2012avtoref781

Аватар пользователя ideolog
Россошанский Александр Андреевич
 
18 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Конституционный принцип равенства перед судом: реализация в арбитражном судопроизводстве» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.243.16
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Россошанский А.А. Конституционный принцип равенства перед судом: реализация в арбитражном судопроизводстве: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref781 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Россошанский А.А. Конституционный принцип равенства перед судом: реализация в арбитражном судопроизводстве: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
РОССОШАНСКИЙ Александр Андреевич
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ПЕРЕД СУДОМ: РЕАЛИЗАЦИЯ В АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Саратов — 2012
2
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образо-вательном учреждении высшего профессионального образования «Сара-товский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации КОМКОВА Галина Николаевна
Официальные оппоненты: АСТАФИЧЕВ Павел Александрович
доктор юридических наук, профессор, директор юридического института, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс» (г. Орел)
КУЗНЕЦОВА Ольга Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права ФГБОУ ВПО «Поволжский институт имени П.А. Столыпина – филиал Российской ака-демии народного хозяйства и государствен-ной службы при Президенте Российской Фе-дерации» (г. Саратов)
Ведущая организация — ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» (кафедра конститу-ционного и международного права) (г. Саратов)
Защита состоится 18 мая 2012 г. в 14.00 на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.243.16 при Федеральном государствен-ном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионально-го образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. 12, ауд. 510.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 Зональной научной библиотеки Федерального государственного бюджетного образо-вательного учреждения высшего профессионального образования «Сара-товский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
Автореферат разослан «_____» апреля 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Е.А. Крючкова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Конституция РФ 1993 г. признала судебную власть самостоятельной и независимой наравне с законодатель-ной и исполнительной ветвями власти, выделила виды судопроизводства, определила основные принципы организации и деятельности судов в Рос-сийской Федерации.
Тем не менее, совершенствование судебной системы России не за-вершено, о чем свидетельствует продолжающаяся судебная реформа, основой которой является федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России». Многочисленные преобразования в судебной системе, связанные с ее демократизацией, введением новых институтов и перераспределением полномочий между судебными органами, не обес-печили реализацию такого важного конституционного принципа, как принцип равенства перед судом, в том числе и в системе арбитражного судопроизводства.
Поскольку конституционные принципы — это основные идеи, которые, будучи нормативно закреплены, направляют развитие законодательства и конкретных норм в сфере организации и деятельности судебной власти. Без их системного и полного исследования невозможно раскрыть действи-тельное положение российского суда в отечественной государственной системе разделения власти, а также выявить тенденции эволюции этой власти и прогнозировать перспективы ее развития.
В современных условиях построения правового государства, опираю-щегося на формирование и развитие традиционных общечеловеческих ценностей, таких как справедливость, равенство, возникает необходимость выявить особенности содержания, конституционно-правового регулирова-ния и реализации конституционного принципа равенства перед судом в арбитражном судопроизводстве, выработать новые рекомендации и пред-ложения, направленные на совершенствование законодательства и право-применительной практики в этой области.
4
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что данная тема акту-альна, имеет теоретическую и практическую значимость и представляет интерес для науки конституционного права.
Цель исследования заключается в комплексном научном анализе кон-ституционного принципа равенства перед судом в арбитражном судопро-изводстве, его закрепления в Конституции РФ и развития в текущем рос-сийском законодательстве, а также в разработке рекомендаций по совер-шенствованию правового регулирования отношений в этой сфере.
В соответствии с целью диссертационной работы поставлены следую-щие основные задачи:
провести ретроспективный анализ развития конституционного принци-па равенства перед судом и становления системы арбитражных судов в советский период нашего государства;
раскрыть содержание и выявить возможность законодательного закре-пления конституционного принципа равенства перед судом в арбитражном судопроизводстве Российской Федерации;
показать, что транспарентность судебной власти и развитие информа-ционных технологий являются перспективными направлениями в обеспе-чении конституционного принципа равенства перед судом в арбитражном судопроизводстве;
исследовать конституционно-правовые основы реализации равного доступа к правосудию в системе арбитражных судов;
определить степень обеспечения арбитражными судами равной судебной защиты прав и законных интересов участников арбитражного процесса;
рассмотреть конституционно-правовое регулирование равенства стату-са судей арбитражного суда и арбитражных заседателей;
сформулировать предложения по совершенствованию российской су-дебной системы, определить перспективы развития конституционного принципа равенства перед арбитражными судами.
Объектом исследования является совокупность общественных отно-шений, возникающих при реализации конституционного принципа равен-ства в арбитражном судопроизводстве Российской Федерации.
5
Предмет исследования составляют содержание конституционного принципа равенства перед судом в арбитражном судопроизводстве, его конституционно-правовое регулирование и практика реализации.
Степень научной разработанности темы. Источниковедческую базу диссертационного исследования составили работы в области теории госу-дарства и права, конституционного и арбитражно-процессуального права. В различной степени проблемы реализации конституционного принципа равенства перед судом рассматривались в комментариях к действующему законодательству, учебной и практической литературе, научных статьях.
В работе использованы научные труды специалистов в области прав человека — С.А. Авакьяна, В.Г. Анненковой, П.А. Астафичева, М.В. Баглая, Т.Н. Балашовой, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.В. Гошуляка, В.Е. Гулиева, Ю.П. Еременко, В.Т. Кабышева, В.В. Кома-ровой, Г.Н. Комковой, Е.А. Козловой, О.Е. Кутафина, М.А. Липчанской, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Г.Б. Романовского, Б.Н. То-порнина, И.Е. Фарбера, В.И. Фадеева, Т.Я. Хабриевой, Е.С. Шугриной, Б.С. Эбзеева и др.
Существенный вклад в разработку вопросов равенства в науке консти-туционного права внесла докторская диссертация Г.Н. Комковой «Консти-туционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание, механизм защиты» (Саратов, 2002).
В последние годы появились диссертационные работы, сыгравшие большую роль в изучении проблем содержания и правового регулирования конституционного принципа равенства пред судом. Среди них следует на-звать труд Р.А. Малясова «Конституционный принцип равенства человека и гражданина перед судом в современной России» (Саратов, 2005), в котором автор обращается к вопросам, связанным с определением и реализацией указанного принципа в целом без детализации по видам судопроизводства.
Несмотря на существующий научный интерес к проблеме равенства, вопросы содержания и реализации конституционного принципа равенства перед судом, а тем более в системе арбитражных судов, остаются недоста-точно исследованными. В современных условиях, характеризуемых кар-динальным изменением правовой системы Российского государства, при-
6
знанием значительной роли судебной власти при построении демократи-ческого правового государства, развитием экономических отношений и наращиванием тенденций глобализации в экономической сфере, исследо-вание проблем реализации конституционного принципа равенства перед судом в арбитражном судопроизводстве приобретает особую значимость. Отметим, что монографических научных исследований, посвященных изу-чению конституционного принципа равенства перед судом именно в сис-теме арбитражных судов, до настоящего времени не проводилось.
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и оче-видность практической значимости рассматриваемой проблемы, опреде-ленная новизна и объективная потребность в совершенствовании правово-го регулирования отношений в арбитражном судопроизводстве с позиции конституционного принципа равенства определили выбор темы, а также цель и задачи диссертационного исследования.
Методологическую основу исследования составили апробированные общенаучные и специальные методы познания.
Общенаучный диалектический метод дал возможность всесторонне рассмотреть общественные отношения, связанные с реализацией и защи-той конституционного принципа равенства перед судом в системе арбит-ражного правосудия. Методы формальной логики — описание, сравне-ние, анализ и синтез и другие — позволили охарактеризовать принцип равенства перед судом с позиции его конкретного нормативного содер-жания. Историко-юридический метод дал возможность проследить эво-люцию подходов к регулированию конституционного принципа равенст-ва перед судом на различных этапах развития научного знания. Приме-нение указанных методов позволило исследовать объекты во взаимосвя-зях и взаимозависимостях, выявить определенные тенденции, сделать обобщения и выводы.
При написании работы также был использован междисциплинарный подход, который заключался в рассмотрении конституционного принципа равенства перед судом как с точки зрения юридических наук (теории пра-ва, конституционного, международного права, арбитражно-процессуаль-ного права), так и иных сфер гуманитарного знания.
7
Теоретическая основа исследования представлена современными достижениями науки конституционного права. Кроме того, в работе ис-пользованы результаты исследований в области теории и истории госу-дарства и права, арбитражного процесса, а также обобщения и выводы социологии.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ 1993 г. и конституции советского периода, международные правовые акты, феде-ральные законы и подзаконные акты федерального уровня, другие норма-тивные материалы.
Эмпирической основой исследования послужили решения Конститу-ционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Проанализирована информация, содержащаяся в стенограммах заседаний и совещаний судеб-ных органов, рекомендациях экспертов, а также в официальных статисти-ческих документах.
Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой одно из первых в науке конституционного права комплексных монографи-ческих исследований конституционного принципа равенства перед судом в арбитражном судопроизводстве. Впервые проводится изучение специфики реализации указанного конституционного принципа в исторической рет-роспективе и на современном этапе; выявляются элементы, составляющие принцип равенства перед арбитражным судом; определяются основные направления совершенствования судебной системы Российской Федера-ции с позиции реализации конституционного принципа равенства перед судом в арбитражном судопроизводстве.
Элементы новизны нашли отражение в самом подходе к исследованию, выявлению проблем, в предлагаемых решениях ряда конкретных вопросов и в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. С позиции темы исследования установлено, что равенство в Консти-туции РФ закреплено как два взаимосвязанных принципа — равенство перед судом и равный доступ к предпринимательской деятельности. Кон-ституционное право на равный доступ к предпринимательской и иной эко-номической деятельности служит основой рыночной экономики. Консти-
8
туционной основой реализации данного права является принцип равенства перед судом, в том числе и в арбитражном судопроизводстве.
2. В ст. 118 Конституции РФ арбитражное судопроизводство не выде-лено в качестве самостоятельного способа осуществления правосудия по экономическим спорам. В связи с этим предлагается внести изменения в Конституцию России, изложив указанную статью в следующей редак-ции: «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судо-производства».
3. Сформулировано авторское определение конституционного принци-па равенства перед судом в системе арбитражного судопроизводства, под которым предлагается понимать закрепленное в Конституции и Арбит-ражном процессуальном кодексе РФ правило, в соответствии с которым арбитражное правосудие осуществляется на началах равенства участников арбитражного процесса независимо от каких-либо признаков и критериев, равенства в доступе к арбитражному правосудию, применении судом норм материального и процессуального права к сторонам процесса на всех ста-диях арбитражного процесса.
4. Выявлены основные составляющие конституционного принципа ра-венства перед судом применительно к арбитражному судопроизводству. В частности, к ним отнесены: равный доступ к правосудию в арбитражных судах; равная судебная защита прав и законных интересов всех участников арбитражного процесса; равенство статуса судей и арбитражных заседате-лей при отправлении правосудия в арбитражных судах.
5. Одним из важнейших факторов, влияющих на эволюцию россий-ского общества, являются информационно-коммуникационные техноло-гии. Общая тенденция развития арбитражного процесса — расширение и упрочение состязательности судопроизводства при обеспечении консти-туционного принципа равенства перед судом. Современные информаци-онные технологии призваны на новом уровне обеспечить закрепленный Конституцией РФ принцип публичности судебного разбирательства че-
9
рез повышение степени транспарентности, доступности и открытости правосудия.
6. В результате анализа процесса реализации равного доступа к арбит-ражному правосудию выделены следующие основные аспекты его обеспе-чения: простота и равная возможность подачи искового заявления; равная возможность получения квалифицированной юридической помощи; рав-ный статус субъектов экономической деятельности при обращении в ар-битражный суд; равный доступ к арбитражному суду независимо от места нахождения субъекта процесса.
7. Установлено, что при реализации принципа равного доступа к суду наряду с равными возможностями подачи заявления важным условием является получение квалифицированной юридической помощи. Аргумен-тируется, что существующая проблема актуальна не только для перечис-ленных в законе категорий граждан, но и для некоммерческих организа-ций, предприятий в сфере малого бизнеса, которые, как правило, не имеют собственных юридических служб. В связи с этим предлагается законода-тельно закрепить возможность получения бесплатной юридической помо-щи в арбитражных судах для некоммерческих организаций и предприятий в сфере малого бизнеса.
8. Многообразие субъектов обращения в арбитражный суд актуализи-рует проблему обеспечения равенства некоторых государственных орга-нов и частноправовых субъектов в отношении уплаты госпошлины, яв-ляющейся одним из элементов равного доступа к правосудию. Действую-щее законодательство фактически освобождает публично-правовые субъ-екты от ее уплаты, даже если спор возник из гражданских правоотноше-ний. Льготы для публично-правовых субъектов, по мнению автора, необ-ходимы в случае, если государственные и муниципальные органы вступа-ют в арбитражный процесс для защиты интересов государства. Но, если дело вытекает из договорных отношений, где они выступают как участни-ки гражданского оборота, государственную пошлину с публично-правовых субъектов следует взыскивать в общем порядке. Иначе это будет отступ-лением от принципа равенства перед судом.
10
9. Анализ конституционных положений свидетельствует о специфич-ности конституционного регулирования отправления правосудия в России: с одной стороны, оно осуществляется только судом, а с другой — гражда-не Российской Федерации также имеют право на участие в отправлении правосудия. Следовательно, принцип равенства в арбитражном судопроиз-водстве можно рассматривать применительно к двум категориям лиц, уча-ствующим в отправлении правосудия: судьям и арбитражным заседателям. Статус арбитражных заседателей уникален, поскольку он приравнен к ар-битражным судьям: на них распространяются единые требования и огра-ничения, они наделяются равными правами.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного иссле-дования определяется его актуальностью, научной новизной, а также вы-водами как общетеоретического, так и практического характера.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что выво-ды и предложения, содержащиеся в ней, имеют важное теоретическое зна-чение для науки конституционного права и могут быть применены для дальнейшего теоретического исследования конституционного принципа равенства перед судом в арбитражном судопроизводстве.
Содержащиеся в работе теоретические выводы могут быть использова-ны при разработке учебников, учебных и учебно-методических пособий, проведении лекций и семинарских занятий в рамках курса «Конституци-онное право Российской Федерации», спецкурса «Права человека в Рос-сийской Федерации» в высших учебных заведениях.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и обос-новании предложений, направленных на совершенствование российской судебной системы и перспективу развития конституционного принципа равенства перед арбитражными судами.
Изложенные в диссертации рекомендательные положения могут быть использованы законодательными органами государственной власти, а так-же арбитражными судами для определения основных направлений совер-шенствования своей деятельности.
11
Некоторые концептуальные положения диссертации могут быть приня-ты во внимание при совершенствовании Концепции судебной реформы в Российской Федерации.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседании кафедры консти-туционного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовский государ-ственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
Основные положения диссертационной работы докладывались на меж-дународных, всероссийских, межвузовских научных и научно-практических конференциях, в частности на следующих международных научно-практических конференциях: «Политико-правовые технологии взаимодей-ствия власти, общества и бизнеса в регионах» (Саратов, СГУ, 2010 г.); на Международном Конституционном Форуме «Участие граждан в управлении делами государства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях модернизации России» (Саратов, СГУ, 2010 г.); «Политико-правовые проблемы взаимодействия власти, общества и бизнеса: опыт Рос-сии и зарубежных стран» (Саратов, СГУ, 2012 г.) и др.
Основные выводы, обобщения и предложения, сформулированные в ходе исследования, апробированы автором в педагогической практике при чтении лекций и проведении семинарских занятий со студентами юриди-ческого факультета ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный универ-ситет имени Н.Г. Чернышевского» по курсу «Конституционное право Рос-сийской Федерации», спецкурсу «Конституционная экономика».
Результаты исследования изложены в 8 научных статьях, 2 из которых опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами, отра-жающими научно-практический характер исследования, которое состо-ит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографического списка.
12
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертации; определена научная задача; выявлены объект и предмет исследования; указана степень научной разработанности темы; изложена методологическая основа; рас-крыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, эмпи-рическая и нормативно-правовая база исследования; сформулированы ос-новные положения, выносимые на защиту; приведены данные об апроба-ции результатов исследования.
В первой главе «Содержание конституционного принципа равен-ства перед судом в арбитражном судопроизводстве», состоящей из трех параграфов, с учетом исторического развития раскрываются понятие и содержание конституционного принципа равенства перед судом в арбит-ражном судопроизводстве Российской Федерации, определяются перспек-тивные направления обеспечения исследуемого принципа.
В параграфе первом «Ретроспективный анализ развития конституци-онного принципа равенства перед судом и становление арбитражных су-дов в советский период» проведено историко-правовое исследование гене-зиса принципа равенства перед судом в системе арбитражных судов.
При изучении исторического опыта становления принципа равенства перед судом и системы арбитражных судов в Российском государстве автор приходит к ряду выводов. В частности, отмечается, что принципы организации и деятельности судебной власти, которые в европейских странах получили право на существование в результате революций, в России были провозглашены по инициативе правительства и впервые законодательно закреплены не на конституционном уровне, а судебными уставами 1864 г. — законодательными актами, реформировавшими судо-устройство и судопроизводство. Реформы торгового процесса в данный период не произошло.
На рубеже XIX–XX вв. вопрос становления и развития «справедливого и правового» суда оставался открытым, проблема равенства всех перед судом еще не была решена и оставалась актуальной.
13
С развитием хозяйственных отношений, переходом к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности в период новой экономиче-ской политики отношения между предприятиями стали строиться на дого-ворных началах, а потому возникла необходимость в создании специаль-ного органа по разрешению споров между государственными предпри-ятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии.
В 1931 г. был образован Государственный арбитраж, призванный раз-решать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями, а в августе 1934 г. Государственным арбитражем при СНК СССР были изданы Правила рассмотрения и разрешения споров органами государственного арбитража, содержавшие совокупность процессуальных норм, определявших порядок возбуждения дел в органах Госарбитража, их подготовки, рассмотрения, вынесения решения и т.д.
Проведенный диссертантом анализ Правил рассмотрения и разрешения споров органами государственного арбитража, с позиции обеспечения принципа равенства, свидетельствует о многочисленных его нарушениях, что в целом позволяет заключить, что в современном конституционном понимании принцип равенства перед судом в советский период не был реализован.
Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в систе-ме управления народным хозяйством: являлся органом государственного управления, наделенным рядом полномочий в сфере хозяйственных отно-шений (включая право принятия нормативных актов), а также разрешал возникавшие споры между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.
Развитие рыночных отношений обусловило необходимость создания вместо ведомственных и государственных арбитражей специальных ар-битражных судов. Система арбитражей была упразднена 1 октября 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде». С этого периода начинается новый этап в
14
развитии арбитражных судов и принципов их деятельности, впоследствии закрепленных в Конституции РФ.
Проведенное исследование позволило автору сделать вывод о том, что становление принципа равенства перед судом и системы арбитражных судов в Российском государстве тесным образом связано с социально-экономическим и политическим развитием государства. При этом не всегда конституционные нормы совпадали с правоприменительной практикой.
В параграфе втором «Законодательное закрепление и содержание конституционного принципа равенства перед судом в арбитражном су-допроизводстве» автор на основе изученных научных работ определяет, что конституционный принцип равенства перед судом — это базовый принцип не только осуществления прав и свобод человека, но и функцио-нирования всей судебной системы Российской Федерации. Провозглаше-ние России в качестве демократического федеративного правового госу-дарства предполагает отсутствие препятствий для реализации данного конституционного принципа.
Диссертант отмечает, что в Конституции РФ равенство закреплено как два взаимосвязанных принципа — равенство перед судом и равный доступ к предпринимательской деятельности. Право на равный доступ к предпри-нимательской и иной экономической деятельности служит основой ры-ночной экономики, гарантией функционирования хозяйственных меха-низмов, присущих данному виду общественного устройства. Гарантией реализации данного права на практике является, в свою очередь, принцип равенства перед судом, в том числе и в арбитражном судопроизводстве.
По мнению автора, основные составляющие конституционного прин-ципа равенства перед судом применительно к арбитражному судопроиз-водству — это равный доступ к правосудию в арбитражных судах; равная судебная защита прав и законных интересов всех участников арбитражно-го процесса; равенство статуса судей и арбитражных заседателей при от-правлении правосудия в арбитражных судах.
Проведенное исследование законодательного регулирования и содер-жания конституционного принципа равенства перед арбитражным судом позволило диссертанту сформулировать собственное определение этого
15
принципа. Отмечается, что система конституционно-правового регулиро-вания судебной власти может быть представлена тремя группами консти-туционных норм: основы судоустройства; основы статуса судьи; основы судопроизводства.
Конституционно-организационные основы арбитражных судов опреде-лены в Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражном процессу-альном кодексе РФ. Статус судей арбитражных судов един со статусом судей иных федеральных судов и регламентирован Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации». Однако арбитражное судопроизводство не выделено в качестве самостоятельного способа осу-ществления правосудия по экономическим спорам. В связи с этим автором предлагается внести изменения в ст. 118 Конституции РФ.
Параграф третий «Транспарентность судебной власти и развитие информационных технологий как перспективные направления обеспечения конституционного принципа равенства перед судом» посвящен пробле-мам обеспечения открытости судебной власти и внедрения информацион-ных технологий в судопроизводство по арбитражным делам.
По мнению автора, реализация конституционного принципа равенства всех перед судом тесно взаимодействует с такими принципами, как глас-ность и открытость в деятельности судов. Такое взаимодействие в полной мере присуще и системе арбитражных судов.
Указанные принципы конкурируют с конституционными нормами о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, о праве на защиту своей чести и доброго имени, тайны переписки, телефонных пере-говоров и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ).
Диссертант приходит к выводу о том, что в Концепцию развития су-дебной системы России необходимо включить положения, обеспечиваю-щие гармоничное сочетание тенденций глобальной информатизации и достаточную автономию личности. Отмечается, что одним из важнейших факторов, влияющих на развитие российского общества, являются инфор-мационно-коммуникационные технологии. Общая тенденция развития
16
арбитражного процесса — развитие и упрочение состязательности судо-производства при обеспечении конституционного принципа равенства пе-ред судом. Современные информационные технологии призваны на новом уровне обеспечить закрепленный Конституцией РФ принцип публичности судебного разбирательства через повышение степени транспарентности, доступности и открытости правосудия. Решение указанных задач подразу-мевает глобальную информатизацию судебной системы и переход к элек-тронному правосудию с одновременным созданием соответствующей пра-вовой базы.
Понятия «открытость», «гласность» судебного разбирательства, по мнению автора, используются в российском законодательстве прежде все-го и в основном для конкретизации и обеспечения принципа справедливо-го судебного разбирательства. Однако открытость судебного разбиратель-ства дела не равнозначна открытости судебной системы и доступности информации о деятельности судов. В связи с этим в исследовании предла-гается открытость в сфере судебной власти понимать двояко: как обеспе-чение равного и свободного (беспрепятственного) доступа к судебной сис-теме и как информированность общественности о деятельности судебных органов.
В результате государство, внедряя информационные технологии в ар-битражный процесс, реализуя модели электронного правосудия в целом, должно ставить в качестве стратегической задачи изменение взаимоотно-шений государства и общества, между судом как ветвью государственной власти и остальными гражданами, обеспечивая в полной мере реализацию конституционного принципа равенства каждого перед судом.
Вторая глава «Специфика реализации конституционного принци-па равенства перед судом», включающая в себя четыре параграфа, по-священа детальному анализу основных составляющих конституционного принципа равенства перед судом применительно к арбитражному судо-производству.
В параграфе первом «Конституционно-правовые основы реализации равного доступа к правосудию в системе арбитражных судов» изучаются
17
различные подходы к определению и классификации гарантий равного доступа к арбитражному правосудию.
Среди основных аспектов обеспечения равного доступа к правосудию в системе арбитражных судов автор выделяет следующие:
простота и равная возможность подачи искового заявления;
равная возможность получить квалифицированную юридическую по-мощь;
равный статус субъектов экономической деятельности при обращении в арбитражный суд;
равный доступ к арбитражному суду независимо от места нахождения субъекта процесса.
Отмечается, что соответствие искового заявления обязательным требо-ваниям ст. 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится к необходимым условиям реализации права на обращение за судебной за-щитой. Вместе с тем не каждый в состоянии подготовить такой процессу-альный документ, что заведомо ставит лицо в неравное положение при обращении в суд.
Диссертант подчеркивает, что при реализации принципа равного дос-тупа к суду наряду с равными возможностями подачи заявления важным условием является получение квалифицированной юридической помощи. В связи с этим предлагается законодательно закрепить возможность бес-платной юридической помощи в арбитражных судах, что станет одним из элементов социальной защиты и поддержки граждан государством при отправлении правосудия, а значит — важной гарантией реализации кон-ституционного принципа равенства всех перед судом.
Одним из условий реализации равного доступа к правосудию в системе арбитражных судов автор называет равный статус субъектов экономиче-ской деятельности, которыми выступают граждане и юридические лица, Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образова-ния. Особенностью трактовки равенства в арбитражном процессе, по его мнению, является обязательное установление равенства организаций перед
18
арбитражным судом вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Анализ правоприменительной практики позволил сделать вывод о том, что многообразие субъектов обращения в арбитражный суд ставит проблему об освобождении некоторых государственных органов от уп-латы госпошлины. Между тем подобный подход противоречит практике Конституционного Суда РФ и правовым позициям Европейского суда по правам человека. В диссертационном исследовании предлагается устра-нить указанный пробел в законодательстве и обязать публично-правовые органы уплачивать государственную пошлину при обращении в арбит-ражный суд.
С доступностью правосудия автор связывает и проблему имплемента-ции принципа равенства в арбитражном процессе вне зависимости от мес-та нахождения субъекта процесса. Равная территориальная доступность арбитражного суда как гарантия равенства участников процесса вне зави-симости от места нахождения в настоящее время обеспечивается посред-ством внедрения элементов электронного правосудия, видеоконференцс-вязи, а также путем создания судебных присутствий арбитражных судов.
Иногда место нахождения организации или предпринимателя может стать существенным препятствием для обращения в арбитражный суд, поскольку арбитражная система России подчинена административно-территориальному делению. В связи с этим представляется необходимым связать порядок создания судебных присутствий и штатную численность судей не с количеством административных единиц, а с плотностью насе-ления и количеством обращений в арбитражный суд на той или иной территории.
Диссертант приходит к выводу, что действующий Арбитражный про-цессуальный кодекс РФ предусматривает необходимые механизмы, обес-печивающие равный доступ к арбитражному правосудию. Вместе с тем отмечается, что в ряде случаев этот принцип нарушается. Поэтому совер-шенствование гарантий равного доступа к арбитражному правосудию есть одна из важнейших задач проводимой реформы.
19
В параграфе втором «Обеспечение арбитражными судами равной су-дебной защиты прав и законных интересов участников арбитражного процесса» исследуются правовые проблемы, возникающие вследствие фактического неравенства сторон арбитражного судопроизводства.
Указывается, что равенство участников арбитражного процесса вне за-висимости от пола, расы, национальности, имущественного положения, отношения к религии, должностного положения обеспечивается обязанно-стью арбитражного суда руководствоваться в процессе отправления пра-восудия исключительно законом. Эта универсальная процессуальная обя-занность выражается в прямом действии принципа законности и возмож-ности обжаловать любые процессуальные действия суда в вышестоящую инстанцию по мотивам дискриминации. Российский арбитражный процесс пошел по пути отсутствия позитивной дискриминации в отношении пере-численных условий.
В настоящее время льготы предусматриваются только в зависимости от имущественного положения, что, по мнению автора, является спра-ведливым, ведь в настоящий момент, учитывая особенности экономики, достаточно сложно прогнозировать доходы бизнеса. Исходя из этого, защита субъектов предпринимательства, оказавшихся в сложной фи-нансовой ситуации, может осуществляться в том числе и в форме уста-новления процессуальной льготы в отношении уплаты государственной пошлины.
Автор отмечает, что в соответствии со ст. 8 Арбитражного процессу-ального кодекса РФ в процессе стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбит-ражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процес-суальных прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом.
Равные возможности сторон обеспечивает одинаковый правовой статус участников процесса, выступающих в одинаковых процессуальных ролях: свидетелей, переводчиков, экспертов. Для суда не имеет значения, с какой
20
стороны привлечены эти участники процесса, отношения с ними строятся абсолютно на равных условиях.
Также отмечается, что равная защита всех форм собственности в Рос-сийской Федерации является конституционным требованием. Поэтому заинтересованные лица независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, имеют равные возможности для отстаивания своих прав и свобод в суде; помимо этого, право на судебную защиту по Конституции РФ гарантируется каждому, т.е. оно принадлежит не только российским гражданам и организациям, но также иностранным физиче-ским и юридическим лицам, лицам без гражданства.
Исходя из вышеизложенного, автор приходит к выводу о том, что рав-ная судебная защита прав и законных интересов участников арбитражного процесса обеспечивается арбитражными судами в достаточной мере.
В параграфе третьем «Конституционно-правовое регулирование ра-венства статуса судей арбитражного суда и арбитражных заседате-лей» анализируется один из элементов принципа равенства перед судом в арбитражном судопроизводстве — равенство статуса судей арбитражных судов и арбитражных заседателей.
Текстуальный анализ конституционных положений позволил диссер-танту установить специфику конституционного регулирования отправле-ния правосудия в России: с одой стороны, оно осуществляется только су-дом, а с другой — граждане Российской Федерации также имеют право на участие в отправлении правосудия. Следовательно, принцип равенства в арбитражном судопроизводстве, как считает автор, можно рассматривать применительно к двум категориям лиц, участвующим в отправлении пра-восудия: судьям и арбитражным заседателям.
Отмечается, что Конституция РФ закрепляет только одну форму уча-стия граждан в отправлении правосудия — в качестве присяжных заседа-телей. Соответственно, такая форма участия граждан в деятельности су-дебной власти, как арбитражные заседатели, не имеет конституционного закрепления, а институциирована на уровне федерального закона. В связи
21
с этим диссертант приходит к заключению, что статус судей арбитражного суда и арбитражных заседателей не может быть равным.
Вместе с тем статус судей арбитражных судов значительно отличается от статуса арбитражных заседателей как носителей народного начала в правосудии. Эти различия связаны с порядком формирования судейского корпуса и привлечением к судебному процессу заседателей, а также ответ-ственностью за невыполнение своих обязанностей.
Отмечается, что принцип равенства при реализации права на участие в отправлении правосудия в арбитражных судах реализуется посредством тех требований, которые предъявляются законом в одинаковой мере к судьям арбитражных судов и арбитражным заседателям. К таким равным для всех требованиям относится: наличие российского гражданства, дос-тижение возраста 25 лет, дееспособность, особые морально-этические ка-чества, невозможность состоять на правоохранительной и иной государст-венной службе, владение русским языком. Диссертант считает, что все эти требования обоснованы.
Кроме того, в работе подчеркивается, что равенство статуса профес-сиональных судей и арбитражных заседателей может повлечь определен-ные сложности при отправлении правосудия с участием арбитражных за-седателей: при определенных обстоятельствах два голоса арбитражных заседателей могут перевесить один голос профессионального судьи. Тем не менее, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что статус арбитражных заседателей уникален, поскольку он приравнен к статусу арбитражных судей: на них распространяются единые требования и огра-ничения, они наделяются равными правами.
Параграф четвертый «Совершенствование российской судебной сис-темы и перспективы развития конституционного принципа равенства перед арбитражными судами» посвящен анализу ряда направлений со-вершенствования законодательства об арбитражном судопроизводстве, которые могут повлиять на реализацию принципа равенства в Российской Федерации.
22
Диссертант констатирует, что арбитражные суды за последние 22 года прошли большой путь от ведомственного органа для разрешения споров, до полноценного элемента судебной системы. Однако в настоящее время совершенствование арбитражных судов нуждается в обновленном «на-правляющем векторе». Автор полагает целесообразным принять новую концепцию судебной реформы, в которой значительное внимание уделить имплементации конституционных принципов в арбитражный процесс, чтобы избежать проанализированных в исследовании случаев неправиль-ной трактовки принципа равенства участников перед арбитражным судом.
В 2011 г. истек срок действия Федеральной целевой программы «Кон-цепция развития судебной системы на 2007–2011 годы». Диссертант счи-тает необходимым в новую Концепцию в раздел «Цели и задачи програм-мы» внести цели: «обеспечение равного доступа к правосудию» и «даль-нейшее совершенствование защиты конституционного принципа равенст-ва в арбитражном судопроизводстве». Для реализации указанных целей, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи.
Прежде всего, следует модернизировать судоустройство, систему ар-битражных судов путем подготовки предложений по созданию судебных присутствий в тех регионах, где рассмотрение спора в арбитражном суде является востребованным, и продолжить совершенствование процедур видеоконференцсвязи как самостоятельной гарантии принципа равенства в арбитражном процессе. При этом предполагается не только широкое вве-дение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность прими-рения сторон, но и создание фактических условий для осуществления дан-ных процедур. В связи с этим диссертант полагает необходимым допол-нить Арбитражный процессуальный кодекс РФ ст. 136.1 «Перерыв в ар-битражном процессе в случае, если стороны обратились к медиатору» тек-стом следующего содержания: «Если стороны решили на стадии подготов-ки обратиться к медиатору и урегулировать юридический конфликт без вынесения судебного решения, арбитражный суд вправе вынести опреде-ление об объявлении перерыва в судопроизводстве до того момента, пока
23
стороны не представят для утверждения мировое соглашение или пока они не исчерпают правовые средства медиации, о чем укажут в ходатайстве о возобновлении рассмотрения дела в арбитражном суде». Новый по своему содержанию процессуальный институт перерыва позволит реализовывать конституционный принцип равенства сторон в аспекте равных возможно-стей пользования процессуальными правами, в том числе правом на ис-пользование примирительных процедур и обращения к медиатору.
В целом можно заключить, что судебную реформу в системе арбит-ражных судов нельзя считать завершенной, необходимость ее продолже-ния актуальна и сегодня. Дальнейшие шаги должны быть направлены на повышение доверия к правосудию, эффективности и качества рассмотре-ния дел при реализации конституционного принципа равенства перед судом.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования; сформулированы выводы; конкретизирована позиция автора по рассмат-риваемым проблемам; обозначены проблемы, нуждающиеся в дальнейшем более глубоком изучении.
Публикации, содержащие основные положения диссертационного исследования
Публикации в российских рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
1. Россошанский А.А. Особенности осуществления конституционного принципа равенства перед судом в системе арбитражного правосудия // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 2 (27). С. 80–84 (0,5 п. л.).
2. Россошанский А.А. Равенство прав граждан как участников корпо-ративных отношений в свете реформы арбитражного процессуального
24
права // Известия Саратовского университета. Сер.: Экономика. Управле-ние. Право. 2011. Т. 11, вып. 2. С. 108–111 (0,4 п. л.).
Публикации в иных изданиях
3. Россошанский А.А. Peculiarities of the Implementation of the Constitu-tional Principle of Equality Regardless of the Enterprise Location in Cases with the Participation of Foreigners in the Practice of Russian Arbitration Courts // Представляем научные достижения миру. Гуманитарные науки: материалы научной конференции молодых ученых ―Presenting Academic Achievements to the World‖, 29–30 марта 2010 г. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2010. С. 93–97 (0,5 п. л.).
4. Россошанский А.А. Особенности реализации арбитражными судами Российской Федерации конституционного принципа равенства независимо от места нахождения предприятия в производстве дела с участием ино-странного лица // Роль молодежи в становлении социального и правового государства: сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. Вып. 3. С. 44–47 (0,3 п. л.).
5. Россошанский А.А. Особенности реализации арбитражными судами Российской Федерации конституционного принципа равенства в произ-водстве дел, возникающих из административных и иных публичных пра-воотношений // Политико-правовые технологии взаимодействия власти, общества и бизнеса в регионах: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г.Н. Комкова. Саратов: Саратовский источник, 2010. С. 236–239 (0,3 п. л.).
6. Россошанский А.А. Реализация конституционного принципа равен-ства прав человека в производстве дел по вопросам кредитования // Роль Центрального банка в экономике России: сборник научных трудов / отв. ред. А.Н. Орлова. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2010. С. 166–171 (0,3 п. л.).
7. Россошанский А.А. Право на получение бесплатной юридической помощи в арбитражных судах Российской Федерации (с учетом толкова-
25
ния норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским судом) // Участие граждан в управлении делами госу-дарства: проблемы правового регулирования и реализации в условиях мо-дернизации России: материалы Международного Конституционного Фо-рума (10 декабря 2010 г., г. Саратов). Вып. 2: сборник научных статей / отв. ред. Г.Н. Комкова. Саратов: Саратовский источник, 2010. С. 263–267 (0,3 п. л.).
8. Россошанский А.А. Обеспечение равного доступа к предпринима-тельской деятельности в аспекте формального равенства граждан // Поли-тико-правовые проблемы взаимодействия власти, общества и бизнеса: опыт России и зарубежных стран: материалы Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г.Н. Комкова. Саратов: Саратовский источник, 2012. С. 174–178 (0,4 п. л.).
26
Подписано в печать 11.04.2012 г.
Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times.
Объем 1,75 печ. л. Тираж 100 экз. Заказ
Типография СГУ
г. Саратов, ул. Б. Казачья 112а
тел.: (845-2) 27-33-85
Файлы: 
Порядок отображения: 
0