2013avtoref702

Аватар пользователя ideolog
Алонцева Дина Викторовна
 
04 июля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Государственно-правовые взгляды С.Н. Булгакова» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.105.10
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Алонцева Д.В. Государственно-правовые взгляды С.Н. Булгакова: автореф. дис... канд. юрид. наук. Курск, 2013. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref702 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Алонцева Д.В. Государственно-правовые взгляды С.Н. Булгакова: автореф. дис... канд. юрид. наук. Курск, 2013. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
АЛОНЦЕВА ДИНА ВИКТОРОВНА
 
 
 
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ
С.Н. БУЛГАКОВА
 
 
Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курск – 2013
Работа выполнена в Елецком государственном университете
 им. И. А. Бунина

 
 
Научный руководитель:                       доктор юридических наук, профессор
                                                                  Сафронова Елена Викторовна
 
 
Официальные оппоненты:                             Золотухина Наталья Михайловна, доктор юридических наук, профессор, Российская академия правосудия, главный научный сотрудник отдела теории и истории права и судебной власти, заслуженный юрист РФ
 
Коробова Екатерина Геннадиевна, кандидат юридических наук, Воронежский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доцент кафедры теории и истории государства и права
                                                   
 
Ведущая организация:                      Воронежский государственный университет
 
                                                  
Защита диссертации состоится «4» июля 2013 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.105.10 при Юго-Западном государственном университете по адресу: 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94, ауд. Г-527
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Юго-Западного государственного университета.
 
 
Автореферат разослан «31» мая 2013 года
 
 
 

Ученый секретарь                                                       
диссертационного совета
Д 212.105.10                                                            Богдан Варвара Владимировна
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. Современному поколению выпала судьба жить в эпоху системного и структурного кризиса, причину которого многие аналитики видят в нарастающем фундаментальном крахе либеральной идеологии, лежащей в основе всех современных политико-правовых и социально-экономических институтов. В условиях повсеместно нарастающего неприятия либеральных идеалов, острого мировоззренческого вызова и отсутствия общезначимой альтернативы ключевое значение приобретает поиск новой политической теории. Нельзя не согласиться с лидером Международного Евразийского Движения, философом А. Дугиным, что «эта альтернатива либерализму требует того, чтобы быть еще придуманной, изобретенной, открытой, обнаруженной», и «если наши политические руководители, стратегические руководители, руководители государства, экономики, социальной системы, наше правительство будут игнорировать остроту мировоззренческого вызова, мы просто рискуем быть погребенными под этим обрушением либерального, и неизбежным обрушением либерального строя. Чтобы России сохраниться – надо сегодня инвестировать, в первую очередь интеллектуальные усилия в грядущую альтернативу, в то, что должно прийти на смену рушившемуся либерализму»[1].
Поиск нового, на наш взгляд, не возможен без изучения политико-правовых доктрин прошлого. Реконструкция государственно-правовых воззрений выдающихся русских мыслителей позволяет познать метафизику, онтологию и аксиологию государства и права. Современной юриспруденции не обойтись без проблемного анализа теории естественного права, соотношения государства, права и религии, нравственности и закона, экономики, политики и права. В этой связи особый интерес представляет творчество выдающегося русского философа, богослова, экономиста, правоведа, крупного общественного деятеля Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944), внесшего огромный вклад в разработку данных проблем.
Тенденция активного изучения философско-правовой мысли русского зарубежья уже наметилась в современной отечественной историко-правовой науке. Появились исследования, посвященные реконструкции воззрений на право и государство, таких мыслителей, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Сорокин, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк и др. В этом ряду имя С.Н. Булгакова незаслуженно обойдено вниманием юристов. Автор диссертации попытался восполнить данный историографический пробел.
Степень научной разработанности темы исследования. Государственно-правовые взгляды С.Н. Булгакова до настоящего времени не были предметом специального изучения. К творчеству этого мыслителя преимущественно обращались философы и экономисты. Некоторые из них касались отдельных аспектов правовой проблематики творческого наследия С.Н. Булгакова.
Первые работы, авторы которых обращались к творчеству С.Н. Булгакова, появились еще при его жизни. В произведениях Л.А. Зандера, А.К. Закржевского, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, А.Ф. Лосева и др. особое внимание уделялось философским взглядам мыслителя. В работах А.И. Богдановича, Н.И. Кареева, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова и др. давалась оценка социально-экономических идей С.Н. Булгакова.
В советское время творческое наследие С.Н. Булгакова, как и многих других представителей философско-правовой мысли русского зарубежья, оказалось невостребованным политическим режимом. По мнению Е.Я. Засядь-Волк работы С.Н. Булгакова «рассматривались советскими исследователями не комплексно, а только в рамках того или иного течения общественной мысли («легальный марксизм», «буржуазный либерализм», «веховство» и т.д.)»[2]. К таким исследователям можно отнести Н. Ангарского, О.Н. Знаменского, К.Ф. Шацило, А.И. Черных и др. Некоторые ученые того периода, в частности, Ю.А. Левада, В.Е. Доля, М.П. Новиков, Н.С. Семенкин, М.М. Шейнман, Л.Е. Шапошников и др. касались эволюции религиозных убеждений С.Н. Булгакова.
На рубеже конца 80-х начала 90-х гг. ХХ в. наблюдается всплеск интереса к творчеству С.Н. Булгакова. Стали появляться работы В.Н. Акулинина, Н.К. Бонецкой, А.В. Гулыга, М.А. Колерова, И.Б. Роднянской, В.В. Сапова, А. Самсина и др., специально посвященные религиозно- философскому наследию мыслителя.
Наиболее крупным биографическим исследованием, посвященным мыслителю, является труд «Профессор Протоиерей, Сергий Булгаков (1871-1944)» монахини Елены (Елена Ивановна Казимирчак-Полонская (1902-1992 гг.).
Отдельным этапам жизни и творчества С.Н. Булгакова посвящены работы З.В. Гришиной, Ю.Н. Давыдова, К.М. Долгова, Е.М. Селезневой, В.В. Сапова, С.Б. Филимонова.
В последнее десятилетие в связи с изданием ранее неопубликованных работ С.Н. Булгакова значительно возрос интерес к религиозно-философским взглядам мыслителя. Появилась серия диссертационных исследований, посвященных философским взглядам С.Н. Булгакова: Е.П. Алексеевой,              А.А. Петракова, Н.В. Гараджы, М.Р. Элоян, И.А. Черносвитовой,                          Е.В. Ковалевой, О.Г. Гариной, Н.А. Вагановой, Л.М. Абдуловой, А.С. Гордеева и др.
Изучению общественно-политических идей мыслителя в разные годы его жизни и творчества посвящены работы Т.С. Юдиной и Е.Я. Засядь-Волк и др.
В рамках изучения проблем метафизики власти С.Н. Булгакова касались В.Н. Жуков и А.Л. Доброхотов и др.
Экономические воззрения ученого исследовали Л.М. Ипполитов,               Ю.М. Осипов, Н.В. Сомин, А. Самсин и др. Ю.М. Осипов считается основателем школы философии хозяйства при МГУ им. М.В. Ломоносова.
Научные труды С.Н. Булгакова подвергались изучению и западными учеными. Внимания заслуживают работы научного сотрудника экономической этики Университета города Сент-Галлен (Швейцария) Кристины Улих, которая рассматривает религиозную концепцию мыслителя и профессора теологии Университета города Фрибура (Швейцария) Барбары Халленслебен, которая, разбирая философию истории, освещает учение Булгакова о Софии.
Позднее всех к творчеству С.Н. Булгакова обратились юристы. В последнее десятилетие в некоторых учебниках по истории политических и правовых учений появились краткие главы, посвященные государственно-правовым взглядам мыслителя. Это учебники под редакцией И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, В.С. Нерсесянца, В.В. Ячевского и др.
Однако целостная и детальная реконструкция взглядов С.Н. Булгакова на государство и право отсутствует.
Объектом исследования стало развитие отечественной юридической мысли во второй половине XIX – начале XX вв.
Предметом диссертации явилась эволюция взглядов С.Н. Булгакова на государство, право и политическую систему общества.
Цель исследования – комплексная реконструкция государственно-правовых воззрений С.Н. Булгакова.
Постановка данной цели обуславливает следующие задачи исследования:
1) дать периодизацию жизненного и творческого пути С.Н. Булгакова;
2) охарактеризовать систему взглядов правоведа на феномен «государство»;
3) проанализировать взгляды ученого на проблему взаимоотношения государства и церкви;
4) исследовать воззрения мыслителя на социализм;
5) рассмотреть эволюцию представлений С.Н. Булгакова о праве;
6) изучить проблему соотношения права и экономики во взглядах ученого.
Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные материалы.
К неопубликованным источникам относятся архивные данные Государственного архива Орловской области (далее – ГАОО), Государственного архива Российской Федерации (далее – ГАРФ).
В Государственном архиве Орловской области (ГАОО) находятся интересные дела, проливающие свет на биографию и родословную                        С.Н. Булгакова. В частности, Указ Николая II о присвоении отцу                           С.Н. Булгакова, Николаю Васильевичу Булгакову потомственного дворянства (Фонд 580. Ст.1. П.1.), Свидетельство о присвоении звания учителя деду мыслителя – Косме Сергеевичу Азбукину (Фонд № 4. Оп. 1. Д.5019).
В фондах ГАРФ имеются дела, касающиеся Поместного Собора Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.). К примеру, проект «Определения о правовом положении Российской православной церкви»[3], разработчиком которого был С.Н. Булгаков.
К опубликованным источникам относятся произведения С.Н. Булгакова. Интерес, среди которых, представляют: «О рынках при капиталистическом производстве» (1900 г.), «От марксизма к идеализму» (1896-1903 гг.), «Неотложная задача» (1905 г.), «Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)» (1909 г.), «Два Града» (1911 г.), «Философия хозяйства» (1912 г.), «Очерки по истории экономических учений» (1913 г.), «Свет Невечерний: Созерцания и умозрения» (1917 г.), «На пиру богов» (1918 г.), «История экономических учений» (1919 г.), «Православие. Очерки учения православной церкви» (1925 г.), Дневник духовный (1925 г.), «Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» (1926 г.), «Основания экуменизма» (1938 г.) и другие.
Особую группу источников представляют опубликованные произведения современников С.Н. Булгакова, посвященные воспоминаниям о нем, его общественно-политической деятельности: Л.И. Аксельрод, С.А. Аскольдова, Н.Н. Алексеева, В.А. Базарова, А.А. Богданова, А.И. Богдановича, П.А. Берлина, Н.А. Бердяева, Евг. Воронова, В.И. Герье, Е.К. Герцык, Л.А. Зандера, А.К. Закржевского, А.А. Кизеветтера, А.Ф. Лосева, А.В. Луначарского, О.К. Локтевой, М.Б. Ратнера, С.С. Хоружиго, И. Цинговатова, Б.В. Яковенко.
Объем и содержание источников позволили выявить сущность государственно-правовых взглядов С.Н. Булгакова, раскрыть их содержание.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных ученых по теории и истории государства и права, к числу которых следует отнести: А.Б. Венгерова, Н.М. Золотухину, И.А. Исаева, В.М. Корельского, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, Г.В. Мальцева, В.С. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, А.В. Полякову, Е.В. Сафронову, Е.В. Тимошину.
Методологическая основа исследования. При написании данной работы использовалась широкая методологическая база, характерная для теории государства и права, истории учений о праве и государстве. Основу составили три группы ме­тодов:
- всеобщие (диалектический метод, в рамках которого для исследова­ния отдельных проблем темы применялись такие общелогические приёмы как анализ, синтез, восхождение от конкретного к абстрактному),
- общенаучные (исторический, формально-логический, системный и др.),
- специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой, методы государственно-правовой экстраполяции и реконструкции правовых явлений прошлого).
Так как в работе произошло совмещение теоретико-юридического и исторического направлений, анализ материала осуществлялся на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов изложения, что позволяет охватить весь процесс становления и развития государственно-правовых взглядов С.Н. Булгакова.
Научная новизна диссертации. Настоящая работа является первым комплексным исследованием взглядов С.Н. Булгакова на государство и право, их метафизику, онтологию и аксиологию как неотъемлемой составляющей части его творческого наследия.
 
 
Положения, выносимые на защиту:
1. На основе анализа творческого пути С.Н. Булгакова можно выделить три этапа в развитии его государственно-правовых взглядов: 1896 – 1901 гг. – период увлечения марксистскими идеями и появления ряда работ, основанных на марксисткой концепции государства и права; 1901 – 1918 гг. – период создания концепции «христианского социализма», время активного участия в политической жизни страны с целью практической реализации идей «христианского социализма»; 1919 – 1944 гг. – религиозно-философский, период эмиграции и появления главным образом работ по теологическим проблемам.
2. Взгляды С.Н. Булгакова на сущность государства и власти не были статичными, они развивались в русле указанных периодов. Преимущественно государственно-правовая проблематика волновала мыслителя до принятия священнического сана. В марксистский период ученый представлял государство как организацию классового господства, но, в отличие от марксистов, выступал не с идеей уничтожения государства, а с идеей его преобразования. В отношении формы государства, в отличие от марксистов, выступавших за республику в форме диктатуры пролетариата, С.Н. Булгаков в этот период был сторонником республиканского парламентаризма.
3. В период разработки концепции христианской политики программную цель С.Н. Булгаков видел в достижении христианского социализма и христианской социальности с идеей внутреннего преображения государственности на основе христианства. В этот период он рассматривал государство в основном через призму эсхатологии. Идеал христианства, отмечал С.Н. Булгаков, это идеал безвластия (анархический), социальный строй, основанный исключительно на нравственных и религиозных отношениях, чуждых принуждению. Однако этот идеал, сохраняя значение абсолютной нормы, не может быть осуществлен в жизни по причине греховности человеческой природы, которая согласно христианским догматам является неоспоримой истиной. Человеческое общество неидеально, поэтому фактическое отрицание государства невозможно. При этом С.Н. Булгаков не допускал индифферентного отношения христиан к вопросам государственности, он считал необходимым подчинять «государственного Левиафана» христианским задачам, заставлять его служить христианским идеалам в приближении к абсолютному идеалу свободы личности, общечеловеческой любви.
4. В религиозно-философский период проблему происхождения и обоснования государства и власти С.Н. Булгаков рассматривал в богословском контексте. По его мнению, власть имеет религиозную иррациональную природу. Основой отношения Бога к миру выступает абсолютная власть Творца, его всемогущество. Своей властью Бог создает религиозную норму иерархического построения мира в виде властеотношений, «град земной». С.Н. Булгаков критиковал теорию общественного договора, основой которой была идея обоснования власти и государства волей людей. Любая форма правления (и республика, и монархия) держится на мистическом восприятии власти, рационалистически понимаемая власть не могла бы просуществовать и дня.
5. Лейтмотивом всего творчества С.Н. Булгакова явилась проблема взаимоотношения и взаимодействия государства и церкви. Его взгляды на государственно-церковные отношения были динамичными и в своей эволюции также прошли ряд этапов: марксистский, включавший идею революционного преобразования государства и административно-церковной реформации; концепции христианской политики с программной целью достижения христианского социализма и теории христианской социальности с идеей внутреннего преображения государственности на основе христианства.

  1. Наиболее значительной концепцией С.Н. Булгакова явилось учение о трех социализмах. В конце XIX – начале XX вв. идеи социалистического общественного устройства доминировали в политико-правовой мысли. Социализм рассматривался как идеал общественного устройства, в котором находил воплощение принцип социального, в первую очередь, экономического равенства на фоне отсутствия угнетения и эксплуатации. С.Н. Булгаков различал «материалистический», «атеистический» и «христианский» социализм. Основная идея «материалистического социализма» заключалась в стремлении построить «экономический рай» на земле, используя преимущества социалистического способа производства и распределения. «Атеистический социализм» – идеологизированная псевдорелигия, в которой место Бога занимает человек и его разум. С.Н. Булгаков предложил концепцию «христианского социализма». Экономическим базисом такого общественного устройства должен стать социалистический способ производства, а идеологической основой – христианство. Способом воплощения «христианского социализма» ученый считал христианскую политику «как акт устроения государственности», а ее аксиомой естественные права человека. Лучшей христианской формой правления, по мнению ученого, является федеративная демократическая республика.

7. Подходы ученого к феномену «право» эволюционировали в рамках двух основных периодов. В 1896-1901 гг. осмысление С.Н. Булгаковым права происходило под воздействием доктрины исторического материализма. В своих ранних работах философ рассматривал право как компромисс, способный урегулировать классовую борьбу, соответственно генезис права, по его мнению, был обусловлен интересами правящего класса. На рубеже XIX и XX веков в мировоззрении С.Н. Булгакова произошел переворот, следствием которого стало вытеснение марксистской парадигмы философией идеализма с присущей ей естественно-правовой концепции правопонимания. В учении С.Н. Булгакова естественное право предстает как общая идея права, в основе которой содержатся морально-правовые аксиомы: равенство, свобода и справедливость. Через понимание свободы как нормы человеческих отношений и идеала общественного устройства С.Н. Булгаков осознавал право как свободу, обусловленную равенством. Обращаясь к проблеме соотношения права и нравственности, мыслитель фактически обосновывал легитимацию права как необходимое условие его действия. Справедливость, по мнению философа, это норма человеческих отношений, выражающаяся в признании за каждым его прав. В русле этикоцентристского направления философской мысли С.Н. Булгаков доказывал, что только через признание ценностного аспекта бытия права можно раскрыть взаимосвязь и взаимообусловленность морали и права.
8. Анализ проблем соотношения права и экономики в философской концепции С.Н. Булгакова предполагает выделение двух этапов обоснования взаимосвязи и взаимообусловленности указанных феноменов: «марксистского» и «философско-богословского». В первый период, относящийся хронологически к последнему десятилетию XIX века, С.Н. Булгаков разрабатывал проблематику права и хозяйства, последовательно доказывая обусловленность развития права изменениями способа производства. Право призвано организовывать экономические отношения, трансформируя их в юридические. Путь к познанию соотношения права и хозяйства С.Н. Булгаков искал в социологическом учении, в доктрине социального материализма. Использование данного направления мысли предопределило конструкцию умозаключений философа, в частности, что борьба классов в отстаивании приоритета конкретных производственных отношений есть борьба за право; что изменения права в интересах господствующего класса обусловлены тенденциями способа производства. Тем не менее, акцентируя внимание на классовой сущности права, мыслитель рассматривал право и хозяйство как равные социальные феномены, не допуская в своих воззрениях умаления роли права. В начале XX века произошло разочарование в марксизме, и в восприятии права С.Н. Булгаков приблизился к естественно-правовой доктрине. Подвергнув критике материалистические воззрения, мыслитель предложил созданное им учение о трансцендентальном субъекте хозяйства – Мировой Душе. Вопросы хозяйства и права рассматривались в аспекте сопричастности человека двум мирам: эмпирическому и софийному. Хозяйство, так же, как и право, воспроизводится людьми из уже созданного и существующего благодаря идеям Божественной Софии.
9. Религиозная направленность в осмыслении феноменов экономики и юриспруденции позволила по-новому взглянуть на привычные категории «свобода», «производство», «потребление», «труд» и др. С.Н. Булгаков отмечал, что потребление выступает способом сохранения и воспроизводства жизни, являет собой связь человека с миром. Производство, в свою очередь, представляет собой систему действий, направленных на объективацию субъектом своих целей. Мыслитель предлагал определять хозяйство как деятельность человека и Софии по восстановлению связей между миром и Богом. При этом ученый отмечал, что хозяйство – это творчество, в рамках которого возможна реализация индивидуальных начал на основе свободы. Сущность же хозяйственного процесса С.Н. Булгаков усматривал в синтезе свободы и необходимости. В мировоззрении правоведа свобода являлась основой творческого процесса, границы которого очерчивала и оберегала необходимость.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его научной новизной и выводами, расширяющими знания по проблемам развития отечественной политико-правовой мысли. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных материалов по истории политических и правовых учений, философии права, истории отечественного государства и права, теории государства и права, при написании научно-исследовательских работ, посвященных данной проблематике, а также в ходе преподавания дисциплин историко-правового цикла.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что сформулированные в работе теоретические положения и сделанные выводы имеют практическое значение в решении возникающих в обществе проблем государства и права. В частности, при разработке государственно-правовых реформ в Российской Федерации могут быть полезны идеи С.Н. Булгакова о форме правления в государстве; о сущности государственной власти; о социализме как основе социальной политики; взаимодействии церкви и государства; соотношении права и экономики.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили положительную оценку на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Елецкого государственного университета имени И.А Бунина. Основные положения и выводы, полученные в ходе научного исследования докладывались на таких общероссийских научно-практических конференциях, как «Конституция Российской Федерации и ее роль в формировании Российской правовой системы» (Елец, 2009), «Актуальные вопросы теории и истории права и государства» (Тамбов, 2009), «Право и государство: современное состояние и пути совершенствования» (Липецк, 2009), а также на общероссийской научной юридической Интернет-конференции «Развитие молодежной юридической науки в современном мире» (Тамбов, 2009), международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики» (Киров, 2009), на международной научно-практической Интернет-конференции «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» (Тамбов, 2010), научно-практической конференции юридического факультета ЕГУ им. И.А.Бунина (Елец, 2010, 2011, 2012).
Основные положения диссертационной работы получили отражение в 15 научных публикациях, из них 3 работы опубликованы в рецензируемых научных журналах и изданиях.
Структура диссертации обусловлена темой, целью и задачами, которые были поставлены диссертантом в начале исследования. Диссертационное исследование включает введение, три главы, пять параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
 
Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, характеризуется степень научной разработанности проблемы, определяется цель, задачи, объект, предмет, выделяются методологические основы и источниковая база исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, указываются результаты апробации и внедрения полученных результатов, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе диссертационного исследования «Истоки мировоззрения С.Н. Булгакова и проблема его творческого пути» выявляются основные этапы жизненного и творческого пути мыслителя, определяются факторы, обусловившие формирование его идейных убеждений.
В отечественной историографии существуют различные точки зрения относительно этапов жизненного и творческого пути С.Н. Булгакова. В диссертации на основе анализа жизненного и творческого пути С.Н. Булгакова предлагается авторская периодизация эволюции государственно-правовых взглядов ученого, отраженная в первом положении, выносимом на защиту.
В диссертации отмечается, что Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июля 1871 г. в городе Ливны Орловской губернии в семье священника. Воспитанный в традициях православия, С.Н. Булгаков поступил в десятилетнем возрасте в Ливенское четырехклассное духовное училище, а в 1884 г. – в Орловскую духовную семинарию, а в 1888 г. стал гимназистом Елецкой мужской гимназии. Именно здесь, по его собственному признанию, он «сдал позиции веры, не защищая». У него в душе произошел переход «не от веры к неверию, но от одной своей веры к другой, чужой и пустой, но все-таки, имеющей для себя свои собственные святыни». Этой «чужой и пустой» верой стал для него «научный социализм». По предположению автора диссертации, именно в Елецкой гимназии, где в 1888-1890 гг. существовал марксистский кружок, С.Н. Булгаков впервые познакомился с работами К.Маркса и Ф.Энгельса.
Получив гимназическое образование, в 1890 г. С.Н. Булгаков поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил в 1894 г. В 1900 г. защитил магистерскую, а 1912 г. – докторскую диссертации, в рамках юридической специализации того времени.
В диссертации отмечается, что период с 1888 по 1901 гг. правовед находился под влиянием идей марксизма, которые заменили ему религиозное мировосприятие. В этот период С.Н. Булгаков считал, что именно марксизм должен был оживить в обществе веру в возрождение России.
К числу научных исследований этого периода относятся работы: «О закономерности социальных явлений» (1896 г.), «О рынках при капиталистическом производстве»(1897 г.), «Закон причинности и свобода человеческих действий» (1897 г.), «Классическая школа и историко-этическое направление в политической экономии» (1897 г.), «Хозяйство и право» (1898 г.) и др.
Начало ХХ века связано с разработкой С.Н. Булгаковым идеи «христианского социализма». 1901-1918 гг. в биографии мыслителя – это время создания концепции «христианского социализма» и активного участия в политической жизни страны с целью практической реализации разрабатываемых идей. В диссертации отмечается, что в это время С.Н. Булгаков проявил себя как представитель Союза Освобождения, деятель либеральной и социалистической оппозиции, лидер инициированного сборника «Проблемы идеализма», беспартийный депутат Второй Государственной Думы.
К числу наиболее значимых работ мыслителя того периода следует отнести: «Неотложная задача» (1905 г.), «Карл Маркс как религиозный тип» (1906 г.), «Христианство и социальный вопрос» (1906 г.), «Религия человекобожия в русской революции» (1908 г.), «Героизм и подвижничество» (1909 г.), «Народное хозяйство и религиозная личность» (1909 г.), «Первохристианство и новейший социализм» (1909 г.), «Апокалиптика и социализм» (1909 г.) и др.
Именно в этих работах С.Н. Булгаков раскрывал свою идею «христианского социализма». Но при этом он не ограничивался только теоретическими изысканиями. Статья «Неотложная задача» содержала проект программы «Союза христианской политики», который должен был «культивировать христианскую общественность» и объединять всех, разделяющих основные задачи христианской политики без различия конфессиональных убеждений. Основной целью Союза по замыслу его автора должно было стать политическое и экономическое освобождение личности. Роль ближайшей практической программы, считал С.Н. Булгаков, могли бы выполнять требования «радикально-демократического и коллективистического характера», которые выдвигали «существующие демократические и социалистические партии». Однако, несмотря на близость ряда программных положений, «Союз христианской политики» должен был вести борьбу с атеистическими идеями, которые выдвигали партии социал-демократического толка.
 С 1911 г. С.Н. Булгаков отходит от активной политической деятельности и по 1917 г. занимается преимущественно научной работой. В этот период выходит ряд работ по истории экономических и социальных учений («Философия хозяйства» (1912 г.), «Очерки по истории экономических учений». Т. 1., 1913 г.; «История экономических учений». Т.2., 1919 г.), а также философско-теологической проблематике («Свет Невечерний», 1917 г. и др.).
Третий период – религиозно-философский (1919 – 1944 гг.) – время эмиграции, появление работ по теологическим проблемам, значимыми из которых стали: «Православие. Очерки учения православной церкви» (1925 г.), Дневник духовный (1925 г.), «Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» (1926 г.), «Основания экуменизма» (1938 г.) и др.
В диссертации отмечается, что обращение С.Н. Булгакова к государственно-правовой проблематике относится в основном к первым двум периодам, на детальном анализе творческого наследия мыслителя, посвященного метафизике, онтологии и аксиологии государства и права автор останавливается в следующих двух главах.
Вторая глава диссертационного исследования «Взгляды С.Н. Булгакова на государство» включает рассмотрение взглядов ученого на государство, проблему взаимоотношения государства и церкви, идею социалистического общественного устройства и состоит из трех параграфов.
В первом параграфе – «С.Н. Булгаков о феномене «государство» – предпринята попытка реконструкции воззрений С.Н. Булгакова на государство.
В диссертации отмечается, что становление С.Н. Булгакова как ученого-правоведа пришлось на период доминирования в общественном сознании идей марксизма. В первых работах ученого наблюдается влияние идей марксизма, связанное с одной стороны с юношескими увлечениями философа, а с другой – с поиском новых путей развития России.
Государство в марксистский период своего творчества С.Н. Булгаков определял как организацию борьбы классов, при которой один класс является господствующим и в его руках государство превращается в орудие классового господства. Рассуждая о взаимодействии классов, мыслитель не разделял мнение марксистов, согласно которому государство есть итог борьбы классов и напрямую зависит от этого. С.Н. Булгаков в отличие от К. Маркса выступал не с идеей уничтожения государства, что является одним из положений классовой теории происхождения государства, а преобразования его в соответствии с определенными требованиями, главными из которых выступают экономические.
В отношении формы государства, в отличие от марксистов, выступавших за республику в форме диктатуры пролетариата, С.Н. Булгаков в этот период был сторонником республиканского парламентаризма.
Дальнейшее развитие представлений мыслителя о государстве связано с идеями «христианского социализма», идеалом для него становится государство «христианского социализма».
В этот период он рассматривает государство в основном через призму эсхатологии. Идеал христианства, отмечал С.Н. Булгаков, это идеал безвластия (анархический), социальный строй, основанный исключительно на нравственных и религиозных отношениях, чуждых принуждению. Однако этот идеал, сохраняя значение абсолютной нормы, не может быть осуществлен в жизни по причине греховности человеческой природы, которая согласно христианским догматам является неоспоримой истиной. Человеческое общество неидеально, поэтому фактическое отрицание государства невозможно. При этом С.Н. Булгаков не допускал индифферентного отношения христиан к вопросам государственности, он считал необходимым подчинять «государственного Левиафана» христианским задачам, заставлять его служить христианским идеалам в приближении к абсолютному идеалу свободы личности, общечеловеческой любви. Форма правления при этом существенного значения не имеет.
Позднее мыслитель стал сомневаться в возможности построения земного рая и реального воплощения земной теократии. Рассуждая об идее «Града Божьего» правовед отмечал, что на протяжении всей всемирной истории один за другим создавались зем­ные идеалы, но не реализовывались. То, что вчера казалось «идеальным» государственным устройством, замечал философ, сегодня становилось неосуществимой реальностью. С.Н. Булгаков пришел к выводу, что теократическая форма правления неосуществима. Более того, государственная теократия, отмечал он, вообще противна христианству. Признав государство-церковь, поставив знак равенства между этими началами, христиане должны были отождествить «земной град» с «небесным» и изменить основной идее различия их.
В диссертации делается вывод, что С.Н. Булгаков одним из первых в отечественном обществоведении попытался доказать невозможность осуществления идеи земного рая и теократической формы государства. Для него попытка осуществления этого была сравнима с иудейским хилиазмом.
Став маститым философом, С.Н. Булгаков уже в богословском контексте рассматривал и проблему происхождения и обоснования власти и государства. По его мнению, власть имеет религиозную иррациональную природу. Основой отношения Бога к миру выступает абсолютная власть Творца, его всемогущество. Своей властью Бог создает религиозную норму иерархического построения мира в виде властеотношений, «град земной». Мыслитель критиковал теорию общественного договора, сущностью которой была идея обоснования власти и государства волей людей. Любая форма правления (и республика, и монархия) держится на мистическом восприятии власти, рационалистически понимаемая власть не могла бы просуществовать и дня.
Во втором параграфе – «Проблема взаимоотношения государства и церкви в творческом наследии С.Н. Булгакова» – исследуются воззрения С.Н. Булгакова на проблему взаимоотношения государства и церкви, анализируются проекты нормативно-правовых актов, в разработке которых он принимал участие.
В диссертации отмечается, что наследие С.Н. Булгакова чрезвычайно многогранно. Его воззрения и направления творческих исканий не раз претерпевали изменения. Однако за внешним непостоянством мировоззренческих установок мыслителя можно увидеть проблему, волновавшую его всегда и ставшую лейтмотивом всего его творчества – проблему взаимоотношения и взаимодействия государства и церкви. Все творческое наследие правоведа пронизано попыткой создания продуманной концепции христианской социальности.
Взгляды С.Н. Булгакова на государственно-церковные отношения не были статичными и в своей эволюции прошли, по мнению диссертанта, ряд этапов.
В марксистский период, включавший в себя идею революционного преобразования государства и церковной реформации, мыслителя не интересовали догматические вопросы, он смотрел на церковь исключительно как на социальный институт, оказавшийся в зависимости, требующий освобождения и активного участия в преобразованиях. С.Н. Булгаков полагал, что политическая революция в России должна сопровождаться церковной реформацией, выражающейся в отказе от цезарепапизма и освобождении церкви от государственного давления.
В рамках периода разработки концепции христианской политики, ученого по-прежнему волновала проблема взаимоотношений государства и церкви, участия религиозных организаций в процессе политических и социальных преобразований. По его мнению, пока существует государство, а стало быть, и политика, необходимо определить свое отношение к ним и формы воздействия на них. Пассивное отношение к политике С.Н. Булгаков считал антихристианским, т.к. по учению христианства история есть богочеловеческий процесс, в котором собирается и организуется единое человечество – «тело Христово». Для этой задачи мало одних усилий личного усовершенствования и душеспасительства, но необходимо воздействие и на общественные формы и на внешние отношения людей между собою, необходима не только личная, но и социальная мораль, т. е. политика. Политика есть средство внешнего устроения человечества, и в этом смысле средство хотя и преходящего значения, но неоспоримой важности. Мыслитель ратовал за «христианскую политику», программной целью которой должен был стать христианский социализм – социальный строй, основанный на идеях христианской любви, коллективизма и общности имуществ.
В период дальнейшей разработки теории христианской социальности правовед отказывается от идеи превращения православной церкви в институт гражданского общества, который должен принимать активное участие во внешних политических преобразованиях. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви (1917-1918 гг.) С.Н. Булгаковым был представлен проект «Определения о правовом положении Российской православной церкви», который был принят на заседании Собора 2 декабря 1917 г. Однако отделение церкви от государства С.Н. Булгаков не считал катастрофичным, напротив, по его мнению, такая тенденция соответствовала духу времени и не противоречила православной догматике.
В третьем параграфе – «Идея социалистического общественного устройства в философии С.Н. Булгакова» – выявляется специфика взглядов С.Н. Булгакова на социализм, который рассматривался ученым с различных позиций.
В диссертации отмечается, что взгляды С.Н. Булгакова на социализм не статичны, они видоизменялись от идеи материалистического социализма к идее «христианского», от определения социализма как способа ведения хозяйства до разработки проблемы соотношения социализма и христианства.
В ранних научных работах ученого: «О закономерности социальных явлений» (1896 г.), «Закон причинности и свобода человеческих действий» (1897 г.), «Хозяйство и право» (1898 г.) явно прослеживаются идеи материалистического социализма.
Все социальные явления С.Н. Булгаков ставил в причинную зависимость от изменений в социальном хозяйстве, материалистическое понимание истории, по его мнению, привносит сплоченность и закономерность в беспорядок меняющихся явлений социальной истории. Единственно верной закономерностью развития общества в тот момент мыслитель видел закономерность экономических явлений, изучение этой закономерности есть познание причинного возникновения экономических феноменов. В основу развития такого общества в качестве «базиса» мыслитель закладывал экономику. Формирование общественных отношений определено развитием экономики, поэтому закон развития общества, является необходимым коррелятором экономической эволюции.
К началу ХХ века в сознании С.Н. Булгакова стал зреть мировоззренческий перелом и он постепенно отходит от материалистических идей. К числу научных работ мыслителя того времени можно отнести: «Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип» (1901 г.), «Основные проблемы теории прогресса» (1902 г.), «Что дает философия Владимира Соловьева?» (1902 г.), «Об экономическом идеале» (1903 г.), «О социальном идеале» (1903 г.) и др.
В этот период для него учение социализма стало лишь частным случаем теории прогресса. В поиске общественного идеала С.Н. Булгаков стал акцентировать свое внимание на вопросе религиозной веры, выступив с идеей христианского социализма. Правовед стал рассматривать социализм как основу социальной политики, цель которой сознательно стремиться согласовать интересы экономического прогресса с требованиями социальной справедливости. В его творчестве постепенно возникает идея христианского социализма, практическим воплощением которой должна была заниматься христианская политическая партия.
В статье «Неотложная задача» (1905 г.) С.Н. Булгаков показал, что с развитием материалистического социализма выступает социализм атеистический, сущность которого состоит в отстранении человека от веры в Бога и замены ее верой в некий человекообожествленный идеал.
В работе «Карл Маркс как религиозный тип» (1906 г.) ученый раскрыл сущность атеистического социализма, пытаясь найти у признанного во всем мире «основателя научного социализма» его «религиозный центр».
В статьях «Христианство и социальный вопрос» (1906 г.) и «Народное хозяйство и религиозная личность» (1909 г.) С.Н. Булгаков пытался определить идеи совершенствования общественного устройства. Наиболее приемлемым мыслитель признавал общественный строй, в котором нет места для социальной праздности, существует общая обязанность труда, нет различия между богатыми и бедными. Именно такой строй С.Н. Булгаков признавал социалистическим. В результате творческих исканий мыслитель пришел к выводу, что социализм для христиан может быть только способом ведения хозяйства.
В более поздний период, отмечается в диссертации, развитие взглядов ученого на социализм было связано с проблемой соотношения социализма и христианства, так как христианство не провозглашает социального «демократизма» или политического равноправия, однако указывает нормы, обязательные для всех.
Третья глава диссертационного исследования – «Правовые взгляды С.Н. Булгакова» включает в себя два параграфа и посвящена исследованию эволюции представлений мыслителя о праве, а также проблеме соотношения права и экономики.
В первом параграфе – «Эволюция представлений С.Н. Булгакова о праве» – отражена специфика правопонимания ученого, предпринята попытка реконструкции взглядов С.Н. Булгакова на проблему возникновения права.
В результате проведенного исследования диссертант пришел к выводу, что взгляды С.Н. Булгакова о праве развивались в направлении от «марксизма к идеализму», а затем к богословию.
Осмысление С.Н. Булгаковым права в период увлечения хозяйственно-экономической проблематикой происходило под воздействием доктрины исторического материализма. В своих ранних работах ученый рассматривал право как некий компромисс, способный урегулировать классовую борьбу, соответственно генезис права, по его мнению, был обусловлен интересами правящего класса. В рамках марксистской идеологии мыслитель признавал источником права государство.
На рубеже XIX и XX веков произошел переворот в мировоззрении            С.Н. Булгакова, вызвавший смену марксистской доктрины на философию идеализма с присущей ей естественно-правовой концепцией правопонимания. Истоки отечественного неоидеализма следует искать в философско-правовом учении Г. Гегеля. Естественное право, по Гегелю, направлено на познание сути позитивного права, его идеальной основы. Ученый не противопоставлял естественное право позитивному, он лишь отмечал, что естественное право составляет его идеальную сущность, вечную основу и вместе с тем фактор всего исторического развития. С.Н. Булгаков, опираясь на воззрения Г. Гегеля, Шеллинга, В.С. Соловьева, что подтверждается рецепцией понятийно-категориального аппарата, спецификой постановки проблем, создал собственную религиозно-философскую систему.
В учении С.Н. Булгакова естественное право предстает как общая идея права, в основе которой содержатся морально-правовые аксиомы: равенство, свобода и справедливость. Через понимание свободы как нормы человеческих отношений и идеала общественного устройства С.Н. Булгаков осознавал право как свободу, обусловленную равенством. В этом проявлялось воздействие на мировоззрение философа идей В.С. Соловьева, который усматривал сущность права в свободе личности, неразрывно связанной с равенством.
Трансформация Булгакова-философа в Булгакова-богослова предопределила изменение его подходов к пониманию правовых категорий и выдвинула на первый план христианское миросозерцание: «Существует мистическая органичность человечества, заложенная уже в Адаме первом. Каждая человеческая личность, имея для-себя-бытие, является своим абсолютным центром; но она, же и не имеет самостоятельного бытия, свой центр, находя вне себя, в целом. Первое есть принцип равноценности человеческих личностей, равенства по их духовному существу, в образе Божьем. В духе все равны, и это равенство жизненно опознается в христианстве: «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Диссертант пришел к выводу, что подходы С.Н. Булгакова к феномену «право» целесообразно рассматривать в процессе их эволюции в рамках следующих периодов: первый период – увлечение хозяйственно-экономической проблематикой с позиций исторического материализма (1896-1901 гг.). Второй период – переход от «философии хозяйства» к учению о связи мира и Бога в русле неоидеализма (1901-1918 гг.). Третий период – создание развернутой религиозно-философской системы (1919-1944 гг.).
Предметом исследования второго параграфа – «С.Н. Булгаков о проблеме соотношения права и экономики » – стал анализ воззрений С.Н. Булгакова на соотношение права и экономики.
Обращение С.Н. Булгакова к проблеме соотношения права и экономики вызвано, прежде всего, его научной специализацией – политической экономией.
В современной российской правовой науке высказываются различные подходы к соотношению данных понятий, распространенной считается точка зрения, согласно которой государство и право полностью зависимы от экономического базиса. Сторонником указанной точки зрения является и С.Н. Булгаков.
Экономика и хозяйство в философии С.Н. Булгакова, трактуются как близкие, по сути, феномены: экономика рассматривается как возможный вариант хозяйства. Право, по мнению мыслителя, это форма хозяйства, внешняя оболочка социального способа производства. Оно является средством для поддержания и защиты тех общественных отношений, которые необходимы для производства средств к жизни, в этом смысле оно является инструментом «в борьбе за существование общественного человека». Оно «необходимо лишь для регулирования труда и играет вторую, подчиненную роль». Хозяйство мыслитель определял как совокупность отношений, возникающих между производителями в общественном процессе производства.
Вопрос о соотношении хозяйства и права С.Н. Булгаков рассматривал не в плоскости теории права или политической экономии, а сквозь призму социологии как науки о жизни. По мнению ученого, право и хозяйство находятся в непосредственном сопри­косновении между собой, причем в гораздо большем, чем две любые стороны социальной жизни, например, право и религия, религия и хозяйство. С.Н. Булгаков отмечал, что все экономические отношения есть отношения юридические, но не все юридические отношения являются эконо­мическими. Право регулирует и такие стороны общественной жизни (как семья, государство, церковь), которые не находятся в непосредственной связи с существующим социальным способом производства.
В заключении подводятся итоги, излагаются основные выводы, к которым пришел автор в результате проведенного исследования государственно-правовых взглядов С.Н. Булгакова.
 
Основные публикации по теме диссертации
 

  1. Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях:
  1. Алонцева, Д.В. Проблема взаимоотношения церкви и государства в творческом наследии  С.Н. Булгакова / Е.В. Сафронова, Д В. Алонцева // Право и политика. – 2011. – №3. – С. 463-472. (1 п.л.).
  2. Алонцева, Д.В. Влияние марксистской теории на формирование государственно-правовых воззрений С.Н. Булгакова / Д.В. Алонцева // Закон и право. – 2009. – №10. – С. 109-111. (0,3 п.л.).
  3. Алонцева, Д.В. С.Н. Булгаков о проблеме соотношения экономики и права / Д.В. Алонцева // Общество и право. – 2009. – №4. – С. 30-32. (0,3 п.л.).

II.               Публикации в других научных изданиях и журналах:

  1. Алонцева, Д.В. Эволюция представлений С.Н. Булгакова о праве / Д.В. Алонцева // Материалы научно-практической конференции юридического факультета ЕГУ им. И.А.Бунина. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2012. – С.40-52 (0,75 п.л.).
  2. Алонцева, Д.В. Эволюция взглядов С.Н. Булгакова на государство и право (140-летию со дня рождения посвящается) / Д.В. Алонцева // Вестник Елецкого государственного университета. Серия «Право». – Елец: ЕГУ им.     И.А. Бунина, 2011. – С.3-9. (0,3 п.л.).
  3. Алонцева, Д.В. С.Н. Булгаков об идеальной форме правления /              Д. В. Алонцева // Материалы научно-практической конференции юридического факультета ЕГУ им. И.А.Бунина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. – С.39-44. (0,3 п.л.).
  4. Алонцева, Д.В. Взгляды С.Н. Булгакова на происхождение и признаки права / Д.В. Алонцева // Материалы научно-практической конференции юридического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С. 3-5. (0,25 п.л.).
  5. Алонцева, Д.В. С.Н. Булгаков о роли церкви в развитии государства / Д.В. Алонцева // Материалы VII Международной научно-практической интернет-конференции. 22 марта 2010 г.; отв. ред. В.Н. Окатов. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. – С.11-13. (0,25 п.л.).
  6. Алонцева, Д.В. С.Н. Булгаков о происхождении государства /               Д.В. Алонцева // Сборник материалов четвертой международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и правоприменения. 25 марта 2010 г.; науч. ред. С.Л. Никонов. – Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2010. – С. 16-22. (0,4 п.л.).
  7. Алонцева, Д.В. Развитие идей С.Н. Булгакова на государство: от марксизма к христианской теократии / Д.В. Алонцева // Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования». 26 февр.2010; отв. ред. Н.Н. Болдырев. – Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2010. – С. 66-68. (0,25 п.л.).
  8. Алонцева, Д.В. С.Н. Булгаков о значении нации при формировании государства / Д.В. Алонцева // Вестник Елецкого государственного университета. Серия «Право». – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010 г. – С. 3-7. (0,3 п.л.).
  9. Алонцева, Д.В. Государство и его форма во взглядах С.Н. Булгакова / Д.В. Алонцева // Сборник научных трудов (по материалам VIII международной заочной научно-практической конференции, состоявшейся 6 ноября 2009 г.): в 2-х ч. – Ч.1.; отв. ред. И.М. Машаров. – Киров, 2009. – С. 32-37. (0,3 п.л.).
  10. Алонцева, Д.В. «Вехи» о революционном пути общественного развития / Д.В. Алонцева // Сборник трудов кафедр истории государства и права и теории государства и права Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина; отв. ред. А.В. Захаров. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2009. – С. 20-23. (0,25 п.л.)
  11. Алонцева, Д.В. Этапы формирования мировоззрения С.Н. Булгакова / Д.В. Алонцева // Материалы научно-практической конференции юридического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина.  – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С. 7-16. (0,6 п.л.)
  12. Алонцева, Д.В. Идеи равенства, свободы и справедливости в философской концепции С.Н. Булгакова / Д.В. Алонцева // Материалы IV Общероссийской научной юридической Интернет-конференции аспирантов, студентов и молодых ученых: 27 апреля 2009 г.; отв. ред. В.М. Пучнин. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2009. – С. 20-24. (0,25 п.л.)

Общий объем опубликованных работ – 5,8 п.л.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лицензия   на издательскую деятельность
   ИД  № 06146.   Дата выдачи 26.10.01.
Формат 60 х 84 /16. Гарнитура Times. Печать трафаретная.                                                               Усл.-печ.л. 1,0   Уч.-изд.л. 1,1
Тираж  100 экз.  Заказ 34
                                                      
Отпечатано с готового оригинал-макета на участке оперативной полиграфии     
       Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина.
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
 «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»
399770,  г. Елец,  ул. Коммунаров, 28

 
 

 

 
[1] Дугин А. Агония либерализма. Доступ к электронному ресурсу: http://www.russia.ru/news/politics/ 2012/9/21/1085.html.
[2] Засядь-Волк Е.Я. Общественно-политические взгляды и деятельность С.Н. Булгакова в 1895-1922 гг.: автореф. … дис. канд. истор. наук. Челябинск, 2009. С.4.
[3] ГАРФ. - Ф. Р – 3431. – Оп. 1. – Д. 277. – Л.138.
 
Файлы: 
Порядок отображения: 
0