2013avtoref1659

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Бодров Николай Филлипович
 
14 ноября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Использование специальных знаний при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования» (специальность 12.00.12 – криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.123.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Бодров Н.Ф. Использование специальных знаний при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1659 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Бодров Н.Ф. Использование специальных знаний при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
 
 
 
 
 
Бодров Николай Филиппович
 
 
 
Использование специальных знаний при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования

 
 

12.00.12 –Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
 
 
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
Москва – 2013

 
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном
образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» на кафедре судебных экспертиз
 
 
Научный руководитель:      доктор юридических наук, профессор, Почётный
работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный деятель науки Российской Федерации
Россинская Елена Рафаиловна
 
 
Официальные оппоненты:  Волынский Александр Фомич,
доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации,
ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД России», профессор кафедры криминалистики
 
Кукарникова Татьяна Эдуардовна,
кандидат юридических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», доцент кафедры криминалистики
 
Ведущая организация:         ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации»
 
Защита состоится 14 ноября 2013 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.01, созданного на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, 123995, ул. Садовая-Кудринская д. 9, зал диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
 
 
Автореферат разослан «09» октября 2013 г.
 
 
 
Учёный секретарь
диссертационного совета,
кандидат юридических наук,
доцент                                                                                                   В.Н. Орлов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. Проблема коррупционной преступности в сфере образования является крайне острой для современной России. О распространенности преступлений коррупционной направленности в сфере образования свидетельствуют не только многочисленные опросы общественного мнения, в том числе, учащихся, но и проблемы, выявляемые при реформировании системы образования, функционировании системы Единого государственного экзамена.
Общественная опасность проявлений коррупции в сфере образования, главным образом, связана с характером правоотношений, на которые посягают преступники. Это правоотношения, связанные с воспитанием малолетних, предоставлением льгот малообеспеченным гражданам, подготовкой профессиональных кадров (медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов и др.). Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию обратил внимание на данную проблему «Официальная бесплатность образования при всей его фактической, но скрытой платности развращает и учеников, и преподавателей».
Анализ следственной и судебной практики, статистической отчетности о состоянии преступности, сообщений средств массовой информации позволяет констатировать, что преступления коррупционной направленности получили широкое распространение на всех уровнях системы российского образования.
Так, по результатам исследований неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции – Transparency International в 2012 году Россия заняла 133 место из 176 возможных.
По данным Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2012 году совершено 49 513 преступлений коррупционной направленности, с января по июль 2013 года совершено 32 343 преступления коррупционной направленности.
Удельный вес преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования весьма значителен. По данным Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России в ходе проведения проверочных мероприятий программы «Образование-2011» было выявлено 3 080 преступлений предусмотренных гл. 30 УК РФ, а также 1 115 преступлений по иным статьям УК РФ. Из них по ст. 290 УК РФ – 927 преступлений (сумма взяток составила 16,7 млн. руб.), по ст. 291 УК РФ – 43 преступления (сумма взяток составила 1,3 млн. руб.), совершенных организованной группой – 30 преступлений. Выявлено 665 лиц, совершивших данные преступления, из них 169 сотрудников высших учебных заведений, 22 сотрудника органов управления образовательной деятельностью. Также зарегистрировано 394 преступления, совершенного в сфере расходования бюджетных средств, 188 – связанных с реализацией Приоритетного Национального Проекта «Образование» и федеральной целевой программы развития образования, 18 – в сфере использования федерального имущества и земельных участков, находящихся в распоряжении учреждений образования.
Важное, а иногда и первостепенное значение в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования, играет использование специальных знаний, для установления обстоятельств по уголовным делам. Усложнение структуры преступных групп, совершенствование способов преступлений данной категории, использование преступниками компьютерных главным образом Интернет-технологий, обуславливает необходимость проведения судебных экспертиз по большинству уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования.
Однако до сих пор всестороннее изучение вопросов использования специальных знаний при производстве по делам о преступлениях коррупционной направленности не становилось предметом диссертационного исследования. Отсутствие теоретических разработок и практических рекомендаций по вопросам, связанным с использованием специальных знаний при производстве по делам данной категории, пагубно сказывается на эффективности судебно-следственной и экспертной деятельности, что является одной из важных причин высокой латентности данных преступлений и низкой эффективности их расследования.
Использование специальных знаний по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования, существенно осложнено рядом обстоятельств.
Во-первых, рекомендациями по использованию специальных знаний обеспечены не все этапы производства по уголовному делу. Мало разработаны вопросы использования специальных знаний на этапе предварительного расследования, подготовки и производства следственных действий. Пренебрежение возможностями использования специальных знаний пагубно сказывается на качестве оперативно-розыскной деятельности.
Во-вторых, органы и лица, осуществляющие производство по делу, как правило, не обладают полной информацией о современных возможностях видов и родов судебных экспертиз. В связи с этим производятся только наиболее типичные для данной категории дел экспертизы, а некоторые виды экспертиз не производятся вовсе.
В-третьих, задачи некоторых видов и родов экспертиз не приспособлены для решения судебно-следственных задач, возникающих при производстве по делам данной категории. Данное обстоятельство связано не только с неразработанностью отдельных методик, но и со сложностями установления обстоятельств в конкретной сфере, например, в сфере образования.
В-четвертых, совершенствование способов преступлений коррупционной направленности, использование преступниками современных компьютерных, в том числе Интернет-технологий, существенно осложняет процесс выявления преступлений, получения исходной информации об обстоятельствах совершенного деяния. Подобные обстоятельства требуют существенной доработки механизма взаимодействия лиц, осуществляющих производство по уголовному делу с лицами, обладающими специальными знаниями.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости подробного рассмотрения вопросов использования специальных знаний при производстве по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования, и обуславливают актуальность и практическую значимость выбранной темы.
Степень научной разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования послужили положения изложенные в трудах Т.В. Аверьяновой, О.Ю. Антонова, В.В. Астанина, О.Я. Баева, Р.С. Белкина, А.Ф. Волынского, Е.И. Галяшиной, A.C. Джандиери, А.В. Дулова, А.М. Зинина, Е.П. Ищенко, М.К Каминского, Ю.Г. Корухова, Т.Э. Кукарниковой, Л.В. Лазаревой, Н.А. Лопашенко, И.М. Мацкевича, Т.Ф. Моисеевой, В.А. Образцова, В.Ф. Орловой, Ю.К. Орлова, Е.Р. Россинской, В.В. Степанова, В.А. Снеткова, С.Б. Шашкина, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова, П.С. Яни и других ученых.
Проблеме противодействия коррупции, в том числе, в сфере образования в последние годы уделялось значительное внимание. Так, в последние годы были опубликованы результаты диссертационных исследований Плохова С.П. «Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере (на примере здравоохранения и образования Волгоградской и Саратовской областей) (2013 г.), Стребкова Ю.П. «Коррупционные преступления в сфере образования» (2012 г.), Леонтьевой Э.О. «Институализация неформальных практик в сфере высшего образования» (2010 г.). Указанные работы посвящены изучению криминологических и социологических аспектов коррупционной преступности в сфере образования. Вместе с тем вопросы криминалистического и судебно-экспертного обеспечения раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования, до сих пор не нашли подробного рассмотрения в научной литературе.
Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ показал, что, несмотря на значительное количество публикаций по отдельным вопросам раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования, проблемы использования специальных знаний по делам данной категории требуют отдельного монографического исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ и обобщение современного состояния правового, организационного и методического обеспечения использования специальных знаний при производстве по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования, а также разработка предложений и рекомендаций, направленных на решение проблем, возникающих при использовании специальных знаний в ходе производства по делам данной категории.
Достижение данной цели обеспечивалась постановкой и решением следующих задач:

  • анализ и обобщение разработанных научных подходов к решению проблем исследуемой тематики, определение степени научной разработанности выбранной темы;
  • определение содержания криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования;
  • выявление и анализ проблем использования специальных знаний на всех этапах производства по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования;
  • уточнение и совершенствование рекомендаций по использованию специальных знаний, для целей производства по делам о преступлениях коррупционной направленности и предотвращения следственно-судебных и экспертных ошибок;
  • разработка мер судебно-экспертной профилактики, направленных на предотвращение преступлений коррупционной направленности в сфере образования.

Научная новизна исследования. Данная диссертация является одной из первых работ, где системно проанализированы возможности использования специальных знаний при расследовании преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования.
В результате анализа экспертной практики сформулированы алгоритмы использования специальных знаний для определения структуры преступной группы, установления роли участника преступной группы, изучения документов образовательного процесса, розыска преступников, на основе данных полученных при производстве судебных речеведческих экспертиз.
В соответствии с современным уровнем развития науки и техники, в работе обобщены и проанализированы новые способы преступлений коррупционной направленности, ранее не рассматривавшиеся в криминалистической литературе, а также разработаны подходы к выявлению следов подобных преступлений.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации описаны основные элементы родовой криминалистической характеристики взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования; на основании общей теории судебной экспертизы разработан ряд новых элементов частных теорий экспертной профилактики, почерковедческого и технико-криминалистического исследования документов, а также научно обоснованы судебно-экспертные технологии использования специальных лингвистических знаний при расследовании преступлений данной категории.
Практическая значимость результатов исследования нашла свое выражение в конкретных предложениях и рекомендациях, направленных на совершенствование практики использования специальных знаний, обуславливающих эффективность производства по уголовным делам коррупционной направленности в сфере образования, в том числе: производства судебных лингвистических и почерковедческих экспертиз, технико-криминалистических экспертиз документов. Помимо этого, сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности взаимодействия органов и лиц, осуществляющих производство по делу, со специалистами и экспертами в вопросах использования специальных знаний.
Объектом диссертационного исследования являются следственная, судебная и экспертная практика использования специальных знаний при расследовании преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования, нашедшая отражение в материалах уголовных дел, заключениях экспертов и специалистов, проводящих исследование и оказывающих справочно-консультационную помощь при производстве по делам данной категории, организационно-правовых документах образовательных учреждений, контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
Предметом диссертационного исследования являются закономерности использования специальных знаний для целей выявления, расследования, рассмотрения и предупреждения преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования.
Методология и методы диссертационного исследования. Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, включающий категории и законы диалектической логики и формально-логические методы познания. При исследовании применялись общенаучные и специальные методы: наблюдение, описание, сравнение, логический, исторический, статистический, сравнительно-аналитический, сравнительно-правовой, системного подхода. Для обобщения и проверки используемой информации в работе использовались социологические методы: анкетирования, опроса, интервьюирования и др.
Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, Федеральный закон № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г.« Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 дек. 2008 г. «О противодействии коррупции» и иные нормативные правовые акты, ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок использования специальных знаний, а также международные правовые документы по борьбе с коррупцией, ратифицированные Российской Федерацией.
Эмпирической базой исследования послужили результаты изучения практики раскрытия и расследования взяточничества и других преступлений коррупционной направленности в сфере образования за период с 1998 по 2013 гг. По специально разработанным анкетам изучено 163 уголовных дела, опрошено 150 абитуриентов и их родителей, изучены материалы 67 заключений экспертов и специалистов по делам о преступлениях коррупционной направленности, проанализированы материалы 530 фонограмм и дословных содержаний к ним.
Репрезентативность полученных при анализе эмпирического материала данных проверялась путем их сопоставления с данными ГАС РФ «ПРАВОСУДИЕ», материалами ежегодных проверок в сфере образования, проводимых Департаментом экономической безопасности МВД РФ, отчетами общественных антикоррупционных организаций и материалами СМИ.
На защиту выносятся следующие положения:

  1. Криминалистическая классификация современных способов преступлений коррупционной направленности в сфере образования и типичных следов их осуществления, включающие
    • непосредственную передачу: денег, ценностей, или иных предметов подкупа; информационных носителей.
    • опосредованную передачу: с участием посредника; с использованием телекоммуникационных сетей.
  2. Криминалистические алгоритмы использования специальных знаний при определении структуры преступной группы, совершающей преступления коррупционной направленности в сфере образования и розыске преступников, в том числе:
  • установление роли участника преступной группы путем лингвистического исследования текстов коммуникации преступников;
  • установление возраста участника преступной группы методами почерковедческой экспертизы;
  • составление розыскных таблиц по признакам почерка и особенностям письменной речи;
  • технико-криминалистическое исследование документов образовательного процесса с целью розыска изготовивших и заполнивших их лиц.
  1. Авторская классификация документов в образовательном процессе, основанная на содержании документа и используемых средствах зашиты.
  • документы об образовании (дипломы, аттестаты, сертификаты и др.);
  • организационно-распорядительные документы (приказы, ведомости; документы, дающие право на льготы – справки, свидетельства. и др.);
  • «оправдательные документы», содержание которых указывает на законный характер получения денег или иных ценностей, или подтверждает иную версию обвиняемого (договоры, расписки и др.);
  • документы личного характера (дневники, ежедневники, записные книжки, листы с заметками и др.).
  1. Особенности образцов почерка и подписи, отбираемых при установлении обстоятельств преступления коррупционной направленности, с учетом специфики образовательного процесса:
  • выполнение документов практически идентичного содержания с интервалом в полгода или год;
  • динамика формирования письменно-двигательного функционально-динамического комплекса навыков учащихся;
  • наличие нескольких вариантов подписи педагога в различных типах документов в образовательном процессе.
  1. Методические подходы:
  • к технико-криминалистическому исследованию документов, основанному на перечне сведений, разработанном автором на основе анализа нормативных правовых актов, содержащих информацию о реквизитах и материалах бланков документов об образовании;
  • к судебно-лингвистическому исследованию текстов коммуникации преступников, содержащих маскирование смыслового содержания, на основе изучения структуры речевого акта «Маскирование смыслового содержания».
  1. Пределы компетенции специалиста-педагога при производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования. Предложение о предпочтительности участия при допросе несовершеннолетних учащихся специалиста-психолога, поскольку участие педагога создает условия для развития конфликта интересов между допрашиваемым учащимся и специалистом-педагогом, как вариант конфликта учащегося и педагога.
  2. Обоснование путей и средств экспертной профилактики преступлений коррупционной направленности в сфере образования, когда использование специальных знаний позволяет выявить и устранить обстоятельства, способствующие совершению этих преступлений.

Предложения по совершенствованию документооборота образовательного учреждения на основе применения специальных знаний в области почерковедческой и технико-криминалистической экспертизы документов, для предотвращения использования в образовательном процессе похищенных бланков и поддельных документов.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, опубликованные в 17 научных статьях, 4 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации (ВАК при Минобрнауки РФ), для опубликования основных научных результатов диссертации: Актуальные проблемы российского права – 2012. – № 3 (24), Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. – № 9, Законность. – 2012. – № 11, Человек: преступление и наказание – 2013. – № 4.
Основные теоретические положения и практические рекомендации докладывались автором на 2-й Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (МГЮА имени О.Е. Кутафина, Москва, 24-25 июня 2009 г.); Международной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права» (МГЮА имени О.Е. Кутафина, Москва, 2–3 апреля 2010 г.); Всероссийской ежегодной научной студенческой конференции «Актуальные проблемы реформирования современного законодательства» (СГАП, Саратов, 16 апреля 2010 г.); II Международной научной конференции студентов и аспирантов «Ответственность в праве и ее реализация» (СГАП, Саратов, 22 ноября 2010 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений» (Академия управления МВД России, Москва, 26 мая 2011 г.); 52-х криминалистических чтениях «Криминалистическое обеспечение расследования преступлений коррупционной и экономической направленности» (Академия управления МВД России, Москва, 21 октября 2011 г.); 53-х криминалистических чтениях «Современная криминалистика: проблемы, тенденции, имена (к 90-летию профессора Р.С. Белкина» (Академия управления МВД России, Москва, 22–23 ноября 2012 г.); Круглом столе памяти профессора Р.С.Белкина «Вклад Р.С. Белкина в развитие современной криминалистики и теории судебной экспертизы» (МГЮА имени О.Е. Кутафина, Москва, 26 октября 2012 г.); Научно-практическом семинаре «Обеспечение антикоррупционной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (Академия ФСИН России, Рязань, 19 октября 2012 г.); Межведомственной научно-практической конференции «Правовое и криминалистическое обеспечение раскрытия, расследования и предотвращения преступлений» (Московский областной филиал Московского университета МВД России, Москва, 19 апреля 2013 г.); Межведомственной научно-практической конференции «Современные возможности криминалистического исследования документов» (Московский университет МВД России, Москва, 28 мая 2013 г.).
Результаты исследования обсуждались на кафедре судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Отдельные положения диссертации используются в учебном процессе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по курсам «Судебная фотография», «Судебная фоноскопическая экспертиза», «Технико-криминалистическое исследование документов», апробированы автором в его практической деятельности в качестве судебного эксперта и внедрены в практику экспертного учреждения АНО «СОДЭКС МГЮА имени О.Е. Кутафина». Результаты диссертационного исследования использованы при подготовке доклада научного руководителя – Россинской Е.Р. «Проблемы модернизации законодательства об антикоррупционной экспертизе» в рамках заседания Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГДФС РФ на базе Генеральной прокуратуры РФ 24.05.2012 г., в заседании рабочей группы Президиума совета Президента РФ «По противодействию коррупции» 03.03.2012 г.
Результаты диссертационного исследования использовались при проведении первого этапа научно-исследовательской работы по теме «Коррупциогенный фактор нормативно-правового текста и проблемы подготовки экспертов по антикоррупционной экспертизе» (Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сроки проведения: январь 2012 г. – декабрь 2012 г.).
Структура диссертации определена с учетом ее цели, задач, соответствует логике и результатам проведенного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, степень научной разработанности темы, методологии и методах исследования, определяются цели и задачи, объект, предмет исследования, раскрываются нормативная и эмпирическая базы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, данные об апробации результатов исследования.
Первая глава – «Криминалистически значимая информация по делам о преступлениях коррупционной направленности и пути ее выявления при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий» - состоит из четырех параграфов.
Первый параграф – «Некоторые особенности преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования» - посвящен анализу особенностей коррупционной преступности в образовательных учреждениях, специфика которых не только отличает преступления данной категории от коррупции в других сферах человеческой деятельности, но и обуславливает особенности расследования и использования специальных знаний.
На каждом из уровней образования действуют свои причины и формы проявлений коррупции, поэтому рассмотрена структура уровней образования и определен характер преступлений, совершаемых на каждом уровне.
Распространение проявлений коррупции в дошкольном образовании связано с демографической ситуацией, сокращением числа дошкольных учреждений образования и проявляется:
-                  в получении платы за зачисление в детский сад;
-                  вымогательстве периодических платежей;
-                  использовании имущества образовательного учреждения для собственного обогащения (сдача помещений образовательного учреждения в аренду);
-                  покровительстве или попустительстве по службе.
Специфика преступлений коррупционной направленности, совершаемых в учреждениях начального, основного и среднего общего образования обуславливается взрослением учащихся, которые начинают участвовать в совершении преступлений; формированием письменно-двигательного комплекса навыков учащихся, организацией форм текущего и итогового контроля успеваемости, реализацией системы Единого государственного экзамена, необходимостью оформления документов об образовании, наличием систем самоуправления учащихся и их родителей.
Распространение коррупции на уровнях профессионального образования  обусловлено тем, что результаты обучения оказывают существенное воздействие на профессиональную деятельность (получение профессионального образования дает возможность получения звания, должности; прохождения аттестации, сертификации и др.). Данное обстоятельство приводит не только к увеличению размеров предмета взятки или иного преступления коррупционной направленности, но и к выходу преступной деятельности за пределы образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость розыска преступников, не являющихся учащимися, подкупающих сотрудников образовательных учреждений.
К особенностям преступлений коррупционной направленности, совершаемых в учреждениях профессионального образования, следует отнести следующие:
-                  появление у учащихся финансовой самостоятельности;
-                  в качестве учащихся выступают взрослые (получение второго высшего образования, повышение квалификации);
-                  появляется необходимость исследования подписей;
-                  формирование институтов студенческого самоуправления (для решения каких-либо проблем образовательного процесса учащиеся обращаются не только к своим родителям, но и к другим учащимся), что приводит к распространению соучастия в совершении преступлений коррупционной направленности в сфере образования;
Таким образом, проявления коррупции в сфере образования не ограничиваются лишь преступным взаимодействием учащихся и педагогов, а представляют собой масштабные преступления, значительная часть которых совершается преступными группами.
Во втором параграфе – «Исходные данные о событии преступления и способы преступлений коррупционной направленности в сфере образования как элементы криминалистической характеристики» - рассматриваются элементы родовой криминалистической характеристики, отличающие преступления коррупционной направленности, совершаемые в сфере образования, от преступлений, совершаемых в других сферах.
Расследование преступлений коррупционной направленности в сфере образования часто затруднено из-за дефицита информации о событии преступления. Корреляционные связи между основными элементами родовой криминалистической характеристики позволяют на основе малого объема имеющейся информации получить сведения о способах совершения преступлений, характеристике личности преступника, об источниках получения дополнительной и проверки имеющейся информации о совершенном или готовящемся преступлении.
Источники криминалистически значимой информации о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования, классифицированы на четыре группы.
К первой группе относятся лица, участвовавшие в совершении преступления коррупционной направленности, а также лица причастные к преступлениям, несвязанным с коррупцией, например, совершающие хищения в образовательных учреждениях или сбывающие учащимся наркотические и психотропные вещества.
Ко второй группе отнесены сотрудники контрольно-ревизионных органов, проверочные действия которых носят общий для всех учреждений характер (проверки Федеральной налоговой службы) или связаны с образовательной деятельностью (проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки).
К третьей группе относятся лица, имеющие информацию о совершенном или готовящемся преступлении коррупционной направленности, но не связанные с преступлением:
-                  руководители учреждений образования (директор, начальник, заведующий и др.);
-                  специалисты (воспитатель, учитель, преподаватель и др.);
-                  учебно-вспомогательный персонал (секретарь учебной части, дежурный по общежитию и др.).
К четвертой группе отнесены средства массовой коммуникации, в том числе специально созданные интернет ресурсы, осуществляющие мониторинг коррупции в сфере образования.
Выявлены основные детерминанты способов преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования, такие как уровень учреждения в системе образования; структура образовательного учреждения; порядок принятия решений в образовательном учреждении; характер деятельности преступника в образовательном учреждении, личностные характеристики подкупающего и подкупаемого лица.
Способы преступлений данной категории подразделяются на две группы: первая – связанная с непосредственной передачей денег, иных ценностей или материальных носителей; вторая – опосредованная передача предмета подкупа. При этом действия преступников опосредованы сетью Интернет и другими телекоммуникационными сетями.
Третий параграф – «Характеристика личности вероятного преступника как элемент криминалистической характеристики преступлений коррупционной направленности в сфере образования» - посвящен анализу и типизации сведений о личности преступников, совершающих преступления коррупционной направленности в сфере образования.
Получение и проверка объективной информации об особенностях личности участников образовательного процесса весьма затруднено. О сотрудниках образовательного учреждения, даже тех которые длительное время совершали тяжкие преступления, как правило, превалирует положительная информация. Данное обстоятельство обуславливается особенностями осуществления образовательной деятельности. Объем информации об учащихся в большинстве случаев мал и сложно доступен для восприятия. В связи с этим преобладает формальный подход к характеристике личности учащихся и односторонности изучения личности сотрудников образовательных учреждений.
Основными мотивами совершения преступлений для сотрудников образовательного учреждения являются: тяжелое материальное положение и необходимость оплаты каких-либо услуг (ремонт квартиры, машины); провокация со стороны подкупающего лица; желанием помочь родственникам, друзьям.
На основе результатов вербальных следственных и судебных действий были выявлены следующие черты личности преступника:

  • склонность к привлечению соучастников, коллег, друзей, родственников;
  • желание подчинять (использование властных полномочий – включение в преступную группу лаборантов, старост, подчиненных);
  • желание дистанцироваться. С этой целью подыскиваются посредники, чтобы преступник только получал деньги, ограничиваясь лишь подписанием каких-либо документов или контролем над функционированием коррупционных схем.

Основными мотивами совершения преступлений для учащихся являются: желание найти «легкий путь» выхода из проблемной ситуации в образовательном процессе (наличие задолженностей, угроза отчисления); желание следовать за группой; невозможность самостоятельного освоения дисциплины; следование сложившейся практике (подобную практику формируют как одногруппники, так и педагоги, например, создавая необходимость покупать авторские учебники по чрезмерно завышенной цене); инициатива родителей; психологическое воздействием со стороны педагога.
Для учащихся не характерны черты, присущие субъектам подростковой преступности: беспризорность, тяжелое материальное положение, наличие судимостей или иных негативных обстоятельств.
Анализ преступной мотивации учащихся, выявил их склонность к неосмотрительности, скоропалительности в принятии решений, сниженному волевому контролю в условиях коллектива.
Четвертый параграф – «Особенности участия специалиста при производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по делам о взяточничестве и других проявлениях коррупции в сфере образования» - посвящен изучению функции специалиста при производстве следственных действий и оперативных мероприятий по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершенных в сфере образования.
При планировании производства следственных действий в образовательном учреждении специалист может оказать помощь путем:

  •  подбора технических средств фиксации следственного действия или оперативного мероприятия;
  • определения последовательности производства следственных действий или оперативных мероприятий. Например, очередности допроса несовершеннолетних учащихся и их родителей;
  • консультации по особенностям допроса несовершеннолетнего учащегося, находящегося в стрессовой ситуации (например, после задержания);
  • определения в зависимости от поставленных следствием задач, круга других специалистов, которых необходимо пригласить для проведения следственного действия или оперативного мероприятия.

Функции участия специалиста-педагога при подготовке к проведению следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия связаны с предоставлением необходимой информации, позволяющей провести следственное действие с учетом особенностей образовательного процесса.
Целесообразно привлечение специалиста-педагога:

  • для получения информации о распорядке дня в образовательном учреждении;
  • определения оптимального времени для производства следственного действия или оперативного мероприятия;
  • планирования бесконфликтной ситуации задержания.

Также определены задачи участия специалистов при производстве следственного действия или оперативного мероприятия: специалиста-психолога, в том числе, в качестве альтернативы специалисту-педагогу; специалиста в области судебной фотографии – для фиксации обстановки места происшествия; специалиста в области компьютерно-технической экспертизы – для изучения систем электронного документооборота и систем контроля доступа в образовательное учреждение; специалистов в почерковедческой и технико-криминалистической экспертизе документов – для изучения документов образовательного процесса.
Вторая глава – «Производство судебных экспертиз по делам о взяточничестве и других проявлениях коррупции в сфере образования» - включает в себя четыре параграфа.
В первом параграфе – «Судебные экспертизы документов при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования» - рассматриваются возможности производства почерковедческой и технико-криминалистической экспертизы документов при производстве по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования.
Специфика технико-криминалистической экспертизы документов по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершенных в сфере образования, связана:

  • с особенностями исследования документов об образовании;
  • со спецификой видов документов образовательного процесса и порядка документооборота в образовательных учреждениях;
  • с особенностями розыскных задач по делам данной категории.

В ходе исследования, с целью разрешения данной проблемы, были проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие порядок осуществления образовательной деятельности, и собрана информация об обязательных реквизитах документов об образовании, способах и материалах их изготовления. Эта информация позволяет экспертам, не имеющим допуска к закрытой информации о процедуре и особенностях изготовления документов об образовании, успешно решать задачи, возникающие в судопроизводстве по делам о преступлениях коррупционной направленности в сфере образования.
В работе представлена авторская классификация документов образовательного учреждения:

  • документы об образовании (дипломы, аттестаты, сертификаты и др.);
  • организационно-распорядительные документы (приказы, ведомости; документы, дающие право на льготы – справки, свидетельства. и др.);
  • «оправдательные документы», содержание которых указывает на законный характер получения денег или иных ценностей, или подтверждает иную версию обвиняемого (договоры, расписки и др.);
  • документы личного характера (дневники, ежедневники, записные книжки, листы с заметками и др.).

В диссертации предложены алгоритмы решения судебно-следственных и экспертных задач при исследовании документов по делам о преступлениях коррупционной направленности в сфере образования.
Специфика почерковедческих исследований по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершенных в сфере образования, связана с наличием нескольких факторов:

  • со спецификой исследования почерка и подписи, которые у учащихся находятся на стадии формирования;
  • расширенными возможностями исследования почерка и подписи педагогов в документах образовательного процесса;
  • спецификой исследования почерка и подписей педагогов пожилого и старческого возраста с учетом расширенных возможностей исследования документов образовательного процесса.

Основными задачами использования специальных знаний в области судебного почерковедения по делам рассматриваемой категории являются:

  • идентификация лиц, оформлявших документы образовательного процесса;
  • оформление розыскных таблиц по признакам почерка;
  • установление возраста записей в документах образовательного процесса.

Особенностями образцов почерка и подписи, отбираемых при установлении обстоятельств преступления коррупционной направленности, с учетом специфики образовательного процесса являются:

  • выполнение документов практически идентичного содержания с интервалом в полгода или год;
  • возможность изучения динамики формирования письменно-двигательного функционально-динамического комплекса навыков учащихся;
  • наличие нескольких вариантов подписи педагога в различных типах документов в образовательном процессе.

Во втором параграфе – «Судебные речеведческие экспертизы при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования» рассмотрены возможности судебной лингвистической, фоноскопической и автороведческой экспертиз при производстве по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования.
Особенности использования специальных знаний в области судебного речеведения связаны со спецификой коммуникации в условиях образовательного процесса. Общение происходит между коммуникантами, имеющими значительную разницу в возрасте, социальном статусе, языковой компетенции. Кроме того, содержание коммуникации преступников, использующих элементы маскирования смыслового содержания, не может быть достоверно установлено без специальных знаний в области речеведения.
Наиболее востребованными задачами речеведческих экспертиз по данной категории дел являются:

  • установление дословного содержания коммуникации преступников;
  • декодирования смыслового содержания коммуникации преступников;
  • установление роли участника преступной группы на основе анализа текстов переговоров преступников.

В работе обобщены основные способы маскировки смыслового содержания переговоров о подкупе, предложен алгоритм декодирования смысловой информации методами лингвистической экспертизы, выявлены особенности маскировки речевой информации, характерные для коммуникации участников образовательного процесса, качественно отличающие маскирование смыслового содержания, от аналогичных действий в других сферах.
Во-первых, маскированию подвергается информация как в устной, так и в письменной речи. Учащиеся, в особенности лица младших возрастных групп, активно используют компьютерные системы передачи письменных текстов. Коммуникация посредством передачи письменных текстов используется в технологиях мобильной связи (SMS-сообщения), обмена мгновенными сообщениями (ICQ, Microsoft MSN Messenger Service, Google Talk и др.), электронной почты, обмена сообщениями в социальных сетях. В большинстве технологий реализована возможность одновременной передачи текстовых и аудио, видео сообщений, передачи файлов.
Во-вторых, объем речевой информации, передаваемой с помощью различных технологий (телефонный тракт, интернет-соединение и др.), количественно и качественно различается по длительности и степени подготовленности.
В-третьих, в сфере образования статус участников разговора (коммуникантов) может существенно различаться. В случае, например, общения педагога с учащимся разговорно-обиходная стилистика общения может быть существенно ограничена, по крайней мере, у учащегося (для которого будет характерна установка на официально-деловое общение). Подобная ситуация может возникнуть при общении незнакомых людей – двух и более: педагогов, родителей учащихся, лиц, не связанных с образовательным процессом (например, предпринимателей).
В третьем параграфе – «Иные экспертизы при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования» - проанализированы возможности судебных психологических, компьютерно-технических, экономических экспертиз, назначаемых при производстве по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования.
Разграничены пределы компетенции экспертов в области психологии и в области педагогики по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования.
Причиной для разграничения сфер полномочий экспертов является широкое распространение конфликтов между учащимися и специалистами-педагогами. Как показал анализ экспертной практики по исследуемой категории дел, участие педагога создает условия для развития конфликта интересов между допрашиваемым учащимся и специалистом-педагогом, как вариант конфликта учащегося и педагога.
Исследования показали, что критерием участия педагога в проведении отдельных следственных действий является характер следственной или судебной задачи.
Следственные задачи, требующие участия педагога:

  • получение в ходе следственного действия информации об особенностях образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;
  • восстановление коммуникативного контакта, не связанного с психическими отклонениями несовершеннолетнего учащегося.

Во всех остальных случаях, на наш взгляд, предпочтительнее участие психолога или врача-психиатра.
Однако в процессе привлечения специалиста-психолога нередко возникает сложность, связанная с отсутствием квалифицированных специалистов и необходимостью незамедлительного участия в следственном действии (например, допросе). Вместе с тем при производстве следственного действия в образовательном учреждении проблем с наличием педагога не возникает, что в свою очередь ведет к весьма формальному подходу к обеспечению прав несовершеннолетних, закрепленных в ч. 1 ст. 191 и ч. 3 ст. 425 УПК РФ.
С учетом вышесказанного, к производству следственных действий в отношении малолетних и несовершеннолетних лиц не следует привлекать педагога из того образовательного учреждения, в котором совершено преступление коррупционной направленности.
Наиболее типичными задачами компьютерно-технической экспертизы по делам о преступлениях коррупционной направленности, совершенных в сфере образования, являются:

  • исследование специализированных программ образовательного процесса. К ним относятся программы заполнения бланков дипломов, составления договоров на обучение, подготовки документов, сопровождающих процедуры образовательного процесса (прием экзаменов, составление ведомостей, подготовка справок);
  • исследование материалов электронной переписки учащегося с родителями или другими родственниками. Данная задача особенно характерна в случае расследования дела о преступлении коррупционной направленности, совершенного иногородним учащимся учреждения среднего или высшего профессионального образования. Так как указанные учащиеся, как правило, еще не трудоустроены и не обладают достаточными средствами, необходимыми для дачи взятки, они вынуждены обращаться за помощью к родителям или иным родственникам – старшим братьям, сестрам. В настоящее время обсуждение условий передачи денег, в том числе и между педагогом и учащимся, все чаще происходит с помощью средств электронной коммуникации.
  • установление источника происхождения твердой копии документа образовательного процесса. Решение данной задачи, как правило, производится в комплексе с использованием специальных знаний в области технико-криминалистического исследования документов. Подавляющее большинство документов образовательного процесса подготавливается с использованием компьютерных средств, а попадает в распоряжение следствия уже в виде «твердой копии», которая и подвергается исследованию.
  • подготовка материалов для производства судебной экономической экспертизы. Данная задача тесно связана с изучением баз данных образовательного учреждения. Современные образовательные учреждения активно используют электронные системы: финансовой отчетности, документооборота, электронной коммуникации (серверы электронной почты, локальные компьютерные сети подразделений). При наличии таких систем возможности использования специальных знаний в области экономики существенно ограничены. Это связано с тем, что данные системы весьма многочисленны и алгоритмы извлечения информации из них существенно разнятся. Эксперт-экономист в одиночку не всегда может изъять всю интересующую его информацию.

В четвертом параграфе – «Экспертная профилактика как инструмент противодействия коррупции в сфере образования» - обосновано предложение использовать информацию, полученную в ходе производства судебных экспертиз по делам данной категории, для более эффективного выявления, расследования и предупреждения преступлений.
В результате проведенного исследования особенностей использования специальных знаний можно с уверенностью утверждать, что фактические данные об обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений коррупционной направленности в сфере образования, могут быть использованы для предотвращения подобных преступлений в будущем.
Одной из первостепенных задач противодействия коррупции в сфере образования является пресечение деятельности по изготовлению и распространению поддельных дипломов. Решение данной задачи возможно только путем создания единой базы данных документов об образовании.
С учетом анализа практики использования специальных знаний предлагается в подобную базу включить информацию об особенностях изготовления бланков и внесения реквизитов. Во-первых, это связано с тем обстоятельством, что за прошедшие годы большое количество бланков документов об образовании было похищено. Во-вторых, некоторая информация о подлинных дипломах была утеряна в связи с происшествиями в образовательных учреждениях (например, рассмотренные ранее ситуации с пожарами в зданиях вузов). В-третьих, на основании одного только решения о подлинности/поддельности, документа об образовании, получение розыскной информации будет существенно затруднено. Без экспертного исследования невозможно установить, кто заполнял поддельные документы, проставлял печати и техника какого учреждения использовались для их оформления.
Использование специальных знаний в области судебного почерковедения может быть направлено на предотвращение преступлений, совершаемых в сфере образования. К примеру, на кафедре судебных экспертиз Московского государственного юридического университета имени О.Е Кутафина (МГЮА) составлена и пополняется база данных преподавателей университета, составленная с привлечением экспертов-почерковедов. В базе имеются подписи, которые могут быть использованы как информативные образцы для экспертного исследования, связанного с решением задачи об установлении подражания подлинному почерку или подписи преподавателя.
В работе сформулирован алгоритм анализа документооборота, направленного на разработку мер экспертной профилактики преступлений, связанных с подделкой документов образовательного процесса.
В Заключении приведены основные выводы, отражающие наиболее значимые результаты диссертационного исследования, в котором выявлены и систематизированы современные способы преступлений коррупционной направленности в сфере образования; разработаны криминалистические алгоритмы использования специальных знаний при определении структуры преступной группы; описаны особенности исследования документов образовательного процесса; обоснованы пути и средства экспертной профилактики преступлений данной категории.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для оказания консультационно-справочной помощи специалистов и производства судебных экспертиз в целях более эффективного предупреждения, раскрытия и расследования уголовных дел о взяточничестве и других проявлений коррупции в сфере образования.
Перспективы дальнейшего исследования проблематики диссертационного исследования связаны с разработкой методических рекомендаций по использованию специальных знаний для целей раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в других сферах: здравоохранения, спорта, государственной службы и др. Актуальной задачей дальнейших исследований является разработка частных экспертных методик расшифровки маскирования смыслового содержания коммуникации преступников, не только по делам о преступлениях коррупционной направленности, но и по другим категориям дел.
 
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
 
Основные научные результаты диссертации отражены в следующих публикациях (общим объёмом 6,6 п.л.):
 
Публикации в журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации:

  1. Бодров, Н.Ф. К вопросу о способах преступлений коррупционной направленности в сфере образования / Н.Ф. Бодров // Актуальные проблемы российского права – 2012. – № 3 (24). – 0,9 п.л.
  2. Бодров, Н.Ф. Расследование преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере образования / Н.Ф. Бодров //         Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. – № 9. – 0,7 п.л.
  3. Бодров, Н.Ф. Собирание криминалистически значимой информации по делам коррупционной направленности в сфере образования / Н.Ф. Бодров // Законность. – 2012. – № 11. – 0,7 п.л.
  4. Бодров, Н.Ф. Анализ проявлений коррупции в сфере образования и спорта / Н.Ф. Бодров // Человек: преступление и наказание – 2013. – № 4. – 0,5 п.л.

 
Публикации в иных научных журналах и изданиях:

  1. Бодров, Н.Ф. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов как эффективный инструмент профилактики коррупции / Н.Ф. Бодров //   Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях : материалы 2-й Международной научно-практической конференции. (24-25 июня 2009 г.) – М. : Проспект, 2009. – 0,3 п.л.
  2. Бодров, Н.Ф. Современное состояние и тенденции развития антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Российской Федерации / Н.Ф. Бодров //        Традиции и новации в системе современного российского права. Сборник тезисов Международной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых (2–3 апреля 2010 г.) – М. : МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2010. – 0,2 п.л.
  3. Бодров, Н.Ф. К вопросу о разграничении правовой и антикоррупционной экспертизы как институтов реформирования современного законодательства / Н.Ф. Бодров // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства. Сборник тезисов докладов Всероссийской ежегодной научной студенческой конференции. (16 апреля 2010 г.) – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. – 0,3 п.л.
  4. Бодров, Н.Ф. Использование специальных знаний в области судебного речеведения при расследовании взяточничества / Н.Ф. Бодров //       Ответственность в праве и ее реализация : материалы II Международной научной конференции студентов и аспирантов (22 ноября 2010 г.). – Саратов: Издательство ГОУ ВПО "СГАП", 2010. – 0,2 п.л.
  5. Бодров, Н.Ф. Использование специальных знаний при расследовании дел о взяточничестве, совершенном с помощью современных технологий / Н.Ф. Бодров // Современные тенденции развития криминалистики и судебной экспертизы в России и Украине : Материалы международной научно-практической конференции в рамках проекта «Российско-украинские криминалистические чтения на Слобожанщине», 25-26 марта 2011 г. : в 2-х т. Т.2. / отв. ред. И.М. Комаров. – Белгород. – 2011. – 0,3 п.л.
  6. Бодров, Н.Ф. Правовые меры противодействия коррупции в сфере образования / Н.Ф. Бодров // Юридическая панорама. Союз юристов г. Москвы – 2011. – 0,3 п.л.
  7. Бодров, Н.Ф. Некоторые проблемы использования специальных знаний при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования / Н.Ф. Бодров // Правое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений : материалы всероссийской научно-практической конференции (26 мая 2011 г.). – М. : Академия управления МВД России, 2011. – 0,1 п.л.
  8. Бодров, Н.Ф. Использование специальных знаний при выявлении и расследовании коррупционных преступлений в сфере образования / Н.Ф. Бодров // Криминалистическое обеспечение расследования преступлений коррупционной и экономической направленности : 52-е криминалистические чтения. (21 октября 2011 г.) – М. : Академия управления МВД России, 2011. – 0,3 п.л.
  9. Бодров, Н.Ф. Исследование документов по делам о преступлениях коррупционной направленности в сфере образования / Н.Ф. Бодров // Современная криминалистика: проблемы, тенденции, имена (к 90-летию профессора Р.С. Белкина): материалы 53-их криминалистических чтениях (22–23 ноября 2012 г.) – М. : Академия управления МВД России, – 2012. – 0,3 п.л.
  10. Бодров, Н.Ф. Экспертная профилактика как инструмент противодействия коррупции в сфере образования / Н.Ф. Бодров // МГЮА имени О.Е. Кутафина: история и современность. Круглый стол памяти профессора Р.С.Белкина. Вклад Р.С. Белкина в развитие современной криминалистики и теории судебной экспертизы : межвузовская научно-практическая студенческая конференция (26 октября 2012 г.) – М. : МГЮА, 2012. – 0,3 п.л.
  11. Бодров, Н.Ф. Коррупция в спорте и смежных сферах / Н.Ф. Бодров // Обеспечение антикоррупционной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: материалы научно-практического семинара, 19 окт. 2012 г. – Рязань: Академия ФСИН России, 2012. – 0,4 п.л.
  12. Бодров, Н.Ф. Судебные экспертизы документов при расследовании взяточничества и других проявлений коррупции в сфере образования / Н.Ф. Бодров // Правовое и криминалистическое обеспечение раскрытия, расследования и предотвращения преступлений : материалы научно-практической конференции (19 апреля 2013 г.) – М. : Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2013. – 0,3 п.л.
  13. Бодров, Н.Ф. Некоторые особенности получения сравнительных образцов при производстве почерковедческой экспертизы документов образовательного процесса / Н.Ф. Бодров // Союз криминалистов и криминологов – 2013. – № 1 (1) – 0,5 п.л.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0