2013avtoref1058

Аватар пользователя ideolog
Зарубин Николай Николаевич
 
05 июня 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 310.001.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Зарубин Н.Н. Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу: автореф. дис... канд. юрид. наук. Люберцы, 2013. С. 22.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1058 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Зарубин Н.Н. Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу: автореф. дис... канд. юрид. наук. Люберцы, 2013. С. 22.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
  
На правах рукописи
 
Зарубин Николай Николаевич
 
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРА ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
 
Специальность 12.00.14 – Административное право; административный процесс
 
 
 
 
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
 юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
Люберцы – 2013

Работа выполнена в государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»
 
Научный руководитель – Шумилов Александр Юльевич, доктор юридических наук, профессор.
 
Официальные оппоненты:
Фатьянов Алексей Александрович, доктор юридических наук, профессор, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», директор Института проблем эффективного государства и гражданского общества;
 
Кокорев Александр Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел.
 
Ведущая организация – Федеральное государственное казенное учреждение высшего профессионального образования «Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
 
Защита диссертации состоится «05» июня  2013 г. в 16 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 310.001.02 при государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» по адресу: г. Люберцы Московской области, Комсомольский проспект, д. 4, ауд. 233 (зал заседаний Ученого совета).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия».
Автореферат разослан «24» апреля 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент                                             И.В. Глазунова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена  административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза (ст. 16.1), а также за недекларирование  или недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2).
Доля вышеуказанных правонарушений в общем количестве нарушений таможенных правил, по данным ФТС России за 2006 – 2012 г., составляет 30 – 40%[1], что, учитывая массовость и существенный экономический ущерб от этих правонарушений, определяет значимость исследования вопросов административной ответственности за указанные правонарушения.
В то же время сущность административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу на теоретическом уровне недостаточно исследована, а нормативное регулирование привлечения лиц к ответственности и мер такой ответственности нуждается в совершенствовании. Это стало очевидно после вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому признана утратившей силу ст. 188 «Контрабанда» Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Данные обстоятельства порождают в правоприменительной деятельности таможенных органов затруднения, связанные, например, с различиями в толковании норм ст. 16.2 КоАП РФ таможенными органами и судами.
Вступление Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан в таможенный союз предполагает в качестве одной из организационных мер унификацию таможенного законодательства, а также законодательства об административной ответственности за нарушения таможенных правил, что, в свою очередь, обусловливает актуальность научного исследования административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу.
Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р был утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования». «Дорожная карта» представляет собой поэтапный план действий, направленных на улучшение деятельности таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) по совершению таможенных операций.
Одним из пунктов данного плана является внесение изменений в законодательство об административной ответственности за нарушение таможенных правил[2].
          Таким образом, выработка научно обоснованных предложений по совершенствованию административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу в настоящее время является весьма актуальной задачей, стоящей перед наукой административного права. Представляется, что решение этой задачи будет способствовать усилению правопорядка при перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров как физическими, так и юридическими лицами.
Степень разработанности темы исследования. Различные проблемные вопросы  административной ответственности в своих трудах рассматривали такие  ученые, как Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, Б.М. Лазарев, М.Я. Масленников, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, А.П. Шергин, О.М. Якуба и др.
Ранее вопросами выяснения сущности контрабанды с позиций уголовного права занимались такие ученые как, Д.И. Богданов В.И. Михайлов, Т.Л. Стукалова, А.В. Федоров, А.Ю. Шумилов и др.
Вместе с тем, декриминализация состава преступления, ответственность за которое была предусмотрена ст. 188 УК РФ, предполагает необходимость исследования контрабанды с позиций административного права.
1pixСледует отметить, что ранее исследованиями  нарушений таможенных правил как отдельным видом административных правонарушений занимались: С.А. Косицина, Г.В. Матвиенко, С.А. Мустафина, Е.В. Трунина и другие. Анализ работ названных авторов показывает, что в них исследуется ряд вопросов, которые так или иначе могут быть связаны с административной ответственностью за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, однако комплексных исследований вопросов такой ответственности на современном этапе развития науки, законодательства РФ и складывающейся правоприменительной практики до настоящего времени предпринято не было. 
Научная задача исследования заключается в разработке теоретических положений для формулирования практических рекомендаций, направленных на совершенствование норм об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.
Объектом исследования выступает административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и практика их применения таможенными органами.
         Цель исследования состоит в изучении  административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, определении проблемных аспектов административной ответственности за указанные правонарушения и   разработке предложений по  ее совершенствованию.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
           - исследовано становление и развитие законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу;
        - выработано и сформулировано понятие административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и дана его общая характеристика;
        - исследована административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан;
          - проведен юридический анализ составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ;
         - разработаны рекомендации по совершенствованию отдельных норм законодательства Российской Федерации, устанавливающего административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу;
           - выработаны предложения по совершенствованию правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу.
        Научная новизна исследования заключается в том, что соискателем выявлены пробелы нормативного правового регулирования административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, а также выработаны научно обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства РФ об административной ответственности за данное правонарушение.
        В частности, соискателем сформулированы научные дефиниции отдельных понятий, таких как «административная контрабанда», «административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу», «установление административной ответственности». Разработана периодизация развития российского законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. Выявлены и определены основные признаки административной контрабанды как правонарушения, посягающего на установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу.
        Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и предложения, разработанные соискателем, развивают положения науки административного права и способствуют определению перспективных направлений последующих научных исследований в данной области.
        Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по совершенствованию правовых норм об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу и обеспечению экономической безопасности Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что  выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для совершенствования законодательства РФ об административных правонарушениях в части, касающейся административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, для разработки и совершенствования нормативных правовых актов ФТС России, а также для совершенствования правоприменительной практики таможенных органов.
        Материалы диссертации могут использоваться в качестве источника при  чтении лекций, проведении  практических занятий в высших образовательных учреждениях по дисциплинам «Административное право», «Таможенное право», «Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов».
         Методология и методы исследования. Методологической основой научного исследования является диалектический метод и базирующаяся на нем система общенаучных и частных научных методов. В работе использовались:
         - логический метод (при изложении всего материала, формулировании выводов);
          - исторический метод (в параграфе 1.1 гл. 1) при исследовании истории развития российского законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу;
         - метод системного анализа (в параграфе 2.2 гл. II) при исследовании составов административных правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, содержащихся в действующем законодательстве РФ;
         - сравнительно-правовой метод (в параграфе 2.1 гл. 2) при проведении сравнительного исследования законодательного регулирования ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу в Российской Федерации, Республике Беларусь, Республике Казахстан;
- метод контент-анализа (в гл. 3) в процессе выборки и анализа отдельных положений законодательных актов, статистических данных, научной литературы  и др.
Нормативную правовую базу исследования составляют:  Конституция Российской Федерации, решения Комиссии таможенного союза (Евразийской экономической комиссии), Таможенный кодекс Таможенного союза, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон  от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы, а также нормативные правовые акты государств – членов Таможенного союза, в частности КоАП Республики Беларусь, КоАП Республики Казахстан;
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа правовых актов, информационно-аналитические обзоры правоохранительной деятельности таможенных органов за 2006 – 2012 гг.; результаты экспертного опроса 106 сотрудников подразделений административных расследований таможенных органов[3]; результаты изучения  постановлений таможенных органов по 85 делам об  административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ, а также с  постановлениями судов по 49 делам об административных правонарушениях, возбужденных по названным статьям КоАП РФ[4].
         Теоретическую основу исследования составили идеи, отраженные в трудах отечественных ученых по общей теории государства и права, отраслевым юридическим наукам  (административному, таможенному, уголовному праву), общетеоретическая и специальная литература, связанная с объектом и предметом диссертационного исследования,  а также научные публикации по вопросам, связанным с исследуемой проблематикой.
         Существенное влияние на научную позицию соискателя, отразившуюся в работе, оказали труды таких ученых-юристов, как Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, Б.М. Лазарев, М.Я. Масленников, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, А.П. Шергин, А.С. Дугенец, С.С. Алексеев и др.
       При написании диссертации использовались труды С.А. Косициной, Г.В. Матвиенко, С.А. Мустафиной, Е.В. Труниной, Ю.Г. Кисловского, Б.А. Рыбакова, А.Ф. Епифанова, Д.А. Толстого, П.П. Серпкова, В.М. Фаттахова, посвященные различным аспектам исследуемой проблематики, и др.
         Положения, выносимые на защиту.
           1. Вывод о том, что законодательство, устанавливающее ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, прошло следующие этапы становления и развития:
             - доимперский период (середина IX – начало XVIII в.);
- имперский период (начало XVIII в. – 1917 г.);
- советский период (1917 г. – август 1991 г.);
- постсоветский период (август 1991 г. – настоящее время).
До 1917 года в российском законодательстве не выделялась административная контрабанда, а имелись лишь нормы об ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. В советский период отечественное законодательство предусматривало административную ответственность за простую контрабанду, и уголовную ответственность за квалифицированную. Однако с завершением данного периода понятие административной ответственности за контрабанду исчезло из российского законодательства.
          2. Авторское определение административной контрабанды как правонарушения, посягающего на установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования таможенному органу, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В число правонарушений, которые предлагается именовать административной контрабандой, следует включить ст. 16.1 КоАП РФ – «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств международной перевозки» и ст. 16.2 КоАП РФ – «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».
 Предлагается выделить следующие основные признаки административной контрабанды:
- представляет собой вид административного правонарушения, т. е. общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие);
- посягает на установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования (основной объект), на экономическую безопасность (дополнительный объект).
           3. Авторское определение административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу как вида юридической ответственности, выражающегося в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, незаконно переместившему товары через таможенную границу.
           4. Предложение об освобождении от административной ответственности участника внешнеэкономической деятельности, обратившегося в таможенный орган для устранения последствий заявления недостоверных сведений в таможенной декларации, в связи с чем дополнить ст. 16.2 КоАП РФ примечанием следующего содержания: «Лицо, обратившееся в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию на товары до момента выявления таможенным органом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 настоящей статьи, а также с заявлением об отзыве декларации на товары до выпуска товаров и/или обнаружения таможенным органом данных административных правонарушений, освобождается от административной ответственности за указанные правонарушения».
          5.  Предложения по внесению изменений и дополнений в  КоАП РФ: 
          - предлагается изложить диспозицию ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Сокрытие товаров, в отношении которых таможенным органом принято решение о проведении таможенного контроля в форме, определенной международными договорами государств – членов Таможенного союза, путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при проведении в отношении таких товаров таможенного контроля до выпуска товаров»;
         - предлагается изложить ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам – влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двухкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
        - предлагается изложить диспозицию ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ в следующей редакции: «Представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на временное хранение, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств ­­– членов Таможенного союза, решениями Евразийской экономической комиссии  и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования».
         Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность исследования подтверждается использованием совокупности методов и источников теоретического, информационного и нормативного правового характера, а также согласованностью получаемых выводов с практикой реализации нормативных предписаний, связанных с административной ответственностью за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.
        Основные теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, опубликованы в шести научных статьях, две из которых – в ведущих рецензируемых научных изданиях, входящих в перечень, сформированный Президиумом Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ.
         Промежуточные результаты диссертационного исследования докладывались соискателем на заседаниях кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии, шести научно-практических конференциях: XII научно-практической конференции студентов и молодых ученых Владивостокского филиала Российской таможенной академии «Таможенное дело, экономика и право на Дальнем Востоке России» (г. Владивосток, ВФ РТА, 16 – 20 марта 2010 г.); международной научно-практической конференции Российской таможенной академии «Инновационное развитие таможенного дела: взгляд молодых» (г. Люберцы, 20 – 23 апреля 2010 г.); научной конференции «ВЭД: трактовка норм ВТО и тарифные уступки России» (г. Новосибирск, Сибирское представительство Издательского дома «Коммерсант», 21 февраля 2012 г.); региональной научной конференции «Вступление России в ВТО: перемены для самарских предприятий» (г. Самара, 22 марта 2012 г.); международной заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы права и государства» (г. Новосибирск, Некоммерческое партнерство Сибирская ассоциация консультантов, 2 июля 2012 г.); III международной заочной научно-практической конференции «Политика и право в социально-экономической системе общества» (г. Новосибирск, научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2 – 3 июля 2012 г.).
Ряд положений диссертационного исследования внедрены в практическую деятельности таможенного представителя – ЗАО «Группа Тарго» при разработке Методического руководства по правовому обеспечению совершения таможенных операций при реализации инвестиционных проектов, связанных с ввозом на таможенную территорию Таможенного союза высокотехнологичного оборудования,  включены соискателем в отчет о научно-исследовательской работе на тему «Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу»,  используются в учебном процессе Российской таможенной академии при чтении лекций по дисциплине «Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов». Все указанные результаты подтверждены актами о внедрении.
        Структура диссертации включает введение, три главы, содержащие шесть параграфов, заключение, список литературы и семь приложений.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, проводится анализ степени разработанности темы диссертационного исследования, определяются его объект и предмет, формулируются цель, научная задача и задачи исследования, дается характеристика научной новизны работы, ее теоретической и практической значимости, а также эмпирической базы, приводятся положения, выносимые соискателем на защиту, и указываются сведения об апробации результатов исследования.
Первая глава «Теоретико-правовая характеристика административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную гра­ницу» состоит из двух параграфов и посвящена теоретико-правовой характеристике административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу.
Первый параграф «Становление и развитие законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу» посвящен исследованию вопросов становления и развития законодательства об ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу. Результаты показывают, что законодательство об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу существовало на протяжении всей истории российского государства и непрерывно развивалось, что было обусловлено, в свою очередь, распространенностью такого правонарушения на всех этапах развития российского государства и тем ущербом, который оно наносит государственным интересам.
При этом, до 1917 года в российском законодательстве не выделялось такого правонарушения как административная контрабанда, однако за контрабанду, в зависимости от тяжести совершенного деяния и степени его общественной опасности были предусмотрены наказания, которые с точки зрения современной правовой науки можно отнести как к административным, так и к уголовным.
В советский период отечественное законодательство предусматривало административную ответственность за простую контрабанду, и уголовную ответственность за квалифицированную, однако с завершением данного периода понятие административная контрабанда исчезла из российского законодательства.
Исследование позволяет выявить периодизацию такого развития: доимперский период (середина IX – начало XVIII), имперский период (начало XVIII в. – 1917 г.), советский период (1917 г. – август 1991 г.), постсоветский период (август 1991 г. – настоящее время).
Во втором параграфе «Понятие и общая характеристика административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу»  соискатель рассматривает понятие административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу,  а также приводит его общую характеристику.
Соискатель исследует сущность административной ответственности, основываясь на трудах российских ученых-юристов, многие из которых основное внимание уделяют такому признаку административной ответственности как назначение лицу, совершившему правонарушение, предусмотренного законом административного наказания и предлагает авторское определение, в соответствии с которым под административной ответственностью за незаконное перемещение  товаров через таможенную границу предлагается понимать вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями административного наказания лицу, незаконно переместившему товары через таможенную границу.
Кроме того, научный анализ норм ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ и ранее действовавшей ч. 1 ст. 188 УК РФ  показывает, что преступление, ответственность за которое была предусмотрена ч. 1 ст. 188 УК РФ, и противоправные деяния, ответственность за которые предусмотрена указанными статьями КоАП РФ, являются родственными правонарушениями. Такой вывод позволяет сделать сходство объективной стороны данных деяний. В ранее действовавшей ч. 1 ст. 188 УК РФ была предусмотрена уголовная ответственность за перемещение товаров через таможенную границу, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Изучение формулировок диспозиций ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ показывает, что данными статьями предусмотрена ответственность за: нарушение порядка прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо установленных мест перемещения товаров или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами при их убытии вне установленных мест, вне времени работы таможенных органов либо без их разрешения (ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ); сокрытие товаров от таможенного контроля (ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ); сообщение в таможенный орган недостоверных сведений при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ); представление в таможенный орган недействительных документов при прибытии или убытии товаров (ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ); недекларирование товаров (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ; заявление декларантом недостоверных сведений (ч. 2,3 КоАП РФ).
Степень такого родства позволяет предложить определение административной контрабанды, под которой понимается правонарушение, посягающее на установленный таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования таможенному органу, за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Вторая глава «Ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу в условиях Таможенного союза» состоит из 2 параграфов.
В первом параграфе «Ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу по законодательству Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан» проводится сравнительный анализ административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу по законодательству государств-членов Таможенного союза. Проведенное исследование свидетельствует о том, что в законодательстве как Российской Федерации, так и Республики Беларусь и Республики Казахстан существуют составы административных правонарушений, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, которые схожи между собой.
Законодательство всех государств-участников таможенного союза предусматривает, что вышеупомянутые правонарушения могут быть совершены путем перемещения товаров помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, предоставления таможенному органу недействительных документов и недостоверных сведений при прибытии и убытии товаров, а также путем недекларирования либо недостоверного декларирования товаров.
Диспозиции таких правонарушений схожи с диспозициями норм, которые в данных государствах устанавливали (или устанавливают) ответственность за контрабанду. Признаки объективной стороны данных деяний идентичны для законодательства всех трех упомянутых государств, как административного, так и уголовного.
Такое сходство представляется закономерным, учитывая общую схожесть правовых систем вышеуказанных государств и их происхождение от единой советской правовой системы.
Второй параграф «Правовой анализ составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.1, 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» посвящен правовому анализу составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ, их элементов, юридических значимых характеристик и признаков.
Составы данных правонарушений подробно описаны в учебной и научной литературе, что позволило выявить их характерные черты и значимые признаки и детально исследовать их составы.
Установленные в результате исследования существенные признаки данных правонарушений и формулировки их диспозиций позволяют сделать вывод о том, что они являются административной контрабандой. Основным объектом данных правонарушений являются общественные отношения в области установленного таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле порядка перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза и порядка декларирования товаров таможенному органу.
Кроме того, данные правонарушения посягают также на общественные отношения в области экономической безопасности государства, которые являются дополнительным объектом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.1 и ст. 16.2 КоАП РФ.
Кроме того, сравнительное исследование законодательства государств-членов Таможенного союза позволяет сделать вывод о том, что такие составы правонарушений содержит законодательство об административной ответственности всех указанных государств.
Административные правонарушения, связанные с незаконным перемещением товаров через таможенную границу, ответственность за которые в РФ предусмотрена ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ, имеют свои многочисленные особенности, сходства и отличительные черты, которые могут быть выявлены при сравнении этих правонарушений между собой, а также при сравнении с составами административных правонарушений, установленных законодательством об административных правонарушениях Республики Беларусь (ст. 14.1, 14.2 КоАП РБ) и Республики Казахстан (ст. 426 – 429 КоАП РК).
Третья глава «Основные направления совершенствования правового регулирования административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Совершенствование законодательства Российской Федерации, устанавливающего административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу» рассматриваются вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. Соискателем исследовано таможенное законодательство и законодательство об административной ответственности. Исследование правовых норм таможенного законодательства, а также положений так называемых «контрабандообразующих» ст. 16.1 и ст. 16.2 КоАП РФ, с учетом правоприменительной практики таможенных органов, позволило выявить ряд существенных недостатков положений КоАП РФ. Прежде всего, данные недостатки связаны с противоречием норм статей 16.1, 16.2 КоАП РФ и ряда норм Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
Нормы КоАП РФ, устанавливающие административную ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу, не всегда учитывают установленный законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров через таможенную границу и их декларирования таможенному органу.
Вышеуказанное несоответствие правовых норм создает правовые основания для привлечения декларанта к административной ответственности за недостоверное декларирование товаров, даже в случае, если декларант реализовал свое предусмотренное таможенным законодательством право на внесение изменений в таможенную декларацию, тем самым приняв все зависящие от него меры по заявлению таможенному органу достоверных сведений.
Соискателем разработаны научно-обоснованные предложения по внесению изменений в ст. 16.1, 16.2 КоАП РФ, направленные на устранение данных недостатков и приведение диспозиций правовых норм об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Во втором параграфе «Совершенствование правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную  границу» соискатель рассматривает состояние правоприменительной практики по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товара через таможенную границу.
Результаты проведенного исследования позволили выявить существующее в правоприменительной практике противоречие в толковании момента окончания правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ. С точки зрения таможенных органов, декларант подлежит привлечению к ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ даже в том случае, если до выпуска товаров таможенным органом он представил достоверные документы и сведения. Позиция судебных органов заключается в том, что в данном случае участник ВЭД не может быть привлечен к административной ответственности, в силу того, что общественно опасные последствия упомянутых правонарушений не наступили и декларант принял все меры для предотвращения их наступления.
Вместе с тем значительное количество сведений и документов, которые декларант предоставляет в таможенный орган, могут быть им получены только от третьих лиц (поставщик, перевозчик и т.п.) при этом, учитывая сроки совершения таможенных операций, декларант не всегда имеет возможность в полном объеме проверить такие сведения до их декларирования таможенному органу.
Кроме того, привлечение к административной ответственности декларанта, который принял все меры для предоставления таможенному органу достоверных сведений о товарах и предотвратил возможное наступление общественно опасных последствий, противоречит общеправовому принципу справедливости.
В результате проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что позиция судебных органов по исследуемому вопросу более соответствует сложившейся практике осуществления ВЭД и общеправовому принципу справедливости. Если декларант предоставил достоверные сведения до момента выпуска товара, ущерб охраняемым законом интересам государства, физических и юридических лиц не был нанесен, и соответственно отсутствуют основания для привлечения участника ВЭД к административной ответственности.
В заключении соискатель подводит итоги диссертационного исследования, обобщает результаты, формулирует предложения и рекомендации, направленные на совершенствование норм об административной ответственности за контрабанду и практики их применения.
 
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертации:

  1. Зарубин Н.Н. Административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу – история, периодизация развития// Пробелы в российском законодательстве. – 2012. – № 2. – С. 288-292 (0,6 п.л.).
  2. Зарубин Н.Н. Административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу: нормативный опыт государств-членов Таможенного союза// Оперативник (сыщик). – 2012. –  № 3. – С. 54-58 (0,7 п.л.).

Статьи, опубликованные в иных рецензируемых научных изданиях:

  1. Зарубин Н.Н. Противоречия в применении судами и таможенными органами норм об административной ответственности за недостоверное декларирование// Материалы III международной научно-практической конференции «Политика и право в социально-экономической системе общества», 2-3 июля 2012 г. – М.: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований», 2012. – С. 95-102 (0, 4 п.л.).
  2. Зарубин Н.Н. Правовое регулирование и вопросы административной ответственности// Материалы международной заочной научно- практической конференции «Актуальные вопросы права и государства», 2 июля 2012 г. – Новосибирск: «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. – С. 6-11 (0,3 п.л.).
  3. Зарубин Н.Н. Институт уполномоченного экономического оператора как пример приведения законодательства России в соответствие с требованиями ВТО// Материалы региональной научной конференции «Вступление России в ВТО: перемены для самарских предприятий», 22 марта 2012 г. – Самара: Торгово-промышленная палата Самарской области, 2012. – С. 33 – 38 (0,3 п.л.).
  4. Зарубин Н.Н. Совершенствование норм российского законодательства об административной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.// Сборник трудов молодых ученых, аспирантов и участников студенческого научного кружка кафедры административного и таможенного права/ под общ.ред. Е.С. Недосековой. – Вып. 2. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. – С. 126-129 (0,2 п.л.).
  5. Зарубин Н.Н. Рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики при привлечении к ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу// Сборник трудов молодых ученых, аспирантов и участников студенческого научного кружка кафедры административного и таможенного права/ под общ.ред. Е.С. Недосековой. – Вып. 2. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. – С. 139-143 (0,3 п.л.).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
[1] Письмо ФТС России от  28.03.2012 № 18-12/14646 «О направлении обзора правоохранительной деятельности за 2011 год»// Архив ФТС России; Письмо ФТС России от 29.03.2013 № 18-12/13073 «О направлении обзора правоохранительной деятельности за 2012 год»// Архив ФТС России.
[2] Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-Р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования// СЗ РФ. 2012. № 28. Ст. 3926.
[3] Характеристика респондентов и вопросы анкеты представлены в приложениях № 4 и № 5 соответственно.
[4] Характеристика изученных постановлений и решений приведена в приложениях № 1 – 3.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0