2012avtoref980

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Горбунов Сергей Сергеевич
 
17 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовой институт оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации материальный и процессуальный аспекты» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.282.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Горбунов С.С. Правовой институт оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации материальный и процессуальный аспекты: автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. С. 28.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref980 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Горбунов С.С. Правовой институт оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации материальный и процессуальный аспекты: автореф. дис... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
ГОРБУНОВ Сергей Сергеевич
Правовой институт
оспаривания решений, действий
(бездействия)
таможенных орг анов
Российской Федерации:
материальный
и процессуальный асп екты
Специальность: 12.00.14 − административное право,
финансовое право, информационное право
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Екатеринбург 2012
Работа выполнена на кафедре административного права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия»
Научный
руководитель

кандидат юридических наук, профессор
Хазанов Сергей Дмитриевич
Официальные
оппоненты

Винницкий Данил Владимирович,
доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой финансового права ФГБОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия»,
А
душкин Юрий Степанович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»
Ведущая
организация

Уральский институт – филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
Защита состоится «17» мая 2012 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.282.02 при Уральской государственной юридической академии по адресу: 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральской государственной юридической академии
Автореферат разослан «___» апреля 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор юридических наук, профессор С. Ю. Головина
3
ОБЩАЯ ХА РАКТЕ РИСТИКА РАБОТЫ
А
ктуальность темы исследования. В настоящее время в Российской Федерации проводятся значительные реформы в области таможенного дела, связанные, в том числе, с межгосударственной интеграцией. Результатом их проведения стало создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Естественно, что главные изменения в рамках данных реформ коснулись прежде всего таможенного законодательства, которое теперь включает в себя помимо национальных правовых норм нормы международные, содержащиеся в заключенных Российской Федерацией международных договорах. Одним из основных источников таможенного законодательства стали правовые акты, принимаемые межгосударственными органами (решения Комиссии таможенного союза, Евразийской экономической комиссии). Однако это не означает отказа от национального регулирования таможенных правоотношений в том объеме, который предоставлен государствам-участникам Таможенного союза международными договорами.
Необходимость изменения таможенного законодательства обусловлена и вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Одним из требований вступления является соответствие таможенного законодательства государства международным конвенциям и договорам, действующим в рамках данной организации.
Смена правовой базы, опосредующей деятельность таможенных органов, вызывает возникновение на практике различных противоречий и споров между таможенными органами и другими участниками таможенных правоотношений, нуждающихся в разрешении. Это предопределяет необходимость установления соответствующего контроля со стороны как вышестоящих таможенных органов, так и других государственных органов (преимущественно судебных) за надлежащим осуществлением возложенных на таможенные органы полномочий. Кроме того, одной из целей проведения в нашей стране административной реформы являются разработка и внедрение эффективных механизмов досудебного обжалования решений
и действий государственных органов и их должностных лиц.
Все указанные обстоятельства напрямую связаны с правами, обязанностями и законными интересами лиц, участвующих наряду с таможенными органами Российской Федерации в таможенных
4
правоотношениях. Реализация таможенными органами возложенных на них полномочий и осуществление функций в сфере таможенного регулирования и таможенного дела сопряжены с их взаимодействием с лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу и осуществляющими деятельность в области таможенного дела. В результате этого взаимодействия нередко возникают конфликтные ситуации, обусловленные либо недостатками таможенного законодательства, либо различными позициями властных и невластных субъектов таможенных правоотношений относительно толкования или применения тех или иных нормативных положений. Возникновение конфликтных ситуаций в таможенной сфере предопределяет необходимость существования и функционирования механизмов защиты прав и законных интересов участников таможенных правоотношений от неправомерных решений и действий таможенных органов. Основным механизмом такой защиты
и является институт оспаривания решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, значение которого в современных реалиях практически полного обновления нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела трудно переоценить.
Действующее таможенное законодательство предусматривает альтернативный порядок оспаривания решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, который предоставляет возможность заинтересованному лицу, чьи права нарушены, обратиться с соответствующей жалобой либо в вышестоящий таможенный орган, либо в суд. И административный, и судебный порядок оспаривания имеет свои преимущества и недостатки, оценка которых позволяет заинтересованному лицу определить способ защиты своих прав. В целом альтернативный порядок предоставляет лицу более широкие гарантии по отстаиванию своих интересов, не возлагая на него обязанность по применению одного из указанных способов в первоочередном порядке.
Таким образом, эффективное функционирование и совершенствование механизмов оспаривания решений и действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц представляется чрезвычайно важным на данном этапе развития таможенного законодательства, что и предопределяет актуальность и проблематику выбранной темы диссертационного исследования.
5
Объектом диссертационного исследования стали общественные отношения, возникающие по поводу порядка и условий реализации заинтересованными лицами права на оспаривание решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в административном и судебном порядке.
Предметом диссертационного исследования являются теоретические и практические вопросы оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также правовые нормы, регламентирующие административный и судебный порядок такого оспаривания, материалы правоприменительной и судебной практики.
Т
еоретическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды в области административного и таможенного права таких авторов, как Ю. Ф. Азаров, Г. В. Баландина, Д. Н. Бахрах,
О. В. Гречкина, М. Д. Загряцков, А. Б. Зеленцов, Ю. М. Козлов, Н. М. Конин, И. В. Кулешов, В. М. Манохин, Л. А. Николаева,
А. Ф. Ноздрачев, И. В. Панова, Г. И. Петров, Л. Л. Попов, Б. В. Рос-
синский, Н. Г. Салищева, А. К. Соловьева, Ю. Н. Старилов,
М. С. Студеникина, Э. В. Талапина, Ю. А. Тихомиров, С. Д. Хазанов, С. В. Халипов, Н. Ю. Хаманева, Д. М. Чечот. Изучение теоретических разработок в сфере административного судопроизводства обусловлено спецификой рассматриваемого вопроса.
Отдельные аспекты проблем оспаривания решений и действий органов государственной власти, касающиеся вопросов, затронутых в настоящей работе, проанализированы в специальных диссертационных исследованиях таких авторов, как А. В. Абсалямов,
А. Е. Буторин, О. В. Гречкина, Н. В. Громова, Е. В. Давыдова,
Л. В. Иванова, И. Ш. Килясханов, М. С. Крупина, А. Е. Панагушина, В. Е. Сазонов, А. К. Соловьева, Н. Ю. Хаманева.
Ц
ель диссертационного исследования – комплексный анализ материального и процессуального аспектов правового регулирования оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц в административном и судебном порядке, выявление связанных с этим проблемных вопросов, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной сфере.
6
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
выявить сущность и значение обжалования как способа обеспечения законности в деятельности таможенных органов Российской Федерации;
проанализировать историю развития законодательства об оспаривании решений и действий (бездействия) таможенных органов
и его современное состояние исходя из функций и видов деятельности, осуществляемых таможенными органами;
исследовать особенности административного порядка оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, его соответствие международным стандартам;
выявить пути возможного совершенствования законодательст-ва, регулирующего административный порядок оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
выявить сущность и процессуальные особенности оспаривания решений и действий таможенных органов в судебном порядке;
выявить факторы, влияющие на выбор участниками таможенных правоотношений административного или судебного способа защиты своих прав, а также факторы, затрудняющие реализацию заинтересованными лицами права на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
оценить обоснованность ведомственного правового регулирования оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц (в частности, соответствующих разделов административных регламентов предоставления таможенными органами государственных услуг) с точки зрения специфики регулируемых правоотношений и соблюдения законодательных гарантий на уровне подзаконных актов;
обозначить проблемы правоприменительной и судебной практики, возникающие при рассмотрении дел по оспариванию отдельных видов решений таможенных органов, и предложить возможные пути их решения.
М
етодологическая основа диссертационного исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач диссертационного исследования были использованы следующие методы научного познания: диалектический, системно-структурный, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, лексико-
7
грамматический, методы правового моделирования, обобщения су-
дебной практики.
Эмпирическую и информационную базу исследования составляют административное, таможенное, гражданское и арбитражное процессуальное законодательство Российской Федерации; международные акты, принятые в рамках Таможенного союза; правовые акты федеральных органов исполнительной власти (главным образом акты Федеральной таможенной службы Российской Федерации); материалы практики рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела; материалы судебной практики.
Научная новизна диссертационного исследования. В науке административного права написано и защищено достаточное количество диссертационных работ, посвященных отдельным вопросам обжалования решений и действий административных органов. Научная новизна данной работы заключается в том, что она является одним из первых исследований, в рамках которого дается комплексный анализ правового института оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц. При этом проведенный анализ, в отличие от уже имеющихся работ по сходной тематике, охватывает как материальный (рассмотрены возможные способы защиты нарушенных прав; определен объект обжалования, а также критерии, при наличии которых решение таможенного органа может быть обжаловано), так и процессуальный (рассмотрены процессуальные особенности порядка подачи и рассмотрения жалобы в административном и судебном порядке) аспекты данного правового института. Кроме того, в рамках настоящего исследования дана характеристика и административному, и судебному порядку оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов; выявлены основные проблемы практики функционирования института оспаривания решений и действий таможенных органов и предложены возможные пути совершенствования законодательства в этой области.
Научная новизна исследования отражена в сделанных в ходе исследования теоретических выводах, практических рекомендациях
и предложениях, а также в основных положениях, выносимых на защиту.
8
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В диссертации обосновывается необходимость рассматривать жалобу на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в качестве одного из видов специальной административной жалобы. С учетом имеющихся в научной литературе точек зрения автором выявлены и описаны правовые признаки, обусловливающие отнесение жалобы на таможенные акты, рассматриваемой в административном порядке, к специальным административным жалобам. Аргументируется вывод о том, что особенности жалобы данного вида определены также спецификой таможенных правоотношений (особенностями таможенных процедур), в рамках которых нарушаются права их невластных участников и возникает необходимость в их защите, и спецификой реализуемых таможенными органами функций.
С целью определения механизма и способов защиты прав участников таможенных правоотношений обоснована необходимость выделения следующих видов деятельности таможенных органов, при осуществлении которых происходит реализация возложенных на них функций: нормотворческая, фискальная, деятельность в сфере таможенного дела, правоохранительная, деятельность по предоставлению государственных услуг (в том числе разрешительная и информационно-консультационная), деятельность по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц. Аргументируется, что осуществление указанных видов деятельности, в ходе которого могут возникать конфликтные ситуации, определяет правовой режим защиты нарушенных прав участников таможенных правоотношений, регламентирующий процедуру подачи и рассмотрения жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа.
2. Диссертантом осуществлена систематизация правовых режимов оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов в административном порядке. В результате анализа законодательства и правоприменительной практики обоснована следующая система правовых режимов оспаривания таможенных актов, обусловленная особенностями объекта оспаривания, круга участников правоотношений, из которых возникает спор, а также процедуры рассмотрения жалобы и принятия решения:
1) общий правовой режим рассмотрения обращений граждан;
9
2) специальный правовой режим оспаривания, предусмотренный законодательством о таможенном регулировании;
3) правовой режим оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг;
4) правовой режим оспаривания постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях;
5) правовой режим оспаривания действий и решений, принятых в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и неотложных следственных действий в предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством порядке;
6) правовой режим оспаривания решений, принятых в рамках государственно-служебных правоотношений.
3. Автором аргументируется необходимость дифференциации правовых режимов оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в судебном порядке
в зависимости от следующих факторов:
1) статуса лица, обращающегося с соответствующим заявлением;
2) особенностей конкретного вида таможенных правоотношений, в которых возникла конфликтная ситуация (особенности правоотношений обусловлены видом осуществляемой таможенным органом деятельности);
3) юридических свойств принимаемых таможенным органом решений и совершаемых действий.
На основе анализа действующего законодательства и судебной практики доказывается, что судебный контроль за законностью таможенных актов, осуществляемый в рамках административного судопроизводства, имеет следующие процессуальные особенности:
1) специальный объект оспаривания (обусловленный спецификой
таможенных правоотношений); 2) подведомственность дел об оспаривании таможенных актов судам общей юрисдикции и арбитражным судам (зависит от статуса лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу, и от правового режима такого перемещения); 3) специальные правила исчисления срока обращения в суд с соответствующим заявлением (обусловленные спецификой объекта оспаривания).
4. Диссертантом доказывается необходимость использования при определении объекта обжалования и метода общей клаузулы (выраженного в праве на обжалование любого таможенного акта
10
при соблюдении установленных условий), и перечневого метода (предусматривающего указание в законодательстве права на обжалование конкретного таможенного акта). При этом обосновывается правомерность использования перечневого метода с целью разграничения правовых режимов, в рамках которых может быть оспорено то или иное решение или действие таможенного органа или его должностного лица.
5. В ходе проведенного исследования выявлены имеющиеся недостатки процедуры рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в административном порядке и предложены возможные пути ее совершенствования: 1) закрепление (с целью приведения в соответствие с законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан) на законодательном уровне обязанности таможенного органа по регистрации жалобы и исчислению сроков ее рассмотрения с этого момента; 2) закрепление положения об участии лица, подавшего жалобу, в ее рассмотрении и перечня прав, которые оно вправе при этом реализовать; 3) введение коллегиального порядка рассмотрения жалоб вышестоящим таможенным органом (в рассмотрении жалобы должны принимать участие начальник таможенного органа, сотрудники его правового и функционального подразделений с привлечением к участию в рассмотрении того должностного лица, чье действие или решение обжалуется); 4) введение положения о том, что должностные лица, рассматривающие жалобу, обязаны в полном объеме (а не только в рамках доводов, изложенных в жалобе) рассмотреть все обстоятельства принятия спорного решения или совершения спорного действия и правомерность его принятия; 5) закрепление возможности обжалования решения вышестоящего таможенного органа по жалобе (акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке) только одновременно с первоначально обжалуемым решением или действием.
6. В результате исследования сущности, значения и места ведомственного контроля в деятельности таможенных органов аргументируется необходимость признания его в качестве дополнительного способа защиты нарушенных прав и законных интересов участников таможенных правоотношений. Также обосновывается необходимость более подробной правовой регламентации оснований, сроков и порядка проведения ведомственного контроля; признания решений, вынесенных по результатам ведомственного контроля, са11
мостоятельным объектом оспаривания, поскольку они оказывают непосредственное влияние на содержание других принимаемых таможенными органами решений; распространения сферы применения ведомственного контроля за рамки решений таможенных органов
в области таможенного дела, как это оговорено в действующем законодательстве о таможенном регулировании.
7. В диссертации выявлены специфика защиты прав участников таможенных правоотношений в ходе производства по делам об административных правонарушениях и некоторые особенности оспаривания постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях, в том числе процедуры их оспаривания в арбитражных судах.
Анализ судебной практики позволил сформулировать рекомендации по установлению таможенным органом при производстве по делу вины юридического лица в совершении правонарушений в области таможенного дела, которые направлены на более эффективную реализацию принципа презумпции невиновности.
8. В результате проведенного исследования сделан вывод, что для оспаривания решений таможенных органов, принятых в рамках предоставления государственных услуг, предусмотрен специальный правовой режим, закрепленный как в законодательных нормах, так и на подзаконном уровне. При этом выявлены факторы, влияющие на эффективность правовой регламентации процедуры оспаривания действий и решений таможенных органов, принятых в ходе предоставления государственных услуг.
На основе критического анализа действующих административных регламентов предоставления государственных услуг и предъявляемых к их содержанию требований выявлена необходимость в совершенствовании положений соответствующих разделов административных регламентов, посвященных досудебному обжалованию, по нескольким направлениям: по определению объекта обжалования, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать жалобу заявителя в рамках предусмотренной процедуры, а также по определению результатов досудебного обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования.
Также обоснована необходимость приведения административных регламентов в соответствие с законодательством о порядке предоставления государственных услуг, в частности их положений,
12
закрепляющих форму, порядок подачи жалобы в досудебном порядке, а также сроки ее рассмотрения.
Т
еоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Положения и выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут применяться в ходе подготовки и преподавания курсов «Административное право», «Таможенное право». Изложенные в работе предложения и практические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании законодательства об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также в правоприменительной деятельности как таможенных органов, так и иных органов государственной власти. Теоретические положения могут также использоваться в процессе создания учебной литературы.
Практическая значимость исследования состоит в анализе вопросов, которые уже возникли или могут возникнуть в судебной и правоприменительной практике. Поэтому некоторые его положения могут быть учтены и при непосредственном обращении с жалобой в вышестоящий таможенный орган или суд.
А
пробация результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена на кафедре административного права Уральской государственной юридической академии, где она прошла рецензирование, была обсуждена и одобрена.
Отдельные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлении на VIII Межрегиональной научно-прак-тической конференции «Механизм реализации и защиты прав личности» (г. Екатеринбург, 27 ноября 2009 г.).
Кроме того, некоторые сделанные в ходе исследования выводы и практические рекомендации относительно возникших при обжаловании конкретных видов таможенных актов проблем и возможных путей их решения нашли отражение в публикациях автора.
Сформулированные в ходе исследования практические выводы и рекомендации использовались автором при подготовке жалоб в вышестоящие таможенные органы, а также заявлений и жалоб в арбитражные суды различных инстанций.
Структура диссертационного исследования обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.
13
ОСНОВНОЕ СОДЕ РЖА НИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертационного исследования, определяются его цель и задачи, научная новизна, приводятся положения, выносимые на защиту, раскрываются объект, предмет, теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования, его теоретическое и практическое значение, приводятся сведения об апробации результатов исследования, его структуре.
Первая глава «Общая характеристика правового института оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц» состоит из трех параграфов, в которых дается общая характеристика рассматриваемого правового института, исследуются историческое развитие и современное состояние законодательства, посвященного исследуемой проблеме.
Первый параграф носит название «Конституционно-правовые основы, сущность и значение оспаривания решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц».
Основу права на оспаривание решений и действий любых органов государственной власти составляет право граждан на обращения. Основным источником регулирования правоотношений в сфере рассмотрения обращений граждан является Конституция Российской Федерации.
Важнейшим средством защиты невластных субъектов от неправомерных действий государственных органов выступает такой вид обращения, как жалоба. Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и определяет, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Значение правового института оспаривания решений и действий органов государственной власти обусловлено выполняемыми им функциями, а именно: разрешение споров, возникающих между властными и невластными субъектами в процессе осуществления государственного управления; контроль за соблюдением должностными лицами требований законодательства при осуществлении властных полномочий (контроль за соблюдением законности); достижение единообразия в применении нормативных положений, устанавливающих порядок реализации полномочий властных субъ14
ектов административных правоотношений при осуществлении ими государственного управления.
Однако наряду с институтом оспаривания в Российской Федерации действуют и иные механизмы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. К их числу относятся: деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, осуществление органами прокуратуры надзора за соблюдением законодательства.
Анализ сформулированных в научной литературе понятий и правовых признаков жалобы, а также их классификаций позволил сделать вывод, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц является одним из видов специальной административной жалобы. Вместе с тем специфика данного вида жалоб во многом определяется не только присущими им правовыми признаками, о которых ведется речь в специальной литературе, но и особенностями таможенных правоотношений, в рамках которых нарушаются те или иные права их невластных участников и возникает необходимость в их защите. Специфика же таможенных правоотношений определяется осуществлением таможенными органами возложенных на них функций в рамках того или иного вида деятельности (в том числе при реализации таможенных процедур как специальной разновидности административных процедур).
Во втором параграфе «История развития законодательства об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц» анализируется история развития законодательства в рассматриваемой сфере, начиная с конца 60-х гг.
ХХ в., поскольку многие его положения послужили основой для норм, регламентирующих порядок обжалования в действующем законодательстве. При этом указанный анализ проводится по нескольким направлениям: во-первых, закрепление норм, посвященных праву граждан на обращения и подачу жалоб, на конститу-ционном уровне; во-вторых, развитие законодательства, регламентирующего как административный, так и судебный порядок оспаривания; в-третьих, развитие таможенного законодательства и появление в нем специальных положений, посвященных вопросам обжалования.
Впервые в истории развития законодательства об обжаловании решений и действий таможенных органов в административном по15
рядке процедура обжалования была предусмотрена в специальном нормативном правовом акте в 1993 г. (раздел
Файлы: 
Порядок отображения: 
0