2012avtoref777

Аватар пользователя ideolog
Каштанова Елена Александровна
 
18 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Конституционное право граждан на профессиональное образование и особенности его реализации в системе МВД России» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.274.06
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Каштанова Е.А. Конституционное право граждан на профессиональное образование и особенности его реализации в системе МВД России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень, 2012. С. 22.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref777 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Каштанова Е.А. Конституционное право граждан на профессиональное образование и особенности его реализации в системе МВД России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень, 2012. С. 22.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
                                                                                                                        
                                                             
 
На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
Каштанова
Елена Александровна
 
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
 
Специальность:  12.00.02 – конституционное право; муниципальное право
                            
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тюмень – 2012

Работа выполнена в ФКОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт
повышения квалификации работников ФСИН России»
 

 
        

Научный руководитель:
Аврутин Юрий Ефремович, доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ
 
Официальные оппоненты:   
 
Крусс Владимир Иванович, доктор юридических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» /заведующий кафедрой теории права;
 
Теплякова Ольга Андреевна, кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» / заместитель заведующего кафедрой конституционного и муниципального права Института права, экономики и управления
 
Ведущая организация:                  
   
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

 
Защита состоится «  19  » мая  2012 г.  в  «  10  » час. на заседании диссертационного совета  Д 212.274.06 при федеральном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» по адресу: 625000, г. Тюмень, ул. Ленина, 38, Институт государства и права (зал заседаний Ученого совета), ауд. 303.
      С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет».
      Автореферат разослан «_____» апреля  2012 года.
 
 
 
Ученый секретарь
 


 

диссертационного совета
доктор юридических наук,
профессор                                                                               В.Д. Плесовских
 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью широкого круга проблемных вопросов, касающихся сущности и содержания конституционного права на образование, а также совершенствования конституционно-правовых механизмов его практической реализации в учебных заведениях высшего профессионального образования системы МВД России.
Конституционное право на образование относится к числу тех прав человека, реализация которых является одной из ведущих предпосылок поступательного развития личности и общества в целом. Чем глубже и полнее общество и государство понимают, что «система образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа»[1], тем тревожнее звучит констатация того, что «положение дел в образовании оставляет желать лучшего»[2].
Одним из сегментов образования, где положение дел «оставляет желать лучшего», является система профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел, функционирующая в рамках федеральных государственных казенных образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России. Одна из самых крупных и многопрофильных среди подобных систем федеральных органов исполнительной власти, эта система, организационно сложившись еще в советский период, несмотря на предпринимающиеся усилия по ее модернизации, в целом остается не только затратной для федерального бюджета, но и недостаточно эффективной с точки зрения формирования профессионализма и компетентности личного состава[3].
Качественная модернизация российского общества, актуализировавшая значимость проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина как высшей конституционной ценности, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей публичной политической власти, диктует необходимость переосмысления традиционных представлений о содержании и формах реализации конституционного права на профессиональное образование в рамках функционирования образовательных учреждений МВД России, перспектив совершенствования их деятельности по подготовке кадров, способных реализовывать новую модель правоохранительной деятельности, ориентированной на обеспечение конституционной законности, уважение, соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан.
Степень научной разработанности темы исследования. Основы современной концепции прав и свобод человека и гражданина заложены в многочисленных трудах выдающихся российских и зарубежных ученых, в том числе  сторонниками теории естественных прав Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, а также российскими сторонниками этой теории В.С. Соловьевым, Б.Н. Чичериным, И.А. Кистяковским. Свой вклад в понимание этих вопросов внесли такие известные государствоведы дореволюционного периода, как В.М. Гессен, Г. Гурвич, В.Ф. Дерюжинский,  Н.М. Коркунов, С.А.  Котляревский, П. И. Новгородцев, С.В. Познышев, Н.С. Таганцев.
Эти вопросы активно исследовались и продолжают исследоваться в трудах таких российский ученых, как С.А. Авакян, Е.В. Аграновской, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, А.Г. Бережнов, Г.Г. Бернацкий, И.А. Боброва, Н.А. Богданова, Н.С. Бондарь, О.Н. Булаков,  Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиев, К.К. Гасанов, Л.И Глухарева, Т.Д. Зражевская, В.Д. Зорькин, В. Т. Кабышев, В.А. Карташкин, Г.Н. Комкова, В.И. Крусс, О.Е. Кутафин, В.В. Лазарев, А.А. Ливеровский, Е.А. Лукашева, А.В. Малько,  Н.И. Матузов, М.Н. Марченко, Р.А. Ромашов, Б.Н. Топорнин, М. М. Утяшев, Е.Н. Хазов, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и др. В работах этих ученых развитие теории прав человека получила новый импульс, обогатив конституционно-правовую науку современными представлениями о методологических подходах к исследованию прав человека, конституционном правопонимании, конституционно-правовом измерении свободы и справедливости, универсальном и национальном в характере прав человека,  структуре конституционно-правового статуса личности.
Наряду с исследованием общетеоретических вопросов прав и свобод человека и гражданина в последние годы заметно возросло число работ, обращенных к проблемам реализации субъективных прав граждан в различных сферах конституционно-правового регулирования. Значительные изменения в образовательном законодательстве, присоединение России к Болонскому и Копенгагенскому процессам создания единого европейского образовательного пространства соответственно в области высшего и среднего профессионального образования, заметно активизировали интерес к вопросам содержания конституционного права на профессиональное образование и механизмам его реализации.
Различные аспекты этой проблематики с позиций конституционного права исследовались в кандидатских диссертациях В.В. Рыбаковой «Конституционное право на общее образование в Российской Федерации: проблемы теории и практики» (Екатеринбург, 2005), И. Ф. Никитиной «Конституционно-правовые основы высшего профессионального образования в России» (Екатеринбург, 2005), О.А. Тепляковой «Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (Москва, 2005), С.Л. Серегиной «Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации» (Саратов, 2006), М.В. Смирновой «Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях» (Москва, 2007), О.В. Стульниковой «Конституционное право граждан на образование и проблемы его реализации в субъектах Российской Федерации» (Пенза, 2008), А.В. Богданова «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению конституционного права на образование» (Тюмень, 2008), И.В. Тяпкиной «Правовой механизм реализации конституционного права на образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях в России» (М., 2009), Е.С. Чугуновой «Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации в условиях глобализации» (Москва, 2010), Л.А Пасешниковой «Конституционно-правовые основы академической свободы в современной   России» (СПб., 2011). Административно-правовые аспекты реализации конституционного права на высшее образование исследовались в докторской диссертации С.В. Барабановой (М., 2009).
В целом можно констатировать, что, несмотря на интерес ученых-правоведов к проблеме содержания и реализации конституционного права на образование, большая часть имеющихся разработок выполнена в условиях действия образовательного законодательства, претерпевшего в 2011 году существенное обновление. Кроме того, в проведенных исследованиях, за редким исключением[4], не учитывается специфика как ведомственного профессионального образования, так и предметной деятельности выпускника вуза. Большая часть исследований, посвященных профессиональному образованию в системе МВД России, выполнено в рамках педагогики, психологии и социологии[5], либо посвящены организационно-правовым проблемам деятельности образовательных учреждений МВД России с точки зрения реализации ими кадровой политики[6].
Общеправовые аспекты ведомственного профессионального образования освещены лишь в кандидатской диссертации О.Е. Калпинской «Право на образование и механизм его реализации в системе МВД России: теоретико-прикладной аспект» (СПб., 2005), многие положения которой в связи с реформированием МВД России, кардинальными изменениями реализуемых ведомственными вузами федеральных образовательных стандартов потеряли свою актуальность. Проблемы функционирования учебных заведений МВД России как формы реализации конституционного права граждан на профессиональное образование на монографическом уровне не исследовались. Не рассматривались и аксиологические аспекты права на образование, его место в системе иных конституционных ценностей. Данная диссертация направлена на восполнение этих пробелов.
Цели и задачи диссертационного исследования. Целью исследования является анализ конституционного права на профессиональное образование в Российской Федерации, рассматриваемого в единстве его аксиологического и формально-юридического аспектов, необходимых для выявления проблемных вопросов реализации этого права в системе МВД России и подготовки предложений по совершенствованию правового регулирования в данной области общественных отношений.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
– обосновать авторское понимание конституционных ценностей, раскрыть место в их иерархии права на образование;
– исследовать место права на образование в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина;
– провести сравнительный анализ нормативного закрепления права на образования в Конституции Российской Федерации, международно-правовых актах и конституциях зарубежных государств;
– обосновать содержание и структуру российской модели конституционного права на образование, раскрыть ее взаимосвязь с конституционными ценностями и юридическими конструкциями, формирующими институты основ конституционного строя и прав человека;
– обосновать авторский подход к сущности и функциональному назначения гарантий реализа­ции конституционной модели права на образование, выявить общее и особенное в понятиях «гарантии» и «гарантированность», раскрыть содержание гарантированности реализации права на образование;
–  исследовать нормативные основания и институционально-функциональные формы реализации профессионального образования в системе МВД России как составной части подготовки кадров для органов внутренних дел и формы реализации права граждан на образование;
–  раскрыть, опираясь на анализ обеспечения правопорядка, законности и служебной дисциплины, влияние ведомственного профессионального образования на профессионализм и компетентность кадрового корпуса органов внутренних дел;
– раскрыть социально-политические и конституционно-правовые детерминанты  модернизации системы МВД России, обосновать роль и значение в этих процессах модернизации системы профессионального образования в органах внутренних дел;
– сформулировать, с учетом выявленных проблем реализации конституционного права на образование в системе МВД России и осмысления зарубежного опыта, предложения и рекомендации, направленные на адаптацию действующей модели профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел к современным требованиям.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализацией конституционного права на профессиональное образование, с акцентированием внимания на его особенностях в сфере подготовки кадров в органах внутренних дел.
Предмет исследования образует совокупность конституционных и законодательных положений, закрепляющих право на профессиональное образование, а также комплекс проблем, связанных с практикой реализации этого права в системе МВД России, соотнесенных с процессами ее модернизации.
Методологическая основа исследования. В качестве основного метода исследования использован общенаучный диалектический метод познания общественных явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Логика исследования, затрагивающего процессы модернизации, с которыми связана и реформа образования, и реформа МВД РФ, предопределила необходимость использования в качестве его методологии соединение гносеологического, онтологического и аксиологического подходов, позволившее раскрыть сущность и содержание конституционного права на образование, его место в системе конституционных ценностей и инструментов формирования кадрового корпуса органов внутренних дел. Обоснование содержания и структуры российской модели конституционного права на образование, форм его реализации, в том числе в системе МВД РФ, связано с использованием институционально-функционального подхода.
При анализе нормативного закрепления права на образования в Конституции  Российской Федерации, международно-правовых актах и конституциях зарубежных государств, становления отечественной системы ведомственного профессионального образования, осмыслении зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских кадров использованы такие методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, а также методы контент-анализа, статистический метод и метод конкретных социологических исследований, обогатившие диссертацию фактологическим материалом.
Теоретическая база исследования. При подготовке диссертации использованы труды по теории государства и права, истории учений о праве и государстве, конституционному и административному праву. Специфика исследования предопределила необходимость обращения к трудам в области философии, социологии, культурологии, теории государственного управления, педагогики.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, конституционные акты зарубежных стран, международные договоры Российской Федерации; российское законодательство, связанное с проблематикой исследования; решения Конституционного Суда РФ, отражающие правовые позиции относительно реализации конституционного права на образование и обеспечение его гарантий; нормативно-правовые акты МВД России, касающиеся кадровой политики, организации образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Эмпирическую базу исследования составили  аналитические материалы и статистическая отчетность, полученные с официальных сайтов Президента России, МВД России, Минобразования и науки РФ; опубликованные результаты социологических опросов и мониторингов общественного мнения, относящихся к проблематике исследования; материалы, накопленные автором в процессе работы в образовательных учреждениях системы МВД России и ФСИН России.
Формулируя выводы и предложения, диссертант опирался на контент-анализ: текстов 140 конституционных актов стран Азии и Америки, Африки и Ближнего Востока, Восточной и Западной Европы, стран-участниц СНГ, касающихся закрепления права на образование; текстов опубликованных в 2010-2011 гг. постановлений и определений КС РФ, оперирующих такими понятиями, как «конституционные ценности», «конституционно значимые ценности», «конституционно защищаемые ценности», «конституционно охраняемые ценности», «базовые конституционные ценности».
В диссертации использованы также данные, полученные в результате проводившихся автором на протяжении 2007-2010 гг. интервьюирований в общей сложности 180 сотрудников подразделений горрайорганов внутренних дел, дислоцирующихся на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской и Новгородской областей.
Научная новизна исследования. Диссертация является первым в юридической науке исследованием, в котором особенности реализации конституционного права на профессиональное образование раскрываются применительно к образовательным учреждениям системы МВД России и рассматриваются в контексте реформы этого ведомства.
Новизна исследования заключается и в авторском подходе к раскрытию сущности, содержания и форм реализации права на образование, рассматриваемого в единстве его аксиологических и формально-юридических аспектов. В рамках этого подхода новизной отличаются такие полученные лично соискателем результаты, как:
– обоснование авторского понимания социально-юридической природы конституционных ценностей, места в их иерархии права на образование;
– обоснование содержания и структуры российской модели конституционного права на образование, раскрытие логико-доктринальных и конституционно-правовых оснований ее широкой и узкой трактовки, раскрывающей взаимосвязи права на образование с конституционными ценностями и юридическими конструкциями, формирующими институты основ конституционного строя и прав человека;
–  систематизация нормативных оснований и институционально-функциональ-ных форм реализации профессионального образования в системе МВД России, позволяющие рассматривать его как составную часть подготовки кадров для органов внутренних дел и форму реализации права граждан на образование;
–  авторская систематизация и обоснование социально-политических и конституционно-правовых детерминант  модернизации системы МВД России, представленная аргументация роли и значения в этих процессах модернизации системы профессионального образования в органах внутренних дел;
– сформулированные с учетом выявленных проблем реализации конституционного права на профессиональное образование в системе МВД России и осмысления зарубежного опыта, предложения и рекомендации, направленные на адаптацию действующей модели профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел к современным требованиям.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Авторская интерпретация конституционных ценностей, под которыми понимаются социально-значимые блага (блага-возможности, блага-цели, блага-идеалы), объективированные в конституционных категориях как результат процесса интеграции сложившихся в российской культурной традиции представлений о свободе, справедливости, равенстве с современными ценностями демократической конституционно-правовой культуры, получивший  свое формально-юридическое воплощение в различных источниках конституционного права, в первую очередь, в конституционных провозглашениях в виде норм-принципов, норм-целей, норм-задач, а также в актах Конституционного Суда РФ, содержащих конкретизацию и толкование того, какие явления, процессы и цели социальной практики следует рассматривать как «конституционные ценности», «конституционно значимые ценности», «конституционно защищаемые ценности», «конституционно охраняемые ценности», «базовые конституционные ценности», а также то, какие формы, методы и средства осуществления субъективных притязаний или публичной политической власти этим ценностям противоречат.
2. Аргументация вывода о том, что в системе средств упорядочения социальной жизни конституционные ценности обладают значительной спецификой, формируя, в силу ст. 2, ч.1 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст. 18, ст.19 Конституции Российской Федерации, с одной стороны, субстанциональные аксиологические координаты всей системы национального позитивного права, ценностные телеологические ориентиры как личностного самоопределения, так и публично-властной правоприменительной и правоохранительной практики.
3. Вывод о том, что конституционное право на образование в его ценностной и формально-юридической объективации можно рассматривать как фундаментальную социальную ценность (благо), открывающую возможность приобщения человека к общезначимым благам культуры посредством реализации правомочий на получение качественного образования в условиях, гарантирующих физическую и духовную безопасность, уважение человеческого достоинства, и обеспечивающих, применительно к сфере образования, меру субъективных притязаний индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве.
4. Обоснование авторской позиции о том, что конституционное право на образование может восприниматься и трактоваться и как самодостаточный элемент конституционной аксиологии, и как элементная часть системной конституционной аксиологии в целом. Соответственно этому в диссертации обоснован вывод о том, что содержащуюся в Конституции РФ нормативную модель права на образование следует рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле это право закреплено в положениях ст. 43 посредством конституционно-правовых императивов, отражающих, по сути, принципы формирования и реализации образовательных отношений. В широком смысле конституционную модель права на образование следует рассматривать как многомерную юридическую конструкцию, обеспечивающую рассмотрение и реализацию правомочий личности в сфере образования во взаимосвязи с фундаментальными конституционными ценностями, закрепленными в статьях 2, 7, 13, 14, 17, 18, 19, 21, 26, 27, 28, 29, 62, 68, 71, 72 Конституции РФ.
5. Вывод о том, что система профессиональной подготовки кадров в МВД России с точки зрения субъективных притязаний и возможностей их удовлетворения складывается из двух взаимосвязанных и взаимодополняемых институционально-функциональных подсистем, призванных обеспечить посредством: а) ведомственного  среднего, высшего и послевузовского профессионального образования – реализацию конституционных правомочий граждан, в том числе сотрудников органов внутренних дел, в сфере образования, вытекающих из ст. 43 Конституции РФ; б)  подготовки, переподготовки, повышения квалификации, сборов и стажировки – реализацию соответствующих прав сотрудников как федеральных государственных служащих, создавая необходимые условия для выполнения ими обязанности поддерживать уровень квалификации, необходимый для
6. Вывод о том, что предусмотренный ч. 2 ст. 76 ФЗ РФ от 30.11.01. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок подготовки кадров преимущественно в ведомственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в сочетании с неопределенностью оснований реализации ч. 1 ст. 77 этого закона, предусматривающей государственный заказ на подготовку кадров для органов внутренних дел в образовательных учреждениях среднего (высшего) профессионального образования, не входящих в систему МВД России, следует рассматривать как противоречащий ч. 3 ст. 43 Конституции РФ, а также принципам академической свободы, понимаемой как систему гарантированных государством правовых возможностей субъекта осуществлять самостоятельный выбор форм, направлений и содержания получаемого профессионального образования.
7. Основанный на анализе результатов оперативно-служебной деятельности и кадровой ситуации вывод о том, что созданная в постсоветской России система профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел как система непрерывного формирования профессионализма, верности присяге и долгу, в современных условиях, демонстрируя внешнюю целостность и относительную успешность, все более отчетливо высвечивает проблемы и противоречия, делающие эту систему не только затратной для федерального бюджета, но  и недостаточно эффективной с точки зрения формирования компетентности личного состава и, следовательно, сомнительной с точки зрения способности обеспечения конституционного права граждан на профессиональное образование, рассматриваемого как в узком, так и широком смысле.
8. Основанный на осмыслении сути академической свободы и академической мобильности, практики организации учебного процесса в образовательных учреждениях МВД РФ, зарубежного опыта подготовки полицейских кадров вывод о целесообразности постепенного, с учетом исторически накопленных позитивных традиций, перехода ведомства к системе рекрутирования гражданских специалистов, изменения статуса существующих образовательных учреждений высшего профессионального образования на учреждения дополнительного образования, ориентированных на подготовку вновь принятых, а также переподготовку и повышение квалификации действующих сотрудников.
Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации высшего начальствующего состава, подготовки научно-педагогических кадров целесообразно сформировать Академию полиции МВД РФ, придав ей статус федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Теоретическая значимость диссертации определяется комплексным междисциплинарным исследованием широкого круга дискуссионных и проблемных вопросов, связанных с пониманием сущности и содержания конституционного права на профессиональное образование, форм его реализации, в том числе посредством образовательных учреждений МВД России. Содержащиеся в диссертации положения и выводы обогащают конституционную теорию в части понимания сущности и иерархии конституционных ценностей, системного характера института прав и свобод человека, механизмов их реализации, рассмотренных в контексте конституционного права на образование. Отдельные теоретические положения и выводы могут быть востребованы такими научными дисциплинами, как теория и история государства и права, история учений о праве и государстве, административное право, социология, педагогика.
 Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные теоретические результаты могут быть использованы: в научно-исследовательской деятельности при рассмотрении проблем организации и содержания учебного процесса в высших образовательных учреждениях;  в практической деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, участвующих в разработке и реализации государственной социальной и образовательной политики; в деятельности образовательных учреждений системы МВД при разработке мер по реализации федеральных образовательных стандартов четвертого поколения и квалификационных (профессиональных) стандартов выпускника вуза; в процессе преподавания теории государства и права, конституционного и административного права.
Апробация работы. Рукопись диссертации обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры юридических дисциплин ФКОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России».
Результаты исследования получили апробацию в 13 научных публикациях автора по теме исследования, три из которых опубликованы в ведущих рецензируемых журналах.
Основные теоретические выводы, рекомендации и положения исследования докладывались соискателем на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на: международной научно-практической конференции  «Избирательное законодательство Российской Федерации в механизме обеспечения права граждан на управление делами государства» (Санкт-Петербург, 2007 г.); международной научно-практической конференции «Проблемы дальнейшего совершенствования механизма управления правозащитной деятельностью» (Санкт-Петербург, 2007 г.); международной научно-практической конференции  «Проблемы обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов семейных правоотношений» (Санкт-Петербург, 2008 г.); международной научно-теоретической конференции «Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований» (Санкт-Петербург, 27 июня 2008 г.); научно-практической конференции  «Федеративное устройство России» (Санкт-Петербург, 12 декабря 2006 г.); V Санкт-Петербургской межрегиональной конференции «Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2007)», (Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г.); международной научно-практической конференции «Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики» (Новокузнецк, 27-28 ноября 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Техника и безопасность объектов УИС-2008» (Воронеж, 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы» (Киров, 2010 г.).
Результаты исследования внедрены в учебный процесс и используются в ФОКУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России» при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по курсу «Конституционное право России» и «Конституционное право зарубежных стран», а также в учебном процессе ФОКУ ДПО «Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний России» при разработке рабочих учебных программ, учебно-тематических планов профессиональной  подготовки и повышения квалификации лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, при подготовке лекционных, семинарских и практических занятий по темам: «Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации», «Международно-правовые акты и стандарты обращения с осужденными».
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, проводится анализ состояния ее разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, раскрываются его теоретические, методологические и эмпирические основы, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов проведенного исследования.
В первой главе – «Конституционное право на профессиональное образование: содержание, структура, формы реализации» – выделено три параграфа: «Право на образование в системе конституционных ценностей» (§ 1); «Право на образование в системе конституционных прав: конституционно-правовая модель и законодательное закрепление» (§ 2); «Сущность и содержание гарантированности реализации права на образование» (§ 3).
Обращаясь к анализу права на образование в системе конституционных ценностей, диссертант констатирует как возрастающий интерес представителей конституционно-правовой науки к аксиологической проблематике, так и  объективную сложность выработки дефиниции конституционных ценностей, обусловленную многозначностью трактовок категории «ценность» в рамках различных философских и философско-правовых теорий, рассматривающих ценность, например, как любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей (натуралистический психологизм Дж. Дьюи, связывавшего ценности, в том числе демократию и свободу, с их практической полезностью для общества), как некий идеал, носителем которого является «сознание вообще» (аксиологический трансцендентализм В. Винделъбанда и Г. Риккерта, а также М. Шелера, предложившего градацию ценностей на чувственные, гражданские, жизненные, культурные, религиозные), или как обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм (социокультурная теория М. Вебера).
Анализ трудов российских ученых XIX – начала XX в., стоявших у истоков современных представлений о ценностной сущности права как воплощении идей всеобщего блага, равенства, справедливости, свободы (К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Б.Н. Чичерин, B.C. Соловьев, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Н.А. Бердяев), приводит диссертанта к выводу, что именно эти категории лежат в основе тех или иных трактовок конституционных ценностей в работах современных ученых-конституционалистов, развивающих идеи конституционной аксиологии как самостоятельного научного направления (С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, В.Д. Зорькин, В.И. Крусс, О.Г. Румянцев и др.) или предметной области конституционно-правовых исследований (А.А. Юнусов, Э.А. Юнусов, Е. В. Ереклинцева, И. А. Колоцей, С. А. Пушкарев и  др.).
Взяв за основу дальнейших теоретических построений понимание конституционных ценностей как основополагающих, предельно обобщенных принципов, целей, установок государственно-правового развития страны (О.А. Снежко), диссертант обосновывает точку зрения о том, что конституционные ценности – это, по сути, социально-значимые блага (блага-возможности, блага-цели, блага-идеалы), объективированные в конституционных категориях. Они воплощают в себе три формы бытия социальных ценностей, представленных, соответственно: общественными ценностями, отражающими процесс интеграции сложившихся в российской культурной традиции представлений о свободе, справедливости, равенстве с современными ценностями демократической конституционно-правовой культуры; личными ценностями, отражающими непосредственно переживаемые людьми формы их отношения к общезначимым идеалам, ценностям, благам и детерминирующими их стремления и поступки; юридико-правовыми ценностями, воплощаемыми как на теоретическом (доктринальном), так и предметно-продуктивном (правотворчество и правореализация) уровнях.
В диссертации содержится развернутый анализ доктринальных, законодательных, международно-правовых оснований отбора социально-значимых благ и их формально-юридического закрепления в качестве конституционных ценностей в конституционном тексте, актах  Конституционного Суда Российской Федерации, иных источниках конституционного права. При этом подчеркивается, что в условиях глобализации, определенной унификации конституционных текстов под влиянием международно-правовых актов, конституционные ценности служат мощным средством закрепления национальной культуры, обеспечивая индивидуальную и общенародную идентичность (В.И. Крусс), конституционную самоидентификацию национальной правовой системы и институтов публичной власти (Ю.Е. Аврутин, Т.М. Пряхина).
Раскрывая сущность системного единства конституционных ценностей, диссертант обращает внимание на иерархию закрепляемых в конституции прав и свобод, в основании которой лежит конституционная норма о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Формально-юридическая и аксиологическая иерархия прав и свобод отражается в конституционном тексте в виде своеобразных нормативных блоков, объединяющих  личные, политические социальные, экономические и культурные права и свободы, включая закрепленное в ст. 43 Конституции Российской Федерации право на образование. 
Проанализировав доктринальные, а также содержащиеся в национальном законодательстве, международно-правовых документах, конституционных текстах зарубежных государств легальные дефиниции понятия «образование», диссертант отмечает, что  образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения представляет собой фундаментальную социальную ценность (благо), открывающую возможность социализации личности и приобщение ее к общезначимым благам культуры. Реализация этой возможности связана с закреплением соответствующих правомочий граждан в конституционных текстах практически всех стран мирового сообщества, а также в основных международных правовых актах, что доказывает всеобщность признания данного права, являющегося конституционной ценностью не только в России, но и в большинстве стран мирового сообщества.
Применительно к России конституционная ценность права на образование  в своем формально-юридическом закреплении в ст. 43 Конституции РФ, а также в отраслевом законодательстве, формирующим образовательное право, заключается в том, что Конституция Российской Федерации:
– содержит нормативную модель этого права, сформированную посредством конституционно-правовых императивов (в частности, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; конкурсность получения бесплатного высшего образования; обязательность общего образования; исключительность полномочий Российской Федерации в установлении федеральных образовательных стандартов, ее обязанность поддерживать различные формы образования и самообразования;
–  как ведущий онтологический и аксиологический фактор формирования всей системы национального позитивного права, общеправового целеполагания и закрепления базовых для всех отраслей права ценностей (Кокотов А.И.) формирует конституционно-правовые императивы  системы правового регулирования реализации права на образование, позволяющие обеспечить юридическое закрепление в нормах отраслевого законодательства значимые как для сохранения национальной идентичности, так  и вхождения в мировое образовательное пространство формы существования образовательных отношений;
– закрепляет место права на образование в системе иных конституционных ценностей, «включая» право на образование в своего рода конституционный континуум прав и свобод человека и гражданина как равное благо в системе иных человеческих благ, обладание которыми возможно посредством реализации права на образование, например, право непосредственно участвовать в управлении делами государства (ч.1 ст. 32), право заниматься преподавательской деятельностью (ч.1 ст.44).
Анализируя место права на образования в системе конституционных прав и свобод, диссертант подчеркивает, что все правомочия, перечисленные в ст. 43 Конституции РФ, «привязаны» к конкретным видам образования – дошкольному, общему, среднему, высшему профессиональному. Разнообразие этих видов в сочетании со значительным массивом законодательных и подзаконных актов федерального и регионального уровня, различного рода ведомственных регламентов, наставлений, инструкций и положений, регулирующих образовательные отношения, затрудняют целостное конституционно-правовое восприятие права на образование как элемента института прав и свобод человека и гражданина.
Ориентиры такого восприятия права на образования без относительно к его уровням и формам реализации заложены в самой Конституции России, прежде всего в нормах, закрепляющих основы конституционного строя, предметы ведения федерации, ее субъектов, местного самоуправления, а также в различных международно-правовых актах, связанных с правами и свободами человека. Именно сочетание этих норм формирует сущностную (субстанциональную) нормативную модель права на образование, отражающую конституционно-правовое содержание этого права и позволяющую оценить степень и качество его реализации в отраслевом законодательстве.
Анализируя содержание этой модели, ее закрепление в конституционном и отраслевом законодательстве, диссертант, опираясь на анализ литературы, правовых позиций КС РФ, данных социологических исследований, положений Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, последовательно раскрывает субстанциональный характер взаимосвязи правомочий личности в сфере образования, в том числе профессионального, с такими фундаментальными институтами основ конституционного строя, как:
–  федеративное устройство, рассматриваемое в диссертации в контексте положений статей 68, 71, 72 Конституции РФ, закрепляющих, соответственно, статус русского языка в качестве государственного языка на всей  территории Российской Федерации (ч.1 ст. 68), право республик устанавливать свои государственные языки (ч.2 ст. 68), государственные гарантии права народов страны на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68), отнесение к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики и федеральных программ в области социального, культурного и национального развития страны (п. «е» ст.71), совместное ведение федерации и ее субъектов по общим вопросам образования (п. «е» ст.72);
социальное государство, анализируемое в диссертации в контексте правоположений ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ, касающихся права на достойную жизнь обучаемых, в том числе как условие витальности (О.В. Власова, В.И. Крусс), свободного развития личности, а также отражения в образовательном законодательстве государственной социальной политики в отношении отдельных категорий лиц со специальным социальным статусом  (инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением).
В диссертации раскрыты субстанциональные взаимосвязи права на образование, во-первых, с иными конституционными провозглашениями, входящими в институт прав и свобод человека и гражданина и прямо или опосредовано формирующими основу правового статуса обучающихся всех образовательных учреждений, содержательные и организационные основы учебного процесса, включая такие категории, как академическая мобильность и академическая свобода, во-вторых, с международно-правовыми стандартами в области прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакта об экономических, социальных культурных правах 1966 г., в многочисленных международно-правовых актах конвенционного характера (например, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., Американская Конвенция о правах человека 1969 г., Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и др.).
Рассмотрев содержащиеся в литературе подходы к классификации форм реализации права на профессиональное образование (С.В. Барабанова, И. Ф. Никитина,  С.Л. Серегина, И.В. Тяпкина и др.) и признавая их право на существование, диссертант,  основываясь на сложившимся в мировой практике разнообразии видов образования, предлагает собственную классификацию институционально-функциональных форм реализации права  на образование, в основу которой положен выделенный эмпирическим путем набор притязаний, связанных с правом (свободой) выбора: типа получаемых научных знаний; доминирующего содержания образования; вида осваиваемой человеческой деятельности; типа освоения культурных ценностей; масштаба освоения культурных ценностей; типа образовательной системы; вида образовательного учреждения; вида образовательных программ.
Подчеркивая, что одно из ведущих мест в реализации права на образование принадлежит соответствующим гарантиям, диссертант анализирует  сложившиеся в конституционно-правовой науке подходы к пониманию  гарантий и выполняемых ими стимулирующих, правообеспечительных, правоохранительных и превентивных функций; рассматривает соотношение понятий «гарантии» и «гарантированность», вычленяя конституционно-процессуальные права-гарантии, сконцентрированные в ст.45-54 Конституции РФ (Н.С. Бондарь); раскрывает юридические гарантии, содержащихся в образовательном законодательстве, дифференцируя их на гарантии-помощь, гарантии-стимулы, гарантии-условия реализации права на образование и гарантии качества образования.
Представив характеристику экономических, политических, социальных, правовых, организационных гарантий, обеспечивающих реализацию права на профессиональное образование, в диссертации обосновывается также такой критерий систематизации гарантий как стратегические цели развития образования, представляющие собой нормативные прожективные модели его модернизации, вытекающие из Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года. Соответственно, в диссертации рассмотрены гарантии, необходимые для решения таких задач, как: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.
В диссертации предложен и обоснован авторский подход к гарантированности реализации права на образование, в основе которого лежит понимание последовательного совершенствования законодательства об образовании и практики его реализации как процесса конституционализации правового порядка в сфере образования, т.е. процесса проникновения конституционных принципов и норм в образовательное законодательство с целью приведения его в соответствие с заданной конституцией моделью права на образование в Российской Федерации. Обобщен отечественный и зарубежный опыт разработки инструментов оценки тех или иных проблемных образовательных ситуаций, в частности, доступность образования, его качество и конкурентоспособность,  требующих решения с помощью определенных гарантий; раскрыты возможности использования для этого различных международных рейтингов.
Во второй главе – «Реализация права на профессиональное образование в системе МВД России» – выделено три параграфа: «Профессиональное образование в системе МВД России как форма реализации права граждан на образование» (§ 1); «Профессиональное образование и профессионализм: диалектика единства и противоречия в контексте обеспечения конституционной правомерности функционирования органов внутренних дел» (§ 2)»; «Модернизация профессионального образования в контексте модернизации системы МВД России: социально-политическое и конституционно-правовое измерение» (§ 3).
Отмечается, что конституционная правомерность реализации возложенных на органы внутренних дел задач, в том числе реализация социального назначения российской полиции, созданной для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, помимо иных факторов определяется уровнем квалификации личного состава, необходимым для надлежащего выполнения каждым сотрудником своего служебного долга. Применительно к институту государственной службы достижение этого уровня обеспечивается профессиональной подготовкой, которая на законодательном (ст. 21 Закона РФ «Об образовании») и доктринальном (А.Ф. Ноздрачев, А.Н. Позднышов,  А.Н. Григорьев и А.Б. Серых, Ю.Н. Старилов и др.) уровнях рассматривается как составная часть профессионального образования.
Представив развернутую характеристику системы профессиональной подготовки кадров в МВД России, диссертант обосновывает вывод о том, что она в различных институциональных формах реализует определенный перечень позитивных и естественных прав, свобод, обязанностей, выражающих, с одной стороны, объективные потребности органов внутренних дел в воспроизводстве квалифицированных кадров, с другой стороны, субъективные интересы участников образовательных и служебных отношений, связанных со стремлением к приобретению определенного рода благ, воспринимаемых, во-первых, как некие идеалы, с которыми ассоциируется образование как общезначимый социокультурный феномен, во-вторых, как юридический факт, с которым связаны перспективы продвижения (перемещения) по службе.
Задаваясь вопросом, как система профессиональной подготовки влияет на практическую деятельность органов внутренних дел, оцениваемую с позиций конституционной законности, соблюдения и защиты прав и свобод граждан,  диссертант обращается к анализу кадровой ситуации в органах внутренних дел, акцентируя внимание на таких характеризующих ее показателях, как качество и результативность оперативно-служебной деятельности, состояние законности и дисциплины.
Делается вывод, что пока практическая деятельность органов дел и профессиональное образование как относительно самостоятельные и самодостаточные системы развиваются далеко не всегда синхронно, не могут преодолеть «замкнутость "на себя" и "в себе"» (Р.А. Ромашов), и не образуют системную функциональность, способную связать вопросы совершенствования, с одной стороны, содержания и организации образовательного процесса, с другой стороны, содержания и организации правоохранительной практики, обеспечивающей соблюдение, охрану и защиту прав и свобод человека.
Диссертант выделяет и последовательно раскрывает такие ведущие, по его мнению, причины внешнего по отношению к МВД РФ и внутрисистемного характера, лежащие в основе такого положения, как:
– системный кризис отечественной образовательной системы, связанный, в частности, с демографической ситуацией, отсутствием объективного прогноза потребностей в специалистах по отраслям государственного управления, снижением заинтересованности населения в получении качественного образования, медленными темпами внедрения инновационных образовательных технологий;
– нестабильность функционирования института профессионального образования в системе МВД РФ, вызванная, в частности, частой, проводимой в административном порядке, сменой приоритетов в образовательном процессе, что в сочетании с  властно-принудительным характером служебных отношений, распространяющимся и на гражданский персонал, приводит к текучести профессорско-преподавательского состава, разрушению научных школ, снижению уровня компетентности самого преподавательского корпуса и через это – к снижению уровня компетентности выпускников образовательных учреждений;
– сохраняющиеся противоречия между очевидной потребностью в гуманизации и демократизации образовательного процесса и его организацией в вузах МВД РФ, носящей милитаризованный, жестко централизованный характер, не позволяющий полноценно реализовывать принципы академической мобильности и академической свободы;
– отставание содержания и форм организации образовательного процесса от быстроменяющихся условий развития общества, определенная статичность образовательной системы и динамичность изменений в задачах, функциях, структурах служб и подразделений органов внутренних дел;
– несбалансированность системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, отдельные компоненты которой зачастую действуют изолировано и не складываются в единый процесс непрерывного развития профессионализма и компетентности личного состава.
Предпринятый анализ названных и иных рассмотренных в диссертации причин приводит диссертанта к выводу о том, что система ведомственной профессиональной подготовки, включая ведомственное профессиональное образование, демонстрируя внешнюю целостность и успешность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия, делающие эту систему затратной для федерального бюджета, неэффективной с точки зрения обеспечения профессионализма и компетентности личного состава.
Анализируя факторы, сформировавшие такую модель профессионального образования, диссертант особо выделяет сложившиеся еще в советский период стереотипы подготовки кадров для органов внутренних дел, обусловившие закрытый, автономный характер функционирования образовательных учреждений, а также особенности практики решения возложенных на ведомство задач, которая формирует своего рода заказ на подготовку специалиста в ведомственных образовательных учреждениях, что в своей совокупности приводит к постоянному воспроизводству кадров «вчерашнего дня».
Связывая перспективы минимизации дальнейшего влияния этих факторов на организацию и содержание профессионального образования с происходящими процессами модернизации органов внутренних дел, диссертант: обосновывает авторское понимание ее социальной сущности и конституционно-правовой обусловленности; раскрывает влияние конституционных ценностей, лежащих в основе институтов основ конституционного строя и прав человека, на новеллы законодательного закрепления социального назначения и принципов деятельности полиции; анализирует направления их трансформации в содержание заказа на подготовку специалиста в образовательных учреждениях МВД РФ, модернизацию учебного процесса на основе модульных образовательных программ нового поколения и перехода к практико-ориентированной образовательной деятельности на основе компетентностной модели выпускника вуза.  
Предметом самостоятельного рассмотрения стал комплекс проблем функционирования образовательных учреждений МВД РФ, находящихся  во взаимосвязи с рядом конституционных норм, формирующих основы правового статуса личности в Российской Федерации (ст. 64 Конституции РФ), а также с принципами академической мобильности и академической свободы. Отмечается, что специальный статус курсантов, слушателей, адъюнктов и докторантов образовательных учреждений МВД РФ, считающихся проходящими службу в полиции (ч. 1. ст.38 ФЗ «О полиции»), помимо  ограничений и запретов, связанных со службой в полиции, формирует специфическую для  военизированных (милитаризированных) систем конфигурацию субъект-объектных отношений субординации, особую ментальность курсантов (В.С. Остапенко, А.С. Порожняков), затрудняющую формирование значимых для личности и общества мировоззренческих знаний, убеждений, идеалов, ценностей, не способствующую их закреплению на службе, обеспечению верности присяге и служебному долгу.
Представив развернутый анализ опыта профессиональной подготовки полицейских кадров в ряде зарубежных стран (Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, США, Турции, Финляндии, Швеции, Японии), обобщив различные точки зрения по поводу перспектив ведомственного профессионального образования (Ю.Е. Аврутин, В.Я. Кикоть и др.), использования в этих целях зарубежного опыта (П.Н. Астапенко, А.В. Быков, И.Ф. Колонтаевская, В. Кулешов, С.В. Михелькевич,  И.Ч. Шушкевич и др.), диссертант обосновывает возможные направления адаптации действующей модели профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел к современным требованиям.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются обобщенные выводы, вытекающие из содержания диссертационной работы.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
1.Каштанова Е.А. Право на образование в системе конституционных ценностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 4 (52). 2011. – С. 38-43. – 0,75 п.л.
2.Каштанова Е.А. К вопросу о конституционных ценностях как аксиологической и юридической категории // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1.  С. 65-68. –  0,3 п.л.
3.Каштанова Е.А.  Подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции зарубежных стран // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Аспирантские тетради. Научный журнал  № 23 (54) 2008.– С. 99-101;  – 0,24  п.л.
Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях, опубликованные в иных изданиях:
4.Каштанова Е.А. Полномочия сотрудников полиции зарубежных стран в сфере обеспечения гражданам их избирательных прав // Избирательное законодательство Российской Федерации в механизме обеспечения права граждан на управление делами государства: Материалы международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Глущенко П.П., Белозерова Б.П. СПб.: Изд-во СПб Академия управления и экономики, 2007. – С. 227-233.– 0,53 п.л.
5.Каштанова Е.А. Опыт правозащитной деятельности США в сфере образования и его возможности использования в Российской Федерации // Проблемы дальнейшего совершенствования механизма управления правозащитной деятельностью: Материалы международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПб Академия управления и экономики, 2007. – С 253-255. – 0,2 п.л.
6.Каштанова Е.А. Проблемы управления подготовкой полицейских кадров в федеративном государстве США // Федеративное устройство России: Сб. материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 12 декабря 2006 г. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. – С 83-86. – 0,16 п.л.
7.Каштанова Е.А. Подготовка и переподготовка сотрудников полиции зарубежных стран в области обеспечения информационной безопасности // Санкт-Петербургская Межрегиональная конференция «Информационная безопасность регионов России (ИБРР-2007)», Санкт-Петербург, 23-25 октября 2007 г.: Материалы конференции. СПБ: СПОИСУ, 2007. – С. 130-131. – 0,12 п.л.
8.Каштанова Е.А. Конституционное закрепление права ребенка на образование в зарубежных странах // Проблемы обеспечения реализации и защиты прав, свобод и законных интересов субъектов семейных правоотношений: Материалы международной научно-практической конференции. СПБ.: Изд-во СПб Академии управления и экономики, 2008. – С. 182-184.– 0,22 п.л.
9.Каштанова Е.А. Зарубежный опыт организации повышения квалификации персонала для пенитенциарных учреждений // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы международной научно-практической конференции, 27-28 ноября 2008 года / отв. ред. А.П. Полуэктов; научн. ред. А.Г.Чириков. Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2009. – С. 52-57.– 0,32 п.л.
10.Каштанова Е.А. Зарубежный опыт организации профессиональной подготовки персонала для пенитенциарных учреждений // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Техника и безопасность объектов УИС-2008». Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография - издательство им. Е.А.Болховитинова», 2008. – С. 338-343. – 0,31 п.л.
11.Каштанова Е.А. Зарубежный опыт организации отбора персонала для работы с осужденными, отбывающими уголовные наказания, не связанные с лишением свободы и возможности его использования в РФ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы» / под. общ. ред. к.п.н. О.Г.Гилязовой. Киров: Кировский филиал Академии ФСИН России, 2010. – С.125-129. – 0,28 п.л.
12.Каштанова Е.А. Профессиональное образование сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах (аналитический обзор).   СПб.: СПб институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2009. – 2,23 п.л.
13.Каштанова Е.А. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации (электронный альбом схем) СПб.: СПб институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2010. –1,06 п.л.
Общий объем опубликованных по теме диссертации научных работ, подготовленных лично соискателем, составляет 6,7 п.л.

 
[1] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. URL: http://archive.kremlin.ru/appears/ 2008/11/05/1349.shtml
[2] Там же.
[3] См.: Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 год. М.: ДКО МВД РФ, 2011; Состояние преступности за январь-декабрь 2011 года. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_102505/
[4] См.: Хромов Д. В. Конституционное право граждан на профессиональное образование и особенности его реализации военнослужащими: Дисс. …канд. юрид. наук. М., 2007.
[5] См.: Курушин В.И. Модернизация управления профессиональной подготовкой кадров в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации:  Дисс. ... д-ра социол. наук: Саратов, 2005, Порожняков А.С. Трансформация института высшего профессионального образования МВД России в современных условиях: Дисс. …канд. социологич. наук, Краснодар, 2011; Остапенко В. С. Формирование научного мировоззрения курсантов вузов МВД России: Автореф. дисс. …д-ра пед. наук. Воронеж, 2011.
[6] См.: Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: Дисс. …д-ра юрид. наук. М., 2002.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0