2012avtoref945

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Хрусталев Денис Алексеевич
 
12 апреля 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Административно-правовой статус таможенных органов Российской Федерации» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.002.002.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Хрусталев Д.А. Административно-правовой статус таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 28.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref945 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Хрусталев Д.А. Административно-правовой статус таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
На правах рукописи
ХРУСТАЛЕВ ДЕНИС АЛЕКСЕЕВИЧ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 12.00.14 – Административное право, финансовое
право, информационное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва
2012
Работа выполнена в секторе а д м инистративного права
Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института
государства и права Российской академии наук.
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент
Медведев Вадим Николаевич
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист РФ, Совет безопасности
РФ, советник аппарата
Дугенец Александр Сергеевич
кандидат юридических наук, доцент,
юридический факультет ФГБОУ ВПО
«Российский государственный университет
нефти и газа им. И.М. Губкина», заместитель
декана по научной работе
Мельгунов Виталий Дмитриевич
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российский университет
дружбы народов»
Защита диссертации состоится 12 апреля 2012 г. в 12 часов на
заседании Диссертационного совета Д.002.002.02 при Федеральном
государственном бюджетном учреждении науки Института государства и
права Российской академии наук по адресу: 119991, г. Москва, ул.
Знаменка, д. 10.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального
государственного бюджетного учреждения науки Института государства и
права Российской академии наук.
Автореферат разослан «___»________________ 2012 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета,
кандидат юридических наук, доцент Е.В. Понизова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Одной из основных проблем в
современном процессе реформирования государственного управления в
таможенной сфере является поиск оптимальной системы и структуры
таможенных органов, а также выявление и закрепление на
законодательном и подзаконном уровнях оптимальных форм и методов
деятельности таможенной службы. Формирование Таможенного союза
Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭс) и вступление
России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО)
предопределяет появление в нашей стране новых подходов и принципов
таможенного администрирования (переход к автоматическим таможенным
процедурам, предварительный обмен данными автоматизированным
способом, создание инновационных технологий таможенного контроля, а
также создание партнерских отношений с бизнесом), что предполагает
серьезное изменения как в функциях, которые выполняют таможенные
органы, так и трансформацию всего административно-правового статуса
таможенной службы.
При этом главные задачи ВТО – содействие в создании и развитии
современных эффективных многофункциональных таможенных служб во
всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные
экономические преобразования; разработка и распространение единых
«правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и
облегчение перемещения товаров и пассажиров через таможенные
границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни.
Большое значение в этой связи придается содействию в гармонизации
4
таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации
таможенной администрации.
Правовые и особенно организационные проблемы
функционирования таможенных органов, несогласованность действий ее
органов и должностных лиц нередко способствуют нарушению прав лиц –
добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (далее –
ВЭД). Это способствует формированию негативного мнения о
таможенных органах российского государства, порождает правовой
нигилизм. Правовые пробелы в законодательстве и, связанные с этим,
организационные проблемы в механизме обслуживания участников ВЭД
влекут нарушение их прав, должностные злоупотребления, а также
способствуют развитию коррупции в таможенной сфере.
Особую актуальность выбранной тематике исследования придает
появление новых системообразующих правовых актов в сфере
таможенного дела, принятых как на уровне Российской Федерации, так и в
рамках Таможенного союза Евразийского экономического сообщества.
Одним из важнейших среди них являются Договор о Таможенном кодексе
Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и Федеральный закон от 27
ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской
Федерации». Кроме того, после вступления России в ВТО начнет
действовать и целый ряд международных договоров, соглашений и
нормативных правовых актов в таможенной области.
Вышеназванные документы знаменуют существенные изменения в
российском таможенном праве и смежных правовых областях, что
позволяет по-новому взглянуть на организацию и функции таможенных
органов, а также систему их взаимоотношений с иными субъектами
таможенного дела.
5
В контексте создания Таможенного союза и Единого
экономического пространства особую актуальность приобрела проблема
уточнения современного административно-правового статуса таможенных
органов, путей его трансформации в рамках концепции «сервисной
таможни», а следовательно оптимизации функций и полномочий
таможенной службы, что должно стать краеугольным камнем в стратегии
дальнейшего реформирования таможенного администрирования
российского государства.
Решение обозначенных проблем возможно лишь на основе глубокого
анализа действующего законодательства в сфере внешнеэкономической
деятельности, осмысления подходов выработанных в правовой науке к
организации органов исполнительной власти, исследования
правоприменительной практики таможенных органов.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что без
фундаментальных научных исследований современных особенностей
административно-правового статуса таможенных органов невозможно
дальнейшее развитие и эффективное правовое регулирование этих
вопросов на законодательном и подзаконном уровнях.
Степень научной разработанности и теоретическая основа
темы диссертационного исследования.
За последнее время по проблемам правового статуса,
реформированию и дальнейшему развитию таможенных органов
Российской Федерации опубликовано большое число работ в виде
диссертационных исследований, монографий и иных публикаций. В то же
время, данные работы в основном, были опубликованы до формирования
новой правовой базы Таможенного союза и Российской Федерации.
6
Таким образом, до настоящего времени проблема трансформации
административно-правового статуса таможенной администрации в
условиях создания Таможенного союза и вступления России в ВТО не
только не получила необходимого правового обеспечения, но и не стала
предметом глубокого научного осмысления и анализа.
Научную основу исследования составили научные труды по
административному и таможенному праву, международному праву, общей
теории права, а также уголовному и гражданскому праву.
Различные аспекты таможенного дела, в том числе и некоторые
вопросы административно-правового статуса таможенных органов,
получили свое отражение в работах Х.А. Андриашина, Д.Н. Бахраха, Б.Н.
Габричидзе, В.В. Еремина, С.И. Истомина, Ю.Г. Кисловского, А.Н.
Козырина, Р.А. Марченко, Г.В. Матвиенко, А.Б. Новикова, И.В.
Тимошенко, С.В. Халипова и др.
Современное состояние и пути трансформации системы
государственного управления в России, проблемы организации и
функционирования системы исполнительной власти в Российской
Федерации широко отражены в работах современных отечественных
ученых – А.С. Автономова, И.Л. Бачило, Д.Н. Бахраха, А.И. Бобылева,
А.А. Гришковца, Ю.М. Козлова, О.Е. Кутафина, А.Ф. Ноздрачева, А.В.
Оболонского, И.И. Овчинникова, В.В. Полянского, Л.Л. Попова, Н.Г.
Салищевой, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, Н.Ю.
Хаманевой и других ученых. Труды этих ученых сыграли значительную
роль в выработке основных концептуальных положений и послужили
методологическим фундаментом, на котором диссертантом строилось
исследование.
7
Теоретические аспекты правового оформления
государственной власти в Российской Федерации изложены в трудах В.В.
Гошуляка, В.Г. Графского, В.Е. Гулиева, А.Г. Пархоменко, В.Е. Чиркина,
Ю.Л. Шульженко и др.
Непосредственно проблемам организации и реформирования
таможенных органов посвящены работы Е.Н. Агишевой, А.К. Булатова,
В.В. Заварзиной, Д.В. Заседателева, А.Г. Кабальнова, И.Г. Мильшиной,
Б.Г. Никитина, Н.А. Суслова, Ю.В. Федасовой, Д.А. Янчукова и др.
Правовое обоснование финансово-экономических основ и ресурсов,
в том числе, для создания современной системы таможенного
администрирования в Российской Федерации, дано в работах
А.Ю. Викулина, С.В. Королева, Г.А. Тосуняна и др.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют
научные труды российских и ряда зарубежных ученых, занимающихся
проблемами административного и таможенного права. В ходе
исследования были использованы общетеоретические положения,
изложенные в научных работах по административному праву,
таможенному праву, международному праву, общей теории права, а также
уголовному и гражданскому праву.
Наряду с научными разработками указанных авторов основой
исследования послужил нормативный материал: Конституция Российской
Федерации, федеральные конституционные законы Российской
Федерации, федеральные законы Российской Федерации, указы
Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации, приказы ФТС России, нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной власти, решения
8
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РФ,
Высшего арбитражного Суда РФ; международные договора и соглашения.
Цели и задачи исследования
Целью диссертационного исследования являются комплексный и
всесторонний анализ основных особенностей административно-правового
статуса таможенных органов в условиях создания Таможенного союза и
членства Российской Федерации в ВТО; характеристике современных
особенностей трансформации их функций и полномочий, а также
формулированию практических рекомендаций по повышению
эффективности деятельности таможенной службы в новых политико-
экономических условиях.
Для достижения указанной цели в работе ставятся и решаются
следующие задачи:
- на основе сравнительного анализа международно-правовых и
российских правовых актов выявить и определить место и роль
таможенных органов в системе органов исполнительной власти;
- охарактеризовать современные особенности административно-
правового статуса таможенных органов Российской Федерации;
- выделить современные задачи, а также охарактеризовать изменения
функций и полномочий таможенных органов в связи с созданием
Таможенного союза и вступления России в ВТО;
- выявить основные существующие проблемы взаимодействия
таможенных органов Таможенного союза в условиях функционирования
Евразийского экономического сообщества и предложить варианты их
решения;
- определить пути возможного реформирования административно-
правового статуса таможенных органов;
9
- проанализировать перспективы совершенствования и
оптимизации функций таможенных органов в контексте изменения их
административно-правового статуса и реформы таможенного
администрирования.
Объектом диссертационного исследования выступает
административно-правовой статус таможенных органов.
Предметом диссертационного исследования является
законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
процесс трансформации административно-правового статуса таможенных
органов в условиях создания Таможенного союза Евразийского
экономического сообщества и членства России в ВТО.
Методологическая основа исследования.
Методологической основой данной работы является система
философских знаний, определяющая основные требования к научным
теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных способов
познания и анализа. Для решения поставленных задач использовались
различные научные методы исследования: из группы общенаучных -
методы системного анализа и синтеза, сравнения, восхождения от
абстрактного к конкретному, а также логический метод. Из группы
частнонаучных: сравнительно-правовой, историко-правовой и другие
общепринятые в правовой науке методы.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена
постановкой проблемы, недостаточной степенью ее теоретической
разработанности, попыткой выявить современные особенности
административно-правового статуса таможенных органов. В диссертации
предпринята попытка комплексного исследования трансформации
административно-правового статуса таможенных органов в условиях
10
создания Таможенного союза и вступления Российской Федерации
в ВТО, а именно:
- уточняется современное место и роль таможенных органов в
системе органов исполнительной власти в условиях формирования
Таможенного союза;
- выявлены и систематизированы основные изменения в функциях и
конкретных полномочиях таможенных органов в новых политико-
экономических условиях;
- сделана попытка установить взаимосвязь и взаимопроникновение
норм международного и российского права в процессе трансформации
административно-правового статуса таможенных органов;
- выделены актуальные проблемы взаимодействия таможенных
органов в условиях функционирования Евразийского экономического
сообщества ;
- определены возможные пути дальнейшего реформирования и
совершенствования системы и структуры таможенных органов в процессе
интеграции государств-членов Евразийского экономического сообщества и
членства России в ВТО.
На защиту выносятся следующие основные положения и
выводы:
1. В работе доказано, что поиск оптимальной модели организации
таможенной службы в России в новых политико-экономических условиях
предполагает изменение всей системы таможенного администрирования, а
именно: отказ от излишних и непрофильных функций таможенных
органов, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных
технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение
таможенной службы высококвалифицированными специалистами. Это
11
предполагает формирование новой нормативной правовой базы,
которая бы скорректировала бы административно-правовой статус
таможенных органов в соответствии с концепцией «сервисной таможни».
2. На основе анализа функций, реализуемых таможенной службой,
автор делает вывод о том, что нормативно-правовая база, сложившаяся на
настоящий момент и определяющая административно-правовой статус
таможенных органов, содержит ряд системных противоречий. В связи с
этим предлагается оптимизировать систему органов исполнительной
власти в сфере таможенного дела путем создания для реализации
государственных услуг специального федерального органа
исполнительной власти (например, Федерального таможенного агентства)
и передачи правоохранительных функций таможенных органов иным
органам исполнительной власти (ФСБ России, МВД России и т.д.).
3. На сегодняшний день таможенные органы России находятся в
стадии активного институционального развития, на которое оказывают
влияние два важных внешних фактора. Первый - присоединение
Российской Федерации к Всемирной торговой организации, в рамках
которого российское таможенное законодательство и таможенное
администрирование должны быть гармонизированы в соответствии с
общепризнанными международными нормами в области таможенного
дела, а второй - формирование в рамках Евразийского экономического
сообщества Таможенного союза. При этом делается вывод, о том, что
направление реформы таможенного администрирования в России во
многом повторяет путь реформирования таможенной системы
Европейских стран, а современная структура таможенной службы России
приобретает схожие черты с таможенными ведомствами Европейских
стран, что, в свою очередь, должно упростить взаимодействие во
12
внешнеэкономической сфере и способствовать решению
глобальных правоохранительных задач.
4. В проведенном исследовании доказывается позиция, о том, что к
возложению на таможенные органы дополнительных контрольно-
надзорных функций, следует обращаться только тогда, когда анализ всех
иных вариантов решения соответствующей проблемы дает отрицательный
или неудовлетворительный результат. В связи с чем возложение на
таможенные органы дополнительных полномочий по проведению
ветеринарного, транспортного, санитарно-эпидемиологического,
фитосанитарного контроля, а также проверки качества и безопасности
пищевых продуктов, материалов и изделий в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации является
нецелесообразным.
5. В работе высказано мнение что, несмотря на активное развитие в
рамках Таможенного союза специальных наднациональных регулирующих
органов, проблема улучшения взаимодействия таможенных органов стран-
участниц не теряет свою актуальность. Среди них выделены и требует
решения ряд проблем до конца не решенных на сегодня: внедрение
международных норм и стандартов, направленных на упрощение и
гармонизацию таможенных процедур; создание единой
автоматизированной информационной системы таможенных служб
государств-участников Таможенного союза; объединение усилий по
выработке совместных мер борьбы с правонарушениями и
преступлениями, ведение оперативно-розыскной деятельности на
территории Таможенного союза и др.
6. Требует своего скорейшего решения при оптимизации системы
таможенного администрирования дальнейшее совершенствование
13
взаимодействия таможенных органов и иных федеральных
органов исполнительной власти. Необходимо создание объединенных
информационных ресурсов таможенных органов и других федеральных
органов исполнительной власти, использование новых прогрессивных
принципов аналитической работы, принятие решений с использованием
информационных технологий, что позволит повысить эффективность
координации деятельности вышеуказанных органов, выделять приоритеты
в организации их деятельности, упростить деятельность участников ВЭД.
7. В диссертации сформулированы конкретные предложения об
оптимизации внутренней структуры таможенной службы. В частности,
предлагается окончательно отказаться от практики создания
специализированных региональных таможенных управлений (в частности,
это касается Регионального таможенного управления организации
силового обеспечения ФТС России) в связи с неэффективностью их
деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования
заключаются в том, что на основе проведенного исследования сделаны
выводы, которые могут расширить основу для дальнейшей теоретической
и практической разработки проблем реформирования административно-
правового статуса таможенных органов, скоординировать взаимодействие
публичной власти всех ее уровней по вышеуказанным проблемам,
повысить эффективность и стабильность государственного управления в
таможенной сфере.
Оценки и выводы, сделанные в диссертации, могут быть
использованы органами государственной власти Российской Федерации (в
первую очередь, таможенными органами) при определении возможных
вариантов оптимизации системы таможенного администрирования.
14
Теоретические выводы и эмпирический материал
диссертации может быть использован органами государственной власти
Российской Федерации в законодательной и иной нормотворческой
деятельности, а также в высших учебных заведениях в процессе
преподавания учебных дисциплин «Административное право России»,
«Таможенное право России».
Апробация результатов исследования. Основные положения и
выводы диссертации обсуждались на заседаниях сектора
административного права Федерального государственного бюджетного
учреждения науки Института государства и права Российской академии
наук и отражены в публикациях автора, а также в его выступлениях на
научно-практических конференциях и семинарах по вопросам
административного и таможенного права, в частности: на
Республиканской научно-практической конференции, посвященной Году
Республики Башкортостан и 15-летию юридического факультета
Стерлитамакского филиала ГОУ ВПО «БашГУ», 15 октября 2010 г;
Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы
модернизации государственной политики России в условиях
многоуровневой власти», Москва, 15 декабря 2010 г.
Структура работы отражает логику, цели и задачи исследования.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять
параграфов, списка использованных источников и литературы.
15
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы; степень
ее научной разработанности, формулируются цели и задачи, определяется
объект и предмет исследования, излагается методологическая основа,
теоретическая и эмпирическая база исследования, раскрывается научная
новизна и практическая значимость диссертации, выделяются основные
положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации
полученных в его ходе результатов.
В первой главе «Таможенные органы в системе органов
исполнительной власти: правовые основы организации и
функционирования», включающей 2 параграфа, дается краткая
характеристика теоретическим основам организации и функционирования
таможенных органов и их место в системе органов исполнительной власти.
Первый параграф «Понятие, система и место таможенных
органов в системе органов исполнительной власти» посвящен
определению места таможенных органов в современной системе
федеральных органов исполнительной власти, а также выделению и
уточнению основных признаков их административно-правового статуса.
Таможенные органы являются органами исполнительной власти
Российской Федерации, осуществляющими исполнительно-
распорядительную деятельность. Исполнительно-распорядительная
деятельность таможенных органов проявляется и реализуется в области
перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств,
валютного контроля, по взиманию таможенных платежей, таможенному
оформлению и контролю, борьбе с контрабандой, нарушениями
16
таможенных правил и т. д. В ходе реализации перечисленных
направлений, таможенные органы выступают как административно-
исполнительные. Их распорядительная деятельность тесно взаимосвязана с
организационной. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны и в
совокупности составляют единое целое. Указ Президента Российской
Федерации от 9 марта 2004 г № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» отнес ФТС России к числу федеральных
органов исполнительной власти. Таможенные органы составляют единую
централизованную систему.
Деятельность таможенных органов проявляется в различных формах.
Многообразие задач и функций таможенных органов обусловливает
многообразие форм их деятельности. Эти формы деятельности
регламентируются в Таможенном кодексе Таможенного союза и
Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской
Федерации», актах законодательства, определяющих правовое положение
таможенных органов, и в других нормативных актах, регулирующих
таможенную деятельность.
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих
таможенное дело, позволяет определить таможенную службу, как
федеральный, правоохранительный орган исполнительной власти,
реализующий функции государства по контролю и надзору в области
применения таможенного законодательства на территории Российской
Федерации. Исследуя вопрос о месте таможенных органов в системе
органов исполнительной власти автор подробно останавливается на
изменениях в административно-правовом статусе ФТС России в условиях
реализации административной реформы.
17
Система таможенных органов призвана обеспечить высокий
уровень управляемости таможенными органами, соответствовать
структуре и характеру внешнеэкономической деятельности и иметь
механизмы адаптации к изменяющимся внешним условиям. В работе
отмечено, что важнейшей задачей организации таможенного дела является
выбор оптимальной системы таможенных органов, а также определение
эффективных и рациональных форм и методов их деятельности и
взаимодействия с другими государственными органами.
В общем виде, систему таможенных органов можно представить как
обусловленную функциональной общностью, единством целей и задач
(непосредственное осуществление таможенного дела), совокупность
таможенных органов, существующих в рамках единой, централизованной
системы. При этом система таможенных органов объединена
функциональным единством органов, имеющих общий функциональный и
организационный центр - ФТС России, и во взаимоотношениях друг с
другом, характеризующихся соподчиненными организационными связями,
и в целом составляет органически взаимосвязанную и единую,
относительно обособленную группу звеньев таможенных органов.
В работе указано на то, что нормативно-правовая база сложившаяся
на настоящий момент, и определяющая правовой статус органа
исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела,
как федеральной службы, содержит ряд противоречий. Например,
основная функция, реализуемая таможенной службой, а именно
таможенное оформление, скорее относятся к сфере оказания
государственных услуг и имеет все присущие данной функции элементы.
Также является серьезной проблемой для дальнейшего развития
таможенных органов и тот факт, что большая часть таможенных служащих
18
являются федеральными государственными служащими, не
имеющих статуса сотрудников, присущего служащим
правоохранительных органов.
При этом автор, в качестве пробела действующего таможенного
законодательства, отмечает тот факт, что в Федеральном законе «О
таможенном регулировании в Российской Федерации» дается понятие
лишь федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в
области таможенного дела. В то же время понятие таможенного органа в
данном акте отсутствует.
Во втором параграфе «Основные задачи, функции и полномочия
таможенных органов Российской Федерации» анализируются изменения
функций и полномочия таможенных органов в рамках функционирования
Таможенного союза и формирования на его базе Единого экономического
пространства.
В работе указано, что таможенные органы создаются для реализации
всего комплекса мероприятий, составляющих таможенное дело (взимание
таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и
т.д.). В этом случае реализация совокупности таможенных функций
государства должна находиться в соответствии с таможенным делом, но
при этом неоднозначно решается вопрос - осуществляют ли таможенное
дело только таможенные органы или таможенные органы реализуют
только часть таможенного дела в соответствии с закрепленными за ними
функциями. Действительно, таможенные органы предназначены для
реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного
регулирования и внешнеэкономических отношений. Цель деятельности
таможенных органов состоит, таким образом, в обеспечении, реализации
целей и применении инструментария таможенного регулирования. Однако
19
таможенное законодательство по данному вопросу имеет явный
пробел: цель деятельности таможенных органов не конкретизирована, так,
например, не раскрыто содержание термина «в таможенных целях».
Современные полномочия таможенных органов условно можно
разделить на две большие группы: полномочия таможенных органов в
сфере экономики (таможенно-тарифное регулирование, фискальные
функции, а также валютный и таможенный контроль); полномочия
таможенных органов по обеспечению законности, правопорядка и
экономической безопасности в Российской Федерации. Автор подробно
анализирует трансформацию каждый из этих видов полномочий в
контексте деятельности Таможенного союза.
В работе делается вывод, что таможенные органы выполняют
большой набор управленческих функций, как в области таможенного дела,
так и в иных областях. В качестве положительной тенденции в процессе
реформирования таможенной администрации и контексте создания
Таможенного союза следует отметить, в частности, ограничение на уровне
таможенного законодательства таможенного контроля только целями
обеспечения полноты, и своевременности уплаты таможенных платежей, и
соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с
действующем таможенным законодательством. При этом, по мнению
автора, к возложению на таможенные органы дополнительных
контрольно-надзорных функций, следует обращаться только тогда, когда
анализ всех иных вариантов решения соответствующей проблемы дает
отрицательный или неудовлетворительный результат.
Вторая глава «Административно-правовые особенности
трансформации статуса таможенных органов в современной
20
России», состоящая из трех параграфов, посвящена
рассмотрению современных особенностей статуса таможенных органов.
В первом параграфе «Основные направления развития
административно-правового статуса таможенной службы России»
дается анализ возможных путей трансформации административно-
правового статуса таможенных органов в новых политико-экономических
условиях, складывающихся на Евразийском пространстве.
Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана не
могло не повлиять на изменения функций таможенных органов РФ, что
очевидно повлияло на характеристику общего административно-правового
статуса всей таможенной службы. Далее автор характеризует основные
особенности и тенденции процесса трансформации статуса таможенной
службы в контексте формирования Таможенного союза.
При анализе норм международного законодательства в области
таможенного дела, становится все более очевидным усиление
международной экономической интеграции, как на фоне общих внешне-
экономических процессов, так и в части стремления каждого государства в
отдельности к созданию общедоступного правового поля для
международной торговли. Данное обстоятельство является закономерным
следствием, учитывая, что в интересах каждого государства обеспечение
стабильного доступа своих товаров на мировой рынок и достижения
адекватной реакции других государств. Таким образом, это общая
тенденция к установлению схожих таможенных процедур на Евразийской
территории.
В то же время, в работе высказано мнение, что несмотря на
очевидную необходимость вносимых в ТК ТС поправок, которые в том
числе принципиально меняют технологическую схему действий
21
таможенных органов при проведении ряда таможенных
процедур, вызывает сомнения способность таможенных служб
Таможенного союза обеспечить их полную, синхронную и эффективную
реализацию. Так, можно усомниться в способности таможенников ТС к
информационному взаимодействию на уровне «удаленной очистки»
товаров. Сама по себе новация будет полезной участникам
внешнеторговой деятельности, однако состояние информационных сетей и
оборудования таможенных органов государств – членов Таможенного
союза вызывает сомнения в ее реализации. ФТС России уже не первый год
реализует концепцию приближения таможенного оформления к границе,
однако до сих пор не удалось до конца наладить взаимодействие даже на
уровне декларирования товаров на границе с выпуском их в месте
назначения.
Таким образом, анализ международных и российских актов в
области таможенного дела применительно к изменению административно-
правового статуса таможенной службы Российской Федерации позволили
автору сформулировать следующие выводы:
1. Современное развитие таможенного дела на территории
Таможенного союза характеризуется ярко выраженной тенденцией к
интеграции, унификации. Показательным примером в этом плане является
изменение концепции таможенного дела в странах-членах ЕС, появление
наднациональных таможенных органов. Эти процессы приводят к
значительным преобразованиям в национальных таможенных службах.
За последние десять лет таможенные службы зарубежных государств
накопили огромный опыт модернизации и развития таможенного
регулирования. Этот опыт сконцентрирован в национальных законах и
практике их применения. Анализ зарубежного опыта с точки зрения
22
применимости конкретных мер в России позволил автору определить
как позитивные, так и негативные тенденции этого процесса.
При этом в работе отмечено, что современная структура таможенной
службы России имеет схожие черты с таможенными ведомствами
Европейских стран, что в свою очередь упрощает взаимодействие в сфере
международных торговых отношений и способствует решению
глобальных правоохранительных задач.
2. Анализ мировой практики в таможенной сфере позволяет
прогнозировать значительные перемены, связанные с изменением роли
таможенной службы в ближайшие годы. Это связанно со следующими
обстоятельствами: увеличением сложности и расширением спектра
требований, предъявляемых к таможенным службам, связанных с
необходимостью повышения эффективности контроля за перемещением
товаров через национальные границы; повышением ответственности
таможенных органов всех уровней за проведение сборов косвенных
налогов и акцизных сборов, их полноту; возрастанием влияния
таможенных служб на формирование политики торговых отношений,
социальной защиты населения, развития промышленности;
необходимостью представительства таможни в правительствах для
обеспечения более эффективного контроля за экспортом; возрастанием
значения таможенной службы в борьбе с коммерческой фальсификацией;
необходимостью совершенствования методов борьбы с контрабандой,
нелегальной торговлей наркотиками и другими преступлениями.
Во втором параграфе «Организационно-правовые проблемы
взаимодействия таможенных органов Таможенного союза» исследуются
вопросы взаимодействия и координации таможенной службы РФ с
таможенными органами государств - членов Таможенного союза.
23
По мнению автора, несмотря на определенные успехи, процесс
формирования Таможенного союза характеризуется сложностью и
многоплановостью, находится в непосредственной зависимости как от
политических, так и экономических условий, складывающихся в
государствах - участниках. Немаловажную роль в этом играет
эффективность взаимодействия таможенных органов стран – участниц
Таможенного союза. Взаимное обогащение опытом таможенных служб
Таможенного союза осуществляется в разных формах и на различном
уровне, избираемом каждой стороной в зависимости от национальных
интересов, а, значит, и стоящих перед ней задач, профессиональных
потребностей и возможностей.
В то же время, несмотря на наличие в рамках Таможенного союза
специальных наднациональных регулирующих органов (например,
Евразийской экономической комиссии, Объединенной коллегии
таможенных служб государств-членов Таможенного союза и др.) проблема
улучшения взаимодействия таможенных органов стран-участниц не теряет
свою актуальность. Среди них необходимо выделить ряд направлений и
вопросов в этом процессе, до конца не решенных.
1. Дальнейшие формирование единого правового поля в рамках
Таможенного союза и Единого экономического пространства. Эта должно
выражаться в принятии целого ряда межгосударственных,
межправительственных и межведомственных договоров, соглашений,
решений органов управления интеграцией, модельных законодательных
актов и иных документов в целях единообразного правового
регулирования правоотношений в деле интеграции.
2. Организация совместного контроля за перемещением товаров и
транспортных средств и отмена таможенного контроля на общей границе
24
при безусловном обеспечении надежного таможенного контроля
на своих внешних границах.
3. Повышение координации и взаимодействия таможенных служб по
противодействию преступности, выявлению уголовных преступлений и
пресечение административных правонарушений в области таможенного
дела.
В третьем параграфе «Совершенствование функций таможенных
органов в условиях реформы таможенных правоотношений»
рассматриваются вопросы дальнейшего совершенствования и повышения
эффективности деятельности таможенных органов.
Создание Таможенного союза со всей очевидностью показывает, что
таможенное администрирование требуют дальнейшего
совершенствования, что предполагает своевременное реагирование на
процессы, происходящие в обществе; выявление законодательных
пробелов и противоречий, а также их устранение; проведение мониторинга
с целью установления неточностей в формулировках, содержащихся в
нормах права. В работе отмечено, что принятие Таможенного кодекса
Таможенного союза - ключевой этап в процессе международной
экономической интеграции и унификации таможенных процедур.
В результате начавшегося перехода таможенной службы России на
международные принципы осуществления таможенной политики процесс
государственного таможенного регулирования и контроля постепенно
смещается в сферу государственного таможенного сервиса. И этот процесс
после принятия ТК ТС и Федерального закона «О таможенном
регулировании в РФ» набирает ускорение. Вместе с тем, понимая, что
вступление России в ВТО неизбежно повлечет за собой ослабление
государственного таможенного контроля, серьезному реформированию в
25
этот период были подвергнуты правоохранительные структуры
таможенных органов. Декриминализация «товарной» контрабанды и
отмена ст. 188 УК РФ существенно изменились их роль и место в системе
обеспечения экономической безопасности России. Очевидна назрела
необходимость «демилитаризации» таможенных органов, передача
правоохранительных функции таможни другим правоохранительным
органам, трансформация статуса службы в агентство.
Требует совершенствования сама система таможенного контроля.
Представляется необходимым более четкое законодательное выделение
форм таможенного контроля, которые могут применяться на этапе
таможенного оформления и на этапе последующего контроля. Это
позволит определить последовательность применения форм таможенного
контроля перед переходом к проведению специальной таможенной
ревизии, являющейся наиболее серьезной по влиянию на хозяйственную
деятельность проверяемого лица формой таможенного контроля.
Отдельно автор останавливается на необходимости развития
современных таможенных технологий. Их несовершенство может
привести к весьма значительным потерям для участников
внешнеэкономической деятельности.
Отдельным вопросом в системе мер по совершенствованию функций
таможенных органов является повышение эффективности борьбы с
проявлениями коррупции и взяточничеством в таможенных органах. Это
связанно с тем, что масштабы коррупции в таможенных органах
оказывают негативное влияние на деятельность государства, бизнес
сообщества и эффективность функционирования таможенной системы в
целом. Минимизировать коррупцию необходимо комплексно и системно, в
26
том числе путем проведения мероприятий, направленных на
решение правовых, организационных и кадровых задач.
Таким образом, на сегодняшний день административно-правовой
статус таможенных органов переживает серьезные изменения. Так, к
положительным тенденциям с точки зрения разграничения компетенции
государственных органов в сфере таможенного дела следует отнести
ограничение на уровне таможенного законодательства таможенного
контроля только целями обеспечения полноты и своевременности уплаты
таможенных платежей и соблюдения запретов и ограничений,
установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности. К возложению на
таможенные органы дополнительных контрольно-надзорных функций
следует обращаться только тогда, когда анализ всех иных вариантов
решения соответствующей проблемы дает отрицательный или
неудовлетворительный результат.
Дальнейшая оптимизация системы таможенных органов должна
продолжить реформирование территориальных таможенных органов в
направлении сокращения лишних управленческих звеньев между ФТС
России, устанавливающей правила таможенного оформления и
таможенного контроля, и таможенными постами, непосредственно
реализующими эти правила.
Итогом реализации указанных мероприятий будет единообразный
подход к применению таможенных процедур и принципов таможенного
администрирования в отношении участников ВЭД на всей территории
Таможенного союза, повышение эффективности таможенного контроля на
границах Таможенного союза, более согласованные с другими
правоохранительными и контролирующими органами действия,
27
повышение результативности борьбы с контрабандой и иными
таможенными правонарушениями.
В заключении диссертационного исследования подводятся итоги
выполненной работы, в обобщенном виде формируются основные выводы,
а также указываются проблемы, нуждающиеся в дальнейшем изучении.
Результаты диссертационного исследования отражены в
следующих научных публикациях:
Работы, опубликованные в изданиях, рецензируемых ВАК России:
1. Хрусталев Д.А. Трансформация административно-правового
статуса таможенных органов в контексте формирования Таможенного
союза // Хрусталев Д.А. Томазова О.Е. Современное право. № 3. 2012. - 0,2
п.л.
Работы, опубликованные в иных изданиях:
2. Хрусталев Д.А. Некоторые теоретические аспекты
государственного контроля в сфере таможенного дела // Хрусталев Д.А.,
Медведев В.Н. Актуальные проблемы правоприменительной деятельности:
теория и практика: Материалы Республиканской научно-практической
конференции, посвященной Году Республики Башкортостан и 15-летию
юридического факультета Стерлитамакского филиала ГОУ ВПО «БашГУ»,
15 октября 2010 г.- В 2-х томах.- Т. 1 // Отв. ред. Н.А. Шергенг. –
Стерлитамак: РИО СФ БашГУ, 2010. - 0,25 п.л.
3. Хрусталев Д.А. Таможенные органы в системе обеспечения
безопасности Российской Федерации // Вопросы политологии. № 1. 2011. –
0,5 п.л.
28
4. Хрусталев Д.А. Современные проблемы
трансформации административно-правового статуса органов
исполнительной власти // Хрусталев Д.А., Медведев В.Н. Вопросы
политологии. № 3. 2011. – 0,25 п.л.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0