2013avtoref170

Аватар пользователя ideolog
Нафиков Илдус Саидович
 
20 июня 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Теневая экономика  как материальная основа организованной преступности в условиях крупного города (вопросы теории и практики)» (специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.282.03
 
Сноска на автореферат:
 
Нафиков И.С. Теневая экономика  как материальная основа организованной преступности в условиях крупного города (вопросы теории и практики): автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 28.
 
Ознакомиться с другими авторефератами Вы можете в разделе Авторефераты диссертаций по юридическим наукам сайта «Правовые технологии»
 
Текст автореферата диссертации:
 
 
                                                                                На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
 
 
Нафиков Илдус Саидович
 
 
 
Теневая экономика  как материальная основа
организованной    преступности    в   условиях
крупного города (вопросы теории и практики)
 
 
 
Специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
 
 
 
 
 
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург - 2013
 
      Работа выполнена в Частном образовательном учреждении
            высшего профессионального образования «Институт
                     экономики, управления и права (г. Казань)»

 
 
Научный руководитель            Заслуженный деятель науки Российской
                                                            Федерации, доктор юридических наук,
                                                            профессор Малков Виктор Павлович
 
Официальные оппоненты:               Клейменов Михаил Петрович,
                                                            Заслуженный деятель науки Российской
                                                            Федерации, доктор юридических наук,
                                                            профессор, Омская академия МВД России,
                                                            профессор кафедры уголовного права
                                                            и криминологии
 
                                                            Шеслер Александр Викторович,
                                                            доктор юридических наук, профессор,
                                                            Томский государственный университет,
                                                            профессор кафедры уголовного права
 
Ведущая организация:                      Федеральное государственное казенное
                                                             образовательное  учреждение  высшего
                                                             профессионального образования
                                                             «Нижегородская академия Министерства
                                                             внутренних дел  Российской Федерации»
 
 
Защита состоится 20 июня 2013 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 212.282.03 при Уральской государственной юридической академии по адресу: 620137 г. Екатеринбург ул. Комсомольская д. 21, зал заседаний.
 
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральской государственной юридической академии.
 
Автореферат разослан « ___ » __________ 2013 года.
 
 
 
       Ученый секретарь
       диссертационного совета
       доктор юридических наук,
       профессор                                                                                  З.А. Незнамова
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях теневая экономика и организованная преступность достигли значительных масштабов и угрожают основам общественной безопасности страны. В условиях глобализации произошли также качественные изменения в механизме их взаимодействия и влияния на общественные процессы. Теневая экономика и организованная преступность сложились в некое интеграционно-целостное явление, все больше проникающее вглубь социально-экономической структуры общества и поражающее некогда здоровые сферы социальной жизни, подрывая фундаментальные основы общественного развития.
В мировом теневом секторе создается минимум 8 триллионов долларов ежегодно добавленной стоимости. По своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США, где создается самый крупный ВВП в мире (Ушивый М.П., Латов Ю.В., Ковалев С.Н.).
Особенно актуальна эта проблема для России, находящейся на переходном этапе становления, когда выбор той или иной модели развития наиболее чувствителен для будущего страны. По оценкам специалистов, из-за проблемы российской организованной преступности в конце XX века Китай обогнал Россию по иностранным капиталовложениям 20:1 (Волобуев А.). Западные предприятия не приходят на российский рынок не только из-за угрозы вымогательства, но и потому, что не могут получить прибыль легально, не могут конкурировать с незаконной деятельностью организованной преступности. Выход, например, американских фирм на российский рынок чреват для них нарушением норм США, что может вызвать для них серьезные проблемы. Вследствие этого Россия не может конкурировать с другими странами в сфере легальных капиталовложений (Шелли Л.). Значителен нелегальный вывод денежных средств за рубеж (Овчинский В.С.).
Наибольшая же опасность состоит в том, что с разрастанием теневых явлений и процессов, активное участие в которых принимает организованная преступность, экономика страны становится зависимой не от легальных, а от нелегальных видов экономической деятельности [значительное место среди них в том числе занимают нелегальный экспорт нефти и газа, ценных редких металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, природных ресурсов и стратегических материалов (Глинкина С.П.)]. По мере этого теневые товары и услуги могут стать ведущими в участии страны в мировой экономике. Это – наибольший риск, угрожающий постсоветской экономике. Специалисты оценивают цену выхода страны из ловушки нестабильности в объемах, сравнимых с доходной частью федерального бюджета России (Болотов С.В., Проява С.М.).
В то же время опыт других стран, сумевших предпринять действенные меры по разоблачению организованных преступных групп с их коррупционной и экономической теневой составляющей показывает значимость того эффекта, который может быть достижим. Так, в Италии после таких мер к 1997 году средняя стоимость государственных подрядов стала на 40–50% ниже, чем пять лет ранее, а строительства ряда объектов – в 2-3 раза (Логинов Е.Л.). Не менее значим пример Сингапура, где за короткое время страну удалось вывести на серьезные экономические позиции. Россия с ее потенциалом имеет еще большие шансы на успех.
Общую ситуацию в России определяют районы и города как низовые территориальные звенья государственности. Решающую роль среди них играют крупные города, где сосредоточены основные, и наиболее активные, людские, материальные и финансовые ресурсы. Именно в крупных городах процессы тенизации экономики и активизации на этой почве структур организованной преступности, их взаимопроникновение и взаимовлияние проявляются с наибольшей остротой.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемам теневой экономики и организованной преступности, специфике городской криминогенности, взаимообусловленности государства, права и экономики уделено значительное внимание в юридической, экономической и социологической литературе (П.В. Агапов, М.М. Бабаев, М.Н. Базаров, Б.В. Баранов, В.М. Баранов, А.К. Бекряшев, И.П. Белозеров, С.Д. Белоцерковский, В.А. Берзин, В.П. Бирюков, О.А. Бойченко, С.В. Болотов, Р.М. Булатов, В.М. Быков, Р.Р. Вадюхина, А.В. Вакурин, А.Б. Васильев, Р.З. Везиров, Б.В. Волженкин, В.И. Волковский, А.В. Галянин, С.И. Герасимов, В.И. Гладких, Н.М. Голованов, А.И. Гуров, Р.С. Демидов, О.В. Дмитриев, А.И. Долгова, О.А. Евланова, В.М. Есипов, О.Д. Жук, В.И. Задорожный, В.А. Зубков, С.М. Иншаков, В.И. Каныгин, М.П. Клеймёнов, И.М. Клямкин, П.Н. Кобец, С.Н. Ковалев, И.Я. Козаченко, А.А. Коняева, Н.П. Купрещенко, Ю.В. Латов, Е.М. Леонов, Е.Л. Логинов, Н.А. Лопашенко, В.К. Лукин, В.В. Лунеев, Д.Г. Макаров, И.М. Мацкевич, А.Б. Мельников, А.Х. Миндагулов, А.М. Мусаев, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселов, А.С. Овчинский, В.С. Овчинский, С.С. Овчинский, В.Е. Перекислов, Э.И. Петров, Т.В. Пинкевич, В.А. Пискарев, В.И. Попов, Ю.Н. Попов, К.В. Привалов, С.М. Проява, Ю.В. Радостева, О.В. Радченко, А.Л. Репецкая, О.Н. Родионова, В.В. Савушкин, У.Т. Сайгитов, П.А. Скобликов, А.Ю. Сметанин, А.А. Смирнов, О.А. Степичева, М.Е. Тарасов, А.П. Терещенко, Л.М. Тимофеев, В.И. Третьяков, М.П. Ушивый, В.А. Фадеев, А.Г. Хабибуллин, Г.П. Харчилава, А.А. Христюк, Е.С. Чечулина, Е.А. Чипурина, С.М. Шахрай, Р.Ш. Шегабудинов, Л. Шелли, А.В. Шеслер, А.А. Шкваров, С.А. Шоткинов, А.И. Эльканов, В.Е. Эминов , П.С. Яни и другие).
Особенно много внимания уделено вопросам уяснения понятий и терминов, характеристике явлений и процессов, вычленению наиболее значимых признаков. Имеются серьезные разработки по определению масштабов исследуемых явлений, оценке степени их латентности. Сложнее поддается научной интерпретации выявление закономерностей детерминации, причин и условий этих явлений. Не всегда достаточно конкретно удается сформулировать меры по их предупреждению и эффективности борьбы с ними. Вопросы теневой экономики достаточно основательно проработаны на сегодня в экономической  науке. Вопросам их криминологического изучения и юридической, в том числе уголовно-правовой, оценки посвящены лишь отдельные работы. Недостаточно изучены также вопросы криминологического взаимодействия теневой экономики и организованной преступности в их целостном рассмотрении.
Основная доля исследований по вопросам теневой экономики и организованной преступности изучает их на глобальном или всероссийском уровне, то есть в более общей форме. Предприняты усилия по изучению организованной преступности на региональном уровне (Христюк А.А., Каныгин В.И.). На уровне первичных [низовых] административно-территориальных единиц - районов и городов, особенно крупных городов, - эти вопросы не изучались. Имеющиеся отдельные исследования по криминогенной специфике городов (Герасимов С.А., Гладких В.И., Шоткинов С.А. и другие) касаются вопросов общей либо уличной преступности, преступлений против личности и против собственности, несовершеннолетних, дорожно-транспортных происшествий, безопасности транспортных узлов, миграционных проблем.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с функционированием в городских условиях теневых форм экономики и с деятельностью в этой сфере организованных преступных формирований, охраняемые уголовным и иными отраслями права.
Теневая экономика и организованная преступность рассматриваются, прежде всего, как социальное и экономико-правовое явление. В настоящем исследовании уголовно-правовые и криминологические проблемы изучаются через призму экономических отношений, которые сложились в России в связи с переходом к рыночным отношениям и рыночной экономике.
Предметом диссертационного исследования являются фактические криминологические данные, отражающие социальные и экономические реалии функционирования теневой экономики и организованной преступности в городских условиях; правовые нормы, регулирующие эти процессы и устанавливающие ответственность за их нарушение; причины и условия этих асоциальных явлений [криминогенный факторный комплекс]; меры противодействия, предупреждения и борьбы с ними; вопросы правоприменительной практики.
Цели исследования состоят в том, чтобы на основе анализа изучаемых явлений и процессов в их взаимодействии, выявления обусловливающих их закономерностей предложить меры, направленные на повышение эффективности противодействия организованной преступности и снижения степени криминализации и тенизации экономики в условиях крупного города, разработать предложения по совершенствованию законодательства, особенно – уголовного, в сфере указанных правоотношений.
Для достижения сформулированных целей соискателем решаются следующие задачи:
а) уяснение доктринального понимания и построение собственного инструментального криминологического определения понятий теневая экономика и организованная преступность;
б) исследование криминологической сущности теневой экономики и организованной преступности в условиях крупного
города;
в) изучение причин и условий, детерминирующих существование теневой экономики и организованной преступности в условиях крупного города;
г) выявление сложностей правоприменения; определение проблем межведомственного взаимодействия и координации деятельности по противодействию организованным криминальным проявлениям в сфере экономики; разработка предложений для внедрения в деятельность правоохранительных, контролирующих, иных государственных и муниципальных органов мер по совершенствованию системы противодействия организованной преступности и ограничению теневой экономики в условиях крупного города;
д) установление недостатков правового регулирования в рассматриваемой сфере и разработка  научных рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
Методологической основой исследования выступают современная доктрина юриспруденции, диалектико-материалистический и метафизический методы познания, естественно-правовые и этические принципы оценки при интерпретации полученных данных, а также частно-научные методы познания: нормативно-правового анализа, сравнительно-правовой, политэкономический, конкретно-социологический, статистический, исторический, логический, дедуктивно-индуктивный, системно-структурный и другие. При разработке авторской методологии применительно к теме диссертационного исследования учитывалась специфика методологии, которая отражена в научных трудах по экономике, философии, социологии, криминологии, уголовному праву и другим наукам правового профиля.
Нормативную базу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, имеющие отношение к проблематике диссертации, Уголовный кодекс Российской Федерации,  конституционные и иные федеральные законы, подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие исследуемую сферу правоотношений. Наряду с российским законодательством в ходе исследования были изучены  и использованы также отдельные законодательные акты ряда зарубежных государств.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составили опубликованные и неопубликованные материалы судебной, следственной и прокурорской практики, статистические данные правоохранительных и иных государственных органов. Изучено 30 уголовных дел о преступных сообществах в 2290 томах, 34 дела о бандах в 933 томах, 3 дела о незаконных вооруженных формированиях в 253 томах, 4 дела об экстремистских сообществах в 86 томах, 19 дел об узкопрофильных организованных группах в 269 томах, всего - 90 дел с 1980 по 2012 гг., представляющих наибольший интерес для настоящего диссертационного исследования. Одновременно анализировались вспомогательные следственные и ведомственные информационно-аналитические материалы и организационно-правовые документы, надзорные производства. В ходе работы над диссертацией  были использованы также результаты социологических исследований, проводившихся управлением социологических исследований, экономического анализа и развития предпринимательства администрации г. Набережные Челны по заказу прокуратуры в 2000 году в бытность соискателя прокурором этого города. В ходе одного из исследований анкетированием были охвачены 571 несовершеннолетний житель города с учетом зональности возможного распространения преступных группировок, другого – 575. В период с 1996 по 2012 гг.  в целях получения экспертных оценок по исследуемой теме соискателем лично проведены беседы с 349 компетентными лицами, среди которых 55 сотрудников оперативно-розыскных служб органов МВД , ФСБ РФ  и Татарстана, других регионов страны; 31 следователь различных ведомств в крупных городах Татарстана; 42 прокурора городов и районов Татарстана и столичных городов других (9) субъектов Федерации, 36 судей Верховного суда и городов республики, 9 адвокатов, 25 участников преступных сообществ и банд, 16 потерпевших от их действий, 105 активно занятых в экономике лиц (в том числе 17 руководителей предприятий крупного бизнеса, 5 руководителей банков, 37 руководителей среднего бизнеса, 46 руководителей малых предприятий и индивидуальных предпринимателей), 30 руководителей учреждений социальной сферы (из них 18 руководителей учреждений образования и 12 – здравоохранения). Сбор эмпирического материала осуществлялся на территории городов Казань, Набережные Челны, Нижнекамск. При подготовке диссертации использовались материалы практического опыта соискателя (29-летний опыт работы в органах прокуратуры, в том числе на «общенадзорной» и следственной работе, последние 16 лет в должностях прокурора городов Нижнекамск, Набережные Челны и Казань с опытом организации и координации работы следственно-оперативных групп по делам о преступных сообществах).
Теоретическую основу диссертации составили:  публикации и иные работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области криминологии, уголовного права, общей теории государства и права, политэкономии и экономической теории, философии, социологии и политологии. В процессе диссертационного исследования были изучены основные научные подходы к проблемам теневой, особенно – криминальной, экономики, организованной преступности, их криминологической детерминации, предупреждения и профилактики.
Вклад соискателя в проведенное исследование. Подготовленная диссертация является самостоятельным целостным творческим научным исследованием и отражает личный вклад автора в получении результатов, изложенных в работе. Соискатель непосредственно участвовал в получении исходных данных исследования, в том числе в ходе своей повседневной практической деятельности, путем изучения уголовных дел, проведения экспертных опросов, организации социологических исследований и анализа теоретических источников. Содержащиеся в диссертации теоретические  положения и рекомендации  прикладного характера лично апробированы автором в прокурорской деятельности по организации работы правоохранительных органов по выявлению, разоблачению и привлечению к уголовной ответственности организаторов и участников организованных преступных формирований, базировавшихся на ресурсах теневой экономики и обеспечивавших ее функционирование.
Научная новизна диссертации. Настоящая работа представляет собой комплексное и системное исследование криминологических аспектов функционирования теневой экономики и организованной преступности в условиях крупного города, интегрирующее современный уровень научных знаний по данной проблеме, выполненное с учетом действующего законодательства, практики его применения и с позиций новейших достижений в области юридических, экономических, социологических и иных наук.
Впервые в юридической науке проблематика изучалась в триединстве взаимосвязанных между собой явлений: теневой экономики как материальной основы, организованной преступности в качестве формы ее контроля и городской среды, представляющей конкретную обстановку их функционирования и взаимодействия.
Выявлены криминологические закономерности взаимодействия  теневой экономики и организованной преступности. Показана специфика проявлений организованной преступности в экономике крупного города. В развитие уже имеющихся работ о специфике проявления преступности в городах, а также с учетом достижений зарубежных криминологических и социологических школ, предложено отдельное направление исследований в российской криминологии – городская криминология как ее специальная отрасль, предметом познания которой является феномен преступности в условиях города как социально-пространственной общности и среды ее продуцирования.
Уточнено понятие и дано авторское определение теневой экономики.  Конкретизированы структурные составляющие теневой экономики. В научный оборот введены криминологические термины: организованная преступность как организационно-регулятивная форма и форма контроля теневой экономики; коррупционные маркеры (индикаторы коррупции).
Рассчитана емкость теневой экономики в условиях крупного города, достигающая внушительных масштабов, что подтверждает актуальность избранной темы исследования и позволяет прогнозировать потенциал экономических возможностей организованной преступности. В диссертации применена авторская методика подсчета объема теневой экономики, основанная на интеграции оперативно-розыскных и следственных данных, статистических показателей различных ведомств, экспертных оценок теневых цен и средней доходности различных сфер теневой деятельности, показаний участников уголовных процессов, других материалов практики правоохранительных и судебных органов.
Определена специфика детерминации организованных криминальных проявлений теневой экономки, которая реализуется через альтернативно открывающиеся возможности развития. Отсюда – всегда теоретически существует возможность оказать то или иное влияние на ход событий, а, следовательно, – и значимость для практики научных рекомендаций.
Показана практическая возможность противодействия организованной преступности даже в отдельно взятом городе (по опыту городов Республики Татарстан) и распространения этих процессов на другие города и регионы. Выделена практическая значимость предупредительных мер, предпринимаемых правоохранительными органами, в том числе при координирующей роли прокуратуры.
В диссертации разработаны предложения по совершенствованию законодательства, направленного на предупреждение явлений теневой экономики и организованной преступности, повышение эффективности противодействия и борьбы с указанными асоциальными явлениями. Предложены организационные механизмы реализации этой деятельности.
Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту. В результате проведенного научного исследования закономерностей проявления теневой экономики и организованной преступности в условиях крупного города и их взаимообусловленности в диссертации выдвинуты ряд основных идей и сформулированы выводы, представленные в следующих теоретических положениях:

  1. Теоретически обосновано и раскрыто криминологическое содержание понятия теневая экономика, которая характеризуется как антагонистический способ хозяйствования отдельных социальных групп и индивидов, реализуемый через систему деформированных общественных отношений при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и иных благ с целью получения выгоды противоправными (в том числе криминальными) приемами и методами.
  2. Выявлены криминологические закономерности взаимодействия теневой экономики и организованной преступности в условиях крупного города:
    1. теневая экономика является материальной основой существования организованной преступности, а последняя - ее организационно-регулятивной формой и формой контроля; городские условия представляют собой социально-пространственную общность и среду продуцирования рассматриваемых явлений;
    2. организованная преступность выступает для части городского населения, особенно молодежи, социальным лифтом, позволяющим добиться определенных жизненных целей;
    3. с развитием рыночных отношений проявляется тенденция к экономизации организованной преступности и к ее внедрению в легальный сектор экономики;
    4. активизация организованной преступности, нацеленной на сверхприбыли, становится возможной при увеличении соотношения между размером потенциально достижимого дохода и степенью вероятности риска (разоблачения, материальных убытков), а ее системное функционирование в условиях высокой латентности снижает риски до минимальных значений;
    5. преступная деятельность становится экономически невыгодной при обеспечении государством неотвратимости системы рисков для правонарушителей, в том числе путем своевременного их разоблачения и привлечения к установленной законом ответственности;
    6. ввиду специфики криминологических детерминант, проявляющих себя через альтернативные варианты развития криминогенной ситуации, у правоохранительных органов всегда есть потенциальная возможность противостоять организованной преступности с подрывом ее экономической базы и минимизацией неблагоприятных последствий даже в отдельно взятом городе.
  3. Проанализирована взаимозависимость норм международного и российского права, регулирующих вопросы уголовного наказания как  общепревентивного средства противодействия организованной преступности. Предлагается привести в соответствие с требованиями Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности санкции преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 142, ч. 2 ст. 185, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, ч. 2 ст. 326 УК РФ, увеличив максимальные сроки наказания за их совершение до 4 лет лишения свободы.
  4. Выявлена недостаточность уголовно-правовой защиты от криминогенного влияния организованной преступности на общественные отношения в сфере экономической деятельности и общественной безопасности. В связи с этим предлагается ввести в структуру статей 173.1 (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица); 183 (незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну), 195 (неправомерные действия при банкротстве); 196 (преднамеренное банкротство); 197 (фиктивное банкротство); 199.2 (сокрытие денежных средств либо имущества организации либо индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов); 205.1 (содействие террористической деятельности, в том числе финансирование терроризма) УК РФ дополнительные части с квалифицирующим признаком совершения преступлений организованной группой и с установлением санкций, соответствующих международно-правовым обязательствам России.
  5. С учетом рассматриваемых в работе индикаторов повышенной коррупционности и тенизации экономики территорий, в том числе – крупных городов, рекомендуется определить федеральный орган государственной власти, одной из задач которого стало бы выявление и изучение причин и условий  организованной преступности и разработка предложений по их преодолению. При помощи универсального программного продукта данный государственный орган дистанционно мог бы оценивать уровень коррупции и теневой экономики в каждом субъекте Федерации и муниципальном образовании на основе совокупности экономических, социальных и других показателей.
  6. Обоснована необходимость законодательных мер пресечения противоправной деятельности подставных субъектов экономической деятельности, широко распространенной в крупных городах, путем установления требования об обязательном предъявлении при регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя правоустанавливающего документа на занимаемое помещение по юридическому адресу регистрации и введения административной ответственности заявителей за предоставление в регистрирующий орган ложных сведений.

В диссертации имеются также и иные теоретические положения, идеи и выводы, имеющие теоретическое и практическое значение.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. В диссертации разработаны ряд теоретических положений, направленных на совершенствование законодательства и мер по противодействию организованной преступности и ограничению теневой экономики, которые могут быть использованы в научной, преподавательской, законотворческой и практической деятельности, а также в системе повышения квалификации работников правоохранительных органов. Особую практическую значимость имеют положения и рекомендации по применению предупредительно-профилактических мер, которые могут быть использованы в деятельности правоохранительных органов крупных городов с учетом опыта городов Татарстана.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Достоверность полученных результатов обеспечивается ссылками на имеющиеся публикации и сопоставлением их с результатами других исследователей, использовании при обосновании выводов и предложений материалов социологических исследований, экспертных оценок практических работников, опубликованной и неопубликованной судебной, следственной и прокурорской практики. Сформулированные выводы и предложения научно обоснованы и логически аргументированы материалами диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в монографии, в 12 научных статьях, в том числе в 6 статьях, опубликованных в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАКом Минобрнауки РФ, судебных речах государственного обвинителя, докладах и сообщениях на научно-практических конференциях, которые проходили в городах Москве, Казани, Тольятти в 2003, 2011-2012 годах.
Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе Института экономики, управления и права (г.Казань). Основные положения диссертации были использованы соискателем в ходе практической деятельности в должностях прокурора городов Нижнекамска, Набережные Челны, Казань Республики Татарстан, в том числе по координации и организации уголовного преследования организаторов и участников банд и преступных сообществ в г. Набережные Челны в 2001-2007 годах, при поддержании государственного обвинения в судах, по предупреждению теневых экономических явлений в г. Казани в 2007-2012 годах.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка, а также нескольких приложений. Диссертация выполнена в объеме и оформлена технически  в соответствии с требованиями Положения о порядке присуждения ученых степеней от 30 января 2002 г. (в ред. пост. Правит. Рос. Федерации от 20 июня 2011 г. № 475).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, показывается состояние ее научной проработки, называются цели, задачи и методологические основы, теоретическая и эмпирическая база исследования, характеризуется ее научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, показывается  достоверность полученных результатов и  их научная и практическая значимость .
В главе первой «Теоретико-правовые аспекты исследования теневой экономики как материальной основы организованной преступности в условиях крупного города», состоящей из трех параграфов, исследуется теоретико-правовое состояние изученности проблемы.
В §1 «Понятие теневой экономики как материальной основы организованной преступности, диалектика взаимодействия» раскрывается понятие теневой экономики, которая включает в себя как криминальные, так и некриминальные виды деятельности, при этом криминальные формы определяют общие правила поведения в данной сфере.
Исследована диалектика взаимодействия этих явлений, где теневая экономика выступает материальной основой организованной преступности, а последняя – ее организационно-регулятивной формой и формой контроля. Наряду с официальной экономикой с ее правовой организацией существует теневая экономика. Ее участники так же взаимодействуют друг с другом, вступают в отношения, ведут переговоры, договариваются друг с другом об условиях ведения «бизнеса» и распределения его результатов, находят взаимоприемлемые цели, ждут предсказуемости от поведения других (на этом основан экономический расчет). Соответственно, появляется объективная необходимость в обеспечительном (надстроечном) механизме существования теневых экономических отношений. Субъекты этих отношений не могут пойти в суд и предъявить исковые требования, поскольку их притязания не основаны на праве. В то же время они не могут вести свой «бизнес» без гарантий. Существует объективная необходимость наведения «порядка» (альтернативного правовому порядку) в теневой сфере общественной жизни. Так возникает система теневых норм и применяющих их организационных структур. Их санкция носит внеправовой характер. Наиболее эффективной в этих условиях становится санкция, преступная по своей форме. Так в системе теневой экономики изначально востребованной становится организованная преступность как социально-организованное явление, которая всеми нитями проникает во все сферы теневого хозяйствования. Таким образом, в явлении теневой экономики изначально заложена преступность как модель поведения со всеми существующими и возможными в ней организационно-структурными элементами.
Наибольшая активность организованной преступности проявляется в условиях возможности получения сверхприбылей и высокой латентности преступлений. Она активно внедряется в легальную экономику, подрывая основы добросовестной конкуренции за счет использования монопольного преимущества в оперировании неучтенными ресурсами теневой экономики. Организованная преступность обретает в общественной экономике «рыночную власть», используя ее в целях получения сверхприбылей, в том числе путем диктата экономических условий и устранения конкурентов.
В § 2 «Уголовно-правовое и криминологическое понимание организованной преступности, специфика ее проявлений в экономике» изучаются уголовно-правовые и криминологические признаки организованной преступности, специфика ее проявлений в экономике.
Проведенный в процессе исследования криминологический анализ показал, что почти все организованные преступные формирования Татарстана сформировались в основном в трех крупных городах. В подавляющем большинстве случаев их деятельность была тесно связана с функционированием экономики в ее теневых и криминальных формах. Три четверти многопрофильных структур организованной преступности в крупных городах Республики выросли на основе теневых сфер деятельности расположенных в них предприятий и объектов среднего бизнеса. Во всех случаях их появлению предшествовало формирование в молодежных группировках системы «общака» [общей кассы] и вымогательств в детской и молодежной среде. Достигнув более высокой степени организованности, преступное формирование становится более устойчивым, а риски  сохранения жизни их лидеров (в силу усиливающейся конкуренции в борьбе за власть и перспектив огромных экономических возможностей) заметно увеличиваются. Особо высокого уровня структурированности организованные преступные формирования достигают в результате глобализации. Под влиянием глобализации возникают неподконтрольные государству сети горизонтальной кооперации (Шахрай С.М.), к числу которых относятся и объединения организованных преступных групп.
В работе обращено внимание на необходимость устранения правовой неопределенности при государственно-правовом регулировании общественных отношений, связанных с теневой экономикой и организованной преступностью. Ряд экономических преступлений с квалифицирующим признаком совершения их организованной группой отнесен к категории небольшой либо средней тяжести (п. «г» ч. 2 ст. 112, ч. 2 ст. 147, п. «а» ч. 2 ст. 165, п. «а» ч. 2 ст. 171, ч. 2 ст. 181, ч. 2 ст. 184, ч. 2 ст. 185, ч. 2 ст. 185.2, ч. 2 ст. 185.4, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, ч. 3 ст. 272, ч. 2 ст. 273, ч. 2 ст. 313, ч. 2 ст. 322, ст. 322.1, ч. 2 ст. 326 УК РФ), что в случаях их совершения участниками структурированного организованного формирования не позволяет квалифицировать содеянное по ст. 210 УК РФ. В санкциях ряда статей УК, устанавливающих ответственность за совершение преступления организованной группой (ч. 2 ст. 142, ч. 2 ст. 185, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, ч. 2 ст. 326 УК РФ), максимальное наказание предусматривается менее 4 лет лишения свободы. В то время как Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности обязывает государства-участники обеспечить, чтобы их внутреннее законодательство относило к числу серьезных (не менее четырех лет максимального срока лишения свободы) все преступления, совершаемые при участии организованных преступных групп. В некоторых составах, имеющих отношение к противодействию теневой экономической сфере и пополнению капиталов организованной преступности (ст. 173.1, 183, 195, 196, 197, 199.2, 205.1 УК РФ), вообще не предусматривается квалифицирующий признак совершения преступного деяния  организованной группой.
В § 3 «Криминологическая сущность и специфика крупного города как среды продуцирования организованных форм преступного поведения» исследуется криминологическая специфичность крупного города как источника социальной среды воспроизводства и функционирования теневой экономики и организованных форм преступности.
С учетом демографических данных, градостроительно-планировочных решений и тенденций развития, делается прогноз, что к 2020-2025гг. ряд городов Татарстана может ожидать очередной криминальный всплеск активности, в том числе на достаточно высоком организационном уровне, если своевременно не предпринять адекватных упреждающих мер.
В городской среде наблюдается конфликт культур в результате бесконтрольного миграционного притока из стран ближнего зарубежья. В случае непринятия адекватных мер по корректировке миграционной политики, можно ожидать в будущем появление проблемы взаимного неприятия в сфере межэтнических отношений, а, соответственно, - рост экстремистских настроений и этнической преступности. Все это не может не сказаться на усилении степени криминальной организованности, в том числе в экономической сфере.
В современных условиях все крупные города Татарстана вовлечены в процессы концентрации экономических ресурсов, которые протекают не только на их собственной территории, но выходят за их пределы и начинают развиваться на уровне городских агломераций – естественных объединений близлежащих городов.
Во второй главе «Криминологический анализ параметров и детерминант теневой экономики и организованной преступной деятельности, их взаимосвязь и взаимообусловленность в условиях крупного города», состоящей из трех параграфов, на основе материалов правоохранительной практики дается криминологическая характеристика указанных антисоциальных явлений с целью выявления обусловливающих их детерминант.
В §1 «Криминологическая характеристика теневой экономики и теневого валового продукта в условиях крупного  города, их типичные формы, качественные и количественные составляющие» дается криминологическая характеристика теневой экономики. Рассчитана ее ёмкость, которая, по данным нашего исследования, составляет от 45 до 80% к валовому территориальному продукту, а в  Казани не менее 144 млрд. руб. на 2010 г. В структуре теневой экономики криминальный сектор составляет 29% (в том числе, коррупционный – 16%). Кроме того не менее 10% теневой экономики, находящейся, как правило, под контролем организованной преступности, составляет запрещенная законом некриминальная деятельность, подпадающая под административную и иную юрисдикцию. Таким образом, около 40% теневой экономики носит характер преступной либо осуществляется под контролем структур организованной преступности.
В §2 «Криминологическая характеристика проявлений организованной преступности в условиях крупного города» на эмпирическом материале городов Казань и Набережные Челны дается криминологическая характеристика организованной преступности. Опыт борьбы с организованной преступностью в городах Татарстана показывает, что даже в отдельно взятом городе, независимо от общей ситуации в стране, она (вместе с экономической базой) может быть серьезно обессилена, а последствия ее  - существенно минимизированы. Большое значение имеет обеспечение государством  реализации системы возможных рисков для правонарушителей путем своевременного их разоблачения и привлечения к установленной законом ответственности. В этом случае преступная деятельность сама по себе становится экономически невыгодной.
Анализ  уголовных дел об организованных преступных формированиях (далее – ОПФ) свидетельствует, что участие в их деятельности является для определенной части людей социальным лифтом, поскольку именно здесь лица с низким уровнем образования, культуры и занятости могут достичь высочайшего уровня в экономике и политике.
Резервом для пополнения «армии» организованной преступности выступает молодежь. Большинство банд и преступных сообществ были созданы на основе хулиганских уличных групп молодежи, формировавшихся в городах первоначально по территориальному принципу. Многие  из них собирались на «сходки» во дворах школ по месту своего жительства. Территория школ активно использовалась ими для сбора денег в «общак» и вербовки новых сторонников.
Структуры организованной преступности стремятся к все большей степени монополизации, захвату новых сфер и территорий влияния. Все выявленные в крупных городах Татарстана преступные сообщества имели связи в других городах России либо свои структурные подразделения в  иных городах.
Наши расчеты, основанные на затратах разоблаченных ОПФ на приобретение оружия (по ценам «черного» рынка), показывают, что совокупный объем ежегодных расходов преступных «общаков» в Татарстане к середине первого десятилетия XXI в. составлял 45 млн. долларов США; ежегодная теневая выручка – не менее 450 млн. долларов США; а «рыночная» капитализация – 2,7 млрд. долларов США, или 81 млрд. рублей. Таким образом, под  непосредственным  контролем (управлением) разгромленных структур организованных преступных формирований находилось от 33 до 42% криминальной экономики.
В последнее десятилетие (по данным городов Татарстана) наблюдается экономизация организованной преступности, то есть заметное смещение активности ОПФ в сторону экономики, что внешне выражается в увеличении как количества, так и удельного веса совершаемых их участниками преступлений в сфере экономики в сравнении с преступлениями против личности и другими насильственными преступлениями. Прогнозируется активизация деятельности организованных преступных формирований в сфере земельных правоотношений, в связи с чем необходима разработка системы профилактических мер по устранению коррупционных факторов, способствующих произвольному принятию решений по указанному блоку вопросов.
В последнее десятилетие (в городах Татарстана) проявилась также тенденция к политизации отдельных организованных преступных формирований. Практически все подобные формирования основывали свою преступную деятельность на теневых формах экономической жизни.
В §3 «Специфика детерминации организованных криминальных форм теневой экономики в условиях крупного города,  их причины, условия и факторы» выявляется специфика детерминации организованных криминальных форм теневой экономики в условиях крупного города. Закономерности развития преступности проявляются через общественные противоречия и реализуются через альтернативные возможности развития, на которые можно позитивно воздействовать. Уровень преступности, степень ее организованности и масштабы теневой экономики в условиях крупного города определяются через конкретное преломление общих криминогенных факторных комплексов: экономических, социальных, политических, правовых, духовных. Кроме указанных внешних криминогенных факторных комплексов на организованную преступность влияют и внутренние факторы, определяющие ее самодетерминацию, такие как криминальный профессионализм в извлечении преступных доходов, криминальная самоорганизация и криминальные традиции.
В главе третьей «Специфика противодействия организованной преступной деятельности в сфере экономики в условиях крупного города», состоящей из трех параграфов, выявляются и исследуются  особенности противодействия организованной преступной деятельности в сфере экономики в условиях крупного города.
В §1  «Специальные скоординированные меры прокурорского противодействия совместно с другими правоохранительными органами по пресечению финансовой подпитки организованной преступной деятельности в сфере экономики в условиях крупного города (на примере деятельности прокуратур городов Татарстана)» исследуются специальные меры противодействия со стороны правоохранительных органов по пресечению финансовой подпитки организованной преступной деятельности в сфере экономики, проблемы их взаимодействия и координирующая роль органов прокуратуры на примере крупных городов Татарстана. Показывается, что низовой уровень координации деятельности правоохранительных органов (на уровне города) имеет наиболее важное практическое значение в борьбе с преступностью в целом и  с организованной преступностью в частности. Однако именно на этом уровне имеется ряд проблемных не решенных вопросов, что свидетельствует о необходимости  принятия нового нормативно-правового акта о координации.
Основными направлениями профилактики организованной преступной деятельности в городе являются: своевременное выявление предпреступных молодежных группировок, работа по разложению организованных групп и изоляции их лидеров, пресечение их финансовой подпитки и подрыв экономической базы их деятельности.
Профилактическое воздействие на экономические основы функционирования организованной преступности наиболее результативно на муниципальном уровне. Причем наиболее эффективными являются упреждающие мероприятия.
Меры по ограничению сферы теневой экономики должны осуществляться в увязке с комплексом  антикоррупционных действий. С учетом перечня коррупционных маркеров (индикаторов коррупции), построенного в диссертации на основе анализа экономических, социальных и других факторов, обосновано предложение о создании в стране универсального программного продукта, который позволял бы дистанционно оценивать уровень коррупции и теневой экономики в каждом субъекте Федерации и муниципальном образовании.
В §2 «Общие экономические, правовые и идеологические меры пресечения теневой экономики и направления повышения их потенциала»  изучаются общие экономические, социальные, политические, правовые и идеологические меры пресечения теневой экономики и рекомендуются меры и средства повышения их действенности.
Доказывается необходимость создания специализированной оперативно-розыскной службы по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (включая их финансово-экономическую составляющую). Обосновывается целесообразность законодательно установить правило, согласно которому  при регистрации предприятия (организации) обязательно предъявление правоустанавливающего документа по заявляемому юридическому адресу и установить административную ответственность за предоставление в регистрирующий орган ложных сведений. В работе также указывается  на  потребность  реформирования бюджетных отношений в целях исключения мотивации нижестоящих уровней публичной власти к созданию теневых финансовых резервов и нарушениям в экономической  и политической сферах жизни.
С учетом опыта Республики Татарстан ряд мер по противодействию теневой экономики могут быть реализованы в других субъектах Федерации и на муниципальном уровне в городах. Так, в республике принята программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы, в которой выделен специальный раздел о мерах по сокращению теневой экономики. При Кабинете министров создана и эффективно действует межведомственная комиссия по противодействию «серому» рынку труда и легализации доходов. С 2012 года активно стала работать также комиссия по пресечению теневого оборота денежных средств под руководством вице-премьера Татарстана. Реализована в глобальной коммуникационной сети «Интернет» и успешно действует информационная программа «Электронное Правительство», где любой гражданин может отследить режим работы любой из ветвей власти, проконтролировать документооборот, в том числе прохождение собственных обращений. Все государственные и муниципальные органы республики интегрированы в указанную программу. Создана электронная торгово-информационная площадка, позволяющая сделать прозрачным механизм государственного и муниципального заказа. На ее основе на сегодня выстраивается комплексный программный продукт «Единый Каталог сделок» по выявлению теневого оборота денежных средств по сделкам свыше 3 млн. рублей, совершаемым с участием заказчиков, оперирующих бюджетными средствами. Наряду с организационно-распорядительной системой, обеспечивающей функционирование программного средства, необходимо выработать также соответствующее правовое обеспечение, в развитие которого предстоит использовать возможности правотворческих инициатив.
В диссертации существенное внимание уделено вопросам формирования  идеологической стратегии, которые следует поставить в число государственных и правовых задач. Необходима общенародная идеология по неприятию всех форм организованной преступности, в том числе ее экономической составляющей, определяющая роль в формировании которой принадлежит проявлению высшей политической воли.
В §3 «Специальные меры уголовно-правового характера и необходимость их дальнейшего совершенствования»  изучаются и предлагаются специальные меры уголовно-правового характера. Вносятся предложения по совершенствованию  отдельных статей УК РФ. Обозначен вопрос о целесообразности, после более глубокой проработки в дальнейшем, постановки вопроса об унификации терминов, законодательно приравняв понятия серьезного преступления, используемого в Конвенции, и тяжкого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, установив соответствующие санкции (наказание свыше 5 лет лишения свободы) за все составы преступлений, совершаемых с участием организованных групп. Это позволило бы снять ряд ограничений по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в отношении всех организованных групп, увеличить сроки давности привлечения к уголовной ответственности, поскольку расследование и судебное разбирательство преступлений в сфере экономики, да еще и совершенных организованными группами, на практике занимает значительное время. Кроме того, тем самым было бы найдено решение поднимаемых в науке уголовного права вопросов о невозможности вменения ст. 210 УК РФ в отношении участников (организаторов) структурированных организованных групп, формально отвечающих признакам преступного сообщества, на стадии совершения ими нетяжких преступлений. Однако поднятая тема заслуживает отдельного специального изучения, так как внесением таких изменений затрагивается ряд других положений Общей части Уголовного кодекса РФ: например, необходимость ограничения возможности изменения судом категории преступления, предусмотренной ч. 6 ст. 15 УК РФ, условием осуждения за совершение преступления в составе организованной группы, и другие. Должны быть системно учтены также уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные и иные правовые аспекты, связанные с вносимым изменением. Поэтому на защиту вынесено положение лишь о минимально необходимом изменении законодательства по приведению в строгое соответствие с международно-правовыми обязательствами России санкций отдельных уголовно-правовых норм. В остальной части поставленной проблемы необходимо в дальнейшем более глубокое уголовно-правовое исследование.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются обобщения и выводы. Опыт борьбы с организованной преступностью в городах Татарстана подтверждает, что даже в отдельно взятом городе, независимо от общей ситуации в стране, организованная преступность (вместе с ее экономической базой) может быть серьезно обессилена, а последствия ее действий - существенно минимизированы. Основной же обобщающий вывод заключается в том, что гражданское общество, на которое опираются государственные институты, способно перебороть организованную преступность и доминировать над ней в силу морального превосходства.
При дальнейшей разработке темы необходимо более глубокое исследование уголовно-правовых вопросов противодействия организованной преступности и ограничения теневой экономики. Перспективным представляется изучение уголовно-процессуальных, криминалистических, психологических, оперативно-розыскных, организационно-управленческих аспектов. Дальнейший научный интерес вызывает исследование рассматриваемого феномена в условиях формирующихся городских агломераций.
 
 
 
 
Основные положения диссертации отражены
в следующих публикациях:
Монография:

  1. Нафиков, И.С. Теневая экономика и организованная преступность в условиях крупного города : монография / И.С. Нафиков ; под науч. ред. В.П. Малкова. – Казань : Познание, 2012. – 379 с. – 17,36 п.л.

Статьи в рецензируемых изданиях,
рекомендованных ВАКом Минобрнауки РФ:

  1. Нафиков, И.С. Организованная преступность как надстроечный механизм (организационно-регулятивная форма) «теневой» экономики / И.С. Нафиков // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. – № 4 (20). – С. 279 – 283. – 0,49 п.л.
  2. Нафиков, И.С. Государственно-правовое регулирование процессов ограничения и сужения сферы теневой экономики (из опыта Республики Татарстан) / И.С. Нафиков // Вестник Казан. технолог. университета. – 2012. – Т. 15, № 7. – С. 210–213. – 0,41 п.л.
  3. Нафиков, И. Меры по противодействию коррупции на муниципальном уровне / И.С. Нафиков // Законность. – 2012. – № 6. – С. 3–8. – 0,34 п.л.
  4. Нафиков, И.С. Понятие теневой экономики (в контексте ее изучения как материальной основы организованной преступности) / И.С. Нафиков // Вестник Казан. технолог. университета. – 2012. – Т. 15, № 12. – С. 277 – 284. – 0,71 п.л.
  5. Нафиков, И.С. Емкость «теневой» экономики (криминологическая оценка на примере города Казани) / И.С. Нафиков // Вестник Саратов. гос. юрид. академии. – 2012. – № 3 (86). – С. 205–213. – 0,45 п.л.
  6. Нафиков, И.С. Меры по ограничению сферы теневой экономики и противодействию организованным формам коррупции на муниципальном уровне (на примере деятельности прокуратуры г. Казани) // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. – № 4 (24). – С. 76–80. – 0,49 п.л.

Статьи, опубликованные в иных журналах и сборниках:

  1. Речь государственного обвинителя Нафикова И.С., прокурора города Набережные Челны, старшего советника юстиции (дело по обвинению Шукурова Ш.И. и др. в захвате заложника и иных преступлениях) / И.С. Нафиков // Судебная речь государственного обвинителя : метод. пособие  / Научно-исслед. ин-т проблем укрепления законности и правопорядка при Ген. прокуратуре РФ ; под ред. А.Я. Сухарева. – М.: Экслит, 2003. – С. 109–135. – 1,62 п.л.
  2. Нафиков, И.С. Организация расследования уголовного дела о преступлениях, связанных с деятельностью преступного сообщества «двадцать девятников» / И.С. Нафиков // Материалы семинара по обмену опытом организации работы прокуратур городов, районов. – М. : ИПК РК ГП РФ, 2003. - С. 36–50. – 0,87 п.л.
  3. Нафиков, И.С. Факторы повышенной криминогенности и особенности предупреждения преступности (на примере г. Набережные Челны) / И.С. Нафиков // Соискатель. Спецвыпуск журн. «Труд и социальные отношения». – 2005. – № 2 (29). – С. 90–97. – 0,43 п.л.
  4. Нафиков, И.С. Криминологическая характеристика групповых форм преступных проявлений среди несовершеннолетних и молодежи, специфика их предупреждения : по материалам социально-криминолог. исследований  в г. Набережные Челны) / И.С. Нафиков // Преступность несовершеннолетних в Республике Татарстан: состояние, тенденции, проблемы противодействия : сб. материалов круглого стола –  Казань : КЮИ МВД России, 2008. – С. 30–33. – 0,16 п.л.
  5. Нафиков, И.С. Уголовно-правовые и криминологические признаки организованной преступности / И.С. Нафиков // Проблемы российского законодательства : история и современность : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Тольятти, 21–22 февраля 2012 г. / редкол.: Р.В. Закомолдин и др.; фил. НОУ ВПО «СаГА» в г. Тольятти. – Самара : Самар. гуманит. акад., 2012. – 240 с. – С. 163–171. – 0,46 п.л.
  6. Нафиков, И.С. Социально-экономические факторы как индикаторы организованной «тенизации» экономики и повышенной коррупционности территорий / И.С. Нафиков // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права : сб. науч. тр. / под общ. ред. А.Г. Безверхова. – Самара : Самар. ун-т, 2012. – С. 211–216. – 0,34 п.л.

 
 
 
 
 


 
 
 
 
Подписано в печать 29.04.2013.
Заказ № _____
Формат 6084/16.
Бумага офсетная.
Печать ризографическая.
Печ. л. 1,37.
Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии «Таглимат» ИЭУП
Лицензия № 172 от 12.09.1996.
420108, г. Казань, ул. Зайцева, д.17

 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0