2013avtoref403

Аватар пользователя ideolog
Ермоленко Сергей Сергеевич
 
29 января 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовое регулирование наружной рекламы в Российской Федерации» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.123.04
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Ермоленко С.С. Правовое регулирование наружной рекламы в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref403 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Ермоленко С.С. Правовое регулирование наружной рекламы в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
Ермоленко Сергей Сергеевич
 
 
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
Москва – 2012

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина».
Научный руководитель                           Кузнецова Наталия Владимировна
кандидат юридических наук, доцент
Официальные оппоненты:              Фоков Анатолий Павлович
доктор юридических наук,
профессор кафедры гражданского права
ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
Кирилин Алексей Владимирович
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Ведущая организация:                   ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет»
         Защита состоится 29 января 2013 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.04, созданного на базе Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, г. Москва, 123995, ул. Садовая Кудринская, д.9, зал заседаний диссертационного совета.
         С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
         Автореферат разослан __ декабря 2012 года.
 
 
Ученый секретарь диссертационного совета
доктор юридический наук, профессор                                      Н.А. Громошина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Актуальность проблем, связанных с созданием и распространением наружной рекламы в Российской Федерации, обусловлена современным уровнем развития рекламной инфраструктуры в целом, и наружной рекламы, в частности. Реклама, как социальное и экономическое явление, играет немалую роль в экономике современных государств. Некоторые авторы, анализируя иностранный опыт правового регулирования рекламы, высказывают мнение, что реклама является основной движущей силой, например, в американской экономике[1]. Учитывая интенсивное развитие рекламной отрасли, нельзя исключать, что в обозримом будущем индустрия рекламы будет занимать не менее важное место и в экономике России.
Развитие рекламных отношений и становление законодательства в этой области происходит в нашей стране на протяжении уже 20 лет, поскольку до
90-х годов ХХ века рекламная деятельность в России носила значительно менее активный характер, нежели в последние два десятилетия, а экономическую основу этой деятельности составляла огосударствленная плановая экономика. Страны Европы, напротив, имеют более обширный опыт в области создания и распространения рекламы, о чем свидетельствует, например, международная кодификация норм данной отрасли, произведенная еще в 1937 году путем принятия Международного кодекса рекламной практики. В этой связи детальный анализ правового регулирования наружной рекламы в России и внесение изменений в некоторые нормативные акты на современном этапе может способствовать более гармоничному развитию рекламной деятельности в будущем.
Лишь к 1995 году в России сложились необходимые условия, и возникла реальная потребность в комплексном и системном регулировании рекламных отношений и, в том числе, отношений в сфере наружной рекламы. Результатом юридической работы в данном направлении стало принятие Федерального закона «О рекламе» от 18.07.1995 № 108-ФЗ. Этот закон стал основой для дальнейшего формирования в России практической, а отчасти и теоретической, базы в сфере рекламной деятельности.
Вместе с тем, данный закон не был лишен известных недостатков, что применительно к регулированию наружной рекламы выразилось в недостаточно полной проработке вопросов размещения рекламных конструкций и взаимодействию органов власти с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере распространения наружной рекламы (вопросы, связанные с размещением наружной рекламы на объектах государственного и муниципального недвижимого имущества; отсутствие норм о преимущественном положении лица в сфере распространения наружной рекламы; недостаточная регламентация порядка выдачи разрешения на установку рекламной конструкции).
Следует отметить, что вопросы правового регулирования наружной рекламы имеют недостаточную проработку и в научной литературе.
Поскольку реклама представляет собой весьма многообразное явление и может быть распространена самыми различными способами, значение эффективности правового регулирования рекламы меняется в зависимости от того, какой вид рекламной деятельности является предметом регулирования. Чем более популярен тот или иной вид рекламы, и чем больше влияния он оказывает на потребителей, тем все более важным становится недопущение злоупотреблений в первую очередь именно в данном сегменте рекламной деятельности. Учитывая это, правовое регулирование наружной рекламы нуждается в особом внимании со стороны научного сообщества, законодателя и правоприменителей по следующим причинам.
Во-первых, она получила широкое распространение в крупных российских городах, и объемы ее производства продолжают наращиваться.
Из первой причины частично вытекает вторая - наружная реклама имеет возможность оказывать на потребителей сильное и устойчивое воздействие, поскольку жители городов встречаются с ней ежедневно, вне зависимости от своего желания, и рекламные сообщения автоматически фиксируются и запоминаются потребителями.
В-третьих, наружная реклама создала вокруг себя самостоятельную индустрию, в которую вовлечены самые различные субъекты как частного, так и государственного сектора - начиная от маркетинговых агентств, занимающихся разработкой рекламных кампаний, и заканчивая органами местного самоуправления, ответственными за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций. Соответственно, в данной сфере экономики обращаются значительные капиталы, что неизбежно оказывает влияние на экономику государства в целом.
По оценкам Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), до наступления мирового финансового кризиса, в 2008 году суммарный объем вложений в распространение наружной рекламы составил 42,3 млрд. рублей по всей России. В 2010 году в результате мирового финансового кризиса данный показатель заметно снизился (29,7 млрд. рублей), однако рынок наружной рекламы начал демонстрировать динамику восстановления – в 2010 году положительный прирост составил 18% по отношению к 2009 году[2], в 2011 году прирост составил еще 15%[3].
Вопросы, связанные с правовым регулированием наружной рекламы приобретают еще большую актуальность в связи с тем, что они не были в достаточной мере освещены в юридической литературе ни до, ни после принятия действующего Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (ред. от 28.07.2012; далее – Закон «О рекламе»).
Между тем, с момента вступления в действие указанного закона судебная практика успела сформировать ответы на ряд вопросов, которые вытекают из положений закона, и одновременно обозначила иные проблемы, возникающие в практике распространения наружной рекламы.
Особое значение имеет тот факт, что наружная реклама, распространяемая с использованием рекламных конструкций, способна непосредственным образом влиять на общественную безопасность, поскольку ненадежные рекламные конструкции или работы по их установке несут реальные риски для жизни и здоровья граждан, для государственного и частного имущества. В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение в рамках настоящей работы вопросов технического регулирования деятельности по распространению наружной рекламы.
Необходимо учитывать, что в последние годы крупные российские города ведут работу по созданию собственных концепций размещения наружной рекламы[4], опираясь при этом на действующее законодательство. Подобные концепции, не будучи нормативными правовыми актами, свидетельствуют о стремлении государства и бизнеса повысить эффективность регулирования наружной рекламы. Однако в связи с отсутствием в теории и законодательстве ключевых понятий и единых подходов к регулированию деятельности субъектов в сфере наружной рекламы, совершенствование правового регулирования наружной рекламы не может быть последовательным и системным.
Отсутствие теоретически разработанного и нормативно закрепленного определения наружной рекламы и классификации видов наружной рекламы, наличие пробелов в нормативном регулировании, а также необходимость унификации правоприменительной практики в обозначенной сфере определили выбор темы, цели и задачи настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Разработке теоретических и практических аспектов правового регулирования деятельности по распространению наружной рекламы в России в предшествующие десятилетия уделялось весьма небольшое внимание.
Более значительный вклад отечественными исследователями сделан в изучение правового регулирования рекламной деятельности в целом. Данный научный опыт, безусловно, был принят во внимание при подготовке настоящей работы.
Среди советских авторов, занимавшихся вопросами правового регулирования рекламы, следует назвать кандидатскую диссертацию В.И. Иванова[5] - его работу можно признать исключением, поскольку в тот период вопросы рекламы практически не освещались специалистами в области права ввиду низкого уровня развития рекламной индустрии как таковой.
Среди современных авторов, занимающихся проблемами правового регулирования рекламной деятельности, необходимо назвать работы М.В. Барановой, А.Ю. Головина, Б.О. Дзгоевой, Л.М. Жуковской, Д.А. Копытина, О.Б. Кузнецовой, Р.М. Лисецкого, Н.Ю. Морозовой, Ю.В. Найдерова, В.Л. Нечуй-Ветра, В.О. Нюняева, Е.В. Павловец, Н.В. Пака, С.А. Пузыревского, Г.А. Свердлыка, Э.Л. Страунинга, Е.Г. Тер-Аванесова, Р.А. Топсахалова, О.А. Филатовой, Ю.В. Черячукина, И.В. Чубуковой и других специалистов в области правового регулировании рекламы.
Необходимо также отметить, что изучение вопросов правового регулирования рекламной деятельности в последнее десятилетие весьма активно развивается в рамках публикаций, авторами которых, помимо указанных выше исследователей, также являются И.А. Баклыкова, Ю.Я. Вольдман, К.В. Всеволожский, Е.И. Еременко, Д.В. Королева, В.В. Лобачев, М.В. Машанов, В.Р. Мединский, И.В. Некрасова, Ю.В. Сорокина, И.Г. Шаблинский.
Важно заметить, что среди работ, принадлежащих названным авторам, в основном встречаются исследования, направленные на изучение как правового регулирования рекламы в целом, так и отдельных видов рекламы, а также различных элементов, присущих регулированию отношений в сфере рекламы. Имеются также работы сравнительно-правового характера.
Кроме того, имеющиеся исследования практически не касаются вопросов, связанных непосредственно с наружной рекламой. Более того, труды указанных авторов основаны, главным образом, на Законе «О рекламе» 1995 года, либо проведены непосредственно после вступления в силу действующего Закона «О рекламе». Однако большое значение имеет анализ практики правоприменения действующего законодательства.
Учитывая вышесказанное, можно отметить, что настоящая работа является первым комплексным исследованием проблем правового регулирования наружной рекламы в России и одной из первых юридических работ в сфере рекламы, основанных на практике многолетнего применения действующего Закона «О рекламе».
Объектом научного исследования в рамках настоящей диссертации являются общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием, производством и размещением наружной рекламы.
Предметом исследования являются правовые нормы, направленные на регулирование отношений в сфере наружной рекламы в Российской Федерации, практика их применения государственными органами и органами местного самоуправления, а также совокупность теоретических положений о рекламе в целом и наружной рекламе, в частности.
Целью исследования является детальное изучение современных методов и специфики правового регулирования наружной рекламы в России, выявление проблем в регулировании наружной рекламы и выработка предложений по устранению этих проблем и совершенствованию правового регулирования наружной рекламы в России.
Для достижения указанной цели в рамках диссертационного исследования поставлены следующие задачи:

  • выявить признаки и сформулировать определение понятия «наружная реклама»;
  • выявить правоотношения, возникающие в сфере наружной рекламы, и определить объект, состав субъектов и содержание данных правоотношений;
  • выявить и определить содержание публично-правовых и частно-правовых аспектов в регулировании наружной рекламы;
  • провести анализ правовых проблем, возникающих на отдельных этапах распространения наружной рекламы, связанных, в том числе, с регулированием порядка размещения наружной рекламы и демонтажа рекламных конструкций, техническим регулированием наружной рекламы, а также с административной ответственностью за нарушения в сфере наружной рекламы, и предложить способы решения этих проблем;
  • установить правовую природу основных гражданско-правовых договоров, используемых в процессе распространения наружной рекламы, определить их существенные условия;
  • провести анализ правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций в сфере рекламы и наружной рекламы и выработать предложения по совершенствованию и развитию системы саморегулирования рекламной деятельности в России.

Методологическая основа исследования. В настоящей работе используются такие общенаучные методы исследования как системный, логический, диалектический, исторический, структурно-функциональный. Также в работе применены методы юридической науки – формально-юридический, сравнительно-правовой и метод правового моделирования.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон «О рекламе», а также иные федеральные законы и подзаконные правовые акты в сфере рекламы, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Кроме того, в работе использованы зарубежные нормативные источники Великобритании: Акт о городском и загородном планировании территории 1990 года, Правила городского и загородного планирования территории (контроль рекламы) 2007 года.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили постановления Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также практика арбитражных судов всех инстанций. В рамках работы над диссертацией автором было изучено более 300 судебных актов арбитражных судов по спорам в сфере рекламы. Из них более чем 70 актов относятся непосредственно к спорам о наружной рекламе. Также в работе рассматриваются некоторые постановления Европейского Суда по правам человека и решения Верховного Суда США.
Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа является первым комплексным исследованием, посвященным проблемам правового регулирования наружной рекламы в России. Автором определены основные этапы деятельности по распространению наружной рекламы, а также рассмотрены элементы регулирования такой деятельности с точки зрения публично-правового и частно-правового аспектов. В диссертации сформулирован авторский подход к определению наружной рекламы, выделению ее видов, а также предложены способы усовершенствования методов регулирования отношений в сфере наружной рекламы.
Положения, выносимые на защиту.

  1. Основными признаками, свойственными наружной рекламе, являются:

а) распространение рекламной информации вне зданий, строений и сооружений;
б) стационарность размещения рекламной информации.

  1. Под наружной рекламой следует понимать любую рекламу, стационарно (неподвижно) распространяемую вне зданий, строений и сооружений с использованием любых способов и средств.
  2. Наружная реклама классифицируется на:

а) наружную рекламу, распространяемую с использованием рекламной конструкции;
б) наружную рекламу, распространяемую без использования рекламной конструкции.

  1. Принадлежность рекламы к тому или иному виду имеет значение для определения метода правового регулирования, поскольку метод регулирования отношений в сфере наружной рекламы должен зависеть от способа распространения наружной рекламы.

В отношении наружной рекламы, распространяемой с использованием рекламных конструкций, в настоящее время обоснованно применяется разрешительный порядок установки рекламных конструкций, тогда как в отношении наружной рекламы, распространяемой без использования рекламных конструкций, следует установить уведомительный порядок размещения рекламных сообщений.

  1. Производственный цикл создания, производства и распространения наружной рекламы может быть описан и урегулирован комплексом соответствующих договорных конструкций. В их числе автор предлагает рассматривать:
    • договор о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции;
    • договор на создание рекламного произведения;
    • договор на производство рекламного носителя;
    • договор на размещение наружной рекламы.
  2. В результате проведенного анализа практики распространения наружной рекламы представляется возможным выявить существенные условия договора о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции:
    • условия об объекте недвижимого имущества, на котором предполагается размещение рекламной конструкции;
    • условия об обязанности владельца недвижимого имущества определенным образом предоставить объект недвижимого имущества для размещения на нем рекламной конструкции;
    • условия о типе размещаемой рекламной конструкции (постоянная или временная);
    • условия о размере платы за пользование недвижимым имуществом для размещения рекламной конструкции.

Договор на создание рекламного произведения носит смешанный характер и содержит в себе как признаки договора подряда, так и признаки договора об отчуждении исключительных прав на произведение. Существенными условиями такого договора являются:

  • условие о предмете договора (разрабатываемый рекламный материал, рекламное произведение);
  • условие о сроке выполнения работ по созданию рекламного произведения;
  • условие о вознаграждении за отчуждение исключительного права на рекламное произведение или за предоставление права пользования этим произведением.
  1. В целях совершенствования российской системы саморегулирования в сфере наружной рекламы предлагается механизм комплексного воздействия на рекламную отрасль с тем, чтобы стимулировать саморегулируемые организации (СРО) и участников рынка к ответственному выполнению полезных для общества функций. Суть механизма заключается в предоставлении членам СРО на первом этапе определенных преференций, связанных с распространением наружной рекламы (например, понижающий коэффициент платы за установку рекламной конструкции на муниципальном имуществе, более продолжительные сроки действия договора на установку конструкции, упрощенный порядок получения разрешения в органе местного самоуправления), при одновременном установлении со стороны СРО обязательных требований (стандартов) к своим участникам, при условии, что эти требования являются более строгими по сравнению с действующим законодательством и направлены на обеспечение общественных интересов. Санкцией за несоответствие данным стандартам должно являться исключение хозяйствующего субъекта из саморегулируемой организации с лишением соответствующих преференций.

После внедрения данной системы станет возможным установление обязательного членства в СРО для участников рынка наружной рекламы, что позволит в перспективе передать СРО часть контрольных государственных полномочий, обеспечив экономию финансовых и кадровых ресурсов со стороны государства.

  1. В связи с тем, что нормативные правовые акты, направленные на регулирование наружной рекламы, в соответствии с действующим законодательством могут приниматься только на федеральном и муниципальном уровнях (исключение представляют города федерального значения), в настоящее время существует пробел в регулировании наружной рекламы на уровне субъектов Российской Федерации. Однако в ходе исследования установлено, что потребность в таком регулировании существует. В этой связи предоставление субъектам Российской Федерации права на принятие нормативных правовых актов в сфере наружной рекламы позволит гармонизировать нормативную правовую базу в области законодательства о наружной рекламе.

В частности, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации следует отнести, например:

  • определение перечня форматов рекламных конструкций, которые могут размещаться на территории субъекта;
  • зонирование территорий на уровне субъекта РФ с установлением особенностей в размещении наружной рекламы в отдельных зонах;
  • полномочия, связанные с уточнением процедуры размещения рекламных конструкций (например, установление типовых форм документов).
  1. В целях практической реализации некоторых положений, приведенных выше, а также в целях совершенствования законодательства о рекламе, в работе предложено дополнить часть 1 статьи 19 Закона «О рекламе», включив в нее определение наружной рекламы. Также предлагается дополнить часть 5 статьи 19 Закона «О рекламе» определением договора о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции.

Кроме того, сформулирована норма о порядке переоформления разрешения на рекламную конструкцию в случае перехода прав на нее к другому лицу. Предлагается также имплементировать данную норму в статью 19 Закона «О рекламе».
Сделаны предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях в сфере наружной рекламы. В частности предложено исключить из Кодекса РФ об административных правонарушениях часть 2 статьи 11.21, а также изменить размер ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.37.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждалась и проходила рецензирование на кафедре предпринимательского права Московской государственной юридической академии им О.Е. Кутафина. По теме диссертации опубликованы 4 статьи в научных и научно-практических периодических изданиях. Из них 2 статьи опубликованы в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.
Некоторые выводы, сделанные в ходе работы над исследованием, были использованы автором в учебном процессе при проведении занятий по курсу «Предпринимательское право России» со студентами Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в последующих научных работах по рекламе и наружной рекламе, данные положения также могут быть восприняты в рамках нормотворческого процесса в целях совершенствования правового регулирования и в рамках правоприменительной практики. Диссертация может использоваться в качестве научного материала в высших учебных заведениях при проведении занятий по курсу «Предпринимательское право России» или спецкурсу «Рекламное право».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается состояние научной разработанности темы, определяются объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, его методология, раскрывается научная новизна проведенного исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, а также приводятся данные об апробации результатов диссертационного исследования.
Первая глава «Общая характеристика правового регулирования наружной рекламы» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Нормативное регулирование деятельности в сфере наружной рекламы» рассмотрен комплекс нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование отношений в сфере наружной рекламы. Диссертант приходит к выводу, что в настоящее время к основным регулятивным актам в данной сфере относятся федеральное законодательство и нормативные правовые акты органов местного самоуправления. При этом в силу законодательных норм регулирование на уровне субъектов РФ формально не допускается, несмотря на то, что такая потребность существует, поскольку муниципальные акты носят разрозненный и противоречивый характер.
Автором сделан вывод о том, что отношения, складывающиеся в области наружной рекламы, носят комплексный характер и требуют регулирования как нормами гражданско-правового, так и административного характера. Также выдвинуто предложение о наделении субъектов РФ отдельными полномочиями по регулированию отношений в сфере наружной рекламы.
Во втором параграфе «Понятие и признаки наружной рекламы» освещены основные подходы к определению понятия «реклама», а также критерии отнесения информации к рекламной, выработанные правоприменительной практикой. Кроме того, сделан вывод о том, что действующее законодательство не содержит определение понятия «наружная реклама» и тем самым формирует в практике подход, в соответствии с которым к наружной рекламе относятся только рекламные сообщения, распространяемые с использованием рекламных конструкций. Однако такой подход не соответствует существу отношений, складывающихся на рынке наружной рекламы. В этой связи автор приходит к выводу, что наружная реклама может распространяться и без использования рекламных конструкций. Исходя из признаков, которыми в действительности обладает наружная реклама, формулируется определение понятия наружной рекламы, в соответствии с которым под наружной рекламой следует понимать любую рекламу, стационарно (неподвижно) распространяемую вне зданий, строений и сооружений с использованием любых способов и средств.
Принимая во внимание данное определение, автор считает возможным выделение двух типов наружной рекламы:

  1. наружная реклама, распространяемая с использованием рекламной конструкции;
  2. наружная реклама, распространяемая без использования рекламной конструкции.

В отношении второго типа наружной рекламы предлагается использовать не разрешительный порядок размещения, а уведомительный, отнеся администрирование данного процесса к компетенции органов местного самоуправления.
В третьем параграфе «Понятие, структура и виды правоотношений в сфере наружной рекламы» процесс распространения наружной рекламы представлен диссертантом в качестве совокупности этапов, каждому их которых соответствует круг определенных правоотношений. Исходя из этого, автором приводится определение правоотношений по распространению наружной рекламы: под правоотношениями по распространению наружной рекламы следует понимать совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права, и складывающихся между определенными субъектами в связи с созданием рекламной информации, производством рекламного носителя, размещением данного носителя и доведением рекламной информации до сведения потребителей в виде наружной рекламы.
Среди всего круга отношений отдельно выделяются так называемые «неспецифические» отношения – то есть свойственные не только наружной рекламе, но и иным ее видам, а также «специфические» отношения, возникающие исключительно в связи с распространением наружной рекламы. Указанный комплекс отношений рассматривается с точки зрения субъектно-объектного состава и содержания, а также приводятся некоторые классификации отношений по распространению наружной рекламы.
Вторая глава «Публично-правовые аспекты регулирования наружной рекламы в России» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Проблемы правового регулирования наружной рекламы на отдельных этапах ее распространения» определен круг отношений, которые, по мнению автора, следует рассматривать в рамках публично-правового аспекта регулирования наружной рекламы.
В этой связи рассмотрены недостатки правового регулирования в части регламентации торгов на право установки рекламной конструкции на государственном или муниципальном имуществе. Предлагается законодательно закрепить ключевые критерии отбора победителей торгов с целью нивелировать недостатки муниципальных актов в данной сфере.
Отдельно рассмотрены проблемы, связанные с реализацией органами местного самоуправления разрешительного порядка установки рекламных конструкций, проводится сравнение данного порядка с аналогичной процедурой, предусмотренной в нормативных актах Великобритании, в результате чего дополнительно обосновывается возможность введения уведомительного порядка размещения наружной рекламы, распространяемой без использования рекламной конструкции.
В связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает возможность переоформления разрешения на установку конструкции (при переходе прав на нее к другому лицу), автором сформулирована соответствующая норма и предложено ее включение в ст. 19 Закона «О рекламе».
В параграфе также рассмотрены проблемы практического характера, связанные с применением судебного и внесудебного порядка демонтажа рекламных конструкций. Автором уделено большое внимание анализу судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из данных отношений.
Второй параграф «Правовые основы технического регулирования деятельности по распространению наружной рекламы» посвящен изучению вопросов, возникающих в процессе распространения наружной рекламы в части соответствия этой деятельности требованиям технического регулирования.
Автором акцентируется внимание на недостаточной регламентации отношений в данной сфере в связи с длительным комплексным реформированием системы технического регулирования в России и отсутствием единых подходов к техническим требованиям в отношении рекламных конструкций и работ по их установке.
В результате анализа действующих актов в сфере технического регулирования наружной рекламы, автор приходит к выводу, что несмотря на наличие в правоприменительной практике неопределенности относительно юридической силы ГОСТ Р 52044-2003[6], данный стандарт в настоящее время подлежит обязательному применению на территории России. Обосновывается необходимость установления на нормативном уровне требования об обязательной технической экспертизе рекламной конструкции на стадии выдачи разрешения.
В результате системного анализа правил технического регулирования диссертант приходит к выводу, что техническое регулирование представляет собой важнейший механизм, оказывающий прямое влияние на баланс публичных и частных интересов в сфере наружной рекламы. Нормы технического характера, с одной стороны, должны надежно защищать общественные ценности (жизнь, здоровье, имущество), однако, с другой стороны, они не должны в этой связи содержать необоснованных запретов или препятствий для рекламной сферы, поскольку это может негативно сказаться на эффективности рекламы и стагнировать экономическую функцию наружной рекламы в целом.
Третий параграф «Административная ответственность в сфере распространения наружной рекламы» имеет целью определение источников правового регулирования административной ответственности за нарушение норм о наружной рекламе, а также выявление проблем в данном регулировании и их решение.
Автор приходит к выводу о том, что основным актом, подлежащим применению к нарушителям норм о наружной рекламе, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), при этом у субъектов РФ фактически отсутствует возможность самостоятельного правового регулирования рекламной деятельности, включая установление административной ответственности за нарушения в данной сфере.
Системный анализ и толкование норм КоАП РФ об ответственности, применимой к отношениям по распространению наружной рекламы, показывает, что из Кодекса может быть исключена часть 2 статьи 11.21, в связи с тем, что объективная сторона нарушения, предусмотренного данной нормой, практически совпадает с объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ. При этом изучение судебной практики показывает, что норма статьи 11.21 КоАП РФ практически не применяется.
Также предлагается расширить диапазон суммы штрафа, предусмотренного ст. 14.37 КоАП РФ, чтобы санкция за данное нарушение могла в большей степени соответствовать тяжести совершенного нарушения в зависимости от фактических обстоятельств распространения наружной рекламы.
Третья глава «Частно-правовые аспекты регулирования наружной рекламы в России» включает в себя два параграфа.
В первом параграфе «Договорные отношения в сфере распространения наружной рекламы» автор выделяет круг гражданско-правовых договоров, имеющих ключевое значение в деятельности по распространению наружной рекламы, и относит к ним:

  1. договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
  2. договор на создание рекламного произведения;
  3. договор на производство (изготовление) рекламных носителей;
  4. договор на размещение наружной рекламы.

Исходя из сущности отношений, складывающихся в рамках перечисленных договоров, диссертантом определена правовая природа каждого договора, а также приведен подход к определению существенных условий данных договоров.
В отношении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции также сделан вывод о необходимости рассматривать права владельца рекламной конструкции, вытекающие из такого договора, в качестве обременения объекта недвижимого имущества, на котором предполагается установка конструкции. Кроме того, автором предложено именовать данный договор как «договор о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции», а также дано определение этого договора. По договору о предоставлении в пользование недвижимого имущества для размещения рекламной конструкции собственник (или иной законный владелец) недвижимого имущества обязуется предоставить владельцу рекламной конструкции определенный объект недвижимого имущества за плату во временное ограниченное пользование для установки конструкции на данном объекте (его конструктивном элементе), а также эксплуатации и последующего демонтажа рекламной конструкции.
Во втором параграфе «Роль саморегулируемых организаций в регулировании отношений в сфере наружной рекламы в России» исследуется деятельность существующих в настоящее время саморегулируемых организаций (СРО) в сфере рекламы и наружной рекламы, дается оценка этой деятельности и предлагаются направления модернизации рекламных СРО.
В частности, автор приходит к выводу, что современный уровень самостоятельной активности субъектов рекламного рынка России позволяет говорить пока лишь о наличии определенного и в ряде случаев существенного влияния СРО на развитие рекламного рынка, нежели о каком-либо заметном регулятивном воздействии на него. Диссертант обращает внимание на следующую особенность: активность СРО в сфере наружной рекламы направлена не вовне, а внутрь рекламного сообщества. Иными словами, субъекты, занятые в том или ином сегменте рекламного бизнеса, объединяются в СРО для защиты, в первую очередь, собственных интересов, но не общественных. В этой связи приводится сравнение с системой саморегулирования рекламного рынка, действующей в Великобритании, где первые консолидированные СРО появились еще в начале XX века.
В целях совершенствования российской системы саморегулирования рынка наружной рекламы, автор предлагает следующую модель модернизации данной сферы. На первом этапе государство должно установить ряд преференций для членов СРО, а СРО, в свою очередь, должны установить для своих членов стандарты деятельности, которые предъявляли бы более высокие требования, нежели предусмотренные государственными нормативными актами. Грубое или неоднократное нарушение участником СРО стандартов должно наказываться исключением из организации с лишением преференций, которыми участник мог пользоваться. Это позволит стимулировать деятельность СРО в необходимом направлении – в сторону обеспечения как частных, так и общественных интересов. Такой подход должен стать предпосылкой для реализации второго этапа модернизации системы саморегулирования - введения обязательного участия субъектов рекламного рынка в СРО, что должно положительно сказаться на экономии административных и финансовых ресурсов органов государственной власти, и поможет поднять на более высокий уровень качество распространения наружной рекламы на всей территории РФ.
В Заключении сформулированы обобщенные выводы, сделанные диссертантом по результатам проведенного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора.
Статьи, опубликованные в изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки РФ:

  1. Ермоленко С.С. К вопросу о признаках рекламы // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 3 (16). 0,4 печ.л.
  2. Ермоленко С.С. К вопросу о правовом регулировании рекламы на асфальте // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 2 (23). 0,5 печ.л.

 
В других изданиях:

  1. Ермоленко С.С. О законности размещения рекламы на асфальте // Наружная реклама России. 2012. № 4. 0,3 печ.л.
  2. Ермоленко С.С. Парадоксы и перспективы рекламы на асфальте // Конкуренция и право. 2012. № 4. 0,3 печ.л.
 
[1] Каитова З. Правовое регулирование рекламной деятельности в США //Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: юрид. науки. – М., 1997. – № 2. – С. 55.
[2] По данным, представленным на сайте в сети Интернет. См.: Сайт Ассоциации коммуникационных агентств России [Электронный ресурс] URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id457 (дата обращения: 22.04.2012).
[3] По данным, представленным на сайте в сети Интернет. См.: Сайт Ассоциации коммуникационных агентств России [Электронный ресурс] URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id1865 (дата обращения: 22.04.2012).
[4] См., например: «Концепция размещения наружной рекламы на территории города Владивостока» [Электронный ресурс] URL: http://www.vlc.ru/authority/structure/reclama/ads_concept.pdf (дата обращения 27.08.2012); «Концепция размещения наружной рекламы и информации в городском округе Самара» [Электронный ресурс] URL: http://www.city.samara.ru/administration/dept/685 (дата обращения 27.08.2012).
Подобные концепции разрабатываются в настоящее время в Москве, Нижнем Новгороде и других городах [Электронный ресурс] URL: http://www.dsmir.mos.ru/directions/activity3/; http://www.kommersant.ru/doc/1923256?stamp=634720265236315430 (дата обращения 27.08.2012).
[5] Иванов В.И. Правовые проблемы рекламы в СССР. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 1979.
[6] «ГОСТ Р 52044-2003. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.04.2003 № 124-ст).
Файлы: 
Порядок отображения: 
0