2012avtoref840

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Сазин Сергей Тихонович
 
30 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Конституционно-правовые основы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры и следственным комитетом Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 446.004.05
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Сазин С.Т. Конституционно-правовые основы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры и следственным комитетом Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref840 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Сазин С.Т. Конституционно-правовые основы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры и следственным комитетом Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
3
На правах рукописи
САЗИН
СЕРГЕЙ ТИХОНОВИЧ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
СОБЛЮДЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ОРГАНАМИ
ПРОКУРАТУРЫ И СЛЕДСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность: 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва – 2012
4
Работа выполнена на кафедре конституционного и избирательного права ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».
Научный руководитель Савин Валерий Иванович,
кандидат юридических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», декан юридического факультета
Официальные оппоненты: Мазаев Владимир Дмитриевич,
доктор юридических наук, профессор,
ФГАОУ ВПО «Национальный исследователь-ский университет «Высшая школа экономики», профессор кафедры конституционного и
административного права
Красинский Владислав Вячеславович,
кандидат юридических наук, эксперт
Российского общественного института
избирательного права.
Ведущая организация – ФГБОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федера-ции».
Защита состоится 30 мая 2012 года, в 14.00 часов в ауд. 209 на засе-дании диссертационного совета Д 446.004.05 по юридическим наукам в ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический универ-ситет» по адресу: г. Москва, ул. Смольная, 36.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Рос-сийский государственный торгово-экономический университет».
Автореферат разослан « » апреля 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Петренко Д.С.
5
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина занимает центральное место в науке конституцион-ного права. Ее теоретическому осмыслению и тщательному научному иссле-дованию были посвящены многочисленные работы российских ученых. Многофакторность и важность данной проблемы для развития демократии в Российской Федерации требуют углубленного научного осмысления тради-ционных концептуальных положений и разработки новых практических ре-комендаций. Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина прио-ритетной обязанностью государства, определяющей содержание и механизм реализации законов всеми органами государственной власти и местного са-моуправления. Таким образом, на высшем законодательном уровне признана необходимость создания эффективных правовых механизмов выполнения государством правозащитных функций в отношении общества и личности.
Однако деструктивные процессы, происходившие в российском обще-стве, ослабили правозащитный потенциал нашего государства. На фоне ре-формирования в Российской Федерации законодательной базы, недостаточ-ного правового обеспечения гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина деятельность системы федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере правовых отношений не соответствует их возрос-шему предназначению и предъявляемым требованиям. Она декларативна, имеет низкое качество и недостаточную эффективность. Нерешенность этих проблем обусловливает массовый характер нарушений прав и свобод чело-века и гражданина.
В данной ситуации, как никогда, востребован уникальный потенциал российской прокуратуры (и выделившегося из еѐ структуры Следственного комитета), не только не утратившей свей значимости в деле утверждения за-конности и правопорядка, но и, напротив, представшей эффективным инсти-тутом защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
6
Между тем статистические данные органов прокуратуры и Следствен-ного комитета обнаруживают весьма неудовлетворительное состояние за-конности в этой области: более чем в два раза выросло количество выявляе-мых нарушений прав и свобод человека и гражданина, в том числе и приня-тых незаконных нормативных правовых актов.
Анализ правоприменительной практики и состояния законности в рас-сматриваемой сфере указывает на отсутствие единой концепции противодей-ствия прокуратуры и Следственного комитета сложившемуся негативному положению, что в условиях комплексного характера и многогранности зако-нодательства о правах и свободах человека и гражданина приводит к сниже-нию результатов правозащитной деятельности.
Данное диссертационное исследование вопросов правозащитной дея-тельности прокуратуры и Следственного комитета ориентировано на поиск внутренних и внешних мобилизационных резервов повышения ее эффектив-ности через определение новых концептуальных положений, относящихся к специфике сущности предмета данной отрасли прокурорского надзора, задач по защите прав и свобод человека и гражданина, стоящих в рамках деятель-ности Следственного комитета, посредством усовершенствования организа-ционно-методических и тактических элементов деятельности прокуратуры и Следственного комитета и внесения научно обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства в рассматривае-мой области. Настоящим объясняется выбор темы диссертационной работы, ее научная новизна и актуальность.
Исследование проведено в рамках специальности 12.00.02 - конституци-онное право; муниципальное право.
Диссертационное исследование соответствует следующим пунктам пас-порта специальности ВАК Минобрнауки России:
1.3. Теория прав и свобод человека в конституционном праве;
1.4. Предмет, формы и методы конституционного регулирования обще-ственных отношений;
1.5. Основные институты конституционного права;
7
1.6. Конституционные гарантии и механизмы их реализации. Соотноше-ние федерального конституционного законодательства и конституционного законодательства субъектов Российской Федерации;
1.15. Конституционные органы власти с особым статусом (Счетная па-лата РФ, Центральный банк РФ, прокуратура РФ, Уполномоченный по пра-вам человека в РФ, адвокатура).
Степень научной разработанности темы. В силу высокой значимости проблем контроля и надзора в сфере защиты прав и свобод человека и граж-данина, возникающих в работе прокуратуры и Следственного комитета Рос-сийской Федерации, связанные с ними вопросы явились предметом изучения многих ученых-специалистов, таких как С.С. Алексеев, М.В. Баглай, М.И. Байтин, Н.С. Бондарь, Л.Д. Воеводин, Н.В. Витрук, Ю.А. Дмитриев, В.Т. Кабышев, В.Д. Ломовский, А.С. Мордовец, О.Э. Лейст, Н.И. Матузов, И. Е. Фарбер, В. А. Четвернин, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев. Их труды состави-ли теоретическую базу настоящего исследования.
В плане разработки проблематики касающейся темы исследования сле-дует отметить работы И.А. Антонова, С. В. Бабенко, В.И. Баскова, С.Н. Бабурина, С.В. Березки, В.Г. Бессарабова, С.И. Бойченко, Н. Т. Ведерникова, Д.А. Гонибесова, В.З. Гущина, В.С. Джатиева, Г.Н. Комковой, А.Н. Куксина, К.А. Кашаева, Н.В. Мельникова, В.В. Росинского, А.Я. Сухарева, И.И. Сыдорука, Ю.А. Тихомирова, С.Н. Фридинского, Ю.Я. Чайки, В.В. Щеблякова, В.Ю. Шевченко и ряда других авторов.
Объектом диссертационного исследования является комплекс право-отношений, возникающих в ходе осуществления современной российской прокуратурой и Следственным комитетом Российской Федерации защиты прав и свобод человека и гражданина.
Предметом диссертационного исследования являются теоретические и прикладные основы, правовая регламентация защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации.
8
Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационного ис-следования заключается в том, чтобы разработать научные основы реализа-ции прокуратурой и Следственным комитетом Российской Федерации задач по защите прав и свобод человека и гражданина и определить пути повыше-ния эффективности осуществления ими правозащитной функции.
Для достижения поставленной в диссертационном исследовании цели определены следующие задачи:
 выявление значимых концептуальных положений, составляющих теоретическую базу конституционно-правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина прокуратурой и Следственным комитетом Российской Федерации;
 оценка современного состояния правового обеспечения форм и методов, используемых прокуратурой и Следственным комитетом в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
 определение основных направлений прокурорского реагирования и деятельности Следственного комитета Российской Федерации в сфере за-щиты прав и свобод человека и гражданина;
 выявление проблем защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности следственных управлений Следственного комитета Россий-ской Федерации и прокуратур субъектов Федерации;
 разработка предложений и рекомендаций, направленных на со-вершенствование работы прокуроров по защите прав и свобод человека и гражданина при участии в гражданском судопроизводстве, рассмотрении в прокуратуре заявлений, жалоб и иных обращений заявителей, взаимодей-ствии прокуратуры с органами следствия и дознания, общественностью и средствами массовой информации;
 предложение вариантов решения ряда проблемных и дискусси-онных вопросов, формулирование научных выводов и разработка предложе-ний по изменению действующего законодательства, направленных на повы-шение эффективности правозащитной деятельности прокуратуры и След-ственного комитета.
9
Методологической основой диссертационного исследования являются комплексный и системный подходы, обеспечивающие всесторонность прове-денного анализа и сделанных выводов по совершенствованию защиты орга-нами прокуратуры Российской Федерации и Следственным комитетом Рос-сийской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
В ходе исследования автором применялись общенаучные, частные и специальные методы познания: диалектический, индуктивный, дедуктивный, обобщения, описания, сравнения, формально-логический, статистический и научного анализа.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспе-чены материалами опубликованной судебной практики, результатами изуче-ния материалов проверок исполнения законодательства по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, проведенных прокуратурой Орловской об-ласти и Следственным управлением Следственного комитета по Орловской области, выборочного анализа имеющихся отчетов, обобщений. Автором проанализированы отчеты, показатели прокурорской статистики, материалы социологических исследований, научных и научно-практических конферен-ций и семинаров.
Нормативную основу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и феде-ральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, постановления и определения Кон-ституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Вер-ховного Суда Российской Федерации, приказы и указания Генерального про-курора Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, дей-ствующие в сфере реализации и защиты прав и свобод человека и граждани-на.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одной из первых работ, в которой рассмотрены концептуальные основы правового обеспечения деятельности государства в лице органов прокуратуры и След-ственного комитета Российской Федерации по выполнению функций по со-
10
блюдению и защите прав и свобод человека и гражданина с учетом совре-менной конкретно-исторической ситуации, выделения из структуры прокура-туры Следственного комитета Российской Федерации и принятых в связи с этим в последние годы законодательных актов, где нашли отражение новые задачи прокуратуры и Следственного комитета по защите прав и свобод граждан.
В работе анализируются сущность и содержание, система, правовое ре-гулирование, механизм реализации прокуратурой и Следственным комите-том своих полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина.
Научная новизна диссертационной работы состоит также в комплекс-ном правовом исследовании и проработке научно-методических аспектов проблем совершенствования отрасли прокурорского надзора за соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина и выделение правозащитной функции Следственного комитета в данной сфере. Диссертация содержит ряд новых теоретических положений, выводов и предложений по совершенство-ванию законодательства в области участия прокурора и Следственного коми-тета в защите прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, научная новизна заключается в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Осуществлѐнный диссертантом анализ теоретических и конституци-онно-правовых источников, связанных с государственной деятельностью по реализации прав и свобод граждан, позволил выявить различия в терминах «признание», «соблюдение» и «защита». Признание прав и свобод граждан – это важнейшее положение действующей Конституции РФ, высшая цен-ность Российского государства, фундамент института конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации. Соблюдение прав и свобод граждан – это основной принцип деятельности органов исполнительной вла-сти, представительных (законодательных) органов, судов, иных государ-ственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Защита прав и свобод граждан – это центральная функция контрольно-надзорных государственных органов, направленная на выявление, предот-
11
вращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав, свобод и закон-ных интересов человека с целью восстановления нарушенных прав и возме-щения причиненного вреда. В целях правильного уяснения смысловой нагрузки каждого термина, автором отмечается, что обязанность признавать и соблюдать права и свободы человека и гражданина возлагается на все госу-дарственные органы, а функция защиты – прежде всего, на прокуратуру и Следственный комитет Российской Федерации.
2. Исследование доктринальных и юридических источников позволило диссертанту сделать вывод о том, что правозащитная функция прокуратуры не должна ограничиваться надзором за соблюдением прав и свобод граждан всеми органами, организациями и должностными лицами, но и должна пред-полагать главную задачу прокуратуры – защиту прав и свобод граждан. В этой связи диссертантом предложено закрепить правозащитную функцию прокуратуры в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора – защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
С учетом целей исследования диссертантом была проанализирована социальная информация, характеризующая динамику обращений граждан в прокуратуру и Следственный комитет с жалобами и обращениями, в которой достаточно четко прослеживается тенденция увеличения числа обращений граждан с жалобами и обращениями, что связано со следующими факторами:
- увеличение информированности граждан о возможности защиты сво-их прав органами прокуратуры и Следственного комитета;
- возрастание степени доверия граждан к вышепоименованным право-охранительным органам.
3. Анализ положений действующих Законов РФ «О прокуратуре Рос-сийской Федерации» и «О Следственном комитете Российской Федерации» позволил диссертанту сделать вывод, что законодатель не разграничивает понятия «соблюдение прав и свобод человека и гражданина» и «правовая за-щита прав и свобод» со стороны органов прокуратуры, зачастую подменяя их. Проект нового закона о прокуратуре, так же как и действующий, декла-рирует соблюдение прав и свобод граждан как основную задачу прокурор-
12
ского надзора, но при этом не раскрывает формы, методы и средства реали-зации именно защиты прав и свобод граждан, а не их соблюдения.
Диссертантом выдвигается положение о том, что необходимо четко определить место прокуратуры в системе публичной власти Российской Фе-дерации, для чего представляется целесообразным дополнить Конституцию Российской Федерации отдельной главой, в которой необходимо урегулиро-вать деятельность прокуратуры и других правозащитных органов. Обосно-вывается необходимость принятия Федерального закона «Об общих принци-пах организации системы органов государственной власти и местного само-управления» и нового федерального закона «О прокуратуре Российской Фе-дерации», в которых автором предлагается определить место и роль проку-ратуры в государственном аппарате как специализированного государствен-ного органа выявления, предотвращения, пресечения и устранения фактов нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
В целях совершенствования правового регулирования правозащитной функции прокуратуры, целесообразно выделение в отдельной главе ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» – «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»:
-обязанности прокуратуры защищать права и свободы человека и граж-данина, их законные интересы, выявлять, предотвращать, пресекать и устра-нять факты нарушения прав, свобод и законных интересов человека и граж-данина, а также восстанавливать нарушенные права и принимать меры к возмещению причиненного вреда, в том числе и в форме участия в судопро-изводстве;
- полномочий и форм реагирования прокурора на нарушения прав и свобод человека и гражданина, его законных интересов;
- разграничение целей и задач, стоящих перед прокуратурой Россий-ской Федерации и иными органами публичной власти.
Ст. 59 «Основные направления координации» проекта ФЗ «О прокура-туре Российской Федерации» необходимо дополнить ещѐ одним основным
13
направлением – «контроль в сфере защиты прав и свобод человека и граж-данина».
4. ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» №403-ФЗ в п.2 ст.4 лишь декларирует защиту прав и свобод граждан как основную зада-чу Следственного комитета, не раскрывая форм, методов и средств еѐ реали-зации. По мнению диссертанта, задача Следственного комитета – защищать права и свободы человека и гражданина – реализуется опосредованно, через защиту прав потерпевшего, интересов общества и государства. Изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятие ФЗ «О Следственном комитете Российской Федера-ции», закрепившими самостоятельный статус Следственного комитета, отде-лили прокурорский надзор от руководства следствием, повысив тем самым правовой статус следователя. Однако вместе с этим произошло и существен-ное сокращение полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия, что ослабило правозащитный потен-циал прокуратуры в этой сфере. Диссертантом сформулирован и обоснован вывод о необходимости закрепить в ФЗ «О Следственном комитете Рос-сийской Федерации» принципы, полномочия и формы признания, соблюде-ния и защиты прав и свобод человека и гражданина, присущие данному ор-гану.
5. В целях обеспечения независимости органов прокуратуры и, как следствие, повышения эффективности защиты прав и свобод граждан, автор считает целесообразным внесение в Федеральное уголовно-процессуальное законодательство нормы о возможности возбуждения уголовных дел проку-рором субъекта Российской Федерации. Возвращение прокурору такой фор-мы прокурорского реагирования на нарушения прав и свобод граждан, как право возбуждать уголовное дело, по мнению автора, наполнило бы более полным содержанием главную правозащитную задачу прокурора в сфере надзора за процессуальной деятельностью – обеспечение прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, недопустимости
14
ограничения прав и свобод подозреваемого при проведении предварительно-го расследования.
6. На основе проведѐнного анализа диссертантом обосновывается необходимость восстановить право Генерального прокурора на законода-тельную инициативу в Государственную Думу Федерального Собрания, по-скольку посредством внесения проектов законов также осуществляется за-щита прав и свобод человека и гражданина. Выдвигается положение о том, чтобы на уровне субъектов Российской Федерации наделить таким правом прокуроров субъектов Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного ис-следования определяется содержащимися в нем рекомендациями, направ-ленными на повышение эффективности правозащитной деятельности проку-ратуры и контрольной деятельности Следственного комитета за соблюдени-ем прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Теоретические выводы, сформулированные в диссертации, вносят определенный вклад в развитие науки конституционного права в целом и института прав и свобод человека и гражданина в частности. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в целях со-вершенствования действующего законодательства, регулирующего отдель-ные вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина органами проку-ратуры и Следственного комитета; в практической деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда-нина; в работе Следственного комитета; в процессе обучения прокурорских и следственных работников в системе повышения квалификации кадров, сту-дентов высших юридических учебных заведений.
Результаты научного исследования могут быть применимы для даль-нейших теоретических разработок проблем защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры и следствия, подготовки научно-методических пособий для прокуроров и следователей.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты научного исследования опубликованы в семи научных статьях,
15
две из которых в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для опубликования основных результатов диссертационных ис-следований. Выводы и предложения исследования докладывались на регио-нальных и межвузовских научно-практических конференциях, заседаниях кафедры конституционного и избирательного права ФГБОУ ВПО «Орлов-ский государственный университет». Результаты диссертационного исследо-вания внедрены в учебный процесс Орловского государственного универси-тета в процессе преподавания курса «Конституционное право России» и спе-циального курса «Институт прав и свобод человека и гражданина».
Структура диссертационного исследования определена целями и за-дачами исследования, характером исследуемых в ней проблем. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключе-ния, библиографического списка.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика еѐ научной разработанности, определяются цель и задачи, объект и предмет исследования, методологическая и эмпирическая основы, указывается научная новизна, формулируются выносимые на защиту поло-жения, рассматривается теоретическая и практическая значимость, приводят-ся сведения об апробации результатов исследования.
В главе I – «Конституционно-правовые основы признания, соблюде-ния и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федера-ции» – анализируется конституционно-правовой институт прав и свобод че-ловека и гражданина: понятие, сущность и виды принципов защиты прав и свобод человека (§ 1); определяется статус, место и роль прокуратуры и Следственного комитета в защите прав и свобод человека и гражданина в числе других государственных органов, решающих аналогичные задачи, рас-крыты правовые основы деятельности прокуратуры и Следственного комите-та в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина (§ 2).
16
В ходе комплексного исследования определено, что конституционно-правовой статус – это нормативная категория, содержание которой состав-ляют нормы конституционного права. В науке он часто называется норма-тивным. При этом необходимо отличать его от фактического статуса, под ко-торым понимается положение субъекта, определяемое не только нормами права, но и другими социальными нормами, устоявшимися традициями, обы-чаями, сложившейся практикой общественных отношений в реальных соци-ально-политических условиях. Фактический статус более динамичен, чем нормативный, он подвержен частым, порой незначительным, изменениям. Его устойчивость во многом зависит от внешних условий, степени разрабо-танности и эффективности реализации нормативного статуса. Вместе с тем, фактический статус, будучи отражением действительного места и роли субъ-екта в обществе, часто задает ориентир, направление изменения нормативно-го статуса.
В диссертации отмечается, что фактический статус прокуратуры Рос-сийской Федерации представляется более динамичным, чем нормативный, так как он подвержен более частым изменениям. Стабильность фактического статуса зачастую зависит от внешних обстоятельств, уровня разработанности и результативности материализации нормативного статуса. Одновременно фактический статус, являясь отражением реального места и роли субъекта в обществе, нередко задает направление трансформации нормативного статуса. Конституционно-правовой статус прокуратуры – это ее правовое положение в системе других государственных органов, а также единство ее прав, обя-занностей и полномочий. Прокуратура, как государственный орган, пред-ставляет собой самостоятельное, структурно-обособленное звено механизма государства, создаваемое последним в целях осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе и в сфере защиты прав и свобод.
Несмотря на достаточно длительный период, прошедший с момента принятия в 1993 году Конституции РФ, в конституционной системе разделе-ния властей в России до настоящего времени не определено место и роль ор-ганов прокуратуры. Данное обстоятельство крайне негативно сказывается на
17
развитии прокуратуры РФ, т.к. оказывает существенное влияние на самоосо-знание и самоопределение прокуратуры в системе властных институтов.
Сегодняшняя российская действительность подтверждает осознанную потребность в правовом закреплении места прокуратуры как органа государ-ственной власти, осуществляющего контроль и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Анализ норм Конституции Российской Федерации, федерального зако-нодательства позволил отметить, что каждый орган государственной власти (Президент РФ, Парламент, Правительство РФ и федеральные органы испол-нительной власти, судебные органы) в пределах своих полномочий осу-ществляет защиту прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, они все вместе образуют государственную систему органов защиты конституци-онных прав и свобод человека и гражданина.
Диссертант приходит к выводу о том, что защита прав человека и гражданина – обязанность всех без исключения органов государственной власти и их должностных лиц. Каждый из этих органов, опираясь на нормы международно-правовых актов, действующее законодательство, в соответ-ствии со своим правовым статусом, обязан обеспечивать и осуществлять за-щиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
В ходе исследования выявлено, что наиболее эффективным внутриго-сударственным средством защиты прав и свобод человека и гражданина яв-ляется прокурорский надзор и иная правозащитная деятельность прокурату-ры, так как правозащитная деятельность осуществляется прокуратурой в до-статочно гибких процедурах. Обобщая данные, полученные в результате исследования, можно кон-статировать, что прокуратура обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством особого вида деятельности – осуществления от имени государства прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Рос-сии. Этот вид надзора является «внешним» по отношению к органам законо-
18
дательной, исполнительной и судебной власти, поскольку прокуратура не входит ни в одну из «ветвей» государственной власти. Данное обстоятель-ство обеспечивает независимость прокуратуры при реализации своих функ-ций, в т.ч. защиты прав и свобод человека и гражданина, а также соотнесение ее действий и решений исключительно с Конституцией РФ и законодатель-ством. Исследование, проведенное диссертантом, показало, что защита прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры имеет и свои недо-статки. Так, после вступления Российской Федерации в Совет Европы наме-тилась устойчивая тенденция в уменьшении полномочий российской проку-ратуры, хотя, в принципе, государственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина должны органично дополнять друг друга и образовы-вать целостную систему.
В главе II – «Задачи прокуратуры и Следственного комитета как орга-нов защиты прав и свобод граждан в Российской Федерации» – дается харак-теристика основных направлений деятельности прокуратуры Российской Фе-дерации, и в том числе прокуратуры Орловской области, в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина (§ 1), а также деятельности Следствен-ного управления Следственного комитета РФ и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина и в иных субъектах Рос-сийской Федерации (§ 2).
Диссертант исходит из того, что прокуратура вообще и прокуратура Орловской области в частности является носителем особых государственно-властных полномочий в сфере обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
В ходе исследования определено, что основные направления надзора прокурора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определя-ются исходя из конкретной исторической ситуации в целом в стране, опреде-ленном регионе и показателей состояния законности.
Анализ правоприменительной практики показал, что в настоящее время органами прокуратуры приоритетное значение придается защите закреплен-
19
ных в Конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экономиче-ских, политических прав человека и гражданина, права на социальное обес-печение, неприкосновенность частной жизни.
В работе отмечается, что дополнительные полномочия по предъявле-нию в суды заявлений в защиту социальных прав и законных интересов граждан позволили прокуратуре Орловской области более активно исполь-зовать гражданско-правовые способы защиты прав граждан. С учетом пред-ставленных прокурору дополнительных процессуальных полномочий целе-сообразно особое внимание уделять методической работе по судебной защи-те нарушенных трудовых и иных социальных прав граждан. Желательно централизованное обеспечение прокуроров необходимой методической ли-тературой для выполнения поставленных перед ними задач по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, в первую оче-редь – защиты прав и свобод человека и гражданина.
Исследование, проведенное диссертантом, показало, что в 2010 году органы прокуратуры оспаривали в судебном порядке бездействие органов местного самоуправления в сфере соблюдения законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, об охране окружающей среды, о безопасности дорожного движения, защиты прав ин-валидов, детей-сирот, об обеспечении антитеррористической защищенности жилых домов и др.
Отмечается, что в Орловской области особую актуальность приобрели вопросы взаимодействия прокуратуры и органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, в рамках обеспечения соблюдения прав и сво-бод человека и гражданина. Данная ситуация приобрела особую актуаль-ность в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и Указом Президен-та Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации».
По итогам проведенного исследования отмечается, что возросла эф-фективность работы по возмещению материального ущерба по уголовным
20
делам о преступлениях коррупционной направленности. Однако в 2010 году отмечается тенденция снижения эффективности работы по возмещению ма-териального ущерба по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности. Так, в 2010 году в Орловской области общая сумма причи-ненного материального ущерба по уголовным делам о преступлениях кор-рупционной направленности составила 502292 рублей. Общая сумма возме-щенного материального ущерба по уголовным делам о преступлениях кор-рупционной направленности в 2010 году составила 421901рублей1.
Особое принципиальное внимание уделено вопросам следственной оценки фактов невыплат заработной платы.
В диссертации уделяется пристальное внимание анализу качества рас-следования уголовных дел, вопросам возвращения уголовных дел прокуро-ром и судом.
В работе отмечается, что в деятельности Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Орловской области в це-лом соблюдались конституционные права и законные интересы лиц, в отно-шении которых осуществлялось уголовное преследование. Несмотря на от-сутствие практики рассмотрения Европейским судом жалоб на следственные органы Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Орловской области, отмечается, что в деятельности Следственного управления допускаются нарушения, аналогичные являвшимся причиной и поводом для обращения граждан за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека и основанием для удовлетворения Европейским судом заявленных требований. Данное обстоятельство подтверждается тем, что в 2009 году в следственные органы Следственного управления по Орловской области поступило 87 заявлений подозреваемых и обвиняемых о совершен-
1 Статистический отчет «Сведения о противодействии коррупции при организации деятельности по выявле-нию, раскрытию, расследованию и предупреждению коррупционных преступлений следственными органа-ми Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» за январь – декабрь 2010 г. Рабочий архив Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Орловской области.
21
ных в отношении них преступлениях со стороны сотрудников правоохрани-тельных органов, связанных с привлечением к уголовной ответственности.
А в 2010 году число лиц, в отношении которых производство прекра-щено за отсутствием события, состава преступления, а также уголовное пре-следование прекращено за непричастностью составило 6 человек, 3 из них содержались под стражей. Число оправданных и лиц, дела, в отношении ко-торых прекращены судом за отсутствием события или состава преступления, а также в связи с непричастностью составило 4 человека, 1 из них содержал-ся под стражей2.
В результате анализа обоснованности применения меры пресечения в виде заключения под стражу установлено, что избранию данной меры пресе-чения следователями отдается предпочтение в 94% случаев после задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, что свидетельствует о том, что в большинстве случаев следователи не рассматривают возможность применения иной, более мягкой, меры пресечения.
Исследование, проведенное диссертантом, показало, что относительно сроков предварительного следствия и содержания под стражей в работе Следственного управления Следственного комитета РФ по Орловской обла-сти отмечается, что в большинстве случаев основаниями для продления сро-ков следствия и содержания под стражей являются объективные причины, связанные с проведением длительных экспертиз в других регионах и необхо-димостью ознакомления большого количества обвиняемых с материалами уголовного дела по многоэпизодным делам. Отделом по расследованию осо-бо важных дел допускались случаи продления сроков следствия и содержа-ния под стражей свыше 12 месяцев, что связано с категориями преступлений, расследуемых данным отделом, но в то же время могут быть критически оценены с точки зрения «разумности» данных сроков.
2 Приложение № 2 к отчету по форме № 1-Е (СК ПРОК) «Сведения о следственной работе следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» за январь-декабрь 2010 года. Рабочий архив Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Орловской об-ласти.
22
Складывающаяся в Орловской области ситуация в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, организации расследования и осуществления процессуального контроля за расследованием уголовных дел и проведения проверок в порядке ст. 145 УПК РФ в свете нарушений, отмечаемых Евро-пейским судом по правам человека, требует принятия мер организационного характера.
В главе III – «Проблемы и перспективы совершенствования защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры и Следствен-ным комитетом Российской Федерации» – анализируются проблемы дея-тельности прокуратуры РФ и Орловской области по защите прав и свобод человека и гражданина (§ 1) и определяются основные направления совер-шенствования деятельности прокуратуры РФ и прокуратуры Орловской об-ласти в сфере прав и свобод человека и гражданина (§ 2).
Диссертант приходит к выводу о том, что прокуратура Российской Фе-дерации должна оставаться самостоятельной – контрольно-надзорной – вет-вью власти, специфической подсистемой государственных органов и частью системы «сдержек и противовесов».
В ходе исследования выявлено, что одной из наиболее актуальных про-блем деятельности прокуратуры, в том числе и в сфере защиты прав и свобод граждан, является проблема взаимодействия с выделенным из ее состава Следственным комитетом. Данная проблема является базовой не только для прокуратуры РФ, но и прокуратур субъектов РФ, и в частности прокуратуры Орловской области.
Диссертантом обосновывается мысль о том, что достаточно остро стоит проблема совершенствования внутриведомственных актов и структурной ор-ганизации прокуратуры и Следственного комитета. Для осуществления эф-фективной деятельности сотрудников прокуратуры и Следственного комите-та РФ по защите прав и свобод человека и гражданина необходимо совер-шенствование внутриведомственных актов и структурной организации.
В результате проведенного исследования выявлена проблема соотно-шения эффективности и оперативности защиты прав и свобод граждан орга-
23
нами прокуратуры и суда, характерная как для прокуратуры РФ, так и для прокуратуры Орловской области.
В ходе работы над диссертационным исследованием выявлена пробле-ма обеспечения реальной независимости прокуроров от местной власти.
Анализируя деятельность прокуратуры РФ и прокуратуры Орловской области, диссертант приходит к выводу о том, что одним из ключевых во-просов, требующих совершенствования, является вопрос определенности правового статуса.
В этих целях диссертантом предлагается придание действующему Фе-деральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» статуса Феде-рального конституционного закона, с выделением самостоятельных глав «Защита прав и свобод человека и гражданина» и «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», что подтвердит усиление правоза-щитной функции прокуратуры.
В целях обеспечения независимости органов прокуратуры от внешнего влияния, и как следствие повышение эффективности защиты прав и свобод граждан, диссертант считает целесообразным назначение прокуроров субъ-ектов РФ без согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и рекомендует всем субъектам Российской Федера-ции закрепить за прокурорами субъектов право законодательной инициати-вы.
Диссертантом обосновывается законодательное закрепление пределов прокурорского вмешательства и усиление надзора за законностью деятельно-сти контрольно-надзорных органов. В качестве дополнения к законодатель-ным нормам о прокуратуре предлагается предусмотреть право прокурора возбуждать вопрос о дисциплинарной ответственности должностного лица за совершение действий (или бездействие), повлекших нарушение конституци-онных прав и свобод гражданина.
В диссертации в качестве приоритетного направления предлагается расширение превентивных мер прокурорского реагирования с целью предот-вращения самих фактов совершения нарушений прав и свобод граждан.
24
В целях повышения эффективности надзора по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, диссертантом предлагается внести изменения в гражданское судопроизводство, например, отменить существующие в настоящее время ограничения полномочий прокуроров в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
Обосновывается идея о более тесном взаимодействии между органами конституционной юстиции и прокуратуры, предлагается дополнить закон «О прокуратуре Российской Федерации» нормой, наделяющей Генерального прокурора правом участия в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ.
В результате проведенного исследования диссертант приходит к выво-ду о том, что обособление следственного аппарата привело к сокращению большей части полномочий прокуроров по защите прав и свобод человека и гражданина. Отдельное внимание в исследовании уделяется совершенство-ванию правового регулирования взаимодействия прокуратуры Российской Федерации и правозащитных организаций.
Исследование, проведенное диссертантом, показало, что в ближайшем будущем посредством федерального законодательства и ведомственного правотворчества предстоит обеспечить системность, конкретизацию и устра-нить противоречивость правовых норм, регулирующих деятельность орга-нов прокуратуры в области прав и свобод, что позволит гарантировать граж-данам более качественную защиту их законных прав, свобод и законных ин-тересов, а также позволит укрепить авторитет института прокуратуры в сфе-ре охраны прав личности в Российской Федерации.
В Заключении отражены итоги проведенного исследования, сформу-лированы выводы и предложения.
25
По теме диссертации автором опубликованы
следующие научные работы
I. Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований:
1. Сазин С.Т. Деятельность Следственного комитета по борьбе с коррупцией как механизм защиты прав и свобод человека и гражданина // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный жур-нал. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 2011, №1 – 0,4 печ.л.
2. Следственные органы США, Германии и Российской Федерации как основной инструмент защиты прав и свобод человека и гражданина // Ученые записки Орловского государственного университета. Научный жур-нал. Серия «Гуманитарные и социальные науки», 2011, №6 – 0,2 печ.л.
3. Сазин С.Т. Права и свободы человека и гражданина и их защита органами Прокуратуры Российской Федерации // Современное право. Науч-но-практический журнал, 2012, №4 – 0,5 печ.л.
II. Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
4. Сазин С.Т. Обеспечение процессуальной самостоятельности следо-вателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации как гарантия защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина //Правовая система Российской Федерации, 2010, № 4 – 0,25 печ.л.
5. «Откат» для вице-губернатора // Предварительное следствие, 2010, Выпуск 3-4 – 0,4 печ.л.
6. Сазин С.Т. Формы реализации Следственным комитетом при Про-куратуре Российской Федерации функций и задач по защите прав и свобод человека и гражданина // Права и свободы человека и гражданина: актуаль-ные проблемы науки и практики: Материалы II Международной научно-
26
практической конференции. Орѐл, 21 мая 2010 /Под общей ред. проф. В.Ф. Ницевича. – Орѐл: Издательство ОРАГС, 2011 – 0,4 печ.л.
7. Сазин С.Т. Правовые аспекты взаимодействия Следственного коми-тета при Прокуратуре Российской Федерации с гражданским обществом // Трансформация государства и гражданского общества в условиях глобаль-ных вызовов XX века. Материалы научно-практической конференции 27 мая 2010 г. – Орѐл: Изд-во ОРАГС, 2011 – 0,5 печ.л.
8. Сазин С.Т. Некоторые проблемы конституционного регулирования деятельности прокуратуры РФ по обеспечению защиты прав и свобод чело-века и гражданина // Правовая система Российской Федерации, 2011, №4 –0,5 печ.л.
9. Сазин С.Т. О проблемах применения современного уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации при за-щите прав и свобод человека и гражданина в деятельности следственных ор-ганов Следственного управления Следственного комитета Российской Феде-рации по Орловской области // Современное общество и право, 2011, №3 – 0,3 печ.л.
10. Сазин С.Т. Проект закона о прокуратуре: к постановке вопроса о задачах прокуратуры по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина // Актуальные проблемы правовой системы Российской Федера-ции. /Под ред. В.И. Савина, В.И. Бырлэдяну. – Орѐл: Изд-во ОГУ, 2012 – 0,3 печ.л.
27
Подписано в печать: 26.04.12
Объем: 1,5 усл.п.л.
Тираж 120 экз. Заказ №___
Отпечатано в типографии «Реглет»
119526, г. Москва, пр-т Вернадского, 39
(495) 363-78-90; www.reglet.ru
Файлы: 
Порядок отображения: 
0