2013avtoref576

Аватар пользователя ideolog
Пащенко Алексей Павлович
 
26 апреля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Организационно-правовые основы деятельности полицейских органов, действовавших на территории Самарской губернии в 1865 – 1905 г.г.» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.081.26
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Пащенко А.П. Организационно-правовые основы деятельности полицейских органов, действовавших на территории Самарской губернии в 1865 – 1905 г.г.: автореф. дис... канд. юрид. наук. Казань, 2012. С. 25.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref576 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Пащенко А.П. Организационно-правовые основы деятельности полицейских органов, действовавших на территории Самарской губернии в 1865 – 1905 г.г.: автореф. дис... канд. юрид. наук. Казань, 2012. С. 25.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 

 

На правах рукописи
 
ПАЩЕНКО АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦЕЙСКИХ ОРГАНОВ, ДЕЙСТВОВАВШИХ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1865 – 1905 г.г.
 
 
 
Специальность 12.00.01. – Теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Казань – 2012

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта»
Финогентова Ольга Евгеньевна 
 
 
Официальные оппоненты:
 
                                 
 
 
доктор юридических наук, профессор, зам. директора по науке Института  истории Казанского (Приволжского) федерального университета
Летяев Валерий Алексеевич
 
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин ФСИН «Самарский юридический институт» Мельникова Марина Витальевна
 
Ведущая организация: ФГАОУВПО «Ульяновский государственный университет»
  Защита состоится 26 апреля 2012 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.081.26 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) юридических наук при Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18, ауд. 335.
         С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», а с электронной версией автореферата на сайте указанного университета www.ksu.ru.
         Автореферат разослан «     » марта 2012 г.
 
Учёный секретарь
диссертационного совета,
к.ю.н, доцент                                                                        Хабибуллина Г.Р.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования возникновения и развития отечественных историко-правовых  институтов и, что самое важное отечественного опыта государственного строительства не вызывает и не может вызывать никаких сомнений. Происходящие изменения в структуре органов государственной власти в целом, а также правоохранительных органов и системы министерства внутренних дел в частности являются самым ярким свидетельством идеологического и теоретического кризиса, отсутствием ясного понимания и видения четкой и стройной системы органов внутренних дел. Осуществить реформу органов внутренних дел и всей системы органов государственной власти невозможно без учета отечественного опыта не представляется возможным.
Исследование организационно-правовых основ деятельности местных полицейских органов в исторической ретроспективе позволяет выявить содержательные признаки такой деятельности, степень их изменений вследствие политических событий, социальных, экономических и  иных обстоятельств.
Исторический опыт полицейской деятельности, форм взаимодействия правоохранительных органов в дореволюционной России позволяет совершенствовать юрисдикционный механизм современной правоохранительной системы, улучшать качество работы полицейских органов, а в целом – повысить уровень борьбы с преступностью.
Вступивший в действие с марта 2011 года федеральный закон «О полиции» являлся свидетельством осознания высшими органами власти необходимости реформирования существующей системы органов внутренних дел. В течение двух недель со дня обнародования текста законопроекта указанного закона было зарегистрировано более 15 тысяч предложений и суждений по поводу данного проекта закона,[1] что является конкретным подтверждением прямой заинтересованности граждан России в реформировании существующей системы органов внутренних дел. В целом, все это свидетельствует о необходимости исследования истории функционирования системы полицейских органов нашего государства, которое, безусловно, необходимо начать с исследования деятельности органов внутренних дел, наиболее приближенных населению, т.е. с исследования деятельности органов полиции отдельных губерний и уездов.
Кроме того, с конца двадцатого века в нашей стране возрастает интерес к деятельности полицейских органов на разных этапах исторического развития Российского государства[2].
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования Фактический материал и научные выводы, послужившие базой для данной работы, содержатся в трудах историков, теоретиков и историков права:
– дореволюционных отечественных авторов: А.С. Алексеева, И.Е. Андреевского, Ф.А. Брокгауза, В.М. Гессена, И.А. Ефрона, Н.М.Коркунова, А.А. Лопухина, Н. Селиванова, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича;
– советских и современных ученых: М.И. Абдуллаева, П. Алексеева, Г.В. Алексушина, С.Н. Галвазина, А.А. Голубова, Н.П. Ерошкина, Д.В. Захватова, И.Карпова, В.В. Лазарева, В.В. Липеня, П.С. Кабытова, С.А. Комарова, О.В. Мартышина, М.Н Марченко, Л.Н. Морозовой, Р.С. Мулукаева, И.И. Мушкета, Р.В. Нарбутова, Н.С. Нижник, З.И. Перегудовой, В.И. Полубинского, С.Г. Пушкарева, Р.А.Ромашова, М.И. Сизикова, Ю.П. Титова, М. Тумшиса, Л.В. Храмкова, Н.Н  Федосеевой, В.А. Чиркина;
– зарубежных ученых и древних мыслителей: Аристотеля, Ж. Бодена, Г. Елинека, Цицерона, Ф. Энгельса.
Многие документы, непосредственно относящиеся к деятельности полицейских органов действовавших на территории Самарской губернии, в настоящее время по разным причинам утеряны. Вследствие чего возникали большие проблемы в восстановлении хронологии событий оказавших влияние на реорганизацию полицейских органов губернии. В историографии практически отсутствуют данные о деятельности полиции и жандармерии в Самарской губернии.
Публиковавшиеся ранее работы, изучавшие различные аспекты деятельности полицейских органов российского государства второй половины 19 века касались четырех основных моментов: 1. Рассматривались высшие органы полиции и жандармерии и общая структура полицейских органов (например: Перегудова З.И. «Политический сыск России 1860 – 1917»)[3]; 2. В других исследованиях делался основной упор на изучение охранных отделений в России (например: Галвазин С.Н. «Охранные структуры Российской Империи»)[4]; 3. Третий источник сведений представлял собой подборку официальных документов по тематике «полиция и жандармерия» (например: «История полиции России. Исторический очерк и основные документы» под редакцией Курицына В.М.)[5]; 4. Часть авторов обращала свой взор на российские регионы, но, как правило, эти регионы имели особый правовой статус (например: Тимошевская А.Д. «Организация полиции в национальных регионах Российской империи в 19 – начале 20 века»)[6]. Несмотря на обширный список различных источников по истории правоохранительных органов, отсутствуют публикации о деятельности полицейских органов действовавших непосредственно на территории российских губерний. В данной работе осуществлена попытка провести анализ  деятельность полицейских органов, осуществлявших свои функции на территории отдельно взятой губернии (Самарской). Такие губернии, как Самарская,  составляли основу в административно-территориальном делении страны. Интересен и временной период, исследуемый в данной работе, так как реформы полицейских органов, проводившиеся в то время, повторяются и сегодня, на современном витке исторического развития.
Объектом исследования являются правовой статус, система, структура полицейских органов, действовавшие на территории Самарской губернии.
Предметом исследования являются правовые нормы и организационные мероприятия, регулировавшие деятельность полицейских органов на территории Самарской губернии в 1865-1905 гг. При этом автором понятие «полицейские органы» будет рассматриваться исключительно в узком смысле этого слова, а потому за рамками исследования окажется полицейская деятельность иных государственных органов, в частности, губернатора Самарской губернии и губернского правления.
Целью исследования является раскрытие организационно-правовых основ деятельности полицейских органов на территории Самарской губернии в период с 1865 по 1905 гг.
Для достижения поставленной перед диссертационным исследованием цели будут решаться следующие задачи:
  • определение и анализ концепции развития полицейских органов в Российской империи как части государственного аппарата.
  • исследование эволюции полицейских органов Российской империи до 1865 г. и анализ законодательства, регулировавшего структуру органов полиции и жандармерии в Российской империи с 1865 до 1905 гг.;
  • определение понятия «полицейские органы» и  правового статуса этих органов;
  • анализ соотношения понятий «полицейских» и «правоохранительных органов»;
  • раскрытие системы, структуры и принципов формирования полицейских органов, действовавших на территории Самарской губернии в 1865-1905 гг.
  • проведение анализа организационно-правовых основ деятельности Самарского жандармского управления и Самарского жандармского полицейского управления железных дорог в 1865-1905 гг.;
  • выявление места губернского жандармского управления в системе правоохранительных органов, действовавших в Самарской губернии.
Источники исследования. При написании работы автор обращался к широкому спектру различных источников.
Были исследованы такие группы источников: а) Свод законов Российской Империи (Высочайшие указы, законы, уставы и уложения (губернских учреждений, об уголовном судопроизводстве, городской, железных дорог); б) циркуляры и приказы по МВД и жандармскому ведомству; г) строевой рапорт Самарского губернского жандармского управления; д) внутренние документы полиции и жандармерии Самарской губернии и др.
Основными источниками для написания диссертации послужили помимо законов и подзаконных актов Российской Империи, в которых регламентировались организационно-правовые основы деятельности полицейских органов, приказы и другие внутренние документы полиции и жандармерии Самарской губернии. Указанные документы были исследованы при работе в фондах №№ 1, 465, 466, 468, 470, 471 Государственного архива Самарской области (ГАСО) и 918 Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО).
Вспомогательное значение для реконструкции исследуемого политико-правового института играли памятные календари г. Самары и другие печатные источники того времени. Памятные календари публиковались ежегодно и содержали достаточно подробные сведения о структуре, должностях и чинах полиции, как уездной так и городской, и жандармерии Самарской губернии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1865 по 1905 гг. Деятельность полицейских органов на территории Самарской губернии рассматривается с момента начала реформы системы полицейских органов в Российской империи и заканчивается 1905 г. т.е. началом первой русской революции. Данные рамки являются вполне обоснованными, поскольку, например, до 1865 г. органы внутренних дел сохраняли ряд черт, присущих феодальным государственным органам. Так, например, органы политической полиции (жандармерии) представляли собой часть личной канцелярии императора, а не структурное подразделение министерства внутренних дел или иного особого министерства. Предельный период исследования – 1905 г., обусловлен тем, что является окончанием существования в России абсолютной монархии. Поскольку изучение определенного периода эволюции любого государственно-правового института без исследования предшествующего периода его развития не представляется возможным, в рамках настоящей работы будет рассмотрен период, предшествовавший хронологическим рамкам исследования, а именно с момента появления полицейских органов, как структурного подразделения аппарата Российской империи, и до 1865 года. Кроме того, с целью логического завершения раскрытия отдельных аспектов исследования будут рассматриваться некоторые историко-правовые факты, имевшие место после 1905 года.
Теоретической основой диссертации послужили положения и выводы, разработанные отечественными и зарубежными историками, теоретиками и историками права:
– дореволюционных отечественных авторов: А.С. Алексеева, И.Е. Андреевского, Ф.А. Брокгауза, В.М. Гессена, И.А. Ефрона, Н.М.Коркунова, А.А. Лопухина, Н. Селиванова, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича;
– советских и современных ученых: М.И. Абдуллаева, П. Алексеева, Г.В. Алексушина, С.Н. Галвазина, А.А. Голубова, Н.П. Ерошкина, Д.В. Захватова, И.Карпова, В.В. Лазарева, В.В. Липеня, П.С. Кабытова, С.А. Комарова, О.В. Мартышина, М.Н Марченко, Л.Н. Морозовой, Р.С. Мулукаева, И.П. Мушкета, Р.В. Нарбутова, Н.С. Нижник, З.И. Перегудовой, В.И. Полубинского, С.Г. Пушкарева, Р.А.Ромашова, М.И. Сизикова, Ю.П. Титова, М. Тумшиса, Л.В. Храмкова, Н.Н  Федосеевой, В.А. Чиркина.
 
Методологической основой исследования послужила совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания социальной действительности. К первым можно отнести общенаучные методы и способы исследования – анализ, синтез, дедукция, индукция. Кроме того, используются и другие частнонаучные методы познания историко-правовых явлений – конкретно-исторический, сравнительно-исторический, метод источниковедческого анализа. Из собственно юридических методов были использованы сравнительно-правовой и историко-правовой метод. Кроме того, адекватная постановка исследовательских задач и выбор пути их решения потребовали применения системного анализа и системного подхода.
 
Научная новизна Диссертация является первым самостоятельным комплексным научным исследованием, посвященным организационно-правовой деятельности полицейских органов на территории Самарской губернии конца XIX начала XX века. Впервые проведён сравнительно-правовой анализ российской дореволюционной и современной концепции формирования и организационно-правовых основ деятельности полицейских органов Российского государства, введен определяющий признак полицейского органа.
Научная новизна диссертационного исследования также состоит в том, что автор попытался раскрыть организационно-правовые основы деятельности полицейских органов, формы и методы взаимодействия с другими правоохранительными органами после судебной реформы 1864 г. до начала ХХ века.
Данной работой вводятся в отечественный научный оборот ряд новых документов и отдельных архивных материалов относящихся к  регулированию деятельности полицейских органов Самарской губернии исследуемого периода.
На защиту выносятся следующие научные положения:
  1. В Российской империи отсутствовала кодификация полицейских норм, но при этом в различных отраслях права существовали отдельные нормативно-правовые акты, регулировавшие полицейскую деятельность. Данное обстоятельство не позволяло определить положение полицейских органов и выделить их отличительные функции по отношению к другим правоохранительным органам.
  2. Полицейские органы выполняли большое количество несвойственных правоохранительным органам функций, несмотря на значительное сужение функций полицейских органов в середине XIX века. Полицейские органы являлись неотъемлемой частью правоохранительных органов государства, основной отличительный признак которых - право проводить дознание по совершенным преступлениям.
  3. Государство стремилось использовать полицию как контролирующий и в случае необходимости подавляющий орган любого процесса (политического, экономического, социального) происходившего в стране и в отдельном регионе в частности. В дальнейшем, для усиления полицейской власти по пресечению противоправной деятельности, вводился режим чрезвычайной охраны. Однако, реформы затрагивающие деятельность губернской полиции шли в отрыве от социально экономического развития губернии и совершенствовали только силовую составляющую (структура полицейских органов, властные полномочия), но совершенно игнорировали социальные моменты, которые в наибольшей степени влияли на предупреждение преступлений (кадровый состав и численность полиции, определение круга задач, непосредственно относящихся к деятельности полиции).
  4. Законодательные акты, касавшиеся деятельности полицейских органов, применялись не на всей территории Российской Империи одновременно, а носили выборочный характер в отношении определенных территорий (например: столиц, национальных регионов) с последующим внедрением в других губерниях. Так в Самарской губернии охранное отделение было создано в начале ХХ века, спустя более 20 лет после создания в столицах, поэтому функции охранного отделения исполняли чины общей полиции, что являлось причиной слабой организации полицейской деятельности в Самарской губернии. Данное обстоятельство и организация полицейской системы в целом во многом являлись существенными причинами децентрализации полицейских органов в государстве и отсутствия взаимодействия между ними на местах, в частности в Самарской губернии.
  5. Несмотря на изменения, активно происходившие в центральном полицейском аппарате Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ вв., полицейские органы на территории Самарской губернии не претерпевали структурных изменений. На результативность оперативно-розыскной деятельности и профилактической работы в преступной среде полицейских органов в Самарской губернии отрицательно сказывались разобщенность служб, занимавшихся раскрытием и предупреждением правонарушений, слабое взаимодействие полицейских формирований губернии, отсутствие специализированных розыскных подразделений.
  6. Полицейская деятельность в Самарской губернии имела свою специфику по сравнению с окружавшими её губерниями, обусловленную бурным ростом промышленности региона. Несмотря на обширность территории и губернии и значительного числа сельских районов не формировались специальные полицейские подразделения, как, например, в казанской губернии конная стража. Увеличение численности населения и его многонационального состава сказывалось на росте преступности в Самарской губернии. При этом, совершение преступлений на почве национальных и межконфессиональных конфликтов не было определяющим, а носило общеуголовный характер.
  7. Во второй половине XIX – начале ХХ века незначительный рост числа сотрудников полиции и жандармерии Самарской губернии не соответствовал увеличению численности населения губернии и числу совершенных ими преступлений. Размеры денежного содержания чинов полиции были более низкими в сравнении с материальным достатком многих других категорий населения России, что приводило к большой текучести кадров. До издания отдельного приказа, проблему нехватки кадров жандармские органы Самарской губернии решали за счет привлечения чинов полицейских жандармских управлений железных дорог.  
  8.    Судебная реформа 1864 г. оказала существенное влияние на функции жандармерии. Новые Судебные уставы о жандармах вообще не упоминали, и не было понятно, каким нормативным актом регулируется их деятельность. Такая ситуация была исправлена 19 мая 1871 г. принятием «Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений». Этот акт вводил жандармерию в число участников уголовного процесса, предоставив право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям, причем жандармам вменялось в обязанность содействовать прокуратуре и полиции в обнаружении уголовных преступлений. После введения правил 19 мая 1871 г., губернские жандармские управления, как составная часть Корпуса жандармов, получили статус правоохранительного органа. Данное обстоятельство повлекло серьезные изменения во взаимоотношениях губернских жандармских управлений с судами, прокуратурой, полицией и т.д. Осуществляя правоохранительную деятельность, они были вынуждены  перейти в правовое поле и действовать в рамках действовавшего законодательства. Следовательно, появился контроль деятельности жандармерии со стороны прокуратуры и суда.
Теоретическая значимость исследования. Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и чтении таких курсов как «История отечественного государства и права»,  «История правоохранительных органов». Сформулированные в исследовании положения и выводы дополняют, расширяют и углубляют научное историко-правовое знание в части специфики правового статуса и деятельности полиции и жандармерии России в период конца XIX – начало ХХ в.в. В результате проведенного исследования автором обобщены ранее известные историко-юридические материалы, получены новые данные, которые могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем, связанных с эволюцией взаимодействия полицейских и других правоохранительных органов.
Практическая значимость исследования. Предлагаемое  исследование представляет интерес, выводы которого могут быть учтены при реформировании существующей системы органов внутренних дел Российской Федерации 
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации исследования апробированы в ходе преподавания и отражены в ряде выступлений автора на межрегиональных и международных конференциях, в частности: на межрегиональной научной конференции «Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России» (Москва, 21 – 22 марта 2003 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы российского законодательства: история современность» (Тольятти, 31 января – 1 февраля 2005 г.); на международной научно-практической конференции «Современное состояние и основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы: российский и зарубежный опыт» (6 февраля 2009 г.).
Структура исследования обусловлена поставленными целью и задачами, а также избранным основным методом исследования предмета. Диссертация состоит из введения, четырех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень её научной разработанности,  раскрываются цели и задачи, объект и предмет исследования. Также определяются источники, территориальные и хронологические рамки, теоретическая и методологическая основы, научная новизна исследования. Обосновывается его теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, а также приводятся сведения об апробации результатов исследования и его структуре.
В первой главе,  «Теоретические основы деятельности органов внутренних дел» исследуются полицейские органы как неотъемлемый элемент государства, которые непосредственно осуществляют полицейские функции государства и реализацию власти внутри страны.
Первый параграф, «Полицейские органы как неотъемлемый элемент государства»
Государство является уникальной разновидностью организаций человеческого общежития. Оно существенным образом отличается как от организаций, существовавших до его появления, так и от организаций, существующих одновременно с ним. Поскольку правильное понимание таких категорий как «полицейские органы» и «полицейская функция государства» невозможны без правильного понимания таких категорий как «государство», «государственная власть», «государственный аппарат» и «функция государства», раскрытию сущности последних предваряет настоящее исследование.
Признаки, образующие в своей совокупности понятие «государство» должны быть разделены на две группы: первую составляют признаки, отличающие государство от первобытного общества, вторую – признаки, отличающие государство от остальных организаций современного общества.
Государство есть союз людей проживающих на определенной территории и подчиняющихся одной власти. Кроме указанных признаков государство обладает верховной властью, суверенитетом, специальным аппаратом принуждения. Государство, посредством государственной власти, призвано действовать во всех тех случаях, когда необходимо принуждение. Материальным выражением данной силы является государственный аппарат, неотъемлемым элементом которого, безусловно, являются полицейские органы. Следовательно, полицейские органы являются неотъемлемым элементом государства, а не только государственного аппарата, так как именно на них возлагается основная нагрузка по обеспечению государственного порядка. Именно полицейские органы являются материальным воплощением государственной власти и основой реализации полицейской функции государства.
 
         Во втором параграфе, «Реализация полицейской функции государства посредством государственного аппарата», рассматривается соотношение функций государства и государственного аппарата, неотъемлемой частью которого являются полицейские органы. Именно посредством полицейских органов государство реализует свою постоянную функцию – функцию охраны правопорядка и общественной безопасности (полицейскую функцию).
Функция охраны правопорядка и общественной безопасности – это направление деятельности государства по борьбе с правонарушениями в целях создания наиболее благоприятных условий для эффективной реализации законности. Правоохранительная деятельность, т.е. деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию правонарушений (прежде всего преступлений как наиболее опасного вида правонарушений), наказанию и воспитанию правонарушителей, свойственна любому государству.
Основное в характеристике правоохранительной функции – возможность государственного принуждения, применение в деятельности государственных органов принудительных, насильственных методов, необходимых для поддержания порядка в обществе. В любом государстве существуют так называемые правоохранительные органы, к которым обычно относят суды, прокуратуру, органы внутренних дел и государственной безопасности (место суда среди органов, стоящих на страже права).[7]
Правоохранительная деятельность, в той или иной мере, осуществляется всеми органами государственной власти, являющимися составной частью государственного аппарата. Но первенство в осуществлении этой деятельности, бесспорно, отдается правоохранительным органам государства.
Очевидно, что полицейская деятельность является конкретной разновидностью правоохранительной деятельности, а именно, деятельностью по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию преступлений и административных проступков, охране общественного порядка. Основной отличительный признак полицейских органов - право проводить дознание по совершенным преступлениям.
Вторая глава, «Полицейские органы как часть государственного аппарата Российского государства до начала 60-х гг. XIX в.» посвящена сравнительному анализу формирования и принципов деятельности полицейских органов Российской империи до реформ 60-х годов XIX века и изменений, произошедших в результате реформ.
В первом параграфе,  «Особенности устройства государственного аппарата Российского государства XIX в.», анализируется структура государственного аппарата Российской империи сложившаяся в XIX веке и особенности его устройства. Особое внимание уделяется автором положению министерства внутренних дел в системе государственных органов, в котором к концу века были сконцентрированы полицейские структуры.
В центре всего государственного аппарата Российской империи в XIX веке и в начале XX века стоял абсолютный монарх, абсолютная власть которого распространялась на весь механизм государства, пускавший ее в ход, менявший в случае необходимости ее отдельные звенья, определявший как цели движения, так и средства движения к поставленным целям.
В Российской Империи в XIX веке существовал единый государственный аппарат, который практически не имел разделения среди государственных органов по осуществлению судебной, законодательной и исполнительной функций. Точнее, каждый из высших органов государства, в той или иной мере осуществлял все три указанные функции.
Министерства являлись органами исполнительной власти, не только исполняли законы и надзирали за исполнением подчиненных органов в пределах этих законов, но и самостоятельно и творчески регламентировали своими распоряжениями вновь возникающие отношения. Министерские циркуляры и распоряжения вкладывали в законы новое содержание, развивали и дополняли их, регламентировали деятельность подчиненных им учреждений и своими предписаниями восполняли пробелы, оставленные законами. Об этом праве министерств издавать распоряжения, которым они так широко пользовались, ничего не говорилось в законодательстве, определявшем род и степень их власти.
Реформы 1860-х годов, внесшие заметные изменения в систему местного управления (появление новых реформированных судов, земского и городского самоуправления), не привели к существенным переменам в системе высших и центральных учреждений. Появились некоторые новые структурные части МВД. Заметным новшеством стало упразднение (в качестве уступки общественному мнению) в 1880 году всесильного 3 отделения с передачей его функций в Департамент государственной полиции МВД.
 
 
Во втором параграфе, «Органы общей и политической полиции Российского государства до начала 60-х гг. XIX в.», даётся анализ полицейских органов действовавших в России.
До середины XIX века в Российской империи не существовало стройной системы органов, ответственных за осуществление полицейских функций. До реформ конца XVII – первой четверти XVIII в. собственно полицейские функции исполняли органы управления широкой или общей компетенции либо органы, на которые наряду с чисто полицейскими возлагались иные правоохранительные функции. На местах с XV века действовали губные избы – судебно-полицейские органы, возглавлявшиеся выборными губными старостами. В XVII веке в уезды для выполнения полицейских функций на время или постоянно стали назначаться сыщики, заменившие губных старост в деле розыска преступников.
В первой четверти XVIII века в обеих столицах России был создан единый аппарат регулярной полиции под централизованным руководством Главной полицмейстерской канцелярии во главе с генерал-полицмейстером. С 1775 г. полицейские функции в уездах осуществляли исправники и нижние земские суды; в городах – городничие; В Москве и Петербурге – обер-полицмейстеры.[8]
Губернатор обеспечивал управленческий контроль за деятельностью полицейских органов (полицейские и жандармские управления), действовавших на территории его губернии.
Предметы ведомства полицейских управлений и подчиненных им лиц касались: 1) наблюдения за исполнением законов, охране безопасности и дел общественного благоустройства; 2) исполнения обязанности по делам казенного управления и общественного хозяйства; 3) исполнение обязанностей по делам судебного ведомства; 4) исполнение обязанностей по делам военного ведомства[9].
Подобно истории органов общей полиции, историю органов политической полиции в собственном смысле этого слова можно начинать лишь с конца XVII века, т.е. с реформ Петра I. В 1689 году был создан особый, не вписывающийся в систему других органов – Преображенский приказ. С 1697 года в нем оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим политическим и воинским делам, он превратился в центральный орган политического сыска и был позже подчинен Сенату наряду с другими коллегиями.
Особым органом, осуществлявшим полицейскую деятельность в Российской Империи являлась Собственная Его Императорского Величества Канцелярия (далее С.е.и.в.к.). С.е.и.в. канцелярия была учреждена в XVIII веке как личная канцелярия императора, в 1812 году получила свое официальное наименование. Во второй четверти XIX века С.е.и.в.к. из личной канцелярии императора превратилась в высший правительственный орган, не только связывавший императора с высшими и центральными учреждениями, но и непосредственно осуществлявший ряд важнейших функций государственного управления.[10]
Однако наибольшую известность и значимость для настоящего исследования играет все-таки III отделение Собственной е.и.в. канцелярии, которое до 1880 года являлось высшим органом политического сыска в России, осуществлявшим охрану государственного строя, надзор и контроль за деятельностью государственного аппарата управления и выборных учреждений.
Помимо III Отделения С.е.и.в.к., еще одним полицейским органом действовавшим в Российской Империи являлось Жандармское полицейское Управление железных дорог. При этом, Управление было составной частью Отдельного корпуса жандармов, непосредственно подчиняясь начальнику штаба корпуса и пользуясь экстерриториальностью. Обязанности управления и его отделений заключались в охране внешнего порядка, благочиния, общественной безопасности в районе железных дорог». Чины управления помимо общих обязанностей чинов корпуса жандармов, во всех отношениях заменяли в районе железных дорог общую полицию.
 
В главе третьей, «Общая полиция как основной полицейский орган на территории Самарской губернии в 1865-1905 гг.», анализируется структура  полиции, отдельные подразделения, а также организационно-правовые основы деятельности в городах и уездах Самарской губернии.
Первый параграф, «Организация общей полиции в России в 1865-1905 гг.», посвящён различным аспектам законодательного регулирования деятельности полиции.
Начало 60-х годов XIX века ознаменовалось в России буржуазными реформами, которые коренным образом изменили уклад жизни всего российского общества. Государственные органы, существовавшие прежде, не могли выполнять возлагаемые на них задачи в новых реалиях, поэтому на протяжении десятилетий реформ происходили преобразования всего государственного аппарата, в том числе и его составной части – полиции. Реформирование структуры полиции в столицах Империи и губерниях происходило неоднообразно, что приводило к различию в качественном уровне деятельности полиции, не в пользу губернской.
Общее управление всей полицией, действовавшей на территории Самарской губернии, осуществлял губернатор. Свои полицейские функции губернатор в основном осуществлял через 2-й стол губернского правления, который занимался охраной порядка[11]. В справочных изданиях с него начинался перечень местных чиновников МВД, официальным сотрудником которого губернатор являлся, подчиняясь Департаменту полиции. Вице-губернатор получал задания на ревизии самарской городской полиции и ее частей.
25 декабря 1862 года были приняты Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах. В соответствии с этими правилами начался процесс объединения уездной и городской полиции, в результате были созданы уездные полицейские управления, возглавляемые уездными исправниками. Глава уездной полиции теперь не избирался дворянством уезда, а назначался правительством.
Уезды делились на станы, где полицейские обязанности несли становые приставы. Нижними полицейскими чинами в уездах оставались сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян. В городах подведомственных теперь уездному полицейскому управлению, полицейскую службу несли городские и участковые приставы, а также полицейские надзиратели.
Пределы ведомства полиции по наблюдению за исполнением законов, охране безопасности и делам общественного благоустройства ограничивались следующим: обнародованием указов и постановлений правительства; охраной неприкосновенности прав и спокойного совершения обрядов церкви; охраной общественного спокойствия, порядка и должного властям повиновения. Для осуществления вышеизложенных функций полиция должна была принимать меры безопасности от воров и разбойников, их поимку и истребление воровских шаек; осмотр мертвых тел, исследование случаев насильственной и нечаянной смерти. Сведения о происшествиях и производимым по ним дознаниям, в том числе донесения и ведомости, установленных по делам такого рода в одном экземпляре представлялись непосредственно губернатору. Охрана безопасности от пожаров и наводнений в городах и селениях, наблюдение за устройством противопожарной безопасности также возлагалось на местную полицию.
Власть полиции по наблюдению за исполнением законов и постановлений распространялась и на иногородних и иностранцев, находившихся на подведомственной территории.
Таким образом, предмет ведения полиции в губерниях Российской Империи был всеохватывавающим. Государство стремилось использовать полицию как контролирующий и в случае необходимости подавляющий орган любого процесса (политического, экономического, социального) происходившего в стране и в отдельном регионе в частности. В дальнейшем, для усиления полицейской власти по пресечению противоправной деятельности, вводился режим чрезвычайной охраны. Однако, реформы затрагивавшие деятельность губернской полиции шли в отрыве от социально экономического развития губернии и совершенствовали только силовую составляющую (структура полицейских органов, властные полномочия), но совершенно игнорировали социальные моменты, которые в наибольшей степени влияли на предупреждение преступлений (кадровый состав и численность полиции, определение круга задач, непосредственно относившихся к деятельности полиции). Следует отметить, что изменения, происходившие в полицейском аппарате Российской империи и различные нововведения медленно «докатывались» до полиции на местах, в частности и в Самарской губернии. 
 
Второй параграф, «Городская полиция Самары в 1865-1905 гг.» посвящен исследованию одноименной полицейской структуры Самарской губернии, выявлению особенностей ее деятельности, причин недостатков работы.
Основным звеном в структуре Самарской городской полиции была полицейская часть во главе с приставом. В полицейскую часть кроме пристава, входили два его помощника, прикомандированный офицер и письмоводитель. Полицейские части делились на околотки, возглавляемые околоточными надзирателями. Околоточные надзиратели руководили городовыми постовой службы, дворниками, наблюдали за внешним порядком на улицах города, освещением улиц и дворов, проверкой паспортов и другими вопросами, касавшимися жизни околотка. Каждый из околоточных надзирателей обязан был достичь главной цели полиции, а именно «охранение общественной и частной безопасности имущества и жизни обывателей, предупреждения преступлений и обнаружения, виновных в совершении преступлений»[12].
Город делился на три части, каждая из которых была разделена на 2 полицейских участка (по 3 000 - 4 000 человек населения) во главе с приставами (чин IX класса Табели о рангах). В участке числились: 2 помощника, прикомандированный офицер и письмоводитель.
Территория полицейского участка делилась на 10 околотков, за каждым из которых присматривал околоточный надзиратель (всего в Самаре их было 60). Околоточные руководили городовыми  и дворниками, наблюдали за внешним порядком, освещением, паспортным режимом. Основной силой полиции были городовые. Пеший городовой имел постоянный участок, за состоянием порядка в котором нес полную ответственность. Посты городовых были постоянные и подвижные, суточные, дневные или ночные. В Самаре не было конно-полицейской стражи по образцу столиц, однако, ее функции исполняли команды конных городовых. При этом, участка у них не было, они предназначались для содействия пешим городовым и поддержания порядка и при проведении различных полицейских операций. Конные и пешие городовые входили в единую службу внешней полиции и имели одинаковые права и обязанности.
Помимо чинов регулярной полиции, в Самаре на каждой улице действовали старосты, ночные караульщики, десятские, сотские, которые оказывали существенную помощь полиции в охране порядка и в сборе оперативной информации.
Тем не менее, несмотря на четкую структурированность Самарской городской полиции, ее деятельность была далека от идеала. Это было связано со слабым финансированием структуры и кадровыми проблемами полиции. Возможности городской полиции Самары были рассчитаны на условия середины XIX века и не удовлетворяли требованиям по осуществлению полицейской деятельности сложившимся в конце XIX начале ХХ века, связанным с ростом городского населения, появлением новых видов угроз общественной безопасности, отставанием уровня подготовки и подбора полицейских кадров. 
Третий параграф «Уездная полиция Самарской губернии» посвящен исследованию уездной полиции Самарской губернии.
Составным элементом губернской полиции являлась уездная полиция. В состав Самарского уездного полицейского управления входили три стана (участка), позднее (в 1870 году) число станов возросло. Они располагались в селах Екатериновка, Красный Яр и Кошки[13].
Обязанности уездной полиции были зафиксированы в законодательстве Российской Империи, в частности в Общих Губернских Учреждениях.
Основная задача уездной полиции, как и всякого полицейского управления, состояла, как в самом исполнении, так и в наблюдении за точным исполнением законов, постановлений и особых постановлений правительства, а равно и в принятии мер для прекращения возникающих беспорядков и в предупреждении возобновления таковых в будущем[14].
Все чины и служители уездной полиции должны были постоянно бдительно наблюдать за охраной общественного спокойствия и надлежащего повиновения властям, предупреждая зависящими от них средствами всякое нарушение установленного законами порядка.
В уездах полицию возглавляли исправники и их помощники. В Самарской губернии было 7 уездов, исправников и их помощников также было по 7. Исправник и подчиненный ему штат осуществляли полицейские функции, как в уездном городе, так и в самом уезде. Исправник был одной из центральных фигур уездного управления, входил практически во все важные комитеты и присутствия, а уездное присутствие по питейным делам и распорядительный комитет возглавлял лично.
Уезды разделялись на станы, за спокойствие в которых отвечали приставы. В Самарской губернии работало 27 становых приставов. Становые приставы рекомендовались на должность уездным дворянским собранием из лиц имевших «достойную репутацию» и опыт военной или гражданской службы.
Таким образом, уездная полиция, являясь центральным полицейским органом в уездах губернии, была самой сбалансированной полицейской структурой государства. Положения, регулировавшие деятельность уездной полиции, были зафиксированы в Общих Губернских Учреждениях, что придавало монолитность уездной полиции. Боле того, законодательством были урегулированы вопросы взаимодействия уездной и городской полиций, а также совместные действия с другими правоохранительными структурами. Данное обстоятельство способствовало сохранению низкого уровня преступности в уездах, что также определялось и низкой политической активностью местного населения.
В четвертом параграфе «Сыскная полиция Самарской губернии» освещается деятельность розыскного подразделения Самарской полиции, которое имело особый статус в полицейской структуре губернии.
Организация сыскной полиции в столицах Империи значительно отличалась от организации сыска в губерниях. Показательным является рассмотрение организации и деятельности губернской сыскной полиции на примере Самарской губернии конца XIX века.
Статистика показывала, что лишь в 1860-1863 гг. в Самарской губернии было совершено 47 убийств (в среднем по 16 убийств в год), 11 грабежей, 63 случая нанесения тяжких телесных ран и увечий. Основным преступлением в губернии и губернской столице были кражи.  За три года (с 1860 по 1863 гг.) было зафиксировано 1284 случая воровства. Кроме краж, полиции часто приходилось сталкиваться и с распространившимся в губернии конокрадством[15].
Положение дел в сыскной полиции в Самаре красноречиво характеризует один любопытный документ – рапорт Самарского полицмейстера, направленный Самарскому губернатору за № 2230 от 01 ноября 1875 г[16] В данном документе чиновник пытался обосновать отсутствие необходимости содержать сыскную полицию в Самаре. Основным лейтмотивом рапорта полицмейстера было не устройство эффективной сыскной полиции, а получение в безотчетное пользование денежных средств, предусмотренных на эти нужды. 
Из всего вышеизложенного следует, что в губернии сыскная работа как таковая не велась вплоть до создания Департамента полиции. Полицмейстеры полагались при раскрытии преступлений на информацию, которая поступала от городовых, которые должны были хорошо знать свой участок и их нештатных помощников: дворников, извозчиков и пр. Такое положение вещей в Самаре, как в губернском городе, было возможно в 50х-60х годах XIX века, когда город был относительно небольшим и редкое преступление могло пройти незамеченным, но с ростом численности населения и территории самой Самары такие методы сыска не могли привести к требуемым результатам. Кроме того, из указанного документа прослеживается отсутствие централизованного управления и финансирование сыскной полиции в губернии.
Задачей Самарского сыскного отделения являлось негласное расследование и производство дознания в целях предупреждения, устранения, разоблачения и преследования преступных деяний общеуголовного характера, для чего чины сыска обязывались осуществлять систематический надзор за преступными и прочими элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения. Следовательно, работа с негласными сотрудниками и наружное наблюдение устанавливались в качестве основных методов деятельности сыскных отделений.
Штатные должности в сыскных подразделениях были замещены преимущественно бывшими армейскими офицерами, военными чиновниками, служащими гражданских ведомств. Даже среди начальников отделений три четверти должностей занимали бывшие участковые и становые приставы, их помощники и даже околоточные надзиратели не имевшие специальных навыков и опыта агентурной работы.
Следовательно, полицейский сыск на всей территории Российской Империи сталкивался с двумя основными проблемами: разрозненность, а иногда и фактическое отсутствие сыскных подразделений и катастрофическая нехватка кадров. Два этих важнейших обстоятельства и привели в итоге к ситуации, когда государство сначала упустило, а в дальнейшем уже не успело справиться с профессиональной преступностью, сложившейся в России в конце XIX – начале XX века.
 
Глава четвертая «Полицейская деятельность Самарской жандармерии» посвящена исследованию организационно-правовых основ деятельности таких полицейских подразделений, как Самарское губернское жандармское управление и жандармское полицейское управление железных дорог.
В первом параграфе «Организация жандармерии в России в 1865-1905 гг.» дается общий анализ устройства жандармерии Российской империи. Особое внимание автором уделяется правовому статусу указанного органа и законодательной регламентации данной структуры.
Судебная реформа 1864 г. оказала существенное влияние на функции жандармерии. Новые Судебные уставы о жандармах вообще не упоминали, и корпус оказался в нелепом положении, так как не было понятно, каким нормативным актом регулируется его деятельность. Такая ситуация была исправлена 19 мая 1871 г. принятием «Правил о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений». Этот акт вводил жандармерию в число участников уголовного процесса, предоставив ей право производства дознаний по государственным и уголовным преступлениям, причем жандармам вменялось в обязанность содействовать прокуратуре и полиции в обнаружении уголовных преступлений. Специальный раздел Правил 19 мая 1871 г. определял порядок производства дознаний по государственным преступлениям, в ходе которых жандармы имели право совершать ряд следственных действий - осмотры, освидетельствования, обыски и выемки[17].
В 1880 г., при упразднении III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, заведывание корпусом жандармов было поручено министру внутренних дел, на правах шефа жандармов, причем, в военном отношении корпус жандармов по-прежнему был оставлен в подчинении военного министра.
Несмотря на прекращение деятельности такой структуры, как Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, указанное обстоятельство существенно не отразилось на действиях губернских жандармских управлений или жандармских полицейских управлений железных дорог вплоть до 1904 – 1905 г.г. Какие-либо преобразования структурного характера: создание особого отдела департамента полиции, охранных отделений, филерских школ и т.п.; все это происходило где-то в столицах.
На местах, в Самарском губернском жандармском управлении в частности, совершенствовалась работа только в методологическом аспекте, дознание же и следствие оставались на одном и том же уровне до первой русской революции 1905 года.
В отличие от полиции Отдельный корпус жандармов структурно не мог представлять из себя полноценный правоохранительный орган государства. Например, собирать оперативную информацию, проводить дознания и расследования по государственным преступлениям в Самарской губернии возлагалось на Самарское губернское жандармское управление, которое согласно строевому рапорту от 24 сентября 1897 года состояло из 39 человек: 1 штаб-офицера (начальник управления), 4 обер-офицеров (помощники начальника в уездах), 2 писаря, 32 унтер-офицера. Причем, из этих 39 жандармов, один офицер, один вахмистр и пять унтер-офицеров находились в ведении начальника Саратовского губернского жандармского управления[18]. Следует также учитывать, что население Самарской губернии к началу XX века составляло около 3-х миллионов человек. Иногда проблему нехватки людей удавалось решить за счет привлечения чинов полицейских жандармских управлений железных дорог, но узаконил такую возможность только приказ № 145 от 16 мая 1903 г. по Отдельному корпусу жандармов «О привлечении чинов ЖПУ к производству обысков по делам о государственных преступлениях»[19].
Следует отметить, что жандармерия была самым реформируемым полицейским органом Российской империи, который прекратил свое существование как самостоятельная структура в 1880 году. За небольшой временной период с 1867 г. по 1880 г. жандармерия преобразовалась из самостоятельной спецслужбы государства в полноценный полицейский орган с последующим слиянием с МВД. Такое слияние было вполне оправданным в смысле централизации полицейских органов государства и позволило объединить под единое начало полицейские органы не только на уровне центрального аппарата, но и на местах, в частности в губерниях. При этом, специфика подследственных дел и самостоятельность в подборе и подготовке кадров позволили сохранить жандармам некоторую обособленность в структуре МВД. 
Во втором параграфе «Самарское губернское жандармское управление и Самарское жандармское полицейское управление железных дорог 1865-1905 гг.: специфика выполнения полицейских функций» автором проведено исследование организационно-правовой основы деятельности губернского жандармского управления, а также такой специфичной полицейской структуры губернии, как жандармское полицейское управление железных дорог, которая развивалась параллельно со строительством железных дорог в стране.  
С 1867 г. основным звеном структуры Отдельного корпуса жандармов стали губернские жандармские управления. Положение 1867 г. различало жандармские управления столиц, отдельных округов и губернские управления первой и второй категории. Самарское губернское жандармское управление относилось ко второй категории. Различия основывались на размерах губерний, этнографических и экономических условиях выражались в большей или меньшей штатной численности и сумме добавочного жалованья, выплачивавшегося чинам. Самарская губерния была недавно создана (образована в 1851 г.), стратегически важное место в Российской империи, в тот исторический момент, не занимала. Однако, на примере Самарской губернии можно рассмотреть устройство губернских жандармских управлений на большей части территории Российской Империи, так как основу составляли именно управления 2 категории в 43 губерниях.
В штат Самарского губернского жандармского управления  с 1867 г. по 1871 г. входили: начальник управления, адъютант, секретарь и два писаря.  Состав управления постоянно менялся в сторону увеличения штата, что было обусловлено как увеличением количества жителей губернии, так и изменением размера территории губернии[20].
Деятельность каждого губернского жандармского управления находила свое отражение в той или иной степени в Обзорах важнейших дознаний по делам государственных преступлений. Деятельность Самарского губернского жандармского управления по данным вышеуказанных обзоров и сохранившимся архивным документам представляла собой 30 расследований в год по государственным преступлениям, которые сводились к трем составам: принадлежность к преступному сообществу (революционному) и неблагонадежности, распространение запрещенной литературы и прокламаций, распространение ложных слухов политического характера.
Наряду с проводимыми дознаниями по вышеперечисленным преступлениям унтер-офицеры Самарского губернского жандармского управления несли также обязанности по наблюдению и розыску.
Отдельной полицейской структурой действовавшей на территории Самарской губернии являлось жандармское полицейское управление железных дорог, которое было создано 16 августа 1875 г. по приказу Военного ведомства от 4 июля 1875 г. № 171[21].
Управление являлось составной частью Отдельного корпуса жандармов, непосредственно подчиняясь начальнику штаба корпуса и пользуясь экстерриториальностью. Обязанности управления и его отделений заключались в охране внешнего порядка, благочиния, общественной безопасности в районе железных дорог». Чины управления помимо общих обязанностей чинов корпуса жандармов, во всех отношениях заменяли в районе железных дорог общую полицию. Управление и его отделения проводили дознания по обвинению разных лиц в оскорблении императора и членов императорской фамилии, вели розыск лиц, обвиняемых в государственных преступлениях, устанавливали политическую благонадежность лиц, поступавших на службу на железную дорогу, вели алфавиты служащих и рабочих и списки лиц, состоявших под полицейским надзором, осуществляли надзор за книжной торговлей на станциях, внедряли агентов жандармерии в рабочую среду, наблюдали за населением, проживавшим в полосе отчуждения.
Штат Самарского Управления, в момент создания, состоял из начальника, адъютанта, двух начальников отделений (Оренбургского и Самарского), пятидесяти унтер-офицеров и двух писарей[22]. На протяжении всего своего существования, до 1917 г., штат Самарского Управления увеличивался, что было связано с  присоединением новых отделений железной дороги.
Жандармские полицейские управления железных дорог, непосредственно подчинялись начальнику штаба корпуса жандармов (расходы по содержанию их на частных железных дорогах возмещались казне железнодорожными обществами). Помимо общих обязанностей чинов корпуса жандармов, во всех отношениях заменяли в районе железных дорог общую полицию, последняя могла действовать там только по приглашению жандармских чинов или при их отсутствии[23].
В соответствии с Положением о корпусе жандармов от 9 сентября 1867 г. и Правилами о порядке действий чинов жандармских полицейских управлений железных дорог, чины жандармских полицейских управлений железных дорог по отношению к исследованию преступлений и проступков, совершаемых в районе их действий, заменяли общую полицию; поэтому им предоставлялись все права и возлагались на них все обязанности полиции. Пределы, в которых должен заключаться район действий жандармских полицейских управлений определялись по взаимному соглашению  Шефа жандармов и Министров: Внутренних Дел, Юстиции и Путей Сообщения.
Таким образом, жандармские части, действовавшие в Самарской губернии, подразделялись на губернское жандармское управление (ГЖУ) и жандармское полицейское управление железных дорог (ЖПУжд). Если ГЖУ отвечало за безопасность губернии в целом, то деятельность ЖПУжд осуществлялась в пределах железной дороги и, в следствие чего, проводилась также за пределами губернии. Кроме того, жандармские подразделения являлись не только полицейскими частями, но и воинскими подразделениями.
 
В третьем параграфе «Место губернского жандармского управления в системе правоохранительных органов, действовавших в Самарской губернии» проводится анализ правового положения губернского жандармского управления по отношению к другим правоохранительным органам, действовавшим на территории губернии; особенности их взаимодействия.
Особое положение и специфика деятельности губернских жандармских управлений в системе правоохранительных органов губернии складывалась из-за законодательного неурегулирования правового статуса жандармов вплоть до 1880 года.
При обнаружении правонарушения, не заключавшего в себе признаков государственного преступления, чины губернского жандармского управления ограничивались сообщением о том местному прокурорскому надзору и общей полиции; но если до прибытия полиции следы преступления могли быть уничтожены или подозреваемый – мог скрыться, они были обязаны принять соответствующие меры. В особых случаях лица прокурорского надзора могли, по своему усмотрению, возложить на жандармские чины производство дознаний и по общим преступлениям; но от такого поручения жандармы могли, по уважительным причинам, уклониться.
К ответственности за неправильные действия и злоупотребления при производстве дознаний жандармские чины могли быть привлечены только непосредственно их начальством, прокурорская власть могла делать только об этом сообщения и, в случае недостаточности наложенного дисциплинарного взыскания, представлять министру юстиции, для дальнейшего соглашения с министром внутренних дел. Разногласие между прокурором и начальством виновного по вопросу о предании суду разрешалось Сенатом.
При выявлении прокурорским надзором нарушений должностных инструкций и организации деятельности, неумышленных и не имевших важных последствий, в исполнении чинами губернских жандармских управлений и жандармских полицейских управлений железных дорог возложенных на них обязанностей по следственной части, информация немедленно сообщалась непосредственному их начальству.
Согласно директиве № 1961 от 29.09.1870 г., направленной  начальнику Самарского губернского жандармского управления. Согласно указанной директивы чины корпуса жандармов исполнявшие служебные обязанности, не могли являться частными свидетелями по тому же делу. Таким образом, после введения правил 19 мая 1871 г., как указывалось ранее в настоящей работе, губернские жандармские управления, как составная часть Корпуса жандармов, получили статус правоохранительного органа. Данное обстоятельство повлекло серьезные изменения во взаимоотношениях губернских жандармских управлений с судами, прокуратурой, полицией и т.д. Осуществляя правоохранительную деятельность, они были вынуждены  перейти в правовое поле и действовать в рамках действовавшего законодательства. Следовательно, появился контроль деятельности жандармерии со стороны прокуратуры и суда.
В Заключении приведены общие выводы по всем задачам диссертационного исследования и обозначена перспектива дальнейших исследований в изучаемой сфере права.
 
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
 
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований:
 
1. Пащенко А.П. Организационно-правовые основы деятельности полиции на территории Самарской губернии в 1865 – 1905 гг. // Пробелы в российском законодательстве. № 1. 2009 г. С. 74-76.
2. Пащенко А.П. Губернское жандармское управление, как основа структуры Отдельного корпуса жандармов // Пробелы в российском законодательстве. № 2. 2009 г. С. 251-253.
3. Пащенко А.П. Городская и уездная полиции Самарской губернии в 1865 – 1905 гг. // Пробелы в российском законодательстве. № 2. 2009 г. С. 265-268.
 
Иные публикации:
 
  1. Пащенко А.П. Организационно-правовые основы деятельности полиции на территории Самарской губернии в 1865 – 1905 гг. // Вестник Самарской гуманитарной академии. № 2. 2007 г. С. 16-24.
  2. Пащенко А.П. Государственный аппарат Российской империи (1865 – 1905 г.г.) // Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России: материалы межрегиональной научной конференции 21 – 22 марта 2003 г. – Москва, 2003. С. 177-182.
  3. Пащенко А.П. Механизм Российского государства в период с 1865 по 1905 г. // Проблемы российского законодательства: история современность: материалы межрегиональной научно-практической конференции 31 января – 1 февраля 2005 г. - Тольятти. 2005. С. 18-27.
  4. Пащенко А.П. Деятельность сыскной полиции на территории Самарской губернии в 1865-1905 г.г. //Современное состояние и основные направления совершенствования уголовно-исполнительной системы: российский и зарубежный опыт: материалы международной научно-практической конференции 6 февраля 2009 г. - Самара. 2009. С. 148-150.
 
 

[1] По данным официального сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации на 18.08.2010 // См.: http://www.mvd.ru/anounce/8166/
[2] И.И. Мушкет Полиция в механизме Российского государства: историко-теоретическое исследование. автореф. … к.ю.н. СПб. 1997.;  Р.В. Нарбутов  Полиция Российской империи (1961 – 1917 гг.). Историко–правоведческий аспект. Дисс. ... юр. ист. наук. М., 1992,;  А.Д. Тимошевская Организация полиции в национальных регионах Российской империи в XIX – начале ХХ в. (историко-правовой анализ). Калининград. 2009..
[3] Перегудова З.И. Политический сыск России 1880 – 1917. М. 2000.
[4] Галвазин С.Н. Охранные структуры Российской империи. Формирование аппарата, анализ оперативной практики. М. 2001.
[5] История полиции России. Исторический очерк и основные документы. Учебное пособие под ред. Курицына В.М.. М. 2001.
[6] А.Д. Тимошевская Организация полиции в национальных регионах Российской империи в XIX – начале ХХ в. (историко-правовой анализ). Калининград. 2009..
 
[7] В.В.Лазарев и С.В. Липень. Общая теория права и государства: Учебник. М., 2000. С. 74.
[8] ПСЗ РИ. Кн. 1. Т. 2. С-Пб. 1911. С. 593
[9] ПСЗ РИ. Книга 1.  Т. I-VIII. Гл. 4. Отд. 2. С-П. 1911. С. 598
[10] Ерошкин Н.П. Указ. соч. С. 158.
[11] Алексушин Г.В. Развитие полицейской губернаторской власти.// Общество и безопасность. 2004. № 1. С. 57.
[12] ГАСО (Государственный Архив Самарской области). Ф. 1, оп. 3, д. 3140.  л. 7, 7 об.
[13] Тумшис М., Алексеев П., Карпов И. Полиция и милиция Самарской губернии (имена, события, факты 1802-1967 гг.). Самара, 2003. С. 15
[14] ПСЗ РИ. Книга 1.  Т. I-VIII. Гл. 4. Отд. 2. С-Пб. 1911. С. 610.
[15] ГАСО. Ф. 1. оп. 1, д. 3368, л. 5.
[16] ГАСО. Ф. 1, оп. 3, д. 3341, л. 2.
[17] История полиции России. Исторический очерк и основные документы. Учебное пособие под ред. Курицына В.М.. М. 2001. С. 112 - 118.
[18] ГАСО. Ф. 468, Оп. 1, Д. 152, С 2об..-3.
[19] ЦАНО (Центральный Архив Нижегородской области). Ф. 918, Оп 2, Хр. 3, С.. 65.
[20] Памятный календарь за 1869 г. Самара. С. 48
[21] ГАСО. Ф 470, Оп. 1, Д. 2а. С. 1.
[22] ГАСО Ф. 470, Оп. 1, Д. 2а. С. 2.
[23] Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. С-Пб., 1894 г. Т. 11а,  С. 719.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0