2012avtoref775

Аватар пользователя ideolog
Хертуев Роман Юрьевич
 
17 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Конституционно-правовая ответственность политических партий в Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.274.06
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Хертуев Р.Ю. Конституционно-правовая ответственность политических партий в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень, 2012. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref775 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Хертуев Р.Ю. Конституционно-правовая ответственность политических партий в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Тюмень, 2012. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
Хертуев Роман Юрьевич
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Тюмень – 2012
2
Работа выполнена на кафедре конституционного и административного
права Федерального государственного бюджетного образовательного учрежде-
ния высшего профессионального образования «Байкальский государственный
университет экономики и права»
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор,
Сурков Дмитрий Леонидович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
кафедры конституционного и
муниципального права Института
права, экономики и управления
Тюменского государственного университета
Матейкович Максим Станиславович
кандидат юридических наук, доцент кафедры
государственно-правовых дисциплин
Тюменской государственной академии
мировой экономики, управления и права
Иванова Юлия Владимировна
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Южно-Уральский государственный
университет» (национальный
исследовательский университет)
Защита диссертации состоится 17 мая 2012 года, в 15.00 часов на заседа-
нии диссертационного совета Д 212.274.06 при Федеральном государственном
бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образо-
вания «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, г. Тю-
мень, ул. Ленина, 38, зал заседаний Ученого совета, ауд. 303.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет» по адресу: 625003, г.
Тюмень, ул. Семакова, 18.
Автореферат разослан «___» апреля 2012 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук профессор В.Д. Плесовских
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. С принятием Федерального закона
«О политических партиях» в Российской Федерации сложились следующие ос-
новные векторы развития современной партийной системы: во-первых, это
формирование крупных политических партий, способных в масштабах страны
реализовывать свои функции; во-вторых, наделение политических партий ши-
роким кругом полномочий в сфере организации публичной власти; в-третьих,
усиление роли парламентских политических партий; в-четвертых, постепенное
планомерное совершенствование законодательства о политических партиях. Во
многом такой законодательный подход оправдан, поскольку политические пар-
тии являются особым видом общественных объединений, деятельность кото-
рых непосредственно сопряжена с функционированием публичной власти. По-
литические партии обеспечивают политическое взаимодействие гражданского
общества и государства, создают реальную возможность для участия граждан в
решении стратегических государственных вопросов и, тем самым, выступают
необходимым элементом современного правового государства. Однако реали-
зация политическими партиями указанных функций должна происходить ис-
ключительно легитимными способами. Конституцией Российской Федерации
установлено, что запрещается создание и деятельность общественных объеди-
нений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение
основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федера-
ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,
разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В этой
связи особое значение приобретает институт конституционно-правовой ответ-
ственности политических партий.
За последние десять – пятнадцать лет теория конституционно-правовой
ответственности получила второе рождение и заслужила повсеместное научное
признание. За указанный период времени по тематике конституционно-
правовой ответственности были защищены четыре диссертации на соискание
4
ученой степени доктора юридических наук и более двадцати диссертаций – на
соискание ученой степени кандидата юридических наук. Преобладающая часть
указанных научных работ была посвящена исследованию конституционно-
правовой ответственности органов публичной власти и субъектов избиратель-
ного процесса. Вместе с тем, вопросы конституционно-правовой ответственно-
сти политических партий фактически выпали из объекта научного исследова-
ния, однако политические партии продолжают оставаться ключевыми субъек-
тами конституционных правоотношений и их роль только усиливается.
Привлечение политических партий к конституционно-правовой ответст-
венности затрагивает интересы очень большого круга лиц, поэтому основания и
порядок применения мер конституционно-правовой ответственности должны
быть четко регламентированы. Однако действующее федеральное законода-
тельство характеризуется отсутствием комплексного системного подхода к
нормативному закреплению оснований и мер конституционно-правовой ответ-
ственности политических партий. Во-первых, законодательно не отграничены
меры конституционно-правовой ответственности от иных мер конституционно-
правового принуждения, применяемых к политическим партиям. Во-вторых,
применяемые к политическим партиям меры конституционно-правовой ответ-
ственности влекут правовые последствия, которые не в полной мере отражают
наказательный (карательный) характер конституционно-правовой ответствен-
ности. Наконец, в-третьих, чрезмерная либерализация законодательства приво-
дит к тому, что применение такой меры конституционно-правовой ответствен-
ности, как принудительная ликвидация, приобретает характер экстраординар-
ного явления. В этой связи проведение научного исследования по указанной
тематике представляется актуальным и востребованным.
Степень научной разработанности темы исследования. Некоторые ас-
пекты конституционно-правовой ответственности политических партий иссле-
довались в рамках теории конституционно-правовой ответственности отдель-
ными учеными: С.А. Авакьяном, М.П. Авдеенковой, В.А. Виноградовым,
В.В. Игнатенко, С.Д. Князевым, Н.М. Колосовой, В.О. Лучиным, Ж.И. Овсепян
5
и др. Вопросы о мерах конституционно-правовой ответственности, применяе-
мых к политическим партиям, рассматривались в научных статьях А.А. Конд-
рашева, В.В. Лапаевой, Т.Е. Мельника и А.В. Селивончика.
Исследование конституционно-правовой ответственности политических
партий в рамках анализа юридической ответственности политических партий
было проведено А.Л. Бураковским. Конституционно-правовая ответственность
как элемент конституционного статуса политических партий была исследована
в научных трудах Б.Т. Байковой, А.Н. Волобуевой, А.Д. Ермаковой, С.Е. За-
славского, А.Н. Кокотова, Ю.С. Тихомировой, В.Н. Шеломенцевой.
Однако комплексный анализ конституционно-правовой ответственности
политических партий в форме самостоятельных научных работ до настоящего
времени не проводился. Поэтому в науке конституционного права не нашли
своего отражения такие вопросы, как особенности конституционно-правовой
ответственности политических партий, соотношение мер конституционно-
правовой ответственности с иными мерами конституционно-правового прину-
ждения, применяемыми к политическим партиям, источники, основания и по-
рядок применения мер конституционно-правовой ответственности политиче-
ских партий.
Объект исследования. Объектом данного диссертационного исследова-
ния выступают общественные отношения, возникающие по поводу применения
к политическим партиям мер конституционно-правовой ответственности.
Предмет исследования. Предметом научного исследования диссертации
являются теоретические положения науки об особенностях конституционно-
правовой ответственности политических партий, нормы права, устанавливаю-
щие основания и порядок применения к политическим партиям мер конститу-
ционно-правовой ответственности, а также правоприменительные акты судеб-
ных и иных органов государственной власти.
Целью исследования является комплексный анализ особенностей кон-
ституционно-правовой ответственности политических партий и выработка
6
предложений по совершенствованию правовой регламентации конституционно-
правовой ответственности политических партий.
Задачи исследования детерминированы поставленной целью и предпо-
лагают:
1) выявление особенностей конституционно-правовой ответственности
политических партий;
2) определение оснований конституционно-правовой ответственности
политических партий;
3) выявление мер конституционно-правовой ответственности, применяе-
мых к политическим партиям;
4) отграничение мер конституционно-правовой ответственности от иных
мер конституционно-правового принуждения, применяемых к политическим
партиям;
5) анализ законодательной регламентации мер конституционно-правовой
ответственности;
6) формулирование конкретных предложений по совершенствованию
действующего федерального законодательства, являющегося источником кон-
ституционно-правовой ответственности политических партий.
Вместе с тем, целью диссертационного исследования не ставится анализ
мер конституционно-правовой ответственности, применяемых к политическим
партиям за избирательные правонарушения. Поэтому за рамками настоящего
исследования остаются вопросы конституционно-правовой ответственности
политических партий, обладающих специальным конституционным статусом
избирательного объединения. Анализ особенностей конституционно-правовой
ответственности политических партий со специальным конституционным ста-
тусом избирательного объединения предполагает самостоятельный объект на-
учного исследования и по своему объему претендует на отдельную диссертаци-
онную работу.
Методологическую основу исследования составляет совокупность об-
щенаучных и частнонаучных методов научного познания. Из общих методов
7
познания диссертантом были использованы методы анализа, синтеза, сравне-
ния, логический метод и системный метод. Из группы частнонаучных методов
познания были использованы: метод сравнительного правоведения; формально-
юридический метод; метод толкования права.
Теоретическую основу исследования образуют научные труды ученых-
правоведов по общей теории права и отдельным отраслям права.
Основу теории юридической ответственности заложили теоретики права:
С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, О.С. Иоффе, С.Н. Кожевников, В.Н. Кудрявцев,
О.Э. Лейст, Н.С. Малеин, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, В.С. Нерсесянц,
Р.К. Русинов, И.С. Самощенко, А.А. Собчак, М.С. Строгович, В.А. Тархов,
М.Ф. Фарукшин, Р.О. Халфина, А.Ф. Черданцев, Е.В. Черных, М.Д Шаргород-
ский, Л.С. Явич и др.
Исследование природы конституционно-правовой ответственности не-
возможно без уяснения общих положений о государственно-правовом принуж-
дении, представленных в работах В.Д. Ардашкина, Б.Т. Базылева, Д.Н. Бахраха,
В.М. Ведяхина, А.И. Каплунова, В.В. Серегиной, Ж.И. Овсепян, Т.Б. Шубиной
и других ученых.
Отдельные вопросы конституционно-правовой ответственности были ис-
следованы в советский период такими авторами как С.А. Авакьян, Н.А. Бобро-
ва, Т.Д. Зражевская и др.
Современную теорию конституционно-правовой ответственности состав-
ляют работы С.А. Авакьяна, М.П. Авдеенковой, Е.А. Агеевой, И.Н Барцица,
В.А. Батюшенкова, В.Н. Белоновского, Е.Д. Виатра, В.А. Виноградова,
Н.В. Витрука, В.А. Гаджиева, О.В. Гороховцева, А.А. Дабалаева, Д.О. Дмит-
риева, Ю.А. Дмитриева, Л.В. Забровской, А.В. Зиновьева, В.В. Игнатенко,
Ф.Ш. Измайловой, М.Н. Карасева, С.Д. Князева, Н.М. Колосовой, А.А. Конд-
рашева, А.А. Кочерга, Е.В. Кошелева, М.А. Краснова, Т.Г. Левченко, Д.А. Ли-
пинского, В.О. Лучина, М.С. Матейковича, М.М. Мокеева, Ж.И. Овсепян,
А.Л. Сергеева, А.Г. Сидякина, Б.А. Страшуна, И.А. Умновой (Конюховой),
Л.В. Федуловой, Д.Т. Шона, А.Е. Штурнева, Б.С. Эбзеева и др.
8
Отдельные аспекты конституционно-правовой ответственности полити-
ческих партий были рассмотрены в работах Б.Т. Байковой, А.Л. Бураковского,
А.Н. Волобуевой, А.Д. Ермаковой, С.Е. Заславского, А.А. Кондрашева,
А.Н. Кокотова, В.В. Лапаевой, Т.Е. Мельника, А.В. Селивончика, Ю.С. Тихо-
мировой, В.Н. Шеломенцева, Ю.А. Юдина и др.
Нормативно-правовую и эмпирическую основу исследования состав-
ляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство (фе-
деральные конституционные законы, федеральные законы), подзаконные нор-
мативные правовые акты Президента Российской Федерации, Министерства
юстиции Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной
власти, решения Конституционного Суда Российской Федерации, судебные по-
становления Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных су-
дов общей юрисдикции, правоприменительные акты Министерства юстиции
Российской Федерации.
Научная новизна исследования настоящей работы заключается в том,
что представляет собой первый опыт диссертационного исследования особен-
ностей конституционно-правовой ответственности политических партий, по-
скольку до настоящего времени в науке конституционного права отсутствовали
монографические или диссертационные работы по исследуемой тематике.
По итогам диссертационного исследования на защиту выносятся сле-
дующие основные положения и выводы.
1. Конституционно-правовая ответственность политических партий – это
имеющая наказательный характер итоговая негативная государственно-
правовая оценка совершенного политической партией конституционного пра-
вонарушения, выражающаяся в непредоставлении, лишении или ограничении
конституционного статуса политической партии.
2. Фактическим основанием конституционно-правовой ответственности
политических партий является совершение политической партией конституци-
онного правонарушения, обладающего признаками общественной вредности,
противоправности и виновности. Выделяются три группы конституционных
9
правонарушений, выступающих основаниями конституционно-правовой ответ-
ственности политических партий:
– конституционные правонарушения, связанные с нарушением принципа
конституционности политических партий и недопустимости осуществления
экстремистской деятельности;
– конституционные правонарушения, связанные с нарушением принципа
невмешательства политических партий в деятельность органов публичной вла-
сти;
– конституционные правонарушения, связанные с нарушением принципа
специальной правоспособности политических партий.
3. Мера конституционно-правовой ответственности политических партий
– это законодательно установленная мера наказательного характера, имеющая
своим основанием конституционное правонарушение и направленная на непре-
доставление политической партии конституционного статуса (отказ в государ-
ственной регистрации), ограничение конституционного статуса политической
партии (приостановление деятельности) или лишение политической партии
конституционного статуса (принудительная ликвидация по решению суда).
4. Не являются мерами конституционно-правовой ответственности поли-
тических партий:
– предупреждение политической партии об устранении допущенного на-
рушения;
– приостановление деятельности политической партии в соответствии с
Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»;
– приостановление деятельности политической партии в соответствии с
Федеральным конституционным законом «О военном положении»;
– приостановление деятельности политической партии в соответствии с
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»;
– отказ в государственной регистрации политических партий за непред-
ставление необходимых для государственной регистрации документов, пропуск
10
установленного срока для представления документов на государственную реги-
страцию;
– принудительная ликвидация по решению суда за отсутствие необходи-
мого числа членов политической партии, отсутствие региональных отделений
политической партии не менее чем в половине субъектов Российской Федера-
ции, нарушение порядка представления сведений, необходимых для ведения
единого государственного реестра юридических лиц.
5. Установленная Федеральным законом «О политических партиях» не-
возможность приостановления деятельности или ликвидации политической
партии в период проведения федеральных выборов является процессуальным
ограниченным конституционно-правовым иммунитетом, закрепленным за по-
литическими партиями в связи с их особым положением в избирательном про-
цессе.
6. В рамках совершенствования законодательной регламентации меры
конституционно-правовой ответственности, направленной на непредоставление
конституционного статуса политической партии, предлагается установить обя-
зательность направления политической партии решения об отказе в государст-
венной регистрации, а также закрепить механизм официального опубликования
решения об отказе в государственной регистрации политической партии.
7. В рамках совершенствования законодательной регламентации меры
конституционно-правовой ответственности, направленной на ограничение кон-
ституционного статуса политической партии, предлагается установить невоз-
можность приостановления деятельности политической партии за наиболее
серьезные конституционные правонарушения, являющиеся самостоятельными
основаниями ликвидации политической партии по решению суда.
8. В рамках совершенствования законодательной регламентации меры
конституционно-правовой ответственности, направленной на лишение полити-
ческой партии конституционного статуса, предлагается дополнить Федераль-
ный закон «О политических партиях» новой мерой конституционно-правовой
ответственности политических партий – запретом деятельности, сохранив лик-
11
видацию в качестве способа прекращения деятельности политической партии,
не связанного с совершением конституционного правонарушения. Запрет дея-
тельности политической партии, как мера конституционно-правовой ответст-
венности, предполагает прекращение деятельности политической партии и не-
возможность ее повторной государственной регистрации.
Научная и практическая значимость исследования выражается в том,
что диссертантом выявлены особенности конституционно-правовой ответст-
венности политических партий, установлена система мер конституционно-
правовой ответственности, применяемых к политическим партиям, отграниче-
ны меры конституционно-правовой ответственности от иных мер конституци-
онно-правового принуждения, применяемых к политическим партиям.
В ходе проведенной работы автором диссертации выявлены основные
пробелы и недостатки правового регулирования конституционно-правовой от-
ветственности политических партий, а также сформулированы конкретные
предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Выводы, сформулированные по итогам данного исследования, могут
быть положены в основу законодательной и правоприменительной деятельно-
сти соответствующих органов государственной власти. Кроме этого отдельные
тезисы настоящей диссертации могут быть использованы в образовательном
процессе при преподавании таких дисциплин как «Конституционное право Рос-
сии» и «Парламентское право России».
Апробация результатов исследования. Основные тезисы и выводы дис-
сертационного исследования отражены в научных публикациях по данной те-
матике. Результаты научной работы неоднократно выносились диссертантом на
публичное обсуждение в рамках: научно-практической конференции «Актуаль-
ные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Рос-
сийской Федерации» (Иркутск, 2007 г.); научно-практической конференции
«Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности
в Российской Федерации» (Иркутск, 2008 г.); научно-практической конферен-
ции студентов и аспирантов факультета государственного и международного
12
права Байкальского государственного университета экономики и права (Ир-
кутск, 2009 г.); научно-практической конференции «Актуальные проблемы
конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации» (Ир-
кутск, 2010 г.); научно-практической конференции «Конституционное развитие
России: практика и проблемы» (Иркутск, 2010 г.); международной научно-
практической конференции «Актуальные проблемы правотворчества и право-
применительной деятельности» (Иркутск, 2011 г.).
Результаты научного исследования были использованы диссертантом при
осуществлении законопроектной и экспертно-правовой деятельности в качестве
научного сотрудника научно-исследовательского учреждения «Иркутский ин-
ститут законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского».
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объе-
диняющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и при-
ложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного ис-
следования, анализируется степень ее научной разработанности, описываются
цель, задачи, объект и предмет исследования, определяются методологическая,
теоретическая, нормативно-правовая и эмпирическая основы работы, раскры-
ваются научная новизна исследования, основные положения и выводы, выно-
симые на защиту, отмечается научная и практическая значимость исследования
и указываются сведения об апробации полученных результатов.
Глава 1 «Теоретические основы конституционно-правовой ответст-
венности политических партий в Российской Федерации» состоит из трех
параграфов, в которых рассматриваются вопросы теории конституционно-
правовой ответственности в Российской Федерации, а также общая характери-
стика источников, оснований и мер конституционно-правовой ответственности
политических партий.
13
В первом параграфе «Понятие и признаки конституционно-правовой
ответственности» рассматриваются основные подходы к пониманию кон-
ституционно-правовой ответственности в Российской Федерации, выявляются
основные признаки конституционно-правовой ответственности.
Конституционно-правовая ответственность является отраслевой разно-
видностью ретроспективной юридической ответственности, которая наступает
за нарушение конституционно-правовых норм. В тоже время конституционно-
правовая ответственность является одной из форм (видов) конституционно-
правового принуждения.
С учетом государственно-принудительной природы конституционно-
правовой ответственности автор поддерживает мнение некоторых ученых (Е.И.
Козлова, О.Е. Кутафин, Д.Т. Шон, А.Е. Штурнев), определяющих конституци-
онно-правовую ответственность в качестве отрицательной оценки совершенно-
го конституционного правонарушения. На основе анализа основных признаков
конституционно-правовой ответственности предлагается следующее определе-
ние конституционно-правовой ответственности: это имеющая наказательный
характер, итоговая негативная государственно-правовая оценка совершенного
конституционного правонарушения, выражающаяся в поражении конституци-
онного статуса субъекта конституционного правонарушения.
Во втором параграфе «Общая характеристика конституционно-
правовой ответственности политических партий» рассматриваются ис-
точники конституционно-правовой ответственности политических партий, вы-
являются основания конституционно-правовой ответственности политических
партий и особенности их законодательной регламентации, а также анализиру-
ется правовая природа невозможности применения мер конституционно-
правовой ответственности в период проведения федеральных выборов.
Источниками конституционно-правовой ответственности политических
партий являются: 1) Конституция Российской Федерации, которая устанавлива-
ет запрет на создание и деятельность антиконституционных политических пар-
тий; 2) Федеральный закон «О политических партиях», который устанавливает
14
основания и порядок применения мер конституционно-правовой ответственно-
сти политических партий; 3) Федеральный закон «О противодействии экстре-
мистской деятельности», который регламентирует ликвидацию политической
партии за осуществление экстремистской деятельности. Указанные норматив-
ные правовые акты легально не отграничивают основания применения мер кон-
ституционно-правовой ответственности от оснований применения иных мер
конституционно-правового принуждения. Основанием конституционно-
правовой ответственности политической партии является совершение полити-
ческой партией конституционного правонарушения, обладающего признаками
общественной вредности, противоправности и виновности. В связи с этим не
обладают признаками конституционного правонарушения и не являются осно-
ваниями конституционно-правовой ответственности политических партий сле-
дующие деяния:
– при отказе в государственной регистрации политической партии: 1) не-
представление документов, необходимых для государственной регистрации по-
литической партии; 2) пропуск шестимесячного срока для представления доку-
ментов на государственную регистрацию политической партии;
– при принудительной ликвидации по решению суда: 1) отсутствие ре-
гиональных отделений политической партии не менее чем в половине субъек-
тов Российской Федерации; 2) отсутствие минимально необходимого числа
членов политической партии; 3) неоднократное непредставление политической
партией обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в еди-
ный государственный реестр юридических лиц.
На основе анализа действующего законодательства диссертантом выделя-
ются три группы конституционных правонарушений:
1) конституционные правонарушения, связанные с нарушением принципа
конституционности политических партий и недопустимости осуществления экс-
тремистской деятельности;
15
2) конституционные правонарушения, связанные с нарушением принципа
невмешательства политических партий в деятельность органов публичной вла-
сти;
3) конституционные правонарушения, связанные с нарушением принципа
специальной конституционной правоспособности политических партий.
Отмечается, что либерализация законодательства о конституционно-
правовой ответственности политических партий разрыхляет карательную на-
правленность конституционно-правовой ответственности, поскольку примене-
ние наиболее строгой меры конституционно-правовой ответственности (прину-
дительной ликвидации) приобретает характер экстраординарного события. Так,
за более чем десять лет существования Федерального закона «О политических
партиях» ни одна политическая партия не была ликвидирована за совершение
конституционного правонарушения, все решения Верховного Суда Российской
Федерации о ликвидации политических партий были связаны с нарушением тре-
бований к численности политических партий. В данном параграфе также анали-
зируется правовая природа невозможности приостановления деятельности или
ликвидации политической партии в период проведения выборов депутатов Го-
сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов
Президента Российской Федерации. Диссертантом сделан вывод, что невоз-
можность применения мер конституционно-правовой ответственности в период
проведения федеральных выборов является процессуальным ограниченным
конституционно-правовым иммунитетом, закрепленным за политическими пар-
тиями ввиду их особого положения в избирательном процессе. Процессуальный
характер данного иммунитета проявляется в том, что норма Федерального за-
кона «О политических партиях» обращена непосредственно к Верховному Суду
Российской Федерации, который принимает решение о приостановлении дея-
тельности либо о ликвидации политической партии. В свою очередь, ограни-
ченный (относительный) характер данного конституционно-правового иммуни-
тета проявляется в том, что: 1) после опубликования результатов выборов дей-
ствие иммунитета прекращается; 2) независимо от факта проведения выборов
16
политическая партия может быть привлечена к конституционно-правовой от-
ветственности за осуществление экстремистской деятельности (т. е. наличие
данного иммунитета не исключает полного освобождения от конституционно-
правовой ответственности).
В третьем параграфе «Система мер конституционно-правовой ответ-
ственности политических партий» анализируются выделяемые в юридиче-
ской литературе подходы к определению системы мер конституционно-
правовой ответственности политических партий.
Диссертантом обосновывается, что не все законодательно предусмотрен-
ные принудительные меры, применяемые к политическим партиям, являются
мерами конституционно-правовой ответственности. Мерами конституционно-
правовой ответственности политических партий являются только те меры, ко-
торые одновременно обладают следующими признаками: 1) имеют своим осно-
ванием конституционное правонарушение; 2) носят наказательный характер; 3)
заключают в себе итоговую оценку совершенного конституционного правона-
рушения; 4) применяются в особом процессуальном порядке. Не обладают ука-
занными признаками и не являются мерами конституционно-правовой ответст-
венности политических партий следующие законодательно предусмотренные
принудительные меры:
– предупреждение политической партии об устранении допущенного на-
рушения;
– приостановление деятельности политической партии в соответствии с
Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении»;
– приостановление деятельности политической партии в соответствии с
Федеральным конституционным законом «О военном положении»;
– приостановление деятельности политической партии в соответствии с
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»;
– отказ в государственной регистрации политической партии: за непред-
ставление документов, необходимых для государственной регистрации полити-
17
ческой партии; пропуск шестимесячного срока для представления документов
на государственную регистрацию политической партии;
– принудительная ликвидация по решению суда: за отсутствие регио-
нальных отделений политической партии не менее чем в половине субъектов
Российской Федерации; отсутствие минимально необходимого числа членов
политической партии; неоднократное непредставление политической партией
обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый госу-
дарственный реестр юридических лиц.
Таким образом, систему мер конституционно-правовой ответственности
политических партий образуют следующие законодательно установленные ме-
ры, применяемые за совершение конституционных правонарушений:
1) мера конституционно-правовой ответственности, направленная на не-
предоставление конституционного статуса политической партии – отказ в госу-
дарственной регистрации политической партии;
2) мера конституционно-правовой ответственности, направленная на ог-
раничение конституционного статуса политической партии – приостановление
деятельности политической партии;
3) мера конституционно-правовой ответственности, направленная на ли-
шение политической партии конституционного статуса – принудительная лик-
видация политической партии по решению суда.
Наименьшее признание в качестве меры конституционно-правовой ответ-
ственности получила такая мера, как отказ в государственной регистрации по-
литической партии. Поэтому диссертантом обосновывается самостоятельность
данной меры конституционно-правовой ответственности политических партий
и указывается, что политическая партия на момент принятия решения об отказе
в государственной регистрации обладает деликтоспособностью, поскольку по-
литическая партия считается созданной со дня принятия решения о ее создании
на учредительном съезде политической партии.
В заключение настоящего параграфа сформулировано следующее опре-
деление конституционно-правовой ответственности политических партий: это
18
имеющая наказательный характер итоговая негативная государственно-
правовая оценка совершенного политической партией конституционного пра-
вонарушения, выражающаяся в непредоставлении, лишении или ограничении
конституционного статуса политической партии.
Глава 2 «Законодательная регламентация мер конституционно-
правовой ответственности политических партий» посвящена научно-
практическому анализу действующего федерального законодательства, уста-
навливающего основания и порядок применения конкретных мер конституци-
онно-правовой ответственности политических партий.
В первом параграфе «Отказ в государственной регистрации политиче-
ской партии» рассматриваются особенности законодательной регламентации
меры конституционно-правовой ответственности, направленной на непредос-
тавление политической партии конституционного статуса.
Указанная мера конституционно-правовой ответственности применяется
в административном порядке Министерством юстиции Российской Федерации
в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и Феде-
ральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и инди-
видуальных предпринимателей».
Диссертантом отмечается, что не все законодательно установленные ос-
нования отказа в государственной регистрации политической партии являются
конституционными правонарушениями. Основанием конституционно-правовой
ответственности политических партий в форме отказа в государственной реги-
страции является неустранение в течение срока приостановления государствен-
ной регистрации политической партии следующих нарушений:
1) противоречие положений устава политической партии Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным
законам;
2) несоответствие наименования и (или) символики политической партии
требованиям ст. 6 и 7 Федерального закона «О политических партиях»;
19
3) несоответствие информации, содержащейся в документах, представ-
ленных для государственной регистрации, требованиям Федерального закона
«О политических партиях».
Законодательная регламентация оснований конституционно-правовой от-
ветственности политических партий в форме отказа в государственной регист-
рации характеризуется несовершенством. Так, положение п. 2 ст. 7 Федераль-
ного закона «О политических партиях» (о запрете на использование политиче-
скими партиями эмблемы и символики организаций, деятельность которых на
территории Российской Федерации запрещена), существенно суживает пределы
действия запрета на использование символики экстремистских организаций,
поскольку согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской
деятельности» организациями, деятельность которых запрещается, могут вы-
ступать только общественные объединения, не обладающие статусом юридиче-
ского лица. Поэтому предлагается расширить пределы действия описанной
нормы права и установить запрет на использование политическими партиями
эмблемы и символики любых организаций, деятельность которых прекращена
за осуществление экстремистской деятельности.
Кроме этого диссертантом предлагается совершенствовать процедуру от-
каза в государственной регистрации политической партии. Во-первых, необхо-
димо установить механизм официального опубликования решения об отказе в
государственной регистрации политической партии, поскольку конституцион-
но-правовая ответственность должна отражать факт официального государст-
венного осуждения совершенного конституционного правонарушения. Во-
вторых, необходимо отказаться от практики письменного уведомления полити-
ческой партии относительно принятого Министерством юстиции Российской
Федерации решения об отказе в государственной регистрации. Поскольку ре-
шение об отказе в государственной регистрации политической партии является
правоприменительным актом, реализующим меру конституционно-правовой
ответственности, то целесообразно установить обязательность направления по-
20
литической партии именно данного решения, а не письменной информации о
принятии такого решения.
Во втором параграфе «Приостановление деятельности политической
партии» рассматриваются особенности законодательной регламентации меры
конституционно-правовой ответственности, направленной на ограничение кон-
ституционного статуса политической партии.
Основаниями конституционно-правовой ответственности политических
партий в форме приостановления деятельности являются два вида конституци-
онных правонарушений: 1) неустранение в установленный срок нарушений
Конституции и федеральных законов; 2) неустранение в установленный срок
нарушений, связанных с осуществлением деятельности, противоречащей поло-
жениям, целям и задачам политической партии. При этом диссертантом указы-
вается, что именно факт неустранения допущенного нарушения после вынесен-
ного предупреждения наполняет указанные конституционные правонарушения
повышенной общественной вредностью.
Приостановление деятельности политической партии, как мера конститу-
ционно-правовой ответственности, кроме наказательного характера, выражаю-
щегося в существенном ограничении конституционного статуса политической
партии, обладает также существенной превентивной направленностью, по-
скольку последующее неустранение нарушения, послужившего основанием
приостановления деятельности политической партии, может привести к прину-
дительной ликвидации по решению суда.
Основным законодательным недостатком при регулировании данной ме-
ры конституционно-правовой ответственности является возможность приоста-
новления деятельности политической партии за наиболее существенные кон-
ституционные правонарушения. Поэтому автором предлагается установить не-
возможность приостановления деятельности политической партии за деяния,
являющиеся основаниями принудительной ликвидации политической партии.
В третьем параграфе «Ликвидация политической партии по решению
суда» анализируются особенности законодательной регламентации меры кон-
21
ституционно-правовой ответственности, направленной на лишение политиче-
ской партии конституционного статуса.
Источниками конституционно-правовой ответственности политических
партий в форме принудительной ликвидации являются положения Федерально-
го закона «О политических партиях» и Федерального закона «О противодейст-
вии экстремистской деятельности». При этом ликвидация политической партии
по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации
(часть первая) и Федеральным законом «О государственной регистрации юри-
дических лиц», не является мерой конституционно-правовой ответственности
политических партий.
Основаниями конституционно-правовой ответственности политических
партий в форме принудительной ликвидации являются следующие конституци-
онные правонарушения:
1) конституционные правонарушения, связанные с нарушением принципа
конституционности политических партий и недопустимости осуществления
экстремистской деятельности:
– неустранение политической партией в установленный срок допущенно-
го нарушения экстремистской направленности;
– совершение политической партией повторного (в течение двенадцати
месяцев со дня вынесения письменного предупреждения) нарушения экстреми-
стской направленности;
– совершение политической партией нарушения экстремистской направ-
ленности, повлекшего за собой общественно вредные последствия (нарушение
прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью
граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопас-
ности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или)
юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу
причинения такого вреда);
22
2) конституционные правонарушения, связанные с нарушением принципа
недопустимости вмешательства политических партий в деятельность органов
публичной власти:
– создание структурных подразделений политических партий в органах
публичной власти;
– осуществление деятельности политических партий и их структурных
подразделений в органах публичной власти (за исключением представительных
органов);
3) конституционные правонарушения, связанные с нарушением принципа
специальной правоспособности политических партий:
– вмешательство политических партий в образовательный процесс;
– неучастие политических партий в выборах на протяжении семи лет
подряд.
Положения Федерального закона «О политических партиях», устанавли-
вающие указанные основания принудительной ликвидации политических пар-
тий, в ряде случаев сформулированы неудачно. Так, например, п. 4 ст. 9 Феде-
рального закона «О политических партиях» предусматривает в качестве осно-
вания ликвидации политической партии создание структурных подразделений
политической партии в органах публичной власти, а также в государственных и
негосударственных организациях. Представляется необоснованным включение
негосударственных организаций в данную норму федерального закона, по-
скольку такие организации не выполняют властных публичных полномочий.
Более того указание на негосударственные организации справедливо отсутст-
вует в п. 5 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях», которым ус-
танавливается запрет на осуществление деятельности структурных подразделе-
ний политических партий в органах публичной власти и государственных орга-
низациях.
Результатом применения указанной меры конституционно-правовой от-
ветственности политических партий является лишение политической партией
своего конституционного статуса. Однако принудительная ликвидация как мера
23
конституционно-правовой ответственности фактически лишена собственных
конституционно-правовых последствий, отражающих особенности конститу-
ционно-правовой ответственности. Результатом применения данной меры кон-
ституционно-правовой ответственности является утрата правового статуса по-
литической партии в целом, никаких дополнительных негативных последствий
конституционно-правового характера для субъекта ответственности нет. Наи-
более ярко это проявляется в возможности повторного создания политической
партии, которая была ликвидирована за совершение конституционного право-
нарушения.
Диссертантом предлагается ввести в законодательство новую меру кон-
ституционно-правовой ответственности – запрет деятельности политической
партии, сохранив при этом ликвидацию в качестве способа прекращения дея-
тельности политической партии, не связанного с совершением конституцион-
ного правонарушения. Запрет деятельности, как мера конституционно-
правовой ответственности, предполагает лишение политической партии своего
конституционного статуса и последующую невозможность ее повторного соз-
дания. Кроме того, с учетом характера совершенного деяния запрет деятельно-
сти может дополнительно повлечь временное ограничение права на объедине-
ние в политические партии для руководителей запрещенной политической пар-
тии.
В заключении обобщаются итоги и формулируются основные выводы по
проведенному диссертационному исследованию.
В приложении к диссертации содержится сводный перечень предложе-
ний по совершенствованию законодательства по итогам проведенного исследо-
вания.
24
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
в источниках, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных
журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные резуль-
таты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата юриди-
ческих наук:
1. Хертуев Р.Ю. Принудительная ликвидация как мера конституционно-
правовой ответственности политических партий // Академический юридиче-
ский журнал. – 2010. – № 3. – С. 61–66. – 0,81 печ. л.
2. Хертуев Р.Ю. Конституционно-правовая ответственность политиче-
ских партий за нарушение принципа невмешательства в деятельность органов
публичной власти // Сибирский юридический вестник. – 2011. – № 4. – С. 40–
45. – 0,87 печ. л.
в иных научных изданиях:
3. Хертуев Р.Ю. Отдельные аспекты регулирования политического плю-
рализма в России // Актуальные проблемы правотворчества и правопримени-
тельной деятельности в Российской Федерации : материалы науч.-практ. конф.
Иркутск, 10 ноября 2007 г. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2007. – С. 44–47. – 0,25 печ.
л.
4. Хертуев Р.Ю. Основания ликвидации политических партий // Актуаль-
ные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Рос-
сийской Федерации : материалы науч.-практ. конф. Иркутск, 8 ноября 2008 г. –
Иркутск : Изд-во ИГУ, 2008. – С. 41–45. – 0,31 печ. л.
5. Хертуев Р.Ю. К вопросу о санкциях конституционно-правовой ответ-
ственности политических партий // Дни науки : материалы науч.-практ. конф.
25
факультета государственного и международного права. Ч. 1. – Иркутск : Изд-во
БГУЭП, 2009. – С. 145–154. – 0,81 печ. л.
6. Хертуев Р.Ю. Отказ в государственной регистрации политической пар-
тии как мера конституционно-правовой ответственности // Актуальные про-
блемы конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации :
сб. науч. ст. / под ред. В.В. Игнатенко. – Иркутск: ОГНИУ «Институт законода-
тельства и правовой информации имени М.М. Сперанского», Фонд «Право и
Демократия», 2010. – С. 66–78. – 0,93 печ. л.
7. Хертуев Р.Ю. Разграничение конституционных правонарушений и
иных нарушений закона в деятельности политических партий // Вестник Инсти-
тута законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. – 2010. –
№ 1. – С. 30–34. – 0,75 печ. л.
8. Хертуев Р.Ю. Конституционные иммунитеты в деятельности полити-
ческих партий // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменитель-
ной деятельности в Российской Федерации : материалы междунар. науч.-практ.
конф. Иркутск, 12 ноября 2011 г. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. – С. 88–91. –
0,31 печ. л.
26
Хертуев Роман Юрьевич
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Подписано в печать 09.04.2012 г.
Формат 60х90/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная.
Усл. печ. л. 1,75. Тираж 150 экз. Заказ №
Издательство Байкальского государственного
университета экономики и права
664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.
Отпечатано в ИПО БГУЭП.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0