2013avtoref1079

Аватар пользователя ideolog
Амеличкин Алексей Викторович
 
08 октября 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Административно-правовые основы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 203.005.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Амеличкин А.В. Административно-правовые основы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 27.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1079 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Амеличкин А.В. Административно-правовые основы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 27.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
  
        На правах рукописи
 
 
 
Амеличкин Алексей Викторович
 
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
 
Специальность: 12.00.14 — административное право;
административный процесс
 
 
      АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
на соискание ученой степени кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МОСКВА - 2013
 

 
Работа выполнена в федеральном государственном казенном                    образовательном учреждении высшего профессионального образования           «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
 
 

Научный руководитель      -       
      
Заслуженный деятель науки Российской     Федерации, доктор юридических наук,
профессор
Шергин Анатолий Павлович
 
Официальные оппоненты  -
 
 
 
 
                                                              
 
                                                                
Зырянов Сергей Михайлович
доктор юридических наук, доцент,       ФГНИУ «Институт законодательства                      и сравнительного правоведения при             Правительстве Российской Федерации»,         ведущий научный сотрудник отдела            административного законодательства и          процесса;
 
Студеникина Марина Семеновна
Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, профессор,   ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», профессор кафедры административного права
 
Ведущая организация     -        ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский                       университет МВД России»
 

 
Защита диссертации состоится «__ » _______ 2013 г. в __ часов __ минут на заседании диссертационного совета Д 203.005.02, созданного на базе            ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел  Российской Федерации» по адресу: 123995, Г – 69 ГСП – 5, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГКУ «ВНИИ МВД России».
Автореферат разослан «__»  _________ 2013 года.
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                                                   Р.В. Кулешов
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Права и законные ценности человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью. Так, на протяжении последних лет отмечается рост жалоб и обращений граждан в целях защиты своих прав и законных интересов, пострадавших от деятельности или бездействия органов государственной власти и должностных лиц, в различных сферах.
Одной из наиболее острых проблем в современном российском обществе является обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина в сфере дорожного движения. Так, Президент РФ В.В. Путин в ходе подведения итогов деятельности МВД РФ в 2012 году и постановки задач на 2013 год сравнил ситуацию на дорогах нашей страны с боевыми действиями[1]. Данные обстоятельства, с учетом бурно растущего автомобильного парка в России, не могут устраивать ни общество, ни государство.
Ежегодно ущерб от дорожно-транспортных происшествий исчисляется несколькими десятками тысяч погибших, сотнями тысяч травмированных людей и многими триллионами рублей материального ущерба. Настораживает динамика роста дорожно-транспортных происшествий и количество лиц, в них погибших или пострадавших.
Так, согласно статистическим данным за 2012 год, в Российской Федерации произошло 203 597  дорожно-транспортных происшествий, что на 1,9% больше по сравнению с аналогичным периодом в 2011 году. Выросло и количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях до 27 991 человека по сравнению с аналогичным периодом в 2011 году на 0,1%[2].
Масштабы потерь в сфере дорожного движения и другие негативные явления в указанной сфере свидетельствуют, о низкой правовой защищенности участников дорожного движения, в том числе таких прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, как право на жизнь, на охрану здоровья, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности, и право беспрепятственного передвижения по территории РФ.
Таким образом, современное состояние обеспечения безопасности дорожного движения в рассматриваемом нами аспекте характеризуется наличием ряда проблем, разрешение которых предполагает обращение к науке.
Анализ нормативной базы показал, что она устарела и не отвечают современным требованиям в области дорожного движения, так как базовые правовые нормативные акты принимались около 20 лет назад, когда дорожное движения не было таким интенсивным. Также имеются нормативные правовые акты, которые не только не проясняют специфические особенности различного правового положения участников дорожного движения, но и входят в противоречие с другими нормативными правовыми актами[3].
Проблемой в сфере правового регулирования безопасности дорожного движения, защиты прав и законных интересов участников дорожного движения является отсутствие законодательного определения понятия условий безопасности дорожного движения, что приводит к дезориентации органов администрирования, уполномоченных организовывать и осуществлять защиту прав участников дорожного движения.
  Основным органом государственной власти, осуществляющим эти функции, является ГИБДД. Однако в настоящее время деятельность данного подразделения МВД России не отвечает предъявляемым требованиям. Так, в административно - юрисдикционной деятельности сотрудников ГИБДД имеются проблемы, связанные с нарушением законодательства в случаях привлечения к административной ответственности участников дорожного движения[4].
 Несмотря на проведенные в системе МВД России реформы, продолжаются случаи проявления коррупции, причем наибольший уровень коррумпированности по-прежнему фиксируется в подразделениях ГИБДД, что существенно нарушает права и законные интересы участников дорожного движения.
В связи с этим актуализируется значимость теоретического осмысления административно – правовых основ защиты прав и законных интересов участников дорожного движения. Недостаточность фундаментальных исследований, посвященных защите прав и законных интересов участников дорожного движения, привела к отсутствию системы знаний в этой области, обеспечивающих научно-обоснованный подход к регулированию данных отношений.
 Поэтому, на наш взгляд, имеется необходимость исследования административно-правовых основ защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, которое позволит повысить уровень защищенности этих субъектов права.
Состояние разработанности проблемы. Вопросам правовой защиты прав и законных интересов личности в разных аспектах уделялось внимание, в том числе в сфере защиты прав и законных интересов участников дорожного движения  такими учёными, как А.Б. Агапов, С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, И.И. Веремеенко, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, И.А. Галаган, Е.В. Додин, А.С. Дугенец, М.И. Еропкин, Л.В. Коваль, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, И.Ш. Килясханов, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, В.А. Мельников, Н.П. Мышляев, Л.И. Поспелова, Б.В. Россинский, М.С. Студеникина, В.Г. Татарян, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, А.Ю.Якимов, О.М. Якуба и др.
Административно - юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения была предметом исследований С.И.Бертуша, А.И.Быкова, В.В. Головко. Научной разработкой проблем контрольно-надзорной деятельности милиции (полиции), в том числе и в подразделениях ГИБДД, занимались такие ученые, как Р.И. Денисов, С.М. Зырянов, А.С.Ловинюков, А.С. Кузнецов, С.А.Сергеев и др.
 Одними из первых исследователей, рассмотревших административно-правовой статус участников дорожного движения, являются М.В. Барышников и П.И. Сатлейкин.
Также общие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения и его регулирования исследовались в работах С.Н. Антонова, А.Г. Белинского, С.Н. Дмитриева, А.В. Лыткина, В.И. Майорова, Д.М. Макарова, В.В. Лукьянова, Ф.З. Эльбердовой и др.
Отдавая должное научным трудам ученых, исследовавших различные аспекты обеспечения безопасности дорожного движения, проблема разработки оптимального механизма защиты всех субъектов, вовлеченных в данную сферу, еще далека от решения. Наименее, по нашему мнению, исследованы следующие аспекты этой сложной государственной задачи.
Прежде всего, в  имеющихся научных разработках недостаточно прослеживается взаимосвязь общих проблем защиты прав, свобод и административно-правовой защищенности участников дорожного движения, которую важно  исследовать по принципу от общего к особенному.
Именно такой подход позволяет спроецировать общие проблемы защиты всей совокупности прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, закрепленных в международно-правовых актах и Конституции РФ на специфику административно-правовой защищенности конкретных субъектов права в зависимости от их административно-правового статуса.
Потребность теоретической разработки данной проблемы на уровне диссертационного исследования предопределена тем, что в современной России проводятся глобальные преобразования во всех сферах общества, изменилось и отношение к защите прав и законных интересов человека и гражданина. Поэтому в настоящий момент реальными стали условия для всестороннего изучения данной проблемы. Также следует отметить, что развитие современного общества, а вместе с ним дорожного движения, требует внесения корректив в традиционно сформированные подходы к решению проблемы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
В законодательстве Российской Федерации до настоящего времени отсутствуют ключевые термины, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, - «условия безопасного движения по дорогам», «административно-правовая защита прав и законных интересов участников дорожного движения», что влечет различные подходы к их содержанию.
Кроме того, в отечественной науке административного права не сложилось устоявшегося представления о системе административно-правовых способов и средств защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
Нельзя не отметить, что основной акцент научных разработок в рассматриваемой сфере был ориентирован на поиск путей обеспечения законных прав лиц, привлекаемых к административной ответственности за дорожные нарушения. Проблемы защиты прав и законных интересов всех участников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров) не привлекли до сих пор внимания ученых.
Указанные обстоятельства обусловили необходимость проведения настоящего диссертационного исследования с целью изучения административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, раскрытия содержания механизма защиты, разработки предложений по совершенствованию административного законодательства и практики его применения.
Объектом  диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с административно-правовой защитой прав и законных интересов участников дорожного движения.
Предметом диссертационного исследования являются административно-правовые нормы, составляющие институт защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; практика применения законодательства в сфере защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, а также теоретические воззрения на исследуемую проблему.
Цель диссертации – разработать основы административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, механизм его реализации, обосновать предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения в области административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие основные задачи:
- на основе анализа законодательства и доктрины раскрыть понятие и сущность защиты прав и законных интересов участников дорожного движения в административном праве;
- исследовать права и законные интересы участников дорожного движения, как объект административно-правовой защиты;
- дать научную оценку административным правовым нормам, регулирующим защиту прав и законных интересов участников дорожного движения;
- проанализировать систему средств и способов осуществления защиты прав и законных интересов участников дорожного движения;
- исследовать возможности контрольно-надзорной деятельности в административно-правовой защите прав и законных интересов участников дорожного движения;
- раскрыть особенности административной ответственности участников дорожного движения, а также выявить проблемные вопросы восстановления нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения;
- провести анализ состояния административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения и выявить проблемные ситуации в этой сфере;
 - разработать предложения и рекомендации, направленные на совершенствование административно-правового регулирования защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
Научная, нормативная и эмпирическая база диссертации. Научную базу исследования составили научные труды известных отечественных ученых, таких как: А.Б. Агапов, С.С. Алексеев, Д.Н. Бахрах, К.С. Бельский, И.И. Веремеенко, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, И.А. Галаган, Р.И. Денисов, С.М.Зырянов, С.С. Миронов, Е.В. Додин, А.С. Дугенец, М.И. Еропкин, И.Ш. Килясханов, Л.В. Коваль, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, А.Е. Лунев, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, В.А. Мельников, Н.П. Мышляев, Л.Л. Попов, Л.И. Поспелова, Б.В. Россинский, Я.В. Серебряков, М.С. Студеникина, В.Е. Севрюгин, В.Г. Татарян, Ю.А. Тихомиров, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов, О.М. Якуба и др.
Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, действующее российское административно-деликтное, уголовное, гражданское законодательство, законодательство об административных правонарушениях других государств, федеральные законы и законы субъектов РФ, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, МВД РФ, а также других органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Эмпирическую базу исследования составили результаты программированного изучения 352 архивных дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, рассмотренных мировыми судьями Орловской, Брянской, Калужской и Тульской областей, а также судебная практика Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, областных и районных судов субъектов РФ в области защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.  
Выводы настоящего диссертационного исследования основаны на анализе международного опыта в области дорожного движения (Германия, Швеция, Франция, Финляндия, Нидерланды, США, Япония), правоприменительной практики органов, осуществляющих функции защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
Методология и методика диссертационного исследования. Методологической основой диссертации являются положения диалектического материализма. В работе использован комплекс методов научного исследования: системный анализ, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, исторический метод, статистический анализ, наблюдение, программированное изучение судебной и полицейской практики по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в правовой науке предпринята попытка исследования проблем защиты прав и законных интересов всех участников дорожного движения в зависимости от специфики правового статуса каждого из них.
 Обосновано понятия административно-правового института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения и раскрыто его содержание, а также осуществлен более детальный анализ и структурированы научные знания об административно-правовых основах защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
Проведенный анализ содержания административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, проблемных ситуаций, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, позволил выделить основные административно-правовые способы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
Проблема защиты прав и законных интересов участников дорожного движения исследована во взаимосвязи с социально-экономическими преобразованиями в современной России, а также с учетом результатов анализа существующей практики защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Исходной методологической посылкой исследования является соотношение понятий общей правовой защиты и специфики ее реализации в отраслях права. Конституционное право на защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина реализуется в отраслевых механизмах защиты с учетом:
- отраслевой принадлежности правоохранительных норм;
- особенностей правового статуса субъектов соответствующей отрасли   права;
- сферы правореализации;
- природы применяемых средств защиты прав и законных интересов;
- особенностей правозащитного механизма;
- особенностей общественных отношений, на которые направлена защита.
2. Институт административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения представляет совокупность административно-правовых норм, регулирующих деятельность по созданию правовой справедливости, выраженной в восстановлении нарушенных прав всех  участников дорожного движения, привлечении виновных лиц к установленной ответственности, а также предупреждении нарушений в будущем.
Данный правовой институт имеет следующие признаки:
а) своя нормативно-правовая база, регулирующая вопросы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения (Конституция РФ, КоАП РФ, Федеральный закон от 10.12.1995 г. №196-ФЗ (ред. от 6.04.2013 г.) «О безопасности дорожного движения»[5], законы субъектов РФ, Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 30.01.2013 г.) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)[6] и иные подзаконные нормативные правовые акты, принятые в целях защиты прав и законных интересов участников дорожного движения);
б) свой объект регулирования – права и законные интересы участников дорожного движения;
в) реализуется в виде определенных в законодательстве совокупностей правовых средств и способов защиты, направленных на защиту прав и законных интересов участников дорожного движения.
3. Авторское определение понятия «административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения», под которой понимается деятельность, регулируемая нормами административного права, направленная на предупреждение, пресечение нарушений прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, привлечение виновных лиц к установленной ответственности, проводимая установленными законом способами и средствами, в рамках определенных законом сроков.
4. Механизм защиты прав и законных интересов участников дорожного движения представляет собой систему средств и способов защиты, направленную на пресечение, предупреждение нарушения прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, а также привлечение виновных лиц к установленной ответственности.
Доминирующую роль при правовом регулировании дорожного движения играет цель защиты, так как применение отдельных средств и способов защиты должно исходить именно от цели, ради которой эти инструменты используются.
5. Анализ правовых средств, используемых в административно-правовой защите прав и законных интересов участников дорожного движения, даёт основания для вывода о том, что основными системами или совокупностями юридических средств, используемыми при административно-правовой защите прав и законных интересов участников дорожного движения, являются: административно-правовое нормирование, контроль и надзор, административно-юрисдикционная деятельность, административная юстиция.
6. В целях совершенствования административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения необходимо внести изменения в административное законодательство:
- дополнить ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следующим понятием: «условия безопасного движения по дорогам - формирующаяся под воздействием различных факторов деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, выражающаяся в последовательных и необходимых действиях органов исполнительной власти, проводимых путем закрепления требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленных на защиту прав и законных интересов всех участников дорожного движения»;
- привести нормы, регулирующие дорожное движение, в соответствие с требования части 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, и содержащие многочисленные  нормы-запреты для участников дорожного движения, не являются федеральным законом. Для устранения этого противоречия и создания современной правовой нормативной базы в сфере безопасности дорожного движения целесообразно принять федеральный закон РФ «О дорожном движении на территории РФ»;
- дополнить ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следующими принципами: приоритет защиты прав и законных интересов наиболее незащищенных участников дорожного движения перед остальными; объединение усилий государства и общества при решении проблем в области безопасности дорожного движения; внедрение в практику достижений науки и техники, способствующих обеспечению безопасности дорожного движения.
- внести изменения в абзац третий статьи 8 Федерального закона от 15 ноября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где слова «членов общественных объединений» заменить словами, «участников дорожного движения», также после слов «передавать материалы в прокуратуру» дополнить словами «иные органы государственной власти и представлять интересы участников дорожного движения в суде»;
- на основании Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ (ред. от 16.10.2012 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[7] внести изменения в действующее законодательство РФ, регулирующее безопасность дорожного движения, где государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения заменить на федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Совокупность теоретических положений, сформулированных в работе, вносит существенный вклад в науку административного права. Выводы, предложения и рекомендации развивают и дополняют теорию административного права в целом, и административно-правового статуса участников дорожного движения, в частности.
Практическая значимость исследования определяется содержанием конкретных предложений по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. Их реализация позволит повысить защищенность прав и законных интересов участников дорожного движения.
Теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, а также в учебном процессе высших образовательных учреждений МВД России по учебным дисциплинам «Административное право», «Административно-процессуальное право», «Организация деятельности ГИБДД», при разработке научно-методических и учебных пособий и рекомендаций для подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и обсуждена в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», также результаты исследования обсуждались на заседаниях профильного научного центра федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». Основные материалы диссертационного исследования изложены в восьми научных статьях, одна из которых опубликованы в издании, указанном в перечне Высшей аттестационной комиссии.
Материалы диссертационного исследования нашли применение в практической деятельности  управления ГИБДД УМВД России по Орловской области, научно-исследовательской деятельности ФГКУ ВПО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», в учебном процессе ФГКУ ВПО «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также  в учебном процессе Брянского филиала ФГКОУ ДПО «ВИПК МВД России».
Структура и объем диссертации определялись целями и задачами исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрывается новизна выносимых на защиту положений, аргументируется теоретическая и практическая значимость полученных выводов и предложений, указываются сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе диссертации «Сущность и содержание административно-правового института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения», состоящей из трех параграфов, исследуется развитие института защиты прав и законных интересов человека и гражданина; раскрывается сущность и содержание административно-правового  института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, его юридическая природа и признаки.
Первый параграф «Защита прав и законных интересов участников дорожного движения - институт административного права» посвящен анализу истории становления и развития административно-правового института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, его основных и специфических признаков.
Диссертант считает, что одним из существенных достижений цивилизации является справедливая правовая система, которая не возможна без комплексной системы защиты прав и законных интересов каждого человека и гражданина.
Таким образом, защита прав и законных интересов человека и гражданина является приоритетной задачей для государства. Для выполнения данной задачи оно должно создать эффективный государственный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, основанный на нормах действующего законодательства.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопросам исследования проблем защиты прав и законных интересов человека и гражданина уделялось и уделяется значительное внимание.
Для науки административного права немаловажную роль играет институт защиты прав и законных интересов, так как именно благодаря тем правовым положениям, составляющим данный институт, гражданин может защитить свои права от произвола публичной власти и других субъектов, нарушающих его права и законные интересы.
Институт защиты прав и законных интересов человека и гражданина имеет богатую историю, в которой он постоянно совершенствовался в целях повышения эффективности правовой защиты. На протяжении всей истории развития этого правового института возникали новые общественные отношения, которые требовали специфических подходов к их защите.
Такими отношениями, по мнению диссертанта, являются и общественные отношения, связанные с защитой  прав и законных интересов участников дорожного движения. Защита прав и законных интересов участников дорожного движения является одной из приоритетных задач, стоящих перед любым государством.
Чем больше развит механизм защиты прав и законных интересов участников дорожного движения в государстве, тем ближе оно стоит к цели построения безопасного дорожного движения. На протяжении длительного исторического периода предпринимались попытки, чтобы оградить человека от угроз в сфере безопасности дорожного движения.
Соискателем предложено выделять несколько этапов формирования в нашей стране института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, а  именно: I этап - начало XVII века- возникновение института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; II этап - конец XVII века - начало XX века - становление института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; III этап - начало XX века - середина XX - развитие института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; IV этап - середина XX века - настоящее время - совершенствование института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
Проведенный диссертантом анализ юридической литературы, а также административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в области защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, позволил обосновать понятие административно-правового института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения и его признаки.
Во втором параграфе «Права и законные интересы участников дорожного движения как объект административно-правовой защиты» анализируется содержание и сущностные характеристики прав и законных интересов отдельных участников дорожного движения.
Права и законные интересы участников дорожного движения являются объектом административно-правовой защиты, с помощью которого можно существенно повысить безопасность дорожного движения. Участники дорожного движения в зависимости от роли, которую они играют в дорожном движении, имеют разные права и законные интересы, а также обязанности.
В диссертации проведена классификация основных прав водителей, пешеходов и пассажиров. Установлено, что одним из основных прав участников дорожного движения является право на безопасные условия.
 Однако, в настоящее время в законодательстве понятие безопасных условий движения по дорогам не определено. По мнению автора, для обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов участников дорожного движения имеется необходимость законодательного закрепления понятия безопасных условий движения по дорогам.
Устанавливается отличие права участника дорожного движения от его законного интереса. Законный интерес не носит обязательный характер, поэтому и в законодательстве законные интересы в основном не закреплены, в отличие от прав участников дорожного движения. Различие между правами и законными интересами участников дорожного движения определяется тем, что законный интерес не носит общеобязательный характер и является своего рода незапрещенностью. Однако законный интерес, который приобретает особое значение, может стать правом посредством закрепления его в юридических нормах.
Соискателем выделяются следующие группы отношений, которые нуждаются в административно-правовой защите в области дорожного движения: общественные отношения по защите прав и законных интересов участников дорожного движения; общественные отношения, связанные с формированием безопасной дорожной сети для участников дорожного движения, её ремонтом и реконструкцией; общественные отношения по поводу обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы участников дорожного движения; общественные отношения по регулированию дорожного движения.
Устанавливаются признаки административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения: а) она направлена на защиту прав и законных интересов всех  участников дорожного движения; б) в ней используются административно-правовые средства и способы защиты; в) она, в основном, урегулирована нормами КоАП РФ, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами в сфере дорожного движения.
В третьем параграфе «Правовые основы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения» осуществлен анализ международных соглашений РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения, Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других подзаконных нормативных правовых актов, в том числе актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующих отдельные вопросы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения.
Диссертантом проводится классификация законодательства в области защиты прав и законных интересов участников дорожного движения по различным основаниям.
Соискатель обращает внимание на то, что издание нормативных правовых актов органами публичной власти, ограничивающих права и свободы граждан, в том числе и участников дорожного движения, согласно части 3 ст. 55 Конституции РФ, должно осуществляться только в виде федерального закона.
Однако Правила дорожного движения, нормы которых затрагивают интересы всех участников дорожного движения, в настоящий момент не являются федеральным законом. Правила дорожного движения утверждены постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. К тому же с момента вступления Правил дорожного движения в действие прошло двадцать лет, общественные отношения в сфере дорожного движения за это время существенно изменились, стали сложней. Поэтому необходима систематизация отдельных правовых положений в области безопасности дорожного движения, устранение противоречий в действующих нормативных правовых актах.
В итоге автор приходит к выводу о том, необходимо принять федеральный закон РФ «О дорожном движении на территории РФ», в рамках которого необходимо урегулировать вопросы, связанные с обеспечения безопасности дорожного движения.
 Для реализации на практике целей обеспечения безопасности дорожного движения необходимо объединить и дифференцировать административно-правовые средства. Наиболее эффективно это будет сделать в рамках специального административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения, так как для режимов характерна именно системность используемых правовых средств. Под специальным административно-правовым режимом обеспечения безопасности дорожного движения следует понимать установленную на законодательном уровне систему определенных действий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и защиту прав и законных интересов участников дорожного движения, осуществляемую с использованием административно-правовых средств.
Во второй главе диссертации «Механизм административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения», состоящей из трех параграфов, исследованы административно-правовые средства, входящие в механизм защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
В первом параграфе «Система средств и способов обеспечения защиты прав и законных интересов участников дорожного движения» осуществлен общий анализ административно-правовых средств, используемых участниками дорожного движения при защите своих прав и законных интересов.
В работе отмечается, что наиболее уязвимой в правовом плане остается сфера административно-правового регулирования, в которой наиболее часто нарушаются права человека и гражданина со стороны администрации.
Это в первую очередь связано с тем, что количество административных правонарушений несоизмеримо, например, с количеством совершаемых преступлений.
Во-вторых, защита прав и законных интересов участников уголовного или гражданского судопроизводства наиболее законодательно урегулирована, в отличие от участников производства по делам об административных правонарушениях.
В-третьих, несудебные формы защиты в основном регулируются нормами административного права.
В-четвертых, это связано с тем, что нормы административного права регулируют большое количество общественных отношений, и это правовое регулирование постоянно совершенствуется, то есть носит динамический характер.
Диссертантом подчеркивается особая важность юридических инструментов при воздействии на общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения и защите прав и законных интересов участников дорожного движения, так как именно с помощью данных средств органы государственного управления осуществляют администрирование.
Однако, чтобы применение того или иного административно-правового средства или способа защиты прав и законных интересов участников дорожного движения было востребовано, необходимо выделить ряд общих требований, при которых защита прав и законных интересов участников дорожного движения будет наиболее результативно использоваться. По мнению автора, это должны быть такие требования, как допустимость, эффективность, системность, гибкость, необходимость и обоснованность.
В диссертации подчёркивается то обстоятельство, что имеется тесная взаимосвязь между административно-правовыми средствами, способами защиты и целью самой защитной деятельности. При этом доминирующая роль при правовом регулировании дорожного движения отводится цели защиты, так как применение отдельных инструментов защиты должно исходить именно от цели, ради которой эти инструменты используются.
Автор считает, что из всего массива административно-правовых средств защиты прав и законных интересов участников дорожного движения можно выделить несколько взаимосвязанных сфер, в рамках которых осуществляется защита прав и законных интересов участников дорожного движения – административно-правовое нормирование, государственный контроль и административный надзор (по действующему законодательству «федеральный надзор»), административно-юрисдикционная деятельность, административная юстиция.
Во втором параграфе «Государственный контроль и административный надзор, как способы обеспечения административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения» анализируются возможности государственного контроля и административного надзора в защите прав и законных интересов участников дорожного движения.
Автор солидарен с мнением тех ученых, которые считают, что управление каким-либо объектом невозможно без контроля и надзора, так как такая деятельность будет неэффективной. Контроль обеспечивает обратную связь с объектом управления, с помощью которой при необходимости можно изменить управленческое воздействие, то есть объект контроля должен стоять в подчинении от субъекта контроля, в отличие от административного надзора, который осуществляется по отношению к гражданам, где нет ярко выраженных отношений подчиненности между субъектом и объектом.
Наибольший интерес в контексте исследования представляют правоохранительные органы, деятельность которых непосредственно направлена на защиту прав и законных интересов участников дорожного движения.
Так, согласно законодательству Российской Федерации, основным органом, осуществляющим специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, является Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция). Подразделениям ГИБДД отводится существенная роль в механизме обеспечения защиты прав и законных интересов участников дорожного движения. Однако эффективность этой деятельности на современном этапе далека от нормы.
В структуре ГИБДД не хватает такого подразделения, которое бы целенаправленно занималось созданием безопасных условий дорожного движения для участников дорожного движения.
Поэтому в системе ГИБДД необходимо создать такой орган или подразделение, которое на определенной территории занималось бы углубленным систематическим анализом дорожной ситуации, исходя из полученных данных, принимало бы меры к созданию безопасных условий дорожного движения.
Диссертант констатирует, что для реализации защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, необходимо законодательно, на уровне федерального закона, закрепить обязанность сотрудников ГИБДД при несении службы использовать технические средства аудио и видео документирования, а также разработать специальный регламент предоставления такой информации при необходимости. Это будет способствовать предупреждению коррупции среди сотрудников ГИБДД и получению объективных доказательств по делам о правонарушениях в  области дорожного движения.
В третьем параграфе «Административная ответственность участников дорожного движения» рассматриваются особенности привлечения участников дорожного движения к административной ответственности, а также средства и способы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения в рамках административно-юрисдикционной деятельности.
В параграфе отмечено, что участник дорожного движения в административно-юрисдикционном процессе приобретает иной специальный административно-правовой статус – статус участника производства по делам об административных правонарушениях.
Нарушение прав и законных интересов этих субъектов, как свидетельствует анализ правоприменительной практики, происходит на любой стадии производства по административным делам. Способы и средства защиты прав и законных интересов определены процессуальными нормами КоАП РФ, где основным способом защиты является пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Автором выделяются следующие средства и способы защиты прав и законных интересов в административно-юрисдикционном процессе: объяснение, ходатайства, отводы, юридическая помощь, жалоба, протест прокурора.
Административная ответственность участников дорожного движения является одним из средств обеспечения безопасности дорожного движения и защиты прав и законных интересов всех участников дорожного движения. В диссертации выявлены особенности административных правонарушений в области дорожного движения как по порядку привлечения к ответственности, так и по видам применяемых санкций.
Специфической особенностью этих правонарушений является то, что их субъект выступает в качестве определенного участника дорожного движения, а именно, он должен быть водителем, пассажиром или пешеходом. В работе исследуется механизм защиты прав и законных интересов этих субъектов в административно-юрисдикционном процессе и практика его реализации.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы и предложения автора, направленные на решение исследованных в диссертации проблем.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора.
I. Научные статьи, опубликованные в рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для опубликования результатов диссертационных исследований.
1. Амеличкин А.В. Защита прав и законных интересов человека и гражданина в административной деятельности ОВД. // «Юридическая наука и правоохранительная практика ». 2011. № 3(17). – 0,4 п.л.
II. Научные статьи, опубликованные в иных изданиях.
1. Амеличкин А.В. Роль подразделений ГИБДД в защите прав и законных интересов участников дорожного движения // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Государственное управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние и проблемы совершенствования)» ОрЮИ МВД России, 19 апреля 2011 года. – Орел, 2011. – 0,4 п.л.
2. Амеличкин А.В. Проблемы защиты прав и законных интересов человека и гражданина в административном праве // Современное состояние борьбы с правонарушениями в России и за рубежом: Сборник научных докладов и сообщений Международной научно-практической конференции (Орловская региональная академия государственной службы, 22 апреля 2011г.) – Орел, 2011. – 0,3 п.л.
3. Амеличкин А.В. К вопросу о защите прав и законных интересов человека и гражданина в административной деятельности ГИБДД.  // Сборник материалов всероссийского «круглого стола» «Актуальные проблемы государственно-правового строительства. Теория и практика реформирования деятельности ГИБДД в современной России» ОрЮИ МВД России  20 мая 2011 года. – Орел, 2011. – 0,4 п.л.
4. Амеличкин А.В. Защита прав и законных интересов участников дорожного движения  в рамках ФЗ № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» // Сборник материалов научной конференции курсантов, слушателей, студентов и адъюнктов - практической конференции «Совершенствование административно-правового обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел» ОрЮИ МВД России 20 октября 2011 года. – Орел, 2012. – 0,4 п.л.
5. Амеличкин А.В. Некоторые аспекты административно-правовой защиты прав и законных интересов пешеходов // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 16.05.2012 года ВГНА Минфина России «Административная юрисдикция». – Москва, 2012. – 0.5 п.л.                                
6. Амеличкин А.В. Административно-правовая защита прав и законных интересов пешеходов // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы государственно-правового строительства: история и современность» ОрЮИ МВД России 31 мая 2012 года. – Орел, 2012. – 0,4 п.л.
7. Амеличкин А.В. Некоторые аспекты применения административно-правовой ответственности в отношении участников дорожного движения // Сборник материалов научной конференции курсантов, слушателей, студентов и адъюнктов «Совершенствование административно-правового обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел» ОрЮИ МВД России 31 октября 2012  года. – Орел, 2013. – 0,5 п.л.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
______________________________________________________________________________
Подписано в печать «___»_____________2013 г. Формат 60х84 1/16 Заказ №

                                                                                                                 Авт. л. 1,2

Отпечатано на УОП РИО ФГКУ «ВНИИ МВД России»

 
[1] Расширенное заседание коллегии МВД. [Электронный ресурс] URL: http:// www.президент.рф. /(дата обращения: 8 февраля 2013 г.).
[2] Статистика аварийности за 2012 год. [Электронный ресурс] URL: http: //www.gibdd.ru/news/672 (дата обращения: 12 января 2013 г.).
[3] См., напр.: понятие участника дорожного движения в Федеральном законе от 10.12.1995 г. №196-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О безопасности дорожного движения» и  в постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 30.01.2013 г.) «О Правилах дорожного движения».
[4] Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения: пособие / Крючкова Н.В., Паламарчук А.В., Русецкий А.Е. – М., Мир энциклопедий Аванта+, 2012; Генеральная прокуратура Российской Федерации проверила исполнение органами внутренних дел законодательства об административных правонарушениях. [Электронный ресурс] URL: http:// www.genproc.gov.ru/news/news-79115/(дата обращения: 13 ноября 2012 г.).
[5] СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873
[6] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 47. Ст. 4531
[7] СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4590
Файлы: 
Порядок отображения: 
0