2013avtoref1235

Аватар пользователя ideolog
Вишнякова Анна Сергеевна
 
22 января 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности» (специальность 12.00.04 – финансовое право; налоговое право; бюджетное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.123.05
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Вишнякова А.С. Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1235 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Вишнякова А.С. Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
  
 
 
 
На правах рукописи
 
 
 
 
 
Вишнякова Анна Сергеевна
 
 
 
Административно-правовое регулирование оптового рынка электрической энергии и мощности
 
 
 
12.00.14 – административное право; административный процесс
 
 
 
А в т о р е ф е р а т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва – 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»
 

Научный руководитель доктор юридических наук, профессор
Агапов Андрей Борисович
 
 
Официальные оппоненты: Лапина Марина Афанасьевна,
доктор юридических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, заведующий кафедрой «Административное право»  
 
  Синюгин Вячеслав Юрьевич,
доктор юридических наук, Российский государственный торгово-экономический университет, профессор кафедры административного и финансового права
 
Ведущая организация Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

 
 
         Защита состоится 22 января 2013 года в 13:00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.05, созданного на базе Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, 123995,
г. Москва, улица Садовая-Кудринская, д. 9, зал заседаний диссертационного совета.
 
         С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
 
 
Автореферат разослан 15 декабря 2012 года.
 
 
 
 
Учёный секретарь диссертационного совета
доктор юридических наук,                                                 
профессор                                                                               Ю.И. Мигачев
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. Электроэнергетика, являясь одним из важнейших структурных элементов топливно-энергетического комплекса, играет ключевую роль в экономике России. Электроэнергетика обеспечивает функционирование всех отраслей экономики страны, определяя ее первостепенные финансовые показатели.
В настоящее время основным потребителем электроэнергии в Российской Федерации выступает промышленность. Ее доля в структуре потребления всего объема производимой электрической энергии составляет более 50 %[1]. Наряду с промышленным сектором  электроэнергетика играет важнейшую роль в развитии сферы услуг, транспорта, сельского хозяйства и иных отраслей экономики.
Эффективное государственное регулирование в сфере электроэнергетики является неотъемлемой предпосылкой стабильного развития экономики, которое, в свою очередь, обеспечивает общий рост благосостояния и повышения уровня жизни населения страны.
В настоящее время регламентация отношений на оптовом рынке электроэнергии и мощности отнесена к ведению не только публичных органов (законодательные органы власти, Правительство Российской Федерации, Минэнерго России, ФСТ России, ФАС России), но и специально созданной некоммерческой организацией – Некоммерческим партнерством «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (далее также – Совет рынка) посредством локального нормотворчества.
Несмотря на формальное завершение процесса реформирования электроэнергетики с 1 января 2011 года ключевые вопросы данной отрасли, связанные с модернизацией и строительством нового генерирующего оборудования, в том числе функционирующего на основе возобновляемых источников энергии,  все еще не решены. Преодолению существующих проблем во многом может способствовать совершенствование механизма административно-правового регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности.
Степень научной разработанности темы. Данная работа представляет собой одно из немногих системных научных исследований проблем административно-правового регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности. Несомненный вклад в раскрытие тематики по административно-правовому регулированию процессов экономики, в частности ее электроэнергетической отрасли внесли Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, А.П. Лончаков, Б.М. Лазарев, Ю.Е. Аврутин, А.Н. Варламова. Некоторые аспекты административно-правового регулирования отно­шений на оптовом рынке электрической энергии и мощности затрагивались в работах М.И. Куделича, Е.В Кудряшова, С.В. Чуясова и др. Однако, среди трудов перечисленных авторов и других ученых нет таких, которые рассматривали бы первостепенные отраслевые проблемы оптового рынка электрической энергии и мощности в  постреформенный период.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе комплексного и многоаспектного анализа основных итогов реформирования электроэнергетики в контексте административно-правовой науки выработать  рекомендации и предложения, направленные на совершенствование публичной регламентации отношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:

  1. Раскрытие динамики развития электроэнергетики в России с выделением основных этапов государственного регулирования.
  2. Исследование национального и зарубежного законодательства, определяющего правовой статус публичных органов управления в сфере электроэнергетики, а также основы функционирования электроэнергетического рынка.
  3. Анализ полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере электроэнергетики.
  4. Раскрытие административно-правового статуса особой саморегулируемой организации в сфере электроэнергетики – Совета рынка.
  5. Рассмотрение публичных взаимоотношений между Советом рынка и органами исполнительной власти.
  6. Исследование проблемы корреляции мер административной ответственности и имущественных корпоративных санкций в сфере электроэнергетики.
  7. Формулирование предложений и рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства в сфере административно-правового регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности.

В качестве объекта исследования следует рассматривать правоотношения в сфере административно-правового регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности.
Предметом исследования являются методология, факторы и тенденции развития механизма публичной регламентации отношений в сфере электроэнергетики, отечественное и зарубежное законодательство, определяющие правовой статус публичных и частноправовых субъектов в сфере электроэнергетики, а также практика его применения.
Методологическая основа исследования. При проведении исследования использовались  такие общенаучные теоретические методы, как исторический, системный, диалектический, метод формальной логики, а также отраслевые юридические методы: формально-юридический, комплексный, доктринальный, сравнительно-правовой, метод структурного и функционального анализа и другие.
Теоретическая основа исследования. В целях формирования основных теоретических выводов исследования использовались работы отечественных административистов Д.Н. Бахраха, Ю.М. Козлова, Л.А. Калининой, Ю.Ю. Колесниченко, Г.А. Кузьмичевой, Б.М. Лазарева, А.Е. Лунева, Л.Л. Попова, Б.В. Россинского, М.С. Студеникиной, В.Ю. Синюгина, Ю.А. Тихомирова и др., а также современных исследователей других отраслей права и экономики, в частности: С.Н. Братуся, А.В. Венедиктова, И.В. Ершовой, О.С. Иоффе, Н.В. Козловой, О.Е. Кутафина, В.В. Маклакова, В.П. Мозолина, В.А. Семенова, Е.А. Суханова, Н.В. Фоминой. Кроме того, использовались труды зарубежных авторов в сфере электроэнергетики: P. Cameron, M. Roggenkamp, M. Pollitt, а также материалы научно-практических конференций, периодической печати и статистические данные.
Правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты, в том числе ведомственные акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, локальные нормативные акты частноправовых субъектов в сфере электроэнергетики, а также зарубежное законодательство.
В качестве эмпирической основы исследования рассматриваются материалы российской и зарубежной правоприменительной практики в сфере административно-правового регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности.
Научная новизна. Работа представляет собой самостоятельное комплексное научное исследование методов публичного регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности. Научной новизной обладают обоснованные в диссертации выводы о синергии императивного административного воздействия и саморегулирования в сфере электроэнергетики, об особом административно-правовом статусе  Некоммерческого партнерства «Совет рынка», наделенного наряду с частноправовыми также и публичными полномочиями в сфере электроэнергетики.
В результате проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:

  1. Управление электроэнергетической отраслью включает в себя функции императивного административного воздействия, входящие в компетенцию Минэнерго России и межотраслевых органов исполнительной власти – ФАС России и ФСТ России, а также функции саморегулирования, отнесенные к ведению Некоммерческого партнерства «Совет рынка».
  2. Обоснование особого административно-правового статуса  Некоммерческого партнерства «Совет рынка», к ведению которого отнесены основополагающие полномочия управления субъектами предпринимательства в сфере электроэнергетики. Основы публичного статуса НП «Совет рынка» составляют его квазиразрешительные полномочия, прежде всего обусловленные ведением Реестра субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, а также его полномочия в сфере локального нормотворчества. Таким образом, НП «Совет рынка» представляет собой особую публичную организацию, наделенную отраслевыми управленческими правомочиями.
  3. Обоснование особого публичного статуса Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности в системе управления электроэнергетической отраслью. Фактически Комиссия является не только субъектом отраслевой координации, как это презюмируется Положением о Комиссии[2], но, прежде всего, специальным публичным органом, наделенным конкретными исполнительно-распорядительными полномочиями.
  4. Доминирующая роль в системе отраслевого локального нормативного регулирования отводится Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка[3], утвержденному Некоммерческим партнерством «Совет рынка». Договор о присоединении и приложения к нему предназначены для регламентации внутриорганизационной и предпринимательской деятельности субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, устанавливают дополнительные обременения их имущественных и неимущественных прав, прежде всего, при применении корпоративных санкций, предназначены для неоднократного применения и, тем самым, отвечают всем основным атрибутам локального нормативного акта.
  5. Корпоративная регламентация деятельности субъектов предпринимательства в сфере электроэнергетики производна от публичной регламентации, что обусловлено доминирующей ролью исполнительной власти в сфере внутриорганизационной и отраслевой деятельности НП «Совета рынка». Федеральные органы исполнительной власти, прежде всего Минэнерго России, реализуют публичные полномочия опосредованно в процессе деятельности Наблюдательного совета НП «Совета рынка», а также непосредственно при реализации права вето применительно к решениям НП «Совета рынка».
  6. Обоснование нормотворческой компетенции Некоммерческого партнерства «Совет рынка», наделенного в соответствии с  Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» полномочиями по принятию локальных нормативных актов, устанавливающих дополнительные обязанности субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, обусловленные их предпринимательской деятельностью, а также устанавливающих санкции за совершение корпоративных правонарушений.
  7. Имущественные санкции за правонарушения в электроэнергетической отрасли включают в себя не только административный штраф, предусмотренный при совершении административных правонарушений, но и штрафные санкции, установленные в соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 33 Федерального закона от 26.03.2003    № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» локальными нормативными актами Совета рынка применительно к корпоративным правонарушениям.
  8. В системе правового регулирования имущественных отношений в электроэнергетической отрасли особая значимость отводится публичной регламентации. Имущественные отношения на оптовом рынке электроэнергии и мощности, обусловленные подчинением одной стороны другой, относятся к публичным имущественным отношениям, цивилистическое регулирование применяется лишь в тех случаях, когда соответствующие отношения не урегулированы административным законодательством.

Теоретическая значимость настоящей работы определяется комплексным исследованием широкого круга вопросов, характери­зующих с позиции административно-правовой науки проблемы публичной регламентации элек­троэнергетики как базовой отрасли экономики, что вносит существенный вклад в разра­ботку проблем, связанных с повышением эффективности административно-правового регулирования отношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Выводы, предложения и рекомендации обобщают и дополняют научные знания о сущности государственного регулирования, его роли и месте в общей системе правоотношений. Сформулированные в исследовании положения могут быть использованы при выработке и реализации публичной энергетической политики, в процессе нормотворческой, правоприменительной, научной и учебной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработ­ке предложений, направленных на совершенство­вание управленческой деятельности в сфере электроэнергетики, а также повышение эффективности административно-правового регулирования оптового рынка электрической энергии и мощности.
Результаты исследования могут быть применены как в научно-исследовательской, так и в практической дея­тельности энергокомпаний, федеральных и региональных органов исполнительной власти, в сфере электроэнергетики; при подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере реализации регулятивных, охранительных и контрольно-надзорных функций в электроэнергетике. Теоретические положения и обобщения могут быть использованы в учебном процессе в высших и средних образовательных учреждениях, а также служить основой для дальнейших исследований и разработки вопросов, связанных с совершенствованием механизма управления электроэнергетикой в Российской Федерации.
Апробация результатов исследования и выводов, изложенных в диссертации, проводилась в различных формах, в том числе: на научно-практических конференциях и семинарах, в исследовательской работе и практической деятельности. Основные положения диссертации отражены в опубликованных научных статьях.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии.
 
 
 
 
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертации, определяются объект и предмет исследования, его цели и задачи, степень научной разработанности темы, методологическая, теоретическая, правовая и эмпирическая основы исследования, показана научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическое и практическое значение выводов и предложений, приведены сведения об апробации полученных результатов.
          Первая глава «Основы административно-правового регулирования отношений в сфере электроэнергетики» посвящена исследованию нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, анализу административно-политических, социально-экономических, публичных и частноправовых предпосылок эволюции публичной регламентации отношений в сфере электроэнергетики.
          В первом параграфе «Становление и развитие государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики» представлен ретроспективный анализ методов публичной регламентации в сфере электроэнергетики.
Первые попытки по урегулированию отношений, связанных с обращением электрической энергии, были предприняты еще в конце девятнадцатого столетия. Необходимость публичной регламентации отношений в сфере электроэнергетики в указанный период была обусловлена обеспечением безопасности при использовании электрической энергии. Принятые в конце XIX века – начале XX века нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики по существу представляют собой акты технического регулирования.
Установление режима советской власти предопределило дальнейшее развитие публичной регламентации в сфере электроэнергетики. К основным направлениям советского периода регулирования следует отнести: создание уполномоченных органов государственного управления в сфере электроэнергетики и определение правового статуса предприятий электроэнергетического комплекса.
После успешного выполнения комплексного плана развития экономики страны -  ГОЭЛРО - дальнейшая публичная регламентация отношений в сфере электроэнергетики в советский период производилась посредством принятия специализированным органом государственного управления многочисленных отраслевых актов. Данные акты, также как акты, принятые в конце XIX века, по преимуществу относились к актам технического регулирования. В целом именно в советский период была реализована грандиозная работа по электрификации всей страны. Крупнейшие в России гидро-, тепло- и атомные электростанции, обеспечивающие в настоящее время энергоснабжение всех категорий потребителей, были построены во второй половине прошлого столетия.
Изменение политического режима и переход России к рыночному типу экономики в начале 90-х гг. прошлого века объективно потребовали трансформации модели управления электроэнергетическим комплексом. Наряду с иными отраслями народного хозяйства первый этап реформирования электроэнергетики был связан с разгосударствлением и акционированием всего электроэнергетического комплекса. Итогом первых преобразований явилось учреждение вертикально-интегрированной электроэнергетической компании с преобладающим участием государства –  Российского акционерного общества энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России»).
Недостатки сложившейся модели управления электроэнергетическим комплексом и отсутствие действенных мер со стороны публичных органов управления привели к полной ликвидации стимулов для модернизации изношенных и создания новых генерирующих мощностей. Структурное реформирование электроэнергетики в сложившейся ситуации стало безусловной необходимостью.
Коренные преобразования электроэнергетического сектора, начало которым было положено в конце 90-х гг., были связаны с разделением структуры электроэнергетического комплекса на естественно-монопольную (передача электроэнергии и  оперативно-диспетчерское управление) и конкурентную сферы (производство и сбыт электроэнергии); созданием инфраструктуры рынков электроэнергии. Несмотря на проведенные широкомасштабные мероприятия по реформированию электроэнергетики, в том числе связанные с изменением механизмов государственного регулирования электроэнергетическим комплексом, краеугольная проблема, обусловленная износом генерирующего оборудования, все еще требует своего разрешения.
          Второй параграф «Система органов исполнительной власти в сфере электроэнергетики» посвящен анализу полномочий федеральных и региональных органов исполнительной  власти в сфере электроэнергетики. Приведены правовые основания для классификации правовых форм участия государства в управлении электроэнергетической отраслью.
          Неотъемлемой составляющей структурного реформирования электроэнергетики стала разработка и принятие нормативных правовых актов, определяющих не только основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, но и структуру и полномочия публичных органов. На смену публичным органам, деятельность которых обеспечивала функционирование монополизированной электроэнергетики, пришли органы, содействующие развитию конкурентных отношений в электроэнергетической отрасли.
Система нормативных правовых актов в электроэнергетической отрасли свидетельствует о том, что по общему правилу правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере реализуется федеральными органами исполнительной власти. Согласно п. 1. ст. 4 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике)[4] публичная регламентация отраслевых отношений отнесена к исключительному ведению Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти[5].
Система федеральных органов исполнительной власти в сфере электроэнергетической отрасли в зависимости от содержания властных полномочий включает в себя:

  1. публичные органы межотраслевой компетенции (Министерство экономического развития РФ), а также органы, реализующие контрольно-надзорные полномочия (Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);
  2. отраслевые публичные органы или органы отраслевой компетенции, регулирующее воздействие которых направлено исключительно на энергетический комплекс (Министерство энергетики РФ).

К ведению Правительства РФ отнесены ключевые полномочия публичной регламентации в электроэнергетической отрасли, определяющие предназначение и сущность управленческой деятельности органов исполнительной власти. Кроме того, Правительство РФ, устанавливая правила регламентации имущественных отношений в сфере электроэнергетики, обязательные для применения всеми субъектами частного и публичного права, тем самым опосредованно регулирует цивилистические отношения владения, пользования и распоряжения электрической энергией и мощностью.
К числу особых товаров, обращение которых допускается на оптовом рынке, Закон об электроэнергетике относит наряду с электрической энергией также и мощность. В диссертационном исследовании обосновывается положение о том, что в административно-правовом восприятии мощность представляет собой особый субстрат с ограниченным рыночным потенциалом, реализуемый только на оптовом рынке. Ограничение рыночного потенциала мощности обусловлено исключительно публичными потребностями и опосредовано нормативным правовым регулированием федеральных органов исполнительной власти. Государство в лице публичных органов заведомо ограничивает использование товарных свойств мощности, используя механизмы ценового и тарифного регулирования.
Особую значимость в правовой регламентации в сфере электроэнергетики имеют контрольные и надзорные полномочия федеральных органов исполнительной власти. Применительно к электроэнергетике Минэнерго России наделено несвойственными министерствам полномочиями по контролю за системой оперативно-диспетчерского управления[6], деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры, а также реализацией субъектами электроэнергетики инвестиционных программ.
Федеральная антимонопольная служба реализует многочисленные контрольные полномочия применительно к субъектам оптового и розничных рынков электроэнергии, в том числе и в отношении организаций коммерческой и технологической инфраструктуры[7]. Несмотря на частичное совпадение сферы действия указанного полномочия с соответствующим полномочием Минэнерго России, их содержание различно.
Правореализационный механизм Закона об электроэнергетике применительно к полномочиям Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, во многом нереализованными, но играющими ключевую роль в развитии энергобезопасности страны, остаются полномочия в сфере использования возобновляемых источников энергии[8]. Изъяны в правовой регламентации полномочий усматриваются и в практике правоприменительной деятельности публичных органов субъектов Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
Отдельное внимание в диссертационном исследовании уделено проблеме расширения компетенции Президента РФ в сфере электроэнергетике в результате учреждения особого публичного органа - Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
          Третий параграф «Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики» посвящен анализу структурных преобразований электроэнергетической отрасли за рубежом.
Применительно к зарубежному опыту реформирования электроэнергетики в странах Европейского Союза следует, прежде всего, отметить значимую роль Великобритании, а именно ее отдельных исторических провинций Англии и Уэльса[9], в которых впервые была обоснована и реализована конкурентная модель рынка электроэнергии.
В процессе реформирования электроэнергетической отрасли первоочередные цели и задачи государственного регулирования претерпевали некоторые изменения. Ныне к ключевым задачам публичных органов управления Великобритании в сфере электроэнергетики относятся организация эффективного функционирования оптового рынка электроэнергии, обеспечение экологических потребностей частноправовых и публичных пользователей электроэнергетических ресурсов, а также содействие процессам долгосрочного инвестирования в электроэнергетическую промышленность.
Свои особенности присущи реформированию электроэнергетической отрасли в Скандинавских странах. В Норвегии, Дании, Швеции и Финляндии, подобно большинству других европейских государств, до начала реформирования электроэнергетической отрасли в 90-х гг. XX века существовала государственная монополия на производство и передачу электроэнергии, что, в свою очередь, обусловило наличие централизованной публичной регламентации применительно к покупке и продаже электроэнергии, а также наличие запрета на участие в соответствующих отношениях непубличных компаний. В качестве общей предпосылки реформирования электроэнергетической отрасли в странах Скандинавии можно указать на наличие изъянов в государственной политике ценообразования,  и как следствие – значительное увеличение цен на электроэнергию[10]. Создание общего электроэнергетического рынка явилось вехой реформирования электроэнергетики Скандинавских стран и, несомненно, оказало позитивное воздействие на надежность национальных энергосистем и привело к унификации систем ценообразования. В настоящее время по своим ключевым финансово-экономическим показателям Nord Pool представляет собой крупнейшую и наиболее ликвидную товарную биржу поставок электроэнергии[11].
Помимо  национальной регламентации все большую значимость обретает общеевропейское регулирование электроэнергетики.
Основные цели и принципы функционирования внутреннего электроэнергетического рынка, воплощенные в законодательстве Европейского союза, в целом схожи с теми основополагающими идеями и целями, которые ставили перед собой правительства различных государств для реформирования электроэнергетической отрасли. В свою очередь, современное развитие национальных правовых систем стран ЕС невозможно без учета норм законодательства Европейского союза в целом. Таким образом, законодательные тенденции развития европейских государств в отдельности и Европейского союза в целом обуславливают гармонизацию национальных правовых систем.
         Во второй главе «Государственное регулирование оптового рынка электроэнергии и мощности» рассмотрены первостепенные правовые принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности, проанализирован особый статус саморегулируемой организации в электроэнергетической отрасли – Совета рынка, обоснована значимость внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сфере электроэнергетики.  
          В первом параграфе «Принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности» содержится анализ основных политико-правовых принципов функционирования электроэнергетической отрасли.
Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим публичное содержание принципов в сфере электроэнергетики, является Закон об электроэнергетике. Указанный Федеральный закон не предназначен для детальной регламентации общественных отношений в рассматриваемой сфере и устанавливает определенную иерархию нормативного правового регулирования, включающего в себя подзаконный, в т.ч. и ведомственный уровни правовой регламентации. Таким образом, общественные отношения в сфере электроэнергетики в соответствии с рассматриваемым законом подлежат правовому регулированию по преимуществу в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также в ведомственных актах федеральных органов исполнительной власти, прежде всего, в актах Минэнерго России.
Наряду с общими (унифицированными) и отраслевыми принципами Законом об электроэнергетике установлены специальные (подотраслевые) принципы, которые составляют правовую основу функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности.
Ключевую роль среди подотраслевых принципов играет принцип недискриминационного доступа любых частноправовых и публично-правовых субъектов к торговле на оптовом рынке. При этом в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона об электроэнергетике реализовать свое право совершать хозяйственные сделки на оптовом рынке может только субъект, соответствует техническим, организационным и правовым критериям, установленным ст. 35 Закона об электроэнергетике.
          Второй параграф «Саморегулирование и публичная регламентация в сфере электроэнергетики» посвящен изучению особенностей публичного статуса экстраординарной саморегулируемой организации в сфере электроэнергетики – Совета рынка.
Анализ законодательства в сфере электроэнергетики позволяет прийти к выводу о наличии особого вида саморегулируемой организации, а именно организации, обеспечивающей функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка электрической энергии и мощности – Совета рынка. Указанная организация образована в форме некоммерческого партнерства, объединившего на основе членства субъектов электроэнергетики[12] и крупных потребителей электрической энергии.
Основы публичного статуса Совета рынка установлены Законом об электроэнергетике. Совет рынка представляет собой особую разновидность саморегулируемой организации, наделенную наряду с частноправовыми, также и публичными полномочиями в электроэнергетической отрасли. Это подтверждается наличием публичной компетенции в сферах реализации квазиразрешительных процедур и контрольных полномочий[13], разработки формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и нормативного правового регулирования[14], а также полномочий  корпоративного санкционирования.
Корпоративная регламентация отношений в сфере электроэнергетики производна от публичной регламентации, что обусловлено доминирующей ролью исполнительной власти, в первую очередь Минэнерго России, в сфере установления основ корпоративной деятельности Совета рынка. Федеральные органы исполнительной власти реализуют публичные полномочия в сфере корпоративного управления посредством государственного участия в форме публичного представительства в деятельности Совета рынка.
          В третьем параграфе «Развитие государственно-частного партнерства в сфере электроэнергетики» рассмотрены сущность, признаки и правовые формы реализации государственно-частного партнерства, обоснована экономическая эффективность внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сфере электроэнергетики.  
Принимая во внимание предназначение государственно-частного партнерства, развитие данного института возможно исключительно в социально-значимых отраслях экономики. Исследователи специфики применения института государственно-частного партнерства отмечают, что определение общественного значимого сектора экономики напрямую зависит от уровня социально-экономического развития страны. В странах с высоким уровнем ВВП на душу населения и развитой экономикой (например, США, Великобритания, Япония и др.) институт государственно-частного партнерства чаще всего используется в сферах здравоохранения и образования. В странах с переходной экономикой и развивающихся странах указанные отрасли не относятся к числу приоритетных, а привлечение инвестиций посредством развития института государственно-частного партнерства реализуется преимущественно в сферах транспортной инфраструктуры и муниципального хозяйства[15].
Очевидно, что доминирующей основой синергизма публичного и частноправового интересов в РФ является именно развитие экономики и промышленности, но не социально приоритетная деятельность, связанная с оказанием публичных услуг населению в сферах здравоохранения и образования. В Российской Федерации к числу приоритетных секторов экономики, в которых применяется институт государственно-частного партнерства относятся: транспортная и инновационная инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство, а также энергетика[16].
          Проблемам юридической ответственности за правонарушения в электроэнергетической отрасли посвящена третья глава диссертационного исследования «Ответственность за административные правонарушения в сфере электроэнергетики».
В первом параграфе «Отраслевая специфика составов административных правонарушений» рассмотрены объективные и субъективные признаки административного правонарушения в сфере электроэнергетики, образующие элементы его состава.
Совокупность общественных отношений в сфере электроэнергетики определяет специфику объекта административно наказуемого деяния. Несмотря на наличие тождественных действий, образующих объективную сторону преступления и административного правонарушения, степень общественной опасности является основным квалифицирующим признаком, позволяющим разграничить указанные противоправные деяния. Субъектный состав характеризуется наличием, наряду с физическими и должностными лицами, юридических лиц и публично-правовых субъектов. Наличие вины в действиях физических или юридических лиц служит необходимой предпосылкой квалификации противоправного посягательства в качестве административно наказуемого деяния.
Особое внимание в диссертации уделено квалификации административных правонарушений в сфере энергосбережения (ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
Второй параграф «Корреляция мер административной ответственности с корпоративными санкциями» посвящен выявлению различий применения мер административной ответственности, установленных КоАП РФ, и имущественных санкций, определенных Договором о присоединении. Значительное внимание уделено правовым основаниям классификации санкций, установленных КоАП РФ.
Применение мер административной ответственности и корпоративных санкций в сфере электроэнергетики основано на нормах федерального законодательства, что соответствует конституционному предписанию ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. КоАП РФ и Договор о присоединении устанавливают только имущественные санкции за правонарушения в сфере электроэнергетики. Отсутствие субъективных (личных) санкций в Договоре о присоединении обусловлено спецификой субъектного состава участников рынка электроэнергии и мощности, последние могут быть представлены только юридическими лицами[17]. Виды административных наказаний и виды корпоративных санкций в сфере электроэнергетики частично совпадают, поскольку и КоАП РФ, и Положение о применении санкций предусматривают меру ответственности в виде штрафа. Несмотря на идентичность правовых последствий применения имущественных административных наказаний и имущественных корпоративных санкций, указанные меры ответственности существенно различаются по процедурам их применения. Публичные санкции вправе применять только уполномоченные органы государственной власти и должностные лица в порядке, установленном законодательством РФ, тогда как полномочия корпоративного санкционирования применительно к нарушениям субъектов оптового рынка отнесены к компетенции специализированных органов частноправового субъекта – НП «Совет рынка».
В заключении обобщаются основные выводы проведенного исследования.
 
 
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
          Основные положения диссертации опубликованы автором в 1 монографии и в 13 статьях и тезисах общим объемом 11,1 печатных листов.
I. Монографии:

  1. Вишнякова А.С. Публичная регламентация отношений на оптовом рынке электрической энергии и мощности. – М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2012. – 158 С. – 6,5 п.л. (Рецензия: Административное и муниципальное право. - М.: Nota Bene, 2012, № 11. - С. 87-88).

 
II. Публикации в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:

  1. Вишнякова А.С. Становление и развитие государственного регулирования электроэнергетики в России // Актуальные проблемы российского права. - М.: Изд-во МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2010, № 2 (15). - С. 161-169. – 0,5 п.л.
  2. Вишнякова А.С. Регулирование электроэнергетики в постсоветской России // Актуальные проблемы российского права. - М.: Изд-во МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2010, № 4 (17). С. 102-113. – 0,5 п.л.
  3. Вишнякова А.С. Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010, № 2. -  С. 92–100. – 0,4 п.л.
  4. Вишнякова А.С. Федеральное управление в  электроэнергетической отрасли // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2010, № 6 – С. 50-53. – 0,3 п.л.
  5. Вишнякова А.С. Региональное управление в электроэнергетике // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010, № 4. –С. 210-217. – 0,3 п.л.
  6. Вишнякова А.С. Административные правонарушения в электроэнергетике // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2011, № 7. - С. 32-35. – 0,3 п.л.
  7. Вишнякова А.С. Принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2011, № 12. - С. 46-48. – 0,3 п.л.
  8. Вишнякова А.С. Саморегулирование в электроэнергетике // Lex Russica. - М.: Проспект, 2011, № 5 (октябрь). - С. 968-971. – 0,2 п.л.
  9. Вишнякова А.С. Корреляция мер административной ответственности с корпоративными санкциями в сфере электроэнергетики // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2011, № 8. - С. 32-35. – 0,3 п.л.
  10. Вишнякова А.С. Публичная регламентация имущественных отношений в сфере электроэнергетики // Административное и муниципальное право. - М.: Nota Bene, 2011, № 10 (46). - С. 5-8. – 0,3 п.л.
  11. Вишнякова А.С. Совет рынка и его полномочия в сфере энергетики // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. – С. 162-167. – 0,3 п.л.

 
III. Статьи, опубликованные в иных изданиях:

  1. Вишнякова А.С. (в соавторстве с A. Belyi, I. Overland). Challenges to Russia's post-Rao UES energy paradigm: a window of opportunity for sustainable market development // Journal for World Energy Law and Business). 2011, № 4(1). C. 181—192. – 0,8 п.л.

 
IV. Тезисы:

  1. Вишнякова А.С. Саморегулирование в электроэнергетике // Сборник тезисов X Международной научно-практической конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права». - М.: Изд-во МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2011. - С. 115-117. – 0,1 п.л.

 
 
 
 
 

 
[1]  Конузин В., Домнич В. Электроэнергетика. Вопрос качества. // Рынок акций. Электроэнергетика. – Электрон. ресурс. – 2011. – Режим доступа: <http://fincake.ru> (http://fincake.ru/stock/reviews/65976/download/64406).
[2] См. п. 1, 4 Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, утвержденного указом Президента РФ от 15.06.2012 № 859 // СЗ РФ. 09.07.2012. № 28. Ст. 3879 (в ред. от 13.11.2012).
[3] Далее в настоящем тексте понятие «Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка» и «Договор о присоединении» рассматриваются в качестве идентичных понятий.
[4] СЗ РФ. 31.03.2003. № 13. Ст. 1177 (в ред. от 29.06.2012).
[5] Федеральные министерства и службы отраслевой и межотраслевой компетенции.
[6] Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах ЕЭС России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, осуществляемому субъектами оперативно-диспетчерского управления, уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном Законом об электроэнергетике.
[7] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331  «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СЗ РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3259 (ред. от 18.09.2012).
[8] http://minenergo.gov.ru/activity/vie/.
[9] Согласно мнению некоторых ученых впервые мировой опыт по либерализации рынка электроэнергии в результате разделения видов деятельности на генерацию, передачу и распределении  электроэнергии был реализован в ходе реформы электроэнергетики 1978 года в Чили (См., напр.: Огневенко Г.С. Государственное регулирование электроэнергетики: проблемы теории и практики. – Барнаул: Издательство АлтГТУ, 2008. – С. 6.; Pollitt, M. Electricity Reform in Chile [Electronic resource]: Lessons for Developing Countries/ M. Pollitt; Massachusetts Institute of Technology; Center for Energy and Environmental Policy Research; A Joint Center of Department of Economics; Laboratory for Energy and the Environment; Sloan School of Management. – Massachusetts: MIT, 2004. – Mode of access: http://web.mit.edu).
[10] См.: Международный опыт реформирования электроэнергетики: страны Скандинавии // ОАО РАО «ЕЭС России», 2003. – Электронный ресурс. – Режим доступа: <http://www.rao-ees.ru> (http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/foreign/mo/Scandy.pdf).
[11] http://www.nordpool.com.
[12] К субъектам электроэнергетики согласно Закону об электроэнергетики относятся лица, реализующие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии и мощности, организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
[13] Функции публичного контроля Совет рынка реализует в отношении участников обращения электрической энергии и мощности, покупателей электрической энергии, организации коммерческой инфраструктуры, организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и лишь при соблюдении ими правил и регламентов оптового рынка электрической энергии и мощности, а в особых случаях при реализации ими обязанностей в сфере использования возобновляемых источников энергии (см. абз. 8 п. 3 ст. 33 Закона об электроэнергетике).
[14] В сфере нормативного правового регулирования Совет рынка принимает участие в подготовке проектов постановлений Правительства РФ, а именно: правил оптового рынка и розничных рынков электроэнергии (см. абз. 6 п. 3 ст. 33 Закона об электроэнергетике).
[15] См. подробнее об этом: Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства//Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 2. –  СПС КонсультантПлюс.
[16] Применение механизмов государственно-частного партнерства в данной отрасли реализуется, в том числе в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года.
[17] См. ст. 3 Закона об электроэнергетике.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0