2012avtoref974

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Архипова Ксения Юрьевна
 
16 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета К 212.294.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Архипова К.Ю. Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства: автореф. дис... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2012. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref974 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Архипова К.Ю. Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства: автореф. дис... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2012. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

На правах рукописи

 
 
 
 
 

АРХИПОВА Ксения Юрьевна

 
 
 
 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

 
 

12.00.14 - административное право;
финансовое право; информационное право

 
 
 
 

АвтореферАт

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск – 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО
«Тихоокеанский государственный университет»
 

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент,
  Чернова Ольга Анатольевна
   
Официальные оппоненты: - Веремеенко Иван Иванович
доктор юридических наук, профессор,
ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», профессор кафедры административного и финансового права
 
- Ширяев Василий Николаевич
кандидат юридических наук, профессор,
ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»,
декан юридического факультета
 
Ведущая организация - ФГКОУ ВПО «Дальневосточный юридический
институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»

 
Защита состоится «16» мая 2012 г. в 14-00 ч. на заседании диссертацион­ного совета К 212.294.01 при ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» по адресу: 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136, ауд. 315 л.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет».
 
Автореферат разослан «6» апреля 2012 г.
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                 Рябцев Александр Васильевич

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. Процесс глобализации мировой экономики, ведущий к росту масштабов международной миграции иностранной рабочей силы, совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации, упрощающее въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, развитие и укрепление международных отношений способствуют увеличению количества иностранных граждан, прибывающих в страну с целью осуществления трудовой деятельности. С другой стороны, естественная убыль населения Российской Федерации, в том числе сокращение численности трудоспособного населения страны, приводят к тому, что для удовлетворения потребностей российской экономики возникает острая необходимость привлечения и использования дополнительных трудовых ресурсов из других стран. Тем самым создаются реальные предпосылки для возникновения трудовых отношений с участием иностранного элемента. Причем к трудовой деятельности привлекаются не только иностранные граждане из стран ближнего зарубежья, с которыми у России заключены соглашения о безвизовом въезде, но и иностранцы, для которых установлен визовый порядок въезда в страну.
Законодательством Российской Федерации установлен определенный порядок привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, который, к сожалению, не всегда соблюдается работодателями, заказчиками работ (услуг), что, в свою очередь, приводит к образованию и росту сектора нелегальной трудовой миграции. Причины нарушения работодателями норм миграционного законодательства разнообразны, начиная от сложности самого процесса привлечения и значительных временных и денежных затрат со стороны работодателя и заканчивая желанием работодателя сэкономить за счет использования дешевой рабочей силы, неуплаты налогов в бюджет государства. Какими бы не были причины привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан без соблюдения установленных правил такого привлечения, очевидно, что данными действиями причиняется значительный вред интересам личности, общества и государства.
В этой связи чрезвычайно актуализируется вопрос исследования административно-правовых средств обеспечения порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и использования их труда, среди которых основное место принадлежит административной ответственности.
Административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства впервые была введена Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и служит средством обеспечения соблюдения норм действующего миграционного законодательства Российской Федерации, защиты прав и законных интересов как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, общественных отношений и экономических интересов государства от противоправных посягательств в сфере трудовой миграции.
Повышенное внимание законодателя к вопросу обеспечения соблюдения порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, а также введение новых составов правонарушений, требуют научного осмысления института административной ответственности за незаконное привлечение и использование иностранной рабочей силы в общетеоретическом и практически-прикладном плане.
Степень научной разработанности темы исследования. Анализ литературных источников свидетельствует о внимании ученых к проблемам, связанным с пребыванием на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства в целом, и осуществлением указанными лицами трудовой деятельности на территории Российской Федерации, в частности. Вместе с тем, основное внимание исследователей было обращено на само явление «трудовая миграция» (И.В. Ивахнюк, В.А. Ионцев, И.Я. Кисилев, С.Е. Метелев, Е.В. Тюрюканова и др.), на вопросы правового статуса иностранных граждан (Е.С. Смирнова,       В.В. Глазырин, К.И. Манолов и др.), а также государственно-правового регулирования трудовой деятельности этих субъектов права в Российской Федерации    (Л.В. Щур-Труханович, И.А. Феоктистов, Г.С. Скачкова, и др.). Специальных исследований административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранцев в современных социально-экономических и политических условиях не проводилось. Данная тематика не была затронута в теоретических работах по административному праву.
Объектом диссертационного исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе установления и применения административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Предмет диссертационного исследования составляют теоретические и практические аспекты функционирования института административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, его содержательная и нормативная основа, целевое назначение, существующие проблемы в законотворческой и правоприменительной деятельности.
Целью диссертационного исследования является вскрытие сущности административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, выявление теоретических и практических проблем, связанных с правоприменительной деятельностью в данной области, а также разработка научно-практических рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование миграционного, административного и административно-процессуального законодательства в сфере обеспечения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- определить правовые нормы, подлежащие применению к трудовым отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также выявить и охарактеризовать систему основных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
- определить порядок привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации, а также обязанности, возникающие у работодателей или заказчиков работ (услуг) в связи с таким привлечением, принимая во внимание особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства;
- определить органы исполнительной власти, обладающие правосубъектностью в сфере регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, и конкретизировать их полномочия в названной сфере;
- эксплицировать понятие «незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» и вскрыть деяния, обладающие признаками состава административного правонарушения, выраженного в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- рассмотреть и охарактеризовать систему административно-правовых мер принуждения, применяемых за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, а также обобщить результаты изучения правоприменительной практики назначения административных наказаний за названное правонарушение;
- определить субъектов административной юрисдикции, обладающих полномочиями по осуществлению надзора и контроля в сфере трудовой миграции;
- выработать конкретные предложения по совершенствованию миграционного, административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют различные методы научного познания, которые применялись при его проведении. К таким методам относятся: диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой, анализ, системный, формально-юридический.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили положения международных актов, федерального законодательства Российской Федерации, подзаконных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также общетеоретические положения, содержащиеся в научных публикациях по данной проблеме.
Нормативной базой диссертационного исследования послужили международные нормативно-правовые акты; Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты миграционного законодательства Российской Федерации, регламентирующие вопросы осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также правила привлечения таких лиц к трудовой деятельности и использования их труда; нормативно-правовой акт, устанавливающий административную ответственность за правонарушения в сфере трудовой миграции, ведомственные нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические данные Федеральной миграционной службы (ФМС России), материалы судебной практики по делам о незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в частности судов Ленинградской, Архангельской и Ростовской областей, г. Москвы и др.).
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в предлагаемой диссертационной работе впервые комплексно исследованы вопросы административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Автором сформулировано определение правовой дефиниции «незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», предложена новая, отличная от закрепленной КоАП РФ, система деяний, квалифицируемых как незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
В диссертационной работе выявлены пробелы законодательного обеспечения института административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных работников в РФ и внесены предложения по совершенствованию законодательства об административной ответственности; проанализирована правоприменительная практика в рассматриваемой области; сделаны выводы, имеющие общетеоретическое и практическое значение.
Научная новизна диссертационного исследования нашла отражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. Обоснована необходимость принятия Федерального закона «О правилах привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда». Проект структуры данного Федерального закона приложен к диссертационной работе.
2. Доказана необходимость изменения порядка получения работодателем, заказчиком работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также порядка получения разрешения на работу иностранному гражданину. Автором предложен новый порядок привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
3. В целях повышения эффективности государственного регулирования в сфере трудовой миграции населения предлагается образовать Министерство занятости и миграции Российской Федерации с переподчинением ему действующих федеральных служб, осуществляющих функции по контролю и надзору, оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Для совершенствования правового обеспечения правоприменительной деятельности в названной сфере предлагается принять Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке осуществления надзора и контроля за трудовой деятельностью иностранных работников и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда».
4. Предлагается возможная формулировка правовой дефиниции понятия «незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства», под которым понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства с нарушением правил привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации, выразившиеся в предоставлении работодателем, заказчиком работ (услуг) права на осуществление трудовой деятельности иностранному гражданину или лицу без гражданства без соблюдения правил привлечения и использования иностранных работников, либо выдаче работодателем, заказчиком работ (услуг) разрешения на осуществление трудовой деятельности иностранному гражданину или лицу без гражданства, равно как и фактическом допущении иностранного гражданина или лица без гражданства к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации, без соблюдения правил осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, либо ином использовании труда иностранных работников без соблюдения правил такого использования.
5. Обосновывается позиция, согласно которой в качестве незаконного привлечения иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации следует рассматривать деяния, предусмотренные частью 1 статьи 18.16 и частью 1 статьи 18.17 КоАП РФ, а не только закрепленные в статье 18.15 названного Кодекса.
6. В целях восполнения законодательного пробела предлагается внести изменения в КоАП РФ, дополнив статью 18.15 частью 4 следующего содержания:
«4. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства вне предела субъекта (субъектов) Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выдано разрешение на работу, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
7. Обоснована необходимость внесения изменений в диспозицию части 3 статьи 18.15 КоАП РФ и изложения ее в следующей редакции:
«3. Неуведомление или уведомление с нарушением установленных сроков территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом».
В целях устранения сомнений по применению нормы об обязательности уведомления налогового органа при привлечении к трудовой деятельности иностранного работника, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, аргументирована необходимость изменения статьи 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Предлагается из состава статьи 18 выделить подпункт 4 пункта 8 и изложить его в качестве самостоятельного пункта 14 указанной статьи в следующей редакции:
«14. Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику».
8. В целях повышения эффективности мер административной ответственности, обеспечения законности и справедливости применения административно-правовых санкций за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечения единообразия административной практики автором разработан проект «Инструкции о порядке назначения административного наказания в виде административного штрафа и установления его размера»; сделан вывод о недопустимости замены административного приостановления деятельности юридического лица административным штрафом в том случае, когда правонарушитель не в состоянии его оплатить в силу своего материального положения; доказана необходимость внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в виде отмены части 3 статьи 3.12 названного Кодекса, предусматривающей возможность досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Обосновывается несостоятельность доводов судов о возможности применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности к правоотношениям, возникающим в связи с нарушением правил привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации; выявлены ошибки, совершаемые юрисдикционными органами при назначении меры наказания лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившим правонарушения.
9. Предлагается расширить существующую систему административно-правовых санкций за нарушение правил привлечения иностранных граждан (лиц без гражданства) к трудовой деятельности в Российской Федерации, предусмотрев дисквалификацию как более строгую меру административной ответственности должностных лиц. Включить дисквалификацию в санкции статьи 18.15, пункта 1 статьи 18.16, пункта 1 статьи 18.17 КоАП РФ, сроком от шести месяцев до трех лет.
Дополнить примечание к статье 18.15 КоАП РФ частью 3, содержащей норму об обязательном привлечении к административной ответственности должностных лиц организации, виновных в совершении административного правонарушения в случае привлечения к административной ответственности юридического лица.
10. Аргументируется необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Административный регламент, утвержденный совместным приказом ФМС, Минздравсоцразвития, Минтранса и Госкомрыболовства России от 11 января 2008 года[1], путем дополнения их нормой о недопущении найма иностранных работников работодателями и заказчиками услуг, которые неоднократно (2 и более раза) привлекались к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
11. Обоснована необходимость наделения юрисдикционными полномочиями в сфере трудовой миграции Росздравнадзора и расширения юрисдикционных полномочий Роструда в названной сфере.
Предлагается наделить должностных лиц Росздравнадзора правом составления протокола и возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 КоАП РФ в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации, дополнив часть 2 статьи 28.3 КоАП РФ пунктом 97 в следующей редакции:
«97) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору за фармацевтической деятельностью, - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 18.17 настоящего Кодекса (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации)».
Предлагается наделить должностных лиц Роструда правом составления протокола и возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ, и внести изменение в пункт 16 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, изложив его в следующей редакции:
 «16) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, частью 1 статьи 18.15, частью 2 статьи 18.15, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса».
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что диссертантом расширен круг научных знаний по вопросу применения мер административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; уточнено содержание базовых терминов, представленных в действующем законодательстве, а также введены новые правовые конструкции, что имеет важное научное значение для понимания сути правоотношений, возникающих в связи с реализацией административной ответственности за нарушения в сфере обеспечения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию действующего миграционного, административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации. Результаты исследования могут найти практическое применение в процессе преподавания административного права Российской Федерации и спецкурсов, посвященных освещению отдельных аспектов миграционного законодательства, в практической деятельности государственных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере трудовой миграции.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы нашли апробацию в ходе научно-практических конференций различного уровня: «Современные проблемы и пути их решения науке, транспорте, производстве, образовании‘2008», Одесса, 2008; «Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика», Пенза, 2009; «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ‘2009», Одесса, 2009; «Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2009», Одесса, 2009; «Nauka i inowacja – 2009», Przemyśl, 2009; «Vědecký průmysl evropského kontinentu – 2009», Praha, 2009; «Найновите научни постижения – 2009», София, 2009; «Теория и практика в современной юриспруденции», Новосибирск, 2011; «Перспективы развития современной науки», Горловка, 2011.
Основные положения диссертационной работы были опубликованы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией: Юридический мир, 2010, №№ 6, 9; Конституционное и муниципальное право, 2011, № 10.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация включает в себя введение, две главы, включающие 6 параграфов, заключение, библиографический список литературы, приложения.
 
 
 
 
 
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрывается степень его научной разработанности, определяются цель, задачи, объект и предмет исследования, методологическая основа исследования, теоретическая, нормативная и эмпирическая основы работы, показана научная новизна диссертации, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, изложены сведения об апробации результатов диссертационной работы, показано ее теоретическое и практическое значение, раскрывается структура.
Первая глава «Организационно-правовые основы регулирования рынка труда иностранной рабочей силы» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Нормативно-правовое обеспечение осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории РФ» рассматриваются источники правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. В работе уделено внимание как российским нормативно-правовым актам, так и актам международного права.
Система международных правовых актов, принимаемых во внимание при регулировании правовых отношений, возникающих при осуществлении иностранными работниками трудовой деятельности на территории РФ, представлена международными договорами и иными международными актами, содержащими общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере труда, регулирующими вопросы миграции и труда иностранных работников, закрепляющими трудовые права мигрантов.
Система нормативно-правовых актов Российской Федерации состоит из нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус трудовых мигрантов, регламентирующих порядок и правила привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ, определяющих правосубъектность федеральных органов исполнительной власти в сфере привлечения и использования труда иностранных работников в РФ и основы межведомственного взаимодействия.
Исследуя миграционное законодательство, диссертант делает вывод, что оно представляет собой сложную, динамично развивающуюся конструкцию, состоящую из огромного массива нормативно-правовых актов разной юридической силы. Наличие значительного числа правовых актов, регулирующих вопросы трудовой деятельности иностранных работников в РФ, и носящих в большинстве своем подзаконный характер, создает значительные трудности в восприятии их положений, реализации их на практике, осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов трудовой миграции. В связи с чем, актуальным становится вопрос упорядочения действующих в рассматриваемой сфере нормативно-правовых актов, приведения их в единое системное целое.
Проведенное исследование позволило диссертанту высказать предложение о необходимости пересмотра и систематизации всего массива нормативно-правовых актов, регламентирующих правовые отношения при осуществлении иностранными работниками трудовой деятельности в РФ, в форме Федерального закона Российской Федерации «О правилах привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда».
Во втором параграфе «Порядок привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в РФ» раскрываются правила привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в Российской Федерации, а также административные процедуры, связанные с использованием российскими работодателями иностранной рабочей силы.
Диссертантом установлено, что порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в Российской Федерации зависит от того, к какой категории в зависимости от способа выхода на российский рынок труда принадлежит иностранный работник. На сегодняшний день можно выделить пять таких категорий: иностранные граждане, которые могут осуществлять трудовую деятельность в РФ без получения разрешения на работу и которых работодатель вправе привлекать к трудовой деятельности без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников; иностранные граждане, которые трудоустраиваются в РФ в пределах установленных квот на выдачу приглашений на въезд иностранных граждан в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и (или) выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в РФ; иностранные граждане - квалифицированные специалисты, трудоустраивающиеся по имеющейся у них профессии (специальности); высококвалифицированные специалисты; иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность у физических лиц.
Сделан вывод о том, что текущий порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в РФ обладает рядом недостатков, способствующих развитию сектора нелегальной трудовой миграции.
Диссертант указывает, что существует объективная необходимость изменения порядка получения работодателем, заказчиком работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также порядка получения разрешения на работу иностранному работнику. В целом, в изменении нуждается текущая иммиграционная политика по привлечению в РФ иностранных работников и использованию их труда. Исходя из изложенного, диссертантом предложены четыре новые иммиграционные программы по привлечению иностранной рабочей силы в РФ, разработанные на основе селективного и дифференцированного подхода. Описание данных программ приложено к диссертационной работе.
В третьем параграфе «Правосубъектность органов исполнительной власти в сфере регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» изложена компетенция органов исполнительной власти в сфере регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, раскрывается их административно-правовой статус, освещаются предоставленные им управленческие функции.
Основополагающую роль в процессе регулирования миграционных процессов в целом, и процессов привлечения и использования иностранной рабочей силы в частности, играет Правительство РФ, в компетенции которого сосредоточены основные механизмы формирования и реализации миграционной политики РФ.
Система федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, наделенных полномочиями в сфере регулирования трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, состоит из трех звеньев, которые выделяются в зависимости от функциональной направленности деятельности государственных органов:
- федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих правоустанавливающие функции (МВД России, Минзравсоцразвития, Минэкономразвития, Минтранс);
- федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции (ФМС России, Роструд, Росздравнадзор, Роспотребнадзор);
- федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по оказанию государственных услуг (ФМС России, Роструд, Росречморфлот,  Росрыболовство).
Анализ федеральных законов, а также действующих подзаконных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления контроля и надзора в целях обеспечения легального привлечения и использования иностранных работников в РФ, осуществления иностранными работниками трудовой деятельности на территории РФ, позволяет сделать вывод о том, что по ряду вопросов реализация контрольно-надзорных функций в сфере трудовой деятельности иностранных работников не имеет надлежащего законодательного обеспечения.
Так, действующее законодательство не проводит четкого разграничения понятий «контроль» и «надзор» в сфере привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, что зачастую влечет подмену одного понятия другим; законодательно не установлен порядок осуществления контроля и надзора за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации; законодательно не закреплено, какие органы исполнительной власти наряду с ФМС России обладают полномочиями по надзору и контролю за привлечением иностранных работников к трудовой деятельности в РФ; физические лица, привлекающие и использующие труд иностранных работников по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, остаются вне рамок надзора, поскольку действие Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на них не распространяется.
Для ликвидации возникших правовых пробелов предлагается разработать и принять Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке осуществления надзора и контроля за трудовой деятельностью иностранных работников и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда».
В целях создания более стройной системы управления миграционными потоками, обосновывается необходимость образования Министерства занятости и миграции Российской Федерации с переподчинением ему ФМС России и Роструда, осуществляющих функции по контролю и надзору, оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Вторая глава «Ответственность в системе средств административно-правового обеспечения порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства как основание применения мер административного принуждения» рассматриваются деяния, которые квалифицируются как незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства.
Диссертантом дано определение правовой дефиниции «незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства» (сформулировано в положении № 4, выносимом на защиту).
Обоснована необходимость квалификации в качестве незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства не только деяний, закрепленных в статье 18.15 КоАП РФ, но и деяний, предусмотренных пунктом 1 статьи 18.16 КоАП РФ, пунктом 1 статьи 18.17 КоАП РФ. Диссертантом сделан вывод о том, что положения части 1 статьи 18.16 КоАП РФ и части 1 статьи 18.17 КоАП РФ являются специальными по отношению к общей норме, закрепленной в статье 18.15 КоАП РФ.
Диссертантом установлено, что наличие в Федеральном законе от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» нормы о том, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу, порождает соответствующую обязанность работодателей, заказчиков услуг (работ) по использованию труда иностранного работника только в пределах того субъекта, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Нарушение работодателем, заказчиком работ (услуг) данной обязанности является нарушением правил использования труда иностранных работников, что, в свою очередь, должно предусматривать применение мер ответственности к правонарушителю. Однако КоАП РФ не предусмотрена ответственность за данное нарушение требований федерального законодательства. Наличие такого законодательного пробела позволило автору внести предложение о дополнении статьи 18.15 КоАП РФ частью 4, устанавливающей административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства вне предела субъекта (субъектов) РФ, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выдано разрешение на работу.
Автором установлено, что на сегодняшний день в правоприменительной практике нет единого мнения по поводу того, образует ли состав административного правонарушения уведомление уполномоченных органов исполнительной власти о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина (лица без гражданства) с нарушением установленных для такого уведомления сроков. В целях обеспечения единообразия толкования и применения правовой нормы, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, аргументируется необходимость ее совершенствования и внесения соответствующих изменений в КоАП РФ.
Проанализировав правоприменительную практику, автор приходит к выводу о неоднозначности толкования судами нормы законодательства Российской Федерации об обязанности работодателей, заказчиков работ (услуг) по уведомлению налогового органа по месту учета о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности в РФ. В этой связи автор предлагает внести изменение в статью 18 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», выделить из состава статьи 18 подпункт 4 пункта 8 и изложить его в качестве самостоятельного пункта 14, исключив из его содержания слово «новый».
Во втором параграфе «Система административно-правовых мер принуждения в сфере обеспечения соблюдения правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» рассматриваются меры административного принуждения, применяемые в целях обеспечения соблюдения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации.
Рассмотрение подходов к определению административно-принудительных мер и их классификации позволило заключить, что данные меры применяются в случае нарушения установленных законодательством правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в целях предупреждения и пресечения нарушения норм действующего миграционного законодательства Российской Федерации, а также привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Установлено, что система мер административного принуждения, применяемых для обеспечения соблюдения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации состоит:
1) из административно-предупредительных мер: отказ в выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников; отказ в выдаче разрешения на осуществление иностранным гражданином, в том числе прибывшим в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, трудовой деятельности; надзорные проверки за соблюдением работодателями правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;
2) мер административного пресечения: приостановление действия и аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников; аннулирование разрешения на осуществление иностранным гражданином, в том числе прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, трудовой деятельности в Российской Федерации; временный запрет деятельности;
3) мер административной ответственности: административный штраф, административное приостановление деятельности.
Анализ правоприменительной практики позволил выявить ряд практических проблем, возникающих при реализации мер административной ответственности в сфере использования труда иностранных работников. Так, установлено, что в настоящее время в правоприменительной практике отсутствует единообразный подход к определению уполномоченными юрисдикционными органами размера административного штрафа за однородные правонарушения, посягающие на установленный порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в РФ. В связи с чем, диссертантом обоснована необходимость принятия и подготовлен проект нормативно-правового акта, определяющего порядок назначения административного штрафа и установления его размера.
Выявлено, что при назначении наказания за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранных работников сложилась практика замены судами административного штрафа, назначенного лицу, в том случае, когда правонарушитель не в состоянии его оплатить в силу своего материального положения, административным приостановлением деятельности, что, по мнению автора, является недопустимым.
Доказана необходимость внесения изменений в КоАП РФ в виде отмены части 3 статьи 3.12 (предусматривающей возможность досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности), и включения дисквалификации в санкции статьи 18.15, пункта 1 статьи 18.16, пункта 1 статьи 18.17 КоАП РФ, сроком от шести месяцев до трех лет.
В третьем параграфе «Субъекты административной юрисдикции, осуществляющие контрольно-надзорные функции в сфере трудовой миграции» раскрываются юрисдикционные полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих функции контроля и надзора сфере трудовой миграции.
Проанализирована система субъектов административной юрисдикции, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере трудовой миграции. Определено, что система субъектов административной юрисдикции, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере трудовой миграции, состоит из ФМС России и ее территориальных органов, Роструда, ФНС России и ее территориальных органов, Роспотребнадзора.
Установлено, что законодатель не наделяет административно-юрисдикционными полномочиями в сфере трудовой миграции ряд органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции в рассматриваемой сфере, в частности Росздравнадзор и Роструд. Диссертантом аргументируется необходимость наделения должностных лиц Росздравнадзора правом на составление протокола и возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.17 КоАП РФ (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), должностных лиц Роструда и его территориальных органов - юрисдикционными полномочиями по составлению протокола и возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 18.15 КоАП РФ.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные теоретические и практические выводы, предложения по совершенствованию административно-правового регулирования в сфере обеспечения соблюдения правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях.
1. Архипова К.Ю. Проблемы правоприменительной деятельности в сфере привлечения и использования труда иностранных работников /    К.Ю. Архипова // Юридический мир. – 2010. – № 6 (162). – С. 31-34.
2. Архипова К.Ю. Совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в аспекте противодействия незаконной трудовой миграции / К.Ю. Архипова // Юридический мир. – 2010. – № 9 (165). – С. 13-16.
3. Архипова К.Ю. Пробелы законодательного обеспечения исполнения государственной функции контроля и надзора за соблюдением установленного порядка привлечения и использования труда иностранных работников на территории Российской Федерации / К.Ю. Архипова // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 10. – C. 57-59.

  1. Орлова (Архипова) К.Ю. О необходимости совершенствования законодательства РФ о правовом положении иностранных граждан / К.Ю. Орлова (Архипова) // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения науке, транспорте, производстве и образовании‘2008». Том 15. Юридические и политические науки. – Одесса: Черноморье, 2008. – С. 47-51.
  2. Орлова (Архипова) К.Ю. О привлечении и использовании иностранной рабочей силы в Российской Федерации / К.Ю. Орлова (Архипова) // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2009». Том 21. Юридические и политические науки. – Одесса: Черноморье, 2009. – С. 3-5.
  3. Орлова (Архипова) К.Ю. «Нежелательность пребывания» как основание для применения принудительных мер в отношении иностранцев / К.Ю. Орлова (Архипова) // Материали за 5-а международна научна практична конференция, «Найновите научни постижения», – 2009. Том 10. Закон. Държавна администрация. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2009. – С. 13-16.
  4. Орлова (Архипова) К.Ю. Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы: правовой аспект / К.Ю. Орлова (Архипова) // Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. /МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009. – С. 56-58.
  5. Архипова К.Ю. Новые правила уведомления о привлечении к трудовой деятельности иностранцев / К.Ю. Архипова // Materiały V Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Nauka i inowacja – 2009» Volume 5. Prawo. Historia. Filozofia. Politologija: Przemyśl. Nauka i stadia, 2009. – С. 7-10.
  6. Архипова К.Ю. Уведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства: право или обязанность? / К.Ю. Архипова // Materiály V mezinárodní vědecko-praktická konference «Vědecký průmysl evropského kontinentu – 2009». - Díl 7. Právní vědy. Historie. Politické vědy: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o, 2009. – С. 28-30.
  7. Архипова К.Ю. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: неточности квалификации действий лица / К.Ю. Архипова // Перспективы развития современной науки: материалы XII Международной научно-практической конференции по философским, филологическим, юридическим, педагогическим, экономическим, психологическим, социологическим и политическим наукам. – Горловка, 2011. – С. 54-59.
  8. Архипова К.Ю. Административная ответственность в системе средств принуждения в сфере обеспечения соблюдения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства / К.Ю. Архипова // «Теория и практика современной юриспруденции»: материалы международной заочной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «Априори», 2011. – С. 64-68.

 
 
 
 
 
 

Архипова Ксения Юрьевна
 
 
 
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
 
 
 
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
Подписано в печать 23.03.12. Формат 60х84 1/16. Бумага писчая.
Гарнитура «Таймс». Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,3.
Тираж 100 экз. Заказ ­­    
 
 
 
Отдел оперативной полиграфии
издательства Тихоокеанского государственного университета
680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

 
[1] Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства: приказ ФМС РФ № 1, Минздравсоцразвития РФ № 4, Минтранса РФ № 1, Госкомрыболовства РФ № 2 от 11 января 2008 г.: зарег. в Минюсте Рос. Федерации 09 апреля 2008 г. № 11480 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – 14 июля.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0