2013avtoref687

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Паршина Наталья Викторовна
 
21 мая 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Особенности общественного устройства и земельных отношений казачества юга России (XV - начало XX вв.) (историко-юридическое исследование)» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.002.002.07
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Паршина Н.В. Особенности общественного устройства и земельных отношений казачества юга России (XV - начало XX вв.) (историко-юридическое исследование): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref687 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Паршина Н.В. Особенности общественного устройства и земельных отношений казачества юга России (XV - начало XX вв.) (историко-юридическое исследование): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
ПАРШИНА Наталья Викторовна
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАЗАЧЕСТВА ЮГА РОССИИ
(XV – начало XX вв.)
(историко-юридическое исследование)
12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Москва – 2013

 

Диссертация выполнена в секторе истории государства, права и политических учений Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук Научный руководитель:        доктор юридических наук, профессор
Лаптева Людмила Евгеньевна
Официальные оппоненты:    Кодан   Сергей Владимирович
доктор     юридических     наук,     профессор кафедры теории государства и права Уральской    государственной    юридической академии
Михеева Цыбик Цырендоржиевна кандидат      юридических      наук,     доцент кафедры  теории  и истории  государства  и права   Российского   университета   Дружбы народов
Ведущая организация:             Курский Государственный университет
Защита состоится 21 мая 2013 г. в 14-00 на заседании Диссертационного
совета Д.002.002.07 по защите докторских и кандидатских диссертаций
Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института
государства и права Российской академии наук по адресу: 119019, г.Москва,
ул. Знаменка, д. 10.
С  диссертацией   можно  ознакомиться  в  библиотеке  Федерального
государственного бюджетного учреждения науки Института государства и
права Российской академии наук
Автореферат разослан «  » …. 2013 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета
к.ю.н., профессор                                                                          Н.Н. Ефремова
2

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Право любой страны невозможно понять, не исследовав процессов его становления и развития. Нередко повороты в правовой политике заставляют по-новому взглянуть на исторические реалии. Обращение к прошлому позволяет определить традиции общества, его способность к адекватному восприятию преобразований в государственной и общественной жизни. Интерес к истории казаков объясняется возрождением общего интереса к особым социальным группам, одной из которых как раз и является казачество. Принятый в 1991 году ФЗ "О реабилитации репрессированных народов"1 закрепил право российского казачества на реабилитацию. В 1992 году Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление «О реабилитации казачества»2.
На сегодняшний день казаки активно содействуют решению некоторых вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции. Казачество претендует, по меньшей мере, на роль одного из институтов обеспечения общественного порядка и нравственности, причем не только в исконно казачьих регионах. Так, мэрия Москвы предполагает привлекать казачьи народные дружины к обеспечению общественной безопасности в городе, правда, под конкретные задачи и при руководящей роли правоохранительных органов. В январе 2009 года был создан Совет по делам казачества при Президенте РФ, в задачи которого входит построение эффективных взаимоотношений между государством и казачеством,   выявление   целесообразности   государственной   поддержки
1Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов"//"Ведомости СНД и ВС РСФСР", 02.05.1991, N 18, ст. 572 (ред. от 01.07.1993).
2 Постановление ВС РФ от 16.07.1992 N 3321-1 «О реабилитации казачества»// "Ведомости СНД и ВС РФ", 30.07.1992, N 30, ст. 1805. (ред. от 26.06.2007).
3

 

казаков в современном российском обществе. Одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации, является стимулирование научных исследований истории становления и развития российского казачества1.
В настоящее время на федеральном и региональном уровнях происходит интенсивное развитие нормативно-правовой базы, которая должна оформить юридический статус казачества2. При этом вопреки общему смыслу законодательства казачество стремится быть выделенным из общей массы российских граждан, претендуя на определенные привилегии, в том числе в сфере земельных прав. Поскольку Конституция Российской Федерации закрепляет правовое государство (ст.1), предполагающее соблюдение принципа формального равенства всех граждан, независимо от социального статуса, подобного рода претензии вряд ли можно считать обоснованными.
Казачество, в том числе и на Юге России, долгое время существовало в Российской империи в качестве особого служилого сословия, и в условиях сословного строя наличие особых прав и привилегий у каждой такой социальной группы было исторически оправдано. Однако начиная со второй половины ХIХ века сословные привилегии постепенно упразднялись, расширялся разряд универсальных прав российского подданного. Этот процесс неизбежно коснулся и казачества. Поэтому на сегодняшний день небесполезно обратиться к историческому опыту регулирования общественных отношений казаков. Это позволит выявить сущность исторических традиций казачества, оценить характер и цели политики государства в отношении этой группы населения, определив, в частности, тенденции эволюции соответствующего законодательства.
1См.: Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. Официальный сайт Президента России http://archive.kremlin.ru/text/docs/2008/07/203446.shtml 2 Там же.
4

 

Степень научной разработанности темы. В отечественной историографии почти не уделялось внимания историко-правовому анализу общественного устройства и земельных отношений казачества Юга России. В трудах дореволюционных историков и цивилистов затрагивались лишь отдельные аспекты функционирования казачьих обществ в Российской империи. Такие авторы, как М.С. Грушевский1, Е.П. Савельев2, Д. Н. Бантыш-Каменский3 занимались исследованием отдельных вопросов внутреннего административно-территориального устройства казачьих областей в период их стихийного образования. В работах А. Скальковского4, Н.А. Чернощёкова5, Д.И. Эварницкого6 П.П. Короленко7, В.Я. Червинского8, Н.М. Сементовского9, отражены вопросы земледельческого уклада казачества с исторической точки зрения. Ряд интересных фактов общественной жизни казачества содержат труды дореволюционных историков, основанные на личных наблюдениях (работы Ф.А. Щербины и Е.Д. Фелицина10, М.Н. Харузина11 и др.), мемуары участников казачьих войск (например, записки А. П. Ермолова 1798–1826 гг.12, воспоминания А.И. Деникина 1919-1920 гг.13) и императорских особ (например, письмо камергера российского императорского двора А.Н. Муравьёва к Николаю I14,
1   Грушевский М.С. История украинского казачества до соединения с Московским государством. Т.1.
Спб.1913.
2 См. например: Савельев Е. П. Войсковой круг на Дону как народоправление. Исторический очерк. Издание
третье.1908 г.; Савельев Е. П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII века. Историческое
исследование в трех частях. Часть ІII.: Дон служит русским царям. Новочеркасск. 1915.
3Бантыш-Каменский Д.Н. История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения
Гетманства.Киев.1903.
4 Скальковський А. История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского. На основании подлинных
документов Запорожского Сечевого Архива. Одесса. С. 1885.
5 Чернощёков Н.А. Столетие Военного министерства 1802-1902 гг. Землеустройство казачьих войск. СПб,
1911.
6 См. например: Эварницкий Д.И. История запорожских казаков. Т.1. Спб. 1892.; Эварницкий Д.И. История
запорожских казаков. Т. 2. Спб.1895.;Эварницкий Д.И. История запорожских казаков. Т.3. Спб. 1897;
Эварницкий Д.И. Очерки по истории запорожских козаков и Новороссийского края. 1889.
7 Короленко П.П. Предки кубанских казаков на Днепре и на Днестре. Екатеринодар, 1900.
8 Червинский В.Я. Памятка Кубанского казачьего войска. С.-Петербург.1896.
9 Сементовский Н.М. Старина запорожская, малороссийская и донская. Спб. 1846.
10  Фелицин Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско 1696-1888 г.: Сб. кратких сведений о войске.
Воронеж, 1888.
11   Харузин М.Н. Сведения о казацких общинах на Дону. Материалы для обычного права, собранные
Михаилом Харузиным. Вып.1.Москва.1885.
12  Записки А. П. Ермолова. 1798–1826 гг. / Сост. В. А. Федорова. — М.: Высш. шк., 1991.
13  Деникин А.И. О гражданской войне на Кубани (очерки русской смуты) 1919-1920 гг.Майкоп.1991.
14  ГАРФ.Ф.109.Оп.1.д.76. Письмо Николаю П.
5

 

письма императора Александра II к князю А.И. Барятинскому 1857 – 1864 гг.1).
Советская историография казачества не представлена трудами юристов. Занимавшее двойственную позицию в годы Гражданской и даже Великой Отечественной войны казачество не было привлекательным объектом для историко-правовых исследований. Отсутствие интереса правоведов обусловлено и последствиями расказачивания 30-х гг. XX в., приведшего к утрате казачеством статуса особой социальной группы. Таким образом в советское время проблематика казачества разрабатывалась усилиями историков: И. Гольдентула2, Б. В. Лунина3, В.Н. Ратушняка4, П.П. Матющенко5, И.Я. Куценко6 В.П. Малышева7, А. П. Пронштейна,8 А.Л. Станиславского9 и др.
В наши дни казачество, его истоки и эволюция, привлекает внимание юристов, историков, экономистов. Исследовано обычно-правовое регулирование имущественных отношений у донских казаков во второй половине XIX века10. Историками права дана характеристика отдельных аспектов организации общественного управления в донском и запорожском казачьем войске11, проведен сравнительный анализ правового положения
1 Муханов В.М., Запальский Г.М. Письма императора Александра II князю А.И. Барятинскому (1857 – 1864
гг.)// Вопросы истории.2006.№ 11.
2 И.Гольдентул. Земельные отношения на Кубани. Краснодар. 1924.
3 Лунин Б.В. Очерки истории Подонья — Приазовья. Книга II. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1951.
4 Ратушняк В.Н. Земельная аренда на Северном Кавказе в конце XIX – начале XX в.// Проблемы аграрного
развития Северного Кавказа. Краснодар. 1987.
5 П.П. Матющенко. Аграрная политика царизма по отношению к иногороднему крестьянству Кубани и
Терека (вторая половина XIX – начало XX в.)//Проблемы аграрного развития Северного Кавказа. Краснодар.
1987.
6 Куценко  И.Я. Кубанское казачество. Краснодар.1990.
7Хрестоматия по истории Кубани. Документы и материалы. Под общ. ред. В.П. Малышева. Краснодар.1975. 8 Пронштейн А. П. Земля Донская в XVIII веке. Ростов-на-Дону.1961.
9См. например: Станиславский А. Л. Русское казачество в первой четверти XVII века: Дисс. …доктора исторических наук. Москва, 1985.; Станиславский А. Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории.— М.: Мысль, 1990.
10Краснов С.Ю. Обычное право донских казаков во второй половине XIX века. Регулирование имущественных отношений: Монография. Из-во ВолГУ.2010.
11Копанева О.И. Казачество и российская государственность (историко-правовой анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. Спб., 2003.
6

 

казачества и крестьянства Юго-Востока Европейской России в 1861-1920 гг1. Историки описывали формирование, систему управления и порядок функционирования Кубанского казачьего войска, социально-экономический статус казаков2.
Таким образом, к настоящему времени в литературе освещены отдельные правовые аспекты существования и функционирования казачества, но до сих пор не прослежена взаимосвязь между изменением административно-правового статуса казака и трансформацией его имущественного положения. Именно это позволяет говорить о необходимости дать комплексную оценку эволюции правового регулирования общественных отношений в среде казачества на юге Европейской части Российской империи.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили работы по истории, теории права и государства, экономике и этнографии.
Важный материал, на основании которого выработана авторская периодизация истории казачества Юга России, содержится в дореволюционных работах общеисторического плана: А.В. Стороженко3, А. Кауфмана4, Ж. Маржерета5, Г. Боплана6, М.П. Хорошхина7, В.Х. Казина8, И.И. Дмитриенко9, А.А. Лишина10, В.А. Потто11, Н.А. Данилова1, М.С.
1Герман О.Б. Правовое положение казачества и крестьянства Юго-Востока Европейской России в 1861-1920 гг.: Дис. ... докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
2Малукало  А.Н.  Кубанское  казачье  войско  в  1860-1914  гг.:  формирование,  система  управления  и функционирования, социально-экономический статус: Дис. ... канд. истор. наук. Краснодар, 2002.
3 Стороженко А.В. Стефан Баторий и днепровские казаки. Киев. 1904.
4 Кауфман А.К вопросу о происхождении русской земельной общины.Москва.1907.
5 Маржерет Ж. Состояние Российской державы и Великого княжества Московского. СПб.1830.
6 Боплан Г. Описание Украйны. Спб., 1832.
7 Хорошхин М.П. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания.С.-Петербург.1881.
8 Казин В.Х. Казачьи войска. Хроники гвардейских казачьих частей. Спб. 1912.
9Дмитриенко И.И. Высочайшая грамота, жалованная Черноморскому казачьему войску от 1 июля 1792 г. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т.2. Спб., 1896. 10См. например: Лишин А.А. Акты, относящиеся к Истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А.Лишиным. Том 1. Изданы Областным Правлением Войска Донского. Новочеркасск, 1891 г.; Лишин А.А. Акты, относящиеся к Истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А.Лишиным. Том 2. ч. 1. Изданы Областным Правлением Войска Донского. Новочеркасск, 1891 г.; Лишин А.А. Акты, относящиеся к Истории Войска Донского, собранные генерал-майором А.А.Лишиным. Том 3. Изданы Областным Правлением Войска Донского. Новочеркасск, 1894 г.
11 Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801).Т.1.Владикавказ.1912.
7

 

Грушевского2, А.И. Никольского3, В.И. Вешнякова4, Ф.А. Щербины5, В.Д. Сухорукова6 и др. Использованные в работе труды дореволюционных цивилистов Д. Я. Самоквасова7, К.П. Победоносцева8, Д.И. Мейера9, Н.К. Ренненкампфа10, С.В. Пахмана11, Л. А. Кассо12, В.М. Грибовского13 содержат доктринальное толкование источников права - обычаев и нормативно-правовых актов рассматриваемого периода. Они способствуют правильному пониманию терминологии источников казачьего права. Общетеоретическая основа диссертации сформирована на основании трудов современных юристов и историков, таких как: Т.Е Новицкая14, Г.Г. Небратенко15, Б.Е. Фролов16, В.Н. Сергеев17, Б.А. Трехбратов18 и др.
Для выявления особенностей правового регулирования общественной жизни казачества использовались материалы диссертационных исследований, в том числе: О.Б Герман19, О.И. Копаневой20, М.И. Лукомец1,
1Данилов Н.А. Столетие Военного министерства 1802-1902 гг. Развитие военного управления в России.
СПб, 1902.
2Грушевский М.С. История украинского казачества до соединения с Московским государством. Т.1.
Спб.1913.
3Никольский  А.И..Столетие  Военного  министерства  1802-1902. Главное  управление  казачьих  войск.
Исторический очерк. С. – Петербург. 1902.
4Вешняков В.И. Рыболовство и законодательство.Спб.,1894.
5См. например: Щербина Ф. А. Земельная община кубанских казаков. Воронеж, 1889.; Щербина Ф.А.
История Кубанского казачьего войска. Т 1. История края. Краснодар. 2007.; Щербина Ф.А. История
Кубанского казачьего войска. Т 2. История войны казаков с закубанскими горцами. Краснодар. 2007.
6См. например: Сухоруков В.Д.   Историческое описание земли Войска Донского. Т.1.Новочеркаск.1869.;
Сухоруков В.Д. Историческое описание земли Войска Донского. Т.2.Новочеркаск.1872.
7Самоквасов Д. Я. История русского права (Лекции 1906 - 1907 уч. г.). Москва.1906.
8 Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Первая часть Вотчинные права. Спб. 1892.
9 Мейер Д. И. Русское гражданское право. Спб., 1864.
10Ренненкампф Н. К. Юридическая энциклопедия. Киев., СПб.1913.
11Пахман С.В.   Гражданское право в России. Юридические очерки. Т.1. Собственность, обязательства и
средства судебного охранения. Спб., 1877.
12 Кассо. Л. А. Русское поземельное право. М., 1906.
13Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской Империи (из лекций по русскому
государственному и административному праву). Одесса. 1912 г.
14  Новицкая Т.Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине XVIII
века. Монография: Зерцало-М,2005.
15  Небратенко Г.Г. Обычаи вольного казачества (XVI-нач. XVIII вв.).Ростов-на-Дону.2009.
16  Фролов Б.Е. Переселение Черноморского казачьего войска на Кубань. Вып. 4. Краснодар. 2005 г.
17  Сергеев В.Н. Движение за возрождение казачества. Ростов-на-Дону. 1993.
18См. например: Трехбратов Б.А. История Кубани. Краснодар, 2005.; Трёхбратов Б.А. История и культура народов Прикубанья.Краснодар.2011.
19 Герман О.Б. Правовое положение казачества и крестьянства Юго-Востока Европейской России в 1861-1920 гг.: Дис. ... докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.
20Копанева О.И. Казачество и российская государственность (историко-правовой анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. Спб., 2003.
8

 

Ю.Н. Емельянова2, С.Ю. Краснова3, С.В. Самовтора4. Анализу отдельных этапов эволюции казачьего законодательства посвящены работы В.Н. Сухачёва5, А.В. Кудиновой6, В.В. Русецкого7. Для лучшего понимания результатов действия царского законодательства на территории казачьих войск, учитывались работы Г.Н. Шевченко8, О.В. Агафонова9, Н.В. Булычёвой10, М.А. Шормановой11, З.Б. Кипкеевой12.
Объектом исследования является обычное право и российское законодательство, определяющие организационно-правовые основы жизнедеятельности казачества Юга России в XV – начале XX вв. В диссертации рассмотрен нормативный материал, касающийся основных казачьих войск Юга России, составивших со временем костяк южнорусского казачества – Кубанское казачье войско.
Предмет исследования. Настоящее диссертационное исследование посвящено юридическим аспектам общественного устройства и земельных отношений в среде казаков Юга России в XV – начале XX вв.
Цель исследования. Целью исследования является анализ особенностей общественного устройства и земельных отношений у казачества Юга России на основе изучения обычного права, нормативно-
1Лукомец М.И. Эволюция земельных отношений казачества (XV-XX века): Дис. ... д-ра экон. наук. Краснодар, 2003.
2Емельянов Ю.Н. Генезис и региональные особенности сословной ментальности кубанского казачества (конец XVIII - 30-е гг. XX вв.): Дисс. …кандидата исторических наук. Краснодар, 2006. 3 Краснов С.Ю. Обычно-правовое регулирование имущественных отношений у донских казаков во второй половине XIX века (историко-правовой аспект): Автореф. дисс. …кандидата юридических наук. Волгоград. 2003
4Самовтор С.В. Отражение процессов казачьей колонизации в топонимии Кубани// Дис. ... канд. истор. наук. Ставрополь.2008.
5Сухачёв В.Н. Формирование дворянского сословия в Черноморском казачьем войске//Тезисы научно-практической конференции Екатеринодар-Краснодар.1793-2003.Вчера.Сегодня.Завтра. Краснодар. 2003. 6А.В. Кудинова. Кубанская область и Черноморская губерния в период первой российской революции 1905-1907 гг. Монография. Краснодар.2005.
7Русецкий   В.В.   Военно-административная   деятельность   Н.И.   Евдокимова   на   Кавказе   (1840-1860 гг.)//Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2009.№2.
8 Шевченко Г.Н. Черноморское казачество в конце XVIII – первой половине XIX вв. Краснодар, 1993.
9 Агафонов О.В. Казачьи войска России во втором тысячелетии. Москва. 2002.
10  Булычёва Н.В. Казачество Дона XV – нач. XX вв. (историко-правовой аспект).Ростов-на-Дону.2004.
11   Шорманова М.А. Становление и развитие государственности на Северном Кавказе в конце XVIII – первой
половине XIX в.// История государства и права.2007.№13.
12  Кипкеева З.Б. Северный Кавказ в Российской империи: народы, миграции, территории. Ставрополь. 2008.
9

 

правовых актов, опубликованных архивных материалов, трудов юристов и историков.
Исходя из цели исследования, автором ставятся и решаются следующие основные задачи:
  • выделить этапы становления и эволюции казачьих войск Юга России, составивших в итоге Кубанское казачье войско;
  • рассмотреть эволюцию общественного устройства и земельных отношений в Запорожском и Донском, Черноморском и Кавказском линейном казачьих войсках;
  • определить тенденции эволюции обычного права казаков Юга России;
  • выделить общее и особенное в землевладении и землепользовании казачьих войск Юга России;
  • определить направление развития российского законодательства, посвященного казачеству Юга России;
  • определить особенности формирования и эволюции сословного статуса казачества Юга России.

Хронологические рамки исследования определяются его целью и задачами и охватывают период с момента образования казачьих обществ (запорожского и донского казачества) в XV- XVI вв. до начала XX в., когда сословная обособленность казачества уходила в прошлое. Постепенное вхождение казачества в правовое поле Российской империи (XVI-XVII вв.) приводило к сужению сферы действия казачьего обычного права и расширению области применения российского законодательства, вначале специально адресованного казакам, а затем и общегражданского.
10

 

Методологическую основу исследования составляют методы, присущие юридической и исторической науке. Исследование осуществлено на стыке исторической и юридической наук, использованы присущие им принципы, методы и приемы. Главным из них является историко-юридический метод. Методологическую базу составляют принципы объективности, научности, историзма. В работе применялись общенаучные методы исторического и логического анализа, а также формально-юридический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой методы познания. Применялись отдельные положения формационной теории. Эта методика позволила предложить авторскую периодизацию истории казачества Юга России, исследовать правовое регулирование общественного устройства и землевладения казачества в указанный период как эволюционирующую систему юридических норм.
Источниковую базу диссертационного исследования составили нормативные правовые акты, содержащиеся в Полном собрании законов Российской империи, в Своде законов Российской империи и др., материалы периодической печати, публикуемые в рассматриваемый период. Жизнь запорожских и донских казаков определялась обычаями. Первыми законодательными актами, закрепившими уже за Черноморскими казаками часть государственных территорий на праве владения и оформляющими его в качестве пограничной стражи, явилась Жалованная грамота войску Черноморскому от 30 июня 1792 г. и Именной Указ «О пожаловании Черноморскому войску острова Фанагории с землями между Кубанью и Азовским морем лежащими», данный Сенату 30 июня 1792 г. Детальный порядок организации управления и внутреннего земельного устройства войска в вышеупомянутых актах не разъяснялся. Эту задачу на время решил принятый казачьей старшиной «Порядок общей пользы» (1794 г.), который основывался как на нормах обычая, так и на положениях официальных актов. Высочайше утвержденное Положение «О Черноморском казачьем
11

 

войске» от 1 июля 1842 г. упраздняло действие «Порядка общей пользы» и
устанавливало подчинение Черноморского войска Военному Министерству
по Департаменту военных поселений. Разграничение территории
Черноморского войска производилось на основании «Положения о
размежевании земель Черноморского казачьего войска» от 12 апреля 1847 г.,
которое закрепляло несколько категорий земель (земли станичных обществ,
земли для войсковых надобностей). Высочайше утвержденное Положение «О
Кавказском линейном казачьем войске» от 14 февраля 1845 г. явилось
первым            нормативно-правовым              актом,            регламентирующим
административное, территориальное, военное и земельное устройство, образованного в 1832 г. Кавказского линейного войска. Размежевание земель Кавказского линейного казачьего войска осуществлялось на основании Положения «О размежевании земель Кавказского линейного казачьего войска и Магометанских народов, обитающих в Ставропольской губернии» от 13 мая 1853 г.
После образования Кубанского казачьего войска были приняты «Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России» от 10 мая 1862 г., Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О дозволении Русским подданным не войскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск» от 29 апреля 1868 г., Высочайше утвержденное Положение «Об обеспечении генералов, штаб- и обер-офицеров и классных чиновников Кубанского и Терского казачьих войск» от 23 апреля 1870 г. Все они регулировали вопросы казачьего землевладения, в том числе санкционировали отвод земельных участков в частную собственность.
В последней четверти XIX в. российское законодательство идет по пути стирания сословных различий между казаками и остальным населением. Именным Указом «Об учреждении управления Кубанской и
12

 

Терской области и Черноморского округа», данным Сенату 21 марта 1888 г. устанавливалось единое подчинение гражданского и военного населения Кубанской области Командующему войсками Кавказского военного округа, которому было присвоено Звание Войскового наказного атамана Кавказских казачьих войск. Существенные изменения статуса населения на территории казачьих войск вводились Высочайше утвержденным «Положением об общественном управлении в казачьих войсках» от 23 мая 1870 г., Высочайше утвержденным Положением «Об общественном управлении станиц казачьих войск» от 3 июня 1891 г., Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 21 апреля 1869 г. «Об освобождении казачьих офицеров и чиновников от обязательной службы, о дозволении лицам казачьего сословия исключаться из оного, перечисляться в другие войска и служить вне своих войск, и о зачислении в казачьи войска лиц не войскового сословия», Высочайше утвержденным Положением «О службе казаков вне своих войск, о выходе из войскового сословия и зачисление в оное» от 19 января 1883 г.
Значительный материал для диссертационного исследования был получен путём изучения опубликованных архивных материалов - Архива Юго-Западной России1 и Министерства государственных имуществ2. Использовались материалы официального делопроизводства, как опубликованные (Протоколы заседаний Кубанского краевого правительства: 1917-1920 гг.), так и содержащиеся в архивах: материалы фондов Государственного архива Российской федерации (ГАРФ) Фонд – 109 «Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии»; Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) Фонд – 330 «Главное Управление Казачьих войск (1857 - 1910)»; Фонд – 896 «Комитет, учрежденный для составления проекта положения об устройстве
1 Архив Юго-Западной России. Часть третья. Акты о козаках. (1500-1648 гг.)Т.1.Киев.1863.; Архив Юго-
Западной России. Часть третья. Акты о козаках. (1679 - 1716 гг.).Т.2.Киев.1868.
2 Исторические материалы из архива Министерства государственных имуществ.С.-Петербург.1891.
13

 

Черноморского войска»; Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) Фонд – 249 «Канцелярия наказного атамана Кубанского казачьего войска»; Фонд – 574 «Кубанская областная чертежная». Так, была найдена архивная копия «Порядка общей пользы» 1 1794 г. и «Отчёта о состоянии Кубанской области и Кубанского казачьего войска за 1893 г.»2.
Источниковую базу исследования составили, кроме того, материалы периодической печати, публикуемые в рассматриваемый период.
Научная новизна диссертации заключается в комплексном историко-юридическом анализе эволюции общественного устройства и земельных отношений у казачества Юга России в XV – начале XX вв.
В юридической науке этот вопрос остается малоисследованным, несмотря на богатую общеисторическую литературу о возникновении казачества и бытовании его в России. Характеристика казачьего нормотворчества и законодательства о казаках Юга России в большинстве случаев дана с исторической точки зрения. Автором впервые проведено историко-правовое и историко-сравнительное исследование особенностей регулирования общественных отношений казачества Юга России на разных этапах его эволюции. Представлен сравнительный анализ обычаев и нормативно-правовых актов, регламентирующих общественное устройство и земельные отношения казаков. Выделены этапы эволюции общественного устройства и земельных отношений в Кубанском казачьем войске. Введены в научный оборот архивные документы.
На защиту выносятся следующие положения, отражающие научную новизну проведенного исследования:
1. Запорожское и Донское казачьи войска в XV-XVII вв. представляли собой военные демократии, территориальное и войсковое управление в которых строилось на обычаях. Характерными чертами первоначальной
1 ГАКК.Ф. 249.Оп.1.д.2830.
2 РГВИА.Ф.330.Оп.61.д.307.
14

 

организации власти и управления в них являлись: общинный строй, самоуправление станиц; полнота власти Войскового круга; демократический порядок формирования органов войскового управления и казачьего общественного управления, разрешения внутренних дел.
  1. Организационно-правовые основы Черноморского войска (образованного из числа запорожцев в 1788 г.) прошли в своей эволюции несколько этапов: 1) Сохранение «казачьего уряда» бывшего Запорожского войска при отсутствии государственного регулирования устройства войска (1792-1793 гг.). 2) Действие составленного казачьей «старшиной» «Порядка общей пользы», который не являлся законом Российской империи, но, наряду с обычаями, во многом воспроизводил нормы Учреждения губернского 1775 г. (1794-февраль 1802 гг.). 3) Разработка и принятие специального российского законодательства, посвященного организации войскового правительства (1802 – июнь 1842 гг.). 4) Подчинение Черноморского казачества центральным и местным органам государственной военной администрации (1842-1860 гг.).
  2. Включение Кавказского линейного войска (законодательно оформленного в 1832 г.) в сферу регулирования российского законодательства тоже шло поэтапно. Однако здесь этот процесс имел свои особенности, поскольку линейные казаки изначально не представляли собой однородной группы, а были укомплектованы в полки. На первом этапе в отдельных полках сохранялось регулирование общественного устройства посредством обычая при неуклонно усиливающемся значении распоряжений государственных военных властей (1794-1845 гг.). На втором этапе было издано специальное российское законодательство о порядке управления и военно-административном аппарате войска в целом (1845 – 1860 гг.).

4.   Российское  законодательство  не стремилось полностью  упразднить
традиции казаков. Обычно-правовые нормы, на основе которых строились
15

 

территориальные станичные органы и даже некоторые военные функции казачества отчасти были инкорпорированы в законодательные акты царского правительства. Однако постепенно казачество включалось в общую систему военного управления. Это делалось с помощью законодательного регулирования системы верховного казачьего управления, назначения высших должностных лиц войска из центра взамен выборности, подчинения их в военном и гражданском отношении центральным органам государственной власти. Земельные отношения казаков также получили законодательную регламентацию. Организационные обычаи окончательно утратили своё значение в Кубанском казачьем войске (созданном в 1860 г. путем объединения Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск).
  1. Обычай регулировал земельные отношения на Дону и в Запорожье с момента возникновения там казачества в XV-XVII вв. При том, что земля в обоих случаях считалась общевойсковой, а право владеть землей имели только члены казачьего войска, порядок владения ею регулировался по-разному. В Запорожском войске он определялся положением казака внутри войска, тогда как в Донском войске привилегированные группы отсутствовали. При сохранении у донцев и запорожцев общинного землевладения и землепользования, в обоих казачьих войсках признавалось право свободной заимки, на основании которого возникало право владения и пользования участком.
  2. В конце XVIII в. право казаков на соответствующую территорию официально подтверждается государством. Пожалование земли войску осуществлялось в обмен за службу. Как сама земля, так и угодья должны были оставаться «в точном и полном владении и распоряжении» войска. Но верховным собственником войсковой земли оставалось государство.

16

 

  1. С конца XVIII – середины XIX вв. внутри Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск наблюдается постепенный переход от общинного передельного владения и пользования к пожизненному владению и пользованию землёй. Переход казачьих войск на службу Российскому государству привел к тому, что должность и военный чин казака стали непосредственно влиять на объем его земельных прав и привилегий. По мере замещения официальным законодательством традиций войскового самоуправления эта зависимость усиливалась. Утверждаются привилегии в пользу казачьего офицерского сословия, что санкционируется сначала внутривойсковыми актами («Порядок общей пользы» 1794 г. в Черноморском войске), а затем и государственными Положениями: «О Черноморском казачьем войске» 1842 г., «О размежевании земель Черноморского казачьего войска» 1847 г., «О Кавказском линейном войске» 1845 г.
  2. В пореформенный период законодателем ставится задача сближения казачества с гражданским населением Российской империи. Положением о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России от 10 мая 1862 г. было законодательно закреплено право собственности на земли, передаваемые отдельным казакам, и такое основание выхода из казачьего сословия, как приобретение земельного надела. Понятие о войсковой земельной собственности постепенно утрачивается, поскольку допускается покупка и аренда войсковых земель неказачьим населением («иногородними»). В результате к концу ХIХ века численность казаков на Кубани существенно уменьшается. Поэтому принятое в 1883 г. Положение «О службе казаков вне своих войск, о выходе из войскового сословия и зачисление в оное» значительно усложняет выход из казачьего сословия.

Научное и практическое значение исследования. Сформулированные в диссертации выводы дополняют соответствующие разделы науки истории
17

 

государства и права, теории права и государства России. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при преподавании профильных вузовских дисциплин, подготовке различных учебных пособий и спецкурсов (например, «Обычное право казачества»).
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась в секторе истории государства, права и политических учений Института государства и права Российской академии наук. Материалы и выводы диссертационного исследования использовались автором при проведении семинарских занятий по «Истории отечественного государства и права» в филиале ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Сочи.
Структура диссертационного исследования определяется целью и задачами. Она включает в себя введение, три главы, заключение и библиографию.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее разработанности, излагается цель и основные задачи исследования, методологическая и теоретическая основы, научная новизна и практическая значимость диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
Глава первая – «Правовое регулирование в период стихийного образования Запорожского и Донского казачества в XVI - XVIII ввсостоит из трех параграфов. В главе дана характеристика войскового управления, административно-территориального устройства, земельных отношений запорожского и донского казачества, регламентированные как нормами обычного права, так и установлениями войсковой администрации и российского законодательства.
18

 

В параграфе 1.1. «Предыстория Запорожского и Донского казачьих войск» на основании официальных документов и нормативно-правовых актов анализируется история возникновения запорожского и донского казачества, их оформления в Черноморское и Кавказское линейное казачьи войска и последующего объединения в Кубанское казачье войско.
В результате проведенного исследования выделены следующие этапы истории Кубанского казачьего войска:
  1. Формирование   ранних   казачьих   объединений   (запорожского   и донского казачества) (XV-XVI вв.).
  2. Переход казачьих войск в подданство Московского государя (XVI-XVII вв.).
  3. Оформление Черноморского казачьего войска (1788 г.).
  4. Оформление Кавказского линейного казачьего войска (1832 г.).
  5. Объединение  Черноморского  и  Кавказского  линейного  казачьих войск в Кубанское казачье войско (1860 г.).

Запорожское войско, известное с конца XV в., в конце XVII в. поступило в подданство Московского государя, однако в 1775 г. Запорожская Сечь была уничтожена в наказание за измену. Из числа получивших высочайшее прощение запорожцев в 1788 г. сформировалось Черноморское казачье войско.
В XV-XVI вв. в низовьях реки Дон утвердилась другая община – Донское казачество. Началом службы донского войска Московскому государству считается 1570 г.
Заселение территории будущего Кубанского войска черноморскими и донскими казаками началось в конце XVIII в. 8 апреля 1783 г. Екатерина II подписала Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу». Для заселения правого берега Кубани в 1792-1793 гг. было сформировано и переселено Черноморское войско, занявшее в Таврической области остров Фанагорию.
19

 

Почти одновременно стала заселяться донскими казаками восточная часть правобережья Кубани, так называемая Кубанская или Старая линия. В 1832 г. все поселённые на Кавказской линии казачьи полки и войска, за исключением Черноморского, сохранившего самостоятельную организацию, были соединены в одно Кавказское линейное казачье войско. 19 ноября 1860 г. первые шесть бригад Кавказского линейного казачьего войска были объединены с Черноморским в Кубанское казачье войско.
В параграфе 1.2. «Эволюция общественного устройства и управления у запорожских и донских казаков» анализируется общественный и войсковой уклад Запорожской Сечи и Донского казачьего войска, основанный на обычном праве.
По обычаю Запорожское казачье войско имело два деления: войсковое и территориальное. По войсковому делению Запорожское войско формировалось из бессемейных сечевиков («товариство», «лыцарство») и семейного подданства (зимовые казаки, «посполитые», «гнездюки»). По территориальному делению Запорожская Сечь состояла из куреней и паланок. Во главе Войска стояла войсковая старшина: Кошевой Атаман, Судья, Писарь и Есаул. Выбор старшины у запорожских казаков осуществлялся только «товариством», ежегодно первого января. Войсковая старшина в Запорожском войске считалась главным законодательным, исполнительным и судебным органом. Каждому члену старшины были присвоены определённые полномочия. Высшим органом казачьего самоуправления было собрание «товариства» – Общая Войсковая Рада.
Казачьи поселения в Донском казачьем войске делились на два типа: 1) городки, где казаки проживали постоянно; 2) зимовники, где казаки проживали в период отсутствия боевых действий преимущественно в зимний период. В отличие от Запорожского, Донское войско сохраняло однородность, основополагающим принципом было равенство казаков. Высшим органом казачьего самоуправления являлся Войсковой круг, который выносил обязательные для всех казаков постановления.    При
20

 

обсуждении дел на Войсковом круге каждый казак мог вносить любое предложение и обсуждать все дела войска. Во главе войска стоял Войсковой Атаман, помощниками которого являлись два Войсковых Есаула и Войсковой Дьяк, которые избирались на год.
Постепенно автономность управления и демократизм Войскового круга ограничивались: в 1721 г. отменяется выборность войсковых атаманов Войсковым кругом и создается институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. С этого времени неуклонно сокращается область обычно-правового регулирования самоуправления в среде донских казаков.
В параграфе 1.3. «Эволюция земельных отношений в Запорожском и Донском казачьих войсках» исследовано обычно-правовое регулирование, отражены особенности общинного владения и пользования землёй в период становления казачьих сообществ в России.
У запорожских казаков преобладала общинная форма владения землей. Это означало, что каждому члену общины, как домохозяину, предоставлялось или 1) право пользования, соединённого с владением или же 2) только право пользования. Право пользования, соединённого с владением, могло быть бессрочным (например, когда устраивали курени и зимовники на занимаемой территории) либо временным (после ежегодной жеребьёвки). «Старшина» имела преимущественное право при жеребьёвых распределениях земельных угодий. Остальные свободные земли запорожские казаки приобретали в своё владение и пользование путём вольной заимки, которая сохраняла своё значение как основание приобретения права владения и пользования землей до конца XVIII в. На основе факта первого занятия свободных необработанных земель (лесов, пастбищ, сенокосов, пустошей и т.д.) возникало право владеть, пользоваться, а в отдельных случаях и распоряжаться угодьем внутри Сечи с разрешения Запорожского Коша. За пользование землёй владельцы земли платили налог в пользу Коша и выполняли другие повинности. Налогоплательщиками выступали только женатые казаки.
21

 

С увеличением в Донском войске числа поселений, между земельными наделами (юртами) отдельных городков устанавливались границы. Разграничение земель производилось казаками соседних станиц самостоятельно. Распределение земли в пределах юрта происходило путём вольной заимки. Посредством её открывалась возможность распространять границы своего владения на прилегавшие к уже имеющейся земле угодья и пространства1. В некоторых случаях, по необходимости, в городке проводилась жеребьёвка. Вопрос о занятии казаками свободных участков земли обсуждался на Войсковом круге, после чего претендентам выдавалась разводная, а с развитием земледелия на Дону дополнительно к ней заимная грамоты, которые удостоверяли права владения и пользования отведённым участком. Появление разводной а позднее заимной грамоты относится приблизительно к концу XVII в., поскольку ранее земледелие у донских казаков запрещалось, а культивировалось звероловство, рыболовство и скотоводство.
Глава вторая - «Правовое регулирование в период вхождения казачества в состав России и оформления его как сословия в конце XVIII – первой половине XIX вв. (на примере Черноморского и Кавказского казачьих войскпосвящена организации общественного и военного управления; дана характеристика нормативно-правовых актов, на основании которых выделены исторические этапы эволюции общественного быта казаков в рассматриваемый период.
В параграфе 2.1. «Эволюция общественного устройства и управления» дана характеристика общественного устройства Черноморского и Кавказского казачьих войск; исследуются государственные и местные акты, на основании которых выделены этапы эволюции системы управления и порядка отбывания воинской повинности в войсках.
Нормативной основой системы управления и административно-территориального деления Черноморского казачьего войска в это время
1 См.: Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Первая часть Вотчинные права. Спб. 1892. С. 393.
22

 

становится российское законодательство. Жалованная грамота 1792 г., закрепила за черноморским казачеством его территорию. Черноморское войско в военном и гражданском отношениях подчинялось губернатору Таврической области. Былое самоуправление ограничивалось, казаков постепенно включали в общую систему государственного управления. Но законодательных актов, регулирующих порядок управления в пределах войска, первоначально издано не было. Для восполнения пробела в 1794 г. войсковой старшиной принимается «Порядок общей пользы». Этот местный акт расширил чиновничий аппарат Черноморского казачьего войска, образовал новые административные учреждения и закрепил назначаемые казачьи должности в окружных правлениях.
Уже позднее были приняты специальные законодательные акты: Именной Указ 1802 г. «Об учреждении в Донском и Уральском войсках Войсковых Канцелярий, а в Черноморском Войскового Правительства и о зависимости оных по делам воинским и гражданским» учреждал в Черноморском казачьем войске Войсковое правительство по образцу войска Донского. В «Положении об управлении Черноморского войска»» 1827 г. войско рассматривалось не только как приграничная стража, но и как отдельное растущее сословие, требующее тщательного законодательного регулирования. Областное Правление по-прежнему не являлось непосредственным начальством для Черноморского войска, но в случае надобности оно сносилось сообщениями с Войсковой Канцелярией. Атаманом всех казачьих войск являлся наследник престола, который назначал в каждое войско Войскового (Наказного) атамана. 1 июля 1842 г. было принято Положение «О Черноморском казачьем войске», которое регламентировало организацию военной службы и отбывание воинской повинности, усиливало роль административного начала в организации внутренней жизни казаков.
Кавказское линейное войско. С 1832 по 1845 гг. казаки Кавказской линии   подчинялись   распоряжениям   местных   военных   и   гражданских
23

 

властей. Именным Указом «Об усилении обороны Кавказской линии посредством обращения в сословие линейных казаков жителей некоторых ближайших казенных селений», данным Сенату от 2 декабря 1832 г., повелевалось определить порядок управления, служебные и другие их обязанности особым положением о Кавказских линейных казаках, что и было осуществлено в 1845 г.
По «Положению о Кавказском линейном войске» 1845 г. управление Кавказским линейным войском, как и Черноморским, было подчинено Военному Министерству, которое осуществляло свою деятельность через Командира отдельного Кавказского корпуса, Командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории и Войскового Наказного Атамана. Атаман Кавказского линейного войска назначался императором. Казачьи чины приравнивались к общеармейским согласно положениям о Черноморском и Кавказском линейном войске. В этом состояла государственная политика, направленная на увеличение числа личных и потомственных дворян среди казачества. 12 февраля 1828 г. Именным указом «О переименовании чинов Казачьих войск в чины, им соответствующие» определялось соответствие чинов, приобретённых на службе в казачьих войсках, армейским: урядники получали звание унтер-офицера; хорунжие – прапорщика; сотники – поручика; есаулы – капитана; войсковые старшины – майора. Согласно Манифесту «О порядке приобретения дворянства службою» от 11 июня 1845 г., чтобы казаку стать личным дворянином требовалось дослужиться до хорунжего, а потомственным дворянином - войскового старшины. В потомственных дворянах, по мнению камергера российского императорского двора А.Н. Муравьёва, состояла «твёрдая и надёжная опора Престола»1. В 1848 г. Высочайше утверждённым Мнением Государственного Совета «О правах на дворянство лиц казачьих иррегулярных войск», казаки Черноморского и Кавказского линейного войска, сравненные в чинах с армией, причислялись к потомственному  дворянству.
1 ГАРФ.Ф.109.Оп.1.д.76. Письмо Николаю П.
24

 

В рассматриваемый период численность линейцев постоянно увеличивалась за счёт обращения в казаки лиц других сословий (Высочайше утвержденное Положение Комитета Министров «О дозволении принимать однодворцев и казенных крестьян в Кавказские Линейные казаки без увольнительных от мирских обществ свидетельств» от 1 октября 1829 г.; Сенатский Указ, по Высочайшему повелению «О дозволении принимать однодворцев, мещан и казенных поселян в казаки Астраханского и Кавказского войска» от 19 мая 1831 г.; Высочайше утвержденное «Положение о переселении Малороссийских казаков, однодворцев и прочих казенных поселян для поступления в Кавказские казачьи линейные войска и полки» от 30 сентября 1832 г. и др.).
В целом правительственная политика в рассматриваемый период была направлена на укрепление статуса и сохранение казачьего сословия. Помимо уравнения с общеармейскими чинами, казакам полагалось жалованье и провиант от казны. Кроме того, с целью сохранения казачьего сословия, по Высочайше утверждённому положению Военного Совета «О дозволении вдовам и дочерям нижних чинов Кавказского линейного казачьего войска вступать в браки с посторонними лицами» от 14 октября 1855 г. казачкам Кавказского линейного войска разрешалось заключать брак с лицами не казачьего сословия только с разрешения наказного атамана.
В параграфе 2.2. «Земельные отношения в Черноморском и Кавказском линейном казачьих войсках» поэтапно характеризуются земельные права и обязанности Черноморского и Кавказского казачьего войска, определяется статус войсковой земли.
30 июня 1792 г. Екатерина II издала Жалованную грамоту, согласно которой Черноморскому казачьему войску передавался в вечное владение состоящий в области Таврический остров Фанагория с землей, лежащей на правой стороне реки Кубани и до Азовского моря. Земля жаловалась Черноморскому войску за службу, на праве общинного владения и пользования.   Однако   порядок   распределения   земельных   участков   не
25

 

детализировался. Это открыло возможности захвата войсковой старшиной казачьих земельных наделов, который нашёл своё закрепление в «Порядке общей пользы». Войсковая администрация пыталась перевести часть общественных земель в частные и обратить их в аналог поместий для казачьей старшины. В то же время царское правительство оберегало монополию казаков на пожалованные земли. Так, Именной Указ, объявленный Командиру отдельного Кавказского корпуса «О дозволении вдовам и девицам Черноморского казачьего войска вступать в браки с посторонними лицами не войскового происхождения» от 1 ноября 1839 г. запрещал иметь недвижимую собственность казачкам Черноморского войска, вышедшим замуж за лиц не войскового сословия.
«Положение о Черноморском казачьем войске» 1842 г. и «Положение о размежевании земель Черноморского казачьего войска» 1847 г. положили конец захватам. При отводе земли новым станицам придерживались общих норм, содержащихся в обоих актах. Всякий новый захват (заимка) теперь расценивался как нарушение закона, и подлежал устранению. В то же время земельные привилегии казачьих чиновников подтверждались: так рядовой казак имел право на 30 дес. войсковой земли, обер-офицер – на 200, штаб-офицер – на 400, а генерал – на 1500 дес. Казаки наделялись землёй на праве пожизненного владения. Высочайше утвержденные «Правила об отводе земель чиновникам и казакам Черноморского казачьего войска, для разведения фруктовых и виноградных садов» от 14 сентября 1856 г. закрепляли перевод земельных угодий, которые засаживались в течение десяти лет виноградом и фруктовыми садами, в вечное и потомственное владение.
Вследствие отсутствия необходимых узаконений первоначально казаки Кавказского линейного войска продолжали пользоваться земельными участками по обычаю, на праве первой заимки. Однако войсковые старшины стремились использовать лучшие угодья в ущерб рядовым казакам. Принятые   правительственные   акты   «Об   учреждении   Комиссии   для
26

 

наделения землями казаков, на Кавказской линии поселённых» от 6 марта 1819 г. и «О наделении землями казаков на Кавказской линии поселенных» от 11 декабря 1823 г. не урегулировали порядок землевладения и землепользования казачьих полков в полной мере. Лишь принятое в 1845 г. «Положение о Кавказском линейном войске» подробно регламентировало порядок землевладения и землепользования. Земельные участки линейным казакам отводились не на основе традиционного уравнительного землепользования, а в зависимости от занимаемого чина, как и в Черноморском войске. Но размеры земельных наделов устанавливались различные. Например, в 1-м и 2-м Волгском и Горском полках устанавливалось: – штаб-офицерам – по 300 дес., обер-офицерам – по 60 дес., нижним чинам – по 30 дес. В полках левого фланга – Гребенском и Кизлярском: штаб-офицерам – по 400 дес., обер-офицерам – по 100 дес. А нижним чинам: в Гребенском – по 30 дес., в Кизлярском – по 21 дес.
Кроме земельных наделов для чиновников линейного войска предусматривались и другие привилегии: назначались пенсии штаб и обер-офицерам, раненным в сражениях, а также их вдовам и детям в случае смерти казака. Образованная в 1853 г. Межевая комиссия определяла категории и границы полковых земель. После законодательного оформления земель Кавказского линейного войска, правительство ограничивало права посторонних лиц на казачью территорию путём регулирования брачно-семейных отношений, по образцу Черноморского войска.
Официальные нормативно-правовые акты устранили вольнозахватный способ занятия земельных угодий на территории обоих войск. Участки распределялись по установленным нормам в определённом количестве. Казаки наделялись землёй на праве пожизненного владения. Чиновники войск получили земельные привилегии в зависимости от занимаемого чина.
Глава III «Правовое регулирование в период образования Кубанского казачьего войска и стирания сословных привилегий (вторая половина XIX – начало ХХ вв.) состоит из двух параграфов. В ней
27

 

характеризуются административно-территориальные преобразования после завершения Кавказской войны в 1864 гг.; исследовано земельное законодательство Кубанского казачьего войска.
В параграфе 3.1. Общественное устройство и организация управления поэтапно характеризуется порядок становления законодательства, регламентирующего систему административного и военного управления Кубанским казачьим войском.
Система управления и воинской повинности кубанских казаков с 60-х гг. ХIХ и до начала ХХ вв. подвергалось неоднократному реформированию. Законодательно закрепилась доминирующая роль гражданской власти над казачьими войсками. В ходе административно-территориальных реформ звание Начальника Кубанской области соединялось со званием Командующего войсками, а позднее - званием Наказного атамана. Начальник Кубанской области, областные правления и атаманы отделов подчинялись Общему учреждению губернскому.
С восстановлением наместничества на Кавказе в 1905 г., управление казачьими войсками было всецело передано Императорскому наместнику, который обладал и высшей гражданской властью на Кавказе. Казачье население оказалось под юрисдикцией объединённых в одно ведомство гражданских и военных властей. В порядке управления казачье население фактически слилось с представителями других сословий Северного Кавказа. Иногородние (неказаки), переселившиеся на Кавказ, получили, за некоторыми изъятиями, права в местном самоуправлении наравне с казачьим населением. Наметилась тенденция стирания сословных различий между казачеством и другими сословиями Кубанской области. Казаки, как участники иррегулярных войск, получили право зачисляться в ряды регулярной армии.
В параграфе 3.2. «Эволюция земельных отношений в Кубанском казачьем войске» рассматривается законодательство Кубанского казачьего войска, регулирующее земельные отношения на территории войска.
28

Важнейшей целью аграрных реформ у казаков была колонизация Северного Кавказа. В 1864 г. война с горцами была окончена. Переселению подлежали не только лица, принадлежащие к казачьему сословию, но и гражданское население. В итоге, с образованием Кубанского казачьего войска, произошли существенные изменения в формах казачьего землевладения. На уровне общеимперского законодательства закрепилась передача войсковых земель в частную, вечную и потомственную собственность.
Допускаются сделки с войсковой землей, в том числе аренда и купля-продажа. Такие сделки допускались как между лицами казачьего, так и не казачьего сословия. Впервые за историю существования Кавказских казачьих войск, осуществляется правительственная политика, направленная на внедрение на территорию казачьего войска массового потока иногороднего не служилого населения.
Несомненно, иногороднее население активно участвовало в аграрном освоении Северного Кавказа, обрабатывая арендованные или покупные земельные участки в регионе. Однако, как показала практика, это не всегда благоприятно отражалось на социально-экономическом положении кубанского казачества. Окончательное уничтожение частной собственности на землю всех сословий на территории Кубанского казачьего войска произошло с установлением Советской власти.
В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Землевладение и землепользование в Кубанском казачьем войске в Российской империи и по российскому гражданскому законодательству: историко-правовая характеристика// Журнал «Юрист ВУЗА». 2011. № 11. 0,5 п.л.
  2. Кубанская Краевая Рада о земельных отношениях. // Труды ИГП РАН. № 1 . 2012. 0,5 п.л.

29

 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0