2013avtoref145

Аватар пользователя ideolog
Балебанова Татьяна Александровна
 
11 апреля 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Современное состояние коррупции в здравоохранении России и меры ее предупреждения: криминологическое исследование» (специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.123.01
 
Сноска на автореферат:
 
Балебанова Т.А. Современное состояние коррупции в здравоохранении России и меры ее предупреждения: криминологическое исследование: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 31.
 
Ознакомиться с другими авторефератами Вы можете в разделе Авторефераты диссертаций по юридическим наукам сайта «Правовые технологии»
 
Текст автореферата диссертации:
                                                                                                                                                                                                                         
                                        На правах рукописи
 
 
 
Балебанова Татьяна Александровна
 
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ    РОССИИ И МЕРЫ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
 
 
 
12.00.08 – Уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
 
 
 
 
 
                                           
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
Москва - 2013
Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет
 имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
 
 
Научный руководитель           доктор юридических  наук, профессор,
                                                     Заслуженный деятель науки РФ                                                     
                                                     Мацкевич Игорь Михайлович
 
Официальные оппоненты:      Астанин Виктор Викторович,    
                                                     доктор юридических наук, доцент, 
                                                     ФГБОУ ВПО «Российская правовая
                                                     академия Министерства юстиции РФ»,        
                                                     проректор – директор НИИ
                                                           
                                                     Муслов Борис Валерьевич,
                                                     кандидат юридических наук,
                                                     НОУ ВПО «Российский новый университет»,
                                                     заведующий   кафедрой здравоохранительного
                                                     права
 
Ведущая организация              ФГАУ ВПО «Казанский (Приволжский)
                                                     федеральный университет»
 
Защита состоится 11 апреля 2013 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.01, созданного на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9, зал диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
 
Автореферат разослан  «___» марта 2013 года.
 
 
 
Ученый секретарь диссертационного совета,
доктор юридических наук,
профессор                                                                                                 Г.А. Есаков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы диссертационного исследования. В России проблема коррупции весьма актуальна, что подтверждается данными 17-го «Индекса восприятия коррупции»[1] - исследования 2012 года, проведенного  международной неправительственной организацией по противодействию коррупции «Международная прозрачность» (Transparency International) - Россия набрала 28 баллов и заняла 133-е место из 176 возможных[2].
В соответствии  со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537[3], преступные посягательства, связанные с коррупцией, отнесены к основным источникам угроз национальной безопасности.
Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение.
Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, высокий уровень жизни всех представителей общества, равные возможности для удовлетворения бытовых условий жизни и трудовой деятельности разных социальных слоев. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства.
На основании и во исполнение международных правовых актов в Российской Федерации был принят ряд федеральных и региональных законов и подзаконных актов, посвященных вопросам противодействия коррупции. Однако с учетом таких факторов, как постоянная видоизменяемость и высокая степень латентности коррупции, предусмотреть всеохватывающий и долгосрочный план борьбы с ней к настоящему времени еще не удалось. Более того, коррупция в здравоохранении имеет тенденцию к росту, во многом опережая в своем развитии принимаемые государством антикоррупционные меры.
Актуальность избранной темы определяется тем, что криминологическое исследование коррупции в здравоохранении позволит прежде всего выявить недостатки в организации деятельности по охране здоровья и тем самым повысить эффективность решения государственной задачи по увеличению активной продолжительности жизни населения. Кроме того, комплексное рассмотрение особенностей развития коррупционных отношений в здравоохранении является важным шагом к повышению эффективности осуществляемых государством антикоррупционных мер, направленных не только на предупреждение распространения коррупции в обществе, но и в целом на сохранение жизни и здоровья граждан.
Цель диссертационного исследования состоит в оценке эффективности нормативно-правовой базы по противодействию коррупции в здравоохранении, установлении негативных закономерностей, связанных с ее проявлениями, и разработке научно-практических предложений и рекомендаций, направленных на предупреждение распространения коррупционных преступлений  в здравоохранении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  • исследовать коррупцию в здравоохранении России с позиций криминологической науки;
  • выявить структуру коррупционной преступности в здравоохранении;
  • охарактеризовать лиц, совершающих коррупционные преступления в здравоохранении,    и    разработать     типологию      личности       преступника -
коррупционера в здравоохранении;
  • раскрыть        понятие       жертвы    коррупционного      преступления    в 
здравоохранении;
  • определить условия и причины, способствующие формированию и развитию преступной коррупции в здравоохранении;
  • сформировать комплекс мер по предупреждению коррупционных преступлений, совершаемых в здравоохранении.
Объектом исследования выступают сложившиеся в сфере здравоохранения России общественные отношения, связанные с нарушением правовых норм и морально-этических предписаний, выражающиеся в совершении коррупционных преступлений как медицинскими работниками, занимающими определенное должностное положение, так и рядовыми медицинскими работниками.
Предметом исследования являются коррупционные преступления как акты единичного коррупционного противозаконного поведения и коррупционная преступность как массовая совокупность соответствующих преступлений, а также негативные социальные явления, сопутствующие этим процессам.
       Методологическую основу  исследования составили диалектический, статистический и сравнительно-правовой методы познания. Кроме того,  широкое применение в работе получил  социологический метод – опрос в виде анкетирования различных категорий респондентов.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили положения криминологической науки, уголовного права, социологии, психологии, представленные в трудах  отечественных ученых Ю.М. Антоняна,    Г.А. Аванесова, В.В. Астанина, И.Я. Богданова, С.В. Бородина, В.Н. Бурлакова,        К.В. Вишневецкого,    А.К.   Возженкова,   Б.С.    Волкова,   Е.А.   Горобец,  А.И. Долговой, В.Г. Ившина, К.Е. Игошева, П.А. Кабанова, И.И. Карпеца,   А.И.  Кирпичникова,   В.Н. Кудрявцева,    Н.Ф.  Кузнецовой,   В.В. Лунеева, С.В. Максимова, А.Б. Малюткина, Г.М. Мишина, А.В. Наумова, Д.В. Ривмана, В.Е. Эминова и  других.
Нормативную основу исследования составляют международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), федеральные и региональные законы и подзаконные нормативные правовые акты, в том числе внутриведомственного и межведомственного характера, касающиеся правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения.
Эмпирической базой диссертационного исследования послужили данные статистической отчетности Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Информационного центра Главного управления внутренних дел Саратовской области и Управления судебного департамента при Верховном суде РФ Саратовской области, данные Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел РФ, Главного управления Следственного комитета РФ по Самарской области, а также результаты проведенного автором в 2008-2012 годах социологического опроса, посвященного исследованию общественного мнения по проблеме коррупции и осуществлению мер по предупреждению коррупционных преступлений в здравоохранении. В анкетировании приняло участие  228 человек: пациенты,  проходившие амбулаторное или стационарное лечение в учреждениях здравоохранения  Северо-Западного и Северо-Восточного административных округов города Москвы; медицинские работники учреждений здравоохранения; студенты Российского национального исследовательского медицинского университета им Н.И. Пирогова (РНИМУ) и Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ); работники правоохранительных органов и жители Москвы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит  в том,  что  на монографическом уровне проведено одно из первых комплексных  криминологических исследований коррупции в здравоохранении в условиях современной России.
 
Основные положения, выносимые на защиту
 
1. Разграничены формы и виды коррупции, дана характеристика каждого выделенного элемента. Приведена классификация коррупционных преступлений, совершаемых в здравоохранении, с подразделением всех коррупционных преступлений на три группы:
  1. коррупционные преступления, непосредственно связанные с  должностной деятельностью медицинских работников;
  2. коррупционные преступления, связанные с отношениями собственности в здравоохранении;
  3. коррупционные преступления медицинских работников, непосредственно связанные с медицинской деятельностью.
2. Дано авторское определение коррупции в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам  общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.
3. Установлена сложная структура субъектного состава коррупционеров, поскольку не каждый работник здравоохранения может быть субъектом коррупционного преступления. К признакам, используемым автором для установления статуса должностного лица в сфере здравоохранения, относятся следующие:
  • работа в медицинской организации вне зависимости от ее формы собственности;
  • осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в данной медицинской организации;
  • исполнение указанных функций либо на постоянной основе, либо временно или по специальному полномочию;
  • осуществление медицинской деятельности;
  • оказание медицинской помощи.
4. В результате исследования автором установлено, что большинство коррупционных преступлений в здравоохранении совершено лицами мужского пола, имеющими следующие характерные черты:
  • низкий уровень  правосознания, выражающийся в умышленном нарушении уголовно-правовых норм;
  • завышенная самооценка и ослабленный контроль за собственным поведением;
  • на первый план всегда выступает стяжательство и личное обогащение, интересы как отдельных граждан, так и общества в целом принижены;
  • отсутствие рецидива.
5. На основании проведенного исследования предложен следующий обобщенный криминологический портрет коррупционера в сфере здравоохранения: мужчина среднего возраста, с высшим медицинским образованием, как правило, имеющий семейные традиции врачебного дела, занимает высокое должностное положение, пользуется авторитетом среди коллег, имеет семью, в то же время не испытывает сочувствия к пациентам, уверен в том, что главное – это материальный достаток, использует должностное положение в корыстных целях, к уголовной ответственности не привлекался.
6. Причины и условия, порождающие коррупционные преступления в здравоохранении, классифицированы на шесть групп:
  1. экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.);
  2. политические    (неразвитость     института    общественного     контроля,
недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении  в   медицинских ВУЗах и др.);
  1. социальные (несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.);
  2. организационные (недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, принятие решений, несогласованных с представителями профессионального круга медицинских работников, низкий уровень профессионализма сотрудников правоохранительных органов, не умеющих выявить и расследовать преступления в здравоохранении, общее недоверие населения к правоохранительной системе, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении);
  3. правовые (наличие в законодательстве коррупционных норм и правовых пробелов);
  4. нравственно-духовные (преломление норм морали, общее одобрение девиантного коррупционного поведения и др.).
7. Установлено, что коррупционное поведение медицинского работника во многом предопределено поведением жертвы. Жертва коррупционного поведения определяется автором как физическое или юридическое лицо, равно как и группа лиц, которому (или которым) коррупционной деятельностью был причинен физический, материальный, моральный либо репутационный вред или в отношении которого (которых) была создана опасность причинения такого вреда. При этом важно отметить, что жертвой коррупционных преступлений в здравоохранении, как правило, является физическое лицо, которое нуждается в медицинской помощи и обратилось за ней в соответствующее медицинское учреждение.
Поведение   жертвы   коррупционных   преступлений   в   здравоохранении
может быть нейтральным, позитивным или негативным.
Применительно к коррупции в здравоохранении выделяются несколько видов виктимности: индивидуальная, групповая и массовая; объективно-видовая и субъективно-видовая; виновная и невиновная.
8. Доказано, что коррупционная преступность в здравоохранении носит неперсонифицированный, анонимный, массовый характер. Жертвы изученных преступлений обладают, как правило, невиновным поведением и находятся в прямой или опосредованной угрозе причинения вреда от одного или нескольких актов преступной коррупции.
9. Общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении разработаны применительно к сферам жизнедеятельности общества,  в которых  они должны реализовываться:
  • в сфере социально-экономических отношений – это проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов, в том числе в здравоохранении;
  • в сфере политических отношений – укрепление государственности; усиление демократических начал; развитие общественного контроля; развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти;
  • в духовной сфере общественной жизни – внедрение механизмов антикоррупционного воспитания населения; развитие идей социальной справедливости;
  • в сфере интеллектуальных технологий и научного развития - выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении; постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;
  • в правовой сфере - четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции; искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права; постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов.
10.     К       специально-криминологическим       мерам       предупреждения
коррупционных преступлений в здравоохранении отнесены следующие:
  • разработка и применение новых образовательных стандартов и методик с целью повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, а также  с целью выработки ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников;
  • совершенствование системы оплаты труда медицинских работников;
  • внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения;
  • безусловная открытость деятельности медицинских учреждений;
  • развитие культуры соблюдения этических принципов медицинскими работниками, включая разработку и принятие единого Кодекса врачебной этики;
  • организационный контроль за медицинской деятельностью;
  • информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав;
  • реализация мер виктимологической профилактики.
11. Предложено внести изменения в статью 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также – УК РФ), указав в дополнительном пункте 6 Примечания к данной статье, что к должностным лицам приравниваются медицинские работники, а также в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, изложив часть 1 в следующей редакции: «Использование лицом, выполняющим функции в коммерческой или иной  организации, а также медицинским работником своих полномочий …».
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что проведенное исследование, по мнению автора, способствует углублению криминологического знания в области характеристики и классификации коррупции в здравоохранении на основе сравнительного анализа с коррупцией в стране в целом.
        Практическая значимость исследования  определяется реализацией результатов исследования при дальнейшем совершенствовании антикоррупционного законодательства, разработке методических рекомендаций по выявлению коррупционных преступлений в здравоохранении, развитию в России механизма предупреждения коррупции и защиты прав пациентов, а также при разработке государственных программ по противодействию коррупции в здравоохранении и проведению контрольно-профилактических мероприятий на уровне отдельных медицинских учреждений.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре криминологии и уголовно-исполнительного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), где  проходило ее обсуждение и рецензирование. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 11  статей в научных журналах и сборниках, общим объемом 4,9 п.л. (в том числе 5  статей  -  в журналах,   рекомендуемых  ВАК  РФ). Отдельные положения диссертации изложены на Международном конгрессе по здравоохранительному праву стран СНГ и Восточной Европы, проходившем в городе Москве (ноябрь, 2012 год); пятой Международной научно-практической конференция «Право как основа современного общества» (Москва, 2012 год); восьмой Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Традиции и новации в системе современного российского права» (Москва, 2009 год).
17 мая 2012 года автор принял участие в работе круглого стола по теме «Противодействие коррупции: национальные и международные правовые инструменты», проводившегося в рамках Второго Петербургского Международного юридического форума.
Структура диссертации определяется целью, задачами и предметом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
                                   
 
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется ее научная новизна, раскрывается содержание целей, задач, объекта и предмета исследования, теоретическая, методологическая, эмпирическая и нормативная основы, а также формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.
Первая глава «Общая характеристика коррупции в здравоохранении» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Понятие коррупции как социально-правового явления» автором осуществлен анализ различных подходов (как отечественных, так и зарубежных) к определению коррупции, раскрываются признаки коррупции как негативного социально-правового явления, а также  приводится классификация форм коррупции на этические отклонения и правонарушения, которые, в свою очередь, подразделяются на четыре вида: дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты, административные проступки и коррупционные преступления.
Во втором параграфе «Состояние, структура и динамика коррупционной преступности в здравоохранении» аргументируется вывод о серьезных масштабах поражения сферы здравоохранения коррупцией.
На основании проведенного анализа предложено авторское определение коррупции в здравоохранении, под которой понимается повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам  общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.
Диссертантом исследуется особый правовой статус субъекта коррупционного преступления в здравоохранении. По результатам проведенной аналитической работы предлагается внести изменения в статью 285 Уголовного кодекса Российской Федерации путем указания в дополнительном пункте 6 Примечания к данной статье, что к должностным лицам приравниваются медицинские работники, а также предлагается изменить редакцию статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, изложив часть 1 в следующем виде: «Использование лицом, выполняющим функции в коммерческой или иной  организации, а также медицинским работником своих полномочий …».
Автором систематизированы и раскрыты криминологические признаки, являющиеся общими для всех коррупционных преступлений в здравоохранении:
  • особый субъектный состав;
  • прямая связь преступного деяния со статусом медицинского работника и выполняемыми должностными обязанностями;
  • использование служебного положения вопреки врачебной этике, интересам лечебного учреждения и пациента;
  • наличие у преступника исключительно корыстного мотива и  ориентации на использование служебного положения медицинского работника   для   удовлетворения личных интересов;
  • совершение преступления с прямым умыслом;
  • высокая степень латентности.
На основании приведенных признаков вся совокупность коррупционных преступлений, совершаемых в здравоохранении, классифицируется на три группы преступлений в зависимости от объекта преступного посягательства.
1. Коррупционные      преступления,      непосредственно      связанные      с
медицинской деятельностью: «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации» (статья 120 УК РФ); «Оставление в опасности» (статья 125 УК РФ); «Незаконное помещение в психиатрический стационар» (статья 128 УК РФ); «Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ» (статья 233 УК РФ); «Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью» (статья 235 УК РФ); «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил» (статья 236 УК РФ).
  1. Коррупционные преступления, связанные с отношениями собственности в здравоохранении: «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения» (часть 3 статья 159 УК РФ); «Присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения» (часть 3 статьи 160 УК РФ); «Вымогательство» (статья 163 УК РФ).
  2. Коррупционные преступления, непосредственно связанные с должностной деятельностью медицинских работников: «Злоупотребление полномочиями» (статья 201 УК РФ), «Коммерческий подкуп» (статья 204 УК РФ), «Злоупотребление должностными полномочиями» (статья 285 УК РФ), «Нецелевое расходование бюджетных средств» (статья 285.1 УК РФ), «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов» (статья 285.2 УК РФ); «Превышение должностных полномочий» (статья 286 УК РФ); «Получение взятки» (статья 290 УК РФ); «Дача взятки» (статья 291 УК РФ); «Служебный подлог» (статья 292 УК РФ); «Халатность» (статья 293 УК РФ), «Самоуправство» (статья 330 УК РФ).
Руководствуясь данными статистической отчетности, автором демонстрируется динамика коррупционной преступности работников системы здравоохранения за 2009-2010 годы в городе Москве и в России в целом. Приведенные статистические данные показывают, что в сфере здравоохранения за 2010 год прироста коррупционной преступности в Москве и в России не произошло. Это может указывать как на повышение эффективности принимаемых государством мер  борьбы с коррупцией, так и на рост латентных коррупционных преступлений  в рассматриваемой сфере.
Автором обозначаются основные формы коррупционных преступлений в здравоохранении, выявленные по результатам обработки статистических данных следственной и судебной практики по некоторым регионам России за период с 2008 по 2011 год. Таковыми являются: взяточничество при оказании  медицинских услуг населению и оформления официальных документов; противоправные действия при проведении государственных и муниципальных закупок медицинского оборудования и лекарственных средств; мошенничество в использовании врачами казенного помещения и оборудования для нелегального приема пациентов; злоупотребление должностными полномочиями при расходовании денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на совершенствование медицинской деятельности; нарушение порядка проведения клинических исследований.
Приводится многоуровневая структура коррупционных связей в здравоохранении, на основании которой формулируются существенные особенности преступной коррупции в исследуемой сфере. При этом такая структура складывается на основании следующих видов деятельности медицинских работников:
  • оказание специфических услуг, связанных со здоровьем людей;
  • принятие решений о жизни и смерти человека в критических ситуациях;
  • заведомо зависимая роль больного от врача как от человека, в руках которого находится его жизнь;
  • сложная связь больного с врачом через родственников и знакомых;
  • специфика деятельности медицинского учреждения;
  • закупка и установка очень дорогого современного медицинского оборудования.
Вторая глава «Основные коррупциогенные факторы в здравоохранении» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Причины и условия, порождающие  коррупцию  в
здравоохранении» отмечается, что в одних случаях одно и то же обстоятельство может выступать в качестве причины, а в других – в качестве условия, поэтому для установления обстоятельств, продуцирующих коррупционную преступность в здравоохранении, детерминанты преступности исследуются раздельно. При этом в сравнительном виде даются их различия, а также анализируются уровни взаимосвязей между ними.
В качестве источников причин преступности рассматриваются социальные  противоречия, многие из которых имеют длительный характер. Так, в России условиями коррупционных преступлений в здравоохранении автор видит объективно существующие противоречия в экономической, политической, нравственной, духовной и социальной сферах жизни общества.
Все причины коррупционных преступлений подразделяются на четыре группы:
1) экономические, которые автором классифицированы на следующие:
  • выделение недостаточных бюджетных средств на повышение заработной платы работников здравоохранения;
  • неравномерное распределение условий оплаты труда работников здравоохранения, выражающееся в существенном отличии величины доходов между различными медицинскими работниками, в результате чего невозможно выделить даже несколько 20-ти процентных групп со схожими показателями оплаты труда;
  • материальное положение медицинских работников не обеспечивает реализацию даже основных жизненных потребностей;
2) организационные, в число которых включены:
  • недостаточный контроль за функционированием и развитием системы учреждений здравоохранения со стороны органов государственной власти;
  • продолжающееся   несистемное,   без   учета  мнения профессиональных
ассоциаций работников здравоохранения, реформирование  здравоохранения   в
России;
  • не соответствующая сложившейся криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере работа правоохранительных органов (в пределах их компетенции) по предупреждению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений;
  • недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, не позволяющая обеспечить надлежащую ответственность как самого врача, так и медицинского учреждения за результаты собственной деятельности;
  • недостатки в подборе медицинских работников, что проявляется в трудоустройстве по признаку протекционизма, а не по деловым качествам и уровню профессионализма;
  • откровенное нереагирование руководителей медицинских учреждений на факты коррупции в пределах подконтрольных им подчиненных;
  • низкий уровень кадровой подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников, например, согласно имеющимся в распоряжении диссертанта данным, потребность в повышении квалификации медицинских работников в четыре-пять раз выше запланированной;
3) недостатки правового регулирования, в том числе:
  • несовершенство законодательства и коррупциогенность действующих нормативных правовых актов;
  • сложно применимая к медицинским работникам регламентация уголовной ответственности за совершенные ими коррупционные преступления;
4) нравственно-психологические факторы, к которым относятся:
  • закрепление коррупционного мышления как стереотипа поведения в сознании работников здравоохранения;
  • психологическая готовность значительной части населения  к подкупу медицинских работников;
  • недостаточно высокий уровень правосознания медицинских работников, не позволяющий им оценивать и анализировать свои действия (бездействия) в границах правового поля: так, проведенное анкетирование врачей продемонстрировало низкий уровень их правовой культуры и невнимание, а в некоторых случаях, и непонимание положений законодательства, непосредственно регламентирующего юридический статус медицинского работника.
Во втором параграфе «Криминологическая характеристика личности преступника-коррупционера в здравоохранении» рассмотрены особенности   личности преступника-коррупционера в здравоохранении, которые выявлены автором посредством изучения, сравнения и сопоставления социально-демографических, нравственно-психологических и уголовно-правовых характеристик.
Результаты проведенного исследования показывают, что удельный вес женщин, совершивших коррупционные преступления в здравоохранении, значительно ниже, чем мужчин. Так, 84,4% из привлеченных к ответственности медицинских работников за коррупционные преступления составляют мужчины, в то время как количество женщин составляет только 15,6%.
Возрастная дифференциация преступников свидетельствует о высокой коррупционной активности медицинских работников в возрастных диапазонах от 41 до 50 лет для мужчин (51,7%) и женщин того же возраста (47,2%). Наименьший процент медицинских работников, совершивших коррупционные преступления в сфере здравоохранения, приходится на возрастную группу 51-60 лет – мужчин  (2,3%) и  женщин соответствующей возрастной группы (4,3%).
По    итогам    проведенного     исследования     установлено,    что     90,3%
преступников-коррупционеров в здравоохранении имеют достаточно высокий образовательный и общекультурный уровень.
Существенное значение имеет и социальный статус медицинского работника: он считается настолько неповторимым, что представители любой иной профессии кажутся неспособными понять все тонкости врачебной специальности и особенности менталитета медицинских работников. Как представляется автору, среди главных особенностей профессионального круга врачей выделяются его закрытость, кастовость, а также незыблемость единства и сплоченности коллектива. Кроме того, важной характеристикой медицинских работников как особой социальной группы выступает внутреннее убеждение врачей о невозможности усомниться в правильности их действий.
Наличие семьи рассматривается как антикриминогенный фактор. Результаты проведенных исследований  позволяют сделать вывод, что среди коррупционеров в сфере здравоохранения 64,7% состояли в браке к моменту совершения преступлений; 35,3% не состояли в браке или семья была, но к моменту совершения преступления распалась.
Кроме того, важной составляющей криминологической характеристики преступника-коррупционера является его трудовая деятельность до момента осуждения: медицинские работники относятся к категории трудоспособных граждан и на момент возбуждения против них уголовного дела по коррупционной статье были заняты общественно-полезным трудом (100%). Из них 85% медицинских работников имели положительные характеристики с места работы.
Автором было проведено исследование в форме анкетирования студентов, обучающихся в медицинских ВУЗах, для выявления тех социальных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности будущего коррупционера - медицинского работника. Из анализа полученных данных следует, что самостоятельный выбор в пользу медицинской профессии сделали 40,55% студентов, по совету родителей поступили учиться 59,45% студентов. Получив диплом врача, 11,5% респондентов не собираются работать по специальности, так как их не устраивает заработная плата и социальный статус медицинского работника. При этом их пугает постоянное общение с больными людьми.
Для     характеристики     личности     коррупционера   в    здравоохранении
существенны особенности ее эмоционально-волевых свойств: наблюдение за поведением студентов медицинских ВУЗов демонстрирует преобладание психологических и поведенческих симптомов нарастающего чувства неудовлетворенности, снижение уровня энтузиазма, чувство досады, что выбрал не ту специальность, неуверенность, раздражительность и неспособность принимать решения.
В мотивации преступного коррупционного поведения медицинских работников автор выделяет несколько составляющих:
  • стремление к материальному комфорту и благополучию, приобретению престижных ценностей, к жизни «не хуже других»;
  • жажда накопления денег и материальных ценностей, алчность, жадность, стяжательство;
  • карьеристские устремления;
  • личная материальная нужда (временная или относительно постоянная), стремление помочь семье и другие подобные позитивные побуждения;
  • отношение к пациенту как к средству извлечения материальной наживы;
  • удовлетворение не только своих интересов, но и потребностей коллег в получении    материальной    выгоды,    что   необходимо для повышения ложно
понятого уровня доверия и уважения в коллективе.
В формировании личности медицинского работника-коррупционера присутствует и уголовно-правовой фактор. Из полученных статистических сведений следует вывод, что коррупционные преступления в здравоохранении не совершаются лицами, ранее судимыми за аналогичные преступления. Более того, практически всегда эти люди до этого никогда не совершали уголовно-противоправных деяний. Также для уголовно-правовых признаков личности медицинского работника, совершившего коррупционное преступление, важна характеристика формы вины. В большинстве случаев присутствует умышленная форма вины, однако при преступной халатности преступление совершается по неосторожности.
С точки зрения характера преступного деяния, коррупционные преступления медицинских работников могут носить как индивидуальный, так и групповой характер.
Автор    приводит    типологию    личности    преступника-коррупционера в
здравоохранении, в которую включает следующие типы: «социализированный», «корыстный», «корпоративный» и «представляющий значительную опасность».
На     основе     приведенных    признаков,     характеризующих      личность
медицинского работника-коррупционера, автор представляет ее обобщенный криминологический портрет. Это мужчина (женщина) среднего возраста (31-50 лет), получивший высшее медицинское образование и пришедший в профессию, продолжая семейную традицию. Имеет постоянное место работы, занимает высокие должности в государственных и негосударственных лечебных учреждениях. Создал собственную семью, а если еще нет, то склонен к семейственности и заключению брака. Сочувствие к состоянию пациентов испытывает редко. Мировоззрение материалистическое, по его понятиям, «все покупается и все продается», смысл жизни, поставленные перед собой этические цели, даже веру при необходимости можно поменять. Получает подношения в виде денежных средств и подарков в качестве условия надлежащего исполнения своих обязанностей. И, как правило, ранее к уголовной ответственности не привлекался. Ненадлежаще выполняет свои прямые обязанности, умышленно использует служебное  положение вопреки интересам служебной деятельности в целях получения незаконной личной выгоды. Его главная задача – обеспечить свое благосостояние любым способом, как за счет государства, так и за счет простого населения, которое часто ради выздоровления отдает ему последнее, что его совершенно не смущает.
В третьем параграфе «Виктимологический аспект коррупционных преступлений в здравоохранении» подчеркивается востребованность знаний о личностных качествах жертвы преступления в изучаемой области как для науки, так и для правоприменения.
Отдельное внимание уделяется анализу понятия «жертва преступления», которая в сфере здравоохранения конкретизируется автором как физическое лицо, нуждающееся в медицинской помощи и обратившееся за ней в медицинское учреждение. Автором рассматриваются и жертвы преступлений – юридические лица. Тем не менее, основной упор в работе делается на изучении физических лиц.
Автором   отмечается,   что   главным отличием виктимологии коррупции в
здравоохранении является то, что посредством покушения или совершения акта преступной коррупции жертве может быть причинен или причиняется физический вред, который не является целью совершения преступления, но с той   или    иной    степенью    вероятности    может   быть причинен. Более того,
причиняется в том или ином виде практически всегда.
Диссертантом    раскрываются     виды    виктимности     применительно    к
виктимологии коррупции в здравоохранении: индивидуальная, групповая и массовая; объективно-видовая и субъективно-видовая. Обозначаются формы виктимности – виновная и невиновная, которые в большей степени проявляются при злоупотреблении должностными полномочиями, халатности, получении взятки и служебном подлоге.
Поведение жертвы коррупционного преступления в здравоохранении классифицировано на три типа: нейтральное, позитивное и негативное. При характеристике поведения жертвы автором отмечается, что личностные качества и их взаимосвязь с поведенческой реакцией определяется детерминантами индивидуального виктимного поведения. Все многообразие виктимологических детерминант подразделяется на две группы: формирующие личность с повышенной виктимностью и непосредственно предшествующие    совершению преступления.
Жертвы коррупционных преступлений классифицированы автором на следующие типы:
1) по степени определенности - персонифицированные и неопределенные, или анонимные, жертвы;
2) по степени официальной регистрации - зарегистрированные, то есть официально получившие процессуальный статус потерпевшего, и латентные (не признанные потерпевшими) жертвы.
Обобщив результаты исследования, автором обозначается главная виктимологическая проблема коррупционных преступлений в здравоохранении - неперсонифицированный, анонимный, массовый характер жертв преступлений, обладающих невиновным поведением и находящихся в прямой или опосредованной угрозе причинения вреда от одного или нескольких актов преступной коррупции.
Третья глава «Предупреждение коррупционных преступлений в здравоохранении» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Общие меры предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении» определяются задачи предупредительной деятельности, круг объектов и субъектов, а также приводится сравнительный анализ положений международных правовых актов, посвященных политико-правовым мерам по противодействию коррупции.
Автором все многообразие общих, или общесоциальных, мер предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении представляется по сферам жизнедеятельности общества, в  которых  они должны реализовываться.
1. В сфере социально-экономических отношений подчеркивается необходимость осуществления исследования и оценки проведенных и проводимых в настоящее время экономических преобразований, поэтапного устранения негативных тенденций в экономике страны, отказ от использования коррупции как средства решения вопросов собственности и товарообмена. Искоренение коррупции невозможно без обеспечения роста экономики страны, увеличения внутреннего валового продукта и государственного регулирования темпов инфляции.
Важными условиями для подъема экономики и предупреждения коррупции должны стать, по мнению автора, преодоление слияния экономики и власти.
Помимо    экономических    реформ    уделяется    внимание  институциональным преобразованиям, направленным на преодоление последствий мирового финансового кризиса и проведение административной реформы. К их числу автор относит следующие:
  •  модернизация социально-экономических институтов, обеспечивающих реализацию гражданских и политических прав людей, и повышение эффективности системы государственного управления. Речь идет о разработке административных регламентов по систематизации полномочий органов государственной власти, восполнению правовых пробелов в российском законодательстве, упорядочении административных процедур и исключении избыточных действий;
  •  развитие институтов, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие национальной экономики: это и развитие добросовестной конкуренции, и внедрение программы частно-государственного партнерства;
  •  развитие институтов международного сотрудничества.
2. В сфере политических отношений автор считает целесообразным осуществление следующих мер:
  • укрепление российской государственности, совершенствование политической системы государства и общества, поддержание свободного развития идеологического, политического многообразия, плюрализма мнений и многопартийности;
  • усиление демократических начал, в том числе путем развития и конкретизации избирательного законодательства;
  • развитие форм общественного   контроля   над   деятельностью органов 
государственной власти. Внедрение механизмов общественного участия в подготовке и обсуждении проектов важнейших законодательных актов. Выявление мнения населения о состоянии общественной безопасности и отдельно о работе органов внутренних дел по предупреждению преступности. По мнению диссертанта, принятие и обеспечение практической реализации обсуждаемого Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации» позволит гарантировать гражданам участие в принятии управленческих решений на уровне страны в целом и отдельных ее регионов;
  • развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственных и муниципальных органов власти.
3. В духовной сфере общественной жизни предлагается внедрить механизмы антикоррупционного воспитания населения с выработкой общего негативного отношения к коррупции и объяснением невозможности прогрессивного развития общества и государства при наличии в системе управления коррупционной составляющей.
4. В сфере  интеллектуальных технологий и научного развития важны научные исследования данного негативного явления, систематическое наблюдение, постоянный мониторинг ситуации, связанной с коррупцией, и анализ статистических данных о коррупции.
5. В правовой сфере общая профилактика коррупционных преступлений в здравоохранении включает в себя дальнейшее совершенствование законодательства по борьбе с коррупцией. В этом направлении необходимы:
  •  четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции, а также обновление единых государственных программ по борьбе с коррупцией с учетом современных реалий и принципов международного сотрудничества;
  •  установление для органов власти и управления исчерпывающего перечня
полномочий, не допускающих расширительного толкования;
  •  искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;
  •  совершенствование законодательной техники, установление подробных механизмов реализации законодательных актов в качестве приложения или включения соответствующих положений в текст основного документа;
  • постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов.
Во втором параграфе «Специально-криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений в здравоохранении» автор классифицирует рассматриваемые специальные меры на два вида, в зависимости от уровня воздействия на соответствующие причины и условия:
  • осуществление организационных мероприятий с участием представителей  органов власти и управления;
  • предупредительные меры, приближенные к уровню «врач-пациент»,   связанные   непосредственно   с   оказанием медицинской помощи, при которых коррупционная составляющая может быть как у обеих сторон этих отношений, так и у одной из них.
Специально-криминологические меры по предупреждению коррупционных преступлений в здравоохранении, осуществляемые с обязательным участием представителей органов государственной или муниципальной власти, а также руководителей разного уровня в системе здравоохранения, в свою очередь, подразделяются на следующие.
  1. Разработка и реализация на федеральном, региональном и местном уровнях мероприятий по увеличению финансирования системы здравоохранения за счет ассигнований из федерального бюджета.
  2. Совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение. Вариантом усиления таких контрольных мер может стать публикация в средствах массовой информации органами государственного управления и руководящими органами здравоохранения отчетов о расходовании бюджетных средств всеми лечебными учреждениями. В систему действий по снижению коррупциогенных факторов должны быть включены меры по обеспечению открытости информации и предоставлению доступа к вакансиям в органах управления системой здравоохранения. К числу таких мер следует отнести и гласность условий конкурса, ротации кадров медицинских работников.
  3. Внедрение новых образовательных стандартов и методик с целью повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, а также формирования ответственного профессионального поведения врачей и медицинского персонала, включая внедрение во всех высших медицинских учебных заведениях курса правовых дисциплин с целью информирования студентов-медиков о правовом статусе врача и пациента, организационной структуре системы здравоохранения, юридической ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей медицинского работника  и злоупотребление своими полномочиями.
  4. Обеспечение неукоснительного соблюдения учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.
  5. Развитие    культуры    соблюдения  этических принципов государственными и муниципальными служащими.
6. Специализация  деятельности правоохранительных органов, в частности,
создания в рамках Следственного комитета Российской Федерации особого подразделения, занимающегося расследованием коррупционных преступлений,
совершаемых медицинскими работниками.
При исследовании специально-криминологических мер по предупреждению коррупционных преступлений в здравоохранении на низшем, «частном», уровне «врач–пациент» автором подчеркивается сложность их разработки, поскольку законодателю необходимо, нахо­дясь на самом высоком иерархи­ческом уровне, принимать и реализовывать антикоррупционные программы, направленные на регулирование дея­тельности, осуществляемой на уровне, самом близком к пациенту.
К таким мерам, организуемым как по инициативе субъекта Российской Федера­ции или муниципальных  органов, так и самой медицинской
организации, относятся следующие:
  • разработка меха­низмов, исключающих возможность оказания платных медицинских услуг непосредственно медицинскими работ­никами. Прежде всего речь идет об организационном контроле над осуществляемой  медицинской   деятельностью, который  должен осуществляться на государственном, ведомственном и внутреннем уровнях. При этом предполагается, что меры контроля над посещаемостью и приемом пациентов должны разрабатываться и внедряться абсолютно в каждом учреждении здравоохранения, чтобы тем самым избежать приема пациентов вне выделенной квоты или посредством организации незаконных платных консультаций;
  • информирование пациентов об их правах и обязанностях, установленных в действующем законода­тельстве, в том числе об установленных гарантированных объемах бесплатной медицинской помощи. Подчеркивается актуальность принятия федерального закона «О правах пациентов», который закрепил бы основополагающие права пациентов, механизмы их обеспечения и защиты, а также способствовал бы регламентации и активизации усилий граждан, работников органов и учреждений здравоохранения, врачей, их профессиональных объединений и  общественных  организаций  по  реализации
прав пациентов;
  • создание единой информационной системы, в которой осуществлялись бы сбор, хранение, обработка и предоставление информации  об органах и организациях государственной, муниципальной и частной систем  здравоохранения,  а  также об осуществляемой ими медицинской деятельности. В этой же информационной системе должны накапливаться негативные данные о всех случаях злоупотреблений со стороны медицинских работников. Отдельно должна быть собрана подробная информация о качестве работы того или иного медицинского учреждения;
  • внедрение многоуровневых механизмов защиты прав пациентов: способы защиты нарушенных прав пациентов должны быть подробно прописаны в законодательных актах с указанием органов и должностных лиц, к которым можно обратиться за защитой, там же должны быть прописаны формы заявлений о восстановлении прав граждан, порядка рассмотрения подобных заявлений и сроков реагирования на них;
  • формирование      правовой      культуры       пациентов     с      изменением
коррупционных мотивов в поведении, что отождествляется с мерами виктимологической профилактики, включая сообщение средствами массовой информации об ответственности за совершение коррупционных правонарушений, фактах раскрытых преступлений,  показательных процессах над медицинскими работниками, уличенными в коррупции, для того, чтобы медицинские работники осознавали неотвратимость наказания, а население знало, что за нарушение их прав виновные несут ответственность;
  • создание   и   совершенствование   условий,  исключающих возможность
фальсификации официальных документов.
В заключении изложены основные выводы и предложения по ключевым направлениям исследования.
        В приложениях содержатся разработанные автором анкеты, по которым опрашивались респонденты -  пациенты, проходившие  амбулаторное или стационарное лечение в учреждениях здравоохранения города Москвы, жители города Москвы, сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники, студенты медицинских ВУЗов.
  
       По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:
В изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.
1. Балебанова Т.А. Причины и условия преступности в сфере здравоохранения современной России (по материалам криминологического исследования) / Т.А. Балебанова // Евразийский юридический журнал. - 2011. - №7 (38). - 0,4 печ.л.
   2. Балебанова Т.А.   Криминологический анализ состояния, структуры и динамики коррупционной преступности в сфере здравоохранения / Т.А. Балебанова // Законодательство. - 2012. -  №6. - 0.7 печ.л.
3. Балебанова Т.А. Правовой статус медицинского работника как субъекта коррупционных преступлений / Т.А. Балебанова //  Главный врач:  хозяйство и право. - 2012. - №2. - 0,7 печ.л.
4.  Балебанова Т.А. Причины коррупционных преступлений, совершаемых в сфере здравоохранения / Т.А. Балебанова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.   Вопросы теории и практики. - 2012.  - №3 (17): в 2-х ч. - Ч.2. - 0,5 печ.л.
5. Балебанова Т.А. О некоторых криминологических аспектах личности медицинского работника, совершающего преступления / Т.А. Балебанова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.  Вопросы теории и практики. - 2012. - №5 (19): в 2-х ч. - Ч.2. - 0,6 печ.л.
        В иных изданиях:
6.   Балебанова      Т.А.     Криминологические      проблемы      российского
здравоохранения / Т.А. Балебанова // Международная  межвузовская  научно-практическая конференция молодых ученых: Традиции и новации в системе современного российского права. – Москва, 2009. – 0,1 печ.л.
7. Балебанова Т.А. Виктимологический аспект коррупционных преступлений,   совершаемых  в  сфере   здравоохранения  / Т.А. Балебанова // Правовая наука. - 2011. - №3. - 0,6 печ.л.
8.        Балебанова Т.АКоррупционные преступления, совершаемые в сфере здравоохранения / Т.А. Балебанова // Право. Законодательство. Личность. - 2011. - №2(12). - 0,6 печ.л.
9. Балебанова Т.А. Специально-криминологические меры противодействия коррупционным преступлениям в сфере здравоохранения / Т.А. Балебанова //   V Международная научно-практической конференция: Право как основа современного общества. – Москва, 2012. - 0,3 печ.л.
10. Балебанова Т.А. Политические противоречия как условия коррупционной     преступности   в   сфере    здравоохранения     России  /    Т.А. Балебанова //  Правовая наука.  - 2012. - № 2 (5). - 0,2 печ.л.
11. Балебанова Т.А. Правовой статус медицинского работника как субъекта коррупционных преступлений / Т.А. Балебанова // Международный конгресс по здравоохранительному     праву      стран    СНГ  и   Восточной   Европы. – Москва, 2012. - 0,2 печ.л.
 

[1] Индекс восприятия коррупции (англ. Corruption Perceptions Index, CPI) – это ежегодный рейтинг множества государств, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале; составляется с 1995 года.
[2] См.: Россия в Индексе Восприятия Коррупции-2012: новая точка отсчета [Электронный ресурс]. // Официальный международный сайт  Центра Антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл Россия». // http://www.transparency.org.ru (дата обращения – 05 декабря 2012 года).
[3] См.: Собрание законодательства Российской Федерации.   2009.  №20.  Ст. 2444.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0