2013avtoref1242

Аватар пользователя ideolog
Пилипенко Анастасия Александровна
 
23 мая 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Принципы финансового права России и их нормативное закрепление» (специальность 12.00.04 – финансовое право; налоговое право; бюджетное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 209.002.05
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Пилипенко А.А. Принципы финансового права России и их нормативное закрепление: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1242 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Пилипенко А.А. Принципы финансового права России и их нормативное закрепление: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
 
На правах рукописи
 
 
 
Пилипенко Анастасия Александровна
 
 
ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РОССИИ
И ИХ НОРМАТИВНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
 
 
 
Специальность 12.00.04
финансовое право; налоговое право; бюджетное право
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
Москва – 2013

Работа выполнена на кафедре административного и финансового права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России.
 

Научный руководитель: ГРАЧЕВА Елена Юрьевна
доктор юридических наук, профессор
 
Официальные оппоненты: КУЧЕРОВ Илья Ильич
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации,
Министерство Финансов Российской
Федерации, заместитель Руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
 
  ЯГОВКИНА Вита Александровна
кандидат юридических наук, доцент,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации, доцент кафедры государственного регулирования экономики
 
Ведущая организация: Российская правовая академия
Министерства
 юстиции
Российской Федерации

 

 
Защита состоится «     » мая 2013 г. в ____ часов ____ минут в ауд.______ на заседании диссертационного совета Д 209.002.05 (юридические науки) при Московском государственном институте международных отношений
(Университете) МИД России.
        
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке
им. И.Г. Тюлина Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России по адресу: проспект Вернадского, 76, г. Москва, 119454 и на сайте www.mgimo.ru
 
Автореферат разослан «_____» апреля 2013 г.
 

Ученый секретарь
диссертационного совета
д.ю.н., доц.                                   
 
 
          А.А. Малиновский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что финансовое право в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российского права. Положения, входящие в его содержание, регламентируют важнейшие отношения, которые обеспечивают стабильность финансово-экономической системы государства и, как следствие, постоянное развитие общества и его институтов. Среди различных категорий, которыми оперирует финансовое право, одной из наиболее глубинных и определяющих является категория принципов данной правовой отрасли.
Частая сменяемость финансово-правовых норм во многом имеет объективную обусловленность, так как это связано с постоянным совершенствованием различных правоотношений, созданием более эффективного механизма их реализации на различных уровнях и в различных сферах социальной жизни. Вместе с тем это требует разработки исходных положений, образующих фундамент различных отраслей права, в том числе права финансового.
Актуальность темы также связана с особой ролью принципов финансового права в теории как права вообще, так и финансового права в частности. Закрепление в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ положения о приоритете общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров Российской Федерации над внутренним законодательством и о том, что они являются составной частью правовой системы России, также повышает роль принципов как важнейшего регулятора финансовых отношений. Важным и актуальным представляется также обеспечение иерархии как принципов, так и источников финансового права.
Дополнительным  аргументом, свидетельствующим об актуальности темы, являются и регулярные многочисленные изменения  норм финансового права, особенно налогового, банковского и др. Необходимость соблюдения единообразия и стабильности законодательства при такой сменяемости требует, чтобы изменения в праве соответствовали общим принципам финансового права и отдельных его отраслей.
Принципы финансового права имеют важное значение для правоприменения. Особенно в тех случаях, когда существуют пробелы или отдельные противоречия  в законодательстве, регулирующем различные финансовые институты.
Эффективность нормативно-правового регулирования общественных отношений в финансовой сфере во многом зависит от единства и непротиворечивости взглядов на систему принципов и источников права, правильное определение их иерархии. В настоящее время имеются значительные расхождения по этим вопросам, зачастую противоположные мнения. Это обусловлено как изначально имеющимися противоречиями во взглядах относительно правовой природы принципов, их правового и общесоциального назначения, так и тем, что в последнее время появилось несколько относительно самостоятельных направлений развития учения о принципах финансового права.
Неоднозначность развития системы принципов и источников российского права, недостаточная эффективность их использования в современном финансовом праве обусловливают необходимость объективного научного анализа причин существующего положения.
Несмотря на существенный интерес к проблеме принципов и источников финансового права, что выразилось, в частности, в проведении ряда конференций по этой тематике, многие аспекты остаются недостаточно изученными. И, в первую очередь, это относится к иерархии принципов и источников финансового права, а также к нормативному закреплению принципов. Кроме того, необходимо определить место и роль принципов финансового права в общем механизме правового регулирования, смоделировать условия, при которых принципы финансового права будут реализовываться наиболее эффективно.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования, ее теоретической и практической значимости.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы принципов и источников права многократно становились предметом теоретико-правового анализа как в дореволюционной, так и в советской и постсоветской юридической науке. Различные аспекты этих проблем находили свое отражение в трудах Н.Г. Александрова, Н.Н. Вопленко, Д.А. Керимова, С.Ф.Кечекьяна, Н.М. Коркунова, Е.А. Лукашевой, И.И. Лукашука, Л.И. Петражицкого, В.Ф. Тарановского, А.Ф. Шебанова, Г.Ф. Шершеневича. Непосредственно принципы финансового права исследовали: Л.К. Воронова, Е.Ю.Грачева, О.Н. Горбунова, Н.Л. Губернская, С.В. Запольский, М.В. Карасева; Ю.М. Колосов, Ю.А. Крохина, И.И. Кучеров, В.Н. Назаров, Г.В. Петрова, О.А. Семчик, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичева, Р.А. Шепенко, В.М. Шумилов и другие ученые.
Несмотря на постоянный интерес к данной проблеме в науке, вопросы иерархии принципов финансового права и их нормативного закрепления еще не получили должного освещения. Указанное обстоятельство обусловливает своевременность настоящего исследования.
Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, складывающиеся в процессе финансовой деятельности.
Предметом исследования являются правовые нормы, закрепляющие содержание принципов финансового права, а также  материалы правоприменительной практики, содержащие особенности нормативно-правового регулирования в финансовой сфере.
Теоретическую основу диссертации составили работы дореволюционных и современных российских, а также зарубежных ученых, исследовавших источники и принципы финансового права и их систему, материалы научно-практических конференций.
Нормативно-правовая и эмпирическая основы работы. В процессе подготовки работы использовалось действующее отечественное законодательство, законодательство ряда зарубежных государств, международные договоры Российской Федерации в части, касающейся регулирования финансовых правоотношений, подзаконные нормативные правовые акты. Эмпирическую основу исследования составляют решения высших судебных органов Российской Федерации, опубликованные обобщения правоприменительной практики и акты Европейского Суда по правам человека в части, касающейся использования принципов в правоприменительной деятельности.
Методологическую основу исследования составляют всеобщий диалектический метод познания, общенаучные и логические методы познания, а также исторический, системно-аналитический, сравнительно-правовой и другие частно-научные методы познания.
 Цель диссертационной работы заключается в выработке авторской концепции, направленной на обоснование и упорядочение  системы принципов и источников финансового права, особенностей построения иерархии принципов, а также их нормативного закрепления в действующем законодательстве.
Задачи исследования:
- изучение формирования и развития теоретических учений о принципах и источниках права в российской и зарубежной правовой науке;
- генезис принципов и источников в теории финансового права;
- уточнение основных понятий, таких как «принцип финансового права», «источник финансового права», «иерархия принципов»;
- рассмотрение в качестве источников финансового права Конституции РФ, международных договоров, общепризнанных принципов и норм международного права, определение их влияния на систему принципов финансового права, а также на иные источники финансового права;
- изложение общей характеристики принципов финансового права,  их классификации, определение места и роли системы принципов в общем механизме правового регулирования;
- рассмотрение особенностей нормативного закрепления принципов финансового права в действующем законодательстве, описание тенденций совершенствования их системы.
Научная новизна исследования заключается в выработке авторской концепции принципов финансового права России и ее элементов, упорядочении системы принципов и источников финансового права, формулировании авторских дополненных понятий принципов финансового права и их источников, иерархии принципов финансового права, теоретических основ классификации принципов финансового права, изложении особенностей нормативно-правового закрепления названных принципов в действующем законодательстве.
Положения, выносимые на защиту.
На защиту выносятся следующие теоретические положения, полученные в результате исследования, которые являются новыми или содержат элемент научной новизны, и которые следует рассматривать в качестве структурных элементов проведенной диссертантом комплексной научной работы:
1. В основу разработки принципов финансового права, как отрасли российского права, положена авторская концепция, включающая в себя следующие основные элементы, представляющие собой совокупность теоретических положений о: обязательности нормативного закрепления основополагающих начал финансового права; объединении принципов финансового права в единую систему; системе источников, в которых находят свое отражение принципы финансового права; критериях принципов финансового права, определяющих относимость конкретных нормативных положений к принципам финансового права; иерархии принципов финансового права; иерархии источников финансового права; основных категориях данной концепции и их определениях, к которым относятся понятия: принципов финансового права, источников финансового права,  иерархии принципов финансового права, базирующихся на иерархии источников финансового права; разграничении принципов, присущих финансовому праву в целом как отрасли, и принципов, характеризующих отдельные подотрасли и институты, такие как бюджетное право, налоговое право, право денежного обращения, валютное право и др.
2. На основе анализа различных точек зрения ведущих ученых сформулированы, упорядочены и дополнены следующие авторские понятия принципа, системы принципов, источника и иерархии источников финансового права.
Принципы финансового права, представляющие собой основополагающие нормативные положения, непосредственно закрепленные в действующем законодательстве, которые определяют концептуальные правовые основы создания, направленности и функционирования данной отрасли права, регламентируют наиболее важные социальные отношения, возникающие в финансовой деятельности государства, муниципальных образований, и охраняются от нарушений мерами юридического воздействия. Рассмотрение принципов финансового права как  системного явления позволяет конкретизировать общетеоретические позиции финансового права как отрасли права, выявить сущность рассматриваемых явлений, подчеркнуть взаимосвязи и влияние принципов друг на друга, определить цели и задачи финансового права  в современных условиях развития нашего общества.
Система принципов финансового права – структурно упорядоченное единство нормативных предписаний, которые обладают собственной структурой, являются относительно самостоятельными, стабильными, взаимодействуют между собой внутри единой системы и с иными правовыми образованиями российского законодательства в целях обеспечения наиболее полного и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующих финансовых отношений.
Источник финансового права представляет собой форму выражения и закрепления действующих финансово-правовых норм, содержащих положения, регулирующие финансовую деятельность государства и его органов, муниципальных образований, предприятий и организаций всех форм собственности, а также граждан России и иных физических лиц.
Иерархия источников финансового права – организационная структура источников финансового права, обусловленная их юридической силой и проявляющаяся во взаимных связях на соответствующих уровнях вертикальной и горизонтальной структур законодательства.
3. Обоснована необходимость выделения определенных критериев  в целях отнесения тех или иных теоретических положений к принципам финансового права.
Предлагаются следующие уточненные и упорядоченные критерии принципов финансового права: полнота; непротиворечивость Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, целям и задачам финансового права, общей структуре и иным принципам финансового права; взаимная независимость; подчиненность цели финансового права как отрасли права и вытекающим из нее задачам; установление принципов на государственном или муниципальном уровне и обеспечение их средствами государственной защиты; качественная определенность, т.е. наличие специфического содержания, отличающегося от содержания других принципов; нормативная закрепленность в действующем законодательстве.
Данные критерии позволяют отграничить принципы финансового права от принципов-идей, так как ранее они формировались в виде идей, не имеющих нормативного закрепления. По мере развития права часть идей приобретала нормативное выражение. В связи с тем, что теория права вообще и теория финансового права в частности на настоящее время сформировались достаточно полно, представляется возможным отказаться от теоретических положений, связанных с принципами-идеями.
4. Предложена иерархия принципов финансового права, которая  позволяет углубить теоретические представления о значимости принципов и их роли в регулировании финансовых отношений и включает в себя следующие уровни: конституционные принципы; межотраслевые общеправовые принципы, которые находят проявление не только в финансовом, но и в иных отраслях права; отраслевые – общие принципы финансового права; принципы подотраслей и институтов финансового права (бюджетного, банковского, налогового права и др.).
5. Система общих принципов финансового права включает в себя: законность; федерализм; приоритет в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований представительных органов перед исполнительными органами государственной власти; единство финансовой системы Российской Федерации; обеспечение сбалансированности публичного и частного интересов субъектов финансового права; гласность; плановость в создании, распределении и использовании фондов денежных средств государства и муниципальных образований; целенаправленное распределение и использование финансовых ресурсов; контроль финансовых органов, а также уполномоченных ЦБ РФ кредитных организаций за исполнением финансовых обязательств; неотвратимость ответственности за финансовые правонарушения.
6. Изменение экономического строя и связанных с ним общественных, в том числе и финансовых отношений, обусловили необходимость регулярного изменения действующего финансового законодательства, что повлекло за собой не только увеличение объема действующего законодательства, но и возникновение противоречий между отдельными нормативными актами, а также нормами внутри нормативно-правового акта.
В связи с изложенным, автором отмечено возрастающее значение принципов финансового права, которое заключается в том, что они: содействуют объединению норм, институтов, подотраслей финансового права в общую систему; выражают наиболее важные начала финансового права, служат исходной точкой для толкования его норм; характеризуя основные черты российского финансового права, служат отправным положением при их сопоставлении с аналогичными правовыми образованиями иностранных государств.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и расширении научных знаний в сфере финансового права в части, касающейся генезиса принципов и источников финансового права, выработки  и упорядочении концептуальных положений о понятии, сущности и содержании принципов и источников финансового права, а также их иерархии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что диссертантом разработаны положения, которые могут быть использованы законодателем на федеральном и муниципальном уровнях, а также судебными органами в правоприменительной деятельности. Часть положений может быть использована при преподавании общего курса финансового права, а также отдельных подотраслей (институтов) – бюджетное, налоговое, банковское право и др.
Апробация результатов исследования. Основные научные результаты работы опубликованы в четырех научных статьях, материалах научно-практической конференции «Пробелы в российском законодательстве», г.Нижний Новгород, 2008.
Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры административного и финансового права МГИМО (Университет) МИД России. Основные теоретические положения и выводы диссертации использовались при проведении занятий по курсам «Финансовое право», «Муниципальное право».
Структура работы определяется логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов,  заключения и библиографии.
 
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень ее научной разработанности, определены цель и задачи исследования, его методологическая основа, объект и предмет, отражена его научная новизна и практическая значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации полученных в ходе исследования результатов.
В первой главе «Теоретические основы системы финансового права России» описана сущность и элементы авторской концепции принципов финансового права предложенной диссертантом, выработаны уточненные и упорядоченные понятия принципов финансового права, системы принципов, источника и иерархии источников финансового права. Определены их виды, критерии, освещены задачи и свойства принципов финансового права.
         В первом параграфе «Понятие принципов финансового права и их виды» в результате изучения научных воззрений на сущность принципов права вообще и принципов финансового права в частности (С.С. Алексеев, Е.Ю. Грачева, В.И. Зажицкий, Д.А. Керимов, Р.А. Шепенко и др.) установлено, что содержание принципов права объективно, поскольку принципы отражают социальные и правовые реалии современного государственного механизма и общества. Но принципы в определенной своей части и субъективны, так как они представляют собой продукт правотворчества законодателя. Поэтому следует признать, принципы права имеют двоякую природу – они объективны по содержанию и субъективны по способам закрепления этого содержания в действующем законодательстве.
В основу разработки принципов финансового права положена авторская концепция, сущность которой заключается в том, что принципы финансового права, во-первых, обладают всеми признаками, присущими принципам права вообще, во-вторых, относятся к отраслевым принципам, поскольку сферой их действия является отрасль финансового права. Данная концепция включает в себя основные элементы, представляющие собой совокупность теоретических положений о: обязательности нормативного закрепления основополагающих начал финансового права; объединении принципов финансового права в единую систему; системе источников, в которых находят свое отражение принципы финансового права; критериях принципов финансового права, определяющих относимость конкретных нормативных положений к принципам финансового права; иерархии принципов финансового права; иерархии источников финансового права; основных категориях данной концепции и их определениях, к которым относятся понятия: принципов финансового права, источников финансового права,  иерархии принципов финансового права, базирующихся на иерархии источников финансового права; разграничении принципов, присущих финансовому праву в целом как отрасли и принципов, характеризующих отдельные подотрасли и институты, такие как бюджетное право, налоговое право, право денежного обращения, валютное право и др.
На основе обобщения различных точек зрения сделан вывод о необходимости выделения следующей системы общих принципов российского финансового права:
а) законность - является важнейшим демократическим принципом правового государства и общеправовым принципом, закрепленным в ст. 15 Конституции РФ;
б) федерализм также рассматривается в качестве конституционного принципа, закрепленного в ст. 4, 5, 8, 71, 72, 73 Конституции РФ;
в) приоритет в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований представительных органов перед исполнительными органами государственной власти;
г) единство финансовой системы Российской Федерации. Оно является необходимым условием единства государства и определяется единством бюджетной, налоговой и денежной систем государства, а также недопущением установления таможенных границ внутри государства и недопустимостью создания иных преград свободному передвижению товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов между отдельными регионами;
д) обеспечение сбалансированности публичного и частного интересов субъектов финансового права. Некоторые авторы этот принцип формулируют как принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений. Представляется, что вторая редакция более характерна для тоталитарных государств;
е) гласность. Этот принцип реализуется через открытость движения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, что достигается путем установления процедуры доведения до сведения граждан, в том числе с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных актов, отчетов об их исполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности государственных и муниципальных организаций, а также другими способами;
ж) плановость в создании, распределении и использовании фондов денежных средств государства и муниципальных образований. Согласно этому принципу мобилизация и расходование финансовых ресурсов осуществляется в соответствии с принятым в установленном порядке финансово-плановым актом;
з) целенаправленное распределение и использование финансовых ресурсов. Он неразрывно связан с предыдущим принципом и состоит в том, что предоставленные субъектам финансового права денежные средства на определенные финансово-плановым актом цели не могут быть использованы в иных направлениях;
и) контроль финансовых органов, а также уполномоченных ЦБ РФ кредитных организаций за исполнением финансовых обязательств. Особенность финансовых отношений состоит в том, что обязательным их участником является компетентный орган государственной власти или местного самоуправления, либо специально уполномоченная кредитная организация, которые если непосредственно и не принимают в данном правоотношении участия, то, по крайней мере, осуществляют контроль за ним. Рассматриваемый принцип является выражением контрольной функции финансов;
к) неотвратимость ответственности за финансовое правонарушение. Из него вытекает  обязанность  компетентных  органов государства применить предусмотренные финансовым законодательством санкции[1]. Применение предусмотренных законом санкций является следствием реализации принципа неотвратимости ответственности за финансовые правонарушения.  Это стимулирует участников финансовых правоотношений к соблюдению требований финансовой дисциплины, способствует укреплению законности в сфере финансов и рациональному использованию финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.
Второй параграф «Значение и свойства принципов финансового права» посвящен исследованию места и роли, которая отводится принципам финансового права как важнейшему регулятору соответствующих общественных отношений.
Анализ научных работ, авторское раскрытие сущности принципов финансового права дают возможность обобщить значение принципов российского финансового права, указав, что они: позволяют раскрыть сущность изучаемых явлений; способствуют созданию общей идеологической основы, выявлению пробелов в финансовом законодательстве, устранению коллизий и нечеткостей нормативных правовых актов; более четко определяют объект научного познания, обеспечивая единство эмпирического и теоретического; определяют направление и характер толкования и применения норм финансового права, оптимизируя правоприменительную практику; содействуют объединению норм и институтов финансового права в единую систему, позволяя в дополнение к предмету и методу правового регулирования индивидуализировать его как самостоятельную отрасль российского права; выражая наиболее важные начала финансового права, служат исходной точкой для толкования его норм, уяснения их смысла и значения; характеризуя основные черты российского финансового права, служат отправным положением при их сопоставлении с аналогичными правовыми образованиями иностранных государств; облегчают имплементацию норм международного права в национальное законодательство.
Реализация принципов финансового права направлена на де­мократизацию нашего общества, решение экономических и социальных задач, стоящих перед ним. Таким образом, принципы финансового права выражают политику государства в соответствующей сфере деятельности и обеспечивают единство и стабильность регулирования финансово-правовых отношений.
Исходя из понимания принципов финансового права как нормативной категории, в перечень их наиболее важных свойств предложено включить следующие положения.
1. Принципы финансового права подчинены цели данной отрасли права и вытекающим из нее задачам. С другой стороны, при создании нормативных правовых актов, регламентирующих финансовые правоотношения, процессы формирования цели и принципов являются взаимосвязанными и взаимообусловленными и в основе их должны лежать определенные научные закономерности.
2. Принципы финансового права регулируют публично-правовую сферу отношений, которые устанавливаются на государственном или муниципальном уровне и обеспечиваются средствами государственной защиты. Вместе с тем не должна оставаться без внимания и частно-правовая составляющая, поскольку возможность вступления в финансово-правовые отношения во многих случаях зависит от свободного волеизъявления их участников.
3. Принципы финансового права обладают признаком всеобщности, универсальностью проявления в различных ситуациях и правоотношениях. Однако это не исключает различной степени их задействования в той либо иной конкретной правоприменительной ситуации.
4. Принципы финансового права должны отвечать требованиям полноты, т.е. они должны охватывать наиболее широкий круг правоотношений, обеспечивать максимальное соответствие наименования принципа его содержанию и тем правовым реалиям, которые являются предметом правового регулирования.
5. Каждый из принципов финансового права должен обладать качественной определенностью, т.е. иметь специфическое содержание, не совпадающее с содержанием иных принципов.
6. Принципы финансового права имеют объективно-субъективную природу.  На уровне правосознания отдельных лиц принципы финансового права выглядят объективными, поскольку они не зависят от их сознания и устанавливают наиболее важные свойства соответствующей отрасли права. На законодательном же уровне принципы выглядят как субъективные категории, так как они зависят от воли законодателя относительно регламентации тех либо иных правовых отношений и процедур.
7. Будучи по своей природе нормативными образованиями, принципы обладают всеми признаками, характерными для финансово-правовых норм. Поэтому принципы финансового права подлежат закреплению в действующем законодательстве в виде правовых норм – предписаний, в которых в развернутом виде изложено их содержание.
В соответствии с вышеуказанными критериями принципы финансового права следует определить как  основополагающие нормативные положения, непосредственно закрепленные в действующем законодательстве, которые определяют концептуальные правовые основы создания, направленности и функционирования данной отрасли права, регламентируют наиболее важные социальные отношения, возникающие в финансовой деятельности государства, муниципальных образований, и охраняются от нарушений мерами юридического воздействия. Принципы финансового права необходимо рассматривать как системное явление, поскольку только система принципов финансового права позволяют конкретизировать общетеоретические позиции финансового права как отрасли.
В третьем параграфе «Понятие и правовые свойства системы принципов финансового права» в результате применения положений системного анализа предложено разрешить следующие задачи: объяснить наиболее значимые свойства (признаки) общей системы принципов финансового права и осуществить научное прогнозирование ее дальнейшего совершенствования; выяснить, каким образом принципы оказывают взаимное влияние друг на друга в рамках их единой системы; закрепить в законе оптимальное содержание как каждого отдельного принципа, так и единой их системы.
В научной литературе встречается точка зрения, согласно которой под системой принципов следует понимать их совокупность и порядок расположения. Однако такое понятие системы принципов представляется несколько упрощенным. Оно объясняет лишь общую структуру принципов и порядок взаимосвязи между отдельными принципами. Более того, что касается взаимосвязи между ними, то и здесь нельзя вести речь об их простом объединении. Принципы объединяются в общую систему на основе их интеграции, порождающей новое качество как каждого отдельного принципа, так и системы принципов в целом. В рамках общей системы принципы финансового права, находясь во взаимодействии друг с другом, взаимно передают часть своих свойств, чем создается общая основа для оптимального регулирования соответствующих правоотношений. Наряду с этим каждый из принципов финансового права, даже и будучи включенным в общую систему, все равно обладает специфическим содержанием.
Собственные системные свойства принципов финансового права состоят в том, что каждый из них может быть представлен в виде определенного массива информации, которая имеет нормативный характер и используется в правоприменении.
Целесообразно выделить следующие условия существования системы принципов финансового права: а)   принципы должны быть связаны общей целью; б) недопустимы внутренние противоречия внутри каждого из принципов; в) недопустимы противоречия между отдельными принципами внутри системы; г) содержание конкретного принципа не должно повторяться в другом принципе или отдельных его элементах.
Взяв за основу общенаучное определение системы принципов права,  предложенное Д.А. Керимовым[2], мы можем сформулировать понятие системы принципов финансового права как структурно упорядоченное единство нормативных предписаний, которые обладают собственной структурой, являются относительно самостоятельными, стабильными, взаимодействуют между собой внутри единой системы и с иными правовыми образованиями российского законодательства в целях обеспечения наиболее полного и эффективного нормативно-правового регулирования соответствующих финансовых отношений.
Развитие финансового права как самостоятельной отрасли права связано с регулированием не только общих, но и специальных видов общественных отношений (бюджетные, банковские, валютные и др). В связи с изложенным необходимо говорить об общих принципах финансового права как науки и самостоятельной отрасли права, а также о принципах отдельных ее подотраслей и институтов: бюджетное право, банковское право, валютное право, налоговое право и др.
Исходя из основных характеристик существующих принципов финансового права, способа нормативного закрепления и содержания, их можно разделить на следующие группы: 1) международные принципы финансового права, имеющие международно-правовое нормативное закрепление (в заключенных и ратифицированных Российской Федерацией международно-правовых актах); 2) принципы национального финансового права: а) конституционные принципы; б) межинституционные  принципы; в) принципы отдельных институтов финансового права; г) суботраслевые принципы.
Во второй главе «Нормативное закрепление и содержание принципов финансового права» произведено исследование источников финансового права России, определена их роль в закреплении содержания и реализации принципов финансового права, освещены особенности международных договоров как источников финансового права, дана характеристика принципов российского финансового права, являющихся элементами их общей системы.
Первый параграф «Источники финансового права России и их роль в закреплении содержания и реализации принципов финансового права» посвящен исследованию внешних носителей содержания финансово-правовых норм и разрешению проблемы закрепления в них принципов финансового права.
В юридической науке существовали самые различные точки зрения относительно понятия «источники права» (Н.К. Ренненкампф, Н.М. Коркунов, С.А. Голунский, М.С. Строгович, Я.М. Магазинер и др.). В результате обобщения суждений указанных и других авторов можно сделать вывод, что источники финансового права представляют форму  выражения и закрепления действующих финансово-правовых норм, содержащих положения, которые регулируют финансовую деятельность государства и его органов, муниципальных образований, предприятий и организаций всех форм собственности, а также граждан России и иных физических лиц.
В теории права термин «источник права» обычно применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или государственной воли в сфере правотворчества и последующего правоприменения. Одним из основных направлений значимой для финансового права деятельности государства и органов местного самоуправления является правотворчество, в результате осуществления которого образуются источники финансового права. Каждый источник финансового права представляет собой созданную или санкционированную государством правовую форму, наделенную соответствующим содержанием. Источники финансового права образуют иерархично построенную систему, целью которой является полное урегулирование финансовых отношений.
Система источников финансового права включает в себя значительное количество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, которые регулируют финансовые отношения. Источником финансового права может выступать любой нормативный правовой акт, содержащий положения, касающиеся финансовой деятельности государства или муниципальных образований. При этом источниками финансового права может быть значительное число нормативных правовых актов, поскольку финансово-правовые нормы часто содержатся в актах, формально относящихся к другим отраслям права.
Источники финансового права как правовую основу финансовой деятельности предложено классифицировать по двум основаниям:
1) по юридической силе: международно-правовые акты, Конституция РФ, конституционные и обычные законы, указы и распоряжения Президента РФ, законодательство субъектов Федерации, постановления Правительства, нормативные акты Центрального Банка России, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты муниципальных образований;
2)      по предмету правового регулирования: нормы общего характера, регламентирующие финансовую деятельность; нормы, регламентирующие отдельные суботраслевые (или подотраслевые) отношения или отношения институтов финансового права (бюджетные, банковские, налоговые и др.); нормы, содержащиеся в иных отраслях права, но регламентирующие финансовые правоотношения.
Значение нормативного выражения источников финансового права проявляется в том, что они: а) являются важнейшим структурным элементом и предметом финансового правотворчества; б) обладают государственной обязательностью; в) издаются в пределах компетенции конкретного государственного органа; г) имеют четко определенную законом форму; д) являются формой существования финансово-правовых норм, т.е. служат носителями содержания финансово-правовых норм как предписаний, устанавливаемых и охраняемых от нарушений на государственном и муниципальном уровнях; е) должны соответствовать актам вышестоящих органов; ж) приобретают обязательную силу в строго установленном порядке; з) действуют в пределах широкого круга общественных отношений и предназначены для многоразового исполнения.
Различные нормативные правовые акты не всегда в полной мере являются источниками финансового права. Многие охватывают своим содержанием не только финансовые, но и иные правоотношения, а также и общественные отношения, не имеющие правовой составляющей (например, экономические).  
Во втором параграфе «Особенности международных договоров как источника финансового права России» исследовано содержание международных договоров Российской Федерации в части, касающейся регулирования ими финансово-правовых отношений.
Международные договоры общепризнанно являются одними из важнейших источников как международного права, так и национального права государств, которыми тот либо иной договор был ратифицирован. Поскольку международные договоры заключаются на паритетных началах, после чего следует их добровольная ратификация, можно с уверенностью признавать их в качестве одной из разновидностей договоров о взаимодействии.
Международный договор по своей сути является комплексным источником права, который включает в себя не только буквальное содержание того либо иного договора, но и те общепризнанные принципы и нормы международного права, которые составляют его дух. В любом случае для того, чтобы эта нормативная общность приобрела значение источника финансового права, требуется, чтобы все вышеуказанные положения были ратифицированы Российским государством на федеральном уровне.
Общепризнанные нормы и принципы международного права являются разновидностью общих принципов права, которые имеют международно-правовую природу и находят свое внешнее выражение в форме обычаев и нормативных договоров. Подобные принципы и нормы содержатся во многих оцифиальных международных документах, имеющих многосторонний характер (Устав ООН, акты о правах и свободах человека и гражаднина, документы МОТ, ОБСЕ и др). Но наиболее последовательно они воплощаются в двусторонних договорах, которые впоследствии ратифицируются на высшем законодательном уровне (в России – на уровне федерального законодательства). Вопросы ратификации международных договоров обсуждаются и принимаются на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ). Общепризнанные нормы, принципы международного права и международные договоры являются эталоном для создания внутригосударственных нормативных правовых актов, а также обеспечивают надлежащую практику их применения.
Особое место среди международных договоров как источников финансового права занимают международные договоры, содержащие правила международного налогового регулирования.
Типовые (модельные) соглашения, несомненно, максимально приближены к содержанию принципов финансового права, поскольку те правила, которые они вырабатывают, хотя и не являются общеобязательными, но ориентированы на создание универсальных процедур и обеспечивают позитивную реализацию принципиальных положений финансово-правовых актов. Кроме того, закрепленные в принципах правила могут быть использованы  для уточнения содержания принципов финансового права в их взаимосвязи и развитии.
Весьма проблемным является вопрос о том, относится ли к числу источников финансового права международная и российская судебная практика. Решение данного вопроса, по мнению диссертанта, кроется в том, что право следует понимать как минимум в двух аспектах. Право представляет собой совокупность норм, действующих на конкретный момент, то есть на момент урегулирования правоотношений. При этом необходимо учитывать и правовую семью, применительно к которой рассматривается данный вопрос. Так, в правовых системах Канады, США и др. судебный прецедент - один из основных источников права. Если же определять финансовое право в его развитии, то необходимо признать, что к его источникам относятся и нормативные правовые акты, и судебная практика. Именно поэтому в России традиционно к источникам права, в том числе и финансового, относят решения высших судебных органов, которые обеспечивают единообразное правоприменение.
В третьем параграфе «Характеристика принципов российского финансового права как самостоятельной отрасли права» установлено оптимальное содержание принципов финансового права, являющихся структурными элементами их общей системы.   
Каждый из общих принципов финансового права должен, как представляется, характеризоваться следующими аспектами: определением его сущности, при необходимости описанием его структурных элементов; описанием особенностей нормативного закрепления в соответствующих источниках определенного уровня; указанием на требования (условия) его применения; при необходимости указанием на специальные механизмы и гарантии  его реализации.
Общие принципы финансового права реализуются в конкретных финансовых правоотношениях, как правило, во всей совокупности или в большей части, а не по отдельности.
При характеристике общеправового принципа законности выявлены те его свойства, которые обусловили специфической содержание данного принципы применительно к отрасли финансового права (например, указание на то, что нормативные правовые акты муниципального уровня, также являющиеся источниками финансового права, должны в полной мере соответствовать федеральному законодательству).
 Принцип федерализма обусловливает ограничения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в вопросах финансово-правового регулирования.
Современное законодательство содержит приоритет в области финансовой государства и муниципальных образований представительных органов перед исполнительными органами государственной власти.
Принцип единства финансовой системы страны вытекает из положения, закрепленного в п. «б» ст. 114 Конституции РФ, где указано, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.  
Принцип обеспечения сбалансированности публичного и частного интересов субъектов финансового права включен в число принципов, регулирующих финансовую деятельность государства, сравнительно недавно, но имеет важнейшее значение, так как интерес для всех субъектов права является основным мотивом действия, его смыслом, который применим как к индивидуальным, так и к общим (коллективным) и всеобщим (публичным, имеющим значение для всего общества) интересам, включая государственные и муниципальные интересы.
Принцип гласности в финансовом праве реализуется через открытость движения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований. Это достигается установлением процедуры доведения информации до граждан, в том числе с помощью средств массовой информации, содержания финансово-плановых актов, отчетов об их исполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности государственных и муниципальных образований и др.
Принцип плановости в создании, распределении и использовании фондов денежных средств государства и муниципальных образований устанавливает, что мобилизация и расходование финансовых ресурсов осуществляется в соответствии с принятым в установленном порядке финансовым плановым актом.
 Целенаправленное распределение и использование финансовых ресурсов как принцип заключается в том, что предоставленные субъектам финансового права денежные средства выделяются на конкретные цели, которые могут быть определены в соответствующих программах Правительства Российской Федерации.  Выделенные на эти цели денежные средства не могут быть использованы в иных направлениях.
Принцип контроля финансовых органов, а также уполномоченных ЦБ РФ кредитных организаций за исполнением финансовых обязательств определяет контроль как осуществляемую с использованием специальных организационных форм и методов деятельность уполномоченных органов и должностных лиц в целях установления законности и достоверности финансовых операций, оценки их экономической целесообразности.
При характеристике принципа контроля финансовых органов фактически наблюдается одновременное взаимодействие нормативных правил пяти уровней: международно-правового (Лимская декларация ИНТОСАИ); конституционного уровня (Конституция РФ, ст. 101); межотраслевого уровня (принцип соблюдения законности в действиях органов государственного контроля); отраслевого уровня (отрасли финансового права, которую мы и рассматриваем); подотраслевого (института финансового права) уровня, так как Е.Ю. Грачева рассматривает данный принцип как принцип публичного финансового контроля.
Принцип неотвратимости ответственности за финансовые правонарушения обусловливает обязанность компетентного органа государства при наличии признаков правонарушений применить предусмотренные финансовым законодательством санкции. Это стимулирует участников финансовых правоотношений к соблюдению требований финансовой дисциплины, способствует укреплению законности в сфере  финансов и оптимальному использованию финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.  
С развитием национальной экономики и национального финансового права как самостоятельной отрасли возможно изменение структуры финансового права за счет формирования и развития суботраслей  и институтов, что повлияет и на развитие и изменение существующих принципов финансового права России.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются основные теоретические и практические выводы и рекомендации, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование института принципов финансового права России и нормативного выражения принципов в действующем законодательстве.
Список публикаций автора по теме диссертационной работы
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора общим объемом 1,6 п.л. Все публикации по теме диссертации.
В журналах из списка, рекомендованного ВАК России:
1. Подшибякина А.А. Место международных договоров среди других источников налогового права // «Черные дыры» в Российском законодательстве». – 2008. – № 3. – 0,3 п.л.
2. Подшибякина А.А. Понятие принципов финансового права // Бизнес в законе. – 2012. – № 3. – 0,3 п.л.
3. Подшибякина А.А. Обоснование иерархии в системе принципов финансового права // Финансовое право. – 2013. – № 1. – 0,6 п.л.
В прочих изданиях:
4. Подшибякина А.А. Понятие и система источников финансового права // Юридический вестник Кубанского государственного университета. – 2012. – № 4. – 0,4 п.л.
 
 
 
 

 
[1] См., например: Раздел VI Налогового кодекса РФ.
[2] См.: Керимов Д.А. Философские проблемы права. – М.: Мысль, 1972. – С. 218. 
Файлы: 
Порядок отображения: 
0