2012avtoref786

Аватар пользователя ideolog
Шуршалова Елена Сергеевна
 
19 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Конституционно-правовое регулирование и защита прав беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.243.16
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Шуршалова Е.С. Конституционно-правовое регулирование и защита прав беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 22.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref786 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Шуршалова Е.С. Конституционно-правовое регулирование и защита прав беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 22.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
Шуршалова Елена Сергеевна
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ, ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.00.02.- конституционное право; муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Саратов- 2012
2
Работа выполнена в Поволжском кооперативном институте (филиале) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации».
Научный руководитель доктор юридических наук, доцент
Заметина Тамара Владимировна
Официальные оппоненты: Мамонов Вадим Васильевич,
доктор юридических наук, профессор,
АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина», профессор кафедры государственного права
(г.Санкт-Петербург, Пушкин);
Велиева Джамила Сейфаддин кызы,
доктор юридических наук, доцент,
Поволжский институт им. П.А. Столыпина-филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной служ-бы при Президенте РФ», заведующая кафедрой конституционного и международного права (г.Саратов)
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет»
(кафедра публичного права) (г.Саратов).
Защита состоится «19» мая 2012 года в 14.00 часов на заседании объеди-ненного диссертационного совета ДМ 212.243.16 при Федеральном государ-ственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессио-нального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. 12, ауд. 510.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 Зональной научной библиотеки имени В.А. Артисевич Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального обра-зования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышев-ского».
Автореферат разослан «____» апреля 2012 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета Е.А. Крючкова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертации. Миграционные процессы, про-должающиеся в XXІ веке, во многих странах мира актуализируют вопросы построения эффективной наукоемкой экономики, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала, оптимального размещения трудовых ресурсов, сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности. Политика в сфере миграции является составной частью госу-дарственной политики Российской Федерации и во многом обусловлена особенностями экономической, социальной и национальной политики, про-водимой в стране.
Анализ современных тенденций миграционных процессов свидетельст-вует о том, что Российская Федерация проходит этап снижения активности вынужденной миграции. Указанное обстоятельство, а также развитие мигра-ционного законодательства в части, касающейся порядка пребывания и осу-ществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации, привело к определенному нивелиро-ванию и ассимиляции проблем беженцев, вынужденных переселенцев в про-блемах трудовых мигрантов.
Универсальные и региональные международные документы провоз-глашают принципы демократии, уважения прав человека, сохранения общего культурного наследия, отмечают необходимость содействия занятости соци-ально незащищенных категорий населения, таких как мигранты. Несмотря на объективный процесс сокращения в России количества лиц, получивших ста-тус беженцев и вынужденных переселенцев, руководствуясь международны-ми обязательствами и положениями действующей Конституции РФ 1993 г., сохраняется необходимость законодательного закрепления гарантий прав этой категории мигрантов.
Провозглашение в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью означает распространение правозащитной политики го-сударства на беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся на терри-тории Российской Федерации. Право на защиту – неотъемлемая составная часть конституционного статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Правовые основания механизма защиты беженцев и вынужденных переселенцев представлены нормами действующей Конститу-ции РФ (ст. 45, 46, 48, 52, 53), конституций (уставов) субъектов в составе РФ, нормативно-правовыми актами федерального и регионального характера. Совершенствование механизма защиты прав вынужденных мигрантов будет способствовать решению задач в этой области и созданию дополнительных условий их реализации. Действующее федеральное законодательство, посвященное правам бе-женцев и вынужденных переселенцев, процедуре предоставления соответст-вующего статуса, часто содержит пробелы правового регулирования, а также
4
имеет значительное количество отсылочных норм, вызывающих противоре-чия между нормативными правовыми актами разных уровней.
Судебная практика последних лет свидетельствует, что причиной об-ращения вынужденных мигрантов в суд за защитой выступают как традици-онные обстоятельства – отказ уполномоченных органов в предоставлении, продлении соответствующего статуса, так и новые, связанные с условиями экономического кризиса и недостатками финансирования некоторых про-грамм и мероприятий, выполнение государственных обязательств по жилищ-ному обустройству вынужденных переселенцев.
В целях предотвращения вынужденной миграции и увеличения чис-ленности населения Российское государство проводит политику, направлен-ную на содействие переселению соотечественников. Однако реализация ре-гиональных программ в этой сфере показала наличие таких проблем, как: высокие требования к подбору кадров на некоторых территориях вселения, что препятствует трудоустройству прибывших соотечественников; отсутст-вие у субъектов Федерации центров для временного размещения соотечест-венников, прибывающих из-за рубежа; недостаток временного жилого фонда для размещения и предоставления регистрации по месту пребывания сооте-чественников на первоначальном этапе.
В определенном совершенствовании нуждается и институт временного убежища на территории Российской Федерации. Несовершенство админист-ративных процедур и действующего законодательства ведет к необоснован-ному отказу в предоставлении статусов беженца, вынужденного переселенца, временного убежища. Отсутствие на федеральном уровне обновленной концепции миграцион-ной политики приводит к фрагментации правового регулирования положения беженцев и вынужденных переселенцев на уровне российских регионов. Особо актуальны проблемы реализации прав беженцев и вынужденных переселенцев для некоторых субъектов Федерации, входящих в Северо-Кавказский и Юж-ный федеральные округа. Кроме того, попытки субъектов Федерации регла-ментировать эту сферу общественных отношений часто носят бессистемный характер и дублируют нормы действующего федерального законодательства. Вместе с тем можно констатировать, что становится все более очевидной необ-ходимость использования дифференцированного подхода к решению задач в этой области, оказания государственной помощи наиболее нуждающимся кате-гориям вынужденных переселенцев, создания оптимальных условий для их обустройства на территории конкретного субъекта Федерации.
Названные факторы выступают объективной предпосылкой для прове-дения комплексного научного исследования проблем и перспектив правового регулирования и реализации права на защиту беженцев и вынужденных пе-реселенцев в Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема диссер-тационного исследования носит комплексный междисциплинарный характер.
Теоретические проблемы правового статуса человека нашли свое от-ражение в трудах таких ученых, как С.С. Алексеев, Л.И. Глухарева,
5
В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева, Н.И. Матузов, А.В. Малько, М.Н. Марчен-ко, А.С. Мордовец, Б.А. Назаров, Ю.А. Тихомиров.
Основой для анализа конституционных аспектов защиты прав и свобод человека и гражданина, беженцев и вынужденных переселенцев послужили фундаментальные исследования таких отечественных ученых-конституцио-налистов, как С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, М. В. Баглай, Н.А. Богданова, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, В.Д. Зорькин, В.Т. Кабышев, Г.Н. Комкова, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Г.В. Мальцев, О.О. Миронов, Ф. М. Рудинский, И.Е. Фарбер, Б.С. Эбзеев.
Отдельные вопросы, связанные с механизмом правового регулирова-ния вопросов миграции, миграционной политикой, развитием миграционного законодательства нашли отражение в работах: В.М. Баранова, В.В. Вострикова, М.С. Вокуева, В.О. Елеонского, К.Д. Галиахметовой, В.А. Ионцева, Л.И. Котиевой, М.В. Немытиной, И.В. Плюгиной, Л.Л. Рыба-ковского, Н.Н. Тоцкого, М.Л. Тюркина, А.Н. Торохова, Т.Я. Хабриевой и др.
Исследованию современных проблем правовой регламентации и реали-зации конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных пересе-ленцев посвящены работы Л.В. Андриченко, Н.Н. Анисимовой, А.А. Аванесовой, Е.В. Белоусовой, Т.Н. Балашовой, О.В. Губиной, Ю.В. Герасименко, В.И. Евтушенко, А.Н. Жеребцова, Р.Р. Искандерова, Н.Н. Катковой, М.Д. Оздоева, М.В. Плещевой, В.М. Решетина, В.В. Радула, А.В. Сокольниковой, А.Е. Юрицина и др.
Нельзя не отметить, что значительный вклад в исследование миграци-онных процессов внесла Т.Я. Хабриева (монография Миграционное право России: теория и практика, М., 2008). В последние годы появился ряд канди-датских диссертаций, например: И.В. Плюгиной (Конституционные основы правового регулирования статуса мигрантов в Российской Федерации. М., 2008); А.А. Аванесовой (Конституционно-правовой статус беженцев и вы-нужденных переселенцев и проблемы его реализации в субъектах Россий-ской Федерации, расположенных на территории Южного федерального окру-га. М., 2009), и докторских исследований: Т.А. Васильевой (Миграционная политика, гражданство и статус иностранцев в странах Западной демократии: сравнительно-правовое исследование. М., 2010), А.А. Мишуниной (Система правового регулирования иммиграционных процессов в федеративном госу-дарстве: конституционно-правовое исследование. Тюмень, 2010), Т.Н. Бала-шовой (Конституционно-правовое регулирование миграции в современной России: проблемы теории и практики. Саратов, 2011), посвященных мигра-ционной политике и различным аспектам конституционно-правового регули-рования статуса мигрантов в Российской Федерации.
Вместе с тем несмотря на интерес ученых-правоведов к проблеме пра-вового регулирования статуса мигрантов в Российской Федерации, особенно-сти конституционно-правовой регламентации и защиты прав беженцев и вы-нужденных переселенцев в современной конституционно-правовой науке не стали предметом многостороннего специального исследования. Недостаточ-ная теоретическая разработанность и практическая значимость указанных
6
вопросов, несовершенство действующего российского законодательства в этой сфере определили выбор темы, а также цель и задачи диссертационного исследования.
Цель исследования обусловлена научной задачей и заключается в проведении комплексного теоретического анализа вопросов конституцион-но-правового регулирования и защиты прав беженцев и вынужденных пере-селенцев на федеральном и региональном уровнях, а также дальнейшего со-вершенствования законодательства в этой сфере в условиях проводимых реформ.
Достижение названной цели возможно посредством решения следую-щих задач:
- определить содержание понятий «мигрант», «беженец» и «вынужден-ный переселенец» в российском и международном праве;
- проанализировать особенности конституционно-правового регулиро-вания положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Фе-дерации;
- исследовать правовые и организационные основы государственной защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев;
- осуществить анализ деятельности судов Российской Федерации по защите прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев;
- охарактеризовать роль неправительственных организации в системе защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев;
- выявить особенности самозащиты в системе мер конституционно-правовой защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев;
- рассмотреть систему защиты прав беженцев и вынужденных пересе-ленцев на региональном уровне;
- исследовать международно-правовые механизмы защиты прав бежен-цев и вынужденных переселенцев;
- определить основные направления государственной политики в сфере совершенствования конституционно-правового механизма регулирования и защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев.
Объектом исследования являются общественные отношения, возни-кающие в сфере конституционно-правовой регламентации и защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают конституционные и законода-тельные положения, закрепляющие права, свободы и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, конституционные формы защиты их прав, а также комплекс проблем, связанных с практикой реализации действующего законодательства о беженцах и вынужденных пе-реселенцах.
Теоретическую основу диссертации составили труды отечественных и зарубежных ученых в области конституционного права России, теории го-сударства и права и других отраслевых наук. Комплексный характер иссле-дуемой проблемы обусловил обращение к трудам философов, экономистов, политологов и социологов в части, касающейся темы исследования.
7
Нормативная основа диссертационного исследования. Выводы и положения работы базируются на анализе норм Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти; конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также решений Верховного Суда Российской Фе-дерации, Конституционного Суда Российской Федерации. Широко использо-ваны материалы практики Европейского суда по правам человека, связанные с защитой прав мигрантов.
Методологическая основа исследования. Для достижения цели и ре-шения поставленных задач были использованы общенаучные методы позна-ния общественных явлений: диалектико-материалистический, анализа и син-теза, индукции и дедукции.
В ходе работы применялись также частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и статисти-ческий. Формально-юридический метод с помощью правил юридической тех-ники и формальной логики позволил не только детально проанализировать и обобщить существующие теоретические концепции и правоприменительную практику, но и обосновать авторскую позицию по совершенствованию дейст-вующего отечественного законодательства в сфере конституционно-правового регулирования и защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев.
Эмпирическую базу диссертации составили материалы судебной прак-тики, периодической печати, результаты социологических исследований дина-мики миграционных процессов в России, статистические данные и аналитиче-ские документы о защите прав беженцев и вынужденных переселенцев.
Научная новизна проведенного исследования заключается в ком-плексном теоретическом анализе конституционно-правовой регламентации и защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев в современных россий-ских условиях.
Предложена авторская трактовка критериев отнесения физического ли-ца к категории «мигрант», выявлены проблемы правовой регламентации ста-туса беженцев и вынужденных переселенцев, доказывается необходимость унификации законодательства субъектов Федерации в части, касающейся прав беженцев и вынужденных переселенцев, а также разработки комплекс-ных программ, направленных на регулирование миграционных процессов.
Автором проанализирована судебная практика и выявлены проблемы правоприменения в сфере миграционного законодательства, разработана ав-торская типология неправительственных объединений в системе защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, сформулированы предложе-ния, направленные на совершенствование действующего российского зако-нодательства в сфере вынужденной миграции, предложена обновленная концепция миграционной политики России.
На защиту выносятся следующие положения:
8
1. Доказано, что в связи с отсутствием в российской юридической тео-рии и практике единообразного подхода к трактовке термина «мигрант», его можно рассматривать в качестве родового понятия по отношению к дефини-циям «беженец», «вынужденный переселенец», «иностранный гражданин, ли-цо без гражданства, которому предоставлено временное убежище». Критерием отнесения лица к категории «мигрант» являются факты его пространственного перемещения, не зависящего от причин такого перемещения, например, вы-полнение трудовых обязанностей (иностранцы, лица без гражданства на тер-ритории Российской Федерации), или факт преследования лица по признакам пола, расы, национальности (беженцы и вынужденные переселенцы) и т.п.
В целях совершенствования конституционной модели разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации в сфере регулирования миграционных процессов и создания гарантий финан-сового участия субъектов Федерации в решении проблем вынужденных ми-грантов, необходимо дополнить ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 ок-тября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодатель-ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» положением о том, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по пред-метам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоя-тельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится «участие в осуществлении государственной политики в отношении бежен-цев и вынужденных переселенцев, за исключением вопросов, решение ко-торых отнесено к ведению Российской Федерации».
2. В ходе анализа законодательства, посвященного статусу беженцев, было установлено, что Административный регламент Федеральной миграци-онной службы не дает детальной регламентации процедуры продления стату-са беженца, предусмотренной действующим ФЗ «О беженцах». Указанный пробел необходимо устранить, поскольку на практике это приводит к не-обоснованному отказу в продлении статуса беженца.
Российское законодательство закрепляет институт временного убежи-ща. Вместе с тем ни Федеральный закон «О беженцах», ни Положение о пре-доставлении временного убежища на территории Российской Федерации, ут-вержденное Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001г. № 274, не конкретизируют понятие «гуманные побуждения», по которым указанные иностранцы не могут быть выдворены. Для ликвидации названного пробела в Положении необходимо четко определить причины, служащие основанием предоставления временного убежища из гуманных побуждений. В частности это могут быть: угроза подвергнуться в государстве своей гражданской при-надлежности пыткам, другим жестоким, бесчеловечным или унижающим че-ловеческое достоинство видам обращения или наказания; угроза смертной казни; угроза для жизни и свободы лица, связанная с внутренним или между-народным конфликтом, охватившим всю территорию государства его граж-данской принадлежности; преклонный возраст или тяжелое состояние здоро-вья лица, подлежащего выдворению.
9
3. В качестве оснований предоставления статуса вынужденного пересе-ленца ФЗ «О вынужденных переселенцах» называет преследование по при-знакам расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. Вместе с тем в законодательстве отсутствует конкретизации этих оснований, что порождает проблемы в сфере правоприменения.
Для того чтобы ликвидировать указанный пробел, полагаем необходи-мым дополнить абз. 2 ч. 1 ст.1 следующим содержанием: «Формами преследо-вания лиц по признакам расовой или национальной принадлежности, вероис-поведания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям могут быть любые действия (физическое насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, унижение достоинства человека либо группы лиц, незаконное увольнение, незаконное воспрепятствование ис-пользованию национального языка, национальных традиций и обычаев, испо-веданию определенной религии, распространению определенных политиче-ских убеждений и т.д.), которые направлены на систематические нарушение личных, политических, социально-экономических и культурных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина по признакам расовой или на-циональной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к оп-ределенной социальной группе или по политическим убеждениям».
4. В условиях продолжающихся в стране социально-экономических реформ, создание согласованной и сбалансированной системы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина на уровне субъектов Россий-ской Федерации представляет собой важнейшую задачу. Необходима унифи-кация законодательства субъектов Федерации в части, касающейся прав бе-женцев и вынужденных переселенцев, а также разработка комплексных про-грамм, направленных на регулирование миграционных процессов. Это осо-бенно актуально для субъектов Федерации, входящих в Северо-Кавказский и Южный федеральные округа.
В целях решения вопросов жилищного обустройства вынужденных ми-грантов представляется необходимым создание на территориях субъектов Федерации общественных советов для достижения согласия между регио-нальными органами государственной власти и структурами гражданского общества в сфере жилищного обустройства вынужденных переселенцев и обеспечение общественного контроля за эффективностью реализации феде-ральных нормативных правовых актов.
5. Государственная защита прав беженцев и вынужденных переселен-цев реализуется легитимными представителями государственной власти на основаниях и в формах, определенных правовыми актами. В целях повыше-ния эффективности деятельности государственных органов общей (Прези-дент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ) и специальной ком-петенции (ФМС МВД России) необходимо систематическое согласование решений, принимаемых органами государственной власти на стадии подго-товки проектов и реализации федеральных законов, иных правовых актов по вопросам обеспечения прав беженцев и вынужденных переселенцев, прове-
10
дение совместных координационных совещаний, осуществление мониторин-га правоприменения в сфере миграционного законодательства.
Поскольку особая роль в сфере регулирования механизма осуществле-ния миграционного процесса (контроль, надзор и оказание государственных услуг в данной области) принадлежит Федеральной миграционной службе, то следует определить правовые основы взаимодействия территориальных ор-ганов ФМС со структурами органов исполнительной (высшими должност-ными лицами, их заместителями, департаментами администраций) и законо-дательной власти субъектов Российской Федерации (председателями, руко-водителями комитетов и комиссий) по вопросам реализации миграционной политики.
6. По инициативе Президента РФ были принят правовые акты, регламен-тирующие процесс переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Реализация Государственной программы «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» и соответствующих региональных программ сви-детельствует о существовании проблем трудоустройства и расселения со-отечественников, прибывающих из-за рубежа. В целях устранения указанных проблем автор считает необходимым закрепить положения, определяющие варианты возможного трудоустройства соотечественников у любого работо-дателя на открытые вакансии на территориях вселения и самостоятельного трудоустройства, а также обязанности региональных органов власти предос-тавления участникам программы переселения жилых помещений для вре-менного или постоянного проживания.
7. Судебная практика в последние годы свидетельствует, что причина-ми обращения вынужденных мигрантов в суд за защитой могут быть как тра-диционные обстоятельства (в частности, отказ уполномоченных органов в предоставлении, продлении соответствующего статуса), так и новые, в усло-виях экономического кризиса и недостатка финансирования некоторых про-грамм и мероприятий, а именно невыполнение государственных обязательств по жилищному обустройству вынужденных переселенцев.
В целях создания дополнительных условий защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев необходимо закрепить право на бесплатную юридическую помощь этой категории населения, и внести соответствующие изменения в ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адво-катской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
8. В решении проблем вынужденных мигрантов особую роль призваны сыграть институты гражданского общества. Неправительственные организа-ции беженцев и вынужденных переселенцев должны способствовать наибо-лее полной реализации конституционных прав и свобод этой категории насе-ления, тем самым повышая эффективность функционирования органов госу-дарственной власти.
Типология неправительственных объединений в системе защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев позволяет классифицировать их в за-висимости от уровня на общероссийские и международные общественные
11
организации, территории действия − федеральные, региональные и местные. По осуществляемым функциям российские организации подразделяются на правозащитные организации «общей компетенции» и «специализированной компетенции».
Материалы практики осуществления форм самозащиты прав беженцев и вынужденных переселенцев свидетельствуют о том, что наиболее активно этой категорией населения используется институт индивидуальных и коллек-тивных обращений в органы государственной власти. В меньшей степени вос-требованы другие формы самозащиты, такие как проведение массовых меро-приятий, участие вынужденных переселенцев в реализации правотворческой инициативы на региональном и местном уровнях. Особая роль в этом процес-се должна быть отведена политическим партиям, которые через региональные отделения и общественные приемные могут оказывать консультативную по-мощь беженцам и вынужденным переселенцам, разъяснять им возможные способы защиты прав, поддерживать развитие общественных инициатив.
9. Комплексному решению проблем вынужденных мигрантов будет способствовать принятие новой концепции миграционной политики России. Документ должен включать в себя следующие разделы: миграционная ситуа-ция и современные миграционные процессы в Российской Федерации; ос-новные цели и задачи миграционной политики Российской Федерации; принципы государственной миграционной политики Российской Федерации; основные направления региональных программ миграционного развития; ме-ханизм реализации государственной миграционной политики Российской Федерации; меры противодействия незаконной миграции; информационно-аналитическое обеспечение государственной миграционной политики; кон-троль за реализацией и оценка эффективности реализации концепции мигра-ционной политики; международное сотрудничество Российской Федерации в сфере обеспечения прав беженцев и иных категорий мигрантов.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Выводы автора имеют значения для разработки научно обоснованного комплексного подхода к проблеме совершенствования конституционно-правового регулирования и защиты прав беженцев и вынужденных пересе-ленцев на федеральном и региональном уровнях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сформу-лированные в диссертационной работе предложения могут быть использованы в практической деятельности законодательных и исполнительных органов го-сударственной власти Российской Федерации, органов государственной вла-сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Апробация результатов исследования осуществлена по следующим направлениям:
- ключевые положения работы излагались на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе на международных научно-практических конференциях: «Проблемы обеспечения экономической безо-пасности» (Энгельс, 2009); «Политико-правовые технологии взаимодействия власти, общества и бизнеса в регионах» (Саратов, 2010); международной на-
12
учной конференции «Проблемы конституционного и муниципального строи-тельства на современном этапе: опыт России и зарубежных стран» (Москва, 2010); международном Конституционном форуме «Участие граждан в управ-лении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России» (Саратов, 2010); Всероссийской научно-практической конференции «Современная юридическая наука и правоприме-нение» (Саратов, 2011); межвузовской научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых «Перспективы России в глобальном мире» (Энгельс, 2011); международной научно-практической конференции «Право и его реализация в XXІ веке» (Саратов, 2011);
- основные идеи, теоретические положения и выводы, практические реко-мендации диссертации изложены в шестнадцати публикациях автора по теме диссертационной работы, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Ми-нобрнауки РФ;
- ключевые положения и выводы диссертации докладывались и обсуж-дались на заседаниях кафедры конституционного и международного права Поволжского кооперативного института (филиал) Российского университета кооперации;
- результаты исследования и выводы автора были использованы в педа-гогической практике при преподавании дисциплины «Конституционное пра-во Российской Федерации» студентам в Поволжском кооперативном инсти-туте (филиал) Российского университета кооперации.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами, отражающими научно-практический характер исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих 9 параграфов, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется сте-пень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цель и за-дачи исследования, описывается методологическая и практическая значи-мость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, при-водятся сведения об апробации результатов работы.
В первой главе «Теоретико-правовые основы статуса вынужден-ных мигрантов и проблемы его конституционно-правового регулирова-ния» исследуется становление и развитие конституционно-правового регу-лирования миграционных отношений, а также проводится анализ понятий «беженцы», «вынужденные переселенцы», «мигранты», выявляются особен-ности конституционно-правовых принципов их статуса в контексте государ-ственной миграционной политики Российской Федерации, рассматриваются особенности регламентации статуса указанных категорий мигрантов на фе-деральном и региональном уровнях.
Первый параграф «Соотношение понятий «мигрант», «беженец», «вынужденный переселенец» в российском и международном праве» посвя-щен всестороннему анализу понятий «мигрант», «беженец», вынужденный
13
переселенец», рассмотрению системной связи между указанными понятиями и выявлению проблем связанных с их законодательным использованием. Давая определение понятиям «беженец», «вынужденный переселенец», «мигрант», автор пришел к выводу, что советская теория конституционализма и правового положения личности в государстве не содержала положений о ми-грантах, беженцах и вынужденных переселенцах. До сих пор у конституциона-листов отсутствует единство мнений относительно определения понятий «ми-грант» и «миграция», противоречия в употреблении указанных терминов можно обнаружить как на уровне федерального, так и регионального законодательства.
Анализ понятия «беженец» позволил автору сделать выводы о том, что законодательство Российской Федерации в определении лиц, относящихся к категории беженцев, соответствует требованиям Конвенции ООН о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.). Термин «вынужденный переселенец» в международном праве не применяется - это определение учитывает особен-ности российского национального законодательства.
Закон РФ «О вынужденных переселенцах» 1993 г. предусматривает, что лицо, признается вынужденным переселенцем не только в случае осуще-ствления насилия или угрозы такого насилия в отношении лично его, но и проецирует эти положения на членов его семьи. Однако в Законе «О бежен-цах» 1993 г. отсутствует подобный признак. Каждому члену семьи беженца, достигшему возраста восемнадцати лет, необходимо доказать сам факт пре-следования. Считаем, что на территории Российской Федерации это ведет к усложнению процедуры предоставления статуса беженца и ограничивает права членов семьи указанных лиц.
Поскольку в Российской Федерации сохраняются проблемы, связанные с недостаточно четким разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федера-ции, органов местного самоуправления, автор вносит предложения, направ-ленные на совершенствование Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи-тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации» в части, касающейся создания гарантий финансового участия субъектов Федерации в решении проблем вынужденных мигрантов. Второй параграф «Конституционно-правовое регулирование положе-ния беженцев в Российской Федерации» посвящен всестороннему анализу российского законодательства, регламентирующего права, свободы и обязан-ности указанной категории населения, а также основным направлениям со-вершенствования конституционно-правового статуса беженцев.
С развитием миграционного законодательства в части, касающейся по-рядка пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации, произошло определенное «растворение» проблем беженцев и вынужденных переселен-цев в проблемах этой категории населении.
На основании рассмотрения законодательства, посвященного статусу беженцев, автор установил, что процедура (перечень предоставляемых доку-
14
ментов, сроки рассмотрения заявления, случаи, когда срок действия статуса беженца не может быть продлен и т.д.) продления статуса беженца террито-риальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномо-ченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере мигра-ции, детально не регламентирована. На практике это создает существенные препятствия в реализации данного права беженцев и часто, приводит к не-обоснованному отказу в продлении их статуса.
Федеральный закон «О беженцах» устанавливает, что распределение лиц (за исключением случая экстренного массового прибытия на территорию РФ), признанных беженцами либо получивших временное убежище, осуще-ствляется в соответствии с ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квотой распределения данных лиц для каждого субъекта (ст.14). Несмотря на то, что на Федеральную миграционную службу РФ возложены полномо-чия по участию в разработке предложений о распределении по субъектам Российской Федерации лиц, признанных беженцами либо получивших вре-менное убежище, на практике Правительство РФ ежегодно лишь издает По-становление о распределении по субъектам Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Ежегодные лимиты, связанные с распределением беженцев и вынужденных переселенцев на тер-ритории России, остаются лишь декларативным упоминанием федерального закона и Правительством РФ не определяются.
По мнению диссертанта, несогласованность федеральных законов и под-законных правовых актов в отношении беженцев должна быть устранена.
В определенном совершенствовании нуждается правовая регламента-ция института временного убежища, в частности необходима конкретизация «гуманных побуждений» по которым указанные иностранцы не могут быть выдворены.
В третьем параграфе «Вынужденные переселенцы в Российской Фе-дерации: особенности конституционно-правовой регламентации статуса» рассматриваются вопросы конституционно-правового закрепления статуса вынужденных переселенцев в Российской Федерации, его нормативное со-держание, гарантии и перспективы развития.
Анализ статуса вынужденных переселенцев свидетельствует об опре-деленных проблемах, связанных с реализацией их социально-экономических прав и свобод. В частности, процесс осуществления права вынужденных пе-реселенцев на жилище осложняется такими факторами, как несвоевременное обеспечение жильем, отсутствие в необходимом объеме жилых помещений, низким качеством предоставляемого жилья, несоблюдением санитарно-гигиенических норм в центрах временного размещения и т.д.
Поскольку вынужденные переселенцы являются гражданами Россий-ской Федерации, государство должно принимать меры по признанию, со-блюдению и защите их прав в соответствии с положениями ст. 2 Конститу-ции РФ. Например, может быть увеличен процент участия федеральных ор-ганов власти в создании инфраструктуры в местах компактного поселения вынужденных переселенцев.
15
Для этого целесообразно внести изменения в законодательство и преду-смотреть 50% ставку участия федеральных органов государственной власти и 30%- для органов государственной власти субъектов Федерации в создании инфраструктуры в данных поселениях. При этом деятельность федеральных органов государственной власти по обустройству вынужденных переселенцев должна поддерживаться соответствующими мероприятиями на региональном уровне. Диссертант полагает, что реализация государственных программ тре-бует систематического финансирования и контроля за расходованием бюджет-ных средств.
Кроме того, автор считает необходимым активизировать деятельность территориальных структур Федеральной миграционной службы Российской Федерации по передаче в муниципальную собственность жилых помещений и объектов инженерной инфраструктуры, построенных в компактных посе-лениях вынужденных переселенцев, находящихся в оперативном управлении УФМС России. Подобные действия будут способствовать созданию институ-циональных основ социальной адаптации вынужденных мигрантов, повысят их ответственность и включенность в решение вопросов местного значения. Одним из направлений правовой политики Российского государства в отно-шении вынужденных переселенцев, по мнению автора, должно стать уста-новление гарантий предоставления в пользование вынужденным переселен-цам, нуждающимся в жилище, жилых помещений бесплатно или за доступ-ную плату, а также увеличение финансирования мероприятий по строитель-ству жилья для вынужденных переселенцев.
Четвертый параграф «Проблемы правового регулирования статуса вынужденных мигрантов на региональном уровне» связан с исследованием конституционно-правовой регламентации и защиты прав вынужденных ми-грантов в субъектах Российской Федерации.
Проанализировав региональные нормативно-правовые акты, регламен-тирующие правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев, автор пришел к выводу, что отсутствие на федеральном уровне обновленной кон-цепции миграционной политики, а также недостаточная финансовая самостоя-тельность некоторых субъектов Федерации (например, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ) приводит к тому, что в субъектах Федерации до сих пор отсутствуют документы, направленные на регулирование миграци-онных процессов. По мнению диссертанта, они необходимы, особенно в субъ-ектах, входящих в Северо-Кавказский и Южный федеральные округа. Это свя-зано со значительным количеством беженцев, вынужденных переселенцев, находящихся на территории соответствующих субъектов и с наличием соци-ально-экономических проблем, требующих своего разрешения.
В некоторых субъектах Федерации интересы беженцев и вынужденных переселенцев, а также защита их прав, предусмотрены комплексными кон-цепциями и программами демографического развития субъектов Федерации, которые направлены на привлечение трудовых ресурсов и их эффективное использование, социально-экономическую и культурную адаптацию бежен-цев и вынужденных переселенцев.
16
В вопросах жилищного обустройства мигрантов, например, предостав-ления жилых помещений специализированного жилищного фонда для вре-менного поселения, в законодательстве субъектов Федерации нет единообра-зия. В одних субъектах региональный законодатель отсылает к федерально-му законодательству (например, Республика Кабардино-Балкария), в других − данный вопрос регулируется собственными правовыми актами (например, Республика Бурятия, Республики Северная Осетия-Алания). Регулирование на уровне субъектов Федерации порядка определения размера платы за жи-лые помещения, входящие в фонд временного поселения вынужденных пере-селенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, может при-вести к необоснованному ограничению прав данной категории населения. Следовательно, на федеральном уровне должны быть установлены общие правила определения размера платы за жилые помещения, входящие в фонд временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных бе-женцами.
Далеко не во всех субъектах действуют законы, регламентирующие благотворительную деятельность. Вместе с тем, развитие благотворительной деятельности могло способствовать созданию дополнительных условий улучшения материального положения вынужденных мигрантов как неотъем-лемой части населения соответствующего субъекта Федерации.
Для обеспечения единого правового положения беженцев и вынужден-ных переселенцев на всей территории Российской Федерации законодательст-во субъектов Федерации нуждается в развитии нормативного регулирования миграционных процессов и создании дополнительных гарантий реализации и защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев.
Во второй главе «Конституционные формы защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев» исследуется государственная и судебная формы защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, их самозащита, деятельность общественных объединений по защите прав этой категории на-селения, а также особенности международной защиты прав вынужденных мигрантов.
В рамках первого параграфа. «Правовые и организационные основы государственной защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев» вы-являются особенности деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по реализа-ции и защите прав беженцев и вынужденных переселенцев.
Право на защиту – неотъемлемая составная часть конституционного ста-туса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Право-вые основания механизма защиты беженцев и вынужденных переселенцев за-ложены в нормах действующей Конституции РФ (ст. 45, 46, 48, 52, 53), консти-туциях (уставах) субъектов РФ, нормативно-правовых актах федерального и регионального характера.
Автор раскрывает особенности государственной защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, анализирует деятельность Президента РФ,
17
парламента, Правительства РФ и других федеральных органов государствен-ной власти в этой сфере.
В Российской Федерации продолжается процесс переселения сооте-чественников, проживающих за рубежом. Следует отметить, что отрица-тельным фактом является несогласованность действий Министерства фи-нансов России и Федеральной миграционной службы в вопросах предос-тавления положенных денежных выплат и компенсаций участникам соот-ветствующей Государственной программы. Необходимо совершенствова-ние правового регулирования в этой сфере на федеральном и региональном уровнях, в частности, закрепление возможности для соотечественников, прибывающих из-за рубежа, трудоустройства у любого работодателя на открытые вакансии на территориях вселения или самостоятельного трудо-устройства. Кроме того, региональные программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубе-жом должны предусматривать предоставление жилых помещений для вре-менного или постоянного их проживания.
По мнению диссертанта, в целях оптимизации регулирования миграци-онных процессов необходимо разработать и принять новую концепцию ми-грационной политики России.
Во втором параграфе «Деятельность судов Российской Федерации по защите прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев» исследуются особенности деятельности российских судов по защите прав и свобод бежен-цев и вынужденных переселенцев.
Конституционная формулировка ч.1 ст. 46 предоставляет каждому че-ловеку, который находится на территории Российской Федерации законно, включая беженцев и вынужденных переселенцев, право обратиться в суд за защитой своих прав и свобод. Российская Федерация предусматривает опре-деленные льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к миро-вым судьям беженцев и вынужденных переселенцев в процессе осуществле-ния права на судебную защиту.
Судебная практика говорит о том, что законодательство некоторых субъектов Федерации содержит положения, противоречащие федеральному законодательству в части, касающейся вопросов предоставления статуса вы-нужденного переселенца. Руководствуясь принципом экономии бюджетных средств и защиты собственного населения от незаконных мигрантов, некото-рые субъекты Федерации вводят дополнительные требования и ограничения в предоставление статуса вынужденного переселенца, не установленные фе-деральным законодательством. Это обусловливает необходимость унифика-ции нормативно-правовых актов субъектов Федерации в данной области.
Исходя из конституционных положений (ст. 2, 17, 18, ч.1 и ч.2 ст. 55 Конституции РФ), вынужденные переселенцы российским законодательст-вом и Конституционным Судом РФ рассматриваются в качестве особой кате-гории граждан, нуждающихся в повышенной правовой и социальной защите со стороны государства.
18
Практика Конституционного Суда РФ свидетельствует о том, что орган конституционного контроля признает существование между государством и вынужденным переселенцем особых правоотношений, обусловленных необ-ходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселен-ца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества. Российское законодательство предоставляет определенную сво-боду вынужденным мигрантам в реализации их конституционного права на жилище; возможность самостоятельно выбирать способ разрешения жилищно-го обустройства, используя при этом либо специальный механизм предостав-ления жилья, предусмотренный законом для вынужденных переселенцев, либо определить свое новое место жительства по собственному усмотрению.
Кроме того, Конституционный Суд РФ, руководствуясь гуманными со-ображениями, положениями международных документов в области прав че-ловека, обеспечивает защиту конституционных прав и свобод вынужденных переселенцев, не допуская установления двойной ответственности за совер-шенное преступление, предусматривает экономические, социальные и юри-дические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Рос-сийской Федерации.
Материалы судебной практики последних лет свидетельствуют о том, что причиной обращения вынужденных мигрантов в суд за защитой высту-пали как традиционные обстоятельства (отказ уполномоченных органов в предоставлении, продлении соответствующего статуса), так и новые связан-ные с экономическим кризисом и недостатком финансирования некоторых программ и мероприятий (выполнение государственных обязательств по жи-лищному обустройству вынужденных переселенцев).
В третьем параграфе «Неправительственные организации в системе защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев» анализируется дея-тельность правозащитных организаций по обеспечению прав и свобод бе-женцев и вынужденных переселенцев.
Миграционная политика предполагает сочетание государственных, общественных и личных интересов в решении проблем, связанных с соотно-шением прав мигрантов и коренного населения. Подчеркивая роль неправи-тельственных организаций беженцев и вынужденных переселенцев как структурной части гражданского общества, автор приводит их типологию.
По мнению автора, неправительственные организации мигрантов должны активнее участвовать в проведении экспертиз проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регули-рование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод беженцев и вынуж-денных переселенцев, содействовать правовому просвещению соответст-вующей категории населения, анализировать обращения физических и юри-дических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев. Требует правового регулирования закрепление форм регулярного обмена информаци-ей органов государственной власти, местного самоуправления и представи-телей правозащитных организаций беженцев и вынужденных переселенцев.
19
В четвертом параграфе «Самозащита в системе мер конституционно-правовой защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев» дается харак-теристика таких основных форм самозащиты беженцев и вынужденных пере-селенцев, которые могут носить индивидуальный и коллективный характер. К основным формам самозащиты беженцев и вынужденных переселенцев отно-сятся: индивидуальные и коллективные обращения беженцев и вынужденных переселенцев в органы государственной власти федерального и регионального уровней; инициирование и участие в проведении массовых публичных меро-приятий; взаимодействие с институтами гражданского общества (органами ме-стного самоуправления, общественными объединениями, религиозными орга-низациями и т.д.) в целях защиты собственных прав и свобод; участие вынуж-денных переселенцев в выборах и референдумах, отстаивание собственных ин-тересов через политические партии, представленные в парламенте; обращения в средства массовой информации в целях защиты прав; участие вынужденных переселенцев в реализации правотворческой инициативы на региональном и местном уровнях по вопросам реализации и защиты собственных прав; взаи-модействие с международными организациями, специализирующимися на за-щите прав беженцев и вынужденных переселенцев.
Анализируя практику осуществления форм самозащиты прав беженцев и вынужденных переселенцев, автор приходит к выводу, что не востребован-ность некоторых форм самозащиты, связана со сложностью социальной адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, объективными трудно-стями организации и проведения массовых мероприятий для вынужденных мигрантов, обладающих специальным правовым статусом и определенной зависимостью от государства, предоставляющего им социальные и иные га-рантии.
Пятый параграф «Международно-правовая защита прав беженцев и вынужденных переселенцев» посвящен международным гарантиям защиты прав мигрантов.
Международно-правовая защита беженцев и вынужденных переселен-цев выступает в качестве составной части механизма юридического гаранти-рования прав вынужденных мигрантов в Российской Федерации.
Поскольку в Российской Федерации права вынужденных мигрантов яв-ляются частью прав и свобод человека и гражданина, нормы международного права, посвященные правовому положению беженцев, мигрантов нуждаются в обобщении и группировке в рамках специального нормативного акта. Особое внимание при этом следует уделить проблеме соотношения норм международ-ного права с нормами российского законодательства; разработке конкретных процедур и механизмов их имплементации в российскую правовую систему.
Практика Европейского суда по делам против Российской Федерации свидетельствует о том, что лицам, ходатайствующим о предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации и лицам, получившим этот ста-тус должны быть гарантированы в полном объеме судебные средства правовой защиты, в том числе для проверки правомерности содержания под стражей.
20
Обеспечение и защита прав беженцев и вынужденных переселенцев осуществляется также в рамках межгосударственных союзов, объединений.
Сотрудничество государств СНГ в сфере защиты прав беженцев и вы-нужденных переселенцев можно разделить на два этапа. Первый этап с 1993 года по 2000 г., и второй этап после 2000 г.
На первом этапе был подписан ряд многосторонних и двухсторонних соглашений общего характера, регулирующих статус беженцев и вынужден-ных переселенцев. 24 сентября 1993 г. было заключено Соглашение СНГ «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам». Анализ его содержания позволяет сделать вывод о том, что разработчики чрезмерно широко тракто-вали понятие «беженец», что впоследствии привело к проблемам связанным с реализацией Соглашения на территориях государств СНГ.
На втором этапе, с 2000 г. в рамках Содружества Независимых Госу-дарств особое внимание стало уделяться углублению всестороннего сотруд-ничества в сфере укрепления глобальной и региональной безопасности, а также борьбе с нелегальной миграцией. Вместе с тем наблюдается «сворачи-вание» сотрудничества в сфере оказания помощи вынужденным мигрантам. Очевидно, что не все современные проблемы беженцев, находящихся на тер-риториях государств СНГ решены, однако, по мнению автора, необходимо заключить новые международные соглашения, направленные на реализацию и защиту прав беженцев, находящихся на территориях государств СНГ. Кро-ме того, требуют дополнительной регламентации вопросы, связанные с взаи-модействием государств СНГ по предоставлению временного убежища.
В Заключении диссертации сделаны обобщающие выводы и подведены итоги, которые могут быть использованы в практической деятельности и для теоретических разработок по совершенствованию российского законодательст-ва, связанного с конституционно-правовым регулированием и защитой прав беженцев, вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
ПУБЛИКАЦИИ, СОДЕРЖАЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Публикации в российских рецензируемых научных журналах, в кото-рых должны быть опубликованы основные научные результаты диссер-таций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, реко-мендованных ВАК Минобрнауки РФ
1. Шуршалова Е.С. Проблемы разграничения предметов ведения и пол-номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования миграционных процессов // Вестник Саратовской государст-венной академии права. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»,2010. №4 (74). С.103-105 (0,2 п.л.).
21
2. Шуршалова Е.С. Правовые и организационные основы государст-венной защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев// Пробелы в российском законодательстве. М., 2011. № 3. С. 42-44 (0,35 п.л.).
3. Шуршалова Е.С. Основные направления совершенствования мигра-ционной политики в Российской Федерации // Вестник Саратовской государ-ственной академии права. Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовская государст-венная юридическая академия», 2012. № 1(83). С. 61-64 (0,35 п.л.).
Статьи, опубликованные в иных научных изданиях:
4. Шуршалова Е.С. Миграционная политика в контексте экономиче-ской безопасности Российской Федерации // Проблемы обеспечения эконо-мической безопасности: Междунар. науч. конф. Энгельс: РИЦ ПКИ, 2009. С. 62−65 (0,2 п.л.).
5. Шуршалова Е.С. Самозащита в системе мер конституционно-правовой защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев// Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реали-зации в условиях модернизации России: Междунар. конституц. форум. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2010. С. 286−289 (0,25 п.л.).
6. Шуршалова Е.С. Защита прав беженцев и вынужденных переселен-цев на уровне субъектов Российской Федерации // «Дискуссия»: политема-тич. журнал науч. публ. Екатеринбург: Изд-во ООО Изд. Дом «Ажур», 2010. № 9. С. 48−50 (0,2 п.л.).
7. Шуршалова Е.С. Конституционно-правовые принципы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в контексте миграционной политики Российской Федерации // Инновации гуманитарных и естественных наук: II Междунар. заоч. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Сборник научных трудов журнал «Мир гуманитарных наук»: Изд-во: ИП Бируля Н.И., 2010. С. 128−130 (0,2 п.л.).
8. Шуршалова Е.С. Международно-правовая защита прав беженцев и вынужденных переселенцев // Социально-гуманитарный вестник Юга Рос-сии. Краснодар: Изд-во АНО «Центр социально-политический исследование «Премьер», 2010. № 7. Ч. 2. С. 245−250. (0,3 п.л.).
9. Шуршалова Е.С. Конституционно-правовой статус беженцев и вы-нужденных переселенцев в Российской Федерации: теоретико-правовые во-просы // Законность и правопорядок в современном обществе: I Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С.159−164 (0,2 п.л.).
10. Шуршалова Е.С. Проблемы реализации прав беженцев в Россий-ской Федерации // Наука и современность-2010: V Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 363−367 (0,2 п.л.).
11. Шуршалова Е.С. Государственная защита прав беженцев и вынужден-ных переселенцев в Российской Федерации // Политико-правовые технологии взаимодействия власти, общества и бизнеса в регионах: Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2010. С. 303−306 (0,15 п.л.).
12. Шуршалова Е.С. Право беженцев и вынужденных переселенцев на судебную защиту в Российской Федерации // Проблемы развития современ-
22
ного общества: Междунар. науч.-практ. конф. Курск: Изд-во Юго-Западного гос. ун-та, 2011. С. 184−185 (0,1 п.л.).
13. Шуршалова Е.С. Роль неправительственных организации в системе защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев // Государство и обще-ство: проблемы взаимодействия: II Междунар.науч.-практ. конф. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 287−291 (0,2 п.л.).
14. Шуршалова Е.С. Право вынужденных переселенцев на выбор места жительства на территории Российской Федерации // Перспективы России в глобальном мире: межвуз. науч.-практ. конф. аспир. и молод. ученых. Эн-гельс: РИЦ ПКИ, 2011. С. 190−195 (0,2 п.л.).
15. Шуршалова Е.С. Международно-правовые гарантии защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев // Современная юридическая наука и правоприменение: Всерос. науч-практ. конф: Изд-во Саратов. гос. акад. пра-ва, 2011. С. 118 (0.1 п.л.).
16.Шуршалова Е.С. Конституционные вопросы реализации права вы-нужденных мигрантов на жилище в Российской Федерации // Право. Законо-дательство. Личность. Саратов, 2011. № 3(13). С. 50 -56 (0,35 п.л.).
Файлы: 
Порядок отображения: 
0