2012avtoref772

Аватар пользователя ideolog
Кретова-Алешина Ирина Андреевна
 
18 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Конституционный принцип недискриминации в Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.243.16
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Кретова-Алешина И.А. Конституционный принцип недискриминации в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 23.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref772 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Кретова-Алешина И.А. Конституционный принцип недискриминации в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 23.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
Кретова-Алѐшина Ирина Андреевна
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП
НЕДИСКРИМИНАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.00.02 – конституционное право;
муниципальное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Саратов – 2012
2
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
Научный руководитель –
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации
Комкова Галина Николаевна
Официальные оппоненты:
Хижняк Вероника Сергеевна,
доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры конституционного
и международного права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридиче-ская академия» (г. Саратов)
Артемова Светлана Тагировна,
кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный пе-дагогический университет им. И.Н. Улья-нова», доцент кафедры государственно-правовых дисциплин (г. Ульяновск)
Ведущая организация –
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия» (кафедра консти-туционного права) (г. Екатеринбург)
Защита состоится 18 мая 2012 года в 10.00 на заседании объеди-ненного диссертационного совета ДМ 212.243.16 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный уни-верситет имени Н.Г. Чернышевского» по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. 12, ауд. 510.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 Зо-нальной научной библиотеки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
Автореферат разослан «_____» апреля 2012 года
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук,
доцент
Е.А. Крючкова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Обязательным признаком правового государства является обеспечение равенства прав и свобод его жителей, так как уровень развития демократии тесно связан с уровнем развития прав и свобод человека. В демократическом и пра-вовом государстве должно обеспечиваться такое положение дел, при котором каждый человек, несмотря на различие с другими людьми, должен соизмерять принадлежащий ему объем прав, свобод и обязан-ностей с правами и свободами других лиц независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и др.
Однако вряд ли можно полагать, что не существует угрозы ра-венству прав и свобод человека. Дискриминация – одно из самых опасных проявлений посягательств на права человека, поскольку еѐ результатом является уничтожение или ущемление пользования лю-быми лицами своими правами и свободами на равной основе. Он мо-жет проявляться в экономической, социальной, политической, ду-ховной сферах жизни общества. К сожалению, в ряде стран, в том числе и России, наблюдается рост расовой, этнической, религиозной, языковой и иной дискриминации, особенно в отношении женщин, мигрантов, пенсионеров.
Мировое сообщество предпринимает множество усилий для обес-печения равенства и искоренения дискриминации, однако не всегда эти усилия в полной мере поддерживаются руководством стран. В со-ответствии с международными обязательствами Россия закрепила в сво-ей Конституции обязанность государства противодействовать дискри-минации в любой форме, в равной степени обеспечивать всем группам населения право на безопасность и защиту их прав. Однако в отноше-нии принципа «недискриминация» нет единого подхода ни в доктрине международного права, ни в доктрине конституционного права.
Именно поэтому исследование проблем правового регулирования конституционного принципа недискриминации весьма актуально. В науке конституционного права назрела необходимость выработки на-учного подхода к понятию и содержанию конституционного принципа недискриминации, проблемам его реализации и судебной защиты.
Вышеизложенные обстоятельства предопределили выбор темы диссертационной работы.
Целью диссертационного исследования является проведение комплексного анализа конституционного принципа недискриминации в Российской Федерации, а также разработка рекомендаций и предло-жений по совершенствованию действующего законодательства и пра-воприменительной практики в сфере защиты от дискриминации.
Для достижения поставленной цели автором поставлены следую-щие задачи в соответствии с логической последовательностью пред-ставленного исследования:
4
- уяснение понятий дискриминации и недискриминации в рос-сийском праве;
- определение места и значения конституционного принципа не-дискриминации в системе конституционных принципов прав человека в России;
- выявление соотношения конституционных принципов равенства прав и свобод человека и недискриминации;
- анализ запрета различных видов дискриминации в международ-ных документах Организации Объединенных Наций и Совета Европы;
- исследование применения принципа недискриминации в реше-ниях Европейского Суда по правам человека;
- рассмотрение правовых позиций Конституционного Суда РФ по делам о защите принципа недискриминации;
- изучение влияния решений Европейского Суда на деятельность Конституционного Суда РФ по защите принципа недискриминации;
- выработка практических рекомендаций по совершенствованию за-щиты принципа недискриминации органами власти в современной России.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема диссертационного исследования носит комплексный междисципли-нарный характер.
Общетеоретической основой исследования послужили фундамен-тальные исследования в области теории государства и права и консти-туционного права.
Отдельные аспекты дискриминации в свете реализации основных принципов права, прав и свобод человека и гражданина затрагивались в трудах известных отечественных правоведов: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, С.Т. Артемовой, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, Н.А. Бо-гдановой, Н.С. Бондаря, A.M. Васильева, Н.А. Власенко, Г.А. Гаджие-ва, В.В. Гошуляка, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, В.Я. Кикотя, В.В. Комаровой, Г.Н. Комковой, В.И. Крусса, О.Е. Кутафина, В.В. Ла-зарева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, С.Э. Несмеяновой, М.В. Пресня-кова, Т.М. Пряхиной, Т.Н. Радько, Г.Б. Романовского, И.Н. Сенякина, В.Н. Синюкова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика, Т.Я. Хабриевой, В.С. Хижняк, Б.С. Эбзеева, А.И. Экимова и др.
Конституционный принцип равенства в аспекте явления, противо-стоящего дискриминации, не так давно стал самостоятельным предме-том исследований в науке конституционного права. Среди интересных исследований конституционных проблем равенства последних лет следует назвать докторскую диссертацию Г.Н. Комковой «Конститу-ционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание и механизм защиты» (Саратов, 2003); кандидатские диссертации Е.Н. Бырдина «Правовое равенство граждан и его обеспечение в Российском государстве» (М., 2002); М.А. Куд-рявцева «Конституционный принцип равноправия в правовом положе-нии личности в Российской Федерации» (М., 2004); А.В. Жигачева
5
«Защита конституционного принципа равенства прав и свобод челове-ка и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации» (Саратов, 2006); Ц.Б. Жамсуева «Конституционный принцип равно-правия как основа правового статуса человека и гражданина в Россий-ской Федерации» ( М., 2010) и др.
В последние годы был защищен ряд кандидатских диссертаций, посвященных различным аспектам принципа равенства. В диссертации Р.А. Малясова отмечается, что принцип равенства перед судом состав-ляет основу современной концепции справедливого правосудия1. Дис-сертация И.С. Сабитовой посвящена конституционно-правовым осно-вам обеспечения равенства мужчин и женщин в сфере труда, где отме-чается: «В соответствии с принципом равенства полов экономические, политические и социальные ресурсы должны распределяться между мужчинами женщинами на равной основе. Однако во многих странах, в том числе и в России, существует дискриминация по половому при-знаку, которая проявляется в неравенстве возможностей женщин в сфере занятости»2. Диссертация И.И. Ларинбаевой связана с юридиче-скими аспектами онтологии гендерного равноправия3, как и исследо-вание Ю.А. Акимовой, посвященное конституционному принципу равноправия мужчины и женщины (на примере сравнения законода-тельства РФ и ФРГ)4.
В диссертации В.Ю. Зубакина принцип равенства рассматривает-ся применительно к закону5, а в диссертации Т.А. Горюновой иссле-дуются конституционные аспекты равной защиты различных форм собственности в Российской Федерации6, И.В. Лагун изучает реализа-цию конституционного принципа равенства граждан Российской Фе-дерации на муниципальной службе7.
Несколько диссертаций освещают проблемы, связанные с реали-зацией конституционного принципа равенства в политической сфере: Кузнецова О.В. «Реализация конституционного принципа равенства
1 См.: Малясов Р.А. Конституционный принцип равенства человека и гражданина пе-ред судом в современной России: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 12.
2 См.: Сабитова И.С. Конституционно-правовые основы обеспечения равенства мужчин и женщин в сфере труда : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 3.
3 См.: Ларинбаева И.И. Юридическая онтология гендерного равноправия: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
4 См.: Акимова Ю.А. Конституционный принцип равноправия мужчины и женщи-ны: на примере законодательства РФ и ФРГ : дис. … канд. юрид. наук: М., 2005.
5 См.: Зубакин В.Ю. Конституционный принцип равенства всех перед законом в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
6 См.: Горюнова Т.А. Конституционные основы равной защиты форм собственно-сти в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006.
7 См.: Лагун И.В. Реализация конституционного принципа равенства граждан Рос-сийской Федерации на муниципальной службе : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Сара-тов, 2008.
6
прав граждан России в пассивном избирательном праве» (Саратов, 2010); Абакуменко С.Е. «Реализация конституционного принципа ра-венства политических партий в условиях становления пропорциональ-ной избирательной системы в России» (Саратов, 2010); Иванова М.И. «Конституционный принцип равенства общественных объедине-ний перед законом в Российской Федерации» (Саратов, 2010).
Однако в этих диссертациях затрагивается только позитивная сто-рона конституционного принципа равенства, тогда как равенству прав и свобод человека противостоит дискриминация. В этой научной сфе-ре можно отметить диссертацию Супруновой М.С. «Дискриминация как объект общеправового анализа» (Н. Новгород, 2007), в которой данное явление рассматривается с позиции общей теории государства и права, а также работу Командирова А. А. «Конституционный прин-цип запрета дискриминации в сфере труда в Российской Федерации» (Саратов, 2011), где затрагивается весьма узкий аспект конституцион-ного принципа недискриминации.
Специальных работ, посвященных конституционному принципу недискриминации в Российской Федерации, в науке конституционного права до нынешнего времени не было. Настоящее исследование при-звано восполнить этот пробел.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного принципа недискриминации в России.
Предмет диссертационного исследования – правовое регулиро-вание и судебная защита конституционного принципа недискримина-ции, а также вопросы развития и совершенствования действующего законодательства в этой области в Российской Федерации.
Методологическую основу диссертационного исследования со-ставляют как общенаучные, так и специальные методы научного по-знания. В работе были использованы диалектический, логический, системно-структурный а также формально-юридический, сравнитель-но-правовой методы.
Применение диалектического и логического методов научного по-знания позволило создать основу для проведения всестороннего и полного исследования конституционного принципа недискриминации, достижения цели исследования и решения поставленных задач.
Применение системно-структурного метода позволило исследо-вать принцип равенства перед законом во взаимосвязи и взаимозави-симости с другими правовыми категориями, прийти к определенным выводам и обобщениям.
Использование сравнительно-правового метода позволило провести сравнительный анализ конституционных и законодательных норм Рос-сии и международных правовых актов в сфере недискриминации.
Использование указанных методов научного познания сделало возможным исследовать объект комплексно и детально, проанализи-
7
ровать и обобщить правовой, теоретический и практический материал, выработать предложения и рекомендации по совершенствованию дей-ствующего законодательства в сфере запрещения дискриминации, а также определить проблемы и перспективы законодательного обеспе-чения и реализации конституционного принципа недискриминации.
Теоретическую основу исследования составляют труды россий-ских и зарубежных ученых в области конституционного права, общей теории права, международного права.
Правовая основа диссертационного исследования сформирована на основе Конституции Российской Федерации, федеральных консти-туционных законов, федеральных законов, международно-правовых документов, указов Президента Российской Федерации, постановле-ний и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Эмпирическую основу диссертационного исследования состави-ли решения Конституционного Суда РФ, решения Европейского Суда по правам человека, материалы периодической печати, социологиче-ских исследований, статистические и иные данные, размещенные в сети Интернет по теме диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что это одна из первых комплексных работ, посвященная исследованию теоретиче-ских и практических проблем конституционного принципа недискри-минации в России.
Основные положения диссертационного исследования, выно-симые на защиту:
1. Исходя из обобщения международных документов автором да-ется следующее определение дискриминации – это любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на природ-ных или социальных признаках человека, имеющее целью или следст-вием ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обра-щения в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни человека.
2. Среди специальных международных актов, связанных с запре-том дискриминации, в диссертационном исследовании, выделяются те, которые запрещают ограничение прав граждан по антропометриче-ским (природным) и социальным (приобретенным) качествам челове-ка. При этом международных актов, посвященных запрету дискрими-нации по природным качествам человека (пол, раса, национальность, язык, здоровье), гораздо больше, и они нацелены на искоренение кон-кретного вида дискриминации. Тогда как специальных международ-ных актов, запрещающих дискриминацию по социальным качествам человека (происхождение, принадлежность к религиозным или обще-ственным организациям, имущественное или должностное положение, место жительства), практически нет или такой запрет упоминается опосредованно в других международных документах.
8
3. В работе предложено авторское определение недискриминации применительно к конституционному праву – это закрепленная в кон-ституционных и законодательных нормах система мер, направленная на осуществление равенства основных прав, свобод и законных инте-ресов человека.
4. Под конституционным принципом недискриминации автором понимается конституционный запрет ограничения или ущемления прав, свобод и законных интересов личности в зависимости от еѐ при-родных или социальных особенностей.
5. В отношении принципа недискриминации важным является прецедентная практика, которая свидетельствует о том, что Европей-ский Суд по правам человека принимает решение о нарушении запрета дискриминации при наличии совокупности следующих факторов:
- допущенное нарушение входит в сферу действия того права, за-крепленного в Конвенции, пользования которого оно касается;
- в пользовании этим правом разными категориями лиц действи-тельно имеются различия, при этом заявители находятся в сравни-тельно одинаковой ситуации;
- недопустимость отказа от своего права не подвергаться дис-криминации.
- государство не представило доказательств объективных причин, которые обосновывали бы имеющиеся различия в пользовании права-ми разными лицами, находящимися в одинаковой ситуации.
6. Поскольку в ст. 19 российской Конституции говорится не только об обеспечении равенства прав и свобод человека и граждани-на, но и о запрете ограничения, то есть дискриминации прав в зависи-мости от каких-либо признаков, то рассмотрение дел Конституцион-ным Судом РФ, где упоминается ст. 19, одновременно затрагивает и принцип равенства, и принцип недискриминации.
7. При проведении анализа решений Конституционного Суда РФ по защите принципа недискриминации установлено, что в них закреп-ляются следующие позиции:
- дискриминация граждан не допускается не только по прямо ука-занным в Конституции РФ, но и по другим признакам;
- принцип недискриминации распространяется не только на непо-средственно признаваемые Конституцией Российской Федерации пра-ва и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона;
- законодателю запрещено вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объектив-ного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях);
- принцип недискриминации распространяется не только на кон-ституционные права и свободы, но и на обязанности;
9
- законодатель должен предпринять специальные меры по охране от дискриминации лиц, нуждающихся в особой защите.
8. Автором предлагается система действий органов государствен-ной власти применительно к реализации конституционного принципа недискриминации:
1) обеспечение единой антидискриминационной понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах;
2) приведение в соответствие с принципом недискриминации, ме-ждународными обязательствами Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации;
3) устранение дискриминационных решений, действий (бездейст-вий) при применении нормативного правового акта;
4) обеспечение единообразной практики применения норматив-ных правовых актов Российской Федерации, касающихся запрета дис-криминации;
5) безусловное выполнение решений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, судов общей юрисдикции и арбитражных судов по вопросам защиты от дискриминации;
6) мониторинг выполнения решений всех судебных органов, вы-несенных по вопросам защиты от дискриминации.
Только выполнение всех этих мер позволит обеспечить реализацию конституционного принципа недискриминации в России в полной мере.
Теоретическая значимость работы определяется необходимо-стью совершенствования правового регулирования при реализации конституционного принципа недискриминации. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для прове-дения дальнейших исследований в данной области.
Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию за-конодательства и судебной практики в сфере противодействия дис-криминации. Положения диссертации могут быть использованы при разработке учебных пособий и учебно-методических комплексов по конституционному (государственному) праву России и международ-ному праву.
Апробация результатов диссертационного исследования. Ре-зультаты диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседании кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского».
Основные положения и выводы, сделанные в исследовании, были отражены в научных публикациях, выступлениях на научных семина-рах, использованы в педагогической деятельности в рамках дисциплин «Конституционное (государственное) право России», «Международ-ное право» ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет
10
имени Н.Г.Чернышевского» для студентов специальностей (направле-ния подготовки) «Юриспруденция», «Международные отношения».
Результаты диссертационного исследования были представлены на Международной научно-практической конференции «Политико-правовые проблемы взаимодействия власти и бизнеса в условиях кризи-са», посвященной 15-летию Саратовской областной Думы и 100-летию Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского (Саратов, 2-3 июля 2009 г.); Международном конституционном форуме «Участие граждан в управлении делами государства: проблемы право-вого регулирования и реализации в условиях модернизации России» (Саратов, 10 декабря 2010 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Реформа 1861 года и современность: 150 лет со дня от-мены крепостного права в России» (Саратов, 15 февраля 2011 г.); Меж-дународной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Саратовской государственной академии права «Право и его реализация в ХХI веке» (г. Саратов, 29–30 сентября 2011 г.); III Международном конституционном форуме «Конституционная юстиция в политической и правовой системах России», посвященном 20-летию Конституцион-ного Суда РФ (Саратов, 15–16 декабря 2011 г.) и др.
По теме диссертационного исследования опубликовано 8 научных статей, в том числе две – в российских рецензируемых научных жур-налах, в которых должны быть опубликованы основные научные ре-зультаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и канди-дата наук, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Ми-нистерства образования и науки Российской Федерации.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами, отра-жающими научно-практический характер исследования, которое со-стоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заклю-чения и библиографического списка. Основные выводы проведенного диссертационного исследования представлены в заключении, а также по главам и параграфам.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, опреде-лена научная задача, выявлены объект и предмет исследования, указа-на степень научной разработанности темы, изложена методологиче-ская основа диссертации, определены теоретическая и практическая значимость работы, эмпирическая и нормативно-правовая база иссле-дования, раскрыта научная новизна, сформулированы основные поло-жения, выносимые на защиту, приведены данные об апробации ре-зультатов исследования.
11
Первая глава «Недискриминация как конституционный прин-цип прав человека в России» состоит из трех параграфов, раскры-вающих понятие конституционного принципа недискриминации, его место в системе конституционных принципов прав человека в России, а также соотношение данного принципа с конституционным принци-пом равенства прав и свобод человека.
В параграфе 1.1 «Понятие дискриминации и недискриминации в российском праве» раскрыто содержание конституционно-правовых категорий «дискриминация» и «недискриминация». Отмечается, что конституционный смысл понятия «дискриминация» чаще всего связы-вается с международными документами, где устанавливается запрет дискриминации, то есть запрещение неправомерного проведения раз-личий между людьми по какому-либо основанию. Данное явление правовой действительности носит крайне отрицательный характер как для государства в целом, так и отдельных граждан или групп людей, потому ряд российских ученых-юристов рассматривают данную катего-рию как процесс, связанный с нарушением прав человека. Другие иссле-дователи считают, что дискриминация связана с не основанным на законе ограничением прав граждан. Третьи говорят не только о нарушении прав граждан, но и о создании для отдельных категорий преимуществ и льгот. Автор придерживается мнения тех ученых, которые считают, что дискри-минация – это любое различие, исключение, ограничение или предпочте-ние, основанное на каком-либо признаке человека, имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осу-ществления равенства прав человека и основных свобод.
В параграфе анализируется ряд федеральных законов, в которых со-держится понятие дискриминации, особое внимание при этом уделяется Трудовому кодексу РФ, где данный термин употребляется 8 раз. Отмеча-ется, что только ст. 136 Уголовного кодекса РФ дает официальное толко-вание данного понятия, причем существуют несколько редакций данной статьи, которые по-разному трактуют дискриминацию и ответственность за неѐ. В этом законодательном определении понятия «дискриминация» закрепляется только один аспект – это прямое нарушение прав и свобод человека в зависимости от каких-либо его признаков, но уяснение смысла данного понятия позволяет автору прийти к выводу, что нарушение прав и свобод может быть целью или следствием, но не самой дискриминаци-ей. Ведь нарушение прав и свобод – это прямое посягательство на имею-щиеся у гражданина права с целью недопущения их использования, тогда как дискриминация – это еще и создание условий для незаконных пре-имуществ тем или иным группам граждан. Отталкиваясь от установлен-ного в УК РФ и КоАП РФ, а также других федеральных законах опреде-ления дискриминации, автор выработал собственное понятие недискри-минации, которое позволило ему подойти к характеристике конституци-онного принципа недискриминации.
12
В параграфе 1.2 «Место конституционного принципа недискрими-нации в системе конституционных принципов прав человека в России» проанализировано положение исследуемого принципа прав и свобод человека по отношению к другим конституционным принципам.
Прежде всего автор исследует основы теории принципов права, и в частности принципов конституционного права. В диссертации отме-чается, что комплекс принципов права – это наиболее стабильная часть определенной отрасли права, поскольку именно они придают основа-тельность, неизменность этой отрасли права, позволяют в течение оп-ределенного времени сдерживать еѐ от кардинальных изменений и потрясений. Нормы конституционного права, устанавливающие осно-вы правового статуса человека и гражданина, определяют как базовые принципы, характеризующие положение человека в обществе и госу-дарстве, так и основные права, свободы и обязанности человека и гра-жданина. Содержание системы принципов конституционного права, ре-гулирующих основные права и свободы человека и гражданина в России, является предметом научных дискуссий. В диссертации проведен под-робный анализ различных точек зрения ученых-конституционалистов на систему конституционных принципов прав и свобод человека и гражда-нина. В результате автор приходит к выводу, что в данную систему можно включить такие конституционные принципы прав и свобод человека и гражданина, как: всеобщность и неотчуждаемость, равенство, недискри-минация, справедливость, уважение прав и свобод других лиц, гарантиро-ванность государством. При этом отмечается, что конституционный принцип недискриминации является достаточно новым в системе консти-туционных принципов прав человека. Принцип недискриминации нашел свое выражение в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, где сказано: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаками социальной, ра-совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Хотя в самом тексте данной статьи нет формулировки «дискриминация», но его содержание свидетельствует о том, что в данном случае имеется в виду именно конституционный принцип недискриминации.
Далее в данном параграфе изучается взаимосвязь принципа не-дискриминации и другими конституционными принципами прав и свобод человека. Так, доказывается, что конституционный принцип недискриминации является продолжением принципа справедливости, ведь дискриминация выступает обратной стороной принципа справед-ливости, поскольку именно равное обладание конституционными пра-вами и свободами выступает объектом нарушения конституционного принципа недискриминации. Неотчуждаемость как принцип прав и свобод личности состоит в том, что юридически ничтожным будет обязательство гражданина перед кем бы то ни было не пользоваться своими правами. Таким образом, принцип неотчуждаемости и прин-цип недискриминации очень близки, поскольку содержат недопусти-мость запрета отказа от реализации своих прав как со стороны самого
13
человека, так и со стороны других лиц по любым причинам. Принцип уважения прав и свобод других лиц, закрепленный в ч.3 ст.17 Консти-туции РФ, подразумевает, что обладание одним человеком правами и свободами не означает возможности его безнаказанно нарушать права других людей. Доказывается, что дискриминация по различным при-знакам – это и есть нарушение принципа уважения прав и свобод дру-гих лиц, а потому его связь с конституционным принципом недискри-минации несомненна. Ведь дискриминация – это самый яркий пример того, что один человек, либо группа людей, либо органы публичной власти предпринимают какие-то действия для того, чтобы умалить, отнять или нарушить права определенной категории людей, объеди-ненных общим признаком – полом, национальностью, языком, возрас-том, состоянием здоровья. Уважение прав человека – это и есть прин-цип недискриминации в самом широком его смысле.
Гарантированность государством – как принцип правового стату-са личности – предполагает, что именно государство и его органы обя-заны создавать условия для наиболее полной реализации прав и свобод человека. В этом смысле принцип недискриминации выступает как одна из сторон принципа гарантированности, поскольку, создавая ус-ловия для предоставления прав и свобод личности, государство при этом должно обеспечивать гарантии реализации этих прав и свобод безо всякой дискриминации.
В заключение делается вывод о том, что Российское государство должно подходить к изменению системы принципов прав человека весьма взвешенно и аргументированно, что не относится к принципу недискриминации, который в последние годы вошел в практику дея-тельности органов власти и общественных объединений России.
Параграф 1.3 «Соотношение конституционных принципов равен-ства прав и свобод человека и недискриминации» посвящен рассмот-рению содержания данных принципов, которое, несмотря на их несо-мненное сходство, все-таки является различным.
Наука конституционного права выработала ряд походов к пони-манию конституционного принципа равенства. По мнению автора, конституционный принцип равенства, будучи закрепленным в Основ-ном Законе страны, означает обязанность государства обеспечить каж-дому минимально равный уровень социальных благ, а также равную возможность достигнуть определенного уровня благосостояния.
В диссертации отмечается, что содержание принципа равенства и принципа недискриминации является идентичным. Они во многом совпадают, но различаются в своей сущности, а потому должны рас-сматриваться как самостоятельные принципы конституционно-правового статуса личности. В содержание принципа равенства прав и свобод входит обеспечение равных условий для реализации личностью принадлежащих ей прав, свобод и обязанностей, тогда как принцип недискриминации предполагает создание условий для недопустимости
14
ущемления принадлежащих человеку прав, свобод или обязанностей в зависимости от его антропологических или социальных качеств. Принцип недискриминации является продолжением принципа равен-ства, но не совпадает с ним, имеет свое собственное содержание, о чем свидетельствует проведенный автором анализ многих международных документов, различающих принципы равенства и недискриминации.
Автор указывает, что выбор человеком образа его жизни, его по-ведения не должен ограничиваться опасениями в возможной дискри-минации, ущемления его прав из-за принадлежности к меньшинству. Именно принадлежность к определенной группе является признаком, который позволяет установить дискриминацию человека. Ведь если происходит нарушение прав отдельного человека, то в любом случае это будет правонарушением, независимо от тех причин, которым ру-ководствовалось лицо, совершившее данное действие. Такое правона-рушение становится дискриминацией, если оно обусловлено или вы-звано определенными признаками человека, отличающими его от дру-гих людей – цветом кожи, полом, возрастом, состоянием здоровья и др. Здесь, по мнению автора, можно говорить о необходимости обес-печения государством не принципа равенства, поскольку он предпола-гает необходимость обеспечительных мер государства по установлению для всех его жителей равных условий, а принципа недискриминации, то есть обязательности соблюдения тех законов и правил, которые не по-зволят нарушать права граждан, принадлежащих к различным группам, именно вследствие их принадлежности к данным группам.
Обобщив теоретические положения, содержание международных документов и российского законодательства, практику Конституцион-ного Суда РФ, автор доказывает необходимость существования само-стоятельного конституционного принципа в системе принципов прав личности – принципа недискриминации и дает его определение.
Вторая глава «Международно-правовые стандарты запрета дискриминации» состоит из трех параграфов, освещающих вопросы международно-правового регулирования запрещения дискриминации как на уровне ООН, так и Совета Европы.
В первом параграфе данной главы «Запрещение различных видов дискриминации в международных документах ООН» проведен анализ международных актов в сфере запрета дискриминации. При этом ука-зывается, что международные документы, запрещающие дискримина-цию, весьма многообразны и разноплановы. Они различаются по вре-мени их появления, причинам, которые обусловили их принятие, по юридической силе и пространственным пределам, но все они в той или иной степени нацелены на одно – обеспечить международно-правовыми средствами ликвидацию различных видов дискриминации.
В диссертации проведена классификация международных актов по признаку закрепления в них запрета дискриминации. В одну группу вы-делены международные документы о правах человека общего характера,
15
в которых запрет дискриминации упоминается наряду с другими вопро-сами защиты прав человека. К другому виду относятся те, главное на-значение которых – запретить на международном уровне тот или иной вид дискриминации. При этом отмечается, что несмотря на то, что за-прет дискриминации стал общепризнанным принципом международно-го права, ученые отмечают, что в отношении понятия «дискриминация» нет единого подхода ни в доктрине международного права, ни в прак-тике государств.
Из анализа определений, указанных в международных актах, ав-тором сделаны следующие выводы: дискриминационным считается неравное обращение с людьми в связи с наличием у них специфиче-ских особенностей, перечень которых в последнее время расширяется, добавляется, например, возраст, состояние здоровья и трудовая мигра-ция. Кроме того, в этих определениях дается расшифровка тех дейст-вий, которые могут считаться дискриминационными – это различие, исключение, ограничение, предпочтение в правах, которые реализуют-ся в любой сфере общественной жизни. В диссертации дается автор-ское понятие дискриминации.
Автором предложена собственная классификация международных актов, запрещающих дискриминацию, в зависимости от признаков, которые являются существенными для человека и обусловливают не-равное к нему отношение со стороны органов власти или других структур. Эти признаки, по мнению автора, можно разделить на две большие группы. Если рассматривать права человека как биологиче-ского существа или как личности, которая живет в социально органи-зованном обществе, то можно выявить антропометрические (природ-ные) и социальные (приобретенные) качества человека. Они представ-ляют собой единое целое, поскольку характеризуют личность человека в целом, ведь он не может существовать отдельно от своих природных или социальных свойств.
Среди природных свойств человека можно выделить пол, расу, национальность, языковую принадлежность, состояние здоровья, воз-раст. Они не зависят от самого человека и зачастую даются ему от ро-ждения помимо его желания или нежелания, хотя некоторые из них (язык, состояние здоровья и возраст) имеют качество изменчивости. В последнее время и такое природное свойство, как пол человека, тоже может меняться с применением современных медицинских техноло-гий. Национальность также в большей степени зависит от восприятия человеком себя как принадлежащего к какой-либо нации. Только раса пока остается неизменным признаком человека, который достаточно сложно изменить. Тем не менее они являются достаточно постоянными для того, чтобы считать их основаниями для запрета дискриминации.
Социальные качества человека включают происхождение, имуще-ственное и должностное положение, принадлежность к религиозным и общественным организациям, место жительства. Данные качества за-
16
висят в основном от человека, они достаточно переменчивы. На про-тяжении всей своей жизни человек вправе кардинально поменять свою жизнь: переехать в другую страну, стать приверженцем любой рели-гии, иметь различные политические взгляды, примыкать к различным партиям, благотворительным, экологическим движениями и свободно выходить из них, занимать любое служебное положение, становиться богатым или бедным и др. При всем этом он может стать объектом дискриминации – выступить в качестве лица, принадлежащего к низ-шей касте, трудового мигранта, представителя преследуемой властями общественной или политической организации. Во всех этих случаях он будет подвергнут дискриминации. К сожалению, дискриминация воз-можна как по природным, так и по социальным качествам человека.
В диссертации подробно рассмотрены международные акты, ко-торые связаны с запретом дискриминации по природным, антропомет-рическим признакам человека – полу, расе, национальности и языку, состоянию здоровья. Анализ массива международных документов, принятых ООН, посвященных запрету дискриминации в зависимости от социальных качества человека: происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к религиозным и общест-венным организациям, места жительства, гражданства, показал, что есть только несколько документов данного уровня, которые впрямую посвящены запрету дискриминации по этим человеческим признакам.
Во втором параграфе рассматриваются документы Совета Ев-ропы о запрещении дискриминации. Отмечается, что за время су-ществования Совета Европы принято более 180 конвенций и соглаше-ний, которые в той или иной степени связаны с защитой прав человека. В сфере запрета дискриминации важнейшей является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Сове-том Европы 4 ноября 1950 г. и протоколы к ней. Кроме того, Совет Европы принял ряд международных актов в области предотвращения и ликвидации дискриминации и сходных форм нетерпимости: Евро-пейская социальная хартия с дополнительными протоколами, Рамоч-ная конвенция по защите национальных меньшинств, Европейская хар-тия региональных языков и языков меньшинств, Европейская конвенция о гражданстве, Европейская конвенция о статусе рабочих-мигрантов и некоторые другие акты, анализ которых проводится в диссертации.
В отношении запрета дискриминации текст Европейской конвен-ции содержит ст. 14, которая гласит: «Пользование правами и свобо-дами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, националь-ного или социального происхождения, принадлежности к националь-ным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам». Специфика применения данной статьи Ев-ропейской конвенции проявлялась в том, что она не запрещала дис-
17
криминацию как таковую, а только в контексте пользования правами и свободами, признанными в Конвенции. Такое опосредованное при-менение ст.14, по мнению многих ученых и экспертов, было недоста-точным, поскольку количество фактов дискриминационного обращения возрастало. Именно поэтому было дано поручение Комитету по правам человека разработать проект дополнительного протокола к Европейской конвенции, который бы расширил пределы применения ст. 14 и содер-жал бы неисчерпывающий перечень оснований дискриминации. Такой проект был разработан после консультаций с Европейским Судом по правам человека и Парламентской ассамблеей Совета Европы комите-том экспертов и комитетом по правам человека в течение 1998–1999 гг. Затем данный Протокол к Европейской Конвенции о защите прав чело-века и основных свобод под порядковым номером 12, был подписан в Риме 4 ноября 2000 г. 25 европейскими государствами, в том числе и Россией. Однако на начало 2012 г. для России данный Протокол не вступил в силу. В диссертации содержится подробный анализ Протоко-ла № 12, а также отмечается, что он гарантирует запрещение дискрими-нации только со стороны властных структур, тогда как меры по запрету дискриминация со стороны частных лиц в нем остаются неурегулиро-ванными. Отмечается, что хотя Протокол № 12 не имеет пока широкого распространения, его принятие стимулировало разработку других евро-пейских международных документов, связанных с запретом дискрими-нации. В заключение данного параграфа сделаны выводы:
Во-первых, Совет Европы как региональная международная орга-низация ставит своей целью если не полное искоренение, то уменьше-ние проявлений дискриминации по различным признакам.
Во-вторых, принятие Протокола № 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ознаменовало новый этап борьбы с дискриминацией на общеевропейском пространстве.
В-третьих, Российской Федерации как члену Совета Европы и го-сударству, для которого актуальны вопросы, связанные с запретом дискриминации, необходимо в ближайшее время принять Федераль-ный закон о ратификации Протокола № 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В третьем параграфе данной главы проведен анализ осуждения дискриминации в решениях Европейского Суда по правам чело-века. Принятие Европейской конвенции о защите прав человека и ос-новных свобод означало не только закрепление основных прав челове-ка, но и необходимость создания специального механизма их защиты. Возрастание авторитета Европейского Суда по правам человека, а также увеличение количества членов Совета Европы, повышение уровня правовой грамотности населения европейских стран повлекло за собой увеличение жалоб, поданных в этот правозащитный орган. Все это вызвало необходимость реформирования деятельности Евро-пейского Суда по правам человека, что было оформлено принятием
18
Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в Страсбурге 13 мая 2004 г. Данный Протокол вступил в силу, в том числе и для России 1 июня 2010 г.
В диссертации отмечается, что деятельность Европейского Суда по правам человека связана с защитой тех прав, которые закреплены в Конвенции 1950 г., в том числе и ст. 14, запрещающей дискриминацию по различным признакам. Однако специфика применения Европей-ским Судом по правам человека данной статьи связана с тем, что она не применяется отдельно, а только в связке с другими правами, ука-занными в Конвенции. Поскольку данная статья не имеет самостоя-тельного значения, она дополняет другие статьи Конвенции и Прото-колы к ней, обеспечивая как отдельным лицам, так и их группам за-щиту от всех видов дискриминации при осуществлении прав и свобод, указанных в этих европейских документах.
Таким образом, при совершении дискриминационного действия со стороны государства и его органов, нарушаются сразу две статьи Конвенции. Тем не менее практика Европейского Суда по правам че-ловека в отношении данной статьи является важными фактором пре-дупреждения нарушений запрета дискриминации со стороны органов публичной власти государств-членов Совета Европы. В рамках иссле-дования рассмотрены последние решения Европейского Суда в отно-шении защиты от дискриминации, которые были приняты после всту-пления России в Совет Европы, так как данные судебные прецеденты должны учитываться правоприменительными органами Российской Федерации при вынесении своих решений.
В заключение говорится о том, что практика Европейского Суда по правам человека в отношении защиты принципа недискриминации должна быть не только изучена сотрудниками правоприменительных органов государств-членов Совета Европы, но и внедрена в практику деятельности судов в целях недопущения повторения дискриминаци-онного поведения в данных странах в аналогичных ситуациях.
Третья глава «Деятельность Конституционного Суда Россий-ской Федерации в сфере защиты от дискриминации» состоит из двух параграфов, которые связаны с рассмотрением проблем защиты конституционного принципа недискриминации органом конституци-онного надзора РФ и влиянием на эту деятельность Европейского Суда по правам человека.
Параграф первый данной главы называется «Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по делам о защите принципа недискриминации». Автором проведен анализ 324 постановле-ний Конституционного Суда РФ (по состоянию на 1 марта 2012 г.), ко-торый показал, что в 112 из них так или иначе затрагиваются вопросы запрета дискриминации, и это позволило выделить основные позиции Конституционного Суда РФ в отношении принципа недискриминации.
19
Отмечается, что конституционный принцип недискриминации является одним из наиболее востребованных при определении позиций Конституционного Суда РФ по различным аспектам нарушения прав человека. При этом сам данный принцип, который анализируется Кон-ституционным Судом РФ при рассмотрении различных дел, исследу-ется им с различных сторон, тем самым обогащается и становится все более разнообразным. Конституционный Суд РФ в 1997 г. придал принципу недискриминации конституционный статус, признав его в качестве конституционного принципа прав и свобод человека и граж-данина. В диссертации прослеживается аналогия с решениями Евро-пейского Суда по правам человека и ст. 14 Европейской конвенции, которая не применяется отдельно, а существует как запрет дискрими-нации применительно к каким-либо правам, указанным либо в Кон-венции, либо в Конституции РФ. Конституционный Суд РФ прямо указал, что нормы-принципы, указанные в ст.6 и 19 Конституции РФ реализуются в процессе осуществления конкретных конституционных прав гражданина. Исходя из этого, автором исследованы правовые позиции Конституционного Суда РФ, которые запрещают дискрими-нацию применительно к различным видам прав и свобод: личным, по-литическим, социальным, экономически и культурным.
Автор отмечает, что гарантируя равенство всех перед законом и судом, высший орган конституционного надзора устанавливает воз-можность для органов государственной власти и местного самоуправ-ления действовать таким образом, чтобы обеспечивать равные воз-можности и равные обязанности жителей России. Защищая принцип недискриминации, Конституционный Суд РФ предотвращает возмож-ность для законодателей и правоприменителей осуществлять дискри-минационное поведение, принимать или реализовывать нормативные акты, носящие дискриминационный характер, нарушать действующее законодательство, при этом дискриминируя права граждан.
Проанализировав решения, соискатель констатирует, что право-вые позиции Конституционного Суда РФ по делам о нарушении прин-ципа недискриминации имеют важное значение как для законодателей, так и для правоприменителей, поскольку обусловливают необходи-мость взвешенного подхода к установлению определенных различий в тех случаях, когда это необходимо, и запрещению дифференциации, если она носит нарушающий равенство прав человека характер. При-менительно к конституционному принципу недискриминации это оз-начает для правоприменителей: во-первых, недопустимость принятия нормативных актов, нарушающих международные договоренности Российской Федерации о запрете дискриминации в различных сферах; во-вторых, обязательное и полное исполнение решений Конституци-онного Суда РФ в отношении запрета дискриминации как в отношении отдельного гражданина, так и в аналогичных делах; в-третьих, приня-тие законов и других нормативных актов с учетом выраженной ранее
20
позиции Конституционного Суда РФ в отношении защиты принципа недискриминации.
В последнем параграфе диссертации автор анализирует влияние решений Европейского Суда на деятельность Конституционного Суда РФ по защите принципа недискриминации. Указывается, что, вступив в Совет Европы, Россия не только признала юрисдикцию Ев-ропейского Суда по правам человека, но и установила для всех орга-нов государства и граждан обязательный характер исполнения реше-ний Европейского Суда. Это имеет особое значение в отношении за-прета дискриминации, поскольку практика российских судов по дан-ным делам пока не столь обширна и разнообразна.
В параграфе проведен анализ решений Европейского Суда по пра-вам человека по жалобам российских граждан на дискриминационное обращение. В целом деятельность Европейского Суда по правам чело-века положительно сказывается на совершенствовании системы защи-ты прав граждан в России. Так, по данным МИД России большинство поступающих в Европейский Суд «российских» жалоб подаются в свя-зи с неисполнением решений или волокитой с рассмотрением дел в российских судах. Для того чтобы исправить подобную ситуацию, бы-ли приняты два российских закона: 4 мая 2010 г. вступили в силу Фе-деральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за на-рушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако-нодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Феде-рального закона «О компенсации за нарушение права на судопроиз-водство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». По мнению автора, принятие данных законов – это важная гарантия своевременности рассмотрения дел в российских су-дах, которая вполне возможно снизит количество обращений россий-ских граждан в Европейский Суд с жалобами подобного рода.
Положительное значение решения Европейского Суда оказывают и на деятельность Конституционного Суда РФ в деле защиты принци-па недискриминации, что также способствует прогрессивному разви-тию судебного конституционного контроля, повышению эффективно-сти функционирования конституционных судов и гармонизации их деятельности с европейскими стандартами в сфере защиты основных прав и свобод человека.
Тем не менее, как указывается в диссертационном исследовании, существуют определенные расхождения в некоторых позициях Евро-пейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ по вопросам, связанным с пониманием дискриминационного отношения российского государства к отдельным случаям и явлениям российской действительности. Так, в октябре 2010 г. Европейский Суд рассмотрел
21
два дела, в которых признал российские власти ответственными за дискриминацию в отношении пользования правами, закрепленными в Конвенции. В деле «Алексеев против России» Европейский Суд ус-мотрел дискриминационное отношение в систематических запретах московских властей на проведение гей-парадов и иных аналогичных публичных мероприятий; а в деле «Константин Маркин против Рос-сии» – в отказе властей предоставить отпуск по уходу за ребенком во-еннослужащему мужского пола. Автором подробно проанализированы данные решения, а также позиции ученых-конституционалистов, по-скольку по аналогичных делам Конституционным Судом РФ были приняты противоположные по смыслу решения. В данном случае на-блюдается конфликт, связанный с конкуренцией решений Европейско-го Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ – судебных органов, которые являются самостоятельными, независимыми друг от друга и обладают собственной, присущей только им компетенцией. Эта коллизия пока не имеет механизма своего разрешения как в рам-ках европейского, так и в рамках российского права, поскольку под-вергает сомнению принцип исполнимости судебного решения. Право-применители в данном случае находятся в сложной ситуации, по-скольку не осознают в полной мере: какое из данных судебных реше-ний имеет приоритет и как его следует исполнять. В этом случае сле-дует помнить, что в соответствии с Федеральным конституционным законом постановление Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провоз-глашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Именно поэтому, по мне-нию автора, выполнению подлежит решение Конституционного Суда РФ, иначе это ставило бы под сомнение существование государствен-ного суверенитета России и верховенства норм еѐ Конституции.
Таким образом, судебная практика Европейского Суда по правам человека по защите от дискриминации имеет определенные недостат-ки: это отсутствие в ряде случаев единых принципов применения норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, а также неправомерное иногда вмешательство в су-веренные права государств- членов Совета Европы. Тем не менее дея-тельность Европейского Суда по правам человека в деле защиты от дискриминации является весьма важной, так как многие европейские государства после его решений пересмотрели свое национальное зако-нодательство в целях устранения дискриминационных норм.
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы выводы, конкретизирована позиция автора по рас-сматриваемым проблемам.
22
ПУБЛИКАЦИИ, СОДЕРЖАЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Публикации в российских рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата на-ук, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ
1. Кретова-Алѐшина И.А. Понятие недискриминации в российском конституционном праве // Вестник Саратовской государственной акаде-мии права. Саратов, 2011. № 1 (77) . С. 47–49 (0,3 п.л.)
2. Кретова-Алѐшина И.А. Практика защиты от дискриминации в решениях Европейского Суда по правам человека // Известия СГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. Т. 11. Саратов, 2012. № 1. С. 113–117 (0,4 п.л.).
Публикации в иных изданиях 3. Кретова-Алѐшина И.А. Взаимодействие органов власти и обществен-ных организаций в борьбе с дискриминацией по национальному признаку в субъектах Российской Федерации // Политико-правовые технологии взаимо-действия власти, бизнеса и общества в регионах : материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Саратовский источник, 2010. С. 138–141 (0,2 п.л.) 4. Кретова-Алѐшина И.А. Деятельность Конституционного Суда Рос-сийской Федерации в сфере защиты от дискриминации при реализации российскими гражданами права на участие в управлении делами государ-ства // Участие граждан в управлении делами государства: проблемы право-вого регулирования и реализация в условиях модернизации России : мате-риалы междунар. Конституционного Форума (10 дек. 2010, г. Саратов). Вып. 2 : сб. науч. ст. Саратов : Саратовский источник, 2010. С. 170–173 (0,3 п.л.). 5. Кретова-Алѐшина И.А. Дискриминация избирательных прав кре-стьян в период НЭПа // Реформа 1861 г. и современность: 150 лет со дня отмены крепостного права в России : сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (Саратов, СГУ, 15 февраля 2011 г.). Саратов : Саратов-ский источник, 2011. С. 138–141 (0,2 п.л.). 6. Кретова-Алѐшина И.А. Европейская конвенция о защите основных прав и свобод человека как источник международного права, запрещающий дискриминацию // Источники частного и публичного права: сб. науч. тр. по ма-териалам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Тамбов, 18 февраля 2011 г.). Тамбов : Бизнес-Наука-Общество, 2011. С. 177–181 (0,2 п.л.).
7. Кретова-Алѐшина И.А. Запрет дискриминации как гарантия не наруше-ния принципа равенства прав и свобод в Совете Европы // Актуальные пробле-мы правового и политического развития России : сб. ст. по итогам Всерос. на-уч.-практ. конф. студентов и аспирантов (г. Саратов, 21 апреля 2011 г.). Вып. 4. Саратов: Саратовский источник, 2011. С. 50–54 (0,3 п.л.).
8. Кретова-Алѐшина И.А. Конституционный принцип недискриминации в системе конституционных принципов прав человека в России // Право. Законо-дательство. Личность. Саратов, 2011. № 2 (12). С. 69–73 (0,3 п.л.).
23
Файлы: 
Порядок отображения: 
0