2013avtoref1539

Аватар пользователя ideolog
Коняев Станислав Александрович
 
24 октября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Обеспечение транспортной безопасности  в системе гарантий конституционного права на жизнь» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДК 504.001.04
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Коняев С.А. Обеспечение транспортной безопасности  в системе гарантий конституционного права на жизнь: автореф. дис... канд. юрид. наук. Воронеж, 2013. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1539 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Коняев С.А. Обеспечение транспортной безопасности  в системе гарантий конституционного права на жизнь: автореф. дис... канд. юрид. наук. Воронеж, 2013. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи
 
 
 
Коняев Станислав Александрович
 
 
 
 
 
 
Обеспечение транспортной безопасности
 в системе гарантий конституционного права на жизнь
 
 
Специальность 12.00.02 – конституционное право;
конституционный  судебный процесс; муниципальное право
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Воронеж - 2013

Работа выполнена и рекомендована к защите на кафедре конституционного права России и зарубежных стран ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет».
 
Научный руководитель:    Зражевская Татьяна Дмитриевна
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета ФГБОУ  ВПО «Воронежский государственный университет», профессор, уполномоченный по правам человека в Воронежской области, Заслуженный юрист Российской Федерации
Официальные оппоненты:          Чепурнова Наталья Михайловна
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и административного права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Заслуженный юрист Российской Федерации;
                                                        Сабаева Светлана Викторовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права Российской академии правосудия,
Ведущая организация:       Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия»
Защита диссертации состоится 24 октября 2013 г. в 16-00 часов на заседании диссертационного совета ДК 504.001.04, созданном при ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г.Москва, пр. Вернадского, 84. 6 УК, ауд. 2076
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС.
Автореферат разослан 24 сентября 2013 г.
 
Учёный секретарь
кандидат юридических наук, доцент                                О.Н.Доронина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Теоретико-правовое исследование транспортной безопасности как гарантии конституционного права на жизнь обусловлено отсутствием специальных конституционно-правовых научных исследований, посвященных безопасности как условию реализации прав и свобод человека и гражданина, соотношению права на жизнь и транспортной безопасности, обязанностей государства по гарантированию права на жизнь и обеспечению безопасности.
Для Российской Федерации данные вопросы являются чрезвычайно актуальными в связи с необходимостью надлежащего обеспечения безопасности на транспорте. По данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации число умерших от всех видов транспортных несчастных случаев составляет от 30 до 35 тыс. человек ежегодно, в том числе от дорожно-транспортных происшествий: в 2008 г. – 24,0 тыс., в 2009 г. – 20,6 тыс., 2010 г. – 26,5 тыс., 2011 г. – 27.9 тыс., 2012 г. – 27,9 тыс. Приведенная статистика показывает, что безопасность дорожного движения является наименее обеспеченной по сравнению с другими видами транспорта, так как смертность от дорожно-транспортных происшествий составляет около 68% от общего числа погибших на объектах транспортной инфраструктуры. По данным министра внутренних дел Российской Федерации ежегодно в России более 27 тыс. человек погибают в результате дорожно-транспортных происшествий, к примеру, в 2012 году в Воронежской области погибли 615 человека (из них 17 детей), 4716 были ранены.
Наиболее резонансными примерами последних лет, демонстрирующими недостаточный уровень обеспечения транспортной безопасности, являются взрывы в Москве на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» в марте 2010 г., в аэропорту «Домодедово» в январе 2011 г., падение самолетов в сентябре 2008 г. под Пермью, в июне 2011 г. под Петрозаводском, авария теплохода «Булгария» в июле 2011 г.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими факторами: регулятивным – правовое регулирование конституционного права на жизнь и его гарантий в России имеет существенные недостатки. Так, Конституция Российской Федерации не достаточно регулирует транспортную сферу, что отрицательно сказывается на текущем правовом регулировании, разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектов, и соответственно, обеспечении транспортной безопасности.
Правозащитным – в России недостаточно обеспечиваются гарантии права на жизнь некоторых категорий граждан (военнослужащих, лиц, страдающих психическими заболеваниями). К примеру, негативными явлениями в сфере гарантирования конституционного права на жизнь при выполнении воинской обязанности являются: а) отсутствие конституционно и законодательно закрепленной обязанности государства обеспечить безопасность прохождения воинской службы, которая является гарантией права на жизнь; б) недостаточная эффективность правозащитных институтов по защите прав военнослужащих по призыву, в частности, деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (из-за не информированности военнослужащих о наличии данного института, затруднительности направления жалоб).   
Медико-социальным – недостатками в гарантировании конституционного права на жизнь в сфере охраны здоровья и медицинского обслуживания являются: а) отсутствие детального законодательного регулирования процедуры выражения согласия на участие в медицинских опытах и гарантий права на жизнь при их проведении; б) недостаточные гарантии учета волеизъявления граждан об отказе от медицинской помощи или применения определенных видов медицинского вмешательства, когда они не в состоянии его выразить, но сделали это письменно заранее; в) запрет эвтаназии как возможности распорядиться своей жизнью в случае смертельной болезни.
Научно-познавательным – недостаточностью научных исследований безопасности жизнедеятельности как общей гарантии всех конституционных прав и свобод человека и гражданина, и транспортной безопасности как специальной гарантии конституционного права на жизнь. Только в условиях безопасности можно в полной мере говорить о реализации права на жизнь, свободу, достоинство, права не подвергаться пыткам и жестокому обращению, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства. Указанные права обеспечиваются состоянием защищенности и от внешней агрессии со стороны других государств, и внутри государства (государственная безопасность, личная безопасность). Неприкосновенность частной жизни, свобода средств массовой информации должны обеспечивается состоянием информационной безопасности. Реализация политических прав также обусловлена наличием реальной безопасности для граждан, которые при осуществлении своих политических прав выступают с критикой действующей политической системы, поддерживают оппозицию. Для эффективной реализации экономических прав и свобод важную роль играет экономическая безопасность субъектов предпринимательской деятельности, в том числе защита собственности. Трудовая деятельность также должна осуществляться в безопасных условиях (промышленная безопасность). Угрозы для жизни граждан часто возникают в транспортной сфере и безопасность выступает не просто условием реализации прав и свобод, а гарантией права на жизнь. Поэтому требуются научные исследования транспортной безопасности как гарантии конституционного права на жизнь и обязанностей государства и граждан по ее обеспечению.  
Состояние научной разработанности темы исследования. В качестве теоретической основы исследования использованы фундаментальные положения теории государства и права, науки конституционного права.
Научно-теоретическую основу диссертации составляют труды отечественных ученых: М.В.Баглая, М.И.Байтина, Н.В.Бутусовой, Л.Д.Воеводина, В.Е.Квашиса, Е.И.Козловой, В.Н.Кудрявцева, О.Е.Кутафина, М.Н.Малеиной, Н.И.Матузова, Н.А.Михалевой, А.А.Мишина, Л.А.Окунькова, Г.Б.Романовского, А.А.Тер-Акопова, Ю.А.Тихомирова, В.Е.Чиркина, К.Экштайна, Л.М.Энтина  и др.
В науке достаточно внимания уделяется различным аспектам конституционного права на жизнь (понятие, элементы, ограничения, смертная казнь). Однако в существующих исследованиях права на жизнь недостаточно четко разграничиваются содержание и гарантии данного права, нет к ним единого подхода. При характеристике содержания права на жизнь, выделении его элементов, ученые не всегда исходят из традиционного понимания структуры субъективного права. Поэтому диссертантом использован структурно-функциональный метод с выделением приоритетов к указанным понятиям, на основании которого определены содержание и признаки права на жизнь.
Некоторые элементы права на жизнь (правомочия на сохранение жизни и распоряжения жизнью) исследуются в гражданском и медицинском праве с точки зрения защиты прав пациентов, смертная казнь как лишение права на жизнь – в уголовном праве и уголовном процессе, криминологии, уголовно-исполнительном праве. Изучение научной литературы по теме исследования показало, что при рассмотрении гарантий права на жизнь недостаточно внимания уделяется безопасности жизнедеятельности как общей гарантии всех конституционных прав и свобод человека и гражданина, и транспортной безопасности как специальной гарантии конституционного права на жизнь. Ученые проводят научные исследования различных видов безопасности, однако требуется более детально ее рассмотреть во взаимосвязи с конституционными правами, а именно как общую гарантию прав и свобод личности, и как специальную гарантию права на жизнь, поскольку нарушение состояния защищенности создает угрозу жизни человека как высшей ценности. Поэтому в науке конституционного права России требуется комплексное исследование всех элементов права на жизнь, составляющих его содержание, с позиции их гарантирования государством, в том числе и в транспортной сфере, где основной гарантией является безопасность.   
Объект диссертационного исследования – общественные отношения, связанные с регулированием и реализацией в России конституционного права на жизнь.
Предмет исследования – содержание конституционного права на жизнь и гарантии его реализации, в том числе обеспечение транспортной безопасности как специальная гарантия права на жизнь (на примере безопасности дорожного движения).
Целью диссертационного исследования является решение актуальной научной задачи, обоснование и разработка теоретических основ транспортной безопасности как специальной гарантии конституционного права на жизнь, основных направлений совершенствования юридических гарантий права на жизнь. 
Для решения научной задачи поставлены следующие частные задачи:
− исследовать понятие и содержание конституционного права на жизнь, выявить его основные элементы как субъективного права;
− рассмотреть международно-правовое и внутригосударственное регулирование возможности ограничения права на жизнь;
− проанализировать правовое регулирование права на жизнь и роль Конституционного Суда Российской Федерации в его обеспечении; 
− исследовать обеспечение безопасности как общую гарантию конституционных прав и свобод человека;
− выявить основные специальные гарантии права на жизнь, раскрыть их особенности;
− рассмотреть транспортную безопасность как специальную гарантию права на жизнь на примере безопасности дорожного движения;
− разработать предложения по комплексному совершенствованию гарантий конституционного права на жизнь в России, в том числе, с использованием опыта зарубежных стран;
− рассмотреть обеспечение транспортной безопасности на примере безопасности дорожного движения. 
Методологическая основа исследования. Методологическую базу диссертации составляет совокупность методов и приемов научного познания, использованных автором в процессе исследования. В работе над диссертацией применялись общенаучные и специальные методы: системный, исторический методы, методы абстрагирования, сравнения, анализ и синтез, формально-юридический и статистический методы.
Системный метод использовался при рассмотрении общих и специальных гарантий конституционного права на жизнь как единой системы. Исторический метод позволил исследовать закрепление возможности лишения жизни, применения и отмены смертной казни в России и зарубежных странах в исторической последовательности, регулирование указанного вопроса в международных актах, принятых в разное время. Метод абстрагирования применялся при уточнении определений «конституционное право на жизнь» с позиции структурно-приоритетного подхода, «обеспечение транспортной безопасности». Сравнение, анализ и синтез как методы исследования использовались при выявлении сходства и различия конституций зарубежных стран, регулирующих право на жизнь и его гарантии, условия лишения права на жизнь в международных актах и Конституции Российской Федерации, понятий «транспортная безопасность», «безопасность дорожного движения», «обеспечение транспортной безопасности», «обеспечение безопасности дорожного движения»,  принципов обеспечения транспортной безопасности и безопасности дорожного движения. Формально-юридический метод как исследование норм права в «чистом виде» без связи с практикой позволил выявить противоречия между Конституцией Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации в части регулирования общественных отношений, связанных с правом на жизнь, а также несоответствия между конституционной гарантией граждан не подвергаться медицинским, научным и иным опытам без добровольного согласия, и отсутствием таких гарантий в иных нормативных правовых актах (Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральном законе «О статусе военнослужащих»). Статистический метод применялся для исследования данных о дорожно-транспортных происшествиях и позволил выявить позитивные и негативные тенденции в обеспечении конституционного права на жизнь в сфере дорожного движения в Воронежской области.
Нормативную базу исследования составляют: международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни 1989 г.;
нормативные правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, иные нормативные правовые акты по теме исследования;
законы субъектов Российской Федерации, регулирующие гарантии конституционного права на жизнь в сфере охраны здоровья и медицинской помощи;
нормативные акты органов местного самоуправления Воронежской области, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения.
Эмпирическая база исследования представлена: а)  основными демографическими показателями (численность населения, рождаемость, смертность, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры) по данным Федеральной службы государственной статистики; б) федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами; в) статистическими данными о дорожно-транспортных происшествиях на территории Воронежской области, полученными в Управлении государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Воронежской области и иными статистическими данными, опубликованными в материалах юридической печати.
Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации расширены теоретические положения, характеризующие содержание и признаки конституционного права на жизнь с применением структурно-функционального метода и выделения приоритетов, а также гарантии его реализации и предложения по их совершенствованию.
Понятие права на жизнь рассмотрено с позиции структурно-приоритетного метода, который заключается в следующем: а) выделении четкой структуры права на жизнь как субъективного права; б) определении системы приоритетов, которые учитываются в сложных ситуациях, когда необходимо выбирать объект защиты. 
Уточнено определение конституционного права на жизнь с точки зрения двуединого понимания права на жизнь как неразрывного существования двух компонентов – содержания (трех правомочий) и признаков (свободная и достойная жизнь).  
Обеспечение безопасности жизнедеятельности предложено рассматривать как общую гарантию конституционных прав и свобод человека и гражданина (в широком смысле), а транспортную безопасность как специальную гарантию конституционного права на жизнь (в узком смысле). В исследовании определены ее объективные условия и субъективные факторы.     
Разработана классификация гарантий конституционного права на жизнь по следующим основаниям: а) сферы жизнедеятельности, в которых наиболее вероятны угрозы жизни человека, и требуются специальные государственные меры для их предотвращения; б) структурные элементы конституционного права на жизнь как субъективного права (юридически обеспеченные возможности).
Уточнено понятие «обеспечение транспортной безопасности» в части определяющего термина как «деятельности»; дополнена система принципов обеспечения транспортной безопасности принципом приоритета ответственности государства за обеспечение транспортной безопасности над ответственностью иных субъектов транспортной инфраструктуры.
Определены обязанности государства и участников дорожного движения как средства обеспечения транспортной безопасности и гарантирования конституционного права на жизнь. 
Предложен комплекс мер по совершенствованию гарантий конституционного права на жизнь в различных сферах (охрана здоровья и медицина, обеспечение транспортной безопасности и др.). 
В диссертации сформулированы и обоснованы теоретические положения и практические выводы, которые выносятся на защиту.

  1. Конституционное право на жизнь – это мера возможного поведения, включающая совокупность юридически обеспеченных возможностей (составляющих его содержание), связанных с поддержанием жизни и распоряжением ею, требованием от других лиц поведения, не нарушающего данного права, государственной защитой в случае посягательства, осуществляемых в условиях свободной и достойной жизни (необходимые признаки данного права).

Структурно-функциональный метод с выделением системы приоритетов, положенный в основу исследования содержания и признаков конституционного права на жизнь, состоит в следующем: а) содержание права на жизнь составляют структурные элементы субъективного права как юридически обеспеченные возможности, традиционно выделяемые в теории государства и права: право-поведение, право-требование и право-притязание; б) для решения вопросов о соотношении права на жизнь с другими правами используется предложенная концепция определения приоритетов, в соответствии с которой осуществляется выбор защищаемых ценностей (свобода и достоинство личности имеют преимущество по сравнению с иными правами; ответственность государства за обеспечение безопасности преобладает над ответственностью иных субъектов).

  1. Из общей методики исследования конституционно-правовых гарантий, предложенной Н.И. Матузовым, на обеспечение каждого структурного элемента конституционного права на жизнь направлены специальные гарантии их реализации:

- права-поведения: обеспечение возможности давать согласие или несогласие на оказание медицинской помощи, пересадку органов и тканей, переливание крови и иные действия, направленные на поддержание жизни; гарантии в случае принятия решения подвергать свою жизнь риску (согласие на участие в медицинских, научных и иных опытах, отказ от медицинской помощи); гарантии распорядиться жизнью (прекратить жизнь) в случае смертельной болезни (разрешение эвтаназии и гарантии при ее применении);
- права-требования: государственные гарантии достойного уровня жизни, повышения ее продолжительности, увеличения рождаемости, социальной защиты некоторых категорий лиц (малолетних, пожилых людей, душевнобольных, лиц, содержащихся в местах лишения свободы); юридически обеспеченные условия приобретения и использования оружия для защиты жизни и здоровья, а также иных средств;  неответственность в случае причинения вреда при защите своей жизни (в условиях необходимой обороны и крайней необходимости);
- права-притязания: обеспечение государственной защиты в случае покушения на жизнь; закрепление ответственности за нарушение конституционного права на жизнь (прежде всего, уголовной); конституционная гарантия ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

  1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности - одна из общих гарантий конституционных прав и свобод личности. Ее объективным условием является состояние потенциальной защищенности граждан от посягательств на их права и свободы со стороны государства, иностранных государств, других граждан во всех сферах жизнедеятельности (политической, экономической, социальной, экологической и др.), а также отсутствие опасности негативного воздействия техногенных и природных факторов. Субъективные факторы, характеризующие данную гарантию, составляют комплекс активных действий всех субъектов общественных отношений, среди которых особое значение имеют:

- деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на выполнение обязанностей государства  по созданию безопасных условий жизни для граждан, в том числе и реализации их конституционных прав и свобод;
- активное поведение самих граждан, направленное на предотвращение различных угроз (террористических актов, эксплуатацию транспортных средств, промышленных и иных объектов с нарушением правил безопасности). 
Для юридического закрепления данной гарантии предложено дополнить ст. 1 Федерального закона «О безопасности» целями обеспечения безопасности: создание безопасных условий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета государства.

  1. В зависимости от сфер жизнедеятельности, в которых наиболее вероятны угрозы жизни человека и требуются специальные государственные меры для их предотвращения, выделены следующие виды специальных гарантий конституционного права на жизнь:  а) отказ государства от войны на конституционном уровне; безопасность прохождения военной службы; б) охрана здоровья и медицинское обслуживание; в) обеспечение транспортной безопасности.
  2. Для повышения эффективности реализации  гарантий права на жизнь автором предложено:

- усилить гарантии безопасности прохождения военной и альтернативной гражданской службы путем: а) закрепления в федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе» и «Об альтернативной гражданской службе» обязанности государства обеспечить безопасность прохождения службы и полномочий органов государственной власти по ее реализации; б) расширить гражданский контроль в военной сфере, для чего учредить должность федерального уполномоченного по правам человека в военной сфере и принять соответствующий федеральный закон; 
- установить запрет клонирования человека, который носил бы постоянный, а не временный характер, и внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О временном запрете на клонирование человека»;
- исключить из Федерального закона «Об оружии» (ст. 13) возможность снижать возраст (до 16 лет), по достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешения на хранение или хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, т.к. оружие - источник повышенной опасности, потенциально опасный для жизни, и не следует предоставлять право его хранить и носить до 18 лет;
- увеличить гарантии права не подвергаться опытам и права на жизнь в медицинской сфере: в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» предусмотреть, что государство гарантирует военнослужащим по призыву защиту от любых угроз подвергаться медицинским, научным и иным опытам независимо от их согласия (ст. 5); в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установить запрет подвергать граждан медицинским, научным и иным опытам без добровольного согласия и обязанность государства гарантировать гражданам защиту от любых угроз подвергаться таким опытам (ст. 3).

  1. Обеспечение транспортной безопасности рассматривается как специальная гарантия права на жизнь, поскольку направлена на защиту конкретного индивидуального права (на жизнь) в большей мере по сравнению с другими правами, и в транспортной сфере возникает множество угроз жизни человека. Она представляет собой комплекс средств, включающих два вида обязанностей: а) обязанности государства, реализуемые через деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на создание состояния защищенности в транспортной сфере; б) обязанности субъектов транспортной инфраструктуры: юридические – по соблюдению правил транспортной безопасности (в том числе безопасности дорожного движения) и моральные (нравственные), связанные с уважительным и доброжелательным отношением друг к другу.   
  2. Для повышения обеспечения транспортной безопасности предложено совершенствование нормативных правовых актов: 

- Конституции Российской Федерации в части конкретизации разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в транспортной сфере, прежде всего, дорожного движения: в ст. 71 отнести к предметам ведения Российской Федерации воздушное сообщение, железнодорожный транспорт, обеспечение транспортной безопасности; общие вопросы дорожной деятельности, обеспечение безопасности дорожного движения; в ст. 72 к предметам совместного ведения - национальную транспортную систему; водный транспорт; строительство автомобильных дорог;
- Федерального закона «О транспортной безопасности» (п. 4 ст. 1) для обеспечения единства понятийно-категориального аппарата с Федеральным законом «О безопасности» путем определения обеспечения транспортной безопасности как деятельности по реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение диссертации заключается в том, что в ней раскрыто содержание конституционного права на жизнь с выделением и обоснованием его структурных элементов и признаков, что расширяет представления об изучаемом явлении. В диссертации право на жизнь изучено во взаимосвязи с другими правами и обязанностями (свобода, достоинство, вероисповедание, воинская обязанность и др.). Предложено рассмотрение транспортной безопасности как одной из гарантий права на жизнь и обосновано ее конституционное закрепление на основе опыта зарубежных стран (ФРГ, Швейцарии). Это существенным образом развивает и конкретизирует институт основ правового статуса личности в России. В диссертации раскрыты несоответствия в гарантировании конституционного права на жизнь (между Конституцией и федеральными законами) в различных сферах и предложены направления их устранения. 
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования и предложения могут быть использованы для следующих целей:
- внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и в случае ее пересмотра;
- изменения и дополнения федеральных законов «О временном запрете на клонирование человека», «Об оружии», «О безопасности», «О транспортной безопасности», «О статусе военнослужащих», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Уголовного кодекса Российской Федерации;
- совершенствования практики деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- дальнейших научных исследований прав и свобод личности, а также их гарантий;
- разработки учебных пособий по курсам лекций и практических занятий в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по юридическим специальностям, по дисциплинам «Конституционное право» и «Конституционное право зарубежных стран», «Защита прав и свобод человека».
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования опубликованы в 10 статьях, в том числе 6 статьи в рецензируемых ВАК научных журналах.
Результаты исследования обсуждались и использовались:
- на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, проходивших в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» в 2010-2013 г.г.;
- на VII международной научно-практической конференции «Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования)»;
- положения диссертации использовались в ходе участия автора в парламентских слушаниях и круглых столах, проводимых органами государственной власти Воронежской области;
- основные идеи и выводы диссертации внедрялись в учебный процесс при разработке и преподавании учебной дисциплины «Конституционное право Российской Федерации» на кафедре Права и правоохранительной деятельности ФГБОУ «Воронежский государственный аграрный университет им. Петра I»;
- при участии в составе рабочих групп по разработке и внедрению новых методов и способов защиты жизни и здоровья людей в сфере транспортной безопасности;
- при осуществлении должностных полномочий в должности заместителя начальника управления – начальника отдела (ДПС и ИАЗ) Управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области.
Структура  работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (восьми параграфов), заключения, списка использованных источников и пяти приложений.
 
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень ее научной разработанности, сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования, его теоретическая и методологическая основа, положения, выносимые на защиту, их научная новизна, отмечены теоретическая и практическая значимость работы, охарактеризована ее структура, приведены сведения об апробации результатов исследования.
Глава 1 - «Конституционное право на жизнь: общая характеристика»  -  состоит из трех параграфов. В параграфе 1.1. - «Понятие и содержание конституционного права на жизнь» - уточнено понятие «конституционное право на жизнь» как мера возможного поведения, включающая совокупность юридически обеспеченных возможностей, связанных с поддержанием жизни и распоряжением ею, требованием от других лиц поведения, не нарушающего права на жизнь, государственной защитой в случае посягательства на жизнь человека, осуществляемая в условиях свободной и достойной жизни. Выявлено и раскрыто содержание конституционного права на жизнь, которое включает следующие элементы: 1. Право-поведение как возможность совершать не запрещенные законом собственные действия, которые делятся на две группы: а) направленные на поддержание жизни (забота о здоровье, согласие на пересадку органов и тканей, решение об изменении пола и др.); б) направленные на распоряжение жизнью: возможность подвергать свою жизнь риску (экстремальный спорт, согласие на участие в медицинских, научных и иных опытах, отказ от медицинской помощи); возможность принять решение о прекращении жизни. 2. Право-требование как возможность требовать соответствующего поведения, не нарушающего права человека на жизнь, от других лиц (физических, юридических, государства). Оно может заявляться в двух ситуациях: а) с целью предотвратить нарушение права на жизнь, когда существует такая угроза;  б) для защиты права на жизнь, когда его нарушение уже происходит (при отражении нападения). 3. Право-притязание как возможность прибегнуть к мерам государственного принуждения в случае нарушения (посягательства) на жизнь человека представляет собой защиту права в случае нарушения - преступления против жизни и здоровья, медицинские опыты без согласия пациента, загрязнение окружающей среды, которое может привести к смерти людей и др.
В результате сравнения Конституции России и конституций зарубежных стран сделан вывод о закреплении следующих видов норм в конституциях и текущем законодательстве:
1. Декларативное закрепление права на жизнь на конституционном уровне. Конституция Российской Федерации в ст. 20 указанное право провозглашает, некоторые зарубежные конституции также предусматривают право на жизнь (Испании, Португалии, ФРГ), но многие его не закрепляют (Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Италии, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Франции, Швеции), а предусматривают гарантии его реализации, в том числе,  отказ от смертной казни, отказ от войны.
2. Юридические гарантии реализации права на жизнь, связанные с поддержанием жизни. Определены два вида правовых норм, которые закрепляются в конституциях и текущем законодательстве: а) в Основном законе государства - запрет подвергать человека различным опытам без его согласия, так как результат таких опытов является неопределенным и может повлиять отрицательно на здоровье и жизнь человека. В соответствии с Конституцией Российской Федерации никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21); б) в текущем законодательстве - механизм учета волеизъявления лица в определенных случаях, связанных с поддержанием жизни, когда лицо в состоянии выразить свое волеизъявление. В частности, согласие на переливание крови, пересадку органов и тканей, согласие на участие в различных опытах, на изменение пола. Для их совершенствования предлагаются дополнения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В параграфе 1.2. - «Международно-правовое и внутригосударственное регулирование возможности ограничения права на жизнь» - проведено сравнительное исследование международно-правовых актов и Конституции Российской Федерации в части установления возможности лишения права на жизнь и применения сметной казни и сделан вывод о том, что Основной закон России в целом соответствует ратифицированным Россией международным актам в сфере прав человека. Их сравнение осуществлено по следующим критериям: а) ценности, для защиты которых возможно ограничивать права человека (а в отношении права на жизнь – лишить); б) субъекты, к которым можно применять смертную казнь. По первому критерию выявлено сходство Всеобщей декларации прав человека (ст. 29) и Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 55), заключающееся в установлении ценностей - права и свободы других лиц, мораль (нравственность) – для защиты которых можно ограничить права других лиц. Их отличие состоит в том, что Конституция России содержит более широкий круг ценностей, для защиты которых возможно ограничение прав человека - основы конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности. Сходство Международного пакта о гражданских и политических правах и Конституции России в том, что одним из условий назначения смертной казни является совершение тяжких преступлений, но Основной Закон России в качестве условия применения смертной казни устанавливает совершение особо тяжких преступлений против жизни. Отличие указанных актов в том, что Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит общего перечня ценностей, для защиты которых возможно ограничение прав, но содержит нормы, которые отсутствуют в Конституции Российской Федерации - лишение жизни не должно быть геноцидом. Для многонациональной России данное условие также является актуальным и его следует добавить в ст. 20 Конституции Российской Федерации.
Результаты сравнения по второму критерию показали, что перечень субъектов, в отношении которых невозможно применение смертной казни, содержится в Международном пакте о гражданских и политических правах и отсутствует в   Конституции России, но есть в Уголовном кодексе Российской Федерации. В нем круг субъектов, в отношении которых не назначается смертная казнь, более широкий: не только несовершеннолетние, но и женщины, мужчины старше 65 лет (по Международному пакту о гражданских и политических правах приговор не выносится лицам моложе 18 лет и не приводится в исполнение в отношении беременных женщин).
В результате сравнительного анализа норм Конституции и Уголовного кодекса РФ в части регулирования общественных отношений, связанных с правом на жизнь, выявлена тенденция нарушения конституционных норм отраслевым законодательством, которая проявилась в двух видах коллизий между указанными актами: 1) системно-структурные (раздел VII «Преступления против личности» построен не в соответствии с конституционным пониманием системы прав и свобод человека); 2) содержательные в части установления наказания в виде смертной казни за преступления, в результате которых не наступила смерть потерпевшего. Для их устранения предлагается внести изменения в Уголовный кодекс РФ, реализация которых позволит привести его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, усилить влияние Основного закона государства на правовую систему России и отраслевое регулирование общественных отношений.
В параграфе 1.3. - «Противоречия правового регулирования права на жизнь и роль Конституционного Суда Российской Федерации в его обеспечении» - исследованы юридические основания введения моратория на применение смертной казни в России и сделан вывод, что, он введен неправовыми средствами. Конституция Российской Федерации допускает смертную казнь в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни, в Уголовном кодексе РФ и иных федеральных законах она также сохраняется, их действие не отменялось и не приостанавливалось. Однако с 1996 г. наказание в виде смертной казни не приводится в исполнение и не назначается судами. Сначала на основании Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. «О поэтапном сокращении смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы», затем актов Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 2 февраля 1999 г. № 3-П и Определения от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р), которые являются недостаточно определенными по своему содержанию, и в них не признаются неконституционными нормы Уголовного кодекса РФ, предусматривающие наказание в виде смертной казни. Для надлежащего юридического оформления отмены или приостановления смертной казни требуется внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс РФ и иные федеральные законы.
Глава 2 -  «Гарантии конституционного права на жизнь» - состоит из трех параграфов. В параграфе 2.1. - «Обеспечение безопасности как общая гарантия конституционных прав и свобод человека» гарантии конституционных прав свобод человека и гражданина подразделяются на общие и специальные в зависимости от предмета обеспечения. К общим относятся те, которые гарантируют реализацию всех конституционных прав и свобод, а под специальными понимаются те средства, предметом обеспечения которых является жизнь человека. Обеспечение безопасности как состояния защищенности объектов и субъектов в соответствующей сфере жизнедеятельности является одной из общих гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на жизнь. Данная гарантия юридически оформлена на конституционном и законодательном уровнях. Обеспечение транспортной безопасности, как составная часть безопасности в целом, является специальной гарантией конституционного права на жизнь. Главным субъектом, обеспечивающим данную гарантию, является государство. Сделан вывод о том, что на современном этапе развития России требуется повышение активности граждан в сфере обеспечения безопасности, прежде всего, для предотвращения различных угроз. Для совершенствования законодательства предлагается внести изменения в Федеральный закон «О безопасности» и закрепить цели обеспечения безопасности: создание безопасных условий реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета государства.
В параграфе 2.2. - «Общая характеристика специальных гарантий права на жизнь» - осуществлена развернутая классификация  специальных гарантий конституционного права на жизнь по следующим основаниям: 1. Сферы жизнедеятельности, в которых наиболее вероятны угрозы жизни человека, и требуются специальные государственные меры для их предотвращения: а) отказ государства от войны на конституционном уровне; безопасность прохождения военной службы; б) охрана здоровья и медицинское обслуживание, направленные на увеличение средней продолжительности жизни, стимулирование рождаемости, снижение детской смертности; в) обеспечение транспортной безопасности. 2. Структурные элементы конституционного права на жизнь как субъективного права (юридически обеспеченные возможности): гарантии при реализации права-поведения, права-требования и права-притязания. Результаты анализа конституций зарубежных стран показали, что подавляющее большинство конституций не предусматривают отказ от войны (Албании, Княжества Андорра, Республики Армения, Бельгии, Болгарии), но некоторые его содержат (Японии, Азербайджанской Республики). Конституция Австрии закрепляет отказ от вступления в военные союзы и не допускает создания иностранных военных баз на своей территории.
Выявлены специальные гарантии, направленные на обеспечение каждого структурного элемента конституционного права на жизнь: 1) права-поведения: обеспечение возможности давать согласие или несогласие на оказание медицинской помощи, пересадку органов и тканей, переливание крови и иные действия, направленные на поддержание жизни; гарантии в случае принятия решения подвергать свою жизнь риску (согласие на участие в медицинских, научных и иных опытах, отказ от медицинского вмешательства); гарантии распорядиться жизнью (прекратить жизнь) в случае смертельной болезни (эвтаназия и гарантии при ее применении); 2) права-требования: государственные гарантии достойного уровня жизни, повышения ее продолжительности, увеличения рождаемости, социальной защиты некоторых категорий лиц (малолетних, пожилых людей, душевнобольных, лиц, содержащихся в местах лишения свободы); юридически обеспеченные условия приобретения и использования оружия для защиты жизни и здоровья, а также иных средств;  неответственность в случае причинения вреда при защите своей жизни (в условиях необходимой обороны и крайней необходимости); 3) права-притязания: обеспечение государственной защиты в случае покушения на жизнь; закрепление ответственности за нарушение конституционного права на жизнь (прежде всего, уголовной); конституционная гарантия ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Разработан комплекс предложений по совершенствованию указанных гарантий.
В параграфе 2.3. - «Гарантии права на жизнь в сфере охраны здоровья и медицины (конституционно-правовой аспект)» - проводится сравнение конституционного регулирования данной сферы в России и зарубежных странах. Сделан вывод о том, что многие конституции довольно детально регулируют вопросы охраны здоровья и медицинского обслуживания и по этому критерию подразделяются на 3 группы. Первая группа (наиболее детальная) содержит: общую норму о праве на охрану здоровья и получение медицинской помощи; обязанность государства принимать меры для развития здравоохранения, санитарно-эпидемиологическое благополучия; государственный контроль за медицинскими учреждениями, производством лекарственных средств, торговлей ими, защитой генотипа; ответственность должностных лиц за сокрытие информации об опасности для жизни и здоровья людей. Это закреплено в конституциях Азербайджана, Болгарии, Бразилии, Испании, Италии, Португалии, ФРГ. В Швейцарии запрет клонирования установлен на конституционном уровне, также как и регулирование иных вопросов, связанных с развитием медицинских технологий и защитой жизни и здоровья человека: защита генотипа человека, запрет купли-продажи, дарение эмбрионов, человеческого зародышевого материала, искусственное оплодотворение, генная инженерия, использование зародышевого материала и генотипа животных. Вторая группа конституций (и наиболее многочисленная: Албании, Армении, Беларуси, Бельгии, Великого Герцогства Люксембург, Венгерии, Греции, Грузии, Королевства Нидерландов, Франции, Японии) регулируют право граждан на охрану здоровья, получение медицинской помощи, обязанность государства по развитию здравоохранения. Третья группа конституций (Австрии, Княжества Андорра, Боснии и Герцеговины, Королевства Дания, Канады, Финляндии, Швеции, Ирландии) не регулирует охрану здоровья и медицинское обслуживание (и иные социальные права). На основе опыта развитых зарубежных стран с высоким уровнем жизни с целью защиты жизни и здоровья граждан, предлагается в России установить запрет клонирования человека, который носил бы постоянный характер.
На основе исследования решений Европейского Суда по правам человека против Российской Федерации («Лариса Константиновна Литовченко (Larissa Konstantinovna Litovchenko) против Российской Федерации», «Свидетели Иеговы в Москве (Jehovah's Witnesses of Moscow) против России»), анализа нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 2011 г. (повторяющего многие недостатки Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г.), обоснован вывод о недостаточности гарантий прав верующих в сфере медицины; предложены направления его совершенствования.
Глава 3 - «Обеспечение транспортной безопасности как гарантия права на жизнь» - состоит из двух параграфов. В параграфе 3.1. - «Конституционное регулирование транспортной сферы в России и зарубежных странах» - в результате сравнительно-правового исследования конституций сделан вывод, что многие из них регулируют вопросы, связанные с транспортом, в том числе дорожным движением и его безопасностью, в отличие от Конституции России. Они условно подразделяются на 3 группы: 1) содержащие общую норму о дорогах и дорожном движении в связи с компетенцией органов государственной власти (Грузии и Швеции), с пользованием дорогами (Португалии); 2) регулирующие сферу дорожного движения с точки зрения разграничения компетенции между органами государственной власти, автономных образований, местного самоуправления (Италии и Испании); 3) наиболее детально регулирующие сферу дорожного движения путем  установления налогов, сборов, механизма их распределения, выделение дорожной полиции и ее функций (Австрии, Бразилии, Германии, Швейцарии). Отмечается достоинством Основного закона ФРГ, который детально регулирует не только сферу автомобильного транспорта, но и управление воздушным сообщением, железнодорожным транспортом, водными путями, что относится к ведению Федерации. Пробелом Конституции Российской Федерации является отсутствие правовых норм, регулирующих сферу транспорта (за исключением общей нормы п. «и» ст. 71). Среди зарубежных конституций особенно отличается Конституция Швейцарии, так как она регулирует порядок перевозки грузов через горные массивы, определение транзитных путей, защиту горных районов от негативного воздействия перевозок (в том числе людей, животных, растений), общие вопросы пешеходных дорог и троп. На основе положительного опыта ФРГ и Швейцарии предложено в России усилить ответственность федерального центра в регулировании транспортной сферы и ее безопасности путем внесения дополнений в Конституцию Российской Федерации в части разграничения предметов ведения и Федеральный закон «О транспортной безопасности» в части дополнения принципом приоритета ответственности государства за обеспечение транспортной безопасности над ответственностью иных субъектов транспортной инфраструктуры.
В параграфе 3.2. - «Обеспечение транспортной безопасности на примере безопасности дорожного движения: понятие и принципы» - исследуется категориально-понятийный аппарат в данной сфере: понятия «транспортная безопасность» и «безопасность дорожного движения», «обеспечение транспортной безопасности» и «обеспечение безопасности дорожного движения». В результате сделан вывод о том, что указанные понятия отличаются в федеральных законах «О безопасности» и «О транспортной безопасности». Отличие заключается, во-первых, в  базовом термине: обеспечение транспортной безопасности определяется как система мер, а обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, во-вторых, в степени конкретизации цели: определение безопасности дорожного движения является более конкретизированным в части цели – предупреждение причин дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Вышеуказанные отличия показывают несовершенство действующего законодательства с точки зрения определения основных понятий. Для приведения Федерального закона «О транспортной безопасности» в соответствие с Федеральным законом «О безопасности» предложено внести изменения в п. 4 ст. 1 и определить обеспечение транспортной безопасности как деятельность по реализации определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В результате анализа обеспечения безопасности дорожного движения на основе статистических данных о причинах ДТП в Воронежской области в 2010-12 г.г. выявлена положительная тенденция сокращения количества ДТП по вине водителей транспортных средств и пешеходов, и негативная тенденция увеличения количества ДТП по причине неудовлетворительного состояния улиц и дорог, что свидетельствует о недостаточно эффективном выполнении обязанностей государством по обеспечению безопасности дорожного движения.
Для повышения безопасности дорожного движения и обеспечения гарантий конституционного права на жизнь предложен комплекс мер, направленный на выполнение обязанностей: а) государства (сокращение пешеходных переходов на проезжей части, строительство подземных и надземных пешеходных переходов, строительство и ремонт автомобильных дорог, внедрение стационарных систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения, выполнение инженерных мероприятий по ликвидации мест концентрации ДТП); б) участников дорожного движения: предупреждение нарушения правил дорожного движения путем повышения их правосознания через средства массовой информации (и пешеходов, и водителей транспортных средств), информирование детей и молодежи в образовательных учреждениях путем проведения соответствующих занятий и встреч с сотрудниками ГИБДД.  Данные предложения позволят в большей мере реализовать принцип приоритета ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также повысить эффективность гарантирования конституционного права на жизнь в транспортной сфере в части как юридических гарантий, так и моральных (нравственных), характеризующих отношения участников дорожного движения.   
В Заключении диссертации подведены итоги исследования, обобщаются основные научные и практические результаты, состоящие из выводов и предложений.
В работе имеются Приложения: приложение № 1 – Схема предмета исследования; приложение № 2 – Сравнительная  таблица положений конституций зарубежных стран, регулирующих право на жизнь и его гарантии; приложение № 3 – Условия ограничения права на жизнь в международных актах и Конституции Российской Федерации; приложение № 4 – Результаты сравнительного анализа правового регулирования транспортной безопасности и безопасности дорожного движения; приложение № 5 – Статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях на территории Воронежской области.
Основные научные результаты диссертации опубликованы в следующих изданиях:
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации
1. Коняев С.А., Золотарев И.И. О некоторых проблемах правовых и организационных мер обеспечения безопасности дорожного движения // Коняев С.А., Золотарев И.И. // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 1. С. 144-147.
2. Коняев С.А., Золотарев И.И. К вопросу об эффективности использования средств автоматизированной фиксации административных правонарушений в предупреждении дорожно-транспортных происшествий и сохранении жизни и здоровья участников дорожного движения. // Коняев С.А., Золотарев И.И.// Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 134-137.
3. Коняев С.А. Конституционное регулирование сферы дорожного движения в зарубежных странах / С.А. Коняев // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 7. – С. 62-64.
4. Коняев С.А. Мораторий на применение смертной казни в России: конституционно-правовой аспект / С.А. Коняев // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Право. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. № 1 (10). – С. 70-78.
5. Коняев С.А. Транспортная сфера как предмет конституционного регулирования в зарубежных странах / С.А. Коняев // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Право. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. № 2 (11). – С. 66-72.
6. Коняев С.А. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в моратории на применение смертной казни / С.А. Коняев // Конституционные чтения. Вып. 5 / под ред. Т.Д. Зражевской. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. – С. 114-127.
7. Коняев С.А. Коллизии между Конституцией и Уголовным кодексом Российской Федерации в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина // С.А. Коняев, И.А. Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. 2011.  № 9. – С. 71-73.
Другие публикации:
8. Коняев С.А. Конституционное право на жизнь и обязанность государства создавать условия для его реализации / С.А. Коняев // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. трудов. Вып. 24: Конституционные обязанности государства. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010.

Автореферат
 
диссертации на соискание учёной степени
кандидата юридических наук
 
 
 
Коняева Станислава Александровича
 
 
Тема диссертационного исследования
 
Обеспечение транспортной безопасности
 в системе гарантий конституционного права на жизнь
 
 
Научный руководитель:
доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный юрист Российской Федерации
Зражевская Татьяна Дмитриевна
 
 
Изготовление оригинал-макета
Коняевым С.А.
 
 
 
 
 
Подписано в печать 20.09.2013
Объём: 1,2 п.л.
Тираж: 80 экз. Заказ №___
 
Отпечатано в ___
Файлы: 
Порядок отображения: 
0