2013avtoref1375

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Пянзина Надежда Александровна
 
29 мая 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Универсальные международные принципыи нормы осуществления прав ребенка на основе общего права (на примере государств Карибского региона)» (специальность 12.00.10 – международное право; европейское право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДК 212.203.21
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Пянзина Н.А. Универсальные международные принципыи нормы осуществления прав ребенка на основе общего права (на примере государств Карибского региона): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 23.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1375 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Пянзина Н.А. Универсальные международные принципыи нормы осуществления прав ребенка на основе общего права (на примере государств Карибского региона): автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 23.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи
Пянзина Надежда Александровна
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫИ НОРМЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ОБЩЕГО ПРАВА
(НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВ КАРИБСКОГО РЕГИОНА)
Специальность: 12.00.10 — Международное право.
Европейское право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва — 2013
Работа выполнена на кафедре международного права юридического фа-
культета ФБГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов».
Научный руководитель: – доктор юридических наук
Остроухов Николай Викторович,
профессор кафедры международного
права Российского университета
дружбы народов
Официальные оппоненты: – доктор юридических наук, профессор
Валеев Револь Миргалимович,
профессор кафедры международного
и европейского права Казанского
(Приволжского) федерального университета
– кандидат юридических наук, доцент
Бекяшев Дамир Камильевич,
доцент кафедры международного права
Московского государственного института
(университета) международных отношений
МИД России
Ведущая организация: Московский государственный юридический
университет имени О.Е. Кутафина
(МГЮА)Московский государственный
институт (Университет) международных
отношений МИД России
Защита диссертации состоится « 29 » мая 2013 г. в 16 ч. 00 м. на заседа-
нии диссертационного совета ДК 212.203.21 при Российском университете
дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 347.
С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном
центре (Научной библиотеке) Российского университета дружбы народов по
адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.
Автореферат разослан « ……. » апреля 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Н.Ю. Четвергова
3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования. Проблема обеспечения прав ребенка в на-
стоящее время является одной из самых актуальных и востребованных тем для иссле-
дования в науке международного права. Еще в сентябре 2000 г. на Саммите, прошед-
шем в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, была принята Декларация тысячелетия, в
которой нашла отражение озабоченность глав 147-ми государств и правительств
(принявших участие в этой самой представительной за всю историю встрече мировых
лидеров) по поводу осложнения ряда проблем, угрожающих социальным устоям че-
ловечества. Для преодоления этих проблем были сформулированы восемь целей, к
достижению которых к 2015 г. должны стремиться все государства. Следует подчерк-
нуть, что ряд этих целей непосредственно связан с правами ребенка: обеспечение все-
общего начального образования; сокращение детской смертности; улучшение охраны
материнства1.
Достижение указанных целей, в том числе в отношении детей, способствует
созданию условий, гарантирующих равенство и недискриминацию, обеспечение сво-
боды и социальной справедливости в каждом государстве и в целом на глобальном
уровне. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан через пять лет после принятия дан-
ной Декларации не без основания утверждал, что реализация прав для всех детей ус-
коряет процесс всестороннего развития самих государств2.
Мир еще далек от благополучного состояния положения детей. Свидетельством
этому могут служить данные ВОЗ, МОТ и ряда международных неправительственных
организаций, занимающихся поощрением и защитой прав ребенка.
В 2002 г. 53 тыс. смертей детей были связаны с убийством3. Почти 65% детей в
школах как в развивающихся странах4, так и в промышленно-развитых странах5 под-
вергаются психическому или физическому запугиванию. Около 150 млн девочек и 73
млн мальчиков в возрасте до 18 лет подверглись сексуальному домогательству или
другим формам сексуального насилия6. В 2004 г. на 218 млн детей была возложена тру-
довая повинность и 126 млн из них были заняты на вредных работах7. 5,7 млн детей бы-
ли вовлечены в рабские трудовые отношения, 1,8 млн детей — в проституцию и порно-
графию, и 1,2 млн детей оказались жертвами торговли людьми8. Лишь 2,4% всех детей в
мире защищены в правовом отношении от телесного наказания в дошкольных учрежде-
ниях, школах, интернатах, дома и т.д.9 Выступая на заседании Совета по правам челове-
ка 7 марта 2013 г. Верховный комиссар ООН по правам человека привела печальную
статистику: ежегодно в мире умирает 6,9 млн детей в возрасте до 5 лет.
1 См.: Организация Объединенных Наций. Декларация тысячелетия. Саммит тысячелетия. Нью-Йорк, 6–8
сентября 2001 г. Департамент общественной информации ООН. Информационный центр ООН в Москве //
DPI/2163, October 2001. — P. 9.
2 United Nations Secretary-General’s Study on Violence against Children (2005). URL: http://www.violencestudy.org/r27.
3 Global Estimates of Health Consequences Due to Violence against Children. Background Paper to the UN Secretary-
General’s Study on Violence against Children. — Geneva: World Health Organization, 2006.
4 The Study by the Global School-based Student Health Survey: The World Health Organization. URL:
http://www.int/chp.gshs.
5 Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) Study: International Report from the 2001/2002 Survey. Health
Policy for Children and Adolescents. № 4. Geneva: World Health Organization, 2004.
6 Global Estimates of Health Consequences Due to Violence against Children. Background Paper to the UN Secretary-
General’s Study on Violence against Children. — Geneva: World Health Organization, 2006.
7 The End of Child Labour: Within Reach. Global Report. — Geneva: International Labour Organization, 2006.
8 A Future Without Children Labour. Global Report. — Geneva: International Labour Organization, 2002.
9 Global Initiative to End all Corporal Punishment of Children. 28 June 2006.
4
Обеспечение прав для всех детей во всех государствах достигается в условиях
всеобщего поощрения демократии и укрепления правопорядка, что, в свою очередь,
возможно при качественном управлении, которое, согласно Декларации тысячелетия
ООН, предполагает полное обеспечение интересов детей в обществе. Это потребует
принятия государствами на национальном уровне мер имплементационного характера
по обеспечению прав детей, закрепленных в соответствующих универсальных и ре-
гиональных соглашениях.
Международные правовые рамки, устанавливающие обязательства государств,
связанные с правами ребенка, никогда не были такими всеобъемлющими как сегодня.
Конвенция о правах ребенка 1989 г. и три факультативных протокола к ней образуют
универсальный международный инструмент по поощрению и защите прав детей,
подлежащих применению ко всем детям и во всех обстоятельствах.
Решимость государств обеспечить всеобщую защиту прав детей подтверждает-
ся, в частности, фактом почти универсального участия государств — членов ООН в
Конвенции о правах ребенка и всеобщее признание на национальном законодатель-
ном уровне принципа наилучшего обеспечения интересов детей. Правительства госу-
дарств — членов ООН все больше внимания обращают на устранение структурных и
правовых препятствий в процессе повышения благополучия детей в обществе. Все чаще
предпринимаемые на национальном уровне меры приводят к пересмотру законодатель-
ства, вносятся изменения и в конституции, в соответствии с биллем о правах человека,
включающим, в том числе и права ребенка. Правовые реформы, проводимые во многих
государствах, нацелены на устранение прежде всего проблем дискриминации в отноше-
нии детей. Совершенствование нормативных основ и политических платформ на нацио-
нальном уровне приводит к повышению уровня образования детей, материнского здоро-
вья, уменьшает детскую смертность. Правовые реформы способствуют учреждению
компетентных и эффективных национальных институтов по защите прав детей, отве-
чающих Парижским принципам.
Чуть больше 20 лет назад была принята и вступила в силу Конвенция о правах
ребенка. Однако этот срок действия Конвенции оказался недостаточным для того,
чтобы в науке международного права данный вопрос получил всестороннее и ком-
плексное отражение, особенно в вопросе о влиянии универсальных международных
принципов и норм, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, на законодательство
и судебную практику государств-участников. Вместе с тем востребованным с точки
зрения правовой науки и практики остаются всестороннее международно-правовое
исследование универсальных принципов и норм осуществления прав ребенка на на-
циональном законодательном уровне и на уровне судебной практики государств-
участников. Такая постановка вопроса предполагает, прежде всего, выяснение степе-
ни выполнения государствами — участниками обязательств по Конвенции о правах
ребенка в соответствии с принципом pacta sunt servanda, определение статуса Кон-
венции о правах ребенка как международного договора во внутригосударственном
праве, а точнее уточнение места данной Конвенции среди внутригосударственных
правовых источников, особенно в условиях, когда в соответствующем государстве
отсутствует закон о нормативных актах. В этом контексте необходимым является
изучение имплементационных мер законодательного, административного, судебного
и иного характера, предпринимаемых государствами-участниками по выполнению
обязательств на основе Конвенции о правах ребенка и первых двух факультативных
протоколов к ней, а также влияние этих мер на статус ребенка на уровне националь-
ного законодательства государств-участников.
5
Указанные теоретические аспекты проверяются на основе комплексного и всесто-
роннего изучения правовых вопросов, связанных с имплементацией положений Конвен-
ции о правах ребенка во внутреннее право государств Карибского региона, всецело ос-
новывающееся на традициях английского общего права, однако постепенно претерпе-
вающее изменения в результате влияния национальных и региональных специфик в деле
обеспечения защиты прав ребенка. Речь идет о следующих государствах Карибского
региона: Барбадос, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Белиз, Гайана, Антигуа и Барбуда, До-
миника, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.
Выявление правовых и структурных особенностей закрепления и применения
универсальных международных принципов и норм осуществления прав ребенка на
основе общего права на конкретных примерах национального законодательства госу-
дарств Карибского региона позволит адекватно оценить преимущество или же сла-
бость традиций общего права по применению имплементационных мер по сравне-
нию, например, с континентальной системой права в сфере обеспечения прав и инте-
ресов ребенка.
Всеобъемлющее комплексное исследование универсальных международных
принципов и норм осуществления прав ребенка на основе общего права националь-
ных правовых систем государств Карибского региона не только позволит углубить
научные знания в этой сфере, но и будет способствовать лучшему пониманию суще-
ствующих тенденций и подходов в нормотворческом процессе и правоприменитель-
ной практике этих государств касательно поощрения и защиты прав ребенка, что яв-
ляется чрезвычайно актуальным как с точки зрения теории, так и практики современ-
ного международного права.
Степень научной разработанности темы исследования. 2 сентября 2013 г.
исполняется 23 года, как Конвенция о правах ребенка вступила в силу. С этого мо-
мента для государств-участников стало обязательным принятие эффективных импле-
ментационных мер законодательного, административного, судебного, образователь-
ного характера по выполнению ими положений настоящей Конвенции. Вопрос, свя-
занный с универсальными международными принципами и нормами осуществления
прав ребенка в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка, также стал
еще более актуальным предметом исследования для науки международного права.
Однако за прошедший период не было подготовлено всестороннего, всеобъемлющего
и комплексного научного исследования основных подходов и направлений деятель-
ности государств-участников и других субъектов международного права, связанных с
осуществлением положений Конвенции и первых двух факультативных протоколов к
ней, прогрессом и препятствиями, возникающими на пути полного выполнения меж-
дународных обязательств по поощрению и защите прав ребенка.
В этом отношении не отличается и отечественная наука международного права.
Исследования в рамках отечественной науки международного права за период с мо-
мента вступления в силу Конвенции о правах ребенка ограничиваются преимущест-
венно анализом отдельных аспектов защиты прав ребенка в контексте рассмотрения
общих вопросов международного права прав человека1 или же рамками рассмотрения
отдельных положений Конвенции о правах ребенка и некоторых аспектов деятельно-
1 Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М.: Норма, 2007;
Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. — М.: Норма, 2009; Права
человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2009; Международная и внутригосударственная
защита прав человека: Учебник / Под ред. Р.М. Валеева. — М.: Статут, 2011; Международное гуманитарное
право : Учебник / Под ред. А.Я. Капустина. — М., 2009.
6
сти Комитета по правам ребенка в контексте общего анализа деятельности договор-
ных органов по правам человека1, либо анализом деятельности конкретных междуна-
родных правозащитных учреждений и фондов в этой сфере2. Имеется публикация
результатов научной конференции к юбилею принятия Конвенции о правах ребенка3.
В рамках инициатив Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) были изучены вопросы
о влиянии положений Конвенции о правах ребенка на правовые системы государств-
участников, однако эти исследования имеют узкие рамки географического и предмет-
ного охвата. До сих пор отсутствует специальное всеобъемлющее комплексное меж-
дународно-правовое исследование, связанное с универсальными принципами и нор-
мами осуществления прав ребенка в соответствии с установками Конвенции о правах
ребенка. В отечественной правовой науке имеются исследования отдельных аспектов
указанной темы, большинство из которых относится к другим юридическим специ-
альностям4. Вместе с тем наличие всеобъемлющего комплексного международно-
правового исследования позволит выявить преимущества или недостатки националь-
ных правовых систем государств-участников, основанных прежде всего на традициях
общего права или континентальной системе права. Сказанное полностью относится к
изучению внутреннего законодательства государств Карибского региона, которые до сих
пор испытывают влияние английского общего права и которые в условиях независимо-
сти пошли по пути принятия законодательных актов, регулирующих отдельные аспекты
защиты прав ребенка. Нет международно-правовых исследований о современном со-
стоянии национального законодательства государств Карибского региона в части отра-
жения положений Конвенции о правах ребенка и применения этих положений непосред-
ственно национальными судами, что является чрезвычайно актуальной темой в контек-
сте наличия общих теоретических и практических проблем, связанных с выполнением
государствами-участниками международных обязательств по основополагающим меж-
дународным соглашениям по правам человека, включая права ребенка.
Объектом диссертационного исследования выступают правоотношения, воз-
никающие в соответствии с универсальными международными принципами и норма-
ми осуществления прав ребенка на основе общего права в государствах Карибского
региона.
Предметом диссертационного исследования являются универсальные меж-
дународные принципы и нормы осуществления прав ребенка, закрепленные в Кон-
венции о правах ребенка 1989 г. и первых двух факультативных протоколах к ней, в
других основных международных договорах по правам человека, и их реализация в
государствах Карибского региона.
Цели и задачи исследования. Цель исследования состоит в решении актуаль-
ной научной задачи, заключающейся в комплексном и всестороннем исследовании
1 Организация Объединенных Наций и защита прав человека: Монография / Под ред. А.Х. Абашидзе. — М.:
РУДН, 2009. — С. 77–109; Абашидзе А.Х., Гольтяев А.О. Универсальные механизмы защиты прав человека:
Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2013. — С. 79–114.
2 См.: Мусина Н.М. Международно-правовые проблемы деятельности Детского фонда ООН: Дисс. … канд.
юрид. наук. / МГИМО(У) МИД России. — М., 2012.
3 См.: Семейное право на рубеже XX–XXI веков: К 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: Материалы
Международной научно-практической конференции. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный
университет, 18 декабря 2010 г. / Отв. ред. О.Н. Низамиева. — М.: Статут, 2011.
4 См.: Наруцкая Н.В. Правовое регулирование отношений по устройству детей, оставшихся без родительского
попечения, в организациях: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук / Московская академия экономики и права
(12.00.03). — М., 2013.
7
реализации в государствах Карибского региона универсальных международных
принципов и норм осуществления прав ребенка.
В соответствии с указанной целью в диссертации решаются следующие задачи:
– исследовать универсальные международные принципы и нормы, обеспечи-
вающие особое попечение и помощь ребенку со стороны его семьи, общества и госу-
дарства;
– рассмотреть нормативные рамки международно-правовых обязательств госу-
дарств-участников по Конвенции о правах ребенка и факультативным протоколам к
ней;
– уточнить и в систематизированном виде изложить мнения Комитета по пра-
вам ребенка относительно конкретных обязательств государств, вытекающих из уни-
версальных международных принципов и норм осуществления прав ребенка в соот-
ветствии с Конвенцией о правах ребенка и факультативными протоколами к ней;
– обозначить императивные установки принципов общего международного
права по обеспечению выполнения обязательств государств-участников по Конвен-
ции о правах ребенка и факультативным протоколам к ней;
– раскрыть требования Парижских принципов и Комитета по правам ребенка к
государствам — участникам Конвенции о правах ребенка и факультативных протоко-
лов к ней применительно создания и функционирования национальных учреждений,
занимающихся поощрением и защитой прав ребенка;
– исследовать статус ребенка в английском общем праве, а также в законода-
тельствах государств Карибского региона и выявить его особенности, обусловленные
традициями общего права и спецификой государств Карибского региона;
– изучить всесторонне и в систематизированном виде изложить имплементаци-
онные меры, предпринимаемые государствами Карибского региона по таким основ-
ным направлениям, как согласование внутригосударственного права с положениями
Конвенции о правах ребенка; создание национальных механизмов контроля за осуще-
ствлением положений Конвенции о правах ребенка; распространение знаний о поло-
жениях Конвенции о правах ребенка; меры по обеспечению эффективных националь-
ных судебных и квазисудебных средств защиты прав ребенка; осуществление контро-
ля за рациональным распределением бюджетных средств, предназначенных для де-
тей; обеспечение своевременного представления государствами Карибского региона
периодических докладов Комитету по правам ребенка.
Методологическая и теоретическая основы исследования. В диссертации
применен общенаучный методологический подход, позволяющий определить рамки
диссертационного исследования, уточнить основные понятия и категории, выделить
ключевые концептуальные и теоретические аспекты темы исследования.
В соответствии с главной целью диссертационного исследования примененный
подход позволил решить следующие методологические задачи: определить междуна-
родно-правовые рамки обязательств государств — участников Конвенции о правах ре-
бенка и факультативных протоколов к ней; изучить основные установки универсальных
принципов и норм осуществления прав ребенка; изложить в систематизированном виде
мнение Комитета по правам ребенка по юридическому характеру обязательств госу-
дарств в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; концептуально обозначить и на-
учно обосновать основные этапы становления законодательства государств Карибского
региона в контексте влияния традиций общего права на законодательство этих госу-
дарств с целью выявления специфики национальных правовых систем этих государств
применительно к статусу ребенка и определить степень соответствия внутригосударст-
8
венного законодательства указанных государств универсальным международно-
правовым стандартам в сфере обеспечения прав и интересов ребенка в результате при-
менения или неприменения универсальных международных принципов и норм осущест-
вления прав ребенка.
В условиях наличия в Конвенции о правах ребенка 1989 г. ряда нечетких поло-
жений по отдельным аспектам прав ребенка, диссертантом применен оригинальный
прием уточнения нормативных рамок соответствующих положений Конвенции путем
обобщения мнений Комитета по правам ребенка, высказанных в рамках всех замеча-
ний общего порядка применительно к универсальным международным принципам и
нормам осуществления прав ребенка. Такой подход позволил диссертанту различить
те мнения Комитета относительно универсальных принципов осуществления прав
ребенка, которые касаются процедурных вопросов и, следовательно, обладают обяза-
тельной силой для государств-участников, и те мнения Комитета относительно норм,
которые могут послужить в качестве источника «soft law» («мягкого права»).
В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие
как диалектика, анализ и синтез, метод обобщения, системно-структурный метод.
Также использовались специальные научные методы: юридико-технический, истори-
ческий, метод прогнозирования. Задача комплексного анализа темы исследования обу-
словила необходимость применения сравнительного метода исследования действующего
законодательства государств Карибского региона по правам ребенка и соответствующих
нормативных актов Великобритании по правам ребенка, что было продиктовано научной
потребностью лучшего понимания существующих проблем и тенденций в нормотворче-
стве государств Карибского региона в сфере защиты прав ребенка. Методом сравни-
тельного анализа также оценены статус прав ребенка в английском общем праве и в
законодательстве государств Карибского региона и выявлены среди них те государст-
ва, которые достигли на законодательном уровне определенных успехов в этой сфере,
и те, которые испытывают трудности по применению универсальных международных
принципов и норм осуществления прав ребенка в правоприменительной практике
национальных судов.
В ходе исследования автор опирался на труды известных отечественных и за-
рубежных ученых юристов-международников, таких как: А.Х. Абашидзе, Л.П. Ануф-
риева, С.В. Бахин, К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев, П.Н. Бирюков, И.П. Блищенко, Р.М.
Валеев, А.Н. Вылегжанин, Л.Н. Галенская, Г.П. Жуков, Б.Л. Зимненко, В.С. Иванен-
ко, Г.В. Игнатенко, А.Я. Капустин, В.А. Карташкин, А.А. Клишас, А.А. Ковалев,
Ю.М. Колосов, М.Н. Копылов, Г.И. Курдюков, И.И. Лукашук, С.Ю. Марочкин, А.А.
Моисеев, Р.А. Мюллерсон, П.В. Севаськов, Г.С. Стародубцев, О.И. Тиунов, Г.И. Тун-
кин, Е.Т. Усенко, Д.И. Фельдман, С.В. Черниченко, В.М. Шумилов, М.Л. Энтин, а
также: P. Alston, Y. Beigbeder, W. Blackstone, A. Byrnes, J. Fitzmaurice, C.M. Hamilton,
L.M. Jackson, M. Kirby, C. McCrudden, Z. McDowell, D. Mendez, H. Mountfield, S.M.
Pais, S. Parker, J. Wadham и др.
В качестве эмпирической основы исследования использована широкая право-
вая практика таких международных межправительственных организаций и форумов,
как ООН, МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, Конференции ООН по правам человека (Тегеран —
1968 г., Вена — 1993 г.) и др. в рассматриваемой сфере. Большую эмпирическую ос-
нову исследования составили материалы Комитета по правам ребенка и других дого-
ворных органов по правам человека, касающихся проблем поощрения и защиты прав
ребенка, а также первого цикла универсального периодического обзора (УПО) госу-
дарств Карибского региона в Совет ООН по правам человека. Данная практика иссле-
9
дована через призму критериев, представленных автором для всестороннего анализа
базовых элементов, указывающих на наличие или отсутствие прогресса в правовых
реформах, предпринимаемых государствами Карибского региона, в деле полного вы-
полнения обязательств по Конвенции о правах ребенка и первым двум факультатив-
ным протоколам к ней.
В качестве нормативной основы исследовательской базы использовались:
1) договорные нормы, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, трех факульта-
тивных протоколах к ней и основных международных соглашениях по правам чело-
века; 2) международные обычные нормы, касающиеся прав и интересов ребенка;
3) четыре универсальных принципа осуществления положений Конвенции о правах
ребенка 1989 г.; 4) тринадцать замечаний общего порядка Комитета по правам ребен-
ка по различным аспектам, касающихся универсальных международных принципов и
норм осуществления прав ребенка; 5) материалы существующих механизмов между-
народного мониторинга и контроля по обеспечению прав ребенка системы ООН;
6) судебные решения и казусы применительно обеспечения защиты прав и интересов
ребенка.
Научная новизна диссертационного исследования. Всестороннего междуна-
родно-правового исследования универсальных международных принципов и норм
осуществления прав ребенка на основе общего права национальных правовых систем
государств Карибского региона как самостоятельной научной задачи еще не проводи-
лось в отечественной правовой науке. Настоящая работа является первым такого рода
международно-правовым исследованием в отечественной науке международного права.
Впервые в отечественной науке международного права осуществлено всеобъем-
лющее и комплексное исследование основных подходов государств Карибского региона
по имплементации положений Конвенции о правах ребенка через призму установок уни-
версальных международных принципов и норм осуществления прав ребенка.
Научная новизна содержится также в положениях и выводах, выносимых
на защиту.
1. Согласно авторскому пониманию, следует различать принципы общего меж-
дународного права по обеспечению добросовестного выполнения государствами-
участниками обязательств по Конвенции о правах ребенка и факультативным прото-
колам к ней и универсальные международные принципы и нормы осуществления
прав ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. В совокупности эти
принципы и нормы обеспечивают не только признание соответствующими государст-
вами-участниками прав, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и факультатив-
ных протоколах к ней, но и предпринятие ими адекватных мер законодательного, ад-
министративного, судебного и иного характера в целях имплементации положений
Конвенции и первых двух факультативных протоколов к ней в национальные право-
вые системы и создании условий для прямого применения положений этих актов на-
циональными судами государств-участников.
2. Раскрыто понимание Комитетом по правам ребенка установок универсаль-
ных международных принципов и норм осуществления прав ребенка и в системати-
зированном виде диссертантом уточнен перечень мер, необходимых для предприня-
тия государствами-участниками в соответствии с обязательствами по Конвенции о
правах ребенка: а) законодательные меры, предполагающие принятие законов, вклю-
чая по бюджету, а также мер по осуществлению и правоприменению. Эти меры могут
включать пересмотр и поправки в существующее законодательство, выделение доста-
точного бюджетного ассигнования для принятия законодательных мер, защиту детей-
10
жертв, реабилитацию и компенсацию; б) административные меры, предполагающие
выработку правительством политики, систем мониторинга и контроля, необходимых
для защиты детей от всех форм насилия; в) социальные меры, предполагающие обес-
печение правительством базовых и целевых услуг для детей; г) образовательные ме-
ры, предполагающие создание сети по искоренению вредных для здоровья детей тра-
диций, обычаев.
3. Установлено, что во всех исследуемых государствах Карибского региона ра-
тификация Конвенции о правах ребенка и факультативных протоколов к ней не обес-
печивает автоматически имплементацию положений этих актов в национальные пра-
вовые системы по причине преобладания в юриспруденции этих государств традиций
общего права. Английское общее право не обеспечивало должным образом защиту
прав ребенка. Благодаря праву справедливости, возникшему в качестве альтернативы
общему праву, правосудие стало осуществляться на основе принципов беспристраст-
ности и объективности, что позволило судам обеспечить учет интересов ребенка в
качестве основы во всех спорных ситуациях по опеке. Судебная практика способст-
вовала совершенствованию законодательства о правах ребенка: абсолютное право
отца по опеке ребенка было изменено, и суды приобрели полномочия признать право
на опеку за матерью в отношении законнорожденного ребенка. По закону от судов
требовалось рассматривать вопрос о благополучии ребенка в качестве важного во-
проса. Показано, что традиционный подход общего права к имплементации положе-
ний международных договоров по правам человека, требующий принятия специаль-
ного статута (закона), закрепляющего положения соответствующего международного
договора по правам человека, редко применяется в правотворческой практике госу-
дарств Карибского региона (за исключением Белиза и Гайаны). В результате чего
внутригосударственное право подавляющего большинства этих государств в сфере
прав ребенка, носит фрагментарный и не всеобъемлющий характер, что свою очередь,
делает невозможным обеспечение на должном уровне гарантий судебной защиты тех
прав ребенка, которые закреплены в Конвенции о правах ребенка и первых двух фа-
культативных протоколах к ней, однако вместе с тем не нашли отражения в законах,
имплементирующих положения Конвенции и факультативных протоколов.
4. По усилению гарантий обеспечения защиты прав ребенка в государствах Ка-
рибского региона, отвечающим требованиям Конвенции о правах ребенка и первых
двух факультативных протоколов к ней, диссертантом предлагается закрепить в зако-
нодательных актах этих государств универсальные международные принципы осуще-
ствления прав ребенка, нашедшие отражение в Конвенции о правах ребенка, что, по
мнению диссертанта, будет содействовать правильному толкованию и применению на
национальном уровне всей совокупности универсальных норм по правам ребенка.
5. Диссертантом обосновывается так называемая «подразумеваемая» уставная
функция Комитета по правам ребенка, заключающаяся в разъяснении государствам
— участникам Конвенции о правах ребенка и факультативных протоколов к ней нор-
мативных рамок универсальных международных принципов и норм осуществления
прав ребенка путем принятия заключительных замечаний по первоначальным и пе-
риодическим докладам государств-участников и замечаний общего порядка по клю-
чевым аспектам положений Конвенции и факультативных протоколов. Вместе с тем
также установлено, что в результате принятия заключительных замечаний и замеча-
ний общего порядка Комитетом по правам ребенка, уточняющих ключевые положе-
ния Конвенции, были заложены концептуальные основы и определены нормативные
рамки, образующие в совокупности минимум универсальных международно-
11
правовых стандартов по правам ребенка. При этом обосновывается тезис о том, что
мнения Комитета по правам ребенка по процедурным вопросам предоставления госу-
дарствами-участниками докладов подлежат обязательному соблюдению, а мнения по
концептуальным аспектам, высказанные Комитетом в рамках замечаний общего по-
рядка, следует рассматривать в качестве вспомогательного средства для определения
обычных норм международного права. Диссертантом предлагается, чтобы мнения Ко-
митета по процедурным аспектам подлежали обязательному учету при выработке госу-
дарством — участником Конвенции о правах ребенка общих мер законодательного, ад-
министративного и судебного характера, обеспечивающих адекватную и всеобъемлю-
щую имплементацию положений Конвенции и первых двух факультативных протоколов
к ней. Данное обязательство, по мнению диссертанта, следует отразить в последующем
замечании общего порядка Комитета, вносящем концептуальные корректировки в уже
принятые замечания по данному вопросу.
6. Принимая во внимание уязвимое положение детей в обществе в целом, а
также тот факт, что дети больше всех страдают от последствий экономического и фи-
нансового кризиса, постоянно затрагивающего слаборазвитые в экономическом от-
ношении страны, включая государства Карибского региона, диссертант научно обос-
новывает дополнительный элемент, укрепляющий принцип наибольшего обеспечения
интересов детей в виде запрещения государствам — участникам Конвенции прини-
мать чрезвычайные меры бюджетного и иного характера, которые ухудшают право-
вое положение детей. Речь идет о запрещении мер ретрорегрессивного характера.
7. В целях усиления эффективности постоянного международного контроля по
выполнению государствами-участниками обязательств по Конвенции о правах ребен-
ка и факультативным протоколам к ней диссертантом обосновывается обязательство
Комитета по правам ребенка, вытекающее из существующих универсальных между-
народных принципов осуществления прав ребенка, в виде разработки государствами
— участниками Конвенции руководящих указаний по последующим мерам осущест-
вления рекомендаций, содержащихся в заключительных замечаниях по первоначаль-
ному и периодическим докладам. Эти руководящие указания, по мнению диссертан-
та, должны предусматривать поощрение государств-участников на принятие ими
стратегий и планов действий в отношении детей-инвалидов, беспризорных детей, де-
тей ВИЧ-инфицированных, детей — жертв преступлений сексуального характера,
торговли и вооруженных конфликтов. Соответствующие стратегии и планы действий
должны базироваться на универсальных международных принципах осуществления
прав ребенка, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, и предусматривать созда-
ние развернутой судебной системы и квазисудебных механизмов ювенальной юсти-
ции, а также учреждение общенационального омбудсмена по права ребенка.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена ком-
плексным подходом к международно-правовому анализу проблем концептуального и
практического характера, возникающих в процессе применения универсальных меж-
дународных принципов и норм осуществления прав ребенка, путем имплементацион-
ных мер, вытекающих из обязательств, взятых государствами-участниками по Кон-
венции о правах ребенка и факультативным протоколам к ней, а также научной необ-
ходимостью выявить преимущества и недостатки законодательства и судебной прак-
тики государств Карибского региона, основанных на традициях общего права, приме-
нительно к выполнению установок универсальных международных принципов и
норм осуществления прав ребенка.
12
Проведенное исследование значительно расширяет представление о традициях
общего права применительно имплементационных мер, а также о достоинствах, про-
блемах и специфике национальных правовых систем государств Карибского региона
в деле осуществления положений Конвенции о правах ребенка и факультативных
протоколов к ней на национальном уровне. В диссертации указаны преимущества тех
имплементационных мер, которыми достигнуты определенные успехи в деле поощрения
и защиты прав ребенка в государствах Карибского региона, что может быть полезным
для государств — участников Конвенции о правах ребенка, включая Россию.
Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке
вопросов, связанных с имплементационными мерами государств в целях полного
осуществления их обязательств по международным договорам, затрагивающим права
человека, а также при преподавании дисциплины «Международное право» и таких
его разделов, как право международных договоров, соотношение международного
права и национального законодательства, а также спецкурса «Международное право
прав человека».
Выводы и предложения, содержащиеся в исследовании, могут быть непосред-
ственно использоваться при совершенствовании национальных имплементационных
мер, предпринимаемых государствами-участниками, включая Российскую Федера-
цию, по выполнению своих международно-правовых обязательств по Конвенции о
правах ребенка.
Апробация результатов исследования. По результатам проведенного иссле-
дования был подготовлен научный доклад, заслушанный и обсужденный на заседа-
нии кафедры международного права юридического факультета Российского универ-
ситета дружбы народов 29 августа 2011 г.
Основные положения диссертации нашли отражение в 7-ми публикациях авто-
ра по теме исследования общим объемом 5,35 п.л., а также в трех выступлениях дис-
сертанта на ежегодных международных научно-практических конференциях кафедры
международного права РУДН, посвященных памяти профессора И.П. Блищенко в
2009, 2010 и 2012 гг. (Москва, РУДН).
Результаты, полученные в ходе исследования, были направлены в Офис омбуд-
смена России по правам ребенка.
Структура диссертации отвечает целям, задачам, объекту и предмету иссле-
дования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Завершает работу
список использованной литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновываются выбор и актуальность темы диссертационного ис-
следования, определяется степень ее научной разработанности, выделяются объект и
предмет исследования, его цели и задачи, указываются использованные автором научно-
исследовательские методы, новизна работы, теоретическая и практическая значимость
исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Универсальные международные принципы и нормы, обес-
печивающие особое попечение и помощь ребенку со стороны его семьи, общест-
ва и государства» состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе рассматриваются международно-правовые обязательства
государств — участников Конвенции о правах ребенка 1989 г. и факультативных про-
токолов к ней.
13
В параграфе исследуются международно-правовые основы обеспечения особо-
го попечения и помощи ребенку, которые были заложены в период деятельности Ли-
ги Наций — в Женевской декларации прав ребенка 1924 г., Уставе ООН, Всеобщей
декларации прав человека 1948 г., Декларации прав ребенка 1959 г., Международном
пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об эконо-
мических, социальных и культурных правах 1966 г., в других основных международ-
ных договорах по правам человека, в Женевских конвенциях о защите жертв войны
1949 г. и дополнительных протоколах к ним 1977 г., в резолюциях ГА ООН, на основе
которых были приняты такие акты, как Минимальные стандартные правила ООН,
касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские
правила») 1985 г., Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся за-
щиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усы-
новлении на национальном и международно-правовом уровнях, 1986 г., в резолюциях
ЭКОСОС, касающихся прав детей и др.
С целью адекватного понимания установок положений Конвенции о правах ре-
бенка в диссертации широко анализируются подготовительные материалы Рабочей
группы Комиссии ООН по правам человека, в рамках которой проходила основная
работа по выработке окончательного текста Конвенции. Автором подчеркивается, что
стержнем Конвенции о правах ребенка являются закрепленные в ней общие принци-
пы, которые призваны содействовать правильному пониманию всей совокупности
положений Конвенции. Речь идет о четырех принципах: недискриминации; наилуч-
шего обеспечения интересов ребенка; уважения взглядов ребенка; принципе, обеспе-
чивающем право ребенка на жизнь, выживание и развитие. В работе детально рас-
крывается содержание этих общих принципов, а затем подробно перечисляются все
другие ключевые положения, закрепленные в Конвенции о правах ребенка.
В данном параграфе также анализируются положения трех факультативных
протоколов к Конвенции о правах ребенка: касающегося торговли детьми и детской
порнографии; касающегося участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г.; ка-
сающегося процедуры сообщений 2011 г. (который еще не вступил в силу).
Анализ вышеуказанного дает основание автору утверждать, что Конвенция о
правах ребенка и три факультативных протокола к ней устанавливают общие право-
вые рамки и закрепляют принципы и доступные международно-правовые гарантии
защиты прав ребенка. Положения Конвенции и первых двух факультативных прото-
колов к ней в совокупности учитывают различные культурные, социальные и иные
специфики государств – участников и призваны содействовать правильному понима-
нию и применению их положений на уровне национального законодательства и су-
дебной практики.
Второй параграф посвящен пониманию Комитетом по правам ребенка уни-
версальных принципов и норм осуществления прав ребенка.
В работе анализируется статус и компетенция Комитета по правам ребенка,
созданного на основе Конвенции о правах ребенка с целью осуществления междуна-
родного контроля по выполнению государствами-участниками обязательств, взятых в
соответствии с Конвенцией о правах ребенка и первых двух факультативных прото-
колов к ней.
Анализируется понимание Комитетом по правам ребенка универсальных прин-
ципов и норм осуществления прав ребенка, которое отражено в заключительных за-
мечаниях по периодическим докладам соответствующих государств — участников
Конвенции и замечаниях общего порядка, которых в настоящее время насчитывается
14
семнадцать. В этом параграфе представлены основные положения одиннадцати заме-
чаний общего порядка Комитета по правам ребенка, которые касаются почти всех
основных положений Конвенции о правах ребенка, а также наиболее важных про-
блем, связанных с обеспечением прав и интересов ребенка, таких, например, как на-
правленность образования ребенка; проблемы, связанные со здоровьем и развитием
подростков; проблемы обращения с несовершеннолетними и разлученными детьми за
пределами страны их проживания; проблемы, связанные с осуществлением прав ре-
бенка в «раннем детстве», т.е. в момент рождения и в грудном возрасте, в дошколь-
ные годы и в период подготовки к школе; проблемы, связанные с осуществлением
права ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких или унижающих
достоинство видов наказания; проблемы защиты детей с ограниченными возможно-
стями; проблемы защиты прав детей в сфере отправления правосудия; защиты детей
из числа коренных народов; и др.
В диссертации предпринята попытка выяснить юридическую природу замеча-
ний общего порядка с целью уточнения их юридической силы для государств — уча-
стников Конвенции о правах ребенка. Диссертантом делается вывод о том, что разъ-
яснения и рекомендации, содержащиеся в замечаниях общего порядка Комитета по
правам ребенка, способствуют государствам-участникам наиболее полно осуществ-
лять свои обязательства по Конвенции о правах ребенка и первых двух факультатив-
ных протоколов к ней.
В третьем параграфе рассматриваются принципы общего международного
права, обеспечивающие выполнение обязательств в соответствии с Конвенцией о
правах ребенка. Речь идет прежде всего о принципе pacta sund servanda, закреплен-
ном в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничестве между государствами в соответствии с
Уставом ООН 1970 г., Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
(ст. 26) и т.д. В работе обращается особое внимание на усилия, предпринятые в рам-
ках правозащитных механизмов ООН, нацеленных на обоснование тезиса о том, что в
соответствии с принципом pacta sund servanda недопустимо применять оговорки к
положениям международных договоров по правам человека, включая Конвенцию о
правах ребенка. Диссертант исследует установки ст. 26 Венской конвенции о праве
международных договоров в контексте требований ст. 27 той же Конвенции, согласно
которой государства — участники международного договора не могут ссылаться на
положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения ими соот-
ветствующего договора. В диссертации автор поддерживает концепцию, согласно
которой международные обязательства государств (включая по Конвенции о правах
ребенка) должны быть выполнены независимо от положений внутреннего права, а в
случае коллизии между ними применению подлежат правила, устанавливаемые меж-
дународным договором. По мнению диссертанта принцип pacta sund servanda приме-
няется и к обязательствам государств-участников предпринимать адекватные внутри-
государственные меры, чтобы в полном объеме обеспечить выполнение обязательств
по Конвенции о правах ребенка. В связи с этим в работе подробно проанализирован
подход Комитета по правам ребенка об общих мерах по осуществлению Конвенции о
правах ребенка, нашедший отражение в его замечании общего порядка № 5, принятом
в 2003 г., а также в замечании общего порядка № 13, принятом в 2011 г., в которых
указаны все необходимые законодательные, административные, социальные, просве-
тительские и иные меры, предусмотренные в различных положениях Конвенции о
правах ребенка.
15
В четвертом, заключительном параграфе главы I диссертации разъясняется
суть обязательств государств — участников Конвенции о правах ребенка по созданию
национальных учреждений, занимающихся защитой прав ребенка.
В работе обращается внимание на тот факт, что практические вопросы, связан-
ные с международной защитой прав ребенка, решаются прежде всего на националь-
ном уровне и ответственность за выполнение международного обязательства возлага-
ется на государство — участника Конвенции о правах ребенка. Опираясь на практику
диссертант подчеркивает, что на национальном уровне защита прав ребенка может
быть наилучшим образом обеспечена с помощью развитого законодательства при
независимой судебной власти и наличии независимых учреждений, занимающихся
защитой прав ребенка. В диссертации констатируется факт того, что обязательства
государств-участников обеспечить условия создания и функционирования эффектив-
ных национальных учреждений, занимающихся защитой прав ребенка, вытекает из
различных положений Конвенции о правах ребенка (ст. 3 и 19).
В связи с этим автором подробно освещаются усилия, предпринятые в рамках
Комиссии ООН по правам человека (ныне Совет по правам человека) по выработке
рекомендаций, нацеленных на создание в государствах национальных учреждений,
занимающихся защитой прав человека. Впоследствии эти рекомендации в 1992 г. бы-
ли одобрены ГА ООН в виде «Принципов, касающихся статуса и функционирования
национальных учреждений, занимающихся защитой и поощрением прав человека»
(получившими название «Парижские принципы»). В работе подробно проанализиро-
ваны Парижские принципы, которые, по мнению диссертанта, должны быть полно-
стью учтены при создании и функционировании национальных учреждений, зани-
мающихся защитой прав ребенка.
В диссертации автором объясняется значение всех категорий (А, В и С), кото-
рыми могут обладать национальные учреждения, занимающиеся защитой прав ребен-
ка при УВКПЧ.
Вторая глава «Инкорпорация положений Конвенции о правах ребенка в
национальные правовые системы государств Карибского региона» состоит из
двух параграфов. Последний параграф данной главы состоит в свою очередь из шести
подпунктов, в которых анализируются основные направления деятельности госу-
дарств Карибского региона по осуществлению Конвенции о правах ребенка.
В первом параграфе исследуется статус ребенка в английском общем праве и
в законодательстве государств Карибского региона.
Учитывая тот факт, что правовые системы государств Карибского региона ос-
новываются на традициях общего права, автор начинает анализ традиций английского
общего права в сфере защиты прав ребенка и положений ныне действующих осново-
полагающих актов в этой сфере в Великобритании, а именно: Закона «О детях»
1989 г. (United Kingdom’s Children Act) и Закона «О правах человека» 1998 г. (Human
Rights Act), которые продолжают оказывать влияние на законотворческий процесс и
правоприменительную практику стран Содружества, включая государства Карибско-
го региона. При анализе автором учитываются важные обстоятельства, такие как: го-
сударства Карибского региона представляют собой парламентскую демократию по
образцу британской Вестминстерской системы; эти государства признают Королеву
Великобритании в качестве главы государства, а ее представители в этих государст-
вах являются генерал-губернаторами; высшей судебной инстанцией этих государств
до сих пор остается Судебный комитет Тайного совета Великобритании.
16
Вопрос о становлении правовых традиций Англии по статусу ребенка исследу-
ется автором в непосредственной взаимосвязи с такими категориями, как отцовство,
материнство и детство. Констатируется, что первоначально английское общее право
признавало правоотношения только между родителями и их законнорожденными
детьми. При этом общее право признавало родительское право мужчины в семье и в
большей степени уделяло внимание сохранению его родительских прав, чем интере-
сов ребенка. Заметные положительные изменения в рамках традиций общего права в
этой сфере произошли прежде всего благодаря вмешательству Верховного суда Ве-
ликобритании, руководствовавшегося правом справедливости. В результате, напри-
мер, Закон об опекунстве 1925 г. потребовал от судов рассматривать «благополучие
ребенка в качестве важного и наиглавнейшего вопроса».
Основной акт в этой сфере, ныне — Закон «О детях» 1989 г., основывается на
убеждении, что за детьми лучше всего заботятся в кругу семьи, в нем подтверждает-
ся, что благополучие детей является важным приоритетом общества, и что с детьми
всегда должны советоваться, дети должны быть осведомленными и принимать уча-
стие в решениях, связанных с их правами и интересами. Закон «О детях» нацелен на
совершенствование путей и средств, с помощью которых суды могут взаимодейство-
вать с детьми и их семьями для обеспечения прав детей, включая право подачи апел-
ляции на решения, выносимые судом.
Конвенция о правах ребенка вступила в силу для Великобритании в начале
1992 г. Ее положения по существующим правилам автоматически не включались в
национальное право, следовательно, ее положения не рассматривались в качестве
правовых норм по обеспечению прав детей, гарантированных в судебном порядке.
Таким образом, лишь те положения Конвенции о правах ребенка, которые оказались
закрепленными в Законе «О детях», принятом раньше, чем Конвенция о правах ре-
бенка вступила в силу для Великобритании, могут быть применимы судами Велико-
британии. Преимущественной силой среди нормативных актов Великобритании об-
ладает Закон «О детях» 1989 г., а не положения Конвенции о правах ребенка. Закон
усиливает роль судей в случаях, когда нарушаются права ребенка, однако суды не
вправе изменять положения Закона, они лишь могут представить на рассмотрение
Парламента обращение о несовместимости положений каких-либо нормативных ак-
тов с положениями Закона «О детях».
Межгосударственный диалог о правах человека в Великобритании в рамках пер-
вого цикла Универсального периодического обзора (УПО) подтвердил существующие
проблемы в сфере обеспечения прав ребенка в Великобритании, в частности, в необхо-
димости в расширении существующего законодательства по защите прав детей от наси-
лия (допускаются так называемые «болевые методы воспитания детей»), в необходимо-
сти официального закрепления за уполномоченными по правам ребенка обязанностей по
поощрению и защите прав ребенка и переподчинению уполномоченного Парламенту.
На начальном этапе развития в условиях независимости от Великобритании за-
конодательства государств Карибского региона полностью отражали структуру обще-
го права и, следовательно, содержали множество форм дискриминации в отношении
ребенка. Например, дети, рожденные в браке, получали преимущества, которые не
предоставлялись незаконнорожденным детям; законнорожденные мальчики находи-
лись на привилегированном положении перед законнорожденными девочками. Ши-
роко применялся детский труд на плантациях сахарного тростника и т.д.
В настоящее время законодательство этих государств по обеспечению прав ре-
бенка находятся на разных стадиях: некоторые национальные правовые системы по-
17
прежнему продолжают базироваться на традициях старого законодательства Англии;
национальные правовые системы других государств Карибского региона также бази-
руется на традициях общего права, однако на обновленном законодательстве. Среди
этих государств выделяются Барбадос, Гайана, Ямайка и Тринидад и Тобаго, которые
возглавляют процесс законодательного реформирования, который подвергается влия-
нию подходов, выработанных в рамках системы ООН и субрегиональных интеграци-
онных объединений (например, КАРИКОМ, Организация Восточно-карибских госу-
дарств).
Автор подчеркивает, что участие в Конвенции о правах ребенка 1989 г. оказы-
вает в целом положительное влияние на прогрессивное изменение так называемого
«отраслевого» законодательства государств Карибского региона применительно к
правам ребенка. Практика рассмотрения первоначальных и некоторых периодических
докладов государств Карибского региона в Комитете по правам ребенка подтвержда-
ет наличие политической решимости правительств этих государств привести в соот-
ветствие их национальные законодательства с требованиями принципов и норм осу-
ществления положений Конвенции о правах ребенка, однако традиции общего права,
на которых базируется законодательство этих государств, требуют инкорпорации
всех положений Конвенции о правах ребенка во внутреннее законодательство.
Второй параграф главы второй диссертации посвящен анализу имплемента-
ционных мер, предпринимаемых государствами Карибского региона по осуществле-
нию Конвенции о правах ребенка.
В соответствии с обязательствами государств — участников Конвенции о пра-
вах ребенка все ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) должны
предпринимать меры по осуществлению прав, закрепленных в Конвенции. С целью
правильного понимания указанных обязательств государств по Конвенции о правах
ребенка в диссертации подробно рассматривается так называемая «трехуровневая»
концепция, которая была обоснована в системе УВКПЧ применительно деятельности
договорных органов по правам человека. Согласно этой концепции обязательства го-
сударств — участников Конвенции о правах ребенка заключаются в «уважении»,
«защите» и «осуществлении». По убеждению диссертанта указанная трехуровневая
концепция применима для полного осуществления прав, закрепленных в Конвенции о
правах ребенка. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка и данной концепцией
государства-участники обязаны «уважать» и «защищать» права, закрепленные в Кон-
венции, «без какой-либо дискриминации» и «принимать все необходимые законода-
тельные, административные и другие меры для полного осуществления прав, призна-
ваемых в Конвенции» (п. 1 ст. 2 и ст. 4 Конвенции).
Среди таких имплементационных мер важное место занимают законодатель-
ные меры по обеспечению полной согласованности между внутригосударственным
правом и положениями Конвенции о правах ребенка. В связи с этим в диссертации
подробно анализируются Замечания общего порядка № 5 Комитета по правам чело-
века, где излагаются мнения Комитета по указанному вопросу.
Имплементационные меры, предпринимаемые государствами Карибского ре-
гиона по осуществлению обязательств по Конвенции о правах ребенка, диссертантом
условно разделены на несколько групп с целью адекватного восприятия усилий,
предпринимаемых властями этих государств в указанной сфере. Диссертантом выде-
лены следующие группы мер имплементационного характера:
а) меры по согласованию внутригосударственного права с положениями Кон-
венции о правах ребенка;
18
б) меры по созданию национальных механизмов контроля за осуществлением
положений Конвенции о правах ребенка;
в) национальные меры по распространению знаний о положениях Конвенции о
правах ребенка;
г) меры по обеспечению эффективных национальных судебных и квазисудеб-
ных средств защиты прав ребенка;
д) меры по осуществлению контроля за рациональным распределением бюд-
жетных средств, предназначенных для детей;
е) меры по обеспечению своевременного представления государствами Кариб-
ского региона периодических докладов Комитету по правам ребенка.
К настоящему моменту в большинстве государств Карибского региона отсутст-
вует всесторонне и комплексное исследование процесса имплементации положений
Конвенции о правах ребенка в национальные системы права этих государств. Вместе
с тем отсутствие всеобъемлющего исследования в этой сфере негативно отражается
на процессе правового реформирования в этих государствах.
В государствах Карибского региона изменения во внутригосударственном праве
осуществляются путем частичного реформирования в таких вопросах, как защита де-
тей от домашнего насилия и сексуального домогательства. По мнению диссертанта,
подобные правовые изменения следует оценивать в позитивном плане, поскольку они
показывают, что правительства государств Карибского региона желают согласовать
свое внутригосударственное право с положениями Конвенции о правах ребенка, од-
нако этих изменений недостаточно для полного согласования их законодательства с
положениями Конвенции.
За исключением Ямайки, ни одно из государств Карибского региона, рассматри-
ваемых в данном исследовании, не осуществило всестороннего исследования законо-
дательства по правам ребенка. В этом контексте диссертантом напоминается позиция
КПР, в соответствии с которой государству, ратифицирующему Конвенцию о правах
ребенка, следует принимать во внимание, что обязанностью именно законодательной
власти соответствующего государства является осуществление полного обзора нацио-
нального законодательства применительно его соответствия положениям Конвенции.
Следовательно, парламент соответствующей страны обязан осуществлять всесторон-
ний обзор с целью определения необходимых мер законодательной реформы. Отсюда
логично вытекает, что в юрисдикциях общего права принятие специального закона,
имплементирующего положения Конвенции о правах ребенка во внутригосударствен-
ное право, является необходимым шагом.
Включение в конституции многих государств Карибского региона билля о пра-
вах человека автоматически не обеспечивает условий полного осуществления поло-
жений международных договоров по правам человека, ратифицированных государст-
вами Карибского региона, при отсутствии всеобъемлющего национального закона о
правах ребенка.
Почти во всех государствах Карибского региона созданы и функционируют
различные национальные структуры контроля за осуществлением Конвенции о пра-
вах ребенка. Несмотря на это в отношении всех этих государствах применимы заме-
чания, высказанные Комитетом по правам ребенка в адрес Ямайки: отсутствие все-
сторонне интегрированного национального механизма по контролю за мерами, запла-
нированными на национальном уровне для защиты прав ребенка, и недостаточная
координация деятельности между различными правительственными структурами
центрального и местного уровней, а также между НПО по осуществлению государст-
19
венного и общественного контроля за осуществлением политического курса по защи-
те прав ребенка. По оценкам диссертанта существует крайняя необходимость в госу-
дарствах-участниках, включая государства Карибского региона, укреплять в финан-
совом и кадровом отношениях национальные механизмы контроля за осуществлени-
ем прав ребенка. Этим независимым механизмам также необходимы полномочия и
доверие со стороны неправительственных организаций и гражданского общества. Ав-
тор согласен с мнением КПР, согласно которому национальные механизмы контроля
в государствах Карибского региона должны представлять собой смесь правительст-
венных и неправительственных учреждений, чтобы координировать усилия в этой
сфере и эффективно осуществлять контроль за процессом выполнения обязательств
по Конвенции о правах ребенка.
Комитет по правам ребенка в своих заключительных замечаниях по периодиче-
ским докладам постоянно обращает внимание государств — участников Конвенции о
правах ребенка на необходимость предпринять конкретные шаги по широкому рас-
пространению информации о правах ребенка, закрепленных в Конвенции, в обществе
в целом. Обзор мер, предпринятых государствами Карибского региона, для распро-
странения знаний о положениях Конвенции о правах ребенка, показывает, что данная
задача часто становится обязанностью неправительственных организаций, заинтере-
сованных в поощрении прав ребенка. Для достижения заметных успехов в этой сфере,
по мнению диссертанта, необходима более активная роль членов парламента, судей и
других членов юридического сообщества в деле дальнейшего совершенствования
предпринятых различных имплементационных мер в сфере защиты прав детей. Эта
задача приобретает особое значение в государствах общего права, где:
– парламенту принадлежит решающая роль в принятии законов, имплементи-
рующих положения Конвенции о правах ребенка во внутригосударственное право;
– судьи несут ответственность за истолкование законов, в том числе по правам
ребенка, и применение их положений в конкретных делах;
– юристы в качестве адвокатов играют важную роль в деле грамотной подачи
дел в судах, учитывающую требования принципов и норм осуществления прав ребен-
ка в своих аргументах.
Обязательство государств по созданию эффективных национальных судебных и
квазисудебных средств защиты, а в случае нарушения, по восстановлению прав, закре-
пленных в соответствующих международных конвенциях о правах человека, возникает
прежде всего из общего международного права. В диссертации напоминается о том,
что судьи общего права обладают так называемой «обязательной властью» и «преце-
дентной властью». Судьи обязаны применять обязательную власть, которая устанав-
ливается законом; судьи также могут применять прецедентную власть, однако на фа-
культативной основе. По ряду причин судьи на практике применяют прецедентную
власть свободным образом. В работе подробно анализируются Принципы Бангалора,
принятые на встрече судей стран Содружества, на которой обсуждался вопрос о при-
менении норм международных конвенций по правам человека странами общего права
(Бангалор, Индия, 1988 г.). Принципы Бангалора предусматривают руководство и на-
правление для судей общего права по применению международных норм о правах че-
ловека в судопроизводстве1. Чрезвычайно важным в этих принципах является обосно-
вание того, что судьи могут применять нормы международного договора о правах
1 См.: The Domestic Application of International Human Rights Norms // Developing Human Rights Jurisprudence:
Conclusions of Judicial Colloquia and other Meetings on the Domestic Application of International Human Rights
Norms on Government under the Law 1988–1992. — London, Commonwealth Secretariat, 1992. — P. 1.
20
человека, участником которого является соответствующее государство, если эти нор-
мы не включены в национальную правовую систему путем принятия специального
закона. Принципы Бангалора четким образом устанавливают, что судьи имеют обяза-
тельство обращать внимание, если существуют противоречия между национальными
законами и положениями международных конвенций о правах человека, ратифициро-
ванных государством.
В диссертации приводятся доказательства того, что государства Карибского ре-
гиона осуществляют конкретные шаги для обеспечения на национальном уровне эф-
фективных средств защиты прав ребенка. Этому способствует прежде всего традици-
онный подход общего права, согласно которому если существует материальное право,
то существует и процессуальное право, связанное с правом на жалобу, а также сред-
ство принуждения через судебные или иные компетентные органы по восстановле-
нию нарушенных прав.
В диссертации подробно освещены мнения КПР, содержащиеся в Замечании
общего порядка № 5, где говорится, что государства должны уделить особое внима-
ние на обеспечение гарантий эффективных процедур по восстановлению нарушенных
прав ребенка, доступных детям и их представителям. Эти гарантии должны включать
обеспечение информацией, советом, а также возможность подачи жалобы и доступа к
судам. В случае нарушения, должно быть гарантировано восстановление в правах,
включая компенсацию и, где это необходимо, меры по содействию в физическом и
психологическом восстановлении и социальной реинтеграции ребенка в соответствии
со ст. 39 Конвенции о правах ребенка.
Одним из препятствий, с которыми сталкиваются дети во многих государствах,
по мнению диссертанта, является общий профиль судов, включая суды по семейным
делам, обеспечивающими правосудие по делам семей и детей. Проблемы, связанные с
ювенальной юстицией, вызваны проблемами, характерными для судебной системы,
например Ямайки, основанной на английском общем праве и практике. Она представ-
ляет собой многоуровневую систему и рассматривает уголовные и гражданские дела.
Магистраты-резиденты разбирают мелкие правонарушения и гражданские дела, а
Верховный суд занимается преступлениями и другими гражданскими делами, кроме
тех, которые связаны с применением огнестрельного оружия (последними занимается
Суд по делам, связанным с применением огнестрельного оружия). Обвиняемые име-
ют право обжаловать обвинительный приговор в Апелляционном суде, который явля-
ется судом самой высокой инстанции, физически находящимся в Ямайке. Конститу-
ция допускает направление апелляций из Апелляционного суда в Судебный комитет
Тайного совета Соединенного Королевства, действующий в качестве высшей апелля-
ционной инстанции, в одних случаях по праву, в других — с разрешения Суда1.
По мнению диссертанта, пути создания или совершенствования системы судеб-
ной защиты прав ребенка следует искать в рамках традиций общего права, в которых
суды играют главную роль в гарантии предоставления эффективных средств защиты, а
также в восстановлении прав, которые были нарушены.
В диссертации анализируются и другие средства защиты прав ребенка, многие
из которых обладают квазисудебными полномочиями. Речь идет о таких учреждени-
ях, как национальный институт для поощрения и защиты прав человека, омбудсмены
по правам человека или уполномоченные по правам детей, которые концентрируют
свое внимание исключительно на защите прав детей. Диссертант убежден, что эти уч-
1 См.: Док. ООН A/HRC/WG.6/9/JAM/1, 20 August 2010. — Р. 4.
21
реждения могут укрепить национальную систему гарантий, чтобы дети обладали дос-
тупом к правосудию и к подаче своих жалоб в административные органы.
На сегодняшний день, среди государств Карибского региона лишь несколько
учредили национальные институты и административные механизмы в этой сфере.
По мнению диссертанта, дополнительным фактором применения Конвенции о
правах ребенка со стороны судов общего права может послужить изменение традицион-
ного отношения к вопросу об участии детей в судебных процессах. Согласно традици-
онному подходу общего права, поскольку дети находятся под опекой права и считаются
его субъектами, они не обладают правом принимать участие в судебных процессах. Это
мнение основывается на допущении того, что детям недостает способностей участвовать
в судебных процессах, чтобы требовать или отстаивать свои права. В последнее время
почти во всех государствах Карибского региона происходит изменение позиции к вопро-
су участия детей в судебных процессах. В юрисдикциях этих государств дети уже при-
нимают участие в судебных процессах по семейным делам. Эти изменения способству-
ют участию детей в состязательной системе по даче свидетельских показаний.
Существующие исследования, проведенные в Барбадосе, Ямайке и в других го-
сударствах Карибского региона, подтверждают, что никакой политической установки
или же административных правил не существует в этих государствах для установле-
ния какой-либо определенной доли государственного бюджета специально для нужд
детей. Более того, почти во всех этих государствах получение информации по распре-
делению бюджета, направляемого на нужды детей, труднодоступно.
Комитет по правам ребенка обращает внимание государств-участников на то, что
распределение бюджета является недостаточным для осуществления Конвенции о пра-
вах ребенка, и рекомендует государствам дополнительно выделить для детей средства в
наибольшей степени доступных им и широко использовать международное сотрудниче-
ство по привлечению дополнительных средств1. По мнению диссертанта, недостаток
прозрачности в некоторых государствах Карибского региона касательно доступности
ресурсов и затрат государства на нужды детей является еще одним препятствием.
Периодическая отчетность является фундаментальным требованием для эффек-
тивного осуществления Конвенции о правах ребенка и факультативных протоколов к
ней. Обязательства по отчетности государств-участников вытекают из положений Кон-
венции и факультативных протоколов к ней. По состоянию на апрель 2012 г. 626 отче-
тов государств-участников были просрочены по всем договорным органам по правам
человека. Применительно Конвенции о правах ребенка эта цифра составляет 33%, в
отношении первого факультативного протокола — 49, а в отношении второго факуль-
тативного протокола — 36%2.
В целом все рассматриваемые государства Карибского региона предоставили
первоначальные доклады КПР.
Специалисты обращают внимание на увеличение фактов несвоевременного
представления государствами Карибского региона периодических докладов по Кон-
венции о правах ребенка. Вместе с тем, необходимо осознать, что ценностью в системе
предоставления докладов являются: постоянный конструктивный диалог, который
осуществляется между КПР и соответствующим правительством; приток информации,
получаемой в процессе деятельности; рекомендации, вырабатываемые КПР после все-
1 См.: UN Doc. CRC/C/15/Add.238, 30 June 2004.
2 См.: Navanethem Pillay. Strengthening the United Nations human rights treaty body system. A Report by the United Nations
High Commissioner for Human Rights. United Nations Human Rights office of the High Commissioner. June 2012 //
UN Doc. A/66/860. — P. 23.
22
стороннего обзора материалов из широкого круга источников. Общий процесс рас-
смотрения докладов также чрезвычайно полезен с целью осуществления обзора пра-
вовой реформы в связи с инкорпорацией положений Конвенции о правах ребенка во
внутригосударственном праве.
На основе проведенного анализа в диссертации был сделан ряд заключений.
Одно из них выражается в том, что многие доклады государств Карибского региона
подготавливаются без привлечения гражданского общества. Вместе с тем, гарантия
широкого участия неправительственных организаций и других членов гражданского
общества, по мнению КПР, является решающим для полного отражения достигнутого
прогресса и устранения препятствий, которые возникают в процессе реализации Кон-
венции о правах ребенка на территории государств Карибского региона.
В заключении диссертации содержатся основные выводы и положения, сфор-
мулированные в результате проведенного исследования.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
А) Монографии:
1. Пянзина Н.А. Договорные органы по правам человека // Организация Объе-
диненных Наций: Монография / Под ред. А.Х. Абашидзе. — М.: РУДН, 2009. —
С. 77–109. (в соавторстве). — 2,0/0,8 п.л.
Б) В изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Рос-
сийской Федерации:
2. Пянзина Н.А. Меры, предпринимаемые государствами Карибского региона,
по согласованию их внутреннего права с положениями Конвенции о правах ребенка //
Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». — 2012. — № 4. — С. 194–208. —
0,875 п.л.
3. Пянзина Н.А. Влияние Конвенции о правах ребенка на статус ребенка во
внутригосударственном праве стран Карибского региона // Современное право. —
2012. — № 12. — С. 140–144. — 0,625 п.л.
4. Пянзина Н.А. Обязательства государств по реализации Конвенции о правах
ребенка // Обозреватель. — 2013. — № 1 (276). — С. 69–79. — 0,6 п.л.
В) В других изданиях:
5. Пянзина Н.А. Влияние Конвенции о правах ребенка на законодательство го-
сударств — членов Карибского сообщества // Актуальные проблемы современного
международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической
конференции. Москва, 10–11 апреля 2009 г. / Под ред. А.Я. Капустина, Ф.Р. Ананид-
зе. — М.: РУДН, 2010. — С. 595–616. — 1,3 п.л.
6. Пянзина Н.А. Взаимоотношения ООН с национальными учреждениями, зани-
мающимися поощрением и защитой прав человека // Актуальные проблемы современно-
го международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической
конференции. Москва, 9–10 апреля 2010 г. / Под ред. А.Х. Абашидзе, М.Н. Копылова,
Е.В. Киселевой. Часть I. — М., 2011. — С. 295–302. — 0,4 п.л.
7. Пянзина Н.А. Обязательства государств-участников по Конвенции о правах
ребенка // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы X
ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти
профессора И.П. Блищенко: в 2 ч. — Ч. I. Москва, 13–14 апреля 2012 г. / Отв. ред. А.Х.
Абашидзе, Е.В. Киселева. — М.: РУДН, 2012. — С. 572–584. — 0,75 п.л.
Пянзина Надежда Александровна (Россия)
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫИ НОРМЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ОБЩЕГО ПРАВА
(НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВ КАРИБСКОГО РЕГИОНА)
В диссертации анализируются правоотношения, возникающие в соответ-
ствии с универсальными международными принципами и нормами осуществ-
ления прав ребенка на основе общего права в государствах Карибского региона.
Pyanzina Nadezhda Alexandrovna (Russia)
THE UNIVERSAL
INTERNATIONAL PRINCIPLES AND NORMS
FOR REALIZATION OF CHILDREN’S RIGHTS UNDER COMMON LAW
(AS AN EXAPLE CARIBBEAN COUNTRIES)
The are analyzed legal relations which are aroused on the basis of international
universal principles and norms, providing implementation of children’s rights under
common law in Caribbean countries in this thesis.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0