2013avtoref851

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Данилова Валерия Александровна
 
27 марта 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.203.29
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Данилова В.А. Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 17.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref851 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Данилова В.А. Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 17.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
Данилова Валерия Александровна
Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия
реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской
Федерации
12.00.02 – Конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва, 2013
2
Диссертация выполнена на кафедре конституционного и муниципального права
Российского университета дружбы народов.
Научный руководитель доктор юридических наук, доцент
профессор кафедры административного
Кучеренко Петр Александрович
Официальные оппоненты доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры «Гражданское право»
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
Грудцына ЛюдмилаЮрьевна
Шабанова Зурида Муссовна
кандидат юридических наук,
начальник отдела подготовки докладов
Аппарата Уполномоченного по правам
человека в РФ
Ведущая организация ФГБОУ ВПО Российская академия
народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской
Федерации
Защита состоится 27 марта 2013 г. в 16.30 ч. на заседании диссертационного
совета Д 212.203.29 при ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по
адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, каб. № 347 Зал заседаний
Ученого совета.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке
ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по адресу: 117198, г. Москва,
ул. Миклухо-Маклая, д. 6, каб. № 347 Зал заседаний Ученого совета.
Автореферат и объявление о защите диссертации отправлены для размещения
на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в
сети Интернет «____» февраля 2013г.
Автореферат разослан «___» февраля 2013 года.
Учёный секретарь
диссертационного совета Д 212.203.29
кандидат юридических наук, доцент А.Р. Батяева
3
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В современных условиях развития
общества степень реализации государственной защиты материнства, детства и семьи
свидетельствует о социальной направленности государства, его демократичности,
приоритета гуманитарных и нравственных ценностей. Так, в соответствие со ст. 38
Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под
государственной защитой.
Защита прав детей является особенно актуальной в Российской Федерации,
которая относится к числу наиболее острых современных социальных проблем,
порожденных нарушением прав данной категории населения в последние годы.
Для защиты прав и свобод такой уязвимой демографической группы, как
несовершеннолетние, должны быть объединены различные институты гражданского
общества, предназначенные для защиты прав и свобод человека и гражданина.
Однако эффективность защиты прав и свобод несовершеннолетних зависит от четко
определенных, детально разработанных и действенных механизмов
функционирования и взаимодействия субъектов, чья деятельность непосредственно
направлена на обеспечение и защиту прав и свобод несовершеннолетних. При
отсутствии реализации права несовершеннолетних на получение квалифицированной
юридической помощи невозможно обеспечение высокого уровня защиты и
соблюдения прав и свобод несовершеннолетних.
Актуальность исследования права на получение квалифицированной
юридической помощи как гарантии реализации конституционных прав и свобод
несовершеннолетних в Российской Федерации обусловлена тем, что дети в силу
возрастных особенностей не способны самостоятельно осуществлять защиту
собственных прав и законных интересов, также эффективно, как взрослые, в связи с
чем, государство обязано создать условия для реализации международно-правового
принципа наибольшего обеспечения интересов детей, путем повышения гарантий
реализации права несовершеннолетних на получение квалифицированной
юридической помощи, обеспечения высокого уровня качества оказываемой
квалифицированной юридической помощи, а соответственно прав и свобод
несовершеннолетних в Российской Федерации.
Так, Президент Российской Федерации отметил, что непродуманное внедрение
механизмов обуславливает нарушение суверенитета семьи, может спровоцировать
недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию,
паразитирование некоторых недобросовестных чиновников на этих проблемах.
Следует избегать слепого копирования чужого опыта. В том числе и по причине
небесспорности этих моделей управления общественными явлениями в данных
сферах и в тех странах, где наиболее широко применяются правила так называемой
ювенальной юстиции.
Степень научной разработанности проблемы.
В последнее время праву на получение квалифицированной юридической
помощи в Российской Федерации уделяется значительное внимание. Однако большая
часть работ сводится либо к анализу непосредственно самого права на
квалифицированную юридическую помощь, либо к праву совершеннолетних граждан
Российской Федерации на получение квалифицированной юридической помощи,
оставляя тем самым вне рамок рассмотрения право несовершеннолетних на
получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.
4
Особое значение для данной работы имеет исследование проблем
конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи,
которые широко представлены в работах С. А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Г.Г.
Арутюняна, М.В. Баглая, Е.М. Берлина, Л.Д. Воеводина, Л.Ю. Грудцыной, А.П.
Гуляева, А.А. Клишаса, Н.В. Козловой, В.Л. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, А.В.
Малько, Н.И. Матузова, Р.Г. Мельниченко, Г.И. Муромцева, Г.М. Резника, О. А.
Снежко, Н.М. Чепурновой, С.М. Шахрая.
Вопросы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации
рассмотрены в работах А. Г. Бережнова, Н. А. Богдановой, А.Б. Венгерова, Д.З.
Зиядовой, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, Е.В. Марковичевой, Э.Б. Мельниковой, Ю.Р.
Орловой, Л.С. Явича.
Субъекты оказания квалифицированной юридической помощи
несовершеннолетним в Российской Федерации стали предметом диссертационного
исследования таких авторов, как С.А. Абрамовой, А.М. Грибкова, В.Н. Закопырина,
С.В. Зуевой, Е.Ю. Корчагиной, Е.Г. Куропацкой, Г.А. Магдесян, Л.Ю. Михеевой,
М.А. Соколовой, А.Ю. Томилова, Т.О. Урумовой, О.А. Федоровой и др.
Исследование проблем ювенальной юстиции в Российской Федерации
представлено в работах А.С. Автономова, Е.Л. Вороновой, Н.А. Галлямова, А.Э.
Дубоносовой, Л.М. Карнозовой, Н.В. Ляшенко, Р.М. Максудова, М.К. Флямера, Н.Л.
Хананашвили, С.В. Черчаги, Л.В. Юрченко.
Институт международной защиты прав человека и гражданина широко
отражен в трудах А.Х. Абашидзе, В.А. Карташкина, О.М. Мещеряковой, защита прав
несовершеннолетних представлена в диссертационных работах Ю.В. Белозеровой,
А.Ю. Бухарова, И.Г. Гараниной, Г.В. Замычкиной, Б.М. Жавзандолгора, К. Никонова,
С.Ф. Рахимова и др.
Таким образом, анализ научных концепций и подходов позволяет сделать
вывод о масштабности изучения права на получение квалифицированной
юридической помощи. Вместе с тем, следует отметить, что не в полной мере
исследована специфика права несовершеннолетних на получение квалифицированной
юридической помощи в Российской Федерации, субъекты оказания
квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним, гарантии
реализации права несовершеннолетних на получение квалифицированной
юридической помощи. Результаты диссертационного исследования призваны
дополнить представления о праве на получение квалифицированной юридической
помощи как гарантии реализации конституционных прав и свобод
несовершеннолетних в Российской Федерации.
Объектом диссертационного исследования являются общественные
отношения, складывающиеся в сфере реализации права на получение
квалифицированной юридической помощи как гарантии реализации
конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации.
Предметом исследования являются международно-правовые акты, нормы
конституционного права, конкретизирующие их нормы отраслевого законодательства
РФ, обеспечивающие реализацию права несовершеннолетних на получение
квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.
Цель настоящего исследования заключается в изучении права на получение
квалифицированной юридической помощи как гарантии реализации
конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации,
5
анализе теоретических и практических проблем, возникающих в процессе реализации
права несовершеннолетних на получение квалифицированной юридической помощи.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи
диссертационного исследования:
- раскрыть сущность и содержание права на получение квалифицированной
юридической помощи как гарантии реализации конституционных прав и свобод
несовершеннолетних в Российской Федерации;
- исследовать правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации;
- выявить в качестве субъекта реализации права на получение
квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации
несовершеннолетних;
- определить субъектов оказания квалифицированной юридической помощи
несовершеннолетним в Российской Федерации;
- рассмотреть механизм обеспечения реализации права на получение
квалифицированной юридической помощи несовершеннолетних в Российской
Федерации;
- выработать предложения по совершенствованию правового регулирования
права на получение квалифицированной юридической помощи как гарантии
реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской
Федерации.
Методологическую базу диссертационного исследования составляют
общенаучные и частные методы познания: диалектический метод, логико-
теоретический, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой,
формально-юридический.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составляют
международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральное и
региональное законодательство, практика Европейского суда по правам человека,
решения Конституционного суда, правоприменительная практика иных судебных
органов. Рассмотрены утратившие силу нормативно-правовые акты, необходимые для
анализа права на получение квалифицированной юридической помощи в Российской
Федерации.
Проанализирована деятельность институтов гражданского общества в сфере
оказания квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним.
Научная новизна исследования заключается в том, что сформулировано
понятие права на получение квалифицированной юридической помощи как гарантии
реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской
Федерации. Выявлены особенности права несовершеннолетних на получение
квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, определены
субъекты оказания квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним в
Российской Федерации, рассмотрен механизм обеспечения реализации права
несовершеннолетних на получение квалифицированной юридической помощи в
Российской Федерации. Выработаны предложения по совершенствованию правового
регулирования права несовершеннолетних на получение квалифицированной
юридической помощи в Российской Федерации, повышению эффективности
деятельности субъектов оказания квалифицированной юридической помощи
несовершеннолетним, их ответственности, совершенствованию механизма
обеспечения реализации права несовершеннолетних на квалифицированную
юридическую помощь, что является гарантией реализации не только права на
6
получение квалифицированной юридической помощи, но и всех других прав и свобод
несовершеннолетних в Российской Федерации.
Исходя из этого на защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Для реализации права на получение квалифицированной юридической
помощи необходимо принять Федеральный закон «О квалифицированной
юридической помощи в Российской Федерации», который законодательно закрепляет
дефиницию понятия «право на получение квалифицированной юридической
помощи», представляющее собой право человека и гражданина на получение
конституционно гарантированного квалифицированного юридического содействия,
необходимого для эффективного осуществления, реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина; урегулирует отношения, возникающие в сфере оказания
юридической помощи, устанавливает квалификационные требования и критерии к
лицам, оказывающим юридическую помощь с тем, чтобы гарантировать
конституционно закрепленную квалифицированность оказываемой юридической
помощи.
2. Общий правовой статус несовершеннолетних представляет собой
совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей несовершеннолетних,
установленных законодательством с учетом возрастных особенностей, включающая
систему государственных гарантий, основанных на международно-правовых
стандартах, обеспечивающих эффективную реализацию прав, свобод и законных
интересов несовершеннолетних.
3. Необходимо установить порядок обращения несовершеннолетних за
защитой в суд, их процессуальное положение, а также порядок предоставления им
бесплатной юридической помощи адвоката. Законодательное закрепление данных
положений обеспечит реализацию установленного ст. 56 СК РФ права на защиту
своих прав и законных интересов, а также права на самостоятельное обращение в суд
за защитой своих прав по достижении возраста четырнадцати лет.
4. В целях повышения эффективности деятельности института
Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, необходимо
усовершенствовать нормативно-правовую базу деятельности данного института,
путем принятия Федерального закона «Об уполномоченном по правам ребенка в
Российской Федерации», который закрепляет правовой статус института
Уполномоченного по правам ребенка, единые требования к кандидатам на должность
Уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации, к
порядку выдвижения и назначения на должность, к порядку деятельности и др.
5. Для осуществления полномочий, возложенных на комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, необходимо принять Федеральный закон «Об
основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав в Российской Федерации», что обеспечит единообразие деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних в сфере защиты и охраны прав
несовершеннолетних на всей территории Российской Федерации.
6. В целях повышения эффективности деятельности органов опеки и
попечительства необходимо создать механизм привлечения специалистов органов
опеки и попечительства к ответственности за ненадлежащее исполнение своих
функций. Разработать стандарты работы органов опеки и попечительства с детьми и
семьями, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также в области защиты прав
ребенка, установить критерии качества деятельности органов опеки и попечительства,
в том числе, оказываемой ими квалифицированной юридической помощи.
7
7. Предлагаемые проекты формирования института ювенальной юстиции в
Российской Федерации, представляют собой западную модель ювенальной юстиции,
результатом реализации которой стали тотальный контроль над семьей и
воспитательными процессами, разрушение авторитета института семьи и брака, рост
показателей социального сиротства и преступности несовершеннолетних.
Инструментарий ювенальной юстиции предполагает активное использование
государственных органов в процессе воспитания детей, что обуславливает
обесценивание семейного воспитания в современном обществе. Традиционно в
становлении и воспитании молодого поколения нашей страны ведущая роль
принадлежит институту семьи, формирующему систему ценностных ориентаций и
жизненных стратегий, модели поведения в социуме, поэтому западные технологии
ювенальной юстиции в Российской Федерации не могут быть применены.
Научно-теоретическое и практическое значение исследования состоит в
том, что содержащиеся в работе положения, выводы и предложения могут быть
использованы в процессе совершенствования законодательного регулирования права
на получение квалифицированной юридической помощи как гарантии реализации
конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в
учебном процессе при преподавании общих и специальных курсов конституционного
права, а также при разработке учебных пособий по данной тематике.
Положения и выводы, изложенные в данной работе, могут быть использованы
для повышения правовых знаний и правовой культуры как несовершеннолетних, так
и более старших демографических групп населения Российской Федерации.
Апробация результатов исследования осуществлена в ходе обсуждения
диссертационного исследования на заседании кафедры Конституционное и
муниципальное право Российского университета дружбы народов.
Автором представлены результаты исследований на научно-практических
конференциях, в том числе: всероссийской научно-практической конференции
«Россия в меняющемся мире: государство, право, политика» (Пензенский
государственный университет, Пенза, 2009); международной межвузовской научно-
практической конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе
современного российского права» (Московская государственная юридическая
академия, Москва, 2009); всероссийской научно-практической конференции
«Государство и право в XXI веке: публично-правовой аспект» (Пензенский
государственный университет, Пенза, 2012); международной научно-практической
конференции «Образование и наука XXI века» (София, 2012).
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в
одиннадцати научных статья, три из них изданы в журналах и изданиях,
рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и
науки Российской Федерации.
Результаты диссертационного исследования внедрены в деятельность
Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по
науке, образованию, культуре и информационной политике, Фонда поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, объединяющих
восемь параграфов, заключения, а также библиографического списка.
Основное содержание работы
8
Во введении обосновываются выбор и актуальность темы исследования,
выделяются предмет и объект исследования, его цели и задачи, упоминаются
использованные автором научно-исследовательские методы, определяются новизна
работы, теоретическая и научно-практическая значимость, формулируются основные
положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Право несовершеннолетних на получение
квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации:
конституционно-правовой аспект» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе исследуется сущность и содержание права на получение
квалифицированной юридической помощи.
Конституционное право на получение квалифицированной юридической
помощи входит в правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина,
который составляет основу правового статуса личности.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на
получение квалифицированной юридической помощи. Конституция РФ, основываясь
на международных стандартах соблюдения и защиты прав и свобод человека,
наделяет всех лиц, находящихся на ее территории, правом на квалифицированную
юридическую помощь.
Право на квалифицированную юридическую помощь имеет двойственную
природу, с одной стороны оно существует как субъективное личное право человека, а
с другой как гарантия защиты всех иных прав и свобод.
Однако гарантированное Конституцией РФ право каждого на
квалифицированную юридическую помощь, продолжает во многом оставаться
декларативным, поскольку и в Конституции РФ, и в конкретизирующем ее
отраслевом законодательстве отсутствует дефиниция понятия «квалифицированная
юридическая помощь».
Оказание юридической помощи любыми лицами, вне каких бы то ни было
профессиональных стандартов, нарушает конституционные нормы о правовом
государстве, равенстве граждан и квалифицированной юридической помощи,
поэтому главным принципом оказания юридической помощи
должна выступать ее квалифицированность, заключающаяся в наличии
профессионального образования, специальных познаний в области права.
Очевидно, что без обеспечения права на квалифицированную юридическую
помощь в условиях непрерывного реформирования законодательства вряд ли
возможна эффективная защита всех иных прав и свобод.
Таким образом, конституционное право на получение квалифицированной
юридической помощи представляет собой право человека и гражданина на получение
конституционно гарантированного квалифицированного юридического содействия,
необходимого для эффективного осуществления, реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина.
Для реализации права на получение квалифицированной юридической помощи
необходимо принятие Федерального закона «О квалифицированной юридической
помощи в Российской Федерации», который законодательно урегулирует отношения,
возникающие в сфере оказания юридической помощи, установит квалификационные
требования и критерии к лицам, оказывающим юридическую помощь с тем, чтобы
гарантировать конституционно закрепленную квалифицированность оказываемой
юридической помощи.
9
Второй параграф посвящен изучению правового статуса несовершеннолетних
в Российской Федерации.
Федеральное законодательство, регулируя общественные отношения,
связанные с правами, свободами, законными интересами, обязанностями и
ответственностью несовершеннолетних сводит понятие «несовершеннолетний» к
лицу, которое не достигло возраста восемнадцати лет, то есть совершеннолетия.
Правовой статус несовершеннолетних в Российской Федерации основывается
на общепринятых принципах и нормах международного права, ратифицированных
Российской Федерацией и конкретизированных в отраслевом законодательстве.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» в ст. 1 закрепляет правовое положение отдельных категорий
несовершеннолетних, определяя понятие детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Так, в данную категорию включены дети, оставшиеся без попечения
родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть
имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы
вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных
переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях и т.д.
Таким образом, на правовой статус несовершеннолетнего оказывает влияние
ряд факторов, общественных отношений, социальных условий, в зависимости от
которых можно выделить различные правовые статусы несовершеннолетних.
Рассматривая правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, следует отметить, что данное понятие более широкое по сравнению со
статусом несовершеннолетнего. Так, правовой статус детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, включает права, обязанности, а также не только
общие государственные гарантии реализации прав несовершеннолетних, но и
дополнительные гарантии реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
Следует сделать вывод о том, что общий правовой статус несовершеннолетних
представляет собой совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей
несовершеннолетних, установленных законодательством с учетом возрастных
особенностей, включающую систему государственных гарантий, обеспечивающих
эффективную реализацию прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.
В третьем параграфе несовершеннолетние рассматриваются как субъект
реализации права на получение квалифицированной юридической помощи в
Российской Федерации.
Необходимость обеспечения права несовершеннолетних на получение
квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации обусловлена тем,
что данное право выступает гарантией реализации и защиты прав, свобод и законных
интересов, что приобретает особое значение, учитывая специфику
несовершеннолетних, которая заключается в небольшом жизненном опыте,
зависимости от родителей или иных законных представителей, в результате чего
несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же
эффективно, как взрослый человек.
В Конституцию РФ включены нормы, направленные на обеспечение
справедливого отношения к человеку в ходе судебного разбирательства. Тем не
10
менее, механизм гарантирования каждому квалифицированной юридической помощи
нуждается в совершенствовании. Так, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ содержит норму, в
соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Семейный кодекс РФ в ч. 1 ст. 56 закрепляет, что ребенок имеет право на защиту
своих прав и законных интересов. Однако способность ребенка самостоятельно
реализовать свое право на защиту имеет существенные ограничения. Так в п. 2 ст. 56
указано, что при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при
невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них)
обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении
родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой
по достижении возраста четырнадцати лет в суд. В настоящее время указанное право
не может быть реализовано, поскольку в законодательстве Российской Федерации не
предусмотрен механизм обращения ребенка в судебные органы.
Указанные недостатки в правовом регулировании прав несовершеннолетних,
свидетельствуют о необходимости совершенствования оказания квалифицированной
юридической помощи несовершеннолетним как на российском, так и на
международном уровнях.
Принятие федерального закона, закрепляющего порядок обращения
несовершеннолетних за защитой в суд, их процессуальное положение, а также
порядок предоставления им квалифицированной юридической помощи позволит
обеспечить реализацию прав и свобод несовершеннолетних.
Вторая глава «Субъекты оказания квалифицированной юридической
помощи несовершеннолетним в Российской Федерации» посвящена анализу
субъектов оказания квалифицированной юридической помощи, защиты и
восстановления нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних в
Российской Федерации.
В первом параграфе рассматривается деятельность Уполномоченного при
Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также проанализирован
институт Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации.
Уполномоченный по правам ребенка осуществляет независимый контроль за
институтами гражданского общества, деятельность которых связана с
несовершеннолетними. Работа Уполномоченного по правам ребенка направлена на
защиту прав, свобод и законных интересов демографической группы населения,
которая в силу возраста не способна самостоятельно эффективно осуществлять
защиту собственных прав и законных интересов.
В связи с этим основой деятельности Уполномоченного по правам ребенка
является доступность для каждого ребенка, позволяющая в случае необходимости
несовершеннолетнему самостоятельно обратиться к Уполномоченному. Данный
принцип работы способствует своевременному выявлению нарушения прав
несовершеннолетних, обуславливающему повышение уровня правовой
защищенности несовершеннолетних, поскольку своевременное оказание
квалифицированной помощи не только пресекает дальнейшее нарушение прав, но и
может спасти жизнь ребенка.
Сегодня среди актуальных направлений деятельности Уполномоченного по
правам ребенка следует выделить внешнеполитический аспект. Важность указанного
направления деятельности Уполномоченного по правам ребенка обусловлена
многочисленными резонансными нарушениями прав и свобод российских детей за
границей в последние годы, в том числе и основополагающего права на жизнь.
11
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости создания эффективных
международных механизмов защиты и восстановления нарушенных прав детей,
обеспечивающих достойную жизнь без нарушения прав, свобод и законных
интересов российских детей за рубежом.
Однако, несмотря на значимость института Уполномоченного по правам
ребенка для обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и
законных интересов несовершеннолетних, в настоящее время отсутствует
федеральная нормативно-правовая база, определяющая порядок функционирования
данного института.
Отсутствие единой нормативной базы привело к различным подходам в
создании института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской
Федерации, а соответственно в порядке назначения, различиям в требованиях,
предъявляемых к кандидатам на должность уполномоченного на региональном
уровне.
На наш взгляд, для повышения эффективности деятельности института
Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации необходимо
усовершенствовать нормативно-правовую базу деятельности данного института,
путем принятия Федерального закона «Об уполномоченном по правам ребенка в
Российской Федерации», который закрепляет правовой статус института
Уполномоченного по правам ребенка, единые требования к кандидатам на должность
Уполномоченного по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации, к
порядку выдвижения и назначения на должность, к порядку деятельности,
устанавливает единые полномочия Уполномоченных по правам ребенка во всех
субъектах Российской Федерации и д.р.
Принятие указанных мер будет способствовать успешной реализации целей и
задач, стоящих перед Уполномоченным по правам ребенка в сфере профилактики
нарушений, а также защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных
интересов несовершеннолетних.
Во втором параграфе проанализирована деятельность комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации.
Являясь составной частью системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних комиссии по делам несовершеннолетних в
соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» выступают
координирующим органом деятельности органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Однако, в связи с отсутствием законодательного регулирования порядка
создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
на федеральном уровне, у субъектов Российской Федерации не сформирован единый
подход в регулировании данной сферы.
На наш взгляд, несовершенство законодательства, отсутствие четко
определенного порядка образования и деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав на федеральном уровне, влияет на
эффективность работы комиссий, а, следовательно, на уровень защиты и
восстановления нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних.
В связи с чем, представляется целесообразным для осуществления комиссиями
по делам несовершеннолетних и защиты их прав, возложенных на них полномочий
принятие Федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по
12
делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации», который
определяет правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних, порядок
образования и обеспечения их деятельности, правовые основы и принципы
деятельности, компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних, их права,
обязанности, формы деятельности, задачи, систему и структуру комиссий по делам
несовершеннолетних, состав комиссий, а также ответственность членов комиссий по
делам несовершеннолетних.
В третьем параграфе раскрыта деятельность органов опеки и попечительства
в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской
Федерации, оказания им квалифицированной юридической помощи.
Органами опеки и попечительства являются специально уполномоченные
органы исполнительной власти субъекта РФ, на которые возложены функции по
опеке и попечительству.
Опекой является форма устройства малолетних граждан (не достигших
возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом
недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и
попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями
подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые
действия. Попечительство является формой устройства несовершеннолетних граждан
в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в
дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане
(попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в
осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних
подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие
совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии с
гражданским законодательством.
Одним из направлений деятельности органов опеки и попечительства является
учет детей, оставшихся без попечения родителей. Среди целей формирования и
использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей, можно выделить учет указанной категории детей, оказание содействия в
их устройстве на воспитание в семьи, создание условий для реализации права
граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, благодаря получению
объективной информации.
При исполнении своих обязанностей органы опеки и попечительства тесно
взаимодействуют с другими органами исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями,
медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги,
или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, и общественными организациями.
Серьезной является проблема ненадлежащего реагирования органов опеки и
попечительства по вопросам обеспечения прав и законных интересов детей. Для
решения указанной проблемы, на наш взгляд, необходимо создать механизм
привлечения специалистов органов опеки и попечительства к ответственности за
ненадлежащее исполнение своих функций. Разработать стандарты по работе органов
опеки и попечительства с детьми и семьями, попавшими в трудную жизненную
ситуацию, а также в области защиты прав ребенка, установить критерии качества
13
деятельности органов опеки и попечительства, в том числе, оказываемой ими
квалифицированной юридической помощи.
Третья глава «Механизм обеспечения реализации права
несовершеннолетних на получение квалифицированной юридической помощи в
Российской Федерации» посвящена исследованию инструментов обеспечения
реализации права несовершеннолетних на получение квалифицированной
юридической помощи в Российской Федерации.
В первом параграфе рассмотрен институт ювенальной юстиции как
инструмент обеспечения реализации права несовершеннолетних на получение
квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации.
Ювенальная юстиция с узкой точки зрения представляет собой звено системы
правосудия в отношении несовершеннолетних или иными словами суд по делам
несовершеннолетних.
Ювенальная юстиция в широком значении - это система взаимодействующих
социальных институтов, государственных органов и учреждений,
неправительственных некоммерческих организаций и иных институтов гражданского
общества с целью защиты, обеспечения и восстановления нарушенных прав, свобод и
законных интересов несовершеннолетних, центральным элементом которой является
суд, рассматривающий не только уголовные дела в отношении несовершеннолетних,
но и гражданские дела о защите имущественных и неимущественных прав
несовершеннолетних, о лишении родительских прав, об усыновлении, об
установлении отцовства и др.
Широкое значение института ювенальной юстиции отражено в проектах
Федеральных законов, регламентирующих введение ювенальной юстиции в
Российской Федерации. Так, проект Федерального конституционного закона «О
внесении дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе
РФ» предусматривает введение в судебную систему в рамках системы судов общей
юрисдикции специализированных ювенальных судов, которые рассматривают
гражданские, административные и уголовные дела. Проект Федерального закона «О
ювенальных судах РФ» определяет систему и иерархию ювенальных судов. Проект
Федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции» выстраивает весь
комплекс государственных и общественных институтов, обеспечивающих построение
и функционирование системы ювенальной юстиции.
Следует отметить, что указанные законопроекты прописывают широкие
полномочия органов ювенальной юстиции, не предусматривая их ответственность.
Законопроекты не учитывают уже существующие механизмы защиты прав
несовершеннолетних. Принятие указанных законопроектов, приведет к реформе
законодательства, однако, вряд ли, будет способствовать повышению уровня
обеспечения прав несовершеннолетних.
В основе ювенальной юстиции лежит восстановительный подход в
осуществлении правосудия по отношению к несовершеннолетним
правонарушителям. Восстановительный подход позволяет широко использовать
принудительные меры воспитательного воздействия в альтернативу наказанию в виде
лишения свободы.
Результатом деятельности подобных ювенальных технологий в западных
странах стал рост преступности и рецидива среди несовершеннолетних.
Безнаказанность не может служить эффективным механизмом профилактики
преступности несовершеннолетних, а тем более средством их успешной
14
социализации. В связи с чем, появилась тенденция к ужесточению принципов
ювенальной юстиции, так в ряде стран снижен возраст уголовной ответственности,
установлена процедура передачи уголовных дел в отношении несовершеннолетних в
общеуголовные суды.
Введение ювенальной юстиции в Российской Федерации связано с проблемой
разрушения института семьи и брака, ростом показателей социального сиротства,
поскольку в ее основе лежит тотальный контроль над семьей, воспитательными
процессами, отдавая предпочтение в процессе воспитания детей государственным и
иным органам, ювенальная юстиция отодвигает семейное воспитание на второй план.
Не смотря на негативные тенденции в международной практике
функционирования ювенальной юстиции, в Российской Федерации активно
продвигаются различные ювенальные проекты. Среди них следует выделить проект
федерального закона № 198484-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения гарантий прав
детей на надлежащее воспитание».
Согласно данному законопроекту родительских прав могут быть лишены семьи
только из-за недостаточно высокого уровня материального достатка. Следует
подчеркнуть, что законопроект не определяет размер необходимого уровня жизни.
Учитывая последствия мирового экономического кризиса, связанные с ним высокие
показатели уровня безработицы и снижение размера денежного дохода, в данную
категорию может попасть практически любая российская семья.
Институт ювенальной юстиции в Российской Федерации не сможет решить
весь комплекс проблем социально-демографической группы несовершеннолетних.
Поэтому представляется актуальным, не введение института ювенальной юстиции, а
реализация эффективных экономических мер государственной поддержки
малоимущих семей, материнства и детства, проведение грамотной государственной
экономической политики, не доводящей граждан своей страны до категории
малоимущих, с последующим лишением родительских прав по причине бедности.
Следует отметить, что провозглашенный ювенальной юстицией приоритет прав
ребенка над правами родителей разрушает институт семьи и брака, подрывает
авторитет родителей, разрушает границы социально - адекватного поведения, что
ведет к вседозволенности поведения несовершеннолетних по отношению к
родителям, представителям власти, к социуму в целом, а, в конечном счете, и
государственности.
Во втором параграфе рассмотрен институт международной защиты прав
несовершеннолетних как инструмент обеспечения реализации права
несовершеннолетних на получение квалифицированной юридической помощи в
Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждый вправе
обратиться в соответствии с международными договорами Российской Федерации в
межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все
внутригосударственные средства защиты.
Международная защита прав ребенка - это система международных органов,
осуществляющих защиту прав детей, разработку международных стандартов в
области прав ребенка и создание специальных механизмов контроля за соблюдением
прав несовершеннолетних со стороны государств.
15
Важную роль в сфере международной защиты прав ребенка играет
Европейский Суд по правам человека. Обращаться в Европейский суд могут любые
лица независимо от наличия у них процессуальной дееспособности по национальному
праву. Если физическое лицо по национальному праву лишено права самостоятельно
выступать в судебном процессе в качестве стороны, это обстоятельство не влияет на
его право обращения в Европейский суд по правам человека. Конвенция о защите
прав человека и основных свобод позволяет детям подавать жалобы в Европейский
Суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных
представителей.
Следует выделить механизм защиты прав человека, уполномоченный защищать
права ребенка, который действует только на территории Содружества независимых
государств. Так, Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества
Независимых Государств были приняты Рекомендации «О защите детства в
государствах-участниках Содружества Независимых Государств».
Данные Рекомендации указывают, что государства-участники Содружества
Независимых Государств должны принять экстренные меры по корректировке
государственной политики в интересах детей, по улучшению положения детей и
реализации чрезвычайных мероприятий по осуществлению прав и жизненных
интересов детей в соответствии с конституциями государств и нормами
международного права в этой области, активизировать законотворческую
деятельность по совершенствованию законодательства государств по вопросам,
регулирующим соблюдение, защиту прав и законных интересов детей в области
охраны их здоровья, в сфере образования, воспитания, развития детей, по социальной
защите, подготовке детей к участию в жизни государства и общества.
Совершенствование законодательной базы должно быть ориентировано на системное
обеспечение правовых норм защиты несовершеннолетних граждан. Основными
направлениями социальной политики государств-участников Содружества
Независимых Государств должны быть государственные мероприятия по
преодолению негативных тенденций и улучшению положения детей.
Таким образом, участие Российской Федерации в международном механизме
защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних подтверждает, что в
настоящее время степень защиты прав и свобод человека в любой стране
определяется не только уровнем и эффективностью национальной судебной системы,
но и интегрированностью государства в международную систему защиты прав и
свобод человека и гражданина.
Тем не менее, для повышения уровня обеспечения реализации права на
получение квалифицированной юридической помощи при обращении в
международные инстанции по защите прав человека необходимо принять меры,
касающиеся увеличения количества лиц, оказывающих квалифицированную
юридическую помощь по обращению граждан в международную судебную
инстанцию, и повышения качества представляемой правовой помощи.
По теме диссертационного исследования автором опубликованы
следующие научные работы:
I. Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях,
рекомендованных Перечнем ВАК РФ:
16
1. Данилова В.А. Юридические и правовые услуги как формы оказания
квалифицированной юридической помощи в России//Законы России: опыт, анализ,
практика. - 2010. - № 10. - 0,3 п.л.
2. Данилова В.А. Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации
как гарант защиты и восстановления нарушенных прав и свобод несовершеннолетних
в Российской Федерации//Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 12 (72).
- 0,3 п.л.
3. Данилова В.А. Субъекты защиты и восстановления нарушенных прав и
свобод несовершеннолетних: проблемы реализации в Российской Федерации// Право
и государство: теория и практика. - 2011. - № 1 (73). - 0,3 п.л.
II. Публикации в иных изданиях:
4. Данилова В.А. Адвокатура в РФ как институт обеспечения реализации и
защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина//В сб.: Правовая
политика государства: теория, история, практика: сборник научных статей. – Вып. 4.
– Пенза, 2007. - 0,4 п.л.
5. Данилова В.А. Адвокатура в механизме реализации конституционного права
на судебную защиту// В сб.: Россия на пути к правовому государству: правовые и
исторические аспекты переходного периода: сборник научных статей. – Вып. 1. –
Пенза 2008. - 0,4 п.л.
6. Данилова В.А. Гарантии прав человека и гражданина РФ на получение
квалифицированной юридической помощи// В сб.: Россия в меняющемся мире:
государство, право, политика: материалы Всероссийской научно-практической
конференции (г. Пенза, 18 апреля 2009 г.). – Пенза. 2009. - 0,3 п.л.
7. Данилова В.А. Конституционное право граждан РФ на получение
квалифицированной юридической помощи: проблемы правового регулирования// В
сб.: Традиции и новации в системе современного российского права: сборник тезисов
Международной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых.
– Москва, 2009. - 0,1 п.л.
8. Данилова В.А. Конституционное право граждан РФ на получение
квалифицированной юридической помощи: проблемы правового регулирования//В
сб.: Правовая политика государства: теория, история, практика: сборник научных
статей. – Вып. 5. – Пенза, 2009. - 0,3 п.л.
9. Данилова В.А. Гарантии прав несовершеннолетних в Российской Федерации
на получение квалифицированной юридической помощи//В сб.: Правовая политика
государства: теория, история, практика: сборник научных статей. – Вып.6. – Пенза,
2011. - 0,4 п.л.
10. Данилова В.А. Несовершеннолетние в Российской Федерации как объект
реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической
помощи//В сб.: Государство и право в XXI веке: публично-правовой аспект:
материалы Всероссийской научно-практической конференции/отв. ред. Н.Г.
Карнишина. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2012. - 0,5 п.л.
11. Данилова В.А. Правовой статус несовершеннолетних
в Российской Федерации// Образование и наука XXI века: материалы 8 – ой
Международной научно-практической конференции. (София, 17-25 октября 2012 г.).
«Бел ГРАД-БГ» ООД, 2012. - 0,6 п.л.
17
Данилова Валерия Александровна
Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия
реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской
Федерации
Диссертация представляет собой исследование права на получение
квалифицированной юридической помощи как гарантии реализации
конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации.
Выявлены особенности права несовершеннолетних на получение квалифицированной
юридической помощи в Российской Федерации. Определены субъекты оказания
квалифицированной юридической помощи несовершеннолетним в Российской
Федерации. Рассмотрен механизм обеспечения реализации права
несовершеннолетних на получение квалифицированной юридической помощи в
Российской Федерации. Выработаны предложения по совершенствованию правового
регулирования права несовершеннолетних на получение квалифицированной
юридической помощи в Российской Федерации, повышению эффективности
деятельности субъектов оказания квалифицированной юридической помощи
несовершеннолетним, их ответственности, совершенствованию механизма
обеспечения реализации права несовершеннолетних на квалифицированную
юридическую помощь, что является гарантией реализации не только права на
получение квалифицированной юридической помощи, но и всех других прав и свобод
несовершеннолетних в Российской Федерации.
Danilova Valeria
The right to the qualified legal aid as a guarantee of realization of constitutional rights
and freedoms of minors in the Russian Federation
The dissertation represents research of the right to the qualified legal aid as
guarantees of realization of constitutional rights and freedoms of minors in the Russian
Federation. Features of the right of minors on receipt of a qualified legal aid in the Russian
Federation are revealed. Subjects of rendering a qualified legal aid by the minor in the
Russian Federation are determined. The mechanism of ensuring implementation of the right
of minors on receipt of a qualified legal aid in the Russian Federation is considered.
Suggestions for improvement of legal regulation of the right of minors on receiving the
qualified legal aid in the Russian Federation, to increase of efficiency of activity of subjects
of rendering the qualified legal aid by the minor, their responsibility, improvement of the
mechanism of ensuring realization of the right of minors on the qualified legal aid that is a
guarantee of realization not only the right to the qualified legal aid, but also all other rights
and freedoms of minors in the Russian Federation are developed.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0