2013avtoref428

Аватар пользователя ideolog
Соколов Андрей Николаевич
 
22 февраля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Гражданско-правовое регулирование отношений в приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 521.023.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Соколов А.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений в приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref428 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Соколов А.Н. Гражданско-правовое регулирование отношений в приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
Соколов Андрей Николаевич
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
И ИНВАЛИДОВ
Специальность 12.00.03 – Гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва – 2013
2
Работа выполнена в Московской академии экономики и права
на кафедре гражданско-правовых дисциплин
Научный руководитель – Барков Алексей Владимирович,
доктор юридических наук, профессор.
Официальные оппоненты:
– Ильина ОльгаЮрьевна,
доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой гражданского права
Тверского государственного университета;
– Грибков Антон Михайлович,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гуманитарных и естественнона-
учных дисциплин Рязанского филиала
Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики.
Ведущая организация – Башкирский государственный университет.
Защита диссертации состоится 22 февраля 2013 г. в 17 час. на заседании
диссертационного совета Д 521.023.02 при Московской академии экономики
и права по адресу: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, 23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской акаде-
мии экономики и права.
Автореферат разослан «__» января 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук, доцент Ю. С. Харитонова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы определяется тем, что правовая модель приемной
семьи, впитавшая в себя передовой опыт дореволюционной России в вопро-
сах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, явилась основой
для последующей модернизации данной договорной конструкции. Причем
она не только оказала существенное влияние на развитие отношений по уст-
ройству детей (опека, попечительство, патронат), но и активно применяется в
целях эффективной защиты прав и интересов пожилых людей и инвалидов
(совершеннолетних и дееспособных), находящихся в трудной жизненной си-
туации.
Само понятие «приемная семья для граждан пожилого возраста и инва-
лидов» не нашло своего закрепления в федеральном законодательстве, одна-
ко суть рассмотренных в настоящем исследовании отношений как нельзя
лучше укладывается в это понятие. Следует обратить внимание на то, что
данное понятие широко используется в нормативных актах субъектов РФ,
поэтому его нельзя считать чем-то новым или результатом синтеза научных
исследований.
Изучаемые отношения в законодательстве субъектов РФ рассматривают-
ся как форма социального обслуживания, составляющего предмет права со-
циального обеспечения, в то время как фактически они представляют собой
патронаж, устанавливаемый в отношении совершеннолетних дееспособных
граждан, по состоянию здоровья не способных самостоятельно осуществлять
и защищать свои права и исполнять обязанности. Противоречивость регио-
нального законодательства, определяющего правовые основы организации
приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов, отсутствие
четкого представления о правовой природе этой уникальной юридической
конструкции тормозит развитие настоящих договорных патронажных отно-
шений и обусловливает необходимость дальнейших исследований в данной
сфере.
Патронаж в России долгое время использовался как форма попечитель-
4
ства, и только с 1 сентября 2008 г., после вступления в силу Федерального
закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и внесения
изменений в ст. 41 ГК РФ, патронаж приобрел статус самостоятельного ин-
ститута права, что, несомненно, более точно отражает его правовую природу.
Однако до настоящего времени одни ученые и практики продолжают рас-
сматривать его как форму попечительства, другие связывают перспективы
развития законодательства в этой сфере с совершенствованием социального
законодательства, что является препятствием дальнейшему совершенствова-
нию правового регулирования патронажных договорных отношений. В связи
с этим критический анализ обновленного законодательства, правопримени-
тельной практики и научной литературы по данной проблематике представ-
ляется актуальным.
Степень разработанности темы исследования нельзя признать удовле-
творительной. Особый научный интерес представляют диссертационные ра-
боты А.В. Баркова, И.А. Михайловой, Л.Ю. Михеевой, в которых исследуют-
ся общие теоретические и частные проблемы опеки, попечительства и патро-
нажа, проводится анализ отдельных аспектов правового регулирования от-
ношений в данной сфере, вносятся предложения по совершенствованию за-
конодательства, формулируются определения.
Кроме того, приемная семья как одна из форм устройств в семью детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несмотря на сравни-
тельно недавнее легальное появление (с принятием и введением в действие с
января 1996 г. Семейного кодекса РФ), неоднократно находилась в центре
внимания специалистов. Среди научных трудов по данной тематике следует
выделить, в частности, диссертационные работы И. А. Банникова,
А. В. Цветкова, Р. А. Шукурова, О. В. Фетисовой. Однако эти исследования
не проливают свет на правовую природу патронажной модели приемной се-
мьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, поскольку не учитывают
особенности гражданско-правовой субъектности данной категории дееспо-
собных граждан.
5
Из диссертаций, непосредственно посвященных патронажу, можно на-
звать только две: А. А. Пелевина «Гражданско-правовое регулирование па-
тронажных отношений в Российской Федерации» (2008), и А. Б. Позднякова
«Институт патронажа в Российской Федерации, его отличия от попечитель-
ства» (2010), в которых достаточно много статистического, социологическо-
го и иного полезного материала.
Вместе с тем диссертации А. В. Баркова, И. А. Михайловой,
Л. Ю. Михеевой и А. А. Пелевина были подготовлены на основе ранее дейст-
вовавшего законодательства, поэтому проблемы, возникшие за последние го-
ды в патронаже, не получили в них надлежащего решения. А в исследовании
А. Б. Позднякова, проведенного на основе анализа гражданского законода-
тельства с учетом корректив, внесенных в него ФЗ «Об опеке и попечитель-
стве», перспективы развития данных правовых конструкций в этой сфере
связываются с совершенствованием социального законодательства, с чем
нельзя согласиться по принципиальным соображениям. Проблемы граждан-
ско-правового регулирования отношений в приемной семье для граждан по-
жилого возраста и инвалидов ни в этих, ни в других работах ранее не подни-
мались и в настоящей работе исследуются впервые.
Таким образом, особая острота указанных проблем связана с важной ро-
лью договора об организации приемной семьи для граждан пожилого возрас-
та и инвалидов как основания возникновения патронажных отношений, несо-
вершенством законодательства в этой сфере и отсутствием единства среди
ученых и практиков по вопросу повышения эффективности его правового
режима, что и обусловило выбор темы исследования.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают
общественные отношения в сфере патронажа. Предметом исследования яв-
ляются нормы гражданского законодательства, регулирующие патронажные
отношения.
Цель исследования заключается в анализе особенностей гражданско-
правового регулирования патронажных отношений в приемной семье для
6
граждан пожилого возраста и инвалидов и выработке научно-практических
рекомендаций по совершенствованию законодательства России в данной
сфере.
Исходя из указанной цели, в работе решались следующие задачи:
- выявить правовую природу и проследить эволюцию гражданско-
правового регулирования отношений в приемной семье;
- рассмотреть патронаж как гражданско-правовую модель регулирования
отношений в приемной семье для граждан пожилого возраста и инва-
лидов;
- выяснить правовую природу, роль и место договора об организации
приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов в системе
гражданско-правовых договоров;
- дать общую характеристику гражданско-правового режима договора об
организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инва-
лидов;
- выявить тенденции и перспективы развития гражданско-правового ре-
гулирования патронажных договоров в российском законодательстве и
разработать рекомендации по его совершенствованию.
Методологической основой исследования является теория познания,
ее всеобщий метод материалистической диалектики. Кроме того, были при-
менены общенаучные методы исследования, такие, как: формально-
логический, системный, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез,
исторический, эмпирический и метод правового моделирования. Историче-
ский метод позволил проследить историю развития института приемной се-
мьи для граждан пожилого возраста и инвалидов с момента его возникнове-
ния до наших дней. Системный метод помог изучить данный институт в
комплексе, а не только отдельные его части. Эмпирический метод послужил
тому, чтобы анализ правового института не ограничивался лишь теорией, но
и основывался на практическом применении правовых норм. Метод правово-
го моделирования позволил спрогнозировать последствия внесения в законо-
7
дательство предлагаемых автором изменений.
Теоретической основой исследования стали труды известных отечест-
венных цивилистов Т. Е. Абовой, М. М. Агаркова, С. С. Алексеева, B. C. Ан-
дреева, А. В. Баркова, М. Ю. Барщевского, З. С. Беляевой, Н. А. Баринова,
М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, А. В. Венедиктова, В. В. Витрянского,
С. П. Гришаева, А. А. Ерошенко, Н. М. Ершовой, О. С. Иоффе, А. Ю. Ка-
балкина, В. А. Кабатова, Г. А. Калашникова, О. А. Красавчикова, Л. О. Кра-
савчиковой, П. В. Крашенинникова, М. В. Кротова, Р. П. Мананковой,
А. М. Нечаевой, Л. М. Пчелинцевой, В. А. Рясенцева, Ю. К. Толстого,
Э. Г. Тучкова, Б. Б. Черепахина, Е. А. Чефрановой, Б. Л. Хаскельберга,
В. П. Шахматова, К. Б. Ярошенко и др.
Нормативной базой работы явились Конституция РФ, Гражданский
кодекс РФ, федеральные законы: от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечи-
тельстве», от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Феде-
рации», от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслужи-
вании граждан пожилого возраста и инвалидов», законы субъектов Россий-
ской Федерации, а также нормативные правовые акты соответствующих ми-
нистерств и ведомств.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной
практики в форме руководящих разъяснений Верховного суда РФ, Высшего
арбитражного суда РФ, обзоров судебной практики, опубликованных кон-
кретных судебных дел, а также статистические данные, базы данных, мате-
риалы парламентских слушаний комитетов Государственной Думы Феде-
рального Собрания РФ.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что это одно из пер-
вых исследований монографического уровня по данной проблематике.
Определено место норм, регулирующих патронажные отношения. Обос-
нована авторская точка зрения по вопросу о правовой природе договора об
организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.
8
Доказано, что частным случаем юридической конструкции патронажных
отношений может служить договор об организации приемной семьи для гра-
ждан пожилого возраста и инвалидов. При этом основой для договора об ор-
ганизации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов дол-
жен стать договор возмездного оказания услуг, даже если рассматриваемый
договор носит безвозмездный характер для лица, нуждающегося в помощи.
Выявлено явное несоответствие содержания между правами и обязанно-
стями помощника и опекуна (попечителя). Такой же принципиально различ-
ный характер носят обязанности помощника и поверенного по договору по-
ручения и договору доверительного управления имуществом.
Обоснована авторская точка зрения по вопросу о соотношении ижди-
венцев и рассматриваемой категории граждан, нуждающихся в помощи, и
сделан вывод, что граждане, находившиеся под патронажем помощника,
должны получать право наследовать по закону как лица, приравненные к иж-
дивенцам. Факт совместного проживания и наличие патронажных отношений
должен подтверждаться самим договором, для чего необходимо внести соот-
ветствующие изменения в ст. 1148 ГК РФ.
Установлена и обоснована авторская точка зрения на правовую природу
договора об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и
инвалидов. Права и обязанности у помощника должны возникать не на осно-
вании решения органа опеки и попечительства о его назначении, а в силу
гражданско-правового договора.
Договор поручения и договор доверительного управления имуществом
могут выступать в роли патронажных лишь отчасти, они не могут и не долж-
ны полностью соответствовать целям и задачам патронажа. Необходима раз-
работка специализированного договора, который смог бы полностью удовле-
творять целям и задачам патронажа.
Выявлены противоречия в правовом регулировании патронажных отно-
шений, в частности в самой ст. 41 ГК РФ, одновременно содержащей импе-
ративное и диспозитивное начала установления патронажа.
9
Разработаны научно-практические рекомендации по совершенствова-
нию федерального законодательства в сфере регулирования отношений по
организации приемной семьи для граждан пожилого возраста.
Раскрываются основные положения, которые автор выносит на за-
щиту:
1. Установлено, что согласно договору об организации приемной семьи
для граждан пожилого возраста и инвалидов совершеннолетний дееспособ-
ный гражданин (помощник) совершает юридические и фактические действия
в интересах лица, которое вследствие особого состояния соматического здо-
ровья не может (или испытывает серьезные затруднения) самостоятельно
осуществлять свои права и исполнять обязанности. Таким образом, отноше-
ния между помощником и лицом, нуждающимся в помощи, являются не чем
иным, как патронажными отношениями. Более того, сам договор об органи-
зации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов может
считаться предусмотренным ст. 41 ГК РФ, так как ее ч. 3 указывает на иные
договоры в качестве основания установления патронажных отношений, при
этом не раскрывая, какие именно это договоры.
2. Ведущая роль в нормативно-правовом регулировании патронажных от-
ношений принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Статья 41 ГК РФ не ли-
шена недостатков, в ней отмечаются противоречия. Так, одновременно ста-
тья содержит императивное и диспозитивное начала установления патрона-
жа. Между тем кроме договора важное место в системе правового регулиро-
вания указанных отношений занимает нормативная база субъектов Россий-
ской Федерации. Здесь наблюдается своеобразный «плюрализм» взглядов от
самого понятия патронажных отношений до специфики осуществления прав
и обязанностей помощника. В связи с этим необходима разработка федераль-
ного закона «Об организации приемной семьи для граждан пожилого возрас-
та и инвалидов», который закрепит большую часть правил организации при-
емной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов. Также необходима
разработка типовой формы договора.
10
3. В патронажных отношениях гражданин, пользующийся услугами по-
мощника, самостоятельно определяет с кем ему заключить договор или всту-
пить в иные правоотношения. Помощник здесь только физически способст-
вует выполнению принятого таким гражданином решения. Это и многое дру-
гое позволяет говорить, что деятельность помощника имеет принципиально
иной характер и гораздо более многоаспектна, по сравнению с деятельностью
поверенного по договору поручения. В силу того что ни один из предложен-
ных законодателем в ст. 41 ГК РФ договоров не отвечает полностью целям и
задачам, стоящим перед институтом патронажа, для наиболее полного регу-
лирования исследуемых отношений необходимо заключать договор об орга-
низации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.
4. Доказано, что правоотношения доверительного управления имущест-
вом и правоотношения патронажа не совпадают, так же как и не совпадают
их цели. Например, среди целей патронажа не предусмотрено извлечение
прибыли или иной имущественной выгоды помощником, кроме вознаграж-
дения за оказываемые услуги. Если доверительный управляющий не будет
осуществлять свои обязанности надлежащим образом либо не проявит долж-
ного уровня заботливости об имуществе выгодоприобретателя, у него возни-
кает обязанность возместить упущенную выгоду, убытки, причиненные утра-
той или повреждением имущества, а также упущенную выгоду за время до-
верительного управления таким имуществом.
5. Доказывается связь патронажа с институтом иждивения в наследствен-
но-правовом аспекте. Лица, находящиеся под патронажем, объективно не-
трудоспособны и нуждаются в помощнике. Иждивение предполагает опреде-
ленную степень нуждаемости в содержании, в посторонней помощи, таким
образом, можно говорить о том, что лицо, находящееся под патронажем, ис-
пытывает своего рода зависимость от своего помощника и нуждается в его
действиях. Следовательно, таких лиц можно приравнять к категории ижди-
венцев. Необходимо в целях защиты прав лиц, находящихся в приемной се-
мье для граждан пожилого возраста и инвалидов, в случае смерти помощника
11
приравнять их к категории иждивенцев в целях получения ими права насле-
дования по закону, для чего необходимо внести изменения в ст. 1148 ГК РФ.
6. Договор об организации приемной семьи для гражданина пожилого
возраста или инвалида представляет собой соглашение между совершенно-
летним дееспособным гражданином и лицом, которое в силу состояния сома-
тического здоровья не может (или испытывает серьезные затруднения) само-
стоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. В силу данно-
го соглашения помощник совершает юридические и фактические действия в
интересах нуждающегося лица. Деятельность помощника представляется на-
столько многоаспектной, что не может быть заключена в рамки только дого-
вора представительства или только договора доверительного управления
имуществом.
Учитывая такие признаки, как свободное волеизъявление сторон ис-
следуемого правоотношения, неопределенный круг действий, которые обязан
совершить помощник и каждое из которых может быть предметом отдельно-
го самостоятельного договора об оказании услуг, а также лично-
доверительный характер отношений между помощником и патронируемым
лицом, следует признать за договором об организации приемной семьи для
граждан пожилого возраста и инвалидов гражданско-правовую природу.
Права и обязанности у помощника возникают не на основании решения ор-
гана опеки и попечительства о его назначении, а в силу гражданско-
правового договора.
7. Поскольку предметом исследуемых отношений являются граждан-
ско-правовые обязательства по оказанию услуг, был сделан вывод о граждан-
ско-правовой природе данных отношений. Но из этого положения вытекает
более существенный факт: отношения по оказанию услуг в рамках приемной
семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов целиком регулируются
нормами гражданского права, а потому не могут быть предметом регулиро-
вания нормативных актов субъектов РФ согласно п. «о» ст. 71 Конституции
РФ. Поэтому появление в ст. 41 ГК РФ фразы «иного договора» ввело в за-
12
блуждение законодательные органы субъектов РФ. В целях устранения дан-
ного несоответствия договор об организации приемной семьи для граждан
пожилого возраста и инвалидов должен полностью регулироваться нормами
федерального законодательства.
8. В целях повышения эффективности правового регулирования от-
ношений по организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и
инвалидов предлагается общая концепция реформирования данного институ-
та и в рамках указанной концепции предлагается проект федерального закона
«Об организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвали-
дов». В рамках данного проекта необходимо закрепить следующие понятия:
а) приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов –
форма помощи совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по со-
стоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и исполнять свои обязанности;
б) лица, нуждающиеся в помощи – одинокие совершеннолетние
дееспособные граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчи-
ны старше 60 лет), инвалиды I, II групп и инвалиды детства, нуждающиеся в
постоянной или временной посторонней помощи для удовлетворения своих
основных жизненных потребностей, не способные по состоянию здоровья
самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обя-
занности;
в) помощник – совершеннолетний дееспособный гражданин, изъя-
вивший желание создать приемную семью для гражданина (граждан) пожи-
лого возраста или инвалида (инвалидов) в целях обеспечния ему (им) общего
ухода, помощи в удовлетворении основных жизненных потребностей, осу-
ществлении и защите прав и законных интересов;
г) Единый реестр приемных семей для граждан пожилого возраста
и инвалидов (или Патронажный реестр) – единая информационная система,
содержащая в себе сведения обо всех приемных семья для указанной катего-
рии граждан, гражданах пожилого возраста, нуждающихся в помощи, о по-
13
мощниках и кандидатах в помощники;
д) паспорт приемной семьи – документ, содержащий информацию о
членах приемной семьи (лице, нуждающемся в помощи, лице, изъявившем
желание создать приемную семью, и членах его семьи, проживающих совме-
стно), о предоставленном в общее пользование приемной семье ценном дви-
жимом и недвижимом имуществе лица, изъявившего желание создать при-
емную семью, и лица, нуждающегося в помощи, о социально-бытовых усло-
виях проживания приемной семьи, о проблемах приемной семьи, сроках и
методах их решения, способствующий осуществлению контроля за соблюде-
нием интересов лиц, нуждающихся в помощи;
е) бюджет приемной семьи – форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения общих
нужд приемной семьи.
9. Предлагается следующая структура проекта ФЗ «Об организации
приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов»: 15 статей,
включающих основные понятия закона; основные принципы организации и
осуществления деятельности приемных семей для граждан пожилого возрас-
та или инвалидов и основные задачи органов опеки и попечительства; поря-
док создания приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов;
обстоятельства, препятствующие созданию приемной семьи, и перечень лиц,
которые не могут быть помощниками; условия, подлежащие обязательному
включению в договор, и организация контроля за действиями помощника;
порядок ведения паспорта приемной семьи и Единого реестра приемных се-
мей для граждан пожилого возраста и инвалидов; особенности выплаты еже-
месячного денежного вознаграждения помощнику и структура бюджета при-
емной семьи.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в
возможности его дальнейшего использования для совершенствования дейст-
вующего гражданского законодательства посредством применения конкрет-
ных выводов и теоретических положений, сформулированных в результате
14
проведенного исследования, что позволяет рассматривать их в качестве тео-
ретической основы для разработки проекта федерального закона. Результаты
работы возможно практически применять в учебном процессе при препода-
вании курсов «Гражданское право», «Семейное право», а также в практиче-
ской правовой и социальной деятельности граждан, юридических лиц и пуб-
лично-правовых образований.
Апробация результатов работы. Диссертационное исследование обсу-
ждено и одобрено на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин
Московской академии экономики и права. Основные положения работы от-
ражены в восьми опубликованных научных статьях общим объемом 2,64 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, вклю-
чающих в себя девять параграфов, заключения и списка использованной ли-
тературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрыва-
ется степень ее разработанности, цель и задачи, объект и предмет исследова-
ния, его научная новизна, практическая значимость, методологическая база,
формы апробации, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе – «Приемная семья для граждан пожилого возраста и
инвалидов как объект гражданско-правового регулирования» – анализирует-
ся эволюция норм об опеке и попечительстве, источников правового регули-
рования отношений в приемной семье для граждан пожилого возраста и ин-
валидов, исследуются патронажные отношения с позиций теории юридиче-
ских конструкций. Выявляются и подвергаются правовому анализу особен-
ности гражданско-правового регулирования приемной семьи для граждан
пожилого возраста и инвалидов.
В первом параграфе – «Правовая природа и эволюция гражданско-
правового регулирования отношений в приемной семье» – указывается, что
15
изначально на Руси действовали законы, заимствованные из Византии, кото-
рые регулировали вопросы опеки и попечительства.
Перелом произошел лишь со вступлением на престол Петра I, который
издал два нормативных акта, содержащих существенные нововведения в
сфере опеки и попечительства.
Впервые нормы об опеке и попечительстве привлекли должное внима-
ние государства лишь тогда, когда оно решило установить контроль за дея-
тельностью лиц, осуществляющих опеку и попечительство.
Значительно позже, в XIX веке, оформился как самостоятельный право-
вой институт – патронат, который рассматривался как форма представитель-
ства при осуществлении и защите прав и интересов лиц, нуждающихся в
юридической помощи. В ранний период существования СССР (до окончания
Великой Отечественной войны) патронат был практически отменен, однако в
научной среде не прекращалось исследование этого правового института.
Патронаж как правовой институт окончательно оформился и выделился
из попечительства в 2008 г., когда был принят Федеральный закон «Об опеке
и попечительстве».
Во втором параграфе – «Источники правового регулирования отноше-
ний в приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов и их ме-
сто в системе отечественного права» – изучается вопрос о самостоятельности
института патронажа.
На протяжении XIX – XX веков патронат, предшественник современно-
го патронажа, рассматривался как правовая форма представительства при
осуществлении и защите прав и интересов лиц, нуждающихся в юридической
помощи, и традиционно этот институт квалифицировали как гражданско-
правовой, или комплексный.
Некоторые ученые, например, И.А. Михайлова, предлагали заменить по-
нятие «патронаж» смежной категорией – патронатом, при этом патронат стал
бы универсальной договорной формой, охватывающей покровительством не
только совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоро-
16
вья нуждаются в оказании содействия в осуществлении их прав и исполне-
нии обязанностей, но и лиц, в несовершеннолетнем возрасте оставшихся без
попечения родителей.
Автором доказывается, что понятия «патронаж» и «патронат» нетожде-
ственны. Патронат является формой воспитания и оказания социального со-
действия детям, нуждающимся в государственной поддержке, а также детям-
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от 18 до
23 лет. Патронажем может воспользоваться только полностью дееспособный,
но в силу соматического состояния здоровья не способный самостоятельно
исполнять свои обязанности и защищать права, такое лицо должно изъявить
желание заключить договор и оплачивать услуги помощника. Делается вывод
о гражданско-правовой природе норм об опеке и попечительстве.
Анализируется законодательная база субъектов РФ в изучаемом аспекте,
по итогам исследования делается вывод о крайней степени неразвитости ре-
гионального законодательства. Почти все акты не отвечают требованиям фе-
дерального законодательства о патронаже, а некоторые прямо противоречат
ему. Отсутствует единый подход к пониманию правовой природы патронаж-
ных отношений, неоднозначно трактуются те или иные понятия, вводятся
новые без достаточного разъяснения и т. д. Способствовать улучшению си-
туации может дальнейшее совершенствование федерального законодательст-
ва, в частности принятие федерального закона, который подробно бы регла-
ментировал патронажные отношения.
В третьем параграфе – «Патронаж как гражданско-правовая конструк-
ция регулирования отношений в приемной семье для граждан пожилого воз-
раста и инвалидов» – исследуются общие вопросы юридических конструк-
ций, устанавливается их связь с нормой права как с первичным элементом
права.
Сам термин «юридическая конструкция» относится к межотраслевым
юридическим категориям, в равной мере присущим праву частному и праву
публичному. Значительным разнообразием характеризуются юридические
17
конструкции, присущие частному праву. Примерами юридических конструк-
ций в частном праве являются составы юридических фактов (например,
сделки), объекты прав (например, предприятие как имущественный ком-
плекс), обязательство.
Юридическая конструкция имеет природу сложных, состоящих из опре-
деленного числа элементов, системных правовых образований, которые об-
разуют по отношению к первичным элементам права своеобразный слой пра-
вовой материи. Она представляет собой особое межотраслевое правовое по-
нятие, выполняющее ряд функций, важнейшими из которых являются норма-
тивная и гносеологическая.
Делается вывод о том, что частным случаем юридической конструкции
может служить договор об организации приемной семьи для гражданина по-
жилого возраста и инвалида. Исследуемый договор содержит в себе три ос-
новных элемента: субъект сделки – оказание услуг нуждающемуся в помощи
гражданину; единство воли и волеизъявления сторон; их права и обязанно-
сти. Сами по себе, за пределами конструкции, эти элементы могут утрачивать
свое значение и быть предметом самостоятельного договора, но, соединив-
шись в единое целое, они представляют собой логически завершенное дейст-
вие, направленное на достижение единой для них цели.
В четвертом параграфе – «Особенности гражданско-правового регули-
рования приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов» – вы-
являются и исследуются специфические черты рассматриваемого договора.
Анализируются основания создания приемной семьи. Отмечается, что
имеет место навязывание патронажных услуг в результате неудачно сформи-
рованной диспозиции ст. 41 ГК РФ, из которой следует, что сам факт назна-
чения помощника не зависит от воли нуждающегося лица. Это притом, что
нуждающийся в помощи гражданин полностью дееспособен.
Основание данного института составляет сложный юридический состав,
который сочетает в себе гражданско-правовой и административный элемен-
ты.
18
Автор приходит к выводу о необходимости расширения компетенции
органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения в части кон-
троля за исполнением помощником своих обязанностей, выявлению лиц, ну-
ждающихся в помощнике, защите патронируемого лица от недобросовестно-
го исполнения своих обязанностей помощником.
Автором доказывается существенное расхождение в целях патронажа и
договора поручения. Деятельность помощника имеет принципиально иной
характер, чем деятельность поверенного или доверительного управляющего,
и гораздо более многоаспектна по сравнению с деятельностью поверенного
по договору поручения. Ни один из предложенных законодателем в ст. 41 ГК
РФ договоров полностью не отвечает целям и задачам, стоящим перед инсти-
тутом патронажа. Поэтому данный институт требует более продуманного
нормативного регулирования, которое предусматривало бы заключение со-
ответствующего договора. Исследуется субъектный состав патронажных от-
ношений, формируется перечень лиц, которые не могут быть помощниками.
Делается вывод о том, что конструкция ст. 41 ГК РФ необоснованно ис-
ключает из круга лиц, имеющих право воспользоваться услугами помощни-
ка, несовершеннолетних эмансипированных лиц, выдвигается ряд ограниче-
ний относительно правомочий помощника, например, он не может совершать
сделки от имени патронируемого в отношении самого себя.
Во второй главе – «Механизм гражданско-правового регулирования от-
ношений в приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов» –
анализируются гражданско-правовые средства, механизм правового регули-
рования отношений в приемной семье для граждан пожилого возраста и ин-
валидов и наследственно-правовые аспекты отношений в приемной семье.
В первом параграфе – «Гражданско-правовые средства как основа меха-
низма гражданско-правового регулирования отношений в приемной семье
для граждан пожилого возраста и инвалидов» – уделяется внимание исследо-
ванию и обобщению научных взглядов на правовые средства, устанавливает-
ся связь между юридической конструкцией и правовым средством.
19
За весь период проведенных исследований было дано большое количе-
ство дефиниций гражданско-правовых средств, которые объединяет то, что
под «правовыми средствами» они понимают различные правовые инстру-
менты, необходимые для решения конкретных юридических задач.
Инструментальная теория права в качестве системы юридических
средств затрагивает многие крупные проблемы теории права и юридической
практики, придавая категории «юридические средства» особый методологи-
ческий характер. Понятие «правовые средства» согласно данной теории по-
зволяет обобщить все те явления, которые призваны обеспечивать достиже-
ние поставленных в законодательстве целей. Выявляется деление юридиче-
ских средств на средства-установления (инструменты) и средства-деяния
(технологии).
В итоге автор приходит к выводу, что ст. 41 ГК РФ является средством-
установлением (инструментом), характеризующим само социальное отноше-
ние, отражающим реальный факт окружающей действительности. Эти сред-
ства-установления воплощаются главным образом через средства-деяния
(технологии). Такими средствами-деяниями являются законы субъектов Фе-
дерации в области патронажных отношений и договоры, которые представ-
ляют собой конкретное применение этих нормативных актов.
Второй параграф – «Специфика наследственно-правовых инструментов
регулирования отношений в приемной семье для граждан пожилого возраста
и инвалидов» – посвящен исследованию понятий «иждивение» и «иждивен-
цы». Отмечается, что современное российское отраслевое законодательство
содержит различные определения нетрудоспособных иждивенцев, но все они
сводятся к тому, что лицо признается иждивенцем, если находится на полном
содержании или получает от другого лица помощь, которая является для него
постоянным и основным источником средств к существованию. Определяет-
ся круг лиц, признающихся иждивенцами.
Исследуется вопрос о том, можно ли считать граждан, находящихся под
патронажем, иждивенцами. Граждане, находящиеся под патронажем, объек-
20
тивно нетрудоспособны и нуждаются в услугах помощника. Единого легаль-
ного определения круга нетрудоспособных, используемого во всех случаях,
когда с фактом нетрудоспособности связываются правовые последствия, нет.
В различных законах с оговоркой для целей соответствующего закона приво-
димые перечни нетрудоспособных лиц не совпадают. Вопрос о трудоспособ-
ности в отечественном правопорядке традиционно относится к сфере законо-
дательства о пенсионном обеспечении, определяющего условия назначения
пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца или по старости.
Судебная практика и правовая доктрина признавали одинаковые условия
возрастной нетрудоспособности в качестве основания для наследования по
закону для всех без исключения лиц, независимо от их права на получение
пенсии по старости на льготных условиях, что свидетельствует о том, что эти
условия (достижение 55 или 60 лет) приобрели свойство некой определенной
объективной характеристики.
Поскольку иждивение предполагает определенную степень нуждаемости
в содержании, то можно признать, что лицо, находящееся под патронажем,
испытывает своего рода зависимость от своего помощника и нуждается в его
действиях, а следовательно, таких лиц можно приравнять к категории ижди-
венцев. Это связано с тем, что помощник и патронируемый гражданин в рам-
ках приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, как прави-
ло, проживают в одном жилом помещении и зачастую ведут общее хозяйст-
во. Кроме того, некоторыми нормативными актами субъектов РФ предусмот-
рен бюджет такой приемной семьи, который формируется из денежных
средств, вносимых ежемесячно гражданином пожилого возраста или инвали-
дом и его помощником.
Обращается внимание на опыт других государств в решении этого во-
проса. Так, ч. 2 ст. 1265 Гражданского кодекса Украины устанавливает, что в
пятую очередь наследуют иждивенцы наследодателя, которые не были чле-
нами его семьи, но на момент открытия наследства являлись несовершенно-
летними или нетрудоспособными и не менее чем пять лет получали от него
21
материальную помощь, которая была для них единственным или основным
источником средств к существованию. Если указанные лица проживали с на-
следодателем одной семьей не менее чем пять лет ко времени открытия на-
следства, то они наследуют в четвертую очередь.
Обосновывается точка зрения, согласно которой граждане, находившие-
ся под патронажем помощника, должны иметь право наследовать по закону
как иждивенцы. Факт совместного проживания и наличие патронажных от-
ношений должен подтверждаться самим договором, для чего необходимо
внести изменения в ст. 1148 ГК РФ.
Третья глава – «Договор об организации приемной семьи для граждан
пожилого возраста и инвалидов как средство гражданско-правового регули-
рования патронажных отношений» – посвящается вопросам договорного ре-
гулирования приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, в
частности правовой природе и месту исследуемого договора, его существен-
ным условиям, а также содержит рекомендации по совершенствованию зако-
нодательства о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В первом параграфе – «Понятие, правовая природа и место договора об
организации приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов в
системе гражданско-правовых договоров» – прежде всего рассматривается
правовая природа договора об организации приемной семьи для граждан по-
жилого возраста и инвалидов.
Автор отвергает точку зрения о патронаже как разновидности попечи-
тельства. Основным критерием установления опеки или попечительства яв-
ляется степень дееспособности, зависящая от возраста либо от состояния
психического здоровья гражданина. Но если мы говорим о патронаже, то не-
обходимо иметь в виду норму ч. 1 ст. 41 ГК РФ, из которой следует, что над
совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здо-
ровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и
исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж. То есть по-
нятия опеки и попечительства, данные законом, не включают в себя основа-
22
ния установления патронажа. Равно как и ст. 32 и 33 ГК РФ, указывая осно-
вания установления опеки и попечительства, не упоминают в качестве тако-
вых случаи, предусмотренные ст. 41 ГК РФ.
В научной литературе встречается мнение, согласно которому в патро-
нажных отношениях присутствует посреднический договор. Но, несмотря на
все это, причины, по которым лицам приходится обращаться к помощи по-
средника, отнюдь не связаны с состоянием здоровья. При патронаже имеет
место обратное – именно физическая немощь заставляет такое лицо прибе-
гать к услугам помощника для совершения фактических и юридических дей-
ствий.
Автором устанавливаются следующие признаки рассматриваемого дого-
вора: наличие свободного волеизъявления сторон правоотношения; совокуп-
ность неопределенного числа действий и их разнообразие. Все это позволяет
охарактеризовать действия помощника как оказание услуг. Поэтому необхо-
димо признать за патронажными отношениями гражданско-правовой харак-
тер, но не считать их разновидностью отношений по опеке (попечительству).
В целом можно констатировать, что договор об организации приемной семьи
для гражданина пожилого возраста или инвалида представляет собой согла-
шение между совершеннолетним дееспособным гражданином и лицом, кото-
рое вследствие особого состояния соматического здоровья не может (или ис-
пытывает серьезные затруднения) самостоятельно осуществлять свои права и
исполнять обязанности. В силу данного соглашения помощник совершает
юридические и фактические действия в интересах нуждающегося лица.
Права и обязанности у помощника возникают не благодаря решению ор-
гана опеки и попечительства о его назначении, а на основании гражданско-
правового договора. В данном случае публично-правовое образование не яв-
ляется стороной в договоре.
Во втором параграфе – «Существенные условия договора об организа-
ции приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов» –
23
исследуются условия договора об организации приемной семьи для граждан
пожилого возраста и инвалидов, выявляются среди них существенные.
Изучив упомянутые в ст. 41 ГК РФ договоры, автор пришел к выводу,
что, например, для договора доверительного управления имуществом лица,
находящегося под патронажем, существенными являются условия о предмете
договора, условия, которые названы в законе, иных правовых актах как су-
щественные и необходимые для договоров данного вида, а также те условия,
относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигну-
то соглашение. Кроме того, к существенным условиям указанного договора
относится условие о составе имущества, передаваемого в доверительное
управление.
Отмечается срочный характер договора. Наличие определенного срока
имеет значение. Он не должен прикрывать передачу права собственности,
когда под видом доверительного управления совершается, например, даре-
ние, купля-продажа и т.п. Установление срока обеспечивает интересы дове-
рительного управляющего, исключая одностороннее досрочное расторжение
обязательства, кроме случаев, специально указанных в законе и договоре.
Утверждается, что договоры поручения и доверительного управления
имуществом, заключаемые в интересах дееспособных лиц, не способных по
состоянию здоровья самостоятельно осуществлять и защищать свои права,
исполнять свои обязанности, можно считать патронажными, однако необхо-
димость разработки самостоятельного договора об организации приемной
семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов не подвергается сомне-
нию. Такой договор носит лично-доверительный характер, он не может со-
держать возможность переложения обязанности помощника на третье лицо,
поэтому одним из существенных условий договора является его личное ис-
полнение помощником.
В третьем параграфе – «Договорное регулирование патронажных от-
ношений в РФ: тенденции и перспективы развития» – анализируются про-
блемы развития и вносятся предложения по совершенствованию законода-
24
тельства в сфере организации приемной семьи для граждан пожилого возрас-
та и инвалидов.
Предлагается общая концепция, в русле которой должно идти реформи-
рование всего института в целом. Одним из этапов такой реформы должен
стать новый федеральный закон «Об организации приемной семьи для граж-
дан пожилого возраста и инвалидов», проект которого предлагается в данном
параграфе. Закрепляется ряд понятий, таких, как «приемная семья для граж-
дан пожилого возраста и инвалидов», «лица, нуждающиеся в помощи», «по-
мощник» и т.п. Указываются основные задачи органов опеки и попечитель-
ства, регламентируется порядок создания приемной семьи для граждан по-
жилого возраста и инвалидов, определяются содержание договора, особенно-
сти его прекращения, указываются контрольные полномочия органов опеки и
попечительства и т.п.
В заключении подведены итоги исследования, указаны основные про-
блемы, связанные с гражданско-правовым регулированием приемной семьи
для граждан пожилого возраста и инвалидов, сформулированы выводы, от-
ражающие научную новизну работы, определены направления возможного
совершенствования законодательства об организации приемной семьи для
граждан пожилого возраста и инвалидов.
25
По теме диссертационного исследования опубликованы
следующие работы:
в рецензируемых изданиях,
рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
1. Соколов А.Н. К вопросу о соотношении понятий «патронаж» и
«социальное обслуживание» // ЭПОС. 2012. № 2. – 0,36 п.л.
2. Соколов А.Н. О перспективах развития института приемной семьи
для граждан пожилого возраста и инвалидов в России // Гражданское право.
2012. № 6. – 0,33 п.л.
3. Соколов А.Н. Проблемы договорного регулирования патронажных
отношений // Вестник ТвГУ. Серия: Право. Вып. 31. – 0,75 п.л.
в иных научных изданиях:
4. Соколов А.Н. О правовой природе патронажных отношений // На-
учные труды Московской академии экономики и права:– М.: МАЭП, 2011. –
Вып. 26. – 0,32 п.л.
5. Соколов А.Н. К вопросу о самостоятельности института патронажа
// Гражданское право: Ежегодный научно-практический альманах. / Отв. ред.
д.ю.н., проф. Е.В. Блинкова. М.: Издательская группа «Юрист», 2010. – Вып.
2. – 0,38 п.л.
6. Соколов А.Н. Существенные условия договора об организации
приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов // Договор в
гражданском праве: история, теория, практика: сб. / под общ. ред. В.Н. Огне-
ва. Коломна: Моск. гос. обл. соц.-гуманит. институт, 2011. – Вып. 3. – 0,61
п.л.
26
СОКОЛОВ Андрей Николаевич
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЕМНОЙ
СЕМЬЕ ДЛЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ
Автореферат
Файлы: 
Порядок отображения: 
0