2013avtoref424

Аватар пользователя ideolog
Николаев Иван Сергеевич
 
19 февраля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования в Российской Федерации (правовой аспект)» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.123.04
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Николаев И.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования в Российской Федерации (правовой аспект): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref424 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Николаев И.С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования в Российской Федерации (правовой аспект): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
  
На правах рукописи
 
 
 
Николаев Иван Сергеевич
 
 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
 
12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
Москва – 2013

 
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина» на кафедре предпринимательского права.
 
Научный руководитель                         доктор юридических наук, профессор
                                                                Цимерман Юлий Соломонович
 
Официальные оппоненты:                   заслуженный юрист Российской
                                                                  Федерации, доктор юридических наук,
                                                                 профессор, заведующий кафедрой
                                                                  предпринимательского права МГУ 
                                                                  им.Ломоносова.
                                                                  Губин Евгений Порфирьевич
 
                                                                кандидат юридических наук,
                                                                 старший юрист Представительства
                                                                 ЛОРЕНС ГРЭХАМ (СНГ) ЛЛП
                                                                Сидоров Иван Николаевич
                                                                
Ведущая организация                         Институт государства и права
                                                                 Российской академии наук
 
Защита состоится  «19» февраля 2013 года в 12 часов 30 минут на  заседании диссертационного совета Д 212.123.04, созданного на базе Московской государственной юридической академии  имени О.Е. Кутафина, г. Москва, 123995, ул. Садовая Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
 
Автореферат разослан  «__»  января 2013 года.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                          
доктор юридических наук,
профессор                                                                                    Н.А. Громошина
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. Как справедливо отмечается в Основах государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, Россия располагает крупнейшим минерально-сырьевым потенциалом и является одним из ведущих мировых производителей минерального сырья.[1] При этом количество получаемых бюджетом денежных средств от использования недр постоянно возрастает: если  поступления от налога на добычу полезных ископаемых в 2004 г. превысили 268 млрд. руб., в 2005 г. - 465 млрд. руб., в 2006 г. - 1083 млрд. руб., в 2007 г. - 1038 млрд. руб.,[2] то только за 3 квартала 2011 г. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами составили 1701,3 млрд. руб.[3]
Одновременно с этим до настоящего времени сохраняется определенная несогласованность норм природоресурсного, бюджетного, налогового, экологического законодательства и другого законодательства, регулирующего деятельность хозяйствующих субъектов в сфере недропользования, что на фоне достаточно четко проявляемой тенденции по усилению взаимосвязи различных отраслей права в рассматриваемой сфере, недопустимо. Кроме того в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере недропользования, прослеживается несогласованность общей и отраслевых концепций правовой регламентации, которая существенно затрудняет разработку теоретических основ системы законодательства, а также препятствует формированию правоприменительного механизма.[4] Наличествует целый ряд правовых проблем, приводящих к сложностям воспроизводства минерально-сырьевой базы, развития геологоразведочных работ, обеспечения экономического стимулирования работ по поиску и разведке полезных ископаемых, созданию благоприятного инвестиционного климата, равных условий всем недропользователям на всех этапах поисков, разведки и разработки месторождений и пр.[5]
В этих условиях вполне закономерно, что практика применения таких правовых норм порождает различного рода юридические конфликты, как публично-правового, так и частно-правового характера. Наряду с этим в сфере недропользования можно обнаружить высокую вероятность коррупционных проявлений в ходе:
- предоставления на бесконкурсной основе недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
- определения победителя конкурса на получение лицензии на пользование участком недр путем выдвижения дополнительных условий конкурса, которым соответствует заранее определенный участник конкурса;
- участия внештатных экспертов в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых в интересах определенного пользователя недр, заказавшего проведение экспертизы;
- усмотрения органов местного самоуправления в части произвольного введения или снятия ограничений на предоставление разрешений на пользование участками недр и т.д.[6]
Между тем успешность, функциональность и эффективность системы государственного регулирования в решающей степени определяется уровнем качества, а также сбалансированностью правовых основ. От того, насколько полно и всесторонне установленные правовые нормы учитывают социально-экономическое состояние и природно-ресурсный потенциал государства, зависит решение конкретных задач, существование государства как такового.[7]
Указанное создает объективные предпосылки для проведения научного исследования государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, в значительной степени обуславливает актуальность предприня­того исследования, которое в этой связи имеет свою теоретическую и практическую значимость.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, связанных с государственным регулированием предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
Предметом исследования является система правовых норм и судебная практика, составляющие механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, а также правовая доктрина.
Целью исследования является определение на основе комплексного системного анализа правового обеспечения предпринимательской деятельности в сфере недропользования в Российской Федерации содержания основных механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования; разработка методических рекомендаций по совершенствованию правовых норм в данной сфере; выявление коллизий и пробелов правовых норм, регулирующих указанные отношения, и поиск путей их устранения.
Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:
1. Раскрытие понятия государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
2. Выявление форм и видов государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
3. Рассмотрение правовых основ предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
4. Исследование  актуальных проблем государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
5. Выявление на основе проведенного анализа пробелов в законодательстве Российской Федерации, касающихся государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, а также разработка конкретных предложений и рекомендаций по развитию и совершенствованию отношений, возникающих в этой сфере.
Степень научной разработанности темы.
Отдельные проблемы, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности в сфере недропользования, в последние два десятилетия исследовались многими учеными-правоведами. В то же время комплексные исследования в этой сфере единичны.
Общетеоретической основой данного исследования послужили работы таких отечественных ученых-юристов, рассмотревших  фундаментальные категории государственного регулирования предпринимательской деятельности, как: Г.В. Атаманчук, В.С. Белых, Е.П. Губин, И.В. Ершова, О.В. Макаров, Д.В. Погорелов, С.Н. Шишкин и др.
Отдельного внимания заслуживают работы ученых-юристов, непосредственно занимающихся исследованиями теоретических и практических основ регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования: Н.И. Айзенберг, С.М. Богданчикова, А.Н. Борисова, Д.В. Василевской, М.Г. Дораева, В.Н. Кокина, А.В. Колоколова,                 С.А. Кощеева, К.П. Кряжевских, О.А. Ляпиной, Ю.Ф. Матвеева,                       А.И. Перчика, А.Г. Савостьянова, И.В. Свечниковой, М.А. Субботина,         И.В. Суздалева, А.Ф. Шуплецова, Ю.П. Янкова и др.
Вопросы, связанные с проблемами государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, в настоящее время в РФ приобрели особую актуальность. По этому поводу появляется множество научных публикаций. В этой связи следует отметить работы:  Л.М. Алланиной, Е.В. Бергер, М.В. Дудикова, Н.Б. Карпенко, Ю.Е. Кацмана, Б.Д. Клюкина, Е.А. Козловского, Д.С. Львова, В.А. Оссовского и др.
Нормативно-правовую основу диссертации составили действующие нормативно-правовые акты различного уровня.
Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения. Их применение обусловлено исследованием рассматриваемых объектов во взаимосвязи, целостности и многогранности.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:
1. Исследование в виде опроса сотрудников государственных органов, осуществляющих регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования на тему: «Проблемы государственного регулирования в сфере недропользования», в результате которого были выявлены особенности реализации государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, сформулированы недостатки правового регулирования этой сферы (г. Москва, январь 2010 г. - декабрь 2011 г.).
2. Анализ судебной практики в части решения вопросов недропользования (по материалам арбитражных судов различных уровней), а именно 71 дело (г. Москва, 2005-2012 гг.).
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней анализ общественных отношений, складывающихся по поводу государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, проведен в правовом аспекте. Выявлены особенности и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования; исследована современная система нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
В работе даны общие рекомендации по корректировке законодательства с целью расширения механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования за счет договорных форм; показаны объективные направления развития государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, сформулированы проблемы в этой области и предложены их решения.
На защиту выносятся следующие теоретические выводы и практические предложения:
1. Вывод о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования представляет собой воздействие государства на деятельность субъектов пользования недрами, осуществляемое путем использования различных механизмов с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.
 
2. Вывод о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования  характеризуется следующими важнейшими особенностями:
1) деятельность государства во многом предопределена характеристиками технологических и экономических процессов, опосредующих этапы недропользования, спецификой конкретных недр;
2) объектом государственного регулирования  выступает деятельность субъектов по пользованию недрами;
3) признание недропользования сферой публичного интереса осуществляется одновременно с установлением в качестве средства его удовлетворения частного интереса. В связи с этим государственное регулирование сферы недропользования должно осуществляться как административными методами воздействия, так и экономическими;
4) комплексный характер института недропользования.
 
3. Вывод о том, что формы государственного регулирования предпринимательской деятельности представляют собой способы организации государством в лице его органов регулирования предпринимательской деятельности, совокупно используемые в целях недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии при помощи системы средств, которые условно возможно разделить на правовые и неправовые (политические, организационные и экономические).
 
4. Вывод о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования предполагает широкое использование договорных форм.
 
5. Предложение о том, что в целях устранения проблем, связанных с оценкой соответствия разработанных предприятием-заявителем технико-экономических показателей условиям конкурса, необходимо внести изменения в ст. 11 Постановления Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» путем введения в нее положений, определяющих статус государственных органов, организующих проведение конкурсов, экспертной комиссии и ее членов. Так, необходимо четко определить требования к экспертам (уровень знаний, отсутствие трудовых, корпоративных или родственных отношений с участниками конкурса); обязательность учета организаторами конкурса письменного заключения последствия для принятия им решения о предоставлении участка недр в пользование; порядок вынесения экспертом особого мнения и его влияние на силу заключения и возможность его оспаривания; установить ответственность экспертов в случае сокрытия информации, влияющей на возможность их участия в экспертной комиссии и  вынесение заведомо незаконного заключения.
 
6. Предложение о том, что в связи с невозможностью использования концессионных соглашений в сфере недропользования в рамках современного законодательства Российской Федерации, целесообразным представляется регламентировать указанные отношения в рамках отдельного правового акта, которым может явиться Федеральный закон «О концессионных соглашениях в сфере недропользования», который установит обязательные элементы концессионного соглашения (предмет договора, право собственности на продукцию, доходы от использования исключительного права, цену договора (размер платежей, сроки и порядок их внесения), срок договора, порядок, сроки, размеры финансирования работ по соглашению); определив их взаимодействие между собой. Базовыми принципами данного закона должны стать должны стать:
- передача исключительного права собственности на добытую продукцию недропользователю при общем налоговом режиме;
- возможность одностороннего расторжения концессионного соглашения государством в публичных интересах;
- установление права концессионера на компенсацию при реализации государством своих властных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены национальным гражданским законодательством;
- неизменность условий концессионных соглашений при смене режимов недропользования.
 
7. Предложение о внесении изменений в нормы Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и подзаконные акты в части исключения обязательного лицензирования права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции.
 
8. Предложение о том, что, учитывая различные нормы выработки, технические и технологические сложности добычи полезных ископаемых из техногенных образований, а также возможность их перспективного использования для целей создания новых рабочих мест для населения регионов, дополнительного извлечения из неиспользуемых сейчас техногенных месторождений полезных ископаемых, получения дополнительной геологической информации без привлечения бюджетных финансовых средств, создания реальных возможностей для развития малого бизнеса и снижения оттока населения из регионов, необходимым представляется:
1) в нормах Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» закрепить упрощение процедуры получения права на добычу полезных ископаемых из техногенных образований путем предоставления в пользование техногенных россыпей без проведения конкурсных и аукционных процедур на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр с обязательным включением в нее представителей органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и  независимого эксперта; исключить необходимость проведения геологоразведочных работ и из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья; исключить необходимость получения лицензии с одновременным заключением соглашения о разделе продукции, предусмотрев отличный (упрощенный) от положений Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» порядок его заключения; передать полномочия по утверждению перечней объектов, на добычу полезных ископаемых из техногенных образований, а также заключение соглашений о разделе продукции территориальным органам управления государственным фондом недр. Одновременно с этим определить систему контрольных мероприятий, включая постоянный мониторинг, возможность общественного контроля через современные системы связи, а также создать систему кадастровой оценки участков недр;
2) указанные выше изменения, а также  состав проектной и отчетной документации для производства добычных работ на техногенных месторождениях по упрощенной схеме подробно раскрыть в Положении о добыче полезных ископаемых из техногенных образований и утвердить его на уровне Правительства РФ;
3) в НК РФ закрепить льготное налогообложение по ставке 0 % для добычи полезных ископаемых из техногенных образований.
 
9. Предложение о том, что, признавая целесообразность использования рентной системы получения дохода государством от сферы недропользования, в целях наиболее эффективной реализации Распоряжения Правительства РФ от 13 ноября 2009  г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» в части распространения рентных отношений в сфере недропользования, представляется необходимым введение природной ренты путем закрепления ее понятия и механизма реализации в Кодексе РФ «О недропользовании». Соответственно, присутствующие в других правовых актах элементы рентных отношений в сфере недропользования должны быть исключены.
 
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы развивают и дополняют комплекс знаний о государственном регулировании предпринимательской деятельности  в целом и сферы недропользования в частности, материалы диссертации могут служить основой для последующих исследований в этой области.
Работа в целом способствует формированию системного понимания особенностей государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования путем определения основных категорий «государственное регулирование предпринимательской деятельности», «формы государственного регулирования предпринимательской деятельности», «правовое регулирование предпринимательской деятельности», а также «лицензирование», «концессионные соглашения», «соглашение о разделе продукции» и «контроль» как механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности и др., дополняет существующую научную базу для развития законодательства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения по осуществлению законодательной деятельности в целом способствуют утверждению научно-обоснованного подхода при разработке нормативно-правовой базы отношений, возникающих с связи с государственным регулированием сферы недропользования.
Положения диссертации расширяют теоретическую и методологическую основы для дальнейшего проведения исследований в данной области, могут быть использованы в процессе преподавания курсов гражданского права, предпринимательского права, административного права, горного права. Кроме того, практические выводы, сделанные в диссертации, могут применяться при разрешении конкретных судебных споров.
Апробация результатов исследования происходила в форме обсуждения диссертационных материалов на научно-практических, международных и интернет-конференциях, семинарах, круглых столах, в частности: Всероссийской конференции «Недропользование в России: государственное регулирование и практика» (г. Москва, 17-18 ноября 2011 г.); практическом семинаре  «Обустройство месторождений полезных ископаемых: проблемы и практика земельно-имущественных отношений» (г. Москва, 13-15 сентября 2011 г.); Всероссийском практикуме «Лицензирование недропользования: практика, комментарии и рекомендации» (г. Москва, 14-15 июля 2010 г.); практическом семинаре «Недра-2009: новые документы, проблемы и практика» (г. Москва,  23-24 апреля 2009 г.);
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения и списка использованной литературы и нормативно-правовых актов.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, указываются его объект и предмет, цели и задачи, определяется степень научной разработанности проблемы, раскрываются научная новизна, методологическая, теоретическая основы работы, формулируются положения, выносимые на защиту, аргументируется теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации результатов исследования и о структуре диссертации.
Глава первая «Понятие, формы и виды государственного регулирования  предпринимательской деятельности в сфере недропользования» состоит из  четырех параграфов.
В первом параграфе анализируются понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности и особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
На основе анализа действующего законодательства сделан вывод, что, несмотря на важное значение государственного регулирования предпринимательской деятельности, определение понятий «государственное регулирование» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» в действующем законодательстве за редким исключением (применительно к отдельным отраслям народного хозяйства), не встречается.
Это негативно отражается на практике, в связи с чем в нормативных правовых актах, регулирующих определенные виды предпринимательской деятельности, необходимым представляется вводить определение понятия «государственное регулирование» применительно к специфике предпринимательской деятельности.
В работе сделан вывод об отсутствии единого понятия государственного регулирования в целом и предпринимательской деятельности, в частности, и в юридической литературе. В рамках настоящей работы представлены основные подходы к исследованию данной категории и проанализированы мнения ряда ведущих ученых, занимавшихся изучением указанной проблемы.
На основе всестороннего анализа основных подходов к формулированию определения государственного регулирования в диссертационном исследовании выделены и раскрыты следующие основные признаки государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта.
  2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности направлено на определенный круг субъектов, к которым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, хозяйствующие субъекты, а также ряд иных самостоятельных участников отношений.
  3. Объектом государственного регулирования предпринимательской деятельности являются отношения в сфере предпринимательской деятельности, конкретизирующиеся в зависимости от ее направления.
  4. Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности - недопущение, изменение или прекращение хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.
  5. Существует особый режим государственного регулирования предпринимательской деятельности, изменяющийся в зависимости от используемых средств (форм и методов).
  6. Государственное регулирование предпринимательской деятельности базируется на правовой основе.

 
Определив основные признаки государственного регулирования предпринимательской деятельности и исследовав различные точки зрения относительно понятия такого регулирования, в работе выявлены закономерности государственного регулирования предпринимательской деятельности, относящиеся к сфере недропользования.
На основе действующего законодательства установлены характеристики государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, особенности воздействия государства на сферу недропользования, определен круг субъектов и объект государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, а также установлена цель такого регулирования и сделан вывод о комплексном характере института недропользования.
Итогом исследования явилось формулирование определения государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, которое представляет собой воздействие государства на деятельность субъектов пользования недрами, осуществляемое путем использования различных механизмов с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.
Во втором параграфе рассматриваются формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
Проведено исследование основных научных подходов к определению форм государственного регулирования предпринимательской деятельности и дано самостоятельное определение данного понятия. Согласно указанному определению формы государственного регулирования предпринимательской деятельности представляют собой способы организации государством в лице его органов регулирования предпринимательской деятельности, совокупно используемые в целях недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания их в соответствующем состоянии при помощи системы средств, которые условно возможно разделить на правовые и неправовые (политические, организационные и экономические).
В работе сформулированы понятия и проведено исследование сущности экономического регулирования (включающего в себя налоговое, бюджетное, внешнеэкономическое регулирование), организационного (административного) регулирования, а также политической формы государственного регулирования предпринимательской деятельности.  В рамках исследования проведен анализ методов каждой конкретной формы, даны их основные характеристики, приведены примеры из практики реализации указанных форм с присущей им спецификой.
В третьем параграфе рассматриваются виды государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
В работе исследуются основания классификации видов государственного регулирования предпринимательской деятельности.
В зависимости от уровня государственного регулирования выделяются государственное регулирование на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. В зависимости от территории, на которой реализуется государственное регулирование, выделяется государственное регулирование, реализуемое на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и нескольких субъектов Российской Федерации. По степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях национальной экономики выделяется максимальный уровень государственного регулирования, средний и минимальный. В зависимости от способа установления правовой связи между государством в лице его органов и хозяйствующими субъектами выделяется государственное регулирование через правосубъектность (нормативное регулирование) и государственное регулирование в рамках конкретного правоотношения (индивидуальное регулирование). По способу воздействия на поведение хозяйствующих субъектов выделяется прямое и косвенное регулирование. И, в зависимости от характера отношений между государством в лице его органов и хозяйствующими субъектами, формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, выделяется регулирование в государственном секторе экономики и общее регулирование.
Проводится рассмотрение особенностей видов государственного регулирования предпринимательской деятельности применительно к сфере недропользования.
В работе подробно рассмотрен вопрос о способе воздействия на поведение хозяйствующих субъектов в сфере недропользования. Современная практика недропользования применяет элементы как прямого, так и косвенного регулирования, которые, по сути, совпадают с формами недропользования: разрешительный (лицензионный) и договорной. В результате проведенного анализа проблемы в работе сделан вывод, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере недропользования предполагает широкое использование договорных форм, что будет способствовать интенсивному привлечению инвестиций, рациональному природопользованию и стабильности отношений сторон, внедрению современной техники и прогрессивных технологий.
В четвертом параграфе рассмотрены правовые основы предпринимательской деятельности в сфере  недропользования.
Основу правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования составляет Конституция РФ. Из проведенного в работе анализа конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов, как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения.
Кроме того, Конституция РФ устанавливает предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, относя вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Правовые акты, опосредующие недропользование, условно разделяются в работе не только традиционно – по юридической силе, но и в зависимости от характера регулируемых ими правоотношений (на правовые акты общей направленности и правовые акты специальной направленности). Анализ действующего законодательства показывает, что зачастую наличествуют противоречия между нормами правовых актов общей направленности и нормами специальных законов в сфере недропользования. В качестве примеров указанных противоречий в работе приводятся исключение Законом «О недрах» отношений, касающихся недропользования, из сферы регулирования гражданского права; несоответствие используемой терминологии в Законе РФ «О государственной тайне» терминам, используемым в Указе Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»; исследуются проблемы, вызванные отсутствием единого понятийного аппарата относительно недропользования в группе взаимодействующих правовых актов.
Подробно проведен анализ Закона РФ «О недрах», который закрепил государственную собственность на недра, разрешительную систему пользования недрами (лицензирование), осуществление государственного контроля и надзора и др. Сделан вывод, что указанный закон не лишен значительного количества недостатков и в настоящее время не отвечает требованиям времени и общественно-политической ситуации.
В результате проведенного исследования правовых актов, опосредующих недропользование, сделан вывод, что первым шагом к решению имеющихся проблем может стать проведение инвентаризации нормативных правовых актов в сфере недропользования.
Кроме того, еще одним из важнейших способов решения проблем, вызванных недостатками правового регулирования сферы недропользования, является принятие Кодекса о недрах.
 
Глава вторая «Механизм правового регулирования предпринимательской  деятельности в сфере недропользования» содержит четыре параграфа.
В первом параграфе раскрываются вопросы лицензирования, исследуется понятие лицензирования, как механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, его правовое закрепление, порядок использования применительно к предпринимательской деятельности в сфере недропользования. Сделан вывод, что лицензирование, как механизм правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, позволяет государству сдерживать вход субъектов в сферу недропользования, осуществлять текущий контроль за их деятельностью путем установления основных условий пользования недрами, оформленных через специальное государственное разрешение - лицензию.
Анализ лицензирования, как механизма государственного регулирования показывает, что в нем наличествует ряд серьезных недостатков, позволяющих оценивать их с точки зрения возможности применения коррупционных схем.
В частности, рассматриваются вопросы усложнения процедуры предоставления лицензий на разведку и добычу по факту открытия месторождения: с момента подачи заявки на лицензию до ее выдачи проходит не менее года, отсутствует гарантированное право геологических компаний на получение лицензии на добычу открытых ими месторождений.
В работе исследованы нормативные составляющие проведения конкурсов и аукционов, в частности, последствия отсутствия в настоящий момент норм, определяющих статус государственных органов, организующих проведение конкурсов, и экспертной комиссии, ее членов. В результате проведенного исследования в работе предложены конкретные пути решения указанных проблем.
Одновременно с вышеуказанными проблемами в работе исследованы и вопросы, носящие технико-юридический характер, для решения которых сформулированы конкретные предложения. Так, например, в целях приведения Постановления Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» в соответствие с положениями Закона РФ «О недрах» и устоявшейся правоприменительной практикой, необходимым является исключение из норм указанного нормативного акта положения о том, что пользователями недр (владельцами лицензий) для добычи радиоактивного сырья могут быть только российские государственные предприятия.
Во втором параграфе исследуютя концессионные соглашения: основные точки зрения на их природу, законодательство,  регулирующее указанные соглашения, а также отличительные особенности концессии.
На основе проведенного анализа сделан вывод, что концессионные соглашения, как механизм правового регулирования предпринимательской деятельности, представляют собой комплексный институт, сочетающий в себе частноправовые и публично-правовые элементы, суть которого заключается в передаче концедентом концессионеру-инвестору в пользование, владение и внутрихозяйственное управление объекта государственной собственности с целью повышения эффективности его использования, рентабельности и других факторов. Применение такого подхода к правовой природе концессионных соглашений позволяет решить вопрос о возможности использования объектов с особым режимом, к которым, в частности, относятся участки недр.
Результатом исследования стал вывод о принципиальной возможности использования концессионных соглашений в сфере недропользования. Одновременно с этим обращается внимание на то, что существует целый ряд проблем, сдерживающих развитие концессионных соглашений в рассматриваемой сфере, которые условно разделяются на две группы: общие, относящиеся к концессионным правоотношениям в целом, и частные, относящиеся исключительно к сфере недропользования.
К первой группе относятся:
1) отсутствие административного регулирования взаимоотношений концессионера и потребителей для установления минимальных гарантий и контроля со стороны государства за исполнением концессионером взятых на себя обязательств;
2) отсутствие согласованных механизмов тарифного регулирования с контрактными требованиями;
3) отсутствие порядка подготовки концессионного соглашения;
4) отсутствие подготовленных рабочих кадров и наработанной практики;
5) отсутствие механизмов, обеспечивающих прозрачность процедур и четкость процесса принятия решений при выборе концедента;
6) неопределенность сторон концессионного соглашения, как на стороне концедента, так и на стороне концессионера.
Что касается второй группы проблем, то к ней, в первую очередь, относится отсутствие правовых основ использования концессионных соглашений в сфере недропользования. Для решения указанных проблем предлагается постепенное введение концессионного соглашения, как механизма регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, обосновывается целесообразность осуществления этого в рамках отдельного правового акта, которым может стать Федеральный закон «О концессионных соглашениях в сфере недропользования». В работе рассматриваются основные положения, на которые следует обратить внимание в данных правовых актах, например, необходимость разрешения вопроса о праве государства расторгнуть концессионное соглашение в публичных интересах и необходимость принятия типовых концессионных соглашений.
В третьем параграфе исследуются проблемы соглашения о разделе продукции.
Установлено, что многие вопросы, связанные с соглашениями о разделе продукции, не получили должного анализа как в теории, применительно к договорным отношениям с недропользователями, так и на практике.
Проведено исследование правовой природы соглашений о разделе продукции, выделены 3 основные точки зрения на указанную проблему.
 В работе автор присоединяется к точке зрения ученых, считающих, что соглашения о разделе продукции относятся к сфере гражданского права, приводит доводы в защиту указанной позиции.
Кроме теоретических положений в данном параграфе исследуются вопросы практического использования соглашений о разделе продукции.
Среди выделенных в работе проблем названа проблема первостепенного значения соглашения по отношению к лицензии при правовом урегулировании отношений, основанных на разделе продукции, а также утрата лицензией в этих отношениях значения, аналогичного тому, который придан ей в разрешительном порядке предоставления недр в пользование. По мнению автора представляется необходимым внести изменения в нормы Закона РФ «О недрах», Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и подзаконные акты в части исключения лицензирования права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции.
Проанализировав имеющееся противоречие между нормами Закона РФ «О недрах» и Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», касающееся вопроса о виде торгов, которые применяются для определения лица, с которым будет заключаться соглашение о разделе продукции, а также нецелесообразность отказа от использования конкурса для определения лиц, с которыми заключается соглашение о разделе продукции, предложены изменения в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», касающиеся возможности заключения соглашения с  победителем конкурса.
По мнению автора использование соглашений о разделе продукции должно происходить не в случае исключения возможностей лицензионной системы, а параллельно с ней. Выбор механизма государственного регулирования должен быть основан на экономической целесообразности, рациональности и экологичности.
В четвертом параграфе исследуется вопрос контроля, как механизма государственного регулирования предпринимательской  деятельности в сфере недропользования.
На основе проведенного в работе исследования сделан вывод о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности не может в полной мере осуществляться без осуществления полноценного контроля.
Исследовано соотношение терминов «надзор» и «контроль» применительно к отношениям государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере недропользования, сделан вывод о необходимости изменения действующих нормативных актов в части использования термина «контроль» к деятельности всех государственных органов исполнительной власти и исключение термина «надзор», применимого только к деятельности прокуратуры. С данной целью предложены изменения в правовые акты РФ, регулирующие отношения предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
В параграфе дан анализ ряда практических проблем контроля, как механизма государственного регулирования предпринимательской деятельности. Например, выявлена правовая коллизия, когда федеральные органы не имеют полномочий по проверке месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а региональные не могут зайти на объект проверки в связи с тем, что хозяйствующий субъект по классификации не подходит под уровень регионального контроля. В диссертационном исследовании предложен ряд изменений в действующее законодательство, направленных на разрешение правовых коллизий и пробелов в указанной сфере.
 
Третья глава «Некоторые актуальные вопросы совершенствования законодательства  в сфере недропользования» содержит два параграфа.
В первом параграфе исследуются некоторые проблемы организационно-экономического характера, возникающие при регулировании предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
Учитывая отсутствие четкого разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов в сфере недропользования, автором предложено закрепление за федеральными органами исполнительной власти функции стратегического планирования развития минерально-сырьевого комплекса России и основных регулирующих и контрольных функций; распределение исполнительно-распорядительных функций между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ на основе прямых критериев разделения на участки недр федерального, регионального и местного значения (количество, стоимость месторождений).
Анализ экономической проблемы исчерпания природных ресурсов, позволил автору обосновать необходимость принятия мер, направленных на стимулирование отработки старых месторождений в стадии исчерпания балансовых запасов и отрицательной рентабельности добычи (в случае признания государством целесообразности разработки таких месторождений), а также уменьшения потерь полезных ископаемых при добыче и переработке.
Исследовав проблему налогообложения в качестве одного из вариантов ее решения, автор предлагает внедрение рентных принципов налогообложения в недропользовании, позволяющих учитывать различие географических, горно-геологических, экономических и иных условий разработки месторождений.
Во втором параграфе рассматриваются некоторые актуальные вопросы, связанные с проблемой рационального использования недр.
Высказана точка зрения, что действующая в данный момент система норм, призванных способствовать рациональному использованию и охране недр, а также охране окружающей природной среды, на практике не выполняется, что подтверждается анализом судебной практики.
По результатам исследования сделан вывод, что легитимное исполнение норм, направленных на рациональное использование недр, затруднено также тем, что: во-первых, отсутствуют стимулы, побуждающие пользователя недр создавать фонд на эти мероприятия; во-вторых, как правило, отсутствуют необходимые средства на такие мероприятия; в-третьих, в законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие требования о наличии в лицензии календарных сроков выполнения отдельных этапов работ, включая такой важный этап, как проведение ликвидационных и консервационных мероприятий в рамках действующей лицензии; в-четвертых, отсутствуют требования о надлежащем оформлении прекращения права пользования органами, предоставляющими такое право, в случае, если недропользователь не уведомил их о прекращении работ на участке недр; в-пятых, с правовой точки зрения обязательства по ликвидации или консервации горных выработок обозначены за пределами правоотношений, удостоверенных лицензией на пользование недрами.
Частичное решение указанных проблем предлагается осуществить путем более активного совместного использования механизма ответственности в форме уплаты штрафов и проведения восстановительных работ.
В заключении подведены итоги исследования, сделаны основные выводы.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
В изданиях, рекомендованных ВАК

  1. И.С. Николаев Понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности // Современное право. М., - 2011. - № 11(1). - С. 20- 27.
  2. И.С. Николаев Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Аграрное и земельное право. М., -2012.- №9(93). –С. 70-75.

 
 
 

Подписано в печать: 16.01.2013
Тираж 150 экз. Заказ №913
Отпечатано в типографии «Реглет»
г. Москва, Ленинградский пр-т д.74
(495)790-74-77  www.reglet.ru

 


[1] См.: Распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2003 г. № 494-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования» // СЗ РФ. 2003. № 17. Ст. 1637.
[2] См.: Приказ Минприроды России от 16 июля 2008 г. № 151 «Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» // СПС «Гарант».
[3] См.: 6.1.2. Налоговая статистика  // Федеральная служба государственной статистики,  http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe/Stg/d11/2-6-1-2.htm.
[4] См.: Ерина Е.Н. Формы и методы административно-правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе // Реформы и право. 2009. № 1.
[5] См.: Осовский В.А. Предпосылки и основные направления совершенствования системы недропользования в нефтегазовом комплексе // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты. Сборник научных статей, Вып.9 / Под общ. ред. В.В. Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО Институт бизнеса и права, 2010.
[6] См.: Астанин В.В. Методика выявления коррупциогенных рисков в сфере недропользования при помощи оценок экспертов и анализа законодательства // Российская юстиция. 2008. № 9.
[7] См.: Ларочкина И.А. Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере недропользования и охраны окружающей среды // Энергетическое право. 2006. № 2. 
Файлы: 
Порядок отображения: 
0