2013avtoref146

Аватар пользователя ideolog
Плохов Сергей Владимирович
 
12 апреля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере (на примере здравоохранения и образования Волгоградской и Саратовской областей)» (специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д-212.239.01
 
Сноска на автореферат:
 
Плохов С.В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере (на примере здравоохранения и образования Волгоградской и Саратовской областей): Автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 25.
 
Ознакомиться с другими авторефератами Вы можете в разделе Авторефераты диссертаций по юридическим наукам сайта «Правовые технологии»
 
Текст автореферата диссертации:
  
 
На правах рукописи
 
 
 
Плохов Сергей Владимирович
 
 
 
 
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
(НА ПРИМЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)

 
 
 
12.00.08 – уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Саратов – 2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия»
 

Научный руководитель доктор юридических наук, профессор
Лопашенко Наталья Александровна
 
Официальные оппоненты:
 
Грошев Александр Васильевич,
доктор юридических наук, профессор,
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», профессор
 
Адоевская Ольга Александровна,
кандидат юридических наук,
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», доцент
 
Ведущая организация ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» (юридический факультет)

 
 
Защита состоится 12 апреля 2013 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д-212.239.01 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» по адресу: 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104, ауд. 102.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия».
Автореферат разослан   «___» марта 2013 года.
 
 
 
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                   Кобзева Елена Васильевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации, называя нашу страну социальным государством (статья 7), гарантирует гражданам важнейшие социальные права, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41), получение общедоступного и бесплатного образования (статья 43).
Между тем социальная сфера в России сегодня создает гораздо больше сложных вопросов, чем получает адекватных ответов. Уже привычными стали такие проблемы, как боязнь граждан без «вознаграждения» обратиться за помощью в лечебное учреждение, поступить в вуз, сдать сессию или даже школьный экзамен. В последние годы зачастую ситуация доходит до открытого вымогательства денежных средств со стороны врачей под угрозой некачественного лечения и преподавателей, грозящих отчислением из вуза. В руках представителей названных профессий находятся судьбы людей, чем они и пользуются в условиях современной российской действительности.
Особенно остро вопрос об общественной опасности стоит, когда дело касается коррупции в сфере здравоохранения, поскольку, как верно отмечается в докладе «Transparency International», коррупция в сфере медицинских услуг – это значительно больше, чем деньги, ее цена оплачивается человеческим страданием.
Коррупция, действительно, стала в России нормой жизни, ее уровень сегодня чрезвычайно высок. Не осталось сфер, где бы она себя не проявляла. Исключения, к сожалению, не составляет и социальная сфера с основными ее отраслями – здравоохранением и образованием.
По оценкам большинства ученых и организаций, изучающих коррупцию, а также согласно результатам различных социологических исследований, именно образование и здравоохранение являются наиболее коррумпированными секторами, причем уровень коррумпированности указанных отраслей в последнее время существенно возрастает. Так, если в 2003 году на территории страны зарегистрировано чуть более 7 тысяч фактов взяточничества, то за последние 5 лет их число не снижается ниже отметки в 9,7 тысяч, при этом, по официальным сведениям, большую часть выявленных общественно опасных деяний составляют преступления, совершенные врачами и преподавателями..
По оценкам экспертов, «черные» обороты в высшем образовании нашей страны составляют около 1 млрд. долл. в год[1], коррупция в школах в «эпоху ЕГЭ» выросла в 20-25 раз[2], а средний размер взятки в образовании и здравоохранении за последние пять лет увеличился в 2 раза[3].
Количество только официально зарегистрированных преступлений в сфере здравоохранения в Волгоградской области в 2011 году по сравнению с 2004 годом возросло в 8,5 раз, в сфере образования – более чем в 5 раз. Увеличение масштабов коррумпированности здравоохранения Саратовской области, помимо статистики, подтверждают сравнительные данные собственных исследований автора настоящей работы, проведенных в 2007 и 2010 годах: рост составил более 10%.
Одновременно необходимо учитывать, что коррупция в социальной сфере относится к числу самых латентных криминальных явлений, она почти не выявляется (из опрошенных автором более 1800 респондентов, свыше 80% которых сталкивались с проявлениями коррупции, в правоохранительные органы обратился лишь один человек). Потому и воздействовать на коррупционеров (врачей, преподавателей) и тех, кто стоит по другую сторону (дающих взятки / незаконное вознаграждение), чрезвычайно сложно. Современные социология преступности и криминология мало знают о настоящем положении дел, относящихся к коррупции в социальной сфере.
По указанной выше причине, а также ввиду несовершенства российского законодательства, в том числе уголовного и уголовно-процессуального, действующие механизмы борьбы с обозначенными негативными явлениями оказываются неэффективными, чем непременно пользуется субъект коррупционных преступлений.
Поскольку коррупция в образовании и здравоохранении, как и в социальной сфере в целом, имеет системный и глубоко институционализированный характер, свои отличительные черты, причины и условия, названная проблема нуждается в комплексном криминологическом анализе.
Степень теоретической разработанности проблемы. Проблеме коррупции в отечественной научной литературе посвящено значительное, порой кажущееся чрезмерным, количество публикаций[4]. Причем в связи с провозглашенной высшим руководством страны кампанией по борьбе с коррупцией число публикаций будет лишь возрастать. Спектр обсуждаемых аспектов проблемы достаточно широк – от общеполитических оценок и правовой квалификации до практических методов раскрытия и расследования преступлений данного вида.
Проблема уголовно-правовой охраны общественных отношений от коррупционных посягательств была объектом исследований многих ученых – как криминалистов, так и криминологов, среди которых следует выделить      О.А. Адоевскую, В.Д. Андрианова, А.А. Аслаханова, В.В. Астанина, Т.Б. Басову, Г.И. Богуша, Б.В. Волженкина, Л.Д. Гаухмана, Я.И. Гилинского, Ю.В. Голика, С.А. Головко, А.С. Горелика, А.В. Грошева, О.В. Дамаскина, В.И. Добренькова, А.И. Долгову, Н.А. Егорову, А.Э. Жалинского, Б.В. Здравомыслова, П.А. Кабанова, В.И. Карасева, И.И. Карпеца, А.И. Кирпичникова, Б.В. Коробейникова, И.Н. Клюковскую, В.Н. Кудрявцева, В.Н. Кузнецова, Н.Ф. Кузнецову, А.В. Куракина, В.В. Лунеева, Н.А. Лопашенко, С.В. Максимова, В.Д. Малкова, Г.К. Мишина, А.И. Мизерия, С.Ю. Наумова, В.А. Номоконова, А.Л. Репецкую, Е.Р. Россинскую,  Г.А. Сатарова, Э.В. Талапину, В.Е. Эминова, А.М. Цирика, А.Н. Чашина, Н.В. Щедрина, А.Я. Эстрина, П.С. Яни и др. В работах указанных авторов содержится материал, составляющий основу современного учения о коррупции в России.
Актуальным вопросам противодействия коррупции уголовно-правовыми средствами в последние годы были посвящены диссертационные исследования М.С. Качелина, Е.В. Марьиной, Н.В. Сторчиловой (2010), И.Г. Корзун, М.Г. Муссова, О.Р. Абрамовской, С.С. Лута, В.В. Крюкова, И.А. Мамедова, Н.В. Хлоновой (2011), Е.А. Ануфриевой (2012).
Ввиду отсутствия криминологической литературы, посвященной непосредственно вопросу противодействия коррупции в сферах образования и здравоохранения, автор обращался к отдельным публикациям по указанной тематике криминологов (Е.В. Львович, П.Н. Панченко, С.В. Егизарова, В.В. Воронин, Е. Малякин), социологов (И.М. Клямкин, Л.М. Тимофеев, Е.А. Давыдова, С.Ю. Жидко, Е.В.Сулима, В.А. Кандрин, С.Ю. Барсукова, Я.М. Рощина, Ф.Г. Альтбах, А.А. Гаврилов, Е.Б. Галицкий, М.И. Левин, Э.О. Леонтьева, С.Р. Хайнеман, И.О. Шевченко, Н. Янашиа, К.Д. Титаев), ученых в области медицинского права (В.И. Акопов, А.П. Громов, Ю.Д.Сергеев, Ю.Л. Шевченко, О.Ю. Александрова, В.А. Глушкова, И. Козина, В.Н. Флори, А.Д. Рамишвили, В.И. Витер, Н.И. Неволин) и других.
Вклад обозначенных авторов в разработку теоретико-прикладных проблем, связанных с противодействием коррупции в социальной сфере, сложно переоценить, однако в названных исследованиях отдельные вопросы решаются неоднозначно. Так, одни работы выполнены до принятия Федерального закона «О противодействии коррупции», другие созданы без учета новейших дополнений и изменений, внесенных в уголовное и смежное с ним законодательство о противодействии коррупции.
Кроме того, следует отметить отсутствие комплексного подхода к обозначенной проблематике. На сегодняшний день в России нет ни одного труда, комплексно анализирующего проблему коррупции в социальной сфере (как и отдельно в сферах образования либо здравоохранения). Существующие работы либо рассматривают проблему коррупции в целом, либо освещают отдельные аспекты анализируемой проблематики.
Актуальность темы настоящего диссертационного исследования, его доктринальное и прикладное значение определяют потребность в комплексном изучении коррупции в сферах образования и здравоохранения с целью выработки эффективных мер противодействия данному явлению.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выработка концептуального подхода к определению системы мер эффективного противодействия коррупционной преступности в социальной сфере (на примере здравоохранения и образования в отдельно взятых регионах – Волгоградской и Саратовской областях).
Способствовать достижению названной цели может решение следующих задач:

  1. формирование научного определения коррупции в социальной сфере с выделением ее особенностей, основанное на исследовании уголовно-правовых и криминологических аспектов коррупции в основных секторах социальной сферы – здравоохранении и образовании;
  2. обнаружение и раскрытие криминологических параметров коррупционной преступности в социальной сфере Волгоградской и Саратовской областей;
  3. выявление мнения пациентов, медицинского персонала, руководителей лечебных учреждений и других специалистов в области организации здравоохранения, учащихся, преподавателей и специалистов в области среднего и высшего образования, а также специалистов в области уголовного, уголовно-процессуального права и криминологии о состоянии коррупции в социальной сфере и методах борьбы с ней в Волгоградской и Саратовской областях;
  4. составление портрета личности преступника, совершающего деяния коррупционной направленности, с выявлением мотивации выполнения им соответствующих преступных действий;
  5. установление причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений в социальной сфере;
  6. выработка мер противодействия коррупции в социальной сфере.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере противодействия коррупционной преступности в социальной сфере.
Предмет исследования составляют:
- нормы действующего и ранее действовавшего уголовного законодательства России, посвященные регламентации ответственности за преступления коррупционной направленности в социальной сфере;
- нормы других отраслей российского права, регламентирующие вопросы противодействия коррупции в социальной сфере;
- материалы практики высших судебных органов, связанные с толкованием и применением норм в рассматриваемой области;
- материалы судебной и прокурорской практики, сведения официальной уголовной статистики о возбуждении, расследовании и рассмотрении уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в социальной сфере;
- результаты социологического исследования, проведенного в рамках настоящей научной работы, и другой собранный автором эмпирический материал.
Методологическую основу исследования образует совокупность общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектический, исторический, системно-структурный, социологический, формально-логический, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие. Проблема уголовно-правового противодействия коррупции анализируется с позиции межотраслевого правового взаимодействия.
Особое значение в диссертационном исследовании уделено социологическим методам, среди которых метод опроса (анкетирование, интервьюирование, опрос экспертов) и иные социологические методы (метод логической обработки фактов, теоретическая и эмпирическая типологизация, выборочный метод (случайная и квотная выборки), анализ эмпирических зависимостей, проверка достоверности и точности результатов опроса).
В исследовании использовались статистические данные ИЦ ГУ МВД по Волгоградской и Саратовской областям, прокуратур Волгоградской и Саратовской областей, Управлений Судебного департамента в Волгоградской и Саратовской областях, материалы следственной и судебной практики по уголовным делам за 2004–2012 гг., в процессе работы с которыми применены методы анализа правовых материалов (традиционный, формализованный анализ, юридический метод изучения судебной и следственной практики), статистические методы (количественное иллюстрирование, контент-анализ), математические методы.
Теоретической базой исследования послужили научные труды по криминологии, уголовному, уголовно-процессуальному, административному, медицинскому праву, социологии, политологии, истории и теории государства и права, а другим отраслям юридического знания.
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, международные акты о противодействии коррупции (конвенции, декларации и иные документы международного права), Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие федеральные и региональные законы и нормативно-правовые акты в области противодействия коррупции.
Эмпирическая база исследования представлена статистическими данными ГИАЦ МВД России, ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской и Саратовской областям за 2004-2012 гг.; оперативными учетами статистических сведений, ведущимися в прокуратуре Волгоградской области, – с 2008 по 2012 гг.; результатами анкетирований, осуществленных автором в Волгоградской области (в 2010 г. опрошено 320 пациентов, 144 медицинских работника различных больниц и поликлиник области, 100 учителей и 200 школьников средних общеобразовательных школ и ПТУ области, 100 преподавателей и 210 студентов крупнейших вузов области, 100 сотрудников правоохранительных органов), в Саратовской области (в 2010 г. опрошено 180 пациентов, 100 медицинских работников, 100 учителей, 130 школьников, 100 преподавателей, 200 студентов и 100 сотрудников правоохранительных органов), в г. Саратове (в 2007 г. опрошено 247 пациентов, 67 медицинских работников (врачей) различных больниц г. Саратова, 30 сотрудников прокуратуры в качестве экспертов); данными интервьюирования в 2007, 2010 и 2011 гг. 24 экспертов в области организации здравоохранения, образования, правоохранительной деятельности. Кроме того, использованы материалы 258 уголовных дел, расследованных правоохранительными органами Волгоградской и Саратовской областей с 2004 по 2012 гг.
Научная новизна диссертации определяется тем, что на основе комплексного криминологического исследования коррупции в  здравоохранении и образовании двух отдельно взятых регионов (Волгоградской и Саратовской областей) автором создана концепция, позволившая раскрыть понятие коррупционной преступности в социальной сфере, выявить её особенности и детерминанты, сформировать портрет личности преступника, совершающего деяния коррупционной направленности, и с учётом полученных данных предложить систему эффективных мер противодействия названному явлению.
Основные положения, выносимые на защиту:
1.Коррупция – это сложное социально-негативное (в том числе общественно опасное) явление, посягающее на интересы государственной и муниципальной власти, выражающееся в злоупотреблении государственными и муниципальными служащими своим публичным статусом (служебными полномочиями, авторитетом занимаемой должности) из корыстной или иной личной заинтересованности.
2. Преступлениями коррупционной направленности необходимо считать следующие преступные посягательства:
1) без дополнительных условий: предусмотренные ст. ст. 170, 285, 285.1, 285.2, 285.3, ч. ч. 1 и 2, п. «в» ч. 3 ст. 286, ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ;
2) при условии наличия в статистической карточке отметки о его коррупционной направленности (связано с неправомерным использованием государственными и муниципальными служащими своего публичного статуса (служебных полномочий, авторитета занимаемой должности) для личного обогащения или в иных личных, узкогрупповых или корпоративных целях, либо в предоставлении им возможностей и средств для достижения указанных целей): предусмотренные ст. ст. 294, 295 УК РФ;
3) при условии наличия в статистической карточке отметки о его коррупционной направленности, а также о совершении преступления должностными лицами либо государственными и муниципальными служащими, не подпадающими под примечание 1 к статье 285 УК РФ: предусмотренные п. «а» или п. «б» ч. 2 ст. 141, ст. 141.1, ч. 2 ст. 142, ч. 3 или ч. 4 ст. ст. 159-159.6, ч. 3 или ч. 4 ст. 160, ч. 3 или ч. 4 ст. ст. 183, 184, ч. 3 ст. 210 УК РФ.
Такой подход существенно упростит учет коррупционных преступлений и, что самое главное, сместит акцент правоохранительных органов на борьбу с наиболее значимыми и действительно представляющими общественную опасность деяниями.
Указанный перечень должен быть единым для всех, его следует закрепить совместным приказом не только МВД и Генеральной прокуратуры, но и других органов расследования: Следственного комитета, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы безопасности.
3. Коррупционная преступность в социальной сфере – это социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое уголовно-наказуемое явление, слагающееся из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений в сфере удовлетворения социальных потребностей граждан (например, на получение услуг образования и здравоохранения), посягающих на интересы государственной и муниципальной власти и выражающихся в злоупотреблении государственными и муниципальными служащими своим публичным статусом (служебными полномочиями, авторитетом занимаемой должности) из корыстной или иной личной заинтересованности.
4. Особенности коррупции в социальной сфере заключаются в следующем:

  • для рассматриваемого феномена характерна широкая распространенность коррупционных проявлений;
  • латентность указанных деяний повышена даже по сравнению с другими коррупционными преступлениями;
  • специфика общественной опасности проявляется в том, что, помимо интересов государственной и муниципальной службы, дополнительным, при этом не менее значимым объектом преступного посягательства являются важнейшие социальные права граждан, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь, получение общедоступного и бесплатного образования;
  • поскольку коррупция в социальной сфере выступает разновидностью «бытовой» коррупции, сумма взяток здесь меньше, в то время как количественные показатели настолько колоссальны, что по «теневому обороту» такая коррупция выходит на первое место;
  • особая роль в противодействии указанной коррупции отводится этическим и моральным нормам, регулирующим отношения в социальной сфере; в массовом сознании коррупция в социальной сфере получает все большее оправдание и одобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населения проблемы;
  • для коррупции в социальной сфере остро стоит проблема тонкой грани между взяткой и благодарностью;
  • формами проявления коррупции в социальной сфере являются нарушения этических и моральных норм, правонарушение (гражданско-правовое, дисциплинарное, административное) и преступление. К числу последних относятся  общественно опасные деяния, предусмотренные:

1)  ст. ст. 285, 285.1, 285.2, ч. ч. 1 и 2, п. «в» ч. 3 ст. 286, ст. ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, если они совершены должностными лицами в социальной сфере;
2) ч. 3 или ч. 4 ст. ст. 159-159.6, ч. 3 или ч. 4 ст. 160, ч. 3 или ч. 4 ст.183, ч. 3 ст. 210 УК РФ, при условии наличия в статистической карточке отметки о его коррупционной направленности, а также о совершении преступления должностными лицами либо государственными и муниципальными служащими, не подпадающими под примечание 1 к статье 285 УК РФ, в социальной сфере.
5. Криминологическая характеристика коррупции в Волгоградской и Саратовской областях определяется следующими данными:

  • высокая естественная латентность, связанная с тем, что теневые отношения устраивают обе стороны либо граждане не обращаются в правоохранительные органы по причине утраты доверия последним;
  • большинство преступлений составляет получение взятки (около 55%), удельный вес каждого из других видов преступлений – не  более 14%;
  • прослеживается резкое увеличение зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в социальной сфере с 2008 года, что достигнуто за счёт выявляемости в основном малозначительных деяний;
  • большую часть в структуре коррупционной преступности в социальной сфере Саратовской области занимают общественно опасные деяния в сфере здравоохранения – их число на 36% превышает число преступлений рассматриваемой категории в сфере образования, тогда как в Волгоградской области доли обоих секторов идентичны;
  • размеры взяток, получаемых врачами и преподавателями, колеблются от 200 до 20000 рублей. Средний размер взятки, исходя из общего количества уголовных дел, в Волгоградской области составил 2730 рублей, в Саратовской – 3400 рублей;
  • наиболее распространенным наказанием, назначаемым судами за преступления коррупционной направленности в социальной сфере, является лишение свободы условно;
  • сами участники коррупционных отношений обычно не воспринимают в качестве взятки вознаграждение, которое взяткополучатель не требует. Дорогая коробка конфет, коллекционное спиртное, букет цветов и хорошая книга, по мнению населения, взяткой не являются. Не воспринимаются в качестве взятки и деньги в сумме менее 500 рублей в Волгоградской области и 1000 рублей в Саратовской.

6. Особенности личности преступника характеризуются тем, что преступления коррупционной направленности в сфере здравоохранения совершаются преимущественно женщинами, в возрасте от 20 до 40 лет, со стажем работы от 5 до 20 лет, состоящими в должности лечащего врача, с доходом в семье на 1 человека от 10 до 25 тысяч рублей, по следующим мотивам:

  • ввиду невысокой заработной платы, установленной государством, врачи полагают, что их работа должна оплачиваться значительно выше, и рассматривают взятку в качестве выражения благодарности за их труд;
  • одновременно треть врачей не вступили бы в коррупционные отношения, если были бы уверены в неотвратимости уголовной ответственности за это.

Пациентами, вступающими в коррупционные отношения с медицинскими работниками, преимущественно выступают мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, по роду деятельности предприниматели либо сотрудники коммерческих организаций. Основной мотивационной составляющей их вступления в коррупционные отношения является боязнь за свои жизнь и здоровье либо жизнь и здоровье своих близких, поскольку дополнительное денежное вознаграждение, по мнению потенциальных корруптёров, заинтересует врача в хорошем отношении к пациенту и обеспечит более качественное лечение. Дополнительные мотивационные факторы заключаются в том, что это удобнее, быстрее, не нужно стоять в очереди; заплаченные деньги (взятка) точно дойдут до конкретного медицинского работника, живущего не на слишком большую зарплату. При необходимости незаконного получения больничного листа для решения какого-либо вопроса большинство обратится с подобным предложением к своему знакомому врачу.
Коррупционерами в сфере образования выступают преподаватели и учителя (в школах также часто директора) со стажем работы от 5 до 10 лет. В силу специфики работы в сфере образования это, как правило, женщины. Ввиду невысокой заработной платы основной мотивацией вступления в коррупционные отношения со стороны преподавателей выступает дополнительный заработок. Подкрепляет данный мотив уверенность трети преподавателей в своей безнаказанности.
С преподавателями в коррупционные отношения вступают лица мужского пола, обучающиеся в 11-м классе средних образовательных школ, либо их родители, а также студенты-старшекурсники мужского пола. Инициаторами в этом случае, как правило, выступают взяткодатели. Несмотря на отрицательное отношение к коррупции, для большинства школьников и студентов приемлемо дать взятку преподавателю. При этом мотивация школьников и студентов анализируемых регионов различна. Так, причиной вступления в коррупционные отношения волгоградских школьников является невозможность самостоятельно выучить предмет ввиду его сложности, тогда как саратовские учащиеся заявили о вымогательстве денежных средств со стороны учителей и нежелании портить с ними отношения ввиду неблагоприятных последствий в случае отказа. Студенты готовы дать денежное вознаграждение преподавателю в обоих перечисленных выше случаях, в зависимости от конкретной ситуации.
Результаты экспертного опроса, а также изучения материалов уголовных дел показали, что инициатива вступления в коррупционные отношения, как правило, исходит от взяткодателя. Основной мотив – корыстный. При этом безнаказанность как коррупционеров, так и корруптёров выступает одним из важнейших мотивационных факторов вступления в коррупционные отношения.
7. Согласно результатам исследования, взятка в сфере высшего образования дается за поступление в вуз, сдачу зачетов или экзаменов, продажу студентам рекомендуемой конкретным преподавателем литературы, написание и (или) защиту курсовой или дипломной работы, дополнительные занятия, репетиторство, когда фактически такие занятия не проводятся либо студенты не желают их посещать, перевод с коммерческой формы обучения на бюджетную или с заочной (вечерней) формы обучения на очную.
В сфере среднего образования взятка дается за дополнительные занятия и репетиторство, успеваемость по определенному предмету по итогам четверти (полугодия), успешную сдачу единого государственного экзамена, продажу рекомендуемой преподавателем литературы, освобождение от посещения определенных занятий либо отработки. Чаще всего вознаграждения платятся на ремонт и покупку оборудования, что должно финансироваться не за счет учеников и их родителей.
В сфере здравоохранения взятка дается за выдачу фиктивного листка нетрудоспособности или справки, качественное лечение, просто лечение или обследование, которое должно осуществляться бесплатно, оформление личных медицинских книжек без прохождения медицинского осмотра, предоставление места в хорошей палате, внеочередную госпитализацию на плановую операцию, по которой есть очередь, признание призывников по медицинским показаниям непригодными к воинской службе, установление группы инвалидности, оказание медицинской помощи при отсутствии полиса обязательного медицинского страхования и внесение в акты освидетельствования заведомо ложных данных об отсутствии у водителей признаков опьянения.
8. Проведенное исследование выявило устойчивую региональную специфику, связанную с большей коррумпированностью социальной сферы Саратовской области по сравнению с Волгоградской. Для Саратовского региона характерны на только более широкие масштабы коррупции в образовании и здравоохранении, но и распространение фактов вымогательства взяток со стороны врачей и преподавателей.
9. Возникновению и развитию коррупции в социальной сфере способствует комплекс социально-экономических (в т.ч. низкий уровень заработной платы, недостаточная материальная оснащенность социальных учреждений), политических (прежде всего, отсутствие политической воли), правовых (отсутствие возможности привлечения к уголовной ответственности в связи с пробелами в законодательстве), организационных (отсутствие в лечебных учреждениях системы администраторов, отсутствие системы оплаты труда медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений в зависимости от объема оказанных платных услуг и др.) и психологических (обусловлены особенностями мотивации) причин и условий, каждое из которых следует учитывать при организации противодействия коррупции.
10. Противодействие коррупции в социальной сфере – это механизм, который представляет собой систему мер, предпринимаемых различными государственными органами власти, специальными службами, организациями и гражданами, состоящую из следующих трех элементов:

  • меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих соответствующей угрозе (профилактика в широком смысле);
  • меры по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию конкретных преступлений, выступающих своеобразным ядром данной угрозы (борьба);
  • меры по минимизации и (или) ликвидации ее последствий.

При конструировании системы мер противодействия коррупции необходимо учитывать, что коррупция – сложное криминальное явление, детерминированное множеством факторов самой различной природы (культурно-исторических, экономических, политических, организационно-управленческих, социально-психологических, идеологических и др.). Соответственно, антикоррупционная политика должна носить комплексный характер и реализовываться с помощью разнообразных общественных механизмов и правовых средств различной отраслевой принадлежности. Сокращение причин и условий, порождающих коррупционное поведение, необходимо подкреплять повышением риска коррупции (эффективным преследованием коррупционеров). При правовом противодействии коррупции целесообразно использовать комплекс правовых средств разнообразной отраслевой природы, обеспечивая их согласованное применение.
11. Ввиду несоответствия закону сложившейся практики привлечения к уголовной ответственности по ст. 290 УК РФ врачей и преподавателей, широкой распространенности и повышенной общественной опасности коррупционных злоупотреблений в сферах образования и здравоохранения, являющихся основанием для криминализации взяточничества врачей и преподавателей, необходимо внесение соответствующих изменений в УК РФ. Один из вариантов состоит в дополнении главы 25 УК РФ следующей нормой:
«1. Получение работником медицинского или образовательного учреждения, не являющимся должностным лицом, незаконного вознаграждения за выполнение работы или оказание услуги в сфере дошкольного, среднего или высшего образования либо медицинского обслуживания, входящих в круг служебных обязанностей такого работника, -
наказывается штрафом в размере от пятикратной до двадцатипятикратной суммы незаконного вознаграждения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Те же действия, совершенные путем вымогательства незаконного вознаграждения, -
наказываются штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы незаконного вознаграждения с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
12. Помимо указанной выше меры, в целях противодействия коррупции необходимо реализовать следующий комплекс мероприятий:

  • социально-экономические меры (повышение заработной платы врачам и учителям, издание Министерством здравоохранения РФ положения о премировании медицинских работников, оказывающих платные услуги, улучшение материально-технических условий оказания медицинской помощи и образовательных услуг населению, а также труда медицинских работников и работников сферы образования);
  • правовые меры (внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части корректировки определения коррупции, завершение работы по имплементации в российское законодательство норм международного права, заимствование ряда положений законодательства других государств);
  • психологические меры (повышение правовой культуры населения посредством информирования людей о негативных последствиях коррупции, проведения соответствующих акций и культурно-массовых; повышение уровня доверия населения правоохранительным органам, в том числе путем соответствующей рекламы в СМИ, обучения сотрудников правоохранительных органов психологическим приемам общения с населением; регулярное информирование в СМИ о мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений, о фактах раскрытых преступлений, показательных процессах; проведение профилактических бесед и семинаров с работниками образовательных и лечебных учреждений; ознакомление последних, а также студентов медицинских и педагогических учебных заведений с российскими и международными этическими документами);
  • организационные меры (введение системы администраторов лечебных учреждений; установка камер видеонаблюдения в медицинских и образовательных учреждениях; регулярный мониторинг коррупции; усиление контрольных функций руководства лечебных и образовательных учреждений; выделение средств на проведение профилактических антикоррупционных мер в каждой крупной больнице, в школах и вузах страны и обязательный контроль за их расходованием; устранение неопределенности в области осуществления государственных закупок; проведение комплексных проверок лечебных и образовательных учреждений правоохранительными органами, особенно по реализации национального проекта).

13. Реализация таких мер, как введение системы администраторов лечебных учреждений и издание положения о премировании медицинских работников, оказывающих платные услуги, предложена также в виде проектов нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения РФ.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нем осуществлен комплексный анализ современной системы противодействия коррупции в социальной сфере России, включающий исследование понятия коррупции, коррупционной преступности в социальной сфере, ее особенностей, детерминант, личности преступника, совершающего деяния коррупционной направленности в социальной сфере.
Теоретическое значение настоящей диссертации состоит также в том, что сформулированные в ней положения могут быть применены при разработке научных проблем российского и международного уголовного права, криминологии, при развитии концепции противодействия коррупции. Сформулированные в работе выводы и рекомендации могут быть использованы в ходе дальнейших научных исследований общих и частных проблем ответственности в уголовном праве, а также в процессе совершенствования уголовного, административного, гражданского и иного законодательства в области противодействия коррупции и практики его применения.
Результаты диссертационного исследования могут найти применение в процессе преподавания учебных курсов «Уголовное право РФ. Особенная часть» и «Криминология», а также дисциплин специализации по проблемам уголовной политики, экономической и коррупционной преступности.
Практическую значимость исследования определяют сделанные по его итогам выводы и конкретные предложения, направленные на противодействие коррупции в социальной сфере, которые могут быть восприняты как законодателем для развития новых направлений антикоррупционной политики, внедрения новых мер предупреждения коррупции и совершенствования уже имеющихся, так и правоприменителем. Основные выводы могут применяться государственными органами и институтами гражданского общества при построении эффективной системы предупреждения коррупции в сфере государственной службы, в том числе при разработке программ по предупреждению коррупции.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре уголовного и уголовно-исполнительного права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».
По результатам диссертационного исследования автором опубликовано 12 научных статей, в том числе две – в рецензируемых научных журналах и изданиях из Перечня, рекомендованного ВАК при Министерстве образования и науки РФ для опубликования основных научных результатов диссертаций.
Кроме того, выводы и рекомендации, сделанные в работе, докладывались автором на научных и научно-практических мероприятиях, включая ежегодные всероссийские научные конференции студентов, аспирантов и молодых ученых Саратовской государственной академии права (Саратовской юридической академии) (2006-2011 гг.), межрегиональную научно-практическую конференцию студентов, аспирантов, молодых ученых «Проблемы реализации и тенденции развития современного законодательства и права» (Саратов, 2006 г.), Третий всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива» (Москва, 2008 г.), международную научно-практическую конференцию «Современная юридическая наука и правоприменение (IV Саратовские правовые чтения)» (Саратов, 2011 г.), международную научно-практическую конференцию «Организованная преступность в XXI веке: проблемы теории и практики» (Волжский, 2011 г.), всероссийскую научно-практическую конференцию «Борьба с коррупцией: новые подходы и векторы современного развития» (Волгоград, 2011 г.), международную научно-практическую конференцию «Современное состояние и проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, юридической психологии» (Волгоград, 2012) и др.
Апробация результатов исследования осуществлялась также в рамках двух грантовых исследований, выполненных соискателем при поддержке Саратовского центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции (программы «Студенческие малые гранты», 2006-2007 гг., «Исследовательские проекты молодых ученых», 2010 г.).
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты используются в деятельности прокуратуры Волгоградской области, что подтверждается соответствующим актом внедрения.
Структура диссертации обусловлена целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность выбранной темы; определены цели и задачи исследования, его объект и предмет; методологический и эмпирический базисы; проведено обоснование научной новизны работы, ее теоретическая и практическая значимость; сформулированы основные положения, выносимые на защиты; указаны сведения о научно-практической апробации результатов проведенного диссертационного исследования.
Первая глава «Понятие и криминологическая характеристика коррупционной преступности в социальной сфере» состоит из трех параграфов. Первый параграф «Понятие коррупции и коррупционной преступности» посвящен анализу понятия коррупции как в научном правовом дискурсе, так и посредством критической оценки законодательного определения с выделением основных признаков данного феномена, из которых сконструировано авторское понимание коррупции и коррупционной преступности, сформирован перечень коррупционных преступлений.
Не вызывает сомнения, что понимание коррупции зависит от множества политических, экономических, культурных, мировоззренческих и иных факторов, чем и обусловлена научная дискуссия относительно анализируемого феномена как в российской, так и в зарубежной литературе.
Основные криминологические дефиниции указанного явления классифицированы в зависимости от 5 критериев:
1. В зависимости от взглядов на объективную сторону коррупционных деяний различаются узкий и широкий подходы. Представители первого (А.И. Долгова, В.Д. Малков, И.Н. Клюковская, Н.Ф. Кузнецова, Н.А. Лопашенко, Н.А. Егорова, В.А. Номоконов) определяют коррупцию через подкуп-продажность, т.е. двусторонние отношения противоправного обмена (сделку), тогда как сторонники широкого подхода  (В.Б. Волженкин, А.С. Горелик, Л.М. Колодкин, Н.И. Мельник, Г.К. Мишин, З.А. Незнамова,                   П.А. Кабанов, Г.А. Сатаров, М.И. Левин, М.Л. Цирик, А.Э Беницкий,                    Я.И. Гилинский, В.В. Лунеев, С.В. Максимов) рассматривают коррупцию через категорию злоупотребления, в объем которого включаются также и односторонние ее проявления, когда коррупционер и корруптёр совпадают в одном лице. Последняя точка зрения, воспринятая российским законодателем, в большей степени соответствует общественной потребности.
2. В литературе существуют мнения, что к коррупции относятся аморальные действия (Е.Л. Дубко, А.Г. Безверхов), тогда как другие исследователи включают в рассматриваемое понятие лишь нарушение норм права (С.В. Максимов, Н.А. Нокомонов). Представляется, что нарушения этических и моральных норм, несомненно, являются коррупционным поведением, доказательством чему служат изданные на различных уровнях и регулирующие разные сферы деятельности этические документы, в которых прямо закреплено, что они выступают нормативной базой противодействия коррупции.
3. Независимо от принадлежности к одной из приведенных выше групп исследователей, мнения ученых разделились по поводу включения в состав субъектов коррупции: а) только государственных и муниципальных должностных лиц (Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, П.А. Кабанов, Н.А. Егорова, А.И. Кирпичников, В.Д. Андрианов); б) должностных лиц, а также государственных и муниципальных служащих, не подпадающих под примечание 1 к статье 285 УК РФ (Е.В. Марьина, А.Е. Чуклинов, С.Г. Александров, В.Е. Эминов, Г.Ф. Хохряков, В.С. Комиссаров); в) должностных лиц, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях (А.И. Долгова, Н.Ф. Кузнецова, А.Л. Карабанов); г) всех публичных лиц (Г.К. Мишин, А.Э Беницкий, С.В. Максимов,  В.В. Лунеев, А.Я. Эстрин, Дж. Сентурия). Целям противодействия коррупции наиболее эффективно будет способствовать второй из обозначенных подходов, направленный на борьбу со злоупотреблениями чиновников, с одной стороны, не ограниченный лишь рамками уголовно-правового понимания должностных лиц, но и не допускающий расширительного толкования коррупции путем включения в нее деяний, исторически таковыми не являющихся.
4. В зависимости от мотива совершения коррупционных деяний выделяются 2 точки зрения: согласно первой из них коррупция характеризуется лишь корыстной заинтересованностью (Б.В. Волженкин, П.А. Кабанов, Г.А. Сатаров, М.И. Левин, М.Л. Цирик, А.Э Беницкий), тогда как представители другого подхода ориентируют на возможность совершения коррупционного деяния из иной личной заинтересованности (Н.А. Лопашенко, Г.К. Мишин, А.И. Долгова, А.Г. Кибальник, С.В. Максимов, Н.В. Хлонова).
Вторая точка зрения, хоть и не воспринята законодателем, наиболее рациональна и отвечает потребностям практики, поскольку коррупционные отношения часто не имеют имущественной окраски, в их основе могут лежать интересы  нематериального характера, такие как предоставление взаимной услуги, продвижение на вышестоящую должность и пр.
5. Концептуально коррупция учеными понимается либо как явление с определенными присущими ему признаками (Г.К. Мишин, Б.В. Волженкин, П.А. Кабанов, Н.Ф. Кузнецова, С.В. Максимов, А.И. Кирпичников, А.Г. Безверхов, Я.И. Гилинский), либо как совокупность правонарушений (В.В. Астанин, В.А. Нокомонов), либо как совокупность преступлений (Г.А. Сатаров, М.И. Левин, М.Л. Цирик, А.И. Долгова, Н.Ф. Кузнецова, Н.А. Егорова). В то же время, поскольку в ряду приведенных выше терминов самым широким является коррупция, а правонарушение (еще уже – преступление) – одна из форм её проявления, смешивание названных понятий недопустимо.
С принятием 25 декабря 2008 г. Федерального закона «О противодействии коррупции» в России впервые официально закреплено определение рассматриваемого феномена, что очень важно для выработки последовательных мер противодействия его проявлениям. Однако, несмотря на позитивные сдвиги в законодательном урегулировании обозначенного вопроса, необходимо отметить положения, которые вряд ли будут способствовать эффективности достижения целей борьбы с коррупцией.
Во-первых, по сути неправильно раскрывать понятие сложного социального явления через перечень правонарушений, в данном случае – преступлений коррупционной направленности, к тому же не исчерпывающий. В названном законе произошла подмена понятий «коррупция» и «правонарушение (преступление) коррупционной направленности», которые должны строго разделяться.
Во-вторых, в предложенном законодателем определении наряду с другими составами преступлений бросается в глаза ранее неизвестная закону формулировка «злоупотребление служебным положением», в то время как в уголовном законодательстве имеется состав преступления «злоупотребление должностными полномочиями».
В-третьих, не оправдана логикой формулировка «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения» после перечисления деяний, совершаемых с использованием не должностного, а более широкого по объёму служебного положения.
В-четвертых, существенное возражение вызывает закрепленная в законе цель совершения коррупционных преступлений, сведенная только к корысти.
В-пятых, в понятие коррупции необоснованно включены отношения, складывающихся между частными лицами и организациями, ставить которые в один ряд со взяточничеством должностных лиц недопустимо, поскольку такая трактовка приводит к смещению акцентов в борьбе с коррупцией, гонке правоохранительных органов за показателями выявляемости преступлений коррупционной направленности за счет регистрации мошенничества и присвоения, совершенных руководителями коммерческих организаций.
Выделив с учётом изложенного основные признаки, автор выносит на защиту собственное определение коррупции (см. п. 1 положений, выносимых на защиту), исходя из которого сформировано понятие коррупционной преступности как социально-правового исторически изменчивого негативного массового уголовно-наказуемого явления, слагающегося из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, посягающих на интересы государственной и муниципальной власти и выражающихся в злоупотреблении государственными и муниципальными служащими своим публичным статусом (служебными полномочиями, авторитетом занимаемой должности) из корыстной или иной личной заинтересованности.
Кроме того, диссертантом сформулирован перечень преступлений коррупционной направленности, отвечающий потребностям практики и целям борьбы с наиболее общественно-опасными и социально-значимыми деяниями (см. п. 2 положений, выносимых на защиту).
Во втором параграфе «Понятие коррупционной преступности в социальной сфере» излагается основной понятийный аппарат по теме работы.
С учетом основных существующих в научной литературе подходов к пониманию социальной сферы выделяются ее существенные признаки:
а) это специфическая область общественных отношений;
б) указанные отношения складываются между взаимодействующими субъектами, одним из которых выступает гражданин России, другим – работник социальной сферы, в том числе государственный и муниципальный служащий;
в) рассматриваемые отношения складываются по поводу удовлетворения социальных потребностей граждан, в том числе в получении образования, медицинской помощи, реализации творческого потенциала и т.д.;
г) основными компонентами социальной сферы являются образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание, общественное питание, пассажирский транспорт, связь.
Поскольку в рамках диссертационного исследования всю социальную сферу охватить невозможно, что обусловлено огромным числом входящих в нее компонентов и неопределенностью их точного перечня, в работе рассмотрена проблема коррупции в основных, наиболее важных и показательных секторах социальной сферы – образовании и здравоохранении, отраслях, в широкой степени подверженных коррупции, где анализируемая проблема стоит наиболее остро и непосредственно отражается на возможности реализации гражданами их конституционных прав.
С учётом изложенных в предыдущем параграфе особенностей дано понятие коррупционной преступности в социальной сфере (см. п. 3 положений, выносимых на защиту).
В третьем параграфе «Криминологическая характеристика коррупционной преступности в социальной сфере» рассмотрены основные количественные (состояние, динамика) и качественные (структура, характер) показатели преступности обозначенного вида.
Как на федеральном уровне, так и в анализируемых субъектах Российской Федерации за последние 10 лет прослеживается тенденция к росту официально зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, треть которых составляют деяния, предусмотренные главой 30 УК РФ. Пик зарегистрированной коррупционной преступности приходится 2008 год – начало активной антикоррупционной кампании в стране.
Основная криминологическая характеристика коррупционной преступности в Волгоградской и Саратовской областях представлена в п. 5 положений, выносимых на защиту.
Вторая глава «Криминологический анализ коррупционной преступности в социальной сфере» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Причины и условия коррупционной преступности в социальной сфере» анализируются основные социально-экономические, политические, правовые, организационные, психологические и исторические детерминанты коррупционной преступности в социальной сфере.
Специфическими для коррупции изучаемого вида причинами и условиями являются низкий уровень зарплаты врачей и преподавателей; недостаточная обеспеченность лечебных учреждений необходимыми бесплатными лекарствами, средствами гигиены и иными принадлежностями, образовательных учреждений - компьютерами, бесплатной литературой; отсутствие возможности привлечения к уголовной ответственности в связи с пробелами в законодательстве ввиду того, что за совершение ряда деяний коррупционной направленности, совершаемых рядовыми врачами и преподавателями, уголовная ответственность не предусмотрена; проблемы доказывания, которые особенно остро проявляются именно в названных сферах, наиболее латентных; особенности мотивации совершения преступлений; отсутствие в лечебных учреждениях системы администраторов, отсутствие системы оплаты труда медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений в зависимости от объема оказанных платных услуг и множество других.
Второй параграф «Личность преступника и мотивация совершения преступлений» посвящен изучению основных  социально-демографических характеристик коррупционеров и корруптёров в сферах образования и здравоохранения, а также мотивации совершения общественно-опасных деяний указанными лицами (основные выводы представлены в п. 6 положений, выносимых на защиту).
В этом же параграфе рассмотрена уголовно-правовая проблема обоснованности отнесения преподавателей и врачей к категории должностных лиц.
Представляется, что позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 19 от 16.10.2009 об отнесении врачей, выдающих больничные листы, к числу должностных лиц не соответствует действующему уголовному законодательству. Имеющаяся в России практика признания должностными лицами преподавателей, принимающих текущие экзамены и зачеты (вне ГАК), противоречит как уголовному законодательству, так и указанному выше постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
В то же время, поскольку широкая распространенность и повышенная общественная опасность коррупционных злоупотреблений в сферах образования и здравоохранения является основанием для криминализации взяточничества врачей и преподавателей, необходимо внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, один из вариантов которых состоит в дополнении кодекса нормой, указанной в п. 11 положений, выносимых на защиту.
В третьем параграфе «Особенности коррупции в социальной сфере», в том числе на основании изложенных ранее понятийного аппарата, криминологической характеристики, причин совершений преступлений и особенностей личности преступника, рассматриваются особенности коррупции в социальной сфере, которые тезисно обозначены в п. 4 положений, выносимых на защиту.
Третья глава «Меры противодействия коррупции в социальной сфере» состоит из двух параграфов.
Первый параграф «Понятие противодействия. Система мер противодействия коррупционной преступности в социальной сфере» раскрывает центральное понятие для диссертации – противодействие, а также дает общее представление о классификациях и системе мер противодействия.
Следует иметь в виду, что термин «противодействие» шире категории «борьба» и охватывает закрепленный в Федеральном законе «О противодействии коррупции» механизм, который представляет собой систему мер, состоящую из трех следующих элементов:
- по выявлению и устранению причин и условий, способствующих соответствующей угрозе (профилактика в широком смысле);
- по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию конкретных преступлений, выступающих своеобразным ядром данной угрозы (борьба);
- по минимизации и (или) ликвидации ее последствий.
В то же время первостепенное значение в противодействии любому виду преступности должно уделяться именно ее предупреждению в целях недопущения совершения новых преступлений и, как следствие, порождаемых ими общественно-опасных последствий.
При конструировании системы мер противодействия, в том числе профилактики, коррупции необходимо учитывать, что коррупция – сложное криминальное явление, детерминированное множеством факторов самой различной природы (культурно-исторических, экономических, политических, организационно-управленческих, социально-психологических, идеологичес-ких и пр.). Соответственно, антикоррупционная политика должна носить комплексный характер и реализовываться с помощью разнообразных общественных механизмов и правовых средств различной отраслевой принадлежности,  отдавая первостепенное значение общепревентивным подходам. Одновременно сокращение причин и условий, порождающих коррупционное поведение, необходимо подкреплять повышением риска коррупции (эффективным преследованием коррупционеров).
С учетом рассмотренного ранее комплекса причин и условий, детерминирующих коррупцию в социальной сфере, предлагается следующая система специально-криминологических мер противодействия коррупционным преступлениям в здравоохранении и образовании:
1) комплекс мер социально-экономического характера;
2) комплекс правовых мер, среди которых считаем целесообразным отдельно выделить уголовно-правовые меры;
3) комплекс психологических (идеологических, культурно-воспитательных) мер;
4) разработка и внедрение сильной государственной политики в области противодействия коррупции в социальной сфере (комплекс организационных мер).
Во втором параграфе «Комплекс специальных мер противодействия коррупционной преступности в социальной сфере» предложены конкретные меры противодействия коррупционной преступности в сферах образования и здравоохранения, в том числе:
- повышение заработной платы врачам и преподавателям;
- введение оплаты труда медицинскому персоналу лечебно-профилактических учреждений в зависимости от объема оказанных платных услуг (разработан проект соответствующего приказа Минздрава РФ);
- улучшение материально-технических условий оказания медицинской помощи и образовательных услуг населению, а также труда работников социальной сферы;
- дополнение главы 25 УК РФ специальным составом, предусматривающим уголовную ответственность медицинских работников и преподавателей за получение незаконного вознаграждения (см. п. 11 положений, выносимых на защиту);
- внесение изменений в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части корректировки определения коррупции;
- реформирование административного законодательства России в части заимствования положений законодательства других государств;
- повышение правовой культуры населения посредством информирования людей о негативных последствиях коррупции, проведения различных акций и культурно-массовых мероприятий под лозунгом «Нет коррупции»;
- повышение уровня доверия населения правоохранительным органам, в том числе посредством обучения их сотрудников психологическим приемам общения с населением;
- знакомство сотрудников образовательных лечебных учреждений, а также студентов медицинских и педагогических учебных заведений с российскими и международными этическими кодексами документами;
- введение системы администраторов лечебных учреждений, что позволит эффективно бороться с таким проявлением коррупции в медицине, как оплата услуг «в карман» врачу (разработан проект соответствующего приказа Минздрава РФ).
В заключении диссертации сформулированы основные выводы и положения, наиболее значимые из которых изложены в тексте настоящего автореферата.
В приложениях приведены проекты нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения РФ, а также результаты социологического опроса.
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в следующих опубликованных работах автора:
1) статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России для опубликования основных научных результатов диссертаций:

  1. Плохов С.В. К вопросу об эффективности уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в социальной сфере // Власть. – 2011. – №10. – С. 104-106 (0,3 п.л.);
  2. Плохов С.В. Преподаватель как субъект должностных преступлений // Законность. – 2012. – №4. – С. 60-65 (0,4 п.л.);

 
2) статьи, опубликованные в других изданиях:

  1. Плохов С.В. Врачи как субъекты должностных преступлений // Проблемы реализации и тенденции развития современного законодательства и права: межрегион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых (20 апреля 2006 г.) / под ред. П.Г. Великородного. – Саратов, 2006. – Вып. 1. – С. 75-77 (0,1 п.л.);
  2. Плохов С.В. Коррупция в сфере оказания медицинских услуг населению г. Саратова // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований / под ред. Н.А. Лопашенко. – Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2008. – Вып. 3. – С. 66-74 (0,7 п.л.);
  3. Плохов С.В. Коррупция в сфере оказания медицинских услуг // Сборник тезисов работ участников Третьего Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». – М., Государственная Дума ФС РФ, НС «Интеграция», 2008. – С. 434-435 (0,05 п.л.);
  4. Плохов С.В. Проблемы уголовной ответственности за коррупционные преступления в сфере здравоохранения // Противодействие современной преступности: оценка эффективности уголовной политики и качества уголовного закона: сб. науч. тр. / под ред. Н.А. Лопашенко. – Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2010. – С. 166-171 (0,3 п.л.);
  5. Плохов С.В. Эффективность уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в социальной сфере // Современная юридическая наука и правоприменение (IV Саратовские правовые чтения): сб. тезисов докладов (по материалам междунар. науч.-практ. конф., г. Саратов, 3–4 июня 2011 г.) / [редкол.: О.С. Ростова (отв. ред.) и др.]. – Саратов: изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. – С. 377-378 (0,2 п.л.);
  6. Плохов С.В. Особенности прокурорского надзора за разрешением сообщений о преступлениях и расследованием уголовных дел коррупционной направленности // Организованная преступность в XXI веке: проблемы теории и практики: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (22 апреля 2011 г.). – М.: Междунар. юрид. ин-т, 2011. – С. 54-59 (0,3 п.л.);
  7. Плохов С.В. Противодействие коррупции в социальной сфере: региональная специфика (на примере Волгоградской и Саратовской областей) // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований / под ред. Н.А. Лопашенко. – Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2011. – Вып. 6. – С. 210-219 (0,8 п.л.);
  8. Плохов С.В. Проблемы уголовной ответственности за коррупционные преступления в сфере здравоохранения // Борьба с коррупцией: новые подходы и векторы современного развития: материалы всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию со дня принятия Конвенции ООН против транснац. организ. преступности от 15 нояб. 2000 г.  (г. Волгоград, 15-25 нояб. 2010 г.). / [редкол.: В.В. Чуриков (отв. ред.) и др.]. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 2011. – С. 61-68 (0,3 п.л.);
  9. Плохов С.В. Причины и условия, способствующие совершению преступлений коррупционной направленности в сфере образования // Проблемы реализации уголовного и уголовно-процессуального законодательства на современном этапе: всероссийская научно-практическая конференция, 8-9 декабря 2011 г., материалы конференции. – Волгоград: Изд-во ИП Поликарпов И.Л., 2012. – С. 30-40 (0,6 п.л.);

12. Плохов С.В. К вопросу о понятии коррупции в Российском законе // Современное состояние и проблемы уголовного и уголовно-процессуального права, юридической психологии: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 13–14 дек. 2012 г.) / сост.: Л.В. Лобанова, Н.В. Висков, Л.Н. Ларионова. – Волгоград: изд-во ВолГУ, 2012. – С. 290-298 (0,3 п.л.).
 
Общий объем публикаций составляет 4,3 п.л.

 
[1] См.: Образование и коррупция [Электронный ресурс]. - URL:  http://www.anti-corrupcioner.ru/node/19 (дата обращения: 17.10.2012).
[2] См.: Объем коррупции в образовании в 2010 году составил 12 млрд. рублей [Электронный ресурс]. - URL: http://www.s-pravdoy.ru/protiv-korrupcii/8932-2011-04-27-13-41-05.html (дата обращения: 19.06.2012).
[3] См.: Врачи и учителя – главные взяточники в России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mk.ru/politics/russia/article/2011/06/14/597260 (дата обращения: 20.11.2012).
[4] См., например, детальный библиографический обзор: Коррупция: библиографический указатель. М.: Академия управления МВД России, 2009. – 92 с.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0