2012avtoref787

Аватар пользователя ideolog
Москаленко Татьяна Олеговна
 
23 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 521.077.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Москаленко Т.О. Конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 22.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref787 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Москаленко Т.О. Конституционно-правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 22.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
  

 
                                                                                             На правах рукописи
 

 

 

 

 

Москаленко Татьяна Олеговна

 
 
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
Специальность 12.00.02 – конституционное право, муниципальное право
 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук

 

 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2012 г.

Диссертация выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин негосударственного образовательного частного учреждения высшего профессионального образования «Московский новый  юридический институт».
 
 

Научный руководитель:
           
доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный юрист Российской Федерации
Дамаскин Олег Валерьевич
 
Официальные оппоненты:
 
доктор юридических наук, профессор,
Борисова Наталья Евгеньевна
 
кандидат юридических наук
Красинский Владислав Вячеславович
Ведущая организация:               
 
ФГКУ «ВНИИ МВД Российской Федерации»

 
Защита диссертации состоится «  23 »    мая   2012 года  в « 13.00 » часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 521.077.01 при Московском новом юридическом институте, по адресу: 107564, г. Москва, Погонный проезд, д. 7 «а».
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОЧУ ВПО «Московский новый юридический институт».
 
Автореферат размещен на официальном сайте Московского нового юридического института www.mnui.ru. и на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru  20 апреля  2012 г.
 
Автореферат разослан       «  17 »  апреля  2012 г.
 
 
 
 

Ученый секретарь
 
диссертационного совета
кандидат юридических наук                                               О.В. Дробот

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ

 
Актуальность темы исследования. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина провозглашено в Российской Федерации конституционной обязанностью государства и должно обеспечиваться в процессе осуществления деятельности законодательной и исполнительной власти, органов правосудия и органов местного самоуправления. [1]
Определенные правовые гарантии провозглашенных прав и свобод содержатся в нормах всех отраслей права в силу их разнообразия, обусловленного социальным назначением этих прав и свобод.[2]
Современное Российское государство развивается в условиях реальных внешних и внутренних угроз - международного терроризма, распространения оружия массового поражения, региональных конфликтов, организованной преступности, коррупции органов власти. Как следствие, оно вынуждено поддерживать необходимый уровень государственной безопасности для адекватного ответа вызовам новых опасностей и угроз. Остается сложным социально-экономическое положение значительной части населения. Эти и другие факторы затрагивают конституционные принципы правового положения личности и, как отмечено во многих исследованиях, негативно влияют на обеспечение внешней и внутренней безопасности России.[3]
Приходится констатировать, что в нашем обществе подорвано доверие значительной части граждан ко многим государственным институтам. Занимающиеся юридической проблематикой защиты прав и свобод человека отдельные общественные организации видят свою задачу в проявлении в различных формах оппозиционности к государственной власти, используя в качестве повода правозащитную идею.
К сожалению, практика показывает, что во многих случаях в  своей деятельности государственные органы и должностные лица не только не защищают граждан, но и нарушают их законные права и свободы. Особо сложной и конфликтной является сфера взаимоотношений граждан с государственными органами, наделенными полномочиями реализовать установленные федеральными законами ограничения конституционных прав граждан в ходе деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и расследованию преступлений и обеспечения безопасности государства.
Согласно п.3 ст. 55 Конституции РФ  «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В этой сфере должна быть создана правовая основа сочетания баланса интересов граждан и государства. При этом важно учитывать то обстоятельство, что соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина возведено в ранг одной из задач в области национальной безопасности Российской Федерации[4].
На современном этапе развития  общества возрастает роль субъектов общественных отношений - отдельного человека и государства в целом. Актуализация проблемы нахождения баланса между их интересами, поиски оптимального соотношения между реализацией прав и свобод каждым членом общества и ограничениями этих свобод согласно реальным потребностям  государства были и остаются одной из самых сложных и актуальных социальных и правовых проблем, на что указывали в своих трудах  многие ученые[5].
Определенная сложность здесь видится в том, что, с одной стороны, гиперболизация смыслового содержания термина «права человека» и абсолютизация правовой защиты не только названных прав, но и явно завышенных притязаний и интересов индивидуума неизбежно приводят к ущемлению интересов других граждан и государства в целом. А это ведет к конфликтам, что  негативно отражается на реализации  прав граждан. С другой стороны, ничем не ограниченные, слабо контролируемые полномочия государственных органов превращают права человека из объекта защиты в объект  подавления. [6]В результате, становятся очевидными противоречия между правами и законными интересами человека с одной стороны, и полномочиями государственных органов, обеспечивающих безопасность государства, с другой.
Для их разрешения представляется важной разработка такой правовой основы, согласно которой для преодоления существующего антагонизма возможно было бы не только теоретически предвидеть диалектическое единство человека и государства, образующего социальные противоречия, но и контролировать степень этого противостояния. Данное противоречие разрешается путем разработки и закрепления в Конституции  РФ целей ограничения прав граждан, а в законодательстве – конкретного механизма ограничения отдельных прав и свобод, вытекающих из конституционных предписаний.
Государственная политика в области прав человека имеет статус принципиально важного начала в разработке экономического, государственно-правового, социального и международного курсов России. [7]Замена этой политики расплывчатыми формулами и возвышенными декларациями ведет к утрате внутренних связей между усилиями государства в социально-экономических и правовых вопросах и потребностями законопослушного большинства общества. Права человека в таком случае превращаются в общественном сознании, особенно в сознании ряда руководителей государственных муниципальных правоохранительных органов и органов власти субъектов федерации в своеобразный идеологический лозунг, которому все вроде бы отдают дань, но не берут в расчет в качестве серьезного фактора при принятии конкретных решений. Это ведет к нарушению конституционных прав и свобод граждан, ослаблению законности и правопорядка формирования опасности и угроз законных интересов личности, общества и государства. [8]
Степень разработанности темы исследования. Работы ряда специалистов в области теории государства и права и философии права, посвященные правам человека, их сущности, содержанию, в той или иной степени также касались и проблемы ограничений прав граждан. Среди них можно выделить труды С.С.Алексеева, М.И.Байтина, Н.В.Витрука, С.А.Глотова,  Д.А.Керимова, В.А.Кикотя, А.И.Козулина, С.А.Комарова, М.Н.Малеиной, А.В.Малько, Л.С.Мамута, Н.И.Матузова, А.С.Мордовца, Л.Я.Морозовой, В.С.Нерсесянца, И.И.Овчинникова, В.А.Патюлина, А.С.Пиголкина, С.В.Полениной, И.Н.Сенякина, В.Н.Синюкова, Ю.В.Тихонравова, К.Б.Толкачева, Л.Д.Чулюкина, Л.С.Явича, А.М.Яковлева и др. Также следует отметить авторов, посвятивших на протяжении 2000-2010 годов свои диссертационные исследования теме реализации конституционных прав граждан[9].
Вторую группу источников данного исследования составляют научные труды по общим проблемам теории безопасности и национальной безопасности Российской Федерации, имеющие общеметодологический характер, которые выполнили: В.Н.Баришполец, А.В.Возжеников, А.В.Губченко, О.В.Дамаскин, М.И.Дзлиев, Ю.Д.Ильин, В.А.Золотарев, Н.К.Косолапов, В.В.Красинский, Ф.К.Ладыгин, В.С.Лузинян, А.А.Пионтковский, А.Н.Писарев, А.А.Прохожев, П.Д.Ромашкин, С.В.Смульский, Н.И.Турко, А.Д.Урсул, П.А.Цыганков, В.Н.Цыгичко, В.В.Чебан, И.В.Холиков  и др.
Важное значение для раскрытия темы диссертации также имеют исследования В.В.Виноградова, Ф.С.Галенпольского, И.В.Гончарова, А.В.Грязнова, А.Н.Домрина, Н.М.Касаткиной, Д.А.Ковачева, И.Л.Петрухина, А.Н.Пилипенко, С.В.Пчелинцева, И.Г.Тимошенко и др., посвященные особым государственно-правовым режимам (чрезвычайному и военному положению).
Познать опыт конституционного развития зарубежных стран в области прав человека помогли исследования таких ученых, как Э.Аннерс, У.Блэкстоун, Р.Давид, И.Изензее, Ф.Х.Лассаль, Ф.Люшер, Т.Маунц, В.Остром, Л.Фридмэн, К.Хессе, Э.Цоллер и др.
Анализ научных трудов, действующего российского законодательства и практики его применения свидетельствует, что в научном обосновании нуждается сама концепция ограничения прав граждан. При этом особую сложность и дискуссионность  вызывает обоснование необходимости ограничения их прав в целях обеспечения безопасности государства.
Рассмотрение состояния научной разработанности темы позволяет констатировать актуальность комплексного исследования общественных отношений в сфере ограничения прав и свобод человека и гражданина в современных условиях.
Основная задача исследования состоит в теоретическом обосновании потребностей и возможностей оптимизации правового регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.
Все это подтверждает актуальность исследования и его практическую направленность.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере ограничения прав и свобод человека и гражданина в России.
Предмет исследования - конституционно-правовое и законодательное регулирование ограничений прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности России.
Цель исследования - раскрыть конституционно-правовую природу ограничения прав и свобод человека в России в целях обеспечения безопасности государства и обосновать предложения по совершенствованию их правового регулирования.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
– определить социальную и правовую сущность юридических ограничений прав и свобод граждан;
– установить конституционно-правовое содержание состояния безопасности государства; 
– изложить определяющие цели, пределы и способы правовых ограничений прав человека;
– проанализировать нормы международного права, закрепляющие условия и способы ограничения прав граждан;
– дать характеристику конституционному регулированию ограничения прав граждан в России;
– раскрыть содержание регулирования федеральным законом ограничений прав граждан в России в целях обеспечения безопасности государства;
– разработать систему юридических гарантий законности ограничения прав граждан в России в целях обеспечения безопасности государства;
– разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию конституционно-правового регулирования ограничения прав граждан в России в целях обеспечения безопасности государства;
– дать характеристику нормативно правовой основе ограничения прав граждан в России в условиях особых правовых режимов.
          –   разработать  комплекс правовых мер по противодействию коррупции в сфере государственных и муниципальных служб, как угрозе национальной безопасности
Методологическая основа исследования. В целях всестороннего исследования вопросов правомерного ограничения прав и свобод человека и гражданина использованы следующие общенаучные и частнонаучные методы[10]:
– исторический метод - для изучения эволюции развития института ограничения конституционных прав и свобод с учетом специфических условий развития конституционализма в России;
– системный метод -  конституционные права и свободы и безопасность государства имеют между собой сложные системные связи и поэтому должны исследоваться во взаимосвязи;
– анализ и синтез как приемы логического метода - для выявления особенностей, присущих отдельным частям института прав и свобод человека и гражданина;
– функциональный метод - с целью выявления основных функций, социального назначения институтов прав и свобод граждан и безопасности государства;
– метод конкретных социологических исследований – анализ документов, статистических отчетов по результатам общественных опросов с целью отбора и последующей систематизации информации о важнейших сторонах юридической значимости ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в России;
– сравнительно-правовой метод - для сопоставления оснований введения и пределов применения ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Правовую и эмпирическую основу исследовательской базы составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, международные правовые документы, постановления и решения Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации, решения судов Российской Федерации по конкретным делам о правах и свободах человека; научные труды и публикации, имеющие отношение к объекту и предмету исследования статистические и социологические данные; материалы средств массовой информации и сети Интернет.
Объем собранных эмпирических материалов, методика их научного изучения и анализа, по мнению диссертанта, обеспечивают достаточный уровень репрезентативности, обоснованности и достоверности научных выводов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые безопасность государства и деятельность органов власти по ограничению конституционных прав и свобод человека и гражданина рассматриваются как комплексный правовой институт, в котором ключевую роль играют нормы конституционного права; правовые гарантии, обеспечивающие реали­зацию конституционных положений о правовом статусе личности, впервые рассмотрены во взаимосвязи с критериями безопасности государства на основе современного нормативного материала; диссертантом выявлены определяющие признаки, цели, пределы и способы ограничения прав и свобод граждан в целях обеспечения безопасности государства в условиях особых административно-правовых режимов.
Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, состоят в том, что в ходе исследования сформулировано понятие и уточнено содержание конституционно обоснованных ограничений прав граждан; определены должные юридические гарантии законности ограничения прав и свобод граждан в России целях обеспечения безопасности государства; дана характеристика правовой основы ограничения прав граждан в условиях особых правовых режимов, вводимых в целях обеспечения безопасности государства; разработаны теоретические рекомендации по совершенствованию законодательства в области соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов с учетом обеспечения баланса интересов личности, общества, государства.
На защиту выносятся следующие научные положения:
1. Юридические ограничения прав и свобод человека и гражданина есть вводимые в строго определенных целях закрепленные в нормативных правовых актах юридические меры, направленные на установление препятствий для реализации гражданами их конституционных прав (непризнание прав, приостановление прав, лишение прав, усложнение процедуры их реализации) и обеспечивающие соблюдение необходимого баланса интересов личности, общества и государства.
Конституционно-правовую основу ограничений прав и свобод граждан в целях обеспечения безопасности государства составляют положения ст. 55 Конституции России, значение которых состоит в том, что они: 1) устанавливают для федерального законодателя юридические критерии принимаемых законов и пределы, за которые он, ограничивая некоторые права и свободы граждан, не может выходить; 2) содержат юридические гарантии защиты прав человека и гражданина от произвольного нарушения их самим федеральным законодателем и со стороны органов и должностных лиц представительной и исполнительной властей; 3) создают для суда правовую базу, на основании которой он может разрешать коллизии между нормативными актами, касающимися ограничения прав и свобод человека и гражданина.
2. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при соблюдении необходимого баланса между интересами отдельной личности, общества и государства.
Общим критерием допустимости ограничения прав и свобод граждан в целях обеспечения безопасности государства может быть признано положение, в соответствии которым конституционные права граждан могут быть ограничены государством в той мере, в какой это необходимо для предупреждения либо устранения вреда или иного ущерба, угрожающего правоохраняемым благам от использования этих прав, если это невозможно осуществить другими средствами и если причиняемый при этом вред правам граждан является наименьшим из возможных.
3. Положения Конституции России о приоритете прав и свобод человека и гражданина следует рассматривать в их системной взаимосвязи с другими конституционными нормами, закрепляющими общественные и государственные ценности. Такой подход позволяет как в правотворчестве, так и в правоприменительной практике исключить противопоставление интересов личности интересам государства, создать юридические условия для деятельности федеральных органов исполнительной власти с учетом конституционных императивов статуса личности.
4. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в деятельности правоохранительных органов является правовым институтом, включающим, прежде всего, нормы конституционного, административного, уголовного и гражданского права. Ими регулируются, в частности, порядок и условия  получения гражданами информации об ограничениях прав и свобод, обязанности должностных лиц органов исполнительной власти по предоставлению такой информации, способы правовой защиты нарушенных, конституционных прав и свобод. При этом основу данного правового института составляют нормы конституционного права, определяющие условия для уголовного, гражданского и административного регулирования.
Применение положения норм гражданского процессуального законодательства о состязательности сторон в судебном процессе при рассмотрении заявлений об оспаривании решений и действий, принятых должностными лицами органов исполнительной власти, должно исключать разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также учитывать различия в правосубъектности граждан России и иностранных граждан.
5. Механизм ограничений прав граждан в условиях особых административно-правовых режимов имеет следующие структурные элементы данного механизма:
основаниями ограничения прав граждан являются: а) фактическое основание - сам факт введения особого административно-правового режима; б) правовые основания - Конституция России и положения того закона, который содержит нормы, регулирующие общественные отношения в условиях именно данного режима;
субъектами ограничения прав являются: а) субъекты, к которым применяются ограничения прав; б) государственные органы и должностные лица, имеющие право принимать решения и осуществлять меры по ограничению прав граждан;
объектами ограничения являются конституционные права граждан. Отдельные, точно определенные Конституцией России права и свободы граждан не подлежат ограничению.
Среди мер ограничения прав граждан чаще всего применяется такая мера, как усложнение процедуры их реализации.
6. Комплекс правовых мер по обеспечению конституционно-правовых оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина  в целях обеспечения безопасности Российской Федерации коррупции, как угрозе национальной безопасности выполняющий:
- комплексную систему организации, взаимодействия и координации  антикоррупционной  деятельности, с определением места  и роли её  участников федерального и регионального уровней, центрального руководящего органа  в лице Совета Безопасности Российской Федерации и координирующего органа - Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
-  системность мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере антикоррупционной деятельности, единство информационной системы и обмена информации на основе межведомственного соглашения, достоверность информации и прогноза;
-  принятие федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в целях совершенствования законодательства, регламентирующего проведение антикоррупционной экспертизы нормативных  правовых актов и их проектов в части реализации прокурорами полномочий, предусмотренных федеральными законами о прокуратуре и об антикоррупционной экспертизе;
-   в целях повышения эффективности законодательного обеспечения единства и непротиворечивости правовой системы, регламентации нормотворческого процесса, включая антикоррупционную экспертизу, принять федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»;
-  правовой механизм  личной ответственности и ротации руководящих кадров федеральных органов исполнительной власти,  сотрудников правоохранительных органов, прокуроров и федеральных судей, повышения квалификации кадрового состава в целях противодействия коррупции, должностным преступлениям и проступкам.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании нового теоретического подхода к разрешению проблем соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина на основе положений Конституции России, международных правовых норм, а также сложившихся научных взглядов о социально-правовом содержании безопасности государства. Это выражается, в частности, в обосновании позиции о взаимовлиянии института прав и свобод человека и института безопасности государства; раскрытии новых аспектов содержания термина «соблюдение прав человека и гражданина» применительно к деятельности правоохранительных органов.
Автор предлагает учитывать конституционно-правовую составляющую комплексного института соблюдения прав и свобод человека в качестве основы для правовой регламентации нормами других отраслей права; в работе научно обоснована необходимость вынужденного ограничения прав граждан в целях обеспечения безопасности государства.
Практическая значимость исследования состоит в том, что соискателем выявлены некоторые пробелы и противоречия законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере, возникающие при регулировании вопросов ограничения прав граждан; разработаны научно обоснованные предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования ограничений прав граждан в России в целях обеспечения безопасности государства. В частности, автором обоснованы выводы о необходимости: конкретизации в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отдельных норм, посвященных условиям и порядку проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан; информирования в обязательном порядке граждан, находящихся на территории особых правовых режимов, о дополнительных ограничений прав граждан; ограничения прав отдельных категорий иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические и практические положения научного исследования изложены автором в научных публикациях, докладах на научно-практических конференциях.
Основные положения и выводы проведенного исследования апробированы в выступлениях на следующих научных конференциях:
- Актуальные проблемы теории права и законодательной практики в РФ (2006 г.);
- Конституция Российской Федерации: история создания и современность (2008 г.)
- Социально-экономические права человека в России: содержание, особенности, степень реализации (2010 г.)
Основные положения диссертации опубликованы в 8 научных изданиях, в том числе, в трех изданиях из списка ВАК.
Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе Московского нового юридического института.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
 
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
 
Во введении обоснована актуальность темы исследования, изложена степень ее научной разработанности, определены объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования, приведены сведения об использованных методах исследования, о материалах, составивших эмпирическую базу работы, сформулирована научная новизна, показаны наиболее существенные научные результаты, теоретическая и практическая значимость работы, представлена информация о реализации и апробации результатов исследования, а также сформулированы положения, выносимые на защиту.
В первой главе − «Правовая природа ограничения прав и свобод человека и гражданина в России» − рассматриваются конституционная модель признания и гарантий прав и свобод человека и гражданина в России (§ 1.1); международные правовые стандарты в области ограничения прав и свобод человека и гражданина (§ 1.2); понятие, сущность и конституционное регулирование правовых оснований ограничений прав и свобод человека и гражданина (§ 1.3).
Проанализированы положения о правах человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации, механизмы их защиты. Отмечено, что при составлении конституционного текста в вопросах, связанных со статусом личности, использовался опыт конституционного регулирования западных стран.
Конституционное регулирование прав и свобод личности в западных странах, характеризуется общим для большинства конституций историко-политическим подходом, наличием особенных черт, определяемых специфическими традициями развития правовой культуры в конкретной стране.
Анализ содержания второй главы Конституции Российской Федерации показывает, что в ее основе лежат как положения Конституции Российской Федерации 1978 года[11], так и новеллы из западной юриспруденции. Терминологически словосочетание «права и свободы человека и гражданина» вошло в юридический лексикон нашей страны из многочисленных международно-правовых актов и Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года[12].
Вторая глава Конституции Российской Федерации, включившая основные конституционные положения о правах человека, содержит как принципы статуса личности, так и список прав, свобод, обязанностей, а также механизм защиты прав и свобод. Автор отметил некоторые вопросы, остающиеся дискуссионными в научном плане:
- с каких позиций, естественно-правовых или позитивистских, следует оценивать перечень прав человека, закрепленных российской Конституцией.
- действующей Конституцией закрепляется фактически естественно-правовой подход к вопросу о природе и содержании прав человека, отсюда вытекает обязанность всех государственных органов и их должностных лиц следовать именно такому, не нормативистскому типу правопонимания.
- детализирующие конституционные положения, нормы законодательства позволяют усомниться по поводу того, подлежат ли правовой защите лишь нормативно-закрепленные права или же и иные права и свободы человека и гражданина.
- отмечена терминологическая нечеткость в вопросе о том, какие права относить к «конституционным».
В связи с этим в работе проведен анализ противоречивости конституционных конструкций, изучены точки зрения ряда авторов относительно позиций, по которым оценивается перечень прав человека, закрепленных российской Конституцией. Сформулирован вывод о том, что существует позитивная роль воздействия естественно-правовой концепции прав человека на состояние общественного российского правового сознания, которая состоит прежде всего в том, что, опираясь на выработанные принципы справедливости, уважения достоинства личности, граждане получают больше возможностей отстаивать свои интересы, противостоять произволу недобросовестных государственных чиновников. Усилия, предпринимаемые в научных изысканиях по преодолению терминологической неопределенности, помогут реализации этой возможности, а также защите иных общественных и государственных ценностей.
Анализируя понятие «международный стандарт», которое заключает в себе как общепризнанные принципы, так и непризнанные нормы международного права, автор обосновывает возможность уточнения положения федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[13]. В частности, целесообразно внести ясность в вопросы реализации общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Необходимо раскрыть в федеральном законе содержание понятий «общепризнанные принципы международного права» и «общепризнанные нормы международного права», определив их соотношение и юридическую природу.
В главе рассматриваются международные документы, начиная с 1789 года, в которых отражено нормативное закрепление возможности ограничения прав граждан, принципы, цели и условия ограничения прав граждан. Автором проведено сравнение положений международных документов с российским законодательством.
Определено, что в общем виде юридические ограничения прав граждан – это вводимые в строго определенных целях закрепленные в нормативных правовых актах юридические меры, направленные на установление препятствий для реализации гражданами их конституционных прав и обеспечивающие соблюдение необходимого баланса интересов личности, общества и государства. Мерами ограничения прав граждан являются непризнание прав, приостановление прав, лишение прав либо усложнение процедуры их реализации.
Отмечается, что ограничение прав граждан возможно лишь при соблюдении баланса между субъективными правомерными  интересами личности, общества и государства. Важнейшим основанием допустимости ограничения прав граждан может быть признано положение, в соответствии с которым отдельные права граждан могут быть ограничены государством в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности и здоровья граждан, обеспечения основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства. При этом данные ограничения прав граждан вводятся для предупреждения либо устранения вреда или иного ущерба, угрожающего правоохраняемым интересам при условии, что это невозможно осуществить другими средствами и причиняемый при этом вред правам человека является наименьшим из возможных с учетом баланса интересов личности, общества и государства.
В ходе диссертационного исследования выявлено, что основные принципиальные положения международных актов по защите прав человека нашли отражение в гл. 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». Конституция Российской Федерации, включив в свои статьи общепризнанные международные нормы, предоставила им тем самым особый статус, поскольку согласно ст. 15 конституционные нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны.
Автором сделан вывод, что в настоящее время в связи с процессом глобализации успешное правовое регулирование внутригосударственных отношений становится во все большей мере зависимым от согласованности норм национального права с международным правом. Устранение коллизий между внутригосударственным правом и международным правом можно считать обязанностью государства.
В работе показывается, что Российская Федерация во многом привела свое законодательство в соответствие с основными положениями общепризнанных принципов и норм международного права, в т.ч. и по вопросам ограничения прав граждан. Международно-правовое закрепление возможности ограничения прав граждан, с одной стороны, позволяет государствам, ссылаясь на действие соответствующих международно-правовых норм, вводить ограничения в пользовании определенными правами, а с другой - защищает граждан от произвольных действий государства по ограничению их прав.
Предусматривая возможность законного и непроизвольного ограничения прав граждан, нормы международного права обеспечивают тем самым равновесие между правами отдельных лиц и более общими интересами общества в целом в том случае, когда между ними может возникнуть противоречие.
Диссертант, опираясь на высказывания Т.Гоббса, И.Канта, приходит к выводу, что свобода личности не может быть абсолютной, она будет ограничена подобной же свободой действий со стороны других индивидов. Поэтому возможность совместного существования лиц в государстве предполагает взаимосогласованность (взаимоограниченность) их свободы, прежде всего государственно-властными установлениями.
Свобода имеет свои пределы, границы. Реализация прав сталкивается с индивидуальными и публичными интересами. Отсюда возникает необходи­мость разграничения сферы прав индивида со статусом других обладателей прав и сферой прав и интересов государства и общества в целом.
В ходе исследования выявлено, что в современной российской науке конституционного права, да и в действующем законодательстве отсутствует единое понимание термина
«ограничение прав граждан»[14], что может привести к коллизиям между Конституцией, законами и подзаконными актами. В связи с этим конституционный термин «ограничение прав граждан» должен рассматриваться как базовый, единый для всех отраслей права и учитываться при разработке, принятии и реализации нормативных актов, а также при их толковании. Поэтому в российской науке и практике назрела необходимость уточнения значения термина «ограничение прав граждан».
Конституция Российской Федерации для определения пределов свободы оперирует термином «ограничение».
Изучив позиции ряда ученых, диссертант приходит к выводу, что определяя ограничение прав как изъятия из конституционного статуса, авторы тем самым формально допускают возможность изъятия и некоторых конституционных обязанностей граждан. Однако представляется неправомерным вести речь об изъятии обязанностей.
Кроме того, определение сущности ограничения прав как изъятий из конституционного статуса противоречит буквальному толкованию самого термина «ограничение прав», поскольку права являются лишь одним из элементов конституционного статуса гражданина.
Обращает на себя внимание и то, что ограничение не всегда предусматривает изъятие прав как исключение их из общей совокупности. Ограничение может также выражаться и в сужении объема или содержания конкретных прав[15].
Сделан вывод о том, что в общем виде юридические ограничения прав граждан можно определить как вводимые государством в определенных целях юридические меры, направленные на установление препятствий для реализации гражданами конституционных прав.
Анализируя конституционные нормы о возможности ограничения прав граждан, автор выделяет их значение, которое состоит в том, что они: 1) устанавливают для федерального законодателя критерии принимаемых законов и пределы, за которые он, ограничивая некоторые права граждан, не может переходить; 2) содержат юридические гарантии защиты прав человека от произвольного нарушения их самим федеральным законодателем и от нарушений со стороны органов и должностных лиц представительной и исполнительной властей; 3) создают для суда правовую базу, на основании которой он может разрешать коллизии между нормативными актами, ограничивающими права граждан, и решать вопросы, связанные с их соответствием Конституции Российской Федерации.
Отмечено, что ограничения прав граждан должны применяться в рамках определенного механизма, под которым следует понимать определенную систему, определяющую порядок ограничения прав граждан. В данную систему в качестве структурных элементов автор включает: 1) основания ограничения прав граждан – фактические и правовые; 2) субъекты ограничений прав граждан; 3) объекты ограничения; 4) меры по ограничению прав граждан - непризнание прав, приостановление прав, лишение прав либо усложнение процедуры их реализации.
В работе автором выделен ряд наиболее общих признаков ограничений прав граждан:
1. Ограничения прав граждан говорят об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав граждан.
2. Ограничения прав граждан устанавливаются государством и обеспечиваются силой государства.
3. Ограничения прав граждан определены в федеральных законах, а подзаконные нормативные правовые акты и индивидуальные акты применения норм права должны содержать лишь механизм их реализации.
4. Ограничения направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию. При этом ограничения вводятся не только для защиты общества и государства от возможных противоправных действий со стороны отдельных граждан, но и для защиты самих граждан.
5. Ограничения всегда носят превентивный характер, остерегают субъектов от возможных неблагоприятных последствий
Проведя анализ критериев допустимости ограничения прав граждан, автор выделить ряд важных принципов или концептуальных установок, которые могли бы лежать в основе правотворческой и правоприменительной деятельности в области ограничений прав граждан:
1. Ограничения прав граждан должны соответствовать сложившейся в обществе обстановке.
2. Своевременность установления и прекращения ограничения означает, что осуществление мер по ограничению прав граждан, предусмотренных законом, должно быть, с одной стороны, установлено при возникновении объективной потребности в таком ограничении, с другой - прекращено по исчезновению этой потребности.
3. Соразмерность или минимальная достаточность.
4. Сбалансированность интересов личности, общества, государства при установлении пределов ограничения прав граждан,
5. Демократизм и целенаправленность установления предела ограничения.
6. Равенство при применении ограничений.
7. Отсылка к закону и законность.
Автором отмечено, что Конституцией Российской Федерации закрепляется определенная совокупность конституционно охраняемых ценностей, которыми должен руководствоваться законодатель при решении вопроса о допустимых основаниях правомерного ограничения прав. Среди этих ценностей выделяются три группы: защита основ конституционного строя; защита нравственности, здоровья, прав законных интересов граждан; обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В главе второй −«Реализация конституционно-правовых оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина» − рассмотрены правовые ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности государства (§ 2.1); юридические гарантии законности ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения безопасности государства (§ 2.2); нормативное правовое регулирование ограничения прав граждан в условиях особых правовых режимов (§ 2.3).
Анализируя многообразие подходов к определению понятия «безопасность государства», автор отмечает ее сложный комплексный характер. Делает вывод, что безопасность государства - состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз.
Введение в Конституцию России такого основания возможного ограничения прав граждан, как обеспечение безопасности государства, безусловно, имеет под собой определенные причины. Безопасность государства выражает интересы всех членов общества, является национальной ценностью, что делает ее приоритетной по отношению к правам, затрагивающим частные интересы отдельных граждан или групп населения. Что и привело в конечном итоге к тому, что безопасность государства была включена в ст. 55 Конституции России в качестве одного из возможных оснований ограничения прав граждан.
Сделан вывод, что устанавливая пределы пользования правами и свободами человека, Конституция России предусматривает недопустимость посягательства на конституционный строй и безопасность государства. Нарушение этих составляющих государственности непосредственно влияет на условия реализации прав самого гражданина. Когда интересы личности, в частности, на свободу передвижения, свободу мысли и слова, на сбор и распространение информации, на доступ к государственной службе вступают в противоречие с интересами безопасности государства и общественного порядка, органы исполнительной власти законными способами в первую очередь должны гарантировать безопасность государства.
Автором проанализирован ряд нормативных правовых актов, регулирующих ограничений прав граждан в интересах обеспечения безопасности государства, среди которых: УК России[16], КоАП России[17], федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»[18], федеральные законы «О федеральной службе безопасности»[19], «Об оперативно-розыскной деятельности»[20], «О противодействии терроризму»[21], «О противодействии коррупции»[22], «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[23], «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[24], «Об общественных объединениях»[25], «О противодействии экстремистской деятельности»[26], законы Российской Федерации «О государственной тайне»[27], «О безопасности», «О Государственной границе Российской Федерации»[28], Указ Президента России «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»[29] и другие.
Анализ указанных документов показывает возможность ограничения прав и свобод граждан и иных лиц в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, что по сфере охвата различных категорий лиц (российских, иностранных граждан и лиц без гражданства), выделяются три категории ограничений прав:
1) ограничения прав и свобод, касающиеся всех лиц, находящихся на территории России;
2) ограничения прав и свобод, касающиеся лиц, осуществляющих в России определенные виды профессиональной деятельности на государственной службе;
3) ограничения прав и свобод, касающиеся иностранных граждан и лиц без гражданства.
Проанализировано ограничение прав иностранных граждан и лиц без гражданства в свете проблем обеспечения безопасности государства.
Сделан вывод, что с одной стороны, руководствуясь общими принципами демократизма, Россия стремится максимально расширить права иностранных граждан, упростить процедуру их регистрации, предоставления гражданства и т.д. С другой стороны, национальные интересы самого государства, ее политические, военные, экономические и культурные приоритеты обязывают крайне внимательно отслеживать все негативные проявления в данной сфере. Политика чрезмерной внешней открытости и свободы в вопросах въезда, выезда, пребывания и передвижения иностранцев в России вступает в ряде случаев в противоречие с интересами социально-экономического развития страны, негативно сказывается на состоянии жизненно важных сфер российского общества и на безопасности государства в целом.
Таким образом, определяя правовые ограничения прав и свобод человека и гражданина, Конституция России и федеральные законы предупреждают недопустимые посягательства на конституционный строй и безопасность государства. Когда интересы личности на личную неприкосновенность, свободу передвижения, свободу мысли и слова, на сбор и распространение информации любыми законными способами вступают в противоречие с интересами безопасности государства, то федеральные органы исполнительной власти в первую очередь встают на защиту безопасности государства, поскольку безопасность государства обуславливает безопасность личности и общества.
Проанализировав понятие юридических гарантий законности, их виды и структура, автором сформулировано следующее определение юридических гарантий законности – это совокупность норм права, а также деятельность органов власти обеспечивающих существование режима законности и осуществление контроля и надзора за реализацией этих норм.
Основываясь на теоретических аспектах системы юридических гарантий, автор относит к гарантиям законности ограничения прав граждан в деятельности органов исполнительной власти в целях обеспечения безопасности государства, нижеследующие: 1) закрепление в Конституции России положений, определяющих основные принципы защиты граждан от неправомерных ограничений их прав и устанавливающих исчерпывающий перечень оснований, по которым возможны ограничения прав граждан; 2) четкая и обновляемая система законов, ограничивающих права граждан в целях обеспечения безопасности государства, основанных на положениях Конституции; 3) возможность обращения за защитой в суд при нарушении прав граждан; 4) нормативное правовое закрепление системы государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законности ограничений прав граждан в целях обеспечения безопасности государства; 5) юридическая ответственность должностных лиц субъектов контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, нарушающих или незаконно ограничивающих права граждан; 6) высокая правовая культура сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Сделан вывод, что все юридические гарантии законности ограничений прав граждан необходимо рассматривать в их совокупности, а она определяется тем, что задача обеспечения законности является общей для всех отраслей государственной деятельности. Ослабление любой из частей непосредственно сказывается на состоянии законности, приводит к ее постепенному разрушению.
Указано, что нормативное правовое регулирование ограничения прав граждан в интересах безопасности государства может существенно различаться в зависимости от условий его применения. Наряду с обстоятельствами «повседневной обстановки» обеспечение безопасности государства нередко связано с возникновением особых условий, которые требуют расширения полномочий государственных органов и более жесткого подхода к определению границ пользования гражданами своими правами. В этих условиях баланс интересов личности и государства органы власти вынуждены «переместить» в сторону интересов государства.
В таких особых условиях обеспечение безопасности личности, общества и государства требует существенного ограничения прав граждан, по сравнению с их осуществлением в обычных условиях.
Возникновение особых условий усиливает потребность в изменении регулирования общественных отношений, направленном на преодоление и ликвидацию негативных обстоятельств и их последствий. Таким образом, для эффективного противодействия сложившимся угрозам и стабилизации обстановки требуется установление особого административно-правового режима.
Исследовав различные виды режимов, автор отметил, что права граждан подлежат наиболее существенному ограничению прав граждан в целях обеспечения безопасности государства лишь в условиях отдельных режимов состояний: режимов чрезвычайного положения, военного положения, режима проведения контртеррористической операции.
Сделан вывод о том, что с целью устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения особого административно-правового режима, обеспечения прав граждан и защиты конституционного строя необходимо устанавливать дополнительные отдельные ограничения прав граждан. Данные ограничения вводятся, в том числе и для защиты прав самих граждан. Ограничивая те или иные права граждан, органы исполнительной власти стремятся тем самым более энергично воздействовать на обострившуюся ситуацию. Применение подобных мер необходимо для восстановления общественного порядка, предотвращения правонарушений, обеспечения безопасности государства. Другими словами, ограничения прав граждан в условиях особых правовых режимов выступают в качестве вспомогательного средства управления сложившейся ситуацией.
Анализ механизма ограничений прав граждан в условиях особых административно-правовых режимов позволил автору выделить некоторые характерные структурные элементы данного механизма:
– основания ограничения прав граждан (фактическое и правовое основания);
– субъекты ограничений прав граждан (субъекты, к которым применя­ются ограничения прав; государственные  органы и должностные  лица, имеющие право принимать решения и осуществлять меры по ограничению прав граждан);
– объекты ограничения (сами конституционные права);
– меры ограничения прав граждан (непризнание прав, приостановление прав, лишение прав либо усложнение процедуры их реализации, юридическая ответственность).
Отмечено, что  в России конституционно закреплен запрет на ограничение в условиях особых административно-правовых режимов ряда основных прав граждан: право на жизнь; право на обеспечение достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; право на защиту своей чести и доброго имени; свобода совести, свобода вероисповедания; право на свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности; право на жилище; не допускается сбор, хранение, использование и раскрытие информации о частной жизни лица без его согласия. Закрепление данного запрета вовсе не означает, что в случае создания конкретным гражданином угроз безопасности государства, некоторые из его прав не могут быть ограничены. В этом случае должны действовать нормы, которые применяются в обычных условиях к гражданам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления.
В заключении сформулированы основные выводы исследования:
   Достижение оптимального баланса интересов личности и государства возможно, когда внешние опасности ослаблены, а внутренние противоречия разрешимы в рамках правового поля. При таком состоянии гарантируются права граждан, а государству обеспечивается безопасность.
Анализ источников позволил выделить ряд принципов и концептуаль­ных установок, которые могут лежать в основе правотворческой и право­применительной деятельности в области ограничений прав граждан: соответ­ствие ограничений прав граждан сложившейся обстановке; своевременность и соразмерность ограничений; сбалансированность интересов личности, общест­ва, государства при установлении предела ограничения прав и свобод; равенст­во при применении ограничений; законность применяемых норм права.
Потребность разработки в России эффективных механизмов учета и реализации международно-правовых актов и решений Европейского суда по правам человека.
Ограниче­ния прав граждан в условиях особых правовых режимов выступают в качестве вспомогательного средства управления сложившейся ситуацией в интересах безопасности государства. Наиболее важными гарантиями законности ограничений прав граждан в России в целях обеспечения безопасности государства следует считать: закрепление в Конституции положения, устанавливающего исчерпы­вающий перечень оснований, по которым возможны ограничения прав граж­дан; четкая и обновляемая система законов, ограничивающих права граждан, основанных на положениях Конституции; возможность обращения за защитой в суд при нарушении прав граждан; нормативно-правовое закрепление системы государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законности ограничений прав граждан в целях обеспечения безопасности госу­дарства; ответственность должностных лиц правоохранительных органов, нарушающих или незаконно ограничивающих права граждан; высокая правовая культура их сотрудников.
 
 
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы общим объемом 4,0 п.л.:
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК:
1. Москаленко Т.О. Государственная политика в области прав и свобод человека как фактор совершенствования правового регулирования в России // Журн. «Право и образование». — М., 2009. — № 5. — С. 81-87 (0,5 п.л.).
2. Москаленко Т.О. Нормативно-правовое регулирование ограничения прав граждан в условиях особых правовых режимов // Журн. «Черные дыры». — М., 2011. — № 4. — 19-23 (0,6 п.л.).
3. Москаленко Т.О. Международные правовые стандарты в области ограничения прав и свобод человека и гражданина. // Журн. «Право и образование». — М., 2011. — № 4. — С. 78-87 (0,7 п.л.).
 
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
4. Москаленко Т.О. Проблемы реализации принципа гласности в деятельности органов и учреждений федеральной службы исполнения наказаний. // Журн. Человек в социальном мире. — Тула, 2006. — № 16 — С. 51-55 (0,7 п.л.).
5. Москаленко Т.О. Международные правовые стандарты в области ограничения прав и свобод человека и гражданина. // Сборник научных трудов МНЮИ. — М., 2006. — Вып. 1. —С. 125—128 (0,2 п.л.).
6. Москаленко Т.О. Понятие, сущность и конституционное регулирование правовых оснований ограничений прав и свобод человека и гражданина в России. // Сборник научных трудов МНЮИ. — М., 2008. — Вып. 2. —С. 41—44 (0,2 п.л.).
7. Москаленко Т.О. Конституционная модель признания и гарантий прав и свобод человека и гражданина в России. // Сборник научных трудов МНЮИ. — М., 2008. — Вып. 2. —С.152-156 (0,2 п.л.).
8. Москаленко Т.О. Конституционная модель признания и гарантий прав и свобод человека в России. // Сборник научных трудов МНЮИ. — М., 2011. — Вып. 4. —С. 379-393 (0,9 п.л.).
 

 
   [1] Конституция Российской Федерации ( принята народным голосованием  12 декабря 1993 г.) в редакции ФКЗ от 30.12.2008г.  7-ФКЗ// Российская газета от 25 декабря 1993., № 237.
   [2] Яковлев А.М. Социальная структура общества и право. М.: Норма, 2009.
   [3] Злоупотребления публичной властью и антикоррупционная политика государства. М.: Юрлитинформ, 2011.
        [4] См.: Федеральный закон» О безопасности» от 28 сентября 2010 года № 390-ФЗ// Российская газета от 29 декабря 2010.
[5] Теоретические основы данной концепции изложены в научных трудах российских и зарубежных исследователей: Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Л.Гарлицкого, Е.Гауэрса, М.Н.Гернета, О.Г.Дробницкого, Г.Еллинека, Б.А.Кистяковского, Е.И.Козловой, О.Е.Кутафина, Е.А.Лукашевой, Х.Майера, Д.Макбрайда, А.В.Малько, Н.И.Матузова, Л.А.Морозовой, Р.А.Мюллерсона, П.И.Новгородцева, С.В.Пчелинцева, Ф.М.Рудинского, В.Соловьева, А.Я.Сливы, Е.Н.Трубецкого, М.Хайдеггера, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, И.Д.Ягофаровой, В.Г.Ярославцева и др.
           [6] Дамаскин О.В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М.: Триумфальная арка, 2009.
           [7] Дамаскин О.В.Россия в современном мире: проблемы национальной безопасности. М.: Наука, 2007.
           [8] Состояние законности и правопорядка в Российкой Федерации работа органов прокуратуры.2011.Информациооно-аналитическая записка. М.: 2012.Красинский В.В. Правовые обеспечения защиты конституционного строя России в избирательном процессе. М.: 2010.
[9] См., в частности: С.Н.Адилов, Е.С.Алисиевич, О.Я.Беляевская, О.Н.Бондарь, Г.Г.Босхомджиева Г.Г., А.Т.Геворкян, С.С.Громыко, Е.О.Доценко, Д.С.Дубровский, Е.А.Еремеева, Т.Л.Живулина, Е.А.Лукьянова, С.М.Воробьев, Р.О.Зыков, В.А.Калинин, И.В.Катана, А.Н.Кононенко, Э.Р.Курманов, О.А.Кутуева, П.А.Лаптев, И.В.Литвинова,  В.А.Максименко, В.М.Малиновская, С.Ю.Миролюбова, Г.А.Митцукова, Н.Ж.Назарян, Д.Д.Невирко, Г.Т.Овадюк, Н.В.Папичев, И.М.Приходько, В.М.Решетин, П.Ю.Тюрин, С.И.Фролов, И.М.Хужокова, А.А.Чертов, Д.С.Шапорева, Р.В.Шаров и др.
[10] За основу принята классификация методов научного исследования докт. юрид наук, проф. МГЮА Л.А. Морозовой. - См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2002. 414 c.
[11] См.: Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. ст. 407.
[12] Постановление Верховного совета Российской Федерации от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
[13] См.: Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007) // СЗ РФ. 1995. № 29. ст. 2757.
[14] В международных правовых документах используются различные термины, которыми обозначается институт ограничения прав. Так, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (п. 2 ст. 29), Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 4), Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. (ст. 24) используется термин «ограничения»; в Международном пакте о гражданских и политических правах 1976 г. (ст. 4) - термин «отступление от своих обязательств», а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. используются на равных два термина – «ограничения» (ст.ст. 8-11, 118) и «отступление от своих обязательств» (ст. 15).
[15] См.: Ягофарова И.Д. Основные характеристики ограничения прав и свобод человека: теоретико-правовой аспект // Академический юридический журнал. 2002. № 4. С. 14.
[16] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // СЗ РФ. 1996. № 25. ст. 2954.
[17] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
[18] Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. ст. 2277.
[19] Федеральный закон от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. 1995. № 15. ст. 1269.
[20] Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ.1995. № 33. ст. 3349.
[21] Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. № 11. ст. 1146.
[22] Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» // Росс. газета. № 266. 2008.
[23] Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. ст. 4029.
[24] Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. ст. 3032.
[25] Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. 1995. № 21. ст. 1930.
[26] Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. ст. 3031.
[27] Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 (ред. от 08.11.2011) «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. стр. 8220-8235.
[28] Закон РФ от 01 апреля 1993 года № 4730-1 (ред. от 08.12.2011) «О Государственной границе Российской Федерации» // Росс. газета. № 84. 1993.
[29] Указ Президента России от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Росс. газета № 88. 2009.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0