпринимательства государство должно обеспечить добросовестную конкуренцию, управление государственными предприятиями и организациями в отраслях имеющих общегосударственное и социальное значение, реализовывать налоговую функцию, гарантирующую все направления деятельности и социальное предназначение государства и т.д.
Переход от распределительной экономики, к рыночным отношениям изменил характер функционирования государства.Отказ от монопольного регулирования обусловил необходимость не только установления правовых основ рынка, но и развитие отношений с субъектами предпринимательской деятельности, осуществление контроля.Такая модификация функций нашего государства сопровождается преодолением системного противоречия между качеством государственного управления и социальными вызовами.«Рыночная экономика, разгосударствление собственности, приватизация, прямые международные торговые, промышленные и иные связи открыли для коррупционеров неограниченные возможности» .
Обращение к формам и методам осуществления функций государства показывает, что отдельные категории должностных лиц своей деятельностью в организационных формах способствуют их реализации, но не представляют при этом органы власти и не являются государственными и муниципальными служащими.К ним относятся сотрудники государственных и муниципальных учреждений, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные полномочия.В организационных формах, договорными методами способствуют осуществлению функций государства руководители государственных предприятий.
Изменение сущности государства отражается на содержании его деятельности.Поэтому, функции Российского государства и методы их осуществления претерпевают значительную модификацию.Существующая система запретов на совершение должностных преступлений не отвечает современным угрозам и требует модернизации.
Интересна и злободневна одна из классификаций функций социалистического государства, которую приводит Н.В.Черноголовкин.Она ограничивается «…тремя функциями: хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной, охраны социалистической собственности от воров и расхитителей (в переходный период – функция подавления сопротивления эксплуататорских классов) и военной защиты от нападения извне» .В приведенной классификации следует обратить внимание на фактическое признание в качестве самостоятельного направления функции противодействия коррупции и ее объединение с «подавлением эксплуататорских классов».Граждане России и сегодня осознают острейшую потребность не в декларативной, а реальной борьбе с коррупцией.При ответе на вопрос о том, что сейчас «…прежде всего, необходимо для укрепления законности и правопорядка в стране», из тринадцати возможных вариантов ответов, подавляющее большинство – 40 % граждан выбрали «борьбу с коррупцией, взяточничеством и произволом в государственных органах» .
Борьба с коррупцией в современных учебниках не рассматривается в качестве самостоятельной функции государства.

«Однако, функции государства, – пишет В.С.Афанасьев, – не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным.В зависимости от конкретно-исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями» .Полагаем, существуют основания для признания противодействия коррупции в качестве самостоятельной функции государства.Во-первых, признание чрезвычайной актуальности пресечения предательства публичных интересов должностными лицами вызвало развитие антикоррупционного законодательства, формирование специфической сферы правоотношений, реализуемой целенаправленной деятельностью государства.Во-вторых, противодействие коррупции не является функцией какого-то конкретного государственного органа, а охватывает деятельность государства в целом.Комплексный характер государственной функции противодействия коррупции обуславливает ее отличие от конкретных видов государственной деятельности, например, расследование преступлений, финансовый контроль и т.п.В фактически реализуемой функции противодействия коррупции выражается сущность и социальное назначение государственного управления – обеспечение справедливости.По справедливому замечанию американского политолога Т.Ремингтона, «роль законодательной политики в обеспечении эффективного управления государством зависит от того, сдерживают ли законы произвол бюрократии и могут ли они поставить цели общественного благосостояния выше частных интересов» .
«Для большинства противодействие коррупции в России напоминает череду кампаний, приуроченных к политическим сезонам, но не постоянную функцию государства, стремящегося обеспечить адекватные социальным потребностям экономическое развитие, эффективную защиту прав граждан и законных интересов организаций» .Проникновение коррупционных отношений во все сферы жизни общества, а в некоторых случаях ее фактическая институциализация, свидетельствуют о невозможности решения проблемы только усилиями следователей, прокуроров и судей.Заявленная функция предполагает разработку государственной системы не только карательных, а возможно, и поощрительных мер направленных на ликвидацию факторов прямо порождающих или провоцирующих коррупцию.
Необходимость возложения функции противодействия коррупции именно на государство объясняется спецификой менталитета населения России.В результате исследования, проведенного Институтом социологии РАН «…удалось выявить, что граждане не усматривают коррупционной сущности в так называемой низовой коррупции.В негативном эффекте коррупции убеждены лишь 2/5 россиян, 1/3 граждан затрудняется определить свое отношение к данному явлению, а 1/7 населения полагает, что коррупция приносит пользу обществу.

Как показали исследования, сторонники негативного влияния коррупции составляют самую крупную группу, но не абсолютное большинство» .
«В большинстве случаев, – пишет А.Г.Хабибулин, – коррупционные процессы обусловлены экономическими интересами тех или иных слоев общества, социальных групп или отдельных лиц.Их коррупционная деятельность направлена именно на противоправное обогащение или получение требуемых экономических результатов.В последние годы значительно увеличились доходная и расходная части федерального бюджета России, объемы внешних и внутренних инвестиций.Следствием этого стало увеличение финансовых потоков, являющихся объектом внимания как различных коммерческих структур, так и части чиновничьего аппарата, совместно стремящихся к быстрой и легкой наживе.Единство интересов в данном случае выступает в роли одного из основных факторов, стимулирующих возникновение и развитие коррупционных связей власти и бизнеса» .Организованные группы, объединяющие должностных лиц и недобросовестных предпринимателей, подрывают экономическую основу реализации всех функций государства.Статистические данные (Таблица 4) свидетельствуют о безнаказанности расхитителей бюджетных средств и соответственно серьезных проблемах в осуществлении государственной функции противодействия коррупции.
Таблица 4
2008 2009 2010 2011
Счетной палатой РФ выявлено незаконных бюджетных трат и нарушений (млрд рублей) 97 238 484 718,5
Количество осужденных за нецелевое расходование бюджетных средств (ст.2851 УК РФ) 9 5 4 7
Количество осужденных на незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ) 3 1 4 5
На фоне активного участия предпринимателей в коррупционных схемах в России происходит либерализация уголовного законодательства в экономической сфере.Ее необходимость обосновывается крайне высоким уровнем административного давления на предпринимателей, незаконным вмешательством в их деятельность.О соотношении уровня такого давления и мерой социальной ответственности бизнесменов свидетельствует число осужденных в России за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169 УК РФ), незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ) и налоговые преступления (ст.ст.198-1992 УК РФ) (Таблица 5).
Таблица 5
2008 2009 2010 2011
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169 УК РФ) 8 6 2 2
Незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ) 930 1038 592 288
Налоговые преступления (ст.ст.198–1992 УК РФ) 2593 3037 1120 724
В настоящее время в качестве субъектов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления выступают должностные лица, а также иные государственные и муниципальные служащие.Только в даче взятки (ст.291 УК РФ) и посредничестве во взяточничестве (ст.

2911 УК РФ) субъект общий.Но в соответствии с законом исполнители данных преступлений также посягают на объект главы 30 УК РФ, т.е.на власть и службу.Причем, статистика свидетельствует о проявляемой взяткодателями активности в формировании коррупционных отношений.Число лиц осужденных за дачу взятки стабильно превышает количество взяткополучателей (Таблица 6).
Таблица 6
2008 2009 2010 2011
Получение взятки (ст.290 УК РФ) 2109 2818 2122 1906
Дача взятки (ст.291 УК РФ) 3873 3750 3426 2945
Признание в качестве объекта не собственно власти и службы, а осуществления функций государства, создает предпосылки для пересмотра подхода к определению субъекта посягательств на публичные отношения.Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 г.предписывает «принять меры по повышению эффективности применения положений гражданского и административного законодательства Российской Федерации в части, касающейся ответственности юридических лиц, от имени которых или в интересах которых совершаются коррупционные преступления…» .При этом важно понимать, что «от имени» юридических лиц в коррупционные отношения вступают их руководители и иные управленцы, поведение которых является общественно опасным.
Возможными субъектами следует признавать не только представителей власти и иных должностных лиц, но и управленцев коммерческих организаций.В современных условиях, – отмечает Заместитель Председателя Счетной палаты РФ В.П.Горегляд, – многие бизнесмены пытаются купить конкурентное преимущество неконкурентным образом, что значительно дешевле и рентабельнее, чем развивать производство и что-то создавать .В сферу уголовно-правового предупреждения должно попадать не только поведение отдельных чиновников, но и коррупционные отношения, т.е.все их участники.Подобный подход позволит ликвидировать юридическую безнаказанность получателей коррупционных услуг.
Выдвижение противодействия коррупции на роль самостоятельной функции государства предполагает решение вопроса о ее соотношении с функцией защиты прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка или как ее нередко называют – правоохранительной.Противодействие коррупции осуществляется не только усилиями правоохранительных органов.Антикоррупционные мероприятия реализуются, например, Министерством культуры , Министерством здравоохранения , Министерством сельского хозяйства .Основное в характеристике правоохранительной функции – возможность государственного принуждения, применение в деятельности государственных органов принудительных, насильственных методов .Ведущими принципами противодействия коррупции признаются: приоритетное применение мер предупреждения, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер .

Видимо за рамками правоохранительной находится деятельность по осуществлению экспертизы нормативных правовых актов , разработка этических норм поведения служащих , процедуры декларирования должностными лицами своих доходов и имущества, а также порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Коррупции нужно противопоставить идеологию государственного представительства интересов всего общества.«Именно идеология позволяет обеспечить реальное единство ценностных ориентаций индивида и государства, интегрировать множество существующих социальных… групп в нечто целое…» .Государство интегрирует власть, бизнес и граждан в процессе реализации своих функций для выполнения своего предназначения.Политическая и идеологическая задача уголовного закона заключается в обеспечении надежной охраны этих интеграционных процессов от преступлений всех возможных субъектов и дезинтеграционных групп.
Н.В.Черноголовкин возражал против квалификации как отдельной основной функции социалистического государства функции охраны социалистической собственности.«Она, – писал ученый, – часть общей охранительной функции государства, которое охраняет не только общественную собственность, но и личную собственность граждан, их законные права и интересы, т.е.в целом социалистический правопорядок» .Противодействие коррупции не ограничивается пресечением посягательств на государственную собственность, коррупция, в числе прочего, мешает реализации правоохранительной функции государства.К «наиболее коррумпированным группам госслужащих» 56 % опрошенных отнесли сотрудников ГИБДД, 32 % – работников милиции, 20 % – работников судов, 16 % – работников следствия и прокуратуры .Заметим, поиск нами особенностей двух важнейших функций государства не имеет целью их теоретическое и практическое обособление или приискание оснований для создания специального антикоррупционного органа.Между правоохраной и борьбой с коррупцией существует теснейшая связь.Задача заключается в выявлении характерных черт коррупционных отношений, поиска новых законодательных средств и тактических приемов их предупреждения.
Таким образом, определение видового объекта должностных преступлений требует уточнения.Из названия главы 30 УК РФ следует, что представители власти и служащие посягают на власть и на интересы службы.Такое представление об объекте не отражает реального содержания, нуждающихся в охране отношений, игнорирует потребности общества.Представляется социально обусловленной уголовно-правовая охрана осуществления функций государства, т.е.реализации основных направлений его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.
Методологическая ценность признания функций государства в качестве объекта должностных преступлений обусловлена тем, что они представляют собой комплексную характеристику предмета и содержания деятельности государства, обеспечивающие ее средства и способы.

Подобный подход создает предпосылки для формирования целостного представления об объекте уголовно-правовой охраны.
Государство не может отказаться от выполнения своих функций.Их деятельностный характер обуславливает необходимость формулирование уголовно-правовых запретов на уклонение от их реализации.В исследуемом аспекте актуализируется задача обеспечения неотвратимости ответственности правонарушителей, повышения эффективности уголовного судопроизводства.
В качестве самостоятельной функции государства следует признать противодействие коррупции.Основаниями для этого выступают собственное содержание, способы, структура и свое обеспечение.Ее специфика состоит в целенаправленной деятельности по укреплению государства как гаранта прав граждан и обеспечения безопасности.Развивающееся антикоррупционное законодательство формирует комплекс правоотношений по поводу противодействия коррупции, которые требуют уголовно-правовой охраны.
Исключительный характер функции по противодействию коррупции состоит в том, что она должна реализовываться практически на всех направления деятельности государства.Противодействие коррупции является важным условием эффективной реализации ряда государственных функций.«Коррупция ослабляет все государственные институты – парламентские, управленческие и судебные, деформирует избирательные кампании и отношение граждан к публичной власти.Деформируется правосознание людей.Снижение качества государственного управления пагубно отражается на выполнении государственных функций в экономической и социальной сферах» .
Заметим, что взаимозависимость между функциями выступает их характерной чертой.Так решению социальных вопросов способствует развитие экономики, а экономика нуждается в образованных и здоровых кадрах.От уровня материального обеспечения во многом зависит эффективность деятельности правоохранительных органов.Теснейшая связь существует между правоохранительной и антикоррупционной функциями.При этом признание противодействия коррупции только частью правоохранительной функции обедняло бы наше представление об индикаторах коррупционного поведения и характере угроз, в том числе, и для самой возможности осуществления правоохраны.Поиск особенностей двух важнейших функций государства не имеет целью их теоретическое и практическое обособление или приискание оснований для создания специального антикоррупционного органа.Задача заключается в выявлении характерных черт коррупционных отношений, разработке новых законодательных средств и тактических приемов их предупреждения и пресечения.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
Язык статьи: 
Русский
Article name /Название статьи (анг.): 
Functional approach as a methodological basis of modernization of criminal law against corruption
Аннотация: 

Изменение сущности государства отражается на содержании его деятельности. Поэтому, функции Российского государства и методы их осуществления претерпевают значительную модификацию. Существующая система запретов на совершение должностных преступлений не отвечает современным угрозам и требует модернизации.В качестве самостоятельной функции государства следует признать противодействие коррупции. Основаниями для этого выступают собственное содержание, способы, структура и свое обеспечение. Ее специфика состоит в целенаправленной деятельности по укреплению государства как гаранта прав граждан и обеспечения безопасности. Развивающееся антикоррупционное законодательство формирует комплекс правоотношений по поводу противодействия коррупции, которые требуют уголовно-правовой охраны.

Annotation/ Аннотация (анг.): 

Changing the nature of the state is reflected in the content of his work. Therefore, the functions of the Russian state and the methods of implementation are undergoing significant modification. The current system of prohibition to commit misconduct does not meet current threats and demands modernizatsii.V as independent functions of the state should recognize the fight against corruption. The reasons for this are the proper content, processes, structure, and its software. Its specificity is the purposeful action to strengthen the state as guarantor of citizens' rights and safety. Developing anti-corruption legislation creates complex relationships on the anti-corruption, which require criminal law protection.

Zip_слово: 
коррупция