2012avtoref939

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Акопова Жасмина Сергеевна
 
29 марта 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовые аспекты использования товарных знаков в едином информационном пространстве Российской Федерации» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 504.001.04
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Акопова Ж.С. Правовые аспекты использования товарных знаков в едином информационном пространстве Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref939 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Акопова Ж.С. Правовые аспекты использования товарных знаков в едином информационном пространстве Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

   На правах рукописи

 
 
 
 

Акопова Жасмина Сергеевна

 
 
 

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 

Специальность 12.00.14 - административное право;
финансовое право; информационное право

 
 

Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата
юридических наук

 
 
 
 
 
 
 
 

Москва - 2012

 

Работа выполнена  на кафедре правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО (У) МИД России.
 

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор
Краснов Юрий Константинович
 
 
Официальные оппоненты:
 
 
 
 
 
доктор юридических наук, профессор,
заведующая кафедрой горного права РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина
Василевская Дарья Владимировна;
 
кандидат юридических наук, главный государственный таможенный инспектор отдела законопроектной деятельности в Управлении правового обеспечения законопроектной деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации
Денисова Марина Сергеевна
 
Ведущая организация: Московский городской университет
управления Правительства Москвы

 
Защита состоится 29 марта 2012 г. в 14.00 на заседании диссертационного Совета Д 504.001.04 по юридическим наукам в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: г. Москва, проспект Вернадского, д. 84, ауд. 3304, 1 УК.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС.
 
Автореферат диссертации разослан 28 февраля 2012 г.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук                                                       Е.Ю. Киреева
 
 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность темы. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации[1]
Информационное общество характеризуется тем, что знания, информация, информационные услуги и отрасли, связанные с их производством, становятся доминирующими факторами развития общества. Информация как основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства становится ценностью.
Существующие хозяйственные системы интегрируются в экономику знаний. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.
Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира[2].  Исследование  взаимодействия  экономических отношений с информационными является важнейшей исследовательской задачей на современном этапе, что предопределяет актуальность выбранной темы исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что расширение сферы использования информационных ресурсов требует адекватного правового регулирования общественных отношений, связанных с информатизацией. Создание информации, ее сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и предоставление потребителю, создание и использование информационных технологий и средств их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, не могут происходить без участия государства. Информатизация, как процесс необратимый и неизбежный, порождает для государства обязанность обеспечить состояние защищенности интересов граждан, общества и государства, а также создать условия для качественного и эффективного обеспечения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, развивать федеральные и региональные информационные системы и сети, обеспечивать их совместимость и взаимодействие в едином информационном пространстве Российской Федерации.
Становление рыночных отношений в России и процесс интеграции отечественной экономики в мировую в условиях информационного общества сопряжен с рядом серьезных структурных изменений в системе права. Эти изменения связаны также и с внутренними тенденциями в экономике.
На постиндустриальном этапе развития общества информация обретает особую ценность, и это связано не только с возрастанием объема и ассортимента информационных услуг, ценности информации как товара, но и с тем, что продажа «обыкновенных» товаров теперь во многом определяется не объективными потребностями покупателя, а информационным обеспечением процесса реализации товара.
Роль товарного знака и других средств, с помощью которых современный производитель может выделить свой товар из массы аналогов, расширяется, а сами эти средства совершенствуются и усложняются. Современный уровень развития технологий позволяет создавать сложные в исполнении, комбинированные товарные знаки. Товарный знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем и потребителем, выступая в роли безмолвного продавца.
Все эти изменения вынуждают законодателя вносить коррективы в действующие нормативно-правовые акты. С 1 января 2008 года в законную силу вступила IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Те серьезные изменения в праве и в общественной жизни, которые были вызваны принятием данного акта, к сожалению, не всегда носят позитивный характер. Это вполне естественно, так как любое значимое реформирование законодательства не может быть осуществлено одним актом: результаты практического применения нового закона указывают дальнейшие пути реформирования.
Поэтому в современных условиях актуальной задачей является совершенствование существующего законодательства о товарных знаках в связи с проблемами, возникающими при его реализации в условиях информационного общества. Необходимо учитывать также и происходящие изменения в международно-правовом регулировании рассматриваемой сферы.
Можно констатировать, что в настоящее время крайне мало имеется исследований, анализирующих выявленные практикой недостатки новейшего законодательства о товарных знаках. Кроме того, существует дефицит работ обобщающего характера по указанной теме, соответствующих современному уровню развития гражданского права.
Таким образом, избранная тема представляется достаточно актуальной и значимой в свете важнейших изменений в экономике и праве, произошедших в последнее время.
Степень изученности проблемы. В юриспруденции исследование  информационного общества, особенностей его правового регулирования еще только начинается. Это в полной мере относится к роли и месту товарного знака в информационном пространстве.
Исследование проблем правового регулирования прав на товарный знак было начато еще в дореволюционный период, во время бурного развития капиталистических отношений в России. Среди ученых-правоведов того времени выделяется Розен Я.С.
Дальнейшее изучение темы связано с именами советских исследователей Соболевой Т.А., Супернской А.В., Адуева А.Н., Белогорской Е.М., Грешневой Н.П., Асламовой В.Ф., Мурая Н.Д., Красавчикова О.А. Нужно отметить, что работы названных авторов имеют специфический характер, так как были написаны в период господства плановых и административно-командных отношений. Тем не менее, они важны и сегодня, так как раскрывают ряд теоретических вопросов, связанных с товарными знаками.
При этом следует отметить, что в гражданском праве проблеме регулирования правоотношений, возникающих по поводу товарных знаков, посвящено немало научных работ современных исследователей, которые представляются достаточно интересными и содержательными. Среди наиболее известных авторов, занимающихся данным вопросом, можно назвать Рабец А.П., Петрова И. А., Сергеева А.П., Гришаева С.П., Фадеева Ю.Л., Городова О.А., Зенина И.А. Важное значение для изучаемой темы имеют работы исследователей, связанные с анализом норм части IV Гражданского кодекса РФ. Среди таковых выделяются труды Близнеца И.А., Ларина А.Ю., Маковского А.Л., Кайль А.Н., Трахтенгерц Л.А.
На современном этапе товарные знаки обычно рассматриваются в рамках комплексных, межотраслевых исследований. В частности, изучением данного феномена занимаются специалисты в области информационного права − межотраслевой системы правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации.
Среди современных исследований  данной проблемы следует назвать монографии, статьи и другие публикации Малуева П.А., Пешковой Т.А., Рассказовой-Николаевой С.А., Калининой Е.М., Карловой О.К., Пшиншевой Т.Х., Гаврилова Э.П., Лабзина М.В., Орловой В.В., Восканян Р.С., Могилевского В.М., Успенской Н.В., Радченко Н.А., Зуйковой Л.П., Дозорцева В.А., Гульбина Ю.Т., Карасевой С.Ю., Зубковой М.Н.
В целом, характеризуя степень изученности проблемы, скажем, что наиболее важные теоретические вопросы, связанные с правовым аспектом использования товарных знаков, исследованы в достаточной степени, однако, в связи с относительно недавним принятием и введением в действие части IV Гражданского кодекса РФ, ощущается недостаток актуальных исследований  данной темы и активным развитие информационного пространства и информационного общества в России.
Цель диссертационного исследования – ретроспективный и современный анализ законодательства о товарных знаках, выявление проблем, возникающих при его реализации в условиях информационного общества.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
− охарактеризовать  сущность, основные черты и особенности становления информационного общества в России;
− выявить информационную природу  товарного знака  и его место в информационном пространстве;
− изучить историю возникновения товарных знаков, эволюцию их информационной природы и процесс становления соответствующего законодательства в российском праве;
− охарактеризовать понятие товарного знака в современном праве и его информационную сущность;
− рассмотреть процедуру регистрации товарного знака как механизма  защиты производителя и потребителя в условиях  единого информационного пространства;
− определить и охарактеризовать проблемы, возникающие при правовом регулировании использования исключительного права на товарный знак в условиях информационного общества;
− выработать рекомендации по решению названных проблем;
− определить тенденции развития законодательства о товарных знаках в информационном обществе.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе законодательного регулирования разработки, регистрации и использования товарных знаков, их исторический и современный аспекты в  российском информационном пространстве.
Предмет исследования включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих процессы разработки, регистрации и использования товарных знаков в условиях  единого информационного  пространства.
 Методологическая и теоретическая основа диссертации. Актуальность, степень изученности проблемы и поставленные задачи обусловили использование соответствующего методологического инструментария. При написании диссертационной работы использованы общенаучные и специальные методы, включая диалектический, исторический, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, формально-логический, статистический и иные методы информационного права.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили фундаментальные труды отечественных юристов, изучающих проблемы информационного общества и  правового регулирования прав на товарный знак в условиях единого информационного пространства, нормативные документы законодательных и исполнительных органов власти, публикации научной и периодической печати, электронные источники информации. Исследование строилось на принципах системного подхода.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе разработана авторская концепция единого информационного пространства  в условиях  конкурентной рыночной среды в современной России. Автором охарактеризована информационная природа и основные черты товарного знака.
Систематизирован материал по истории товарного знака как социальной реальности и объекта правового регулирования. Рассмотрен процесс эволюции российского законодательства о товарных знаках, что позволяет установить преемственность правовых норм на дореволюционном, советском и современном этапах становления права.
Детально проанализирована процедура государственной регистрации товарного знака, как формы защиты потребителя и производителя в условиях  единого информационного пространства, регламентированная в отечественных нормативно-правовых актах. Особое внимание уделено проблемным моментам, связанным с указанной процедурой, что позволяет определить нормы действующего законодательства, требующие доработки.
Установлены противоречия в законодательстве о товарных знаках, связанные с возникновением и сроком действия исключительного права на товарный знак. Выявление этих противоречий способствует решению задачи дальнейшего совершенствования соответствующих положений действующего законодательства.
Предложены рекомендации по изменению действующего законодательства в целях устранения противоречий и затруднений, связанных с реализацией правовых норм в отношении регистрации и использования товарных знаков.
Исследование проведено в соответствии с концептуальным взглядом на научную проблему, который выражается в целостном рассмотрении феномена товарного знака как социокультурного и правового явления в едином информационном пространстве России, а законодательства о товарных знаках − как единой, поступательно эволюционирующей системы правовых норм, тесно связанной с экономической сферой деятельности человека. Концептуальный взгляд исследователя включает в себя также принцип соотнесения правовых норм и практической деятельности человека − противоречия между ними и составляют основную проблематику исследования.
 На этой основе  в диссертации формулируются и выносятся на защиту следующие содержащие новизну положения и выводы.

  1. Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
  2. Отличительной чертой процесса формирования единого информационного пространства России является не только создание технической и технологической структуры информатизации для обеспечения взаимодействия производителей информации и ее потребителей, распределения знаний, накопленных в информационных банках данных, но и учет социальных, экономических и политических аспектов его формирования и интеграции в мировое информационное пространство.
  3.  Информационная природа товарного знака проявляется в том, что, являясь своеобразной визитной карточкой товаров, работ и услуг, товарные знаки и знаки обслуживания помогают потребителю выбрать из всей массы реализуемых благ то, которое подходит именно ему, благодаря наличию представлений об определенных свойствах объекта, носящего известное потребителю обозначение.

 4. Российское законодательство о товарных знаках имеет прочную основу в истории своего становления. Оно зарождается вместе с образованием Древнерусского государства, но наиболее зрелые формы приобретает только в конце XIX – начале XX века, в эпоху интенсивного развития рыночных отношений.
Советское законодательство о товарных знаках было ориентировано, в основном, на регулирование вопросов, связанных с использованием товарных знаков, принадлежащих иностранным правообладателям, а также применением товарных знаков для экспортируемой продукции.
Возвращение к рыночным отношениям в конце 80-х – начале 90-х гг. обусловило новый этап в развитии российского законодательства о товарных знаках. Однако в целом для всех трех указанных этапов развития законодательства характерны, главным образом, преемственность и эволюционное поступательное развитие норм.
5. Товарный знак может рассматриваться одновременно как социальная реальность и как правовая категория. Он имеет материальную основу, но его основной сущностью является способность вызывать в человеческом сознании ассоциации с определенным товаром или изготовителем. Понятие товарного знака в современном гражданском праве представляется достаточно разработанным и не требующим дополнительных уточнений.
6    Товарный знак как правовая категория может рассматриваться только в случае его государственной регистрации в законодательно установленном порядке. В настоящее время правовое регулирование процедуры регистрации товарного знака осуществляется на основе норм Гражданского кодекса РФ и Правил, утвержденных Роспатентом. В диссертации обоснован вывод о необходимости замены данных Правил Административным регламентом товарных знаков, что обеспечит реализацию такого направления административной реформы, как совершенствование административных процедур.
7. В действующей процедуре регистрации товарного знака имеются затруднения, которые можно считать объективно не обоснованными для существующих экономических отношений. К ним относятся отсутствие законодательно предусмотренной возможности регистрации нескольких товарных знаков по одной заявке и регистрация «нетрадиционных» видов товарных знаков (звуковых, обонятельных, движущихся и др.).
8.   Предлагаются следующие изменения действующего законодательства о товарных знаках: разрешить регистрацию нескольких знаков по одной заявке, установить срок действия исключительного права на товарный знак – 10 лет с момента его регистрации, расширить перечень видов товарных знаков.
9.   Определяются такие тенденции развития российского законодательства о товарных знаках, как стремление соответствовать нормам международного права и различным мировым стандартам, формирование правовых условий для применения товарного знака в инновационной рекламной и маркетинговой практике, технического совершенствования различных форм реализации товарного знака
Практическая значимость работы заключается в том, что исследованный механизм становления и развития законодательства о товарных знаках может служить методологическим обоснованием отдельных положений федеральной концепции законодательного регулирования права на товарный знак в условиях информационного общества. Предложенные рекомендации по совершенствованию действующего законодательства о товарных знаках могут способствовать предупреждению спорных ситуаций, возникающих по поводу регистрации и использования товарных знаков, а в целом – способствовать устранению некоторых необоснованных препятствий для легальной экономической деятельности в едином информационном пространстве.
Выводы и материалы диссертации также могут быть использованы в учебном процессе при совершенствовании программ учебных курсов по истории государства и права, информационному праву, гражданскому праву и основам рыночной экономики.
Основные положения работы могут стать основой для дальнейших исследований в области правового регулирования права на товарный знак.
Апробация и реализация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре правового обеспечения управленческой деятельности МГИМО(У) и получила положительную оценку.
Основные результаты диссертационного исследования отражены в научных статьях диссертанта, опубликованных, в том числе, в рецензируемых изданиях, обозначенных в перечне ВАК Минобрнауки России.
Структура и содержание диссертации определяются целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка.
 

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ

РАБОТЫ
Во введении сформулированы цели и задачи исследования, определены его объект и предмет, охарактеризованы актуальность, научная новизна, практическая значимость работы, ее апробация и реализация, произведен обзор научной литературы по изучаемой проблеме, обоснована методологическая база диссертации, обозначены положения, выносимые на защиту.
В первой главе − «Место и роль товарного знака в информационном пространстве России на современном этапе» − изложена авторская концепция  единого информационного пространства России, исследованы информационное происхождение и свойства товарного знака, выделены и систематизированы основные закономерности использования  товарного знака в информационном пространстве России.
В исследовании раскрыты природа, сущность и основные черты информационного пространства. Отмечено, что существуют различные концепции этого понятия, основанные на территориальном, технологическом или функциональном подходах[3]. В связи с этим поставлен вопрос о формировании единого теоретического понятия информационного пространства. Понятие единого информационного пространства было впервые сформулировано  в  Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов в1995 году[4].
Под единым информационным пространством  предлагается понимать совокупность информационных ресурсов и информационной инфраструктуры, позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета.
Оно формируется за счет: а) информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации; б) организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства; в) средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.
 В диссертации показано, что формирование единого информационного пространства России теснейшим образом связано с реализацией Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной  Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.
В рамках этой стратегии заложены основы для решения таких задач, как формирование единого информационного пространства России и се вхождение в мировое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства, формирование демократически ориентированного массового сознания, становление отрасли информационных услуг, расширение правового поля регулирования общественных отношений, в том числе связанных с получением, распространением и использованием информации. Государственная информационная политика должна способствовать укреплению связи Федерального центра и регионов, укреплению федерализма и целостности страны.
Решение этих задач  в нашей стране будет происходить путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий:
создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства;
повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
формирование единого информационного пространства, в том числе для решения задач обеспечения национальной безопасности;
модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного приема российских телерадиопрограмм;
создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации[5].
В диссертационном исследовании рассмотрен процесс становления товарного знака как специфического социокультурного феномена,  освещаются информационное происхождение и свойства товарного знака, а также проблемы их правового регулирования в информационном пространстве России.  Возникновение товарного знака − изобретенного людьми способа выделения своего товара из ряда аналогов путем нанесения некоего, только ему присущего обозначения − хронологически связано с эпохами позднего неолита или энеолита, когда человеком впервые стало применяться клеймение некоторых продуктов своего труда. Широко применялись различные знаки индивидуализации товара в рабовладельческих и средневековых феодальных обществах. Именно тогда возникают первые правовые нормы, связанные с использованием товарного знака. По мере развития товарно-денежных отношений возрастает и значимость товарного знака, усложняется структура общественных отношений, связанных с его использованием, защитой, отчуждением, возникают соответствующие правовые нормы. Впереди этого процесса, начиная с позднефеодальной эпохи, шли страны Западной Европы, где уже к началу XVIII века была введена регулярная маркировка изделий. К этому моменту она выполняла не только различительную функцию, но и функцию юридической защиты производителя товара от недобросовестной конкуренции. В XIX веке формируется развитая система правового регулирования товарных знаков, включающая в себя гражданскую и уголовную ответственность за несанкционированное использование чужих знаков.
Российское законодательство о товарных знаках складывается примерно с середины XVII века — первое упоминание о клеймении продукции содержалось в «Новоторговом уставе», изданном при царе Алексее Михайловиче в 1667 г. Обязательное клеймение всех русских товаров особыми фабричными знаками было введено Правительственным Указом в 1754 г. Этим же указом предусматривалось уголовное на­казание за фальшивые клейма.  В 1830 г. указом Сената было принято Положение о клеймении фабричных изделий, в котором описывалось значение товарных клейм, определялся порядок их наложения и регистрации образцов клейм, устанавливалась уголов­ная ответственность за подделку. Тогда же было начато ведение официального реестра русских производителей, зарегистрировавших свои клейма.
Начавшееся после отмены в 1861 г. крепостного права интенсивное развитие промышленного производства обусло­вило необходимость принятия нового, соответствующего требованиям времени закона о товарных знаках. В 1896 г. был принят новый Закон «О товарных знаках (фабрич­ных и торговых марках и клеймах)», в соответствии с которым, то­варный знак приобрел самостоятельное значение как средство инди­видуализации продукции конкретных товаропроизводителей, окончательно выделившись из массы клейм. Закон содержал понятие товарного знака, связывал возникновение права на товарный знак с его государственной регистрацией в Министерстве торговли и промышленности. В ходе развития экономических отношений закон снабжался различными дополнениями. В целом, вместе с дополнениями, он вполне соответствовал торгово-промышленным отношениям развивающегося капиталистического государства. Многие его положения нашли отклик и в современном российском законодательстве о товарных знаках (возникновение права на товарный знак на основе его регистрации в компетентном органе; осуществление передачи права на знак под контролем госу­дарства в лице соответствующего ведомства и т.д.).
Становление советского законодательства о товарных знаках начинается с принятия 15 августа 1918 г. Декрета СНК РСФСР «О пошлине на товарные знаки», который предполагал продолжающееся действие дореволюционно­го законодательства в сфере товарных знаков и был издан лишь в дополнение прежних нормативных актов. Переход к НЭПу стимулировал развитие товарно-денежных отношений в стране. Именно тогда появились первые наиболее полные нормативные акты о товарных знаках послереволюционного периода. Основным документом, затронувшим широкий круг вопросов, связанных с товарным знаком, явился декрет СНК РСФСР «О товарных знаках» от 10 ноября 1922 г. Декрет не требовал обязательного клеймения товаров производителями и продавцами − обозначение продукции товарным знаком являлось правом, а не обязанностью производителя. Декрет регламентировал вопросы, касающиеся за­щиты права на товарный знак. Право на защиту и другие права возникали только в случае государственной регистрации знака.
В конце 1920-х гг., по мере свертывания НЭПа и перехода на административ­ные меры управления экономикой, на внутреннем рынке товарные знаки теряют свое значение. Однако во внешней торговле они были необходимы. Рост импорта продукции, появление большого количества това­ров народного потребления в 30-е годы вызвали необ­ходимость приведения законодательства о товарных знаках в соответ­ствие с изменившимися условиями. Поэтому 7 марта 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О производственных марках и товарных знаках». Согласно Постановлению наличие товарного знака не освобож­дало предприятие от необходимости снабжать выпускаемую про­дукцию производственной маркой. Таким образом, впервые в нашей стране было введено обязательное клеймение товаров производственными марками. Право же на использование товарных знаков предусматривалось как факультативное. Однако имело место и обя­зательное использование товарных знаков для некоторых видов то­варов.
Нормативные акты 20-40-х годов послужили основой для документов, принятых в сфере товарных знаков в 60-80-е годы XX в. 15 мая 1962 г. Совет Министров СССР утвердил специальное постановление «О товарных знаках», в котором были переработаны и дополнены все ранее изданные по этому вопросу декреты и иные акты. Характерной чертой этого и других нормативных актов того времени явилось превращение права на то­варный знак в обязанность предприятий иметь и пользоваться зарегистрированными в установленном порядке обозначениями. Было дано новое опреде­ление товарного знака, более полно сформулированы требования, предъявляемые к товарным знакам.
В конце 80-х − начале 90-х годов прошлого века возникла не­обходимость в усовершенствовании законодательства по товарным знакам, так как многие нормы Положения 1974 г. не отвечали со­временным реалиям, в частности, становлению рыночных отноше­ний, развитию предпринимательской деятельности. Поэтому 23 сентября 1992 г. был принят Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». Данный нормативный акт несколько раз подвергался серьезным изменениям, вплоть до принятия IV части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее − ГК РФ).
В диссертации выявлены новые информационные характеристики товарного знака в условиях становления информационного общества в России.
По мнению автора, появление большого количества хозяйствующих субъектов, занятых производством и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, и последовавшее за ним интерсивное развитие отечественного рынка со всей остротой поставили перед лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, проблему завоевания и удержания доли на рынке с целью увеличения получаемой прибыли. Одним из инструментов решения указанной проблемы в условиях высокой степени насыщенности рынка являются средства индивидуализации товаров, работ и услуг – товарные знаки и знаки обслуживания.
 Информационная природа товарного знака  проявляется в том, что являясь своеобразной визитной карточкой товаров, работ и услуг, товарные знаки и знаки обслуживания помогают потребителю выбрать из всей массы реализуемых благ то, которое подходит именно ему, благодаря наличию представлений об определенных свойствах объекта, носящего известное потребителю обозначение. Средства индивидуализации стимулируют спрос на конкретный товар, работу, услугу того или иного участника рынка, одновременно увеличивая цену реализуемого продукта по сравнению с аналогичными продуктами, не имеющими средств индивидуализации. Иными словами, использование товарных знаков и знаков обслуживания является одним из способов конкурентных действий, который предоставляет хозяйствующему субъекту преимущества на рынке перед соперниками, не использующими исключительные права на средства индивидуализации товаров, работ и услуг.
 Информационная природа товарного знака проявляется и в том, что выполняя задачу привлечения потребительского спроса, товарные знаки и знаки обслуживания являются носителями деловой репутации правообладателя и приобретают свойство нематериальных активов, в некоторых случаях превосходя по стоимости все иные активы правообладателя.
Информационная  сущность  товарного знака связана также  с развитием информационных технологий,  она определяется информационно-цифровыми технологиями, позволяющими неограниченное распространение   рекламы товарных в интерактивных цифровых сетях.
На современном этапе информационное значение товарного  знака  усиливается на основе
 широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий:
создания условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;
привлечения инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности;
создания условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли;
развития венчурного финансирования высокотехнологичных инновационных проектов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
стимулирования создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
увеличения объемов экспорта продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
повышения экономической эффективности использования российскими правообладателями объектов интеллектуальной собственности;
развития системы региональной информатизации.
В работе предложена характеристика сущности товарного знака с позиций семиотики − науки о знаках. Определяя понятие знака, специалисты в области семиотики отмечают, что знаком является любой чувственно воспринимаемый предмет, указывающий на другой предмет, отсылающий к нему живой организм или машину. Отсюда следует семиотическое определение товарного знака как чувственно воспринимаемого предмета, указывающего на другой предмет, а именно − на товар. Организмом или восприемником товарного знака является реальный или потенциальный покупатель.
Наряду с проявлениями знаковой природы товарный знак обладает и своей собственной спецификой как социальная реальность и как правовая категория.
Подобно другим объектам промышленной собственности товарные знаки способны существовать вне правовой системы и независимо от неё. Следовательно, товарный знак является социальной реальностью, лежащей вне права. Однако правовые нормы могут придать юридическое значение тем или иным товарным знакам. Товарные знаки, отвечающие предусмотренным законодательством требованиям, становятся в установленном порядке официально признанными объ­ектами правовой охраны. В этом случае товарный знак можно рассматривать как юридическую категорию.
Статья 1477 ГК РФ содержит следующее понятие товарного знака − это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Признаками товарного знака являются:  условное обозначение; новизна; различительная способность; регистрация знака в установленном порядке.
Товарный знак есть условное обозначение в первую очередь потому, что он является чем-то извне приданным товару, а не составляет часть его самого. Признак новизны заключается в отличии товарного знака от известных обозначений, вошедших в торговый оборот. При проведении исследования новизны отечественная эксперти­за выработала определенные принципы установления сходства товарных знаков.
Под различительной способностью товарного зна­ка понимается способность вызывать у потребителя ассоциативные образы, необходимые и достаточные для индивидуализации товара и его производителя. В качестве обозначений, не обладающих различительной способностью, в действующем законодательстве рассматриваются обозначения, которые представляют собой отдельные буквы и цифры, не имеющие характерного графического исполнения; простые геометрические фигуры и линии или их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, а также сочетания букв, не имеющие словесного характера; реалистические или схематические изображения товаров, общепринятые наименования товаров и т.д.
Помимо различительной функции товарный знак обладает еще и рекламной функцией, значение которой в настоящее время трудно переоценить. Из других функций товарного знака наиболее заметны защитная и гарантийная. Защитная функция знака реализуется через законодательно закрепленное за владельцем знака исключительное право пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами. Под гарантийной функцией понимается то, что товарный знак, наносимый на изделие и ставший уже привычным для потребителя, будучи нанесенным на другое изделие того же производителя, будет вызывать у потребителя чувство уверенности в качестве нового изделия.
Многообразие функций товарных знаков, в том числе и их основную − различительную функцию, могут подчеркивать различные обозначения.
В гражданском законодательстве содержится перечень обозначений, которые могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. В зависимости от вида обозначения ГК РФ допускает регистрацию в качестве товарного знака словесных, изобразительных, объемных и других обозначений или их комбинаций. Словесный товарный знак может состоять из отдельных слов, в том числе оригинальных (неологизмы, аббревиатуры), или из их сочетания (так называемые девизы). Изобразительный товарный знак представляет собой значки, рисунки, орнаменты, виньетки, изображения птиц, животных, памятников истории и культуры, архитектурных сооружений, географических объектов и других предметов, в том числе обозначаемых товаров, а также любые сочетания и композиции цветов, линий и фигур на плоскости. Объемный товарный знак представляет собой трехмерное (по длине, высоте и ширине) изображение, в качестве которого наиболее часто используется оригинальная форма товара или его упаковки. Комбинированный товарный знак состоит из различных элементов перечисленных выше знаков. В настоящее время комбинированные обозначения являются наиболее популярными.
Открытый перечень возможных видов товарных знаков в п. 1 ст. 1482 Гражданского кодекса РФ допускает использование для индивидуализации товаров в качестве товарных знаков и иных обозначений. Все большее распространение на практике получают звуковые, световые, обонятельные, движущиеся обозначения.
Кроме классификации по внешнему виду, товарные знаки могут быть классифицированы также по субъекту на индивидуальные и коллективные, когда владельцем товарного знака является объединение лиц (юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей). Назначение коллективного товарного знака заключается в том, чтобы облегчить выступление на рынке групп самостоятельных производителей товаров и услуг, связанных договорами либо взаимным участием. Он позволяет привлечь внимание потенциальных клиентов к товарам и услугам каждого участника объединения, поскольку предполагает одинаковый уровень качества этих товаров и услуг.
По степени известности товарные знаки делятся на обычные и общеизвестные. Общеизвестным товарным знаком могут быть признаны три категории обозначений:
- товарные знаки, охраняемые на территории Российской Федерации в силу регистрации;
- товарные знаки, охраняемые на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международными договорами;
- обозначения, используемые в качестве товарного знака, но не имеющие правовой охраны на территории Российской Федерации
Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Вторая глава диссертации −«Правовые аспекты прав на товарный знак в условиях  единого информационного пространства» − содержит анализ действующего законодательства Российской Федерации о товарных знаках.
В исследовании подробно рассмотрена проблема возникновения соответствующих прав, а также ряд процедурных вопросов.
Согласно  действующего законодательства факт государственной регистрации знака имеет правоустанавливающий характер. Такой распространенный в международной практике вид основания для возникновения юридической защиты прав на товарные знаки, как преждепользование, российским законодательством не предусмотрен.
Процедура подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака, ее формальной экспертизы и экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака, а также выдачи свидетельства на товарный знак урегулирована ст.ст. 1492-1507 ГК РФ достаточно подробно. Процесс регистрации включает в себя следующие самостоятельные стадии:
1) подача надлежаще оформленной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
2) рассмотрение заявки в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
3) выдача охранного документа на товарный знак.
Процесс регистрации начинается с подачи заявки заинтересованным лицом в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Заявка подается только на один товарный знак. Исчерпывающий перечень документов, которые должны содержаться в самой заявке, установлен ГК РФ. При подаче заявки уплачивается соответствующая пошлина. Порядок рассмотрения заявки регламентируется Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания
Детальное регулирование порядка подачи заявки и все требования к ней будут содержаться в Административном регламенте товарных знаков, который после утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, будет зарегистрирован в установленном порядке.
Для облегчения деятельности заинтересованного лица в ходе подачи заявки и дальнейшей регистрации товарного знака законом установлен институт патентных поверенных, которые могут оказывать квалифицированную юридическую помощь и на основании доверенности представлять интересы лица, желающего зарегистрировать товарных знак.
Датой подачи заявки на товарный знак считается день поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности всех документов заявки, а если указанные документы представлены не одновременно − день поступления последнего документа.
Процедура рассмотрения заявки включает в себя формальную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В ходе формальной экспертизы проверяется наличие необходимых документов заявки и их соответствие установленным требованиям. Заявителем могут быть представлены дополнительные документы, либо внесены изменения в заявку — в рамках, установленных действующим законодательством. Кроме того, вплоть до момента государственной регистрации заявитель может воспользоваться правом выделенной заявки на товарный знак. Заявка может быть отозвана заявителем на любой стадии ее рассмотрения, но не позднее даты государственной регистрации товарного знака.
Экспертиза заявленного обозначения регламентируется ст. 1499 ГК РФ. На данном этапе обозначение подвергается комплексной проверке на соответствие каждому из требований охраноспособности.
По результатам экспертизы патентное ведомство принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. В законодательстве предусмотрена возможность оспаривания решений по заявке на товарный знак (ст. 1500 ГК РФ). На основании решения о регистрации товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности производит государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и выдает свидетельство о регистрации.
В работе представлен анализ основного содержания законодательства о товарных знаках. Отмечено, что термин «исключительное право», используемый в юридической науке и в законодательстве, представляется недостаточно ясным. Законодательство, используя понятие исключительного права, сводит его содержание к праву на использование произведения и на запрещение его использования другими лицами. Исключительные права − особая категория прав, присущая только определенным субъектам и регулирующая отношения в сфере специфических объектов. Выделение исключительных прав в качестве особой категории происходит в противопоставление всем другим видам гражданских прав: вещных, обязательственных, имущественных и неимущественных и т.д. Исключительные права по своей сути являются абсолютными.
Исключительное право на товарный знак устанавливается нормами ГК РФ. Существование такого права у определенного субъекта ограничено во времени. Момент возникновения исключительного права на товарный знак, согласно действующему законодательству, соответствует моменту его государственной регистрации, а именно — дате внесения соответствующей записи в государственный реестр. В то же время ряд исследователей предлагает считать моментом возникновения дату официальной публикации сведений о регистрации товарного знака.
Согласно ст. 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, предусмотренными п. 2 указанной статьи, — путем размещения товарного знака:
1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) при выполнении работ, оказании услуг;
3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Моментом реализации исключительного права правообладателя на товарный знак для индивидуализации товаров является размещение им товарного знака на товарах.
Взаимоотношения лиц, которым исключительное право принадлежит совместно, определяются соглашением между ними; предметом этого соглашения могут выступать различные аспекты осуществления исключительного права, в частности, вопросы использования охраняемого объекта, определения судьбы доходов от совместного использования охраняемого результата и т.д.
Гражданский кодекс РФ закрепляет за правообладателем возможность оповещать неопределенный круг лиц о том, что принадлежащий ему товарный знак, используемый на производимых и реализуемых товарах, охраняется на территории Российской Федерации и указывает, какими способами данное оповещение может осуществляться.
В российском законодательстве о товарных знаках закреплен принцип обязательного использования товарного знака правообладателем. Основная цель реализации этого принципа − стремление законодателя обеспечить интенсивное функционирование товарных знаков в гражданском обороте и сократить случаи их регистрации в недобросовестных целях. В случае неиспользования товарного знака более трех лет подряд, уполномоченным органом может быть принято решение об отмене регистрации данного знака.
Распоряжение исключительным правом на товарный знак может быть реализовано в двух вариантах: заключение договора об отчуждении исключительного права на товарный знак, либо заключение лицензионного договора о предоставлении права на использование товарного знака. Отчуждение исключительного права не должно являться причиной введения потребителя в заблуждение
Срок действия регистрации товарного знака равен 10 годам, считая с даты подачи заявки в Роспатент. Указанный срок может быть продлен неопределенное количество раз — каждый раз на 10 лет. Таким образом, действие исключительного права на товарный знак может быть, по существу, бессрочным.
Автором предложен ряд мер по совершенствованию российского законодательства о товарных знаках, определены контуры его дальнейшего развития.
В ходе исследования обнаружен ряд затруднений, связанных с реализацией законодательства о товарных знаках:

  1. отсутствие законодательно установленной возможности подать одну заявку на регистрацию нескольких товарных знаков (нескольких вариантов одного товарного знака);
  2. противоречия, связанные с установлением сроков действия исключительного права на товарный знак;
  3. отсутствие четких критериев для определения товарных знаков, могущих ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (ст. 1483 ГК РФ);
  4. недостаточная разработанность норм, связанных с относительно новыми по форме реализации видами товарных знаков.

Отсутствие в законе возможности подать одну заявку на регистрацию нескольких товарных знаков создает затруднения для реализации некоторых тенденций в сфере рекламы и маркетинга. Преодоление этого препятствия предлагается путем законодательного установления такой возможности с определением ограничений на количество регистрируемых по одной заявке знаков, на право дополнения и изменения заявки и т.д.
Противоречия, связанные с установлением сроков действия исключительного права на товарный знак, потенциально ведут к трудноразрешимым судебным спорам. Снятие этого противоречия возможно через принятие одного из двух вариантов поправок к ГК РФ:

  1. определением в п. 1 статьи 1491 в качестве начального момента срока действия исключительного права на товарный знак даты государственной регистрации товарного знака;
  2. установлением в указанной статье только конечного момента срока действия исключительного права — по истечении десяти лет со дня государственной регистрации товарного знака.

Проблему отсутствия четких критериев для определения товарных знаков, могущих ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, предлагается решить путем внесения уточнений в п. 3.1. ст. 1483 ГК РФ относительно существенных характеристик товара, имени или наименования его изготовителя.
Недостаточная разработанность норм, связанных с относительно новыми по форме реализации видами товарных знаков, создает неоправданные ограничения для развития рекламной индустрии и маркетинга. Совершенствование законодательства в данном случае предлагается через внесение в п. 1 ст. 1482 упоминания о новых видах товарных знаков: звуковых, обонятельных, движущихся, световых и т.д.
Дальнейшее развитие правовых норм, регулирующих права на товарный знак, предлагается вести в следующих направлениях:

  1. Устранение возможных противоречий между нормами отечественного законодательства и положениями международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.
  2. Разработка нововведений в российское законодательство, регулирующих регистрацию новых форм реализации товарного знака, новые способы использования товарного знака в экономических отношениях.
  3. Развитие законодательного обеспечения защитной и гарантийной функций товарного знака.
  4. Введение правового регулирования использования товарного знака в web-среде, в том числе и в доменных именах.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы проведенного исследования.
 
Основные научные результаты диссертации опубликованы в следующих изданиях:
 
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
1. Акопова Ж.С., Орлова В.В. Правовая регламентация административных процедур, связанных с  подачей и рассмотрением заявок на товарные знаки // Право и управление. ХХI век. 2009. № 4. – 0,6 п.л.
 
Иные публикации:
 2. Акопова Ж.С. История возникновения и правового регулирования товарных знаков // Журнал «Lex terra incognita».2008. № 3. − 1,0 п.л.
3. Акопова Ж.С. Перспективы и тенденции развития законодательства о товарных знаках // Журнал «Lex terra incognita». 2010. № 1(6). − 0,5  п.л.
4. Акопова Ж.С. Правовые аспекты использования товарных знаков в Российской Федерации. − М, МГИМО(У), 2010. – 2,87 п.л.
5. Акопова Ж.С. Место и роль товарного знака в  информационном пространстве России на современном этапе. − М.: МГИМО(У), 2010. – 3,52 п.л.

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
Акоповой Жасмины Сергеевны

 

Тема диссертационного исследования:

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ   В ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
Научный руководитель –
Краснов Юрий Константинович
доктор юридических наук, профессор
 
Изготовление оригинал-макета
Акоповой Жасминой Сергеевной
 
Подписано в печать  27 февраля 2012 г.
Тираж 80 экз.
Усл. п.л. 1,1
 
 
 
 
Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № ___.
119606, Москва, пр-т Вернадского, 84
 
 
 
 
 

 
[1] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., № Пр-1895) // Российская газета. 2000. № 187. 28 сентября.
[2] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., № Пр-212) // Российская газета. 2008. № 34. 16 февраля.
 
[3] Cм.: Борисов К.Г. Правовые формы партнерства Европейского Союза в сфере коммуникаций и информационных услуг // Московский журнал международного права 1998. № 2. C. 84–110; Закупень Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств-участников СНГ. − М., 1998. С. 237.
[4] Настоящая Концепция разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 г. № 1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации».
[5] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212) // Российская газета. 2008. № 34. 16 февраля.
 
 
Файлы: 
Порядок отображения: 
0