2013avtoref663

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Шухарева Анна Васильевна
 
16 октября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Утрата силы юридического акта: теория, практика, техника» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 203.009.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Шухарева А.В. Утрата силы юридического акта: теория, практика, техника: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2013. С. 36.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref663 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Шухарева А.В. Утрата силы юридического акта: теория, практика, техника: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2013. С. 36.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи
ШУХАРЕВА Анна Васильевна
УТРАТА СИЛЫЮРИДИЧЕСКОГО АКТА:
ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ТЕХНИКА
Специальность: 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Нижний Новгород – 2013
Работа выполнена в Нижегородской академии МВД России.
Научный руководитель: доктор юридических наук,
кандидат культурологии, профессор
Баранова Марина Владимировна
Официальные оппоненты: Третьякова Ольга Дмитриевна,
доктор юридических наук, доцент,
Юридический институт Владимирского
государственного университета
имени Александра Григорьевича
и Николая Григорьевича Столетовых,
заместитель директора по учебной
и научной работе;
Пшеничнов Михаил Александрович,
доктор юридических наук, доцент,
Нижегородская академия МВД России,
начальник кафедры конституционного
и международного права
Ведущая организация: Саратовская государственная юридиче-
ская академия
Защита состоится 16 октября 2013 года в 9.00 на заседании диссертаци-
онного совета Д 203.009.01 на базе Нижегородской академии МВД России по
адресу: 603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3. Зал ученого
совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской ака-
демии МВД России.
Автореферат разослан «___» сентября 2013 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Миловидова М.А.
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. На современ-
ном этапе развития правовой системы России, когда спектр изменений всех
сторон жизни общества предельно широк, можно констатировать тенденцию
неуклонного роста количества правовых актов различных уровней. Это по-
рождает проблемы их функционирования и взаимодействия. В докладе на
открытии Петербургского Международного экономического форума 2012
года Президент России В.В. Путин подчеркнул: «Жажда перемен – это, без-
условно, двигатель прогресса, но она становится контрпродуктивной и даже
опасной, если ведет к разрушению гражданского мира и самого государства.
Мы все должны понимать, что именно в политической системе можно и
нужно улучшать, а какие ценности и институты являются фундаментальны-
ми, государствообразующими и не подлежат никакой ревизии. В ходе откры-
той дискуссии и диалога со всеми политическими силами страны мы должны
выработать единый и принимаемый подавляющим большинством граждан
России ответ на вопрос о приемлемой и эффективно работающей в наших
условиях формуле национальной модели демократии и развития»1.
Своевременность и ценность каждого отдельного акта обусловливают
полноту и качество правового обеспечения основных направлений внутрен-
ней политики российского государства. Дефицит научного внимания к про-
блеме утраты силы юридического акта – одна из причин дефектов право-
творческой и правоприменительной практики. Важнее всего тот факт, что эти
дефекты могут нанести ущерб правам и законным интересам граждан и по-
влечь иные негативные последствия. Задача теории права – разработать об-
щие принципы регулирования утраты юридической силы, выработать меха-
низмы ее реализации.
Актуальность исследования определяется также необходимостью со-
вершенствования процесса закрепления и реализации утраты силы правовых
1 Российская газета. 2012. 21 июня.
4
актов, так как данный институт играет важную роль в устранении недостат-
ков и коллизий в правовой среде, позволяет обеспечить непротиворечивость
всех регуляторов общества.
В Докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Фе-
дерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»
отмечено, что «действующее законодательство в сфере государственного
строительства страдает нестабильностью и несистемностью. Оно все больше
превращается в нагромождение бесчисленных изменений, не устраняющих
пробелов и создающих противоречия. Все это в итоге недопустимо затягива-
ет создание необходимых правовых условий для устойчивого развития обще-
ства и государства. Законодательная власть не демонстрирует требуемой
Президентом страны способности принимать качественные законы, без чего
невозможно говорить об их «справедливости»1.
Значение утраты силы юридического акта для правовой системы со-
стоит в том, что действующие акты приводятся в логическое соответствие
друг с другом. Это позволяет составить общее представление о регулируемой
законом сфере как совокупности взаимосвязанных явлений и процессов. Ди-
намика общественного развития требует постоянного обновления системы
правовых источников. Однако этого не всегда возможно достичь путем вне-
сения изменений и дополнений.
Недостатками системы правовых актов являются избыточность и за-
частую несогласованность материала. Это вызвано тем, что огромное число
актов унаследовано от СССР, другие были приняты органами власти РСФСР,
третьи представляют собой концептуально новые документы Российской
Федерации.
В Докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Фе-
дерации 2006 года подчеркнуто, что современное законодательство также
«страдает несвоевременным признанием утратившими силу актов или их по-
1 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года
«О состоянии законодательства в Российской Федерации» / под общ. ред. С.М. Миронова,
Г.Э. Бурбулиса. М., 2007. С. 76.
5
ложений, которые фактически не действуют»1. За прошедшие с момента
опубликования доклада семь лет ситуация не изменилась.
Начавшаяся в 2011 году глобальная ревизия правовых актов СССР,
проводимая Министерством юстиции РФ, с целью их инкорпорации в право-
вое пространство современной России, должна привести к признанию неак-
туальных актов недействующими на территории России, акты РСФСР будут
признаваться утратившими силу. Эта процедура обостряет необходимость
теоретической разработки спорных и актуальных проблем утраты юридиче-
ской силы.
Проведение широкомасштабных реформ в современной России сопро-
вождается усилением правотворческой активности ее субъектов. Отсутствие
четкой регламентации и достаточного опыта правотворческой деятельности
приводит к появлению таких дефектов, как дублирование, противоречие
нормам федерального законодательства, что значительно снижает эффектив-
ность правоприменения. В данном контексте актуализируется разработка ре-
комендаций по совершенствованию регионального законодательства с ис-
пользованием механизма утраты силы юридических актов как одного из спо-
собов гармонизации отношений федеративного центра и регионов.
Важность исследования обусловлена также целью совершенствования
практики реализации инструмента воздействия на некачественные, неспра-
ведливые правовые акты – института утраты юридической силы, что в ко-
нечном итоге скажется на процессе совершенствования действующего зако-
нодательства страны.
Вышеназванным определяется актуальность проведения специального
общетеоретического монографического исследования утраты силы юридиче-
ских актов, анализа сопутствующих ей дефектов закрепления и реализации,
объективной обоснованности и законности, вызываемых ей правовых и соци-
альных последствий.
1 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года
«О состоянии законодательства в Российской Федерации» / под общ. ред. С.М. Миронова,
Г.Э. Бурбулиса. М., 2007. С. 76.
6
Степень научной разработанности проблемы. Утрата силы юриди-
ческого акта в качестве объекта общетеоретического исследования к настоя-
щему времени не выделялась.
Анализ научной литературы по теории права позволяет сделать вывод
об отсутствии единого понимания учеными данного института и о недоста-
точности освещения вопросов утраты силы правовых актов. В последнее вре-
мя наблюдается закономерный подъем интереса к этой проблеме. Наиболее
широко исследованными представляются вопросы природы правовых актов,
вступления их в силу, а также обратной силы закона1. Отдельные аспекты дей-
ствия юридических актов исследуются отраслевой юриспруденцией2. Исклю-
чением являются недавние научные исследования отдельных специфических
приемов окончания действия нормативных правовых, а также интерпретаци-
онных актов3. Однако в совокупности такие разработки не позволяют соста-
вить общую картину проявлений данного феномена.
Для достижения поставленных диссертантом задач особое значение
имеет комплексный теоретический анализ различных вопросов действия пра-
вовых актов во времени, получивших отражение в трудах С.С. Алексеева,
1 См.: Баранов А.В. Нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов
Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2006; Барканов А.Н. Обратная
сила уголовного закона: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000; Пушкарев А.В. Применение
норм уголовно-процессуального права при обратной силе уголовного закона: дис. ... канд.
юрид. наук. Екатеринбург, 2007.
2 См.: Андреева М.В. Действие налогового законодательства во времени: дис. ... канд. юрид.
наук. М., 2003; Антонов И.В. Рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании право-
вых актов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Бондаренко Т.А. Действие актов законодатель-
ства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц: дис. ... канд. юрид. на-
ук. М., 2007; Журавлева Е.М. Действие уголовного законодательства во времени: дис. ...
канд. юрид. наук. М., 1997; Ильинская О.И. Прекращение действия международных договоров:
дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Мельников М.Г. Действие уголовного закона во времени и
пространстве: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1999; Сенатова Е.В. Действие уголовно-
исполнительного законодательства Российской Федера-ции в пространстве и во времени:
дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003; Яхин Ф.Ф. Действие административно-правовых актов:
дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
3 См.: Апряткин А.В. Прекращение действия нормативных правовых актов (теория, практика,
техника): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011; Ельцова Т.С. Действие во вре-
мени нормативных правовых актов и актов официального нормативного толкования (пробле-
мы теории и практики): дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2010; Луконькина О.В. Отмена
правовых актов по законодательству современной России (проблемы теории и практики):
дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2010.
7
П.В. Анисимова, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, П.П. Баранова,
Д.В. Бахраха, А.А. Белкина, О.В. Богатовой, А.М. Васильева, Н.А. Власенко,
В.И. Гоймана, Р.Б. Головкина, Ю.Г. Гордиенко, В.Б. Исакова, В.Н. Кар-
ташова, Д.А. Керимова, В.М. Корельского, И.В. Котелевской, В.В. Лазарева,
А.В. Малько, Н.И. Матузова, В.В. Оксамытного, В.Д. Перевалова, А.С. Пи-
голкина, С.В. Полениной, Т.Н. Радько, Р.А. Ромашова, О.Ю. Рыбакова,
И.Н. Сенякина, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасова, Т.Л. Тениловой, А.А. Тилле,
Ю.А.Тихомирова, В.А. Толстика, А.Г. Хабибулина, Т.Я. Хабриевой,
А.Ф. Черданцева, Б.С. Эбзеева.
Объектом исследования выступает обширный комплекс состоящих во
взаимосвязи нормативных правовых актов всех уровней, интерпретационных
и правоприменительных актов, регулирующих общественные отношения в
Российском государстве.
Предмет исследования – утрата силы юридического акта как институт
и элемент юридической техники Российского государства.
Цель исследования заключается в комплексном общетеоретическом
анализе понятия, видов, ценности и функциональных возможностей утраты
силы юридического акта, поиск путей повышения эффективности данного
правового института.
Для достижения поставленной цели определены основные задачи:
– изучить и обобщить имеющиеся теоретические материалы, опреде-
лить степень научной разработанности темы в целом и ее отдельных, наибо-
лее актуальных направлений;
– проанализировать подходы к определению понятия «утрата силы
юридического акта» и сформулировать авторское определение, соотнести его
со смежными категориями;
– раскрыть способы утраты силы правового акта;
– подвергнуть анализу последствия утраты юридической силы;
– выявить и проанализировать типичные дефекты нормативного право-
вого закрепления реализации утраты силы юридического акта;
8
– сформулировать предложения по повышению эффективности функ-
ционирования данного института и устранению его дефектов;
– подвергнуть анализу институт утраты юридической силы как фактор
повышения уровня правовой культуры российского общества и укрепления
законности.
Методологическую основу исследования составляет комплекс обще-
научных (диалектический, логический, метод анализа и синтеза, индукция и
дедукция) и частнонаучных методов познания (сравнительно-правовой, фор-
мально-юридический, структурно-функциональный, метод толкования права
и другие).
Теоретическую основу исследования составили научные исследова-
ния отечественных и зарубежных специалистов по теории государства и пра-
ва, отраслевым юридическим наукам, международному праву, неюридиче-
ским (политологическим, социологическим) тематикам.
В качестве нормативной правовой базы исследования послужили
Конституция РФ, международные правовые акты, федеральные законы, нор-
мативные правовые акты Президента России, Правительства РФ, федераль-
ных органов исполнительной власти, законы и подзаконные нормативные
правовые акты субъектов Федерации, актов органов местного самоуправле-
ния, интерпретационные акты высших органов судебной власти.
Эмпирическую базу работы составляют статистические данные и ре-
зультаты мониторинга правовых актов, экспертные заключения по законода-
тельным и подзаконным нормативным актам, показатели социологических
опросов. В диссертации широко использованы решения органов судебной
власти, обращения, доклады должностных лиц, интервью с представителями
власти, опубликованные в периодической печати.
Научная новизна исследования обусловлена центральной проблемой
исследования и заключается в том, что диссертация представляет собой первое
общетеоретическое монографическое исследование утраты силы юридического
акта, в котором автор доказал наличие у данного феномена общеправового ста-
9
туса, выявил юридические и фактические основания утраты силы юридическо-
го акта, осуществил всесторонний анализ последствий утраты юридической си-
лы. Новизной отличаются сформулированные предложения по совершенство-
ванию и повышению эффективности реализации утраты силы юридических
актов. Кроме того, новизна диссертации состоит в аргументированном решении
общетеоретических дискуссионных вопросов темы, что находит отражение в
положениях, выносимых на защиту.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Утрата силы юридического акта – процесс лишения способности
порождать юридические последствия путем его устранения из системы
правовых регуляторов, выражающийся в принятии уполномоченным субъ-
ектом решения в предусмотренной законом форме о признании данного
акта утратившим силу в связи с нецелесообразностью сохранения его по-
ложений. Нецелесообразность выражается в несоответствии положений
акта нормам Конституции РФ, действующих федеральных законов, вновь
принимаемых нормативных правовых актов, множественности норм по
одним и тем же вопросам, утрате актуальности его положений, истечении
срока действия.
2. Институт утраты силы юридического акта является комплексным и
межотраслевым, наравне с институтами вступления правовых актов в силу,
внесения в них изменений и дополнений.
3. Юридический акт утрачивает силу вследствие изменений правовой
системы с целью устранения дублирования норм права, их неоправданной
конкуренции, исключения неопределенности выбора правоприменителями
необходимого юридического регулятора.
4. В ситуации устаревания либо иного качественного изменения обще-
ственных отношений следует вести речь не о фактической утрате силы, а об
утрате нормами своего практического значения и соответственно появлении
дефектов в правовом регулировании, которые необходимо устранять приня-
тием актов, закрепляющих юридическую утрату силы.
1 0
5. Утрата силы является более широким понятием по отношению к
прекращению действия. Это обусловлено и соотношением понятий «юриди-
ческая сила акта» и «действие юридического акта». Признание акта недейст-
вующим по решению судов общей юрисдикции или арбитражных судов не
влечет утрату юридической силы. Все случаи прекращения действия того или
иного акта должны сопровождаться признанием его утратившим силу с ука-
занием причины.
Утрата юридической силы соотносится с отменой правового акта как
целое и его часть. Отмена распространяется на ограниченный круг актов и
совершается определенными уполномоченными на то субъектами. Отмене
подлежат не вступившие в силу законодательные и ряд локальных норматив-
ных правовых актов.
6. В правовой системе России имеют место следующие способы утраты
силы юридического акта:
1) истечение срока, на который был принят правовой акт;
2) признание акта утратившим силу правотворческим органом (прямое
указание, которое может содержаться в специальном акте);
3) вступление в силу нового акта равной или большей юридической
силы, регулирующего тот же круг общественных отношений, без указания на
утрату силы прежнего;
4) признание акта не соответствующим Конституции РФ Конституци-
онным Судом РФ.
7. Акты нормативного толкования утрачивают свою юридическую силу
в случаях издания нового, аналогичного акта толкования; принятия отдель-
ного документа о признании утратившим силу интерпретационного акта; ут-
раты юридической силы нормативного правового акта, на основании которо-
го был принят интерпретационный акт; признания его недействующим на
территории Российской Федерации.
8. Утрата силы правоприменительных актов наступает в случаях: исте-
чения его срока действия, реализации закрепленных в нем предписаний, от-
1 1
зыва акта органом, его принявшим, отмены правоприменительного акта дру-
гим, пересмотра юридического дела и вынесения нового правоприменитель-
ного решения; прекращения производства по юридическому делу, изменения
общественных отношений, на индивидуально-правовое регулирование кото-
рых были нацелены данные акты.
9. Типичные дефекты правового регулирования и практики реализа-
ции утраты силы юридических актов: множественная утрата юридической
силы; ошибочное целеполагание процесса утраты силы; бездействие уполно-
моченных органов по признанию актов утратившими силу; отсутствие ин-
формационного обеспечения порядка утраты силы; необоснованное примене-
ние акта, утратившего силу; неисполнение или несвоевременное исполнение
решений Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным,
а также Верховного Суда РФ о признании документа недействующим; тех-
нико-юридические дефекты (отсутствие единообразия в оформлении назва-
ний актов об утрате юридической силы, противоречивая терминология, не-
указание при составлении перечня актов, утрачивающих силу, источника их
официального опубликования).
10. Приоритетные направления совершенствования реализации ин-
ститута утраты юридической силы правовых актов: мониторинг правовых
актов с целью определения утративших силу, а также прекративших свое
регулятивное воздействие документов; осуществление ревизии правовых
актов СССР и РСФСР, действующих на территории России, на предмет ус-
тановления их регулятивного состояния и актуальности; широкое исполь-
зование возможностей юридической экспертизы; создание и ведение феде-
рального официального регистра утративших силу правовых актов, обес-
печение полноценного электронного доступа к его базе данных; ежегодное
составление рейтинга законов; мероприятия по повышению квалификации
государственных служащих, которые принимают участие в признании ак-
тов утратившими силу; издание федерального закона о нормативных пра-
вовых актах.
1 2
11. В обеспечении законности и правопорядка важную роль играет дея-
тельность правотворческих органов, задачей которых является недопущение
действия незаконных актов. Отмена таких актов должна сочетаться с персо-
нальной ответственностью виновных в этом лиц. Сама по себе такая отмена
не является видом юридической ответственности. Основная цель данной ме-
ры – охрана правопорядка, восстановление прежнего состояния. Отмена не-
законного акта не исключает персональной дисциплинарной или иной ответ-
ственности лица, издавшего акт.
Теоретическая значимость исследования выражается в постановке
новой для юристов-правоведов научно-исследовательской проблемы утраты
силы юридических актов как комплексного института в механизме правового
регулирования.
Понятие утраты силы ранее не рассматривалось на общетеоретическом
монографическом уровне. Труды о действии нормативных правовых актов во
времени не позволяют дать полное представление о данной проблеме. Иссле-
дование указанного вопроса в рамках диссертации позволит выявить дефек-
ты нормативного закрепления и реализации института утраты силы юриди-
ческого акта, высказать весомые предложения по совершенствованию его
функционирования.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том,
что ее положения могут быть использованы:
– при совершенствовании действующего федерального и регионально-
го законодательства Нижегородской области;
– в процессе подготовки и проведения публичных обсуждений наибо-
лее значимых законопроектов.
Материалы диссертации могут использоваться при чтении курсов лек-
ций по теории права и государства, отраслевым юридическим дисциплинам.
Результаты исследования позволяют конкретизировать рекомендации по
дальнейшей разработке основополагающих проблем права и государства,
наметить перспективы развития отечественной юриспруденции, пути совер-
1 3
шенствования правотворческой, интерпретационной и правоприменительной
деятельности.
Апробация результатов исследования. Основное содержание диссер-
тации изложено автором в 12 публикациях объемом 4,7 п. л. Из них 2 публи-
кации помещены в рецензируемых изданиях.
С докладами и научными сообщениями по тематике диссертационного
исследования диссертант выступил на 4 международных и межвузовских на-
учно-практических конференциях.
Отдельные теоретические положения диссертации реализованы при
проведении семинарских и практических занятий по теории государства и
права с курсантами Нижегородской академии МВД России.
Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории и ис-
тории государства и права Нижегородской академии МВД России.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух частей,
включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи
исследования, показаны теоретическая и методологическая базы исследова-
ния, отражены научная новизна работы, положения, выносимые на защиту,
научная и практическая значимость диссертации.
Часть первая «Общая характеристика утраты силы юридического
акта» заключает в себе анализ содержания предмета исследования, соотноше-
ния со смежными понятиями, способов утраты силы, а также ее последствий.
В первом параграфе «Понятие утраты силы юридического акта.
Соотношение понятия «утрата силы юридического акта» со смежными
категориями» отмечается, что феномен утраты юридической силы правовых
актов исследован значительно меньше других аспектов действия юридиче-
1 4
ских актов во времени. Как на общетеоретическом уровне, так и в отраслевой
юриспруденции несравненно большее внимание уделяется проблемам вступ-
ления в силу и обратной силы, нежели вопросу окончания «жизненного цик-
ла» правового акта.
Исследуемый термин как словосочетание включает два понятийных
акцента – предмет (юридическая сила правового акта) и процесс (ее утрата).
Обратившись к этимологии слова «утрата», отметим, что оно означает поте-
рять, лишиться; погубить1. Синонимами слова «утрата» являются слова «по-
теря», «убыток», «лишение», «исчезновение», «утечка» и др.
Отметим, что именно возможность лишения акта качества регулятора
правоотношений является самостоятельным элементом его юридической силы.
То есть механизм утраты силы в совокупности с другими элементами и со-
ставляет саму юридическую силу. Специальные средства, необходимые для
этого: оспаривание правового акта, отмена нормативного правового акта,
признание нормативного правового акта недействительным, неконституци-
онным, признание акта утратившим юридическую силу.
С точки зрения диссертанта, утрата юридической силы связана не
только с этим свойством данного феномена. Рассматривая такой элемент си-
лы юридического акта, как соответствие принципам и нормам Конститу-
ции РФ, отмечается, что в случае наличия противоречия конституционным
нормам и принципам – основному источнику системы права в целом – акт
утрачивает юридическую силу.
С содержательной стороны утрату силы акта можно рассматривать как
потерю им легитимности. Его нормы утрачивают способность к принуди-
тельному осуществлению, они не обеспечиваются защитой со стороны госу-
дарства, а средства самозащиты, применяемые субъектом для реализации
норм права, утративших силу, признаются государством незаконными.
Исследуя различные подходы к определению соотношения понятий
«утрата силы акта» и «прекращение действия акта», диссертант приходит к
1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб., 1863–1866.
1 5
выводу, что следует исходить из выяснения взаимосвязи обладания акта си-
лой и его действия.
Утрата актом силы по решению органа, издавшего акт, или иного орга-
на, который на основании закона имеет право лишать его юридической силы,
означает исключение его из системы правовых актов, что автоматически
приводит к прекращению действия акта. Однако в силу указания нового пра-
вового акта возможно ультраактивное действие акта, утратившего юридиче-
скую силу. Таким образом, прекращение отдельных положений нормативно-
го правового акта может наступить через некоторое время после утраты им
силы.
И наоборот, прекращение действия акта не всегда означает утрату им
силы, исключение его из системы правовых актов. Действие некоторых нор-
мативных правовых актов может быть прекращено по решению судов общей
юрисдикции или арбитражных судов путем признания их недействующими и
не подлежащими применению, однако это не влечет утрату их юридической
силы. Утрата силы таких актов возможна только по решению самого органа,
издавшего акт, или в порядке конституционного судопроизводства.
Зачастую в учебной и научной литературе происходит смешение или
замещение понятия утраты юридической силы правового акта понятием его
отмены.
Решение об отмене или приостановлении акта содержит в себе отрица-
тельную оценку противоправных действий. Отмена противоречащего закону
акта и служит предупреждению подобных правонарушений.
Российское законодательство пошло по пути закрепления отрицатель-
ной составляющей отмены, устанавливая основания и порядок отмены пра-
вовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ в отдельной об-
ласти.
С точки зрения автора, отмена правового акта – это один из способов
утраты юридической силы, который распространяется на ограниченный круг
актов и совершается определенными уполномоченными на то субъектами.
1 6
Отмене подлежат не вступившие в силу законодательные и ряд локальных
нормативных правовых актов.
Диссертантом выделяются следующие признаки утраты силы: процессу-
альный характер, общественная значимость, осуществление компетентным
субъектом, наступление комплекса юридических, политических и иных по-
следствий, лишение акта способности регулировать общественные отношения.
В заключение диссертант приводит вышеназванное определение утра-
ты силы юридического акта.
Второй параграф «Способы утраты силы юридического акта» со-
держит анализ способов утраты юридической силы. Исследование данного
вопроса диссертант строит на общепринятой классификации правовых актов:
деления их на нормативные правовые, интерпретационные и правопримени-
тельные акты, в связи с чем им рассматриваются соответствующие виды ут-
раты юридической силы.
В правовой системе Российской Федерации имеют место следующие
способы утраты силы юридического акта:
1) истечение срока, на который был принят нормативный правовой акт;
2) признание акта утратившим силу правотворческим органом (пря-
мое указание, которое может содержаться в специальном акте);
3) вступление в силу нового акта равной или большей юридической
силы, регулирующего тот же круг общественных отношений, без указания на
утрату силы прежнего;
4) признание акта не соответствующим Конституции РФ Конституци-
онным Судом РФ.
Признание акта недействующим судом общей юрисдикции либо ар-
битражным судом как способ прекращения действия юридических актов бу-
дет рассмотрен во взаимосвязи с таким основанием утраты силы, как призна-
ние акта неконституционным.
Диссертант аргументирует свою позицию относительно распростра-
ненного в юридической литературе феномена – фактической утраты силы
1 7
юридического акта. Обычно под фактической утратой силы понимается уста-
ревание акта, устранение общественных отношений, подлежащих регулиро-
ванию. Однако отнесение такого обстоятельства, как устаревание юридиче-
ского акта, к разновидности утраты им силы неприемлемо. Так как большая
часть нормативных правовых актов принимается без указания срока их дей-
ствия, считается, что акт действует неопределенно длительный срок, до тех
пор, пока правотворческий орган не примет специального решения о призна-
нии его утратившим силу. До такого решения акт признается действующим
даже в тех случаях, когда он фактически устарел и не реализуется в конкрет-
ных отношениях.
По мнению диссертанта, в ситуации устаревания либо иного качествен-
ного изменения общественных отношений следует вести речь не о фактической
утрате силы, а об утрате нормами своего практического значения, и соответст-
венно появлении дефектов в правовом регулировании, которые необходимо
устранять принятием актов, закрепляющих юридическую утрату силы.
На основании изложенных в первом параграфе исследования выводов о
разграничении понятий «прекращение действия акта» и «утрата юридиче-
ской силы акта», диссертант отмечает, что вопрос о прекращении действия
актов решениями судов общей юрисдикции и арбитражных судов заслужива-
ет полноценного внимания со стороны диссертанта ввиду наличия спорных
терминологических и практических аспектов.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, различия в юридиче-
ских последствиях признания закона субъекта Российской Федерации недей-
ствительным и признания закона субъекта РФ недействующим обусловлены
различиями между его несоответствием Конституции РФ и несоответствием
федеральному закону.
Рассмотрение судом общей юрисдикции дела о проверке закона субъ-
екта Российской Федерации, в результате которой он может быть признан
противоречащим федеральному закону, не исключает последующей провер-
ки его конституционности в порядке конституционного судопроизводства.
1 8
Недействительный акт – это правовой акт, не подлежащий применению
и утрачивающий юридическую силу в порядке конституционного судопроиз-
водства.
Недействующий акт – это правовой акт, не подлежащий применению,
не порождающий правовые последствия, а утрата его силы возможна только
по решению правотворческого органа. Некоторые ученые к указанным при-
знакам недействующего акта относит также то, что он не может признаваться
таковым с момента издания. Согласно этой позиции признание нормативного
акта недействующим означает лишь запрет на его дальнейшее применение.
Анализируя спорные вопросы утраты силы актов толкования, диссер-
тант приходит к выводу, что их действие во времени обусловлено не столько
судьбой толкуемого нормативного правового акта, сколько судьбой норм, в
нем сформулированных, поскольку те или иные нормы при отмене одного
акта могут перейти в другой, принятый взамен старого, а значит, может со-
храниться и значение разъяснений относительно такой нормы. Имеет место
ситуация, когда интерпретационный акт прекращает действие в период до
признания утратившим силу толкуемого акта (либо до истечения его срока
действия, если такой указан). В этом случае, презумпция совместного дейст-
вия этих актов также подвергается опровержению.
Говоря об утрате силы правоприменительных актов, в числе ее спосо-
бов автор называет, кроме ранее косвенно освещавшихся оснований, такое:
изменение общественных отношений, на индивидуально-правовое регули-
рование которых были нацелены данные акты. Данное обстоятельство утра-
ты силы характерно только для этой категории правовых актов и обуслов-
лено их характером. Такие изменения могут выражаться юридическими со-
бытиями (смерть гражданина приводит к утрате силы таких актов, как ре-
шение о назначении пенсии, постановление о применении административ-
ного взыскания) и иными юридическими фактами (волеизъявление заинте-
ресованной стороны в случаях, когда акт связан с осуществлением субъек-
тивных прав).
1 9
В третьем параграфе «Комплекс последствий утраты силы юри-
дического акта» систематизированы различные последствия утраты силы,
наступившей в результате всех рассмотренных выше обстоятельств.
Последствия утраты силы правового акта, по общему правилу, заклю-
чаются в том, что такой акт исключается из системы правовых актов, и его
нормы не применяются к общественным отношениям, на регулирование ко-
торых он был ранее рассчитан. Такой способ утраты силы, как правило, не
приводит к появлению пробелов в праве, так как законодатель предусматри-
вает утрату силы при введении нового правового регулирования1. Пробелы
могут возникать при признании нормативного правового акта недействую-
щим судом общей юрисдикции. Недостаточная научная разработанность во-
проса о возможности признания акта судом недействительным или недейст-
вующим повлекла противоречия в как в законодательстве, так и в судебной
практике.
В продолжение аргументации высказанной диссертантом ранее пози-
ции относительно природы признания судом юридического акта недействи-
тельным, отмечается, что указание в гражданском законодательстве в качест-
ве последствий такого признания на утрату юридической силы документа с
момента его издания, вступления решения в силу или иного момента време-
ни – недопустимо. Это противоречит основам теории права, принципам по-
строения системы законодательства и разделения властей в Российской Фе-
дерации. Несомненно, суд устанавливает лишь факт несоответствия правово-
го акта документу с большей юридической силой, например, при этом на ор-
ганы, принявшие акт, возлагается обязанность по устранению выявленных
противоречий.
В качестве последствия признания нормативного акта недействующим
следует рассматривать и возникновение необходимости применить в кон-
кретной ситуации нормы акта, имеющего большую юридическую силу.
1 Например, Федеральным законом «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ признан
утратившим силу Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ. См.:
Собрание законодательства РФ. 2006. № 12, ст. 1232.
2 0
Последствия признания правовых актов недействующими практически
не исследованы в юридической науке. Такие последствия могут носить ад-
министративно-правовой либо гражданско-правовой характер. Диссертантом
подчеркивается значимость такого гражданско-правового последствия, а
именно восстановление нарушенных прав субъекта права. В случае, когда
одно лишь неприменение на будущее незаконного нормативного акта устра-
няет нарушение права, дополнительные способы защиты не требуются.
Юридическим последствием решения Конституционного Суда РФ о
признании неконституционными акта или его отдельных положений является
утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления
в силу решения Конституционного Суда РФ такие акты не могут применять-
ся и реализовываться каким-либо иным способом.
Недопустимо повторное принятие по сути идентичных положений: при
внесении в соответствующий нормативный правовой акт субъекта РФ изме-
нений и дополнений в нем не могут предусматриваться предписания, кото-
рые по своему смыслу являются такими же, какие решением Конституцион-
ного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции РФ и потому
утратившими силу.
По мнению диссертанта, особо сложным является механизм утраты си-
лы правовых актов их отдельных положений, аналогичных признанным не-
конституционными.
В случае отказа соответствующего органа государственной власти от
их самостоятельной отмены, этот вопрос регулируется в основном решения-
ми самого Конституционного Суда РФ, которые не лишены определенных
противоречий.
Диссертант полагает, что совершенствование механизма лишения юри-
дической силы нормативных правовых актов, аналогичных признанным не-
конституционными, необходимо и должно быть направлено в первую оче-
редь на его согласование с конституционными принципами деятельности су-
дебной власти и ее статусом. Это позволит существенно усилить реальные
2 1
гарантии осуществления гражданами конституционного права на судебную
защиту.
Проблема определения последствий признания акта утратившим силу
встает на первый план в ситуациях, связанных с оспариванием нормативных
актов, утративших юридическую силу.
Факт утраты юридической силы не может и не должен быть основани-
ем прекращения производства по делу о признании недействующим норма-
тивного правового акта.
Утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы не является
основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица.
Поэтому в делах, возникающих из публичных правоотношений, где приори-
тетными задачами судопроизводства являются обеспечение законности, за-
щита прав и свобод граждан, суд при оценке значения факта утраты силы ос-
париваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела
не может быть связан этим фактом.
Диссертант считает необходимым законодательное закрепление в Граж-
данском процессуальном кодексе РФ и Арбитражно-процессуальном кодексе
РФ процессуальных особенностей оспаривания нормативных правовых ак-
тов, утративших силу в связи с их отменой правотворческим органом. Эти
особенности прежде всего должны касаться субъектов, имеющих право оспа-
ривания отмененных нормативных актов, оснований оспаривания, а также
содержания судебного решения, которым такие акты признаются неза-
конными.
По мнению диссертанта, оспаривать утратившие силу нормативные ак-
ты могут лишь физические и юридические лица, чьи законные права и инте-
ресы нарушаются в результате применения отмененного акта в конкретном
деле, когда нормативный акт, несмотря на его отмену, сохраняет действие
применительно к длящимся отношениям. Органы государственной власти
или местного самоуправления не должны обладать правом оспаривания нор-
мативных актов, утративших силу.
2 2
Часть вторая «Эффективность института утраты силы юридиче-
ского акта в правовой системе России» содержит три параграфа.
Параграф червертый «Дефекты нормативно-правового закрепления
и реализации института утраты силы юридического акта» посвящен
выявлению и анализу наиболее явных негативных аспектов феномена утраты
юридической силы.
Первый очевидный дефект нормативного закрепления утраты юриди-
ческой силы – отсутствие в Российской Федерации закона о нормативных
правовых актах, необходимость принятия которого поддерживается многими
учеными и юристами-практиками.
Дефектность нормативного закрепления утраты силы анализируется
диссертантом на примере правовых актов Нижегородской области.
Исследуя Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З
«О нормативных правовых актах Нижегородской области», диссертант выска-
зывает свои соображения о его недостатках и предлагает внести изменения в
законодательную базу действия региональных актов во времени. Указанный за-
кон содержит статьи, предусматривающие прекращение действия закона и ут-
рату им силы. В контексте авторского подхода к разграничению этих понятий
вряд ли целесообразно в законе субъекта выделять их оба. Как уже было отме-
чено, в связи с тем, что в Российской Федерации не принят закон о норматив-
ных правовых актах, сделать вывод о законодательной регламентации употреб-
ления соответствующих понятий не представляется возможным.
На основе анализа определенной категории нормативных актов можно
заключить следующее: на уровне Федерации нормативные акты утрачивают
силу путем издания соответствующего документа о признании их таковыми.
Термин «прекращение действия» используется только в отношении соглаше-
ний и международных договоров. Диссертант считает достаточным содержа-
ния в Законе Нижегородской области «О нормативных правовых актах Ни-
жегородской области» статьи об утрате юридической силы актов с указанием
полного перечня оснований для этого.
2 3
В связи с этим автор предлагает признать утратившей силу часть 3 ста-
тьи 41 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З
«О нормативных правовых актах Нижегородской области».
Показателем дефектности правового регулирования утраты силы вы-
ступает факт наличия дублирования положений, регламентирующих времен-
ное действие акта. Так, Закон Нижегородской области от 11 марта 2004 года
№ 20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов
Нижегородской области» состоит из 5 статей, статьи 2, 3, 4 полностью дуб-
лируют статьи 39, 40, 41 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005
года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области» соот-
ветственно.
В данном случае повторение норм в актах равной юридической силы
является неоправданным и превращается в дефект, который не исчерпывает-
ся только лишь «засорением» правовой материи. Он порождает трудности у
самих законодателей при дальнейшей работе с актами, в частности, вслед за
изменением основного нормативного правового акта должны изменяться и
дублирующие акты, а для этого требуется весьма значительное время.
Так как Закон Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З
«О нормативных правовых актах Нижегородской области» содержит более
полное правовое регулирование отношений, связанных с разработкой, приня-
тием, вступлением в силу и утратой силы нормативных актов Нижегородской
области, предлагаем признать утратившим силу Закон Нижегородской облас-
ти от 11 марта 2004 года № 20-З «О порядке подписания, обнародования и
вступления в силу законов Нижегородской области».
Нужно отметить, что техника признания законов Нижегородской об-
ласти утратившими юридическую силу также не свободна от дефектов.
Во-первых, отсутствие единообразия в оформлении названий законов
об утрате юридической силы. Данный недостаток, возможно, не приводит к
трудностям в правоприменении, однако свидетельствует о достаточно «лег-
комысленном» отношении законодателей области к технике признания юри-
2 4
дических актов утратившими силу, что может сказываться на других важных
аспектах деятельности по приведению законодательства области в соответст-
вие с изменяющимися реалиями общественной жизни.
Во-вторых, более значительным недостатком является неуказание ис-
точников официального опубликования законодательных актов, их структур-
ных единиц при признании их утратившими юридическую силу.
Дефекты нормативного регулирования института утраты силы право-
вых актов в Нижегородской области присущи также и законодательству дру-
гих регионов.
Представляется, что в сфере признания утратившими силу норматив-
ных правовых актов или их структурных единиц основную роль должно иг-
рать Министерство юстиции РФ. Между тем в положении, определяющем
его функции, об этом, к сожалению, ничего не сказано1.
По мнению диссертанта, остаются недооцененными мотивационные
детерминанты принятия актов, закрепляющих утрату юридической силы в
той или иной форме. Зачастую в качестве целей принятия акта о признании
утратившим силу указывается «упорядочение нормативной правовой базы».
Несмотря на то, что указанные цели являются целями непрерывного
действия, работают на долгосрочную перспективу, так как принятием одного
документа они достигнуты быть не могут, отметим, что данные формулиров-
ки отражают сложившийся в правотворческой практике ограниченный, фор-
мализованный подход к целеполаганию при принятии актов об утрате силы.
Эффективной реализации института утраты силы правовых актов пре-
пятствуют следующие дефекты. Во-первых, это практика принятия законов
без утверждения перечня действующих законов, которые противоречат вновь
принятому и подлежат признанию утратившими силу полностью или частич-
но. Недопустимо использование, например, следующей формулировки: «ра-
нее принятые акты действуют в части, не противоречащей настоящему закону».
1 Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: указ Президента РФ от 13 ок-
тября 2004 года № 1313 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 42, ст. 4108.
2 5
В противном случае ни у законодателя, ни у правоприменителя нет четких
представлений о своде действующего законодательства.
В качестве дефекта выступает также наличие в законодательной прак-
тике «множественной утраты юридической силы», когда один и тот же закон
полностью прекращает действие с помощью нескольких нормативных актов,
изданных в различное время. Безусловно, закон считается прекратившим
свое действие с момента признания его таковым в первый раз.
Серьезнейшим дефектом реализации утраты юридической силы явля-
ется неисполнение решений Конституционного Суда РФ о признании акта не
соответствующим Конституции РФ.
Как отмечается в решении Конституционного Суда РФ от 21 апреля
2009 года, правоприменительные органы иногда продолжают принимать ре-
шения на основе нормативных актов, признанных Конституционным Судом
РФ не соответствующими Конституции РФ и утративших силу1.
Следует констатировать, что в процессе совершенствования законода-
тельной и правоприменительной деятельности создание условий, которые бы
способствовали безусловной реализации принципа общеобязательности ре-
шений Конституционного Суда РФ, стоит в ряду первоочередных задач.
Похожий дефект существует и в практике признания нормативных
правовых актов недействующими судами общей юрисдикции. Речь идет о
неоправданном сохранении юридической силы акта, признанного судом не
подлежащим применению, путем затягивания принятия мер по признанию
его утратившим силу решением уполномоченного субъекта.
По мнению автора, с закреплением утраты силы правового акта после
признания его недействующим судом общей юрисдикции связан еще один не-
достаток реализации данного института. Он проявляется в том, что при после-
дующем признании акта или его части утратившим силу уполномоченным
субъектом не указывается в качестве основания для такой утраты признание
1 Об информации об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федера-
ции: решение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. URL: http://www.ksrf.ru
2 6
акта не подлежащим применению судом. Тот факт, что тот или иной правовой
акт явился предметом оспаривания в суде по причине нарушения его положе-
ниями прав граждан, характеризует его как частично дефектный и, безуслов-
но, должен быть отражен и в законодательном решении о его отмене. Неука-
зание данной информации может привести к сокрытию информации для всех
субъектов права о последствиях проверки акта на соответствие закону.
В пятом параграфе «Основные пути устранения дефектов и повы-
шения эффективности функционирования института утраты силы
юридического акта» рассматриваются пути устранения недостатков норма-
тивного закрепления этого феномена в контексте совершенствования законо-
дательства страны в целом, так и нормативной правовой базы подготовки,
вступления в силу, действия и утраты силы юридических актов.
В ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а
также в докладах Совета Федерации РФ неоднократно затрагивалась тема
правового мониторинга, отмечалось его огромное значение. Диссертант ука-
зывает необходимость совершенствования процедуры мониторинга правовых
актов, имеющего целью определение утративших силу документов, а также
прекративших свое регулятивное воздействие на общественные отношения.
В контексте исследования интерес может представлять следующая
новелла института мониторинга правовых актов, предложенная Советом
Федерации РФ. Им выдвинута идея рейтинга законов, принятых в течение
парламентского года. Диссертант убежден, что использование шкалы
оценки правовых актов позволит систематически выявлять дефекты зако-
нодательства, так называемые неработающие акты, а перед властью будет
обостряться проблема решения судьбы несправедливых законов, вплоть до
утраты ими силы.
Также особое значение следует придавать юридической экспертизе
нормативных правовых актов, закрепляющих утрату силы иных документов,
позволяющей выявить технико-юридические дефекты утраты силы, факты
неоправданной отмены акта, злоупотребления своими полномочиями и т. п.
2 7
Диссертантом упоминается, что правовые акты, в период своего дейст-
вия нарушающие права граждан, могут быть признаны утратившими силу к
моменту оспаривания их в суде, и практика решений судов в таких случаях
не однозначна. Отказ в принятии заявления об оспаривании нормативного
акта по причине утраты им силы, несомненно, является ущемлением права
гражданина на самозащиту. В связи с этим считаем возможным предусмот-
реть возможность экспертизы актов, отменяемых уполномоченными органа-
ми, на предмет наличия факта злоупотребления обязанностями с целью
скрыть нарушение чьего-либо права.
Кроме мониторинга утративших силу правовых актов, рациональным
средством повышения эффективности института утраты юридической силы
станет создание федерального регистра утративших силу нормативных пра-
вовых актов всех уровней. Эта деятельность отнюдь не нова, так, в Мини-
стерстве юстиции РФ ведутся несколько видов регистров, один из них – фе-
деральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Фе-
дерации.
За признанием правового акта неконституционным следует утрата его
юридической силы, признание акта недействующим влечет обязанность
уполномоченных органов признать таковой ее утратившим. Данные прямое и
косвенное (соответственно) основания утраты силы правовых актов вызыва-
ют наибольшие дискуссии у теоретиков и практиков-юристов, поэтому веде-
ние реестра документов, так или иначе приводящих к утрате силы правовыми
актами, позволит достичь полной определенности, недопущения возможно-
сти применения к общественным отношениям акта, утратившего силу.
В целях обеспечения реализации конституционного права граждан на
получение достоверной информации о нормативных правовых актах Россий-
ской Федерации, кроме успешного составления и ведения федерального ре-
гистра, важно обеспечить полноценный доступ к его базе данных. Федераль-
ный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации
2 8
является частью портала «Нормативные правовые акты Российской Федера-
ции».
Устранение значительной части дефектов законодательства, выражаю-
щихся в имеющихся противоречиях и неоправданном дублировании право-
вых норм, возможна за счет ревизии и частичной инкорпорации советской
нормативно-правовой базы – правовых актов различных уровней, принятых в
СССР и действующих до сих пор. Заместитель Министра юстиции России
Виктор Евтухов считает, что «это в дальнейшем обеспечит стабильность и
системность российского права, в результате чего законодательство, несмот-
ря на свое многообразие, станет более доступным для граждан»1.
К мерам по устранению дефектов применения института утраты юри-
дической силы следует отнести также мероприятия по повышению квалифи-
кации государственных служащих в органах законодательной власти. Нужно
предусмотреть дополнительную профессиональную подготовку законодателя
как с юридической, так и лингвистической стороны. Подобное усовершенст-
вование позволит повысить профессиональный уровень знаний непосредст-
венно тех специалистов, которые принимают участие в признании актов ут-
ратившими силу, что также весьма важно.
Кроме принятия федерального закона «О нормативных актах Россий-
ской Федерации», диссертант видит необходимость в издании документа,
регламентирующего процедуру принятия правового акта о признании друго-
го утратившим силу (где закрепить в том числе технико-юридические требо-
вания), порядок утраты силы нормативных актов с выявленными дефектами,
всех правовых последствий принятия дефектных актов, что позволит создать
единую практику по исправлению упущений законодателя и четко опреде-
лить действия при данной процедуре. В заключение параграфа автор систе-
матизирует ряд правил юридической техники признания нормативных пра-
вовых актов утратившими силу.
1 Российская газета. 2012. 17 января.
2 9
В шестом параграфе «Утрата силы юридического акта как фактор
повышения уровня правовой культуры и укрепления законности» диссер-
тант, рассматривая утрату силы правовых актов как фактор повышения эф-
фективности правового регулирования, подвергает анализу некоторые недос-
татки правовой системы общества, устранению которых во многом будет
способствовать более расширенное использование института утраты силы
юридических актов, а в каких-то случаях позволит эффективно решить выяв-
ленные проблемы.
Так, Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка отмечает, что существует
много и так называемых неработающих законов. По его словам, из 341 зако-
на, вступившего в силу в 2007 году, таких – 1151. Решение вопроса о даль-
нейшей судьбе подобных актов предполагает в качестве одного из вариантов
признание этих нормативных документов утратившими силу. Диссертант ви-
дит необходимость в разработке критериев, по которым возможно опреде-
лить регулятивную ценность того или иного закона. Резонно предположить,
что работающими законами следует считать акты, которые подвергаются пе-
риодическому изменению и дополнению в установленном порядке. Напротив
акты, долгое время не корректировавшиеся уполномоченными субъектами,
должны быть подвергнуты проверке с точки зрения их полезности и целесо-
образности. Однако нельзя считать этот критерий абсолютным. Одним
из дефектов регионального правотворчества является существование норма-
тивных актов, в которых после внесения многочисленных изменений путем
утраты силы структурных единиц акта, остались действующими лишь нормы
о прекращении действия других нормативных актов, и их регулятивная цен-
ность сходит на нет.
В процессе подготовки правовых актов необходимо «вписать» его в
систему действующего права. Эффективное использование института утраты
юридической силы на данном этапе позволит «включить» новый норматив-
ный акт в уже определенным образом сложившуюся систему действующих
1 Парламентская газета. 2008. 3 апреля.
3 0
источников. Практически каждый вновь принимаемый правовой акт содер-
жит статью о заключительных и переходных положениях, значение которой
для улучшения правовой системы очень велико.
Подготовка концепции законопроекта является важнейшим этапом за-
конопроектной работы. От качества соблюдения требований к ее разработке,
признания ее ценности для эффективности правотворчества, зависит и уро-
вень правовой культуры общества. Изложение аргументов, подтверждающих
необходимость принятия закона, в том числе и закона о признании утратив-
шими силу отдельных актов, должно быть конкретным, следует установить
связь негативных явлений и процессов с недостатками действующего зако-
нодательства.
Точное установление моментов утраты силы юридических актов является
важным условием правового регулирования, с ним связано осуществление тре-
бований законности. Оно необходимо потому, что каждый нормативный акт
когда-то утрачивает свою силу, и в связи с этим необходимо строго следить за
тем, чтобы устаревшие нормы вовремя отменялись а также не допускать случа-
ев применения к общественным отношениям акта, утратившего силу.
В то же время в результате утраты силы юридического акта вследствие
признания его неконституционным может иметь место обратная ситуация.
Согласно пункту 12 статьи 75 Федерального конституционного закона
«О Конституционном Суде Российской Федерации», в решении Конституци-
онного Суда РФ в зависимости от особенностей рассматриваемого вопроса и
принятого по нему решения могут содержаться сведения в том числе о по-
рядке вступления решения в силу, а также о порядке, сроках и особенностях
его исполнения.
Исходя из цели обеспечения баланса конституционно значимых инте-
ресов и недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществ-
лении прав и свобод человека и гражданина, Конституционный Суд РФ мо-
жет определить особенности реализации части 3 статьи 79 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федера-
3 1
ции» в том числе путем отсрочки исполнения постановления Конституцион-
ного Суда РФ, обусловленной, в частности, необходимостью обеспечить ста-
бильность правоотношений в интересах субъектов права1. Очевидно, что это
связано с теми ситуациями, когда немедленная утрата юридической силы
признанными неконституционными положениями и отсутствие правового
регулирования соответствующих отношений (правовой вакуум) могут поро-
дить более существенные негативные последствия, нежели продолжение
действия правовых норм, признанных неконституционными2.
С проблемой законности тесно связан вопрос утраты силы незаконных
и оспариваемых нормативных правовых актов. В практике правового регули-
рования имеется немало фактов, когда исполнение незаконных нормативных
предписаний приводит к существенному ущемлению прав граждан и органи-
заций. Ведь принятый с нарушением процедуры принятия и даже с превыше-
нием компетенции нормативный акт автоматически не прекращает действия,
и на его основе возникают правоотношения.
Особенно значительным нарушением режима законности является не-
исполнение решений Конституционного Суда РФ о признании акта противо-
речащим Конституции РФ и требования к уполномоченным субъектам при-
вести в соответствие акты, аналогичные признанным неконституционными.
Повышение эффективности частной и общей превенции издания неза-
конных актов и решений в немалой степени зависит от того, как сочетается
отмена таких актов с персональной ответственностью виновных в этом лиц.
Осуществление законодательной регламентации публично-правовой ответст-
венности органов государственной власти и должностных лиц становится
особенно насущным в настоящее время.
1 См., например: По жалобе ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» на наруше-
ние конституционных прав и свобод ч. 1 и 3 ст. 79 Федерального конституционного зако-
на «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Определение Конституционного
Суда РФ от 4 мая 2000 г. № 101-О // Вестник Конституционного суда РФ. 2000. № 6.
2 См.: Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного
правосудия. М., 2011. С. 161.
3 2
По мнению диссертанта, отмена незаконных актов не является особым
видом юридической ответственности. Основная цель отмены таких актов –
охрана правопорядка, восстановление прежнего состояния. Отмена незакон-
ного акта не исключает персональной дисциплинарной или иной ответствен-
ности лица, издавшего акт. И независимо от того, повлечет или не повлечет
незаконный акт нарушение чьего-либо субъективного права, должностное
лицо, санкционировавшее, подписавшее от имени органа этот акт, должно
подлежать дисциплинарной или – в зависимости от степени своей вины и
степени последствий – иным видам ответственности.
Таким образом, нельзя сводить содержание законности лишь к требо-
ванию соблюдения запретов и исполнения обязанностей, содержащихся в
правовых актах. Наибольшее значение в правовом регулировании и содержа-
нии законности имеет практическая реализация прав. В этом случае в плане
обеспечения законности на первое место ставится деятельность государст-
венных, прежде всего, правотворческих органов, задачей которых является
устранение противоречий, несоответствий, дублирования в системе правовых
актов путем своевременного признания актов утратившими силу, а также
деятельность судебных органов, в частности, по делам об оспаривании юри-
дических актов, нарушающих права граждан и организаций.
В заключении формулируются основные выводы диссертационного
исследования, обобщаются его результаты.
Перспективными являются разработка философского толкования утра-
ты силы юридического акта, а также анализ данного феномена с учетом со-
временных достижений иных неюридических наук.
В современных условиях появляется теоретическая и практическая не-
обходимость исследования международного опыта утраты силы правовых
актов.
Перспективным направлением работы над темой может стать анализ
практики функционирования официального интернет-портала правовой ин-
формации (www.pravo.gov.ru), являющегося в настоящее время источником
3 3
официального опубликования1, в контексте формирования банков данных
правовых актов, утративших силу, обеспечения доступа к ним, а также срав-
нительный анализ по указанным параметрам со справочно-правовыми систе-
мами «Гарант», «КонсультантПлюс».
Практически ценным диссертант видит формирование авторского
электронного перечня утративших силу юридических актов Нижегородской
области, а также обоснование необходимости издания сборников таких до-
кументов.
Важная научно-практическая задача будущих исследований – анализ
проблем выявления, предупреждения и устранения фактов нарушений и зло-
употреблений при утрате силы юридического акта.
Основные положения диссертации отражают следующие публика-
ции автора:
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях:
1. Дычко, А. В. (Шухарева, А. В.) Утрата силы актов официального
толкования в Российской Федерации / А. В. Дычко (А. В. Шухарева) // Юри-
дическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.
– 2011. – № 1 (14).– С. 345–348.
2. Шухарева, А. В. Мониторинг утративших силу нормативных право-
вых актов как средство повышения эффективности современного правотвор-
чества / А. В. Шухарева // Юридическая наука и практика: Вестник Нижего-
родской академии МВД России. – 2013. –№ 23. – С. 220–224.
1 О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в
силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Феде-
рального Собрания: федеральный закон от 21 октября 2011 года № 289-ФЗ // Собрание за-
конодательства РФ. 2011. № 43, ст. 5977; О внесении изменений в некоторые акты Прези-
дента Российской Федерации: указ Президента РФ от 2 февраля 2013 года № 88 // Собра-
ние законодательства РФ. 2013. № 6, ст. 493.
3 4
Иные публикации:
3. Дычко, А. В. (Шухарева, А. В.) Технико-юридическое оформление
утраты силы юридического акта и специфика его изложения в учебно-
методической литературе по теории государства и права / А. В. Дычко
(А. В. Шухарева) // Юридическая техника: Ежегодник. – 2009. – № 3. –
С. 170–172.
4. Дычко, А. В. (Шухарева, А. В.) Утрата силы юридического акта как
фактор укрепления законности в Российской Федерации / А. В. Дычко
(А. В. Шухарева) // Проблемы юридической науки в исследованиях докто-
рантов, адъюнктов и соискателей : сборник научных трудов / под ред. проф.
В. М. Баранова и доц. М. А. Пшеничнова. – Н. Новгород, 2010. – Вып. 16. –
С. 44–51.
5. Дычко, А. В. (Шухарева, А. В.) Некоторые спорные вопросы утраты
нормативными правовыми актами юридической силы / А. В. Дычко
(А. В. Шухарева) // XV Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитар-
ные науки. 19–22 октября 2010. – Н. Новгород, 2010. – С. 59–60.
6. Дычко, А.В. (Шухарева, А. В.) Презумпция действия юридического
акта при фактической утрате им силы / А. В. Дычко (А. В. Шухарева) //
Юридическая техника: Ежегодник. – 2010. – № 4. – С. 179–182.
7. Дычко, А. В. (Шухарева, А. В.) К вопросу о последствиях утраты си-
лы нормативных правовых актов / А. В. Дычко (А. В. Шухарева) // Правовая
Россия: теория и практика : сборник материалов I Всероссийской научно-
практической конференции. – Йошкар-Ола, 2011. – С. 13–18.
8. Дычко, А. В. (Шухарева, А. В.) Реализация Конституционным Судом
РФ полномочия по проверке соответствия Конституции не вступивших в силу
международных договоров России: общетеоретический аспект / А. В. Дычко
(А. В. Шухарева) // Источники частного и публичного права : сборник науч-
ных трудов по материалам Международной научно-практической конферен-
ции 18 февраля 2011 г. – Тамбов, 2011. – С. 16–20.
3 5
9. Дычко, А. В. (Шухарева, А. В.) Утрата силы нормативного правового
акта и прекращение его действия: соотношение понятий / А. В. Дычко
(А. В. Шухарева) // Проблемы юридической науки в исследованиях докто-
рантов, адъюнктов и соискателей : сборник научных трудов / под ред. проф.
В. М. Баранова и доц. М. А. Пшеничнова. – Н. Новгород, 2011. – Вып. 17. –
С. 37–44.
10. Шухарева, А. В. Институт утраты юридической силы в уголовном
законодательстве / А. В. Шухарева // Современное российское уголовное за-
конодательство: состояние, тенденции и перспективы развития с учетом тре-
бований динамизма, преемственности и повышения экономической эффек-
тивности (к 15-летию принятия Уголовного кодекса Российской Федерации
1996 года) : материалы Всероссийской научно-практической конференции
(Нижний Новгород, 4 октября 2011 года) / под. ред. П. Н. Панченко. –
Н. Новгород, 2012. – С. 419–426.
11. Шухарева, А. В. Технико-юридические аспекты признания норма-
тивных правовых актов утратившими силу / А. В. Шухарева // Юридическая
техника: Ежегодник. – 2012. – № 6 : Техника современного правотворчества:
состояние, проблемы, модернизация. – С. 697–702.
12. Шухарева, А. В. Признание нормативных правовых актов недейст-
вительными и недействующими: анализ судебной практики / А. В. Шухаре-
ва // XVI Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. –
Н. Новгород, 2012. 24–27 октября 2012. – С. 224–226.
Общий объем публикаций составляет 4,7 п. л.
3 6
Корректор Г.В. Сухова
Компьютерная верстка Т.В. Булкиной
Тираж 100 экз. Заказ № ___
Отпечатано в отделении полиграфической и оперативной печати
Нижегородской академии МВД России.
603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0