2013avtoref1448

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Алиев Алиджон Носиржонович
 
29 мая 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Криминалистическая характеристика контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований (по материалам республики Таджикистан)» (специальность 12.00.12 – криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 310.001.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Алиев А.Н. Криминалистическая характеристика контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований (по материалам республики Таджикистан): автореф. дис... канд. юрид. наук. Люберцы, 2013. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1448 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Алиев А.Н. Криминалистическая характеристика контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований (по материалам республики Таджикистан): автореф. дис... канд. юрид. наук. Люберцы, 2013. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

         На правах рукописи

 

 

 

 

 

Алиев Алиджон Носиржонович

 

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СОВЕРШАЕМОЙ ЧЛЕНАМИ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

(ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН)

 

 

Специальность 12.00.12 – Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

 

 

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы – 2013

Работа выполнена в государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»

 

 

Научный руководитель: Жбанков Виктор Андреевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

 

 Официальные оппоненты:

Шурухнов Николай Григорьевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Московский гуманитарный университет»;

         Табаков Александр Владимирович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного
(г. Санкт-Петербург) филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»

 

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет».

 

Защита состоится 29 мая 2013 года в 12.00 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 310.001.02 при государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» по адресу: 140009, г. Люберцы, Московская область, ул. Комсомольский проспект, дом 4, аудитория 233 (зал заседаний Ученого совета).

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».

 

 

 

Автореферат разослан 26 апреля 2013 года.

        

 

 

         Ученый секретарь диссертационного совета                      И.В. Глазунова

 

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Для Республики Таджикистан борьба с контрабандой наркотических средств является в высшей степени актуальной. Она осуществлялась на протяжении всего периода развития государства: досоветского, советского и постсоветского этапов. Но особое значение  она приобрела в настоящее время, что обусловлено рядом факторов: распадом Советского Союза, трудностями построения таджикской государственности, геополитическим положением Таджикистана. С одной стороны, он граничит с Исламской Республикой Афганистан  – одним из основных мировых производителей наркотических средств, а с другой – является своеобразным мостом их контрабандного перемещения из Афганистана в Россию и другие страны.

В подавляющем большинстве в Республику Таджикистан наркотические средства поступают из Исламской Республики Афганистан. Производство героина в Афганистане  в 2011 г., по сравнению с 2010 г., увеличилось на 61%  – с 3600 до 5800 тонн, что составило 90% общемирового производства героина; в последнее время Афганистан лидирует и в производстве гашиша, урожай которого в 2010 г. составил 3000 тонн[1].

По оценкам экспертов Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, незаконные площади посевов опийного мака
в Афганистане в настоящее время составляют от 140 до 150 тысяч гектаров,
с которых можно собрать 6000 – 7000 тонн опия-сырца[2].

В Афганистане накоплен большой объем наркотических средств, составляющий 15 тыс. тонн. Запас чистого героина в Афганистане  составляет от 2 до 3 тыс. тонн. Этого достаточно, чтобы снабжать героином другие страны в течение продолжительного периода времени.  

Следует отметить, что наркодельцы, кроме получения весьма значительных доходов от наркобизнеса, преследуют и другую цель: обеспечить долговременность его незаконного функционирования.

Поступление наркотических средств контрабандным путем из Исламской Республики Афганистан стало од­ной из основных проблем для Республики Таджикистан, а их последующее перемещение по северному маршруту – проблемой для России и европейских стран. В частности, число граждан Республики Таджикистан, привлеченных к уголовной ответственности в Российской Федерации за контрабанду наркотических средств (ч.24 ст. 188 и ст. 229.1 УК РФ) и их незаконный оборот (ст.ст. 228, 228.1, 228.2, 229, 230, 231, 232, 233, 234 УК РФ), в период 20102012 гг. весьма значительно и превышает число граждан других стран СНГ, за исключением России и Украины. Так, в 2012 г. за контрабанду наркотических средств был привлечен 51 гражданин Республики Таджикистан, в то время как Азербайджана10, Армении2, Молдавии24, Казахстана8, Кыргызстана7, России294, Узбекистана6, Украины124; за незаконный оборот наркотических средств 954 гражданина Республики Таджикистан, в то время как 319Азербайджана, 104Армении,
163Молдавии, 128Казахстана, 82Кыргызстана, 111865России,
471Узбекистана, 502Украины[3].                       

 Анализ ситуации, связанной с контрабандным перемещением наркотических средств, показывает, что Республика Таджикистан стала объектом экспансии международного наркобизнеса, представляющего реальную угрозу ее национальной безопасности. Совершенствуется преступный профессионализм,  повышается уровень материально-технической и информационной оснащенности и т.д., вследствие чего преступность приобретает системные свойства.

Устойчивость обозначенных негативных тенденций предопределяет необходимость адекватной реакции со стороны правоохранительных органов Республики Таджикистан, и прежде всего, Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан и Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, в компетенцию которых входит борьба с наркоконтрабандой.

Вместе с тем проведенное исследование показало, что сотрудниками указанных служб выявляются менее 10% контрабанды наркотических средств. Следствием этого является весьма незначительное количество возбужденных уголовных дел. Согласно статистическим данным дознавателями Управления организации борьбы с таможенными правонарушениями Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан в 2008 г. было возбуждено
33 уголовных дела о контрабанде наркотических средств, в 200943, в 201038, 201127, 201232[4]; следователями Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан соответственно 70, 65, 72, 93, 95 уголовных дел[5].

Указанные обстоятельства связаны не только с качественными изменениями в среде наркопреступности, но и с рядом организационных факторов, в частности, сложностями привлечения к уголовной ответственности исполнителей так называемой «бесхозной» контрабанды, а также организаторов и иных участников, которые непосредственно не перемещают наркотические средства через таможенную границу Республики Таджикистан.

Изложенное свидетельствует о необходимости комплексной разработки проблемы борьбы с контрабандным перемещением наркотических средств через территорию Республики Таджикистан. Одним из ее аспектов является совершенствование методики расследования контрабанды наркотических средств, и в первую очередь, ее первого раздела – криминалистической характеристики. При этом повышенную общественную опасность представляет контрабанда наркотических средств, совершаемая членами организованных преступных формирований. Однако монографические и диссертационные исследования по данной проблеме отсутствуют.

Указанные обстоятельства обусловили актуальность избранной темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Вопросы криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств
в Республике Таджикистан, включая контрабанду совершаемую членами организованных преступных формирований,  не рассматривались в монографических и диссертационных исследованиях. Можно указать лишь на диссертационное исследование Ш.Н. Саидова (Саидов Ш.Н. Уголовная ответственность за контрабанду по законодательству Республики Таджикистан. М., 2011).

В Российской Федерации за последние десять лет вопросы криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств также не были предметом специальных монографических и диссертационных исследований. Отдельные вопросы криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств нашли отражение в следующих кандидатских диссертациях: Сергеева А.А. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ: криминологическая характеристика
и предупреждение. Барнаул, 2006; Харатишвили А.Г. Особенности расследования контрабанды наркотиков на первоначальном этапе. СПб., 2006; Фоменко В.С. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (по материалам органов Федеральной службы безопасности). М., 2007;  Санакоев С.Л. Актуальные вопросы предварительного расследования по делам о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ. М., 2007; Юхман М.А. Правовые меры предупреждения незаконного оборота прекурсоров, наркотических средств и психотропных веществ.
М., 2009; Степанова О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекур­соров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотиче­ские средства, психотропные вещества или их прекурсоры:
уголовно-правовое и криминологическое исследование.
Челябинск, 2012; Табаков А.В.  Криминалистические классификации наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров как предметов контрабанды. Люберцы, 2012.

Однако анализ содержания проведенных исследований показывает, что вопросы криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств  не подвергались комплексному исследованию и при этом рассматривались применительно к деянию вообще, но не к деятельности организованных преступных формирований.

         Объект исследования. Объектом исследования является, с одной стороны, криминальная деятельность, связанная с контрабандным перемещением через таможенную границу Республики Таджикистан наркотических средств; с другой – деятельность подразделений Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан и Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан по расследованию
и предупреждению рассматриваемых преступлений.  

         Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования являются закономерные связи между элементами криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, и использование выявленных закономерностей в деятельности по расследованию и предупреждению указанных преступлений.

         Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, как комплекса взаимосвязанных элементов и выработка рекомендаций по их использованию в расследовании и предупреждении преступлений подразделениями Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан и Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.

 Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:

1) изучение состояния борьбы с контрабандой наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований;

2) изучение общетеоретических основ криминалистической  характеристики преступлений как специфической криминалистической категории и состояния научных исследований по данной проблеме;

3) установление современного уровня разработки криминалистической характеристики преступлений, совершаемых членами организованных преступных формирований;

4) разработка элементного состава криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, и установлением типов связей между ними;

5) изучение практики расследования и предупреждения контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, подразделениями Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан и Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан;

6) разработка практических рекомендаций по использованию криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований на территории Республики Таджикистан в процессе расследования
и предупреждения рассматриваемых преступлений.

Методология и методика исследования. Методологической основой настоящего диссертационного исследования является всеобщий диалектический метод и базирующаяся на нем система общенаучных, частнонаучных и специальных методов познания.

Из общенаучных методов познания использованы следующие:
1) формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия); 2) теоретические методы (классификационный, системно-структурный, гипотетический, обобщение, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, метод моделирования); 3) эмпирические методы (наблюдение, описание, сравнение).

 Из частнонаучных методов использовались: 1) формально-юридический; 2) сравнительно-правовой; 3) историко-правовой; 4) конкретно-социологические методы (изучение уголовных дел, интервьюирование);
5) статистический.

В процессе исследования применялись следующие специальные методы: 1) версионный метод; 2) криминалистическая идентификация; 
3) криминалистическое прогнозирование.

При написании первой главы использовались такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификационный, системно-структурный и др., а также частнонаучные: формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологические (изучение уголовных дел, интервьюирование) и статистический и т.д.; второй главы – общенаучные методы: системно-структурный, наблюдение, описание, сравнение, а также конкретно-социологические (изучение уголовных дел, интервьюирование)
и т.д.; третьей главы – общенаучные: классификационный, наблюдение, описание, сравнение, а также специальные: версионный, криминалистической идентификации, криминалистического прогнозирования и т.д.

         В процессе исследования существенное внимание было уделено системно-структурному методу, позволившему рассмотреть криминалистическую характеристику контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, как комплекс взаимосвязанных элементов и выявить ее структуру – сеть взаимосвязей между указанными элементами.

Нормативная база исследования. В качестве нормативной базы диссертационного исследования  использовались: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Таджикистан, международно-правовые акты, таможенное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации и Республики Таджикистан, нормативно-правовые акты Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан и Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, относящиеся к предмету исследования.

В процессе исследования проводился сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Таджикистан с законодательством стран СНГ.

Эмпирическая база исследования. Эмпирической базой диссертационного исследования послужили:

1) материалы 103 уголовных дел, возбужденных дознавателями Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан и следователями Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан с 2008 по 2012 г.;

2) статистические данные ФСНК России: форма 1–МВ–НОН Код 171 Раздел 2 – Сведения о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, и лицах, их совершивших за 2012 г.;

3) материалы обвинительных заключенный Генеральной прокуратуры Российской Федерации по уголовным делам о контрабанде наркотических средств, перемещенных из Республики Таджикистан в Россию с участием граждан Таджикистана;

4) обзоры Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан о наркоситуации в Таджикистане за 2002–2012 гг.;  

         5) бюллетени регионального узла связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ «О способах сокрытия контрабанды, выявленных в регионе деятельности стран–участниц “RILO-Москва”» за 2005–2011 гг.; 

         6) сведения о фактах задержания контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и иные сведения, относящиеся к теме исследования, опубликованные на официальных веб-сайтах АКН РТ (www.rus.akn.tj), ТС ПРТ (www.customs.tj), Организации Объединенных Наций, в том числе Управления ООН по наркотикам и преступности (http://www.un.org/ru/ecosoc/unodc) и Экономического и Социального Советов ООН (http://www.un.org/ru/ecosoc), Всемирной таможенной организации (http://www.wcoomd.org), Международного комитета по контролю наркотиков (http://www.incb.org);

         7) результаты интервьюирования 102 дознавателей Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан и следователей Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан.

         В диссертационном исследовании нашел отражение личный опыт работы диссертанта в таможенной службе при Правительстве Республике Таджикистан.

         Теоретическая база исследования. Теоретическую базу диссертационного исследования составили фундаментальные труды российских ученых: Т.В. Аверьяновой, О.Я. Баева, В.П. Бахина, Р.С. Белкина, А.Р. Белкина, Л.В. Бертовского, В.М. Быкова, А.Н. Васильева,  Л.Г. Видонова, А. И. Винберга, И.А. Возгрина, А.Ф. Волынского, В.К. Гавло,  А.Ю. Головина, Н.Н. Егорова, В.Ф. Ермоловича, В.А. Жбанкова, О.А. Зайцева, Е.П. Ищенко, А.Ю. Козловского, А.Н. Колесниченко, Ю.Г. Корухова, В.И. Куликова, В.П. Лаврова, А.М. Ларина, И.М. Лузгина, В.А. Михайлова, Г.М. Меретукова, А.В. Нестерова, А.С. Подшибякина, Е.Р. Россинской, Н.А. Селиванова, В.Г. Танасевича, А.Г. Филиппова, И.Г. Цопановой, В.И. Шиканова,
А.Ю. Шумилова, Н.Г. Шурухнова, А.А. Эксархопуло,  Н.П. Яблокова и др.,
 а также таджикских: З.Я. Абдуллаева, А. Абдуназарова, К. Джалилова,
С.Н. Зоидова, Ш.Н. Саидова, С.Н. Нидоева, К.Х. Хасанова и др.   

В процессе исследования использовались научные труды по криминалистике, уголовному праву и уголовному процессу, криминологии, теории оперативно-розыскной деятельности, таможенному праву и таможенному делу, а также философии, логике, психологии.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые проведено комплексное исследование криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований в Республике Таджикистан. В диссертации с позиции системного подхода выявлены элементы указанной характеристики, осуществлена типизация связей между ними и определены научные направления разработки данной криминалистической категории.

Диссертантом определены основные направления использования  криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств
в процессе расследования и предупреждения данного вида преступлений
и предложены рекомендации применительно к профилактической деятельности и процессу расследования.

Научная новизна проведенного исследования отражена в положениях, выносимых на защиту. 

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Положение о том, что выделение элементов криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований в Республике Таджикистан,
и установление взаимосвязей между ними основываются на системно-структурном анализе криминалистической характеристики преступлений как специфической категории криминалистики.    

2. Результаты проведенного диссертантом системно-структурного анализа криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований
в Республике Таджикистан, позволившего определить ее элементы

 

и сгруппировать их в технологический, структурно-организационный и личностный блоки и установить взаимосвязи между ними.

3. Результаты проведенного диссертантом структурно-содержательного анализа элементов, имеющих важное научно-практическое значение для разработки методики расследования преступлений данного вида с учетом особенностей совершения деяний в Республике Таджикистан:

- технологического блока (цель преступной деятельности, предмет преступного посягательства, способы совершения и сокрытия преступлений, механизм преступной деятельности, данные о материальных следах, обстановка совершения преступлений);

-  структурно-организационного блока (тип организованных пре­ступных формирований, функциональные роли ее участников, характер связи между ними);

- личностного блока (мотивы преступной деятельности, данные о свойствах личности преступников и потерпевших);

- а также корреляционные взаимосвязи между указанными элементами.

4. Рекомендации по использованию знаний об элементах криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, и особенностях взаимосвязи между ними при выявлении наркотических средств и лиц, совершивших преступления, а также предупреждение рассматриваемых деяний. 

5. Основные направления научно-практической разработки криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений. Научная разработка включает получение системы знаний об элементах технологического,  организационного и личностного блоков и о характере взаимосвязей между ними; практическая – рекомендации по профилактированию рассматриваемых преступлений и оптимизации процесса их расследования.

Теоретическая значимость. Содержащиеся в диссертации теоретические положения расширяют и углубляют научные знания в области криминалистической характеристики преступлений, включая

и криминалистическую характеристику контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований,
и способствуют дальнейшему развитию методики расследования отдельных видов преступлений. Эти знания могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской деятельности и, в первую очередь, при установлении взаимосвязей между элементами криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений.              

Практическая значимость  диссертации заключается в возможности использования полученных результатов: а) в качестве информационно-методической базы для сотрудников Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан и следственных подразделений Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан в борьбе
с контрабандой наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований; б) в законотворческой работе по совершенствованию действующего уголовного законодательства
и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственного контроля в борьбе с контрабандой наркотических средств;
в) при организации таможенного контроля (в том числе с использованием системы управления рисками), направленного на противодействие незаконному перемещению наркотических средств через таможенную границу Республики Таджикистан; г) в процессе проведения лекционных, практических
и семинарских занятий в учебных заведениях высшего профессионального образования в Республике Таджикистан по курсам «Криминалистика», «Оперативно-розыскная деятельность» и др., а также профессиональной переподготовки сотрудников правоохранительных органов Республики Таджикистан и т.д. 

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические выводы, практические предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, опубликованы в восьми научных статьях, две из которых – в ведущих рецензируемых изданиях, входящих в перечень, сформированный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры уголовно-правовых дисциплин, кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Российской таможенной академии, на двух научно-практических конференциях: Государственной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан «Развитие таможенных органов и обеспечение экономической безопасности Республики Таджикистан» (г. Душанбе, Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан, 28 июля
2011 г.); Международной научно–практической конференции Международного института экономики и права «Россия и мировое сообщество перед вызовами нестабильности экономических и правовых систем» (г. Москва, 16–18 апреля 2012 г.).

Отдельные положения диссертации внедрены в практическую деятельность Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан, в учебный процесс государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» и Финансово-экономического института Таджикистана, в научно-исследовательскую деятельность государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия», что подтверждается соответствующими актами о внедрении.

Структура диссертации обусловлена ее темой, целью, задачами
и соответствует логике исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников и 10 приложений.

           

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

         Во введении обосновывается выбор темы диссертации, устанавливаются ее актуальность и степень разработанности; ставятся цели и задачи научного исследования; определяются его объект, предмет и методология; характеризуется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; формулируются основные научные положения, выносимые диссертантом на защиту, а также приводятся сведения об апробации
и внедрении полученных результатов.

Первая глава диссертации «Научно-практические основы криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств» посвящена анализу научно-практических основ криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований. Она состоит из двух параграфов.

В первом параграфе «Современное состояние борьбы с контрабандой наркотических средств в Республике Таджикистан» отмечается, что
в соответствии со ст. 462 Таможенного кодекса Республики Таджикистан одной из функций таможенных органов является борьба  с   контрабандой, включая контрабанду наркотических средств, психотропных  веществ  и прекурсоров, ответственность за которую предусмотрена ч. 2 ст. 289 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (далее УК РТ). В ч. 4 ст. 289 УК РТ рассматривается  контрабанда наркотических средств, совершаемая членами организованных групп.

Контрабанда наркотических средств, совершаемая членами организованных преступных формирований, представляет повышенную  общественную опасность, транснациональна, как правило, связана с совершением иных преступлений, высоко латентна. Несмотря на довольно значительный объем наркотических средств, изымаемых ежегодно правоохранительными органами Республики Таджикистан (в период 2000–2005 гг. 4 648,509 кг., 2006–2011 гг. –  5 769,103 кг.), количество возбужденных уголовных дел весьма незначительно. Так, дознавателями Управления борьбы с таможенными правонарушениями Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан, в период 2008–2012 гг. было возбуждено 173 уголовных дела, а следователями Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан – 395 уголовных дел.

Проведенное исследование показало, что количество выявленных наркотических средств, перемещаемых контрабандным путем, колеблется в пределах 5-10%.

Изложенное позволяет придти к выводу, что состояние борьбы с контрабандой наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, не отвечает предъявляемым требованиям.

В процессе интервьюирования 52% оперативных сотрудников
и дознавателей Управления борьбы с таможенными правонарушениями Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан определили ситуацию, связанную с контрабандным перемещением наркотических средств, как в высшей степени неблагоприятную, 38% – как неблагоприятную, 10% – как катастрофическую и отметили необходимость разработки научно-практических рекомендаций по анализу криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений. При этом респонденты отметили факторы, оказывающие негативное воздействие на формирование указанных ситуаций:

- социально-экономические, связанные с востребованностью наркотических средств, высокой доходностью, соседством с Исламской Республикой Афганистан,  развалом экономики в Республике Таджикистан, безработицей, невостребованостью квалифицированных кадров и т.д.;

-  организационные, включающие необустроенность государственной
и таможенной границ Республики Таджикистан; ненадлежащие взаимодействие между подразделениями и службами Республики Таджикистан в борьбе
с контрабандой наркотических средств, а также с подразделениями и службами зарубежных государств; недостаточное кадровое и материально-техническое обеспечение подразделений и служб, осуществляющих борьбу с контрабандой наркотических средств, и т.д.;

- правовые, связанные с недостатками уголовно-правовой квалификации борьбы с контрабандой наркотических средств, противодействием расследованию и предупреждению преступлений и т.д.

Далее рассматриваются вопросы уголовно-правовой квалификации контрабанды наркотических средств и противодействие расследованию и предупреждению рассматриваемых преступлений. На основе полученных результатов исследования диссертантом предлагается редакция ст. 200ˡ УК РТ: «Контрабанда наркотических средств, психотропных ве­ществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инст­рументов или оборудования, находящихся под специальным контролем и ис­пользуемых для изготовления наркотических средств или психотропных ве­ществ».

При рассмотрении вопросов противодействия, соискателем установлены следующие его формы: дача заведомо ложных показаний (отмечено в 62% изученных уголовных дел); отказ от дачи показаний (39%); использование собственного должностного положения или связей в государственных учреждениях с целью оказания влияния на ход расследования (37%); угрозы, уговоры, шантаж, подкуп (35%); уничтожения либо маскировка следов преступления, вещественных доказательств (29%); выезд за пределы населенного пункта или страны (26%), уклонения от явки в орган расследования (23%).

Анализ указанных форм противодействия имеет существенное значение
в процессе расследования рассматриваемых преступлений. 

Во втором параграфе «Криминалистическая характеристика и ее роль
в разработке рекомендаций в борьбе с контрабандой наркотических средств»
отмечается, что в качестве научной основы разработки криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, выступает криминалистическая характеристика преступлений как самостоятельная категория науки криминалистики.

Диссертант разделяет позицию ученых (В.П. Бахин, Р.С. Белкин,
В.А. Жбанков, Н.Г. Шурухнов, А.А. Эксархапуло и др.), считающих криминалистическую характеристику преступлений первым элементом методики расследования того или иного вида преступлений, имеющим методологическое значение для ее последующих разделов.

При разработке криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, важнейшее значение имеет выделение ее системы, определяемой составом элементов, и структуры, определяемой особенностями связи между выделенными элементами. Решение этих вопросов осуществлено с учетом взглядов таких ученых, как А.Н. Басалаев, Р.С, Белкин, И.А. Возгрин,
В.К. Гавло, В.А. Жбанков, А.Н. Колесничеснко, В.П. Лавров, И.М. Лузгин,
И.А. Селиванов, А.Г. Филиппов, В.И. Шиканов, Н.Г. Шурухнов, Н.П. Яблоков и других на основе положений системного подхода.

В настоящее время подавляющее большинство криминалистов понимает под криминалистической характеристикой научную абстракцию (модель), представляющую собой систему описания криминалистически значимых признаков видов, разновидностей групп преступлений, знание которых обеспечивает их успешное расследование. Анализ многочисленных публикаций, относящихся к криминалистической характеристике преступлений, показывает, что среди ученых нет единой точки зрения по вопросам, относящимся к ее  понятию, составу, структуре и т.д. Вместе с тем все без исключения рассматривают ее как специфическую систему.

В подавляющем большинстве случаев к элементам криминалистической характеристики авторы относят: характер исходной информации, предмет преступного посягательства, способы совершения преступлений, механизм совершения преступлений, обстановку совершения преступлений, наиболее типичные следы для данного вида преступлений, данные о свойствах личности преступников, данные о свойствах личности потерпевших, мотив совершения преступления (Р.С. Белкин, А.Ю. Волынский, В.А. Жбанков, В.П. Лавров
и др.). Разделяя эту точку зрения диссертант считает, что указанный перечень является открытым и его состав определяется особенностями рода, вида, группы соответствующих преступлений, варьируется в зависимости от этого. Поэтому количество элементов в зависимости от особенностей  совершения деяний тех или иных видов преступлений может быть увеличено или, наоборот, уменьшено. Так, при совершении преступлений членами организованных преступных формирований, в том числе и контрабанды наркотических средств, весьма существенное значение приобретают такие элементы, как тип организованного преступного формирования, функциональные роли его участников, характер связи между ними и т.д.

При определении элементного состава криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, диссертант придерживается позиции В.М. Быкова, В.А. Жбанкова, В.И. Куликова, Н.П. Яблокова, группирующих их в три блока: технологический, структурно-организационный и личностный. Диссертант к технологическому блоку относит: цель преступной деятельности;  предмет преступного посягательства; способы совершения и сокрытия преступлений; механизм преступной деятельности; данные о материальных следах; обстановку совершения преступлений; к структурно-организационному –  тип  организованного пре­ступного формирования; функциональные роли ее участников; характер связей между ними; к лично­стному – данные о свойствах личности преступников и потерпевших; мотивы преступной деятельности.

При выявлении взаимосвязей между элементами криминалистической характеристики преступлений диссертант отмечает два подхода: первый связан с анализом значительного массива уголовных дел по специально разработанной программе (Л.Д. Видонов, В.А. Жбанков и др.); второй подход – на основе изучения практики расследования того или иного вида преступлений, использования статистических данных, сведений, содержащихся
в криминологической, уголовно-правовой и оперативно-розыскной характеристиках соответствующих преступлений. Выявленные связи в основном носят вероятностный характер. 

Диссертант подчеркивает, что подавляющее большинство криминалистов при выявлении связей придерживаются второй из указанных точек зрения.  

Вторая глава диссертации «Содержание элементов криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств» включает три параграфа.

 В первом параграфе «Технологический блок криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств» последовательно рассматривается содержание элементов блока.

 Цель контрабандной деятельности – получение сверхдоходов. Контрабанда наркотиков приносит наркодельцам от 800 млрд. долл. до 1 трлн. долл. США ежегодно. Вместе с тем наркодельцы преследуют и такую цель, как создание условий для потребления наркотиков, о чем свидетельствует ситуация в Исламской Республике Афганистан.

Предмет преступного посягательства является важнейшим элементом криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств, поскольку их «особый социальный статус» проявляется в том, что они являются объектами, вокруг которых строятся отношения, связанные
с осуществлением криминальной деятельности данного рода.

В качестве предметов рассматриваемых преступлений в ст. 289 УК РТ указаны наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры.  Согласно Закону Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 г.
«О наркотических средствах и психотропных веществах» наркотическими средствами считаются вещества синтетического или естественного происхождения, их препараты, а также растения, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Таджикистан в соответствии с законодательством страны, ее международными договорами, в том числе Единой конвенцией о наркотических веществах от 30 марта 1961 г. и Конвенцией о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г.

В настоящее время человечеству известно огромное количество наркотических средств, и отсутствует единая точка зрения относительно их классификации. Наиболее полную классификацию наркотических средств, как представляется диссертанту, разработал А.В. Табаков.

Проведенное исследование показало, что через таможенную границу Республики Таджикистан перемещаются в основном героин (23%), опий (21%), гашиш (30%) и каннабис (26%), произведенные в Афганистане. Они обладают высоким спросом и стоимостью. Их производство и запас достаточно внушительны, чтобы снабжать героином другие страны десятилетиями. 

          В работе проанализированы признаки указанных наркотических средств
с целью их выявления при перемещении через таможенную границу Республики Таджикистан.

Анализ способов совершения контрабанды наркотических средств осуществлялся с учетом мнений таких криминалистов, как Р.С. Белкин,
И.Ш. Жордания, Г.Г. Зуйков, В.Н. Карагодин, А.Н. Колесниченко, В.П. Лавров,
И.М. Лузгин,  В.В. Трухачев, Н.Г. Шурухнов и др. Способы контрабанды наркотических средств указаны в ст. 289 УК РТ и их анализ связан
с определением содержания понятия «перемещение» (
п. 10 ст. 10 ТК РТ), что позволяет классифицировать их по направлению (ввоз, вывоз, транзит), средствам перемещения, отношению к субъекту перемещения (личные
и безличные).

Проведенное исследование показало, что ввоз наркотических средств осуществляется через таджикско-афганскую границу, а их вывоз – через таджикско-киргизскую (36%), таджикско-узбекскую (18%) и международные аэропорты городов Душанбе (28%), Худжанд (9%) и Куляб (9%). 

В качестве средств перемещения используются автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт, вьючные животные, люди. Отмечены случаи перемещения наркотиков с помощью велосипедов, надувных резиновых лодок и самодельных плавсредств по реке Пяндж.

 По результатам исследования в 64% случаев наркотические средства перемещались  с сокрытием от таможенного контроля, в 35% – помимо таможенного контроля, в 0,6% – с недостоверным декларированием, в 0,4% – с обманным использованием документов.

Сокрытие наркотических средств осуществлялось в транспортных средствах (64%),   багаже (16%), ручной клади (8%), полостях тела (9%),  на теле, одежде, обуви, головных уборах лиц, пересекающих таможенную границу (3%). Применительно к транспортным средствам сокрытие наркотических средств в 58%  осуществлялось в авиационном транспорте, 32% – железнодорожном, 10% – автомобильном.

К наиболее распространенным способам сокрытия наркотических средств относятся помещение их среди продовольственных товаров, в частности, плодоовощной продукции или придание им вида перемещаемых объектов,
а также использование естественных полостей человеческого организма.

В диссертации выявлены необычные способы сокрытия наркотических средств и даны рекомендации по их обнаружению.

Определенное внимание в работе уделено внутриполостным способам сокрытия наркотических средств. При этом выявлены следующие тенденции:
а) рост контрабандной транспор­тировки героина с использованием внутриполостных сокры­тий и совершенствование способов его перемещения; б) увеличение числа наркокурьеров, являющихся гражданами Республики Таджикистан, а также лиц женского пола (отмечены случаи привлечения малолетних детей для прикрытия контрабандной операции); г) рост группового перемещения героина на воздушном транспорте.

На основе анализа способов сокрытия наркотических средств диссертантом даны рекомендации по совершенствованию таможенного контроля транспортных средств и пассажиров в аэропортах с использованием системы управления рисками.

Контрабанда наркотических средств, помимо таможенного контроля при их ввозе на таможенную территорию Таджикистана,  осуществляется вне пунктов пропуска установленных на Государственной границе Республики Таджикистан. При этом контрабандисты учитывают месторасположение пунктов пропуска, их удаленность друг от друга, рельеф местности, по которой проходит государственная граница, время года, погодные условия и т.д., нередко привлекая для совершения преступлений граждан приграничных районов Исламской Республики Афганистан и Республики Таджикистан.

Механизм преступной деятельности включает три взаимосвязанные стадий: а) подготовительную; б) реализации преступной деятельности в соответствии с выбранными способами; в) сокрытия контрабандной деятельности. На первой стадии осуществляется сбор, анализ  и оценка информации о соответствующей сфере социальной и экономической жизни общества с целью возможного приложения криминальных устремлений; изучается рынок наркотиков; определяются их виды, способы и направления перемещения, состав организованного преступного формирования; определяются их функциональные роли; разрабатывается технология преступной деятельности; принимаются меры по установлению связи с коррумпированными сотрудниками органов власти и управления; подыскиваются финансовые средства и т.д.; на второй – контрабандное перемещение наркотических средств в соответствии с выбранными способами; на третьей – подготовка мест хранения наркотических средств и устройство в них тайников; собирается информация о деятельности правоохранителях органов, ведущих борьбу
с контрабандой наркотических средств; принимаются меры по легализации полученных средств и т.д.

В диссертации отмечается значение указанных стадий в расследовании рассматриваемых преступлений и их роль в разработке организационно-профилактических мероприятий.

Проведенное исследование позволило предложить следующую авторскую классификацию следов наркоконтрабандной деятельности:
а) традиционные следы, включающие следы-предметы, следы-вещества
и следы-отображения; б) особенности невербального поведения контрабандистов; в) информационные следы, содержащиеся в цифровых носителях информации.

Определенное внимание уделено следам, возникающим при перемещении наркотических средств внутриполостным способом. Они включают:
а) перемещаемые наркотические средства; б) контейнеры и средства для их изготовления; в) медицинские препараты; г) средства для облегчения проглатывания контейнеров; д) средства для удаления запаха; е) особенности внешнего вида; ж) признаки героиновой интоксикации; з) одежду;
и) особенности невербального поведения.

Диссертантом рассмотрены особенности образования следов, их значение для расследования и предупреждения преступлений и предложены рекомендации по их обнаружению.

Обстановка совершения преступлений рассмотрена на межгосударственном (международном), государственном, региональном и местном уровнях. Применительно к международному уровню отмечается, что контрабанда наркотических средств в Таджикистане является частью мирового, транснационального, организованного наркобизнеса; к государственному – состояние социально-экономической обстановки в Республике Таджикистан, необустроенность ее государственной, таможенной границ и т.д.; к региональному и местному – комплекс организационно-правовых и иных факторов, оказывающих влияние на борьбу с контрабандой рассматриваемых объектов.

Диссертантом проанализировано значение каждого уровня в процессе совершения наркоконтрабандной деятельности и предложены рекомендации по повышению эффективности расследования и предупреждения рассматриваемых преступлений. В частности, применительно к региональному уровню отмечено значение внутриведомственного взаимодействия между оперативно-розыскными подразделениями и подразделениями, осуществляющими расследование преступлений.   

   Во втором параграфе «Структурно-организационный блок криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств» при анализе типов организованных преступных формирований диссертант исходил из ч. 1 ст. 187 УК РТ «Организация преступного сообщества (преступной организации)», а при определении понятия «преступное сообщество (преступная организация)» руководствовался  п. 4 ст.39 УК РТ.

Типизация организованных преступных формирований, реализующих контрабандную деятельность наркотических средств, осуществлена по:
а) направленности деятельности; б) наличию связей с коррумпированными работниками органов власти и управления; в) территориальному охвату преступной деятельности; г) этническому признаку.

В процессе исследования выявлено, что в 67% случаев контрабанду наркотических средств осуществляли формирования общеуголовной направленности, в 21% – смешанные и 12% – экономической направленности. При этом ввоз наркотических средств в Республику Таджикистан в 89% случаев осуществляли формирования общеуголовной направленности, они же
 в 61% случаев занимались и вывозам наркотических средств, в 39% – формирования экономической и смешанной направленности.

В состав  организованных преступных формирований в 85%  случаев входили лица различных национальностей (афганцы, таджики, киргизы, узбеки, казахи, русские, литовцы, иранцы и т.д.); в 15% случаев отмечены этнические формирования, состоящие из лиц таджикской, афганской и цыганской национальностей. Структурные подразделения, реализующие специализированные функции по приобретению наркотических средств, их хранению, доставке и т.д., в 80% случаев сформированы по этническому признаку.  

  Связи с коррумпированными работниками органов власти и управления выявлены по 35% изученных уголовных дел.   

Проведенное исследование показало, что внутренняя структура организованных преступных формирований построена по иерархическому  принципу и имеет три уровня: организационно-управленческий,  обеспечивающий и  исполнительский. Первый уровень реализуют организаторы и руководители преступного формирования; второй – руководители структурных подразделений, лица, координирующие деятельность указанных подразделений, а также порядок расчетов за контрабандную деятельность, информаторы, отслеживающие движение наркотиков; лица, обеспечивающие безопасность членов формирования преступной деятельности, коррумпированные сотрудники органов власти и управления и т.д.; третий – лица, непосредственно перемещающие наркотические средства через таможенную границу Республики Таджикистан.

По 35% изученных уголовных дел выявлены коррумпированные сотрудники правоохранительных органов (из них 28% – сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Республики Таджикистан, 46% –  Министерства внутренних дел РТ, 16% – Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ, 10% – Таможенной службы при Правительстве РТ).

Важнейшее значение при анализе преступного формиро­вания имеет установление связей между его участниками. В целях конспирации при общении между собой преступники используют специальные выражения и «кодовые слова».

В работе показано значение типизации организованных преступных формирований, функциональных ролей ее участников и связей между ними для расследования и предупреждения рассматриваемых преступлений.

В третьем параграфе «Личностный блок криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств» проанализированы социальные и биологические свойства, психологические черты контрабандистов применительно к организационно-управленческому, обеспечивающему и исполнительскому уровням.    

Проведенное исследование показало, что в 56% случаев организаторами и руководителями преступных формирований являются лица, имеющие  авторитет в преступной среде; в 38% случаев – занимавшиеся внешнеэкономической деятельностью, в 6% случаев –  бывшие и действующие сотрудники органов власти и управления. При этом 72% из них являлись гражданами Республики Таджикистан, 18% – Российской Федерации, 6% – Республики Киргизстан, 4% – других государств; 61% указанных лиц проживал в Республике Таджикистан, 39% – в России и других странах. Образовательный уровень организаторов, руководителей достаточно высокий: 52% из них имеют высшее образование, включая и юридическое,  33% – среднее. Как правило, они имеют возможность систематически выезжать в зарубежные страны, в том числе в Исламскую Республику Афганистан, а 79% из них имели в указанных странах знакомых, друзей и родственников, что позволяло создавать структурные подразделения организованного преступного формирования на основе родственных, этнических, племенных и других связей. 

Свойства лиц обеспечивающего уровня определяются решаемыми структурным подразделением задачами и выполняемыми функциями. Для руководителей структурных подразделений характерны связь с криминальными элементами, наличие судимости, организаторские способности, твердость характера, решительность и т.д.

Особую категорию представляют коррумпированные сотрудники органов власти и управления.

При анализе свойств личности исполнителей необходимо выделить две группы: а) перемещающие наркотические средства из Исламской Республики Афганистан в Республику Таджикистан; б) перемещающие наркотические средства из Республики Таджикистан в страны СНГ и другие государства.

Проведенное исследование показало, что в 72% случаев наркотические средства из Исламской Республики Афганистан на территорию Республики Таджикистан доставляют афганские граждане. При этом отмечены случаи привлечения в качестве исполнителей представителей горных народов, населяющих Памир, которые, как правило, не знают языков друг друга,
а иногда и таджикского языка (дари). В 28% случаев наркотические средства перемещали граждане Республики Таджикистан, как правило, проживающие
в приграничной местности и имеющие знакомых, родственников в Исламской Республики Афганистан.

К потерпевшим от контрабандной деятельности наркотических средств можно отнести все население земного шара, поскольку наркопреступность угрожает генофонду человечества. Вместе с тем можно выделить конкретные группы потерпевших.  

Мотивы преступной деятельности в подавляющем большинстве корыстные. В ряде случаев мотивами преступлений являются поддержка экстремистских и террористических организаций. 

Третья глава диссертации - «Теоретические и практические аспекты разработки и использования криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств» включает два параграфа.

 В первом параграфе «Основные направления научной  разработки криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств» отмечено, что они включают получение знаний о элементах криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств и взаимосвязях между ними. Второе направление является центральным. Связи между элементами  криминалистической характеристики носят двухуровневый характер: первый уровень – взаимосвязи между организационно-структурными элементами организованного преступного формирования; второй уровень – взаимосвязи между элементами криминалистической характеристики  преступления, предусмотренного ст. 289 УК РТ. Связи первого уровня выделены на основе изучения философских работ, в частности,  И.В. Блауберга, И.И. Новинского, В.А. Садовского, В.Н Спицнаделя, Э.Г. Юдина и др. Они включают связи управления, взаимодействия, генетические, преобразования, строения, функционирования, развития.

Применительно ко второму уровню типизация связей произведена с учетом работ  Л.Г. Видонова, А.Ю. Головина, В.А. Жбанкова, С.Н. Журавеля, В.П. Зыряновой, С.Н. Хаванского, Е.Е Центрова и других. Они подразделяются на связи по направлению, относительно пространства и времени, особенностям их проявлении между элементами, степени жесткости. Последний вид связи подразделяется  на однозначные, с высокой степенью вероятности, со средней степенью вероятности,   маловероятные. Именно им уделяется наибольшее внимание в криминалистических исследованиях.

Во втором параграфе «Основные направления практического использования криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств»  рассмотрены вопросы практического использования криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств в:
а)  профилактировании рассматриваемых преступлений; б)   оптимизации процесса их расследования.

Профилактирование рассматриваемых преступлений связано с разработкой частной криминалистической теории  предупреждения преступлений, получившей отражение в работах И.И. Артамонова,
В.В. Вандышева, В.П. Колмакова, А.Н. Колесниченко, М.Ш. Махтаева,
И.Я. Фридмана и других. Оно включает: а) разработку криминалистических рекомендаций по результатам расследования рассматриваемых преступлений и их использование в системе общесоциальных профилактических мер;
б) пресечение начавшихся преступлений, что особенно важно при досмотре плодоовощной продукции и пассажиров в аэропортах с применением системы рисков. Диссертантом предложен комплекс рекомендаций по данному направлению.

Оптимизация процесса расследования контрабанды наркотических средств, совершаемой членами организованных преступных формирований, связана, прежде всего, с использованием элементов криминалистической характеристики при выделении следственных ситуаций и выдвижении следственных версий с учетом работ О.Я. Баева,  Р.С. Белкина, Т.С. Волчецкой, В.К. Гавло, Л.Я. Драпкина, И.М. Лузгина, Н.А. Селиванова,        А.А. Хмырова, В. И. Шиканова, Н. П. Яблокова и других ученых.

Диссертантом предложена система следственных ситуаций, общих и типичных версий применительно к расследованию рассматриваемых преступлений.

В заключении изложены выводы, предложения и рекомендации, отражающие основные положения и результаты исследования.

В приложениях к диссертации изложены систематизированные результаты опроса оперативных сотрудников таможенных органов и следственных подразделений Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан, а также другая информация аналитического характера.       

         Основные положения и результаты исследования отражены в
следующих публикациях:

         Статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации:

1.     Алиев А.Н. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ: криминалистическая характеристика и предупреждение // Вестник Университета «Российско-Таджикский (славянский) университет». – 2011.
– № 3(34). – С. 53–57 (0,4 п.л.).

2.     Алиев А.Н. Контрабанда наркотических средств как угроза интересам национальной безопасности государства (на примере Республики
Таджикистан) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 6(20). – С. 22–25 (0,4 п.л.).

Статьи, опубликованные в других изданиях:

3.      Алиев А.Н. Международное сотрудничество в области противодействия незаконному обороту наркотиков // Материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан «Развитие таможенных органов и обеспечение экономической безопасности Республики Таджикистан», 28 июля 2011 г. Душанбе: «Таможенная служба при Правительстве Республики Таджикистан», 2011. – С. 183–188 (0,6 п.л.).

4.     Алиев А.Н. Проблема незаконного оборота наркотических средств в Республике Таджикистан // Сборник статей аспирантов РТА. Люберцы:
Изд-во Российской таможенной академии, 2010. – С. 123–125 (0,3 п.л.).

5.     Алиев А.Н., Азизов Ш. Таможенные органы в борьбе с контрабандой наркотиков // Народная газета Республики Таджикистан. – 2010.  – 20 января  (0,3 п.л.).

6.     Алиев А.Н. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ // Молодой ученый. – 2012. – № 4(39). – С. 264–265
(0,2 п.л.).

7.     Алиев А.Н. Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ в Республике Таджикистан // Молодой ученый. – 2011. – № 3(26).  
– С. 51–53 (0,3 п.л.).

8.     Алиев А.Н. Расследование контрабанды наркотических средств в Республике Таджикистан // Известия Академии наук Республики Таджикистан, серия философия и право. – 2011. – № 3. – С. 129–133 (0,4. п.л.).

 

 

            [1] Иванов В.П. Об антинаркотических инициативах ШОС как ключевого фактора обеспечения антинаркотической безопасности в Евразии// В будущее с надеждой. Выступления директора ФСКН России В.П. Иванова, апрель–май 2012 г. М.: ФСКН, 2012. С.12.

            [2]Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=14434:2011–06–22–09–46–50&catid=40:2011–01–24–15–02–45

            [3] По статистическим  данным ФСКН России: форма 1–МВ–НОН Код 171 Раздел 2 – Сведения о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ и лицах, их совершивших за 2012 г.

            [4] Информационно-аналитические материалы Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан за 2008-2012 гг.

            [5] Информационно-аналитические материалы Агентства по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан за 2008-2012 гг.

Файлы: 
Порядок отображения: 
0