2013avtoref402

Аватар пользователя ideolog
Ахрем Татьяна Петровна
 
29 января 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.123.04
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Ахрем Т.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 27.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref402 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Ахрем Т.П. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 27.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
  
 
на правах рукописи
 
 
 
 
 
Ахрем Татьяна Петровна
 
 
 
 
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
 
 
 
 
 
12.00.03 – гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право
 
 
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва – 2012

 
Работа выполнена на кафедре предпринимательского права
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»
 
 
Научный руководитель Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Андреев Владимир Константинович
 
 
Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор Занковский Сергей Сергеевич,
место работы - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт государства и права Российской академии наук
должность - заведующий Сектором предпринимательского права,
 
кандидат юридических наук Теплов Андрей Сергеевич,
место работы - ОАО «Федеральная грузовая компания»
должность – заместитель начальника правового департамента Московского представительства.
 

                            

Ведущая организация Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»

 
 
Защита состоится 29 января 2013 года в 12.30 на заседании Диссертационного совета Д 212.123.04 при Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 9, зал заседаний Диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
 
 
Автореферат разослан   «      » декабря 2012 года.
 
 
 
 
Ученый секретарь
Диссертационного совета
доктор юридических наук, профессор                               Н.А. Громошина
                                       ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. Значение железнодорожного транспорта для развития экономики Российской Федерации трудно переоценить. Необходимость бесперебойной деятельности промышленных предприятий, своевременного подвоза грузов и перевозки пассажиров в любое время года и практически в любых погодных условиях определяет особое стратегическое значение железнодорожного транспорта как ведущего элемента транспортной системы нашей страны. От эффективного функционирования железнодорожного транспорта во многом зависят перспективы модернизации и перехода на инновационный путь развития Российской Федерации.
По мере развития науки и техники общество получает возможность все более активно и эффективно воздействовать на природу, обеспечивать осуществление  безопасных перевозок  железнодорожным транспортом.
Аварии последних лет на железнодорожном транспорте при перевозке опасных грузов закономерно приводят к выводу: двигаясь по пути технического прогресса, человек подвергает себя все большему риску. В связи с этим большое внимание уделяется разработке мер по защите человека, окружающей природной среды и грузов от опасностей, возникающих в данной сфере.
Одной из основных задач экономического развития Российской Федерации является формирование доступной и устойчивой транспортной системы, прежде всего, транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортной целостности, независимости, безопасности и обороноспособности страны, социально-экономического роста и обеспечения условий для реализации потребностей граждан в перевозках. Любые структурные преобразования на железнодорожном транспорте Российской Федерации  должны быть глубоко проработаны, так как последствия реформ имеют огромное значение для всей экономики страны, а также для безопасности государства.
В ходе реформирования железнодорожного транспорта Российской Федерации была создана система правового регулирования деятельности транспорта, разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности. В целях правового обеспечения проводимых реформ был принят ряд федеральных законов, определяющих правовые, экономические и организационные основы функционирования железнодорожного транспорта. Например, Федеральные законы РФ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», Федеральный закон РФ от 27 февраля 2003 г. №  29-ФЗ «Об особенностях  управления и распоряжения  имуществом железнодорожного транспорта», а также Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877р.
Вместе с тем, анализ деятельности железнодорожного транспорта при перевозках опасных грузов показал, что в регулировании предпринимательской деятельности в данной сфере существует ряд проблем. Действующее законодательство и практика его применения в сфере железнодорожной перевозки опасных грузов характеризуются наличием многочисленных пробелов и противоречий, усложнением правоотношений и появлением новых участников перевозки, отсутствием достаточной систематизации, незавершенностью формирования законодательного массива, регламентирующего эту деятельность. До сих пор многие принципиальные вопросы не получили достаточного научного обоснования и вызывают существенные разночтения в трудах ученых.
В частности, дискуссионными являются вопросы: о правовой природе договора железнодорожной перевозки опасных грузов; об организации процесса перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом; о правовом статусе субъектов, участвующих в данных отношениях и их имущественной ответственности.
Практически значимыми являются вопросы: о распределении бремени доказывания вины между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) в спорах о последствиях несохранности опасного груза, а также проблема неоднозначного исчисления срока исковой давности по спорам о возмещении убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам.
Таким образом, на выбор темы исследования повлияли следующие основные обстоятельства: преобразования в сфере правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта, в результате которых изменяются правоотношения по перевозке опасных грузов; социально-экономическая значимость отношений и появление новых участников предпринимательской деятельности в данной сфере; насущные потребности правоприменительной практики; необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и повышения уровня правового регулирования в данной сфере.
В связи с этим возникла необходимость анализа правового регулирования указанных отношений в целом, и в частности вопросов, связанных с юридическим анализом и квалификацией данных правоотношений, определением оснований их возникновения, состава участников, содержания, особенностей ответственности, а также определения структуры правоотношений, которые возникают из деятельности железнодорожного транспорта при перевозке опасных грузов.
Представляется актуальным комплексное рассмотрение отношений в сфере железнодорожной перевозки опасных грузов, исследование имеющихся проблем в этой области для обоснования теоретических выводов и выработки рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения.
Степень научной разработанности темы исследования. В настоящее время в отечественной правовой литературе отсутствуют фундаментальные работы по проблемам правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
Теоретические исследования проблем, связанных с договором железнодорожной перевозки, проводились рядом отечественных ученых, среди которых Т.Е. Абова,  М.К. Александров-Дольник, С.С. Алексеев,     В.К. Андреев, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Г.С. Гуревич,                В.А. Егиазаров, Г.Д. Отнюкова, О.Н. Садиков, М.А. Тарасов, Б.Б. Черепахин, Г.Ф. Шершеневич, К.К. Яичков. Также данные проблемы исследуются в диссертационных работах  Е.Н. Астаховой, В.Г. Баукиным, А.В. Горюновым, А.А. Довгополовым, Г.А. Моргуновой, Р.В. Николишиным, А.В. Расуловым.
Исследования ученых послужили фундаментальной теоретической основой, позволяющей выделить и систематизировать вопросы, связанные с договором железнодорожной перевозки, требующие дополнительного изучения. Признавая важность проведенных исследований, следует отметить, что в связи с существенными изменениями действующего законодательства в данной сфере и практики его применения остро ощущается необходимость решения существующих теоретических и практических проблем с учетом произошедших изменений.
Теоретической основой диссертационного исследования являются научные труды ученых, занимающихся проблемами гражданского, предпринимательского и транспортного права, таких как М.М. Агарков,   Б.С. Антимонов, А.М. Белякова, В.А. Вайпан, А.Г. Гусаков, В.В. Долинская, Б.Н. Дудышкин, В.В. Залесский, В.Н. Изволенский, О.С. Иоффе,                А.Г. Калпин, О.А. Красавчиков, В.В. Кулаков, В.Б. Ляндрес, Л.А. Майданик, А.Л. Маковский, М.Н. Малеина, М.Г. Масевич, Д.А. Медведев,                  В.П. Мозолин, Е.А. Павлодский, И.Н. Петров, В.Ф. Попондопуло,              Б.И. Пугинский, А.Н. Романович, Г.П. Савичев, А.П. Сергеев, Н.Ю. Сергеева, В.Т. Смирнов, С.А. Степанов, Е.А. Суханов, В.А. Тархов, А.С. Теплов,     Е.А. Флейшиц, Б.Л. Хаскельберг, М.Е. Ходунов, и других ученых.
Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания действительности, а также специальные юридические методы (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, комплексный, системный, нормативный и т. д.), которые позволяют изучать явления в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности на теоретическом и эмпирическом уровне.
Нормативная и эмпирическая основа исследования. Нормативную основу исследования составляют акты российского законодательства, содержащие нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
Эмпирической основой исследования являются материалы отечественной правоприменительной практики по спорам, связанным с перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при правовом регулировании перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
Предмет диссертационного исследования составляют нормы российского законодательства, регулирующие отношения по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом; теоретические и практические проблемы, возникающие в правовом регулировании названных отношений в связи со спецификой перевозки опасных грузов; судебная практика, складывающаяся в данной сфере; теоретические исследования ученых в данной области.
Целью диссертационного исследования является комплексный анализ и совершенствование правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере отношений по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом и выработка на этой основе научных рекомендаций по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы и правоприменительной практики.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
 - выявить источники правового регулирования перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом;
- рассмотреть требования к безопасности  перевозки опасных грузов, а также  специфические требования к инфраструктуре и подвижному составу  железнодорожного транспорта в связи с такими перевозками;
-  определить особенности договорных связей при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом и их субъектный состав;
-  сформулировать понятие договора на оказание операторских услуг;
- выявить характерные черты ответственности за нарушение обязательства по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
Научная новизна диссертационного исследования обусловливается необходимостью исследования теоретических и практических вопросов предпринимательских отношений, складывающихся в процессе перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, с учётом новейшего российского законодательства в этой сфере. В работе комплексно исследуются: правовой статус субъектов, участвующих в данных правоотношениях; правовая природа договора железнодорожной перевозки опасных грузов; ответственность перевозчика за необоснованный отказ в согласовании заявки на перевозку опасных грузов и другие вопросы. В результате теоретических исследований выработаны предложения по совершенствованию действующего законодательства в сфере железнодорожной перевозки опасных грузов.
Научная новизна отражена в следующих теоретических выводах и практических предложениях по совершенствованию законодательства, выносимых на защиту:

  1. Обосновано авторское определение понятия оператора железнодорожного подвижного состава как юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющих вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующих на основе договора с перевозчиком и с пользователями услуг железнодорожного транспорта в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.

Данное определение является более точным по сравнению с определением, данным в статье 2 Закона о железнодорожном транспорте в РФ, и отражает характер предпринимательской деятельности оператора железнодорожного подвижного состава, в частности, оказание услуг пользователям услуг железнодорожного транспорта по предоставлению подвижного состава, контейнеров, для осуществления перевозки грузов, на основании договора.
2.  Аварии с опасными грузами на железнодорожном транспорте влекут не только причинение вреда самому грузу и имуществу железнодорожного транспорта, но и здоровью граждан, окружающей среде, в связи с чем доказана необходимость введения обязательного саморегулирования предпринимательской деятельности в сфере перевозки опасных грузов, с установлением следующих требований к операторам железнодорожного подвижного состава, осуществляющим деятельность в данной сфере: 1) владение железнодорожным подвижным составом, контейнерами на праве собственности или ином праве; 2) наличие круглосуточно работающего диспетчерского аппарата или договора на диспетчеризацию с иным оператором или перевозчиком/владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; 3) обеспечение выполнения требований безопасности на железнодорожном транспорте; 4) наличие в штате лица, ответственного за организацию перевозок опасных грузов, обладающего необходимой квалификацией и стажем работы в этой области; 5) наличие в штате специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующего договора со сторонней специализированной организацией.
3. Определена правовая природа договора на оказание операторских услуг на железнодорожном транспорте в качестве самостоятельного вида договора возмездного оказания услуг, к которому применяются правила главы 39 Гражданского кодекса РФ и  Устава железнодорожного транспорта РФ.
4. Обосновано, что демонополизация отдельных стадий (операций) единого перевозочного процесса  привела к возникновению  новых субъектов предпринимательской деятельности (владелец инфраструктуры, оператор железнодорожного подвижного состава и другие), что, в свою очередь, повлекло возникновение  состоящего из ряда договоров обязательства по перевозке грузов от станции отправления до станции назначения. Договор перевозки опасных грузов теперь необходимо рассматривать как консенсуальный договор, так как начально-конечные операции перевозочного процесса определяются иными транспортными договорами (договор о подаче вагонов, контейнеров под погрузку и предъявлении груза к перевозке, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры, договор на оказание операторских услуг и другие).
5. Доказано, что при рассмотрении споров между перевозчиком и грузополучателем (грузоотправителем) о последствиях несохранности опасного груза, ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) опасного груза возлагается на перевозчика, если он не докажет, что несохранность опасного груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. В настоящее время в соответствии со статьей 118 Устава железнодорожного транспорта РФ обязанность по доказыванию вины перевозчика лежит на грузополучателе (грузоотправителе).
6. Обоснован вывод о том, что обязанность иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эту деятельность, вне зависимости от того, является ли эта деятельность для них основной или осуществляется только в качестве неотъемлемой части (элемента) производственно-технологического процесса основной деятельности, например, при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.
7. В целях защиты прав и законных интересов операторов  железнодорожного подвижного состава и иных владельцев вагонов и контейнеров  предлагается внести следующие изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ:
а)  предоставить право владельцам вагонов, контейнеров на взыскание с перевозчика штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев; на взыскание штрафа и возмещение убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, а также утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику. Необходимость данных изменений вызвана тем, что в настоящее время в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ таким правом обладают только грузоотправители и  грузополучатели;
б) предоставить право владельцам вагонов, контейнеров на предъявление претензии перевозчику за просрочку доставки не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров и право на получение у перевозчика копии транспортной железнодорожной накладной  для предъявления претензии к перевозчику;
в) предусмотреть ответственность перевозчика и владельца инфраструктуры за нарушение сроков согласования заявки грузоотправителя, а также за необоснованный отказ в приеме и согласовании заявки.
Ряд других предложений по совершенствованию  законодательства содержится в тексте диссертации.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные в нём выводы и предложения в определённой степени уточняют и углубляют теоретические положения транспортного права в сфере железнодорожных перевозок опасных грузов.
Практическое значение исследования состоит в том, что сформулированные в нём выводы могут быть использованы в законотворческой деятельности при совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность железнодорожного транспорта, а также в процессе преподавания курсов гражданского, предпринимательского и транспортного права России. Проект Договора на оказание операторских услуг в сфере перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, разработанный автором и представленный в качестве Приложения к настоящему диссертационному исследованию, может быть использован в практической деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре предпринимательского права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, где было проведено ее рецензирование и обсуждение. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в пяти научных публикациях автора. Отдельные предложения апробированы на следующих научных и научно-практических конференциях: международная научно-практическая конференция «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)», состоявшаяся 9 декабря 2009 г. в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина; международный форум «Железнодорожный Сектор России 2010», состоявшийся 28 апреля 2010 г. в г.Москве; международная школа-практикум ученых-юристов и специалистов по юриспруденции «Наследие юридической науки и современность», состоявшаяся 27-28 мая 2010 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; международная научно-практическая конференция «Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения)», состоявшаяся 1 декабря 2010 г. в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина; III международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения», состоявшаяся 28-29 ноября 2011 г. в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова; ежегодная всероссийская научно-практическая конференция «Право и Бизнес», состоявшаяся 7 июня 2012 г. в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
 Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целью исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, библиографического списка и приложения.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, излагаются теоретические, методологические, нормативные, эмпирические основы работы, научная новизна, сформулированы положения, выносимые на защиту, приводятся данные об  апробации результатов исследования.
Глава I «Основные положения правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом».
Первый параграф «Источники правового регулирования перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом» посвящен анализу источников  правового регулирования предпринимательской деятельности в сфере железнодорожной перевозки опасных грузов в Российской Федерации. Приводится и раскрывается подробный перечень нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в этой области, а также дается легальное определение понятия «опасный груз».
Инновационное развитие транспортной системы в Российской Федерации не возможно без обеспечения необходимого уровня безопасности. Поэтому не случайно, что Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877р, повышение уровня безопасности функционирования железнодорожного транспорта рассматривается как важнейший государственный приоритет развития и модернизации отрасли, научных исследований и текущей эксплуатационной работы.
Основной целью правового регулирования перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом является установление таких правил и норм, при которых процесс перевозки опасных грузов будет эффективным и, самое главное, безопасным. Нормы по безопасности перевозки опасных грузов содержатся в Законе о железнодорожном транспорте в РФ, Уставе железнодорожного транспорта РФ, Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05 апреля 1996 г.  № 15), Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16 августа 1994 г. № 50) и иных нормативных актах. В работе делается вывод о том, что наличие многочисленных специальных нормативных актов по каждому этапу перевозочного процесса опасных грузов достаточно сильно затрудняет применение их на практике. Для участников данных правоотношений создание одного нормативного акта на уровне федерального закона, содержащего нормы многочисленных правил, положений и инструкций, в значительной степени облегчило бы процесс правоприменения.
Особое внимание в работе уделяется результатам структурной реформы на железнодорожном транспорте. В качестве положительного результата данной реформы необходимо отметить становление и развитие конкурентного рынка в сфере предоставления вагонов под грузовые перевозки. Однако проводимые мероприятия оказались недостаточными для того, чтобы в короткие сроки создать эффективные источники развития, позволяющие обеспечить масштабное привлечение инвестиций в развитие железнодорожной отрасли и ее модернизацию.
Государственное регулирование рынка железнодорожных перевозок существенно отстает от его фактического развития, поэтому субъекты данных правоотношений все чаще высказываются о необходимости введения саморегулирования в данной области. Основными проводниками этой мысли являются крупнейшие собственники и арендаторы подвижного состава, которые объединили свои усилия в рамках Некоммерческого партнерства «Совет операторов железнодорожного транспорта». В связи с этим, в работе анализируются тенденции развития законодательства, направленные на повышение эффективности деятельности субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в перевозочном процессе опасных грузов.
Второй параграф «Требования к безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом».
В работе систематизированы и подробно исследуются обязанности участников перевозочного процесса по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов (перевозчика, владельца инфраструктуры, грузоотправителя, грузополучателя).
В работе исследуются требования, при соблюдении которых опасный груз принимается к перевозке. Данные требования касаются оформления транспортной железнодорожной накладной и других документов, предусмотренных нормативно-правовыми актами; соблюдения условия о роде и количестве груза; сдачи груза в надлежащем состоянии, таре и упаковке, которые обеспечивают его сохранность при перевозке;  нанесение на тару, вагоны, контейнеры знаков, кодов опасности, необходимых для безопасной перевозки опасных грузов; сопровождения опасных грузов в пути следования.
Автор отмечает, что в соответствии со статьей 36 Устава железнодорожного транспорта РФ грузополучатель может отказаться от принятия грузов в тех случаях, когда качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению. При этом в Правилах перевозок опасных грузов (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05 апреля 1996 г.  № 15) содержится норма, согласно которой грузополучатели не имеют права отказаться от приема прибывших в их адрес опасных грузов. Таким образом, грузополучатели лишены права отказаться от груза в случае его повреждения или порчи, однако данное правило соответствует требованиям безопасности.
Соблюдение требований безопасности при перевозке опасных грузов требует постоянного контроля со стороны уполномоченных органов,  поэтому в работе анализируются нормы, регламентирующие осуществление федерального государственного транспортного надзора в данной сфере предпринимательской деятельности.
Третий параграф «Требования к инфраструктуре и подвижному составу для перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом».
Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различными свойствами по взрывопожарной опасности.
При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, происходят взрывы и пожары. Увеличение грузооборота железных дорог, использование подвижного состава повышенной грузоподъемности и применение тяжеловесных составов увеличивают возможность аварийных ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. Поэтому к перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом предъявляются жесткие требования.
В работе подробно рассматриваются правовые понятия железнодорожного транспорта, железнодорожного транспорта общего пользования, инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и их основные элементы.
В соответствии со статьей 12 Федерального Закона РФ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. В связи с тем, что в судебной практике существуют две позиции по вопросу о необходимости получения этой лицензии,  данный вопрос исследуется в работе.
Обязательные требования к инфраструктуре и железнодорожному подвижному составу, а также формы подтверждения соответствия устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В работе подробно исследуются вопросы сертификации продукции железнодорожного транспорта, подлежащей обязательной сертификации, и продукции железнодорожного транспорта, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Соблюдение требований сертификации направлено на получение подтверждения качества с позиции обеспечения безопасности перевозок опасных грузов. При нарушении правил безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и подвижного состава, сам по себе факт такого нарушения создает угрозу безопасности.
Глава II «Договорные отношения по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом».
В первом параграфе «Общие положения о заключении и существе договора перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом» основное внимание уделяется дискуссионным вопросам определения правовой природы договора перевозки опасных грузов, заявки на перевозку грузов, договора об организации перевозок грузов, транспортной железнодорожной накладной.
В работе подробно проанализированы различные концепции по проблеме определения правовой природы договора перевозки опасных грузов. Автором сделан вывод о том, что при определении правовой природы договора перевозки опасных грузов необходимо исходить из того, что основной целью данного договора является доставка груза грузополучателю. Перевозочный процесс представляет собой совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозки грузов. Конструкция договора перевозки опасных грузов как реального в современных условиях организации осуществления и управления перевозочным процессом «разрывает» начально-конечные операции самой перевозки, без которых она вообще не может осуществиться. Поэтому в условиях демонополизации отдельных стадий (операций) перевозочного процесса отпала необходимость формирования договора перевозки опасных грузов как реального договора. Для организации и осуществления перевозок опасных грузов от станции отправления до станции назначения возникает единое составное обязательство, распространяющееся на группы относительно связанных, но самостоятельных видов договоров, например, таких как договор о подаче вагонов (контейнеров) под погрузку и предъявлении груза к перевозке, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры, договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, договор на оказание операторских услуг и другие. Поэтому, договор перевозки опасных грузов теперь необходимо рассматривать не как реальный договор, а как консенсуальный договор.
В данном параграфе автором рассмотрены правовые теории о природе и значении заявки на перевозку грузов. Автор разделяет точку зрения ученых о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком. Заявка, согласованная перевозчиком полностью или частично, является основанием возникновения обязанности перевозчика по подаче транспортных средств (в случае, если перевозка осуществляется в подвижном составе перевозчика) и принятию груза к перевозке, а также обязанности грузоотправителя по предоставлению груза перевозчику для осуществления перевозки. Данный вывод, по мнению автора, подтверждается также и тем, что статьей 94 Устава железнодорожного транспорта РФ установлена ответственность перевозчика и грузоотправителя за невыполнение принятой заявки.
В работе подвергаются критике нормы действующего законодательства, устанавливающие основания для отказа в согласовании заявки грузоотправителя на перевозку груза, не связанные с действиями самого грузоотправителя. Так, одним из оснований отказа в согласовании заявки является отсутствие договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры между владельцем инфраструктуры и перевозчиком. Во-первых, отсутствие заключенного договора между владельцем инфраструктуры и перевозчиком не зависит от действий грузоотправителя, а во-вторых, в случае совпадения в одном лице владельца инфраструктуры и перевозчика такого договора не может быть в принципе. Поэтому, во избежание нарушения прав грузоотправителей при согласовании заявки, автор предлагает исключить из пункта 8 статьи 11 Устава железнодорожного транспорта РФ норму, предусматривающую право владельца инфраструктуры отказать перевозчику в согласовании заявки в случае отсутствия между ними договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры.
В Уставе железнодорожного транспорта РФ установлены сроки, в течение которых перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку и возвратить ее грузоотправителю, однако эти сроки часто не соблюдаются. Также нередки случаи необоснованного отказа в приеме и согласовании поданной заявки. При этом ответственность за нарушение сроков согласования заявки, за необоснованный отказ в приеме и согласовании заявки действующим законодательством не установлены.  В статье 11 Устава железнодорожного транспорта РФ закреплено право обжалования только отказа в согласовании заявки в судебном порядке, однако с учетом сроков рассмотрения дел в арбитражных судах данная норма не находит применения на практике.
Поэтому, по мнению автора, Устав железнодорожного транспорта РФ необходимо дополнить нормой, устанавливающей ответственность перевозчика и владельца инфраструктуры за нарушение сроков согласования заявки, а также за необоснованный отказ в приеме и согласовании заявки, в виде штрафа.
Второй параграф «Субъекты предпринимательской деятельности по обязательству перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом» посвящен рассмотрению правового статуса и основных требований к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в этой сфере.
         Правоотношение по железнодорожной перевозке опасных грузов характеризуется множественностью его участников. В качестве основных участников данных отношений можно выделить перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, владельца железнодорожных путей необщего пользования, оператора железнодорожного подвижного состава, экспедитора. Деятельность каждого из них регулируется действующим законодательством в разной степени.
Несмотря на то, что важнейшей целью структурной реформы железнодорожного транспорта является развитие конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок, ОАО «РЖД» до сих пор остается монополистом в данной сфере. В работе подробно рассматриваются основные требования, предъявляемые к перевозчику, осуществляющему деятельность по перевозке опасных грузов.
Другое лицо, участвующее в отношениях по железнодорожной перевозке опасных грузов – грузоотправитель. При этом грузоотправитель – самостоятельная юридическая фигура, далеко не всегда совпадающая с грузовладельцем, то есть лицом, владеющим грузом на праве собственности или ином праве. В случае если грузовладелец и грузоотправитель не совпадают в одном лице, грузоотправителем может быть оператор железнодорожного подвижного состава, транспортный экспедитор или агент грузовладельца, действующий от своего имени. Именно они заключают с перевозчиком договор перевозки, хотя и действуют не в собственных интересах, а в интересах грузовладельца (своего клиента) и по его поручению.
В юридической литературе не утихают споры о правовом статусе  грузополучателя и его месте в договоре перевозки груза. В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает участия в заключении договора перевозки. В то же время, действующее законодательство возлагает на грузополучателя ряд обязанностей, вытекающих из договора перевозки груза. По мнению автора, перевозка опасных грузов осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, при этом грузополучатель представляет собой третье лицо в таком договоре. Грузополучатель приобретает права и определенные обязанности перед перевозчиком с момента заключения договора перевозки опасного груза, так как в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов (утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05 апреля 1996 г. № 15) грузополучатель не имеет права отказаться от приема прибывших в его адрес опасных грузов.
В связи с тем, что функции грузоотправителя и грузополучателя зачастую выполняются операторами железнодорожного подвижного состава, в работе подробно рассматривается правовой статус данного участника отношений по перевозке опасных грузов.
По мнению автора, легальное определение понятия оператора, данное в статье 2 Закона о железнодорожном транспорте в РФ, является не полным, так как операторы не только участвуют в осуществлении перевозочного процесса на основе договора с перевозчиком, но и оказывают услуги пользователям услуг железнодорожного транспорта по предоставлению вагонов, контейнеров, для осуществления перевозки грузов, на основании договора. Поэтому в работе предлагается авторское определение понятия оператора железнодорожного подвижного состава.
Согласно статье 2 Закона о железнодорожном транспорте в РФ основы правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день основы деятельности операторов не определены в связи с тем, что по данному вопросу между заинтересованными лицами возникли серьезные споры.
Автор обосновывает мнение о том, что одним из способов повышения эффективности взаимодействия между операторами, пользователями услуг железнодорожного транспорта, иными участниками перевозочного процесса, и государством может стать создание саморегулируемых организаций операторов железнодорожного подвижного состава. Учитывая, что самые крупные аварии на железнодорожном транспорте связаны с нарушением правил перевозки опасных грузов, предлагается операторов, действующих в сфере железнодорожной перевозки опасных грузов, выделить в отдельную категорию с установлением специальных требований к ее членам.
Правовая природа договора на оказание операторских услуг (услуг по предоставлению подвижного состава) вызывает много споров, ведь этот вид договора не предусмотрен Гражданским Кодексом РФ. Судебная практика не выработала единого подхода к квалификации данных отношений. В одних случаях суды приходят к выводу, что стороны заключили договор транспортной экспедиции, при этом предоставление истцом вагонов для перевозки является в соответствии со статьей 801 Гражданского Кодекса РФ обязанностью, связанной с перевозкой. В других случаях суды указывают, что присутствие элементов других договоров (агентирования и аренды) не противоречит части 1 статьи 801 Гражданского Кодекса РФ, но превращает договор транспортной экспедиции в смешанный, с элементами договора аренды вагонов.
По мнению автора, договор на оказание операторских услуг на железнодорожном транспорте необходимо квалифицировать как договор возмездного оказания услуг, к которому применяются правила главы 39 Гражданского Кодекса РФ о возмездном оказании услуг. На основании общих положений о договоре в науке гражданского права, норм Гражданского Кодекса РФ и Устава железнодорожного транспорта РФ предлагается признать его самостоятельным гражданско-правовым договором, который является двусторонним, возмездным, консенсуальным, срочным, предпринимательским.
 
 
Глава III «Ответственность по обязательству перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом».
Первый параграф «Претензии и иски по обязательству перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом».
В связи с тем, что процедура сбора доказательств о виновности перевозчика при осуществлении железнодорожной перевозки опасных грузов регулируется Уставом железнодорожного транспорта РФ и имеет огромное значение в вопросе защиты прав иных участников перевозочного процесса, автором исследуется проблема, связанная с процедурой составления коммерческого акта.
Коммерческий акт должен содержать точное и подробное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность, а также данные о том, правильно ли погружен, размещен и закреплен груз, имеется ли защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе. Указание этих сведений имеет особое значение при перевозке опасных грузов.
При этом ответственность перевозчика за несвоевременное составление коммерческого акта, а также за необоснованный отказ от составления коммерческого акта Уставом железнодорожного транспорта РФ не установлена. В связи с этим, в целях защиты прав пользователей услугами железнодорожного транспорта, автор считает целесообразным установление такой ответственности в виде штрафа. 
В работе отмечается, что в соответствии с нормами Устава железнодорожного транспорта РФ право взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров для перевозки опасных грузов без согласия их владельцев, взыскания штрафа и возмещения убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, а также утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, предоставлено только грузоотправителю и грузополучателю. Однако грузоотправители и  грузополучатели не всегда являются владельцами вагонов, контейнеров. Поэтому право на предъявление к перевозчику претензии по вышеуказанным основаниям автор предлагает предоставить также владельцам вагонов, контейнеров.
У владельцев вагонов, контейнеров, в случае если они не являются грузоотправителем или грузополучателем, отсутствует транспортная железнодорожная накладная, которая необходима для предъявления претензии к перевозчику. Поэтому автор предлагает предусмотреть выдачу копии транспортной железнодорожной накладной также и владельцам вагонов, контейнеров.
В существующей судебной практике имеется две позиции по вопросу величины срока исковой давности по спорам о возмещении убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам.
Автор разделяет позицию, в соответствии с которой срок исковой давности по этой категории споров составляет три года.  Статья 120 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает право на предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензий к перевозчику в случае возмещения убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов. Поскольку обязанности собственника или законного владельца вагона предъявить к перевозчику претензию статья 120 Устава железнодорожного транспорта РФ не устанавливает, годичный срок исковой давности для требования о возмещении убытков, причиненных повреждением вагона при перевозке, установлен в случае обращения с подобным иском именно грузоотправителя или грузополучателя. Если владелец вагона, контейнера не является ни грузоотправителем, ни грузополучателем, то он имеет право на защиту нарушенных прав и законных интересов в порядке и способами, предусмотренными гражданским законодательством. В силу статьи 15 Гражданского Кодекса РФ возмещение убытков является универсальным способом защиты гражданских прав, а к убыткам применим общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 Гражданского Кодекса РФ).
Второй параграф «Ответственность за нарушение обязательства перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом» посвящен вопросам договорной и внедоговорной ответственности за нарушение обязательства перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом.
Автором проанализированы правовые нормы и судебно-арбитражная практика по таким основаниям возникновения ответственности перевозчика как невыполнение принятой заявки, несохранность опасных грузов, просрочка доставки опасных грузов, самовольное использование или задержка вагонов, подача неочищенных вагонов, повреждение вагонов.
В статье 118 Устава железнодорожного транспорта РФ содержится перечень обстоятельств, при наличии которых перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика. То есть, в соответствии с данной статьей обязанность доказать вину перевозчика лежит на предъявителе претензии. При рассмотрении данного вопроса о распределении бремени доказывания вины между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) в спорах о последствиях несохранности опасного груза автором сделан вывод о том, что ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) опасного груза должна быть возложена на перевозчика, если он не докажет, что несохранность опасного груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В работе подробно рассматриваются такие основания возникновения  ответственности грузоотправителя за нарушение обязательства перевозки опасных грузов, как невыполнение принятой заявки, искажения в транспортной железнодорожной накладной, превышение грузоподъемности вагонов, самовольное использование вагонов, задержка вагонов, повреждение вагонов.
Условие об обязательной достоверности сведений, указанных грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной, необходимо для обеспечения сохранности принятого к перевозке опасного груза до момента выдачи его грузополучателю, так как перевозчик несёт ответственность за исправную доставку к месту назначения лишь того груза, который указан в накладной. Соблюдение этого условия необходимо для обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте, поскольку действия перевозчика в отношении опасных грузов зависят от сведений, указанных в перевозочных документах.
Статьей 19 Устава железнодорожного транспорта РФ  установлено, что грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций. В настоящее время перечень таких расходов законодательством Российской Федерации не установлен, что влечет возникновение споров.
Нарушение правил перевозки опасных грузов может повлечь причинение вреда личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица. Обязанность по возмещению вреда по общему правилу возлагается на причинителя вреда, то есть на лицо, которое своими действиями (бездействием) причинило вред. Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса РФ, в случаях, предусмотренных законом, к ответственности за вред может быть привлечено лицо, не являющееся непосредственным причинителем вреда. Так, в соответствии со статьей 1079 Гражданского Кодекса РФ ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, несут юридические лица и граждане, деятельностью которых связана с повышенной опасностью для окружающих, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Автором сделан вывод о том, что деятельность по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, является деятельностью, создающей опасность для окружающих, так как перевозка осуществляется с использованием транспортных средств (локомотивы, вагоны), и объектом перевозки являются опасные грузы (взрывчатые,  воспламеняющиеся вещества и т.п.).
Основные научные результаты диссертации Ахрем Т.П. опубликованы в научных статьях общим объемом 1,8 п.л.
 
Публикации в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:
 

  1. Ахрем Т.П. Источники правового регулирования перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 2 (23). С. 114 - 123. – 0,7 п.л.
  2. Ахрем Т.П. Требования к безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом // Хозяйство и право. 2012. № 5 (424). С. 124 - 128. – 0,4 п.л.
  3. Ахрем Т.П. Опасные грузы на железнодорожном транспорте: вопросы права // Российское предпринимательство. 2012. № 10 (208). С. 69 - 73. – 0,2 п.л.

Публикации в иных изданиях:
 

  1. Ахрем Т.П. Правовое регулирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. – М.: МГЮА, 2011. С. 57 - 64. – 0,3 п.л.
  2.  Ахрем Т.П. Правовое значение и требования к оформлению транспортной железнодорожной накладной // Научная перспектива. Уфа: Инфинити, 2012. № 4/2012. С. 23 – 25. - 0,2 п.л.

 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0