2013avtoref1035

Аватар пользователя ideolog
Лобанов Сергей Анатольевич
 
14 марта 2013 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Административно-правовое регулирование юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти  в сфере потребительского рынка» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 521.004.06
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Лобанов С.А. Административно-правовое регулирование юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти  в сфере потребительского рынка: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2013avtoref1035 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Лобанов С.А. Административно-правовое регулирование юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти  в сфере потребительского рынка: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
    На правах рукописи    
 
 
ЛОБАНОВ
Сергей Анатольевич   
 
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 
В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА  
 
 
 
 
Специальность 12.00.14 – административное право;
                                                    административный процесс
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
Москва – 2013
               Работа выполнена на кафедре уголовно-правовых и специальных
дисциплин АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
   
Научный руководитель –
кандидат юридических наук, доцент
Арестов Александр Иосифович 
 
Официальные оппоненты:
 
доктор юридических наук, доцент
Савостин Алексей Анатольевич, профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Московский  государственный университет путей сообщения».   
 
 
кандидат юридических наук 
Агафонов Сергей Иванович,
Старший юрисконсульт ФГКОУ ВПО
«Московский Университет МВД России»
 
Ведущая организация –
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» 

 
Защита диссертации состоится 14 марта  2013 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 при АНО ВПО «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5, учебный корпус № 3, ауд. 511.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АНО ВПО «Московский гуманитарный университет».
 
 
Автореферат разослан «___»___________  2013 г.
 
 
 
 
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук, доцент                                                           Е.В. Белоусова
 
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
   Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена целым рядом обстоятельств, связанных с развитием потребительского рынка, реализацией законодательства, регламентирующего отношения в сфере защиты прав потребителей, а также норм, определяющих режим административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Административно-юрисдикционная деятельность, осуществляемая на потребительском рынке, носит достаточно сложный и многоплановый характер. От ее нормативной определенности зависит уровень законности и правопорядка в этой сфере. Кроме того, этот вид деятельность тесно связан с контрольно-надзорной и разрешительной деятельностью в рассматриваемом направлении и напрямую обеспечивает применение мер административного воздействия в отношении тех субъектов, которые нарушают действующее законодательство, а также права потребителей. 
 Административно-юрисдикционная деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка находится под непосредственным воздействием целого ряда внешних факторов, которые объективно изменяют режим ее осуществления.  Так, формирование единого экономического пространства, вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию должны оказывать непосредственное воздействие на деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также на порядок формирования и развитие отношений в рассматриваемой сфере.
Однако, несмотря на то, что наша страна стала участником многих экономических соглашений, присоединилась к деятельности основных международных финансово-экономических организаций, действующее административное законодательство, которое регламентирует отношения в сфере потребительского рынка, существенных изменений не претерпело. Нормы, которые определяют порядок работы федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка также остались прежними.
В настоящее время назрела необходимость принятия целого ряда административных регламентов, направленных на предоставление государственных услуг федеральными органами исполнительной власти в сфере потребительского рынка, а также продолжения формирования досудебных (административных) процедур разрешения споров, возникающих между различными субъектами, функционирующими в сфере потребительского рынка. Как никогда, сегодня  актуальна проблема взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка с учетом стандартов и требований Всемирной торговой организации.
  Перечисленные и ряд других обстоятельств обусловливают актуальность исследования административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка.                              
Степень научной разработанности темы. Проблему административно-юрисдикционной деятельности весьма обстоятельно разработали А.П. Алехин, А.П. Коренев,  Ю.М. Козлов, Б.М. Лазарев, Л.Л. Попов, В.Д. Сорокин, Н.Г. Салищева,  М.С. Студеникина,  Ю.Н. Старилов, А.П. Шергин, А.Ю. Якимов.
 По исследуемой теме был защищен ряд диссертаций: Катыс М.А. «Административная ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей» (М., 2002); Ким Е.В. «Административно-правовое регулирование отношений в сфере потребительского рынка» (Хабаровск, 2005); Ланина Е.Ю. «Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка» (М., 2011); Никулина О.В. «Административная ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка» (М., 2008); Пешехонов А.В. «Производство по делам об административных правонарушениях на потребительском рынке России» (Воронеж, 2009); Резиной Н.А. «Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка» (Омск, 2003) и др.  
В защищенных диссертациях по проблеме административно-правового регулирования потребительского рынка акцент сделан на предупреждение правонарушений, контрольно-надзорную деятельность, а также административную защиту прав потребителей. Кроме того, в ранее защищенных диссертациях рассматривались лишь отдельные аспекты административно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка.
Автор представленной диссертации рассматривает административно-юрисдикцинную деятельность как средство предупреждения и пресечения правоотношений в сфере потребительского рынка комплексно, раскрывая ее особенности и структуру, что существенно отличает настоящую диссертацию от иных ранее проведенных исследований.    
      Таким образом, несмотря на то, что проблемы административно-правового регулирования общественных отношений в сфере потребительского рынка  ранее были предметом научного анализа, говорить о том, что в настоящее время в полной мере разработан эффективный административно-правовой механизм реализации их юрисдикционной компетенции в рассматриваемой  сфере пока нельзя. Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проведенное исследование носит своевременный и самостоятельный характер.    
      Теоретическая база исследования. Проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере потребительского рынка, как уже отмечалось, ранее исследовались в научной литературе. В частности, соответствующей проблематике посвящены работы  А.П. Алегина, В.И. Акулова, А.Г. Авдейко, В.М. Безденежных,  М.Н. Бурака,  Д.М. Генкина, А.С. Дугенца, А.В. Зубача, Ф.Н. Зейналова, М.В. Костенникова, А.В. Куракина, С.М.  Сулейманова, В.Н. Ульяновой,  А.В. Шматко,  И.Б. Цимбалистова, Г.Б. Царевой и др.  
      Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления федеральными органами исполнительной власти административно-юрисдикционной деятельности в сфере потребительского рынка.
   Предметом диссертационного исследования является комплекс проблем научного и прикладного характера, связанный с осуществлением федеральными органами исполнительной власти административно-юрисдикционной деятельности в сфере потребительского рынка.
  Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является раскрытие механизма административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка и формулирование на этой основе предложений по совершенствованию его организации и осуществления.    
  Цель диссертационного исследования предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:        
  – сформулировать понятие административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка;
 – выявить признаки и особенности административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка;
 – раскрыть содержание административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка;         
 – определить содержание статуса субъекта административно-юрисдикционной деятельности в сфере потребительского рынка;      
 – охарактеризовать особенности действия норм административного права в механизме осуществления юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка;
  – определить специфику административных правоотношений в механизме осуществления административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка;
  – изучить особенности правоприменительных актов в механизме осуществления административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка;
  – обосновать перспективы развития административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка на современном этапе.
  Методология и методика диссертационного исследования. Методологическую основу диссертации составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, эмпирический методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно-правовые методы (формально-логический), методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.).
Эмпирическая и информационная база исследования. Эмпирическую базу исследования представляют материалы судебной и административной практики, касающиеся административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка. В частности, в ходе исследования было изучено 284 протокола об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, хранящихся в архиве Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве.
Проанализировано 553 протокола об административных правонарушениях, составленных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства должностными лицами Роспотребнадзора за нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан и защите прав потребителей.       
В ходе исследования было изучено 292 жалобы на действия должностных лиц налоговой службы и Ростехнадзора, осуществлявших административно-юрисдикционную деятельность, хранящихся в архиве Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Было изучено 55 дел, рассмотренных Федеральным Арбитражным Судом Волго-Вятского округа, 21 дело рассмотренное  Арбитражным судом г. Москвы, 25 дел рассмотренных Арбитражным судом Краснодарского края, размещенных в справочно-информационной системе «Консультант Плюс».
Научная новизна диссертации. В работе раскрыто содержание административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка, выявлены особенности рассматриваемого вида деятельности, определена конструкция субъекта административно-юрисдикционной деятельности в сфере потребительского рынка. В диссертации обоснована специфика норм административного права, задействованных в механизме юрисдикционной деятельности в сфере потребительского рынка. Дана характеристика правоотношениям, которые возникают при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка. Выявлены признаки и критерии классификации правоприменительных актов в механизме административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка.
Следует отметить, что рассмотрение целого ряда частных проблем административно-правового регулирования потребительского рынка позволило сформулировать в диссертационном исследовании принципиально новые предложения, направленные на совершенствование института административной юрисдикции в целом. Такой подход, как представляется, должен способствовать повышению эффективности защиты прав потребителей и развитию национального рынка товаров и услуг.                                          
          Проведенное исследование позволило автору сформулировать и вынести на защиту следующие положения: 
1. Административно-юрисдикционная деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка – это правоохранительная, исполнительно-распорядительная деятельность, которая направлена на выявление административных правонарушений в сфере потребительского рынка, защиту прав потребителей, национального товарного рынка. Эта деятельность включает производство по делам об административных правонарушениях, досудебное разрешение споров между участниками потребительского рынка, производство по жалобам, а также по применению мер административного принуждения и исполнения административных наказаний.            
2. Законотворчество об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка, в отличие от законодательства, регламентирующего позитивные отношения в соответствующей сфере, идет по пути ужесточения административных наказаний, а также увеличения количества составов административных правонарушений. Далеко не всегда административные наказания, реализуемые в сфере потребительского рынка, экономически обоснованы. В связи с этим в ряде случаев они могут поставить хозяйствующего субъекта на грань банкротства, лишить его возможности своевременно выплачивать своим работникам заработную плату, арендодателю – арендную плату, развивать и модернизировать свою экономическую деятельность.
Такой подход противоречит требованиям руководства нашей страны относительно сокращения административных барьеров в сфере экономики и необоснованного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъекта предпринимательства. Данную тенденцию нельзя признать удовлетворительной. Поэтому в настоящее время представляется целесообразным провести либерализацию законодательства об административных правонарушениях в направлении установления ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка, а также максимально сократить количество составов административных правонарушений, которые предусматривают ответственность хозяйствующих субъектов за нарушения без реального причинения ущерба.               
 3.  В целях оптимизации деятельности различных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка, исключения дублирования их функций целесообразным создание Государственной торговой инспекции Российской Федерации и наделить ее функциями по реализации законодательства об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка, а также иными юрисдикционными полномочиями в данной сфере.
 4.  С учетом вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, а также формированием единого экономического пространства, необходимо внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении установления ответственности, касающейся защиты российского потребительского рынка от некачественных зарубежных товаров и услуг.
 5. Усложнение отношений в сфере потребительского рынка объективно диктует необходимость изменения содержания главы 14 КоАП РФ, в частности, из нее и ряда других глав КоАП РФ, необходимо исключить составы административных правонарушений, объектом посягательства которых является потребительский рынок и поместить их в специальную главу «Административные правонарушения в сфере потребительского рынка и торговли». Такой подход облегчит деятельность по выявлению соответствующих правонарушений, а также будет соответствовать требованиям ВТО.             
6. Было бы вполне оправданно расширить перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в сфере потребительского рынка. В частности, в ст. 24.5 КоАП РФ целесообразно добавить предписание, согласно которому нормальный производственно-хозяйственный риск субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере потребительского рынка, исключает производство по делу об административном правонарушении.     
7. Административное приостановление деятельности является самым строгим административным  наказанием, которое применяется к субъектам предпринимательства, работающим в сфере потребительского рынка. Для смягчения последствий административного приостановления деятельности представляется целесообразным до применения этого наказания предусмотреть определенный срок  (например, 1 месяц), в течение которого субъектом, осуществляющим свою деятельность в сфере потребительского рынка, должны быть устранены обстоятельства и условия, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусматривающего применение соответствующего административного наказания. Такой срок должен устанавливаться судом и, лишь в том случае если в течение этого срока не будут приняты соответствующие меры по устранению обстоятельств для применения административного приостановления деятельности, данное наказание применяется в уставленном КоАП РФ порядке.    
8.  Изучение юрисдикционной практики в сфере потребительского рынка дало возможность заметить, что должностные лица различных органов исполнительной власти при осуществлении контрольных и юрисдикционных мероприятий в подавляющем большинстве случаев составляют  протокол проверки хозяйствующего субъекта.  Однако КоАП РФ не предусматривает такого процессуального документа.  Можно сделать вывод, что в  настоящее время возникла реальная необходимость в законодательном закреплении в КоАП РФ такой формы процессуального документа, как «протокол проверки» им, возможно, было бы оформлять проведение проверок хозяйствующих субъектов на потребительском рынке при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в работе проанализированы основные точки зрения ученых относительно правовой категории  «потребительского  рынка в административном праве, а также обобщены основные научные концепции, касающиеся содержания административно-юрисдикционной деятельности органов государственного управления. В диссертации раскрыты административно-юрисдикицонные производства, которые реализуются в сфере потребительского рынка. В работе также теоретически обоснован механизм административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что разработанные в ходе исследования положения использованы при подготовке предложений по совершенствованию правового регулирования административно-юрисдикционной деятельности в сфере потребительского рынка. В исследовании разработаны предложения по совершенствованию производства по делам об административных правонарушениях, совершенных в сфере потребительского рынка, в частности, подготовлены методические рекомендации по составлению протоколов об административных правонарушениях, сбору доказательств и проведению административного расследования.
Апробация результатов диссертационного исследования. Отдельные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на VI международной конференции «Предприниматель и потребитель – шаги навстречу» (Москва, 2010), а также на конференции «Защита прав потребителей как фактор развития гражданского общества» (Москва, 2011), на круглом столе «Противодействие коррупции на муниципальном уровне» (Набережные Челны, 2012).  Материалы диссертации направлены в консультативный совет по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре. 
Положения диссертации используются в учебном процессе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России при чтении лекций по следующим темам: «Потребительский рынок: понятие, содержание, субъекты и система защиты прав потребителей», «Проблемы правоприменительной практики в области потребительского рынка», «Основы организации деятельности предприятий потребительского рынка». Положения диссертации, посвященные содержанию защиты прав потребителей, а также касающиеся контрольно-надзорной деятельности в сфере потребительского рынка, используются адвокатами межрегиональной коллегии адвокатов. Отдельные положения диссертации внедрены в практическую деятельность Новороссийской таможни, где используются сотрудниками таможни в рамках юридической подготовки.  Кроме того, отдельные положения диссертации используются в рамках юридической  подготовки, а также при подготовке информационных материалов по проблеме защиты прав потребителей в Государственном автономном учреждении Московской области «Телерадиовещательная компания «РТВ-Подмосковье». 
Результаты проведенного диссертационного исследования отражены в семи научных публикациях, четыре из которых опубликованы в журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.
Объем и структура работы. Объем и структура работы соответствуют цели и задачам исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
 
 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются предмет, цель и задачи диссертационного исследования, характеризуется научная новизна и практическая значимость результатов исследования, раскрываются положения, выносимые на защиту, а также приводятся данные об апробации результатов диссертационного исследования.
Первая глава диссертации –  «Теоретические основы административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка» – состоит из трех параграфов.
В  первом  параграфе  –  «Понятие и признаки административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка» – отмечается, что в науке административного права проблема административно-юрисдикционной деятельности исследована весьма обстоятельно. Однако, несмотря на это, в соответствующем направлении правоприменительной деятельности имеется достаточно много недостаточно изученных правовых, организационных и иных проблем. Помимо этого, в научной литературе по административному праву категория административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти трактуется далеко не однозначно.
Имеют место различные трактовки содержания административно-юрисдикционной деятельности, кроме того, выявляются ее новые особенности в зависимости от сферы ее реализации. Учитывая различные теоретические наработки по исследуемой проблеме, отмечается, что административно-юрисдикционная деятельность – это  составная часть административно-процессуальной деятельности, которая осуществляется органами исполнительной власти. Административно-юрисдикционная деятельность обладает определенными специфическими признаками, которые связаны с основаниями ее реализации, методами  воздействия на участников соответствующих отношений, а также правовыми последствиями ее регулирующего воздействия. Административно-юрисдикционная деятельность федеральных органов  исполнительной власти включает и ряд административно-юрисдикционных производств. В частности, в ее содержание включается производство по делам об административных правонарушениях, производство по разрешению административных споров в досудебном порядке, производством по жалобам, исполнительное производство, производство по осуществлению контрольно-надзорной деятельности, а также производство, которое связано с применением различных мер административного принуждения (воздействия).                          
Исходя из такого содержания административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов  исполнительной власти в сфере потребительского рынка, автором делается вывод о том, что рассматриваемый вид деятельности направлен на обеспечение законности и правопорядка, защиту прав участников коммерческих отношений, а также защиту прав потребителей. Административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов  исполнительной власти в сфере потребительского рынка присущ государственно-властный, принудительный характер, что качественно отличает рассматриваемую деятельность от иных видов административно-процессуальной деятельности, осуществляемой в сфере потребительского рынка.       
Во втором параграфе  –  «Содержание административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка» – отмечается, что в настоящее время российский потребительский рынок интенсивно развивается. Согласно статистическим данным, он является одним из самых капиталоемких в Европе, с каждым годом его объем увеличивается примерно на 10-13 %. В настоящее время по оценкам Росстата он составляет около 290 млд долл. (230 млд долл. приходится на розничную торговлю,  60 млд долл. – на бытовые услуги)[1].  
Исходя из таких тенденций роста и значения потребительного рынка для экономики Российской Федерации представляется, что государству необходимо совершенствовать формы и методы своего регулирующего воздействия в рассматриваемой сфере, а также укреплять содержание административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка. Содержание административно-юрисдикционной  деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка раскрывает ее смысл и социальное значение, кроме того, определяет  задачи и функции, которые реализуются соответствующими органами исполнительной власти в сфере потребительского рынка.
Административно-юрисдикционная деятельность, регламентируемая в сфере потребительского рынка в различных формах, а также посредством разнообразных методов в отношении хозяйствующих субъектов, изначально имеет своей целью обеспечение соблюдения со стороны хозяйствующего субъекта установленных нормативных предписаний, касающихся защиты прав потребителей, установленных технических регламентов и др.
Кроме того, административно-юрисдикционная деятельность, реализуемая федеральными органами исполнительной власти в сфере потребительского рынка, направлена на  выполнение требований законодательства в области финансов, охраны окружающей среды, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и др.  Однако, несмотря на важность административно-правового регулирования отношений в сфере потребительского рынка,  хозяйствующие субъекты, которые функционируют на нем, находятся под излишне жестким административно-правовым воздействием, которое порой не дает возможности (особенно субъектам малого и среднего предпринимательства) развивать свой бизнес.  С другой стороны, жесткое административно-правовое регулирование создает питательную среду для развития коррупции и иных должностных злоупотреблений со стороны должностных лиц соответствующих органов исполнительной власти, осуществляющих управленческое воздействие в отношении субъектов потребительского рынка.
 Таким образом, чрезмерное административное воздействие, к сожалению, не достигает поставленной цели обеспечения правопорядка в сфере потребительского рынка.  В настоящее время необходимы новые законодательные предписания, которые позволили бы снизить чрезмерное  административно-правовое воздействие вообще, и жесткость административных наказаний в сфере потребительского рынка в частности. С учетом вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию необходимо отказаться от ряда административных наказаний (санкции, которые могут привести к приостановлению деятельности хозяйствующего субъекта или поставить его на грань банкротства). Как уже отмечалось, необходимо дополнить КоАП РФ предписаниями, которые защищали бы отечественного товаропроизводителя от недобросовестной конкуренции зарубежных хозяйствующих субъектов, получающих  режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации.                
В третьем параграфе  – «Статус федеральных органов исполнительной власти в механизме реализации административно-юрисдикционной деятельности в сфере потребительского рынка» – отмечается, что в сфере функционирования потребительского рынка контрольными, разрешительными, а также юрисдикционными полномочиями обладает целый ряд федеральных органов исполнительной власти.
Наиболее существенна административно-юрисдикционная компетенция в сфере потребительского рынка: у Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;  Министерства экономического развития Российской Федерации; Министерства внутренних дел Российской Федерации; Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральной налоговой службы; Федеральной антимонопольной службы; Федеральной службы по регулированию алкогольной продукции на рынке и др. Однако, несмотря на то, что в сфере потребительского рынка функционирует значительное количество федеральных органов исполнительной власти, это еще не является гарантией того, что на потребительском рынке обеспечен надлежащий уровень правопорядка. 
В диссертации проанализирована административно-юрисдикционная компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка. Исходя из этого делается вывод о том, что между ними не существует должного взаимодействия, существуют дублирующие функции, не налажен режим должного информационного обмена. Сложившаяся практика администрирования в сфере потребительского рынка уже не отвечает его развитию и содержанию. В этой связи в диссертации отстаивается точка зрения  о необходимости создания самостоятельной федеральной службы – Государственной торговой инспекции. Этот шаг будет вполне соответствовать тому, что наша страна является членом Всемирной торговой организации, на ее территории развивается единое экономическое пространство.  Помимо этого, работа  Государственной торговой инспекции весьма положительно зарекомендовала себя в 90-е годы прошлого столетия. Основной задачей Государственной торговой инспекции может быть воздействие на формирование потребительского рынка, его товарное насыщение, а также предупреждение и пресечение практически всех без исключения административных правонарушений, совершаемых в соответствующей сфере экономики. Государственная торговая инспекция должна стать тем субъектом, который осуществлял бы комплекс контрольных мероприятий в сфере потребительского рынка.  Должностные лица инспекции в ходе производства по делам об административных правонарушениях, а также проведения административного расследования  должны быть наделены правом составлять разнообразные процессуальные документы, применять административные меры воздействия, а также осуществлять досудебное разрешение административных споров, возникающих между участниками потребительского рынка.
Вторая глава диссертации –  «Проблемы административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка» – состоит из трех  параграфов.
В  первом  параграфе  –  «Нормы права в механизме административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка» – отмечается, что первостепенное значение в механизме административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка принадлежит нормам права. Обусловлено это вполне понятным основанием – деятельность всех субъектов потребительского рынка должна быть легитимной и опираться на правовые предписания. В механизме правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка задействованы нормы права различной отраслевой принадлежности. У каждой из этих групп норм права свой предмет регулирования отношений, складывающихся в сфере потребительского рынка.
Раскрывая особенности правового регулирования общественных отношений в сфере потребительского рынка, в диссертант делает вывод о том, что нормы различной отраслевой принадлежности логически взаимосвязаны. Без учета предписаний гражданско-правового характера, норм налогового права, положений Конституции Российской Федерации, а также норм международного права невозможно системно воздействовать на отношения, которые сложились на потребительском рынке.
Административно-правовое регулирование юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка должно включать вопросы разграничения компетенции, с учетом различных интеграционных процессов, происходящих в современной российской экономике, и т.д.
Сложность и многоаспектность регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти диктует необходимость проведения организационных мероприятий по выстраиванию принципиально иной системы управления потребительским рынком. Соответствующие организационные мероприятия должны быть увязаны с деятельностью по кодификации норм права, которые регламентируют общественные отношения на потребительском рынке с участием должностных лиц различных органов исполнительной власти.                                 
В диссертации аргументируются некоторые направления совершенствования административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка с учетом развития единого экономического пространства, а также снижения излишнего административного давления на бизнес. Анализируя правовое состояние юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка, автор поддерживает идею Торгового кодекса, а также предлагает более дифференцировано подойти к установлению административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности и правонарушения в сфере коммерческой (торговой) деятельности. В работе выдвигаются также предложения по либерализации административной ответственности в случае, если ее санкции излишне жестко наказывают хозяйствующего субъекта, ставя под угрозу продолжение его дальнейшей коммерческой (торговой) деятельности.                     
Во втором параграфе «Правоотношения в механизме административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка»  –    отмечается, что какие бы качественные нормы права не принимались, они не будут иметь существенного значения без их должной реализации. О норме права, которая содержится в соответствующем источнике, судить достаточно сложно. Практически невозможно сказать, насколько она оптимально и качественно будет регламентировать отношения в сфере потребительского рынка. Ответ на этот вопрос может быть получен только через реализацию соответствующего правового предписания и воплощение его в конкретном правоотношении.
Комплексное регулирование общественных отношений в сфере потребительского рынка объективно вызывает к жизни самые разнообразные правоотношения. Значительную часть правоотношений в этой системе занимают административные правоотношения. Данное обстоятельство обусловлено тем, что природа юрисдикционной деятельности носит административно-правовой характер. Помимо этого, через административные правоотношения, которые складываются в сфере потребительского рынка, государство осуществляет контрольную деятельность, разрешительное воздействие, аккредитацию, сертификацию, лицензирование, техническое регулирование и т.д. В этой связи административные правоотношения, складывающиеся в сфере потребительского рынка, носят императивный характер. Кроме того, эти отношения практически лишены имущественной составляющей. 
Особую группу административных правоотношений, которые складываются в сфере потребительского рынка, составляют административно-юрисдикционные отношения. Эти отношения иногда называют охранительными правоотношениями. В ходе осуществления таких  отношений институт административной юрисдикции получает свою реализацию в максимально полном объеме. Основанием возникновения рассматриваемых отношений является противоправное поведение, связанное с нарушением норм административного права, которые регламентируют потребительский рынок, определяют статус его участников или защищают права потребителей. Кроме того, юрисдикционные отношения возникают и в ходе работы с жалобами, которые инициированы различными субъектами потребительского рынка. Одной из особенностей административно-юрисдикционных отношений, складывающихся в сфере потребительского рынка, является то, что данные отношения носят процессуальный характер. Это дает возможность участникам рассматриваемых отношений занимать юридически равное положение, что необходимо для защиты ими своих прав и законных интересов в соответствующем юрисдикционном производстве.                                                                                            
В диссертации рассматриваются различные виды административно-юрисдикционных отношений, складывающихся в сфере потребительского рынка, на основании чего формулируется ряд предложений по совершенствованию их правового обеспечения.         
В третьем параграфе«Акты применения  в механизме административно-правового регулирования юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка» – отмечается, что правоприменительный акт – это средство в механизме правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере потребительского рынка, которое доводит общее предписание правовой нормы до конкретного участника соответствующего отношения. Таким образом, правоприменительный акт – это акт индивидуального, а в некоторых случаях  и персонального характера. Правоприменительным актам в механизме осуществления  юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере потребительского рынка присущ властный, юридический характер. В этих актах фиксируются обстоятельства совершенного административного правонарушения, сведения о личности правонарушителя, доказательства и др.
 Целый ряд правоприменительных актов готовится при разрешении в досудебном порядке административных споров, возникающих между субъектами потребительского рынка, разрешении жалоб, проведении административного расследования  и т.д.
Практика показывает, что процессуальные документы, которые составляются уполномоченными должностными лицами различных органов исполнительной власти в ходе административно-юрисдикционной деятельности, осуществляемой в сфере потребительского рынка, достаточно разнообразны как по форме, так и по содержанию. Сложившееся положение вещей нельзя признать удовлетворительным.  Связано это с тем, что  одни и те же обстоятельства правонарушения, совершенного на потребительском рынке, правоприменительными органами оцениваются далеко не однозначно. Как следствие реализуются различные наказания, которые не всегда адекватны степени общественной опасности совершенного административного правонарушения в сфере потребительского рынка. Это отчасти объясняется  тем, что в ходе правоприменительной деятельности составляются порой произвольные правоприменительные акты.  Исходя из этого в настоящее время необходимо добиться исключения  произвольного создания правоприменительных актов органами исполнительной власти, реализующими свою административно-юрисдикционную компетенцию в сфере потребительского рынка.       
В завершение исследования обозначенной проблемы в работе делается вывод о том, что для обеспечения нормального функционирования потребительского рынка необходимо последовательно решать такие задачи, как защита жизни и здоровья граждан от опасного воздействия некачественной пищевой и промышленной продукции; развивать правовые и организационные средства защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере потребительского рынка  от негативного воздействия, связанного с производством и распространением разнообразного контрафактного продукта. Как никогда актуальна задача создания условий, направленных на повышение эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют борьбу с распространением пиратской аудио – и видео продукции, а также программного обеспечения.
В заключении содержатся основные выводы и предложения, изложенные в диссертационном исследовании.
    По теме исследования автором опубликованы следующие работы:
 В рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:
1.  Лобанов С.А. Нормы административного права в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел в сфере потребительского рынка // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 4.  – С. 47-54 (0,6 п.л.).
2. Лобанов С.А., Костенников М.В. Административно-юрисдикционная  защита прав потребителей  //  Административное и муниципальное право. – 2012. – № 5.  – С. 28-33 (0,5 / 0,2 п.л.).
3.  Лобанов С.А. Костенников М.В. К вопросу о понятии потребительского рынка в административном праве // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 6. – С. 12-16 (0,4 / 0,2 п.л.).
4. Лобанов С.А.  Административно-правовое регулирование торговой деятельности в системе потребительского рынка // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 8. – С. 68-73 (0,4 п.л.).
 
В иных рецензируемых научных изданиях:
          5. Лобанов С.А.  Проблемы квалификации административных правонарушений в сфере потребительского рынка // Полицейская деятельность. – 2012. – № 1. – С. 19-25  (0,5 п.л.). 
6. Лобанов С.А.  К вопросу о понятии и содержании административной юрисдикции в сфере потребительского рынка // Полицейская деятельность. – 2012. – № 2. – С. 42-45 (0,25 п.л.). 
7. Лобанов С.А. Проблемы взаимодействия юрисдикционных органов в сфере потребительского рынка // Полицейская деятельность. – 2012. – № 3. –        С. 49-52 (0,25 п.л.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подписано в печать 25.01.2013 г. Заказ №____
Формат 60х84 1/16. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз.
Издательство АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»
111395, г. Москва, ул. Юности, 5.

 
[1] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ (дата обращения: 12.11.2012)  
Файлы: 
Порядок отображения: 
0