2012avtoref729

Аватар пользователя ideolog
Сытников Дмитрий Олегович
 
27 марта 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Обеспечение органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации» (специальность 12.00.02 – конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 203.019.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Сытников Д.О. Обеспечение органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2012. С. 27.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref729 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Сытников Д.О. Обеспечение органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2012. С. 27.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
Исх. № 43/9-595
от 13.02.2012 г.
 
 
 
 
 
 
СЫТНИКОВ Дмитрий Олегович
 
 
 
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 
Специальность 12.00.02 – конституционное право;
муниципальное право
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
 
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
Хабаровск – 2012
Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин  
Дальневосточного юридического института МВД России.

 
 
 
 
Научный руководитель:           Заслуженный юрист России
       кандидат юридических наук, профессор
       Бабай Александр Николаевич
 
Официальные оппоненты:        доктор юридических наук, профессор
                                                      Горобец Виктор Дмитриевич
 
                                                       кандидат юридических наук, доцент
                                                       Альбиков Равиль Фатхулович             
 
 
 
Ведущая организация:                Институт государства и права РАН
 
 
 
 
         Защита диссертации состоится « 27 » марта 2012 г. в «11» часов на заседании диссертационного совета Д 203.019.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Московском университете МВД России по адресу: 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12.
 
 
 
         С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского университета МВД России.
 
          
 
         Автореферат разослан « 18 » февраля 2012 г.
 
 

 
Ученый секретарь
диссертационного совета  
 
 
 
 
 
 
 
А.Г. Мамонтов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Правовая деятельность  современного Российского государства, способного обеспечить достойный уровень жизни граждан, является важным направлением государственной политики. Показательно в данном контексте выступление Президента Российской Федерации: «… Конституция признала своей высшей ценностью не эфемер­ные идеологические догмы и цели, а права человека. Поставила на самое главное, на первое место, демократические свободы и личные интересы граждан страны. ... Согласно Конституции именно права и свободы человека определяют смысл государственной деятельности»[1].
Социально-экономические права образуют особую группу основных прав человека, сущностью которых является то, что они отражают такие важнейшие сферы жизни человека, как здоровье, образование, собственность, трудовые отношения, социальное обеспечение, материнство и детство и направлены на реализацию других социально значимых потребностей и интересов личности. Так, в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России сделал акцент на несомненную важность социально-экономических прав, обозначив отдельные их аспекты в качестве первостепенных[2].
Целый ряд причин социально-экономического характера предопределил степень значимости данной группы прав, обеспечение которых возможно только лишь при активном вовлечении государства в процесс их реализации. В частности, переход от плановой к рыночной экономике, а также разнообразные политические и экономические кризисы, привели к снижению уровня жизни больших групп населения нашей страны, что, как естественное следствие, повлекло за собой крах понимания достойного уровня жизни в его ценностной интерпретации. Финансовый кризис на начало 2009 года сократил общие доходы населения: согласно данным Росстата, номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе составила в среднем по России 15 тыс. 200 руб., что на 25% меньше, чем в декабре 2008 года. Падение доходов – не единственная угроза благосостоянию россиян. В последнее время в стране остается высокий уровень безработицы. К началу 2009 года, по оценке Росстата, около 6,1 млн. человек, или 8,1% экономически активного населения оказались без работы[3]. В 2011 году в России, несмотря на преодоление последствий кризиса, уровень безработицы по-прежнему остается высоким. Так, по расчетам Международной организации труда (МОТ), в феврале 2011 года было 5 млн. 700 тыс. безработных россиян[4].
Несмотря на положительную динамику сокращения безработицы и повышения уровня доходов населения (в январе 2011 года средний денежный доход на душу населения в России составлял 19161 руб.)[5] ситуация, как показывает изучение практики, все еще остается сложной. Так, например, средняя пенсия по стране достигла уровня 7,6 тыс. руб. Для сравнения: в Нидерландах средний размер пенсии – 3200 евро, в Финляндии – 1300 евро, в США – 1200 долл., в Германии – 984 евро[6]. И именно на этом фоне группа социально-экономических прав, обслуживающая первостепенные сферы жизни человека, естественным образом выдвигается на передний план.
Деятельность органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод человека имеет широкомасштабный характер. Наличие свыше 25 тыс. единиц муниципальных образований в Российской Федерации[7] с их индивидуальными особенностями (территориальными, историческими, культурными, социальными, экономическими и др.) определяет необходимую функцию органов местного самоуправления в обеспечении непосредственной практической реализации прав и свобод каждого отдельно взятого индивида. Поскольку именно на местном уровне осуществляется реализация гражданами большинства прав и свобод,  предусмотренных Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, именно органы местного самоуправления способны помочь в разрешении проблем, связанных с реализацией социально-экономических прав граждан.  Так, обеспечивая одно из первостепенно важных прав в социальной сфере, а именно право на жилище, органы местного самоуправления обязаны вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, более того, в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации предоставлять жилище малоимущим, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами. В настоящее время очень важное значение приобретают задачи организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения, муниципальных образований, а также создания условий, способствующих укреплению здоровья человека.  Органы местного самоуправления участвуют в реализации законодательства по выплате пенсий и пособий, в организации социального обслуживания населения, содействуют развитию сети учреждений социального обслуживания, кроме того, вправе принимать местные программы, направленные на решение вопросов социальной поддержки семьи,  материнства и детства и др.
Однако, как показывает изучение практики, несмотря на деятельностьредоставлять жилище малоимущим, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из муниципального жилищного фонда ления обя органов местного самоуправления в процессе обеспечения социально-экономических прав и свобод человека существует ряд проблем в данной области, влияющих на жизнедеятельность всего муниципального образования.
В этой связи настоящее диссертационное исследование, посвященное комплексному анализу проблем обеспечения органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации, ставящее своей целью выработку предложений по формированию эффективного механизма обеспечения прав и свобод человека и приведению данного механизма в соответствие с требованиями времени, представляется актуальным и практически значимым.
Степень разработанности проблемы. Исследованиям понятия института прав и свобод человека, его обеспечения посвящены фундаментальные труды классиков политико-правовой мысли Аристотеля, Платона, Протагора, Солона, Цицерона, Дж. Локка, И. Канта, Г. Гегеля и др. Кроме того, можно отметить работы российских дореволюционных ученых: Н.М. Карамзина, Н.М. Коркунова, П.А. Сорокина, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича и др. 
В современной научной литературе обеспечение прав и свобод человека и гражданина рассматривается представителями истории и политологии, философии, а также юриспруденции. Так, начиная с 1990 года в связи с реформированием государственного устройства России, появляются современные научные труды, посвященные институту прав и свобод человека, механизму их обеспечения в Российской Федерации: С.А. Авакьяна, Ю.Е. Аврутина, Е.В. Аграновской, Р.Ф. Альбикова, А.Н. Бабая, М.В. Баглая, Г.М. Бадиряна,  И.Н. Барцица, И.Л. Бачило, Ф.М. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Н.Н. Воронцова, К.К. Гасанова, В.Д. Горобца, В.Д. Зорькина, В.Я. Кикотя, С.А. Комарова, Е.В. Корчиго, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, В.И. Лафитского, С.Я. Лебедева, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, С.С. Маиляна, В.П. Малахова, И.И. Матузова, И.М. Мацкевича, В.А. Патюлина, А.С. Прудникова, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, В.Н. Струнникова, В.А. Терехина, И.В. Упорова, В.И. Фадеева, А.Г. Хабибулина, Т.Я. Хабриевой, А.Г. Чепурнова, В.И. Червонюка, В.Е. Чиркина, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеева, Н.Д. Эриашвили и других.
Несмотря на значительный круг авторов, посвятивших свои труды  правам и свободам человека, механизму их обеспечения, до настоящего времени не было комплексных исследований, посвященных непосредственно проблеме обеспечения органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека, что во многом и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации.
Предметом исследования выступает сущность, особенности, а также правовые и организационные формы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению конституционных социально-экономических прав и свобод человека в муниципальных образованиях Российской Федерации, на основе исследования нормативной правовой базы, регламентирующей эту деятельность.
Целью исследования является разработка научно обоснованных теоретических положений и конкретных рекомендаций, направленных на совершенствование национальной политики в сфере обеспечения органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации, а также нормативной правовой базы, регулирующей эту деятельность.
Данная цель определила постановку и решение следующих задач:

  • выявить  сущность и значение социально-экономических прав человека, а также проанализировать полноту их конституционно-правового закрепления, степень их гарантированности;
  • рассмотреть структуру и особенности органов местного самоуправления как субъекта обеспечения социально-экономических прав и свобод человека, в том числе с использованием зарубежного опыта;
  • обозначить положение органов местного самоуправления в механизме реализации конституционных прав и свобод человека;
  • проанализировать нормативно-правовую базу деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод на муниципальном уровне;
  • исследовать формы и методы деятельности органов местного самоуправления (на примере муниципальных образований в Российской Федерации) по обеспечению вышеуказанных прав и свобод человека;
  • выявить пути совершенствования деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод, а также внести предложения и рекомендации по оптимизации этой деятельности в социально-экономической сфере.

Методологическую основу исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, анализа документов, а также частнонаучные методы (системно-структурный, лингвистический и др.). В ходе исследования приводятся теоретические обобщения, позволяющие сформировать научное представление о предмете исследования и сделать выводы с применением, в первую очередь, метода сравнительного правоведения, для достижения намеченной цели.
Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция Российской Федерации, федеральные  законы, указы Президента Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы  муниципальных образований, нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления, иные нормативные правовые акты муниципальных образований и другие документы, относящиеся к предмету исследования.
 Научная новизна диссертационного исследования. Предложенный авторский подход к исследованию проблем в сфере обеспечения органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека представляет собой перспективное научное направление, базирующееся на анализе международно-правовых актов, конституционно-правового законодательства, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.  Полученные в ходе работы над диссертацией результаты позволили систематизировать и обобщить исследовательскую базу и обосновать новые теоретические положения по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в сфере обеспечения социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации, в частности:
- представлен современный системный взгляд на конституционно-правовое закрепление социально-экономических прав и свобод в Российской Федерации и гарантии их реализации на территории муниципальных образований;
- выявлены специфические особенности органов местного самоуправления как субъектов обеспечения социально-экономических прав и свобод;
- обоснована необходимость включения в механизм реализации социально-экономических прав и свобод человека органов местного самоуправления как неотъемлемого элемента;
 - на основе комплексного изучения правовых и организационных форм деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод в муниципальных образованиях Российской Федерации выявлены положительные и отрицательные аспекты реализации прав и свобод гражданами в сложившейся практике;
- на основе анализа теоретических и практических проблем обеспечения социально-экономических прав и свобод человека на местном уровне автор выработал конкретные предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего эту деятельность.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Авторский подход к понятию механизма реализации социально-экономических прав и свобод человека как претворение личностью в жизнь предусмотренных нормами конституционного права социальных возможностей с помощью системы государственных органов и органов местного самоуправления, непосредственно уполномоченных обеспечивать социально-экономические права и свободы человека. Включение в этот механизм органов местного самоуправления как неотъемлемого самостоятельного структурного элемента будет способствовать полноценной реализации социально-экономических прав граждан, представляя структурированную систему действий каждого элемента указанного механизма.
2. Диссертант обосновывает формы осуществления деятельности органов местного самоуправления в области реализации своих функций в сфере обеспечения прав и свобод человека. И на этой основе предлагает классифицировать их:
а) в  зависимости от реализации своих функций на правовые и неправовые (организационные) с дальнейшим подразделением первых на правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную формы, а последних на экономическую, идеологическую и собственно организационную формы деятельности. В свою очередь осуществление правоисполнительной и правоохранительной форм возможно исключительно во взаимосвязи с организационными;
б) в зависимости от субъекта обеспечения - представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией, контрольным органом муниципального образования.
3. Автор обосновывает предложения о необходимости внесения изменений в законодательные основы Российской Федерации. В частности, диссертант предлагает систематизировать законодательство Российской Федерации в рамках социально-экономической политики на двух уровнях (уровне субъектов РФ и муниципальном уровне), а на федеральном уровне о разработке и принятии «Стратегии социально-экономической политики Российской Федерации», в которой определить конкретные мероприятия по обеспечению социально-экономических прав органами государственной власти и  органами местного самоуправления.
На уровне субъектов Российской Федерации целесообразно принять единый консолидированный нормативный правовой акт, в котором будет представлен исчерпывающий перечень норм права, регулирующих различные области социально-экономической сферы, например «Основы законодательства о социально-экономических правах в Хабаровском крае», «Основы законодательства о социально-экономических правах в Омской области» и т.д.
На местном (муниципальном) уровне органам местного самоуправления предлагается путем инкорпорации систематизировать принятые ими нормативные правовые акты по видам социально-экономических прав в собрания, например, «Собрание нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности города Благовещенска», полностью охватывающий и регулирующий все направления предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании; «Собрание нормативных правовых актов в сфере социального обеспечения в городе Орле»; «Собрание нормативных правовых актов в сфере здравоохранения в городе Владивостоке» и другие.
4.  Автор обосновывает вывод о том, что создание в муниципальном образовании органа в виде Координационного совета (комитета) по социально-экономической политике обеспечит четкую координацию деятельности структур местной администрации и должное взаимодействие между департаментами, управлениями в различных социальных областях для создания оптимального механизма обеспечения социально-экономических прав и свобод.
5. Диссертант обосновывает необходимость внесения дополнения в ч. 3 ст. 62  Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно: «При невозможности бюджета муниципального образования должным образом обеспечить основополагающие потребности населения в социально-экономической сфере, государство из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ может предоставлять финансовую помощь данному муниципальному образованию в целях создания собственного производства», что приведет к возможности формирования собственной материальной базы каждого муниципального образования, способной удовлетворять его потребности, тем самым обеспечивать финансовую самостоятельность органов местного самоуправления. Благодаря работе данных предприятий будет не только решен вопрос трудовой занятости населения, но и формирования бюджета муниципального образования, в том числе за счет  налоговых отчислений.
6. Диссертант обосновывает необходимость выработки критериев значимости социально-экономических прав, на основе которых можно будет разъяснять населению важность того или иного социально-экономического права. Автор предлагает выделить критерии:
а) «первой очереди» (базовые критерии), включающие в себя основные жизненные потребности, без которых невозможно существование человека, в частности: обеспеченность жильем, работой, медицинским обслуживанием и  иным социальным обеспечением, включая различные пособия и пенсии, и др.;
б) критерии «второй очереди»,  т.е. такие сферы жизни, без которых возможно жизненное существование, а именно: обеспеченность в сфере культуры, досуга, туризма, художественного, научного и других видов творчества и т.д. Критерии «первой» и «второй» очереди должны конкретизироваться в каждом муниципальном образовании в соответствии с его спецификой.
На этой основе диссертант предлагает дополнить пунктом 2  часть 1 статьи 31  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изложив его в следующей редакции: «Проведение и результаты опроса, касающегося приоритетности обеспечения социально-экономических прав и свобод человека и гражданина в муниципальном образовании, являются обязательными для учета и принятия решения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти». Введение такой правовой нормы позволит выявить объективно значимые для населения данного муниципального образования сферы, в которые необходимо в первую очередь направить максимальное количество средств и уделить им повышенное внимание.
Теоретическая значимость исследования. Содержащаяся в диссертации трактовка понятия социально-экономических прав и свобод человека, их сущности и значения, а также конституционно-правовое закрепление и рассмотрение органов местного самоуправления как субъекта обеспечения социально-экономических прав и свобод человека призваны способствовать развитию теоретических представлений о конституционно-правовых основах деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод человека. Диссертационное исследование раскрывает важные теоретико-мотодологические аспекты совершенствования механизма реализации прав и свобод человека в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть учтены в процессе дальнейшей работы по совершенствованию законодательства, посвященного деятельности органов местного самоуправления по обеспечению конституционных социально-экономических прав и свобод человека. Положения диссертации сведения могут быть полезны в деятельности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также в практической работе преподавателей государственно-правовых дисциплин.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были отражены в научных статьях и публикациях автора общим объемом свыше 4 п.л. в журналах «Власть и управление на Востоке России», «Юридический мир», «Современное право», «Правотворчество и правоприменение в современной России», «Вестник Дальневосточного юридического института МВД России»; изложены автором на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы теории и практики борьбы с преступностью в Азиатско-тихоокеанском регионе» (г. Хабаровск, 2007 г.), Международной научно-практической конференции ДВИПК ФСКН России «Современные проблемы противодействия наркопреступности и распространению наркомании в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (г. Хабаровск, 2010 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном федеральном округе» (г. Хабаровск, 2008 г.). Кроме того, в 2011 году в рамках темы исследования была издана монография общим объемом 9,5 п.л.
Положения диссертационного исследования могут использоваться в процессе преподавания курса «Конституционное право России»,  «Муниципальное право России», «Теория государства и права», «Право социального обеспечения» и других отраслевых дисциплин, при чтении специальных курсов, по вопросам обеспечения прав и свобод личности.
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс ФГКОУ ВПО «Дальневосточный институт повышение квалификации ФСКН России», ФГКОУ ВПО «Дальневосточный юридический институт МВД России». Основные положения диссертационной работы, поставленные в ней проблемы и сформулированные автором выводы обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России. Сформулированные в диссертации выводы и положения используются в практической деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края.
Достоверность и обоснованность полученных результатов заключаются в том, что рекомендации и выводы, полученные диссертантом, сделаны на основе действующего законодательства, общепризнанных научных подходах, имеют фактическое подтверждение в исследованиях автора и практически применимы. В диссертации представлен широкий спектр теоретических и практических материалов, использовалось множество правовых актов, научных статей, монографий и материалов научно-практических конференций, в том числе международных.
Структура работы. Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, выделяются объект и предмет, определяются цель и задачи исследования, степень разработанности проблемы, нормативная база диссертации, аргументируется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе «Конституционно-правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод человека», включающей три параграфа, рассмотрены понятие, сущность и значение  социально-экономических прав и свобод человека для социально-экономического развития и обеспечения стабильности Российской Федерации; конституционно-правовое закрепление социально-экономических прав и свобод человека и гарантии их реализации, а также структура и специфические особенности органов местного самоуправления как субъекта обеспечения социально-экономических прав и свобод человека.
Первый параграф посвящен проблеме понимания социально-экономических прав и свобод и их места в системе прав и свобод человека.
Автор отмечает, что сущностью группы социально-экономических прав и свобод человека является то, что они отражают такие важнейшие сферы жизни, как здоровье, образование, собственность, трудовые отношения, социальное обеспечение, материнство и детство и направлены на реализацию других социально значимых потребностей и интересов личности. Они являются правовым базисом для создания условий обеспечения достойного уровня жизни (достойного существования) каждого члена общества.
Анализируя природу социально-экономических прав, диссертант указывает особенности данной группы прав: зависимость их реализации от состояния экономики и ресурсов государства; распространенность на определенную – социально-экономическую область жизни человека; допустимость рекомендательных формулировок базовых положений (например «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные условия труда», «удовлетворительное существование»).
Существует огромное множество интерпретаций понятия социально-экономических прав. Обобщая и анализируя их, диссертант предлагает определить социально-экономические права как нашедшие отражение в международных правовых актах, Конституции Российской Федерации,  а также получившие развитие в рамках отраслевого законодательства права, в основе которых лежит признание государством необходимости осуществления особых социальных функций, направленных на обеспечение достойного уровня жизни людей в социально-экономической сфере.
Во втором параграфе анализируется конституционно-правовое закрепление социально-экономических прав человека в Российской Федерации.
Современная юридическая мысль допускает интерпретационный плюрализм в разграничении компонентов группы социально-экономических прав. Ряд ученых сходится во мнении о необходимости разделения прав на экономические и социальные, и трактовки их содержания обособленно. Другими словами, эти группы прав часто рассматриваются по отдельности, соответственно классифицируясь по разным основаниям[8]. Данный факт наглядно иллюстрируется разграничением прав человека и гражданина на гражданские, политические, социальные, экономические и культурные Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года[9]. Однако в данных международных документах отсутствует конкретное деление на социальные и экономические права как самостоятельные отдельные группы. Как следствие, не существует единого общепризнанного мнения относительно и содержания данной группы прав. В контексте данного исследования акцент сделан на изучение характеристик самих конституционных социально-экономических прав без разведения последних в отдельные группы, а в их единых системных отношениях и гарантий их реализации.
Кроме того, автором подробно исследуется нормативная правовая база, раскрывающая сущность и содержание каждого отдельно взятого права группы социально-экономических прав. Тщательный анализ содержания данной группы прав показывает, что государственное регулирование социально-экономической сферы не стоит на месте. Государство осуществляет попытки обеспечения достойного существования каждого отдельно взятого индивида, ставя его права и свободы во главу своей политики. Кроме того, совершенствуется система гарантий реализации социально-экономических прав человека.
Третий параграф посвящен изучению органов местного самоуправления как субъектов обеспечения социально-экономических прав и свобод человека.
Современное отношение к человеку именно как к личности с ее правами и свободами, провозглашаемыми не только на бумаге, но имеющими возможность быть защищенными, – определенно важный шаг, свидетельство гуманизации как национальных правовых систем, так и международного права.
Несомненно, можно считать фундаментальность и приоритетность прав и свобод человека достижением современного философского мировоззрения, которое, в свою очередь, проявляется не только в сознании людей, но и в конституционном законодательстве. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет постулат о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»[10].  
Конституционные обязательства Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека возлагаются на все без исключения органы государственной власти: федеральные, региональные и органы субъектов Федерации. На федеральном уровне это Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ (министерства образования и науки РФ, здравоохранения и социального развития РФ и др.), Уполномоченный по правам человека, Конституционный и другие суды РФ, Прокуратура РФ. Перечень подобного рода государственных органов не является исчерпывающим. Все вышеуказанные органы являются основными субъектами обеспечения социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации.
Однако в данном контексте автором уделяется особое внимание органам местного самоуправления как важному субъекту единого процесса обеспечения социально-экономических прав и свобод человека. Обладая характерной спецификой, отличающей их от других субъектов обеспечения социально-экономических прав и свод человека, они, в конечном счете, преследуют единую цель – удовлетворение потребностей людей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Во второй главе «Организационно-правовые особенности практического обеспечения социально-экономических прав и свобод человека в деятельности органов местного самоуправления и перспективы его улучшения», состоящей из трех параграфов, исследуется понятие механизма реализации конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации, а также положение органов местного самоуправления в данном механизме. Кроме того, рассматриваются формы и методы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод человека в Российской  Федерации  и предлагаются основные направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации.
Первый параграф посвящен определению места и значению органов местного самоуправления в механизме реализации конституционных прав и свобод человека. Пристальное внимание ученых к проблеме выработки механизма реализации прав и свобод человека обусловлено, в первую очередь, тем, что существующий механизм не идеален с точки зрения его непосредственного практического воплощения.  Пути совершенствования этого механизма, предлагаемые учеными, разнообразны, зависимы от главенствующего признака, субъективно выделяемого исследователями в качестве базисного. Продолжается поиск оптимально гармоничного механизма. К тому же постоянное развитие общества привносит в данный механизм все новые и новые черты и элементы.
В рамках исследования непосредственный интерес представляет изучение вопроса обеспечения социально-экономических прав и свобод человека органами местного самоуправления, рассмотрение которого возможно только посредством исследования механизма реализации прав и свобод человека в целом. Поскольку только через понимание категории механизма реализации прав человека возможно актуализировать целостный процесс их обеспечения.
Соглашаясь с точкой зрения С.А. Лубенниковой, диссертант подчеркивает, что в механизме реализации прав и свобод человека в целом выделяется в качестве существенного элемента процесс обеспечения группы социально-экономических прав. Так, она акцентирует на этом внимание и определяет механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина как комплекс мер юридического, экономического, организационного, институционального и т.п. характера, направленных на эффективную реализацию гражданами социально-экономических прав и свобод[11].
Взгляд на существующие точки зрения на механизм реализации прав и свобод человека позволяет нам во многих случаях увидеть либо отсутствие органов местного самоуправления как отдельного элемента в структуре механизма реализации прав человека, либо в известной степени скрытую роль, приписываемую учеными органам местного самоуправления. Поскольку авторы в своих попытках описать механизм реализации прав и свобод человека прямо не говорят об органах местного самоуправления, тем самым игнорируют их роль в этом механизме. Иными словами, авторы не акцентируют внимание на органах местного самоуправления, прямо не обозначая последних в качестве элемента механизма реализации прав и свобод,  тем самым минимизируют степень их важности, место и роль как непосредственных регуляторов процесса правообеспечения. На наш взгляд, в понимание данного механизма необходимо обязательное включение органов местного самоуправления как неотъемлемого самостоятельного структурного элемента. Таким образом, диссертант предлагает представить данный механизм «как претворение личностью в жизнь предусмотренных нормами конституционного права социальных возможностей, с помощью системы государственных органов и органов местного самоуправления, непосредственно уполномоченных обеспечивать права и свободы человека».
Во втором параграфе автором описываются формы и методы деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации.
Внешнее практическое выражение деятельности того или иного органа по реализации своих функций в конкретных условиях получило в общей теории права наименование форм осуществления их функций[12]. Традиционно выделяются следующие формы деятельности государственных органов по реализации их функций: правовые и неправовые (организационные)[13]. При этом остается недостаточно изученным вопрос о формах деятельности органов местного самоуправления по реализации своих функций. Однако поскольку наряду с государственными органами органы местного самоуправления преследуют общую цель в сфере обеспечения прав и свобод человека, их деятельность в данной области схожа по содержанию. Таким образом, автор предлагает классифицировать формы деятельности органов местного самоуправления в зависимости от реализации своих функций на: правовые и неправовые (организационные), а в зависимости от субъекта обеспечения - представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией, контрольным органом муниципального образования. В рамках данного исследования интерес представляет исследование правовых и организационных форм.
Неправовые (организационные) формы деятельности представляют собой комплекс мер, которые не требуют полного и строгого юридического оформления, не связанны с совершением юридически значимых действий, а последние не влекут за собой прямых правовых последствий. При этом организационные формы не являются полностью изолированными от правового регулирования, но и не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей деятельности. К ним относятся: экономическая, идеологическая и собственно организационная формы. В области обеспечения органами местного самоуправления социально-экономических прав и свобод данные формы реализуются в виде: социальных пособий, гарантий, льгот, пенсий, стипендий; определения социальной политики, планирования, прогнозирования; информационной и консультативной деятельности и т.д.
Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий, с созданием, реализацией правовых норм и охраной правоотношений. К ним относятся: правотворческая, правоисполнительная и правоохранительная формы. Так, правотворческая форма осуществляется путем принятия важных нормативных правовых актов по обеспечению: охраны условий труда, здравоохранения, образования и жилищных вопросов, в области реализации прав особых категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, школьников), по вопросам развития образования, науки, культуры и т.п. Правоисполнительная форма используется для реализации вышеуказанных нормативных правовых актов, а также для формирования и функционирования рациональной и эффективной системы управления социальной сферой общества на местном уровне. Правоохранительная форма выражается в контроле и надзоре за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, надзоре за страховой деятельностью, защите конституционных прав и свобод граждан, нравственных  интересов общества, а также в деятельности специально уполномоченных органов по обеспечению реализации норм права, связанных с непосредственным привлечением к ответственности нарушителей законодательства.
При реализации органами местного самоуправления функций по обеспечению социально-экономических прав и свобод правовые и неправовые формы сочетаются между собой, взаимодействуют, взаимообеспечивают и дополняют друг друга.
Для того чтобы та или иная форма деятельности органов местного самоуправления по реализации их функций  осуществлялась полноценно, нельзя забывать о приемах и средствах воздействия органов местного самоуправления на все сферы жизни общества различными методами, такими, как убеждение, принуждение, стимулирование и др.
Кроме того, автором подробно рассматривается непосредственная деятельность органов местного самоуправления по реализации социально-экономических прав и свобод путем раскрытия каждой формы в совокупности с ее методами на примерах различных муниципальных образований Российской Федерации с целью выявления положительных и отрицательных аспектов реализации прав и свобод гражданами в сложившейся практике.
Третий параграф посвящен выработке основных направлений совершенствования деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляется широчайший спектр действий, предпринимаемых для удовлетворения как жизненно необходимых для человека потребностей, в первую очередь относящихся к таким сферам жизни, как жилище, здравоохранение, социальная поддержка и др., так и не менее важным, но «условно второстепенным» областям – в сфере культуры и науки, образования, собственности на землю и другие природные ресурсы и т.д., в совокупности с первыми охватывающих весь блок социально-экономических прав и свобод граждан. Очевидно, что деятельность органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав человека должна представлять структурированную систему действий, направленную на реализацию совокупности всех прав данной группы для разных категорий граждан.
В результате проведенного исследования мы вынуждены констатировать, что в Российской Федерации еще не сформирован оптимальный механизм обеспечения органами местного самоуправления прав и свобод человека, в том числе социально-экономических. В связи с этим автор формулирует ряд предложений по оптимизации деятельности органов местного самоуправления по обеспечению указанной группы прав.
В заключении подводятся итоги исследования, концентрированно излагаются его основные результаты и выводы, непосредственно связанные с положениями, выносимыми на защиту.
 
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах автора:
В журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Сытников Д.О. Соотношение прав и свобод человека: от противопоставления к интеграции // Власть и управление на Востоке России. 2008. № 1 (42). С. 158-162. – 0,6 п.л.
         2. Сытников Д.О. Место и роль муниципальных органов в механизме реализации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина // Юридический мир. 2008. № 9 (141). С. 70-73. – 0,5 п.л.      
         3. Сытников Д.О. Основные направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления по обеспечению социально-экономических прав и свобод личности в Российской Федерации //Современное право. 2011. № 2 (1). С. 47-51. – 0,6 п.л.
В иных журналах и изданиях:
         4. Сытников Д.О., Баринов Д.А. Органы местного самоуправления в механизме народовластия в Российской Федерации // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2007. № 1 (12). С. 39-42. – 0,5/0,3 п.л.
         5. Сытников Д.О. О месте социально-экономических прав и свобод в системе прав и свобод человека // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с преступностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 17 – 18 мая 2007. / Под ред. Е.П. Кима, А.А. Михайличенко. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2007. С. 375-379. – 0,3 п.л.
         6. Сытников Д.О. Подходы к классификации прав и свобод личности // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном федеральном округе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 24 – 25 апреля 2008. В 2-х ч. / Под ред. Е.П. Кима. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2008. С. 246-251. – 0,4 п.л.
         7. Сытников Д.О. Правоохранительная деятельность органов местного самоуправления по обеспечению прав и свобод личности // Современные проблемы противодействия наркопреступности и распространению наркомании в Азиатско-Тихоокеанском регионе: сборник материалов международной научно-практической конференции (Хабаровск, 28-29 апреля 2010 г.): в 2 ч. Ч. 2. / Редкол.: А.Н. Бабай. – Хабаровск, 2010. С. 187-191. – 0,7 п.л.
         8. Сытников Д.О. Онтология понятий «человек»-«личность»-«гражданин» в аспекте исследования прав и свобод личности // Правотворчество  и правоприменение в современной России: сб. науч. тр. / под ред. И.М. Филяниной и А.В. Гарбара. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011. С. 182-188. – 0,5 п.л.
         9. Сытников Д.О. Роль и значение органов местного самоуправления в механизме обеспечения социально-экономических прав и свобод личности в Российской Федерации: Монография. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2011. – 9,5 п.л.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подписано в печать 01.02.2012 г. Формат  60х84/16.  
Уч.-изд. л. 1,13 п.л. Тираж 75. Заказ № 29
Дальневосточный юридический институт МВД России.
Редакционно-издательский отдел. Типография.
680020, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15.
 
 

 
[1]Выступление на церемонии вступления в должность Президента России // Российская газета № 4654 от 08.05.2008.
[2] См. подробно: Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. // Российская газета от 1 декабря 2010 г. № 271, от 2 декабря 2010 г. № 273.
[3] Федеральная служба государственной статистики  http://www.gks.ru
[4] Безработица в России вернулась на докризисный уровень http://www.bfm.ru
[5] Там же.
[6] См. Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 400 с. – С. 180-181.
[7] По состоянию на ноябрь 2011 года в России насчитывается 25411 муниципальных образования. http://zakon.scli.ru 
 
[8] Данную позицию иллюстрируют, например, Воеводин Л.Д., Эбзеев Б.С., Кабалкин А.Ю., Халили Х.Ф., Бондарь Н.С., Рудинский Ф.М., Иваненко В.А., Иваненко В.С., Лафитский В.И. и др. 
[9] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 36.
[10] Ст. 2 Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст. 1.
[11] Лубенникова С.А. Теоретико-правовые основы обеспечения социально-экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации: Региональный аспект: Дис. … к.ю.н. – М., 2005. – 180 с. – С.87.
[12] Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. М., 1995. – 312 с. – С. 79-80; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М.: ЗЕРЦАЛО, 1998. – 466 с. – С. 84; Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. М.: Право и Закон, 1996. – 424 с. – С. 340-343.
[13] Оболонков Д.В. Классификация форм и методов осуществления государством своих функций / Государство и право // Вестник Московского университета МВД России. – №4. – 2007. С. 51 – 52; Сурнин М.Ю. Виды правовой политики и формы ее реализации в Российской Федерации / Власть и управление на Востоке России, №4 (37), 2006. С. 130 – 135; Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства.  Автореф. дис. … к.ю.н. – М., 2002. – 26 с.; Баринов Д.А. Указ. соч. – С. 110 – 113.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0