2013avtoref1546

Аватар пользователя ideolog
Васильева Надежда Леонидовна
 
22 октября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Конституционно-правовой статус национальных меньшинств и проблемы его реализации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДК 203.019.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Васильева Н.Л. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств и проблемы его реализации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2013. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1546 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Васильева Н.Л. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств и проблемы его реализации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2013. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
ВАСИЛЬЕВА Надежда Леонидовна
 
 
 
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ И ПРОБЛЕМЫ
ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
 
 
 
12.00.02 – конституционное право; конституционный
судебный процесс; муниципальное право
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
Хабаровск – 2013
 
Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин
Дальневосточного юридического института МВД Российской Федерации.

 
 

Научный руководитель:  доктор юридических наук, профессор
 Пархоменко Александр Григорьевич
   
   
Официальные оппоненты: Заслуженный юрист Российской Федерации
доктор юридических наук, профессор,
заместитель начальника Управления
общественных связей и информации
Аппарата ЦИК Российской Федерации
Лысенко Владимир Иванович
 
кандидат юридических наук,
доцент ФГКОУ дополнительного
профессионального образования
«Всероссийского института повышения
квалификации МВД Российской Федерации»
Ломакин Василий Васильевич
   
   
Ведущая организация: Институт государства и права РАН

 
 
 
Защита диссертации состоится «____» __________ 2013 г. в «____» часов на заседании диссертационного совета ДК 203.019.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе Московского университета МВД России по адресу: 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД Российской Федерации.
 
Автореферат разослан «____» _______________ 2013 г.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент                                                                      А.Г. Мамонтов
 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Настоящая работа обусловлена особенностями развития Российской Федерации как многонационального, федеративного, демократического и правового государства. Одна из особенностей Российской Федерации состоит в том, что она является самым большим федеративным государством в мире. В нашей стране, как, впрочем, и в других многонациональных государствах есть проблемы в области национальной политики, не последнюю роль в данной обстановке сыграли процессы распада СССР. Как верно высказался В.В. Путин: «С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах – за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве»[1]. Кроме того, в условиях утраты советского опыта интернационалистской культуры межэтнического общения масштабная постсоветская миграция порождает комплекс проблем, закладывая основу для острейших этнополитических конфликтов.
По данным мониторинга, проводимого Министерством регионального развития Российской Федерации, а также по сведениям Генеральной прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ, начиная с 2004 г., в стране наблюдается неуклонный рост числа конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. С учетом полиэтничной и многоконфессиональной структуры российского общества данная проблема становится одной из ключевых с точки зрения сохранения стабильного, поступательного развития страны и представляет собой угрозу её национальной безопасности. В докладе ЦПЭ Полиции ГУ МВД Российской Федерации по ДФО за 2013 г. к угрозообразующим факторам, оказывающим влияние на состояние противодействия экстремизму на территории Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО) отнесены и социально-демографические факторы (в числе которых, снижение численности коренного населения округа, значительное количество иностранных граждан (мигрантов), прибывающих на территорию округа из экономически неблагополучных регионов, периодические возникающие межнациональные конфликты), состояние межконфессиональных отношений (по состоянию на 1 января 2013 г. на территории округа по состоянию зарегистрировано 1013 религиозных организаций, в том числе 22 исламских), и общественно-политическая ситуация (увеличение числа общественных и политических сил политических партий, общественных объединений и организаций, в том числе национального характера, оказывающих серьёзное влияние на общественно-политическую ситуацию в регионе).
Очевидно, что обеспечение национальной безопасности и сохранение территориальной целостности Российской Федерации в  немалой степени зависят от межнационального мира и согласия. Примером этому является ряд конфликтов в Чеченской Республике, в Республике Карелия (г. Кондопога), в Свердловской области (п. Сагра), в Краснодарском крае, в Республике Татарстан, в Северной Осетии. При этом, существенное влияние на уровень конфликтности оказывает незавершенность реформирования российского общества, неудовлетворенность отдельных социальных и этнических групп своим правовым положением. К числу проблем в регулировании конституционно-правового статуса национальных меньшинств, безусловно, следует отнести отсутствие специального Федерального закона посвященного регулированию их статуса. Сказывается и несовершенство действующего федерального законодательства, когда большинство функций в сфере межнациональных отношений и профилактической работы оказались сосредоточены на региональном уровне, при отсутствии должного регулирования пределов ведения субъектов РФ в рассматриваемой сфере. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что федеральное законодательство защищает прежде всего те этнические группы, которые обладают официально признанным статусом коренных малочисленных народов, национальные меньшинства же остаются без внимания, а законодательство регионов исключительно по своему усмотрению относит к национальным меньшинствам те или иные народы, также самовольно предоставляет им какие-либо права и привилегии, лишая таких прав других представителей меньшинств.
Таким образом, для современного этапа развития Российского государства одной из важнейших задач является решение проблем межнациональных отношений внутри страны. В этом аспекте исследование проблем реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств позволит сформировать такую модель правового регулирования в рассматриваемой сфере, которая будет способна обеспечить как выбор эффективных средств предотвращения и решения межнациональных конфликтов, так и соответствие законодательства в сфере защиты прав национальных меньшинств установленным международным стандартам.
Степень разработанности темы характеризуется тем, что к настоящему времени имеется небольшое количество научных исследований, посвященных тем или иным аспектам конституционно-правового статуса национальных меньшинств в Российской Федерации.
Проблематику прав народов и национальных меньшинств затрагивали в своих исследованиях многие авторы, среди которых: Р.Г. Абдулатипов, С.А. Авакьян, Л.М. Карапетян, А.Н. Кокотов, В.В. Ломакин, Ю.И. Семенов, С.В. Соколовский и др.
Исследованию понятия «национальные меньшинства» в российском и зарубежном законодательстве посвящена работа В.Н. Немечкина; специфика прав национальных меньшинств исследованы в диссертационном исследовании И.Ю. Пешперовой; теоретико-методологические и нормативные основы правосубъектности национальных меньшинств в работе С.С. Юрьева; проблема разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере регулирования и защиты прав национальных меньшинств затронута в работах Л.В. Андриченко, Е.А. Черячукиной; особенностям национально-культурной политики в Российской Федерации посвящена работа Г.А. Туник.
Проблемы разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами федерации исследованы в трудах С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчук, И.Л. Бачило, Н.В. Витрук, Р.В. Енгибарян, Н.М. Казанцева, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, Н.А. Михалевой, А.Г. Пархоменко, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и других ученых-юристов в области общей теории государства и права, конституционного права, теории государственного управления.
Кроме того, вопросы равноправия, защиты прав и свобод людей обоснованы в трудах ученых: Ю.Е. Аврутина, Р.М. Абакарова, Н.А. Алексеева, С.А. Арутюнова, О.В. Булакова, Н.С. Бондаря, С.И. Гирько, К.К. Гасанова, В.Н. Григорьева, М.Д. Давитадзе, И.П. Добаева, А.С. Дугенца, В.Я. Кикотя, В.А. Кудина, Н.Г. Кадникова, С.Я. Лебедева, С.С. Маиляна, В.П. Малахова, В.В. Оксамытного и др.
Учитывая специфику предмета исследования, было уделено внимание работам известных российских этнологов, политологов и социологов: Ю.В. Бромлея, Ю.И. Семенова, В.И. Козлова, А.Ю. Коркмазова.
В ходе работы над диссертацией были также использованы труды зарубежных авторов, в частности: У. Альтерматта, Б. Кингсбери, Ф. Капоторти, М. Кобо, Г.Т. Мориса, Г. Пери, Г. Сандвика, С.Томсона, А. Эйде, X. Ханума, С. Хантингтона.
Вопросы национальной политики рассмотрены в трудах В.Ю. Савельева, А.М. Викулова, Ю.М. Силованова и др.
Однако, специально проблемы реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств в тех или иных регионах Российской Федерации, в том числе в контексте вопроса о разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере защиты прав национальных меньшинств в научных работах не рассматривались и комплексных исследований, в частности, на территории ДФО, не проводилось.
Методологическую основу исследования составляют общие принципы научного познания, подходы и методы, относящиеся к методологическому аппарату гуманитарных наук и получившие распространение в теоретико-правовых исследованиях.
Работа выполнена на основе комплекса таких специальных методов исследования как формально-юридический, структурно-функциональный, технико-юридический, социологический, методы системного анализа и сравнительного правоведения. Использовались также и общенаучные исследовательские методы: общенаучный диалектический метод познания, методы анализа и синтеза, абстрагирования, логический и другие. Применительно к теме исследования в основу методологического подхода были положены принципы конкретности, объективности, рационалистического подхода к распределению полномочий между федерацией и ее субъектами.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, закрепляющих конституционно-правовой статус национальных меньшинств Российской Федерации и определяющих особенности участия их в конституционно-правовых отношениях.
Целью диссертационного исследования является комплексный анализ конституционно-правового статуса национальных меньшинств в Российской Федерации, выявление проблем, возникающих при реализации национальными меньшинствами их статуса, выработка предложений по совершенствованию правовых норм, регламентирующих правовой статус национальных меньшинств.
Указанная цель обусловила следующие задачи исследования:

  • определить особенности конституционно-правового статуса национальных меньшинств по сравнению с иными субъектами права;
  • выработать дефиницию «национальные меньшинства» и конкретизировать её с юридической точки зрения;
  • на примере Дальневосточного федерального округа, рассмотреть особенности распределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам регулирования и защиты прав национальных меньшинств;
  • на примере законодательства Дальневосточного федерального округа, определить особенности реализации прав национальных меньшинств Дальневосточного федерального округа в политической, культурной и социально-экономической сферах;
  • выявить пробелы и противоречия в праве и разработать на этой основе предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего статус национальных меньшинств;
  • обосновать предложения и рекомендации по оптимизации взаимодействия и развитии правоотношений органов государственной власти, местного самоуправления и органов внутренних дел с национальными диаспорами в мультиэтническом российском обществе;
  • сформулировать выводы и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, законодательства Дальневосточного федерального округа, регулирующие правовой статус национальных меньшинств.

Эмпирическую базу исследования составили:
Статистические данные и аналитические материалы органов государственной власти  и национально-культурных автономий, зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа, а также данные Всероссийских переписей населения 2002 г. и 2010 г.
Анкетирование по методике специально разработанной Дальневосточным институтом психологии и психоанализа: 257 представителей национальных меньшинств, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа, 20 депутатов законодательного собрания ЕАО, 26 участников Всероссийской научно-практической конференции «Территориальные исследования: цели, результаты и перспективы», проходящей в рамках VI школы-семинара молодых ученых, аспирантов и студентов (г. Биробиджан, 2011)[2].
Нормативную правовую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законодательные акты субъектов Российской Федерации по вопросам государственной национальной политики, межнационального и межрелигиозного согласия.
В диссертации использованы рекомендации президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам межнационального согласия и национальной государственной политики; основополагающие международные документы в сфере защиты прав национальных меньшинств; материалы международных и российских конференций с участием представителей научных кругов, профессорско-преподавательского состава вузов, органов государственной и муниципальной власти.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка комплексного изучения проблем реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств в Российской Федерации, с учетом существующего конституционно-правового механизма разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами, в сфере регулирования и защиты прав национальных меньшинств, а также требований международного законодательства к обеспечению прав национальных меньшинств.
Полученные в ходе работы над диссертацией результаты позволили обосновать новые теоретические положения по совершенствованию правового регулирования статуса национальных меньшинств в Российской Федерации, в частности:

  • предложено юридическое понятие «национальные меньшинства», отличающееся от аналогичного понятия в социологии, и позволяющее учитывать специфические особенности «национальных меньшинств», отличающие их от иных этнических общностей
  • определены особенности конституционно-правового статуса национальных меньшинств относительно других субъектов права;
  • на основе анализа теоретических и практических проблем реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств, предложена новая модель правового регулирования в рассматриваемой сфере, направленная на такое распределение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в рассматриваемой сфере, которое обеспечивает выбор эффективных средств предотвращения и решения межнациональных конфликтов.

Научная новизна работы находит свое непосредственное выражение в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств – это основанная на, провозглашенных в ч.1 ст. 7 Конституции РФ, принципах социального государства система прав, свобод и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в Конституции и иных правовых актах, нормы которых определяют специальный статус национальных меньшинств, относительно других субъектов права.
2. Содержание конституционно-правового статуса национальных меньшинств составляет их правовое положение как субъектов права. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств основан как на общих гарантиях их прав, устанавливаемых для всех граждан, так и на гарантиях, специально предназначенных для национальных меньшинств. Однако действующим законодательством конституционно-правовой статус национальных меньшинств в Российской Федерации четко не определен.
3. Элементами конституционно-правового статуса национальных меньшинств являются их политические, социально-экономические и культурные права. В связи с особенностями конституционно-правового статуса национальных меньшинств элементы их статуса можно разделить на основные и дополнительные. В первую группу входят права, которыми они пользуются наравне со всеми иными субъектами права. К дополнительным можно отнести права, предоставляемые им с целью сохранения их самобытности, национального самосознания и поддержания межнационального мира и согласия.
4. Необходимо нормативное закрепление понятия «национальные меньшинства». К национальным меньшинствам в Российской Федерации следует относить: «представителей этнических общностей (этнических групп), имеющих гражданство Российской Федерации, говорящих на одном или близких друг другу языках; имеющих общее этническое (национальное) происхождение, проживающих за пределами одноименного субъекта Российской Федерации (республики, автономной области, автономного округа) или одноименного государства за пределами Российской Федерации, которые по своему этническому (национальному) происхождению, языку, культуре, религии или традициям, отличаются от основного населения Российской Федерации и занимают по отношению к нему недоминирующее положение; обладающих устойчивым этническим (национальным) характером, устойчивыми языковыми, религиозными и культурными характеристиками, а также сознанием своего единства и в отличие от всех других подобных образований самосознанием, фиксированном в самоназвании; и желающим сохранять, развивать и передавать будущим поколениям этническую (национальную) самобытность, культурные особенности, социальные институты».
5. В целях упорядочения Российского законодательства в сфере конституционно-правового статуса национальных меньшинств, представляется необходимым установить Перечень национальных меньшинств, проживающих в РФ, который в связи с регулярной естественной миграцией населения на территории РФ регулярно, должен подлежать пересмотру.
6. Отличие в правовом регулировании и защите прав национальных меньшинств от других этнических общностей должно состоять в создании дополнительных возможностей реализации конституционных прав национальным меньшинствам Российской Федерации, таких как: предоставление квот в органах государственной власти; создание школ и/или классов для представителей национальных меньшинств; принятие программ развития национальных отношений, культуры, образования, национально-культурного наследия национальных меньшинств.
7. Проблемы реализации национальными меньшинствами их конституционно-правового статуса непосредственно связаны с недостаточностью его правового регулирования. С целью полноты регулирования конституционно-правового статуса национальных меньшинств необходимо принятие Федерального закона «Об основных гарантиях прав национальных меньшинств в Российской Федерации», который определит понятие национальных меньшинств в Российской Федерации, конкретизирует пределы ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в рассматриваемой сфере, определит права национальных меньшинств, подлежащие особой защите, и тем самым исключит возможные коллизии между законодательством субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством; а в регионах Российской Федерации региональных законов, по типу предложенного проекта Закона Хабаровского края «Об основных гарантиях прав национальных меньшинств, проживающих на территории Хабаровского края», с учетом особенностей каждого конкретного региона. А именно, данные законы должны учитывать: пределы ведения органов местного самоуправления соответствующего региона в сфере регулирования прав национальных меньшинств; особенности предоставления политических, культурных или социально-экономических прав национальным меньшинствам, проживающим в том или ином регионе; особенности создания, функционирования и взаимодействия с органами государственной власти, консультативных советов, по делам национальных меньшинств в каждом соответствующем регионе.
8. С целью повышения качества государственного регулирования межнациональных взаимоотношений и реализации прав национальных меньшинств необходимо создание органа по правам народов Российской Федерации из представителей коренных, малочисленных народов и национальных меньшинств с формированием его органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. В этих же целях необходимо закрепить такую форму политического участия национальных меньшинств в общественно-политической жизни страны, как совещательные и консультативные органы, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов и муниципальных образований.
9. Изменение подхода к предоставляемым национальным меньшинствам возможностям реализации их прав способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации,  позволит сделать более гласной и открытой их деятельность, а значит, будет способствовать совершенствованию деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности и общественного порядка. В соответствии с этим, необходимо обучение представителей органов государственной власти, местного самоуправления и органов внутренних дел по информационному и психологическому противодействию нарушениям в области защиты прав национальных меньшинств, что позволит обеспечить условия для недопущения националистической и экстремистской деятельности.
Теоретическая значимость исследования. Содержащаяся в диссертационном исследовании трактовка понятия национальных меньшинств, их сущности и значения, а также конституционно-правовое закрепление и рассмотрение статуса национальных и проблем его реализации, призваны способствовать развитию теоретических представлений о конституционно-правовых основах деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению прав национальных меньшинств.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертационном исследовании выводы и предложения могут быть учтены в процессе дальнейшей работы по совершенствованию законодательства, посвященного конституционно-правовому механизму разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере защиты прав национальных меньшинств. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для качественного усвоения учебных программ конституционного и муниципального права Российской Федерации, основ теории национальной безопасности, противодействия экстремизму и деятельности территориальных органов внутренних дел в особых условиях.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были отражены в научных статьях и публикациях автора общим объемом свыше 3 п.л. в журналах «Общественные науки», «Юридические науки», «Конституционное и муниципальное право», «Право и государство: теория и практика», «Вестник Нижегородской академии МВД Российской Федерации: Юридическая наука и практика», «Вестник Дальневосточного юридического института МВД Российской Федерации»; изложены автором на международных научно-практических конференциях «Европейская наука XXI века – 2011» (Болгария, г. София, 2011 г.), Международной заочной научно-практической конференции: «Российское право: проблемы и перспективы развития» (г. Биробиджан, 2011), Всероссийской научно-практической конференции «Правопорядок в Российской Федерации: проблемы совершенствования» (г. Москва, 2010 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Государственная поддержка культуры национальных меньшинств Дальнего Востока Российской Федерации как фактор укрепления межнациональных отношений» (г. Хабаровск, 2012), Всероссийской научно-практической конференции «Территориальные исследования: цели, результаты и перспективы» (г. Биробиджан, 2011).
Положения диссертационного исследования могут использоваться в процессе преподавания курса «Конституционное право Российской Федерации»,  «Муниципальное право Российской Федерации», «Теория государства и права», «Право социального обеспечения», а также при чтении специальных курсов по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств.
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс ФГКОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт МВД Российской Федерации», ГОУ ВПО «Дальневосточная академия экономики и права», ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы», НОУ ВПО «Дальневосточный институт психологии и психоанализа», в практическую деятельность Центра по противодействию экстремизму Полиции Главного Управления МВД Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу.
Основные положения диссертационной работы, поставленные в ней проблемы и сформулированные автором выводы обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин ФГКОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт МВД Российской Федерации».
Сформулированные в диссертации выводы и положения используются в практической деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края.
 

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, выделяются объект и предмет, определяются цель и задачи исследования, степень разработанности проблемы, нормативная база диссертации, аргументируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы и понятие конституционно-правового статуса национальных меньшинств в Российской Федерации», включающей три параграфа, рассмотрены понятие национальных меньшинств; соотношение понятий национальные меньшинства, коренные народы, коренные малочисленные народы, другие этнические общности; теоретические вопросы конституционно-правового статуса национальных меньшинств и проблемы его реализации, а также проведено сравнительно-правовое исследование законодательства европейских стран, закрепляющих правовой статус национальных меньшинств.
В первом параграфе «Терминологический анализ понятия «национальные меньшинства» как правовой категории» на основе анализа теоретических положений этнологии и социологии исследованы соотношение понятий национальные меньшинства, коренные народы, коренные малочисленные народы, другие этнические общности. Автор отмечает, что существует огромное множество интерпретаций определения «национальные меньшинства» и предлагает закрепить юридическое понятие национальных меньшинств в Российской Федерации, отличное от аналогичных определений в социологии и этнологии, основывающееся на общепринятых в международном праве критериев признания национальными меньшинствами, государственно-правовых и территориальных особенностях Российской Федерации и направленное на всеобъемлющий охват понятия меньшинств, включающее в себя всё их разнообразие.
Исходя из предлагаемого нами определения «национальных меньшинств в РФ» выявляются критерии, по которым из всех национальностей, проживающих на территории ДФО будут выявляться те, кто относится к национальным меньшинствам. Таковыми критериями будут являться:

  1. Численность меньшая основной части населения и/или занимающая недоминирующее положение на занимаемой ими территории.
  2. Наличие гражданства РФ.
  3. Обладание с этнической, религиозной или языковой точки зрения характеристиками, отличающимися от характеристик основной части населения.
  4. Наличие чувства солидарности, проявляемого в целях сохранения своей самобытности.

В целях упорядочения Российского законодательства в рассматриваемой сфере, представляется необходимым применять термины «национальные меньшинства», «коренные народы», «коренные малочисленные народы» и «другие этнические общности» установив Перечень национальных меньшинств, проживающих в РФ, исключив все иные определения (малочисленные этнические общности, коренной этнос, этнические группы и пр.), в том числе и на уровне законодательства субъектов РФ.
Во втором параграфе «Проблемы реализации конституционно-правового статуса национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации» комплексно исследуются как понятие и содержание конституционно-правового статуса национальных меньшинств, так и особенности его реализации в регионах Российской Федерации.
Комплексно рассмотрены как основные элементы, составляющие конституционно-правовой статус национальных меньшинств, так и дополнительные, предоставляемые им с целью сохранения их самобытности, национального самосознания и поддержания межнационального мира и согласия.
Проведен сравнительный анализ национальной политики в регионах Российской Федерации. Характерной особенностью регулирования и защиты прав национальных меньшинств в субъектах Российской Федерации является то, что региональное законодательство, имеющее отношение к национальным меньшинствам, в основном представлено отдельными положениями отраслевых законов, большей частью скопированных с федеральных законодательных актов о культуре и образовании, чаще всего дублируются нормы Конституции Российской Федерации, в которой закреплены права и свободы, такие как «право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», «право определять и указывать свою национальную принадлежность» (ст. 26), «свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию» (ст. 28).
Специальных комплексных региональных законов по этнической тематике насчитываются единицы: это законы о национально-культурной автономии, законы о национальных отношениях и законы о государственной поддержке национально-культурных автономий. Однако, это законодательство не содержит дополнительных, по сравнению с федеральным, гарантий и позитивных обязательств государства, в том числе не учитывает региональных особенностей. Для субъектов Российской Федерации более характерно принятие законов, регламентирующих права национальных меньшинств в отдельных сферах: законы о языках национальных меньшинств, законы об охране культурно-исторического наследия; целевые комплексные программы, касающиеся развития национальных культур народов, проживающих на территории этих субъектов. В то же время законы субъектов Федерации в рассматриваемой сфере различаются лишь по степени проработки и конкретизации. При всех различиях национальная политика в разных регионах Российской Федерации в основе своей строится по однотипной схеме.
Третий параграф «Сравнительно-правовое исследование законодательства европейских стран, закрепляющих правовой статус национальных меньшинств» посвящен исследованию понятий «национальные меньшинства» применяющихся в различных европейских государствах, применяемых подходов к перечню их прав.
Автор отмечает, что в странах Европы наиболее распространенными критериями признания национальными меньшинствами являются: гражданство, национальное самосознание и идентичность (язык, культура, традиции и т.п.). Отдельные государства считают необходимым вводить такие критерии, как длительность проживания, наличие собственных традиционных территорий, наличие давних и прочных связей с государством проживания. Рассмотрена проблема признания цыган национальными меньшинствами в различных государствах Европы.
Как правило, в законодательстве большинства стран, регламентирующих права национальных меньшинств просто дублируются их общие («стандартные») права, такие как:

  • право на получение помощи со стороны государства для развития национальной культуры и образования;
  • право пользоваться родным языком, право выбора языка общения и обучения;
  • право на учреждение средств массовой информации и издательскую деятельность;
  • право на установление культурных связей с соотечественниками за пределами государства проживания;
  • право на создание национальных общественных объединений;
  • право свободно избирать и быть избранными в государственные органы;
  • а также провозглашаются запреты на дискриминацию национальных меньшинств.

В тоже время ряд стран устанавливает для национальных меньшинств и «менее распространенные» («особые») права, а так же предоставляет «особые» виды поддержки. Так, например, право национальных меньшинств в Венгрии, на создание собственных национальных органов самоуправления, функционирующих в качестве элементов системы административного управления. Однако, представляется, что для Российской Федерации с ее выстроенной системой управления: федерация – субъекты федерации – муниципальные образования, заимствование подобных институтов не является актуальным.
Представляется неверным и невозможным вводить единое (на уровне ООН, Совета Европы и пр.) определение национальных меньшинств, т.к. оно не будет учитывать территориальных и политических особенностей отдельных государств. Так, для Российской Федерации с ее территориальными масштабами и масштабами трудовой миграции необходим критерий гражданства для национальных меньшинств, в противном случае русские будут рисковать превратиться в меньшинство.
Наличие в стране этнических, религиозных и лингвистических меньшинств должны определять не законы и государственные постановления, а только объективные критерии, которыми являются характерные для меньшинств черты. Вопрос национальных меньшинств должен рассматриваться главным образом на фоне государства, которое определяет их как таковые. Что касается закрепления прав национальных меньшинств, то на международном уровне актуально определять только основополагающие права национальных меньшинств: право на использование родного языка, на создание произведений своей культуры, на свободное общение с соотечественниками и т.д. На международном уровне должен осуществляться и контроль за соблюдением прав национальных меньшинств (в настоящее время в соглашениях, касающихся меньшинств, часто отсутствует механизм контроля, и каждому государству предоставляется возможность определять объем обязательств и толкование их, что ослабляет, а часто сводит на нет осуществление международных гарантий по защите меньшинств). Детальное же регулирование их прав каждое государство должно осуществлять самостоятельно.
В то же время следует отметить, что признание на международном уровне прав меньшинств не должно создавать условия для вмешательства во внутренние дела другого государства под прикрытием защиты меньшинств и служить действенным инструментом для оказания влияния на политику государства. Должен существовать четкий механизм воздействия на нарушителей в случае, если соответствующее обязательство по отношению к меньшинствам не выполняется каким-либо государством или если определенное государство не сообщает о мерах, предпринятых им по взятым международным обязательствам в отношении меньшинств. Аналогичный механизм может быть перенят и для Российской Федерации по отношению к контролю Федерации за деятельностью ее субъектов по соблюдению прав национальных меньшинств.
Во второй главе «Участие национальных меньшинств в конституционно-правовых отношениях в Российской Федерации», состоящей из трех параграфов, рассматриваются вопросы реализации политических, социально-экономических, социальных и культурных прав национальных меньшинств на территории ДФО.
В первом параграфе «Особенности политического участия национальных меньшинств в общественно-политической жизни страны» на примере законодательства регионов входящих в состав ДФО рассмотрены особенности реализации национальными меньшинствами их политических прав.
Автор отмечает, что участие национальных меньшинств в политической жизни Российского государства обеспечивается на основе общих принципов всеобщего уважения прав человека и гражданина, провозглашенных Конституцией Российской Федерации, без какой-либо дискриминации. Единственным законом федерального уровня, непосредственно регулирующим реализацию национальными меньшинствами их политических прав является Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ.
Реализация политических прав национальными меньшинствами в Дальневосточном федеральном округе рассмотрена диссертантом на основе четырех форм политического участия национальных меньшинств в общественно-политической жизни, предусмотренных Лундскими рекомендациями. Сделан вывод о том, что с учетом особенностей политического строя Российской Федерации наиболее приемлемыми формами политического участия национальных меньшинств в общественно-политической жизни, как Российской Федерации, так и Дальневосточного федерального округа, являются: создание совещательных и консультационных органов от национальных меньшинств, участие национальных меньшинств в избирательном процессе, усиление роли национальных меньшинств в других органах власти, самоуправление национальных меньшинств.
Данный вывод обусловлен, прежде всего, тем, что в регионах нет единообразной практики обеспечения политического участия национальных меньшинств в жизни страны. В большинстве своем субъекты Российской Федерации в основном воспроизводят нормы федеральных законов, никак их не конкретизируя с учетом особенностей их региона. Это характерно в первую очередь для законов, гарантирующих представителям национальных меньшинств равные избирательные права, доступ к государственной и муниципальной службе, для законов о референдумах. Повсеместно в этих законах воспроизводятся самые общие нормы федерального законодательства, запрещающие ограничение прав граждан по признакам расовой, национальной или религиозной принадлежности. В большинстве своем законы регионов содержат однотипные формулировки о равенстве избирательных прав независимо от расы, национальности, происхождения, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям и других подобных обстоятельств либо вообще не упоминают о национальных меньшинствах, в том числе и дискриминирующих обстоятельствах.
В то же время следует отметить и положительный момент: ни в одном из регионов Дальневосточного федерального округа не отмечается дискриминации национальных меньшинств на законодательном уровне, нет никаких ограничений их правового положения, отличающего их от основного населения.
Во втором параграфе «Актуальные проблемы реализации и защиты социально-экономических прав национальных меньшинств» диссертант, анализируя социально-экономическую политику Дальневосточного федерального округа, указывает, что она направлена на уравнивание в правах, как коренного населения, так и представителей национальных меньшинств, путем предоставления им социально-экономических льгот исходя из принципов, установленных федеральным законодательством, без учета национального фактора, что в условиях современного развития Российской Федерации представляется совершенно оправданным.
Представляется, что для ДФО более актуально не предоставлять национальным меньшинствам какие-либо социальные привилегии, а проводить социальную работу с национальным меньшинствами в следующих направлениях:

  • адаптировать представителей этноса или этнической общности к местным условиям (культуре, обычаям), обустроить их в новой обстановке, предоставить им возможность для работы и учебы;
  • обеспечить создание обстановки для нормальных взаимоотношений национальных меньшинств с местным населением[3].

Что касается разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами по рассматриваемому вопросу, то, разумеется, непосредственно проводиться такая работа может только на местах. В ведении Федерации может находиться только – создание необходимой правовой базы для такой работы и ее финансирование.
К полномочиям субъектов РФ должно относиться:

  • создание необходимой правовой базы на уровне региона с учетом его социальных, экономических и этнических особенностей;
  • изучение общественного мнения о национальных меньшинствах;
  • выявление всех тех вышеназванных вопросов, которые рекомендованы к изучению в международных стандартах ООН.

В третьем параграфе «Основные направления обеспечения социальных и культурных прав национальных меньшинств» при рассмотрении вопроса реализации национальными меньшинствами Дальневосточного федерального округа их культурных прав, автором исследованы следующие группы культурных прав: право на проявление, сохранение и развитие своей культурной самобытности, право использовать язык меньшинства как в личных контактах и общении с другими в устной и в письменной форме, так и в отношениях с государственными органами, право на получение образования на языке меньшинства, в том числе право на создание школ, учебных и образовательных заведений, право на свободные литературные, художественные и другие виды творчества.
Наибольшее внимание в регионах Дальневосточного федерального округа уделяется правам национальных меньшинств на свободное литературное, художественное и другие виды творчества – в законодательстве почти всех регионов содержатся нормы, направленные на реализацию национальными меньшинствами этого права.
Что же касается права использовать язык меньшинства, как в общении, так и в отношениях с государственными органами и права на получение образования на языке меньшинства, то единственным регионом, где данное право не игнорируется, является Еврейская автономная область. Правда, при этом единственным национальным меньшинством, про которое там не забывают, являются евреи, остальные также остаются без внимания. Другие регионы ДФО либо провозглашают определенные принципы соблюдения культурных прав национальных меньшинств и не соблюдают их, либо вообще обходят их стороной в правотворческом процессе.
Представляется, что на территории ДФО с учетом его национального состава создание школ для представителей национальных меньшинств было бы не оправданным, даже создание отдельных специализированных классов для детей национальных меньшинств может стать затруднительным в связи с нехваткой преподавательского состава, ограниченностью территории многих школ и прочими проблемами. В этой связи создание вышеназванных факультативов могло бы быть вполне реальным.
В законодательстве большинства регионов ДФО содержаться нормы провозглашающие обязанность органов государственной власти оказывать поддержку национальным меньшинствам. Формулировки закона, однако, довольно двусмысленны: на практике они толкуются, как дающие право органам власти оказывать содействие национально – культурным автономиям, а не обязывающие их делать это. Деятельность органов государственной власти по поддержке национально-культурных автономий не эффективна. Отсутствуют какие-либо специальные программы, направленные на развитие национально-культурных автономий, в отличие от других регионов не выделяются гранты для национально-культурных автономий, ежегодные Законы о бюджете не предусматривают выделения каких-либо средств национально-культурным автономиям. Еврейская автономная область является также единственным регионом Дальневосточного федерального округа, где принят Закон о государственной поддержке национально-культурных автономий.
Что касается законодательства Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа, то при детальном рассмотрении законов выявляется, что данное регулирование осуществляется преимущественно в отношении коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории данных регионов: их языки изучаются в учебных заведениях, для них организовываются классы, школы и даже детские сады, но не для национальных меньшинств.
Таким образом, можно констатировать, что и на федеральном уровне, и в Дальневосточном федеральном округе существующей нормативной базы для реализации национальными меньшинствами их конституционно-правового статуса недостаточно. Основной недостаток заключается в том, что как федеральное законодательство, так и законодательство Дальневосточного федерального округа, не создают целостного блока в сфере государственного регулирования национально-культурного развития национальных меньшинств. Решающее значение здесь имеет проблема распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации в вопросах регулирования правового положения национальных меньшинств.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, предлагаются рекомендации по совершенствованию регионального законодательства, регулирующего правовое положение национальных меньшинств.
Диссертацию завершает библиография и приложения, которые иллюстрируют материалы исследования.
В приложении приводится проект Федерального закона «Об основных гарантиях прав национальных меньшинств в Российской Федерации» и Закона Хабаровского края «Об основных гарантиях прав национальных меньшинств, проживающих на территории Хабаровского края».
Публикации в научных изданиях, рекомендованных перечнем Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки Российской Федерации:
1. Васильева Н.Л. Определение понятия «национальные меньшинства» в законодательстве зарубежных стран // Вестник Нижегородской академии МВД Российской Федерации: Юридическая наука и практика. 2011. № 2(15). С. 207-211 (0,4 п.л.).
2. Васильева Н.Л. Соотношение понятий «национальные меньшинства» и «коренные малочисленные народы» // Вестник Нижегородской академии МВД Российской Федерации: Юридическая наука и практика. 2011. № 3(16). С. 246-249 (0,3 п.л.).
3. Васильева Н.Л. К вопросу о разграничении предметов ведения между Российской Федерации и её субъектами в сфере защиты прав национальных меньшинств // Право и государство: теория и практика. 2010. № 11(71). С. 139-144 (0,3 п.л.).
4. Васильева Н.Л. Национальные меньшинства Дальнего Востока //  Право и государство: теория и практика. 2010. № 9(69). С. 146-150 (0,2 п.л.).
5. Васильева Н.Л. Соотношение понятий «национальные меньшинства», «коренные малочисленные народы» и «другие этнические общности» (по материалам Дальневосточного федерального округа) // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 11. С. 39-42 (0, 38 п.л.).
         В иных изданиях:
6. Васильева Н.Л. Мировая практика отношения к цыганам, как к национальным меньшинствам // Вестник Дальневосточного юридического института МВД Российской Федерации. 2011. № 1(20). С. 129-134 (0,4 п.л.).
7. Васильева Н.Л. Определение и содержание понятия «национальные меньшинства» в странах Европы // Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции «Европейская наука XXI века – 2011». София, 2011. С. 41-46 (0,4 п.л.).
8. Васильева Н.Л. Проблема совершенствования понятия «национальные меньшинства»: конституционно-правовой аспект // Сборник научных трудов по материалам I Международной заочной научно-практической конференции: «Российское право: проблемы и перспективы развития». Биробиджан, 2011. С. 68-75 (0,33 п.л.).
9. Васильева Н.Л. Регулирование прав национальных меньшинств // Юридические науки. 2010. № 5(45). С. 7-10 (0,2 п.л.).
10. Васильева Н.Л. Нормативно-правовые основы системы прав и свобод коренных малочисленных народов и национальных меньшинств в Российской Федерации. // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции: «Молодежь, наука, практика». Хабаровск, 2011. С. 28-32 (0,2 п.л.).
11. Васильева Н.Л. Концептуальные подходы к реализации социально-экономических прав национальных меньшинств // Общественные науки. 2011. №9. С. 358-360 (0,12).

 
[1] Путин В.В. Россия: национальный вопрос» // Независимая газета. 23 января 2012.
[2] Приложение Б. Образцы анкет. Приложения В, Г, Д. Ответы на вопросы анкет.
[3] Хохлов А.А. Социальная работа с мигрантами. М. : Статут, 2007. С. 63-64.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0