2013avtoref1657

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Адиньяев Семен Ирсильевич
 
13 ноября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Полиция в системе правоохранительных органов Российской Федерации» (специальность 12.00.11 – судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212. 203.29
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Адиньяев С.И. Полиция в системе правоохранительных органов Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1657 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Адиньяев С.И. Полиция в системе правоохранительных органов Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
Адиньяев Семен Ирсильевич
Полиция в системе правоохранительных органов
Российской Федерации
Специальность 12.00.11 – Судебная деятельность, прокурорская дея-тельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Автореферат
на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва – 2013
2
Работа выполнена на кафедре судебной власти, правоохранительной и правозащит-ной деятельности ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
Научный руководитель:
Доктор юридических наук, профессор
Клишас Андрей Александрович
профессор кафедры конституционного и му-ниципального права РУДН
Официальные оппоненты:
доктор юридических наук, профессор
Чепурнова Наталья Михайловна
Заслуженный юрист РФ
Зав. кафедрой конституционного и админист-ративного права МЭСИ
кандидат юридических наук
Исраэлян Валентин Борисович
Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского городского универси-тета управления Правительства Москвы
Ведущая организация:
Московский университет МВД России
Защита состоится 13 ноября 2013 г. в 15:00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212. 203.29 при ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по адресу: г. Москва ул Миклухо-Маклая, д. 6, зал заседаний Ученого совета юри-дического факультета, аудитория 347.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по адресу: г. Москва ул Миклухо-Маклая, д. 6
Автореферат и объявление о защите диссертации отправлены для размещения на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет «____» октября 2013 г. по электронной почте по адресу: refe-rat_vak@mon.gov.ru
Автореферат разослан «____» октября 2013 г.
Учѐный секретарь
диссертационного совета Д 212.203.29
кандидат юридических наук, доцент
А.Р. Батяева
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования.
Суверенитет государства, охрана прав и свобод граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка являются важными фак-торами нормального существования общества и функциональной обязанно-стью государства. Государственная правоохранительная функция реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой занимает по-лиция. В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны обществен-ного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году про-шло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.
Процесс реформирование милиции в полицию предусматривал измене-ние законодательных и организационно-правовых основ функционирования полиции, изменение статуса ее органов и служащих, освобождение полиции от несвойственных ей функций и расширения полномочий направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка. Реформирование милиции и создание полиции были нацелены на решение сложной социальной задачи - преодолеть кризис доверия общества, выработать новые организационно-правовые формы взаимодействия полиции и общества, обеспечить учет обще-ственного мнения при оценке деятельности органов и служащих полиции, из-менить систему отчетности и разработать современные показатели эффектив-ности работы правоохранительных органов.
Реформирование полиции повлекло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в ор-ганизационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоох-ранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании со-временного правоохранительного института – полиции нашли отражение про-
4
цессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщест-во.
Актуальность проведения системных научных исследований о роли и месте полиции в системе правоохранительных органов России обусловлено необходимостью выявления степени реализации задач реформирования мили-ции и создания полиции. Систематизации нормативно-правового обеспечения процесса создания полиции, основных направлений изменения ее функцио-нального значения, определение уровня достижения результатов реформиро-вания и выявления основных направлений изменения организационно-правовых форм деятельности полиции и их правового регулирования не полу-чили в научной литературе достаточного теоретического исследования. Имеющиеся работы посвящены предполагаемому реформированию, анализу проекта закона «О полиции» или отдельным аспектам реформирования мили-ции и сравнительно-правовому исследованию новел в законодательстве, регу-лирующем данное звено правоохранительной системы.
Актуальность исследования и раскрытия теоретических аспектов ре-формирования в правоохранительной системе обусловлено также тем, что деятельность полиции в современной России законодатель в соответствии ус-тановленными Конституцией РФ основами и принципами связывает с приори-тетом прав и свобод личности, охраной и защитой жизни, здоровья установле-нием правопорядка и режима законности в государстве. Это требует проведе-ния фундаментальных научных системных исследований организационно-правовых основ деятельности полиции в современный пореформенный пери-од, выработки теоретически обоснованных научных рекомендаций по совер-шенствованию правового регулирования и институционального устройства полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации, ор-ганизационно-правовых форм и методов противодействия преступности и ох-раны правопорядка.
5
Степень научной разработанности темы. Проблемы, связанные с дея-тельностью органов внутренних дел Российской Федерации исследовались многими отечественными учеными в области права.
Общетеоретической основой данного исследования послужили работы таких отечественных ученых-правоведов, разработавших фундаментальные категории общей теории государства и права и прав человека как: Алексе-ев С.С., Баглай М.В., Венгеров А.Б., Воеводин Л.Д., Глухарева Л.И., Кова-чев Д.А., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Лазарев В.В., Малько А.В., Махов В.Н., Лукашева Е.А., Манов Г. И., Нерсесянц В.С., Перевалов В.Д., Страшун Б.А., Чиркин В.Е. и др.
Следует выделить работы отдельных специалистов в области теории го-сударства и права и философии права, посвященные административно-правовой тематике: Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Карпеца И.И., Керимо-ва Д.А., Кудрявцева В.А., Кузнецовой Н.Ф., Миньковского Г.М., Стручко-ва Н.А., Солопанова Ю.В., Студеникиной Г.А. и др.
Особое внимание автора было обращено к исследованию правового ре-гулирования органов внутренних дел, в разработку которых существенный вклад внесли ряд ученых: Аврутин Ю.Е., Безденежных В.М., Веремеенко И.И., Еропкин М.И., Колодкин Л.М., Колонтаевский Ф.Е, Коренев А.П., Майдыков А.Ф., Серегин А.В., Соловей Ю.П. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации и деятельности полиции, организации ее работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обес-печению общественного порядка и безопасности в Российской Федерации.
Предметом диссертационного исследования являются процессы ре-формирования и становления полиции, ее статус, роль и место в системе пра-воохранительных органов современной России, организационно-правовые формы реализации полномочий.
Научной целью исследования является на основе комплексного сис-темного анализа раскрытие сущности, содержания, юридической природы,
6
правовых и организационных основ деятельности полиции ее роли и места в системе правоохранительных органов Российской Федерации, разработка ме-тодологических предложений по совершенствованию деятельности ее орга-нов.
Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решались следующие исследовательские задачи:
1. Исследовать основные этапы становления и развития органов по-лиции в XYII-XX вв. в Российской Федерации.
2. Раскрыть и определить основные понятия и функции полиции в Российской Федерации.
3. Определить статус органов полиции и полицейского на основе системного анализа устанавливающих его нормативно-правовых актов.
4. Раскрыть сущность и содержание прав и обязанностей полиции и механизма их реализации.
5. Обосновать организационно-правовые формы взаимоотношений полиции и общества.
6. Выявить основные направления нормативно-правового регулиро-вания статуса полиции в Российской Федерации.
7. Охарактеризовать роль и место полиции в системе правоохрани-тельных органов России.
Методологическую основу исследования составили положения диа-лектики, гносеологии, формальной логики, политологии, социологии, юрис-пруденции, социального управления и иных отраслей научного познания. В процессе исследования применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование) и частные методы научного познания (формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, историко-правовой, лингвистический, метод экс-пертных оценок и др.), способствующие реализации познавательного интереса и достижению поставленной цели.
7
Эмпирическая база диссертационного исследования. . В основу выво-дов, сделанных автором по итогам настоящего диссертационного исследова-ния, положены результаты мониторинга изменений федерального, региональ-ного и муниципального законодательства в сфере организации и деятельности полиции, выявление основных тенденций и противоречий данного процесса.
Автором проведен опрос 15 руководителей управлений внутренних дел г. Москвы и Московской области, а также 10 руководителей территориальных органов внутренних дел; осуществлено анкетирование 65 сотрудников органов внутренних дел и 45 прокурорских работников; произведен сравнительно-правовой анализ нормативных документов 35 муниципальных образований г.Москвы и Московской области, а также анализ 63 обращений граждан в ор-ганы полиции, в связи с нарушениями их прав и свобод.
В основу выводов исследования положены данные анализа обществен-ной дискуссии по законопроекту «О полиции».
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что диссертация представляет собой комплексное системное исследование нормативно-правовых основ и организационно-правовых форм деятельности полиции в современной России, ее статус, функциональное значение, роль и место в системе правоохранительных органов, нормативно-правового регули-рования взаимодействия органов полиции с обществом и иными правоохрани-тельными органами. Диссертация представляет собой одно из первых моно-графических исследований становления и развития полиции в современных условиях Российской Федерации, основанное на Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», сущности сложившихся воззрений на социальную роль и содержание полицейской и правоохранительной деятель-ности.
Элементами научной новизны обладает ряд теоретических положений и практических предложений, сформулированных на основе анализа результа-тов проведенных автором исследований. Среди них можно выделить сле-дующие:
8
- определены и охарактеризованы основные этапы развития органов полиции в 17-20 вв. в России;
- сформулированы и теоретически обоснованы понятие и функции, полномочия полиции в Российской Федерации;
- обоснованы выводы о системном характере нормативно-правового регулирования статуса полиции и полицейского в современ-ной России;
- выработаны предложения по перспективам развития нормативно-правового регулирования статуса полиции в РФ;
- обоснованы предложения по правовому регулированию взаимоотно-шений полиции и общества;
- определены роль, место и функциональное значение полиции в системе правоохранительных органов России.
Научной новизной обладает предложенная авторская концепция роли и места полиции в системе правоохранительных органов Российской Федера-ции, организационно-правовой институализации полиции в современной Рос-сии, предложенный диссертантом подход к определению роли и места инсти-тута полиции в обеспечении государственного функционирования.
В более конкретной форме научную новизну исследования отражают следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Общая тенденция развития органов полиции на историческом пути ее становления и развития характеризуется постепенной централизацией по-лицейского управления, тенденцией избавления от избыточных непрофильных функций, формированием специализированных институтов охраны общест-венного порядка и профилактики преступлений. По мере общественного раз-вития меняется функциональное значение полиции. Первоочередной задачей полиции становится не поддержание господствующего в конкретный истори-ческий период государственного строя, а защита и соблюдение прав и свобод человека, что обусловлено правоохранительным функциональным предназна-чением полиции в обществе.
9
2. Полиция в современной России - это система самостоятельных структурированных, функционально обособленных, специализированных ор-ганов государственной власти, обладающих специальной компетенцией и го-сударственно-властными полномочиями, являющихся компонентом аппарата исполнительной власти, реализующих в механизме государства правоохрани-тельную функцию и являющихся частью отраслевой системы государственно-го управления, основной сферой деятельности которых является охрана и за-щита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, ино-странных граждан, лиц без гражданства, борьба с преступностью, профилак-тика преступлений и правонарушений, обеспечение нормального функциони-рования органов государственной власти, государственных и общественных и институтов, хозяйствующих субъектов, охрана правопорядка и общественного порядка.
3. Под системой нормативно-правовых основ статуса полиции по-нимается совокупность нормативно-правовых актов властного характера, ус-танавливающих функции, полномочия и компетенцию структурированных органов полиции и полицейских в сфере обеспечения защиты прав и свобод граждан, законности, охраны собственности, общественного порядка и проти-водействия преступности, принимаемых органами законодательной и испол-нительной власти Российской Федерации и субъектов федерации, Президен-том РФ иными уполномоченными органами государственной власти для реа-лизации стоящих перед полицией целей и задач.
4. Функциональная компетенция полиции в сфере правоохранитель-ной деятельности определяется следующим:
- полиция осуществляет весь многочисленный объем функций право-охраны через свои структурные подразделения, осуществляя наряду с обеспе-чением безопасности граждан и государства, социальную и юридическую за-щиту своих сотрудников;
- полиция осуществляет правоохранительную деятельность в установ-ленных законодательством организационно-правовых формах и сферах обще-
10
ственной жизни, посредством деятельности закрепленной законом организа-ционно структурированной системы органов, учреждений, служащих на обще-государственном, и региональном уровнях, в том числе: деятельность в об-ласти лицензионно-разрешительного режима в сфере оборота оружия, в об-ласти проверок лицензиатов, осуществляющих частную детективную и охран-ную деятельность, в области обеспечение безопасности дорожного движения и ряда иных;
- функциональным назначением полиции является правоохранительная деятельность по охране и защите населения в ситуациях криминального и не-криминального характера, это предопределяет многочисленностью ее служеб-ного состава, необходимость поддержания постоянного и высокого уровня мобилизационной подготовки личного состава, круглосуточный характер ра-боты, наличие широких возможностей централизованной передачи и получе-ния информации, использование транспортных средств и связи;
- полиция является структурой принудительного поддержания правопо-рядка и обладает правомочиями на применение физического принуждения, силы или специальных средств, процессуального принуждения (арест), мате-риального принуждения (проверки, запреты и т.д).;
- полицейская служба имеет военизированный характер, сотрудник по-лиции реализует свои полномочия, находясь на должности в течение служеб-ного времени, установленного законодательством государственной службы, распорядком дня органа внутренних дел, должностным регламентом и кон-трактом о прохождении службы в полиции;
- подразделения полиции имеют на балансе значительное количество специального вооружения, спецсредств, средств связи и специальной техники.
Обязанности полиции могут быть классифицированы в зависимости от компетенции ее органов и сферы их деятельности на: нормотворческие, орга-низационные и правоприменительные.
5. Особенности механизма реализации прав сотрудников полиции в Российской Федерации проявляются в том, что сотрудники полиции являются
11
должностными лицами, обладающими властной компетенцией в сфере право-охраны, от имени государства они могут применять специальные правовые средства, осуществлять применение юридической ответственности в отноше-нии лиц, совершивших правонарушения. Сотрудники полиции не обладают суверенитетом и, в случае если сотрудник полиции сам совершает правонару-шение, он становится субъектом правонарушения и несет соответствующую юридическую ответственность.
6. Повышению авторитета и доверия населения будет способство-вать законодательное определение организационно-правовых форм взаимо-действия полиции и общества. В рамках реформы полиции необходимо зако-нодательно закрепить и обеспечить на практике участие граждан в постановке целей и задач работы полиции, формировании приоритетов ее деятельности и оценки результатов. Взаимодействие полиции и граждан должно осуществ-ляться на основе соблюдения следующих принципов: консолидация усилий и согласованность действий по решению конкретных задач в сфере обеспечения безопасности и поддержания правопорядка; подотчетность обществу за каче-ство оказанных полицией государственных и социальных услуг населению; доступность и прозрачность нормативно-правовых и организационно-управленческих основ деятельности полиции; разработка и внедрение меха-низмов участия граждан в профилактике преступности и повышения уровня общественной безопасности; обеспечение прав и законных интересов граж-дан.
7. Приоритетами взаимодействия полиции со структурами граждан-ского общества являются: развитие института гражданского контроля над дея-тельностью полиции; гласный и равноправный характер взаимодействия по-лиции с некоммерческими организациями, занимающимися повышением уровня защищенности граждан; организация и осуществление общественной экспертизы нормативных актов с точки зрения их вклада в обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан; совершенствование работы по обуче-нию и подготовке сотрудников полиции, в том числе, с участием неправитель-
12
ственных организаций, включая разработку учебных программ, экспертизу методических и иных материалов, оказание методической поддержки специа-листам образовательных учреждений системы МВД и преподавание отдель-ных учебных курсов; выявление и профилактика нарушений со стороны со-трудников полиции; повышение уровня защиты прав сотрудников полиции.
8. В целях совершенствования управления и повышения функцио-нальной эффективности органов полиции необходимым представляется реали-зация комплекса мер, направленного на совершенствование системы управле-ния органами и подразделениями посредством усиления ведомственного кон-троля, повышения уровня ответственности их руководителей за конечные ре-зультаты, уточнение организационного построения и перераспределения штатной численности органов полиции, позволяющего более гибко и опера-тивно реагировать на изменения криминальной ситуации и обеспечить неза-медлительное реагирование на противоправные посягательства; необходимо доведение системы контроля и оценки деятельности органов внутренних дел до требуемого уровня объективности; осуществлять взаимодействие с инсти-тутами гражданского общества по формированию широкого слоя лиц, заинте-ресованных в оказании содействия правоохранительным органам в противо-действии преступности, охране общественного порядка и обеспечении обще-ственной безопасности.
9. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, соз-даваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Подчинен-ность полиции Министерству внутренних дел Российской Федерации – важ-нейший принцип ее организационно—правового статуса. Руководство поли-цией со стороны МВД России и его территориальных органов, подконтроль-ность и подотчетность полиции руководителям данных органов определяет институциональное место полиции в системе правоохранительных органов
13
как структуры и составной части органов внутренних дел Российской Федера-ции.
10. Служба в полиции представляет собой вид профессиональной служебной деятельности граждан на соответствующих должностях в МВД России, входящих в его систему территориальных органах и организациях. Служба в полиции это особая разновидность федеральной государственной службы. Наряду с общими признаками, свойственными всей государственной службе, она обладает специфическими чертами, которые характеризуют ее как самостоятельную часть в общей системе государственной службы Россий-ской Федерации. Данная специфика обусловлена выполнением особых функ-ций по обеспечению законности, правопорядка, общественной и личной безо-пасности, а так же по противодействию преступности и правонарушениям. Являясь представителями власти, эта категория государственных служащих способна совершать властные действия, влекущие юридические последствия в отношении субъектов, не связанных с ними служебными отношениями. Со-трудникам полиции предоставлено право по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Теоретическое значение диссертации заключается в том, что получен-ные в ходе исследования выводы и предложения развивают и дополняют сло-жившийся понятийный аппарат, раскрывают и характеризуют особенностям процесса преобразования милиции в полицию; раскрывают и характеризуют правовые основы и организационно-правовые формы создания нового право-охранительного института, основным предназначением которого является за-щита прав и свобод человека и гражданина, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности; раскрывают сущность и переоценивают ряд правовых положе-ний, приводящих к новым доктринальным выводам.
Автором разработана и предложена концепция роли и места полиции в системе правоохранительных органов, рассмотрены теоретические и практи-ческие вопросы, которые имеют большое значение для понимания процесса
14
становления и развития полиции на современном этапе; существа и природы, функционального назначения, целей и задач, которые перед ней ставятся госу-дарством и обществом.
Исследование нового правоохранительного института – полиции, как предмета самостоятельного межотраслевого института правоохранительного права расширяет имеющиеся теоретические разработки и знания и в дальней-шем полученные результаты могут быть использованы в научных работах по поиску новых подходов в исследовании иных институтов права и способство-вать развитию смежных отраслей права.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что получен-ные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практиче-ские положения по осуществлению законодательной деятельности можно ис-пользовать в качестве научно-методологической базы для законодательных органов при подготовке и создания действенной и унифицированной правовой базы для совершенствования деятельности полиции. Выработанные предло-жения и рекомендации могут быть применены в правоохранительных органах для совершенствования организационно-управленческого обеспечения их дея-тельности. Теоретические положения проведенного исследования могут слу-жить дополнительным научным материалом в учебном процессе при изучении курсов «Конституционное право России», «Теория государства и права», «По-лицейское право», «Правоохранительные органы», «Административное пра-во».
Подготовленные по результатам исследования рекомендации и предло-жения предназначены для широкого круга специалистов в законодательной, научной и правоприменительной сфере. Особый интерес данное исследование представляет для специалистов, занимающихся изучением правовых основ межотраслевых институтов, руководителей и преподавательского состава об-разовательных учреждений федеральных органов исполнительной власти, за-нимающихся профессиональной подготовкой сотрудников и служащих право-охранительной службы.
15
Апробация результатов исследования реализована в форме обсужде-ния его основных положений на научно-практических конференциях, подго-товки научных публикаций, внедрения соответствующих научных разработок в учебный процесс и правоприменительную деятельность. Основные теорети-ческие положения диссертации, выводы и предложения автора изложены в четырех опубликованных научных статьях и других публикациях по теме дис-сертации, в ряде учебников и учебных пособий, опубликованных в централь-ных, региональных и ведомственных изданиях, общим объемом 2.6 п.л., 3 ра-боты опубликованы в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендован-ных ВАК.
Ряд положений теории и выводов, изложенных в работе, были внедрены в учебный процесс.
Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами иссле-дования. Диссертация состоит из введения; трех глав, объединяющих девять параграфов; заключения и списка использованной литературы.
Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами ис-следования. Диссертация состоит из введения; трех глав, объединяющих девять параграфов; заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, описываются методологические и мето-дические основы диссертации, раскрывается научная новизна, и формулиру-ются положения, выносимые на защиту, дается характеристика теоретическо-го и практического значения работы, приводятся сведения об апробации полу-ченных результатов.
Первая глава «Становление полиции в системе правоохранительных органов России» посвящена исследованию исторических аспектов становле-ния и развития полиции в России в XYII-XX веках; изучению сущности, со-держания и функционального места полиции в правоохранительной системе
16
государства; определению правовых основ статуса полиции в Российской Фе-дерации.
В первом параграфе первой главы «Исторические аспекты становле-ния и развития полиции в России в XYII-XX веках» диссертант определя-ет, что до конца второго десятилетия XVIII в. в России не было регулярных полицейских органов. В «допетровской» Руси соответствующая деятельность обозначалась как «благочиние». В перестройке административно-полицейского управления при Петре I первопричиной является завершающая-ся на тот момент централизация государственной власти, утверждение само-державной формы правления, что потребовало реформы всей правоохрани-тельной системы государства (фискальной системы, прокуратуры, судов). Создание первых учреждений регулярной полиции происходит первоначаль-но в городах. В сфере карательно-правоохранительной деятельности столич-ные учреждения регулярной полиции характеризуются огромной компетенци-ей, охватывающей почти всю административную деятельность государства. Так регулярная полиция занималась регулированием передвижения в столицах населения, пресечением самовольных уходов работных людей, крестьян, де-зертирства солдат.
История полиция на протяжении XVIII века интересна тем, что именно тогда была создана основа ее организации, определены функции. Сформиро-ванная Петром I преимущественно по западноевропейскому образцу, россий-ская полиция принимает специфические, характерные именно для нее черты. На протяжении XVIII века строились организационные формы полиции, про-верялось соотношении коллегиальности и единоначалия во внутреннем управ-лении полиции, формировалось централизованное и муниципальное подчине-ние, привлечение населения к исполнению полицейских функций и контролю за работой полицейских органов, определялись направления и методы дея-тельности полиции.
В дальнейшем именно в 1802 г. с созданием Министерства внутренних дел было восстановлено централизованное полицейское управление в Россий-
17
ской Империи. Министерство руководило не только городской и сельской (земской) полицией, но и объединяло, координировало организацию и дея-тельность ведомственной полиции, что позволяло государству более эффек-тивно осуществлять функции охраны общественного порядка и внутренней безопасности.
Крупнейшая перестройка полиции была проведена в конце XIX – начале XX веков, причиной этой реформы был глубокий правительственный кризис, вызванный небывалой волной революционного террора. В результате этого появилась советская милиция, которая также перетерпела множество реформ, так как первоначально основные звенья государственного механизма, при-званные обеспечить общественный порядок и безопасность, оказались в раз-личных ведомствах, и возникала потребность их организационного объедине-ния, с целью внесения изменений в политической системе и укрепления ре-жима личной власти.
Перестройка, начатая в 1985 году, открыла новый этап в развитии сис-темы органов внутренних дел страны. В результате 18 апреля 1991 г. был при-нят закон «О милиции», дающий комплексную регламентацию правового ста-туса, организационной структуры, места и роли милиции в российском госу-дарстве.
Самая последняя реформа органов внутренних дел началась в связи с принятием 7 февраля 2011 г. Федерального закона «О полиции». Обусловлено это участившимися фактами нарушений сотрудниками органов внутренних дел законности и служебной дисциплины, что вызвало негативные оценки СМИ и недовольство граждан, усложнением криминальной ситуации в стране, падением профессионализма в среде сотрудников органов внутренних дел, в том числе по причинам низкого денежного содержания и социальной под-держки. В ходе реформы милиция преобразована в полицию. Основной упор сделан на создании новой правовой деятельности полиции. В ходе реформы сохранена вертикаль централизованного управления в системе МВД, приняты
18
законодательные акты, соответствующие международным стандартам работы полиции, исключены многие не свойственные полиции функции.
Общую тенденцию развития органов полиции на всем историческом пу-ти развития можно свести к выводу о постепенной централизации полицей-ского управления, и вместе с тем можно проследить избавление от избыточ-ных непрофильных функций, появление специализированных институтов ох-раны общественного порядка и профилактики преступлений. Кроме этого, первоочередной задачей полиции становится не поддержание господствующе-го в конкретный исторический период строя, а защита и соблюдение прав и свобод человека, что определяется правоохранительным предназначением по-лиции в обществе.
Во втором параграфе первой главы «Сущность, содержание и функ-циональное место полиции в правоохранительной системе государства» диссертант выделяет следующие аспекты. В термин «полиция» как орган го-сударства, зарубежные исследователи порой вкладывают различное содержа-ние, но если суммировать множество точек зрения, то в общем смысле можно заключить, что под этим термином означается звено государственного меха-низма, несущего ответственность за выполнение определенной функции.
Сделан вывод, что полиция Российской Федерации в современном де-мократическом государстве - это самостоятельный специфичный государст-венный орган, обладающий специальной компетенцией и властными полно-мочиями, являющийся неотъемлемым компонентом исполнительной власти, исполняющий в механизме государства правоохранительную функцию и яв-ляющийся частью отраслевой системы государственного управления, деятель-ность которого подчинена защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, установ-лению контроля над преступностью, обеспечению нормального функциониро-вания органов государственной власти, государственных и общественных ин-ститутов, а так же охране общественных отношений.
19
В работе обосновывается вывод о том, что полиция является много-функциональным правоохранительным органом и реализует свою компетен-цию в следующих основных направлениях, которые: вытекают из социального назначения полиции (защита личности, общества, государства от противо-правных посягательств); отражают суть и специфику полицейской деятельно-сти (предупреждение и пресечение преступлений и административных право-нарушений; выявление и раскрытие преступлений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах); раскрывают особенности правоприме-нительной, контрольно-надзорной и юрисдикционной составляющей полицей-ской деятельности (производство дознания по уголовным делам; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение администра-тивных наказаний; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности); закрепля-ют сложившиеся (охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; осуществление экспертно-криминалистической деятельности) или от-носительно новые (государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц) реалии деятельности полиции.
В третьем параграфе первой главы «Правовые основы статуса поли-ции в Российской Федерации» диссертант рассматривает вопросы правовой регламентации деятельности правоохранительных органов, которые тем больше становятся актуальными, чем быстрее развиваются процессы демокра-тизации общества.
По своей природе и характеру система нормативно-правового регулиро-вания статуса полиции, как правоохранительного органа, связана с рядом от-раслей права – конституционного и административного права, организацией и деятельностью прокуратуры, юстиции, нотариата, налогового и таможенного
20
права, а также уголовного и гражданского права.
Диссертант делает вывод о том, что под системой нормативно-правового регулирования статуса полиции понимается совокупность норма-тивно-правовых актов властного характера и в сфере в области обеспечения защиты прав и свобод граждан, законности, охраны собственности, общест-венного порядка и противодействия преступности на федеральном, окружном, региональном и местном уровнях, принимаемые соответствующими государ-ственными органам для реализации поставленных перед полицией целей.
В системе нормативно-правового регулирования статуса полиции диссер-тант определяет необходимость различать нормативно-правовые акты, связан-ные с выполнением собственно правоохранительной функции и управленче-ские нормативно-правовые акты, связанные с функцией прогнозирования, планирования, ресурсного (кадрового, информационного, материально-технического, финансового), правового, научно-методического обеспечения, регулирования и контроля. В работе также рассматриваются особенности до-кументов, которые образуются в деятельности органов полиции: нормативные правовые акты МВД России; индивидуальные правовые акты (персонального характера; действие которых исчерпывается однократным применением); межведомственные соглашения, протоколы; распоряжения; директивы; указа-ния; акты; заключения; докладные записки; справки; обзоры; доклады; пояс-нительные записки; планы; телеграммы; телефонограммы; факсограммы; письма.
Во второй главе «Функциональные характеристики полиции в пра-воохранительной системе Российской Федерации » рассматриваются ос-новные функции полиции: содержание и нормативно-правовое закрепление, основные обязанности полиции по охране правопорядка и формы их реализа-ции, организационно-правовые формы реализации правомочий полиции.
В первом параграфе второй главы «Основные функции полиции: со-держание и нормативно-правовое закрепление» делаются выводы о том, что полиция является многофункциональным правоохранительным органом и
21
реализует свою компетенцию в следующих основных направлениях, которые вытекают из социального назначения полиции - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
В зависимости от поставленных целей и выполняемых задач необходимо выделить правоохранительную и управленческую функции. Так в сфере внешнего управления полиции можно выделить правоохранительную компе-тенцию, которая реализуется при выполнении задач и функций правоохраны в области обеспечения безопасности жизни и здоровья личности, предупрежде-ния и пресечения преступлений, административных проступков, выявления, раскрытия и профилактики преступлений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и др.
Классифицируя внутренние управленческие функции полиции, нужно исходить из характера поставленных правоохранительных задач и целей и оп-ределить: общие функции, к которым отнести учет, прогнозирование, кон-троль, планирование, учет. Такие функции существуют в любой управленче-ской системе, и осуществляются как во внешней, так и во внутренней органи-зационной деятельности полиции. Специальные функции, следует определить как организационные действия, непосредственно относящиеся к правоохране направленные на обеспечение безопасности граждан и государства. Обеспечи-вающие функции относятся к сфере финансового, кадрового, психологическо-го, медицинского, социального, технического обеспечения деятельности по-лиции.
Кроме того, по мнению диссертанта, полицейские функции отражают суть и специфику полицейской деятельности (предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных мес-тах); раскрывают особенности правоприменительной, контрольно-надзорной и юрисдикционной составляющей полицейской деятельности (производство дознания по уголовным делам; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение
22
безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательст-ва Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдени-ем законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности); закрепляют сложившиеся (охрана иму-щества и объектов, в том числе на договорной основе; осуществление экс-пертно-криминалистической деятельности) или относительно новые (государ-ственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного су-допроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоох-ранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц) реалии деятельности полиции.
Во втором параграфе второй главы «Основные обязанности полиции по охране правопорядка и формы их реализации» делается вывод, что обя-занности полиции можно классифицировать в зависимости от ее компетенции. Так можно выделить обязанности полиции в нормотворческой, организаци-онной и правоприменительной сфере. Обязанности в сфере нормотворческой деятельности реализуются путем принятия ведомственных нормативно-правовых актов и участия в подготовке проектов законодательных актов. Эта деятельность затрагивает как внешнюю, так и внутреннюю сторону организа-ционно-управленческой деятельности полиции. Так нормативные акты, ка-сающиеся внутренней организации работы полиции затрагивают такие вопро-сы, связанные с обеспечением денежного довольствия, медицинского, жилищ-ного, пенсионного и социального обслуживания сотрудников, их семей. Кроме этого утверждаются различные положения о структурных подразделениях по-лиции, положения об общественных советах при органах внутренних дел. Управленческие нормативные акты внешнего характера касаются регламента-ции соответствующих направлений оперативно-служебной деятельности, ме-ждународного сотрудничества, системы общественного контроля.
Обязанности полиции в организационной сфере затрагивают прежде все-го обеспечение реализации гарантий основных прав и свобод человека и граж-данина. Так, например, при проведении шествий, митингов, демонстрация
23
полиция с одной стороны помогает в реализации прав граждан на свободу со-браний, а с другой стороны осуществляет охрану общественного порядка, обеспечивая безопасность тех же самых граждан, имея право применить силу и специальные средства при угрозе жизни и здоровью граждан, задерживать правонарушителей, оказывать необходимую помощь пострадавшим и т.д. Здесь же проявляется социальная направленность деятельности полиции, ко-гда с помощью применения организационных мер обеспечивается содействие гражданам при условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, при осуществлении поиска без вести пропавших лиц, помощи без-надзорным или оставшимся без присмотра родителей детям, предоставление информации, справок и др. Что же касается правоприменительного направле-ния, то полиция реализует свои обязанности при осуществлении администра-тивной, оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности
В третьем параграфе второй главы «Организационно-правовые фор-мы реализации правомочий полиции» диссертант определяет, что анализ закрепленных за полицией функций позволяет сделать вывод о сложной и дифференцированной деятельности полиции и ее органов, а также о целостно-сти и системности этой деятельности, характеризующейся правоохранитель-ной направленностью. Существенной особенностью механизма реализации прав полиции является наличие специфики правоприменительной деятельно-сти – ее функциональный статус. Сотрудники полиции, осуществляют свою деятельность как представители органа государственной власти, обладая при этом возможностью применять различные меры государственного принужде-ния к физическим и юридическим лицам. С другой стороны, осуществляя функцию правоохраны прав и законных интересов физических и юридических лиц, правоприменительная деятельность полиции должна являться важнейшей юридической гарантией реализации этих субъективных прав и интересов.
Особенность механизма реализации прав полиции в Российской Феде-рации проявляется в следующем: сотрудники полиции являются должност-ными лицами, обладающими властной компетенцией в сфере правоохраны, от
24
имени государства могут применять специальные правовые средства, осуще-ствляя реализацию юридической ответственности в отношении лиц, совер-шивших правонарушения, однако когда сотрудник полиции, сам совершает правонарушение, он становится субъектом правонарушения, то он несет со-ответствующую юридическую ответственность.
В третьей главе «Правовые и организационные характеристики мес-та полиции в системе правоохранительных органов Российской Федера-ции» рассматриваются вопросы организационно-правовых форм взаимоотно-шений полиции и общества; основные тенденции изменения статуса полиции России в системе правоохранительных органов; основные направления дея-тельности полиции в системе правоохранительных органов России.
В первом параграфе третьей главы «Организационно-правовые фор-мы взаимоотношений полиции и общества» делаются выводы о том, что основными формами взаимодействия являются: организационная, профилак-тическая и правоприменительная. Условиями, необходимыми для установле-ния тесного взаимодействия с общественными организациями как внутри по-лиции, так и за ее пределами, являются: определение сфер взаимодействия, проблем, возникающих в них, роли и места полиции и общественности в их решении; определение целей и задач взаимодействия в этих сферах; принятие совместных решений по организации взаимодействия, определение форм, ме-тодов, средств и т.д.; подготовка совместных программ, планов работы по взаимодействию; контроль со стороны обеих заинтересованных сторон с ана-лизом всей деятельности; широкое освещение результатов взаимодействия в СМИ, пропагандистская работа среди населения.
Эффективная реализация обозначенных принципов возможна при нали-чии действенных механизмов контроля со стороны общества. В частности, система отчетности полиции перед органами местного самоуправления, ре-гиональными парламентами и собраниями граждан (для участковых уполно-моченных полиции) должна предполагать возможность вынесения вотума не-доверия отдельным должностным лицам, предложения рекомендаций по кан-
25
дидатурам на соответствующие должности нижнего и среднего звена, а также реализации иных форм реагирования на кадровые и организационные реше-ния.
Во втором параграфе третьей главы «Основные тенденции изменения статуса полиции России в системе правоохранительных органов» делается вывод о том, что основной целью реформирования органов полиции должно стать создание нового правоохранительного института, отвечающего совре-менным социальным, экономическим и политическим концепциям построения органов власти, эффективно противостоящего возникающим угрозам, соз-дающего новую модель взаимоотношений органов внутренних дел и общества основанную на системе контроля за деятельностью полиции со стороны граж-данского общества.
В целях совершенствования управления и повышения функциональной эффективности органов полиции необходимым представляется реализация комплекса мер, направленного на совершенствование системы управления ор-ганами и подразделениями за счет усиления ведомственного контроля, повы-шения уровня ответственности их руководителей за конечные результаты, уточнение организационного построения и перераспределения штатной чис-ленности органов полиции, позволяющего более гибко и оперативно реагиро-вать на изменения криминальной ситуации и обеспечить незамедлительное реагирование на противоправные посягательства; необходимо доведение сис-темы контроля и оценки деятельности органов внутренних дел до требуемого уровня объективности; осуществлять взаимодействие с институтами граждан-ского общества по формированию широкого слоя лиц, заинтересованных в оказании содействия правоохранительным органам в противодействии пре-ступности, охране общественного порядка и обеспечении общественной безо-пасности.
В третьем параграфе третьей главы «Основные направления деятель-ности полиции в системе правоохранительных органов России» диссер-тант определяет, что полиция является составной частью единой централизо-
26
ванной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внут-ренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанно-стей. Подчиненность полиции Министерству внутренних дел Российской Фе-дерации – важнейший принцип ее организационно—правового статуса. Имен-но руководство полицией со стороны МВД России и его территориальных ор-ганов, подконтрольность и подотчетность полиции их руководителям превра-щает полицию в составную часть органов внутренних дел РФ.
Полицейская деятельность характеризуется использованием методов убеждения, поощрения, принуждения и управления. Специальные же методы воздействия на общественные отношения можно представить в виде: осущест-вления административного надзора, административного принуждения, адми-нистративный юрисдикции, полицейской помощи; предоставления полицей-ского разрешения, государственной регистрации, лицензирования; сбора по-лицейской информации и полицейского сыска и др.
В настоящее время в связи с реформой органов внутренних дел проис-ходит правовое переосмысление социальной роли полиции. В первую очередь это касается пределов ее вмешательства в личную и общественную жизнь, по-скольку выполнение полицейских обязанностей гарантируется потенциальной возможностью силового воздействия. Применение мер принуждения допуска-ется лишь в пределах, установленных Законом о полиции и другими феде-ральными законами.
Подчеркивая социальную ориентированность законодатель устанавли-вает, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нужда-ется в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Это предназначение и обуславливает то, что полиция в пределах своих полномо-чий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, ор-ганам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным госу-дарственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципаль-ным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо
27
от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.
Служба в полиции представляет собой вид профессиональной служеб-ной деятельности граждан на соответствующих должностях в МВД России, входящих в его систему территориальных органах и организациях. Служба в полиции это особая разновидность федеральной государственной службы. На-ряду с общими признаками, свойственными всей государственной службе, она обладает специфическими чертами, которые характеризуют ее как самостоя-тельную часть в общей системе государственной службы Российской Федера-ции. Так данная специфика обусловлена выполнением особых функций по обеспечению законности, правопорядка, общественной и личной безопасно-сти, а так же по противодействию преступности и правонарушениям. Являясь представителями власти, эта категория государственных служащих способна совершать действия. Влекущие юридические последствия в отношении субъ-ектов, не связанных с ними служебными отношениями. Сотрудника полиции предоставлено право по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются ос-новные обобщающие теоретические выводы и предложения по совершенство-ванию законодательства и практики его применения. В конце работы приведен список использованной литературы и нормативных правовых актов.
По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие на-учные работы:
I. Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомен-дованных Перечнем ВАК РФ:
1. Адиньяев С.И. Основы назначения полиции в Российской Федерации // Вестник РУДН. 2011. - № 3. – С. 29-33 (0,2 п.л.).
2. Адиньяев С.И. Полиция и общество: правовое регулирование право-отношений, статья // Вестник РУДН. 2011. - № 4. – С. 54-62. (0,4 п.л.).
28
3. Адиньяев С.И. Система нормативно-правового регулирования статуса полиции Российской Федерации, статья // Научно-практический журнал «Со-временное право». 2011.-№11(1).– С. 36-41 (0,4 п.л.).
II. Публикации в иных изданиях:
1. Адиньяев С.И. Функции полиции как органа уголовной юстиции в ус-ловиях реформирования, статья // Матерiали III мiжнародноi науково-практичноi конференції "актуальні проблеми кримінального права, процесу та криміналістики", 2011 г., Одесса. Міжнародний гуманітарний університет. - С. 5-8 (0,2 п.л.).
2. Адиньяев С.И. Правоприменительная деятельность полиции контексте законодательного преобразования // Сборник статей Всероссийская научно-практической конференции «Актуальные проблемы права в ХХI веке », 2012 г., РУДН. – С. 10-15 (0,6 п.л.).
3. Адиньяев С.И. Основные этапы развития органов полиции в XVII-XX вв. в Российской Федерации, статья // Новый юридический журнал. Ежеквар-тальный научно-информационный журнал, 2012 г.- №2. - С. 153-161 (0.8. п.л.).
29
АДИНЬЯЕВ СЕМЕН ИРСИЛЬЕВИЧ
ПОЛИЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация посвящена исследованию теоретических, правовых и орга-низационных проблем определения места полиции в системе правоохрани-тельных органов Российской Федерации. В работе рассмотрены разнообраз-ные вопросы, которые имеют большое значение для понимания процесса ста-новления и развития полиции на современном этапе; существа и природы, це-лей и задач, которые перед ней ставятся. Исследование нового правоохрани-тельного института – полиции, как предмета самостоятельного межотраслево-го института правоохранительного права позволит в дальнейшем приступить к поиску новых подходов в исследовании многих институтов права, и будет способствовать развитию смежных отраслей права.
ADINYAEV SEMEN IRSILEVICH
POLICE IN LAW ENFORCEMENT THE RUSSIAN FEDERATION
Thesis deals with the theoretical, legal and organizational problems determining the place of the police in the law enforcement bodies of the Russian Federation. The paper discusses various issues that are of great importance for understanding the formation and development of the police at this stage; beings and nature, goals and objectives that are put in front of her. Investigation of a new law enforcement institution - the police, as a matter of self- inter-branch institution of law enforcement in the future will begin to look for new approaches in the study of many of the institutions of law, and will contribute to the development of related areas of law.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0