2013avtoref1895

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Радченко Сергей Александрович
 
25 декабря 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Криминологическая характеристика и предупреждение контрабанды наркотических средств синтетической группы» (специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 203.019.03
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Радченко С.А. Криминологическая характеристика и предупреждение контрабанды наркотических средств синтетической группы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 25.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1895 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Радченко С.А. Криминологическая характеристика и предупреждение контрабанды наркотических средств синтетической группы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 25.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

            

На правах рукописи
Исх. № 8/5497
от 19.11.2013 г.
           
 
 
 
 
 
 
 
РАДЧЕНКО Сергей Александрович
 
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
 
 
Специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
 кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
Москва - 2013

Работа выполнена на кафедре криминологии ФГКОУ ВПО «Московский университет Министерства внутренних дел России»
 

Научный руководитель     – Лебедев Семен Яковлевич – заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
 
Официальные оппоненты  –
 
 
Воронин Михаил Юрьевич - доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
 
                                                  –       Антонян Елена Александровна - кандидат   юридических наук, доцент ФГКОУ ВПО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина»
 
Ведущая организация          – ФГКОУ ВПО «Академия ФСИН России»

 
 
 
 
 
 
Защита диссертации состоится 25 декабря 2013 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета Д 203.019.03, созданного на базе ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД России» (117997 г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12, зал диссертационного совета).
 
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.
 
 
Автореферат разослан «___» ____________ 2013 г.
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент                                               А.А. Шишков
 
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. К началу XXI века вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими приобрели глобальный характер. Сегодня на карте мира вряд ли найдется государство, которого бы не коснулась проблема наркотизации общества. Россия не является исключением в этом смысле. Проблема наркотизации населения нашей страны остается острой на протяжении длительного времени, несмотря на возрастающую активность мер противодействия со стороны государства и общества.
Сегодня Россия  оказалась перед страшной перспективой потери целого поколения, так как по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, почти 70 процентов  наркоманов – это молодежь. Наркотики стали широкомасштабным средством деморализации населения России и уничтожения его будущего. Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.
На эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации. Необходимо принятие комплексных и сбалансированных мер, которые не только существенно снизили бы немедицинское потребление наркотиков и последствия их потребления, но и способствовали разрушению финансовых, организационных, информационных и иных наркодилерских сетей.
Современная Россия находится на одном из передовых рубежей в борьбе с международной наркопреступностью, которая за последние десятилетия трансформировалась в мощные, высокоорганизованные сообщества. С начала 90-х гг. XX столетия Россия закономерно стала объектом экспансии мирового наркобизнеса, лидеры которого стремятся организовать на территорию нашей страны международный наркотрафик.
Анализ структуры отечественного «черного рынка» наркотиков показывает, что их основная масса имеет зарубежное происхождение, то есть их ввоз в пределы Российской Федерации осуществляется контрабандным путем. Например, по информации правоохранительных органов в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др., доля наркоимпорта превышает отметку в 90% от общего количества наркотиков, присутствующих в незаконном обороте.
Наркотические средства, такие как героин, кокаин и ряд синтетических веществ вытесняют ставшие уже традиционными для нашей страны наркотики, в основном каннабисной группы.
По оценкам российских экспертов ключевым фактором, определяющим состояние внутренней наркоситуации в ближайшее время, окажется борьба за проникновение, освоение и формирование рынка наркотиков на территории России именно извне. Это наглядно подтверждает статистика объемов задержанной контрабанды наркотиков таможенными органами России. Количество перехваченных контрабандных наркотиков составило: в 1992 году – 438 кг; в 1997 – 8451,6 кг; в 2003 году – 8192,891 кг; в 2008 – 11231,3 кг; в 2011 году – 19590,3 кг. Кроме того, на территории Российской Федерации в течение последнего десятилетия только органами внутренних дел за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, задерживались представители наркобизнеса более чем из 90 государств мира.
Подобные масштабы экспансии транснационального наркобизнеса напрямую подрывают национальные интересы, посягают на безопасность государства, общества и личности.
Экспертные оценки внешних наркоугроз и анализ внутренней наркоситуации показывают, что с 90-х гг. XX столетия для России наиболее острой определилась героиновая проблема. По указанной причине силы и средства отечественных правоохранительных органов и спецслужб преимущественно направляются в сторону противодействия героиновой наркоэкспансии. Таким образом, другая, не менее опасная угроза в лице контрабандных поставок наркотиков синтетической группы как бы остается в тени героиновой угрозы. В итоге, синтетическая тема приобрела в России особую специфику и связанную с ней высокую латентность.
Наркотрафик, контрабанда наркотиков, наркомания тесно связаны между собой и взаимодействуют со многими негативными явлениями и процессами: общеуголовной преступностью, алкоголизмом, токсикоманией, проституцией, бродяжничеством и беспризорностью несовершеннолетних. Поэтому исследование этих проблем нуждается в комплексном подходе  с одновременным охватом медико-биологических, социально-правовых, политико-национальных, экономических, нравственно-этических, философских и психолого-педагогических проблем.
Разработка комплекса взаимосвязанных между собой мер, направленных на противодействие контрабанде наркотических средств синтетической группы, призвано создать предпосылки для углубленного исследования проблемы, что обуславливает в целом актуальность ее исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ была и остается вопросом, привлекающим внимание широкого круга специалистов в области уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права, уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности. Многочисленные теоретические и практические проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на почве наркотизма, в том числе, контрабанды наркотиков в своих трудах в разное время рассматривали отечественные ученые: P.O. Авакян, В.М. Алиев, Х.Д. Аликперов, Ю.М. Антонян, Л.Н. Анисимов, Т.А. Боголюбова, С.В. Бородин, В.М. Вершинин, М.Ю. Воронин, А.А. Габиани, Э.Г. Гасанов, Я.И. Гилинский, Л.В. Готчина, К.К. Горяинов, А.Я. Гришко, В.Н. Гуляев, Г.Н. Драган, В.А. Жабский, Г.В. Зазулин, В.Е. Зобов, М.В. Измайлов, Б.Ф. Калачев, В.В. Князев, Б.В. Колосов, С.И. Кравец, В.Т. Лисовский, Г.М. Миньковский, Г.М. Меретуков, А.А. Музыка, А.Н. Мусаев, А.В. Наумов, Б.П. Орлов, С.В. Полубинская, Э.Ф. Побегайло, М.Л. Прохорова, В.П. Ревин, Л.И. Романова, П.Н. Сбирунов, А.Н. Сергеев, Н.Ю. Ситковец, В.Н. Смитиенко, К.А. Толпекин, В.И. Тушканов, А.В. Федоров, М.Л. Хоменкер, Б.П. Целинский, А.Ю. Шумилов и др.
В то же время в специальной литературе сегодня нет научной информации о состоянии предупреждения контрабанды наркотических средств в Россию весьма специфической синтетической группы. Не исследовалась эта проблема и в криминологических диссертациях.
Перечисленные обстоятельства предопределили необходимость специального криминологического изучения проблемы в рамках настоящей диссертации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области противодействия контрабанде наркотических средств синтетической группы в Россию.
Предметом исследования выступают закономерности и тенденции преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств синтетической группы, их количественные и качественные показатели, процессы детерминации, особенности механизма этих преступлений, криминологическая характеристика лиц, участвующих в их совершении, а также система мер предупреждения.
Целью исследования является получение нового криминологического знания о контрабанде наркотических средств синтетической группы и разработка на его основе мер, направленных на предупреждение рассматриваемых преступлений и минимизацию распространения наркотических средств синтетической группы в российском обществе.
 Достижению указанной цели способствовало решение следующих основных задач:
- определение криминологического содержания и раскрытие механизма контрабанды наркотических средств синтетической группы;
- выявление основных криминологических тенденций контрабанды наркотических средств синтетической группы;
- обоснование криминогенной детерминации контрабанды наркотических средств синтетической группы;
- выявление криминологических свойств и качеств личности преступника и ее роли и места в механизме контрабанды наркотических средств синтетической группы;
- криминологическая оценка тенденций распространения наркотических средств синтетической группы как основы организации целенаправленной  антинаркотической превенции;
- определение организационно–правовых основ предупреждения контрабанды наркотических средств синтетической группы;
- обоснование роли и места правоохранительных органов в системе специально-криминологического предупреждения контрабанды наркотических средств синтетической группы;
- разработка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование системы мер предупреждения контрабанды наркотических средств синтетической группы.
Методологической базой исследования является  общефилософский диалектический  метод научного познания социальной действительности во взаимосвязи процессов и явлений материального мира, связанных с преступностью, ее детерминацией и системой предупреждения, с учетом исторических тенденций и закономерностей их развития. Наряду с этим, для получения предметной социальной информации криминологического свойства в процессе работы автором применялись сравнительно-правовой и статистический методы, а также социологические методы: социальные опросы, контент-анализ документов, наблюдения, экспертные оценки. Полученная в результате применения перечисленных методов информация интерпретировалась с учетом целей и задач исследования, требований научной обоснованности и достоверности, репрезентативности, с использованием теоретических положений социологии, психологии, экономики и приоритетных для настоящего исследования достижений наук так называемого криминального цикла: уголовного права, уголовно-процессуального права, криминалистики и, особенно, криминологии.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Единая Конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г., Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г., Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г., Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», иные федеральные законы и нормативные правовые акты, регулирующие сферу правоотношений в области обеспечения социально-правового контроля над преступностью, а также соответствующие указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Научная обоснованность и достоверность положений и выводов диссертации обеспечены применением апробированных социальными науками методов и методик, соблюдением требований теории криминологии, ее методологических принципов, тщательным отбором эмпирического материала, обобщением теоретического и практического опыта, а также использованием большого объема научного материала, опубликованного в трудах известных ученых: юристов, социологов, психологов и представителей других отраслей гуманитарного научного знания. Основу исследования составили также разработки отечественных ученых-юристов, непосредственно касающиеся проблем криминологической и уголовно-правовой оценки предупреждения контрабанды наркотических средств в целом и наркотиков синтетической группы в частности.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные ГИАЦ МВД России и ФСКН России, итоги анализа оперативно-розыскной, следственной и судебной практики, информационно-аналитические и справочные материалы органов внутренних дел и контроля над наркотиками России за период с 2007 по 2012 гг. Использовались данные, полученные в ходе изучения 120 архивных уголовных дел, возбужденных по факту контрабанды наркотических средств и 25 дел оперативного учета, заведенных по факту незаконного оборота и контрабанды наркотиков синтетической группы в Россию. Основные авторские теоретические выводы основаны также на результатах опроса сотрудников оперативных и следственных подразделений МВД России, ФСБ России, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной таможенной службы России (всего по специальной программе проинтервьюировано 120 респондентов) и интервьюировании лиц, подозреваемых в совершении контрабанды наркотических средств синтетической группы (20 респондентов).
Кроме того, автором при подготовке диссертации использовались результаты исследований, проведенных другими специалистами и научными коллективами, а также восьмилетний личный профессиональный опыт работы в оперативных подразделениях органов внутренних дел, связанных с предупреждением и раскрытием наркопреступлений (ПНОН МВД России).
Научная новизна исследования характеризуется получением автором криминологической информации о состоянии контрабанды наркотических средств синтетической группы и ее предупреждения, до настоящего времени не нашедшей отражения в специальной литературе и, соответственно, не используемой в современной правоохранительной антинаркотической практике. При этом новым для криминологии является научное знание: о тенденциях и закономерностях преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств синтетической группы, их детерминации, механизмах совершения рассматриваемых преступлений,  личностных свойствах и качествах участников преступных групп, занимающихся контрабандой наркотических средств синтетической группы, а также их распространением и потреблением, предупредительных мерах антиконтрабандного и антинаркотического характера, включая помимо собственно криминологических, правовые, организационные, оперативно-розыскные новации. В работе содержатся новые предложения, направленные на повышение эффективности взаимодействия различных правоохранительных структур в предупреждении контрабанды наркотиков синтетической группы. Новизной отличаются также положения, выносимые на защиту.
          Положения, выносимые на защиту:
1. Наркотические средства синтетической группы (синтетические наркотики опийной группы - метадон, триметилфентанил, фенциклидин и др.; синтетические наркотики амфетаминового ряда – МДМА, МДЕА, МДА (экстази), метамфетамины, амфетамины и др.; синтетические наркотики каннабисной группы (курительные смеси) - JWH-018, CP 47,497, HU-210 и другие синтетические агонисты каннабиноидных рецепторов) представляют собой большую опасность для здоровья населения по сравнению со всеми известными веществами наркотического ряда. В отличие от традиционных наркотиков, главным образом растительного происхождения, они характеризуются: гораздо более ярко выраженным стимулирующим воздействием; сопровождением потребления этих наркотиков, специально развиваемым организаторами их распространения «развлекательной» идеологией и соответствующей ей индустрией, создающей и усиливающей особый эмоциональный фон потребления; удобством и быстротой употребления; большой продолжительностью наркотического эффекта; отсутствием очевидных видимых признаков употребления; возможностью самостоятельного изготовления (некоторых видов); безопасностью от заражения ВИЧ и иных вирусных заболеваний; относительной дешевизной; сильной физической зависимостью и привыканием. Все эти последствия обладают повышенной общественной опасностью, представляют самостоятельную угрозу общественной безопасности, а следовательно являются особым криминологическим феноменом в ряду научных оценок наркоманийной преступности и ее предупреждения.  
2. Криминологическая специфика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков синтетической группы, наряду с обоснованными оценками их опасных последствий, выражается в том, что незаконные операции с такими наркотиками представляются более привлекательными для организаторов криминального бизнеса, поскольку характеризуются: независимостью от сбора урожая и климатических условий (в отличие от традиционных наркотических средств), компактностью и мобильностью производства, сравнительной простотой технологического процесса, возможностью достижения высокой производительности в небольших по площади лабораторных условиях, относительной доступностью прекурсоров, компактностью большинства видов готовой продукции, удобством транспортировки, сокрытия и маскировки, высокой рентабельностью. Организованные наркогруппировки в своей незаконной деятельности используют в нарколабораториях современное химическое оборудование. Высококлассные химики, задействованные в производстве синтетических наркотиков, постоянно получают новые формулы "дизайнерских" наркотиков и химических веществ (прекурсоров). Кроме того, лидеры преступных организаций выделяют значительные денежные средства на коррупцию, с целью лоббирования своих преступных интересов, приобретения определенных позиций в правоохранительных органах, в частности в таможенных службах, для беспрепятственного налаживания каналов контрабандных поставок наркотиков синтетической группы.
3.  Распространяющиеся на территории Российской Федерации наркотики синтетической группы большей частью являются контрабандными, то есть изготовленными за пределами нашей страны, главным образом в странах Западной Европы и Прибалтики и незаконно перемещенными через российскую границу. Основными поставщиками таких наркотиков являются Нидерланды, Бельгия, Польша, Литва, Латвия, Эстония. Отсюда субкультура употребления в России наркотиков синтетической группы имеет ярко выраженный «европейский», «западный» характер, весьма популярный в молодежной среде, а потому выступает  для нее европейской наркоугрозой. В то же время, по мере нарастания западноевропейской синтетической наркоугрозы России наметилась тенденция перемещения нарколабораторий ближе к границе Российской Федерации, на территории государств Восточной Европы и непосредственно в Россию. Происходящее обуславливается экономической выгодой наркопроизводителей, так как основными поставщиками прекурсоров для изготовления наркотических средств синтетической группы являются российские химические комбинаты. Такое сближение лабораторий по производству синтетических наркотиков и химкомбинатов с их неисчерпаемым запасом прекурсоров значительно сокращает транспортные затраты. Таким образом, территория Российской Федерации представляется огромным и перспективным наркорынком для производителей синтетических наркотиков.
4. Несмотря на известные изменения уголовного закона в декабре 2011 года в части упразднения ст. 188 УК РФ и фактического переноса смысла диспозиции о контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, и прекурсоров в ст. 229.1 УК РФ, с добавлением в нее территориального аспекта (незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС), криминологическая сущность контрабанды наркотических средств, в том числе синтетической группы, не изменилась. Именно контрабанда синтетических наркотиков является отправной точкой, анализируя которую можно судить о гораздо большем круге преступлений, связанных напрямую или косвенно с обеспечением деятельности контрабандных наркоканалов: незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, производство, сбыт, пересылка наркотических средств и их прекурсоров. Без научного изучения этих наркотехнологий и оказываемого ими криминального влияния невозможно дать полную криминологическую характеристику контрабанды наркотических средств синтетической группы.
5. Под контрабандой наркотиков синтетической группы в криминологическом смысле следует понимать признаваемую в глобальных масштабах опасную для государства и общества разновидность транснациональной преступной деятельности, которая заключается в незаконном перемещении через таможенную границу какого-либо государства препаратов синтетической группы с целью получения сверхприбыли. Такая контрабанда является составной частью активно развивающегося наркобизнеса, сопряженной с ним наркопреступности, последствиями которых выступает специфическая наркозависимость потребителей, представляющая самостоятельную серьезную угрозу не только собственно здоровью нации, но и мировой и национальным экономикам.
6. Отечественная проблема контрабанды наркотических средств имеет свою историю, характеризуемую проникновением на территорию России и распространением на ее просторах на протяжении, по крайней мере, XIX-XX столетий главным образом традиционных наркотиков растительного происхождения. Современность отличается привнесением в этот традиционный криминальный процесс активной экспансии наркотических средств синтетической группы, не вытесняющей, однако интенсивно дополняющей и развивающей российский криминальный рынок наркотиков, существенно обостряющей общую проблему наркотизации. Это требует соответствующей криминологической оценки в целях разработки  научно обоснованных превентивных мер адекватной социально-правовой и специальной антинаркотической защиты.
7. Распространение наркотиков в России, в том числе наркотических средств синтетической группы, активное проникновение их, главным образом, в молодежную среду обусловлено традиционными социально-экономическими, демографическими, психологическими, медицинскими и иными, в основном, известными и криминологической науке, и практике факторами. В то же время, одной из существенных современных проблем неэффективного предупреждения наркоманийной преступности, контроля над незаконным оборотом наркотиков в целом и контрабандой наркотических средств синтетической группы в частности, является обнаруживающая себя повсеместно, как на федеральном, так на региональном уровнях, рассогласованность различных субъектов предупреждения и противодействия незаконному обороту наркотиков в сборе, учете, анализе информации о соответствующих преступных деяниях и принимаемых государственных решениях. Для более целостного понимания проблемы и тенденций наркотической угрозы необходима систематизация, дифференциация и качественный анализ имеющейся информации о незаконном обороте наркотиков синтетической группы, о совершаемых на почве их распространения преступлениях и правонарушениях.
8. Обеспечение полноценного предупреждения контрабанды наркотических средств синтетической группы в Россию должно базироваться, прежде всего, на системе принципов, учет которых необходим в разработке любых программ, нацеленных на противодействие распространению  наркотиков синтетической группы:
а) фундаментальные – законность, гуманизм, гласность, уважение прав и свобод человека и гражданина, взаимодействие с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами, уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, а равно иные принципы, закрепленные в нормах российского и международного права;
б) целевые – сокращение спроса на наркотики, противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, адекватный и оптимальный контроль над легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, международное сотрудничество;
в) специальные – экономическая несовместимость легальных капиталов и капиталов, полученных посредством наркобизнеса, экономической целесообразности;
г) частные – знание предмета преступления, связанного с наркотиками синтетической группы как разновидности наркотических средств, их свойств, качеств, последствий и др.
9. В качестве мер предупреждения контрабанды наркотических средств синтетической группы предлагается:
- сокращение предложения наркотиков в незаконном обороте должно осуществляться с использованием экономических возможностей государства, путем выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов, включая ресурсную поддержку государственных органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, путем развития системы их технического оснащения;
- сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;
- развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками;
- проведение согласованных межгосударственных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и ликвидации каналов международного наркотрафика;
- совершенствование взаимодействия различных служб и ведомств по предупреждению контрабанды наркотиков.
10. Зарубежный опыт предупреждения контрабанды наркотических средств синтетической группы свидетельствует о реализации высокоэффективных антинаркотических программ, способных быть востребованными в российских условиях. В этих целях особый интерес представляет зарубежный опыт таких географических регионов, которые раньше, чем Россия столкнулись с проблемой наркотиков синтетической группы, как США, страны Западной Европы и Балтийского региона и, в частности, эффективно действующие в США программы предупреждения незаконных поставок наркотических средств:
- программа по оказанию помощи антинаркотическим службам стран, из которых в США идет основной поток наркотиков;
- программа «замещения», в рамках которой предоставляется возможность вместо выращивания наркосодержащих растений заниматься производством альтернативной сельскохозяйственной продукции, которую государство закупает по высоким фиксированным ценам;
- программа «Мерида», направленная на противодействие незаконному обороту наркотиков и связанным с ним видам организованной преступности. Программой предусмотрены поставки из США в Мексику оборудования и техники для борьбы с наркокартелями;
- программа CNET, разработанная в 1991 году, для предупреждения контрабандных поставок наркотиков, переправляемых автомобильным транспортом. В рамках этой программы были созданы подразделения, занимающиеся противодействием незаконному обороту наркотиков при помощи собак.
В отношении незаконного оборота наркотиков синтетической группы следует формировать и развивать специальную глобальную систему антинаркотического международного сотрудничества. Глобальная антинаркотическая стратегия подразумевает также приведение национальных норм права в соответствие с установленными международными стандартами.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что оно обращено к актуальной и требующей настоятельного разрешения в современных российских условиях проблеме предупреждения контрабанды наркотических средств синтетической группы. Диссертация частично восполняет имеющиеся в этой сфере пробелы и создает предпосылки для развития теоретических положений криминологической науки в этой области. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе  юридических образовательных учреждений высшего профессионального образования страны, прежде всего, системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в преподавании курсов «Криминология», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел». Материалы диссертации могут составлять базу дальнейших научных изысканий в области предупреждения  преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе их контрабанды, включая синтетические, уголовно-правовые и иные меры воздействия на наркоманийную преступность.
Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть учтены в соответствующей законотворческой работе, правоприменительной деятельности правоохранительных органов, осуществляющих работу по противодействию контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, а также использованы в подготовке различных программ предупреждения преступности в сфере незаконного оборота наркотиков.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования включены в методические рекомендации для учебного процесса и используются в учебном процессе кафедры криминологии Московского университета МВД России в преподавании отдельных тем по курсам «Криминология», «Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел». Кроме того, результаты исследования представлены на научно-практической конференции, проводимой в рамках работы Летней школы в Саратове в 2011 году.
Отдельные разработки по теме диссертации внедрены в практическую деятельность подразделений по противодействию незаконному обороту наркотиков. Материалы исследования использовались подразделением ПНОН МВД России и Департаментом полиции Республики Литва при разработке комплекса мероприятий по предупреждению контрабанды наркотических средств синтетической группы, а также при осуществлении профессионального обучения сотрудников.
Результаты исследования отражены в 5 научных публикациях автора общим объемом 2,0 п.л., опубликованных в изданиях, входящих в перечень научных журналов, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных результатов диссертационных исследований на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Структура диссертационного исследования определена логикой исследования и изложения его результатов. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. Диссертация оформлена в соответствии с требованиями ВАК Министерства образования Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрываются актуальность и степень научной разработки темы исследования, определяются его цель, задачи, объект и предмет, говорится о методологической основе и методе исследования, показана научная новизна работы, приводятся положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость, апробация результатов исследования и его структура.
Первая глава «Криминологическая характеристика контрабанды наркотических средств синтетической группы в Россию» – состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе – «Понятие контрабанды наркотических средств синтетической группы» – изучается термин контрабанда наркотических средств синтетической группы в широком, узком и частном смыслах на основе этимологического и юридического значений. Определены сущность и специфика контрабанды наркотических средств синтетической группы.
На базе проведенных исследований автором предлагается собственное криминологическое понимание контрабанды наркотических средств синтетической группы, которое выносится на защиту.
Соискателем рассмотрены исторические этапы зарождения и развития такого вида контрабанды, как контрабанда наркотических средств. Первые упоминания о незаконном провозе наркотических средств из одной страны в другую встречаются задолго до появления государственных границ и таможенных рубежей: древнегреческие и древнеримские историки в своих трудах описывают это негативное деяние. Значительную роль в широкомасштабном распространении опия на Восток сыграли походы завоевателей - арабов. В дальнейшем, в VII-VIII вв., наркотик проник на территорию Китая. До середины XVII в. китайцы импортировали опий из Индии для использования в медицинских целях, но затем  английские торговые компании начали использовать опий для проведения агрессивной колониальной политики. Так с течением времени обусловленная объективным процессом экономического развития и обмена товаров нелегальная наркоторговля стала весьма прибыльным и выгодным занятием, позволяющая добиваться политических целей.
Начало зарождения и формирования процесса контрабандной торговли наркотиками можно считать первую половину XIX в. Что же касается времени появления и развития контрабанды наркотических средств на территории России, то с этим явлением государство столкнулось по мере освоения Закавказья, Средней Азии и юга Дальнего Востока также в XIX в. Появление и развитие контрабандных поставок наркотических средств на южных окраинах России датируется  1898 годом.
Начиная с этого времени, проблема контрабанды наркотиков в нашей стране прогрессирует. Некоторое снижение активности незаконного перемещения наркотических средств наступило во время второй мировой войны, в ходе которой на 6 лет была прервана связь между Европой и Ближним Востоком. Осуществление контрабанды в условиях войны стало практически невозможно из-за боев на суше, море и в воздухе, а также режима жесточайшей цензуры. Однако по ее окончании за несколько десятилетий контрабандная торговля достигла более высокого уровня.
Контрабандные поставки наркотических средств и их последующее распространение на территории нашей страны заставило советское правительство принять адекватные предупредительные меры противодействия этому негативному явлению: развитие пограничной и таможенной инфраструктуры, разработка и принятие антинаркотических законодательных актов, налаживание международного сотрудничества в этой сфере, а также подписание и ратификация международных соглашений по противодействию незаконному обороту наркотических средств.
В дальнейшем под влиянием процесса распада СССР как единого государства, которое было способно контролировать наркоситуацию в стране и ограничивать контрабандные поставки наркотических средств, постсоветская Россия стала активно осваиваться наркопреступностью. В современной России после "лихих 90-х" продолжается процесс развития противодействия контрабандным поставкам наркотических средств. Юридическая составляющая понятия контрабанды находит свое отражение в нормах современного российского законодательства.
Во втором параграфе - «Криминологические показатели преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств синтетической группы, их основные тенденции и закономерности» - рассмотрены основные характеристики контрабанды наркотических средств синтетической группы в Россию через призму аналогичных характеристик мировой нелегальной индустрии "синтетического" наркобизнеса. На основе результатов исследования глобального распространения наркотических средств синтетической группы соискателем установлена зависимость между процессами подобного рода и происходящими на общемировом и национальном уровнях, обозначены наиболее значимые тенденции, затронувшие Российскую Федерацию.
Наркоситуация в России продолжает оставаться тяжелой и оценивается руководством страны как одна из основных угроз безопасности личности, общества и государства. Статистика такова: официально зарегистрированные потребители наркотиков  на 1 января 2012 года составляют 655005 человек. Диагноз «наркомания» -  у 445723 человека. По экспертным оценкам, число наркопотребителей превышает 2,5 млн. В последние годы в Российской Федерации  на фоне сокращения общего количества ежегодно регистрируемых преступлений отчетливо проявилась тенденция значительного увеличения (с 6 до 12%) уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Основной угрозой для России по-прежнему является внешняя наркоагрессия, которой способствуют:
•        открытые границы с бывшими республиками Союза наряду с сохранением торговых отношений и развитием интеграционных процессов;
•        продолжающийся кризис в экономической, социальной, нравственно-идеологической сферах;
•        повышение уровня бедности;
•        безработица;
•        коррумпированность органов власти и управления.
Результаты анализа состояния и развития незаконного оборота наркотиков в России позволяют выделить две основные тенденции в сфере их незаконной транспортировки:
•        контрабанда наркотиков в Российскую Федерацию в целях их разнесения в пределах страны;
•        транзит наркотических веществ через Россию в другие государства.
Учитывая "прозрачность" российских границ, социально-политическую обстановку в стране, а также увеличение спроса на наркотики в России, можно прогнозировать в ближайшее время дальнейший рост контрабандного ввоза наркотических средств в Россию, а также организацию и налаживание новых контрабандных каналов.
Контрабандные поставки наркотиков влияют на развитие профильной преступности. Увеличение наркопреступлений свидетельствует о широте наркопреступлений, об активизации противодействия правоохранительных органов. К сожалению, лица, выявленные в области незаконного оборота наркотиков, всего лишь- исполнители. Низок процент разоблачения дельцов наркобизнеса и контрабандистов, у которых в руках 90% наркорынка.
Увеличивается количество наркоманов и лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности за профильные преступления, потому что растет уровень наркомании и незаконный оборот наркотиков. В соответствии с данными Министерства здравоохранения Российской Федерации в настоящее время в нашей стране около 4 млн. наркозависимых, а официальный  диагноз «наркомания» -  у 500 тыс. человек. Среди подростков уровень заболевания наркоманией (84,5 на 100 тыс. подростков) почти в два раза выше, чем у взрослого населения.
Структура изъятых наркотиков позволяет выявить курс на постепенное замещение легких наркотических средств тяжелыми. Данная тенденция изменила ценовую политику наркотиков. Еще 5 лет назад главную прибыль приносил незаконный оборот опия, а сейчас наркодоходы формирует незаконный оборот героина. Большая часть наркотиков ввозится в Россию нелегально из-за границы.   В Москве, Санкт-Петербурге и  других крупных городах процент контрабандных наркотиков составляет 90%. Из стран Центральной и Юго-Восточной Азии в Россию поставляются  опий и героин, Китай и Северная Корея- основные поставщики   эфедриносодержащих препаратов, из стран Западной и Восточной Европы  нелегально ввозятся наркотики синтетической группы, из Латинской Америки - кокаин.
Данные правоохранительных органов позволяют сделать вывод о том, что наркотики синтетической группы поступают на территорию России из государств Европы и Прибалтики. Основными поставщиками являются Нидерланды, Бельгия, Польша, Литва, Латвия, Эстония.  Единичны случаи поставки из Китая и Таиланда.
Каналы контрабандных поставок достаточно разнообразны, но в большинстве случаев маршруты доставки пролегали через Санкт-Петербург, ставший основной перевалочной базой синтетики в России, а также Калининградскую, Псковскую, Смоленскую и Тверскую области. Контрабанда в основном осуществляется при помощи курьеров с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта. Также имеют место случаи пересылки синтетических наркотиков с использованием услуг международной почтовой связи.
Несмотря на относительную малочисленность преступных группировок, действующих в сфере контрабанды и сбыта синтетики, их отличает высокий уровень организованности, хорошая техническая оснащенность, использование современных информационных и коммуникационных технологий. В некоторых случаях при формировании указанных группировок отмечается фактор корпоративности, основанной на причастности к миру шоу-бизнеса, музыкальной среде и т.д.
Также необходимо отметить присутствие на этом поле серьезных, глубоко законспирированных этнических преступных группировок, таких как азербайджанские, цыганские, литовские, эстонские и китайские. Располагая значительными финансовыми ресурсами и обширными связями в различных регионах России, указанные группировки прилагают усилия для завоевания и монополизации данного сегмента рынка.
В настоящее время международное правоохранительное сообщество отмечает тенденцию к перемещению ряда подпольных лабораторий из государств Западной Европы на Восток в Польшу, страны Прибалтики, осуществляется реальная угроза их перемещения на территорию России ближе к химическому производству прекурсоров и обширному рынку сбыта.
В третьем параграфе «Криминогенная детерминация контрабанды наркотических средств синтетической группы» – автором были определены наиболее значимые факторы , оказывающие влияние на состояние и динамику контрабанды наркотиков:

  • получение сверхприбылей от занятия незаконным оборотом наркотических средств;
  • недостаточный пограничный и таможенный контроль (в виду слабого технического обеспечения и невысокого профессионального уровня сотрудников);
  • слабое взаимодействие правоохранительных органов, занимающихся противодействием контрабандным поставкам наркотиков (как внутрироссийское, так и международное);

Наиболее значимые факторы, обуславливающие состояние и динамику контрабанды наркотических средств, находятся в социально-экономической, внешнеполитической и организационно-правовой сферах государственной деятельности Российской Федерации. Наркоиндустрия представляет собой взаимосвязанную систему действий всех ее участников, начиная от "наркопроизводителей" и заканчивая низовым уровнем организованной наркопреступности - "наркосбытчиками". Основной целью такого взаимодействия будет желание незаконного материального обогащения.
Перемещение и активизация "синтетических" нарколабораторий ближе к границам Российской Федерации на территории стран Восточной Европы и государств Балтийского региона значительно повлияло на стоимость наркотических средств синтетической группы, а именно произошло снижение цены на наркотики данной группы. Это обуславливается двумя факторами: за счет уменьшения дальности каналов контрабандных поставок наркотических средств синтетической группы и количества государственных границ на пути наркотрафика, а также за счет снижения качества производимых наркотиков. Ценовая политика на "синтетическом" наркорынке складывается следующим образом:  при покупке оптовой партии МДМА от одного килограмма в странах Балтийского региона (Литва, Латвия и Эстония) стоимость одной таблетки МДМА будет равняться 2-3 Евро. После контрабандного перемещения партии синтетических наркотиков на территорию Российской Федерации оптовая, при приобретении от 1000 таблеток МДМА, средняя стоимость этой таблетки будет составлять 8-10 долларов США. Розничная цена таблетки "экстази", например, в Москве приближается к отметке 12 — 15 долларов США (в середине 90-х годов цена доходила до 50-100 долларов США), что существенно дешевле среднемировых цен. Так, по данным ДЕА США (Управление по борьбе с наркотиками (англ. Drug Enforcement Administration, DEA)), стоимость одной таблетки МДМА в США в среднем составляет 32.5 доллара, а в Великобритании -13-14 Евро. Снижение оптовых цен вызвало интерес организованных преступных группировок к освоению рынка сбыта синтетики в России.
По мнению экспертов ЮНОДК ООН, в случае, если окажется невозможным коренным образом переломить ситуацию с пресечением каналов контрабандных поставок наркотических средств и довести количество изъятий до 75% от общего потока наркотиков, то изменить ситуацию и повлиять на прибыльность наркотрафика и получение сверхдоходов от незаконного оборота наркотических средств будет невозможно. По данным правоохранительных органов и экспертов ЮНОДК ООН, в настоящее время общее количество изъятий наркотических средств из незаконного оборота наркотиков составляет 5-10%.
Наркобизнес существует в условиях жесткого правового запрета  и представляет собой экономическое явление, развивающееся в соответствии с законами, действующими и в легальной экономической сфере. Если незаконный оборот наркотических средств рассматривать не только с позиции преступности, а также со стороны экономических закономерностей, то можно получить подтверждение нашего вывода о прибыльности наркопреступности. Финансовые затраты на производство синтетических наркотиков в разы меньше, чем прибыль, получаемая при розничном распространении наркотических средств синтетической группы.
Экономический кризис оказывает стимулирующие воздействие на предпринимателей для участия в незаконном обороте наркотических средств в целях поддержания  финансовой стабильности на время кризиса. К тому же в наркобизнесе действуют те же принципы и правила, что и в легальном секторе экономики. Кроме того, частично решается проблема безработицы, часть трудоспособного населения вовлекается к участию в незаконном обороте наркотических средств. В этих условиях очередной раз на первое место выходит финансовая составляющая наркобизнеса, рынок наркотиков по экспертным оценкам составляет порядка 800 млрд. долларов в год, до 500 млрд. долларов, полученных от продажи наркотиков, ежегодно попадают в мировую экономику.
В четвертом параграфе «Роль и место личности преступника в механизме контрабанды наркотических средств синтетической группы» – рассмотрены понятие личности преступника в механизме контрабанды наркотических средств синтетической группы, дается собственное определение этому понятию, исследуются особенности поведения преступника, участвующего в осуществлении контрабандных поставок наркотических средств синтетической группы, изучаются конкретные ситуации, в которых реализуется преступное поведение.
При изучении личности преступника, задействованного в преступной сфере незаконного оборота наркотиков в целом и контрабандных поставок наркотических средств синтетической группы, получены данные об участии в данном виде преступлений не только граждан Российской Федерации, но и значительного, по нашему мнению, количества граждан зарубежных стран. Что еще раз подтверждает огромный интерес иностранных наркогруппировок в освоении наркорынка России.
Граждане иностранных государств участвуют в контрабанде наркотических средств синтетической группы в качестве организаторов контрабандных поставок, имеющих выход на зарубежные нарколаборатории, а также используются в роли  наркокурьеров. Каналы контрабанды достаточно разнообразны, однако в абсолютном большинстве случаев маршруты доставки пролегали через Санкт-Петербург, ставший основной перевалочной базой синтетики в России. Контрабанда в основном осуществляется при помощи курьеров с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта. Также имеют место отдельные факты пересылки с использованием каналов международной почтовой связи. Необходимо отметить участие в налаживании и осуществлении контрабандных поставок наркотических средств синтетической группы, наркогруппировок, организованных только по этническому признаку, таких как азербайджанские, цыганские, литовские и китайские. Располагая конспиративными возможностями, значительными финансовыми ресурсами и обширными связями в различных регионах России, данные наркогруппировки прилагают усилия для завоевания и монополизации "синтетического" наркорынка.
Автор делает вывод о том, что среди наркогруппировок, специализирующихся на контрабандных поставках наркотиков синтетической группы, значительное влияние оказывают преступные группировки, сформированные по этническому признаку. Но все же без участия граждан России осуществить контрабандную поставку наркотических средств на территорию Российской Федерации довольно не просто без знания российских реалий и нашей специфики. Что и подтверждается экспертными оценками о преобладании в этой преступной сфере наркогруппировок со смешанным национальным составом. Граждане зарубежных стран в структуре смешанных по национальному составу наркогруппировок обычно занимают более высокий уровень и играют важную роль в деятельности преступных группировок, занимающихся контрабандными поставками наркотических средств на территорию Российской Федерации.
По данным правоохранительных органов, в настоящее время в сфере незаконного оборота наркотических средств на территории Российской Федерации осуществляют преступную деятельность порядка 1600 организованных наркогруппировок, в состав которых входит около 6 тысяч человек. Приблизительно треть этих наркогруппировок сформированы по этническому признаку и имеют преступные связи за рубежом.
Организованная наркопреступность при содействии "бывших" и коррумпированных сотрудников правоохранительных органов используют имеющиеся пробелы в законодательстве, активно применяют в своей преступной деятельности спецтехнику и спецсредства, стоящие на вооружении антинаркотических подразделений. Кроме того, необходимо отметить высокий уровень организованности, хорошую техническую оснащенность, использование современных информационных и коммуникационных технологий.
В ходе проведения исследования проблемы контрабандных поставок наркотических средств синтетической группы автор пришел к выводу, что любая из наркогруппировок, занимающаяся контрабандными поставками наркотиков, имеет ярко выраженные черты организованной группы, т.е. имеет прямое отношение к организованной наркопреступности.
Рассматривая самую простую "модель" наркопреступности, деятельность которой связана с осуществлением контрабандных поставок наркотических средств в целом и наркотиков синтетической группы в частности на территорию Российской Федерации, можно увидеть, что эта "модель" непременно должна состоять из ряда взаимосвязанных элементов - преступных деяний. Истоки такой "модели" берут свое начало в зарубежных нарколабораториях, где налажено незаконное производство наркотиков. Следующим элементом этой "модели" будет являться совокупность незаконных деяний по транспортировки наркотических средств, в том числе и через несколько государственных границ и таможенных рубежей. В качестве заключительного элемента указанной "модели" наркопреступности можно назвать процесс организации сбыта наркотических средств как оптом, так и в розницу. Любого участника контрабандных поставок наркотических средств синтетической группы и в целом незаконного оборота этих наркотиков следует считать потенциальным или реальным членом организованной наркогруппировки, участником транснационального преступного сообщества.
Вторая глава – «Предупреждение контрабанды наркотических средств синтетической группы» – включает три параграфа.
В первом параграфе «Криминологическая оценка тенденций распространения наркотических средств синтетической группы как предпосылка организации целенаправленной  антинаркотической превенции» – анализируется общетеоретический подход к предупреждению преступности в целом, рассматриваются вопросы организации целенаправленной  антинаркотической превенции.
Оценить современное состояние и тенденции незаконного оборота наркотиков синтетической группы достаточно трудно. Это обуславливается высокой латентностью таких правонарушений, подпольным характером синтетических наркорынков, а также существующими пробелами в исследовании проблемы. Оценки преимущественно основаны на статистических данных ГИАЦ МВД России, ФСКН России и сведений Министерства здравоохранения Российской Федерации о количестве наркозависимых. Однако эти данные весьма противоречивы.
По мнению экспертов, неполные сведения, а также низкое качество данных препятствуют принятию своевременных мер противодействия незаконному обороту наркотиков синтетической группы, исходя из реальных угроз. Например, оценка распространенности потребления, являющаяся основным показателем спроса, проводится очень редко, если проводится вообще. В ряде государств уровень злоупотребления синтетическими наркотиками достаточно высок, однако данных очень мало, поскольку во многих странах никогда не проводились исследования по вопросу потребления этих наркотиков.
Еще одной проблемой для реальной оценки состояния и тенденций незаконного оборота наркотиков синтетической группы, по экспертному мнению, является недостаточность сведений судебно-медицинской экспертизы о выявлении отдельных веществ амфетаминовой группы, прекурсоров, новых способов и методов незаконного изготовления наркотиков синтетической группы. Недостаточность таких сведений кроме того не позволяет точно оценить масштабы и производственные мощности подпольных нарколабораторий по изготовлению наркотиков синтетической группы. Так как работа таких нарколабораторий ведется в подпольных условиях, то для оценки изготавливаемых наркотиков не подходят существующие методики, применяющиеся в процессе оценивания культивирования и выращивания опийного мака и куста коки.
Актуальна проблема неполных данных о незаконном обороте наркотиков и при определении размеров спроса на наркотики синтетической группы. Сведения о распространенности, характере и масштабах потребления наркотиков не собирают вообще или собирают нерегулярно, но при этом не проводится качественный анализ полученной информации, что сказывается на точности при определении количества потребления наркотиков синтетической группы. По данным ЮНОДК, общее число потребителей веществ амфетаминовой группы  в настоящее время оценивается от 14 млн. до 53 млн. человек, а потребителей веществ группы экстази - в диапазоне от 10 млн. до 26 млн. человек, что говорит о том, что число потребителей синтетических наркотиков превышает число потребителей опиатов и кокаина  вместе взятых.
Сложная обстановка складывается в вопросах контроля производства и сбыта химических веществ - прекурсоров, используемых при изготовлении синтетических наркотиков. Правоохранительными органами отмечается наличие фактов утечки этих компонентов из сферы законной торговли в незаконное производство. В целях предотвращения такой утечки прекурсоров в незаконный оборот  государства реализуют комплекс профилактических мер, предусмотренных Конвенцией о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 года.
Результатом реализуемых мер стало увеличение стоимости прекурсоров, а приобретение их для незаконного производства сопровождается значительными трудностями. Наркопроизводители сталкиваются с увеличением затрат на производство, что приводит к изменению источников и маршрутов поставок прекурсоров, а нарколаборатории перемещаются в более уязвимые и менее затратные регионы. Также наркогруппировки в целях обхода механизмов контроля изменяют химические процессы производства синтетических наркотиков так, чтобы использовать такие прекурсоры, которые не подпадают под международный или национальный контроль или меры контроля в отношении которых не столь строги.
Во втором параграфе – «Правовые основы предупреждения контрабанды наркотических средств синтетической группы» – рассматривается нормативно-правовая сфера  контроля наркотических средств синтетической группы в национальном и международном масштабе.
Развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе является принципом государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Такое сотрудничество может быть эффективным, если созданы координирующие центры, международные организации, советы руководителей — глав определенных ведомств, которым делегированы полномочия вести борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Сохранение за органами внутренних дел позиций одного из ведущих звеньев противодействия незаконному обороту наркотиков вытекает из норм действующего российского законодательства. Ст. 41 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» прямо предусматривает среди субъектов, противодействующих незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел.
Согласно Закону РФ «О полиции» к задачам и обязанностям полиции относятся: предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений и в пределах своих прав принятие мер к устранению данных обстоятельств, обеспечение совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, наблюдение за лицами, больными наркоманией в целях профилактики правонарушений с их стороны.
Деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений относится к первому направлению обеспечения контроля над незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Вторым направлением является предупреждение распространения наркомании и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ среди населения России. Сказанное констатируется в ст. 4 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», где подчеркивается приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с наркотиками, среди направлений государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также акцентируется внимание на стимулировании деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду, государственную поддержку научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании, привлечении негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Вся целевая предупредительная деятельность служб и подразделений органов внутренних дел направлена на следующее:
— сокращение незаконного изготовления, перемещения и предложения наркотиков (раскрытие преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков). Деятельность правоохранительных органов в данном направлении опирается на действующее законодательство, которое в последнее время было обновлено и детализировано;
— сокращение незаконного спроса на наркотики, связанного с профилактической работой в сфере злоупотребления наркотическими средствами. В этом направлении осуществляются мероприятия по общей профилактике, которая включает в себя выявление и нейтрализацию детерминантов, способствующих возникновению и совершению противоправных деяний и немедицинскому потреблению наркотиков, а также ряд мероприятий по индивидуальной профилактике в отношении конкретных лиц, совершающих наркоманийные преступления, состоящие в группе «риска» и активных потребителей наркотиков. В зависимости от объектов профилактики индивидуальная профилактика включает в себя первичную, вторичную и третичную.
Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков - важная часть в работе государственных структур, так как позволяет снизить не только уровень их проявлений, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет нашего государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает усилия как на предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств, наказании лиц, виновных в «наркотических» и связанных с ними преступлениях, так и на лечении наркоманов, проведении с ними реабилитационных мероприятий.
В третьем параграфе – «Роль и место правоохранительных органов в системе специально-криминологического предупреждения контрабанды наркотических средств синтетической группы» – рассмотрена организационная система и функции правоохранительных органов России, которые располагают в своих структурах подразделениями, занятыми на предупреждении, выявлении и пресечении контрабанды наркотиков. Изучаются методы проведения правоохранительными органами общей профилактики преступлений и административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и контрабандных поставок наркотиков синтетической группы.
МВД России совместно с сотрудниками ФСКН РФ, ФТС России, ФСБ России в соответствии с совместными приказами также проводятся межведомственные оперативно-профилактические мероприятия как: «Мак», «Канал», «Синтез», «Прекурсор». Мероприятия по перекрытию каналов (в том числе международных) поступления наркотиков в Россию осуществляются в рамках операции под названием «Канал». Данная операция реализуется совместно с органами федеральной службы безопасности, пограничной и таможенной службами России.
В рамках осуществления взаимодействия МВД России и ФСКН России по выявлению и пресечению наркопреступлений в настоящее время реализуется комплекс совместных мероприятий по профилактике и пресечению преступлений, связанных с незаконным перемещением наркотиков через государственную границу Российской Федерации. Для наиболее эффективного взаимодействия правоохранительных органов необходимо определить основные направления совместной деятельности таможенных органов, органов ФСКН России, внутренних дел и органов пограничной службы ФСБ России по предупреждению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения.
 
Основные положения диссертации опубликованы автором в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
 
Радченко С.А. Современные тенденции и проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков синтетической группы // Образование. Наука. Научные кадры,  2013, № 3. – 0,4 п.л.
Радченко С.А. Предупреждение преступлений на почве наркотизма подразделениями ПНОН ОВД // Образование. Наука. Научные кадры,  2012, № 9. – 0,4 п.л.
Радченко С.А. Контрабанда наркотических средств и экономическая безопасность государства // Вестник Московского университета МВД России, 2013, № 5. – 0,4 п.л.
Радченко С.А. Оценка внешних наркоугроз и контрабанды наркотических средств синтетической группы в Россию // Вестник Московского университета МВД России, 2013, № 6. – 0,4 п.л.
Радченко С.А. Проблемы общего учета и анализа информации о положении дел в области противодействия контрабандным поставкам наркотических средств синтетической группы // Вестник Московского университета МВД России, 2013, № 7. – 0,4 п.л.
 
 
 
 
 
 
 
 
РАДЧЕНКО Сергей Александрович
 
 
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
 
 
Автореферат диссертации
 
 
 
 
Подписано в печать «____»___________2013 г.
 
 
Формат 60х84 1/16
Усл.печ.л. 1,3                                                                               Уч.изд.л. 1,0
Тираж___экз.                                                                                Заказ №______
 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0