2013avtoref134

Аватар пользователя ideolog
Скоробогатова Оксана Викторовна
 
21 марта 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Защита прав  лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, региональным уполномоченным по правам человека» (специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.135.04
 
Сноска на автореферат:
 
Скоробогатова О.В. Защита прав  лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, региональным уполномоченным по правам человека: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 29.
 
Ознакомиться с другими авторефератами Вы можете в разделе Авторефераты диссертаций по юридическим наукам сайта «Правовые технологии»
 
Текст автореферата диссертации:
  
На правах рукописи
 
 
Скоробогатова Оксана Викторовна
 
ЗАЩИТА ПРАВ
  ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, РЕГИОНАЛЬНЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
 
 
 
 
 
 
Специальность 12.00.08  уголовное право и криминология;
                                                                              уголовно-исполнительное право
 
 
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва – 2013
Диссертация выполнена на кафедре уголовного права и процесса Юридического  института (г. Санкт – Петербург) 
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор  
                                                        Середа Елена Васильевна
 
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,
                                               профессор кафедры уголовного
                                               права и криминологии
                                               Московского государственного университета
                                               имени         М.В. Ломоносова
                                               Селиверстов Вячеслав Иванович
                                               
                                              кандидат юридических наук, доцент,
                                              доцент кафедры уголовного права и
                                              криминологии Российской правовой академии
                                              Министерства юстиции Российской Федерации
                                              Борсученко Светлана Алексеевна
                              
Ведущая организация:      Академия права и управления ФСИН
 
 
Защита состоится 21 марта 2012 г. в 16 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.135.04 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» по адресу: 119034, г. Москва, ул. Остоженка, д.38, аудитория 87.
 
 
         С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО МГЛУ.
 
Автореферат разослан «19» февраля 2013 года.
 
борисова_1Ученый секретарь
диссертационного совета 
кандидат юридических наук                                               С.В. Борисова
                                     Общая характеристика работы
Актуальность темы диссертационного исследования.
Реформирование уголовно-исполнительной системы в последние двадцать лет  связано со вступлением России в Совет Европы и взятыми ею на себя обязательствами в области исполнения уголовных наказаний. Однако чем совершеннее становятся российские и международные стандарты обеспечения прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, тем заметнее, что практического улучшения в этой сфере у нас пока не произошло. Для того, чтобы приблизить теорию к практике,  необходимо решить ряд важных задач: создать осужденным и лицам, заключенным под стражу, условия содержания, соответствующие нормам международного права; улучшить их материально - бытовое и медицинское обеспечение; укрепить правопорядок и охрану учреждений; обеспечить правовую, социальную безопасность сотрудников пенитенциарных учреждений и др. Сложившаяся на сегодняшний день система исполнения наказания не отвечает современным требованиям и нуждается в совершенствовании.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предусмотрены дальнейшие шаги по пути приближения нашей «тюремной» системы к европейским стандартам.  Жалобы и обращения, поступающие к уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, свидетельствует о том,  что права лиц, содержащихся в российских пенитенциарных учреждениях, по-прежнему нарушаются. Неоднократно Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вносил предложения в области соблюдения прав и свобод лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях России. Заслуживают внимание поднятые им в последнее время такие проблемы, как:
 - использование в практической деятельности территориальных органов ФСИН России новых форм работы, ориентированных на выработку у осужденных стимулов к законопослушному поведению, активной социальной адаптации, эффективности введения системы «социальных лифтов»;
 - введение комплекса дополнительных мероприятий медико-санитарного обеспечения, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи осуждённым и лицам, заключённым под стражу, что включает в себя и качество оказываемой медицинской помощи, в том числе, специализированной, и уровень оснащённости медицинским оборудованием медсанчастей исправительных учреждений, и обязательность проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения при водворении в штрафные (дисциплинарные) помещения и ряд других вопросов;
- соблюдение норм обеспеченности жилыми помещениями (размер площади на 1 чел. в кв.м.), правил раздельного содержания заключённых с учётом их криминологической характеристики.
Как справедливо замечает  Ю.М. Антонян,  реформа пенитенциарной системы должна заключаться в том, чтобы в местах лишения свободы осужденные были размещены в камерах по одному, два, три, максимум -  по четыре человека. Необходимо создавать все условия для нормальной жизнедеятельности заключенных, хотя, разумеется, они не могут быть курортными. Покамерное размещение преступников сломает многие из существующих в колониях социально-психологических канонов, даст возможность изменить в лучшую сторону индивидуальное и групповое воспитательное  воздействие[1].
Нет никакого сомнения, что реформа пенитенциарной системы улучшит условия отбывания наказания в исправительных учреждениях России. Лица, находящиеся в пенитенциарных учреждениях, обладают правом на жизнь в равной степени со всеми гражданами. Однако реализовать данное право в исправительных учреждениях сложно.  Это  обусловлено, в первую очередь, криминогенной средой в местах лишения свобода, большим количеством осужденных и спецификой условий отбывания наказания.
Таким образом, реформирование уголовно-исполнительной системы в нашей стране, в конечном итоге, направлено на защиту прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Одним из субъектов такой защиты является Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации.
В качестве региона, на примере которого автор проследил основные особенности защиты прав осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, а также подозреваемых и обвиняемых, была выбрана Амурская область.
В этом регионе уполномоченный по правам человека работает более 10 лет (с 2001 года) и накопил значительный опыт работы по защите прав граждан, в то числе, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.
Амурская область - регион, в котором находится большое количество пенитенциарных учреждений, и отбывает значительное количество осужденных. Так,  на 01 января 2012 года в структуру УФСИН по Амурской области входило 7 подразделений: 1 исправительная колония (далее – ИК) общего режима, 3 ИК строгого вида режима, 1 лечебно-исправительное учреждение (далее – ЛИУ), 1 следственный изолятор (далее СИЗО), 1 колония поселения. Кроме этого функционируют федеральные казенные учреждения (ФКУ) УИИ УФСИН России по Амурской области в составе 21 уголовно-исполнительной инспекции в качестве филиалов.
По состоянию на 31.12.2011 в учреждениях уголовно-исполнительной системы области содержалось 5795 человек. В том числе, в исправительных колониях – 4761 человек, в следственном изоляторе – 1034 человека, в противотуберкулезном лечебно-исправительном учреждении – 520 человек, колонии-поселении – 249 человек.
На учете в уголовно-исполнительных инспекциях области по состоянию на 01.01.2012 года находилось 5763 человека, в том числе 257 осужденных к исправительным работам, 5236 осужденных условно с испытательным сроком, 91 осужденный к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 122 осужденных к обязательным работам, 105 осужденных с применением отсрочки отбывания наказания. На учете УИИ состоит 208 несовершеннолетних осужденных без лишения свободы. Однако наиболее пристальное внимание, на наш взгляд, необходимо уделить отбывающим наказание в виде лишения свободы. Лица, осужденные к лишению свободы, ограничены в возможности защищать свои права, прописанные во второй главе Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Важную роль в защите прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также подозреваемых и обвиняемых, играет уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации.
В связи с этим, изучение проблем, тем или иным образом связанных с защитой прав заключенных представляется чрезвычайно своевременным и актуальным. Кроме того, отсутствует комплексное исследование теоретических и прикладных проблем защиты прав лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях субъектов Российской Федерации и Амурской области, в частности. Эти обстоятельства указывают на актуальность диссертационного исследования.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования.
Историей возникновения и становления института омбудсмена как механизма защиты прав и свобод человека,  занимались многие ученые.
Так, одними  из первых исследователей правового статуса омбудсманов были Г. Мурашина, и Ю. Шемшученко[2]. Позже была опубликована статья И. Мелик – Дадаевой, где автор представил сравнительно – правовой анализ деятельности омбудсманов Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии[3]. Авторами сравнительно – юридического исследования, посвященного возникновению и распространению института омбудсмена в мире были сестры Бойцовы[4].
Комплексный подход в исследовании правового статуса и защиты прав  осужденных был реализован в трудах  Акимова С.К., Бакулина Л.В., Борсученко С.А., Бриллиантова А.В., Витрука Н.В., Воеводина Л.Д., Селиверстова В.И.,  Середы Е.В. и др. Изучение истории возникновения, становления и функционирования уголовно – исполнительной системы в Амурской области посвящена монография М.Ю. Бобкова, которая содержит сведения о Благовещенской тюрьме, о режиме содержания арестантов в тюремном замке Благовещенска, медицинском обслуживании, а также анализируются проблемы реформирования пенитенциарной системы в конце XX в.
В основу диссертационного исследования положены работы известных ученых правоведов в области института основных прав и свобод человека и гражданина, а также механизмов гарантированности и защиты права, в частности, труды Авакьяна С.А., Автономова С.С., Алексеева А.С.,  Анисимова П.В., Бойцовой В.В., Вагизова Р.Г.,. Витрука Н.В, Воеводина Л.Д., Миронова О.О., Середы Е.В.,  Сунгурова А.Ю., Хаманевой Н.Ю.,  и других ученых. Вопросы системы защиты прав человека отражены в работах Авдеева Д.А., Акимова А.Н., Амировой Р.Р., Амосова К.М., Бегаевой А.А. , Блиновой И.А., Борсученко С.А., Босхомджиевой Г.Г., Буянкиной Е.С., Вершининой И.Ф., Волкова  С.А., Дадашевой  М.Д., Еремеевой О.Н., Евдошенко А.П., Заворотнюк Н.Ю., Засыпаловой В.И., Казаковой  В.А., Князкина С.А., Корабельниковой Ю.Л., Коршунова О.Н., Кузьминых Н.В.,  Лохматова Е.А., Матвеева С.Н., Маркеловой  Е.Г., Майорова А.Г. , Мухаметшина С.Ш.,  Новгородова Ю.Н., Семенова А.Ю., Спичак Ю.Г., Тимофеева М.Т., Шабановой З.М., Шаймарданова К.Д., Хайрова Г.С., Эмих В.В. и других ученых.
 
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании защиты прав и свобод лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, с использованием такого важнейшего механизма их реализации как институт уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации на примере Амурской области. Для достижения поставленной цели необходим был  научный и правовой анализ законодательства, пенитенциарной практики по защите прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных и  деятельности исправительных учреждений.
Задачи диссертационного исследования:
 - проанализировать понятие института омбудсмена и его место в системе государственной защиты прав человека в целом, лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, в частности;
 - выявить исторические закономерности процесса развития института омбудсмена в России и за рубежом;
 - определить особенности становления института уполномоченного по правам человека в субъекте РФ;
 - проанализировать международно-правовые стандарты, регламентирующие правовой статус осужденных;
 -  изучить исторические аспекты становления и развития уголовно - исполнительных норм, регулирующих правовой статус лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях;
 - определить основную тематику нарушений прав и свобод лиц, находящихся в местах лишения свободы, способы их защиты, предупреждения и восстановления имеющихся нарушений;
 -  изучить деятельность органов исправительных учреждений с точки зрения соблюдения прав и свобод осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся в пенитенциарных учреждениях;
 - рассмотреть практические элементы взаимодействия института уполномоченного по правам человека с органами исполнения  наказания.
Объектом исследования являлась совокупность общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением защиты прав и законных интересов лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях Амурской области Уполномоченным по правам человека.
Предмет исследования составляли нормы международного,  уголовно – исполнительного, конституционного права, обеспечивающие защиту лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, деятельность института Уполномоченного по правам человека в Амурской области по защите их прав.
Методология и методы исследования представлены базовыми положениями диалектического метода познания. С его помощью отражена взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования, процессов развития защиты прав осужденных в Амурской области. Применялась также совокупность специальных методов исследования: исторический, сравнительно-правовой, статистический, социологический.
В ходе работы использованы такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, логический метод и метод восхождения от абстрактного к конкретному, посредством которых осуществлялась теоретическая интерпретация научного и эмпирического материала для формирования выводов и предложений.
В процессе исследования использовались частно-научные методы: системно-структурный, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический, системного анализа, сравнительного правоведения, конкретно-социологический. Применение вышеизложенных научных методов, сохранение приоритета за соблюдением принципа взаимосвязи общего, особенного и единичного, абстрактного и конкретного обеспечили выполнение требований комплексного подхода к диссертационному исследованию.
Научная новизна диссертационного исследования выражается в том, что впервые в условиях реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года осуществлено комплексное изучение проблем защиты прав и свобод лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, институтом регионального уполномоченного по правам человека и сформулированы предложения по их законодательному и организационному решению.
Кроме того, новизна диссертационного исследования выражается в следующих положениях, выносимых на защиту.
1. Комплексный анализ деятельности регионального уполномоченного по правам человека по защите прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, свидетельствует о необходимости законодательного закрепления в административном законодательстве субъектов Российской Федерации ответственности за вмешательство в деятельность уполномоченных, как это сделано на федеральном уровне в ст. 17.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На наш взгляд, это значительно поднимет авторитет данного правозащитного института в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, предусмотренная  во многих странах уголовная ответственность должностных лиц за систематическое или злостное невыполнение законных требований, игнорирование предписаний или воспрепятствование деятельности омбудсмена, позволяет повысить эффективность его работы. В связи с этим, диссертант предлагает установить уголовную ответственность должностных лиц за указанные деяния в отношении Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
  1. Предложение об изменении источников материально – финансового обеспечения деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Финансирование уполномоченного по правам человека в субъекте РФ осуществляется из бюджета субъекта и  напрямую зависит от финансового положения самого субъекта Российской Федерации. Поэтому, на наш взгляд, необходимо предусмотреть возможность финансирования регионального уполномоченного по правам человека и из средств федерального бюджета. Такая система будет являться дополнительной гарантией независимости региональных омбудсманов.
  2. Вывод о необходимости учета в создаваемой национальной системе мониторинга соблюдения законодательства в области защиты прав и свобод человека сведений о соблюдении прав и законных интересов лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Сбор необходимых сведений на мониторинговой основе, исследование и анализ выявленных при этом проблем защиты прав и законных интересов лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, будет способствовать реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в соответствии с европейскими стандартами.
  3. Проблема социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, как с позиции бытового устройства, так и с позиции их влияния на правопорядок в обществе остаётся очень актуальной. К сожалению, до сих пор не создана межведомственная система реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. После окончания срока наказания, особенно длительного, многие выходят на свободу не только не подготовленными к самостоятельной жизни в бытовом и нравственном отношении, с утраченными профессиональными навыками, но и с повышенным чувством агрессии, с приобретёнными хроническими заболеваниями, зачастую без документов, удостоверяющих личность, потерянной связью с родственниками и близкими. Для государств - членов Совета Европы, является обязательным соблюдение принципа оказания помощи осужденным  в социальной адаптации, которая предполагает не только активную деятельность всего персонала исправительных учреждений, но и социальных работников, в частности, по бытовому и трудовому обустройству осужденных после освобождения. Данная работа должна предполагать активное взаимодействие с органами местного самоуправления, службой занятости населения, органами здравоохранения, общественными организациями и другими субъектами. Анализируя сложившуюся  ситуацию, связанную с социальной реабилитацией лиц, освобождённых из мест лишения свободы, автор предлагает создать систему социальной адаптации бывших осуждённых, как на федеральном, так  и региональном уровнях, а также ее нормативно-правовую базу.
  4. Целесообразно привести в соответствие с международными стандартами условия  содержания в пенитенциарных учреждениях России, поскольку это положительно отразится на состоянии физического здоровья осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Мы считаем, что в целях повышения качества обслуживания осужденных медицинскую службу уголовно - исполнительной системы необходимо перевести в подчинение Министерству здравоохранения РФ. Следует рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на приобретение медицинской техники, оборудования и медицинских препаратов, оплату консультативных услуг, предоставляемых специалистами учреждений государственного и муниципального здравоохранения. Кроме того, в сложившейся ситуации требуется повышение уровня взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов, общественных организаций по обеспечению соблюдения прав и законных интересов осужденных на получение квалифицированной медицинской помощи, предупреждению и пресечению нарушений законов.
  5.  Изучение мирового опыта позволяет сделать вывод о том, что в целях повышения эффективности деятельности Уполномоченного по правам человека необходимо создать систему специализированных уполномоченных по правам человека, в частности, уполномоченного по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В настоящее время  становление и развитие института специализированных уполномоченных  в Российской Федерации  происходит на региональном и муниципальном уровнях. Так, институт уполномоченного по правам  ребенка учрежден  во многих субъектах Российской Федерации, в том числе, и в Амурской области.
Поэтому мы полагаем, что в субъекте Российской Федерации наряду с уполномоченным по правам человека общей компетенции законодательным органом власти субъекта РФ должен назначаться  уполномоченный по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных. При этом необходимо уточнить, что деятельность всех Уполномоченных по правам человека в субъекте РФ,  как общей компетенцией, так и специализированной, должна  обеспечиваться  единым аппаратом, что позволит добиться наибольшей эффективности по защите прав всех категорий граждан.
Создание специального органа будет призвано защищать права человека в пенитенциарных учреждениях России и субъектов Российской Федерации.
7. Наряду с установленными Уголовно-исполнительным кодексом РФ видами контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, автор считает необходимым закрепить в качестве самостоятельного вида правозащитный контроль.
В связи с этим, предлагается внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, дополнив главу 3 статьей 22.1следующего содержания:
«Ст.22.1 Контроль уполномоченных по правам человека за соблюдением прав человека при отбывании уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера.
Контроль за соблюдением прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных осуществляется Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" на всей территории Российской Федерации и  уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченными по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных на территории соответствующего субъекта.»
Часть1статьи 24 дополнить пунктом «ж» следующего содержания:
«ж) Уполномоченные по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий».
8. В целях расширения субъектов контроля за обеспечением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных целесообразно правом посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности, а также гауптвахты, используемые для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, без специального разрешения наделить и уполномоченных по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий.
В связи с этим автор предлагает:
а)  изложить абзац 6 ч. 5 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в следующей редакции:
«высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий, уполномоченные по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий»;
б) дополнить ч.1 ст.17 Федерального закона Российской Федерации  «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» пунктом 13.1 следующего содержания:
«Пользоваться правовыми системами удаленного доступа с выходом в интернет из библиотеки места содержания под стражей для подготовки жалоб  в судебные органы, в прокуратуру, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченному по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных в субъектах Российской Федерации».
в) изложить ч. 2 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации  «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»   в следующей редакции:
«Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам подозреваемых, обвиняемых и осужденных в субъектах Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, в Европейский Суд по правам человека, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете».
9. Наиболее актуальными для учреждений уголовно – исполнительной системы России и Амурской области является принятие ряда временных мер, которые бы гарантировали предотвращение перенаселения пенитенциарных учреждений. Так, в частности, необходимо закрепить максимальный лимит наполняемости для каждого пенитенциарного учреждения, а также предоставить возможность начальникам пенитенциарных учреждений не принимать подозреваемых, обвиняемых и осужденных, если это приведет к серьезному превышению лимита, что, в свою очередь, приведет к уменьшению количества лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях. 
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы диссертационного исследования дополняют отдельные теоретические положения, касающиеся защиты прав и свобод лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, в том числе, региональными уполномоченными по правам человека, а также обосновывают возможность их дальнейшего совершенствования и предлагают их варианты.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования основных выводов и положений исследования  в правоприменительной деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области, органов прокуратуры, органов исполнения наказания при рассмотрении вопросов защиты прав лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
Апробация результатов диссертационного исследования. Настоящая работа является результатом научно  - исследовательской и педагогической работы в области проблем уголовного, уголовно – исполнительного права, криминологии. С  основными теоретическими выводами по совершенствованию пенитенциарной системы автор выступал на международных научно – практических конференциях  и семинарах.  Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях: «Реализация принципа гарантированности прав человека в местах принудительного содержания (на примере деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области)» (Благовещенск, 2009 г.); «Проблемы обеспечения прав участников уголовного процесса в уголовном судопроизводстве» (Москва,  2010 г. );  «Защита прав  человека уполномоченным по правам человека в пенитенциарных учреждениях Амурской области» (Москва,  2010г.); « Международные стандарты обращения с осужденными в сфере соблюдения прав в пенитенциарных учреждениях» (Благовещенск,  2011 г.); «Проблемы социальной реабилитации осужденных, освободившихся из мест   лишения свободы» (Биробиджан,  2011 г.); «Проблемы обеспечения защиты прав осужденных в пенитенциарных учреждениях Амурской области», «Юридическая мысль», 2011, № 2; «О формировании системы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в Амурской области», «Юридическая мысль», 2012, № 2; «Проблема обеспечения прав осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь в пенитенциарных учреждениях Амурской области», «Юридическая мысль», 2012, № 4.
Ряд основных положений и выводов, содержащихся в диссертационном исследовании, автор использовал при проведении лекционных и семинарских занятий в Амурском государственном университете на кафедре уголовного права.
Автор диссертационного исследования принимал участие в «круглых столах» и семинарах 2009 -  2012 г.г. в том числе: «Взаимодействие аппарата регионального уполномоченного по правам человека с ФСИН».
Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, семнадцати приложений и библиографического списка.
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется степень ее разработанности, обозначаются объект, предмет, задачи и цели исследования, характеризуются ее методологические основы, раскрывается научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость, характер и формы апробации результатов исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации результатов научного исследования, а также отражается структура диссертационного исследования.
 Первая глава – «Становление и развитие института уполномоченного по правам человека, как одного из субъектов защиты прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях» - включает три параграфа.
В первом параграфе первой главы - «История становления института уполномоченного по правам человека» - проанализировано возникновение и развитие  института Уполномоченного по правам человека, обобщены и  исследованы различные научные подходы к определению понятия «омбудсмен».
 Особое внимание уделено раскрытию и анализу институту несудебной защиты, который призван дополнить существующие механизмы судебной защиты прав осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Так, в мировой практике известны различные механизмы, регулирующие взаимоотношения между гражданином и государственным аппаратом, однако, институт омбудсмена, по нашему мнению, – это важнейший элемент укрепления законности и несудебной формы защиты прав и свобод человека и гражданина. По сравнению с другими правозащитными институтами, имеющими в России многовековые традиции, институт Уполномоченного по правам человека  молод. Потребуется  время для того, чтобы этот институт заработал в полную силу, когда в каждом субъекте Российской Федерации будет учреждена должность уполномоченного по правам человека. Однако, несмотря на молодость, за прошедшее время  Уполномоченным накоплен достаточный опыт защиты прав человека, анализа и обобщения нарушений прав человека, а также защиты и восстановления нарушенных прав и свобод.
Так, заимствованный из зарубежного опыта институт Уполномоченного по правам человека занимает в Российской Федерации самостоятельную нишу среди публичных региональных структур. Данный институт осуществляет контроль за деятельностью публично-властных органов, различных организаций, должностных лиц, исключительно в сфере  прав и свобод человека. Специфика деятельности Уполномоченного не позволяет отнести его ни к одной из ветвей власти субъекта РФ, т.е. это специальный институт, направленный на защиту и восстановление прав человека.
На наш взгляд, возникновение и распространение института омбудсмена и включение его в правовую систему многих государств объясняется, в первую очередь, проникновением государства во все социальные сферы жизни общества, а также ростом административного аппарата, что приводит к конфликту интересов государства и человека. Создание института по  защите прав человека обусловливается желанием усилить защиту прав граждан от массовых нарушений со стороны государственных органов.  Во многих демократических государствах институт омбудсмена закреплен на конституционном уровне. В Конституции Российской Федерации содержится лишь упоминание об Уполномоченном по правам человека, поэтому в целях реализации конституционного положения был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»,  в котором определяются порядок назначения на должность и освобождения от нее, его компетенция и организационные формы деятельности. Исходя из положений Конституционного закона, Уполномоченный по правам человека призван контролировать  соблюдение прав и свобод граждан, хотя  его деятельность не отменяет решений и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Таким образом, институт омбудсмена не подменяет другие правозащитные институты, не заменяет их и не включается в судебную систему. Становление и развитие института омбудсмена рассматривается в научной литературе в конституционном аспекте. Однако, представляется, что, на наш взгляд, необходимо рассмотреть его и в рамках уголовно-исполнительного права, так как контрольная функция Уполномоченного по правам человека распространяется и на исполнение уголовных наказаний.
Во втором параграфе первой главы – «Развитие института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации» - исследован процесс введения и избрания уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, который продолжается и в настоящее время.
В данном параграфе проводится анализ процесса становления и развития института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации. Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации законы, регулирующие деятельность уполномоченного по правам человека, были приняты еще до принятия федерального закона[5]. В частности, это относится к Республике Башкортостан и Свердловской области, в которых региональные законы об уполномоченном по правам человека были приняты еще в апреле 1996 года.
Однако активный процесс принятия региональных законов об уполномоченных по правам человека и назначения их на должности начинается с 2001 г.. В Амурской области 18 января 2001 г. Уполномоченным стал Глотов Василий Петрович, которого 27 января 2006 г. заменила Хащева Любовь Сергеевна. В настоящее время она назначена повторно  27 января 2011 г.
Необходимо обратить внимание, что процесс введения и избрания уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации  продолжается и в настоящее время. На сегодня эта должность учреждена в 67 субъектах России. Остается надеяться, что в ближайшее время она появится и в остальных 16 регионах.
В третьем параграфе первой главы – «Особенности функционирования института уполномоченного по правам человека в Амурской области» рассматривается история становления и особенности функционирования института уполномоченного в Амурской области. В работе проанализирована  динамика обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных в адрес уполномоченного по правам человека Амурской области.
Формирование нового правозащитного института в Амурской области проходило непросто, тем более, что он был в числе первых не только на Дальнем Востоке, но и в России. Это было сложное время, когда данный государственный орган нужно было оформить не только юридически, но и подобрать команду профессионалов, решить вопросы с помещением и оборудованием рабочих мест, определить порядок финансирования, разработать учредительные документы, наладить взаимодействие с различными структурами, т.е. начинать работу с чистого листа. Нужно отметить, что все эти вопросы были урегулированы первыми уполномоченными по правам человека должным образом.
В Амурской области проделана значительная  работа в сфере развития данного института по созданию правовой базы, установлению сотрудничества с другими государственными структурами, защите прав различных категорий граждан,  в том числе, находящихся в пенитенциарных учреждениях. В соответствии с законодательством уполномоченный оказывает содействие восстановлению нарушенных прав человека на территории области, рассматривает письменные обращения жителей и организует личный прием граждан. В круг его основных обязанностей входит также создание эффективного механизма и процедур восстановления нарушенных прав человека.
Диссертант полагает, что можно сделать вывод не только о востребованности данного института, но и о повышении активности населения в сфере защиты своих прав. Поэтому эффективность деятельности уполномоченного по правам человека, как в России, так и в Амурской области, едва ли не целиком зависит от готовности государства и всего общества взаимодействовать с уполномоченным, прислушиваться к его рекомендациям, принимая, или аргументировано отклоняя их.
Вторая глава – «Проблемы защиты прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях Амурской области» - состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе второй главы -  «Международные стандарты обращения с заключенными как одна из гарантий соблюдения прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, и их имплементация в уголовно-исполнительное право России» - проанализированы международные нормативно – правовые акты, провозглашающие и гарантирующие основные права лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также подозреваемых и обвиняемых.
Однако правоприменительная практика свидетельствует, что соблюдение прав человека в местах принудительного содержания является одной из наиболее четко регламентированных, но одновременно и запущенных правозащитных проблем. С одной стороны, эти права в полном объеме гарантированы Конституцией Российской Федерации и действующим уголовно-исполнительным законодательством, с другой, – права лиц в местах принудительного содержания нарушаются гораздо чаще, чем лиц, находящихся за их пределами.
Особое внимание уполномоченного по правам человека в Амурской области вызывают действия сотрудников исправительных колоний, носящие характер пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство человека обращения. 
Одним из видов пытки можно рассматривать и ненадлежащие условия, в которых находятся подозреваемые, обвиняемые и осужденные. На это обстоятельство специально указывается в пилотном постановлении Европейского суда по правам человека от 10 января 2012 года в отношении России. В постановлении Европейского суда по правам человека предлагается России ввести эффективные средства правовой защиты, которые смогли бы предотвратить нарушения прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.
В параграфе также рассматриваются основные положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы в период до 2020 г., обосновывается идея учреждения в России службы пробации.
Во втором параграфе второй главы – «Защита прав лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях Амурской области» - автор рассматривает основные права подозреваемых, обвиняемых и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также проблемы, связанные с защитой прав лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях Амурской области.
Одним из вопросов, находящихся на постоянном контроле  уполномоченного по правам человека в Амурской области, является соблюдение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Так как эти категории граждан в силу своего правового статуса зависимы от персонала пенитенциарных учреждений и не всегда свободны в действиях по защите своих прав, у них существенно ограничены возможности по их защите. Поэтому закономерно, что деятельность органов, исполняющих наказание,  находится  под постоянным контролем Уполномоченного.
Следует подчеркнуть, что нормы международного права указывают на недопустимость совершения действий, связанных со злоупотреблением со стороны органов государственной власти,  унижением и бесчеловечным обращением с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. В Конституции Российской Федерации также регламентируется запрет на умаление достоинств личности, а также  право требовать уважения к себе, причем данное право не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.
 Однако для следственных и пенитенциарных органов России пытки, побои, унижение человеческого достоинства становятся зачастую методом  расследования уголовных дел, а также расправой за жалобы на условия содержания в местах лишения свободы. Униженные морально и физически, как правило, готовы дать не только признательные показания на стадии предварительного следствия, но и, с другой стороны, отказаться от ранее данных показаний. Неоднократно в своих постановлениях Европейский суд по правам человека указывал, что обвинительный приговор, основанный на единственном ключевом обвинительном доказательстве – признании,  полученном в результате допроса с применением физического насилия, не может быть признан вынесенным в результате справедливого судебного разбирательства.
В параграфе подробно анализируются жалобы, поступающие к Уполномоченному по правам человека в Амурской области от лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.
В третьем параграфе второй главы – «Проблемы обеспечения прав лиц, содержащихся пенитенциарных учреждениях, на охрану здоровья и медицинскую помощь в Амурской области» - рассматриваются показатели состояния здоровья лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях,  которые значительно отличаются от общенациональных показателей. Прежде всего это связано с высокой плотностью размещения осужденных, не всегда удовлетворительными санитарно-гигиеническими условиями содержания, несбалансированным питанием, психоэмоциональным напряжением в исправительных колониях.  В настоящее время большое количество жалоб поступает к Уполномоченному по правам человека в Амурской области  по вопросам медико-санитарного обеспечения осужденных. Диссертант полагает, что сложившаяся во ФСИН  России система такого  обеспечения  осужденных, по сути дела, оторвана от общей системы здравоохранения страны, что не позволяет в должной мере обеспечить право осужденных на охрану здоровья.
Одна из серьезных проблем состоит в том, что медицинская служба Уголовно-исполнительной системы находится вне сферы медицинского контроля по линии профильного ведомства – Министерства здравоохранения России. Находясь в прямом подчинении руководителей исправительных учреждений, медицинские работники уголовно-исполнительной системы сталкиваются с трудностями при выполнении возложенных на них задач по охране здоровья осужденных. Для решения проблемы сохранения здоровья осужденных необходимо не только материально-техническое обеспечение, но и организационно-штатное решение. Несмотря на тенденцию к улучшению санитарно-гигиенических условий содержания осужденных, в пенитенциарных учреждениях Амурской области наблюдаются нарушения санитарных правил. Причины этого, в первую очередь, заключаются в наличии старых, дореволюционных зданий колоний. В связи с этим существует острая необходимость строительства новых пенитенциарных учреждений, а также реконструкции и ремонта объектов коммунально-бытового назначения, сооружений очистки сточных вод, канализационных и водопроводных сетей.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что целесообразно привести в соответствие с международными стандартами условия  содержания в пенитенциарных учреждениях России, поскольку это положительно отразится на состоянии физического здоровья лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях. Поэтому мы считаем: в целях повышения качества обслуживания осужденных медицинскую службу уголовно - исполнительной системы необходимо перевести в подчинение Министерства здравоохранения РФ.
Следует рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на приобретение медицинской техники, оборудования и медицинских препаратов, оплату консультативных услуг, предоставляемых специалистами учреждений государственного и муниципального здравоохранения. Необходимо выделять дополнительные средства на целевую подготовку медицинских кадров для работы в медицинских частях уголовно – исполнительной системы Амурской области.
В четвертом параграфе второй главы – «Проблемы социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы в Амурской области» - автор исследует проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, как с позиции бытового устройства, так и с позиции их влияния на правопорядок в обществе. К сожалению, до сих пор не создана межведомственная система реабилитации людей, вернувшихся из мест лишения свободы. После окончания срока наказания, особенно длительного, многие выходят на свободу не только не подготовленными к самостоятельной жизни в бытовом и нравственном отношении, с утраченными профессиональными навыками, но и с повышенным чувством агрессии, с приобретенными хроническими заболеваниями, зачастую без документов, удостоверяющих личность, потерянной связью с родственниками и близкими.
Так, в целях улучшения работы по вопросам социальной поддержки и трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы в городах Тынде и Благовещенске Амурской области уже внесены соответствующие дополнения в Положения о межведомственных комиссиях и определены должностные лица, ответственные за организацию работы с правоохранительными и правоприменительными органами по ресоциализации лиц, освобождённых из мест лишения свободы на территориях этих муниципальных образований. Однако для проведения такой работы требуется разработка и принятие специальных целевых программ, как на региональном, так и федеральном уровнях.
Диссертантом были сделаны выводы, что на современном этапе, изучив судебную практику, а также мнение ученых и правоприменителей о недостатках уголовно-правового регулирования вопроса о социальной реабилитации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы,  возникла необходимость разработать систему норм, которая бы позволила более эффективно осуществлять регулирование процесса трудового, жилищного и бытового устройства освобождаемых. Поэтому на сегодняшний день назрела необходимость, в целях охраны прав освобождаемых из пенитенциарных учреждений, решения вопросов их трудового и социального устройства, восстановления утраченных социально-полезных связей, для укрепления законности и правопорядка в обществе, создания нормативно-правовой базы для обеспечения условий успешной социальной адаптации осужденных.
В заключении автор изложил основные положения и выводы проведенного исследования, а также предложил и сформулировал рекомендации и предложения по реформированию уголовно-исполнительной системы в исправительных учреждениях Амурской области.
Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях автора общим объёмом 5,32 п.л. (личная доля автора – 4,77 п.л.)
 
I. Статьи, опубликованные в изданиях, включённых в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук»:
  1. Скоробогатова О.В. Проблемы обеспечения защиты прав осужденных в пенитенциарных учреждениях Амурской области //Юридическая мысль. 2011. №2. – 0,6 п.л.
  2. Середа Е.В., Скоробогатова О.В. О формировании системы социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы в Амурской области. «Юридическая мысль», 2011, № 2, - 0,6 п.л.
  3. Скоробогатова О.В. Обеспечение прав осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь в пенитенциарных (исправительных) учреждениях в Амурской области, «Юридическая мысль», 2012, № 4, - 0,4 п.л.
II. Другие публикации по теме диссертации в периодических научных изданиях и сборниках:
4.Скоробогатова О.В., Хащева Л.С.Защита прав человека в местах принудительного содержания (на примере деятельности  уполномоченного по правам человека) //Политика и право. Ученые записки. Выпуск 8., Благовещенск: УКЦ «Юрист», 2008. – 0,5 п.л.
5.Скоробогатова О.В. О правовом регулировании деятельности инсти.ута уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации// Вестник АмГУ. Серия «Гуманитарные науки».- Вып.40.- 2008. – 0,45 п.л.
6. Скоробогатова О.В.Реализация принципа гарантированности прав человека в местах принудительного содержания.//Молодежь XXI: шаг в будущее: матер.IXнаучно – практ. Конф., посвященной 150 – летию Амурской области (21 -22 мая 2009г.). – 0,2 п.л.
7. Скоробогатова О.В. Гарантированность прав человека в местах принудительного содержания (на примере деятельности уполномоченного по правам человека)// Вестник Амурского государственного университета. Научно – теоретический журнал. Серия «Гуманитарные науки». Выпуск 42, -  2008 г. – 0,2 п.л.
8. Скоробогатова О.В. Реализация принципа гарантированности прав человека в деятельности уполномоченного по правам человека в Амурской области// Политика и право. Ученые записки. – Вып. 9. – Благовещенск, 2009. – 0,4 п.л.
10. Скоробогатова О.В. Защита прав человека уполномоченным по правам человека в пенитенциарной системе Амурской области//Современное Российское право: Пробелы, пути совершенствования: сборник статей IV Международной научно – практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний. 2010. – 0,33 п.л.
11. Скоробогатова О.В. Проблемы социальной реабилитации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы// Российское право: проблемы и перспективы: международная научно – практическая конференция: сборник материалов – Биробиджана: АмГУ, 2011. – 0,3 п.л.
12. Скоробогатова О.В. Международные стандарты обращения с осужденными как одна из гарантий соблюдения прав отбывающих наказание в виде лишения свободы//Политика и право. Ученые записки. Выпуск 11. – Благовещенск: АмГУ, 2012.- С. 120 – 0,64 п.л.
 

[1] Антонян Ю.М. Необходимость реформировании пенитенциарной системы России// //Обеспечение процесса реформирования исполнения наказания в Российской Федерации: Сб. материалов междунар. науч. – практической конф., Рязань, 29 – 30 октября 2009 г./под общ. ред. А.А. Реймера. – 2 – е изд., доп. – Рязань: Академия ФСИН России, 2010.  - С.55.
[2] Мурашин Г., Шемшученко Ю. Институт омбудсмена в современном буржуазном государстве//Советское государство и право. 1971.№1. – С. 139 – 144.
[3] Мелик – Дадаева Институт омбудсмена (история, основные функции и особенности деятельности в скандинавских странах)//Научная информация по вопросам борьбы с преступностью. М. 1986. № 94.
[4] Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М.: издательство БЕК, 1996. – 408 с.
 
[5] Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). – СПб.: Норма, 2005. – С.211.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0