2013avtoref1649

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Мисник Владимир Анатольевич
 
20 ноября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Проблемы имплементации энергетического права Европейского Союза третьими странами (на примере республики Сербии)» (специальность 12.00.10 – международное право; европейское право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДК 212.203.21
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Мисник В.А. Проблемы имплементации энергетического права Европейского Союза третьими странами (на примере республики Сербии): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1649 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Мисник В.А. Проблемы имплементации энергетического права Европейского Союза третьими странами (на примере республики Сербии): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи
 
 
 
Мисник Владимир Анатольевич
 
 
 
 
ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИИ)
 
Специальность 12.00.10 – Международное право. Европейское право

 
 
 
 
 
 

 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва – 2013

Работа выполнена на кафедре международного права ФГБОУ ВПО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации»

Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент
Замятин Виталий Юрьевич
 
Официальные оппоненты: доктор юридических наук
Калиниченко Пауль Алексеевич
профессор кафедры права Европейского Союза ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
 
кандидат юридических наук
Гудков Иван Владимирович
доцент кафедры правового регулирования ТЭК Международного института энергетической политики и дипломатии при ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России»
 
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»

 
Защита состоится «20» ноября 2013 года в «15» часов «30» минут на заседании Диссертационного совета ДК 212.203.21 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 347.
С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном библиотечном центре Российского университета дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.
Автореферат разослан «    »  октября 2013 года
 
Ученый секретарь
Диссертационного совета,
кандидат юридических наук                                                                 Н.Ю. Четвергова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
          Актуальность темы исследования. Европейский Союз, созданный в середине прошлого века, в настоящее время является одним из наиболее успешно функционирующих интеграционных объединений в мире. Основанный в форме экономического объединения шести европейских государств, за прошедшие шестьдесят лет ЕС значительно увеличил объем своих функций и расширил сферы своего влияния и компетенции, увеличив количество стран-членов более чем в четыре раза и добавив, помимо экономической, и другие составляющие, такие как: политическую, социальную, экологическую, культурную и пр. Дополнительно следует отметить, что интеграционные процессы внутри объединения не остановились, скорее, наоборот, в последнее время наднациональные органы ЕС стремятся заполучить все большее количество компетенций, ранее находившихся в исключительном ведении государств-членов, в том числе и в сфере энергетики, что подробно рассмотрено в настоящем исследовании.
Важно также отметить, что с течением времени не останавливается и процесс экстратерриториального расширения Союза, который на сегодняшний день уже насчитывает 27 государств-членов. Дополнительно процедуры, связанные с присоединением к ЕС проходят несколько государств, среди которых Исландия, Сербия, Черногория, Албания, Босния и Герцеговина и Турция. Хорватия ожидает присоединения к ЕС, которое запланировано на середину 2013 года. При этом в ряде отраслей, как например в области энергетики, Евросоюз стремится при помощи различных международно-правовых инструментов расширить свое влияние и вне территориальных границ организации. Так, в конце 2005 года по инициативе ЕС на территории Юго-Восточной Европы было создано Энергетическое сообщество (далее – ЭС), функционирующее в рамках правового поля Европейского Союза.
Рассматривая цели и функции данной организации, возможно сделать вывод о том, что Энергетическое сообщество является в настоящее время одним из наиболее успешных инструментов проведения Европейским Союзом активной внешней энергетической политики. Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день членство третьих стран в ЭС можно характеризовать как некую промежуточную стадию, которую независимым государствам необходимо пройти на пути подготовки к членству в Евросоюзе. Это объясняется тем, что одной из главных задач Энергетического сообщества является активная поддержка и лоббирование имплементации и применения энергетического законодательства ЕС странами-членами организации. Успешная работа Сообщества в сфере формирования вне территориальных границ ЕС единой системы энергетического законодательства, функционирующей в соответствии с евросоюзными стандартами, привела к высказыванию исследователями мнений о создании так называемой «Энергетической Европы», то есть совокупности государств, входящих в ЕС, а также стран, не являющихся членами Союза, применяющими, однако, нормативно-правовые акты ЕС в области энергетики.[1]
Важно отметить, что определение правил и стандартов функционирования энергетических рынков, как внутри самого Европейского Союза, так и вокруг его границ, имеет определяющее значение в вопросах сотрудничества Российской Федерации с европейскими партнерами в рамках поставок российских энергоносителей на европейские рынки. ЕС сегодня следует считать ключевым направлением экспорта отечественных энергоресурсов. «Внешнеэкономические интересы России в отношении сотрудничества с ЕС в области энергетики связаны с тем, что страны Евросоюза являются традиционным и емким рынком для ее энергоресурсов, а также поставщиком энергетического оборудования и технологий».[2] Также очевидно, что применение странами-транзитерами, входящими в состав Энергетического сообщества, нормативно-правовой базы ЕС в области энергетики не может не отражаться на интересах России, что делает изучение европейского энергетического законодательства отечественными специалистами одним из приоритетных направлений современной юридической науки.
В качестве основной цели проведения в настоящей работе анализа имплементации и применения евросоюзного энергетического законодательства Республикой Сербией, следует обозначить выявление влияния, оказываемого «экспортом» энергетического права ЕС в третьи страны на интересы РФ. Также важно отметить, что Республика Сербия была выбрана в качестве примера отнюдь не случайно. В исторической перспективе российско-сербские отношения основывались на прочных цивилизационных связях наших народов. В настоящее время на основании такого фундамента существенно упрочилось и экономическое партнерство двух стран, в особенности в области энергетики. Сегодня Российская Федерация, также как и отечественные бизнес структуры, являются основными инвесторами в энергетический сектор экономики Сербии, которые уже вложили и готовы дальше вкладывать финансовые средства в осуществление долгосрочных и дорогостоящих инфраструктурных проектов в области энергетики в республике. В настоящее время на территории Сербии осуществляют свою деятельность такие крупные российские энергетические корпорации, как ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Зарубежнефть». По территории Республики Сербии планируется проложить участок газопровода «Южный поток» длиною свыше 450 км. ОАО «Газпром нефть» завершило в 2011 году реконструкцию и ввело в эксплуатацию подземное хранилище газа «Банатский двор», которое считается одним из крупнейших подобных объектов в Юго-Восточной Европе.
При этом российские инвесторы в Сербии сталкиваются с фактами оказания Европейским Союзом политического влияния на местную власть, в частности в вопросах применения Республикой Сербией европейского энергетического законодательства, включая нормы новейшего «Третьего энергетического пакета ЕС», положения которого, в первую очередь, направлены на всестороннюю защиту интересов Европейского Союза и европейских энергетических компаний.
Дополнительным стимулом к изучению позитивного опыта Европейского Союза в вопросах создания единой региональной системы энергетического законодательства отечественными исследователями является активное течение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. В частности изучение современных правовых механизмов, разработанных и используемых Европейским Союзом в указанной области, может способствовать построению единого правового поля, регулирующего правоотношения в сфере энергетики, в рамках создаваемого Евразийского экономического сообщества.
Степень разработанности темы в научной литературе. В отечественной литературе в настоящее время отсутствуют примеры комплексного и всестороннего исследования, посвященного проблемам и последствиям применения третьими странами нормативно-правовой базы ЕС, ответственной за регулирование в энергетике. При этом многие российские специалисты в области энергетического права и политики в своих публикациях частично рассматривали те или иные аспекты данной темы. Среди таких авторов следует упомянуть С.З. Жизнина, В.Ю. Замятина, А.В. Клемина, А.А. Конопляника, А.А. Шкуту. Отдельно следует выделить работы И.Г. Пашковской, посвященные проблемам реализации энергетической политики Европейского Союза в третьих странах. Также фрагментарно информация по теме настоящего исследования содержится в учебных пособиях таких российских ученых, как М.М. Бирюков, А.Я. Капустин, А.В. Клемина, С.Ю. Кашкин, Б.Н. Топорнин, Л.М. Энтин.
Вопросы применения новейшего энергетического законодательства Европейского Союза, включая «Третий энергетический пакет ЕС» рассматриваются в научных трудах И.В. Гудкова.
Множество аспектов правового регулирования экономических взаимоотношений Российской Федерации с государствами-членами Европейского Союза нашли свое отражение в научных трудах и публикациях В.М. Шумилова.
Различные аспекты регулирования правоотношений между Европейским Союзом и Российской Федерацией в целом были подробно рассмотрены П.А. Калиниченко в его работах, включая диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук.
В зарубежной печати информация по изучаемой тематике встречается чаще, тем не менее, комплексное исследование, подобное проводимому в настоящей работе, в зарубежной юридической литературе на сегодняшний день пока отсутствует. В частности, вопросы правового регулирования имплементации и применения энергетического законодательства ЕС в третьих странах можно встретить в работах таких иностранных ученых, как Р. Карова, А. Ковачевич, П. Матисен, С. Янолич. Различные аспекты функционирования внешней энергетической политики ЕС содержатся в публикациях следующих зарубежных исследователей: Й. Ауэр, М. Балмацеда, О. Геден, Ц. Марцелис, А. Маурер.
Повышенный интерес отечественной юридической науки к проблематике международно-правового регулирования в энергетике подтверждается защитой в последние годы диссертаций, посвященных данной теме, такими специалистами, как О.Н. Володин, К.О. Дегтярев, С.С. Селиверстов.
Предметом настоящего исследования являются нормативно-правовые механизмы формирования и осуществления единой внешней энергетической политики Европейского Союза. В работе рассматриваются цели и задачи ЕС в области энергетики как на внутреннем энергетическом рынке, так и за его пределами, проводится анализ уровня достижения таких целей в текущем периоде, а также перспективы реализации стоящих перед организацией задач. В исследовании проводится анализ нормативно-правового инструментария, используемого Союзом при проведении внешней политики в области энергетики, оцениваются степень успешности различных методов ее проведения, а также критерии выбора конкретных международно-правовых механизмов для продвижения интересов организации.
В качестве объекта настоящего исследования выступает совокупность норм первичного и вторичного права ЕС, международно-правовые нормативные акты, а также нормы так называемого «мягкого права», все вместе определяющие основные направления единой энергетической политики Союза, а также отвечающие за правовое регулирование энергетической отрасли в ЕС. В работе содержится анализ функций и компетенций органов и институтов Евросоюза в области энергетики, а также органов Энергетического сообщества. Отдельно подробно рассмотрена степень имплементации и механизмы правоприменения энергетических правовых норм ЕС в законодательстве Республики Сербии, включая относительно недавно разработанный «Третий энергетический пакет ЕС». В исследовании выявляются нормативно-правовые механизмы, влияющие на правовое положение отечественных инвесторов, осуществивших или планирующих осуществить вложения в энергетику Сербии.
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является комплексное изучение механизмов, обеспечивающих правовое регулирование энергетики в Европейском Союзе, а также методы, способы и последствия их применения на территории государств, не входящих в состав ЕС на примере Республики Сербии.
В соответствии с вышеуказанной целью работа направлена на решение следующих задач:
- изучение динамики и текущих результатов процессов унификации энергетического права ЕС и национального права его государств-членов в энергетической отрасли в рамках Европейских Сообществ, а впоследствии Европейского Союза;
- определение целей и задач единой энергетической политики Европейского Союза, а также анализ форм их нормативно-правового закрепления в документах ЕС;
- изучение отражения результатов проводимой ЕС энергетической политики в нормативно-правовых актах Союза и соответствующих международно-правовых соглашениях;
- выявление спектра требований в отношении законодательного регулирования энергетической отрасли стран-претендентов на членство в Европейском Союзе на примере Республики Сербии;
- определение круга источников энергетического права ЕС и изучение практики их правоприменения;
- изучение институционального устройства Европейского Союза и определение полномочий органов ЕС в области регулирования энергетического сектора стран-членов Союза;
- правовая оценка Договора об учреждении Энергетического сообщества, а также анализ институционального устройства и нормотворческой деятельности указанной организации;
- правовая оценка системы энергетического законодательства Республики Сербии и выявление проблем и противоречий, возникающих в процессе имплементации и применения на национальном уровне аналогичных правовых норм Европейского Союза;
- анализ влияния расширения сферы применения евросоюзного правового регулирования в сфере энергетики за территориальные границы ЕС на глобальные интересы Российской Федерации как ключевого поставщика энергоносителей в регионе, а также на российское законодательство.
 В качестве теоретической основы исследования были использованы научные публикации отечественных, а также зарубежных авторов. В процессе изучения темы автор основывался на работах многих известных российских специалистов в области права: М.М. Бирюкова, Ю.А. Борко, О.Н. Володина, И.В. Гудкова, В.Ю. Замятина, А.Я. Капустина, Э.А. Каракуляна, С.Ю. Кашкина, А.В. Клемина, И.И. Лукашука, Н.В. Миронова, И.Г. Пашковской, В.Н. Прошина, А.Я. Суханова, Б.Н. Топорнина, В.М. Шумилова, Л.М. Энтина; в области экономики: О.В. Буториной, С.З. Жизнина, А.А. Конопляника, В.Г. Шемятенкова, А.А. Шкуты; в области политологии: Ю.М. Куклинского, А.В. Торкунова; и многих других. В числе зарубежных исследователей, труды которых использовались автором при разработке заявленной темы, возможно назвать следующих специалистов: Й. Ауэр, М. Балмацеда, О. Геден, М. Глендон, Р. Карова, А. Ковачевич, Ц. Марцелес, П. Матисен, А. Маурер, И. Нинич, С. Джукич, С. Янолич.
Методологической основой настоящего исследования являются работы отечественных и иностранных юристов. В работе автором использовались общенаучные методы, в том числе формально-логический, статистический и диалектический, а также специализированные, характерные для юридической науки методы, такие как метод толкования правовых норм, институциональный и историко-правовой метод. При исследовании перечня требований в отношении правового регулирования энергетической отрасли стран-претендентов на членство в ЕС, использовался метод системного анализа. В процессе анализа системы энергетического законодательства Республики Сербии с целью выявления проблем и противоречий, возникающих при имплементации и применении на национальном уровне аналогичных правовых норм Европейского Союза применялся сравнительно-правовой метод.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в данной работе впервые в отечественной научной юридической литературе приводится комплексный анализ правового регулирования единой внешней энергетической политики Европейского Союза, проведено глубокое исследование целей внешней энергетической политики ЕС и механизмов ее осуществления, рассмотрены аспекты функционирования нормативно-правовых актов и компетенции институтов Евросоюза вне его территориальных границ, а также проанализированы возникающие противоречия и последствия правоприменения энергетического законодательства ЕС в независимых третьих государствах. В настоящей работе рассматривается влияние процессов расширения границ применения евросоюзного законодательства в сфере энергетики за территориальные пределы ЕС на интересы Российской Федерации, являющейся ключевым поставщиком энергоносителей в регионе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что с его помощью возможно провести анализ функционирования выработанных в процессе европейской интеграции международно-правовых инструментов осуществления внешней энергетической политики, которая успешно практикуется Европейским Союзом с целью оказания определенного влияния на независимые государства для продвижения интересов Союза.
Практическая значимость и актуальность работы определена, прежде всего, наличием в ней систематизированной и актуальной информации по изучаемой теме, а также выводов и рекомендаций, которые могут быть использованы в процессе выработки курса российской внешней энергетической политики, международно-правовых и национальных механизмов обеспечения энергетической безопасности РФ, а также в рамках защиты национальных интересов в энергетике за рубежом, в частности, в вопросах сотрудничества с Европейским Союзом и государствами-членами Энергетического сообщества. Положения диссертации могут быть использованы российскими энергетическими компаниями, осуществляющими взаимодействие с европейскими партнерами или функционирующими на рынках стран-членов ЭС, в том числе и для оценки имеющихся правовых рисков и потенциальных коммерческих возможностей. Изучение и анализ отечественными специалистами в области права позитивного опыта ЕС и ЭС, систематизированного в настоящей работе, дает возможность последующего использования указанных интеграционных механизмов при формировании единого правового поля в сфере энергетики в рамках создаваемого Евразийского экономического сообщества. Также настоящая диссертация может использоваться при прочтении курса лекций в рамках предметов международное право, европейское право, спецкурса энергетическое право зарубежных стран. Работа может быть использована при написании иных документов справочного и методического характера.
На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

  1. Современные тенденции консолидации национальных компетенций в области регулирования энергетики в рамках полномочий институтов Европейского Союза обусловлены жизненно важной для ЕС необходимостью разработки и внедрения нормативно-правовых механизмов как в рамках Союза, так и за его территориальными границами, которые будут в состоянии обеспечивать надежность поставок энергоносителей государствам-членам, что приведет к снижению уровня энергозависимости региона от поставок первичных энергоресурсов извне.
  2. Становление энергетического права Европейского Союза основывается на институциональной составляющей процессов европейской интеграции, т.е. создание в 1951 году Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), наделенного некоторым набором наднациональных компетенций, повлекло за собой дальнейшее формирование соответствующей необходимой нормативно-правовой базы. При этом системное применение данного принципа прослеживается на протяжении всей истории формирования и развития энергетического права ЕС: институциональное строительство, как правило, предшествует и стимулирует дальнейшие нормотворческие процессы.
  3. Юридико-технические механизмы, выработанные в рамках внешней энергетической политики Европейского Союза, нацелены, прежде всего, на создание за пределами ЕС единого правового поля, регулирующего правоотношения в энергетической отрасли, нормы которого будут отвечать стандартам Союза, а также, по возможности, максимально обеспечивать правовую поддержку интересов ЕС за пределами Союза.
  4. Энергетическое сообщество, созданное в 2005 году и финансируемое при существенной поддержке Европейского Союза, является в настоящее время одним из наиболее эффективных инструментов распространения норм энергетического права ЕС на территории независимых государств Юго-Восточной Европы. Институциональное устройство и принципы работы сообщества в полной мере отвечают нормотворческим задачам указанной организации.
  5. Наиболее продуктивным методом гармонизации внутреннего законодательства стран-членов ЕС в энергетической отрасли является принятие директив, при помощи которых институтами Союза формулируются результаты, ожидаемые от национального законодателя, оставляя при этом определенную свободу в выборе методов, форм и приемов правового регулирования при имплементации соответствующих норм.
  6. С течением интеграционных процессов в Европе все более существенный «удельный вес» в процессах формирования системы энергетического права ЕС приобретают нормы, так называемого «мягкого права», значение которых традиционно недооценивается большинством исследователей. Таким образом, на сегодняшний день в рамках Европейского Союза фактически создан и успешно применяется в процессах совершенствования законодательства в сфере энергетики механизм, обеспечивающий переход от формирования общих целей и задач при помощи норм «мягкого права» к их последующему нормативно-правовому закреплению обязывающими актами вторичного права Союза.
  7. В свете существующей тенденции к расширению Европейского Союза, следует отметить наличие перечня специфических требований к каждому из потенциальных будущих государств-членов в области энергетики, значительная часть которых предусматривает имплементацию в национальное законодательство и применение нормативно-правовых актов ЕС, регулирующих функционирование энергетической отрасли (“acquis communautaire on energy”).
  8. Изучение процессов имплементации и применения европейского энергетического законодательства на примере Республики Сербии позволяет сделать утверждение о том, что использование независимыми государствами норм энергетического права ЕС, при практически несформированной базе правоприменительной практики, порождает возникновение некоторых противоречий и правовых коллизий.
  9. Имплементация и применение норм энергетического права Европейского Союза Республикой Сербией, в особенности нормативно-правовых актов «Третьего энергетического пакета ЕС», может оказать негативное воздействие на коммерческие интересы крупных вертикально интегрированных энергетических компаний, осуществляющих свою деятельность на рынке Сербии, в том числе: значительно повысить существующие правовые риски для отечественных инвесторов, а также явиться потенциальным правовым барьером, стимулирующим декапитализацию российских энергетических корпораций. Последствиями применения указанных новелл энергетического законодательства РС может также стать ухудшение инвестиционного климата в отрасли в целом.
  10. Внесенные в Закон РС об энергетике изменения, предусмотренные «Третьим энергетическим пакетом ЕС», не соответствуют глобальным интересам Российской Федерации в регионе. Указанные изменения направлены на создание правового поля, способного осложнить реализацию российского проекта по строительству трансграничного газопровода «Южный поток», а также нанести ущерб интересам и деятельности крупных отечественных энергетических холдингов на территории Сербии.

Апробация основных положений и выводов, которые были сделаны в процессе диссертационного исследования, осуществлена в четырех научных работах автора, общим объемом 2,33 печатных листа, опубликованных в периодических изданиях, а также в сборнике материалов научно-практической конференции студентов, слушателей и аспирантов международно-правового факультета Всероссийской академии внешней торговли «Правовые аспекты экономического взаимодействия России с зарубежными странами».
Диссертация имеет следующую структуру и состоит из Введения, трех глав (девяти параграфов), Заключения, Списка источников и литературы и Списка сокращений, использованных в работе. Общий объем диссертации составляет 202 страницы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении к работе автором дается обоснование актуальности темы исследования, степень ее разработанности в существующей научной литературе, определяются предмет и объект исследования, осуществляется постановка его цели и задач, указывается теоретическая основа, а также методологическая основа исследования, аргументируется его научная новизна, поясняется теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые автором на защиту, приводится информация в отношении апробации и раскрывается структура работы.
В первой главе диссертационного исследования «Европейская интеграция и проблемы унификации норм энергетического права Европейского Союза и внутреннего права государств-членов ЕС» анализируется история европейской интеграции и развития системы правового регулирования в области энергетики; формулируются основные проблемы, связанные с унификацией норм энергетического права ЕС; анализируется широкий круг актов Союза, определяющих его единую энергетическую политику, а также выработанные объединением требования к системе энергетического права потенциальных государств-кандидатов на членство в Союзе. Глава содержит четыре параграфа.
Первый параграф «История европейской интеграции и правовое регулирование отношений в области энергетики» посвящен рассмотрению интеграционных процессов в энергетической отрасли Европейского Союза, а именно: эволюционному развитию системы источников энергетического законодательства ЕС, а также поэтапному формированию соответствующих институтов Союза.
Следует отметить, что основными предпосылками развития европейской интеграции в сфере энергетики фактически стало создание в 1949 году Международного органа по Руру и в 1952 году Европейского объединения угля и стали (далее – ЕОУС). Однако многие авторитетные ученые придерживаются позиции, что на данном этапе интеграционные процессы в энергетике носили исключительно фрагментарный характер (например, С.Ю. Кашкин[3]), в первую очередь, в силу того, что международно-правовые договоры о создании указанных объединений не содержали положений, указывающих на их интеграционных характер.
Подписанный в 1957 году Договор о создании Европейского экономического сообщества (далее – ЕЭС) положил начало интеграционным процессам в Европе, однако из положений, касающихся регулирования энергетической отрасли, он содержал только лишь расплывчатое упоминание о «мероприятиях в области энергетики» как об одном из направлений деятельности Сообщества (п. «u» § 1 ст. 3 Договора). В то время как подписанный в том же году Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии, по аналогии с договором, учредившим ЕОУС, образовал институт с крайне узким функциональным назначением.
Позднее, по прошествии энергетического кризиса начала 70-х годов, Единый европейский акт 1986 года стимулировал дальнейшее углубление интеграции в энергетической отрасли, дополнив перечень компетенций ЕЭС такими общими политиками как научно-техническая и природоохранная, которые имели непосредственное отношение к ТЭК.
С начала 90-х годов 20-ого столетия углубление европейской интеграции в изучаемой сфере отразилось в появлении источников вторичного права сообществ, относящихся непосредственно к регулированию правоотношений в энергетике (Директивы 90/377/ЕЭС, 90/547/ЕЭС, 91/296/ЕЭС, 96/92/ЕС, 98/30/ЕС).
Маастрихтский договор о создании Европейского Союза стал крайне важным этапом в последующем становлении и развитии единой энергетической политики объединения. Несмотря на то, что указанным документом энергетика не была выделена в отдельное направление деятельности Союза, договором наднациональным институтам ЕС предписывалось «внести вклад в сооружение и развитие трансъевропейских сетей в секторах транспортной, телекоммуникационной и энергетической инфраструктуры» (Раздел XII, статья 129b). Дополнительно Европейский совет получил полномочия принимать «меры, которые оказывают заметное воздействие на выбор государств-членов между разными источниками энергии и на общую структуру их энергоснабжения» (Раздел XVI, статья 130s).
Во втором параграфе исследования «Проблемы многосторонней унификации норм энергетического права ЕС и государств-членов ЕС» рассматриваются процессы и механизмы создания единого правового поля, отвечающего за регулирование правоотношений в энергетической отрасли, в рамках Европейского Союза.
Одним из наиболее значимых механизмов унификации энергетического законодательства государств-членов ЕС стала Энергетическая Хартия 1991 года и Договор к ней (далее – ДЭХ), подписанный в 1994 году. Использование формы международно-правового соглашения в целях распространения единых стандартов в области энергетического права стран-членов Союза отвечало и, отчасти, было обусловлено существующему на тот момент времени уровню интеграции в рамках самого Евросоюза. Важное значение указанных документов также определяется тем фактом, что с их помощью Европейским Союзом была предпринята одна из первых серьезных попыток распространения разрабатываемых им положений энергетического законодательства за свои территориальные границы, что, в свою очередь, позволяет говорить о формировании единой внешней энергетической политики Союза.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг государств, поддержавших инициативу ЕС и подписавших Хартию и Договор к ней, указанными документами объективно в меньшей степени учитывались интересы государств-экспортеров энергоносителей в пользу стран-потребителей. Российская Федерация как один из ключевых поставщиков первичных энергоресурсов на рынки Европы, подписав ДЭХ, дала согласие на применение его положений в части, не противоречащей своему внутреннему законодательству. Учитывая тот факт, что подобное положение не устраивало ни одну из заинтересованных сторон, с 2000 года сторонами было начато согласование Транзитного протокола Энергетической Хартии, призванного устранить имеющиеся разногласия, однако невозможность урегулировать ряд спорных положений привела к приостановке Россией временного применения положений ДЭХ.
Параллельно с этим энергетическая интеграция в рамках ЕС на уровне актов первичного права Союза стала менее интенсивной: Амстердамский договор 1997 года и Ниццкий договор 2001 года были больше ориентированы на решение задач территориального расширения Евросоюза и не коснулись правового регулирования энергетики, в то время как проект Конституции для Европы 2004 года, содержавший такие положения, не вступил в силу.
Очередным масштабным шагом к унификации евросоюзного энергетического законодательства стало принятие в 2003 году двух директив 2003/54/ЕС и 2003/55/ЕС, призванных обеспечить дальнейшую либерализацию энергетических рынков стран-членов ЕС, а также поддержание их открытости и демонополизацию.
Наконец Лиссабонским договором о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества 2007 года энергетика была выделена в отдельное направление деятельности ЕС (Раздел XXI Договора), а вопросы единой энергетической политики были детализированы на уровне акта первичного права Союза.
В третьем параграфе исследования «Анализ действующих актов ЕС в сфере энергетической политики» изучаются документы Союза, направленные на обеспечение основополагающих целей единой энергетической политики объединения, к которым отнесены обеспечение надежности поставок энергоресурсов, международное сотрудничество, интеграция энергетических рынков и содействие развитию технологий в энергетике.
В качестве основных мер по обеспечению надежности поставок энергоресурсов в страны Европейского Союза его институтами были выделены: 1) развитие отношений со странами-поставщиками энергоносителей при помощи, как двусторонних, так и многосторонних международных соглашений; 2) расширение трансъевропейских сетей; 3) эффективное использование имеющихся ресурсов; 4) диверсификация используемых энергоносителей и развитие новых источников энергии; 5) использование возобновляемых источников энергии, таких как энергия солнца, ветра, воды, геотермальное и био-топлива; 6) развитие культуры энергосбережения и ее рационального использования. В целях реализации указанного комплекса мер Евросоюзом был разработан широкий круг нормативно-правовых документов, включающих
1) нормы вторичного права ЕС (например, директивы 68/414, 2006/67; решения 77/706, 79/639, 1254/96, 647/2000, 2000/761, 1229/2003, 1230/2003; регламенты 736/96, 2386/96);
2) международно-правовые соглашения (например, Энергетическая Хартия 1991 года и Договор к ней 1994 года);
3) программы (например, «Разумная энергия – Европе», ALTENER, COOPENER, SAVE, STEER).
В качестве мер, направленных на достижение целей международного сотрудничества ЕС в сфере энергетики, важно отметить значение программы «Synergy», регулировавшей порядок выстраивания взаимоотношений с третьими странами. Также цели внешней энергетической политики Евросоюза формулируются в Белой книге «Энергетическая политика Европейского Союза». Однако одним из наиболее действенных механизмов реализации внешнеполитических задач ЕС в сфере энергетики вне своих границ следовало бы считать Договор о создании Энергетического сообществ 2006 года.
Вопросы интеграции энергетических рынков нашли свое отражение в нормативно-правовых актах, вошедших в «Третий энергетический пакет ЕС», а именно: директивы 2009/72 и 2009/73.
К основополагающим документам Союза, направленным на развитие технологий в энергетике, в первую очередь, относится Европейский стратегический план по развитию энергетических технологий (SET) 2007 года, положения которого были впоследствии в 2009 году дополнены Программой способствующей восстановлению экономики, путем оказания финансовой помощи проектам в сфере энергетики (EEPR).
В четвертом параграфе «Требования к энергетическому законодательству стран-претендентов на вступление в ЕС (на примере Республики Сербии)» рассматривается совокупность предъявляемых Союзом предварительных требований к системе энергетического законодательства потенциальных претендентов на членство на примере Республики Сербии как государства, подписавшего в 2008 году Соглашение о стабилизации и ассоциации с Евросоюзом.
Наличие потенциальной возможности присоединения к Европейскому Союзу определяется соблюдением государством-претендентом, так называемых, «Копенгагенских критериев», которые включают в себя наличие стабильного институционального устройства; наличие рыночной экономики; возможность принять на себя обязательства членства в ЕС (acquis communautaire).
Таким образом, к энергетическим acquis communautaire Евросоюз, в первую очередь, относит имплементацию энергетического законодательства ЕС в национальную правовую систему на этапах, предшествующих вступлению в интеграционное объединение.
В соответствии с указанными принципами вступления в ЕС, в качестве первостепенных требований в сфере совершенствования системы энергетического права для Республики Сербии были определены следующие:
- исполнение обязательств по Договору о создании Энергетического сообщества;
- внесение соответствующих изменений в действовавший закон об энергетике;
- создание и обеспечение функционирования национального энергетического регулятора;
- законодательное обеспечение соблюдения энергетическими компаниями требований о незагрязнении окружающей среды;
- правовое обеспечение открытия национального энергетического рынка и содействие развитию общего энергетического рынка в регионе;
- присоединение к международно-правовым соглашениям в области ядерной безопасности и их исполнение, в том числе демонтаж ядерного научно-исследовательского центра в г. Винча;
- принятие мер по усилению административного ресурса в государственных институтах, отвечающих за функционирование энергетической отрасли государства.
Во второй главе «Правовые и институциональные основы современного энергетического права ЕС» анализируется круг действующих источников энергетического права Союза, а также набор компетенций институтов интеграционного объединения при осуществлении единой энергетической политики. Особое внимание уделяется механизмам функционирования и институциональному устройству Энергетического сообщества как наиболее эффективному инструменту проведения внешней энергетической политики Евросоюза за пределами его территориальных границ. Глава содержит три параграфа.
В первом параграфе «Источники энергетического права ЕС» рассматривается полный спектр действующих нормативно-правовых документов Союза, имеющих отношение к правовому регулированию энергетической отрасли. Автором анализируются положения нормативно-правовых актов первичного и вторичного права ЕС, международно-правовых соглашений, а также актов «мягкого права», в соответствии с которыми функционирует система энергетического законодательства Союза.
В соответствии с вышеуказанной классификацией к наиболее значимым источникам в системе учредительных документов ЕС относятся основные положения Договора о функционировании Европейского Союза, в редакции Лиссабонского договора 2007 года, отвечающие за регулирование энергетического сектора, в частности новый раздел XXI «Энергетика».
В настоящее время различными отечественными и зарубежными учеными даются противоречивые правовые оценки наиболее спорных новелл «Третьего энергетического пакета ЕС», который был принят в 2009 году и представляет собой в совокупности пять нормативно-правовых актов вторичного законодательства ЕС: директивы 2009/72/ЕС и 2009/73/ЕС, а также регламенты 713/2009, 714/2009 и 715/2009. На основании вышеуказанных документов, в частности, вносятся изменения в институциональное устройство Союза: новое Агентство по взаимодействию энергетических регуляторов (ACER), с расширившимся набором компетенций, приходит на смену действовавшим ранее Совету европейских регуляторов энергетики (CEER) и Группе европейских регуляторов электроэнергетики и газа (ERGEG). Дополнительно данными нормами предусматривается введение обязательств по имущественно-правовому разделению вертикально интегрированных энергетических предприятий, которые должны будут поспособствовать дальнейшей либерализации рынка энергоносителей Евросоюза, а также повышению уровня конкуренции.
К международно-правовым источникам энергетического права Европейского Союза, прежде всего, относятся Энергетическая Хартия и Договор к ней, а также Договор о создании Энергетического сообщества.
Немаловажно отметить, что с углублением интеграции в ЕС все более существенную роль в регулировании энергетической отрасли и формировании энергетической политики Союза приобретают нормы «мягкого права», значение которых традиционно недооценивается исследователями.
Во втором параграфе «Функции органов ЕС, ответственных за формирование и проведение энергетической политики Союза» рассмотрен перечень наднациональных компетенций институтов, органов и учреждений Европейского Союза в части осуществления единой энергетической политики и регулирования энергетики, а также их институциональное и функциональное устройство.
Основным институтом, наделенным наибольшим объемом функций и компетенций в вопросах реализации энергетической политики ЕС, является на сегодняшний день Европейская комиссия, в состав которой входит Генеральный директорат по энергетике. В подчинении указанного подразделения Комиссии находятся три профильных агентства Союза: Исполнительное агентство по конкуренции и инновациям (EACI), Агентство по поставкам ЕврАтома (EURATOM Supply Agency) и Агентство взаимодействия энергетических регуляторов (ACER).
Среди органов ЕС, играющих важную роль в проведении единой энергетической политики, необходимо указать Комитет регионов Европейского Союза, созданный относительно недавно в соответствии с положениями Лиссабонского договора (ст. 300, 305 Договора).
Ключевую позицию среди учреждений ЕС, отвечающих за регулирование в сфере энергетики, на сегодняшний день занимает Агентство по взаимодействию энергетических регуляторов (ACER), созданное в 2009 году с принятием «Третьего энергетического пакета ЕС». К его основным функциям отнесены: 1) координация работы национальных энергорегуляторов; 2) участие в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих работу трансъевропейских энергетических сетей; 3) разрешение споров по вопросам условий доступа и безопасности эксплуатации объектов трансграничной энергоинфраструктуры; 4) консультирование институтов ЕС по вопросам, относящимся к энергетике; 5) мониторинг развития энергетических рынков.
Третий параграф «Вопросы правосубъектности и проблемы функционирования Энергетического сообщества стран Юго-Восточной Европы» посвящен рассмотрению предпосылок и истории создания организации, анализу ее институционального устройства, а также анализу функций и компетенций органов Сообщества. Дополнительно рассматриваются вопросы финансирования и формирования бюджета ЭС, дается характеристика нормативно-правовых актов, принимаемых органами Сообщества, анализируются механизмы разрешения споров в рамках организации.
Консультации по вопросам создания международной организации, которая бы объединила энергетический рынок Европейского Союза и рынки стран Юго-восточной Европы, были начаты в первой половине 2000-х годов. По их результатам в 2005 году между Европейским Союзом и девятью государствами Юго-восточной Европы, включая Республику Сербию, был подписан Договор о создании Энергетического сообщества, который вступил в силу в середине 2006 года.
В соответствии с положениями указанного договора (часть V Договора) институциональное устройства Сообщества предполагает наличие и функционирование следующих его органов: Министерский совет, Постоянная группа высокого уровня, Правление по регулированию, Секретариат, а также консультативные Форумы. Министерский совет соответственно является высшим органом объединения, в то время как деятельность Постоянной группы высокого уровня направлена на непрерывное обеспечение работы Совета. Правление по регулированию является профильным органом ЭС, укомплектованным непосредственно специалистами в вопросах энергетики и наделенным исключительно консультативными функциями. Секретариат сообщества помимо административных функций, осуществляет мониторинг исполнения сторонами их обязательств по имплементации энергетического права ЕС и отчитывается непосредственно перед Еврокомиссией. Консультативные Форумы ЕС состоят из представителей любых заинтересованных организаций, включая юридические лица, и их решения носят подчеркнуто декларативный и рекомендательный характер.
Необходимо также отметить, что деятельность Сообщества практически полностью финансируется ЕС, а именно: 94,9% его бюджета наполняется Союзом (Дополнительное соглашение IV к Договору).
Органы Энергетического сообщества наделены правом принимать различные нормативно-правовые акты, имеющие обязывающее или рекомендательное значение по отношению к странам-членам, среди которых меры, процедурные акты, решения и рекомендации. Также немаловажно отметить, что Договором о создании Сообщества предусмотрен порядок разрешения споров в рамках организации, с принятием итогового обязательного для исполнения участниками решения (статьи 90 – 93 Договора).
Таким образом, Энергетическое сообщество на настоящее время характеризуется как наиболее эффективный инструмент ЕС по распространению собственных форм и стандартов правового регулирования в энергетике за пределы территориальных границ Союза, к тому же обладающий тенденцией и потенциалом к дальнейшему расширению.
Третья глава исследования «Имплементация европейского права в энергетической сфере в Республике Сербии и ее влияние на национальные интересы и право Российской Федерации» посвящается рассмотрению системы энергетического законодательства Сербии и ее новейшим изменениям в соответствии с современными стандартами энергетического права Европейского Союза. В указанной главе также проводится системный анализ правовых последствий и рисов, возникающих в связи с внесением изменений в источники энергетического права в Сербии, для отечественных инвесторов, осуществляющих свою деятельность на энергетическом рынке республики.
В первом параграфе «Правовое регулирование отношений в области энергетики в Республике Сербии в контексте энергетического права ЕС» рассматривается система энергетического права Сербии и его основные источники, а также анализируются современные нововведения, имплементируемые в законодательство государства на основании обязательств республики, вытекающих из Соглашения об ассоциации и стабилизации с ЕС и Договора о создании Энергетического сообщества.
 
К кругу источников энергетического права Республики Сербии относятся международно-правовые соглашения, законы (в первую очередь, Закон РС об энергетике 2011 года), подзаконные акты органов государственной власти республики, а также, так называемые, «общие» акты такие, как стратегии и программы по развитию энергетического комплекса страны.
 К наиболее значимым новеллам, принятым в 2005 и 2011 годах в виде изменений редакции Закона РС об энергетике, явилось создание Агентства по энергетике Республики Сербии, а также включение в текст закона требований об имущественно-правовом разделении вертикально интегрированных энергетических предприятий на территории государства.
К трем основным компетенциям Агентства относятся 1) регулирование тарифов, 2) надзорные и контрольные функции и 3) рассмотрение жалоб. Специфическими чертами Агентства являются наличие самостоятельной правосубъектности, а также отсутствие финансирования со стороны государства. Указанные меры призваны обеспечивать высокую степень независимости указанного энергетического регулятора от возможного давления со стороны государственного аппарата республики. Однако необходимо указать, например, на следующую правовую коллизию: согласно требованиям нормативно-правовых актов ЕС, национальный регулятор должен наделяться правом разрешения споров, с принятием обязывающего для сторон решения, в то время как Агентство вправе лишь рассматривать жалобы. Указанное несоответствие обусловлено положениями конституции республики и соответствующих законов о монополии национальной судебной системы на разрешение споров в государстве.
С принятием в 2011 году очередных поправок к Закону РС об энергетике, в национальное энергетическое право Сербии были имплементированы положения «Третьего энергетического пакета ЕС» об имущественно-правовом разделении вертикально интегрированных энергетических компаний (далее – ВИП). Из трех предлагаемых «пакетом» вариантов разделения сербские законодатели выбрали модель, так называемых, независимых системных операторов (аналогичные модели действуют в Польше, Швейцарии и Шотландии). В соответствии с положениями статьи 17 Закона об энергетике РС, оператор передачи, транспортировки, системы распределения и складирования природного газа, которая является частью ВИП, должен быть независим от других видов деятельности (к данным видам деятельности не относится управление данной системой), при этом за ВИП сохраняются полномочия по владению системой транспортировки (средства передачи, транспортировки и распределения и пр.).
Второй параграф «Проблемы экстратерриториального действия энергетического права ЕС и правовая позиция России по современному европейскому законодательству» отражает правовые последствия и риски для российских энергетических компаний, работающих на территории Республики Сербии, обусловленные имплементацией положений европейского энергетического права в национальную правовую систему государства.
Среди отечественных энергетических концернов, располагающих существенными активами на территории Сербии, в первую очередь, необходимо упомянуть ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», а также ОАО «Зарубежнефть» и некоторые другие.
Помимо значительного объема средств, уже вложенных в приобретение объектов сербского ТЭК, отечественный бизнес и Российская Федерация реализуют либо планируют реализовать ряд дорогостоящих инвестиционных проектов в энергетической отрасли республики, в число которых входят:
- строительство отрезка газопровода «Южный поток» через территорию Сербии, длинной свыше 450 км;
- строительство и запуск в эксплуатацию подземного хранилища газа «Банатский двор» (реализовано к концу 2011 года);
- модернизация нефтеперерабатывающего комплекса на территории города Панчево и др.
Имплементация в энергетическое законодательство Республики Сербии ряда норм «Третьего энергетического пакета ЕС» создает серьезные правовые риски при осуществлении российской стороной крупных инвестиционных проектов в сфере энергетики на территории Сербии. В числе основных нежелательных последствий применения положений новейшего энергетического законодательства республики, следует указать возможную декапитализацию отечественных энергетических вертикально интегрированных предприятий, инвестирующих в ТЭК Республики Сербии. Более того, Законом РС об энергетике не предусматривается никаких компенсаций ВИП при передаче энерготранспортных систем в управление независимым системным операторам (статьи 17, 18 Закона). Таким образом, указанные нововведения, очевидно, могут существенно снизить инвестиционную привлекательность энергетической отрасли сербской экономики для российских компаний, и при этом они юридически закрепляют необоснованную диспропорцию в соотношениях глобальных интересов Российской Федерации как надежного поставщика энергоносителей в регионе и Республики Сербии, в качестве их потребителя.
В заключении отражаются основные выводы автора, полученные в результате проведения исследования.
 
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
В рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ (общим объемом 1,4 п.л.):
1. Мисник В.А. Энергетическое сообщество стран Юго-Восточной Европы как инструмент внешней энергетической политики ЕС // Евразийский юридический журнал.  – 2011. – № 5 (36). – С. 18 – 21 (0.6 п.л.).
2. Мисник В.А. Проблемы и последствия имплементации норм «третьего энергетического пакета ЕС» в законодательство Республики Сербии // Евразийский юридический журнал. – 2012. – № 9 (52). – С. 52 – 55. (0.8 п.л.).
В иных изданиях:
3. Мисник В.А. Либерализация энергетического рынка Республики Сербии: столкновение интересов российских и европейских поставщиков нефтепродуктов // Нефть, Газ и Право. – 2011. – № 3. – С. 51 – 53 (0.33 п.л.).
4. Мисник В.А. Влияние «экспорта» энергетического законодательства ЕС в третьи страны на развитие партнерства между Российской Федерацией и Республикой Сербией в сфере энергетики // Правовые аспекты экономического взаимодействия России с зарубежными странами: материалы Научной конференции студентов, слушателей и аспирантов международно-правового факультета ВАВТ / ГОУВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. М.: ВАВТ, 2012 (Вып. 49) С. 247 – 254 (0.6 п.л.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мисник Владимир Анатольевич (Россия)
ПРОБЛЕМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ТРЕТЬИМИ СТРАНАМИ  (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИИ)
 
В рамках проведенного исследования рассмотрены этапы европейской интеграции в сфере энергетики, проанализированы основные направления единой энергетической политики ЕС и нормативно-правовые механизмы ее реализации.
Рассмотрена система институтов и источников права ЕС, ответственных за регулирование правоотношений в энергетической отрасли Союза. Отдельно проанализированы принципы деятельности Энергетического сообщества по распространению норм энергетического права Евросоюза в третьих странах.
На примере Республики Сербии выявлены проблемы, связанные с имплементацией норм энергетического права Европейского Союза, в национальные правовые системы независимых государств. Предложена оценка правовых последствий такой имплементации для Российской Федерации.
 
 
 
 
Misnik Vladimir Anatolevich (Russia)
PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE EUROPEAN UNION ENERGY LAW BY THE THIRD COUNTRIES (ILLUSTRATED THROUGH THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF SERBIA)
 
The thesis research contains observation of stages of the European integration in energy sector, as well as analysis of main EU energy policy directions and existing regulatory devices for its realization.
The institutional system and the system of legal sources of the EU responsible for legal relationship in energy industry sector regulation have been observed. Separately the operational principles of the Energy Community aimed at extension of the EU energy law to the third countries have been analyzed.
Through the example of the Republic of Serbia problems connected with implementation of the European energy law regulations into national legal systems of independent states have been revealed. The assessment of legal consequences of the abovementioned implementation processes for the Russian Federation has been suggested.
 

 
[1] Konoplyanik A. Third EU Energy Package: Regulatory changes for internal EU energy markets in gas and possible consequences for suppliers (incl. non-EU suppliers) and customers / A. Konoplyanik // электронный журнал OGEL Oil, Gas & Energy Law. – 2011. – No. 3; www.ogel.org (последний просмотр – 27 ноября 2012 г.)
[2] Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика / С.З. Жизнин – М.: ООО «Ист Брук», 2005, с. 296
[3] Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза: учеб. пособие / С.Ю. Кашкин – М.: Проспект, 2009, с. 223
Файлы: 
Порядок отображения: 
0