2012avtoref648

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Белгородцева Наталья Глебовна
 
30 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Теоретико-правовые аспекты защиты персональных данных» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 521.077.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Белгородцева Н.Г. Теоретико-правовые аспекты защиты персональных данных: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref648 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Белгородцева Н.Г. Теоретико-правовые аспекты защиты персональных данных: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 

На правах рукописи

 
 
 
 
 

БЕЛГОРОДЦЕВА НАТАЛЬЯ ГЛЕБОВНА

 

Теоретико-правовые аспекты защиты персональных данных

 

Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве

 
 

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации  на соискателя ученой степени
кандидата юридических наук

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва - 2012

 
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права НОУ ВПО «Международный юридический институт»
 

Научный руководитель: доктор юридических наук,   профессор
Певцова Елена Александровна
 
Официальные оппоненты:
 
доктор юридических наук,   профессор
Рассолов Илья Михайлович
 
кандидат юридических наук
Смирнов Михаил Гуранович
 
Ведущая организация: Академия Управления МВД России

 
Защита состоится « 30 » мая  2012 г. в 15:00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 521.077.01 при Московском новом юридическом институте, по адресу: 107564, г. Москва, Погонный проезд, д. 7 “а”.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОЧУ ВПО «Московский новый юридический институт».
Автореферат размещен на официальном сайте Московского нового юридического института www.mnui.ru. и на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru  _____2012 г.
 
Автореферат разослан  «     » _________________  2012 г.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета      
кандидат юридических наук                                      О.В. Дробот

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы диссертационного исследования. Научно-технический прогресс обусловил значительное увеличение объема информации, обрабатываемой автоматизированным путем. Наряду с этим динамично развиваются общественные отношения, связанные с обработкой информации, содержащей персональные данные физических лиц. Эти отношения объективно нуждаются в правовом урегулировании.
В Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с защитой персональных данных обеспечивается на основе Федерального закона от 27 июня 2006 г.  № 152-ФЗ «О персональных данных»[1]. Цель принятия этого закона состояла в обеспечении правовой защиты граждан в условиях бурного роста баз персональных данных, создаваемых на основе новейших компьютерных технологий, и усилившегося интереса к ним со стороны различных, в том числе и криминальных, структур.
Реализация этого закона началась существенно позже его принятия, т.к. вступление в силу данного акта совпало по времени с проведением административной реформы и частым перезакреплением  функции уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных за разными органами исполнительной власти. Подзаконные акты Правительства Российской Федерации и отдельных ведомств появились также с опозданием. Таким образом, трудности, возникающие в ходе реализации законодательных норм в сфере защиты персональных данных, наиболее очевидно стали проявляться именно сейчас.
Современные реалии обусловили постановку новых задач, связанных с реализацией международных обязательств России и ее участием в формировании системы трансграничной передачи персональных данных в рамках международных соглашений. В настоящее время, возникла потребность в совершенствовании организационно-правового обеспечения использования всех массивов персональных данных на основе законодательного закрепления прав, обязанностей и ответственности держателей (обладателей) этих массивов.   

Защита персональных данных обеспечивает реализацию конституционных прав человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23 Конституции РФ) и ограничение возможности сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни (ст. 24). С развитием информационных технологий, созданием баз данных возникла новая угроза этим правам – возможность легкого  копирования и объединения упомянутых данных. В последнее десятилетие многие картотеки и базы данных разных государственных и иных структур преобразованы в электронную форму, которая по различным причинам стала доступна третьим лицам и является сегодня объектом купли-продажи. Последнее обстоятельство ведет к неконтролируемому использованию данной информации. Между тем сам факт продажи баз данных или иного распространения содержащейся в них информации представляет повышенную общественную опасность, т.к. сведения конфиденциального характера могут быть использованы во вред конкретному лицу (субъекту персональных данных). Для защиты упомянутых конституционных прав граждан от любых посягательств необходима, в первую очередь строгая правовая регламентация оборота баз данных, содержащих персональные данные, в том числе и установление юридической ответственности операторов этих баз за нарушение сбора, хранения и использования персональных данных, что позволит гарантировать эффективную правовую защиту интересов отдельных граждан и общества в целом. Все эти и многие другие обстоятельства актуализируют данную тему и обуславливают необходимость ее разработки в теоретико-правовом контексте.

Степень научной разработанности темы. Избранная тема в юридической науке с позиции теории права, является одной из малоизученных. Правовые отношения, связанные с обработкой, хранением, использованием и передачей персональных данных, возникающие между разными субъектами в результате создания мощных компьютерных баз данных еще не выступали самостоятельным объектом теоретико-правового исследования.
Отраслевые аспекты данной тематики затрагивались в отдельных работах отечественных правоведов – представителей конституционного, административного, информационного права и других отраслевых юридических наук. Исследованием смежных вопросов занимались Д.В. Черняев, А.М. Лушников, В.Н. Монахов, И.Я. Киселев, К.А. Занин, А.С. Федосин, О.С. Соколова, А.В. Кучеренко, М.А. Осипова, Д.С. Сентябов, М.Ю. Емельянников, А.П. Курило, Е.А. Лукашева, Д.С. Черешкина, И.В. Смалькова, А.С. Пиголкин, В.Л. Гейхман, А. Токаренко,  В.М. Баранов, И.М. Рассолов, М.А. Лапина, Л.Ф. Марин, Н.Г. Беляева, Е.Л. Никитин, Н. Свиридова и др., в работах, которых предприняты различные аспекты правового регулирования персональных данных. При этом вопросы теоретико-правового характера практически не изучались.
Между тем именно теоретико-правовое знание способно оказать существенную помощь законодателю в разработке юридических конструкций, позволяющих смоделировать будущий механизм реализации нормативных предписаний, направленных на урегулирование общественных отношений в области использования и защиты персональных данных и, тем самым, оптимизировать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных и муниципальных органов, а также минимизировать дефекты принимаемых нормативных правовых актов в данной области.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с защитой персональных данных.
Предмет исследования составили юридические нормы (международно-правовые, законодательства европейских государств и Российской Федерации), обеспечивающие защиту персональных данных физических лиц; практика реализации соответствующих положений федеральных законов в органах исполнительной власти Российской Федерации, организациях и учреждениях, а также организационно-правовой механизм защиты этих данных в автоматизированных информационных системах.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в установлении и раскрытии наиболее общих закономерностей в формировании и развитии института защиты персональных данных.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
 - обобщить, систематизировать и подвергнуть критическому анализу существующие в научной литературе взгляды по ключевым теоретическим и прикладным вопросам формирования и функционирования института защиты персональных данных на международном и национальном уровнях;
- изучить опыт международного сообщества и зарубежных стран в области правового обеспечения защиты персональных данных, выявить существующие тенденции в этой сфере и определить возможности использования этого опыта в законотворческой практике и правоприменительной деятельности органов государственной власти Российской Федерации;
- проанализировать нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере защиты персональных данных;
- выявить предпосылки формирования относительно самостоятельного нормативного комплекса, регулирующего общественные отношения в сфере защиты персональных данных, определить его место и роль в системе права;
- определить природу норм, составляющих данный нормативный комплекс, а также его системообразующие элементы;
- разработать универсальное понятие защиты персональных данных, пригодное как для научного исследования, так и для правоприменительной практики;
- раскрыть цель защиты персональных данных, а также содержание соответствующего субъективного права;
- определить принципы, на которых должно осуществляться правовое регулирование защиты персональных данных;
- выявить специфику правоотношений, связанных с защитой персональных данных;
- изучить, обобщить и синтезировать практику реализации российского законодательства, регулирующего защиту персональных данных в органах исполнительной власти Российской Федерации, а также в организациях и учреждениях;
- установить причины несоответствия  практики защиты персональных данных в органах исполнительной власти Российской Федерации, организациях и учреждениях требованиям федеральных законов;
- разработать предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в сфере защиты персональных данных, а также материального, организационного и технического обеспечения этой деятельности;
- подготовить методические рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в автоматизированных информационных системах.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили всеобщий диалектический метод познания и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы исследования, позволяющие изучать явления окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности (системный, анализ, синтез, индукция, дедукция, и др.). Активно применялись сравнительно-правовой, структурно-функциональный, формально-юридический, метод экстраполяции и др. В процессе работы над диссертацией использовались также социологические методы исследования, в частности, метод экспертных оценок.
Теоретическая основа исследования. В своем исследовании автор опирался на работы теоретиков права, а также специалистов в области отраслевых юридических наук: С.С. Алексеева, В.Л. Гейхмана, С.Ю. Головиной, Ю.И. Гревцова, Ю.А. Дмитриева, О.С. Иоффе, Н.М. Коркунова, А.П. Курило, В. В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.С. Пиголкина, М.Ю. Романовской, О.С. Соколовой, А. Токаренко,  Ю. Травкина, Е.Н. Трубецкой, А.С Федосина, Р.О. Халфиной, В.Н. Храпанюка, Д.С. Черешкина, М. Д. Шаргородского, Г.Ф. Шершеневича и др.
Значительное влияние на взгляды диссертанта оказали труды исследователей правовой проблематики обработки, хранения, передачи и защиты персональных данных: В.М. Баранова, И.Л. Бачило, М. Башлыкова, Е. Бродской, А. Волкова, М.Ю. Емельянникова, К.А. Занина, Ю. Кантемирова, А. Каптерева, И.Я. Киселева, А.В. Кучеренко,  А.М. Лушникова, М.В. Молодцова, В.Н. Монахова, М.А. Осиповой, А. Санина, Д.С. Сентябова, А. Серкго, О. Слепова, И.В. Смольковой, А. Токаренко, Е. Царева, Д.В.Черняевой, Д. Шишулина и др.
Источниковедческую базу исследования составили  международные правовые акты о правах человека в сфере защиты персональных данных,  законы ряда европейских государств, обеспечивающие защиту персональных данных, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные приказы в области защиты информации.
Эмпирической базой исследования явилась практическая деятельность сотрудников ОВД в сфере обработки и защиты персональных данных в Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве (ГУ МВД России по г. Москве).
Научная новизна диссертационного исследования. Настоящая работа является одним из первых монографических научных исследований, посвященных изучению общих закономерностей развития и функционирования института защиты персональных данных, в результате которого:
-  выявлены современные тенденции в правовом регулировании общественных отношений, связанных с защитой персональных данных в зарубежных странах и на уровне международного сообщества;
- раскрыты предпосылки формирования института защиты персональных данных в Российской Федерации и его системообразующие элементы, определены место и роль данного института в системе российского права, обоснованы его комплексный характер и межотраслевое значение;
- предложено авторское определение понятия защиты персональных данных;
- раскрыты и уточнены цель защиты персональных данных, теоретико-правовое содержание соответствующего субъективного права;
- предложена система принципов, на которых должно осуществляться правовое регулирование защиты персональных данных;
- на доктринальном уровне раскрыта специфика правоотношений, связанных с защитой персональных данных;
- установлены причины несоответствия практики защиты персональных данных в органах исполнительной власти Российской Федерации, организациях и учреждениях требованиям федеральных законов;
- выявлены пробелы и коллизии в правовом регулировании рассматриваемых общественных отношений;
- подготовлены предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в сфере защиты персональных данных;
- разработана авторская методика обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в автоматизированных информационных системах.
 На защиту выносятся следующие положения.
1. Анализ современной международной практики, а также опыта отдельных стран в сфере правового обеспечения защиты персональных данных позволяет констатировать наличие устойчивой тенденции к развитию универсализма в этой области, что выражается в формировании общих (наднациональных) подходов к паровому регулированию общественных отношений, связанных с защитой персональных данных, и  международных стандартов государственно-правовой защиты этих данных. Последние выступают правовым ориентиром в развитии российского законодательства, устанавливающего правовые механизмы защиты персональных данных, а также для соответствующей правоприменительной практики.
2. В современных условиях сложились предпосылки для обособления в системе права относительно самостоятельного нормативного комплекса, в котором по предметному признаку объединены разнообразные по своей природе правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные защитой персональных данных физических лиц.
В системе права его следует позиционировать как комплексный правовой институт – «институт защиты персональных данных», который составляют нормы международного публичного и частного права, а также конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, информационного и других отраслей национального права.
3. Комплексный характер данного института, а также предмета его регулирования не позволяет согласиться с его характеристикой как моноотраслевого, входящего в состав отрасли информационного права. Специфика общественных отношений, регулируемых данным институтом, а также отраслевая природа юридических норм его составляющих обуславливают межотраслевое (комплексное) регулирование.
Признавая высокую динамику развития данного института, его количественных и качественных характеристик, приходится констатировать, что на современном этапе он еще не приобрел признаков самостоятельной отрасли права, поэтому существующие в юридической науке заявления об отраслевой самостоятельности данного нормативного комплекса представляются ошибочными, лишенными  объективных оснований.
4. Институт защиты персональных данных является одной из юридических гарантий конституционных прав человека на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, которые корреспондируют юридические обязанности других субъектов на сохранять эту тайну и обеспечивать соответствующую конфиденциальность персональных данных. Именно эти конституционные права человека и сфера их реализации являются системообразующими элементами данного нормативного комплекса.
5. Под защитой персональных данных предлагается понимать действия субъектов соответствующих правоотношений, направленные на достижение определенной степени безопасности личной информация и персональных данных в целях:  
- предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения, подделки персональных данных субъектов;
- защиты от несанкционированного доступа и действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, касающейся персональных данных и предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы;
- защиты конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;
- обеспечение прав субъектов в информационных процессах при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
- предотвращение возможного ущерба субъекту персональных данных (нанесение вреда здоровью, незапланированные финансовые или материальные затраты, потеря субъектом свободы действий вследствие шантажа и угроз, осуществляемых с использованием персональных данных, нарушение конституционных прав субъекта вследствие вмешательства в его личную жизнь путем осуществления контактов с ним по различным поводам без его на то согласия).
6. Содержание права на защиту персональных данных составляют правомочия, ограничивающие возможность третьих лиц совершать какие-либо действия с персональными данными лица без его согласия, а также правомочия субъектов персональных данных контролировать действия операторов, обрабатывающих эти данные.
7. Правовое регулирование защиты персональных данных должно основываться на следующих принципах: конфиденциальность получаемых персональных данных, ограничение доступа к ним иных лиц; достоверность и полнота персональной информации; целевой характер персональной информации ее обработки и хранения; законность целей и способов ее сбора и обработки; добросовестность оператора; свободный доступ лица к своим персональным данным и право на полную информацию о них; недопустимость объединения баз персональных данных, созданных для несовместимых между собой целей; недопустимость создания информационных ресурсов персонального характера, закрытых или ограниченных в доступе для субъекта персональных данных, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом; гарантированность  государством субъективных прав лица, связанных с защитой его персональных данных.
8. Диссертантом определены особенности правоотношений, связанных с защитой персональных данных, которые состоят в следующем:
1) они имеют конституционно-правовую природу, т.к. связаны с обеспечением права человека на неприкосновенность частной жизни и смежных с ним конституционных прав в условиях, развития технологий автоматизированной обработки информации;
2) эти отношения связаны с реализацией прав (или полномочий) других субъектов, определенных Конституцией РФ, что порождает разнообразные конфликты интересов сторон данных правоотношений;
3) их участниками являются специфические субъекты: оператор баз данных, собственник баз данных, субъект персональных данных и уполномоченный орган, который рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение;
4) объектом этих отношений является любая документированная информация, содержащаяся в информационных системах, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу;
5) они обладают специфическим содержанием, особенности которого выражаются в том, что оператор имеет не только юридические обязанности, но и право на получение определенной информации о субъекте персональных данных, объем которой предусмотрен законами и подзаконными актами. Соответственно, у субъекта персональных данных возникает обязанность представить такую информацию, которая должна удовлетворять требованиям полноты и достоверности;
6) реализация субъективных прав их участников непосредственно зависит от этапов развития правоотношения;
7) эти отношения носят правозащитный характер.
9. Проведенный анализ содержания института защиты персональных данных, а также практики реализации его норм в деятельности органов исполнительной власти показал, что правовая основа защиты персональных данных в Российской Федерации не образует прочной, единой системы норм. Нормативные акты, закрепляющие соответствующие правовые нормы, содержат достаточно много неточностей, как теоретического, так и практического характера. Имеют место явные пробелы и коллизии в правовом регулировании рассматриваемых общественных отношений.
В целях совершенствования правого регулирования упомянутых отношений, а также преодоления выявленных негативных явлений в сфере защиты персональных данных, необходима конкретизация, уточнение и разъяснение положений закона, в частности, понятия «персональные данные», определения места персональных данных в системе информации ограниченного доступа. В этой связи предлагается:
- внести изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информа­ции» (в редакции Федеральных законов от 27.07.2010 г. № 227-ФЗ, от 06.0.2011 г. № 65-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 г. № 252-ФЗ), изложив п. 12 ст. 2 этого закона в следующей редакции: «оператор информационной системы – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в базах данных»;
- отнести персональные данные к государственной тайне, либо к конфиденциальной информации, закрепив в Федеральном законе норму следующего содержания: « … персональные данные, классифицированные по классу К1, К2 отнести к сведениям, составляющим государственную тайну. Персональные данные, классифицированные по классу К3, К4 к сведениям конфиденциального характера».
10. В целях обеспечения защиты персональных данных в современных условиях наряду с правовыми и организационно-техническими мерами по обеспечения информационной безопасности в целом и защиты персональных данных, в частности, должны быть реализованы такие меры неправового характера, как: разработка программ обеспечения информационной безопасности и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических способов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц, подготовка квалифицированных кадров для работы в сфере защиты персональных данных.
Вместе с тем необходимо повышать качество правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере защиты персональных данных, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере.
Теоретическая и практическая значимость работы. В диссертации решена научная задача, состоящая в подготовке научно обоснованных предложений по преодолению существующего противоречия содержания правового регулирования общественных отношений, связанных с защитой персональных данных в Российской Федерации, и объективными общественными потребностями, а также тенденциями государственной практики в данной сфере.
Результаты проведенного диссертационного исследования могут быть использованы:
- в нормотворческой деятельности, направленной на совершенствование правового регулирования общественных отношений, связанных с защитой персональных данных в Российской Федерации;
- при проведении фундаментальных и прикладных исследований, посвященных проблемам защиты персональных данных в рамках как общей теории государства и права, так и отраслевых юридических наук;
- в учебном процессе в высших учебных заведениях юридического профиля при изучении учебного курса «Теория государства и права», спецкурса «Правовые основы защиты персональных данных», а также в процессе подготовки специалистов в области информационной безопасности.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре  «Теории и истории государства и права» НОУ ВПО «Международный юридический институт», где было проведено ее рецензирование и обсуждение. Материалы исследования нашли отражение в научных публикациях авто, включая статьи в ведущих правовых журналах, рекомендованных ВАК России, излагались в научных докладах и обсуждались на научных конференциях, «круглых столах» и семинарах, а также использовались в учебном процессе юридического факультета и факультета СПО Международного юридического института при проведении учебных занятий по дисциплине теория государства и права.
Результаты исследования были апробированы в процессе разработки презентаций материалов о внедрении новых технологий обучения в процессе подготовки юристов, а также специалистов других профильных направлений и специальностей по вопросам защиты персональных данных.
Они были положены в основу разработанных диссертантом методических рекомендаций по обеспечению безопасности персональных дани при их обработке в автоматизированных информационных системах, эксплуатируемых в организациях и на предприятиях. Авторские рекомендации были использованы при разработке локальных правовых актов во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте, эксплуатирующем информационные системы, обрабатывающие персональные данные, для принятия технических и организационных мер по обеспечению соблюдения требований безопасности и реализации права граждан (педагогов, студентов, сотрудников) на защиту их персональных данных. Они внедрены в образовательный процесс этого ВУЗа и используются для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлениям: «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Прикладная информатика».
Структура и объем работы определены целью, задачами исследования, а также избранной автором логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения,  списка использованных источников и научной литературы, а также и приложения. В приложении содержатся, подготовленные автором «Методические рекомендаций по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в автоматизированных информационных системах».
 
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновываются актуальность темы диссертационного исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, освещаются вопросы теоретической разработанности темы, методологические основы исследования, раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации полученных результатов и структуре работы.
В первой главе «Правовые отношения в сфере защиты персональных данных» дана общая характеристика упомянутых в названии главы правоотношений, рассмотрены вопросы специфики их объекта, субъектов и содержания, а также эволюции правового регулирования этих отношений в различных национальных правовых системах.
Первый параграф посвящен анализу международной практики, а также опыта отдельных стран в сфере правового обеспечения защиты персональных данных. Диссертантом выявлены и раскрыты существующие в этой сфере тенденции, среди которых особо отмечено формирование общих («наднациональных») подходов к паровому регулированию рассматриваемых общественных отношений, а также международных стандартов государственно-правовой защиты персональных данных.
Кроме этого, диссертантом проанализировано законодательство ряда европейских государств в области правовой защиты персональных данных, выделены этапы его становления, обобщен положительной опыт нормативного регулирования рассматриваемых правоотношений и показаны перспективы его использования в законотворческой практики Российской Федерации. Особое внимание уделено вопросу формирования предпосылок становления законодательства о защите персональных данных в России.
Во втором параграфе диссертантом рассмотрено содержание правоотношений, связанных с защитой персональных данных. В работе обоснована связь этих правоотношений со сферой частной жизни человека, а также с конституционным правом человека на неприкосновенность частной жизни и информации о нем, отмечена объективная необходимость защиты этого права вообще и конфиденциальности персональных данных, в частности.
Защищенность – это действия уполномоченных субъектов, направленные на достижение определенной степени безопасности «объекта». В контексте темы настоящего исследования таким объектом являются информация о личности (персональные данные). Согласно общепризнанной точке зрения, защита персональных данных обеспечивается в целях сохранения конфиденциальности, целостности и недоступности такой информации для третьих лиц. На основании критического осмысления данного тезиса, диссертантом уточнены цели защиты персональных данных (см. положение на защиту № 5).
Под защитой персональных данных автором предложено понимать действия субъектов соответствующих правоотношений, направленные на достижение определенной степени безопасности личной информация и персональных данных в указанных целях.
Характеризуя право на защиту персональных данных, автор пришел к выводу, что его содержание составляют правомочия, ограничивающие возможность третьих лиц совершать какие-либо действия с персональными данными лица без его согласия, а также правомочия субъектов персональных данных контролировать действия операторов, обрабатывающих эти данные.
В работе рассмотрены общие и особые условия обработки персональных данных, уточнены принципы их защиты (см. положение на защиту № 7), проанализированы подходы к делению этих данных на категории, а также правовые ограничения их сбора, обработки и передачи.
Особое внимание уделено правовому положению контрольных и надзорных органов, осуществляющих соответствующие функции в отношении соблюдения законодательных положений о защите персональных данных в процессе их обработки. Диссертантом проведен сравнительный анализ российского законодательства и законодательства некоторых зарубежных стран, определяющих деятельность государственных органов, призванных контролировать сбор, обработку и защиту персональных данных, их статус, структуру и компетенцию. На этой основе сделан вывод о перспективах совершенствования институционального оформления деятельности данных органов в Российской Федерации.
В третьем параграфе рассмотрены теоретико-правовые вопросы субъектного состава правоотношений, связанных с защитой персональных данных, даны понятие и характеристика субъектов этих правоотношений. К таким субъектом диссертантом отнесены: оператор баз данных, собственник баз данных, субъект персональных данных и уполномоченный орган, который рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение.
В совокупности правоотношения, связанные с защитой персональных данных, образуют систему. Системные взаимосвязи этих правоотношений выявляется при анализе правовых статусов их участников. В работе проанализирована специальная правосубъектность участников рассматриваемых правоотношений и обоснован вывод о том, что специфика их субъектного состава составляет одну из существенных особенностей этих правоотношений.
Четвертый параграф посвящен теоретико-правовой характеристике объекта рассматриваемых правоотношений. В этом качестве, в самом общем виде, выступает любая информация, с помощью которой можно идентифицировать физическое лицо (субъекта персональных данных). Персональная информация – это зафиксированная на любом материальном носителе информация о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним.
Автор пришел к выводу, что объект рассматриваемых правоотношений имеет конституционно-правовую природу, т.к. он связан с обеспечением права человека на неприкосновенность частной жизни. По мнению диссертанта, объектом этих отношений, в строго юридическом значении, является любая документированная информация, содержащаяся в информационных системах, неправомерное обращение с которой (без согласия субъекта персональных) может нанести ущерб (имущественный и иной) ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу. Его следует рассматривать как особый объект государственно-правовой охраны, непосредственно связанной с обеспечением неприкосновенности частной жизни.
Объекты правоотношений, связанных с защитой персональных данных, могут быть классифицированы на общедоступные и специальные. Общедоступными являются данные, доступ к которым предоставлен неограниченному кругу лиц с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяются требования соблюдения конфиденциальности (фамилия, имя, отчество) и документы, подтверждающие личность, пол, возраст, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и т.п.
К специальным объектам относятся биометрические данные, сведения о состоянии здоровья и сексуальной ориентации, национальной, этнической и расовой принадлежности, о привычках и увлечениях, в том числе «вредных» (алкоголь, наркотики и др.), о религиозных и политических убеждениях (принадлежность к конфессии, членство в политической партии, участие в общественных объединениях, в том числе в профсоюзе, и др.), финансовом положении (доходы, долги, владение недвижимым имуществом, денежные вклады и др.), деловых и иных личных качествах, которые носят оценочный характер.
Указанные виды объектов имеют различные правовые режимы регулирования.
Во второй главе – «Правовое регулирование защиты персональных данных в современной России» приведен анализ нормативных правовых  актов, обеспечивающих защиту персональных данных в Российской Федерации, дана теоретико-правовая характеристика институту защиты персональных данных как элементу системы права.
В первом параграфе второй главы представлены результаты анализа норм федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения, связанные с защитой персональных данных, а также положений методических документов, содержащих рекомендации организационного и технического характера по обеспечению безопасности этих данных.
Проведенный анализ содержания рассматриваемого института, а также практики реализации его норм в деятельности органов исполнительной власти показал, что правовая основа защиты персональных данных в Российской Федерации не образует прочной, единой системы норм. Нормативные акты, закрепляющие соответствующие правовые нормы содержат достаточно много неточностей, как теоретического, так и практического характера. Имеют место явные пробелы и коллизии в правовом регулировании рассматриваемых общественных отношений.
Вместе с этим автор констатировал существование общественной потребности в совершенствовании существующей законодательной основы защиты персональных данных, в частности пересмотра принципов, методов и форм правового регулирования в сфере защиты персональных данных.
Во втором параграфе второй главы дана теоретико-правовая характеристика института защиты персональных данных как комплексного института права. В отечественной юридической науке, по мнению диссертанта, нет убедительного обоснования места и роли института защиты персональных данных в системе права. Автор подверг критике существующие в правовой литературе попытки характеризовать данный институт, как моноотраслевой, входящий в состав отрасли информационного права, а также заявления отдельных ученых об отраслевой самостоятельности данного нормативного комплекса.
Проанализировав место и роль рассматриваемого института в системе российского права, а также позиции разных правоведов по этому вопросу, диссертант обосновал вывод о том, что данный нормативный комплекс представляет собой сложный (комплексный) правовой институт, т.к. специфика общественных отношений, регулируемых данным институтом, а также отраслевая природа юридических норм его составляющих обуславливают межотраслевое (комплексное) регулирование данный отношений.
Этот институт образуют разнообразные по своей природе правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с защитой персональных данных физических лиц. В него входят нормы международного публичного и частного права, а также конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, информационного и других отраслей национального права.
Несмотря на высокую динамику его развития, данный институт в настоящее время еще не приобрел признаков самостоятельной отрасли права. Исходя из этого, существующие в юридической науке заявления об отраслевой самостоятельности данного нормативного комплекса автору представляются ошибочными, лишенными  объективных оснований.
В третьей главе «Формирование современных правоотношений, обеспечивающих защиту персональных данных человека» рассмотрены юридические коллизии в сфере защиты персональных данных и возможности их преодоления в юридической практике, определены пути и средства совершенствования законодательства по защите персональных данных в Российской Федерации.
В первом параграфе третьей главы рассмотрены правовые коллизии в сфере защиты персональных данных. В ходе решения этой задачи автор отметил: несогласованность понятийного аппарата федеральных законов № 152-ФЗ «О персональных данных», № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с нормами федерального законодательства, регулирующего обработку персональных данных в различных сферах общественной жизни; коллизионность норм, закрепленных в общих и специальных законах; отсутствие правового режима конфиденциальности у персональных данных (что с правовой точки зрения значительно усложняет проведение технической защиты информационных систем, обрабатывающих персональные данные); противоречивость и неопределенность норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства в сфере автоматизированной обработки персональных данных субъектов.
Анализ практики обработки, хранения и защиты персональных данных в органах исполнительной власти Российской Федерации показал, что в настоящее время информационные системы, хранящие персональные данные не приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства. Причины такого положения дел, кроме отмеченных выше дефектов нормативного регулирования, состоят в следующем: различное толкование положений закона операторами персональных данных; наличие технико-юридических дефектов в изложении технологии решения этих коллизий в федеральных законах и подзаконных актах; нехватка квалифицированных специалистов в области защиты информации; отсутствие штатных сотрудников по информационной безопасности; отсутствие методических рекомендаций по защите персональных данных; недостаточное количество организаций-лицензиатов, имеющих право на данный вид деятельности (по защите информации); высокая стоимость технических мероприятий по защите таких информационных ресурсов; ограниченное финансирование из средств федерального бюджета мероприятий по технической защите соответствующей информации; неадекватное значимости задачи обеспечения безопасности персональных данных отношение руководителей подразделений к этой проблеме; сложный порядок получения лицензии ФСТЭК России на  осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации, получение Аттестата аккредитации органа по аттестации ФСТЭК России).
Во втором параграфе третьей главы определены пути и средства  совершенствования законодательства по защите персональных данных. В ходе решения, поставленных в настоящем параграфе задач, диссертантом обоснован вывод о необходимости совершенствования существующей законодательной базы, в части пересмотра принципов, методов и форм правового регулирования в сфере защиты персональных данных, а также предложена теоретическая конструкция механизма правового обеспечения безопасности персональных данных, который, по мнению автора, представляет собой совокупность форм и способов государственной деятельности в сфере охраны и защиты персональных данных, а также государственные гарантии прав, составляющих объект соответствующих правоотношений.
В целях совершенствования правого регулирования рассматриваемых отношений диссертантом сформулированы предложения по внесению изменений в законодательство, обеспечивающее защиту персональных данных (см. положение на защиту № 9).
Для полноценного обеспечения защиты персональных данных в современных условиях наряду с правовыми и организационно-техническими мерами по обеспечения информационной безопасности в целом и защиты персональных данных, в частности, должны быть реализованы меры неправового характера, в числе которых названы: разработка программ обеспечения информационной безопасности и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических способов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц, подготовка квалифицированных кадров для работы в сфере защиты персональных данных.
Вместе с эти, по мнению диссертанта, необходимо повышать качество правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, связанной с предупреждением и пресечением правонарушений в сфере защиты персональных данных, а также выявлением, изобличением и привлечением к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере
В заключении обобщены выводы автора, сделанные в отдельных параграфах и главах, изложены предложения, направленные на преодоление выявленных коллизий в правовом регулировании общественных отношений, связанных с защитой персональных данных, и повышение его эффективности в Российской Федерации.
 
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных
журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России
1. Белгородцева Н.Г. Об особенностях правового регулирования в области защиты информации персонального характера //  Современное право. -2011. - № 2.- С.
2. Белгородцева Н.Г. Об особенностях юридических конструкций в области защиты информации персонального характера // Право и образование. - 2011. - № 5.- С.
Статьи, опубликованные в других изданиях
3. Белгородцева Н.Г. Проблемы правового регулирования защиты персональных данных // Статьи и материалы выступлений участников Четвертой Общегородской научно-практической конференции «Студенческая наука». г. Москва, Международный юридический институт, 25-26 октября 2010 г. /Отв. Ред.    – Москва: 2010. – С.  
4. Белгородцева Н.Г. О проблемах дефинирования юридических конструкций в области защиты информации персонального характера // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов Международного юридического института.
 
 
 

 
[1] Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 25.07.2011 г. № 261-ФЗ) //  Росс. Газета. 2006 г. 29 июля, 2011 г. 28 июля.
 
 

 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0