2012avtoref782

Аватар пользователя ideolog
Бондаренко Ольга Анатольевна
 
18 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Реализация конституционных прав и свобод  ребенка в Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.16
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Бондаренко О.А. Реализация конституционных прав и свобод  ребенка в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. С. 29.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref782 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Бондаренко О.А. Реализация конституционных прав и свобод  ребенка в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. С. 29.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
 
Бондаренко Ольга Анатольевна
 
 
 
 
 
 
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД  РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 
Специальность 12.00.02 –
конституционное право; муниципальное право
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
Челябинск – 2012

Диссертация выполнена в негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский институт экономики, социологии и права»
 

Научный руководитель:   доктор юридических наук, профессор
    Юсупов Виталий Андреевич
     
Официальные оппоненты:   Соловьев Сергей Геннадьевич
    доктор юридических наук, профессор
    ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ) (филиал в г. Миассе),  заведующий кафедрой конституционного, административного и муниципального права
 
    Кузовкин Денис Вячеславович
    кандидат юридических наук  
    НОУ ВПО «Омский юридический институт»,
доцент кафедры конституционного и международного права
 
Ведущая организация:   ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»   

 
Защита диссертации состоится  «18» мая 2012 г. в 16:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.16 ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) по адресу: 454080, г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 149, ауд. 208.
 
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 87, корп. 3/д.
 
Автореферат разослан «___» __________ 2012 года.
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                                                О. В. Гречкина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. Права и свободы принадлежат ребенку от рождения и гарантируются государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Дети – будущее государства и общества. Поэтому осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, защита несовершеннолетних, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие  реализации личности ребенка – выступают целями государственной политики в интересах детей.
Однако в настоящее время остаются нереализованными многие из базовых прав несовершеннолетних. В Докладе Детского фонда Организации Объединенных Наций о положении детей в Российской Федерации к значимым факторам, мешающим осуществлению прав и свобод ребенка в России, и не позволяющим реализовать в полном объеме их потенциала, отнесены: бедность, ухудшение состояния здоровья и благополучия населения в целом, отсутствие родительской заботы, жестокое обращение с детьми и хронические заболевания, вызываемые вирусом иммунодефицита человека. Содержание детей, в том числе сирот, детей из социально-незащищенных семей и детей с ограниченными возможностями, в государственных воспитательных учреждениях на протяжении многих лет привело к тому, что тысячи детей выросли в условиях, лишенных стабильности и заботы, свойственных семейному окружению[1].
Гарантируя ребенку как человеку и гражданину конституционные права и свободы, государство обязано в максимально возможной степени создавать необходимые условия для реализации прав детей, оказывать детям необходимую помощь, осуществлять защиту прав и интересов несовершеннолетних. Однако ряд государственных гарантий, которые сейчас есть и действуют на федеральном уровне, «перекладываются на плечи» субъектов Российской Федерации, и каждый субъект уже сам устанавливает, что он может предоставить той или иной категории детей, исходя из своих финансовых возможностей.
Российская Федерация, взявшая на себя обязательство уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле не имеет действенного механизма для выполнения этой задачи. На протяжении нескольких лет в юридической литературе, средствах массовой информации вопросы реализации и защиты прав детей, факты грубого и порой бесчеловечного обращения с ребенком не теряют актуальности и злободневности.
За последние два десятилетия российские нормативные правовые акты, регулирующие права детей и устанавливающие гарантии их защиты, пополнились новыми законами.  Однако «разбросанность» прав ребенка в отраслевом законодательстве, декларативность правовых норм и непродуманность средств и способов обеспечения прав несовершеннолетних не облегчает, и не способствует качеству реализации прав детей.
Кроме того, недостаточно только принять закон и зафиксировать в нем права, необходимо обеспечить определенный уровень информирования ребенка о принадлежащих ему правах. Низкий уровень правосознания подрастающего поколения (неосведомленность о своих правах, примитивность представлений о возможности защиты) не позволяет ребенку в достаточной степени реализовать права, гарантированные законодательством.
Многоаспектность и малоизученность вопросов нормативной регламентации и реализации конституционных прав и свобод ребенка в нашем государстве делает актуальным данную диссертационную работу. Выводы и предложения, полученные в результате научного исследования, имеют большое значение для дальнейшего применения в теории и практике российского законодательства.
Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и воспитание детей – ключевая цель национального развития. Именно со становлением и дальнейшим совершенствованием конституционно-правового статуса ребенка, гарантированности реализации его конституционных прав и свобод, приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства связываются надежды на создание в России истинного демократического общества.
Степень научной разработанности темы исследования.
Тематика правового положения личности привлекала пристальное внимание отечественных ученых как в советский период, так и в последующие годы. Для формирования собственных научных положений и выводов диссертант опирался на труды известных теоретиков права: Н.В. Витрука, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Р.А. Мюллерсона, А.С. Пиголкина, И.В. Ростовщикова.
Проблему конституционных прав и свобод человека и гражданина успешно разрабатывали такие специалисты по конституционному праву, как: М.В. Баглай, Л.Д. Воеводин, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин и другие.
 Отдельные аспекты правового положения ребенка, а также проблемы обеспечения и защиты его прав и законных интересов представлены в работах, написанных учеными других отраслей юридической науки: М.В. Антокольской, И.А. Беседкиной, А.И. Довгалевской, А.М. Нечаевой, Е.Н. Микитовой и других.
Определенный вклад в развитие теории прав ребенка внесли кандидатские диссертации, написанные с общетеоретических правовых позиций. Это работы Е.А. Лактюнкиной, Т.В. Лобановой, Е.В Марковичевой, Е.Н. Микитовой, Н.М. Савельевой, А.В. Черкасова. Анализу феномена прав ребенка, конституционно-правовому статусу несовершеннолетнего уделено значительное внимание в докторских диссертационных работах В.И. Абрамова и Н.Е. Борисовой.
Однако в отечественной литературе практически нет специальных работ, посвященных проблемам реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации. Настоящая диссертация призвана в определенной степени восполнить пробелы в имеющихся исследованиях.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения в области реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации.
Предметом диссертационного исследования выступает совокупность правовых норм конституционного и иных отраслей законодательства, регулирующих порядок реализации прав и свобод ребенка в Российской Федерации, а также правоприменительная практика по данной проблематике.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении проблем и недостатков нормативного правового регулирования основ реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации и формулировании предложений по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, отражающие основные идеи и аспекты работы:
– исследовать историческую ретроспективу процессов становления и развития правового регулирования прав, свобод и законных интересов ребенка в дореволюционный и советский периоды развития российского государства;
– изучить конституционные основы и нормы действующего отраслевого законодательства, регламентирующие вопросы реализации прав и законных интересов ребенка;
– проанализировать международное законодательство в сфере  защиты прав ребенка, определить роль общепризнанных принципов и норм международного права в области реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации;
– обосновать необходимость выделения в особый вид правовой политики – конституционно-правовую политику в области реализации прав и свобод ребенка, определить ее понятие, содержание, структуру и принципы;
– сформулировать понятия: «конституционные права и свободы ребенка», «реализация конституционных прав и свобод ребенка», выявить специфику реализации ребенком своих конституционных прав и свобод;
– представить механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации, определить его внутреннюю структуру;
– провести анализ полномочий государственных органов и органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод ребенка в России;
– выделить принципы и гарантии реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации;
– сформулировать предложения по совершенствованию законодательного регулирования конституционных прав и свобод ребенка.
Методологической основой исследования является совокупность общенаучных методов и частных приемов научного познания. В работе широко применялись: диалектический метод, методы анализа и синтеза, системного и сравнительно-правового анализа, логического сравнения и сопоставления и другие, применение которых позволило диссертанту рассмотреть вопросы темы исследования во взаимосвязи и целостности, а также объективно и всесторонне.
Использование историко-правового метода дало возможность выявить специфику воздействия конкретно-исторических условий на эволюцию закрепления в российском законодательстве прав детей на разных этапах исторического развития.
Использование социологического метода позволило обосновать выводы, предложения и рекомендации с учетом информации, содержащейся в материалах органов государственной власти, периодических изданиях.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, находящиеся в системной связи с ней международные и внутригосударственные нормативные правовые акты.
В числе внутригосударственных актов, посвященных проблеме реализации ребенком своих прав и свобод, рассмотрены Федеральные законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В необходимой мере изучены: правовые акты, касающиеся положения и прав детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; законодательство об образовании, о средствах массовой информации, об общественных объединениях, основных направлениях государственной молодежной политики; Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ; федеральные и региональные программы; нормативные правовые акты ряда субъектов РФ в области реализации конституционных прав и свобод ребенка; муниципальные правовые акты.
Теоретическая основа исследования. Общетеоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых-юристов: В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Ю.А. Тихомирова и других.
В основу диссертационного исследования положена общая и конституционная теория правового положения личности, разработанная такими учеными, как В.М. Баглай, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, А.С. Пиголкин, И.В. Ростовщиков и другими.
Анализ нормотворческой деятельности в сфере реализации прав и свобод ребенка в России с древнейших времен до современности в области наследственного, гражданского, семейного, трудового и конституционного права проведен с использованием трудов таких авторов, как М.В. Антокольская, Ю.Ф. Беспалов, А.П. Горелик, А.И. Довгалевская, О.Ю. Ильина, К.А. Неволин, А.М. Нечаева, В.С. Широ и других.
В диссертационном исследовании проанализированы работы И.А. Беседкиной, Н.Е. Борисовой, Ю.А. Дмитриева, И.А. Дубровской, С.В. Захарова, Т.В. Лобановой, Н.М. Савельевой, посвященные правовому регулированию статуса ребенка в Российской Федерации.
В целях исследования вопросов охраны и защиты прав несовершеннолетних были использованы работы В.И. Абрамова, Н.В. Машинской, Е.Н. Микитовой, Т.А. Смагиной, Н.Л. Хананашвили и других.
Эмпирическую основу исследования составила практика применения действующего российского законодательства о конституционно-правовом статусе ребенка, официальные статистические данные, информация о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, размещенная на официальных сайтах в сети Интернет, а также личный опыт работы автором в качестве школьного Уполномоченного в 2003 – 2004 годах МОУ Гимназии № 1 г. Волгограда, руководителя Центра волонтерского движения студентов юридического факультета НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» в 2007 – 2008 годах.
Научная новизна диссертации обусловлена авторским подходом к исследованию проблем  реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации. Применительно к современным условиям развития общества и государства, с учетом норм международного и национального законодательства сформулированы принципы конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка, а также принципы реализации конституционных прав и свобод ребенка, даны определения понятий «конституционно-правовая политика в области реализации прав и свобод ребенка», «реализация конституционных прав и свобод ребенка», «механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка».
Представлено авторское видение структуры механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка в России, а также обоснована необходимость внесения дополнений в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Обоснован вывод о формировании в России с XII в. до начала XX в.  соответствующей нормативной базы правового регулирования прав, свобод и ответственности ребенка. Указанный период характеризуется отраслевой институализацией прав ребенка и является важным шагом к конституализации прав детей в России.
Предложена периодизация процесса конституализации прав ребенка в советской России, включающая в себя следующие этапы:
– первый этап (1918 – 1936 гг.). На данном этапе в Конституциях РСФСР 1918, 1925 гг. было закреплено конституционное социальное право на образование молодых трудящихся республики;
– второй этап (1937 – 1977 гг.) характеризуется закреплением впервые на конституционном уровне (в Конституции РСФСР 1937 г.) обширного перечня прав граждан с соответствующими гарантиями, в том числе констатировалось право на государственную охрану интересов ребенка;
– третий этап (1978 – 1990 гг.). В рамках указанного этапа российское законодательство испытывает влияние международных правовых актов в области конституционных прав человека, и особенно в сфере поддержки детства, защиты и заботы о детях, что нашло отражение в Конституции РСФСР 1978 г.
Между тем, права и свободы на указанных этапах рассматривались не как естественные и неотчуждаемые, а как получаемые от государства.
В условиях расширения международной правовой регламентации и стандартизации прав детей, советское государство и общественность приходят к пониманию необходимости признания особого правового статуса ребенка. Признание и соблюдение международных стандартов прав детей, привели к необходимости конституционно-правовой регламентации прав ребенка, способствовали созданию исторических условий для формирования конституционной политики в области реализации прав и свобод ребенка и обеспечения этого направления внутригосударственными правовыми средствами.
2. Обоснована необходимость в юриспруденции и юридической практике выделения и осуществления нового самостоятельного вида правовой политики – конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка. Она представляет собой последовательную и системную деятельность государства, осуществляемую в интересах детей, направленную на создание и обеспечение условий для успешной реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации и основанную на принципах соответствия международным стандартам прав человека, приоритета прав, свобод и интересов ребенка и эффективности.
Конституционно-правовая политика в области реализации прав и свобод ребенка должна одновременно решаться на четырех уровнях: политическом, социальном, законодательном и управленческом.
Структура конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка представлена следующими взаимосвязанными блоками: идейно-целевым, нормативным, организационно-управленческим, деятельно-практическим.
3. Под реализацией конституционных прав и свобод ребенка предлагается понимать процесс практического использования ребенком социальных возможностей, предусмотренных конституционными нормами, и направленный на удовлетворение его законных интересов.
Специфика реализации конституционных прав и свобод ребенка заключается в том, что выбор средств и путей реализации реже осуществляется самим ребенком, чаще родителями или лицами, их заменяющими.
4. Механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка предлагается рассматривать как совокупность взаимосвязанных, взаимовлияющих элементов, способствующих преобразованию формального закрепления конституционных прав и свобод ребенка в фактическое пользование ими. К числу таких элементов следует отнести:
–  правовые нормы, закрепляющие конституционные права и свободы, развивающие и конкретизирующие их в отраслевом законодательстве, в федеральных нормативных правовых актах, актах субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления;
– правовое поведение самого ребенка с целью реализации конституционных прав и свобод;
–  деятельность родителей ребенка (лиц, их заменяющих), направленную на реализацию и защиту прав и законных интересов ребенка;
– организационно-правовую деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит обеспечение конституционных прав и свобод ребенка;
– организационно-правовую деятельность институтов гражданского общества, содействующих реализации прав ребенка;
– гарантии осуществления конституционных норм по реализации прав ребенка.
5. Доказано, что среди элементов, составляющих непосредственное содержание механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка, особое место занимает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также институтов гражданского общества, направленная на обеспечение реализации конституционных прав и свобод ребенка. 
В настоящее время в России сложилась система должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод ребенка. Предложена классификация субъектов, входящих в данную систему, по характеру компетенции:
1) должностные лица и органы общей компетенции (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, представительные (законодательные) органы субъектов РФ и местного самоуправления, Правительство РФ, исполнительные органы субъектов РФ и местного самоуправления, суды общей юрисдикции, прокуратура и др.);
2) специально на то уполномоченные должностные лица (Уполномоченный по правам человека РФ, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, Уполномоченные по правам ребенка субъектов РФ) и органы (органы опеки и попечительства, органы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.)
3) институты гражданского общества (Уполномоченные по правам ребенка в муниципальных образованиях, школьные Уполномоченные по правам ребенка, общественные организации и т.д.).
6. Обосновано, что для эффективной реализации конституционных прав и свобод ребенка необходимо выполнение следующих условий:
– необходима максимальная конкретизация обязанностей и ответственности государственных органов, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, выступающих гарантами использования ребенком своих прав и свобод;
– деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должна основываться на четком разграничении полномочий между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, в том числе в межбюджетных отношениях и компетенции федеральных, региональных и муниципальных структур управления в части финансирования расходов на детей;
– активное взаимодействие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, обеспечивающих и способствующих реализации конституционных прав и свобод ребенка.
7. Обоснован вывод о важности разработки в доктрине конституционного права принципов реализации прав ребенка: принципа равенства прав детей; принципа неотъемлемости прав и свобод ребенка; принципа восприятия ребенка как активного участника процессов, затрагивающих его права и свободы; принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка; принципа особой заботы, помощи, охраны и защиты ребенка.
8. Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства, в частности норм Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» по закреплению категориального аппарата, дополнению перечня принципов государственной политики в интересах детей и разработке основ реализации прав ребенка.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что ряд содержащихся в ней положений и выводов развивают общетеоретические и конституционно-правовые знания в области правового положения ребенка. Прежде всего, это касается понятия реализации конституционных прав и свобод ребенка, их нормативно-правовой регламентации, механизма реализации, системы принципов и гарантий.
Материалы исследования могут служить базой для дальнейших научных исследований в области конституционного права, способствовать эффективной выработке решений проблемы реализации конституционных прав и свобод ребенка в России.
Практическая значимость диссертации определяется содержащимися в работе выводами и предложениями, которые могут быть использованы в практической деятельности органов власти федерального, регионального и муниципального уровней, в компетенции которых находится регулирование вопросов в области обеспечения конституционных прав и свобод ребенка.
Материалы данной работы могут быть полезны при совершенствовании федерального и регионального законодательства, регулирующего обеспечение конституционных прав и свобод ребенка в России. В частности, выработанные научные рекомендации могут быть положены в основу дополнений и изменений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Содержащиеся в исследовании положения, выводы и рекомендации могут найти применение в преподавании курсов: «Теория государства и права», «Конституционное (государственное) право России», «Муниципальное право России», спецкурсов, в частности «Права человека. Права ребенка», а также при разработке учебно-методических материалов по данной проблематике.
Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования и сформулированные на их основе выводы, предложения и рекомендации прошли обсуждение на кафедре государственно-правовых дисциплин НОУ ВПО «Волгоградский институт экономики, социологии и права».
Основные теоретические положения и практические выводы диссертации нашли отражение в статьях автора, изданных в Российской Федерации и в Украине, в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях: международных научно-практических конференциях «Современные направления теоретических и прикладных исследований» в г. Одессе (2006 г., 2010 г.), «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте» в г. Одессе (2009 г.), «Социально-экономическое развитие России в условиях финансового кризиса» в г. Волгограде (2010 г.), общероссийских научно-практических конференциях «Молодежь и формирование гражданского общества в России» в г. Волгограде (2005 г., 2007 г., 2008 г.), межрегиональной научно-практической конференции «Права человека и проблемы безопасности общества и личности в современной России» в г. Волгограде (2008 г., 2009 г.), Всероссийской конференции по проблемам правового воспитания и просвещения детей в г. Волгограде (2011 г.).
Материалы диссертационного исследования используются при преподавании курсов: «Конституционное (государственное) право России», «Муниципальное право России», «Права человека», а также в практической работе Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» по правовому просвещению школьников.
Структура диссертации отражает логику исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.
 
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы, показывается степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи, научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
Глава первая «Исторические аспекты формирования конституционно-правовых основ реализации прав и свобод ребенка в России» включает в себя два параграфа.
В связи с тем, что к признанию прав и свобод несовершеннолетних российское государство продвигалось несколько столетий, первый параграф «Исторические условия становления основ правового регулирования прав и свобод ребенка в дореволюционной России» посвящен исследованию историко-правовых фактов, связанных с констатацией прав ребенка в национальном законодательстве.
Определено, что на протяжении рассматриваемого периода прослеживается процесс  включения прав ребенка в нормативную основу власти и правоприменительную практику, и развития правозащитных институтов во власти и обществе – институализация прав ребенка.
Проведенное исследование позволяет представить отраслевую институализацию прав ребенка, то есть поэтапное оформление прав детей и их регламентацию в отраслевом законодательстве российского государства дореволюционного периода.
Автором сделан вывод, что в области семейного права длительное время, с момента становления Русского государства до складывания абсолютной монархии, отношения между родителями и детьми строились на строгом подчинении несовершеннолетних.  Принуждение ребенка к повиновению осуществлялась отцом с помощью домашних наказаний. Родители распоряжались брачной судьбой своих детей. Имели право отдавать их в холопство. Практиковалось насильственное пострижение детей в монахи. Запрещалось узаконение незаконнорожденных детей.
В период оформления абсолютизма в России смягчается власть родителей над детьми: родители не вправе венчать своих детей или отдавать их в монастырь. Право родителей применять физические наказания в отношении несовершеннолетних подлежало ограничению, но так и не было отменено в дореволюционной России. Родители, как и прежде, могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Помимо прав, родители обладали обязанностями по воспитанию ребенка, а также должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями. Между тем проблема бесправия незаконнорожденных детей стояла остро на протяжении всего исследуемого периода. Сохранялась дискриминация внебрачных детей. Родительская власть в отношении внебрачного ребенка принадлежала матери, но и отец, и мать обязаны были его содержать. Узаконение детей разрешалось в случае брака родителей.
Государство проявляло участие только к тем детям, которые по разным причинам, оказывались без попечения родителей: отдавало беспризорных детей, как частным лицам, так и церковным учреждениям, позволяя пользоваться бесплатным трудом своих воспитанников. Основными формами устройства осиротевших детей выступали – опека и усыновление.
Становление института опекунства над несовершеннолетними уходит своими корнями в глубь истории и всегда связано с заменой родительской власти. Вплоть до конца XVII в. опека существовала в неизменном виде. С XVIII в. наблюдается более детальное правовое регулирование этого института, конкретизируется круг возможных опекунов и контролируется их деятельность. Сословность накладывала свой отпечаток на содержание требований, касающихся воспитания. Появляется опека  по назначению органами, обладающими властными полномочиями. В свою очередь государство берет под опеку незаконнорожденных детей. Власти, в силу объективных причин, вынуждены были уделять внимание проблеме детской беспризорности. Создавались различного рода детские учреждения, воспитательные дома, открывались светские приюты. С начала XIX в. в России вводится патронат и «городское воспитание».
В вопросах усыновления в дореволюционной России четко прослеживается принцип сословности. Усыновление допускалось только в отношении детей родственников, но специальных законов, регулирующих институт усыновления, не было. Усыновление дворянами каждый раз оформлялось индивидуальным актом императора. Крестьяне могли усыновлять путем приписки к своему семейству. Тщательной правовой регламентации усыновление подверглось только в XIX в. – начале XX в. Значительную роль сыграли два нормативных правовых акта: закон от 12 марта 1891 г., позволивший усыновлять незаконнорожденных детей и закон от 3 июня 1902 г., по которому усыновленные приобретали права родных детей, за исключением права наследовать родовое имущество, переходившее только к кровным родственникам.
В исследовании обращается внимание на то, что наследственное право является одним из наиболее древних правовых институтов, нашедшее закрепление еще в Русской Правде (Пространная редакция), правовые нормы которой регулировали имущественные отношения между родителями и  законнорожденными детьми. В XV-XVI вв. расширяется круг наследников и правомочия наследодателя. Так, дочери постепенно допускаются к законному владению вотчин и имеют право при соблюдении определенных условий передавать поместья. До начала XVIII в. законодательство преимущественно регулировало право собственности на недвижимое имущество. Имущественные права детей реализовывались исходя из того, являлись ли они отделенными или неотделенными от своих родителей. Расширение завещательной свободы происходит в XIX в. В порядке наследования по закону призывались в первую очередь дети. Законодательство регулировало имущественные права, как сыновей, так и дочерей. Незаконнорожденные дети вообще устранялись от наследования. 
Автор отмечает, вплоть до установления абсолютизма в России, обучение детей было прерогативой Русской православной церкви, устраивавшей «училища» с целью передачи православными христианами своих детей обучению грамоте, письму и церковному пению.
В эпоху абсолютизма образование детей  приобрело светский и ярко выраженный сословный характер. Обучение происходило в государственных образовательных и специализированных учреждениях. Учебные заведения были разделены на четыре категории «соответственно обязанностям и пользам каждого сословия». За родителями оставалось право выбора формы обучения, вводилась дифференцированная оплата за учебу.
Исследование показало, что в исторический период времени – с возникновения Киевской Руси вплоть до второй половины XIX века, норм, регулирующих детский труд, не существовало. Положение 1845 года «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет» стало началом регулирования труда подростков. Основным периодом формирования фабричного законодательства в России явился период с 80-х годов XIX в.  и до начала XX в. Значительным событием указанного времени стало принятие ряда законов, позволивших начать охрану труда самых социально незащищенных слоев населения – детей.
Анализ отечественного уголовного законодательства позволяет сформулировать ряд выводов, касающихся закрепления ответственности малолетних и несовершеннолетних.
Памятники русского светского законодательства Киевской Руси (Русская Правда (Пространная редакция)), эпохи феодальной раздробленности (Псковская судная грамота) и периода становления единого русского государства (Судебники 1497 и 1550 гг.) напрямую не говорят о влиянии юного возраста на уголовную ответственность и не касаются прямо вопроса о несовершеннолетних преступниках. Однако в Псковской судной грамоте содержатся нормы, предусматривающее судебное представительство для подростков.
Первые указания об уголовной ответственности детей относятся к периоду сословно-представительной монархии и отражены в Соборном Уложении 1649 г.
 В эпоху формирования абсолютизма в законодательстве Петра I нет определенных постановлений об ответственности несовершеннолетних, но в Артикулах Устава воинского малолетство рассматривается как смягчающее вину обстоятельство за воровство. В середине XVIII в.  наметилась общая тенденция к системной гуманизации норм, устанавливающих уголовную ответственность несовершеннолетних, а также применяемых по отношению к ним мер наказания. В российском законодательстве XVIII в. были заложены основы профилактического воздействия на поведение несовершеннолетних. 
Уголовное законодательство XIX в. характеризуется дифференцированным подходом при определении наказания несовершеннолетним. Середина XIX в. – начало становления системы исправления несовершеннолетних преступников.
В начале XX века прослеживается преемственность в уголовном праве таких концептуальных положений, как специальное регулирование уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних; смягчение и сокращение сроков наказания, а также использование мер воспитательного воздействия в отношении подростков.
Второй параграф «Развитие правового регулирования в области реализации прав и свобод ребенка в советский период» посвящен исследованию российского законодательства на предмет наличия норм, закрепляющих права детей, особенности их реализации и защиты в период с момента создания советского государства до 1990 года.
Проведенное исследование позволило выявить исторические предпосылки конституализации прав детей в России с учетом особенностей конституционного развития советского периода. Сделаны следующие выводы:
1. В 1917 году советской властью закладываются основы государственной политики в сфере детства. В первых советских декретах подчеркивается значимость, исключительность и приоритет интересов детей над интересами остальных категорий населения.
2. Эволюция закрепления прав детей в советском законодательстве связана, прежде всего, с отраслевой институализацией, и защита интересов ребенка осуществлялась по отраслевому признаку. При этом на всех этапах конституционного развития советского периода наблюдается конституализация прав ребенка – придание правам ребенка особого статуса, сопровождаемого приведением отраслевого законодательства, регулирующего вопросы в сфере детства, в соответствии с принимаемыми Конституциями страны. Детализация конституционных прав ребенка осуществлялась путем усовершенствования их правовой регламентации отраслевым национальным законодательством.
3. Между тем, на первом этапе конституционного развития советского периода, охватывающего период с 1918 по 1936 гг., в Конституциях РСФСР 1918, 1925 гг. закреплено конституционное социальное право на образование молодых трудящихся республики.
Однако права и свободы на указанном этапе рассматривались не как естественные и неотчуждаемые, а как получаемые от государства и им же лишаемые отдельных лиц, если права использовались в «ущерб интересам социалистической революции» (ст. 23 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 14 Конституции РСФСР 1925 г.). 
4. Второй этап, 1937 – 1977 гг., характеризуется закреплением впервые на конституционном уровне (в Конституции РСФСР 1937 г.) обширного перечня прав граждан с соответствующими гарантиями, в том числе констатировалось право на государственную охрану интересов ребенка.
Конституция формально устраняла существующие юридические ограничения отдельных категорий лиц. Но «по – прежнему речь шла не о правах человека вообще, а о правах «советского человека», предоставляемых ему властью, об их поднадзорной реализации»[2].
5. В рамках третьего этапа, 1978 – 1990 гг., российское законодательство испытывает влияние международных правовых актов в области конституционных прав человека, и особенно в сфере поддержки детства, защиты и заботы о детях, что нашло отражение в Конституции РСФСР 1978 г.
Конституция закрепляла принцип уважения личности, но, как и прежде, реализация прав и свобод гражданами допускалась только в целях коммунистического строительства.
В условиях расширения международной правовой регламентации и стандартизации прав детей, советское государство и общественность приходят к пониманию необходимости признания особого правового статуса ребенка.
В конце 1980-х г. в советском государстве, когда нормы международного права, касающиеся прав человека, а с ратификацией Конвенции ООН О правах ребенка в 1990 г., и прав ребенка, стали иметь преимущественную силу над внутригосударственными нормами, практика международной защиты прав детей приобрела важное значение для внутригосударственного российского права.
Признание и соблюдение международных стандартов прав детей, привели к необходимости конституционно-правовой регламентации прав ребенка, способствовали созданию исторических условий для формирования конституционной политики в области реализации прав и свобод ребенка и обеспечения этого направления внутригосударственными правовыми средствами.
Глава вторая «Конституционно-правовые основы реализации прав и свобод ребенка в Российской Федерации» включает два параграфа.
В первом параграфе «Конституционно-правовая политика Российской Федерации в области реализации прав и свобод ребенка» рассматривается политика российского государства в данной области и пути ее развития.
Обосновывается выделение в самостоятельный вид правовой политики – конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка, которую предлагается рассматривать как последовательную и системную деятельность государства, осуществляемую в интересах детей, направленную на создание и обеспечение условий для успешной реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации и основанную на принципах соответствия международным стандартам прав человека, приоритета прав, свобод и интересов ребенка, эффективности.
В содержательном плане конституционно-правовая политика в области реализации прав и свобод ребенка может быть представлена следующим составом:
 – субъект – государство, в лице уполномоченных органов;
 – объект – конституционные права и свободы ребенка;
 – цель – реализация конституционных прав и свобод ребенка;
 – результат – достойная жизнь и свободное развитие ребенка.
Делается вывод, что конституционно-правовая политика в области реализации прав и свобод ребенка должна решаться одновременно на четырех уровнях:
– политическом: формирование государственной социальной детской политики.
– социальном:  принятие федеральных и региональных целевых программ.
– законодательном: все действующие законодательные акты России должны быть приведены в соответствие с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка.
– управленческом: при законодательных и исполнительных органах власти должны работать специальные комитеты и комиссии, занимающиеся проблемами семьи, материнства и детства.
Структура конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка предложена четырьмя взаимосвязанными блоками: идейно-целевым, нормативным, организационно-управленческим, деятельно-практическим.
В диссертации обосновано, что основным стратегическим ориентиром конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка является формирование системы приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной и эффективной реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации. Она должна включать социально-экономические, юридические, демографические, национальные меры.
Автор делает выводы, что для обеспечения эффективного осуществления конституционно-правовой политики Российской Федерации в области реализации прав и свобод ребенка должен выполняться комплекс следующих мер:
– сбор и анализ достоверной и актуальной информации, характеризующей реальное положение детей в стране, особенно относящихся к уязвимым группам: детям-инвалидам; детям-сиротам; детям-правонарушителям; детям, подвергшимся насилию со стороны взрослых;
– разработка национальной стратегии, национальных программ и проектов, направленных на более полную реализацию конституционных прав и свобод ребенка; выделение необходимых ресурсов и организация контроля за их исполнением;
– разработка показателей и контрольных цифр для мониторинга и оценки осуществления стратегии конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка;
– создание координирующего органа по правам ребенка, наделенного полномочиями и обеспеченного человеческими и финансовыми ресурсами, осуществляющего согласованное и надлежащее сотрудничество между федеральными, региональными и местными органами власти, а также взаимодействие с детьми, родителями и неправительственными организациями;
– оптимизация процесса распространения знаний о конституционных правах и свободах ребенка;
– осуществление систематической профессиональной подготовки всех категорий специалистов, работающих в интересах детей и с детьми;
–привлечение внимания общества к проблемам защиты конституционных прав и свобод ребенка;
– усиление предпринимаемых мер по защите конституционных прав и свобод ребенка.
Приоритетными направлениями конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка, по мнению диссертанта, должны стать:
– охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;
– обеспечение качественного образования и воспитания ребенка;
–улучшение экономических условий жизнедеятельности несовершеннолетних;
– поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
– адресная поддержка одаренных детей;
– повышение качества жизни каждого ребенка.
Проведенный анализ нормативного правового блока конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка показал, что в России в настоящее время действует несколько сотен законов Российской Федерации, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, нормативных материалов федеральных министерств и ведомств и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих права детей в Российской Федерации. Эти правовые документы как общего, так и специального характера содержат конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей.
В то же время для действующего российского законодательства в сфере конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка характерны общие недостатки современной законодательной базы. Это подчеркивает необходимость систематизации законодательства, пересмотр дублирующих законов, противоречивых декларативных норм, а также обязательность организационного и материального обеспечения принимаемых законов.
В связи с этим автором обосновывается целесообразным в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ст. 4 «Цели государственной политики в интересах детей» в качестве принципов государственной политики в интересах детей, помимо изложенных, закрепить: правовое обеспечение защиты чести и достоинства детей; формирование системы адресной государственной социальной поддержки детей, обеспечение приоритета интересов детей, находящихся в трудных жизненных условиях; обеспечение интересов и прав детей в законодательстве по вопросам социальной политики; увеличение доли ресурсов, выделяемых на поддержку детей; развитие системы правового просвещения детей и родителей, повышение уровня их правосознания.
Организационно-управленческий блок конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка может быть представлен государственными и негосударственными органами, осуществляющими функции выработки и реализации государственно-правовой стратегии. Автор обращает внимание на то, что конституционно-правовая политика в области реализации прав и свобод ребенка будет носить целенаправленный характер при наличии и функционировании специальных управленческих органов, общественных институтов, действующих в интересах детей, способствующих осуществлению их основных прав и свобод.
Деятельно-практический блок конституционно-правовой политики в области реализации прав и свобод ребенка может быть представлен основными тенденциями правотворческой, правоприменительной, правовоспитательной и правозащитной деятельности соответствующих субъектов.
Второй параграф «Понятие конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации» посвящен рассмотрению теоретического инструментария, используемого в работе. Автор исследует такие понятия, как дети, ребенок, права ребенка, интересы ребенка, конституционные права и свободы ребенка. Обозначено отношение автора к проблеме соотношения понятий «права ребенка» и «интересы ребенка».
Указывая на отсутствие в Конституции РФ статей, непосредственно посвященных правам ребенка, автор анализирует отдельные нормы, регулирующие права детей, закрепленные в Конституциях Польши, Румынии, Швейцарии (Швейцарской Конфедерации), Словении, Португалии, Украины, Беларуси,  Узбекистана.
В связи с тем, что в нормативных правовых актах и в литературе можно встретить употребление различных терминов: дети, ребенок, несовершеннолетний и т.д., автор исследует указанные термины. Обращается внимание на расхождение понятий «дети», «ребенок», даваемых в международных правовых актах (в частности, Конвенции о правах ребенка) и внутренних российских нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.
Исходя из того, что наиболее распространенным термином в законодательстве является «права детей», «права ребенка», автор проводит исследование российского законодательства на предмет закрепления данного термина. Так как только в ряде нормативных правовых актов (в основном регионального уровня) удалось встретить данное определение, автор обосновывает необходимость закрепления в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» следующее определение: права ребенка – принадлежащие ребенку от рождения неотъемлемые и неотчуждаемые основные права и свободы человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации, а также специальные права, обеспечиваемые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и международно-правовыми обязательствами Российской Федерации.
Проведенный анализ гражданского и семейного законодательства показал, что достижение гражданской дееспособности в случае вступления в брак возможно и в четырнадцать, и в пятнадцать лет, тогда как эмансипация допускается только с шестнадцати лет, причем подросток в этом случае в большей степени готов к взрослой жизни, поскольку имеет заработок и работает. В связи с этим, автор отмечает, что обладание ребенком полной гражданской дееспособности раньше восемнадцати лет нередко приводит к нарушению его прав как ребенка, право на реализацию и защиту которых он имел в соответствии с законодательством. При этом в разных субъектах РФ несовершеннолетние оказываются в неравных условиях в обеспечении и защите своих прав. Предлагается предусматривать обеспечение, реализацию и защиту прав детей, не достигших 18 лет, независимо от приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.
Глава третья «Механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации» включает два параграфа.
В первом параграфе «Особенности реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации» исследуется понятие и особенности  реализация конституционных прав и свобод ребенка.
С точки зрения автора, реализация конституционных прав и свобод ребенка представляется процессом практического использования ребенком социальных возможностей, предусмотренных конституционными нормами, и направленным на удовлетворение его законных интересов.
Делается вывод, что исходя из специфики правового статуса ребенка, отдельные конституционные права и свободы могут им реализовываться самостоятельно, тогда как другие – только при непосредственном участии взрослых, что нередко предопределяет зависимость осуществления прав ребенка от родителей или лиц, их заменяющих. В силу наличия у ребенка определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно реализовать конституционные права и свободы так же эффективно, как взрослый.
Обосновывается необходимость Главу 2 «Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации» Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» дополнить статьей следующего содержания:
«Основы реализации прав ребенка:
– создание системы социально-экономических, медико-санитарных, культурно-воспитательных, политико-правовых и организационных мер;
– проведение широких медико-оздоровительных и экономических мероприятий по охране и поощрению материнства;
– установление прав на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;
– осуществление перспективной демографической политики, направленной на формирование стабильного и качественного населения;
– создание условий для физического и гигиенического воспитания подрастающего поколения;
– плановое осуществление научных исследований, подготовки высококвалифицированных специалистов в области здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты;
– расширение сети государственных и частных детских учреждений здравоохранения, дошкольного воспитания, базового профессионально-технического, средне-специального, высшего образования, учреждений социальной помощи и реабилитации;
– издание детской литературы, распространение материалов, полезных для развития ребенка средствами массовой информации;
– создание условий для развития объединений, ассоциаций, союзов, клубов, кооперативов по организации полезной деятельности детей в соответствии с достижениями науки, техники и информатики;
– создание условий для отдыха;
– обеспечение экологически чистого производства;
– развитие концепции национальной школы;
– широкое участия общественных организаций и формирований в охране и реализации прав ребенка;
– подготовка и использование кадров, готовых осуществлять юридическую защиту прав ребенка;
– использование методов государственной поддержки детства и материнства».
Поскольку правовой статус ребенка является предметом регулирования как национального, так и международного права, анализ конституционных принципов прав человека в Российской Федерации, а также ряд универсальных норм международных документов по правам ребенка, позволил выработать принципы реализации конституционных прав и свобод ребенка в России.
Под принципами реализации конституционных прав и свобод ребенка диссертант предлагает понимать объективно обусловленные начала, исходные положения, которые составляют организационно-правовую основу претворения в жизнь имеющихся у ребенка, в соответствии с Конституцией РФ, юридических возможностей.
Выделены такие основные принципы реализации конституционных прав и свобод ребенка, как:
– принцип равенства прав детей;
– принцип неотъемлемости прав и свобод ребенка;
– принцип восприятия ребенка как активного участника процессов, затрагивающих его права и свободы;
– принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка;
– принцип особой заботы, помощи, охраны и защиты в отношении всех детей, не только лишенных семейного окружения, неполноценных в умственно или физическом отношении, но и нарушивших уголовное законодательство, обвиняемых или признанных виновными в его нарушении, а также в случаях привлечения ребенка к другим видам юридической ответственности.
Автором предлагается дополнить Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» статьей 7.1 «Принципы реализации прав ребенка» и закрепить в статье вышеобозначенные принципы.
Исследуется перечень лиц, способствующих реализации прав детей, которых предложено разделить на четыре группы таких субъектов. Сделан вывод, что из указанных групп субъектов, на первые две группы: органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов; а также родители ребенка (лица, их заменяющие) – возложена обязанность содействия в реализации прав ребенка. Третья и четвертая группы: общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, а также специалисты по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка такой обязанностью напрямую не наделяются, а лишь могут содействовать реализации прав ребенка. В то же время, диссертант предполагает, что в том случае, когда такой специалист будет являться работником соответствующего органа власти, он будет выступать от лица данного органа и будет обязан содействовать в реализации прав ребенка.
В рамках рассмотрения ответственности родителей (лиц, их заменяющих) и государства в области защиты прав ребенка, автор отмечает, что правовое закрепление института юридической ответственности в Российской Федерации не снимает проблемы эффективности использования ребенком своих конституционных прав и свобод.
Во втором параграфе «Понятие механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации» исследуется структура механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка, а также предлагаются пути его совершенствования.
Анализ различных позиций и точек зрения ученых по вопросу о понятии механизма реализации прав и свобод личности, а также выявленные диссертантом особенности реализация конституционных прав и свобод ребенка, позволили выработать понятие «механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка». Механизм реализации конституционных прав и свобод ребенка предлагается рассматривать как совокупность взаимосвязанных, взаимовлияющих элементов, способствующих преобразованию формального закрепления конституционных прав и свобод ребенка в фактическое пользование ими. К числу таких элементов следует отнести:
– правовые нормы, закрепляющие конституционные права и свободы, развивающие и конкретизирующие их в отраслевом законодательстве, в федеральных нормативных правовых актах, актах субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления;
– правовое поведение самого ребенка с целью реализации конституционных прав и свобод;
– деятельность родителей ребенка (лиц, их заменяющих), направленную на реализацию и защиту прав и законных интересов ребенка;
– организационно-правовую деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в компетенцию которых входит обеспечение конституционных прав и свобод ребенка;
– организационно-правовую деятельность институтов гражданского общества, содействующих реализации прав ребенка;
– гарантии осуществления конституционных норм по реализации прав ребенка.
Обосновывается, что действенность механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка зависит от эффективности и бесперебойности функционирования всей совокупности его элементов.
Автор обращает внимание, что в большинстве случаев реализация конституционных прав и свобод ребенка связана с его правомерными действиями, с принятием организационных мер для их осуществления. При этом эффективность деятельности механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка в значительной мере обусловлена особенностями, характеризующими правовую культуру как самого ребенка, так и иных лиц, способных воздействовать на процесс реализации. Важным показателем правовой культуры является правовая воспитанность ребенка, его правовая грамотность. В современных условиях модернизация и развитие правового образования является одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах.
Действующую в настоящее время систему должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества, обеспечивающих реализацию конституционных прав и свобод ребенка, автор предлагает сгруппировать следующим образом:
 1) должностные лица и органы общей компетенции (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, представительные (законодательные) органы субъектов РФ и местного самоуправления, Правительство РФ, исполнительные органы субъектов РФ и местного самоуправления, суды общей юрисдикции, прокуратура и др.);
2) специально на то уполномоченные должностные лица (Уполномоченный по правам человека РФ, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, Уполномоченные по правам ребенка субъектов РФ) и органы (органы опеки и попечительства, органы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.)
3) институты гражданского общества (Уполномоченные по правам ребенка в муниципальных образованиях, школьные Уполномоченные по правам ребенка, общественные организации и т.д.).
Диссертантом делается вывод, что важная роль среди должностных лиц, обладающих специальной компетенцией, осуществляющих обеспечение и защиту прав детей по всем направлениям, принадлежит Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Обосновывается необходимость совершенствования работы Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, наделения их большими полномочиями, создания должностей Уполномоченных в тех субъектах РФ, в которых они еще не созданы или действуют  на общественных началах.
К институтам гражданского общества, осуществляющим деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей, автор относит общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, детские дома, реабилитационные центры, дома-интернаты, школы-интернаты и т.д.
Диссертантом обращается внимание на необходимость изменения ситуации в области социального обеспечения детей, помощи в реализации прав детей, нуждающихся в дополнительной защите, необходимости строить новые социально-реабилитационные центры, которые призваны оказывать помощь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Автором обосновывается необходимость активного использования проекта «Школьный Уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в образовательном учреждении», создания школьных Уполномоченных в учебных заведениях, поскольку деятельность этих должностных лиц является достаточно эффективной.
Исследованы такие формы правового просвещения и правового воспитания детей, используемые общественными организациями, как:
1. Проведение конкурсов среди детей.
2. Заключение соглашений о взаимодействии со школами.
3. Проведение занятий со школьниками.
4. Проведение просветительских мероприятий в детских учреждениях.
5. Творческие формы правового просвещения, например, постановка детских спектаклей о правах детей и выпуск книг о правах ребенка.
В работе сделан вывод, что в совокупности такие формы являются эффективным средством правового просвещения и воспитания.
В связи с тем, что правовое обеспечение неразрывно связано с гарантированностью реализации субъективных прав в процессе их осуществления, автор исследует гарантии реализации конституционных прав и свобод ребенка как условия и средства, обеспечивающие детям возможность пользоваться правами, установленными Конституцией и другими законами.
Автором отмечается, что, несмотря на  широкий круг нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровней, устанавливающих гарантии прав детей, нормы часто остаются декларативными, и гарантии в соответствии с указанными законами не всегда предоставляются. В связи с этим обоснована необходимость закрепления в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» понятия «гарантии прав ребенка» – совокупность государственных правовых институтов и правовых процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту конституционных прав и свобод ребенка.
Анализ системы государственных гарантий применительно к конституционным правам и свободам ребенка позволил диссертанту выделить следующие виды гарантий: социально-экономические, политические, идеологические и юридические. В работе обосновывается, что обозначенные гарантии образуют комплекс базовых условий, которые непосредственно влияют на процесс реализации конституционных прав и свобод ребенка.
Выделены следующие важнейшие условия действительности гарантий реализации конституционных прав и свобод ребенка:
– осознанность органов всех уровней важности обеспечения реализации прав ребенка;
– соответствующая деятельность государственных органов, основанная на четком разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами, в том числе в межбюджетных отношениях и компетенции федеральных, региональных и муниципальных структур управления в части финансирования расходов на детей;
– максимальная конкретизация обязанностей и ответственности государственных органов, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, выступающих гарантами использования ребенком своих прав и свобод.
В заключении излагаются итоги проведенного исследования, делаются обобщения и выводы, а также формулируются предложения по совершенствованию законодательства.
 
 
 
 
 
 
ОСНОВНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:
 
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК:
 

  1. Бондаренко О.А. Понятие механизма реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. 2008.  №  5 (30). С. 50 -53. – 0, 5 п.л.
  2. Бондаренко О.А. Права ребенка в Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ.  2010.  №  1 (38).  С. 72 - 76. – 0, 4 п.л.
  3. Бондаренко О.А. Формирование конституционно-правовой политики Российской Федерации в области реализации прав и свобод ребенка в условиях стабилизации социально-экономического и политического развития государства // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.  2011.  № 3 (16). С. 255-258. – 0, 55 п.л.

 
 
Работы, опубликованные в других изданиях:
 

  1. Бондаренко О.А. Проблемы реализации прав молодежи в условиях становления правового государства и гражданского общества // Молодежь и формирование гражданского общества в России: материалы Первой Общероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 6 – 7 октября 2005 года / Волгоградский институт бизнеса. – Волгоград : Изд – во «Панорама», 2005. С. 218 - 221. – 0, 5 п.л.
  2. Бондаренко О.А. Социально-правовые аспекты положения ребенка в Российской Федерации // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований», 15 – 25 апреля 2006 года. Том 7. Юридические и политические науки.  – Одесса: Изд-во Черноморье, 2006. С. 7 - 10. – 0, 58 п.л.
  3. Бондаренко О.А. Проблемы реализации прав молодежи в условиях становления правового государства и гражданского общества // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований», 15–25 апреля 2006 года. Том 7. Юридические и политические науки.  – Одесса: Изд-во Черноморье, 2006. С. 4 -7. – 0, 5 п.л.
  4. Бондаренко О.А. История возникновения и законодательное регулирование положение ребенка в России с древнейших времен до 1917 года // Сборник научных работ аспирантов и студентов ВАГС: сб. научных трудов. Вып. 12. Волгоград: ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. С. 151 -159. – 0, 58 п.л.
  5. Бондаренко О.А. Организационно-правовые аспекты волонтерского движения (на примере НОУ «Волгоградский институт бизнеса») общества // Молодежь и формирование гражданского общества в России: материалы Третьей Общероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 27 – 28 сентября 2007 года / Волгоградский институт бизнеса. – Волгоград: Изд – во «ПринТерра», 2007. С. 287-298. – 0, 25 п.л.
  6. Бондаренко О.А. Законодательство России в области защиты и реализации конституционных прав и свобод ребенка //«Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса». Выпуск 7. 2008. № 7. С. 91 - 95. – 0, 5 п.л.
  7. Бондаренко О.А. Государственная правовая политика в области защиты и реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации общества // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ̔2009», 15 – 30 июня 2009 года. Том 11. Юридические и политические науки.  – Одесса: Изд – во Черноморье, 2009. С. 29 - 32. – 0, 25 п.л.
  8. Бондаренко О.А. Принципы реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации // Права человека и проблемы безопасности общества и личности в современной России: материалы II Межрегиональной научно-практической конференции, Волгоград, 4 – 5 декабря 2008 года / Волгоградский институт бизнеса. – Волгоград: ПринТерра, 2009. С. 46 - 49. – 0, 25 п.л.
  9. Бондаренко О.А. Роль органов государственной власти в сфере реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2009. № 7. С. 16 - 19. – 0, 4 п.л.
  10. Бондаренко О.А. Компетенция государственных органов Российской Федерации в сфере реализации конституционных прав и свобод ребенка // Вестник Волгоградского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Мы и право. 2009. № 3 (4) сентябрь. С. 2 - 6. – 0, 4 п.л.
  11. Бондаренко О.А. Принципы и гарантии реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ̔2009», 5 – 17 октября 2009 года. Том 12. Юридические и политические науки.  – Одесса: Изд-во Черноморье, 2009. С. 32 - 38. – 0, 5 п.л.
  12. Бондаренко О.А. К вопросу о реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2009. № 9. С. 40 -43. – 0, 5 п.л.
  13. Бондаренко О.А. Развитие правового регулирования в области реализации прав и свобод ребенка в первые годы советской власти // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований ̔2010», 15 – 26 марта 2010 года. Том 14. Юридические и политические науки.  – Одесса: Изд-во Черноморье, 2010. С. 44 - 47. – 0, 4 п.л.
  14. Бондаренко О.А. Принципы реализации конституционных прав и свобод ребенка в Российской Федерации // Ученые записки. Сборник статей. Выпуск десятый. – Волгоград: НОУ ВПО «Волгоградский институт экономики, социологии и права», 2010. С. 244 - 249. – 0, 25 п.л.
  15. Бондаренко О.А. Конституционные права и свободы ребенка и проблемы их реализации в Российской Федерации // Права человека и проблемы безопасности общества и личности в современной России: Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, Волгоград, 26 ноября 2009 года / Волгоградский институт бизнеса. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. С. 25 -29. – 0, 4 п.л.
  16. Бондаренко О.А.   Конституционные права и свободы ребенка в  Российской Федерации как основа формирования правосознания детей // Всероссийская конференция по проблемам правового воспитания и просвещения детей: материалы научно-практической конференции (10 июня 2011 года). –  Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. С. 43-47. – 0, 4 п.л.
  17. Бондаренко О.А.   История развития законодательства о правах ребенка: научно-практическое пособие –  Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. – 28 с. – 1, 4 п.л.
  18. Бондаренко О.А.   Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. 28 с. – 1, 4 п.л.
  19. Бондаренко О.А.   Международные документы о правах ребенка: научно-практическое пособие. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011. 28 с. – 1, 4 п.л.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Бондаренко Ольги Анатольевны
 
 
Тема диссертационного исследования
РЕАЛИЗАЦИЯ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД  РЕБЕНКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
Научный руководитель  –   доктор юридических наук,
профессор Юсупов Виталий Андреевич
 
 
 
 
Изготовление оригинал-макета
 
 
 
Подписано в печать        
Тираж __
Усл. п.л –
 
 
Отпечатано _______________ Заказ №___
 
 
 
 
 
 
 

 
[1]См.: Анализ положения детей в Российской Федерации // Официальный сайт ЮНИСЕФ – Детского фонда Организации Объединенных Наций  [Электронный ресурс] http:// www.unicef.org/russia/ru
[2] Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. – Волгоград, 1997. – С. 35.
 
Файлы: 
Порядок отображения: 
0