2013avtoref1667

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Крусс Евгений Евгеньевич
 
16 октября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов в налоговой сфере» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д310.001.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Крусс Е.Е. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов в налоговой сфере: автореф. дис... канд. юрид. наук. Люберцы, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1667 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Крусс Е.Е. Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов в налоговой сфере: автореф. дис... канд. юрид. наук. Люберцы, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи
 
 
 
 
 
Крусс Евгений Евгеньевич
 
 
 
 
АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
 

 
 

Специальность 12.00.14 – Административное право;
административный процесс
 
 
 
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
юридических наук
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Люберцы – 2013

 

Работа выполнена в научно-исследовательском центре Государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».
 

Научный руководитель:
 

Воронов Алексей Михайлович,

доктор юридических наук, профессор.

 

Официальные оппоненты:
 
Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна,
доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры таможенного права Государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»;
  Лебедева Екатерина Алексеевна,
кандидат юридических наук,
старший преподаватель кафедры административного права
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина».
 

Ведущая организация:

 

Федеральное государственное казенное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

 
Защита диссертации состоится «16» октября 2013 года в 14 час. на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д310.001.02 при Государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» по адресу: 140009, г. Люберцы Московской области, Комсомольский проспект, д. 4, аудитория 233 (зал заседаний Ученого совета).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».
 
Автореферат разослан «____ » __________ 2013 года.

Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент
 
 
И.В. Глазунова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современных условиях становления и развития Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – Таможенный союз, ТС) и членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации существенным образом пересматриваются цели, задачи, а также направления деятельности таможенных администраций государств-участников Таможенного союза.
Реформированию подвергается вся система административного управления в сфере таможенного регулирования. Это и организационно-структурная, и кадровая, и нормотворческая составляющие системы. Вместе с тем быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу[1].
Уместно отметить, что преобладающей позицией исследователей выступает определение администрирования как процесса управления. Государственное администрирование, в том числе таможенное и налоговое, выступает частью общего процесса государственного управления правоотношениями в исследуемой нами сфере.
Таким образом, интенсивное развитие законодательства Таможенного союза, направленного на совершенствование механизма таможенного администрирования в рамках ТС, предопределяет переход данной деятельности на более высокий качественный уровень, призванный обеспечить, прежде всего, законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу.
В ходе исполнения функций администратора таможенных платежей в целях достижения установленных прогнозных показателей по наполнению доходной части федерального бюджета Федеральная таможенная служба осуществляет деятельность по администрированию задолженности по уплате таможенных платежей, применению обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, администрированию льгот по уплате таможенных платежей, готовит предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы исчисления и уплаты таможенных платежей, разрабатывает и активно внедряет новые технологии взимания таможенных платежей.
В результате работы по указанным направлениям в 2012 году таможенными органами в федеральный бюджет перечислено 6 581,04 млрд. рублей, что более чем на 10 % (630,5 млрд. рублей) превышает аналогичный показатель 2011 года. Традиционно таможенные платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой, составляют более половины поступлений федерального бюджета, в 2012 году их доля составила 50,5 %.[2]
При этом следует отметить, что администрирование таможенных платежей и административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов в области налогов и сборов являются самостоятельными видами деятельности. Сущность и назначение первого заключается в наиболее полном и своевременном привлечении в доход государства таможенных платежей. По сути это управленческая деятельность, но в области финансов.
Сущность и содержание административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в области налогов и сборов выражаются в административной деятельности таможенных органов по разрешению правовых конфликтов, возникающих в сфере таможенного дела, с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов участников данных правоотношений, а также в рассмотрении дел об административных правонарушениях по фактам, выявленным в ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий.
Следует отметить, что вопросам контрольно-надзорной деятельности таможенных органов в пределах их компетенции уделяется довольно большое внимание как учеными-теоретиками, так и практикующими специалистами. Данный аспект имеет существенное значение, так как практическая реализация задач и функций таможенного контроля дает исходные материалы для административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. В ходе таможенного, налогового и валютного контроля выявляются признаки правонарушений, собираются материалы, которые впоследствии могут стать доказательствами по данной категории дел.
В современных условиях развития российской государственности исследование проблем административной юрисдикции таможенных органов в налоговой сфере является весьма важным как для теории, так и формирующей ее практики, однако данный аспект их деятельности оказался за рамками научных исследований.
Как показал анализ статистики рассмотрения данной категории дел, практика деятельности таможенных органов по рассмотрению дел о правонарушениях в налоговой сфере не отвечает реалиям сегодняшнего дня и далека от совершенства.
При этом один из проблемных аспектов современного нормативно-правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности государственных администраций в налоговой сфере заключается в дублировании ряда материальных норм, предусматривающих, в одних случаях, налоговую ответственность за их нарушение (в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ), в других – административную (в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В связи с этим особое значение приобретает исследование современного состояния правового регулирования, а также проблем правоприменительной деятельности таможенных органов, обладающих полномочиями в налоговой сфере, и разработка на основе полученных результатов предложений по ее совершенствованию.
Выбор темы диссертационного исследования обусловлен указанными выше положениями, свидетельствующими об актуальности, научном и практическом его значении.
Степень разработанности темы исследования. При написании работы были использованы выводы и практические рекомендации, содержащиеся в исследованиях следующих ученых, специализирующихся в сфере таможенного права: О.Ю. Бакаевой, Д.Н. Бахраха, Н.А. Воронцовой, Б.Н. Габричидзе, Ю.Г. Давыдова, В.Г. Драганова, А.Н. Козырина, А.Н. Митина, А.Ф. Ноздрачева, Д.В. Осинцева, М.М. Рассолова, П.П. Серкова, И.В. Тимошенко и др.
К вопросам совершенствования законодательства о налогах и сборах, выявления правовой природы административных и налоговых правонарушений, а также анализа и содержания административной ответственности и эффективности санкций в различные периоды времени обращались: А.Б. Агапов, Е.М. Ашмарина, Д.Н. Бахрах, А.В. Брызгалин, И.И. Веремеенко, А.М. Воронов, Э.Е. Гензюк, А.А. Гогин, А.В. Гончаров, В.В. Денисенко, С.З. Женетль, В.В. Зимин, М.Н. Кобзарь-Фролова, Ю.М. Козлов, А.Н. Козырин, А.П. Коренев, Ю.А. Крохина, М.А. Лапина, О.А. Ногина, И.В. Панова, С.Г. Пепеляев, Л.Л. Попов, М.А. Рыльская, Н.Г. Салищева, Н.А. Саттарова, В.Е. Севрюгин, Э.Д. Соколова, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, С.А. Старостин, А.А. Тедеев, Т.Я. Хабриева, А.П. Шергин, В.А. Юсупов, А.Ю. Якимов, А.А. Ялбулганов и другие.
Отдельные аспекты административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов достаточно подробно освещались в монографиях О.В. Гречкиной, А.Б. Новикова, Г.В. Матвиенко. Эти работы были посвящены исследованию таможенных процедур, административных производств, правоохранительной деятельности таможенных органов, однако комплексному исследованию вопросы административной юрисдикции таможенных органов в налоговой сфере не подвергались.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере.
Предметом исследования выступают правовые нормы, основные тенденции и закономерности правового регулирования, а также практические аспекты осуществления административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере.
Цель исследования заключается в разработке теоретических положений для выработки практических предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере.
Цель настоящего исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
− изучить сущность и раскрыть содержание таможенного администрирования как правовой категории;
− исследовать сущность и содержание административной юрисдикции таможенных органов в налоговой сфере;
− рассмотреть систему субъектов административной юрисдикции в налоговой сфере;
− изучить современное состояние правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере;
− рассмотреть виды и дать правовую квалификацию административных правонарушений, отнесенных к юрисдикции таможенных органов;
− выявить особенности производства по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере;
− выявить проблемные аспекты и определить пути совершенствования правового регулирования юрисдикционной деятельности таможенных органов в исследуемой сфере.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод познания, положения философии права, которые, с одной стороны, позволяют раскрыть внутренние связи, противоречия, закономерности и тенденции развития правовых явлений в их целостности и системности, с другой – воздействовать на сам исследовательский процесс, задавая ему направленность, приводящую к достижению поставленных целей.
В частности, при формировании структуры работы, изложении содержания диссертационного исследования, выработке рекомендаций, предложений и выводов использован логический метод; при характеристике структурных элементов административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в динамике ее развития – метод системного анализа; при анализе содержания нормативных правовых актов и формулировке рекомендаций по изменению в целях совершенствования действующего таможенного, налогового и административного законодательства – методы сравнительного правоведения, правового моделирования, прогнозирования, контент анализ нормативных актов и др.
Теоретическая основа исследования. На формирование мировоззренческой позиции автора, начальных теоретических обоснований, идей и взглядов оказали существенное влияние фундаментальные научные труды по общей теории права, административному, таможенному, финансовому, налоговому праву, исследования ученых: А.П. Алехина, Д.Н. Бахраха, С.Н. Братуся, И.И. Веремеенко, Л.К. Вороновой, В.В. Гриценко, В.И. Гуреева, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, О.В. Гречкиной, В.В. Денисенко, А.С. Дугенца, Ю.М. Козлова, Ю.А. Крохиной, В.Н. Кудрявцева, И.И. Кучерова, М.А. Лапиной, В.М. Манохина, М.Я. Масленникова, С.Н. Махиной, А.Ф. Ноздрачева, И.В. Пановой, Л.Л. Попова, С.Г. Пепеляева, Н.А. Поветкиной, Е.В. Покачаловой, Г.Ф. Ручкиной, А.К. Саркисова, Ю.Н. Старилова, А.А. Фатьянова, Н.И. Химичевой, А.П. Шергина, В.А. Юсупова, А.Ю. Якимова, А.А. Ялбулганова, Ц.А. Ямпольской и др.
Нормативную базу исследования составили: конституция РФ, Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств-членов Таможенного союза, Решения Комиссии Таможенного союза (в настоящее время – Евразийской экономической комиссии), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты ФТС России и ФНС России, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов в налоговой сфере.
Эмпирической основой исследования послужили:
− материалы судебной практики, содержащиеся в актах Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов первой и апелляционной инстанций;
− аналитические материалы постоянной действующей Комиссии Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии), статистическая отчетность Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы.
Научная новизна работы определяется тем, что она представляет собой одно из первых комплексных исследований проблем юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере, основные выводы которого базируются на положениях новейшего таможенного законодательства Таможенного союза, административного и налогового законодательства РФ.
Исследование отличается комплексным подходом к изучению современного состояния, нормативно-правового регулирования данной деятельности таможенных органов, позволившим выделить приоритетные направления совершенствования правового обеспечения, направленного на оптимизацию процессуальных основ административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере.
В диссертационном исследовании выработаны авторские определения понятий «таможенное администрирование», «административная юрисдикция таможенных органов в налоговой сфере», «административное расследование правонарушений в налоговой сфере», проведено соотношение понятий «таможенное администрирование» и «административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов в налоговой сфере», а также очерчен круг субъектов административной юрисдикции в налоговой сфере и определены особенности производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого должностными лицами таможенных органов, в налоговой сфере.
Выявлены проблемы и предложены конкретные направления совершенствования правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере.
При этом с целью упорядочения правоотношений, возникающих в области налогов и сборов, а также унификации порядка и оснований привлечения к ответственности за данные правонарушения автором предлагается проект федерального закона «О внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Отдельные элементы научной новизны исследования конкретизированы в положениях, выносимых на защиту:
1. Определено, что в условиях функционирования Таможенного союза в Российской Федерации действует иерархически выстроенная многоуровневая система нормативных правовых актов, регламентирующих административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов в налоговой сфере, включающая:  Таможенный кодекс Таможенного союза; международные договоры государств-членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе; решения Комиссии Таможенного союза (в настоящее время – Евразийской экономической комиссии); Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы; указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы.
2. Предложено авторское определение понятия «административная юрисдикция таможенных органов в налоговой сфере», под которым следует понимать административную деятельность уполномоченного в области таможенного дела органа исполнительной власти (должностного лица), осуществляемую в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела об административном правонарушении в области налогов и сборов, а также разрешение индивидуальных юридических споров, возникающих по результатам проведения таможенного контроля, с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов участников данных правоотношений.
При этом административно-юрисдикционнная деятельность уполномоченного в области таможенного дела органа исполнительной власти (должностного лица) находит свое выражение (реализуется) при осуществлении правоохранительной и правоприменительной деятельности.
3. Определено, что к субъектам административной юрисдикции в налоговой сфере следует относить органы исполнительной власти, которые наделены законом государственно-властными полномочиями по осуществлению администрирования в сфере налогов и сборов, а также компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях в данной сфере и разрешению индивидуальных юридических споров, возникающих по результатам проведения налогового и таможенного контроля.
При этом таможенные органы осуществляют взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов и принимают меры по их принудительному взысканию или возврату.
4. Предложено авторское определение понятия «таможенное администрирование», под которым следует понимать интегрированную систему установленных законодательством мер и мероприятий, проводимых таможенными органами в пределах своей компетенции, направленных на получение полной и достоверной информации о состоянии дел в таможенной сфере, мониторинг этого состояния, планирование и прогнозирование поступлений таможенных платежей в доходную часть бюджета государства-члена Таможенного союза, таможенное регулирование, таможенный и валютный контроль и осуществляемых с целью совершенствования управления в сфере таможенного дела.
5. Аргументировано, что таможенное администрирование и административно-юрисдикционная деятельность в таможенной сфере взаимосвязаны между собой, однако являются самостоятельными, наделенными собственным содержанием видами деятельности.
В отличие от таможенного администрирования, в рамках которого происходит осуществление таможенного контроля, являющегося первичным и обязательным для таможенных органов, административно-юрисдикционная деятельность в таможенной сфере имеет вторичный характер, так как юрисдикционное вмешательство будет иметь место лишь в случае выявления по результатам таможенного контроля нарушений законодательства.
6. Установлено, что особенностью правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере, осуществляемого таможенными органами, является то, что составы правонарушений в налоговой сфере регламентированы нормами КоАП РФ, ТК ТС, а также Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в то время как сам порядок производства по делам об административных правонарушениях – процессуальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Предложено авторское определение понятия «административное расследование правонарушений в налоговой сфере, осуществляемое должностными лицами таможенных органов», под которым следует понимать комплекс мероприятий, проводимых, в том числе и по результатам выявленных в ходе таможенного контроля признаков административных правонарушений в области налогов и сборов, и направленных на выявление всех обстоятельств дела, требующих определенных временных затрат, связанных с проведением ревизий, инвентаризаций, экспертизы и иных процессуальных действий, предусмотренных действующим законодательством.
8. Выявлено, что особенность современного нормативно-правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности органов государственной власти в налоговой сфере заключается в дублировании ряда материальных норм, предусматривающих, в одних случаях, налоговую ответственность за их нарушение (в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации), в других – административную (в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). До настоящего времени глава 16 НК РФ содержит 7 составов (ст.ст. 116, 118−120, 126, 128, 129) налоговых правонарушений, за совершение которых, согласно п.3 и п.4 ст. 108 НК РФ наступает налоговая ответственность.
С целью упорядочения правоотношений, возникающих в области налогов и сборов, а также унификации привлечения к ответственности за совершение правонарушений в налоговой сфере автором предлагается проект федерального закона, предусматривающий исключение из Налогового кодекса РФ составов данных правонарушений.
Теоретическая значимость исследования определяется комплексным подходом к изучению проблем административной юрисдикции таможенных органов в налоговой сфере, ориентированным на совершенствование ее правового регулирования.
Изложены и теоретически обоснованы решения ряда проблемных вопросов правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности таможенными органами в налоговой сфере.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений, направленных на оптимизацию процессуальной формы юрисдикционной деятельности таможенных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях в налоговой сфере.
Материалы и выводы диссертанта могут быть использованы российским законодателем в нормотворческом процессе, сотрудниками таможенных органов в правоприменительной деятельности, в учебном процессе образовательных организаций высшего образования, а также при дальнейшем исследовании проблем административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов.
Апробация результатов исследования. Подготовка и предварительная экспертиза материалов диссертации проводились в научно-исследовательском центре Российской таможенной академии. Полученные результаты исследования докладывались в форме научного доклада на совместном заседании научно-исследовательского центра и кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии.
Основные результаты исследования отражены в 11 научных публикациях, 3 из которых - в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень российских рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций.
Выводы и предложения диссертационного исследования прошли апробирование:
− при чтении лекций, проведении практических занятий по дисциплине «Административная юрисдикция таможенных органов» в Российской таможенной академии, «Административная юрисдикция ОВД» - в Московском университете МВД России;
− в выступлениях на научно-практических конференциях: межвузовских научно-практических конференциях, проводимых в рамках «Недели науки» (г. Люберцы, РТА, март 2010 г.; г. Ростов-на-Дону, Ростовский филиал РТА, март 2010 г.); V и VI Всероссийских научно-практических конференциях «Теория и практика административного права и процесса» (пос. Небуг Краснодарского края, октябрь 2010 г. и октябрь 2011 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Административная юрисдикция» (г. Москва, Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации, май 2012 г.);
− результаты исследования внедрены в научно-исследовательскую деятельность НИЦ РТА, учебный процесс Московского университета МВД России, Российской таможенной академии, а также практику деятельности ФТС РФ, о чем имеются соответствующие акты о внедрении.
Структура и объем диссертации обусловлены целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень ее научной разработанности, раскрываются объект, предмет, цель, основные задачи, а также теоретическая, методологическая, нормативная и эмпирическая основы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов и структуре исследования.
Первая глава «Теоретические основы административной юрисдикции таможенных органов в налоговой сфере» включает три параграфа.
В параграфе 1.1. «Понятие, сущность и содержание таможенного администрирования как правовой категории» автор констатирует, что таможенное администрирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим таможенным законодательством, основой которого являются: Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств-членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, Решения Комиссии Таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия), Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России, устанавливающие порядок таможенного тарифного и нетарифного регулирования, осуществления таможенных процедур, таможенного и валютного контроля и других задач таможенных органов в области таможенного дела, нормативные правовые акты ФНС России, касающиеся проблематики исследования.
Сущность таможенных правоотношений, возникающих при осуществлении таможенного администрирования, по мнению автора, состоит в том, что данные правоотношения имеют административно-правовую природу. Администрирование - это управленческая деятельность государственных органов исполнительной власти и их должностных лиц, носящая исполнительно-распорядительный, государственно-властный характер и направленная на совершенствование организации деятельности во всех сферах государственного управления (в таможенном деле, в области налогов и сборов, в области обеспечения безопасности и т.д.).
При таком подходе таможенное администрирование представляет собой организационно-управленческую систему реализации таможенных отношений и включает совокупность форм и методов деятельности таможенных администраций, использование которых призвано обеспечить поступления денежных средств в федеральный бюджет, а также предупреждение и пресечение таможенных правонарушений.
На основе изучения мнений ученых-правоведов, действующего законодательства и материалов правоприменительной практики, диссертантом разработано определение понятия «таможенное администрирование», под которым предлагается понимать интегрированную систему установленных законом мер и мероприятий, проводимых таможенными органами в пределах своей компетенции, направленных на получение полной и достоверной информации о состоянии дел в таможенной сфере, мониторинг этого состояния, планирование и прогнозирование поступлений таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета, таможенное регулирование, таможенный, налоговый и валютный контроль, и осуществляемых с целью совершенствования механизма управления в сфере таможенного дела.
Диссертант акцентирует внимание на том, что в отличие от таможенного администрирования, в процессе которого происходит, в том числе реализация задач таможенного контроля, административно-юрисдикционная деятельность уполномоченных государственных органов в таможенной сфере имеет вторичный характер, так как юрисдикционное вмешательство будет иметь место лишь в случае выявления признаков нарушений законодательства по результатам таможенного контроля.
В параграфе 1.2. «Понятие, сущность и содержание административной юрисдикции таможенных органов в налоговой сфере» на основе проведенного анализа автор делает вывод, что юрисдикция в общенаучном плане представляет собой:
1) компетенцию (совокупность полномочий) судебных, административных или иных органов государства по решению правовых вопросов, в том числе по рассмотрению и разрешению дел и споров в соответствии с компетенцией соответствующих органов, оценке правомерности или неправомерности действий юридических или физических лиц, применению санкций к лицам, нарушившим нормы права;
2) «сферу права» или пространство (территорию), на которую распространяются полномочия данного государственного органа;
3) отправление правосудия, а также деятельность иных государственных органов по рассмотрению споров, дел о правонарушениях и применению санкций.
При таком подходе, под термином «юрисдикция» соискатель предлагает понимать компетенцию судебных, административных или иных государственных органов по решению правовых вопросов, в том числе рассмотрение обращений и жалоб физических и юридических лиц во внесудебном порядке, а также дел об административных правонарушениях в налоговой сфере, связанных с определением правомерности или неправомерности деяний физических или юридических лиц, разрешением вопросов по существу и применением санкций к лицам, совершившим правонарушение.
Автор отмечает, что юрисдикция и административная юрисдикция – системные элементы, в правовом поле порождающие то, что ошибочно многие исследователи относят к одному из перечисленных правовых явлений и то, что скорее является формой их существования  – административно-юрисдикционную деятельность.
По мнению автора, под понятием «административная юрисдикция таможенных органов в налоговой сфере» следует понимать основанную на законе административную деятельность уполномоченного в области таможенного дела органа государственной власти (должностного лица), осуществляемую, в основном, во внесудебном порядке, в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела и разрешение индивидуальных юридических споров.
В параграфе 1.3. «Государственные органы и должностные лица как субъекты административной юрисдикции в налоговой сфере» автор констатирует, что одной из наиболее характерных черт административной юрисдикции является множественность субъектов, ее осуществляющих.
В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками налоговых правоотношений в Российской Федерации со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные органы государственной власти. В частности, к ним относятся:
− Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Налоговые органы призваны осуществлять контроль правильности исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в соответствующий бюджет налогов и сборов (п. 1 ст. 30 НК РФ);
− Федеральная таможенная служба (ФТС России) и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации (п. 1 ст. 34 НК РФ), при этом осуществляют взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов и принимают меры по их принудительному взысканию или возврату.
Диссертантом отмечается, что к субъектам административной юрисдикции в налоговой сфере следует относить органы государственной власти, которые наделены законом определенными государственно-властными полномочиями по осуществлению налогового администрирования в сфере налогов и сборов и компетенцией по разрешению правовых споров, в том числе при рассмотрении и принятии решений по данной категории дел, возникающих по результатам проведения налогового и таможенного контроля.
Вторая глава «Особенности правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере» содержит три параграфа.
В параграфе 2.1. «Анализ современного состояния правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере» автор отмечает, что на основе анализа массива нормативных правовых актов, принятых в развитие НК РФ, вопросы исследуемых правоотношений, возникающих в связи с административно-юрисдикционной деятельностью таможенных органов по производству по делам о правонарушениях законодательства в налоговой сфере, остались практически вне поля зрения законодателя.
По мнению соискателя, новации КоАП РФ, принятые за период 2009-2012 гг., существенно обогащают и дополняют именно процессуальную составляющую административно-юрисдикционной деятельности по делам об административных правонарушениях, в частности в области налогов и сборов.
Диссертант уделяет особое внимание положениям Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми изложена в новой редакции глава 16 КоАП РФ и, таким образом, все 24 статьи данной главы унифицированы применительно к Таможенному кодексу Таможенного союза.
Диссертантом установлено, что в условиях членства нашей страны в Таможенном союзе в Российской Федерации действует многоуровневая система нормативных правовых актов, включающая Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств-членов Таможенного союза, Решения Комиссии Таможенного союза (в настоящее время – Евразийской экономической комиссии), Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты ФТС России (ФТС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела) и ФНС России.
Соискатель подчеркивает, что в настоящее время существуют проблемы дублирования составов правонарушений в налоговой сфере, за которые в одних случаях предусмотрена «финансовая (налоговая)» ответственность согласно НК РФ, в других административная согласно КоАП России.
До настоящего времени глава 16 НК РФ содержит 7 составов (ст.ст. 116, 118−120, 126, 128, 129) налоговых правонарушений, за совершение которых, согласно п.3 и п.4 ст. 108 НК РФ наступает налоговая ответственность.
В связи с изложенным, с целью упорядочения правоотношений, возникающих в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, а также унификации привлечения к ответственности за совершение правонарушений в налоговой сфере автором предлагается проект федерального закона, предусматривающий исключение из Налогового кодекса РФ составов данных правонарушений.
В параграфе 2.2. «Виды и правовая квалификация административных правонарушений, отнесенных к юрисдикции таможенных органов» автор отмечает, что анализ действующего законодательства и, в частности, положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет констатировать, что в компетенцию таможенных органов включается не только борьба с административными правонарушениями, составы которых содержатся в главе 16 КоАП РФ.
Область таможенного дела затрагивает также определенные аспекты таможенной защиты объектов интеллектуальной собственности, отметим при этом, что часть составов правонарушений в области финансов, налогов и сборов также непосредственно подпадают под административную юрисдикцию таможенных органов.
Самостоятельную классификационную группу составляют правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов, хотя формально они отнесены к таким родовым объектам посягательств, как институты государственной власти и порядок государственного управления.
Компетенция таможенных органов в указанных сферах заключается в выявлении и пресечении административных правонарушений, а также составлении протокола об административном правонарушении (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), осуществлении административного производства по некоторым категориям дел (ст. 23.8 КоАП РФ), а также передаче материалов дела на рассмотрение суда (ст. 23.1 КоАП РФ).
Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов затрагивает различные сферы государственного управления, реализация государственно-властных (юрисдикционных) полномочий в которых определяется установленной действующим законодательством компетенцией таможенных органов.
В параграфе 2.3. «Особенности производства по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере» отмечается, что отличительной особенностью производства по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов, осуществляемого таможенными органами, является необходимость соблюдения требований не только административного, но и налогового, а также таможенного законодательства.
Как показало исследование, административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов в налоговой сфере регламентируется нормами НК РФ, КоАП РФ, ТК ТС, а также Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в то время как производство по данной категории дел - административно-процессуальными нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В заключении подводятся итоги проведенной работы, делаются соответствующие выводы и даются рекомендации по их использованию.
В приложения вынесены некоторые эмпирические материалы, статистические данные о правоприменительной практике в исследуемой сфере, а также разработанный автором проект федерального закона «О внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Основные положения диссертационного исследования отражены в опубликованных автором научных статьях, общим объемом 4,2 п.л.
Научные статьи, опубликованные в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень российских рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций:
1. Крусс Е.Е. Общая характеристика нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений// Вестник Российской таможенной академии. – 2011. – № 4. – 0,3 п.л.
2. Крусс Е.Е. Правовая квалификация нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений// Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – № 1. – 0,4 п.л.
3. Крусс Е.Е. Развитие теории административной юрисдикции в налоговой сфере// Вестник Российской таможенной академии. − № 2. − 2013. – 0,3 п.л.
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
4. Крусс Е.Е. Компетенция таможенных органов при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности в налоговой сфере// Сборник статей аспирантов Российской таможенной академии. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. − 0,4 п.л.
5. Крусс Е.Е. Понятие, сущность и содержание административной юрисдикции в налоговой сфере// Сборник материалов III Международной молодежной научно-практической конференции «Инновационное развитие таможенного дела: взгляд молодых». – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010. – 0,3 п.л.
6. Крусс Е.Е. К вопросу административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере// Студенческий вестник. – 2010 – № 1. − 0,3 п.л.
7. Крусс Е.Е.Административное право и процесс: вопросы правовой регламентации// Юрист&Экономист. – 2010. – № 4. – 0,4 п.л.
8. Крусс Е.Е. Правовые основания производства по делам об административных правонарушениях в налоговой сфере// Сб. материалов V Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика административного права и процесса» (пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края, октябрь 2010 г.). В 2-х частях: ч. 2. – Майкоп: изд-во ОАО «Полиграф-Юг», 2010. – 0,5 п.л.
9. Крусс Е.Е. Субъекты и субъективная сторона административно наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах// Сб. статей научно-практической конференции Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации «Актуальные проблемы финансового и налогового права». – М., 2010. – 0,4 п.л.
10. Крусс Е.Е. Теоретико-правовые проблемы административной юрисдикции в налоговой сфере// Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика административного права и процесса» (пос. Небуг Туапсинского района Краснодарского края, октябрь 2011 г.). В 2-х частях: ч. 2. – Майкоп: изд-во ОАО «Полиграф-Юг», 2011. − 0,5 п.л.
11. Крусс Е.Е. Анализ современного состояния правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов в налоговой сфере// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации «Административная юрисдикция». – М., 2012. – 0,4 п.л.
 

 
[1] Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 2.
[2] В 2012 году в федеральный бюджет поступило 12 845,49 млрд. рублей, из них: ФТС – 6 581,04 млрд. рублей (50,5 %), ФНС – 5 160,12 млрд. рублей (40,2 %). URL :http://www.customs.ru (дата обращения: 18.03.2013).
Файлы: 
Порядок отображения: 
0