2012avtoref956

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Бондарчук Андрей Михайлович
 
25 апреля 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Административно-правовое регулирование официального статистического учета в Российской Федерации» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.203.29
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Бондарчук А.М. Административно-правовое регулирование официального статистического учета в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 21.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref956 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Бондарчук А.М. Административно-правовое регулирование официального статистического учета в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 21.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
Бондарчук Андрей Михайлович
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОФИЦИАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность: 12.00.14 – административное право, финансовое право,
информационное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва - 2012
Диссертация выполнена на кафедре конституционного права Аккредитованного
образовательного частного учреждения высшего профессионального образования «Мо-
сковский финансово-юридический университет МФЮА»
Научный руководитель доктор юридических наук, профессор
Зеленцов Александр Борисович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Кононов Анатолий Михайлович
кандидат юридических наук, профессор
Побежимова Нелли Ивановна
Ведущая организация: Московский университет государственного
управления
Защита состоится 25 апреля 2012 г. в 16.30 ч. на заседании диссертационного со-
вета Д 212.203.29 при ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по ад-
ресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. № 347 Зал заседаний Ученого
совета.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке
ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» по адресу: 117198, г. Москва,
ул. Миклухо-Маклая, д. 6.
Автореферат и объявление о защите диссертации отправлены для размещения на
официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети
Интернет «__» марта 2012 г. по электронной почте по адресу: referat_vak@mon.gov.ru
Автореферат разослан « » марта 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук А.Р. Батяева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность темы исследования. В настоящее время информационно-
статистическая составляющая информационной сферы России оказывает суще-
ственное влияние практически на все области общественной жизни. Система го-
сударственной статистики Российской Федерации призвана обеспечить государ-
ственные органы, общественные объединения, научно-исследовательские орга-
низации, средства массовой информации и граждан достоверной и непротиворе-
чивой статистической информацией о социально-экономическом положении го-
сударства на основе научных принципов организации сбора, обработки и распро-
странения этой информации.
Уникальность инновационного процесса в системе государственной стати-
стики обусловлена тем, что в России динамично происходят трансформации во
всех сферах жизнедеятельности и соответственно меняются содержание и струк-
тура отображаемой информации; осуществляется документооборот с использо-
ванием современных информационно-коммуникационных технологий.
Усиление роли статистического ведомства в Российской Федерации в на-
стоящее время определяется правом централизованно утверждать все формы
статистической отчетности и легитимностью территориально-распределенной
системы государственной статистики. Председатель Правительства Российской
Федерации В.В. Путин подчеркнул, что статистическая служба «заслужила авто-
ритет в профессиональном сообществе, заняла достойное место в системе госу-
дарственного управления. И сегодня является источником наиболее полной, объ-
ективной информации о базовых экономических параметрах, важнейших соци-
альных и демографических индикаторах», результаты ее деятельности «лежат в
основе ключевых управленческих решений, долгосрочных прогнозов, масштаб-
ных программ и проектов развития»1.
1 См.: Приветствие Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина участникам и гостям Меж-
дународной научно-практической конференции "Российская государственная статистика и вызовы XXI века»
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/internetn.htm
С принятием Федерального закона «Об официальном статистическом учете
и системе государственной статистики в Российской Федерации»2 закреплена
система нормативного регулирования официального статистического учета, при-
нятая Минэкономразвития России в последние годы при организации нормо-
творчества в области организации официального статистического учета.
Тем не менее, действующее законодательство в сфере государственной ста-
тистики и официального статистического учета так и не получило должной
оценки в науке административного права. Такое положение обусловлено недос-
таточной научной разработанностью вопросов определения и реализации адми-
нистративно-правового механизма официального статистического учета в Рос-
сийской Федерации и санкционированного государством специального админи-
стративно-правового режима деятельности в его сфере, а потому, потребностью
концептуально-методологического и практического анализа публично-правовой
деятельности в сфере государственной статистики.
Таким образом, научное исследование административно-правового регули-
рования официального статистического учета, как одного из наиболее важных
элементов информационной инфраструктуры России, органично вписывается в
круг проблем совершенствования российской государственности.
Вышеизложенное подтверждает актуальность и практическую значимость
обращения автора к данной теме.
Степень разработанности темы исследования. Системные исследования,
направленные на разработку проблемы административно-правового регулирова-
ния официального статистического учета на концептуальном уровне, в науке
административного права до сих пор не проводились, о чем свидетельствует от-
сутствие трудов и публикаций по данной проблематике отечественных юристов.
Вышеизложенное предопределило выработку авторской позиции и концепции
относительно административно-правового регулирования статистической дея-
тельности в Российской Федерации.
2 Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе госу-
дарственной статистики в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, № 49, ст. 6043
Объектом исследования являются общественные отношения, возникаю-
щие в процессе административно-правового регулирования официального стати-
стического учета и системы государственной статистики в Российской Федера-
ции.
Предметом исследования является административно-правовое регулиро-
вание официального статистического учета, в том числе, нормы, принципы и
методы такого регулирования, органы его осуществляющие, сложившаяся в на-
стоящее время иерархия в системе законодательства об официальном статисти-
ческом учете, практика применения законодательства об официальном стати-
стическом учете и проблемы его совершенствования.
Цель исследования состоит в разработке концептуальных основ механиз-
ма административно-правового регулирования деятельности в сфере официаль-
ного статистического учета и научно-практических рекомендаций по совершен-
ствованию публично-правового регулирования системы государственной стати-
стики в Российской Федерации в контексте обеспечения и защиты публичных
интересов.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрыть общетеоретическое значение и перспективы становления понятийного
аппарата административно-правового регулирования в сфере официального стати-
стического учета;
2) типологизировать исторические этапы формирования и развития правовых
основ государственной статистики в Российской Федерации;
3) выявить правовую природу административной и иных видов деятельности в
сфере официального статистического учета в Российской Федерации и ее соот-
ветствие международным стандартам;
4) установить основные направления и границы административно-правового ре-
гулирования деятельности в сфере официального статистического учета и оха-
рактеризовать административно-правовой режим данной деятельности;
5) проанализировать административно-правовой статус субъектов правоот-
ношений, возникающих при осуществлении официального статистического
учета и изучить специфику их взаимодействия;
6) исследовать сущность и содержание механизма административно-правового
регулирования официального статистического учета;
7) раскрыть принципы правового регулирования деятельности в сфере офици-
ального статистического учета;
8) получить целостную характеристику федерального статистического наблюде-
ния как формы административной деятельности;
9) изучить систему административных процедур по исполнению федеральными
органами исполнительной власти государственных функций в сфере официального
статистического учета;
10) выделить процессуально-правовые особенности применения административной
ответственности за нарушение порядка представления статистической информа-
ции для проведения государственных статистических наблюдений.
11)аргументировать необходимость совершенствования административно-
правового регулирования деятельности в сфере официального статистическо-
го учета в Российской Федерации.
Методологическая основа диссертации. В работе над диссертацией автор
исходил из того, что важнейшими характеристиками современного научного
знания являются комплексность, системность и междисциплинарность. В про-
цессе исследования диссертант применял также методы историзма, объективно-
сти и конкретности.
Исторический подход потребовал рассмотреть административно-правовое
регулирование официального статистического учета в развитии, проследить эта-
пы развития, и с этой точки зрения дать оценку эффективности регулирования
системы официального статистического учета. Принцип конкретности обусловил
точный учет всех условий, в которых начал свое развитие объект настоящего ис-
следования и в которых он находится сейчас; построение понятийного ряда ка-
тегории «официальный статистический учет» выделение главных, существен-
ных свойств, связей, тенденций развития законодательства об официальном ста-
тистическом учете в Российской Федерации. Объективность как важнейший
принцип общетеоретического исследования способствовала истинному отраже-
нию состояния законодательства, регулирующего официальный статистический
учет, выявлению существующих на современном этапе недостатков и пробелов,
определению причин возникновения правовых коллизий в этой сфере, а также
общих закономерностей развития административно-правового и методологиче-
ского регулирования системы государственной статистики, в которых и отража-
ются объективная действительность, реальные явления общественной жизни.
Теоретическую основу работы составили труды видных отечественных
представителей науки теории государства и права: С. С. Алексеева,
В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова,
Ю. А. Тихомирова, Р. О. Халфиной и других.
В работе над диссертацией автор опирался на труды известных ученых в
области науки управления, административного и информационного права: А. Б.
Агапова, А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахраха, К. С. Бельского, А. А.
Демина, А. С. Дугенца, А. Б. Зеленцова, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, Н.Н. Ку-
няева, Б. М. Лазарева, В. М. Манохина, Э. Н. Ренова, Б. В. Россинского, Н. Г. Са-
лищевой, Ю. Н. Старилова, А.И. Стахова, Ю. В. Степаненко, М. С. Студеники-
ной, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой, Н. Ю. Хаманевой, Д. М. Чечота, В. Е.
Чиркина, А. П. Шергина, М. А. Штатиной, В. А. Юсупова, А. Ю. Якимова и дру-
гих.
Кроме того, настоящее исследование характеризуется использованием тру-
дов по общей теории статистики, истории статистической деятельности в России
и т.д.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской
Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Феде-
рации, Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе
государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007 № 282-ФЗ,
Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка пред-
ставления государственной статистической отчетности» от 13.05.1992 № 2761-1,
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» от 27.07. 2006 № 149-ФЗ, федеральное законодательство по вопро-
сам официального статистического учета на территории Российской Федерации
и действующее законодательство о государственной статистике некоторых стран
СНГ.
Научная новизна работы. В диссертации впервые в отечественной науке
административного права осуществлено комплексное исследование проблемы
административно-правового регулирования официального статистического учета
на современном этапе в России; проведен компаративный анализ законодатель-
ства о статистике некоторых государств постсоветского пространства и конкре-
тизирована специфика российского законодательства в исследуемой сфере; вы-
явлены основные проблемы административно-правового регулирования
официального статистического учета, связанные со становлением новых методов
его осуществления в период формирования информационного общества.
Научная новизна исследования выражается в определении концептуально-
методологических основ модели организационно-правового регулирования
официального статистического учета в Российской Федерации в условиях осу-
ществления электронного документооборота; в уточнении формулировок ряда
терминов исследуемой области; в развитии системы принципов
административно-правового регулирования в сфере официального
статистического учета; исследовании административно-правового режима
официального статистического учета; выявлении автором закономерностей
развития административных правоотношений в сфере административной
ответственности за непредоставление или нарушение порядка предоставления
статистической информации.
Теоретические положения, выносимые на защиту.
1. Официальный статистический учет как объект административно-
правового регулирования представляет собой процесс получения в соответствии
с официальной статистической методологией и процесс обработки первичных
статистических и административных данных стороной, представляющей пуб-
лично-правовой интерес (субъектами официального статистического учета), в
связи с осуществлением установленных законом административных функций в
целях формирования официальной статистической информации.
2. Внедрение в российскую практику международных стандартов офици-
ального статистического учета посредством разработки отечественных стандар-
тов представляет собой составную часть общемировой проблемы гармонизации
и стандартизации официального статистического учета в рамках мирового стати-
стического пространства. Соответствие российского официального статистиче-
ского учета международным стандартам необходимо лишь в принципиальной
части, с сохранением и развитием национальных традиций, сформированных ра-
нее при организации и ведении официального статистического учета в России,
что предполагает, в частности, необходимость дальнейшей унификации терми-
нологии в сфере государственной статистики.
3. Обосновано усиление интегрирующей функции статистического учета в
создании информационно-статистической инфраструктуры в нашей стране, ко-
торая рассматривается в качестве критерия выделения следующих ее этапов:
первый, с конца XVIII в., когда были заложены основы общегосударственной
системы российской статистики, до начала XIX в., второй, с 1802 г. до 1917 г.,
характеризующийся осуществлением организационно-структурного оформления
статистической деятельности в России, советский этап, когда вся хозяйственная
система страны была поставлена под государственный контроль и учет; и совре-
менный этап, характеризуемый совершенствованием правовых основ для реали-
зации единой государственной политики в сфере официального статистического
учета.
4. Административно-правовое регулирование деятельности в сфере офици-
ального статистического учета представляет собой форму императивно-
нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов
официального статистического учета и формирования устойчивого правового
порядка их функционирования.
5. Механизм административно-правового регулирования официального
статистического учета следует рассматривать как предусмотренную действую-
щим законодательством совокупность принципов, целей, методов и средств, на-
правленных на применение административно-правовых норм, регулирующих от-
ношения в сфере официального статистического учета и государственной стати-
стики для своевременного предоставления достоверной и непротиворечивой ста-
тистической информации.
6. Формула административно-правовых принципов, конкретизируемых в
сфере официального статистического учета, определяется задачами администра-
тивно-правового регулирования и представляет собой многоуровневую систему,
фундаментом которой являются принципы обеспечения законности, гласности и
ответственности в регулируемой сфере отношений, применения методов и
средств правового регулирования, адекватных специфике сферы государствен-
ной статистики; адаптации административно-правового механизма к динамике
регулируемых правоотношений с учетом темпов и качества развития информа-
ционных и коммуникационных технологий; развития механизмов выявления
правонарушений в сфере статистической деятельности; поддержания контактов в
рамках международного сотрудничества в области выработки норм и стандартов
в области статистики.
7. Многоуровневая система принципов реализации административно-
правового регулирования официального статистического учета в условиях разви-
тия электронного документооборота должна быть дополнена принципами, за-
крепление которых на законодательном уровне будет способствовать совершен-
ствованию законодательства об официальном статистическом учете: распреде-
ленного формирования, накопления, актуализации, хранения статистической ин-
формации; преемственности информационно-телекоммуникационных систем в
сфере статистики и средств их эксплуатации; унификации форматов сбора, обра-
ботки, хранения, передачи статистической информации и единой системы клас-
сификации и кодирования.
8. Аргументировано, что исполнение административных функций в про-
цессе предоставления первичных статистических и административных данных
субъектам официального статистического учета связано с информационным
взаимодействием по телекоммуникационным каналам связи между территори-
альными органами государственной статистики и респондентами по обмену
электронными документами с применением электронной цифровой подписи в
процессе сбора и обработки статистической информации по формам федерально-
го статистического наблюдения.
9. Вывод о необходимости дальнейшего совершенствования механизма
административно-правового регулирования официального статистического учета
с привлечением специалистов сферы статистики, информационных технологий и
электронного документооборота в целях преодоления декларативности отдель-
ных правовых норм, противоречий между определением субъективного статуса
субъектов правоотношений в сфере официального статистического учета (субъ-
ектов официального статистического учета, респондентов, операторов государ-
ственной статистики, специализированных операторов связи и организаций, вы-
бранных Росстатом, для осуществления сбора и обработки первичных статисти-
ческих данных по формам федерального статистического наблюдения); взаимо-
действия субъектов официального статистического учета и эффективной реали-
зации административных процедур.
10. Исходя из результатов сравнительно-правового анализа норм об ответ-
ственности за правонарушения в области государственной статистики, учитывая
общественную опасность нарушений, допускаемых в сфере официального ста-
тистического учета в Российской Федерации и в целях оптимизации правопри-
менительной практики предложено:
10 .1. Дополнить Федеральный закон об официальном статистическом уче-
те главой «Ответственность за правонарушения в сфере официального статисти-
ческого учета и государственной статистики», в содержание которой необходи-
мо:
10.1.1. Включить статью «Нарушение требований настоящего Федерально-
го закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, администра-
тивную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации».
10.1.2. Инкорпорировать в данную главу:
10.1.2.1. единственную норму действующего Закона РФ «Об ответственно-
сти за нарушение порядка представления государственной статистической от-
четности»; а сам Закон признать утратившим силу.
10.1.2.2 п. 3 статьи 9 действующего Закона, указывающей на ответствен-
ность должностных и иных лиц, за утрату, незаконное разглашение, распростра-
нение или фальсификацию первичных статистических данных, содержащихся в
формах федерального статистического наблюдения.
10.2. Статью 13.19 КоАП РФ «Нарушение порядка представления стати-
стической информации» дополнить конкретизацией информационных процессов
и сформулировать в виде: «нарушение должностным лицом, ответственным за
представление статистической информации, необходимой для проведения госу-
дарственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно
представление недостоверной или ложной статистической информации, препят-
ствие к доступу открытой официальной статистической информации, ненадле-
жащее использование такой информации – влечет наложение административного
штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследо-
вания состоит, в том, что выводы о механизме административно-правового регу-
лирования официального статистического учета в России и его функционирова-
нии позволяют повысить эффективность работы федеральных органов исполни-
тельной власти, уполномоченных на осуществление деятельности в сфере офи-
циального статистического учета и государственной статистики и их территори-
альных органов.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в
работе по совершенствованию российского законодательства, регулирующего
организационные основы деятельности органов исполнительной власти, при раз-
работке нормативных правовых актов и осуществлении правоприменительной
деятельности в области официального статистического учета в целях повышения
эффективности государственного управления.
Основные положения исследования могут быть использованы в учебном
процессе по дисциплине «Административное право Российской Федерации».
Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты
и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли свое отражение в ряде
публикаций автора, а также озвучены в его выступлениях и докладах на
Международных и Всероссийских научных конференциях, в частности, на
Международной заочной научно-практической конференции «Вопросы права в
современном мире» – (Новосибирск, 2011), Международной конференции
"Юридические науки: проблемы и перспективы" (Пермь, 2012), Всероссийской
научной конференции «Актуальные проблемы права в XXI веке» (г. Москва,
2011), на научной конференции, проводимой кафедрой административного и
финансового права Российского университета дружбы народов (г. Москва, 2012).
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре админи-
стративного и финансового права юридического факультета Российского уни-
верситета дружбы народов.
Достоверность результатов исследования обеспечена междисциплинар-
ным теоретическим анализом научной литературы, нормативных актов, ком-
плексным использованием общенаучных и специальных методов.
Структура диссертационного исследования. Настоящая работа состоит
из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка ис-
пользованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении автор обосновывает выбор темы, её актуальность, объект,
предмет, цели и задачи диссертационного исследования, освещает вопросы тео-
ретической разработанности проблемы, обозначает методологические основы
исследования, раскрывает научную новизну и практическую значимость, форму-
лирует основные положения, выносимые на защиту, приводит данные об апро-
бации результатов исследования.
В первой главе «Концептуальные и методологические основы админист-
ративно-правового регулирования деятельности в сфере официального ста-
тистического учета» рассмотрены сущность административно-правового регу-
лирования официального статистического учета и государственной статистики,
освещены общетеоретические вопросы официального статистического учета как
правовой категории, определены этапы формирования правовых основ статисти-
ческой деятельности в Российской Федерации; охарактеризован административ-
но-правовой режим данной деятельности.
В первом параграфе «Официальный статистический учет как объект
административно-правового регулирования» выстроен категориальный ряд
дефиниции «официальный статистический учет» на основе сравнительно-
правового анализа законодательства о государственной (официальной) статисти-
ке стран- членов СНГ, обоснован публично-правовой характер правоотношений
в сфере официального статистического учета, определено понятие и специфика
их административно-правового регулирования.
Обосновано, что правоотношения в сфере официального статистического
учета характеризуются публично-правовой природой, поскольку базируются на
нормативных актах императивного содержания, выявлены и охарактеризованы
элементы структуры административно-правовых отношений в сфере официаль-
ного статистического учета
Аргументировано расширенное понимание деятельности в сфере официаль-
ного статистического учета, включающее в себя не только осуществление субъ-
ектами официального статистического учета действий по проведению в соот-
ветствии с официальной статистической методологией федеральных статистиче-
ских наблюдений; по формированию официальной статистической информации
на основе первичных статистических данных и административных данных; но и
деятельность по оказанию информационных услуг, направленную на сбор, об-
работку, анализ, распространение, хранение и защиту и использование статисти-
ческой информации, а также по обеспечению оптимального функционирования
системы государственной статистики.
Административно-правовое регулирование официального статистического
учета: 1) выражается в принятии органами государственной власти нормативных
актов, устанавливающих основы функционирования механизма официального
статистического учета; 2) проявляется в реализации уполномоченным органом
исполнительной власти от имени государства и в публичных интересах своих
функций путем принятия нормативных актов в отношении конкретных респон-
дентов официального статистического учета; 3) характеризуется определенным
динамизмом, что, во многом обусловлено внедрением информационно-
коммуникационных технологий и электронного документооборота в статистиче-
скую деятельность.
Во втором параграфе «Организационно-правовое и нормативное регу-
лирование государственной статистики в России: становление и эволюция»
рассмотрена историко-правовая специфика государственного регулирования ста-
тистической деятельности в России, эволюция формирования органов государст-
венной статистики, систематизированы вопросы нормативного регулирования
официального статистического учета.
Становление и развитие организационно-правовых основ государственной
статистики в России во временном континууме практически всегда коррелирова-
ло с изменениями в её политическом устройстве и с историческими вехами. Пре-
образования российской государственности и реформирование экономики обу-
словили адекватные этим процессам изменения в системе правового регулирова-
ния статистической деятельности.
Изучение исторического опыта строительства российской государственной
статистики позволило выявить усиление интегрирующей функции статистиче-
ского учета в создании информационно-статистической инфраструктуры в нашей
стране на протяжении следующих этапов: первый, с конца XVIII в., когда были
заложены основы общегосударственной системы российской статистики, до на-
чала XIX в., второй, с 1802 г. до 1917 г., характеризующийся осуществлением
организационно-структурного оформления статистической деятельности в Рос-
сии, советский этап, когда вся хозяйственная система страны была поставлена
под государственный контроль и учет; и настоящий период, характеризуемый
совершенствованием правовых основ для реализации единой государственной
политики в сфере официального статистического учета.
Деятельность в сфере официального статистического учета является объек-
том государственного регулирования, следовательно, существует администра-
тивно-правовой режим данной деятельности, под которым следует понимать за-
крепленную совокупностью правовых норм регламентацию порядка осуществ-
ления официального статистического учета в целях обеспечения потребности
регулирования системы государственной статистики, осуществления федераль-
ного статистического наблюдения, ограничения произвола и злоупотреблений, а
также защиты прав и интересов субъектов правоотношений, возникающих при
осуществлении официального статистического учета.
Охарактеризована иерархическая структура действующего законодатель-
ства об официальном статистическом учете и обоснована необходимость совер-
шенствования законодательной базы для обеспечения достоверной статической
информацией всех заинтересованных пользователей.
В третьем параграфе «Методологическая основа формирования меха-
низма административно-правового регулирования официального статисти-
ческого учета» выявлена сущность исследуемого механизма, раскрыта много-
уровневая система принципов официального статистического учета, основанная
на принципах правового регулирования отношений в сфере информации.
Исследование содержательной стороны функционирования механизма ад-
министративно-правового регулирования официального статистического учета в
России и анализ законодательства о государственной статистике стран СНГ по-
зволили констатировать, что именно принципы правового регулирования систе-
мы государственной статистики, базирующиеся на принципах правового регули-
рования отношений в сфере информации, соответствующие основным принци-
пам официальной статистики Статистической комиссии ООН и Европейскому
кодексу статистической практики, принятому в феврале 2005 года, являются
правовой категорией, которая определяет методологические основания государ-
ственного управления в сфере официального статистического учета в Россий-
ской Федерации.
Во второй главе «Государственное управление в сфере официального
статистического учета» определяются и исследуются элементы механизма
административно-правового регулирования деятельности в сфере официального
статистического учета и государственной статистики и проблемы их реализации.
В первом параграфе «Специфика административно-правового статуса
субъектов официального статистического учета» выделены категории субъ-
ектов правоотношений, возникающих при осуществлении официального стати-
стического учета, конкретизированы полномочия Федеральной службы государ-
ственной статистики (Росстата) и особенности их реализации.
В настоящее время в сфере официального статистического учета и системы
государственной статистики можно выделить три категории действующих в ней
субъектов правоотношений: субъекты официального статистического учета, рес-
понденты и пользователи официальной статистической информацией. Среди
достаточно широкого круга субъектов официального статистического учета осо-
бое место занимает Росстат. Систематизированы его функции и направления их
реализации; выявлена специфика распределения сфер ответственности между
центральным аппаратом и территориальными органами Росстата.
Раскрыта структура информационного ресурса Росстата: Единый государ-
ственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО); генеральная совокуп-
ность объектов статистического наблюдения; банк данных "Бухгалтерская от-
четность организаций"; центральная база статистических данных на основе мно-
гоотраслевой статистической информации по различным секторам экономики.
Отмечено, что основную системообразующую правовую нагрузку в сфере
обеспечения взаимодействия Росстата и других субъектов официального стати-
стического учета несет Типовой регламент взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти, являющийся моделью для формирования аналогичных
актов ведомственного уровня.
Выявлено использование в условиях административной реформы элемен-
тов аутсорсинга, выражающегося в передаче определенных публичных функций
от субъектов официального статистического учета специализированным опера-
торам связи или организациям, выбранным Росстатом на конкурсной основе, для
осуществления сбора и обработки первичных статистических данных по формам
федерального статистического наблюдения.
Во втором параграфе «Организационно-правовая характеристика фе-
дерального статистического наблюдения» проанализирована специфика про-
цедуры сбора первичных статистических и административных данных и оха-
рактеризована административная процедура предоставления статистической от-
четности.
Выявлено, что федеральное статистическое наблюдение является состав-
ным элементом механизма административно-правового регулирования офици-
ального статистического учета и как вид административной деятельности заклю-
чается в сборе статистических отчетностей предприятий, учреждений, проведе-
нии специально организованных статистических наблюдений (анкетных, декла-
рационных, инспекционных наблюдений, единовременных учетов и переписей),
ведении регистров, а также в формировании системы показателей и инструмен-
тария статистических обследований.
Систематизированы условия, которые должны выполняться при обязатель-
ном предоставлении первичных статистических данных и административных
данных субъектам официального статистического учета, а также преимущества
системы электронного сбора статистической отчетности и способы предоставле-
ния статистической отчетности в электронном виде.
Обосновано, что документооборот в сфере официального статистического
учета представляет собой информационное взаимодействие по телекоммуника-
ционным каналам связи между территориальными органами государственной
статистики и респондентами по обмену электронными документами с примене-
нием электронной цифровой подписи в процессе сбора и обработки первичных
статистических данных по формам федерального статистического наблюдения.
В третьем параграфе «Проблемы административной ответственности
в сфере официального статистического учета» конкретизирована сущность
административного правонарушения в области законодательства об официаль-
ном статистическом учете, охарактеризована меры административного воздейст-
вия к нарушителям правил предоставления первичных статистических данных с
учетом нормативно установленной периодичности направления статистических
отчетов.
Выбор законодателем штрафа как административного наказания, приме-
няемого за нарушение законодательства в сфере официального статистического
учета, адекватно отражает значимость объекта и субъективную сторону админи-
стративных правонарушений данной группы, посягающих на право уполномо-
ченного органа государственной власти получать от субъекта социально-
экономической деятельности информацию, необходимую для осуществления
статистических наблюдений и подготовки официальной статистической инфор-
мации о положении дел в стране.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении порядка
представления информации, необходимой для проведения статистических на-
блюдений, либо в представлении недостоверной статистической информации, то
есть отражение в формах федерального статистического наблюдения данных с
нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими
ошибками.
Отмечена необходимость разработки правового механизма проведения
экспертизы достоверности статистической информации в стадии администра-
тивного расследования.
Обоснована необходимость внесения дополнений в действующее законо-
дательство об официальном статистическом учете.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения соискате-
ля по рассмотренным в диссертационном исследовании проблемам.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в сле-
дующих работах:
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестаци-
онной комиссией Министерства образования и науки Российской Федера-
ции для публикации научных результатов диссертационных исследований:
1. Бондарчук А.М. Проблемы административно-правового регулирования в
сфере государственной статистики и официального статистического учета
// Мир экономики и права, 2011, № 11. - С. 87 - 90 (0,25 п.л.)
2. Бондарчук А.М. Становление и развитие государственной статистики в
России // Мир экономики и права, 2011, № 12. - С. 65 - 68 (0,2 п.л.).
Работы, опубликованные в иных изданиях:
3. Бондарчук А.М. О принципах административно-правового регулирования
в сфере официального статистического учета // Научное обозрение; юри-
дический обозреватель, 2011, № 4. - С. 28 -32 (0,2 п.л.).
4. Бондарчук А.М. Административная процедура предоставления первичных
статистических и административных данных // Вопросы права в современ-
ном мире: материалы Международной заочной научно-практической кон-
ференции. Часть II (02ноября 2011 г.) – Новосибирск: Изд «Априори»,
2011. - С. 43 - 48 (0,3 п.л.).
Бондарчук Андрей Михайлович
Административно-правовое регулирование
официального статистического учета
В настоящем диссертационном исследовании определены сущность и
концептуальные основы административно-правового регулирования офици-
ального статистического учета и государственной статистики в Российской
Федерации; выявлены элементы и особенности функционирования меха-
низма административно-правового регулирования официального статистиче-
ского учета, методологические основы его формирования; рассмотрены во-
просы становления и эволюции организационно-правового и нормативного
регулирования статистической деятельности; конкретизирована специфика
исполнения государственных функций субъектами официального статисти-
ческого учета; сформулированы предложения по совершенствованию дейст-
вующего законодательства.
Bondarchuk Andrey Mikhajlovich
Administrative-Law regulation in the Official Statistical Account
In the present dissertational research the essence and conceptual bases of is
administrative-law regulation in the official statistical account and the state statistics
in the Russian Federation are defined; elements and features of functioning of
the mechanism of is administrative-legal regulation of the official statistical account,
methodological bases of its formation are revealed; questions of formation
and evolution of organizational-legal and standard regulation of statistical activity
are considered; specificity of execution of the state functions is concretized by subjects
of the official statistical account; offers on current legislation perfection are
formulated.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0