2013avtoref1899

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Алексеенко Николай Николаевич
 
26 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в сфере регистрации незаконных сделок с землей» (специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.135.04
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Алексеенко Н.Н. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в сфере регистрации незаконных сделок с землей: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1899 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Алексеенко Н.Н. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в сфере регистрации незаконных сделок с землей: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации: 

 

На правах рукописи

 
 
 
 
Алексеенко Николай Николаевич
 
 

 

 
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ НЕЗАКОННЫХ СДЕЛОК С ЗЕМЛЕЙ

 

Специальность: 12.00.08 – уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

 

 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва – 2013

 
 

Работа выполнена на кафедре уголовно-правовых дисциплин федерального государственного бюджетного образовательного учреждения 

высшего профессионального образования

 «Московский государственный лингвистический университет»

 
Научный руководитель:  Гриб Владимир Григорьевич,
                                           Заслуженный юрист Российской Федерации,
                                           доктор юридических наук, профессор  
                                            
Официальные оппоненты:        Алиев Вагиф Музафарович,
                                             профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет»
 
             Борбот Андрей Владимирович,
                                             Заслуженный юрист Российской Федерации,
                                        кандидат юридических  наук, доцент, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт предпринимательства и права»
 
Ведущая организация:  Федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
 
Защита диссертации состоится «26» декабря 2013 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 212.135.04 на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» по адресу: 119034, г. Москва, ул. Остоженка, 36, ауд. 87
 
С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном читальном зале библиотеки ФГБОУ ВПО  МГЛУ
 
Автореферат разослан  «  » ноября 2013 года.
 

 
  борисова_1

 

Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат юридических наук                                                                  Борисова С.В.

Введение
Актуальность темы исследования. Земля занимает особое место среди элементов рыночной экономики, поскольку она выступает и в качестве средства производства, и в качестве объекта потребления. Она является основой жизненного пространства населения, хозяйственной деятельности предприятий и организаций, функционирующих в различных секторах экономики. Но ценность земли определяется не только экономическими показателями. Помимо того, что земля является базовым элементом недвижимости, она имеет еще экологическое и социальное значение. В Приветствии Президента Российской Федерации В.В.Путина, Учредительному съезду Российского земельного союза отмечается: «Уважаемые делегаты и гости Учредительного съезда Российского земельного союза! Представляя разные регионы и разные области деятельности, вы собрались, чтобы объединить свои усилия для сохранения одного из главных богатств нашего Отечества - земли, для защиты интересов тех, кто на земле трудится, для поддержания порядка в земельных отношениях»[1]. В этой связи обеспечение высокой степени защиты общественных отношений, охраняемых  нормами уголовного закона, является одной из приоритетных задач правоохранительных органов, государства и общества в целом. Общественные отношения, охраняемые уголовно-правовым законодательством, представляют собой значительную ценность не только для экономики страны, но и для большинства других институтов современного общества.
Актуальность темы исследования определяется также и особенностью современных экономических условий, в которых отечественный рынок земли продолжает еще формироваться. Процесс формирования данного рынка, к сожалению, сопровождается различными видами преступлений, в том числе и преступными злоупотреблениями со стороны должностных лиц, владеющих полномочиями в сфере осуществления регистрационных действий в отношении сделок с землей и другими объектами недвижимости.
Земельные отношения требуют особой правовой регламентации  и уголовно-правовой защиты, направленной на рациональное использование земель, препятствующей неправомерным действиям отдельных лиц и способствующей обеспечению равных условий заключения сделок для всех субъектов рынка земли. В этой связи, особой охраны требует система регистрации сделок с землей, которая, во-первых, играет важную роль в процессе сбора налогов на землю и на иное недвижимое имущество, а во-вторых, способствует развитию всего рынка недвижимости. Современная регистрационная система, посредством существующих реестров, обеспечивает публичный доступ к сведениям о конкретных объектах недвижимости и этим выполняет функцию содействия сделкам, в т.ч. и с землей. Реестры уменьшают информационную асимметрию, которая лежит в основе конфликтов между сторонами гражданско-правовых договоров, и обеспечивают защиту прав собственности на землю. Таким образом, создаются условия для правомерного и безопасного заключения договоров о переходе прав на землю. Более того, ведение государственного кадастрового учета земельных участков является необходимым условием регистрации прав собственности на земельные участки.[2]
Функцию защиты от наиболее опасных посягательств на земельные отношения выполняет уголовно-правовой запрет, установленный ст. 170 УК РФ, «Регистрация незаконных сделок с землей». Данное преступление посягает на отношение собственности на землю и на права граждан и юридических лиц, владеющих, пользующихся и распоряжающихся землей.  Объективная сторона преступления связана с совершением хотя бы одного из трех указанных в комментируемой статье действий: регистрация заведомо незаконных сделок с землей; искажение учетных данных Государственного земельного кадастра; умышленное занижение размеров платежей за землю. Субъект преступления - должностное лицо, наделенное полномочиями по исполнению законов и иных нормативных актов, регистрирующих земельные отношения и вопросы платежей за землю. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом по мотивам корыстной или личной заинтересованности должностного лица, использующего свое служебное положение.[3]
 Таким образом, она предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступлений по данной статье являются: их совершение должностным лицом, т. е, наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий. Квалифицирующие признаки отсутствуют.
Введение данной нормы в уголовное законодательство позиционировалось законодателем как мера, направленная на обеспечение законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли. В действительности же данная норма не в достаточной степени обеспечивает должную защиту управленческих земельных отношений. Достаточно сказать, что в настоящее время число преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 170 УК РФ, ежегодно регистрируемых официальной уголовной статистикой, не превышает нескольких случаев (в 2006 г. – 4, 2007 – 6, 2008 – 2, 2009 окончено-5 (в суд направлено-2). В 2010-2012г.г. оканчивалось 4-5 дел, в суды пока не направлено ни одного дела, (большинство они приостановлены). Отчасти это объясняется тем обстоятельством, что сформулированная норма статьи является нетехнологичной и требует совершенствования. Неудачная редакция диспозиции   является одной из причин высокого уровня латентности регистрируемых незаконных сделок с землей, искажений учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижений размеров платежей за землю.[4] Необходимость проведения исследования, посвященного изучению  обозначенных проблем, обусловлена также тем, что среди ученых, изучающих данную тему, до сих пор не сложилось  единогласия по поводу многих вопросов, касающихся названных проблем. Чрезвычайно разнятся мнения исследователей о юридическом содержании признаков состава преступления, связанного с регистрацией незаконных сделок с землей и высказываются сомнения вообще целесообразности его существования в главе о преступлениях в сфере экономической деятельности и др. Все вышеизложенное указывает на особую актуальность избранной темы  диссертационного исследования, на необходимость выработки эффективных криминологических и уголовно-правовых мер борьбы с регистрацией незаконных сделок с землей.
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные вопросы противодействия преступлениям, посягающим на управленческие земельные отношения, уголовно-правовыми и криминологическими средствами, рассматривали в  своих работах Д.И. Аминов, С.А. Боголюбов, Г.Н. Борзенков, А.В. Бурцев, Г.Е. Быстрое, А.А. Варламов, Б.В. Волженкин, А.В. Галахова, Л.Д. Гаухман, В.И. Гладких, А.А. Гольцблат, Д.Б. Горохов, И.Ю. Ельцова, А.Э. Жалинский, Ю.Г. Жариков, И.А. Иконицкая, И.А. Клепицкий, B.C. Комиссаров, Л.Л. Кругликов, А.П. Кузнецов, В.В. Кунц, В.М. Леонтьев, Н.А. Лопашенко, Т.Г. Магазинщиков, С.В. Максимов, Е.Л. Минина, А.В. Наумов, Т.В. Пинкевич, А.В. Путилин, А.М. Яковлев, П.С. Яни, Б.В. Яцеленко и др. Однако многие вопросы, касающиеся указанной темы, до сих пор остаются малоисследованными и дискуссионными. В частности, как выше указывалось, в науке уголовного права до сих пор не сложилось единого подхода к правовой природе отдельных признаков преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю, а также к направлениям совершенствования уголовного законодательства в части противодействия данным преступлениям. В правоприменительной практике отсутствует единый подход к их квалификации, а в криминологической доктрине нет единого подхода к предупреждению действий, составляющих данные преступления.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе противодействия преступлениям в виде регистрации незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю, совершаемых должностными лицами.
Предмет - объективные и субъективные признаки состава регистрации незаконных сделок с землей как преступления в сфере экономической деятельности. А также закономерности применения уголовно-правовых и криминологических мер противодействия регистрации незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю, совершаемых должностными лицами.
 Цель и задачи исследования. Цель - комплексное изучение уголовно-правовой и криминологической природы преступных деяний, предусмотренных ст. 170 УК РФ, и противодействующих им мер; разрешение проблем, связанных с совершенствованием применения уголовно-правовых и криминологических мер противодействия  отмеченным преступлениям.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач исследования:
- изучение исторические предпосылки и социальная обусловленность установления уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей;
- проведение  ретроспективный анализ развития отечественного уголовного законодательства об ответственности за преступления, посягающие на управленческие земельные отношения;
- проведение юридического анализа признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, положений гражданского, земельного и налогового законодательства, к которым отсылает данная норма;
- обобщение практики применения ст. 170 УК РФ, с целью выявления проблем, возникающих при квалификации запрещенных ею преступлений, и разработка научно обоснованных рекомендаций по квалификации данных деяний;
- разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства, направленного на борьбу с регистрацией незаконных сделок с землей, искажением учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижением размеров платежей за землю;
 - изучение результатов деятельности субъектов системы предупреждения преступлений, совершаемых в рамках ст. 170 УК РФ;  
- изучение лиц, совершивших указанные преступления, выявления особенностей криминогенных деформаций их личности и преступного поведения;
- классификация факторов, детерминирующих обстоятельства и способы указанного вида преступлений;  
- определение содержания системы общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступлений, совершаемых в рамках уголовно – правовой защиты по ст.170 УК РФ;
- изучение возможностей сдерживающего воздействия уголовного закона в отношении лиц, совершающих преступления в рассматриваемой сфере, в том числе с целью общего  и специального предупреждения преступлений;   
 - разработка предложений по совершенствованию комплекса мер криминологического характера, направленных на предупреждение преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ.
Методологической основой исследования явились всеобщий диалектический метод, а также совокупность общенаучных и специальных методов познания. В процессе исследования использованы логический, сравнительно-правовой, историко-правовой, социологический (в том числе анкетирования) и некоторые другие методы. Применялись достижения наук уголовного, гражданского, земельного, экологического права, общей теории права, криминологии, экономики, социологии, философии.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Законы Российской Федерации, а также ряд иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере противодействия преступлениям в виде регистрации незаконных сделок с землей.
Научная новизна исследования состоит в том, что соискатель впервые после введения в действие УК РФ 1996 года с использованием материалов имеющейся судебной практики осуществил комплексную разработку проблемы использования уголовно-правовых и криминологических средств противодействию преступлениям против регистрации незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю. В новых социально-экономических условиях, подготовил ряд научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения. В диссертации осуществлен детальный юридический анализ составов преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, высказано авторское понимание ряда дискуссионных вопросов по поводу содержания отдельных их признаков и на этой основе разработаны предложения по квалификации деяний, попадающих под признаки указанной статьи уголовного закона и предложения по ее совершенствованию. Существенной новизной исследования является   оценка количественных показателей преступлений которая, впервые в максимальном объеме строилась с учетом особенностей субъективной стороны противоправных деяний, что существенно повышает достоверность сформулированных в работе выводов. В работе также исследована современная криминальная ситуация, связанная с совершением указанных преступлений и предложены рекомендации по совершенствованию системы мер их предупреждения, особенностью которых является акцент на снижение уровня латентности нарушений в сфере управленческих земельных отношений, как необходимого элемента эффективной профилактики рассматриваемых преступлений.
Более конкретно новизна сформулированных соискателем выводов и рекомендаций отражена в положениях, выносимых на защиту.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Содержание статьи 170 УК РФ шире своего наименования и наряду с регистрацией незаконных сделок с землей устанавливает уголовную ответственность еще за два самостоятельных состава преступления -  искажение учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижение размеров платежей на землю. Из-за такой конструкции отмеченной уголовно-правовой нормы в теории уголовного права отсутствует единый подход к определению объекта отмеченных составов преступлений. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что все составы преступлений имеют одинаковый объект посягательств в виде управленческих земельных отношений, которые объединяют в себе две группы общественных отношений, возникающих по поводу рационального использования и оборота земли и по поводу соблюдения установленного порядка в сфере государственного регулирования землепользования.
2. Сведения официальной статистики не отображают реальную криминальную ситуацию, связанную с регистрацией незаконных сделок с землей, искажением учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижением размеров платежей за землю, так как данные преступления обладают высоким уровнем латентности, показатель коэффициента которого колеблется в пределах значений от 35 до 50. При этом наряду с традиционными причинами латентности в их основе для перечисленных преступных деяний находится фактор несовершенства уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за данные деяния и отраслевого законодательства, регулирующего земельные отношения.
3. В отношении ряда сделок с землей (например, купля-продажа и мена) действующее законодательство предписывает обязательность регистрации не сделок, а лишь вновь возникших прав на землю по этим сделкам. Таким образом, если данные сделки с землей будут незаконными, то по смыслу диспозиции ст. 170 УК РФ их регистрация не будет образовывать состав преступления, поскольку данной нормой запрещается регистрация заведомо незаконных сделок с землей, а не регистрация прав на землю, в основе которых лежат незаконные сделки.
4. Норма ст. 170 УК РФ устанавливает уголовную ответственность только за занижение размеров платежей за землю, а случаи незаконного освобождения от данных платежей остаются за пределами ее действия. В этой связи диспозицию отмеченной нормы целесообразно дополнить указанием на освобождение от платежей за землю.
5. В тексте диспозиции ст. 170 УК РФ законодатель излишне использует слово «умышленное» перед словами «занижение платежей за землю». Оно противопоставляет умышленное занижение платежей за землю действиям по регистрации незаконных сделок с землей и искажению учетных данных Государственного земельного кадастра, перед которыми не стоит указания на их умышленный характер. Кроме того, следуя смыслу ст. 24 УК РФ, указание на форму вины требуется лишь при описании преступлений, совершаемых по неосторожности. Таким образом, в диспозиции ст. 170 УК РФ слово «умышленное» целесообразно заменить словом «незаконное», так как занижение размеров указанных платежей может быть произведено и на законных основаниях.

6.  Редакцию диспозиции ст. 170 УК РФ   предлагается изложить в новой редакции.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей
1. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей и незаконного перехода прав на земельные участки, искажение сведений Государственного кадастра недвижимости, а равно незаконное занижение размеров платежей за землю либо освобождение от таких платежей, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от двухсот до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (Разумеется, если корыстная заинтересованность должностного лица связана с получением им взятки, налицо совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 290 УК.).

 7. В комплексе мер по предупреждению преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю приоритетное место должно быть в основном отведено мерам следующих направлений:

- снижение уровня латентности перечисленных преступлений;
- обеспечение деятельности правоохранительных органов методическими рекомендациями по правильной квалификации деяний, попадающих под действие ст. 170 УК РФ;
- совершенствование уголовного законодательства в части установления ответственности за отмеченные преступления;
-  создание самостоятельного контролирующего органа по соблюдению законности в сфере земельных отношений;
-  ужесточение кадрового отбора (в т.ч. строгой ротации) на должности, связанные с земельным управлением;
-  совершенствование мер взаимодействия правоохранительных органов с другими органами государственной власти, с общественностью и научно-исследовательскими учреждениями в области противодействия преступлениям, предусмотренным ст. 170 УК РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что весь комплекс полученных соискателем новых исследовательских результатов, выводов и положений расширяет знания относительно  необходимости развития теоретических основ уголовного права и криминологии в сфере противодействия преступным действиям, связанным с регистрацией незаконных сделок с землей, искажением учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижением размеров платежей за землю. Изложенные в диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы: в деятельности органов государственной власти по совершенствованию организации противодействия современной преступности в сфере экономики;  при разработке нормативно-правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации; в деятельности правоприменительных органов по предупреждению должностных преступлений;  в преподавании учебных дисциплин уголовного права и криминологии в юридических вузах, а также на курсах повышения квалификации работников правоохранительных органов; в подготовке лекций, учебных пособий и методических рекомендаций по вопросам уголовного права и криминологии, связанным с проблемами противодействия преступлениям в сфере экономики; в научно-исследовательской работе при проведении дальнейших исследований, посвященных проблемам противодействия регистрациям незаконных сделок с землей, искажениям учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижениям размеров платежей за землю.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием научной методологии и методики исследования, репрезентативностью эмпирического материала и комплексным характером проведенного исследования. В соответствии с целями исследования опрошено -  300 граждан, 86 работников правоохранительных органов, 45 юридических служащих коммерческих структур,  (риэлторы, землеустроители и т. п.). Изучен ряд решений Верховного Суда России, имеющих отношение к теме исследования, а также  27 уголовных дел, возбужденных по ст. 170 УК РФ и другие материала региональной судебно-следственной практики. При подготовке диссертации использовались статистические данные, полученные в Главном информационно-аналитическом центре МВД России.
Апробация результатов исследования. Сформулированные в диссертации положения, выводы, предложения и рекомендации получили апробацию в правоприменительной практике, основные положения диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях,   внедрены в практическую деятельность органов внутренних дел и учебный процесс кафедры УПД ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет». Основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, излагались и обсуждались на международных и межведомственных научно-практических конференциях «Преступность и общество» (г. Москва, ВНИИ МВД России, 19 декабря 2010.), «Основные направления совершенствования системы предупреждения преступлений на региональном уровне (регионе)» (г. Москва, 19 мая 2011г.), и на заседании кафедры уголовно – правовых дисциплин  ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет» (протокол №7 от 14 марта 2012года).
Материалы диссертации использовались при составлении аналитических и управленческих документов, подготовленных Правовым департаментом  МВД России по вопросам   реализации приоритетных национальных проектов, а также в практической службе и организации деятельности подразделений ОБЭП УВД г. Москвы.
Предложения и теоретические выводы, полученные в результате диссертационного исследования, нашли отражение в четырех публикациях общим объемом 2,5 п.л.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяются его цели и задачи, объект и предмет исследования, методологическая основа исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава, Особенности уголовно-правовых и криминологических мер противодействия регистрации незаконных сделок с землей, состоит из двух параграфов. Она посвящена исследованию исторических предпосылок и социальной обусловленности установления уголовной ответственности за данные преступления, а также криминальной ситуации, связанной с совершением преступлений, предусмотренных ст. 170.
В первом параграфе, «Исторические предпосылки и социальная обусловленность установления уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей», прослеживается генезис  уголовно-правовой охраны управленческих земельных отношений, рассматривается социально-экономическая обусловленность установления уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного кадастра недвижимости и занижение размеров платежей за землю. Охрана данных отношений имеет глубокую историю, анализ которой показал, что всегда в отечественном уголовном законодательстве запрещалось грубое нарушение нормального порядка в сфере земельных отношений. В истории отечественного законодательства земельные отношения охранялись уголовно-правовыми нормами еще с Древней Руси, когда сделки с землей еще не подлежали никакой регистрации. Уголовная ответственность на тот момент устанавливалась в основном за уничтожение или повреждение различных межевых знаков, а также за самовольный захват земельных участков. Впервые сделки с землей стали регистрироваться при Иване Грозном, когда была создана Поместная изба, фактически выполняющая земельно-кадастровые работы. Сделки с землей в тот период времени регистрировались площадными подьячими путем внесения соответствующих записей в приказах, но уголовной ответственности за нарушения, допущенные в процессе регистрации сделок с землей, установлено не было. Уголовная ответственность площадных подьячих за незаконные действия при регистрации сделок с землей появилась с момента принятия Соборного Уложения 1649 г.
В процессе реформаторской деятельности Петра I был установлен новый порядок регистрации сделок с землей. Сделки стали регистрироваться крепостными писцами, которые состояли на государственной службе, под контролем надсмотрщиков и Оружейной палаты. Впоследствии, особенно после отмены крепостного права, порядок регистрации сделок с землей стал усложняться, в связи с чем в уголовном законодательстве появилось несколько норм, устанавливающих ответственность за деяния тем или иным образом, связанным с нарушениями в процессе регистрации данных сделок. Так, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных содержало около трех десятков подобных составов правонарушений.
В послереволюционной России регистрационная система сделок с землей прекратила свое существование, так как вся земля была национализирована и какие-либо сделки с землей были запрещены. В связи с этим в уголовном законодательстве не было интересующих нас норм. В этот период истории уголовно – правые нормы были направлены лишь на охрану монополии государственной собственности на землю.
В УК РСФСР 1960 г., действовавшем до момента принятия УК РФ, единственным средством уголовно-правовой охраны оборота земель была норма, устанавливающая уголовную ответственность за самовольный захват земли. Включение в УК РФ специальной нормы о регистрации незаконных сделок с землей явилось одним из результатов глобальных процессов, произошедших в РФ в 1990-х годах, когда земля вновь стала рассматриваться в качестве объекта рыночного товарооборота. Земельная реформа сопровождалась большим количеством правонарушений, допускаемых как гражданами, так и должностными лицами, наделенными полномочиями по выделению земли, выдаче правоустанавливающих документов на землю, а также осуществляющими контроль за охраной и использованием земель, что также обусловило включение в уголовное законодательство указанной нормы.
В настоящее время уголовное законодательство, направленное на защиту управленческих земельных отношений, подвергается обоснованной критике со стороны различных исследователей. Современный этап развития данного законодательства следует охарактеризовать как этап «работы над ошибками», редактирования. В связи с этим возрастает роль научных исследований, направленных на совершенствование законодательства, устанавливающего ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного кадастра недвижимости или занижение размеров платежей за землю. При этом  разработка мер по совершенствованию законодательства должна опираться на исторический опыт регулирования данной сферы. УК РФ.
Во втором параграфе – «Характеристика криминальной ситуации, связанной с регистрацией незаконных сделок с землей», анализируются основные криминологические показатели преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, на основе чего делается вывод, что в виду высокой латентности данных преступлений официальные статистические сведения не отображают реальную характеристику криминальной ситуации, связанной с их совершением. Несмотря на то, что в современных условиях по ст. 170 УК РФ регистрируется всего несколько преступлений, в действительности ежегодно их совершается в лучшем случае несколько десятков. По мнению большинства опрошенных экспертов, ежегодное число отмеченных преступлений, как правило, составляет больше ста случаев. В этой связи особое внимание в параграфе уделяется установлению причин латентности рассматриваемых преступлений и определению значения коэффициента их латентности, так как это имеет важное практическое значение для организации им противодействия.
Латентности незаконных сделок с землей, искажения учетных данных государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю способствует преднамеренный характер их совершения. Современной криминологией уже не оспаривается, что одним из важнейших признаков механизма латентных преступных деяний является именно преднамеренность лица на совершение и соответственно на сокрытие преступления. В корыстных же преступлениях, к числу которых и относятся преступления, квалифицируемые по ст. 170 УК РФ, такая преднамеренность составляет 95 %.
Для рассматриваемых преступлений свойственно формирование умысла на сокрытие преступления со стороны преступника еще в период его допреступной деятельности. Здесь характерно преобладание подготовительной деятельности к совершению уголовно наказуемого деяния и его сокрытию.
Следующим фактором латентности рассматриваемых преступлений является такая их особенность, как отсутствие в большинстве случаев потерпевших, то есть лиц, заинтересованных в огласке происшедшего. Данный фактор, конечно, характерен не для каждого случая регистрации незаконных сделок с землей. Иногда преступные действия сопряжены с явным для законного собственника нарушением его прав. И все же большинство преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, характеризуются отсутствием конкретного потерпевшего, что делает необходимым учет данного фактора латентности применительно к рассматриваемым видам преступлений при разработке конкретных мер по их предупреждению. 
Высокий уровень латентности регистраций незаконных сделок с землей, искажения учетных данных государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю тесно связан с тем, что об их совершении оказывается осведомленным чрезвычайно узкий круг лиц. Данная детерминанта латентности присуща всем должностным преступлениям, так как сам механизм совершения данных преступлений характеризуется неочевидным для окружающих нарушением закона, преданием преступным действиям правомерного вида.
Несмотря на существенное влияние перечисленных факторов латентности, основным все-таки является фактор несовершенства уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за рассматриваемые преступления, а также несовершенство отраслевого законодательства, регулирующего земельные отношения. Многие общественно опасные деяния, совершаемые в сфере управленческих земельных отношений, выходят за рамки действия уголовного закона и не преследуются нормами иных отраслей права. Кроме этого, отдельные признаки преступных деяний, предусмотренных ст. 170 УК РФ, не поддаются однозначному толкованию, в связи с чем при их квалификации правоохранительные органы испытывают существенные трудности.
В рамках параграфа также проведено исследование, направленное на установление коэффициента латентности для рассматриваемых преступлений. Результаты данного исследования позволили установить, что из 100 совершенных преступлений, попадающих под действие ст. 170 УК РФ, официальной регистрации подвергается примерно 2 – 3 преступления. Таким образом, коэффициент латентности для них может достигать значения 50. 
Детерминанты рассматриваемых преступлений можно условно разделить на две группы.
К первой относятся причины и условия, характерные для должностной преступности в целом: высокая латентность должностных преступлений; низкий уровень материального и социального обеспечения должностных лиц; некачественный подбор кадров на должности; неудовлетворительная система государственного контроля и безнаказанность должностных лиц, либеральный подход органов правосудия к рассматриваемой категории преступлений.
Ко второй группе относятся специальные причины, характерные только для преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ: несовершенство уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей; отсутствие методических рекомендаций по квалификации данного преступления; неэффективная система контроля в сфере земельных отношений и повышенный интерес к земле со стороны криминальных элементов, связанный с высокой экономической ценностью земли.
Личность преступника, совершающего рассматриваемое преступление, имеет специфические социально-демографические и социально-ролевые признаки, но в наибольшей степени её отличают нравственно-психологические свойства. Возраст колеблется в пределах от  30 до 50 лет,  уровень образования – высокий. Данные лица, как правило,  состоят в зарегистрированном браке. Все эти признаки являются производными от основного социально-демографического признака данных лиц – их особого социального статуса в качестве должностного лица, то есть лица, наделенного большей властью по сравнению с обычными гражданами.
Социально-ролевые признаки описываемой личности преступника имеют свою специфику, которые нехарактерны для личности преступника в целом. Как правило, данные лица имеют твердые связи с различными социальными группами, имеют долгосрочные жизненные планы и совершают рассматриваемые преступления под действием негативной жизненной ситуации или в результате действия совокупности внешних факторов влияния,  недостаточного контроля над деятельностью должностных лиц.
Вторая глава «Уголовно-правовая характеристика и особенности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ» состоит из трех параграфов и посвящена анализу объективных и субъективных признаков составов преступлений, предусмотренных данной статьей, а также исследованию особенностей их квалификации. 
В первом параграфе – «Объект и предмет преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ», исследуется объект и предмет преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю. Отмечается, что ст.170 УК РФ объединяет в себе три альтернативных преступных деяния, которые являются специальными составами по отношению к служебному подлогу, поскольку действия, перечисленные в диспозиции указанной нормы, представляют собой частные случаи внесения в официальные документы заведомо ложных сведений, совершенные должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности. По поводу содержания объекта каждого из рассматриваемых преступлений в теории уголовного права существуют дискуссии. На основе анализа данных дискуссий делается вывод, что каждое преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, посягает на один и тот же непосредственный объект – управленческие земельные отношения. Исходя из предлагаемой законодателем терминологии, использующейся в УК РФ, управленческие земельные отношения, на которые посягают рассматриваемые преступления, можно представить как совокупность таких двух социальных благ, как нормальные отношения по поводу рационального использования и оборота земли (что относится к сфере экономической деятельности) и соблюдение установленного порядка в сфере государственного регулирования землепользования.
Предметом преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, являются Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Государственный кадастр недвижимости, платежные документы по уплате земельного налога или арендной платы, являющиеся официальными документами. Каждому предмету дается подробная характеристика и обращается внимание на то, что в случае совершения действий по искажению учетных данных Государственного земельного кадастра – предметом преступления выступает Государственный кадастр недвижимости.[5]   
Во втором параграфе – «Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ», исследуются признаки объективной стороны рассматриваемых преступлений и вопросы, связанные с их квалификацией по признакам объективной стороны. Отмечается, что незаконность сделки с землей определяется с позиций положений двух отраслей действующего законодательства: гражданского и земельного. С позиций гражданского законодательства незаконными могут являться недействительные сделки с землей, т.е. ничтожные или оспоримые, а с позиций земельного законодательства незаконными являются сделки, совершаемые с земельными участками, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте. При этом ничтожной сделкой с землей может являться не только сделка, нарушающая нормы гражданского законодательства, но и нормы иных отраслей права, в т.ч. норм земельного прав. Таким образом, незаконными в смысле ст. 170 УК РФ следует признавать сделки, совершенные при отсутствии законных оснований для предоставления земли, при несоответствие данных, изложенных в первоначальных документах фактическим обстоятельствам, сделки, совершенные с нарушением процедурного порядка регистрации сделки с землей, сделки, совершенные с нарушением требований закона, предъявляемых к сделке, сторонам сделки и свободному изъявлению воли правообладателя, с нарушением нормативных размеров предоставляемых земельных угодий и т.п.
Действующая редакция ст. 170 УК РФ не позволяет рассматривать в качестве преступления регистрацию оспоримой сделки с землей, так как ее нельзя признать заведомо незаконной. В этой связи уголовная ответственность по ст. 170 УК РФ должна наступать за регистрацию не оспоримой, а оспариваемой сделки.
Состав регистрации незаконных сделок с землей окончен с момента внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не с момента оформления и выдачи свидетельства о регистрации прав на землю.
По смыслу ст. 170 УК РФ состав преступления образуют действия в виде регистрации незаконных сделок с землей, а не в виде регистрации прав на землю, в основе которых лежат незаконные сделки. В зависимости от ряда условий последние действия могут быть квалифицированы только по ст. 285 УК РФ  (Злоупотребление должностными полномочиями) или по ст. 293 УК РФ (Халатность).
Искажение учетных данных Государственного кадастра недвижимости включает внесение в него ложных сведений либо внесение исправлений, не отвечающих действительности. Искажение учетных данных может выражаться в занижении размера участка земли, ее качества, правового режима, и искажение любых других перечисленных выше характеристик земельного участка, что влечет за собой возможность неправомерных решений, относящихся к земельному участку, сокращения налогооблагаемых площадей и других махинаций с землей.
Занижение размеров платежей за землю представляет собой специальный случай служебного подлога, но в теории уголовного права дискутируется вопрос об отграничении данного преступления от преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов физического лица или организации), поскольку согласно п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения).
В теории уголовного права случаи незаконного освобождения от платежей за землю иногда предлагают квалифицировать по ст. 170 УК РФ, но редакция диспозиции данной статьи указанное деяние не охватывает.
Признаки объективной стороны преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, по-разному толкуются как в теории уголовного права, так и в правоприменительной практике. В связи с этим редакцию диспозиции ст. 170 УК РФ следует юридически доработать. Разрешение дискуссий, существующих по поводу применения ст. 170 УК РФ, возможно только за счет внесения в нее изменений и дополнений.
Третий параграф – «Субъективные  признаки преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ», посвящен анализу субъективных признаков рассматриваемых составов преступлений, т.е. признаков субъекта и субъективной стороны.
Специальным субъектом преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, является должностное лицо, определение понятия которого сформулировано в примечании к ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями). Согласно прямому указанию в законе, данное определение распространяется только на статьи главы 30 (Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления), но, с нашей точки зрения, его использование допустимо в процессе применения ст. 170 УК РФ с осознанием того, что субъект каждого деяния, из числа запрещенных последней статьей, должен обладать специальными полномочиями для выполнения действий, указанных в данной норме.
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла, корыстным мотивом или мотивом иной личной заинтересованности. Признаки субъективной стороны являются определяющими для отграничения их от таких преступлений, как уклонение от уплаты налогов (ст. ст. 198, 199 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ) и других смежных составов.
Основным выводом параграфа явилось то, что использование в тексте рассматриваемой нормы слова «умышленное» излишне. Данное слово противопоставляет умышленное занижение платежей действиям по регистрации незаконных сделок с землей и искажению учетных данных Государственного кадастра недвижимости, перед которыми не стоит указания на умышленный характер. Кроме того, следуя смыслу ст. 24 УК РФ, указание на форму вины требуется лишь описания преступлений, совершаемых по неосторожности. В связи с этим, диссертант предлагает в диспозиции ст. 170 УК РФ слово «умышленное» заменить словом «незаконное».
Третья глава «Совершенствование криминологических и уголовно-правовых мер противодействия преступлениям, предусмотренным ст. 170 УК РФ» состоит из двух параграфов, в которых разрабатываются предложения по совершенствованию существующего комплекса мер, направленных на предупреждение рассматриваемых преступлений и уголовного законодательства в части усиления уголовной ответственности за них. 
В первом параграфе – «Характеристика и совершенствование комплекса мер», направленных на предупреждение преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ изучается система мер, направленных на предупреждение рассматриваемых в диссертации преступлений и на этой основе делается вывод, что в процессе предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, необходимо учитывать накопленный опыт профилактики общей преступности, предупреждения должностных и корыстных преступлений. При этом прерогатива должна отдаваться экономическим мерам общесоциального предупреждения и мерам, направленным на снижение уровня латентности рассматриваемых преступлений. 
Данные, полученные в ходе изучения криминальной ситуации, связанной с совершением преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижения размеров платежей за землю, реализуются в практические рекомендации по предупреждению рассматриваемых преступлений. Предлагаемая в работе система мер предупреждения преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, отличается тем, что она основывается на выявленном диссертантом принципе, согласно которому профилактика того или иного преступления в обязательном порядке должна включать в себя профилактику латентности данного преступления. Автором подчеркивается, что существующая криминологическая концепция, согласно которой профилактика преступности и противодействие латентности рассматриваются в качестве самостоятельных направлений деятельности правоохранительных органов, на наш взгляд, не способна достаточно эффективно реализовать свою конечную цель, которой является противодействие преступности. Если разделять эти два направления деятельности, то возможно возникновение определенных противоречий. Наиболее ярким примером данных противоречий является существующая в настоящее время система отчетности органов внутренних дел. Данная система направлена не столько на противодействие фактической преступности, сколько на уменьшение числа зарегистрированных преступлений. Таким образом, часть предлагаемых в диссертации мер профилактики рассматриваемых преступлений направлена на детерминанты их латентности.
На уровне специального криминологического предупреждения преступлений в виде регистрации незаконных сделок с землей основные усилия заинтересованных субъектов должны быть сосредоточены на следующих основных направлениях совершенствования применяемых специальных криминологических мер:
- разработка более прозрачных процедур регистрационных действий сделок с землей;
- усиление государственного контроля за доходами и расходами должностных лиц, участвующих в осуществлении регистрационных действий сделок с землей;
- наряду с органами прокуратуры функцию государственного земельного контроля должно осуществлять не только Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), но и самостоятельный федеральный орган, создание которого необходимо, так как в настоящее время на Роснедвижимость возложена еще и функция оказания услуг;
- своевременное обобщение практики применения норм уголовного законодательства к деяниям, связанным с нарушением должностных обязанностей лицами, осуществляющими регистрационные действия в отношении сделок с землей и на этой основе разработка рекомендаций по квалификации преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ;
-  совершенствование норм уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за преступления в виде регистрации незаконных сделок с землей, в частности ст. 170 УК РФ.
Второй параграф – «Совершенствование уголовного законодательства в части усиления ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей», посвящен разработке новой редакции ст. 170 УК РФ, лишенной выявленных в ходе исследования недостатков, присущих настоящей редакции нормы.
Прежде всего, отмечается, что необходимо изменить существующее положение, при котором регистрация незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного кадастра недвижимости и занижение размеров платежей за землю являются привилегированными составами служебного подлога. В связи с этим предлагается, во-первых, ужесточить санкцию ст. 170 УК РФ, а, во-вторых, добавить в статью часть 2, устанавливающую ответственность за совершение деяний, предусмотренных в части первой, повлекших за собой последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Кроме того, существенным недостатком ст.170 УК РФ является то, что ею не охватываются ряд деяний, посягающих на тот же непосредственный объект. Одним из таких деяний является незаконное применение налоговых льгот. В уголовно-правовой доктрине данные деяния рассматриваются в качестве преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ. Но формально, эти действия не являются занижением размеров платежей, поскольку в таких случаях платежи не взимаются вообще, а значит, такие действия не подпадают под действие ст. 170 УК РФ. Для криминализации данных действий диссертантом предлагается дополнить диспозицию ст. 170 УК РФ словами «…либо освобождение от таких платежей», расположив их после запрета на умышленное занижение размеров платежей за землю.
При этом слово «умышленное» предлагается заменить словом «незаконное». Данные изменения необходимы, поскольку существуют также законные основания занижения платежей за землю, а также освобождения от уплаты земельного налога, применение которых должностными лицами, естественно, не влечет за собой наступление юридической ответственности.
Еще одним деянием, которое должно запрещаться ст. 170 УК РФ, но не запрещается, является регистрация незаконно возникших прав на земельные участки. В настоящее время данные действия не подпадают по запрет, установленный рассматриваемой уголовно-правовой нормой, хотя данные действия не менее опасны, чем регистрация незаконных сделок с землей. Права на земельные участки регистрируются после заключения таких сделок с земельными участками, как купля-продажа и мена. Поскольку в гражданском законодательстве отсутствуют прямые указания о необходимости их государственной регистрации, в таких случаях государственной регистрации подлежит не сделка, а вновь возникшее право собственности на земельный участок. Для криминализации данных деяний предлагается заменить существующую формулировку на следующую: «регистрация заведомо незаконных сделок с землей и незаконного перехода прав на земельные участки».
Полная новая редакция статьи 170 УК РФ, изложена в системе основных положений, выносимых на защиту.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы  основные выводы и предложения.
Основные положения диссертации отражены в пяти публикациях автора общим объемом 8,8  п. л.
 

  1. Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в

 Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук:
        1. Алексеенко Н.Н. Земельные отношения как объект уголовно-правовой охраны //  Российский следователь. – № 1. – 2009. – С.11–14 – 0,5 п.л.
2. Алексеенко Н.Н.  Характеристика субъекта регистрации незаконных сделок с землей // Российский следователь. – № 2. – 2009. – С.4–5 – 0,6 п.л.
3. Алексеенко Н.Н. Исторические предпосылки и социальная обусловленность установления уголовной ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей // Российский следователь. – №19. – 2011. – С.36-38– 0,8 п.л.
4. Алексеенко Н.Н.  Совершенствования уголовного законодательства в части установления ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей (Ст. 170 УК РФ) // Российский следователь. – № 20. – 2011. – С. 14–18 – 0,6 п.л.)
 
II. Другие публикации по теме диссертации в периодических научных изданиях и сборниках:
5. Алексеенко Н.Н. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений  в сфере регистрации незаконных сделок с землей. Монография. Издательство «Юрист». – М., 2012 – 152 с. – 6,3 п. л.
 
 
 
 
 

 
[1]  В.В. Путин, 22апреля 2006г. Пр - 760. 
[3] Если корыстная заинтересованность должностного лица связана с получением им взятки, налицо совокупность преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 290 УК. (Ст. 170. Регистрация незаконных сделок с землей. [Уголовный кодекс РФ] [Глава 22] (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ); (см. текст в пред. ред.) http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_31.html © КонсультантПлюс, 1992-2012
[4] Частично устранены дополненной нормой  Ст. 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета.  Введена Федеральным законом от 01.07.2010 №147-ФЗ
[5]  При ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ

 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0