2013avtoref692

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Рубайло Эдуард Александрович
 
17 июня 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Юридическая техника локальных актов: понятие и виды» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.503.001.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Рубайло Э.А. Юридическая техника локальных актов: понятие и виды: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref692 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Рубайло Э.А. Юридическая техника локальных актов: понятие и виды: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
Рубайло Эдуард Александрович
 
 
 
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
 
 
 
 
Специальность: 12.00.01 –
теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
 
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва -2013
Работа выполнена в отделе теории законодательства Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации».
 
Научный руководитель:  заслуженный юрист Российской Федерации,           
                                              доктор юридических наук, профессор
                                              Власенко Николай Александрович
 
     Официальные оппоненты:     доктор юридических наук, профессор
                                                   Шагиева Розалина Васильевна                                                                                                 
                                                   Первый проректор НОУ ВПО     
                                                   «Российская Академия адвокатуры
                                                    и нотариата», Заведующий кафедрой  
                                                   государственно-правовых дисциплин
 
                                                    кандидат юридических наук
                                                    Молодкин Николай Евгеньевич
                                                    начальник юридического отдела ООО
                                                    Торговая фирма «Электроника Сервис»
 
     Ведущая организация:  Государственное образовательное учреждение
                                         высшего профессионального образования
                                         «Российская правовая академия Министерства
                                         юстиции Российской Федерации» 
                                        
Защита диссертации состоится «17» июня 2013 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д.503.001.02 при Федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» по адресу: 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 34.
 
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации».
 
 
Автореферат разослан ____ мая 2013 года
 
 

 

 Ученый секретарь диссертационного совета,                              доктор юридических наук
 А.Н. Чертков                                                                         

        
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования
Происходящие в политико-правовой системе России перемены предопределяют необходимость поиска новых методологических подходов к изучению сущностных и функциональных аспектов отдельных юридических технологий. В связи с этим одним из актуальных направлений исследования является юридическая техника локальных правовых актов.
Определенное внимание локальному правовому регулированию ученые уделяли уже в советский период развития отечественной юридической науки. Вместе с тем, в современных условиях локальное правовое регулирование не только не потеряло своего значения, но и во многом усилило позиции в связи с возрождением института частной собственности и становлением цивилизованных предпринимательских отношений. При этом локальные правовые акты играют немалую роль в обеспечении сохранности задействованных в экономическом обороте объектов частной собственности, что напрямую влияет на эффективность экономического развития в целом.
Развитие рынка и законы конкуренции предполагают появление конкурентных преимуществ и формирование положительного делового имиджа у организаций, обеспечивающих максимальный уровень качества соответствующих товаров, работ или услуг, а также эффективности своей повседневной внутриорганизационной деятельности, в том числе при помощи приемов юридической техники локальных актов.
Основными задачами управления на локальном уровне являются: формирование системы органов и документов по организации работы предприятия; обеспечение и своевременного разрешения текущих вопросов жизнедеятельности организации при помощи как юридико-технических, так и управленческих мер; обеспечение исполнимости принимаемых решений и контроль за их реализацией; и др.
Кроме того, в нынешней России на принципиально иной, чем в советский период, правовой и управленческой основе строятся отношения между работником и работодателем при разрешении тех или иных споров. При этом в конфликтных ситуациях между участниками трудовых правоотношений государство в большинстве случаев занимает сторону работника как наиболее экономически уязвимой стороны.
С точки зрения работников значение локальных нормативных актов состоит, с одной стороны, в том, что они не могут ухудшать их положение по сравнению с трудовым законодательством. Локальные правовые акты могут улучшать положение участников трудовых правоотношений, устанавливать дополнительные гарантии реализации их прав, что определяет положительный регулятивный потенциал локальных правовых актов и гуманистическую направленность локального правового регулирования.
При этом в локальных актах, как и в других юридических документах, обеспечивается всесторонний учет интересов, прав и свобод человека и гражданина. Акцент при этом делается на принципе свободного творческого и профессионального развития личности работника. Каждый работник должен быть обеспечен, в том числе при помощи средств локального регулирования, гарантиями реализации права на достойные и безопасные условия труда и постоянное совершенствование профессиональных навыков.
Вместе с тем, свобода самовыражения человека не всегда имеет позитивный характер и может входить в противоречие с интересами других людей и государства. Со стороны работника возможны злоупотребления в отношении работодателя с использованием своего привилегированного положения как стороны трудового спора, что проявляется, например, в недобросовестных действиях по оспариванию увольнения или дисциплинарного взыскания, условий коллективного договора и правил внутреннего трудового распорядка, сроков выплаты и размера заработной платы, признания факта несчастного случая на производстве и т.п.
В этих условиях согласование и защита интересов работника и работодателя должна обеспечиваться не только на законодательном уровне, но и при помощи максимально приближенных к условиям отдельной организации и к каждому конкретному работнику средств локального правового регулирования.
В российской правовой доктрине существует ряд исследований, посвященных локальному правовому регулированию. Однако, как любая сфера научных интересов, локальное правовое регулирование имеет малоизученные области, одной из которых является юридическая техника локальных правовых актов.
В последние десятилетия в отечественной юриспруденции отдельные аспекты юридической техники локальных правовых актов рассматривались в большинстве случаев в науках гражданского, предпринимательского и трудового права. Вместе с тем, в целях достижения единообразия в практике подготовки локальных правовых актов и обеспечения их системной сбалансированности с иными действующими в стране правовыми регуляторами необходимо изучение юридической техники локальных актов с точки зрения общей теории права.
В диссертации формулируется понятие, вырабатываются основания классификации и исследуются отдельные виды юридической техники локальных правовых актов.
В основу работы положено понимание юридической техники локальных правовых актов как деятельности не ограниченной приемами составления локальных правовых документов и затрагивающей более широкий круг отношений, складывающихся в локальном правовом регулировании. Это обусловлено тем, что эффективность локального правового регулирования зависит от ряда таких факторов, как: порядок локального управления; обеспечение баланса публичных и частных интересов в условиях предприятия, учреждения или организации; психологическая и культурная составляющие локального регулирования; последовательность принятия локальных правовых актов; установление границ усмотрения руководства предприятия при принятии внутриорганизационных решений; и др.
Подготовка локальных документов в ходе осуществления названных выше действий соответствует сложившейся в российской юриспруденции системе правил юридической техники. Вместе с тем, специфика локального уровня правового регулирования и необходимость повышения качества и эффективной реализации принимаемых в процессе локального регулирования нормативных и индивидуальных правовых актов, отражаются в особенностях локальных юридико-технических приемов.
Система правил юридической техники локальных правовых актов способствует достижению высокого уровня качества и эффективности локального правового регулирования в условиях конкретной организации, а также обеспечивает системную сбалансированность нормативной правовой основы России с ее локальным уровнем.
Цель диссертации – выработка понятия и обоснование видов юридической техники локальных актов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- сформулировать понятие юридической техники локальных правовых актов с учетом занимаемого локальными правовыми актами места в системе права Российской Федерации;
- представить систему правил юридической техники локальных правовых актов;
- выработать основания классификации юридической техники локальных правовых актов и рассмотреть отдельные ее разновидности.
Объектом исследования являются отношения, складывающиеся в связи с применением приемов юридической техники в процессе локального правового регулирования.
Предметом диссертационной работы выступают понятие и виды юридической техники локальных актов.
Степень разработанности темы в правовой литературе
В отечественном правоведении существуют разработки как общетеоретических вопросов локального (корпоративного) правового регулирования, так и отдельных приемов подготовки локальных документов в трудовых, сельскохозяйственных, корпоративных и иных отношениях.
При этом в российской юридической науке до сих пор не существует специального исследования, посвященного юридической технике локальных правовых актов. Между тем, именно при помощи юридической техники обеспечивается качество и эффективность локального правового регулирования в пределах конкретной организации. Кроме того, посредством юридической техники на локальном уровне обеспечивается баланс интересов и защита прав участников соответствующих правоотношений.
Методологическую основу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные методы, системный анализ, а также специально-юридические методы – формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и историко-правовой.
Теоретические основы исследования
Диссертация базируется на достижениях отечественной правовой науки и составляющих основу для понимания сущности локального правового регулирования и юридической техники локальных актов.
Основы теории правового регулирования в целом и локального регулирования в частности, заложены в трудах таких видных ученых-теоретиков права как С.С. Алексеев, С.В. Бошно, Р.Ф. Васильев, Н.Н. Вопленко, В.К. Горшенев, И.Я. Дюрягин, С.Л. Зивс, В.В. Ершов, В.П. Казимирчук, В.Н. Карташов, Т.В. Кашанина, С.Ф. Кечекьян, В.Н. Кудрявцев, Б.М. Лазарев, В.В. Лазарев, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, М.Н. Марченко, А.В. Мицкевич, Г.Н. Муромцев, П.Е. Недбайло, В.С. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, И.С. Самощенко, И.Н. Сенякин, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева, Р.О. Халфина, А.Ф. Черданцев, А.Ф. Шебанов, Л.С. Явич и др.
Локальное регулирование применительно к трудовым правоотношениям рассматривали Н.Г. Александров, В.И. Власов, Е.А. Ершова, Р.И. Кондратьев, О.М. Крапивин, В.В. Лаптев, Ф.М. Левиант, В.И. Никитинский, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский, В.И. Смолярчук, Л.С. Таль, В.А. Тарасова, Г.В. Хныкин и др.
В науке гражданского и предпринимательского права отдельные аспекты подготовки документов в сфере корпоративного (локального) управления анализировали В.А. Белов, В.С. Белых, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, В.В. Гущин, А.А. Данельян, В.И. Добровольский, В.В. Долинская, Н.В. Козлова, А.Я. Курбатов, В.В. Лаптев, Д.В. Ломакин, В.К. Мамутов, Н.И. Михайлов, В.П. Мозолин, В.Н. Петухов, О.Н. Садиков, П.В. Степанов, Е.А. Суханов, И.Т. Тарасов, Г.Ф. Шершеневич, В.С. Якушев и др.
Различные подходы к пониманию природы локальных актов, их видов и значения в нормативной правовой системе России содержатся в работах С.А. Алейника, А.М. Алиева, Л.И. Антоновой, С.И. Архипова, С.В. Ведяшкина, Е.Р. Веселовой, Н.А. Власенко, Л.Б. Гальперина, Т.С. Искужина, С.С. Каринского, Т.В. Кашаниной, П.Т. Подвысоцкого, В.А. Потапова, В.К. Самигуллина, И.Т. Тультеева, С.В. Ухиной, И.С. Шиткиной и др.
Эмпирическую базу диссертации составляют международные правовые нормы, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, материалы судебной и административной правоприменительной практики, а также локальные документы организаций.
Научная новизна исследования
В настоящей работе впервые в российской юридической науке на монографическом уровне проведен анализ понятия и видов юридической техники локальных правовых актов, представлена система правил юридической техники локальных нормативных и индивидуальных правовых актов.
В диссертации формулируется понятие и определяются признаки юридической техники локальных правовых актов; определяется место локальных правовых актов в правовой системе Российской Федерации; вырабатываются критерии классификации и выделяются разновидности юридической техники локальных правовых актов; подробно изучается юридическая техника локальных нормативных правовых актов и юридическая техника локальных индивидуальных правовых актов.
Выводы и положения, выносимые на защиту
1. В локальных правовых актах происходит конкретизация централизованных юридических установлений. При этом конкретизация осуществляется посредством дополнения содержания централизованных предписаний уточняющими положениями. Таким образом, локальные нормы обеспечивают действие механизма локального правового регулирования и направлены, с одной стороны, на «преломление» общегосударственных (централизованных) норм к условиям конкретной организации, а с другой стороны – представляют собой самостоятельный канал правообразования, направленный на создание собственных правил саморегулирования.
При этом локальное регулирование зависит от централизованных норм и не должно выходить за установленные на законодательном уровне границы саморегулирования, но может послужить средством «оперативного реагирования» на возникновение новых, не урегулированных на официальном уровне общественных отношений. В целом централизованное и локальное правовое регулирование являются необходимыми звеньями сложившейся в стране правовой системы.
2. Локальные правовые акты, являясь элементом системы правовых актов в стране, характеризуются, во-первых, общими признаками, присущими всем юридическим документам (формальная определенность; принятие управомоченным субъектом; обеспечение исполнения при помощи соответствующих мер принуждения; и др.), и, во-вторых, специальными признаками локальных правовых актов (по своей правовой природе являются актами саморегулирования; в предмет регулирования входят вопросы внутриорганизационного значения; сфера действия, по общему правилу, ограничена пределами предприятия, учреждения или организации; в наибольшей степени, чем другие правовые акты, призваны обеспечить баланс публичных и частных интересов; наиболее приближенны к человеку, участвующему во внутриорганизационных отношениях; и др.).
Свойства и сфера действия локальных правовых актов приобретают динамику в зависимости от внутреннего содержания (нормативного или индивидуального) локального правового акта.
3. Юридическая техника локальных правовых актов с инструментальной точки зрения представляет собой совокупность используемых в ходе локального регулирования правил подготовки, принятия или признания утратившими силу внутренних нормативных и индивидуальных правовых актов организации, отражающих особенности процессов локального нормотворчества и правоприменения.
С методологических позиций юридическая техника локальных правовых актов занимает обособленное место в структуре научных знаний о юридико-технических приемах подготовки правовых документов разного уровня, составляющих, в свою очередь, институт общей теории права.
4. С гносеологической точки зрения юридическую технику локальных правовых актов можно рассматривать как получивший внешнее выражение результат процесса познания и выявления субъектом локального правового регулирования потребностей в создании локальных норм, определения путей их оптимального структурного и содержательного текстуального закрепления, а также прогнозирования возможных позитивных или негативных последствий принятия локального правового акта и обеспечения его эффективной реализации.
При помощи юридической техники локальных правовых актов обеспечивается достижение баланса складывающихся в локальном регулировании интересов, а также устанавливаются гарантии защиты прав и создаются условия для надлежащего исполнения обязанностей участников соответствующих локальных правоотношений.
5. Подразделение юридической техники локальных правовых актов на виды предлагается проводить по разным основаниям: по юридической силе (акты более высшего и низшего порядка в иерархии локальных документов); по степени значимости для функционирования организации (имеющие первостепенное, второстепенное и вспомогательное значение); по порядку принятия (единоличным или коллегиальным органом управления организацией); по сфере действия (распространяются на всю организацию или отдельное ее структурное подразделение, группу работников); по времени действия (постоянные, временные и единовременного исполнения); по субъектам, принявшим локальный правовой акт (органы управления организацией, структурные подразделения, отдельные должностные лица и сотрудники); по содержанию (нормативные, индивидуальные и смешанные); по структуре (простые и сложные); по форме изложения содержащихся в локальном акте предписаний (лаконичные или подробные); и др.
В настоящей диссертации исследуются такие разновидности юридической техники локальных правовых актов, как юридическая техника локальных нормативных правовых актов и юридическая техника локальных индивидуальных правовых актов.
6. В юридической технике локальных нормативных правовых актов находит выражение воля локального нормотворца, направленная на реализацию предоставленного ему законом права на самостоятельное урегулирование определенных внутриорганизационных вопросов посредством подготовки, принятия, изменения или признания утратившими силу внутренних (локальных) нормативных правовых актов организации (коллективный договор, учредительный договор, устав, положение, должностная инструкция и др.).
Юридическая техника локальных нормативных правовых актов во многом основывается на общих правилах подготовки нормативных правовых актов с учетом назначения и содержания локального правового регулирования.
7. Сложность и многоаспектность локального нормотворчества диктуется сложным содержанием различных отраслей права и, прежде всего – трудового (вопросы организации труда на предприятии, в организации или учреждении), гражданского (статус и организация деятельности хозяйствующих субъектов) и административного (с точки зрения управления).
В этом отношении локальное регулирование по своему юридическому содержанию представляет собой комплексный межотраслевой институт, особый вид юридической деятельности, органично объединяющий частноправовые и публично-правовые начала и являющийся необходимым элементом действующего в стране правового механизма.
8. Юридическая техника локальных индивидуальных правовых актов направлена на реализацию как общегосударственных, так и локальных нормативных правовых предписаний. Это происходит в процессе подготовки, принятия или изменения внутренних индивидуальных документов организации (приказ, распоряжение, предписание, информационное письмо, служебная записка и др.).
Юридическая техника локальных индивидуальных правовых актов основывается на правилах подготовки правоприменительных документов с учетом содержания локального индивидуального правового регулирования.
9. В ходе локального правового регулирования нередко принимаются локальные акты смешанного характера (допускающие объединение в одном локальном правовом документе нормативных и индивидуальных предписаний). Это происходит в результате одновременного использования как правил юридической техники локальных нормативных правовых актов, так и правил юридической техники локальных индивидуальных правовых актов, что часто вносит неясность в определение юридической силы закрепляемых положений.
Смешанные локальные правовые акты могут создавать трудности в их последующей реализации и рассмотрении соответствующего спора при их возможном последующем обжаловании.
В целом необходимо избегать случаев появления локальных актов смешанного характера и предотвращать их еще на этапе проектирования соответствующего локального правового акта.
10. Определенная свобода, в установленных законом рамках, субъектов локального правового регулирования при принятии ими решений дает возможность вести речь о феномене локального усмотрения. При этом локальное усмотрение должно соответствовать принципам законности и целесообразности при принятии соответствующих правовых решений на локальном уровне нормативной правовой системы и не выходить за пределы предоставленных государством предприятию, организации или учреждению прав по самостоятельному регулированию определенных направлений своей внутренней деятельности.
При помощи юридической техники локальных правовых актов создаются механизмы предотвращения злоупотребления локальным усмотрением. В частности, предотвращение разного рода нарушений со стороны работодателя в отношении работника может быть обеспечено путем включения определенных превентивных условий (не допускающих расширительного толкования и ограничивающих свободу усмотрения) в коллективное соглашение, устав организации, а также в трудовой договор.
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования
Основные выводы работы вносят определенные элементы новизны в отечественную правовую доктрину и могут послужить методологической основой для дальнейшего исследования юридической техники локальных правовых актов – как в теории права, так и в отраслевых юридических науках (гражданском, предпринимательском и трудовом праве).
Положения, содержащиеся в диссертации, могут быть применены в деятельности организаций при создании ими внутриорганизационной системы локальных нормативных правовых актов и обеспечении высокого уровня качества индивидуальных локальных правовых документов.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы в процессе преподавания учебных курсов по теории права и государства, юридической технике и др.
Апробация результатов исследования
Диссертация подготовлена в отделе теории законодательства Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации».
Основные положения данной работы изложены в опубликованных материалах автора; используются в ходе учебного процесса в качестве преподавателя Приволжского филиала Российской академии правосудия (г. Нижний Новгород).
Структура диссертационной работы отражает цель и задачи исследования и представлена следующим образом: введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и задачи работы, объект и предмет исследования, обозначена степень научной разработанности темы, научная новизна и практическая значимость работы, раскрывается ее методологическая основа, формулируются основные положения, выносимые автором на защиту, а также приводятся сведения об апробации результатов исследования.
Первая глава «Понятие юридической техники локальных правовых актов» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Локальные правовые акты в системе права Российской Федерации» проводится подробный анализ имеющихся в юридической науке представлений о локальном правовом регулировании и месте локальных правовых актов в системе права Российской Федерации. Подчеркивается, что определение места локальных правовых актов в системе права Российской Федерации и юридико-техническое качество их подготовки – актуальное направление современных научных исследований.
Правовые акты разнообразны как с позиции субъектов их принятия и сфер действия, так и в связи с содержанием в них публичных и частных интересов. Локальные правовые акты занимают особое место в структуре действующих в стране правовых регуляторов. Находясь на одном из нижних уровней нормативной правовой системы Российской Федерации, именно они способствуют достижению оптимального баланса между централизованным и децентрализованным управлением.
Локальное регулирование призвано объединить элементы, с одной стороны, общегосударственного централизованного регулирования и, с другой стороны, деятельность разного рода предприятий, организаций, учреждений по самостоятельному решению внутриорганизационных вопросов. Вместе с тем, хотя уровень саморегулирования в рассматриваемых нормативных документах высок, их нельзя рассматривать как отдельную совокупность правовых документов в отрыве от целостной системы правовых актов.
Локальные нормативные правовые акты, подчиняясь общим системообразующим правовым принципам, обеспечивают структурную целостность и функциональную эффективность нормативной правовой системы Российской Федерации.
Локальное регулирование не должно выходить за установленные на законодательном уровне пределы саморегулирования, но, вместе с тем, в отдельных случаях может послужить средством «оперативного реагирования» на возникновение новых, не урегулированных на официальном уровне общественных отношений и спорных правовых ситуаций. Таким образом, централизованное и локальное правовое регулирование являются необходимыми элементами системы действующих в стране нормативных правовых предписаний.
В локальном регулировании существуют множественные связи как с «внешними», так и с «внутренними» правовыми актами.
Локальные правовые акты занимают особое место в системе правовых актов Российской Федерации, обусловленное децентрализованным характером локального регулирования и его приближенностью к условиям деятельности каждой конкретной организации, предприятия или учреждения. При этом локальные нормы непосредственно затрагивают и права каждого человека, задействованного во внутриорганизационных отношениях.
Во втором параграфе «Локальный правовой акт как объект юридической техники» формулируются характеристики локального правового акта как объекта юридической техники.
Под локальным актом понимается правовой документ, принятый администрацией организации, предприятия или учреждения, имеющий юридическое значение в деле решения внутриорганизационных вопросов. Локальные акты можно подразделить на локальные нормативные правовые акты (неограниченные в своем действии во времени и распространяющиеся на неопределенное количество случаев) и локальные индивидуальные акты (направленные на разрешение конкретного «внутреннего» дела).
Важно иметь в виду, что юридическая техника создания каждого из названных видов локальных правовых документов имеет свои особенности, обусловленные их качественными характеристиками как нормативных или индивидуальных актов.
Основными задачами локального управления можно признать: формирование непротиворечивой и действенной системы органов (структурных подразделений, должностных лиц или конкретных работников) и документов по организации работы предприятия; обеспечение эффективного и своевременного разрешения текущих вопросов жизнедеятельности предприятия, учреждения или организации при помощи как документационных (юридико-технических), так и организационно-распорядительных (собственно управленческих) мер; исполнимости принимаемых решений и контроля их должной реализации; и др.
Юридическая техника локальных правовых актов должна основываться на статической (принципы и потребности локального управления) и динамической (необходимость постоянных перемен и внутриорганизационных преобразований, обусловленных изменчивостью внешней среды) составляющих локального (корпоративного) управления.
Юридико-технические средства, содействуя формированию системы качественных и эффективных локальных правовых документов, призваны предупреждать и сглаживать возможные противоречия и коллизии, не допускать возникновение конфликта интересов, а в случае его обнаружения способствовать разрешению соответствующей спорной ситуации и минимизировать вероятность наступления негативных последствий.
Локальные правовые акты представляют собой форму саморегулирования (децентрализованного правового регулирования). С точки зрения юридической техники под локальным правовым актом понимается документ, принятый на предприятии и имеющий юридическое значение для разрешения внутриорганизационных вопросов.
Особое значение в организации юридико-технического оформления локального управления и регулирования имеет нахождение баланса интересов (личных, корпоративных, государственных и др.) участников затрагиваемых общественных отношений. При принятии локальных правовых актов следует учитывать также феномен корпоративной культуры как особого элемента внутренней среды организации, имеющего опосредованное влияние на результаты деятельности организации, проявляемого не только во внутриорганизационных отношениях, но и во внешних процессах.
Локальный правовой акт выступает самостоятельным объектом юридической техники, специфика которого обусловлена особенностями локального правового регулирования.
Юридическая техника локальных правовых актов призвана обеспечить решение многих важных задач локального регулирования: способствовать нахождению разумного баланса интересов участников соответствующих общественных отношений и предотвращению конфликтов; содействовать формированию эффективной системы управления предприятием, организацией, учреждением и повышению уровня его конкурентоспособности; обеспечить учет культурного и психологического факторов внутриорганизационной среды; и др.
В третьем параграфе «Общие требования юридической техники локальных правовых актов» формулируются основные правила юридической техники, применяемые в локальном правовом регулировании.
Существуют общие требования к локальным правовым актам, применяемые к порядку составления любых правовых документов и специальные правила юридической техники локальных юридических актов, которые вытекают из особенностей локального нормотворчества и принятия локальных индивидуальных актов.
Под общими правилами юридической техники в большинстве случаев понимают следующие положения: наиболее полное выражение в правовом акте воли нормодателя; рациональную организацию и логическую последовательность изложения нормативных предписаний; отсутствие пробелов и противоречий; краткость и компактность фиксирования правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания; ясность, простоту и доступность языка; четкость используемых дефиниций и формулировок; обеспечение своевременного вступления в силу и др., а также достоверность, доступность, полнота, своевременность и оперативность создания соответствующих документов, связанность и последовательность изложения содержащихся в них предписаниях, точность, лаконичность, грамотность, обязательность и обоснованность.
Общие требования к юридической технике локальных актов проистекают из общих начал юридической техники. При этом к основным принципам локального регулирования относятся: законность, эффективность, качество, компетентность, гуманность, согласованность, непротиворечивость и достаточность.
Одним из приоритетных направлений юридической техники локальных актов является выработка системы мер предупреждения ошибок в локальном регулировании. Возможные недостатки и ошибки в локальном нормотворчестве и процессе принятия индивидуальных актов следует предотвращать на этапе разработки и принятия каждого документа.
Специальные требования к юридической технике локальных актов отражают специфику локального регулирования. В этом смысле можно говорить как о юридической технике локального нормотворчества и принятия индивидуальных актов, так и о юридической технике процедуры рассмотрения внутриорганизационных споров, а также о технике контроля (или аудита) подготовки и исполнения тех или иных локальных нормативных актов или локальных правоприменительных решений, технике их мониторинга, прогнозирования, преодоления противоречий и пробелов и т.п.
В ходе создания локальных актов проявляется локальное усмотрение, заключающееся в определенной свободе поведения субъектов локального регулирования при принятии внутриорганизационных решений. При этом локальное усмотрение, как и другие виды усмотрения, должно соответствовать принципам законности и целесообразности и не выходить за пределы предоставленных государством предприятию, организации или учреждению полномочий по самостоятельному регулированию своей внутренней организационно-распорядительной деятельности.
Юридическая техника локальных актов определяется как совокупность принципов, приемов и правил подготовки, принятия, изменения или отмены внутренних правовых актов учреждения, предприятия или организации. Правовая природа данного вида юридической техники отражает децентрализованный и в значительной мере самостоятельный характер локального регулирования.
Вторая глава «Виды юридической техники локальных правовых актов» содержит три параграфа.
В первом параграфе «Основания классификации юридической техники локальных правовых актов» приводятся различные критерии разделения юридической техники локальных актов на виды.
Наиболее значимой классификацией локальных правовых актов является их деление по юридическому значению в механизме правового регулирования, содержанию и степени обобщенности формулируемых в них предписаний, по субъекту, по порядку принятия и др.
Так, юридическое значение в механизме правового регулирования является разным для локальных нормативных актов (принимаются для урегулирования общих вопросов деятельности предприятия) и локальных индивидуальных актов (принимаются для разрешения конкретного вопроса). Подразделение локальных актов на нормативные и индивидуальные на практике имеет наибольшее распространение.
В зависимости от выделения локальных актов по субъекту принятия будут зависеть и особенности юридической техники их составления – на локальные акты, принимаемые коллегиальным органом и «единоличные» локальные акты.
По порядку принятия локальные акты можно подразделить на документы, требующие согласования и акты, не требующие согласования.
Локальные правовые акты классифицируются также по времени действия – на документы срочного и постоянного действия; по действию в пространстве и по кругу лиц – на акты, действующие в пределах всего предприятия и в пределах какого-либо структурного подразделения или в отношении определенного лица (группы лиц); по методам правового воздействия – обязательные, рекомендательные, поощрительные; по названию (соглашение, приказ, распоряжение и др.); в зависимости от качества юридической техники составления локальных правовых актов – качественные и некачественные локальные акты; и др.
Во втором параграфе «Юридическая техника локальных нормативных правовых актов» анализируются юридико-технические правила  подготовки и принятия локальных нормативных актов.
Содержанием локального нормотворчества как особого вида юридической деятельности является система последовательных действий субъектов, реализующих принадлежащее им право на нормотворчество в пределах предоставленных им законом возможностей. Локальный уровень нормативного правового регулирования отражает компромисс между устремлениями государства к наиболее полному урегулированию существующих общественных отношений и частными интересами (граждан и бизнес-структур) к самостоятельному регулированию вопросов внутриорганизационной деятельности.
Локальные нормативные акты, занимая особое место в системе нормативных правовых регуляторов, являются необходимым структурным элементом целостной нормативно-правовой системы, обеспечивающим ее структурную взаимодополняемость и, в конечном итоге, функциональную эффективность.
Порядок подготовки проекта локального нормативного акта и юридико-технические требования к нему имеют как общие черты с порядком подготовки нормативных актов, так и особенности, обусловленные природой локального правового регулирования.
Юридическая техника локальных нормативных актов представляет собой совокупность принципов, приемов и правил подготовки, принятия, изменения или отмены внутренних нормативных правовых актов (коллективный договор, учредительный договор, устав, положение, должностная инструкция и др.) учреждения, предприятия или организации.
В третьем параграфе «Юридическая техника локальных  индивидуальных правовых актов» представлена система правил составления локальных индивидуальных актов.
Вопросы реализации правовых норм на внутриорганизационном уровне, в том числе и проблемы юридической техники составления локальных индивидуальных актов в отечественном правоведении исследованы слабо. Вместе с тем, потребности современного государственно-правового развития предполагают не только необходимость изучения данной проблемы, но и поиск новых научных и практических подходов совершенствования технологии подготовки локальных индивидуальных документов.
В механизме локального правового регулирования действуют различные организационно-распорядительные и другие документы, относящиеся к индивидуальным локальным актам – приказы, распоряжения, инструкции о различных технологических процессах, письма и др.    
Для техники подготовки локальных индивидуальных актов справедливы большинство правил локальной нормотворческой юридической техники.
Структура локальных индивидуальных актов различается в зависимости от порядка принятия такого акта – например, структура приказа может быть как простой (состоящей из одного-двух предложений), так и сложной (состоящей из нескольких пунктов).
В механизме локального правового регулирования юридическая техника индивидуальных актов во многом отражает общий уровень корпоративной (внутриорганизационной) культуры и качество подготовки локальных нормативных актов.
Юридическая техника локальных индивидуальных актов представляет собой совокупность принципов, приемов и правил подготовки, принятия, изменения или отмены внутренних индивидуальных актов (приказ, распоряжение, предписание, информационное письмо, служебная записка и др.) учреждения, предприятия или организации.
В заключении обобщаются основные выводы, полученные в процессе диссертационного исследования, высказываются предложения по дальнейшей теоретической разработке юридической техники локальных правовых актов. Подчеркивается, что локальная юридическая техника не сводится только к составлению локальных правовых актов, а охватывает собой гораздо более широкий круг вопросов организации процессов нормотворчества и реализации правовых норм на локальном уровне правового регулирования и юридико-технических приемов закрепления его результатов в соответствующих правовых документах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные положения диссертации опубликованы:
 
 
I. В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации
 
 
1. Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 5. С. 72-80. 0,8 п. л.
2. Рубайло Э.А. Современные стандарты и приемы локального документооборота // Журнал российского права. 2011. № 5. С. 98-105. 1 п. л.
 
II. В иных научных изданиях
 
3. Рубайло Э.А. О понятии юридической техники локальных актов // Юридическая техника. 2009. № 3. С. 288-291. 0,3 п. л.
4. Рубайло Э.А. О юридической технике трудового договора / Договор правовые и экономические аспекты: Сборник научных трудов. Вып. 8 / Под общ. ред. В.В. Лазарева. МГЮА. М.: МИЭП, 2010. С. 66-71. 0,5 п. л.
5. Рубайло Э.А. Техника подготовки локальных нормативных правовых актов / Под ред. Н.А. Власенко. М.: Юстицинформ, 2011. С. 132-152. 0,6 п. л.
 
 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0