2013avtoref677

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Лукинский Антон Владимирович
 
25 апреля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Становление и развитие института государственной защиты (историко-правовое исследование)» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 203.019.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Лукинский А.В. Становление и развитие института государственной защиты (историко-правовое исследование): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 27.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref677 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Лукинский А.В. Становление и развитие института государственной защиты (историко-правовое исследование): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 27.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
исх. №
от
 
 
 
 
 
Лукинский Антон Владимирович
 
 
 
 
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ
(историко-правовое исследование)
 
 
 
 
Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
 
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
Москва - 2013

 

Работа выполнена на кафедре истории государства и права
Московского университета МВД России
 
 
Научный руководитель -      заслуженный работник высшей школы РФ,
                                               доктор юридических наук, профессор
                                               Михайлова Наталья Владимировна
 
 
Официальные оппоненты:    Комаров Сергей Александрович – доктор юридических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра теории государства и права, профессор
 
Борисов Александр Владимирович – кандидат юридических наук, доцент, ФГКОУ ВПО «Академия управления МВД России», кафедра государственно-правовых дисциплин, доцент
 
 
Ведущая организация – ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»
 
 
 
Защита диссертации состоится 25 апреля 2013 г. в 11.00 на заседании совета Д 203.019.01, созданного на базе Московского университета МВД России (117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12).
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.
 
Автореферат разослан «___» _____________ 2013 г.
 
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                                              Ю.Ю. Кулакова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. В современной России происходит всестороннее реформирование большинства сфер государственной и общественной жизни, проводится целенаправленная работа по нормативно-правовому закреплению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан. В условиях кардинальных изменений политической и социально-экономической обстановки, характерных России 90-х гг. ХХ в. наблюдался рост организованной преступности, которая опасна не только совершаемыми преступлениями, но и угрозами и вызовами обществу, как в форме коррупции, так и в виде иного незаконного давления, оказываемого на лиц, от которых зависит непредвзятое правосудие, как средство выполнения государством внутренней функции охраны правопорядка.
Определяющим фактором криминализации общественных отношений в указанный период являлось отсутствие надлежащего государственного воздействия, которое стало возможным в связи с нарушением строгой упорядоченности во взаимодействии элементов организационной структуры государственной власти. Несогласованность действия имеющихся компонентов государственного механизма, направленных на непосредственную защиту прав и законных интересов граждан от противоправных посягательств и беззакония, потребовало активного развития и расширения организационно-правового поля новыми институтами, одним из которых становится институт государственной защиты - сложный межотраслевой правовой институт, осуществляющий как регулятивные, так и охранительные функции по обеспечению безопасности лиц, участвующих в отправлении правосудия.
Необходимо отметить, что противоправному давлению участники судопроизводства подвергаются по уголовным делам самой разной направленности (от мошенничества, до хулиганства и причинения смерти по неосторожности), то есть делам, не связанным с деятельностью организованной преступности. Практика показывает, что в современном обществе, участники судопроизводства, опасаясь за свою жизнь, могут отказываться выполнять свой гражданский долг, а порой и свои должностные обязанности.
Становление и развитие института государственной защиты, определяемое существующими социальными реалиями, задачами государственно-правовой теории и юридической практики в установлении действенных форм противодействия криминализации общества, обуславливает актуальность исследования. Историко-правовой анализ, направленный на выявление закономерностей и предпосылок становления организационно-правовых основ государственной защиты, позволит объективно оценить эффективность избираемых государством форм и методов реализации государственной защиты в различных социально-политических условиях и на этой основе выявлять и прогнозировать перспективы совершенствования деятельности указанного института на современном этапе.
Степень научной разработанности темы. Теоретические аспекты развития института государственной защиты как формы реализации правовой функции государства в своих работах затрагивали такие исследователи как П.В. Анисимов, И.В. Губенок, В.Л. Казаков, В.А. Колокольцев, О.А. Колоткина, И.А. Мингес, А.А. Опалева, А.С. Прудников, Д.Г. Разинков, Н.А. Толкунова и др.
Следует отметить, что в трудах отечественных ученых рассматриваются некоторые аспекты становления субинститутов государственной защиты в рамках отраслевых и прикладных наук. В частности работы Л.В. Брусницына, Е.В. Евстратенко, А.Ю. Епихина, О.В. Зайцева, Т.К. Курбанмагомедова, Г.П. Лазовицкой, И.А. Мищенковой, А.В. Москаленко, Н.С. Томиловой, К.В. Шевченко, А.В. Шкоды и др. посвящены изучению государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства с точки зрения уголовного и уголовно-процессуального права, криминологии. В то время как в работах Ю.В. Драгунцова, Е.С. Дубоносова, П.А. Шурыгина и др. освещены проблемы оперативно-розыскной деятельности при обеспечении государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Однако, указанные авторы не ставили целью своих исследований изучить становление института государственной защиты, изменения, характерные для его эволюции как самостоятельного новообразования в системе государственного устройства, рассмотреть зарождение отдельных элементов защиты участников судопроизводства. Таким образом, историко-правовой аспект не являлся специальным предметом научных исследований.
Методологическую основу исследования представляют принципы системности, объективности и историзма, которые обеспечили научный подход к освещению проблем становления института государственной защиты в своем последовательном развитии.
При решении конкретных задач использовались методы познания, присущие историко-правовой науке: сравнительно-правовой, историко-сравнительный, системно-структурный, диалектический, логический, формально-юридический и аналитический, представляющие возможность не только рассмотреть отдельные вопросы функционирования института государственной защиты и его эволюции, но и раскрыть сложные взаимосвязи и элементы преемственности развития нормативно-правового обеспечения в рассматриваемой области.
Цель исследования заключается в выявлении закономерностей становления и формирования правового и организационного обеспечения института государственной защиты, а также определении перспективных направлений развития института государственной защиты в Российской Федерации.
Поставленная цель определяет следующие основные задачи исследования:
- выявить исторические предпосылки возникновения и развития института государственной защиты;
- определить сущностное содержание института государственной защиты и развитие его понятийного аппарата;
- оценить опыт зарубежных стран в становлении института государственной защиты и выявить теоретические основы развития нормативно-правового обеспечения его деятельности;
- раскрыть специфику развития системы правоотношений лиц, подлежащих государственной защите, и органов, обеспечивающих их безопасность;
- определить особенности формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей применение мер безопасности в отношении лиц, подлежащих государственной защите, на примере нормотворческой практики органов внутренних дел Российской Федерации;
- раскрыть роль органов внутренних дел Российской Федерации в механизме обеспечения государственной защиты.
Объект исследования – система институтов обеспечения государственного правопорядка, складывающаяся в области реализации правовой функции государства.
Предметом исследования являются условия и факторы, определяющие формирование института государственной защиты, принципы его организации и действия, перспективы его развития.
Научная новизна диссертации заключается в историко-правовом подходе к изучению системы нормативно-правового обеспечения государственной защиты. Исследование истории российской государственности позволяет рассматривать в развитии отечественного права зарождение отдельных элементов государственной защиты участников судопроизводства.
Кроме того, новизну работы составляют исследование государственной защиты как сложного института права, включающего в себя так называемые субинституты государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также предложения автора по направлениям совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.
Определенную новизну представляют изучение опыта защиты участников уголовного судопроизводства в становлении правового регулирования и организационных форм в зарубежных странах и впервые введенные в научный оборот материалы международных конференций, отражающие организационно-правовые проблемы и культурологические особенности развития института государственной защиты как сложного межотраслевого института.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных авторов, специальная юридическая литература как теоретического, так и историко-правового характера. В основу работы легли идеи классиков российской юриспруденции: С.С. Алексеева, И.Д. Беляева, Н.М. Коркунова, Д.И. Мейера, Л.И. Петражицкого, М.М. Сперанского, Г.Ф. Шершеневича, и др. В процессе исследования использовались теоретико-правовые и историко-правовые концепции советских и современных исследователей: И.А. Исаева, В.М. Исакова, С.А. Комарова, В.М. Курицына, В.П. Лаврова, В.П. Малахова, А.Я. Малыгина, Н.В. Михайловой, Р.С. Мулукаева, В.В. Оксамытного, Т.Н. Радько и др.
Источники исследования могут быть условно разделены на три группы:
- нормативная база, к которой относятся опубликованные акты Российской Империи, содержащиеся в Полном собрании законов Российской Империи и Своде законов Российской Империи, законодательство Советского государства, федеральные законы, международные правовые акты, правовые акты зарубежных государств, подзаконные акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты;
- архивные документы, в том числе материалы Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России, Управления по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России;
- доклады и выступления отечественных и зарубежных практических работников - специалистов в области обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в том числе В.П. Игнатова, Ю.П. Стародубова, О.В. Зимина, К. Бауэра, В. Джоба, Г. Ихаза.
Положения, выносимые на защиту:
1. Институт государственной защиты в широком понимании включает в себя весь спектр организационно-правовых мер, осуществляемых государством при обеспечении деятельности по реализации своей правовой функции. В узком смысле институт государственной защиты представляет собой комплекс мер безопасности, социальной и юридической поддержки, применяемых в отношении законодательно определенной категории лиц в связи с выполнением ими принятых обязательств.
2. Становление института государственной защиты, основываясь на традициях и обычаях российского права, носит закономерный характер и заключается в развитии возникших еще в Х-ХII веках норм, обособляющих участников судопроизводства и лиц, выполняющих доверительные полномочия от имени государства.
3. Особенности эволюции российской государственности  предопределили  формирование института государственной защиты как сложного межотраслевого правового института, состоящего из самостоятельных субинститутов: защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, - а также содержащего в себе нормы, относящиеся к различным отраслям права (уголовно-процессуальному, уголовному, гражданскому, административному, трудовому праву и др.).
4. Возникновение института государственной защиты является одним из определяющих признаков государства, исповедующего демократические принципы, поскольку представляет собой качественный переход от общих уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, носящих безадресный характер и направленных на защиту участников уголовного судопроизводства в целом, к персонифицированному применению специальных мер безопасности и социальной поддержки, то есть персональной защите лиц, жизнь, здоровье и имущество которых находятся под угрозой.
5. Становление института государственной защиты в зарубежных странах основывается на сходных с российскими правовых ценностях, идеалах и механизмах правового регулирования, однако сущностное содержание формирования этого института несколько уже российского и характеризуется отсутствием, например, субинститута защиты судей и иных должностных лиц, принимающих участие в отправлении правосудия.
6. В процессе формирования российского законодательства о защите участников уголовного судопроизводства возникает определенный дисбаланс в соотношении компонентов правового статуса защищаемого лица, выражающийся в том, что договор, определяющий права и обязанности защищаемого лица заключается с одним органом, а правовые последствия юридической ответственности за неисполнение данным лицом взятых на себя обязательств находится в компетенции другого органа.
7. Насыщению института государственной защиты правовыми нормами свойственна высокая динамика доурегулирования порядка применения мер безопасности на различных уровнях нормотворчества, обусловленная накоплением правоприменительной практики реализации отдельных мер безопасности.
8. В процессе становления института государственной защиты за  органами внутренних дел закрепилось приоритетное положение среди других субъектов данного института, определяемое отведенной МВД России ролью координатора в вопросах организационно-правового и финансового обеспечения мер безопасности, применяемых в отношении лиц, подлежащих государственной защите.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в обосновании путей решения научно-практической проблемы генезиса и закономерностей становления института государственной защиты как современного сложного межотраслевого  правового института, обеспечивающего как регулятивные, так и охранительные функции, и определении возможных направлений его развития в рамках историко-правовой науки. В работе сформулированы выводы и предложения, которые могут стать отправной точкой для дальнейших исследований защиты прав граждан и обеспечения функций государства в различных отраслях права.
Материалы исследования могут быть использованы в учебных целях при преподавании историко-правовых учебных дисциплин, в том числе «история государства и права», «история органов внутренних дел», при разработке учебных курсов, направленных на повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, занимающихся обеспечением безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Выводы и предложения относительно дальнейшего развития института государственной защиты открывают новые направления в исследовании и реализации прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Результаты диссертационного исследования возможно использовать для дальнейшего совершенствования нормативно-правового обеспечения института государственной защиты в Российской Федерации, повышения эффективности деятельности подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, непосредственно задействованных в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
В ходе исследования становления и развития института  государственной защиты, созданы теоретические предпосылки для совершенствования действующего законодательства в указанной сфере предлагается:
- для установления права на обжалование отказа в применении мер безопасности использование термина «лицо, обратившееся за государственной защитой»;
- вместо термина «реальная угроза» применение термина «объективно существующая угроза»;
- наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления правом осуществления расходов на реализацию возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности тех категорий государственных и муниципальных служащих, государственная защита которых является расходным обязательством соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
В целях совершенствования правоприменительной практики предложено разработать систему оценки свидетельских показаний по степени их важности для результатов рассмотрения уголовного дела, предусмотрев учет лиц, изменивших свои показания в ходе следствия.
Апробация научных результатов, полученных в ходе исследования, была проведена на межведомственных и международных научных конференциях, круглых столах, курсах и семинарах, в том числе международных конференциях российских и европейских специалистов (Россия-Европол) по вопросам защиты свидетелей в рамках уголовного судопроизводства, проходивших в 2006 - 2012 годах, всероссийской научно-практической конференции «Подготовка высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел: теория, практика, пути совершенствования и развития в современных условиях», круглом столе «Историко-правовой опыт реформирования полиции и милиции России: проблемы изучения и использования», семинар-совещании «Совершенствование методики преподавания историко-правовых дисциплин в свете реформ правоохранительных органов», проходившим в 2012 году.
Материалы диссертационного исследования внедрены и используются в научно-исследовательской деятельности ВНИИ МВД России, Академии Управления МВД России, учебном процессе ВИПК МВД России, ЛГУ им. Пушкина, практической деятельности ГУПЭ МВД России.
Структура работы обусловлена целью исследования и вытекающими из нее задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и научной литературы.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы, анализируется степень научной разработанности темы исследования, обозначены его методология, цель, задачи, объект и предмет, определяются научная новизна, теоретическая база и источники исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, представлены сведения о теоретической и практической значимости работы, апробации ее результатов, ее структуре.
Первая глава «Теоретико-правовые основы и исторические предпосылки становления и функционирования института государственной защиты» посвящена исследованию историко-правовой базы становления и развития института государственной защиты, теоретико-правовому анализу сущности и эволюции института государственной защиты и его научного аппарата.
В первом параграфе «Исторические предпосылки и генезис института государственной защиты» в рамках ретроспективного историко-правового анализа исследуется развитие норм, обособляющих участников уголовного судопроизводства, как культурологического источника возникновения законодательства о государственной защите.
Государственная защита как самостоятельный правовой институт начала формироваться во второй половине ХХ века в связи с эскалацией организованной преступности и ее влиянием на общественные отношения. Действие подобного института стало наиболее востребованным, в том числе в постсоветский период становления российской государственности и связано, прежде всего, с реформированием судебной системы в целом и обеспечением ее нормативно-правового регулирования.
Развитие государственной защиты как самостоятельного правового института берет свое начало в осуществлении охранительной функции государства в отношении обособленной категории лиц, реализующих особые полномочия при выполнении государственных функций. Для исполнения охранительной функции государством применялись меры различного характера. При этом, отдельные элементы общей системы государственной защиты имеют глубокие исторические корни.
Так, в отечественном праве нормы, обособляющие участников уголовного процесса, а также определяющие уголовно-правовые меры их защиты содержатся в Русской Правде, Псковской и Новгородской судных грамотах, судебниках 1497 и 1550 годов, Соборном уложении 1649 года, Артикуле воинском 1716 года, Судебных уставах 1864 года. Например, в Русской правде присутствовала статья, защищающая жизнь «княжих мужей», то есть представителей власти, тем, что за их убийство налагалась высшая вира, то есть государство предусматривало сдерживающие меры для охраны указанной категории лиц.
Следует подчеркнуть, что помимо норм уголовно-правового и уголовно-процессуального характера в Своде Законов Российской Империи содержалась норма о праве на пенсию для лиц, состоящих на государственной службе, если они пострадали при исполнении или по поводу исполнения ими обязанностей по службе, что сопоставимо с современным пониманием мер социальной поддержки, которые в соответствии с действующим российским законодательством также относятся к институту государственной защиты.
Исследование советского периода формирования правового регулирования судебной системы показывает, что на первоначальном этапе этого развития государство не устанавливало каких-либо норм, регламентирующих защиту участников уголовного судопроизводства. Однако в 1929 году статья об угрозе убийством должностному лицу была включена в Уголовный кодекс РСФСР 1926 года, а Уголовный кодекс РСФСР 1960 года предусматривал ответственность за преступления, совершенные как против правосудия в целом, так и в отношении участников уголовного судопроизводства в частности.
Анализ развития отечественной судебной системы показывает, что первоначально контингент участников уголовного судопроизводства представлялся лицами, наделенными особыми полномочиями и обладающими определенным авторитетом в силу своего общественного положения. Как следствие, развитие судебной системы эволюционирует в сторону возникновения все большего объема прав и доверительных обязанностей у лиц, привлекаемых к участию в отправлении правосудия. Соответственно у государства возникает насущная необходимость осуществления охраны подобной категории лиц.
Следующим этапом становления института государственной защиты можно назвать 1970-1980-е годы, когда четко обозначилась необходимость в применении не только уголовно-правовых, но и иных мер по обеспечению безопасности некоторых участников уголовного процесса и такие меры принимались. В частности, известны случаи, когда важного свидетеля временно помещали в безопасное место, а при перемещении его сопровождали сотрудники милиции.
Наличие организованной преступности впервые было признано на государственном уровне Вторым съездом народных депутатов СССР в ноябре 1989 года, что обусловило формирование в органах внутренних дел подразделений по борьбе с организованной преступностью, на которые в дальнейшем были возложены полномочия по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите. Таким образом, практика применения мер безопасности возникала еще до законодательного их закрепления. Формирование законодательной базы привело к появлению в указанной области терминов и понятий, определяющих сущность института государственной защиты.
Во втором параграфе «Сущностное содержание института государственной защиты и его понятийный аппарат» раскрывается процесс формирования системы понятий, составляющих содержание института государственной защиты.
Изучение проблемы правового обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, предполагает необходимость анализа основных понятий и категорий исследуемой проблематики с точки зрения их правовой природы и с учетом объективно присущего им полисемантизма.
В процессе становления института государственной защиты сформировались базовые термины, определяющие структуру  исследуемой проблемы: «государственная защита», «меры безопасности», «защищаемое лицо», «орган, осуществляющий меры безопасности». Данные термины, объединенные четкой логической связью, составляют содержание нормативного компонента, который заключается в том, что «меры безопасности», применяемые в отношении «защищаемого лица» «органом, осуществляющим меры безопасности», формируют институт «государственной защиты», посредством которого государство конденсирует, структурирует и направляет на людей опыт регулирования.
Обобщенное понятие «государственной защиты» как совокупности мер безопасности, мер социальной и юридической поддержки, осуществляемых уполномоченными органами в отношении определенной категории лиц в связи с выполнением этими лицами определенных обязанностей, сформировано законодателем и является результатом принятия федеральных законов от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Важно подчеркнуть, что такая формулировка понятия может быть применима также в условиях расширения круга защищаемых лиц и оснований для их защиты.
Становление системы терминов и понятий о мерах, направленных на обеспечение безопасности защищаемого лица, можно представить как последовательное развитие и переход «мер уголовно-правового характера», которые направлены на наказание лица, виновного в совершении преступления в отношении защищаемого лица, и «мер уголовно-процессуального характера», которые направлены на обеспечение правопорядка в уголовном судопроизводстве, включая в себя обеспечение безопасности всех его участников, к «мерам безопасности», которые могут применяться вне уголовного процесса и составляют основу государственной защиты. 
Понятие «защищаемое лицо» наполнилось юридическим содержанием в 1995 году с принятием Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и получило свое развитие в 2005 году в Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». В вокабулярии института государственной защиты так называют участника уголовного судопроизводства или должностное лицо контролирующего или правоохранительного органа, в отношении которого в установленном порядке принято решение о применении мер безопасности. Правовым основанием принятия такого решения является наличие «реальной угрозы жизни, здоровью и имуществу защищаемого лица». Учитывая, что такая угроза может при разных обстоятельствах рассматриваться в пределах от субъективно-значимой до объективно-существующей, ставится под вопрос формальная определенность данного термина, как один из основных признаков права.
«Орган, осуществляющий меры безопасности» определен в статье 12 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и в статье 3 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Помимо органов внутренних дел государство наделило также полномочиями по обеспечению мер безопасности органы федеральной службы безопасности, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.
Развитие представлений о сущности вышеуказанных понятий прослеживается по их использованию в нормативных правовых актах всех уровней: начиная с федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, заканчивая приказами и распоряжениями МВД России.
В третьем параграфе «Опыт формирования института государственной защиты в зарубежных странах» анализируются причины возникновения и формы нормативно-правового обеспечения государственной защиты за рубежом.
Одним из средств совершенствования отечественного законодательства в рассматриваемой сфере является основанное на изучении опыта развитых демократических государств заимствование прогрессивных идей, практики правового государства и правовой культуры.
Как уже подчеркивалось, возникновение государственной защиты связано с ростом организованной преступности, в том числе наркобизнеса и терроризма и является формой противодействия государства этим негативным явлениям.
Впервые особые меры безопасности, сопоставимые с современным пониманием о государственной защите, применялись в США в отношении свидетеля Джозефа Валаки, дававшего показания против мафиозного клана Вито Дженовезе, в 1963 году. Законодательно эти меры были закреплены в Законе о борьбе с организованной преступностью, принятом в 1971 году.
В Германии первым шагом в формировании системы мер, направленных на обеспечение личной безопасности жертв преступлений и их семей в ходе уголовного судопроизводства, стал Закон ФРГ о защите потерпевших от 10 декабря 1986 г.
Система защиты свидетелей в Италии впервые применялась в 1984 году, когда на сторону правосудия перешел босс сицилийской мафии Томмазо Бушетта. Став главным свидетелем на так называемом «макси-процессе», он был переселен на новое место жительство под другим именем. Благодаря его показаниям в тюрьму отправились почти 350 мафиози. Правовое оформление институт государственной защиты в Италии получил с принятием Законодательного декрета № 82 от 15 марта 1991 г.
Однако необходимо заметить, что несмотря на высокую эффективность вышеуказанных систем обеспечения безопасности свидетелей, в целях поддержания баланса правового положения лиц, обвиняемых в совершении преступлений развитие института государственной защиты в этих странах искусственно сдерживается. Так, например, случаи сокрытия информации о свидетелях существенно подорвали доверие общества к судебной системе Италии.
Немаловажным фактором в развитии законодательства о государственной защите явились взаимоотношения защищаемого лица и органа, обеспечивающего его безопасность, то есть определение статуса защищаемого лица. Так, в Канаде Управление борьбы с наркотиками Канадской конной королевской полиции с 1984 года начало оказывать помощь участникам процесса в обеспечении их безопасности при отсутствии регламентирующих эту деятельность актов, что привело к ряду недоразумений, выразившихся в жалобах на действия данных подразделений. Результатом этих событий явилось принятие нормативных правовых актов, определяющих правовой статус защищаемых лиц, первым из которых стал Акт Программы защиты свидетеля вступивший в силу 20 июня 1996 г.
Однако некоторые страны, например, Австрия, Франция, Нидерланды, Испания, Великобритания, не пошли по пути формирования специального законодательства в области государственной защиты, и в основном применяют уголовно-правовые меры воздействия на источники угрозы участникам уголовного судопроизводства. При этом, развитие правового обеспечения защиты участников уголовного процесса в значительной степени сопряжено с повышением уголовной ответственности за незаконные деяния в отношении данной категории лиц. Вопрос о применении специальных мер безопасности решается в частном порядке, то есть правоотношения, связанные с государственной защитой, в указанных странах существуют, но законодательной регламентации не имеют.
Общим в эволюции системы нормативного регулирования защиты участников уголовного судопроизводства в условиях различных правовых систем является возникновение критериев отбора лиц, претендующих на защиту, то есть под защиту не могут попадать лица, имеющие криминальные наклонности, а также лица, чье физическое или психологическое состояние не позволяет выполнять предписания органа, обеспечивающего его безопасность. Лица, свидетельские показания которых в условиях расследования конкретного уголовного дела не представляют собой судебной перспективы, также не подлежат защите.
Кроме того, в процессе развития законодательства различных стран особую значимость получил нравственный компонент, основанный на принципиальном отказе законодателя от возможности подкупа свидетеля, выразившийся в запрете улучшения имущественного положения защищаемого лица в связи с применением в отношении него мер безопасности.
Изучение опыта зарубежных государств по формированию института государственной защиты показало, что отдельные его элементы были заимствованы российским законодательством по государственной защите в ходе формирования, при этом особенностью российского правового подхода явилось наличие субинститута защиты судей и иных должностных лиц.
Вторая глава «Эволюция правовых и организационных форм института государственной защиты» посвящена изучению развития нормативного правового обеспечения института государственной защиты на примере Российской Федерации, векторов его формирования, включающих в себя правоотношения защищаемых лиц с органами, обеспечивающими их безопасность, взаимодействие этих органов и их подразделений, при применении отдельных мер безопасности, а также роль МВД России как элемента государственного механизма в реализации института государственной защиты.
В первом параграфе «Формирование правового статуса субъектов института государственной защиты» рассматриваются вопросы, связанные с трансформацией определяемого российским законодательством объема прав и обязанностей защищаемого лица, а также органа, обеспечивающего его безопасность.
Впервые обязанности и права защищаемых лиц, а также его правосубъектность были закреплены в Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Дальнейшее развитие статус защищаемых лиц, а именно гарантии соблюдения их прав, получил при внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР 1960 года (ст. 184.1 включена в кодекс Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 61-ФЗ) и в Уголовном кодексе Российской Федерации, вступившим в силу в 1996 году, которыми установлена ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, должностного лица правоохранительного или контролирующего органа. При этом обозначенная ответственность с 1996 года распространялась и на разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении других участников уголовного процесса, защита которых предусматривается Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», вступившим в силу с 01 января 2005 г. Кроме того, статус защищаемого лица трансформировался в связи с появлением возможности закрепления части прав и обязанностей в персональном правовом акте.
Отмечается, что содержание понятия защищаемого лица не подвергается изменениям при вступлении в силу с 01 июля 2002 г. Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, хотя часть мер, направленных на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства закреплена именно нормами УПК РФ. Такой подход законодателя обособляет институт государственной защиты от уголовного процесса. 
Возможность изменения гражданского статуса защищаемого лица предполагает различные варианты нормативного регулирования взаимодействия государственных органов, составляющих механизм реализации института государственной защиты. Создание в системе МВД России специализированных подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, явилось практической реализацией развития организационных форм института государственной защиты.
При этом права и обязанности субъекта субинститута государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства и органа, обеспечивающего его безопасность, определяются не только вышеуказанными нормативными правовыми актами, но и договором, то есть персональным правовым актом, который не должен противоречить гражданскому законодательству.
Совершенствование нормативного регулирования взаимодействия подразделений, непосредственно реализующих меры безопасности, неразрывно связано со спецификой применения самих мер безопасности.
Второй параграф «Развитие механизма нормативно-правового регулирования реализации мер безопасности» посвящен анализу формирования нормативных правовых актов, определяющих возможность применения предусмотренных законодательством мер безопасности.
Избрание мер безопасности детерминируется характером угрозы, ее направленностью (жизнь, здоровье или имущество защищаемого лица), а также объективной возможностью ее реализации. Анализ опыта правоприменительной практики показал, что при избрании мер безопасности целесообразен индивидуальный подход, основанный на всестороннем учете физических, психологических, гендерных характеристик защищаемого лица. То есть расширение практики применения индивидуальных правовых а не нормативных актов. В процессе формирования законодателем был установлен перечень мер безопасности, применяемых в отношении защищаемых лиц, при этом правоприменителю было поручено определиться с порядком применения отдельных мер.
Так, субинститут государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов предполагает возможность применения следующих мер безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности.
Правительством Российской Федерации было утверждено постановление от 17 июля 1996 г. № 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите», которым предусматривалось дополнительное регулирование вопросов, связанных с применением особого мероприятия в рамках реализации отдельной меры безопасности. При этом порядок действий сотрудников органов внутренних дел при применении предусмотренных законом мер определялся «Временной инструкцией о порядке обеспечения государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», утвержденной приказом МВД России от 20 декабря 1995 г. № 483. Данная инструкция претерпела изменения в результате вступления в силу приказов МВД России от 06 декабря 1996 г. № 642 и от 12 августа 2004 г. № 506 и была отменена в связи с принятием «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких», утвержденного приказом МВД России от 21 марта 2007 г. № 281. Как следует из названия документа, данный регламент распространялся также на меры безопасности, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Указанным законом была установлена возможность применения целого ряда мер безопасности вплоть до изменения внешности; изменения места работы (службы) или учебы; временного помещения в безопасное место.
Правила применения указанных мер за исключением «временного помещения защищаемого лица в безопасное место» были определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и от 21 сентября 2012 г. № 953 «Об  утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Отсутствие нормативного компонента в регулировании «временного помещения защищаемого лица в безопасное место» в значительной степени затрудняет применение данной меры безопасности, так как нормативные акты не предусматривают, какие именно мероприятия могут быть выполнены и, соответственно, профинансированы в связи с реализацией этой меры безопасности.
Таким образом, определенное законодателем правовое поле деятельности института государственной защиты не в полной мере позволяет реализовать меры безопасности, в связи с чем организационно-правовой механизм реализации конкретных мер безопасности, составляющих сущность института государственной защиты, предполагает накопление, структурирование и концентрацию опыта применения мер безопасности, результатом чего является насыщение института государственной защиты нормами всех уровней правотворческой деятельности.
В третьем параграфе «Место и роль правоохранительных органов Российской Федерации в реализации организационно-правовых основ функционирования института государственной защиты» рассматривается концептуальная позиция органов внутренних дел Российской Федерации в развитии нормативного регламентирования обеспечения прав граждан как субъекта института государственной защиты.
Становление института государственной защиты вызвало необходимость организации, координации и формирования целостной концепции системы обеспечения деятельности органов, на которые возложены полномочия по государственной защите, инициатором которой явилось Министерство внутренних дел Российской Федерации. Как уже отмечалось, изначально реализация норм, составляющих институт государственной защиты, была возложена на подразделения по борьбе с организованной преступностью, после расформирования которых было создано самостоятельное управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, а также подразделения в субъектах Российской Федерации.
В работе отмечается, что в отличие от иных государственных органов участвующих в реализации субинститута государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, которые обеспечивают безопасность исключительно должностных лиц самих этих органов, на органы внутренних дел возложена защита судей всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, лиц, производящих дознание, сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров, а также иных категорий должностных лиц, которая осуществляется за счет средств, выделяемых на содержание органов внутренних дел, что было определено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите». При этом государственная защита некоторых категорий должностных лиц является, как указано в постановлении, расходным обязательством соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Данным постановлением закреплен принцип разделения полномочий государства в сферах федерального и совместного ведения.
Развитие системы обеспечения мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в отличие от государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов заключается в переходе к применению государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на соответствующий год. Таким образом, государство взяло на себя обязанность обеспечивать институт государственной защиты, выделяя необходимые средства из бюджета Российской Федерации непосредственно на меры безопасности, применяемые к указанным категориям лиц.
При координации МВД России такие программы были разработаны на период 2006-2008 года (утверждена постановлениям Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. № 200) и на период 2009-2013 года (утверждена постановлениям Правительства Российской Федерации от 02 октября 2009 г. № 792). Необходимо отметить, что по инициативе органов внутренних дел в рамках деятельности межведомственной рабочей группы по координации деятельности участников Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 - 2013 годы» последняя была доработана посредством постановлений Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. № 508 и от 04 сентября 2012 г. № 882 в части перераспределения финансирования отдельных мер безопасности.
Дальнейшее развитие правового поля действия вышеуказанные программы получили в связи с ратификацией разработанного под патронатом МВД России Соглашения стран СНГ о защите участников уголовного судопроизводства (Минск, 2006 год),  которое предусматривало возможность использования средств государственной программы для обеспечения мер безопасности в иностранных государствах – участниках Соглашения. Положения данного международного нормативного акта также предполагали возможность реализации мер безопасности российскими правоохранительными органами за счет иностранного государства – участника Соглашения, однако порядок финансового обеспечения таких мероприятий не был регламентирован.
Важным фактором, определяющим совершенствование организационно-правовых основ обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, стал переход от общего порядка финансирования мер безопасности, осуществляемых в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, к порядку, используемому для финансового обеспечения оперативно-розыскной деятельности. Данный переход произошел в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 352-ФЗ, которым внесены  изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Таким образом, на любой стадии правового регулирования просматривается координирующая, организующая и согласовывающая роль МВД России в системе государственных органов, обеспечивающих деятельность института государственной защиты.
В заключении диссертационного исследования в обобщенном виде сформулированы основные выводы по всему кругу рассматриваемых проблем.
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные положения диссертации отражены
в следующих научных публикациях автора:
 
В ведущих рецензируемых научных журналах, перечень которых утвержден ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Лукинский А.В. К вопросу об определении правового статуса лица, в отношении которого применяются меры безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 12. С. 109-112 (0,5 п.л.).
2. Лукинский А.В. Реализация правовых принципов института государственной защиты // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4 С. 12-14 (0,4 п.л.).
3. Лукинский А.В. К вопросу о развитии правового обеспечения деятельности института государственной защиты // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 15-19 (0,6 п.л.).
4. Лукинский А.В. Институт государственной защиты: понятийный аппарат // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 11. С. 20-22 (0,4 п.л.).
5. Лукинский А.В. Исторический опыт становления института государственной защиты // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 2. С. 16-21 (0,7 п.л.).
6. Лукинский А.В. Место и роль правоохранительных органов в рамках функционирования института государственной защиты // Образование. Наука. Научные кадры. 2013. № 2. С. 15-18 (0,3 п.л.)
 
В иных научных изданиях:
1. Лукинский А.В. Проблемные вопросы практического применения государственной защиты в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства // Оперативно-розыскная работа. 2007. № 9. С. 78-86 (0,6 п.л.).
 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0