2013avtoref158

Аватар пользователя ideolog
Бахирев Александр Анатольевич
 
16 мая 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Криминологические и уголовно-правовые средства противодействия мошенничеству, присвоению или растрате в сфере реализации национального проекта «Здоровье»» (специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.135.04
 
Сноска на автореферат:
 
Бахирев А.А. Криминологические и уголовно-правовые средства противодействия мошенничеству, присвоению или растрате в сфере реализации национального проекта «Здоровье»: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 21.
 
Ознакомиться с другими авторефератами Вы можете в разделе Авторефераты диссертаций по юридическим наукам сайта «Правовые технологии»
 
Текст автореферата диссертации:
  
 
 
  На правах рукописи
 
Бахирев Александр Анатольевич
 
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОШЕННИЧЕСТВУ, ПРИСВОЕНИЮ ИЛИ РАСТРАТЕ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
 
Специальность: 12.00.08 – уголовное право и криминология;
                                               уголовно-исполнительное право
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
 
 
 
Москва – 2013

Диссертация выполнена на кафедре уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России
 
 
Научный руководитель:                кандидат юридических наук, доцент
                                                                              Малиновский Игорь Борисович
 
Официальные оппоненты:            доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии ФГБОУ ВПО «Московский университет МВД РФ»
                                                                             Иванцов Сергей Вячеславович    
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия»
                                                                      Русанов Георгий Александрович
 
Ведущая организация:    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет»
 
Защита состоится «16» мая 2013 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.135.04 на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» по адресу: 119034, г. Москва ул. Остоженка, д. 38, ауд.87.
 
 
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в диссертационном читальном зале библиотеки ФГБОУ ВПО МГЛУ по адресу: 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д. 38.
 
Автореферат разослан  «12» апреля 2013 г.
 

 
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент
   
 
 
С.В. Борисова

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 
Актуальность темы диссертационного исследования. Вопросы противодействия преступности в сфере реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации с момента принятия решения о необходимости их государственного регулирования приобрели особую актуальность не только в среде представителей науки и практических работников следствия, суда, но и российского общества в целом.
Достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание и развитое сельское хозяйство – эти сферы государство определило как первоочередные для того, чтобы улучшить повседневную жизнь россиян. Акцент на повышение доступности и качества услуг, оказываемых здравоохранением, – не новая тема. Развитию этой отрасли уделялось и уделяется существенное внимание на государственном уровне, в частности, в Посланиях Президента России Федеральному Собранию в 2004-2010 годах. Озвученные Президентом РФ социальные инициативы являются продолжением реализации осуществляемого курса на дальнейшее вложение инвестиций в человека. Эти инициативы определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, что способствует дальнейшему развитию проводимого социально-экономического курса.
Перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой и Счетной палатой Российской Федерации поставлена важная задача - защитить реализуемые национальные проекты от злоупотреблений чиновников и криминальных посягательств. В этой связи вышеуказанными государственными органами  уделяется самое пристальное внимание контролю за обоснованностью и правомерностью расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ и приоритетных национальных проектов.
С 2006 года Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России разрабатывает и реализует целый комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение экономических и иных преступлений, совершаемых в сфере реализации приоритетных национальных проектов.
По данным ГИАЦ МВД России за период 2008-2012 года в сфере реализации национального проекта «Здоровье» возбуждено 3642 уголовных дел. Общая сумма причиненного ущерба составила 2145,5 млн рублей, в то время как возмещение причиненного ущерба, осуществленное правоохранительными органами, составило лишь 516,3 млн. рублей, то есть – 21,1 %.
В соответствии с нормативными правовыми актами МВД России в качестве одного из приоритетных направлений его деятельности в 2008 году было определено «укрепление экономической безопасности государства, защита от преступных посягательств бюджетных средств, выделяемых для реализации приоритетных национальных проектов»; и предложено сосредоточить усилия на выявлении преступлений, связанных с хищением бюджетных средств и средств из внебюджетных источников, в том числе выделяемых для реализации целевых программ и приоритетных национальных проектов. В 2009-2012 годах в качестве одного из приоритетных направлений деятельности МВД России также было признано усиление борьбы с преступными посягательствами в данном направлении реализации правоохранительной деятельности.
За прошедший период сотрудниками подразделений экономической безопасности МВД России, во взаимодействии с другими службами, была наработана положительная практика предупреждения, пресечения и раскрытия хищений бюджетных средств. Однако, специфика механизма бюджетного финансирования национального проекта «Здоровье» и несовершенство действующего уголовного законодательства РФ, влекущее отсутствие единой квалификации аналогичных преступных деяний следственными органами и судом в различных субъектах РФ, а также  недостаточность научно-методического обеспечения, не позволяет осуществлять эффективную криминологическую и уголовно-правовую охрану выделяемых бюджетных средств, а также обеспечить полное возмещение ущерба, причиненного преступными посягательствами.
Степень разработанности проблемы. Задачам реализации уголовной политики в деятельности правоохранительных органов посвящены труды                С.С. Босхолова, П.Ф. Гришанина, В.П. Кашепова, Н.А. Лопашенко,                                Г.М. Миньковского, Э.Ф. Побегайло, В.П. Ревина. Исследованием уголовно-правовых и криминологических аспектов борьбы с преступлениями в сфере распределения и использования бюджетных средств занимались                   Ю.Л. Анисимов, К.С. Арутюнян, Ю.Н. Демидов, А.В. Макаров,                         Е.В. Шеховцова и А.К. Щегулина.
Специфика бюджетного финансирования национального проекта «Здоровье» нашла свое отражение  в работах таких авторов, как                        Е.О. Деревянко и В.Т. Мазеин. Однако исследования этих авторов посвящены, прежде всего, оперативно-розыскным аспектам противодействия преступлениям, совершаемым в данной сфере.
Вышеуказанные авторы внесли существенный вклад в разработку теоретических и практических вопросов, относящихся к правовой регламентации и практике применения имеющихся уголовно-правовых и оперативно-розыскных средств противодействия хищениям бюджетных средств. Однако глубоких и всесторонних криминологических и уголовно-правовых исследований в сфере реализации национального проекта «Здоровье», характеризующихся анализом специфики механизма его бюджетного финансирования и целевого назначения выделяемых денежных средств, до настоящего времени не проводилось.
Объектом проводимого исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с совершением мошенничества, присвоения или растраты в сфере реализации национального проекта «Здоровье», а также причины и условия, обусловливающие и способствующие совершению этих преступных деяний в данной сфере.
Предмет исследования – состояние преступности в данной социально-правовой сфере, детерминанты, обусловливающие данную разновидность преступности, криминологические меры профилактики, а также складывающаяся следственная и судебная практика.
Цель исследования – анализ применяемых государственными органами криминологических и уголовно-правовых мер профилактики мошенничества, присвоения или растраты бюджетных средств, выделяемых на реализацию национального проекта «Здоровье», и выработка на его основе рекомендаций по совершенствованию практики  противодействия преступлениям в данной сфере.
Для достижения указанной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

  • анализ механизма бюджетного финансирования сферы реализации национального проекта «Здоровье», выступающего в качестве важной составной части социальной сферы, - общественных отношений, возникающих между государством, государственными внебюджетными фондами, субъектами РФ и населением;
  • выявление социальной обусловленности уголовно-правовой охраны бюджетных средств, выделяемых на реализацию национального проекта «Здоровье»;
  • анализ современного состояния, уровня и динамики преступности в сфере реализации национального проекта «Здоровье»;
  • определение детерминант совершения мошенничества, присвоения или растраты бюджетных средств в сфере реализации национального проекта, а также характерных черт лиц, совершающих данные преступления;
  • исследование особенностей применяемых мер профилактики изучаемой преступности, а также выявление проблем, возникающих в процессе предупреждения преступных посягательств в данной сфере и реализации уголовной ответственности за совершение мошенничества, присвоения или растраты бюджетных средств, совершаемых в сфере реализации национального проекта «Здоровье»;
  • Формулирование теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию деятельности по пресечению преступлений и профилактике преступности в сфере реализации национального проекта «Здоровье».

Методологическая основа и методика диссертационного исследования.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют всеобщий метод познания – материалистическая диалектика; общенаучные методы познания: логический, анализ и синтез, дедукция и индукция. При проведении исследования криминологических и уголовно-правовых средств противодействия мошенничеству, присвоению либо растрате в анализируемой сфере использованы также частно-научные методы познания – логико-формальный, контент-анализ документов, статистический, системный анализ, анкетирование.
Нормативно-правовой основой диссертационного исследования являются: Конституция Российской Федерации, действующее уголовное, уголовно-процессуальное, бюджетное, гражданское законодательство, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные акты, в частности, распоряжения и приказы МВД России, Минздравсоцразвития России, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование проблем, возникающих в процессе применения криминологических мер профилактики преступности при осуществлении противодействия хищениям бюджетных средств, совершенных в форме мошенничества, присвоения или растраты в сфере реализации национального проекта «Здоровье». В исследовании на основе криминологического анализа современного состояния  и уровня данной разновидности преступности, характеристик личности преступника, детерминант, обусловливающих совершение преступлений в данной области, разработаны практические рекомендации по профилактике хищений бюджетных финансовых средств в Российской Федерации. В целях оказания помощи практическим органам по осуществлению ими квалификации исследуемых преступных деяний, проведен анализ действующего уголовного законодательства РФ, обеспечивающего уголовно-правовую охрану бюджетных средств, выделенных на реализацию национального проекта в сфере здравоохранения, обобщена сложившаяся следственная и судебная практика в указанной сфере, выявлены и проанализированы имеющиеся проблемы.
Научная новизна диссертационного исследования отражена в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Авторское определение бюджетного финансирования сферы реализации национального проекта «Здоровье», выступающего в качестве объекта уголовно-правовой охраны, которым являются общественные отношения, возникающие  между Российской Федерацией, субъектами РФ, органами местного самоуправления, государственными и территориальными внебюджетными фондами и населением, посредством которых реализуется закрепленный в нормативных правовых актах порядок распределения консолидированного бюджета в связи с проведением государственной политики по преодолению наиболее важных угроз национальной безопасности в социальной сфере (в области здравоохранения), влияющей на общественное благосостояние в области создания условий для нормального физического, психического развития населения и их реализации.
  2. Для повышения эффективности разработки и применения криминологических мер противодействия преступным посягательствам в сфере реализации национального проекта «Здоровье», диссертантом предложена классификация личности преступника, в основу которой положены направления потоков бюджетного финансирования по целевому назначению и субъектам их осваивающим, к которым относятся:

─ должностные лица органов и организаций, распределяющих финансовые средства;
─ лица, участвующие в обеспечении поставок товаров и услуг  по проведенным тендерам;
─ медицинский персонал, участвующий в противоправном получении выгоды имущественного характера;
─ пациенты.
Предложенная классификация позволяет выявить особенности механизма совершения мошенничества, присвоения или растраты, совершаемых виновными в указанной сфере, в целях их предупреждения, а также создает условия для прогнозирования динамики преступности в различных направлениях национального проекта.

  1. С учетом проведенного исследования, диссертант считает целесообразным усилить контроль за расходованием выделяемых бюджетных средств в деятельности медицинского персонала, участвующего в реализации  таких направлениях национального проекта «Здоровье», как иммунизация и диспансеризация населения посредством совершенствования внутреннего и межведомственного взаимодействия правоохранительных органов путем заключения между ФОМС, ФСС РФ и органами внутренних дел МВД России многосторонних соглашений об обязательном предоставлении информации о нарушении действующего законодательства, допущенных при оплате реестров.
  2. Автором выявлена специфика правовой охраны выделяемых бюджетных средств в указанной сфере, которая находит свое выражение в выявлении дополнительного объекта уголовно-правовой охраны – общественных отношений, обеспечивающих развитие здоровья населения. Отражение особенностей объекта уголовно-правовой охраны и обеспечение дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности лиц, призванных виновными в совершении мошенничества, присвоения или растраты при реализации бюджетного финансирования сферы реализации национального проекта «Здоровье» может быть реализовано путем включения в ч. 1 ст. 159.2 УК РФ и ч.2 ст. 160 УК РФ такого предмета преступления как хищение  денежных средств, выделенных на реализацию национальных проектов.
  3. Диссертантом выявлены основные причины недостаточности подачи исковых заявлений о возмещении причиненного вреда представителем потерпевшей стороны, влекущие отсутствие возмещения причиненного ущерба в сфере реализации национального проекта «Здоровье», к которым относятся:
  •  халатное отношение к выполнению своих служебных обязанностей представителя потерпевшего (юридического лица);
  •  наличие родственных отношений работника потерпевшего (юридического лица) с виновным;
  •  соучастие в совершении хищения вышеуказанных денежных средств;
  •  недостаточная профессиональная подготовка лиц, осуществляющих деятельность по осуществлению контроля за расходованием указанных бюджетных средств.
  1. На основе анализа существующей региональной практики по предупреждению преступлений в указанной сфере, автор обосновывает необходимость создания целостного механизма контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию национального проекта «Здоровье», и предлагает комплексную систему криминологических мер  по предупреждению преступлений и иных правонарушений в указанной сфере, включающую:
  1. анализ состояния преступности в данной сфере;
  2. планирование предупреждения преступлений в сфере бюджетного финансирования национального проекта «Здоровье».
  3. создание специализированных рабочих групп по борьбе с коррупцией;
  4. сосредоточение деятельности указанных групп на своевременное принятие и реализацию мер, направленных на недопущение нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, в том числе «Здоровье»;
  5. осуществление специальной профилактики (применение уголовно-правовых мер профилактики) в органах государственной власти, осуществляющих распределение и освоение бюджетных средств в указанной сфере;
  6. осуществление взаимодействия как с иными правоохранительными и контролирующими органами при проведении проверочных и оперативно-профилактических мероприятиях по защите этих средств, так и с органами финансового мониторинга Российской Федерации при осуществлении комплекса мероприятий, направленного на предупреждение и выявление коррупционных проявлений в сфере бюджетного инвестирования, осуществляемого на конкурсной основе;
  7. разработка системного подхода при осуществлении общей профилактики преступлений коррупционной направленности с использованием средств массовой информации.
  1. Проведенное автором исследование, выявило недостатки в существующей системе профилактики преступлений и правонарушений в сфере реализации национального проекта «Здоровье» и позволило определить наиболее перспективные направления совершенствования предупреждения преступлений органами внутренних дел в указанной сфере.

 
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется насущной потребностью решения задач, стоящих перед государственными органами, прежде всего правоохранительными, по доведению финансовых средств, выделенных в рамках национального проекта «Здоровье», до конечного потребителя в целях реализации в полном объеме социальной функции государства - оздоровление нации. Результаты проведенного исследования, предложения по изменению уголовного законодательства и рекомендации по повышению эффективности противодействия преступности в системе здравоохранения служат определенным вкладом в дальнейшее развитие теории предупреждения преступлений в социально-бюджетной сфере и обеспечивают возможность эффективного решения задач, поставленных перед правоохранительными органами.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается его комплексным характером, избранной современной методикой сбора и обработки эмпирического материала. Широко использованы данные ряда криминологических и социологических исследований, проведенных по исследуемой проблеме другими авторами.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные органов государственной статистики и аналитические материалы правоохранительных органов за период с 2007 по 2012 год, а также результаты проведенных соискателем исследований.
В ходе исследования были проанализированы и использованы:

  • статистические данные ГИАЦ МВД России о состоянии, структуре и динамике преступности в сфере реализации национального проекта «Здоровье» за период с 2007 по 2012 гг.;
  • сведения 68 подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации относительно состояния научно-методического обеспечения материалами по противодействию преступности в указанной сфере;
  • материалы следственной и судебной практики  за период               2007-2010 г.г. по 146 уголовным делам, возбужденным РФ в сфере реализации национального проекта «Здоровье» по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 159, 160 УК РФ;
  • материалы служебных документов, характеризующих следственную деятельность правоохранительных органов в указанной сфере по 48 уголовным делам;
  • служебные, аналитические и иные документы, характеризующие профилактическую деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 159, 160 УК РФ, выявленных в сфере реализации национального проекта «Здоровье», совершаемых за период с 2006 по 2012 г.

Кроме того, достоверность выводов и положений проведенного исследования обеспечивается его обширной географией, результатами обобщения и анализа данных, полученных в результате анкетирования. В 2008−2009 гг. в 12 субъектах РФ было проведено анкетирование 174 сотрудников органов внутренних дел, на которых возложена обязанность осуществления ведомственного контроля за процессом бюджетного финансирования сферы реализации национального проекта «Здоровье».
Апробация материалов диссертационного исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены для обсуждения и опубликованы в сборниках статей международных конференций, проводимых в апреле 2008 года в Барнаульском юридическом институте МВД России и в апреле 2009 года в Академии управления МВД России. Помимо этого материалы диссертационного исследования внедрены в научную и учебную деятельность Академии управления МВД России, в учебный процесс Барнаульского юридического института МВД России, а также в практическую деятельность правоохранительных органов УВДТ ЮУЖД, УВД по                             г. Рубцовску Алтайского края, ГСУ по Алтайскому краю.
Основные выводы диссертационного исследования опубликованы в шести научных статьях, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов научных исследований (Российский следователь №16, 2009; Юридический мир №7, 2009; Труды академии управления МВД России №1 (13), 2010).
Структура и объем диссертационной работы обусловлены ее целью и задачами научной разработки. Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Основное содержание работы.
Во ведении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования; раскрывается  степень ее научной разработанности; определяются объект и предмет исследования; формулируются цель и задачи научной работы; определяется методология и методика проведения исследования, нормативно-правовая основа; излагаются научная новизна исследования  и его основные положения, выносимые на защиту, а также содержатся сведения, характеризующие теоретическую и практическую значимость, апробацию материалов диссертационного исследования; указывается обоснованность и достоверность его результатов, структура и объем диссертационной работы.
Первая глава «Криминологическая характеристика мошенничества, присвоения или растраты в сфере реализации национального проекта "Здоровье"»  состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны бюджетного финансирования социальной сферы» проводится комплексный анализ понятия «социальная сфера» и особенностей ее бюджетного финансирования. Диссертантом обосновывается отнесение бюджетного финансирования сферы здравоохранения к системе экономических (общественных) отношений. Автором выделяются особенности современного функционирования системы здравоохранения и основные, возникающие в этой связи, криминологические проблемы. Рассматриваются инициативы Правительства РФ по преодолению кризиса отечественной системы здравоохранения – посредством реализации национального проекта «Здоровье». Результаты проведенного анализа особенностей бюджетного финансирования сферы реализации национального проекта «Здоровье», действующего в России, социально обуславливают необходимость его комплексной правовой охраны.
В данном параграфе анализируются статистические данные ГИАЦ МВД России о состоянии преступности в сфере реализации национального проекта «Здоровье», представленные формой № 465 «Нацпроект». Делаются выводы о преобладании доли имущественных преступлений в общей массе преступлений, включенных в указанную форму статистической отчетности (в 2008 году - 58%, в 2009 году – 60%). Увеличение доли преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ (мошенничество) и 160 УК РФ (присвоение или растрата),  по мнению соискателя, обусловлено детерминантами различного характера.
Результаты проведенного анализа судебной практики указывают на значительное преобладание преступных хищений чужого имущества в размерах, достаточных для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности только по ч.1 ст. 159 УК РФ, ч.1 ст. 160 УК РФ, и позволяют выявить наиболее распространенный способ хищения денежных средств, выделяемых государством на реализацию приоритетных национальных проектов, которым является подделка документов, в том числе при проведении конкурсов (тендеров). При этом характерной особенностью совершения данных преступлений является их тесная связь с коррупционными деяниями со стороны должностных лиц региональных органов власти и органов местного самоуправления, от деятельности которых зависит принятие решений по распределению бюджетных денежных средств.
Результаты проведенного анализа материалов уголовных дел, нашедшие отражение во втором параграфе «Личность преступника, совершающего преступления в сфере реализации национального проекта "Здоровье"», позволяют отметить следующие особенности лиц, совершающих преступления в данной сфере: значительное преобладание среди преступников женщин, возрастной категории 31-50 лет; наличие у виновных, как правило, высшего образования; занятие ими определенных должностей в учреждениях здравоохранения, что характерно для всей преступности в социально–бюджетной сфере, ориентированной на систему здравоохранения в целом.  Основным классификационным критерием, используемым нами, выступает ориентация виновного на выполнение определенных служебных или социальных функций в проекте в соответствии с потоками движения финансовых средств, выделенных в целях реализации указанных направлений.
Диссертантом предложена следующая классификация личности преступника:
─ должностные лица органов и организаций, распределяющих финансовые средства;
─ лица, участвующие в обеспечении поставок товаров и услуг  по проведенным тендерам;
─ медицинский персонал, участвующий в противоправном получении выгоды имущественного характера;
─ пациенты.
Значение предложенной классификации заключается в выявлении особенностей механизма совершения мошенничества, присвоения или растраты, совершаемых виновными в указанной сфере, в целях их предупреждения, а также прогнозирования динамики преступности. Результаты проведенного анализа с помощью случайной выборки уголовных дел  свидетельствуют о значительном преобладании доли преступлений, связанной с деятельностью медицинского персонала, участвующего в злоупотреблениях имущественного характера - 82%, в том числе доля преступлений, совершенных в сфере реализации национального проекта в направлении, связанного с дополнительной диспансеризацией, составляет 63%.

Третий параграф посвящен исследованию причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере реализации национального проекта «Здоровье».

Результаты проведенного анкетирования сотрудников подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями органов внутренних дел, непосредственно участвующих в раскрытии преступлений в указанной сфере и расследовании уголовных дел, свидетельствуют о следующем влиянии их детерминант на состояние и рост преступности:
Социально-экономические причины - 45,71%
Социально-психологические причины - 34,28%
Законодательные и правоприменительные причины - 28,57%
Политические причины - 22,85%
Организационно-управленческие причины - 5,7%
Иные причины -  2,5%.
Причины социально-экономического характера, в первую очередь, заключаются в кризисном состоянии экономики государства, влекущем непоследовательное проведение осуществляемой реформы системы здравоохранения, реальном падении  доходов населения на фоне роста цен на товары и услуги, увеличении безработицы. Следует отметить, что принятые правительством меры по улучшению демографической ситуации в стране в 2009 году повлекли за собой положительный эффект. Естественная убыль населения за 2009г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2008г. на 113,0 тыс.человек. Обратной стороной реализации социально необходимой государственной политики, проводимой Правительством РФ, явилось увеличение количества преступлений, совершаемых  в сфере реализации национального проекта «Здоровье» и связанных с приобретением права на получение «материнского капитала».
Социально-психологические детерминанты обусловлены нравственно неустойчивым состоянием общества, развитием корысти и желания, необоснованного трудовой деятельностью, обогащения за счет чужого имущества. Следует констатировать наличие общественного дозволения к осуществлению корыстной преступной деятельности, подсознательного оправдания данного вида противоправной деятельности в сознании населения и даже своеобразного чувства уважения к «лихим людям». Судебная практика свидетельствует об убеждении врачебного персонала в том, что именно их неправомерная деятельность по изменению статистических показателей объема оказанных медицинских услуг способствует как карьерному росту и увеличению масштабов финансирования, так и официальному признанию «достигнутого» результата управлением здравоохранения субъекта РФ.
Законодательные и правоприменительные детерминанты,  находят свое отражение главным образом в несовершенстве действующего законодательства, что существенно затрудняет привлечение виновных лиц к юридической ответственности. Диссертант указывает на негативные последствия реформы законодательства в части сокращения административных прав органов внутренних дел по осуществлению проверок хозяйственной деятельности юридических лиц в соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и Федеральным законом РФ от 26.12.2008 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также отмечается, что  наличие пункта дополнительного соглашения к трудовой деятельности, предусматривающего ответственность работника за невыполнение плановых мероприятий в виде лишения «президентской доплаты», оказывает криминогенное воздействие на медицинский персонал и способствует возникновению мотивации данной преступной деятельности.
Факторы организационно-управленческого характера заключаются в самой реформе системы здравоохранения, обуславливающей в начале переход от государственной медицины к муниципальной и частной, впоследствии, в необходимости усиления федерального бюджетного финансирования данной сферы. К их числу относятся: слабый контроль за использованием денежных средств, выделяемых в рамках федеральных целевых программ и программ господдержки развития системы здравоохранения; недостаточный контроль за действиями руководителей организаций, выигравших тендеры по техническому переоснащению учреждений здравоохранения; недостаточный контроль за отчетом медицинского персонала об оказанных медицинских услугах населению; отсутствие необходимых профессиональных технических знаний медицинских работников в информационной сфере.
Политические факторы кроются в неэффективности реализуемой уголовной политики. Неблагополучно сказывается отсутствие единой политики государства по снижению непроизводительных издержек при потреблении медицинских товаров и услуг за счет возмещения материального ущерба от преступления. Необходимо отметить, что потерпевшими выступают государственные внебюджетные Фонды, Минздавсоцразвития РФ, казна субъектов РФ, а похищенные финансовые средства являются бюджетными. В этой связи представители потерпевших в силу различных криминальных обстоятельств необоснованно не заявляют исковые требования по возмещению вреда, причиненного преступлением.
Иные факторы, определяемые несовершенством профилактической деятельности правоохранительных органов, включают: отсутствие эффективной координация деятельности правоохранительных и судебных органов; недостаточное ресурсное обеспечение подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции; высокая текучесть кадров; а также отсутствие механизма взаимодействия правоохранительных органов и информационных отделов ФСС РФ, ФОМС РФ.
Вторая глава «Состояние и перспективы противодействия мошенничеству, присвоению либо растрате в сфере реализации национального проекта "Здоровье"» состоит из двух параграфов.
Первый параграф «Реализация органами внутренних дел задач уголовной политики в сфере  национального проекта "Здоровье"»  посвящен анализу нормативных правовых актов МВД России, регулирующих профилактическую деятельность органов внутренних дел, и сложившейся на их основе системы профилактики преступности в сфере реализации национального проекта «Здоровье».
Система профилактических мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел по противодействию преступности в сфере реализации национального проекта «Здоровье» включает в себя:

  1. планирование, прогнозирование состояния преступности в данной сфере и на этой основе предупреждение преступлений в сфере бюджетного финансирования национального проекта «Здоровье».
  2. создание специализированных рабочих групп по противодействию коррупции;
  3. сосредоточение деятельности указанных групп на своевременное принятие и реализацию мер, направленных на недопущение нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, в том числе «Здоровье»;
  4. осуществление специальной профилактики в органах государственной власти и организациях, осуществляющих распределение и освоение бюджетных средств в указанной сфере;
  5. осуществление взаимодействия полиции с иными правоохранительными и контролирующими органами при проведении проверочных и оперативно-профилактических мероприятиях по защите выделяемых средств, а также с органами финансового мониторинга Российской Федерации при осуществлении комплекса мероприятий, направленного на предупреждение и выявление коррупционных проявлений в сфере бюджетного инвестирования, осуществляемого на конкурсной основе;
  6. системный подход при осуществлении общей профилактики преступлений коррупционной направленности с использованием средств массовой информации.

При рассмотрении вопроса об осуществлении специальной профилактики в органах государственной власти и организациях, осуществляющих распределение и освоение бюджетных средств в указанной сфере автор отмечает имеющуюся уголовно-правовую специфику преступных деяний в указанной сфере, заключающуюся в посягательстве не только на отношения собственности, но и на здоровье населения, а также особенности должностного положения потерпевшего при совершении хищения бюджетных средств путем обмана представителя государственного органа.
В результате  на основании 1) полученных результатов контент-анализа правовой базы, регулирующей сферу реализации национального проекта «Здоровье»; 2) выявления особенностей уголовно-правовой статистики, включающей форму № 465, разделенной в соответствии с объектами уголовно-правовой охраны; 3) наличием отображения в материалах следственной и судебной практики целевого назначения бюджетного финансирования направлений национального проекта - автор обосновывает необходимость уголовно-правового закрепления дополнительного объекта уголовно-правовой охраны применительно к данным видам преступных посягательств – общественных отношений, обеспечивающих здоровье населения.
Обосновывается юридическое значение включения указанного дополнительного объекта в сферу уголовно-правовой охраны  - необходимость обеспечения дифференциации уголовного наказания. Диссертант указывает на отсутствие реализации принципа полноты судебного следствия, единой практики квалификации преступных деяний и определения момента окончания преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество), правоприменителем на всей территории РФ, отсутствие практики применения правоохранительными органами меры пресечения в виде заключения под стражу в целях обеспечения полноты и всесторонности проводимого расследования.
В этой связи автором предложено внести изменения в ч.1 ст. 159.2 УК РФ, ч.2 ст.160 УК РФ  посредством указания на особенности такого предмета преступления, как хищение «денежных средств, выделенных на реализацию национальных проектов».
Автором приводятся статистические данные, свидетельствующие о весьма незначительных объемах возмещения причиненного вреда.
 
 

Статья УК РФ Статистический показатель 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Ст. 159 УК РФ Размер причиненного материального ущерба (в тыс. рублей) 61950 85193 3485 199399 35333 217859
Наложен арест на имущество; изъято имущества, денег, ценностей; добровольно погашено (в тыс. рублей)
 
53624 4022 2161 93630 5782 85386
Ст. 160 УК РФ Размер причиненного материального ущерба (в тыс. рублей) 10301 2976 1269 1003 826 22230
Наложен арест на имущество; изъято имущества, денег, ценностей; добровольно погашено (в тыс. рублей) 1330 3742 1152 1003 29 14300

Проведенный анализ самой структуры возмещения причиненного вреда по всем уголовным делам в сфере реализации национального проекта «Здоровье», показал, что в 67 % случаев обеспечение возмещения причиненного имущественного вреда отсутствует вовсе.
Результаты проведенного контент-анализа нормативных документов за 2007-2012 год, определяющих приоритетные направления деятельности МВД России, свидетельствуют об отсутствии приоритетной ориентации деятельности правоохранительных органов на обеспечение возмещения причиненного вреда.
По данным экспертного опроса - 43 % респондентов ответили, что деятельность правоохранительных органов по обеспечению возмещения причиненного вреда осуществляется не достаточно. Случаи возмещения причиненного вреда на добровольной основе вообще носят единичный характер.
Причинами неэффективности деятельности правоприменителя по восстановлению социальной справедливости в части возмещения причиненного вреда являются: - отсутствие законодательного закрепления данного аспекта; наличие криминальных обстоятельств, затрудняющих или исключающих подачу потерпевшими гражданских исков о возмещении причиненного ущерба; неэффективность реализации уголовно-правового механизма, способствующего деятельному раскаянию.

Во втором параграфе «Основные направления совершенствования криминологических и уголовно-правовых  средств противодействия преступности в сфере реализации национального проекта "Здоровье"» автор обосновывает и предлагает комплекс мер по совершенствованию криминологических средств противодействия мошенничеству, присвоению и растрате бюджетных средств, выделенных на реализацию национального проекта «Здоровья», отдельные меры которого уже были апробированы в различных субъектах РФ.

Указанный комплекс средств включает в себя:
- Осуществление детального научного анализа современного состояния предупреждения преступлений в различных субъектах РФ и выработка на этой основе соответствующих методических рекомендаций, содержащих выявление и рассмотрение конкретных механизмов совершения преступлений, возможную квалификацию преступных деяний, судебные решения по конкретным делам в данной сфере, приговоры по которым вступили в законную силу;
- своевременное информирование подразделений ЭБ и ПК в части имеющейся правовой регламентации процесса реализации национального проекта «Здоровье»;
- создание ведомственных рабочих групп по обеспечению реализации приоритетных национальных проектов и включение в них сотрудников органов внутренних дел, ответственных за линию здравоохранения;
- создание межведомственных рабочих групп при главном федеральном инспекторе, правительствах субъектов РФ, полномочных представителях Президента РФ с включением в них представителей правоохранительных органов;
- заключение многосторонних соглашений о взаимодействии с управлениями здравоохранения субъектов РФ, территориальных отделений ФОМС, ФСС при предоставлении информации о нарушениях действующего законодательства при оплате реестров;
- осуществление контрольно-ревизионных проверок хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения соответствующими рабочими группами с привлечением сотрудников контрольно-ревизионных отделов заинтересованных ведомств, а также сотрудников ФАС;
- активизация деятельности сотрудников органов внутренних дел по привлечению к формированию правовой идеологии и правовому воспитанию населения средств массовой информации непосредственно или через межведомственные рабочие группы;
- осуществление общей виктимологической профилактики данного вида преступлений через средства массовой информации;
- осуществление индивидуальной виктимологической профилактики преступлений посредством выявления виктимной категории лиц.
Учитывая, что совершенствование только одних криминологических средств противодействия мошенничеству присвоению или растрате в сфере национального проекта «Здоровье» не может в полной мере обеспечить его эффективную реализацию, диссертант также обосновывает и предлагает внесение изменений в Уголовный кодекс РФ,  направленных на совершенствование уголовно-правовых средств противодействия указанной группе хищений.
Такими изменениями могут стать:
1) в статье 159.2 УК РФ:
абзац первый части первой после слов «Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества» дополнить словами «выделенных на реализацию национальных проектов»;
2) в статье 160 УК РФ:
абзац первый части второй после слов «Те же деяния, совершенные» дополнить словами  «в сфере реализации национальных проектов,»
В заключении изложены выводы и предложения, которые в концентрированном виде отражены в положениях, выносимых на защиту и по мнению диссертанта, представляют наибольший теоретический интерес и практическую значимость.

Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 публикациях общим объемом 1,9 п.л.
 

  1. Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук
  1. Бахирев А.А. Уголовно-правовые средства противодействия хищениям в сфере реализации национального проекта «Здоровье».// Российский следователь №16, 2009. – 0,4 п.л.
  2. Бахирев А.А. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье»: проблемы уголовно-правовой статистики, теории и практики.// Юридический мир №7, 2009. – 0,4 п.л.
  3. Бахирев А.А. Криминологические аспекты уголовно-правовой охраны дополнительной диспансеризации в рамках национального проекта «Здоровье». // Труды академии управления МВД России №1 (13), 2010. – 0,5 п.л.

 

  1. Другие публикации по теме диссертации в периодических научных изданиях и сборниках:
  1. Бахирев А.А. ««Бюджетное финансирование сферы реализации национальных проектов» как объект уголовно-правовой охраны». // Сборник статей международной конференции, проводимой 22-23 апреля 2008 года в Барнаульском юридическом институте МВД России. – 0,3 п.л.
  2. Бахирев А.А. «Выявление преступлений в сфере реализации национальных проектов». // Сборник статей международной конференции, проводимой в апреле 2009 года в Академии управления МВД России. – 0,3 п.л.
  3. Бахирев А.А. Задачи уголовной политики в сфере охраны бюджетных средств, выделяемых на реализацию национального проекта «Здоровье» // Актуальные проблемы уголовного права, уголовного процесса, криминологии и уголовно-исполнительного права: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2012 года. – Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2012. – 0,3 п.л.

 
 
 
 

 
Бахирев Александр Анатольевич
 
Криминологические и уголовно-правовые средства противодействия мошенничеству, присвоению или растрате в сфере реализации национального проекта «Здоровье»
 
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Подписано в печать «__» _________ г.
Усл. печ. л. 1,34                           Зак.                        Тираж 100 экз.
 
Центр оперативной полиграфии
ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
127550, Москва, ул. Тимирязевская, 44
 

 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0