2012avtoref806

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Магадов Шабан Рамазанович
 
25 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 513.002.04
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Магадов Ш.Р. Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref806 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Магадов Ш.Р. Нравственность как конституционная ценность в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
МАГАДОВ ШАБАН РАМАЗАНОВИЧ
Нравственность как конституционная
ценность в Российской Федерации
Специальность 12.00.02 – конституционное право;
муниципальное право
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
МОСКВА – 2012
2
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права
Автономной некоммерческой организации высшего профессионального
образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет
кооперации».
Научный руководитель: Доктор юридических наук, профессор
Умнова Ирина Анатольевна
Официальные оппоненты:
Пряхина Татьяна Михайловна,
доктор юридических наук, профессор,
ГБОУ ВПО «Московский городской
педагогический университет», профессор
кафедры государственно-правовых
дисциплин
Алешкова Ирина Александровна,
кандидат юридических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Российская академия
правосудия», доцент кафедры
конституционного права
Ведущая организация: ФБГОУ ВПО «Российский государственный
социальный университет»
Защита состоится «25» мая 2012 года в 13 ч. 00 мин. на заседании
диссертационного совета ДМ 513.002.04 при АНО ВПО Центросоюза
Российской Федерации «Российский университет кооперации» по адресу:
141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д.12/30
(корпус 4, ауд. 235).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке АНО ВПО
Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»,
расположенной по адресу: 141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры
Волошиной, д.12/30 (корпус 4).
Автореферат разослан «24» апреля 2012 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета Змиевский Дмитрий Валерьевич
3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современный период
проблематика конституционных ценностей привлекает внимание все
большего круга отечественных конституционалистов. Конституция
Российской Федерации, определяющая основы взаимодействия государства,
общества и личности, методологически основана на аксиологическом
подходе и закрепляет индивидуальные, общечеловеческие (социальные) и
государственные ценности.
В Российской Федерации закрепление в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ
положения о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,
прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства, обуславливает необходимость научного
осмысления «нравственности» как конституционной ценности.
По своей значимости нравственность человека относится к ценности
глобального значения. Она определяет основу развития личности и общества,
обуславливает духовный потенциал государства. Адаптация нравственности
применительно к государственно-правовым стандартам является одним из
актуальных вопросов на отдельно взятом историческом промежутке времени,
ибо представления о ее сущности и значимости постоянно
трансформируются в правовых нормах с учетом особенностей
политического, социального, экономического, духовно-культурного
развития. Отсутствие единых подходов к определению критериев
нравственности, которые приемлемы для обеспечения интересов человека,
общества и государства, создает предпосылки для конфликтов и напряжения.
В современный период нет ни одной конституции в мире, которая не
содержала бы норм нравственности, однако пределы их влияния на
конституционные нормы различны. Наиболее высоким уровнем влияния
норм нравственности является не только их использование как критерия
оценки правомерного (неправомерного), конституционного
(неконституционного) поведения, но и закрепление нравственности как
ценности, являющейся основой для ограничений самого права, в частности,
для установления пределов действия субъективных прав и свобод. Столь
тесное взаимодействие конституционных норм и нравственности требует от
правоприменителя ясных представлений того, что понимается под
4
нравственными нормами, какие из них в совокупности определяют
сущность нравственности. В связи с закреплением понятия «нравственности»
как конституционной ценности, введением этой категории в круг
конституционных критериев ограничения прав и свобод человека, возникает
необходимость в правовой определенности содержания и места
нравственности в системе конституционных ценностей применительно к
российской государственно-правовой культуре.
Важно учитывать, что для Российской Федерации определение
нравственных ориентиров усложняется многонациональным составом,
влиянием разных религий и традиций на нравственное мировоззрение
человека и социальных групп.
Несмотря на важность обозначенных проблем, их научное обоснование
до сих пор не представлено в отечественной литературе серьезными
исследованиями. Конституция РФ и федеральное законодательство все еще
не стали предметом всестороннего анализа с точки зрения регулирования и
обеспечения действия нравственности как конституционной ценности.
Вышеизложенное обусловливает актуальность исследования
нравственности как конституционной ценности, закрепленной в Конституции
РФ, рассмотрения ее сущности и содержания как ценностно-нормативного
феномена в праве, выявления научно-практических аспектов становления и
развития российского законодательства и судебной практики, направленной
на формирование и защиту нравственности как одной из фундаментальных
конституционных ценностей.
Степень научной разработанности темы. Различные аспекты
нравственности являются предметом научного рассмотрения многих ученых,
представляющих общественные науки, – правоведов, социологов, историков,
политологов, философов.
Российские ученые-правоведы дореволюционного периода уделяли
значительное внимание изучению взаимовлияния права и нравственности, в
их числе: Г.Ф. Шершеневич, И.А. Ильин, В.Д. Катков, Н.М. Коркунов,
С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий и др.
Важный вклад в исследование понятия нравственности, взаимосвязи
права и нравственности, конституционно-правовых гарантий нравственности
как ценности, нравственно-правовых принципов и нравственных основ прав
и свобод человека в советский период и в современной юридической науке
внесли С.С. Алексеев, Л.Б. Алексеева, М.И. Байтин, Л.Д. Воеводин,
С.А.Глотов, В.Н. Карташов, Д.А. Керимов, В.Н.Кудрявцев, Е.А. Лукашева,
В.В. Маклаков, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, И.Д. Мишина,
5
Н.В. Михалкин, В.В. Лапаева, В.С. Нерсесянц, О.О.Миронов, А.В.Попова,
Б.Н. Топорнин, О.И. Цибулевская и др.
Отдельные вопросы нравственности и общественной нравственности
как правовых ценностей в разных отраслях российского права были
рассмотрены в работах Ю.А. Агешина, М.Н. Алиевой, А.А. Гусева,
А.А. Гусейнова, Т.М. Калининой, Ю.В. Коровиной, М.Н. Малеиной,
А.И. Малиновского, П.Е. Матвеева, В.П. Сальникова, Г.Б. Романовского,
Я.З. Хайкина, Ю.Г. Чепахина, А.Ф. Шишкина и др.
В настоящее время в юридической науке активно исследуется вопрос
конституционных ценностей. Среди ученых, внесших существенный вклад в
развитие данного направления, следует отметить: Н.С. Бондаря, Н.В.
Витрука, Н.В. Варламову, С.А.Глотова, Е.И. Колюшина, Л.Б. Ескину, Е.И.
Козлову, С.В.Королева, В.И. Крусса, А.Н. Кокотова, Г.Н. Комкову, В.В.
Лапаеву, Е.А.Лукашеву, В.О.Лучина, О.О.Миронова, Л.А. Нудненко,
Т.М.Пряхину, Р.А. Ромашова, Ю.И.Скуратова, И.А. Умнову, В.А. Туманова,
Т.Я. Хабриеву, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева и др. Вместе с тем исследования
отмеченных авторов лишь фрагментарно затрагивают объект настоящей
диссертационной работы, не содержат целостной картины, раскрывающей
нравственность как конституционную ценность.
Объектом исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе жизнедеятельности людей, которые
регулируются нормами конституционного права и затрагивают
нравственность как фундаментальную ценность.
Предметом исследования выступает совокупность конституционно-
правовых норм, а также взаимосвязанных с ними норм других отраслей
права, определяющих содержание нравственности как конституционной
ценности.
В процессе работы проводился анализ Конституции РФ и конституций
зарубежных стран, законодательства и судебной практики, научных теорий и
взглядов по вопросам содержания нравственности как конституционной
ценности.
Целью диссертационного исследования является выявление понятия
и содержания нравственности как конституционной ценности, определение
основных ее элементов и пределов конституционно-правового
регулирования.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие
задачи:
- уточнение понятия и содержания нравственности как ценности;
6
- анализ и оценка философско- правовых взглядов на соотношение
понятий «право» и «нравственность»;
- обоснование места нравственности в системе международно-
правовых и конституционных ценностей;
- анализ нравственных аспектов регулирования конституционных прав
и свобод;
- определение места нравственности в системе конституционных
ценностей в Российской Федерации;
- систематизация норм Конституции РФ, формирующих нравственные
основы в конституционном праве Российской Федерации;
- исследование уровня конкретизации нравственности как
конституционной ценности в федеральном законодательстве;
- внесение предложений по совершенствованию регулирования
нравственности как конституционной ценности в Российской Федерации;
- установление роли Конституционного Суда РФ в определении и
защите нравственности как конституционной ценности, выявление
перспектив влияния Конституционного Суда РФ на защиту нравственности
как конституционной ценности в Российской Федерации.
Теоретическая основа исследований. В своей работе диссертант
опирался на общие представления о понимании конституционных ценностей,
конституционно-правовых основ, формирующих содержание конкретных
институтов отрасли права, на разработки в теории конституционного права,
касающиеся принципов взаимодействия личности, общества и государства,
содержания прав, свобод и обязанностей, пределов ограничения прав и
свобод, функций и компетенции государственных органов в связи с
формированием и реализацией нравственности как конституционной
ценности.
Основой диссертационного исследования послужили работы по
конституционному праву, теории права, международному публичному праву,
теории прав и свобод человека следующих отечественных ученых-
правоведов: С.А. Авакьяна, А.С. Автономова, А.В. Аграновской,
С.С. Алексеева, И.А.Алешковой, Л.Б. Алексеевой, Л.В. Андриченко,
В.Г. Анненковой, С.Н. Бабурина, М.В. Баглая, М.И. Байтина, А.М.
Барнашова, А.А. Безуглова, Л.Л. Беломестных, Н.С.Бондаря, Н.В.
Варламовой, Н.В. Витрука, А.Б. Венгерова, Л.Д. Воеводина, С.А. Глотова,
Ю.И. Гревцова, Т.Д. Зражевской, В.Т. Кабышева, В.Н. Карташова,
Е.И. Козловой, А.И. Ковлера, Н.М. Колосовой, Е.И. Колюшина, Г.Н.
Комковой, С.В.Королева, Е.Д. Костылевой, В.И. Крусса, О.Е. Кутафина, В.В.
7
Лазарева, П.А. Лаптева, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, В.В.
Маклакова, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, М.Н. Марченко, Т.Д. Матвеевой,
Н.И. Матузова, О.О.Миронова, А.А. Мишина, С.И.Некрасова, В.С.
Нерсесянца, Т.Н. Нешатаевой, А.М.Николаева, Л.А. Нудненко, А.В.Поповой,
Т.М.Пряхиной, С.В. Пчелинцева, Ф.М. Рудинского, В.Е. Сафонова, С.А.
Солдатова, Ю.И.Скуратова, Ю.А. Тихомирова, О.И. Тиунова, Б.Н.
Топорнина, В.А. Туманова, И.А. Умновой, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина,
Б.С. Эбзеева, А.Ю. Ястребовой и других ученых.
Важное значение для аксиологической оценки нравственности и ее
соотношения с правом имел анализ философско-правовых взглядов на
нравственность, обоснованных в трудах таких мыслителей как Аристотель,
Сократ, Платон, Г. Гегель, Г. Еллинек, И. Кант, В.И. Ленин, Ф.Ницше,
А. Шопенгауэр и др.
Обоснование нравственных корней права получило отражение в
исследованиях дореволюционных и советских философов и правоведов:
Н.Н. Алексеева, И.А. Ильина, Ю.В. Ключникова, Б.А. Кистяковского,
И.В. Михайловского, П. Нежданова (Ф.А. Липкина), П.И. Новгородцева,
Петражицкого Л.И., В.С. Соловьева, М.С. Строговича, Е.Н. Трубецкого,
Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, А.С. Ященко и др. В работе изучались
труды современных ученых в области философии права: Ю.А. Агешина,
А.А. Гусева, В.Ф. Зыбковец, Л.И. Иванько, В.А. Канке, А.С. Кармина, В.Ф.
Карпунина, П.Е. Матвеева, П. Нежданова, В.П. Сальникова, Я.З. Хайкина,
Ю.Г. Чепахина, А.Ф. Шишкина и др.
В своем исследовании диссертант опирался также на широкий круг
трудов, посвященных вопросам защиты нравственности Конституционным
Судом Российской Федерации и другими судами в Российской Федерации.
Среди авторов таких исследований следует назвать Е.Б.Абросимову,
В.И. Анишину, С.В. Боботова, Н.С. Бондаря, Ю.В. Гаврюсова,
Г.А. Гаджиева, С.А. Горшкову, В.В. Ершова, Г.А. Жилина, В.М. Жуйкова,
В.Д. Зорькина, В.А.Кряжкова, В.В. Лазарева, Л.В. Лазарева, П.А. Лаптева,
Г.Е. Лукьянцева, В.О. Лучина, Т.Г. Морщакову, С.Э. Несмеянову,
Ж.И. Овсепян, М.С. Саликова, В.А. Сивицкого, В.Г. Стрекозова, В.А.
Телегину, Е.Ю. Терюкову, Н.М. Чепурнову, С.М. Шахрая,
Ю.Л. Шульженко и других.
Методологической основой исследования явились современные
методы познания, выработанные наукой и апробированные практикой.
Исследование проведено с использованием общенаучного диалектического
метода познания всех процессов и явлений, происходящих в обществе. Автор
8
опирался также на такие общенаучные и специальные методы
исследования, как метод системного анализа, метод сравнительного анализа,
структурно-логический, формально-юридический и другие методы,
используемые в юридической науке. Их применение позволило
рассматривать законодательство и судебную практику по вопросам,
связанным со смыслом и содержанием нравственности как
конституционной ценности, во взаимосвязи, целостности, всесторонне и
объективно.
Нормативная основа и эмпирическая база исследования
Диссертант исследовал Конституцию Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные
договоры, федеральные конституционные законы и федеральные законы,
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, решения
Конституционного Суда Российской Федерации.
С целью проведения сравнительного анализа автор ознакомился также
с конституциями и законодательством ряда зарубежных стран.
В ходе исследования изучались руководящие политические документы
и информационно-аналитические материалы, подготовленные в рамках
деятельности государственных органов (в частности, послания Президента
РФ, доклады Совета Федерации и Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации), материалы периодической печати и средств
массовой информации, затрагивающие вопросы, связанные с определением
критериев и места нравственности в системе конституционных ценностей в
Российской Федерации.
Научная новизна диссертации состоит в комплексном исследовании
смысла, содержания и места нравственности в системе конституционных
ценностей в Российской Федерации. С позиций конституционного права и во
взаимосвязи с другими отраслями права, включая международное публичное
право, в диссертации проведен системный анализ положений Конституции
РФ и других норм конституционного права Российской Федерации,
раскрывающих понятие и содержание нравственности как конституционной
ценности. Такого рода обобщающего, публично-правового осмысления
нравственности как конституционной ценности в Российской Федерации до
сих пор не было проведено в современной отечественной правовой науке.
На защиту выносятся следующие основные положения,
обладающие элементами научной новизны:
1. Нравственность как конституционная ценность – это
фундаментальная гуманитарная ценность, закрепляемая в конституции в
9
системе других ценностей, являющихся объектом
конституционной защиты и одновременно ограничителем поведения,
запрещенного нормами конституционного права. В философско-правовом
смысле нравственность раскрывается через совокупность представлений о
добре и зле, реализуемых каждым конкретным индивидом или социальной
группой с учетом сложившихся в государстве и обществе представлений о
гуманизме, традициях и культуре.
2. Взаимодействие права и нравственности выражается в
формировании нравственных принципов права, в предопределении
нравственностью содержания норм права. В современный период
взаимосвязь норм права и норм нравственности постоянно усиливается и
гармонизируется, способствует повышению уровня гуманизации правовых
институтов и механизмов их социально-регулятивного воздействия.
3. Нравственность как конституционная ценность имеет
положительную значимость для формирования баланса интересов человека,
общества и государства и выполняет ключевую роль в закреплении и
расширении других конституционных ценностей. Это выражается в двух
основных формах влияния: во-первых, нормы нравственности
непосредственно закрепляются в конституциях, приобретая характер
конституционных положений (приверженность любви, терпимости,
добродетели; осознание чувства совести и ответственности перед людьми и
др.); во-вторых, нравственные идеи и понятия трансформируются в правовые
нормы и становятся составной частью, основой содержания
конституционных норм, получая выражение в виде принципов, прав, свобод
и обязанностей человека (уважение прав и свобод, принципы равноправия,
справедливости и толерантности, право на достоинство и доброе имя, право
на жизнь, право на свободу, право на мир, обязанность беречь природу,
обязанность защищать Отечество и т.д.).
4. Нравственность как конституционная ценность определяется в
Конституции Российской Федерации на двух основных уровнях.
Во-первых, Конституция РФ ставит нравственность в один ряд с
такими фундаментальными конституционными ценностями, как основы
конституционного строя, здоровье, права и законные интересы других лиц,
обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Во-вторых, в Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры
для деятельности индивида, общества и государства. В отношении индивида
нормы нравственности отражаются в содержании прав, свобод и
обязанностей, а также в определении условий и ограничений в их
10
деятельности. Для носителей государственной и общественной
власти нравственные ориентиры воплощаются в характере полномочий,
обязательствах по защите прав и свобод человека и юридической
ответственности.
5. С целью обеспечения формирования федерального законодательства,
направленного на защиту конституционных ценностей, включая
нравственность, предлагается дополнить ст.55 Конституции РФ путем
включения в нее части 4 следующего содержания: «Основы
конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные
интересы других лиц, обороноспособность страны и безопасность
государства обеспечиваются соответствующей юридической
ответственностью органов государственной власти, органов местного
самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений,
устанавливаемой в федеральных законах за нарушение данных
конституционных ценностей».
6. Фундаментальной задачей совершенствования конституционно-
правового регулирования нравственности как конституционной ценности
является принятие Федерального закона «О защите нравственности в
Российской Федерации».
В предлагаемый закон целесообразно включить:
1) понятие нравственности как конституционной ценности в
Российской Федерации;
2) основные понятия, используемые в Конституции РФ и федеральных
законах и конкретизирующие нравственность как конституционную ценность
(общественная нравственность, долг, честь и достоинство, национальные и
религиозные чувства и др.);
3) нравственные принципы права (гуманизм, равноправие,
справедливость, ответственность, добросовестность, уважение прав человека
и народной воли и др.);
4) круг субъектов правоотношений, обязанных соблюдать нормы
нравственности (человек, социальная группа (семья, общественное
объединение, религиозная организация и др.), должностное лицо, орган
государственной власти, орган местного самоуправления и т.д.);
5) основные сферы правового регулирования, требующие ограничений
деятельности субъектов правоотношений с точки зрения нравственности как
конституционной ценности.
11
Кроме того, в данном законе следует закрепить основы
служебной, профессиональной и предпринимательской этики, а также
пределы деятельности человека при реализации его прав и свобод.
7. В настоящее время потенциал Конституционного Суда Российской
Федерации по толкованию понятия нравственность как конституционной
ценности, определению нравственных критериев конституционно-правовых
ограничений не используется в необходимой мере в силу отсутствия
обращений по данному вопросу. Среди важнейших проблем, которые можно
было бы решить путем обращения в Конституционный Суд РФ, следует
назвать: толкование понятия «нравственность», разъяснение нравственных
принципов права и нравственных понятий, используемых в Конституции РФ
(в частности, конституционное понимание таких категорий как достоинство,
честь, доброе имя, долг и др.). Другой важной задачей Конституционного
Суда РФ является уточнение правовой позиции по ограничению прав и
свобод на основании обозначенного в Конституции РФ критерия
«нравственность». Представляется, что именно правовые позиции
Конституционного Суда РФ должны лечь в основу Федерального закона о
защите нравственности.
Практическая значимость диссертационного исследования
Особое внимание в диссертации уделяется изучению практики
конституционно-правового регулирования и защиты нравственности в
системе конституционных ценностей в Российской Федерации.
Полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на
их основе практические предложения направлены на оптимизацию
конституционно-правового регулирования и защиту нравственности как
конституционной ценности в Российской Федерации.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы
как при подготовке законопроектов, так и в практической деятельности
государственных органов и иных органов публичной власти.
Практическая значимость результатов исследования состоит также в
том, что изложенные диссертантом выводы и предложения могут быть
использованы в научно-педагогической работе в вузах и иных учебных
заведениях по преподаванию конституционного права и спецкурсов, в
практической деятельности органов государственной власти, в том числе
судов при разрешении споров, возникающих при нарушении прав и свобод
личности, защите нравственности и ее конституционных основ.
Апробация результатов исследования. Взгляды диссертанта по
теоретическим и практическим проблемам были обозначены и апробированы
12
во время выступлений на всероссийских и вузовских научных
и научно-практических конференциях, в частности, на Научно-практической
конференции «Право и суд в современном мире» (Москва, 2010); Научно-
практической конференции «Суды и правоохранительные органы в
механизме обеспечения права на безопасность в Российской Федерации»
(Краснодар, 2010); Школе молодых ученых «Современное государство:
каким оно должно быть» (Москва, 2011), Школе молодых ученых «Судебная
защита прав граждан в условиях глобализации права» (Москва, 2011).
Основные положения диссертации нашли отражение в статьях,
опубликованных автором в научных сборниках и журналах.
Структура работы определяется целями и задачами исследования и
логической последовательностью их рассмотрения. Работа состоит из
введения, двух глав, включающих 8 параграфов, заключения и списка
использованной литературы.
II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность диссертационного
исследования; анализируется состояние научной разработанности проблемы;
раскрываются цели, задачи, объект и предмет исследования;
устанавливаются его теоретические и методологические основы;
обозначается нормативная и эмпирическая база исследования;
обосновывается практическая значимость и научная новизна диссертации;
формулируются основные положения, выносимые на защиту; приводятся
сведения по апробации результатов исследования.
Первая глава «Теоретические и правовые основы нравственности
как конституционно-правовой категории: понятие и специфика»
включает 5 параграфов и посвящена определению содержания данного
правового явления.
В первом параграфе «Понятие и специфика нравственности как
ценности» с аксиологических позиций анализируется понятие
«нравственность», проводится его философско-правовое обоснование.
Подчеркивается, что термин «нравственность» является категорией
оценочной и поэтому сложно определить содержание категории
«нравственность» в абсолютном смысле слова. Несмотря на трудности в
проведении дефиниции, в работе отмечается, что необходимость
определения нравственности возникает в связи с закреплением данного
понятия в праве.
13
Рассматривая социальную роль нравственности, автор подчеркивает,
что структура и содержание данной ценности складывается из принципов,
оценок и идеалов жизни. Нравственность как ценность - это совокупность
объективно существующих, сформированных конкретно-историческими и
предопределяемых социальным опытом человечества норм, раскрывающих
представления о добре и зле, и связанных с ними чести и достоинства,
справедливости, счастья, добродетели и других категорий гуманизма.
Нравственность влияет на сознание и регулирует поведение человека
во всех сферах общественной жизни. В отличие от особых требований,
предъявляемых к человеку в различных областях жизни, нормы
нравственности имеют универсальное социальное значение и
распространяются на всех членов общества, фиксируя то общее, что
составляет культуру межчеловеческих взаимоотношений и откладывается во
многовековом опыте развития общества.
В конституционно-правовом измерении содержание нравственности
раскрывается в двух основных аспектах: во-первых, как особый вид
человеческого сознания и деятельности, основывающийся на реальной
действительности, исходя из позитивных общечеловеческих ценностей, в
которых высшей ценностью выступают гуманитарные принципы
взаимоотношений человека, государства и общества, естественные права и
свободы человека; во-вторых, как совокупность идеологических и
психологических структурных элементов правового сознания, посредством
которых осуществляется оценка общественных отношений, находящих свое
регулирование в конституционном праве.
Учитывая двойственную природу нравственности, отмечено, что
нравственность как ценность применима к личности и к обществу.
Нравственность личности - это совокупность элементов,
определяющих идеал поведения индивида. Нравственному поведению
личности свойственны допустимые и оправданные варианты поведения,
соответствующего представлению о добре и зле, а в социальном выражении
– человеческому достоинству.
Хотя реализация нравственности основывается прежде всего на
внутреннем мире человека, нельзя рассматривать ее в отрыве от внешнего
мира, от тех общественных условий, в которых личность существует и
которые в конечном счете формируют ее мировоззрение.
Под общественной нравственностью понимается совокупность норм
нравственности, сложившихся в конкретном обществе и принимаемых
большей его частью, то есть господствующих в обществе. Именно нормы
14
общественной нравственности становятся объектом правовой
охраны (конституционно-правовой, административно-правовой, уголовно-
правовой и др.). В свою очередь, нормы общественной нравственности
являются идейными началами норм права и критерием их справедливости.
Обобщая подходы к определению нравственности, диссертант
отмечает, что нравственность представляет фундаментальную гуманитарную
ценность, сущность которой раскрывается через совокупность представлений
о добре и зле. Нравственность как конституционная ценность формируется
на общественном уровне и реализуется каждым конкретным индивидом или
социальной группой с учетом сложившихся в государстве и обществе
представлений о гуманизме, традициях и культуре.
Содержание второго параграфа «Философско-правовые взгляды на
соотношение права и нравственности» направлено на обобщение
философско-правовых взглядов на взаимосвязь права и нравственности.
Первые систематизированные сведения относительно соотношения
права и нравственности появились в европейской науке в период
средневековья. Однако проблема соотношения права и нравственности на
указанном этапе культурно-исторического развития рассматривалась
преимущественно с философско-теологических позиций.
Наиболее глубокое философско-правовое обоснование данная
проблема получила в XYIII-XIX вв., в частности, в трудах выдающихся
представителей немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель, Г.
Еллинек и др.).
Вопросы соотношения права и нравственности в российской
философии права и науке государственного права второй половины XIX -
начала XX в. раскрывались в работах российских государствоведов Н.Н.
Алексеева, И.А. Ильина, Ю.В. Ключникова, Б.А. Кистяковского, И.В.
Михайловского, П.И. Новгородцева, П. Нежданова, Л.И. Петражицкого, B.C.
Соловьева, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, А. Ященко,
которые подчеркивали тесную связь права и нравственности с
общественными потребностями, стремились обозначить право как эволюцию
общественной нравственности, привязать право и нравственность к
конкретным историческим условиям развития государства и общества.
При рассмотрении взглядов современных правоведов отмечено
разнообразие подходов к проблеме соотношения права и нравственности.
Позиция диссертанта сводится к выводу о том, что общность права и
нравственности основывается на целом ряде факторов, среди которых можно
выделить следующие. Во-первых, право и нравственность являются
15
разновидностями социальных норм, образующих в совокупности
целостную систему регулирования межличностных и общественных
отношений, выступающую в качестве нормативной основы нравственно-
правовой культуры. Во-вторых, право и нравственность имеют своей целью
упорядочение и организацию общественных отношений, закрепление в праве
принципов гуманизма. В-третьих, являясь регуляторами общественных
отношений и человеческой деятельности, право и нравственность
предопределяют границы свободы личности, пределы возможностей выбора
индивидом соответствующей его мировоззрению нормы поведения. В-
четвертых, право и нравственность выступают в качестве исторически
фундаментальных общечеловеческих ценностей и служат оценочными
категориями в отношении отдельной личности и общества в целом.
Важно учитывать, что норма нравственности, закрепляемая в праве,
должна получить четкую и ясную формулировку для правоприменителя.
Та неопределенность, которая допускается для нормы нравственности (в том
числе в силу того, что она предполагает усмотрение каждого индивида),
непозволительна для нормы права. Норма права, которая недостаточно четко
устанавливает границы дозволенного поведения и последствия
недозволенного, такая норма, возможно, не будет применяться вообще либо
потребует существенных корректирующих действий правоприменителей.
Право и нравственность соотносятся между собой как две категории,
взаимовлияние которых постоянно усиливается и гармонизируется по мере
гуманизации государств и сообществ, общественных и межличностных
отношений, усиления влияния нравственности на содержание правовых
институтов и механизмов их социально-регулятивного воздействия,
вхождения в международную и государственно-правовую практику
нравственных ориентиров как общепризнанных принципов и норм.
Регулятивные противоречия, заложенные в механизме взаимодействия
нравственности и права, склонны к разрешению при наполнении норм
нравственности качествами формально-юридической определенности,
позволяющими преобразовывать нормы нравственности в правила
поведения, за нарушение которых наступает соответствующая юридическая
ответственность.
В третьем параграфе «Нравственность в системе международно-
правовых ценностей» исследуется характер учета нравственности в нормах
международного права. Анализ международно-правовых актов дает
основание утверждать, что нравственность как ценность выражена прежде
всего на уровне общепризнанных принципов международного права.
16
Ключевое значение в формировании нравственных
ценностей имеет Устав ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). Преамбула
Устава насыщена нравственными ценностями. В ней говорится о вере
народов объединенных наций в основные права человека, в достоинство и
ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в
равенство прав больших и малых наций.
Наряду с общепризнанными принципами ярко выраженную
нравственную окраску имеют права и свободы человека, регулируемые
международно-правовыми актами.
К основополагающим актам в области прав человека, имеющим
универсальный характер и содержащим нормы нравственности, относятся
Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.;
Международные пакты о гражданских и политических правах и об
экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Факультативный
протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;
Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских
и политических правах, направленный на отмену смертной казни.
В развитие данных документов в рамках ООН приняты разнообразные
конвенции и другие акты, затрагивающие самые различные аспекты прав и
свобод (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за
него (1948 г.); Конвенция о неприменимости срока давности к военным
преступлениям и преступлениям против человечества (1965 г.); Конвенция о
пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.); Конвенция
против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и др.). Значительная
группа актов посвящена защите прав отдельных категорий личности
(Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября
1967 г.; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации
на основе религии или убеждений от 13 ноября 1981 г.; Конвенции о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря
1979 г. и о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и ряд других).
Все более существенное влияние на формирование
межгосударственных стандартов нравственности играют региональные
международно-правовые акты в области прав и свобод.
На Европейском континенте ведущей организацией, в рамках которой
действуют многочисленные международно-правовые акты в области прав и
свобод является Совет Европы. Сочетание норм нравственности и права
имеет место в Уставе Совета Европы 1949 г.; Европейской Конвенции о
17
защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколах к ней;
Европейских конвенциях о предупреждении пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.); о выдаче
преступников (1957 г.); о передаче осужденных лиц (1983 г.); об
осуществлении прав детей (1996 г.); о защите прав человека и человеческого
достоинства в связи с применением биологии и медицины (1997 г.) и
дополнительного протокола к ней относительно запрета на клонирование
человеческих существ (1998 г.); о борьбе с коррупцией (1999 г.);
Европейской Социальной Хартии от 18 октября 1961 г. (с изменениями от
1996 г.), и в целом ряде других документов.
В работе отмечается, что лишь в идеале возможна полная унификация
ценностей, которые основаны на общечеловеческой нравственности.
Каждый народ обладает своим набором духовных ценностей, своими
традициями воспитания и формирования человека. Поиск общей парадигмы
международно-правовой нравственности предполагает «примирение»
ценностей различных культур, религий, групп, поиск путей для
компромисса. В условиях интенсивности данного процесса в перспективе
может сформироваться общая международно-правовая культура
нравственности.
В четвертом параграфе «Нравственность как ценность в
конституциях зарубежных государств» исследуется уровень учета норм
нравственности в современных конституциях.
Автор подчеркивает, что нравственность как конституционная
категория не только имеет самостоятельное значение, но и выполняет
ключевую роль в закреплении и расширении других конституционных
ценностей. Это выражается в двух формах влияния: во-первых, нормы
нравственности непосредственно закрепляются в конституциях, приобретая
характер конституционных положений (приверженность любви, терпимости,
добродетели, осознание чувства совести и ответственности перед людьми и
др.); во-вторых, нравственные идеи и понятия трансформируются в правовые
нормы и становятся составной частью, основой содержания
конституционных норм, получая выражение в виде принципов, прав, свобод
и обязаностей человека (уважение прав и свобод, принципы равноправия,
справедливости и толерантности, право на достоинство и доброе имя, право
на жизнь, право на свободу, право на мир, обязанности беречь природу,
защищать Отечество и т.д.). Несмотря на определенные противоречия между
нравственностью и отдельными либеральными ценностями, общая
тенденция взаимопроникновения нравственности и конституционных
18
ценностей выражается в расширении влияния норм нравственности на
содержание конституций, укреплении гарантий защиты ценностей,
обеспечивающих нравственное существование общества и отдельной
личности.
В пятом параграфе «Нравственные аспекты регулирования
конституционных прав и свобод» рассматривается институт прав и свобод
человека как конституционная ценность, ориентирами которого является
нравственность. В работе отмечается, что нравственность как система
ценностных ориентиров играет определяющую роль в регулировании и
определении содержания конституционных прав и свобод. Установлено, что
нормы нравственности служат также пределами реализации прав и свобод.
Нравственность как общий критерий ограничения прав и свобод, наряду с
другими конституционными ценностями, обозначена в конституциях многих
современных государств. Нравственные основы поведения личности, а также
государственного и общественного строя, устанавливаемые в конституциях
государств, пока не стали предметом серьезного обобщения на
международно-правовом уровне.
На сложность рассмотрения данной проблемы обращено внимание в
решении Европейского суда по правам человека от 24 мая 1988 г. по делу
Мюллер и другие против Швейцарии, в котором отмечено, что в настоящее
время отсутствует единая европейская концепция нравственности, а ее
требования существенно видоизменяются в зависимости от места и времени,
особенно в современную эпоху. Поэтому определение истинного содержания
нравственности и возможностей применения связанных с этим ограничений
входит в компетенцию национальных властей.
Нравственность как система ценностных ориентиров играет
определяющую роль в регулировании и определении содержания
конституционных прав и свобод.
Несмотря на определенные различия в нравственном обосновании прав
и свобод, вызванных особенностями правовых культур и традиций
государств, той общественной нравственности, которая сложилась на данный
момент их развития, в целом в современных странах наблюдается
стремление учесть позитивный опыт государств по наполнению
конституционно-правового статуса личности нравственными основами. В
сложившихся условиях важное значение приобретает формирование
международно-правовых стандартов нравственного поведения личности и
социальных групп, а также установления единых международно-правовых
19
условий ограничения злоупотреблений властью со
стороны государства и других субъектов публичной власти.
Во второй главе «Конституционно-правовые основы
нравственности в Российской Федерации», объединяющей три параграфа,
предпринята попытка определить место нравственности в системе
конституционных ценностей в Российской Федерации и значимость решений
Конституционного Суда РФ в формировании смысла и содержания
нравственности как конституционной ценности.
Первый параграф «Место нравственности в системе
конституционных ценностей в Российской Федерации» посвящен анализу
нравственности в системе ценностей, закрепленных в Конституции
Российской Федерации. Отмечено, что Конституция РФ в ч.3 ст.55, выделяя
нравственность как самостоятельную правовую категорию, ставит ее наравне
с такими государственно-правовыми ценностями, как основы
конституционного строя, здоровье, права и законные интересы, оборона
страны и безопасность государства. Устанавливается правило, согласно
которому существует возможность ограничения всех без исключения прав и
свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты названых ценностей.
По мнению автора, большинство из обозначенных в ч. 3 ст. 55
Конституции РФ ценностей содержат нравственные начала, обусловленные
стремлением сформировать конституционно-правовое пространство
личности, общества и государства во имя добра и блага человека.
В тексте Конституции РФ также представлен определенный круг
ценностей, формирующих нравственную основу общественного и
государственного строя, конституционно-правового статуса личности,
системы разделения властей.
В работе отмечается, что нравственный характер имеют, не только
права и свободы, но и обязанности человека и гражданина. В части 1.ст. 59
Конституции РФ записано, что не только обязанностью, но и долгом
гражданина Российской Федерации является защита Отечества. В некоторых
случаях нравственный критерий конкретно трансформируется в правовые
нормы-ограничения, трактовка которых косвенным образом подразумевает
соблюдение норм нравственности.
В Российской Федерации, как и в других государствах, актуальность
сохраняет дискуссия о том, являются ли приоритетными права и свободы
человека или в основу таких приоритетов должны быть положены
нравственные ценности, существует ли нравственное и общественное
20
противоречие в отношениях между личностью и государством в связи с
признанием прав и свобод высшей ценностью.
Представляется неверным тезис о том, что признание прав и свобод
человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии между правами
и свободами человека и другими конституционными ценностями, даже
такими, которые относятся к основам конституционного строя, приоритет
следует отдавать правам и свободам человека. Все конституционные
ценности, включая нравственность, имеют равное правовое значение и на
равных служат детерминантами и ограничителями деятельности субъектов
правоотношений. Другое дело, что признание прав и свобод человека
высшей ценностью обязывает государства придавать этой ценности
исключительно важное значение и формировать соответствующую
институциональную структуру для ее обеспечения с учетом других
конституционных ценностей.
Автор отмечает, что Конституция РФ оказывает более глубокое и
всестороннее нравственно-психологическое воздействие на сознание граждан
и должностных лиц, чем другие законы. Поэтому и резонанс от соблюдения
или, наоборот, несоблюдения Конституции РФ более масштабен и
не ограничивается областью определенных правовых отношений.
Во втором параграфе «Конкретизация нравственности как
конституционной ценности в федеральном законодательстве»,
рассматривая федеральное законодательство, автор отмечает, что главная
цель законодательной конкретизации конституционных нравственных
установок – уточнение пределов деятельности субъектов конституционно-
правовых отношений, правового статуса личности, содержания прав, свобод
и обязанностей человека и гражданина, отдельных категорий лиц,
обусловленных необходимостью защиты нравственности как
конституционной ценности.
Анализируя нормативную роль нравственности, автор обозначает
наиболее важные направления воздействия нравственности на общественные
отношения через законодательство Российской Федерации: 1) конкретизация
пределов действия прав и свобод с учетом требований нравственности;
2) регулирование условий реализации тех или иных прав и свобод с учетом
их нравственного значения; 3) формирование ограничений в
государственной, общественной, предпринимательской, профессиональной и
личной деятельности, исходя из необходимости соблюдения норм
нравственности; 4) определение обязанностей по соблюдению и защите
нравственности как конституционной ценности; 5) установление мер
21
пресечения и ответственности за нарушение нравственности как
конституционной ценности.
Конкретизация пределов действия прав и свобод с учетом требований
нравственности обнаруживается во многих федеральных законах.
В одних федеральных законах конституционные положения
повторяются, то есть как бы подтверждаются применительно к данному
кругу общественных отношений, в других - конституционные основы
нравственности конкретизируются. Некоторые федеральные законы
развивают конституционные основы нравственности, вкрапливая их в
действующий механизм реализации тех или иных прав и свобод.
Оценивая степень насыщения федерального законодательства
нравственными нормами, можно констатировать высокий уровень
соблюдения нравственных основ в конституционном праве Российской
Федерации, а также гармоничное сочетание норм нравственности с другими
правовыми ценностями с целью достижении гуманизма российского
государства и общества.
Во-первых, в федеральном законодательстве в систему ценностей,
защищаемых правом, вместе с нравственностью и другими
конституционными ценностями, добавляется общественный порядок,
национальные и религиозные чувства граждан, безопасность жизни, жизнь
человека, животных и растений, охрана окружающей природной среды,
интересы потребителей и др. Названные более частные ценности
основываются на конституционных положениях и развивают их.
Во-вторых, в федеральном законодательстве содержатся нравственные
ориентиры гуманизма для деятельности индивида, общества и государства. В
отношении индивида действие норм нравственности воплощается в
установлении прав, свобод и обязанностей, а также в определении условий и
ограничений в реализации прав и свобод. Для носителей государственной и
общественной власти нравственные ориентиры воплощаются в характере их
полномочий и ответственности.
Наряду с введением в российское конституционное право общего
понятия «нравственность» как конституционной ценности, объектом
законодательной защиты являются такие элементы (подвиды)
нравственности, используемые в законодательстве Российской Федерации,
как «нравственные устои», «общественная нравственность», «нравственность
населения» и др.
Ввиду углубления правовой диверсификации понятия нравственности
и постоянно расширяющегося диапазона влияния норм нравственности на
22
содержание права как регулятора общественных отношений,
представляется важным более четко определить в федеральном
законодательстве круг субъектов, несущих ответственность за несоблюдение
правовых норм нравственного характера. Едва ли носителем нравственности
может быть абстрактная социальная (публичная) общность – население,
народ, государство, общество, предприятие. Нормами нравственности
руководствуются конкретные субъекты правоотношений, у которых может
быть сформировано целостное представление (мировоззрение),
отличающееся от мировоззрения других субъектов или сходное с ним, а
также тех из них, деятельность которых может быть оценена с нравственной
точки зрения. К таким носителям нравственности относятся: человек,
социальная группа (семья, общественное объединение, религиозная
организация и др.), должностное лицо, орган государственной власти, орган
местного самоуправления. Данное утверждение касается и ответственности
за нарушение других конституционных ценностей, установленных в ч.3 ст.55
Конституции РФ: основы конституционного строя, здоровье, права и
законные интересы других лиц, обороноспособность страны и безопасность
государства.
В контексте решения задач по установлению ответственности за
нарушение конституционных ценностей автор считает целесообразным
конкретизировать часть 3 ст.55 Конституции РФ путем включения в данную
статью части 4 следующего содержания: «Основы конституционного строя,
нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц,
обороноспособность страны и безопасность государства обеспечиваются
соответствующей юридической ответственностью органов государственной
власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их
объединений, устанавливаемой в федеральных законах за нарушение данных
конституционных ценностей». Включением данных положений в
Конституцию РФ будут обозначены задачи по принятию федеральных
законов, устанавливающих соответствующую юридическую ответственность.
Другой значимой задачей совершенствования законодательного
регулирования нравственности в рамках отрасли конституционного права
Российской Федерации является консолидация нравственных основ права в
едином Федеральном законе о защите нравственности в Российской
Федерации. Данный закон должен определить основные сферы правового
регулирования, требующие ограничений деятельности субъектов
правоотношений с точки зрения нравственности. В закон предлагается
включить дефиницию нравственности и другие основные понятия,
23
используемые в Конституции РФ и федеральных законах и имеющие
нравственную основу (например, нравственные устои, общественная
нравственность, долг, честь и достоинство, национальные и религиозные
чувства и др.). Важной составляющей закона должно стать определение
основополагающих нравственных принципов права (гуманизм, равноправие,
справедливость, ответственность, добросовестность, уважение прав человека
и народной воли и др.). В законе необходимо определить круг субъектов
правоотношений, обязанных соблюдать принципы и нормы нравственности
(человек, социальная группа (семья, общественное объединение,
религиозная организация и др.), должностное лицо, орган государственной
власти, орган местного самоуправления и т.д.) и основные сферы правового
регулирования, требующие ограничений деятельности субъектов
правоотношений с точки зрения нравственности как конституционной
ценности. В данном законе можно было бы закрепить основы служебной,
профессиональной и предпринимательской этики, а также пределы
деятельности человека при реализации его прав и свобод.
В третьем параграфе «Роль Конституционного Суда Российской
Федерации в определении и защите нравственности как
конституционной ценности» с теоретической и практической точек зрения
рассматриваются правовые позиции Конституционного Суда РФ по
исследуемой проблеме.
Подчеркивается, что конституционная категория «нравственность»,
будучи формально не определенной в современный период в Российской
Федерации, не может защищаться без соответствующего толкования.
Многомерность данного правового явления, имеющего столь широкое
понимание, предполагает необходимость ее соответствующей интерпретации
и конкретизации в Конституционном Суде РФ. Автор отмечает, что данная
задача до сих не реализована, в силу того, что отсутствовали обращения по
данному поводу в Конституционный Суд РФ.
Практика Конституционного Суда РФ свидетельствует о стремлении
добиться сбалансированного подхода к толкованию конституционных норм о
целях ограничений прав и свобод граждан, поскольку такими целями,
согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут являться определенно
обозначенные конституционные ценности. Именно в связи с этим
Конституционный Суд РФ указывает на то, что ограничения прав и свобод
могут устанавливаться федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты нравственности и других конституционных
ценностей.
24
Несмотря на широкое участие Конституционного Суда РФ в
рассмотрении отдельных аспектов нравственности (в частности, принципов
сбалансированности конституционных ценностей и пределов регулирования
прав и свобод, равноправия, справедливости), данный высший орган
конституционного судебного контроля пока не раскрыл своего потенциала в
применении и толковании конституционных основ нравственности, в
определении нравственных критериев конституционно-правовых
ограничений.
На наш взгляд, среди важнейших проблем, которые можно было бы
решить путем обращения в Конституционный Суд РФ, следует назвать
толкование конституционного понятия «нравственность», а также
разъяснение нравственных норм и понятий, используемых в Конституции РФ
(в частности, конституционное понимание таких категорий как
«достоинство», «честь», «доброе имя», «долг» и др.). Другой важной задачей
Конституционного Суда РФ является уточнение правовой позиции по
ограничению прав и свобод на основании обозначенного в Конституции РФ
критерия нравственности. Именно правовые позиции Конституционного
Суда РФ должны лечь в основу предлагаемого Федерального закона о защите
нравственности.
В заключении подведены основные итоги и сформулированы выводы
исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, а также
определены основные направления дальнейшего изучения конституционно-
правовых аспектов нравственности.
25
Основные положения диссертации отражены в следующих
публикациях автора:
I. Статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах,
рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства
образования и науки Российской Федерации для опубликования
научных результатов диссертационных исследований:
1. Магадов Ш.Р. Роль Конституционного Суда РФ в определении
критериев нравственности / Ш.Р. Магадов // «Черные дыры» в российском
законодательстве. - 2011. - №2. - С.20-22. (0,35 п.л.).
II. Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
2. Магадов Ш.Р. Проблемы ограничения прав и свобод в целях защиты
нравственности / Ш.Р. Магадов // Конституционное право и международное
право: взаимодействие и развитие в современную эпоху. М.,РАП. 2008. -
С.98-106 (0,4 п.л.).
3. Магадов Ш.Р. Нравственность в системе конституционно-правовых
ценностей / Ш.Р. Магадов // Судебный вестник. - 2010. - №2(8). - С. 22-27.
(0,3 п.л.)
4. Магадов Ш.Р. Принципы и нормы нравственности в конституциях
зарубежных стран / Ш.Р. Магадов // Материалы 2-й ежегодной итоговой
научной конференции аспирантов и студентов «Право и суд в современном
мире». М., РАП. - 2011. - С. 48-53. (0,3 п.л.).
Файлы: 
Порядок отображения: 
0