2012avtoref764

Аватар пользователя ideolog
Мухторов Киромуддин Точиевич
 
10 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Конституционно-правовые  основы  организации местного  самоуправления  в  Республике  Таджикистан» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д. 501.001.74
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Мухторов К.Т. Конституционно-правовые  основы  организации местного  самоуправления  в  Республике  Таджикистан: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, Душанбе, 2012. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref764 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Мухторов К.Т. Конституционно-правовые  основы  организации местного  самоуправления  в  Республике  Таджикистан: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, Душанбе, 2012. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи
 
 
 
 
Мухторов Киромуддин Точиевич
 
 
 
 
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ  В  РЕСПУБЛИКЕ  ТАДЖИКИСТАН
 
 
 
Специальность: 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право
 
 
 
 
 
А В Т О Р Е Ф Е Р А Т
 
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 

 

 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
Москва, Душанбе - 2012

Работа выполнена в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (юридический факультет) и в Таджикском национальном университете (юридический факультет).
 

 Научные руководители:                      
 
доктор юридических наук, доцент                                                         
Тимофеев Николай Семенович
  кандидат юридических наук, доцент                                                         Имомов Ашурбой Имомович
   
Официальные оппоненты:                
 
Еремян Виталий Владимирович                                                            
доктор юридических наук, профессор
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте    Российской   Федерации – профессор кафедры государствоведения и права                                                    
   
  Мадьярова Анна Владимировна
кандидат юридических наук, доцент
Государственная Дума Федерального Собрания  Российской  Федерации – ведущий советник Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
   
Ведущая организация Российский университет дружбы народов (РУДН)
   
Защита состоится «10» мая 2012 г., в 16-00 на заседании диссертационного совета Д. 501.001.74 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, МГУ имени М.В. Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов, юридический факультет, ауд. № 826.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова (119991, г. Москва, Ленинские горы, второй корпус гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова)
 
Автореферат разослан «___» апреля 2012 г.
 
Ученый секретарь                                                                                                      диссертационного совета                                                                    Мачин И.Ф.
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования определяется прежде всего тем, что успешное становление новой государственности в Таджикистане предполагает реализацию провозглашенных законодательством Республики Таджикистан принципов местного самоуправления. Систему государственной власти нельзя считать устойчивой до тех пор, пока она не подкреплена действенным механизмом самоуправления территорий.
В Таджикистане происходят экономические и политические реформы, кардинально меняющие жизнь таджикского общества и государства. В рамках новой таджикской государственности, а также в условиях формирования гражданского общества возникают проблемы организации и функционирования местного самоуправления, требующие неотложного решения.
На современном этапе развития таджикской государственности становление местного самоуправления, обеспечение его эффективности осложняется недостаточной разработанностью концепции местного самоуправления. Это в свою очередь задерживает и усложняет переход от этатистской системы организации власти на местах к подлинному местному самоуправлению. Установленная Законами «О государственной власти на местах» и «Об органах самоуправления в поселке и селе» от 1 декабря 1994 г. система власти стала препятствием для проведения широкомасштабных реформ в области местного самоуправления. Принятие нового Конституционного закона «О местных органах государственной  власти» от 5 августа 2005 г. и новая редакция Закона Республики Таджикистан «Об органах самоуправления поселков и сел» в 2009 г. по существу не изменили ситуацию, так как местное самоуправление не получило организационной самостоятельности. В последние годы предпринимаются попытки преодолеть эту противоречивую практику, но недостаточно четкое отражение в Конституции Республики Таджикистан правовой природы местного самоуправления, принципов его осуществления сводит эти попытки на нет.
Немаловажно и то, что мы переживаем сложный и своеобразный переходный период, для которого характерны критический пересмотр прошлого и поиск новых путей в будущем. Не случайно в диссертации приводятся некоторые исторические аспекты становления и развития местного самоуправления.
Проблемы правовой природы, правового механизма реализации местного самоуправления в стране недостаточно исследованы и почти не освещены в научной литературе. Восполнения этого пробела требует сама жизнь, та социально-политическая ситуация, которая сложилась в современном Таджикистане. Все это явилось научным посылом в выборе темы диссертационного исследования и аргументирует ее острую актуальность.
Разработанность темы исследования
Идея и понятие органов местного самоуправления, будучи давно известными, оказались тем не менее для таджикской науки,  как юридической, так и исторической, относительно новыми и остаются неразработанными. Сама идея самоуправления, хотя она весьма распространена в широких массах и в общественном сознании, сложна для научного осмысления, интерпретации и оценки. Об органах местного самоуправления спорили вчера, спорят и сегодня. С одной стороны, это свидетельствует об эвристическом потенциале идеи местного самоуправления, а с другой, – об отсутствии ее надлежащего концептуального оформления.
В историко-философском аспекте целая плеяда российских и таджикских ученых нескольких поколений,  таких как М. Асимов,  В.В. Бартольд, И.С. Брагинский, Б.Э. Бертельс, Л.С. Васильев, Б.Г. Гафуров, А.В. Джалилов, М. Диноршоев, И.М. Дьяконов, М.М. Дьяконов, А.И. Исаков, Т. Кадырова, Н.А. Кисляков, Б.А. Литвинский, А.М. Мандельштам, Р. Масов, В.М. Массон, А.М. Мирзоев, Н.Н. Негматов, С.П. Поляков, И.В. Пьянков, А.А. Семенов, О.А. Сухарев, С.П. Толстов, А.Л. Хромов, М. Шакури, А.Н. Якубовский затрагивали вопросы о самоуправлении таджикского народа. Однако вопрос о необходимости комплексного изучения данной темы поставлен не был. Исключением является Н.Н. Негматов, поставивший вопрос о необходимости изучения истории социологической мысли и форм самоуправления таджикского народа в историческом плане[1].
В юридической науке содержится обширный материал, способный содействовать исследованиям в данной области. Прежде всего, речь идет о российской науке. В частности, это работы В. Ачадова, В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, Б.Б. Веселовского, В.М. Гессена, А.Д. Градовского, И.И. Дитятина, Н.И. Лазаревского, В.Ф. Матвеева, М.И. Свешникова, Д.Д. Семенова и ряда других ученых, которые еще в дореволюционный период заложили основы российской науки о местном самоуправлении (науки муниципального права).
В условиях советской власти в ущерб местному самоуправлению все большее внимание стало уделяться местному государственному управлению. В последние же годы существования СССР и в период его распада интерес к идее общественного самоуправления значительно возрастает. С начала 90-х годов ХХ века появляется большое число научных статей, посвященных местному самоуправлению. Среди них работы В.Ф. Абрамова, С.А. Авакьяна, Л.С. Аникина, Г.В. Барабашева, Н.А. Богдановой, И.Ф. Бутко, В.И. Васильева, И.А. Векшиной, Л.В. Гильченко, В.Т. Ковалева и других. Вышли в свет фундаментальные монографические исследования, среди которых  отметим работы Д.Ф. Аяцкова, Р.В. Бабуна, В.Я. Бойцова, Н.С. Бондаря, В.И. Быстренко, Н.А. Емельянова, В.В. Еремяна, Н.В. Постового, В.Д. Калинина, А.В. Лабутина и других. За прошедшие годы на тему местного самоуправления прошли конференции и симпозиумы, появились курсы лекций, сборники документов, учебники и учебные пособия. Следует отметить, также докторские и кандидатские диссертации К.И. Амирбекова, Л.А. Андреевой, Р.А. Ахмеджанова, И.В. Бабичева, О.И. Баженовой, Н.С. Бондаря, Н.И. Воробьевой, И.В. Выдрина, А.Г. Гладышева, В.Ю. Голубева, М.Ю. Дитятковского, В.В. Еремяна, Н.Л. Пешина, Ю.В. Пуздрача, Н.С. Тимофеева, А.В. Томилова, О.В. Черногоря, Е.С. Шугриной, В.А. Ясюнаса и других. Были защищены диссертации на материале СНГ в целом и на материале отдельных республик бывшего СССР.
Если говорить о Таджикистане, то приходится констатировать, что в нашей стране государствоведение все еще не выработало достаточно значимых прогностических идей, относящихся к проблеме местного самоуправления. На некоторых аспектах становления и развития местного самоуправления на современном этапе останавливались такие авторы, как З.М. Алиев, Б.С. Аминджанов, Х.К. Андрусенко, Р.Х. Зойиров, А.И. Имомов, Ш.Т. Каримов, Д. Муродов. Однако в опубликованных монографиях, статьях, материалах конференций высказывается точка зрения авторов лишь по отдельным вопросам и, как правило, в общем, постановочном плане. На данный момент в республике нет ни одного крупного научного труда, в котором освещались бы проблемы местного самоуправления в комплексе и предлагались пути их решения.
Труды этих ученых, равно как и опыт реформы местного самоуправления стран СНГ и других зарубежных стран, безусловно, могут использоваться при разработке проблем местного самоуправления в Таджикистане. Естественно, при этом не следует забывать о конкретных условиях и специфике развития Республики Таджикистан.
Объектом исследования является организация местного самоуправления в Республике Таджикистан в соответствии с основными принципами, заложенными в Конституцию Республики Таджикистан. Тема работы предопределила и пределы рассмотрения указанной проблемы.
В работе затрагивается лишь круг вопросов, связанных с определением сущности местного самоуправления, а также рассматриваются организационные вопросы местного самоуправления. При этом ставится задача обоснования территориальной организации местного самоуправления, определения системы местного самоуправления, а также решения вопроса о компетенции местного самоуправления и реализации функций государства органами местного самоуправления.
Предмет исследования составляют вопросы организации местного самоуправления в Республике Таджикистан, противоречия и недостатки его правового регулирования, а также концептуальные основы механизма конституционно-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления.
Цель диссертационного исследования состоит в постановке и разрешении на основе Конституции Республики Таджикистан и действующего законодательства опыта местного управления, требований практики, теоретических и практических конституционно-правовых проблем развития местного самоуправления в Республике Таджикистан, в выработке конкретных рекомендаций по улучшению его правового регулирования.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и правовую природу местного самоуправления и дать определение местного самоуправления;
- провести анализ действующего законодательства о местном самоуправлении на предмет выявления сложившегося характера связей между государством и местным самоуправлением, форм и методов их взаимодействия;
- провести анализ территориальной организации местного самоуправления в Республике Таджикистан;
- определить систему местного самоуправления;
- выявить особенности формирования и закрепления компетенции местного самоуправления, механизм распределения вопросов, требующих участия публичной власти, между органами государственной власти и местного самоуправления;
- внести предложения по совершенствованию правового регулирования местного самоуправления в Республике Таджикистан.
В работе формулируются предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию основ организации местного самоуправления в Республике Таджикистан. Высказываются практические рекомендации по совершенствованию организации местного самоуправления.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили современные концепции конституционного права, государственного и общественного управления и современные теории государства и права.
Диссертационное исследование построено на основе диалектического метода, предполагающего взгляд на социальные явления как на развивающиеся в зависимости от той или иной сложившейся в обществе ситуации.
Общенаучным методом исследования преимущественно является анализ социально-правовых реалий и системный подход.
В диссертации при анализе местного самоуправления используются формально-юридический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический методы научного исследования. В работе в значительной степени используются статистические данные как объективные показатели социальных процессов.
В обработке полученных результатов исследования используется традиционный квалитативный метод внутренней интерпретации.
Нормативную базу исследования составляют: Европейская Хартия о местном самоуправлении, Декларация «О принципах местного самоуправления в государствах-участниках СНГ», Конституция и законы Республики Таджикистан, нормативно-правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления Республики Таджикистан, Российской Федерации, Конституции отдельных стран СНГ и некоторых европейских государств, а также их законодательство в области местного самоуправления.
Научная новизна диссертации заключается в том, что:

  • Представленная диссертация является одним из первых комплексных монографических исследований в Республике Таджикистан, посвященных проблеме совершенствования правовой основы организации местного самоуправления на новой конституционной основе.
  • В работе содержится анализ новаций, имеющихся в правовой базе местного самоуправления; местное самоуправление рассматривается как форма народовластия; выявляется сущность местного самоуправления, общие принципы и формы организации местного самоуправления.
  • В диссертации предпринята попытка исследования некоторых еще не исследованных аспектов организации местного самоуправления в Таджикистане, рассматривается развитие местного государственного управления и самоуправления в независимом Таджикистане (с 1991 г.), в логической взаимосвязи рассматривается становление местного самоуправления и создание, совершенствование правовой основы его осуществления.
  • В работе исследованы правовые проблемы территориальной организации местного самоуправления, формирования системы местного самоуправления, а также анализируется взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления, полномочия и организационно-правовой механизм деятельности органов местного самоуправления на современном этапе.

На защиту выносятся следующие основные положения:
1. На современном этапе развития Таджикистана местное самоуправление обладает смешанной (общественно-государственной) природой.
В результате реформ, проведенных после распада СССР, система управления делами на местах существенно не изменилась, став продолжением ранее существовавшей. В настоящее время созданы предпосылки для формирования современной модели местного самоуправления, основанной на более демократических принципах. Она должна заимствовать накопленный опыт бывших Советов и одновременно учесть достижения государств с богатым опытом в сфере местного самоуправления, национальные традиции таджикского народа.
2. Право граждан на самоуправление как категория, не исходящая от государства, а являющаяся составляющей народовластия, требует конституционной регламентации. Содержащиеся в законодательстве Республики Таджикистан различные формулировки (право граждан на самоуправление, право участвовать в организации и деятельности органов самоуправления, право на осуществление местного самоуправления) отражают особенности реализации отдельных правомочий, характеризующих «право гражданина на местное самоуправление».
3. Территориальная организация публичной власти должна характеризовать специфику каждого ее уровня. Сложившаяся схема территориального устройства, предусматривающая формирование на одном территориальном уровне либо местного государственного управления (город), либо местного самоуправления (поселок, село и дехот (объединение нескольких сел)) не означает тождества их правовой природы. Местное самоуправление должно выйти из рамок административно-территориального деления и формироваться по принципам и критериям, соответствующим его природе.
Местное самоуправление, обеспечивающее реализацию идей и принципов демократии на местном уровне (муниципальная демократия), должно осуществляться на всей территории Республики Таджикистан.
4. Оптимальность системы местного самоуправления определяется ее целостностью и всеобъемлющим характером. В формировании такой системы значительное место занимают формы непосредственной демократии, позволяющие ликвидировать пропасть между властью и народом, реализовать потенциал энергии, сознания и силы народа при решении важнейших вопросов их жизнеобеспечения.
В целях формирования комплексной системы местного самоуправления целесообразно в законодательстве Республики Таджикистан закрепить такие демократические институты как местный референдум, общее собрание граждан, публичные слушания, гражданская инициатива.
5. Критериями организации структуры местного самоуправления являются ее соответствие задачам и функциям местного самоуправления, а также оптимальное сочетание местных, традиционных, региональных и государственных интересов.
Структура джамоатов должна учитывать территориальные особенности (инфраструктурные, хозяйственные, географические и др.), а также целевые ориентиры, определенные государством в процессе закрепления компетенции местного самоуправления, выработки государственной политики, обеспечивающей единство деятельности органов власти всех уровней.
6. В силу разбросанности компетенции органов местного самоуправления, содержащейся во множестве разных законов и иных нормативных правовых актов, представляется необходимой их систематизация и увязка друг с другом. Имеет смысл инкорпорировать нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления, закрепленные в различных отраслевых законах. 
7. Объем передаваемых или делегируемых органам местного самоуправления государственных полномочий должен быть таким, насколько органы местного самоуправления способны их выполнить; наделение отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов; государственные органы должны сохранять за собой право контроля над исполнением переданных полномочий.
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Результаты, выводы и фактический материал диссертации не могут не вызвать интерес у законодателей, представительных и исполнительных органов местного самоуправления, правоведов, политологов, социологов, историков, занимающихся проблемами местного самоуправления.
Теоретический вывод диссертационного исследования заключается в обобщении научных интерпретаций базовых понятий в области местного самоуправления и предложении диссертантом авторских дефиниций этих понятий.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что выявленные в ней противоречия и недостатки, имеющиеся в местном самоуправлении Республики Таджикистан, и предлагаемые в работе пути их преодоления,
в том числе представленные нами поправки и дополнения, могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании правовой базы местного самоуправления и в практической деятельности его структур разных форм и уровней.
Материал диссертации принесет существенную пользу при разработке учебных курсов конституционного права и права местного самоуправления (муниципального права).
Апробация результатов исследования:

  1. Основные итоги диссертации опубликованы:

в научных статьях, в учебном пособии автора «Компетенции органов самоуправления поселков и сел в Республике Таджикистан» (общим объемом 9,9 п.л.); при чтении лекций и проведении учебных курсов конституционного права и прав местного самоуправления, семинарских занятий по курсу «Институты самоуправления в Республике Таджикистан» в Таджикском государственном университете права, бизнеса и политики и в Худжандском государственном университете имени академика Б. Гафурова;

  1. Основные положения и выводы работы изложены в сообщениях на научно-практических конференциях, семинарах и «круглых столах» в 2009 – 2011 гг., докладе на научно-практической конференции «Таджикистан на пути демократического развития и международный опыт» (16 января 2010 г.), проведенной Комитетом по делам молодежи, спорта и туризма при Исполнительном органе государственной власти Согдийской области) и на семинаре-совещании, проведенном в честь 20-летия государственной независимости Республики Таджикистан 7 сентября 2011 г., в Таджикском государственном университете права, бизнеса и политики, г. Худжанд.

Структура диссертации. В соответствии с целью и задачами диссертации она содержит введение, 3 главы, разделенные на 9 параграфов, заключение, библиографический список и приложение.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяются цель и задачи исследования, его объект и предмет, характеризуются теоретические и методологические основы работы, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, их апробация.
Глава первая диссертации «Конституционно-правовые основы местного самоуправления» состоящая из трех параграфов, посвящена исследованию конституционно-правовых основ местного самоуправления и перспективах его развития.
В первом параграфе первой главы «Теоретические концепции и правовая природа местного самоуправления» изучены теоретические аспекты понимания местного самоуправления.
Для определения природы местного самоуправления диссертант анализирует основные теории местного самоуправления. Как усматривается из анализа научных исследований, посвященных данной проблематике, сторонники различных теорий по большей части сходятся в определении местного самоуправления в качестве структурного элемента в системе социального управления, диаметрально расходясь при этом в его принципиальном понимании как общественного или государственного образования. Что первично: община или государство? Этот вопрос является одним из камней преткновения в теоретических исследованиях проблем местного самоуправления, ретроспективный анализ которых показывает значительное многообразие взглядов и подходов к исследованию данного явления.
Важным этапом теоретико-методологического осмысления местных процессов явилась разработка «общественной» и «государственно-политической» теорий. Общественная теория абсолютизировала принцип самодеятельности населения и обособления местного самоуправления от государственной власти и на этой основе определенной «чуждости политики» (А. де Токвиль, Дж. С. Миль, А.И. Васильчиков, П.Н. Кропоткин и др.). В рамках государственной теории вызревали представления о местном самоуправлении как о форме государственного управления на местах (Р. Гнейст, Л. Штейн, Г. Еллинек, С. Монтин, П.М. Слоу, А.Д. Градовский, В.П. Безобразов и др.). На современном этапе отмечается снижение конфликтности между данными теориями: местное самоуправление предстает в качестве института, обладающего дуалистической (общественно-государственной) природой.
По мнению автора, нет оснований отказываться ни от одной из концепций, поскольку они раскрывают разные аспекты сущности местного самоуправления. Местное самоуправление – это особая форма децентрализации государственной власти, которая, с одной стороны, самостоятельна от государственной власти, с другой – имеет от нее же определенную зависимость. Его сущность раскрывается в двуединстве: и как формы самоорганизации граждан, и как формы публичной власти и управления. Развитое местное самоуправление является одним из признаков сильного государства и развитого гражданского общества.
Концепция и сущностная характеристика основ и пределов местного самоуправления предопределяются характерными индивидуальными национально-государственными традициями организации публичной власти. Исторически сложились и доныне существуют такие основные системы (модели) местного самоуправления как англосаксонская, континентальная (французская), «германская», «советская» и «иберийская». В работе особое внимание уделяется изучению принципов советского строительства, освещаются отдельные моменты деятельности местных Советов как исторической разновидности органов местного государственного управления. Многообразие моделей местного самоуправления в сочетании с особенностями организации государственной власти позволяет вывести определенные закономерности образования и функционирования современных органов местного самоуправления.
Процесс демократических преобразований в Республике Таджикистан, начавшийся после распада СССР, поставил перед обществом задачи пересмотра концептуальной модели реализации публичной власти в Республике, смены ориентиров с жесткой централизации на децентрализацию власти управления. Однако при реформировании необходимо не только критически относиться к существовавшей системе Советов, отвергая ее на корню, но и заимствовать накопленный за долгую историю положительный опыт работы местных органов.
Анализ результатов проводимой реформы показывает, что система управления власти в Таджикистане существенно не изменилась. Она выступает продолжением ранее существовавшей системы с учетом отдельных национальных особенностей и специфики таджикского народа. Новая концепция политико-территориального устройства современного Таджикистана, возникшая после распада Советского Союза, направлена на централизацию. Причем в конкретно-исторических условиях 1991-2000 гг. этот факт может быть оценен положительно, так как унитаризм и централизация в значительной мере способствовали прекращению в стране гражданской войны и достижению национального примирения, консолидации гражданского общества, формированию национальной государственности, укреплению суверенитета и политической самостоятельности Республики Таджикистан. В настоящее время, по мнению автора, назрела необходимость внедрения в модель местного самоуправления более демократических принципов его организации и осуществлении. Не отказываясь от накопленного опыта деятельности бывших Советов, она должна учитывать общепризнанные демократические принципы, достижения зарубежных государств с богатым опытом местного самоуправления, национальные традиции таджикского народа, наличие у него многовекового опыта самоуправления посредством использования различных форм.
Успех любых реформ, по мнению автора, тесно связан с необходимостью вовлечения граждан в их реализацию: общество должно почувствовать себя активным участником преобразований.
В этой части диссертационного исследования проведен анализ имеющихся определений понятия местного самоуправления. По результатам такого анализа диссертант предлагает понимать местное самоуправление следующим образом: это децентрализованная форма публичной власти, позволяющая местным сообществам самостоятельно и под свою ответственность, непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, решать вопросы местного значения за счет собственных и переданных государством финансовых и материальных ресурсов, а также осуществлять отдельные государственные полномочия за счет переданных ему государственных ресурсов под контролем государства и с ответственностью перед ним.

  1.  Во втором параграфе первой главы «Перспективы конституционализации местного самоуправления на современном этапе» проводится периодизация становления правовой базы местного самоуправления в Республике Таджикистан, рассматриваются перспективы его конституционной регламентации.

Правовая база местного самоуправления в современном Таджикистане начала формироваться вместе со становлением самой системы местного самоуправления и прошла четыре главных этапа.
Первый этап (апрель 1990 г. – июнь 1991 г.) – это период принятия первых актов Союза ССР и Таджикской ССР о местном самоуправлении, время отмены союзных и республиканских актов о местных Советах народных депутатов, начало формирования местного самоуправления и усиление «исполнительной вертикали» в системе местного самоуправления.
Второй этап становления правовой базы местного самоуправления охватывает период с июня 1991 г. по ноябрь 1994 г. За этот период было внесено несколько изменений и дополнений в закон «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Таджикистан».
Третий этап (с ноября 1994 г. по август 2009 г.) – это период разработки проекта и принятие Закона Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселке и селе». На данном этапе местное самоуправление обрело новые рамки, ограничившие самоуправление уровнем только поселков и сел. Местное самоуправление лишалось некоторых институтов (например выборных органов) и характерных особенностей (например, ответственность перед населением).
Четвертый этап формирования правовой базы местного самоуправления в Республике Таджикистан начался в августе 2009 г. и продолжается по настоящее время. В этот период был принят новый Закон Республики Таджикистан от 5 августа 2009 г. № 549 «Об органах самоуправления поселков и сел».
Диссертант утверждает, что периодизация всего пути становления правовой базы местного самоуправления не может основываться исключительно на датах принятия и вступления в силу соответствующих нормативных актов. Следует иметь в виду и проблемы фактической реализации нормативных актов, регулирующих местное самоуправление как сложный комплексный институт, в том числе в условиях политических и экономических кризисов. Вместе с тем нельзя обозначить границы главных этапов формирования правовой базы только политическими событиями, поскольку они сами по себе, как правило, являются элементами длящегося политического процесса.
Важной частью параграфа является анализ зарубежного опыта конституционализации местного самоуправления. Диссертант отмечает, что конституционная регламентация статуса местного самоуправления появилась еще до принятия Европейской хартии местного самоуправления, согласно ст. 2 которой «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства»[2].
Практика конституционного регулирования местного самоуправления получила развитие с момента появления первых европейских конституций. Особую роль в этом сыграли французские Конституции 1791, 1793 гг. и бельгийская Конституция 1831 г. Конституция Германской империи 1849 г. закрепила основные права немецких общин, связанные с избранием своих старшин и представителей, с управлением под верховным наблюдением государства своими общинными органами, включая местную полицию, с опубликованием своего общинного бюджета, с публичностью прений.
По мнению автора, конституционная регламентация основ местного самоуправления имеет следующие преимущества:
- положения, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном конституцией. Никакие другие нормы конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении;
- права и интересы граждан на самоуправление путем конституционных норм приобретают прямое действие;
- усиливаются гарантии судебной защиты местного самоуправления посредством предоставления возможности их защиты также в Конституционном суде.
В качестве недостатков диссертант указывает, что закрепление основ местного самоуправления в конституции (особенно предусматривающей сложные процедуры внесения изменений и дополнений) может стать препятствием на пути его реформирования в соответствии с изменяющимися условиями, потребностями общества и государства. 
Диссертант полагает, что ратификация международных актов о местном самоуправлении и закрепление во внутреннем законодательстве общепринятых принципов местного самоуправления не является обязательным условием формирования местного самоуправления в государстве. Важно, чтобы законодательство, правоприменительная муниципальная практика соответствовали указанным принципам, отражали признаки местного самоуправления как одного из важнейших институтов демократии. Автор уточняет, что до сегодняшнего дня Республикой Таджикистан не ратифицированы такие международные акты, затрагивающие область местного самоуправления, как Европейская хартия местного самоуправления, Европейская хартия прав человека, Европейская  хартия регионального самоуправления.
В третьем параграфе первой главы «Конституционное право граждан на местное самоуправление» детально рассмотрено законодательное регулирование права граждан на местное самоуправление.
Конституция Республики Таджикистан напрямую не включает возможность самостоятельного решения проблем жизнеобеспечения граждан, объединенных общностью места проживания (населением), в перечень основных прав и свобод. Ни в перечне прав и свобод человека и гражданина (глава 2), ни в главе, посвященной местной власти (глава 6), Конституция Республики Таджикистан не содержит понятия «право граждан на местное самоуправление». Ее нормы только в совокупности представляют собой комплекс положений, из которых складывается право граждан на местное самоуправление. Несмотря на сказанное в современной юридической науке отчетливо проявляется тенденция на признание конституционного права на местное самоуправление.
В отсутствие прямой конституционной регламентации обоснование самостоятельного конституционно-правового института права граждан на местное самоуправление приобретает особую актуальность. Причем решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение, ибо нормативно-правовое воздействие соответствующих конституционных положений на текущее законодательство происходит на достаточно глубоком уровне. Путем конституционной регламентации рассматриваемого права детерминируются (предопределяются) основные нормативно-правовые параметры тех субъективных возможностей личности, которые позволяют реализовать весь комплекс прав, используемых при осуществлении местного самоуправления.
Различные формы участия граждан в осуществлении народовластия, признанные и закрепленные в Конституции Республики Таджикистан (право участвовать в политической жизни и управлении государством непосредственно или через представителей (ч. 1 ст. 27), участие в выборах и референдумах (ч. 3 ст. 27), право на объединение (ч. 1 ст. 28) и т.д.) предполагают существование конституционного права граждан на местное самоуправление. Такая детерминация основывается на следующем: а) конституционный принцип народовластия; б) закрепленный в нормах Закона Республики Таджикистан «Об органах самоуправления поселков и сел» перечень субъективных прав граждан на местное самоуправление; в) реализация указанных субъективных прав на территории местного самоуправления.
Принятый новый Закон Республики Таджикистан от 5 августа 2009 г. № 549 «Об органах самоуправления поселков и сел» (далее Закон № 549) отразил и конкретизировал в своих нормах то, что Конституция Республики Таджикистан обозначила лишь в принципе. Одна из первых его статей (ст. 4) устанавливает, что «граждане Республики Таджикистан, достигшие 18-летнего возраста и проживающие на территории поселка и села, имеют право участвовать в организации и деятельности органов самоуправления поселка и села». В ней говорится о праве, хотя очевидно, что речь идет о правах: статья 4 закрепляет целый комплекс субъективных политических прав, реализуемых в системе местного самоуправления. Об этом свидетельствует ч. 2 этой статьи, закрепляющая равные права (а не право) граждан Республики Таджикистан на осуществление местного самоуправления. Нормативное содержание прав, перечисленных в Законе № 549, вбирает в себя не только содержание ст. 27 Конституции Республики Таджикистана, но включает положения и иных конституционных норм. Подобная конструкция оправданна, поскольку свидетельствует о детерминированности конституционных положений в отраслевом законодательстве и является одним из способов их нормативной реализации.
В этой части работы диссертант обращает внимание на существующие в российской науке суждения об отсутствии права граждан на самоуправление как субъективного права граждан. По мнению ряда российских ученых (В.И. Васильев, Н.С. Бондарь, И.В. Бабичев, Е.С. Шугрина) права на самоуправление как субъективного права не существует. Местное самоуправление является обязательным институтом конституци­онного строя; его присутствие на территории всего государства не зависит от воли отдельных граждан или их коллективов и соответственно является субъективным правом граждан на осуществление местного самоуправления. Аргументы других авторов (например, О.И. Баженова) приводят диссертанта к выводу о наличии конституционного права на местное самоуправление.
Реализация права граждан на самоуправление зависит от двух моментов: во-первых, законодательное установление действенных и эффективных механизмов реализации, во-вторых, повышение степени правовой культуры, активности и способность эффективного использования этих прав самими гражданами. Социальные опросы, проведенные автором в городах и районах Согдийской области Республики Таджикистан на предмет определения степени знания гражданами своих конституционных прав, связанных с осуществлением местного самоуправления, а также их убежденность в возможности восстановления этих прав законным путем в случае их нарушения, демонстрируют тенденцию постепенного повышения уровня правовой грамотности и активности граждан Таджикистана.
В целях активизации участия населения в осуществлении местного самоуправления диссертант предлагает включить в круг субъектов, имеющих право участвовать в опросах, собраниях, публичных слушаниях, правотворческой инициативе постоянно проживающих на территории джамоатов поселков и сел иностранных граждан и лиц без гражданства.
В главе второй диссертации «Организационно-правовые основы местного самоуправления» проанализирована территориальная, финансово-экономическая основа местного самоуправления в современной Республике Таджикистан, выявлены особенности и тенденции построения оптимальной системы местного самоуправления.
Первый параграф второй главы «Особенности территориальной организации местного самоуправления в Республике Таджикистан» посвящен территориальным основам местного самоуправления как важнейшего фактора его существования и эффективного осуществления.
Одним из условий построения оптимальной системы территориальной организации является решение вопроса об уровневости местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан и Законов 1994 г. № 1094 и 2009 г. № 549 местное самоуправление в Таджикистане сформировано по одноуровнему принципу – уровню, приближенному к населению. Причем следует говорить об уровне как о «первом уровне, но не нижнем». Нижний уровень относится к субординационному построению органов государственной власти.
На основе анализа исторических аспектов становления местного самоуправления в Таджикистане, автор подчеркивает значимость перехода от трехступенчатой (треухровневой) системы местного самоуправления к одноступенчатой (одноуровневой). Формирование многоуровневой системы в таком унитарном государстве как Таджикистан, во-первых, губит саму идею самоуправления, во-вторых, является «утопией», поскольку в случае существования местного самоуправления до уровня областей государственными органами в республике останутся только президент, парламент и правительство.
Исходя из территориальной специфики в Республике Таджикистан сложилась своеобразная система управления на местах, где местное самоуправление и местное государственное управление осуществляются на одном уровне.
По установленному порядку разделения административно-территориальных единиц в Республике Таджикистан, предусмотренному ст. 2 Конституционного закона Республики Таджикистан от 4 ноября 1995 г. № 100 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Таджикистан», городов, поселков, сел и дехот (объединение нескольких сел) предварительно можно отнести к первичному уровню власти. При этом следует отметить, что в зависимости от вида территориальной единицы на одном («нижнем») уровне осуществляется либо государственное управление (в городах), либо местное самоуправление (в поселках и селах).
Местное самоуправление в Республике Таджикистан не функционирует на всей территории государства. В 22 городах и 4 районах городского подчинения республики местное самоуправление отсутствует.
На основе анализа законодательства РФ и некоторых зарубежных стран автор указывает на важность введения местного самоуправления на всей территории государства. При этом нельзя не обратить внимания, что Закон № 549, закрепляя право граждан на осуществление местного самоуправления (ч. 1 ст. 4), запрещает его любое ограничение (ч. 2 ст. 4). Из этого следует, что граждане должны иметь возможность реализовать данное право (права) на всей территории Республики. Другими словами, местное самоуправление в обязательном порядке должно осуществляться на всей территории Республики Таджикистан.
Результаты проводимого диссертантом исследования показывают, что немаловажной проблемой в организации и деятельности органов местного самоуправления в Республике Таджикистан является их неравномерная территориальная организация. Отнесение поселков и сел к единому уровню административно-территориальных делений, неравномерность расселения и размещения в ней населенных пунктов на практике привели к тому, что органы местного самоуправления многочисленных поселков (более 50 тыс. населения) и сельского поселения с числом жителей менее тысячи человек получили одинаковый объем функций и полномочий, хотя инфраструктурные, ресурсные, кадровые и иные возможности, а также их территориальные проблемы кардинально различны. По мнению автора, оптимальные размеры территории и численность населения должны стать отправной точкой в становлении и развитии реального самоуправления в нашей стране.
Во втором параграфе второй главы «Система местного самоуправления» проводится анализ формирования современной системы местного самоуправления в Республике Таджикистан и путей совершенствования структуры их органов.
Местное самоуправление осуществляется посредством использования различных организационных форм, которые в совокупности образуют систему местного самоуправления: а) органы местного самоуправления; б) формы прямого волеизъявления граждан; в) территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Внутренние связи системы, ее организация, структура являются основными системообразующими связями, прежде всего они формируют интегративные, системные качества – качества, не присущие отдельным компонентам системы. Только совокупность и синтез этих компонентов позволяют вести речь о воплощении жизнь идеи подлинного местного самоуправления.
В отличие от предыдущего Закона от 23 февраля 1991 г. № 266 «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республики Таджикистан» действующий от 5 августа 2009 г. № 549 «Об органах самоуправления поселков и сел» не содержит понятия «система местного самоуправления». Однако обратившись к содержанию норм закона, такую систему можно определить. По мнению диссертанта, система местного самоуправления как совокупность управляющих подсистем (структур), объединенных разнообразными связями и взаимоотношениями в целях решения многообразных проблем и задач местного населения должна охватывать всю территорию государства.
Современную систему местного самоуправления в Республике Таджикистан согласно Закону № 549 составляют органы самоуправления поселков и сел – соответственно джамоаты шахрак и джамоаты дехот (ст. 3) и формы непосредственной демократии: выборы в органы местного самоуправления (ст. 28), опросы населения (ст. 5) и т.п.
Особое место в работе уделяется органам территориального общественного самоуправления граждан, которые, по мнению автора, должны стать важным элементом системы местного самоуправления.
Таким органом может стать махалля – форма традиционного самоуправления таджикского народа, сохранившаяся в Республике вне зависимости от существовавших в ней форм организации государственной власти. Именно из общинного уклада махалли рождается система самоуправления таджикского народа. Глава махалли (признанный в народе аксакал, раис или амин) выполняет важные функции (как прямые, так и посреднические) по организации совместных житейских дел (представительство жильцов в местных органах, сбор платы за газ, электроэнергию и иные коммунальные услуги, уборка территории) и постепенно приобретает черты харизматического лидера, что обусловлено спецификой психологии таджиков, их традиционного стремления к групповой сплоченности, территориальной консолидации. Целесообразно использовать с соответствующим закреплением на законодательном уровне некоторые из таких традиционных механизмов микросоциальных связей.
Действующие в настоящее время органы самодеятельности граждан, сформированные в сельских и городских поселениях Таджикистана, законом не введены в систему местного самоуправления. С 1991 до 1994 г. в городских и сельских поселениях согласно Закону Республики Таджикистан от 23 февраля 1991 г. № 266 «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Таджикистан» формировались органы территориально-общественного самоуправления граждан, входящие в систему органов местного самоуправления. В соответствии с Законом 2009 г. № 549 органы территориально-общественного самоуправления были заменены органами самодеятельности граждан, которые не входят в систему органов местного самоуправления. Предлагается законодательно четко разграничить понятия «общественное территориальное самоуправление» и «общественная самодеятельность». К органам общественной самодеятельности следует отнести только структуры при учреждениях – библиотечные советы, родительские комитеты школ, советы при поликлиниках и т.п. Все территориальные объединения граждан, прежде всего – махалли, наделить статусом территориального общественного самоуправления.
По мнению диссертанта, природа местного самоуправления предполагает прежде всего использование форм непосредственной демократии. Их своеобразность и уникальность заключается в предоставляемой каждому жителю возможности участвовать в организации жизни локального сообщества, начиная с определения проблемных направлений и заканчивая реализацией принятых решений.
Принципиальным в понимании непосредственной демократии, реализуемой через институты местного самоуправления, является отражение самостоятельного, инициативного и ответственного участия граждан в разрешении местных вопросов. Не единичное волеизъявление по отдельным вопросам, а систематическая, регулярная деятельность каждого члена локального коллектива, выступающего в качестве субъекта муниципальных отношений, по разрешению вопросов местного значения, видимо, и есть непосредственная демократия в системе местного самоуправления.
Для формирования целостной системы местного самоуправления обосновывается целесообразность закрепления в законодательстве таких демократических институтов как местный референдум, публичные слушания, гражданская инициатива. Это прямые каналы народного волеизъявления, выявления общественного мнения, необходимые элементы системы «сдержек и противовесов» в контексте проблемы возможной «узурпации» местного самоуправления органами государственной власти. 
В этой части параграфа диссертант обращает внимание на необходимость уточнения понятия «структура органов местного самоуправления», поскольку до сих пор отсутствует его четкое юридическое толкование. Отмечается, что структурой является внутренняя организация каждого отдельного органа, совокупность же органов, действующих в муниципальном образовании, больше соответствует названию система. 
Перечень органов местного самоуправления не отражает всего содержания понятия «структуры». Под ним следует понимать не только указанный перечень органов, но и определенные начала (принципы) взаимоотношений различных элементов такой структуры.
Основываясь на теоретических предпосылках и положениях Закона № 549, диссертант отмечает, что структура органов самоуправления поселков и сел в Республике Таджикистан находится еще на стадии совершенствования и в перспективе она должна соответствовать основным целевым приоритетам территории.
В третьем параграфе второй главы «Финансово-экономические основы местного самоуправления» затрагиваются вопросы финансово-экономической состоятельности органов самоуправления поселков и сел.
Фундаментом экономической основы местного самоуправления является его собственность, установленная в законодательстве Республики Таджикистан - коммунальная.
Останавливаясь на отдельных аспектах экономических преобразований, автор обращает внимание на особенности формирования финансово-имущественной базы местного самоуправления. По мнению диссертанта, для эффективной деятельности органов местного самоуправления и формирования необходимой инфраструктуры большое значение имеет имущество других хозяйственных субъектов, находящихся на территории местного самоуправления. Проводимая в последние годы приватизация путем реорганизации предприятий и организаций, находящихся на территории поселков и сел, практически не учитывает выгоды джамоатов. Последние не могут оказывать никакого влияния на ход приватизации, лишены возможности в должной мере защищать интересы населения.
Не стоит забывать, что коммунальная собственность – это не государственная собственность. Следовательно, нельзя допускать случаев, когда в перечень объектов, подлежащих приватизации, попадают объекты коммунальной собственности. Согласно п. 6 Положения «О реорганизации сельскохозяйственных предприятий и организаций» (от 15 апреля 2003 г.) при реорганизации юридических лиц на территории поселков и сел объекты социально-культурного назначения должны переходить в собственность соответствующих органов самоуправления. К сожалению, как показывает практика, случаи незаконного перехода в собственность отдельных граждан домов культуры, кинозалов, домов отдыха и других объектов социально-культурного назначения, необходимых для развития социально-культурной жизни местных сообществ, получили широкое распространение.
Автором отмечается общее ослабление контроля за процессами приватизации со стороны правительства, органов местного самоуправления, в результате чего обнаруживаются серьезные недостатки и нарушения законности.
В рамках проблемы финансового обеспечения деятельности местного самоуправления автором рассмотрен вопрос о доходах органов самоуправления поселков и сел Таджикистана и их расходовании.
Перечисляя все местные доходы, диссертант отмечает, что кроме налогов с земли и с имущества частных лиц, все остальные местные доходы напрямую идут в районные и городские бюджеты. Из этих местных доходов на основе представленных годовых бюджетов джамоатов по решению районных или городских Маджлисов народных депутатов джамоатам выделяются субвенции. Джамоаты фактически лишены возможностью определять направления использования и расходования этих средств. Финансовые ресурсы местного самоуправления настолько малы, что в отдельных случаях (с учетом поступлений от регулирующих статей бюджета) более 80% средств местного бюджета уходит на финансирование только «защищенных» статей: сектор 1 – аппарат управления, сектор 4 – процветание, сектор 5 – здравоохранение. Дополнительные финансовые средства для выполнения полномочий государственных органов и компенсация дополнительных расходов, расходы на организацию и проведение противопожарных мероприятий в населенных пунктах, на культурно-просветительные и оздоровительные мероприятия, на развитие сети спортивных сооружений, проведение общественно-политических мероприятий, а также на проведение мероприятий, связанных с праздничными днями и знаменательными датами, средства для улучшения материальных и жилищно-бытовых условий инвалидов, малоимущих граждан и лиц, пострадавших от стихийных бедствий, и некоторые другие должны по предложению джамоатов поселков и сел выплачиваться из городского или районного бюджета, что далеко не всегда имеет место в действительности. Такое распределение по выводам диссертанта сужает возможности эффективного управления социально-экономическим положением регионов. Экономическая маломощность органов местного самоуправления весьма ограничивает их возможности влиять на хозяйственную и социальную ситуацию на местах.
Глава третья диссертации «Компетенция местного самоуправления», состоящая из трех параграфов, посвящена анализу проблем, связанных с определением предметов ведения и полномочий органов местного самоуправления, разграничением полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, а также вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В первом параграфе третьей главы «Понятие, состав и структура компетенции органов местного самоуправления» проанализированы основные проблемы местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий, которыми могут быть наделены органы местного самоуправления.
В диссертации отмечено, что современная юридическая наука и законодательство Республики Таджикистан содержат множество взаимосвязанных понятий, формирующих теоретические основы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Среди них: «полномочия», «компетенция», «предметы ведения», «вопросы местного значения». Одной из исследовательских задач является выявление системных связей между ними и формулирование основных различий. В этой связи диссертантом рассмотрены основные лингвистические, юридические и законодательные подходы к толкованию указанных выше понятий.
Результаты анализа ст. 10, 11, 12, 13, 14, 17, 20, 21, 22, 23 Закона № 549 от 2009 г. показывают, что понятия вопросы местного значения и государственные полномочия не достаточно четко разграничены. Кроме того, понимая под вопросами местного значения вопросы, составляющие полномочия органов местного самоуправления, полного представления об их количестве (перечне) составить невозможно. По мнению диссертанта, вопросы местного значения следует выделить, закрепив их полный перечень. Это не противопоставление интересов государства и интересов местного населения, а вопрос поиска баланса между ними.
Важно подчеркнуть, что эффективная реализация компетенции во многом зависит от правовой основы организации и деятельности местного самоуправления. Поскольку местное нормотворчество играет важную роль в реализации компетенции местного самоуправления, оно выделено в самостоятельное направление деятельности местного самоуправления по осуществлению его компетенции.
Определяя предметы ведения и полномочия как собственные, делегированные, договорные и совместные автор обращает внимание на еще одну их разновидность – инициативные. Инициативная компетенция предусматривает право органов самоуправления принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других местных органов власти. Это приводит к выводу о том, что истина не столько в определении вопросов местного значения и полномочиях, сколько в характере отношений местного самоуправления и государства, определяющих локальность и целевую направленность – обеспечение жизнедеятельности местного населения.
При закреплении компетенции в Республике Таджикистан используется принцип «позитивного» регулирования: объем полномочий устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей. Согласно ст. 10 Закона № 549 «Полномочиями джамоата в сфере организации его деятельности» наделяются органы самоуправления поселков и сел. Кроме указанных полномочий им предоставляется право решения других вопросов, предусмотренных нормативными правовыми актами. Органы местного самоуправления, таким образом, вправе совершать лишь те действия, которые непосредственно предписаны законом. В противном случае такие действия могут быть признаны противозаконными, совершенными органами местного самоуправления с превышением полномочий. Такой порядок установлен также в законодательстве некоторых странах с англосаксонской моделью (например, США, Великобритания), отдельных странах СНГ (Туркменистан, Узбекистан). 
На примере опыта некоторых государств, использующих принцип негативного формирования компетенции местного самоуправления, диссертант указывает на необходимость применения данного принципа в законодательстве Таджикистана. Тем самым джамоатам, органам самоуправления поселков и сел, будут предоставлены более широкие права по решению вопросов, затрагивающих местные интересы населения.
Во втором параграфе второй главы «Разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления» рассматриваются порядок и формы разграничения полномочия между органами государственной власти и  местного самоуправления.
Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления является одной из важнейших в деле формирования законодательных основ деятельности местных органов власти, поскольку территориальная организация и система местного самоуправления напрямую зависят от того круга вопросов, которые они призваны решать. Регулирование общественных отношений, осуществляемое муниципальными правовыми актами, финансирование расходов из местного бюджета возможно только в пределах компетенции местного самоуправления. Это разграничение проходит по предметам ведения, по полномочиям и интересам.
В работе указывается, что четко определенные и разграниченные в законе полномочия и предметы ведения позволяют установить пределы деятельности, рамки ответственности, отчетности и подконтрольности органов местного самоуправления и органов государственной власти, а также проанализировать действия таких органов власти с точки зрения их соответствия нормам закона и права.
На основе анализа законодательства Республики Таджикистан, Российской Федерации и других зарубежных стран диссертантом выделены следующие критерии разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления:
- эквивалентность в соотношении функций, полномочий и ответственности;
- учет функционального значения органов государственной власти и местного самоуправления;
- учет финансово-материального положения органов государственной власти и местного самоуправления;
- недопустимость дублирования полномочий органов государственной и муниципальной власти;
- учет эффективной реализации полномочий: то, что может быть хорошо сделано на одном уровне власти (с учетом особенностей, обстоятельств места и времени), не должно передаваться для решения на другой уровень власти;
- передача полномочий на уровень, максимально приближенный к населению.
Компетенция джамоатов поселков и сел, предусмотренных Законом Республики Таджикистан «Об органах самоуправления в поселках и сел», включает вопросы местного (вопросы местного значения, предусмотренные ст. 13) и государственного (отдельные государственные полномочия, возлагаемые на органы самоуправления поселков и сел в соответствии со ст. 14) значения. Поскольку вопросы местного значения одновременно имеют государственное значение, их закрепление осуществляется государством.
На практике иногда сложно выделить сугубо местные функции, поскольку многие из них вытекают из задач, поставленных центральной властью. Реализуемые органами местного самоуправления полномочия имеют местное значение лишь в том плане, что они осуществляются на конкретной территории соответствующими субъектами местного самоуправления. На деле же большинство решаемых местными властями вопросов есть лишь продолжение на определенной территории государственной политики в конкретных сферах (образование, здравоохранение, экология, социальное обеспечение и т.п.). Не случайно в Пояснительном докладе Совета Европы к Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г. отмечается, что однозначно определить, какими именно вопросами должны заниматься местные власти, вообще невозможно. Ведь в действительности большинство решаемых ими проблем имеют как местное, так и общенациональное звучание, и ограничение компетенции местных органов преимущественно локальными вопросами означало бы отведение местному самоуправлению сугубо второстепенной роли.
Автор приходит к выводу, что для совершенствования компетенции местного самоуправления должны быть созданы гарантии соблюдения справедливого баланса между делегированными и собственными полномочиями и ресурсами, необходимыми для их осуществления.
В диссертации со ссылкой на работы ведущих специалистов в области муниципального права указывается, что современное государственное устройство, предполагающее рассмотрение местного самоуправления в качестве одной из форм народовластия, существующей наряду с государством, вовсе не предполагает передачи органам местного самоуправления всех вопросов, требующих местного уровня решения. Часть из них государство может сохранить за собой. Критерии, определяющие содержание вопросов местного значения, могут использоваться и для определения вопросов, решаемых государством на местном уровне. Другое дело, что государство вправе избрать способ такого решения: либо непосредственно (через местные органы государственной власти на местах), либо делегировать их органам местного самоуправления.
В третьем параграфе второй главы «Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» отмечается, что такое наделение выступает одним из самых эффективных форм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
В данной части работы автором проведен анализ указанной формы взаимодействия государственных и муниципальных органов, определено понятие «наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», выявлено его соотношение с понятиями «делегирование полномочий», «передача полномочий» и «возлагаемые полномочия».  
Диссертантом отмечено, что разработка законодательного механизма наделения отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления представляет собой достаточно сложную для юридической науки проблему и требует анализа и рассмотрения ряда серьезных вопросов, разрешение которых во многом зависит от общих тенденций государственного строительства Республики Таджикистан. Во-первых, для исполнения переданных государственных полномочий необходимо ресурсное обеспечение, которым зачастую органы государственной власти не располагают и, следовательно, руководствуются отнюдь не целесообразностью такой передачи, а скорее несостоятельностью исполнения данной функции. Во-вторых, с учетом ресурсных возможностей и важности любой государственной функции необходимо наличие эффективных механизмов контроля, которых в функциональном арсенале органов государственной власти явно недостаточно.  
В работе особое внимание уделено анализу ст. 6, 7, 14 Закона № 549, в которых предусмотрен порядок финансирования отдельных государственных полномочий, выполняемых джамоатами. Автором рассмотрены принципы передачи государственных полномочий и процедурные вопросы, которые играют важную роль в их реализации, поскольку на практике может возникнуть ряд проблем, связанных с передачей финансовых или материальных ресурсов органам местного самоуправления, со своевременным реагированием органов государственной власти на нарушения, которые допускают органы местного самоуправления при реализации государственных полномочий. И от того, насколько четко в законодательстве сформулирована процедурная норма, напрямую подчас зависит реализация переданных государственных полномочий.
Позитивной новеллой Закона № 549 является то, что наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется как путем принятия специального закона, так и путем заключения договора. Однако в настоящее время договорный порядок наделения государственных полномочий джамоатов не может быть эффективно использован: сфера делегированных полномочий неопределенна; процедура их передачи, принципы и формы передачи им материальных средств для их реализации законодательством не предусмотрены.
Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления позволяет решить ряд актуальных государственных задач, а именно:
- содействие децентрализации государственной власти и развитию самоуправленческих начал в жизни общества;
- обеспечение участия народа в осуществлении властных полномочий;
- повышение эффективности решений разных вопросов местными сообществами и отдельными гражданами;
- осуществление более качественного и компетентного руководства социальными процессами, принятием и осуществлением административных решений, способствующих реализации задач местного значения.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются теоретические выводы и практические рекомендации, являющиеся его результатами.
 
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:     
 
Учебники и учебные пособия, курс лекций:
1. Мухторов К.Т. Компетенция органов местного самоуправления в Республике Таджикистан / Учебное пособие. Худжанд: Андеша, 2011. 11 п.л. (авторский текст 4,6 п.л.).
 
Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации:

  1. Мухторов К.Т. Законодательство Республики Таджикистан о компетенции органов местного самоуправления // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия.: Философии и право. 2010. № 3. 0,5 п.л.
  2. Мухторов К.Т. Реализация конституционного права граждан на местное самоуправление // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 10. 0,6 п.л.
  3. Мухторов К.Т. Тенденция развития конституционно-правовых основ местного самоуправления на современном этапе // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Худжанд, 2011. № 3 (47). 0,8 п.л.
  4. Мухторов К.Т. Особенности территориальной организации местного самоуправления в Республике Таджикистан // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. 0,8 п.л.
  5. Мухторов К.Т. Правовые вопросы построения оптимальной системы местного самоуправления в Республике Таджикистан // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3. 0,7 п.л.

 
Работы, опубликованные в иных научных изданиях:
7. Мухторов К.Т. Государственная поддержка местного самоуправления в Республике Таджикистан / Материалы научной конференции посвященной году арийской цивилизации, 2700 – летию города Куляба и 15 – летию государственной независимости Республики Таджикистан (Материалы научной конференции, на таджикском языке). Худжанд, 2006. 0,2 п.л.
8. Мухторов К.Т. Некоторые вопросы совершенствования местного самоуправления в Республики Таджикистан / Материалы научной конференции посвященной году арийской цивилизации, 2700 – летию города Куляба и 15 – летию государственной независимости Республики Таджикистан (Материалы научной конференции, на таджикском языке). Худжанд, 2006. 0,3 п.л.
9. Мухторов К.Т. Проблемы совершенствования компетенции органов местного самоуправления в Республики Таджикистан // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Худжанд, 2008. № 4. 0,5 п.л.
10. Мухторов К.Т. Система и структура местного самоуправления в Республике Таджикистан // Государство и право. Душанбе, 2009. № 2. 0,9 п.л.
 
 

 
[1] Негматов Н.Н. Таджикский феномен: история и теория. Душанбе, 1997. С. 359-373.
[2] Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. в Страсбурге. Приложение к кн.: Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Справочное пособие. Обнинск: Институт муниципального управления, 2003. С. 7.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0