2013avtoref1513

Аватар пользователя ideolog
Петухова Татьяна Николаевна
 
18 октября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Межэтническая толерантность в России: теоретико-правовое исследование» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.212.298.12
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Петухова Т.Н. Межэтническая толерантность в России: теоретико-правовое исследование: автореф. дис... канд. юрид. наук. Челябинск, 2013. С. 25.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1513 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Петухова Т.Н. Межэтническая толерантность в России: теоретико-правовое исследование: автореф. дис... канд. юрид. наук. Челябинск, 2013. С. 25.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 1
На правах рукописи
Петухова Татьяна Николаевна
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ:
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Челябинск 2013
2
Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права Негосударственного образовательного учреждении высшего профессионального образования «Уральский Финансово – Юридический институт»
Научный руководитель:
доктор юридических наук,
профессор
Петров Александр Васильевич
Официальные оппоненты:
Анохин Юрий Васильевич
доктор юридических наук,
доцент, заместитель начальника ФГКОУ ВПО «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» по научной работе;
Магденко Александр Дмитриевич
кандидат юридических наук,
доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (г. Челябинск)
Ведущая организация:
Дагестанский государственный университет
Защита состоится 18 октября 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.298.12 при ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 149, ауд. 208.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 87, корп. 3/д.
Автореферат разослан 07.09.2013 г. и размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) htth://www.sus.ac.ru.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Русман Галина Сергеевна
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время глобализация, нарастание миграционных процессов, масштабные изменения в экономической, политической, нравственной, правовой сферах жизни общества обусловили повышенный интерес к вопросам межэтнической толерантности и межэтнического взаимодействия со стороны представителей различных областей знания. Комплексный характер межэтнической толерантности, еѐ социальная природа препятствуют еѐ узкому пониманию в качестве правового феномена. Простое перенесение этого явления на правовую почву в процессе изучения сделает его односторонним и одномерным.
В то же время именно юридическое исследование межэтнической толерантности, но рассматриваемое во всѐм многообразии научных подходов, исторического развития, современного состояния и взаимосвязей с другими социальными явлениями, обладает сегодня наибольшей актуальностью.
Можно выделить два аспекта актуальности правового исследования проблемы межэтнической толерантности.
Во-первых, низкий уровень толерантности в многонациональном российском государстве чреват ростом числа очагов социальной напряжѐнности, проявлений экстремизма, региональных и локальных конфликтов на национальной и религиозной почве. Эффективное противодействие этим негативным явлениям возможно благодаря последовательной реализации комплексной национальной политики.
Взвешенная научно обоснованная государственная национальная политика предполагает принятие системы правовых мер обеспечения межэтнической толерантности, направленных на повышение уровня правового сознания, создание оптимальных условий для социально-культурного развития народов, предотвращение очагов межнациональной напряженности, сохранение общности для всех проживающих в России народов, укрепление единства и территориальной целостности государства. Согласно п. 5 Стратегии
4
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждѐнной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 (далее – Стратегия), одним из основных вопросов государственной национальной политики Российской Федерации, требующих особого внимания государственных и муниципальных органов, является «сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности»1.
Во-вторых, актуальность темы исследования обусловлена тесной взаимосвязью между межэтнической толерантностью и концепцией прав человека. Первая формируется на основе признания и уважения прав и основных свобод человека и обладает непреходящей правовой ценностью. При этом субъектами-носителями толерантности должны оставаться как отдельные граждане и социальные группы, так народы и государства. Ценностное понимание межэтнической толерантности позволяет рассматривать еѐ в качестве элемента аксиосферы индивидуального и группового правосознания, а проблему еѐ обеспечения – в качестве одной из наиболее актуальных проблем современного общества.
Степень научной разработанности проблемы. В юридической литературе проблема правового регулирования межэтнических отношений продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе продолжительное время являе тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. тся предметом научных исследований. Современные теоретические исследования проблемы межэтнической толерантности могут опираться на понятийный аппарат, разработанный М. Вебером, Э. Смитом, а также отечественными учеными А. Г. Асмоловым, А. Г. Здравомысловым, В. М. Золотухиным, В. М. Межуевым и другими.
Анализу понятия толерантности, а также его этнических аспектов посвящены работы таких современных российских исследователей как В. А. Васильев, В. А. Лекторский, В. К. Малькова, А. Ю. Милитарев, М. П. Мчедлов, М. Б. Скворцов и другие. Среди зарубежных авторов научных
1 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждѐнной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Собрание законодательства РФ. 24.12.2012. № 52. Ст. 7477.
5
публикаций, посвящѐнных проблемам толерантности, следует назвать М. Я. Гефтера, Я. Гхэя, А. Келласа.
Особенности развития российского федерализма, обусловленные многонациональным характером государства, становились предметом научных исследований С. А. Авакьяна, А. В. Безрукова, Н. М. Добрынина, О. В. Кистриновой, С. Д. Князева, Л. Л. Коперской, И. Д. Левина, В. Е. Чиркина.
В последнее время отдельные теоретические и исторические аспекты правового положения этнических общностей, статус национально-этнических образований, противодействие межэтническим и межнациональным противоречиям затрагивались в юридических диссертационных исследованиях. В частности следует назвать работы Т. А. Артикуленко1, В. Н. Алфимцева2, Б. А. Бадмаева3, А. С. Блинова4, Л. С. Карапетяна5, А. П. Корчагина6, С. А. Марковой-Мурашовой7, А. А. Мишуниной8, С. В. Студеникиной9, Г. А. Хуринова10, С. В. Шипилова11, О. Г. Щедрина12.
В то же время такой актуальной проблеме как организация национально-культурных автономий посвящено сравнительно небольшое количество работ, что может быть связано с тем, что этот институт является достаточно новым для политико-правовой жизни России. Среди юридических исследований в этой
1 См.: Артикуленко Т. А. Формирование этнонациональной политики России: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2005.
2 См.: Алфимцев В. Н. Конституционно-правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – М., 2010.
3 См.: Бадмаев Б. А. Русские этнорелигиозные отношения в государственно-правовом развитии России: дис. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2005.
4 См.: Блинов А. С. Национальное государство в условиях глобализации: политико-правовые аспекты: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2003.
5 См.: Карапетян Л. С. Правовое положение этнических общностей и статус национально-этнических образований в составе многонационального российского государства: дис. … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2007.
6 См.: Корчагин А. П. Государственное регулирование межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации (по материалам Уральского федерального округа): автореф. дис. …канд. юрид. наук. – М., 2007.
7 См.: Маркова-Мурашова С. А. Национальная правовая система России и типология правопонимания: дис. … докт. юрид. наук. – СПб., 2006.
8 См.: Мишунина А. А. Миграционные процессы в федеративном госудасртве: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – Тюмень, 2009.
9 См.: Студеникина С. В. Национальные интересы в правовой политики России: дис. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2009.
10 См.: Хуринов Г. А. Миграционно-правовая политика и принципы миграционного права в России: дисс. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2008.
11 См.: Шипилов С. В. Организация деятельности органов внутренних дел по пресечению межнациональных и межэтнических конфликтов (на примере республики Дагестан): автореф. дис. …канд. юрид. наук. – М., 2010.
12 См.: Щедрин О. Г. Этнические особенности русского правосознания: дис. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2004.
6
области необходимо отметить работы Б.С. Крытова, Ж.Т. Тощенко, Е.Н. Трофимова, Т.Я. Хабриевой. Проблема представительства этнических и религиозных меньшинств представлена в работах западных специалистов: Д. Элейзера и А. Лейпхарта.
Несмотря на несомненную значимость работ указанных авторов, до настоящего времени не получили должного глубокого анализа теоретико-правовые и ценностные аспекты межэтнической толерантности, которые являются ключевыми для еѐ практического обеспечения в современном российском обществе. В связи с этим можно констатировать, что требуется расширение научных знаний в данной области с целью их дальнейшего практического применения в государственной национальной политике, поэтому возникла необходимость в комплексном теоретически обоснованном юридическом исследовании проблемы межэтнической толерантности.
Объектом исследования является межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность межэтническая толерантность , рассматриваемая рассматриваемая рассматриваемая рассматриваемая рассматриваемая рассматриваемая рассматриваемая рассматриваемая рассматриваемая рассматриваемая как сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный ак сложный социальный феномен, феномен, феномен, феномен, феномен, отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое отражающий особое состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием. состояние общественных отношений и обладающий ценностным содержанием.
Предметом исследования являются теоретико-юридические и ценностные аспекты межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн межэтнической толерантности, связанные с её ролью в современн ом ом ом обществе, обществе, обществе, обществе, обществе, обществе, правовым правовым правовым правовым правовым правовым правовым обеспечени обеспечени обеспечени обеспечени обеспечени обеспечени обеспечени обеспечени обеспечени ем и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и взаимодействием с другими социальными и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями. и правовыми явлениями.
Целью диссертационного исследования является является является является теоретико теоретико теоретико теоретико теоретико -правовой правовой правовой правовой правовой правовой правовой правовой анализ анализ анализ анализ анализ юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов юридических и ценностных аспектов межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности межэтнической толерантности в контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи контексте выявления наи более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового более эффективных направлений её правового обеспечения обеспечения обеспечения обеспечения обеспечения обеспечения обеспечения обеспечения обеспечения обеспечения в современном в современном в современном в современном в современном в современном в современном в современном в современном российском российском российском российском российском российском российском российском обществе обществе обществе обществе обществе обществе .
Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены Для достижения этой цели были последовательно поставлены и решены следующие задачи: следующие задачи: следующие задачи: следующие задачи: следующие задачи: следующие задачи: следующие задачи: следующие задачи: следующие задачи: следующие задачи: следующие задачи:
1) обобщить основные обобщить основные обобщить основные обобщить основные обобщить основные обобщить основные обобщить основные обобщить основные обобщить основные обобщить основные обобщить основные обобщить основные теоретические теоретические теоретические теоретические теоретические теоретические теоретические теоретические подходы подходы подходы подходы подходы подходы подходы к понятию понятию понятию понятию понятию межэтнической межэтнической межэтнической межэтнической межэтнической межэтнической толерантности, толерантности, толерантности, толерантности, толерантности, толерантности, толерантности, толерантности, толерантности, предложенные редложенные редложенные редложенные редложенные редложенные редложенные редложенные редложенные редложенные в современной современной современной современной современной современной современной юридической юридической юридической юридической юридической юридической юридической юридической юридической юридической науке науке науке науке науке , и сформулировать еѐ определение;
7
2) с юридической точки зрения проанализировать современные концепции решения этнонациональных проблем;
3) выявить историко-правовые предпосылки проблемы обеспечения межэтнической толерантности в России и организационно-правовые средства еѐ решения;
4) исследовать исследовать исследовать исследовать исследовать исследовать исследовать исследовать основные направления международно-правового обеспечения межэтнической толерантности;
5) проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать проанализировать возможности правового института национально-культурных автономий как одной из основных форм обеспечения межэтнической толерантности в российском обществе.
Методологическая основа диссертационного исследования. Комплексный подход к рассмотрению предмета исследования, а также цель исследования определили использование концептуальных положений и методов теории права и государства, истории права и государства, истории учений о праве и государстве, позволивших систематизировать, обобщить и интегрировать знания и достижения отраслевых юридических наук и, тем самым, создать целостную системную картину правовых средств обеспечения межэтнической толерантности. Использование аксиологического подхода позволило проанализировать ценностные аспекты межэтнической толерантности.
На базе общенаучного диалектического метода познания в работе были применены формально-логический метод теоретического анализа (анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному).
С целью глубокого научного осмысления предмета исследования использованы возможности специальных методов: формально-юридического, сравнительно-правового, историко-системного, историко-типологического, сравнительно-исторического и других методов. Методология основана также на элементах структурно-функционального анализа, институционализма и правовой герменевтики. Базовыми методологическими принципами
8
диссертационного исследования являлись объективность, историзм, всесторонность. Автор учитывает особенности политической ситуации и межнациональных отношений в современном российском обществе.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные разработки в области теории государства и права, связанные с теоретическими аспектами обеспечения государственного единства, правовым положением личности и коллективных субъектов, а также проблемами, затрагивающими теоретико-правовые вопросы построения федеративного государства.
Нормативная база исследования. Теоретический аспект исследования, связанный с юридическим анализом вопросов межэтнической толерантности и ориентированный на современный уровень развития российского права, основывается на таких источниках как Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы Российской Федерации. Особое место в исследовании занимает анализ Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждѐнной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666.
Научная новизна диссертационного исследования определяется комплексным теоретико-правовым и ценностным подходом к пониманию межэтнической толерантности как социального феномена в контексте в контексте в контексте в контексте в контексте в контексте в контексте в контексте в контексте выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в выявления наиболее эффективных направлений её правового обеспечения в современном современном современном современном современном современном современном российском российском российском российском российском российском российском обществе. обществе. обществе. обществе. обществе. обществе.
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения, выносимые на защиту.
1. Предложено рассматривать понятие межэтнической толерантности в трѐх аспектах: 1) с социальных позиций как состояние системы социальных отношений; 2) с этических позиций как элемент индивидуального и группового нравственного сознания; 3) с юридических позиций как самостоятельную правовую ценность, а также правовое состояние общества, характеризующееся
9
сознательной готовностью представителей различных национальных групп к диалогу и сотрудничеству на основе общечеловеческих и правовых ценностей в целях утверждения прав и свобод человека и гражданина.
2. Исследование ксенофобии как понятия, противоположного понятию межэтнической толерантности и составляющего с ним диалектическое противоречие, способствует раскрытию значимых теоретико-правовых и ценностных аспектов межэтнической толерантности. Предложено следующее определение: ксенофобия – это негативное социальное и правовое явление, которое связано с возникшим под влиянием национальных и идеологических стереотипов представлением о лице или группе лиц иной национальности, выражающееся в недоверии, страхе, враждебности, обладающее криминогенным потенциалом и могущее являться мотивом к совершению правонарушения.
3. Многонациональный характер Российской Федерации, локализация национальных культур в еѐ субъектах (республиках, национальных округах), рост миграционных процессов, региональная специфика отраслевого разделения труда и другие факторы придают существенное значение проблемам построения толерантных отношений в обществе и интеграции мигрантов в иной этнокультурной среде.
Правовые нормы наряду с обычаями, традициями, культурными нормами являются унифицированной базой взаимоотношений между этносами и конфессиями. Анализ российского законодательства позволил заключить, что тенденция активизации правового регулирования сферы межэтнических и этнокультурных отношений на федеральном уровне требует дальнейшего развития на уровне субъектов федерации.
4. Предложен новый концептуальный подход «единство разнообразия», опирающийся на идеи правового обеспечения межэтнической толерантности и формирования толерантного мышления. Признаками указанного подхода являются: осознание взаимозависимости государств (финансовой, экономической, политической и др.), унификация моделей правового
10
поведения, осознание приоритета прав и основных свобод человека, эффективное правовое обеспечение межэтнической толерантности, а также комплексная концепция еѐ формирования как одной из наиболее значимых правовых ценностей современного общества, дифференцированный подход к мигрантам, предоставление им выбора степени интеграции или адаптации, всесторонняя поддержка и сотрудничество с национально-культурными автономиями, пресечение проявлений ксенофобии.
5. Национальные процессы, в том числе межэтническое взаимодействие, чрезвычайно динамичны. В связи с этим национальная политика должна иметь превентивный характер, необходимо создание комплексной системы предупреждения межэтнических конфликтов, в которой ключевая роль должна принадлежать мерам по обеспечению межэтнической толерантности.
6. Развитие правового института национально-культурных автономий является одним из наиболее перспективных направлений обеспечения межэтнической толерантности и реализации права наций на самоопределение в современном российском обществе. В качестве института гражданского общества данная форма организации способна оказывать эффективное воздействие на органы местной и государственной власти, а также способствовать реализации различных целей: от адаптации и поддержки переселенцев, регулирования миграционных потоков и правового просвещения мигрантов, обучения их русскому языку и правилам общежития, до презентации национальной культуры и самобытности. Национально-культурные автономии, действующие строго в рамках российского законодательства, должны стать необходимой альтернативой формирующимся в настоящее время замкнутым сообществам мигрантов.
7. Обеспечение межэтнической толерантности, формирование толерантного мышления – длительный процесс, для реализации которого необходимо активное использование возможностей образовательных учреждений, средств массовой информации, привлечение учѐных, представителей общественных организаций, национально-культурных объединений и этнических общностей.
11
От качественного состояния гражданского общества зависит уровень развития межэтнической толерантности и межнациональных отношений в целом.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его научной новизной и актуальностью. Положения диссертационного исследования расширяют научные знания о правовом содержании межэтнической толерантности, могут служить основой для дальнейшего изучения проблемы межэтнической толерантности в рамках общей теории права и отраслевых юридических наук. Результаты проведѐнного исследования могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности, а также при подготовке лекционных материалов, научно-методических и учебных пособий.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Южно-Уральского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту и основное выводы исследования нашли отражение в 11 научных публикациях, среди которых 3 статьи опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в Перечень, определенный Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации основных положений диссертаций на соискание учѐной степени кандидата наук; материалы международных и межвузовских семинаров и конференций: международного семинара-проекта «Мозаика культур» (г. Хабаровск, 2005), межвузовских конференциях «Экономика и право: история, современность, перспективы развития» (г. Екатеринбург, 2011, 2012), всероссийского совещания-семинара «Межэтническая толерантность и влияние возраста, национальной культуры и характера выполняемых обязанностей на целевые приоритеты сотрудника» (г. Ростов-на-Дону, 2011), II Международной научно-практической конференции «Право и проблемы функционирования современного государства» (г. Москва, 2013), научно-практической конференции с
12
международным участием «Актуальные проблемы совершенствования законодательства России и СНГ-2011» (г. Уфа, 2011).
Результаты работы используются автором в преподавательской и научной работе в Уральском Финансово-Юридическом институте, в Уральском институте Государственной противопожарной службы МЧС России, в Федеральном бюджетном муниципальном образовательном учреждении детского дополнительного образования «Юность» Железнодорожного района Екатеринбурга, а также при работе с семьями мигрантов, детьми и подростками из семей с миграционным прошлым.
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Основная часть диссертации состоит из двух глав, содержащих 6 параграфов. Работа включает также введение, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении приведено обоснование выбора и актуальности темы диссертации, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, проанализирована степень разработанности темы, раскрыты методологическая, теоретическая и эмпирическая основа работы, научная новизна и практическая значимость исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-правовые основы научного исследования межэтнической толерантности» исследованы теоретические подходы к понятию межэтнической толерантности в юридической науке, раскрыты историко-правовые предпосылки проблемы правового обеспечения межэтнической толерантности в России, приведѐн анализ современных концепций этнонациональной политики и предложен новый концептуальный подход «единство разнообразия», опирающийся на идеи правового обеспечения межэтнической толерантности и формирования толерантного мышления.
13
В первом параграфе «Теоретические подходы к понятию межэтнической толерантности» на основе анализа различных научных подходов к пониманию межэтнической толерантности автор раскрывает юридические аспекты этого понятия.
В исторической перспективе такое явление как толерантность получало различные интерпретации: обуздание страстей посредством воспитания и знания (Сократ); стремление к «золотой середине» (Аристотель); воздержанность (Пиррон); спасение и покаяние (Тертуллиан); преодоление страданий (Ф. Аквинский); симпатия (Д. Юм); сострадание (Ж.-Ж. Руссо); всеобщий человеческий долг (И. Кант); идея всеобщего равенства (Г. Спенсер); внутренний регулятор моего отношения к другому (Ж.-П. Сартр). В России этот феномен исследовали А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, П. Я. Чаадаев, позднее Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Л. Франк, однако сам термин «толерантность» получил широкое распространение сравнительно недавно.
Проведѐнный автором анализ современных концепций межэтнической толерантности показывает, что это понятие получает неоднозначное толкование. Различные подходы, хотя и раскрывают отдельные значимые аспекты понятия межэтнической толерантности, но не исчерпывают его содержания и нуждаются в систематизации.
В результате исследования диссертантом было предложено рассматривать межэтническую толерантность в трѐх аспектах.
Первый аспект, социальный, раскрывает содержание межэтнической толерантности как характеристику системы социальных отношений. Это направление в понимании исследуемого явления объединяет несколько разных точек зрения. Межэтническая толерантность рассматривается учѐными в качестве социальной нормы, определяющей устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе, в качестве нормы общественного сознания, в качестве метода разрешения социальных противоречий, оптимизации межэтнических отношений.
14
Второй аспект, этический, позволяет рассматривать межэтническую толерантность как элемент индивидуального и группового нравственного сознания, объединяет точки зрения авторов, которые вкладывают в это понятие значение моральной ценности, нравственного свойства личности, характеризующего терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной или культурной принадлежности.
Исследование третьего, юридического, аспекта межэтнической толерантности, который предполагает еѐ понимание как самостоятельной правовой ценности, а также правового состояния общества, позволило автору сформулировать следующее определение межэтнической толерантности в юридическом смысле: межэтническая толерантность – это сознательная модель поведения в обществе, характеризующаяся готовностью представителей различных национальных групп к диалогу и сотрудничеству на основе общечеловеческих и правовых ценностей в целях утверждения прав и свобод человека и гражданина.
Использование диссертантом диалектических методов исследования определили необходимость обратиться к анализу противоположного понятия – ксенофобии. Предложено авторское определение ксенофобии. Это негативное социальное и правовое явление, которое связано с возникшим под влиянием национальных и идеологических стереотипов представлением о лице или группе лиц иной национальности, выражающееся в недоверии, страхе, враждебности, обладающее криминогенным потенциалом и могущее являться мотивом к совершению правонарушения. Исследование ксенофобии как понятия, противоположного понятию межэтнической толерантности, и составляющего с ним диалектическое противоречие, способствует раскрытию значимых теоретико-правовых и ценностных аспектов межэтнической толерантности.
Во втором параграфе «Историко-правовые предпосылки проблемы обеспечения межэтнической толерантности в России» автор обосновывает необходимость комплексного регулирования межэтнических отношений в
15
Российской Федерации на основе анализа особенностей еѐ исторического развития. Поскольку межэтнические конфликты в современную эпоху, вопреки ожиданиям многих исследователей, не только не исчезают, но и приобретают всѐ более масштабный характер, значимым является выявление причин их возникновения и возможностей предотвращения.
Многонациональный характер Российской Федерации, локализация национальных культур в еѐ субъектах, рост миграционных процессов, региональная специфика отраслевого разделения труда и другие факторы придают существенное значение проблемам построения толерантных отношений в обществе и интеграции в иной этнокультурной среде.
Эти факторы обусловливают постоянство цели – обеспечение мирного сосуществования этносов на территории России, реальное, а не декларативное, обеспечение равноправия народов и граждан независимо от их национальной принадлежности, проведение государственно-правовых преобразований, которые бы гарантировали демократическое решение национального вопроса.
В Российской империи, не признававшей в своей национальной политике прав и суверенитета этносов, решение национального вопроса не было институционализировано в сфере права, имело волюнтаристский характер и зависело от личных решений монархов, что и стало одной из причин еѐ падения.
В СССР права и свободы народов и этносов, составлявших население страны, не являлись основой государственности. Неслучайно самоопределение народов стало главным мотивом центробежных устремлений республик в период «парада суверенитетов» в 90-х годах XX века.
Автором предложена периодизация развития национальных отношений в Российском государстве с учѐтом их правового регулирования. Приоритетами современного этапа диссертант называет поиск эффективных правовых средств обеспечения межэтнической толерантности, правовых механизмов, блокирующих потоки нетерпимости, поступающие в общественное сознание,
16
проведение национальной политики, направленной на предупреждение межэтнических конфликтов.
Национальные процессы, в том числе межэтническое взаимодействие, чрезвычайно динамичны. В связи с этим национальная политика должна иметь превентивный характер, необходимо создание комплексной системы предупреждения межэтнических конфликтов, в которой ключевая роль должна принадлежать мерам по обеспечению межэтнической толерантности.
Третий параграф «Основные концепции решения этнонациональных проблем современного общества» содержит результаты исследования современных концепций этнонациональной политики. В научной литературе, посвященной пониманию межэтнических отношений, базовыми являются теории глобализации и локализации, в рамках которых автор проанализировал ряд самостоятельных подходов, а также предложил собственный подход, опирающийся на идеи межэтнической толерантности.
Марксистская концепция, в основе которой лежит классовый подход, предполагает, что в процессе развития общественных отношений вместе с антагонизмом классов произойдѐт отмирание межнациональных противоречий.
В соответствии с концепцией «плавильного котла», за несколько поколений мигранты «переплавятся» в единую нацию. Практика разных государств показала, что эта теория не решает проблем межэтнического взаимодействия, попытки создания единой нации приводят к росту социальной напряженности.
В рамках теории «Строительства нации» правовое регулирование межэтнических отношений предполагает создание «нации-государства» как результата целенаправленной политики государства.
«Культурный плюрализм» рассматривает культуру как связующее звено между локальными сообществами. Основу этой теории составляет идея солидарности как признание неустранимости культурных различий и отказ от любой иерархии культур.
Сущность концепции «консоциетальной демократии» состоит в том, чтобы обеспечить мирное сосуществование более чем одной этнической группы на
17
основе равного партнерства, а не доминирования одной нации над другой или другими. Это альтернатива принципу «одна нация, одно государство», системам «гегемонии» и «внутреннего колониализма».
Евразийский подход предполагает максимальное сотрудничество различных этнических групп, основанное на равенстве и поддержке социально незащищѐнных слоев населения. Такое сотрудничество подразумевает наличие объединяющей идеи – евразийства – особой надэтнической идентичности, отвечающей на вопрос, кем являются друг другу представители различных этносов, проживающих на территории одного государства. Евразийство исходит из того, что Россия является не нацией-государством, подобным Франции или Германии, а самобытным культурным, историческим и географическим миром – Евразией, подобным Европе и Азии.
Концепция мультикультурализма возникла в условиях глобализации как ответ на вызов миграции. Мультикультурализм был воспринят канадской конституцией, утвержден в качестве официальной политической стратегии таких динамично развивающихся стран как Австралия, Великобритания, Швеция и Нидерланды. В данной концепции речь идет о взаимодействии культур, сохранении самобытности, системы ценностей и норм поведения национальной диаспоры в рамках правового и культурного поля принимающего государства. К позитивным сторонам мультикультуризма можно отнести признание и защиту национальной идентичности, отказ от ксенофобии и расовых предрассудков, к отрицательным – «этнизацию» социальных отношений, институализацию культурных различий.
Широкая дискуссия, посвящѐнная проблемам мультикультурализма в современном обществе, свидетельствует о новом повороте в осмыслении вызовов глобализации, в том числе миграционных. В условиях глобализации, прозрачности границ, при наличии общих для всех государств проблем, требующих разрешения (экологических, экономических, демографических и т. д.), деление по национальному принципу становится менее актуальным. Автор утверждает, что необходимо акцентировать внимание, в первую очередь, на
18
принадлежность к государству («россиянин узбекского происхождения», «россиянин корейского происхождения»), тем самым не будет подавляться этническая идентификация, а общегосударственные ценности будут провозглашены приоритетными.
Интеграция представляет собой принцип совместимости, при котором разные этнические группы сохраняют свою культурную индивидуальность, но, в то же время, объединяются в единое общество на других, не менее значимых для них основаниях. Как отмечает диссертант, такими основаниями должны стать, во-первых, право, обеспечивающее равные для всех, вне зависимости от национальности, возможности, и, во-вторых, толерантность как ценностная база межэтнического взаимодействия. С этим связаны основные задачи: повышение эффективности правового обеспечения межэтнической толерантности, формирование толерантного мышления и толерантной модели поведения.
На основе этих основных принципов автор формулирует признаки нового концептуального подхода «единство разнообразия»: осознание взаимозависимости государств (финансовой, экономической, политической и др.), унификация моделей правового поведения, бережное отношение к этническим сообществам, осознание приоритета прав и основных свобод человека, эффективное правовое обеспечение межэтнической толерантности, а также комплексная концепция еѐ формирования как одной из наиболее значимых правовых ценностей современного общества, дифференцированный подход к мигрантам, предоставление им выбора степени интеграции или адаптации, всесторонняя поддержка и сотрудничество с национально-культурными автономиями, пресечение проявлений ксенофобии.
Во второй главе «Правовое регулирование вопросов обеспечения межэтнической толерантности» исследованы вопросы организационно-правового обеспечения межэтнической толерантности в российском праве, основные направления международно-правового обеспечения межэтнической толерантности, обосновано значение правового института национально-
19
культурных автономий в качестве одного из наиболее перспективных направлений обеспечения межэтнической толерантности и реализации права наций на самоопределение в современном российском обществе.
В первом параграфе второй главы «Организационно-правовое обеспечение межэтнической толерантности в российском праве» проведѐн юридический анализ основных источников российского права, таких как Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы правового обеспечения межэтнической толерантности, а также Стратегии. Особое место занимает исследование антидискриминационного законодательства Российской Федерации, выявлены содержащиеся в нѐм противоречия. Так, ни один закон прямо не предусматривает какой-либо специальной дисциплинарной ответственности государственных служащих за дискриминационное поведение или расистские высказывания.
Правовые нормы наряду с обычаями, традициями, культурными нормами являются унифицированной базой взаимоотношений между этносами и конфессиями, что особенно актуально для представителей этнических групп, недавно вступивших в контакты с другими этносами в процессе миграции. Анализ российского законодательства позволил заключить, что тенденция активизации правового регулирования сферы межэтнических и этнокультурных отношений на федеральном уровне требует дальнейшего развития на уровне субъектов федерации.
Диссертант подчѐркивает, что межэтнические конфликты в современной России – это вызов, требующий адекватного ответа, и не только правовыми средствами, значение которых часто теряется в условиях высокого уровня правового нигилизма. Обеспечение межэтнической толерантности, формирование толерантного мышления – длительный процесс, для реализации которого необходимо активное использование возможностей образовательных учреждений, средств массовой информации, привлечение учѐных, представителей общественных организаций, национально-культурных
20
объединений и этнических общностей. От качественного состояния гражданского общества зависит уровень развития межэтнической толерантности и межнациональных отношений в целом.
Второй параграф второй главы «Основные направления международно-правового обеспечения межэтнической толерантности» посвящен исследованию наиболее значимых международных правовых актов и институтов, способствующих обеспечению межэтнической толерантности. В результате исследования автором были выделены основные виды антидискриминационных международных правовых актов: 1) акты, предусматривающие обязательство государств запретить расовую дискриминацию во всех ее формах со стороны любых лиц, групп или организаций; 2) акты, обязывающие государства предупреждать, запрещать, искоренять апартеид и расовую сегрегацию, принимать законодательные, судебные и административные меры для преследования, привлечения к суду и наказания лиц, виновных в совершении этих преступлений; 3) акты, устанавливающие обязательство государств принимать меры, направленные на запрещение и искоренение всякого подстрекательства к расовой дискриминации и других, сопутствующих ей, явлений.
Периодизация процесса международного правового обеспечения межэтнической толерантности, предлагаемая диссертантом, включает три этапа. Первый этап связан с принятием базовых для обеспечения межэтнической толерантности положений, закреплѐнных Уставом Организации Объединенных Наций, в преамбуле которого содержится призыв проявлять терпимость (толерантность) и «жить вместе, в мире друг с другом». Второй этап развития идей межэтнической толерантности начался с принятием в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. Третий этап связан с утверждением в 1995 году Декларации принципов толерантности – основного документа, которым руководствуются субъекты международного права, в том числе Российская Федерация, в сфере защиты этнических прав и свобод.
21
В связи с тем, что в последние годы в мире произошло обострение межнациональных отношений, во многих государствах идѐт поиск путей решения возникших проблем с помощью правовых средств, позволяющих оптимально сочетать защиту интересов государства и общества с соблюдением и гарантированностью прав человека в данной сфере. Автором был проанализирован опыт правового регулирования межэтнических отношений в ряде зарубежных стран и внесены предложения по его использованию для обеспечения межэтнической толерантности в Российской Федерации.
В третьем параграфе второй главы «Национально-культурная автономия как правовое средство обеспечения межэтнической толерантности в России» диссертант исследует проблемы и перспективы развития национально-культурных автономий с точки зрения их роли в процессе обеспечения межэтнической толерантности. Являясь последовательным сторонником национально-культурных автономий, автор подчѐркивает их значимость для реализации права наций на самоопределение, формирования национального самосознания, сохранения национальной самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Другим преимуществом этой формы национально-культурного самоопределения автор называет возможность учесть исторический опыт России, как страны с традиционно значительной ролью централизации власти.
Автор обосновывает вывод о том, что в качестве института гражданского общества национально-культурные автономии способны оказывать эффективное воздействие на органы местной и государственной власти, а также способствовать реализации различных целей: от адаптации и поддержки переселенцев, регулирования миграционных потоков и правового просвещения мигрантов, обучения их русскому языку и правилам общежития, до презентации национальной культуры и самобытности. Так, миграционные потоки могут контролироваться не только миграционной службой, но отчасти и объединениями национально-этнического характера, образующими диаспоры и землячества, которые обладают потенциалом коммуникативного воздействия
22
для адаптации мигрантов в новом культурном и правовом пространстве. Национально-культурные автономии, действующие строго в рамках российского законодательства, должны стать необходимой альтернативой формирующимся в настоящее время замкнутым сообществам мигрантов.
В заключении подведены основные итоги проведѐнного исследования, высказаны предложения по дальнейшей теоретической разработке проблемы межэтнической толерантности и применению результатов исследований в юридической практике.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах автора:
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования результатов диссертационных исследований
1. Петухова, Т. Н. Теоретико-методологический анализ понятия «ксенофобия» / Т. Н. Петухова // Право и государство: теория и практика. – 2011. – № 11. – С. 147-151– 0,3 п. л.
2. Петухова, Т. Н. Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность» / Т. Н. Петухова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2012. – № 20 (279). – С. 18-23 – 0,3 п. л.
3. Петухова, Т. Н. Мультикультурализм как одна из концепций межэтнического взаимодействия / Т. Н. Петухова // Российский юридический журнал. – 2012. – № 2. – С. 52 – 61 – 0,6 п. л.
23
Иные публикации
4. Петухова, Т. Н. Международные правовые акты, влияющие на развитие российского законодательства, регулирующего межэтническую толерантность / Т. Н. Петухова // Актуальные проблемы совершенствования законодательства России и СНГ-2011: Материалы научно-практической конференции /Отв. ред. Р.С. Хисматуллин. – Уфа: Изд-во РИЦБашГУ, 2012. – С. 57-63 – 0,4 п. л.
5. Петухова, Т. Н. Межэтническая толерантность / Т. Н. Петухова // Информационный бюллетень Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области. – 2011. – № 1. – С. 57-62 – 0,3 п. л.
6. Петухова, Т. Н. Национально-культурные автономии как путь правового обеспечения межэтнической толерантности / Т. Н. Петухова // Аграрный вестник Урала. – 2011. – № 1. – С. 81-85 – 0,4 п. л.
7. Петухова, Т. Н. Организационно-правовые средства обеспечения межэтнической толерантности в Свердловской области / Т. Н. Петухова // Экономика и право: история современность, перспективы развития: сб. научных трудов. – Екатеринбург: Изд-во «АМБ», 2012. – С. 160-164 – 0,2 п. л.
8. Петухова, Т. Н. Правовые средства обеспечения формирования межэтнической толерантности / Т. Н. Петухова // Национальное воспитание и патриотизм: сборник материалов. Пенза: РИО ПГСХА, 2012 – С. 44-49 – 0,3 п. л.
9. Петухова, Т. Н. Проблемы межэтнической толерантности. Правовое регулирование межэтнических отношений в Германии [Электронный ресурс] / Т. Н. Петухова // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». – 2011. – № 2. – Режим доступа: http://electronic.ruzh.org.
10. Петухова, Т. Н. Программа социально-правового воспитания детей и подростков из семей мигрантов / Т. Н. Петухова // Право и проблемы функционирования современного государства: сб. материалов 2-й международной конференции. – М.: НИЦ «Апробация», 2013. – С. 42-50 – 0,6 п. л.
24
11. Петухова, Т. Н. Теоретико историческое исследование необходимости правового регулирования межэтнических отношений / Т. Н. Петухова // Актуальные тенденции развития российского права: сб. науч. трудов. – Екатеринбург: Изд-во «АМБ», 2012. – С. 221-229 – 0,5 п. л.
Общий объѐм опубликованных автором работ составляет – 3,9 п. л.
25
Тираж 180 экз. Заказ № 4881
Отпечатано в типографии
ООО «Издавтельство УМЦ УПИ»
г. Екатеринбург, ул. Гагарина, 35а, оф.2
Файлы: 
Порядок отображения: 
0